Власть и общество в годы войны — история России

Trojden | Власть и общество в годы войны: Киселев А. Ф. — 9 класс

«Братья и сёстры!» Руководители страны понимали, что только патриотизм, любовь к Родине способны коренным образом переломить положение на фронте и стать фундаментом будущей победы.

И. В. Сталин 3 июля 1941 г. обратился по радио к населению с непривычными словами: «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои». Характеризуя сложившееся положение, он отметил: «Дело идёт о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР».

Патриотический подъём воскресил в памяти советских людей Отечественную войну 1812 г., героические подвиги предков, их борьбу против агрессоров за независимость страны. В августе И. В. Сталин, беседуя с американским представителем А.

Гарриманом, отметил: «Население не стало бы сражаться за нас, коммунистов, но оно будет сражаться за матушку-Россию».

В ноябре, когда немецкие войска стояли под Москвой, И. В.

Сталин с трибуны Мавзолея вновь выступил перед воинами: «Пусть вас в этой войне вдохновляют героические образы наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова». Опора на патриотизм и историческую память стала важной частью внутренней политики советского руководства.

Летом 1942 г. в один из тяжелейших периодов войны правительство учредило ордена, названные в честь великих русских полководцев: А. В. Суворова, М. И. Кутузова и Александра Невского.

В интересах укрепления антигитлеровской коалиции правительство пошло на роспуск в 1943 г. Коминтерна. Это решение продемонстрировало миру, что главная цель Советского Союза в войне — освобождение страны от захватчиков, а не подготовка мировой революции.

Изменилось отношение советского правительства к церкви. Деятельность Русской православной церкви по сбору денежных средств и ценностей для нужд действующей армии способствовала налаживанию диалога с государством.

Ещё в первый день войны митрополит Сергий обратился ко всем верующим и духовенству с призывом стать, как один, на борьбу с врагом: «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины». 4 сентября 1943г. И. В. Сталин и В. М. Молотов приняли митрополитов Алексия, Николая и Сергия.

Последний 8 сентября был избран Патриархом Московским и всея Руси. В рядах Красной армии находились миллионы православных, геройски сражавшихся с фашистами. Многие из них не возвращались из боя, и церковь «освящала это их жертвенное служение Родине». Представители разных конфессий (христиане, мусульмане, иудеи и др.

), проживавшие в Советском Союзе, выступили единой силой против захватчика. Борьбу с врагом каждый из них считал священным долгом.

Орден Александра Невского

«Родина-мать зовёт!». Художник И. М. Тоидзе. Плакат создан в первый день войны и напечатан 23 июня 1941 г.

В ночь на 1 января 1944 г. на радио прозвучал новый Государственный гимн. Он начинался словами: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь». Содержание гимна пронизывала идея, что великую победу обеспечил великий подвиг многонационального народа. Прежний гимн «Интернационал» сохранялся как партийный.

После победы в Сталинградской битве в печати и на радио была развёрнута кампания по возвеличиванию решающей роли партии и Верховного главнокомандующего в разгроме врага.

Политика в отношении военнопленных. Депортация. Недоверие власти к солдатам и офицерам, оказавшимся в плену, усиливалось по мере отступления армии на восток. Согласно приказу № 270 от 16 августа 1941 г.

, от каждого военнослужащего требовалось «драться до последней возможности», тех, кто сдавался в плен, предписывалось «уничтожать всеми средствами». Пленные объявлялись изменниками Родины, их близкие подлежали ссылке.

Таким образом уравнивались дезертиры, трусы и те, кто попал в плен по вине командиров, кто дрался до последнего патрона, раненые и больные.

После окончания войны в ходе репатриации советские граждане проходили проверку в специальных (фильтрационных) лагерях НКВД. Всего к марту 1946 г. было репатриировано 3,5 млн гражданских лиц и 1,8 млн военнопленных.

В годы войны проводилась депортация отдельных народов Советского Союза: в 1941—1942 гг. — советских немцев из Республики Немцев Поволжья, в 1944 г. — чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар.

В официальных документах говорилось, что эти акции вызваны задачами ликвидации бандитизма и очистки территории от антисоветских, шпионских элементов, наказания за пособничество фашистам и выступления против советской власти.

Общее число высланных представителей отдельных народов в Казахстан, Среднюю Азию и Сибирь составляло 1,5 млн человек.

В тылу воюющей страны. Война кардинально изменила быт советских людей. Массовые мобилизации в армию резко сократили численность работающего населения. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины, подростки и старики. Отменялись отпуска, заводы переводились на круглосуточный режим, продолжительность рабочего времени увеличилась до 11 часов.

Миллионы людей в тылу работали под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!» Широкое распространение получил призыв «Заменим у станков наших отцов, братьев, мужей и сыновей, ушедших на фронт!». Росло число людей, перевыполнявших производственные задания на 200, 300, 1000%. В 1942—1944 гг.

количество стахановцев и ударников увеличилось с 2,8 до 4,2 млн человек.

Рабочие Мотовилихи

Остро стояла проблема снабжения населения продовольствием. К концу 1941 г. в стране была введена карточная система.

По нормам снабжения население делилось на четыре группы: рабочие, служащие, иждивенцы и дети до 12 лет. Рабочие в среднем получали по 800 г хлеба, служащие — 500, иждивенцы и дети — 400 г.

Выдача других продуктов (мяса, рыбы, жиров, сахара, крупы) была незначительной и нерегулярной. В 1942—1944 гг. нормы отпуска хлеба по карточкам постоянно снижались.

Для восполнения недостатка в продуктах в городах развивали индивидуальное и коллективное огородничество.

Деревенское население в основной массе питалось продуктами, выданными в колхозах в счёт оплаты труда, а также с личного подсобного хозяйства.

Труженики тыла, затаив дыхание, ждали сообщений о положении на фронте Советского информационного бюро (Совинформбюро), которое возглавлял руководитель московского комитета партии А. С. Щербаков. Для миллионов людей родным стал голос диктора Всесоюзного радио Ю. Б. Левитана.

Наука и культура на службе фронту. В военных условиях советские учёные решали сложные научно-технические проблемы, связанные с укреплением обороноспособности страны и совершенствованием систем вооружения.

С этой целью Академия наук СССР образовала Координационный центр, в который вошли академики О. Ю. Шмидт, Е. А. Чудаков, Н. Н. Семёнов, А. Ф. Иоффе, А. И. Фрумкин, В. П. Никитин, П. Л. Капица, А. М. Терпигоров, Л. М. Орбели.

Важное значение имели работы академиков Б. А. Введенского, Л. И. Мандельштама, Н. Д. Папалекси, В. А. Фока, А. И. Берга, Ю. Б. Кобзарева в области радиотехники и радиолокации.

Созданные ими установки использовались в противовоздушной обороне Ленинграда, Москвы и Сталинграда. Открытия академика П. Л.

Капицы в области низких температур позволили получить жидкий кислород, применявшийся в производстве взрывчатых веществ.

Академики С. И. Вавилов и А. Е. Арбузов усовершенствовали оптические приборы, перископы, люминесцентные лампы для подводных лодок. И. И. Китайгородский создал бронированное стекло, коллектив физиков (А. П. Александров, Б. А. Гаев, В. Р. Регелль, П. Г. Степанов, И. В. Курчатов и др.) разработал эффективное средство защиты кораблей от магнитных мин.

Исследования в области физики атомного ядра и космических лучей, проводившиеся накануне войны, были возобновлены в 1942 г. по инициативе Г. Н. Флёрова. В сооружении мощного циклотрона, работе по осуществлению цепной реакции на естественном уране в ядерном реакторе принимали участие выдающиеся физики А. И. Алиханов, Я. Б. Зельдович, Ю. Б. Харитон, И. К. Кикоин.

Большой вклад в решение задач по теории устойчивости конструкции самолётов на больших скоростях внесли физики М. В. Келдыш, С. А. Христианович. Накануне войны был сооружён новый комплекс Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) с современным оборудованием.

15 мая 1942 г. прошли испытания первого самолёта с жидкостным реактивным двигателем БИ-1 (конструкторы А. Я. Березняк, А. М. Исаев, Л. С. Душкин). Активно работали в области самолётостроения конструкторские бюро (КБ) А. И. Микояна, П. О. Сухого, С. А. Лавочкина, А. С.

Яковлева.

Советские врачи — Н. Н. Бурденко, Е. И. Смирнов, Ю. Ю. Джанелидзе, М. В. Вовси, Ю. В. Другов, А. И. Абрикосов и многие другие — подняли военно-полевую хирургию и санитарное дело на более высокий уровень. Они спасли жизни тысяч людей.

Развивалась литература, в которой ведущими темами стали патриотизм и героизм народа, его вера в победу и ненависть к захватчикам. Звучали по радио и публиковались в армейских и центральных газетах статьи, очерки, рассказы М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, И. Г. Эренбурга, В. С. Вишневского, В. С. Гроссмана, Б. Л. Горбатова.

Почтовая карточка

Первая повесть о войне, опубликованная летом 1942 г., — «Народ бессмертен» В. С. Гроссмана — раскрывала суровую правду фронтовых будней. Тогда появились пьесы К. М. Симонова «Русские люди», Л. М. Леонова «Нашествие», А. Е. Корнейчука «Фронт».

Многие лирические стихи М. В. Исаковского, в частности «Катюша», «Огонёк», «В лесу прифронтовом», были положены на музыку и стали песнями, которые звучали в тылу и на фронте. Популярностью пользовались стихи-песни А. И.

Фатьянова «На солнечной поляночке», «Соловьи», А. А. Суркова «Землянка» и многие другие. По свидетельству современников, стихотворение К. М.

Симонова «Жди меня, и я вернусь» бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали друг другу.

Всеобщее признание получила поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», правдиво рассказывавшая о жизни бойца, не унывающего в любых ситуациях, полного оптимизма, искрящегося юмора, любви к Отечеству и родному дому.

А. А. Фадеев в 1943 г. в «Правде» опубликовал очерк «Бессмертие» о деятельности краснодонского подполья в годы оккупации, в дальнейшем переработанный в роман «Молодая гвардия» (1945).

В июле 1941 г. артисты московских театров сформировали первую фронтовую бригаду для поездки в действующую армию.

В составе фронтовых бригад выступали актёры Большого и Малого театров, МХАТа, Театра сатиры, Ленинградского ТЮЗа, Орловского, Калининского, Смоленского и других драматических театров.

С особой теплотой фронтовики встречали исполнительницу русских народных песен Л. А. Русланову и эстрадную певицу К. И. Шульженко.

24 июня 1941 г. газеты опубликовали текст песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача (композитор А. В. Александров). Народ воспринимал песню как гимн Отечественной войне, подвигу, священному долгу борьбы с фашизмом.

5 марта 1942 г. прозвучала Седьмая симфония, над которой Д. Д. Шостакович работал в осаждённом Ленинграде. Это музыкальное произведение необыкновенной силы вскоре исполнялось симфоническими оркестрами других стран.

Портрет А. Т. Твардовского. Художник О. Г. Верейский

Ленинград. 1942 г.

В жанре военных плакатов плодотворно работали талантливые художники: Л. Ф. Голованов, В. Б. Корецкий, Н. Н. Жуков, Б. Е. Ефимов, Д. А. Шмаринов, Кукрыниксы (творческий коллектив трёх художников) и др.

В ноябре 1942 г. на экраны вышел первый за годы войны художественный фильм «Секретарь райкома» (режиссёр И. А. Пырьев).

Поколение победителей. Отечественная война 1941—1945 гг. не случайно названа Великой. По подсчётам современных историков, на различных её этапах в действующей армии с обеих сторон участвовало от 8 до 13 млн человек, а из 1418 суток — 1320 приходились на наступательные действия той или иной противоборствующей стороны.

Нацистская Германия держала на советско-германском фронте большую часть своих боевых частей (72%) и понесла здесь наибольшие потери — 6,5 млн человек.

Безвозвратные потери советских Вооружённых сил (убитые, раненые, умершие от ран и болезней, пленные) составили 9,2 млн человек, прямые людские потери СССР в 1941 — 1945 гг.

, включая гражданское население, — примерно 27 млн человек (12—13% всей численности населения страны). Союзники потеряли: США — 405 тыс. человек (0,3% населения страны), Великобритания — 375 тыс. (0,9%).

На Прохоровском поле. 12 июля 1993 г. Фото. Автор П. Кривцов

В последние годы на Западе вновь возобновились попытки переписать историю Второй мировой войны, внедрить в массовое сознание мысль о решающем вкладе американцев и англичан в общую Победу. Приведённые данные опровергают эти идеологические измышления.

В самые тяжёлые месяцы войны, когда, казалось, испытания превышали меру человеческих сил и возможностей, чувство патриотизма и вера в окончательную победу над врагом не покидали советских людей. Так было и на фронте, и в тылу.

Даже в плену советские люди находили в себе силы и мужество сопротивляться. Невероятным по смелости был побег лётчика М. Девятаева и девяти его товарищей. Узники лагеря Заксенхаузен, они в феврале 1945 г. завладели немецким бомбардировщиком и перелетели на советскую сторону. В немецких лагерях создавались подпольные комитеты для борьбы с врагом.

Читайте также:  Установление строя народной демократии. участие болгарии в войне - история России

Солдаты-победители. 1945 г.

С окончанием войны люди связывали свои надежды на новую, лучшую жизнь. Познавшие военные тяготы и пережившие смерть боевых друзей, они считали, что победа откроет новую страницу их жизни.

«Вот, ребята, дожить бы. После войны какие это будут счастливые люди! Какая счастливая, какая красивая будет жизнь.

Люди, которые пережили столько, они будут друг друга жалеть, сколько добра среди людей станет», — мечтали фронтовики.

Репатриация — возвращение на родину военнопленных, беженцев, перемещённых лиц.

Депортация — высылка.

Вопросы и задания

1. В чём, по вашему мнению, заключались основные трудности фронтовых и тыловых будней?

2. Каковы причины творческого подъёма писателей, поэтов, композиторов в годы войны? Где лежали истоки высокой духовности советских людей?

ИТОГИ ГЛАВЫ 4

Великобритания и Франция знали об агрессивных планах Гитлера расчленить Чехословакию. Они могли помешать их реализации, но предпочли пойти в Мюнхене на сделку с агрессором, что приблизило начало Второй мировой войны.

Летом 1939 г. западные державы в ходе англо-франко-советских переговоров отказались принимать на себя какие-либо военные обязательства по совместному отпору фашистской агрессии. Срыв переговоров означал международную изоляцию СССР. В этих сложнейших условиях советское руководство пошло на заключение пакта о ненападении с Германией.

22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Фашисты поставили перед советским народом вопрос о жизни, о независимости нашего государства и получили достойный ответ.

Народы Советского Союза не сломили поражения первых месяцев войны. Красная армия понесла огромные потери, но не рассыпалась под ударами вермахта, как это было с армиями других стран. Напротив, мобилизовав силы, проявив мужество, отвагу, советские войны нанесли врагу мощный удар под Москвой.

Победа советских войск в Московской битве означала срыв гитлеровского плана молниеносной войны. Затем последовала победа под Сталинградом, а разгром летом 1943 г. фашистов под Курском знаменовал собой коренной перелом в Великой Отечественной войне. Впереди были суровые бои 1944 г., зимы—весны 1945 г., битва за Берлин и радость победы.

Свой вклад в победу над фашизмом внесли союзники СССР по антигитлеровской коалиции, объединившей государства с различным социальным строем. Однако решающий удар по гитлеровской Германии нанёс Советский Союз, защищая свою страну и многие другие страны и народы.

Подвиг народа увековечили в стихах, прозе и киноискусстве представители советской культуры. Культура периода Великой Отечественной войны проникнута чувством служения своему народу, верой в победу.

Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-9-class-kiselev-2013/23

Советское общество и власть в годы Великой Отечественной войны

В начале войны общество было дезорганизовано, массовые репрессии в вооруженных силах в 1937-1938 годах лишили ее более 40 тысяч командиров, политработников, военных инженеров и специалистов. Были репрессированы многие ученые, преподаватели военных академий и училищ.

Это оказало пагубное влияние на ее моральное состояние, усилилась атмосферу недоверия, упала дисциплина, наметился определенный отрыв командного состава от рядовых красноармейцев.

Наряду с глубоким патриотизмом, самопожертвованием, верой в правильность своего дела, советский народ испытывал чувство страха, неуверенности и скрытого неуважения к власти.

Важнейшим элементом политической системы, накануне войны, стала партия, слившаяся с властью в единый партийно — государственный аппарат. Война вызвала необходимость коренным образом изменить методы управления обществом, которые перестраивались по правилам минимального количества звеньев сверху донизу, а также простоты, оперативности и надежности процедур управления.

В годы войны не практиковались длинные речи, доклады, формальные заседания и совещания. Все делалось экономно, сжато и с большой определенностью. Партия продолжала оставаться главным идеологом борьбы советского народа против фашизма. Идеологическая пропаганда КПСС велась через радио, газеты, плакаты.

Партия сумела вдохновить наших людей на героизм и победу над врагом любой ценой.

Начавшаяся война вызвала серьезные изменения и в официальной религиозной политике. За одну ночь немецкое вторжение превратило Русскую Православную церковь в приверженца режима.

Был восстановлен патриархат, создано несколько семинарий. Однако на самом деле подчинение государству осталось прежним, разве только оно приняло более мягкие формы.

В годы войны были восстановлены офицерские и генеральские звания, погоны. Введены ордена Суворова, Кутузова, Невского.

Советская армия в годы Великой Отечественной войны. Коллаборационизм.

Коллаборационизм — это сотрудничество во время войны с неприятелем. В 1942 г.

в нацистской Германии по предложению ряда бывших белогвардейских генералов начала формироваться так называемая Русская национальная народная армия, а в 1944 г по инициативе генерала Власова был учрежден Комитет освобождения народов России cуществовали в Германии Украинская и Белорусская Рады, национальные комитеты северокавказский, азербайджанский и т. п.

Всего, по некоторым подсчетам, в германских вооруженных силах служили от 700 тыс до 1 млн советских граждан, в основном из числа военнопленных, кроме того, от 200 до 300 тыс. служили в полицейских формированиях. К ним следует отнести и тех, кто служил на оккупированных территориях в органах местной администрации

Причины: наличие в стране большого числа людей, пострадавших от красного террора в годы Гражданской войны, от сталинских репрессий и преследований, крестьяне, подвергшиеся насильственной коллективизации, ссылкам, жертвы сталинских чисток в армии и госаппарате, десятки тысяч людей из национальных регионов, пострадавших от насильственной депортации, составляли значительный слой людей, недовольных советским режимом. И многие из них, оказавшись в плену или на оккупированной территории, примкнули к противнику, к сотрудничеству с ним в разных формах и областях. Многие военнопленные перешли на службу к немцам из-за угрозы физической смерти в концлагерях. Тысячи советских солдат и офицеров попали в плен в результате беспорядочного отступления Красной Армии, наступления вермахта и просчетов советского военного командования.

Все это, вместе взятое, и составило базу для советского коллаборационизма, который во многих случаях был следствием сталинской системы, сопровождавшейся террором, преследованиями и чистками.

Антигитлеровская коалиция.

Одной из главных задач внешней политики Советского Союза явилось создание антигитлеровской коалиции. Предпосылками для ее образования явились: освободительные цели в войне для большинства стран; общая опасность, находившая от фашистского блока.

22 июня 1941 года премьер-министр Англии Черчилль, а 24 июня президент США Рузвельт заявили о намерении их стран оказать помощь Советскому Союзу в его борьбе против Германии

12 июля 1941 года было подписано Англо-советское соглашение о совместном действии в войне против Германии, СССР и Англия обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку, а так же не вести переговоры, не заключать перемирия или мирный договор, кроме как с обоюдного согласия. Предложение СССР об открытии фронта на севере Франции было отклонено.

В августе 1941 года Рузвельт и Черчилль, встретившись в Атлантическом океане у берегов Канады, подписали так называемую хартию, которая излагала официальные цели США и Великобритании. Хартия была сформулирована в демократическом духе.

Но в ней указывались пути ликвидации фашистского порядка.

Для выполнения этих взаимных обязательств существовало три формы сотрудничества, государств коалиции: военная, войне — и стала одним из программных документов антигитлеровской коалиции.

материальная помощь, политическая.

С целью материализации всех ресурсов союзные страны в Москве (29 сентября-1 октября 1941 года) состоялась конференция трех держав – Советский Союз, США и Великобритания, принявших решение об англо-американских поставках вооружения и стратегических материалов на ближайшие девять месяцев. Вскоре правительство США предоставило Советскому Союзу кредит в сумме 1 миллиард долларов, и распространил на СССР действие закона о «ленд – лизе».

Победа под Москвой (декабрь 41 года) содействовала окончательному оформлению антигитлеровской коалиции. 26 мая 1942 года в Лондоне был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе. Договор предусматривал так же сотрудничество и оказание взаимной помощи после войны.

Вместе с тем, между участниками антифашисткой коалиции существовали глубокие расхождения относительно целей войны и программы послевоенного устройства мира.

Советский Союз видел цели войны в разгроме фашистской Германии, освобождении порабощенных народов, восстановлении демократии, создании условий для прочного мира. США и Великобритании считали главной целью войны ослабление Германии и Японии как основных конкурентов. В то же время Западные державы стремились сохранить Германию и Японию как военную силу для борьбы против СССР.

На протяжении всей войны СССР строго соблюдал взятые на себя союзнические обязательства. В ходе советско-английских и советско-американских переговоров была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 году.

После битвы под Сталинградом и тем более под Курском правящие круги США и Англии пришли к выводу, что СССР может один разгромить Германию и освободить Европу.

В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел трех держав, на которой западные союзники проинформировали советскую сторону о планах открытия второго фронта в мае-июне 1944 г.

, которое было явно запоздалым, т.к. исход войны был предрешен.

СССР в войне понес наибольшие потери, но с другой стороны наступление союзнических войск ускорило разгром фашистской Германии, приковав к себе до 1/3 ее сухопутных войск.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a37901.html

Власть и общество в годы Великой Отечественной войны

Власть и общество в годы Великой Отечественной войны

Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны

22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские вой­ска получили условный сиг

нал «Дортмунд», по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нане­сен артиллерийский удар, а через несколько минут вра­жеские полчища вторглись в пределы СССР.

Крупные силы германской авиации обрушили тысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железные дороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спя­щие города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч.

Для советского народа нача­лась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечествен­ная война.

По истории Великой Отечественной войны изданы десятки тысяч работ, в том числе и фундаментальные многое томные издания, в которых всесторонне отражаются события военных лет, крупные военные операции, имевшие переломный характер во Второй мировой войне, и многое другое. Любой, кто интересуется более подробно историей войны, может изучить эту литературу. Мы же остановимся на показе основных направлений деятельности советского тыла и боевых действий советских Вооруженных Сил в во­енно-стратегических операциях на фронтах войны.

Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны

Первостепенную роль в войне сыграло Советское социалистическое государство с разветвленной системой общественных организаций, то есть советский политический строй.

Война есть продолжение политики средствами насилия. Политика пронизывает и определяет все содержание войны — ее цели, направление, источники сил.

В годы войны внутри классов советского общества произошли существенные перемены. Прежде всего, изменились численность и состав рабочих.

Более трети их ушло в ряды Красной Армии, а многие, не успев эвакуироваться, остались на временно занятой врагом территории.

Среди нового пополнения рабочих и служащих преобладали женщины и молодежь, удельный вес которых на производ­стве значительно увеличился.

Изменилось и географическое размещение рабочих и служащих. В связи с эва­куацией промышленных предприятий 30-40 процентов кадровых рабочих, занятых на этих предприятиях, из европейской части СССР перебазировались за Урал и в районы Средней Азии. Это повысило роль рабочих среди местного населения.

Происшедшие в рабочем классе перемены не снизили его трудовой и политиче­ской активности. Коммунистическая партия провела огромную работу по воспита­нию нового пополнения рабочих и служащих.

Опорой партии в этом важном деле и костяком заводских коллективов были старые кадровые рабочие, имевшие хоро­шую революционную закалку, высокую квалификацию и большой жизненный опыт.

Под их руководством вновь пришедшие на производство быстро овладевали специаль­ностью и показывали образцы самоотверженного труда.

Существенные изменения произошли и в колхозном крестьянстве. Большинство мужского населения деревни было мобилизовано в армию. Многие колхозники ушли на фабрики и заводы. Общая численность трудоспособного крестьянского населения в 1944 г. сократилась по сравнению с 1940 г. почти на 14 млн. человек.

Читайте также:  Сближение ссср с францией и англией в 1934 г. - история России

Особенно рез­ко уменьшилось число трактористов, комбайнеров, механиков и других наиболее квалифицированных специалистов. Основная тяжесть работы легла на женщин, подростков и стариков, составлявших четыре пятых всех работавших в колхозах и совхозах.

Между тем труд в сельском хозяйстве требовал огромного физического напряжения, так как техническая его во­оруженность в связи с войной стала намного слабее.

Перестройка всей жизни страны на военный лад нача­лась с первых дней войны. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осу­ществлять высшее стратегическое руководство Вооружен­ными Силами.

29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всей определеннос­тью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, и намечался ряд первоочередных задач по перестройке хо­зяйства на военный лад.

Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистским агрессором требо­валось создать иные органы государственного управления. Такая форма организации власти в военных условиях была найдена в лице Государственного Комитета Обороны, со­зданного 30 июня 1941 г. под председательством И. В. Стали­на. В него вошли также В. М. Молотов, Л. П.

Берия, К. Е. Во­рошилов, Г. М. Маленков и др. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве: все граждане, партий­ные и советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. В целях дальнейшей концентрации власти ГКО СССР осенью 1941 г.

учредил более чем в 60 городах прифронтовой полосы местные чрез­вычайные органы власти — городские комитеты обороны. Они возглавлялись первыми секретарями обкомов или гор­комов партии.

Городские комитеты обороны оперативно ру­ководили мобилизацией населения и материальных ресур­сов на строительство оборонительных рубежей, созданием народного ополчения, организовывали перепрофилирование местных предприятий на выпуск вооружения и боевой тех­ники.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в Советском государстве. Своеобразным про­образом ГКО являлся созданный еще в годы Гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы Граждан­ской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крес­тьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматри­вались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких плену­мов, а тем более съездов партии не проводилось, все кар­динальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его председателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, что даже важней­шие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком.

Такой под­ход нередко приводил к субъективизму, однако в сложив­шейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов.

Он являлся Генераль­ным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета Народ­ных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и наркомом обороны СССР, возглав­лял Ставку Верховного Главнокомандования.

Рекомендуем ознакомится: http://www.refsru.com

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya-stran/30720-vlast-i-obshchestvo-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny

Власть и общество во время войны

Глава 11 СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

§ 4. Власть и общество во время войны

Тыл.Борьба с нацизмом вызвала в СССР значительные морально-психологические сдвиги. Несмотря на сохранение тоталитарного режима, в экстремальных условиях фронта и тыла многие люди чувствовали себя более свободно, чем ранее. Росло самоуважение людей, усилиями которых достигались победы.

По мере военных успехов рос авторитет Коммунистической партии. К июню 1941 г. в рядах ВКП(б) насчитывалось около 4 млн человек. За годы войны в нее вступили 5,3 млн человек, из них 3 млн погибло.

В тяжелых условиях войны власть сделала шаги навстречу нуждам населения, отойдя от жесткого проведения коммунистических принципов. В 1943–1944 гг.

были расширены рыночные отношения – крестьяне получили права на приусадебные участки. Власть разрешила рынки-толкучки, а также коммерческие магазины, где цены были выше, но выбор товаров – шире.

Все это напоминало НЭП, хотя большинство людей продолжали получать скудные пайки по карточкам.

Чувствуя изменение настроений в обществе, важность патриотизма, Сталин восстановил некоторые дореволюционные традиции страны.

Было признано право на существование Русской православной церкви и других конфессий. Вернувшись из эвакуации в Москву 31 августа 1943 г., митрополит Сергий встретился со Сталиным.

На этой встрече были согласованы важнейшие меры по восстановлению церковной жизни, монастырей и храмов. 8 сентября Сергий был избран патриархом. После смерти Сергия 15 мая 1944 г. патриархом 2 февраля 1945 г.

был избран Алексий I.

В 1943 г. в армии были введены погоны и традиционные офицерские звания, которые существовали до революции. Лучшие части Советской армии стали именоваться гвардейскими. Официальная пропаганда поднимала на щит военачальников, защищавших Родину во времена самодержавия, – Суворова, Кутузова, Нахимова и др. В 1944 г.

был принят новый патриотический гимн СССР, заменивший Интернационал. Наряду с восхвалением Ленина и Сталина он содержал слова «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь». Связь русских национальных традиций и нынешней борьбы против нацизма подчеркивалась в произведениях литературы и кинематографа.

В то же время репрессии обрушились на целые народы, по тем или иным причинам казавшиеся Сталину опасными. Формальным основанием для этого являлось сотрудничество отдельных представителей народов с фашистами. Применяя коллективное наказание, государство не уделяло внимания выяснению индивидуальной вины коллаборационистов, карая людей в большинстве своем невиновных.

Еще 28 августа 1941 г. была ликвидирована Автономная Республика Немцев Поволжья. В восточные регионы СССР было выселено свыше 1 млн немцев Поволжья. В 1943 г. НКВД в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР и постановлением СНК СССР от 28 октября 1943 г. провел переселение калмыков в восточные районы страны. Была ликвидирована их государственность.

Такая же участь постигла в начале ноября 1943 г. карачаевцев, в феврале 1944 г. чеченцев и ингушей, в марте 1944 г. балкарцев, в мае 1944 г. крымских татар, а также представителей других национальностей. Из пограничных районов Грузии в 1944 г. было выселено несколько тысяч турок, курдов, хемшилов.

Людям даже не дали взять с собой основную часть своего имущества, и многие по дороге умерли от голода и холода.

Вооруженное сопротивление УПА и «лесных братьев», развернувшееся на западе Украины и в странах Прибалтики, также подавлялось с помощью депортаций населения, подозревавшегося в поддержке повстанцев. Из западных областей Украины и Белоруссии было депортировано в Азию около 300 тыс. человек, из Литвы – 400 тыс., Латвии – 150 тыс., Эстонии – 50 тыс., Молдавии – несколько тысяч.

Культура.Великая Отечественная война вызвала мощный подъем во всех областях художественного творчества. Основными же видами искусства стали кино и музыка.

Первой реакцией на войну явились «Боевые киносборники». Они состояли из двух-трех коротких сюжетов. «Чапаев с нами» появился буквально на третий день после начала войны.

В нем легендарный командир оказывался живым и, перебравшись на другой берег Урала, призывал бойцов Красной армии бить врага. Вслед за этим на экраны вернулись киногерои 30-х гг.

: Максим из «Трилогии о Максиме», Стрелка из «Волги-Волги», медсестра Чижик из «Фронтовых подруг» и др.

Какое-то время по инерции продолжали выходить фильмы, упрощавшие тяжелую реальность (первая картина о войне режиссера Ф. М. Эрмлера «Она защищает Родину»).

В 1942 г. на экраны вышел фильм «Секретарь райкома» И. А. Пырьева с более реалистичным, чем обычно, главным героем – партийцем. Таким же по духу стал фильм Л. Д. Лукова «Два бойца» (1943), его герои в исполнении Б. Ф. Андреева и М. Н. Бернеса мгновенно стали всенародными любимцами.

Простыми человеческими чувствами были проникнуты кинокартины «Жди меня» А. Б. Столпера и Б. Г. Иванова (1943), «Радуга» М. С. Донского (1943). Новое по духу советское кино достигло своей вершины в фильме С. А. Тимошенко «Небесный тихоход» (1945).

Лента подвергалась в прессе критике за безыдейность, но с проката ее не снимали.

В фильме В. М. Петрова «Кутузов» (1943) была продолжена тема биографий дореволюционных полководцев, теперь еще более актуальная. Роль современного полководца-победителя подчеркивалась в фильме Ф. М. Эрмлера «Великий перелом» (1945).

Вторым по значимости видом искусства войны была песня. Огромное значение имела первая песня о войне «Священная война» (музыка А. В. Александрова, слова В. И. Лебедева-Кумача). Вскоре появились совсем иные – лиричные, задушевные – песни: «В землянке» (музыка К. Я. Листова, слова А. А. Суркова), «Жди меня» (музыка М.

И. Блантера, слова К. М. Симонова). Своеобразным социальным феноменом стала песня «Катюша» (музыка М. И. Блантера, слова М. В. Исаковского). Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Огромной популярностью пользовалась песня «Случайный вальс» (музыка М. Г.

Фрадкина, слова Е. А. Долматовского) в исполнении Л. О. Утесова. Солдаты распевали замечательные песни «В лесу прифронтовом» (музыка М. И. Блантера, слова М. В. Исаковского), «Огонек» (музыка М. И. Блантера, слова М. В. Исаковского), «Вечер на рейде» (музыка В. П. Соловьева-Седого, слова А. И.

Фатьянова) и многие другие.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты Симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. А. Мравинского, Ансамбля песни и пляски Советской армии под руководством А. В. Александрова, Русского народного хора им. М. Е. Пятницкого, солистов К. И. Шульженко, Л. А. Руслановой, Л. О. Утесова, И. С. Козловского и др.

Музыкальным триумфом стала Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича. Наряду с песней «Священная война» это гениальное произведение стало символом борьбы и победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Важную роль в годы войны играл плакат. Первым плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня 1941 г., был лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший красноармейца, вонзившего штык в голову Гитлера. Символом Сопротивления стал плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Среди многих искренних работ тех дней – лист В. Б.

Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Тогда же, в июне, В. Б. Корецкий создал композицию «Будь героем!». Бесспорным шедевром стал плакат Н. Н. Жукова и В. С. Климашина «Отстоим Москву!» (осень 1941 г.). Защитников Ленинграда вел в бой плакат В. А.

Серова «Наше дело правое – победа будет за нами».

Художники показывали трагедию войны, героями их листов были женщины и дети, например плакат В. Б. Корецкого «Воин Красной армии, спаси!» (август 1942 г.).

Бесстрашие, героизм и фронтовое братство советских воинов воспели плакаты Н. Н. Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!», А. А. Кокорекина «Когда бронебойщик стоит на пути…».

Несгибаемую силу бойцов и мощь Красной армии выразил плакат В. Н. Дени и Н. А. Долгорукова «Сталинград» (1942).

Самые лирические образы героев войны создал А. А. Кокорекин. Работы художника мысленно приближали советских людей к скорой встрече с героями-воинами (плакат «Воину-победителю – всенародная любовь!», 1944).

На плакате В. Б. Корецкого «Не унесут фашистов ноги – добью врага в его берлоге!» пожилой боец с автоматом на груди верит в близость победы и неотвратимость расплаты врага за все причиненные народам страдания.

В годы войны писатели и поэты широко обращались к национальным ценностям, размышляли о природе советского патриотизма. А. Н. Толстой написал цикл военных новелл под общим названием «Русский характер». Подлинно народное стихотворное произведение создал А. Т.

Твардовский – «Василий Теркин». Замечательные пьесы были написаны драматургами Л. М. Леоновым («Нашествие»), К. М. Симоновым («Русские люди»), А. Е. Корнейчуком («Фронт»). Многие писатели ушли на фронт военными корреспондентами.

Их впечатления впоследствии воплотились в романы и повести о войне.

Читайте также:  Русь в начале удельного периода - история России

Источник: http://www.compendium.su/history/zemcov/67.html

План-конспект урока по истории (11 класс) на тему: Сталинизм и послевоенное общество урок в 11 классе

Тема урока: Сталинизм и послевоенное общество.

Цели:

     способствовать формированию представления о сущности сталинизма, противоречивости отношения к эпохе и личности Сталина. Сформировать собственное отношение к сталинизму и Сталину.

     Способствовать продолжению формирования навыков работы с картой, документами.

     Воспитывать чувство патриотизма, объективизма.

Оборудование: карта, презентация, подборка документов.

Ход урока:

  1. Повторение предыдущей темы. Фронтальный опрос. Тестирование (приложение 1)

Вопросы для фронтального опроса.

  1. В каких международных организациях состоял СССР? Работа с картой.
  2. Причина образования этих организаций?
  3. Дайте характеристику этих организаций.
  4. Какие задачи требовалось решить в четвёртой пятилетке?
  5. Как они были решены?
  6. Охарактеризуйте уровень жизни после войны.
  7. Как объясняла послевоенные трудности официальная пропаганда?
  8. Дайте определение термину «Холодная война».
  9. Какими причинами была вызвана «Холодная война»?
  1. Сталинизм в зеркале исторической науки. Объяснение. Работа с документами (приложение 2)

Вопросы:

  1. Какие существуют мнения относительно сталинского режима?
  2. Какого мнения  придерживаетесь вы? Каково ваше отношение к Сталину как личности?
  1. Вождь народов.  Объяснение. Работа с документами (приложение 3)

Вопросы:

  1. В чьих интересах раскрывались громкие «дела»?
  2. Какими методами Сталин сохранял свою единоличную власть?
  1. Власть и общество. Объяснение. Работа с документами (приложение 4, 5).

Вопросы:

  1. Каково было взаимоотношение власти и общества?
  2. Каково было отношение к сталинскому режиму? Однозначное ли?
  3. Почему и сейчас сохраняется неоднозначное отношение к сталинизму?
  1. Какова сущность сталинизма?
  2. Как повлиял сегодняшний урок на ваше отношение к Сталину и периоду его правления?
  1. Домашнее задание: параграф 24. Работа с документом в конце параграфа. Подготовить сообщение о каком – либо «деле» в период сталинского правления. Подготовить характеристику произведения или кинофильма послевоенного периода.

Приложение 1.

Тест к теме «Холодная война.

  1. Между какими странами происходила Холодная война?
  1.   Англия и СССР
  2.  СССР и Куба
  3.  США и Англия
  4. США и СССР
  1. В каком году началась Холодная война?
  1. 1946 год
  2. Декабрь 1944-го года
  3. 1945 год
  4. 1947 год
  1. Какой город во время Холодной войны был разделен на 2 части?
  1. Москва
  2. Нью-Йорк
  3.  Берлин
  4. Вашингтон
  1. Назовите, кто есть кто из нижеприведённых личностей.

  1       2  3  4       

  1. Что произошло 29 августа 1949 года?
  1.   Ялтинская конференция стран США, Англия, СССР
  2.  На Семипалатинском полигоне был испытан ядерный заряд первой советской атомной бомбы
  3.   Разработка первой атомной бомбы в США
  4.  Мирное соглашение США и СССР
  1. Одним из самых известных разработчиков первой атомной бомбы является…
  1.  Нартов
  2.  Кулибин
  3.   Курчатов
  4.   Давыдов
  1. Теория мирного сосуществования принадлежит…
  1.  Н.С. Хрущеву
  2. Л. И. Брежневу
  3.  И. В. Сталину
  4.  М.С Горбачеву
  1. В результате Карибского кризиса произошло разоружение баллистических ракет со стран…
  1. Кубы и Европы
  2.  Африки и Азии
  3.  Австралии и Индонезии
  4. Южной Америки и Африки
  1. Кем был Уинстон Черчилль?
  1. Министр Великобритании
  2.  Премьер-министр Великобритании
  3.  Президент США
  4.  Секретарь КПСС
  1. Речь какого политического деятеля считается точкой отсчета Холодной войны?
  1. И.В. Сталин
  2. У. Черчилль
  3. Ф. Рузвельт
  4. Н. Хрущев

Приложение 2.

Лауреат Нобелевской премии Б. Шоу о Сталине: «Сталин — очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса», «Сталин — гигант, а все западные деятели — пигмеи».

Г. Уэллс писал о Сталине: «Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснять его огромную власть в России. Я думал раньше, прежде чем встретиться с ним, может быть, о нём думали плохо потому, что люди боялись его. Но я установил, что, наоборот, никто его не боится и все верят в него.

Бежавший из СССР в 1928 году бывший секретарь Сталина Борис Бажанов в своих мемуарах характеризует Сталина, как «малокультурного», «хитрого», «невежественного» человека.

В книге воспоминаний «Сталин и трагедия Грузии», изданной в 1932 году в Берлине на немецком языке, одноклассник Иосифа Джугашвили по Тифлисской духовной семинарии Иосиф Иремашвили утверждал, что юному Сталину были присущи «злопамятность, мстительность, коварство, честолюбие и властолюбие».

В газете «Известия» Президент, в частности, отметил, что «Сталин совершил массу преступлений против своего народа… И несмотря на то, что он много работал, несмотря на то, что под его руководством страна добилась успехов, то, что было сделано применительно к собственным людям, не может быть прощено».

Согласно позиции Медведева, роль Сталина в победе в Великой Отечественной войне была «очень серьёзной», хотя Медведев считает, что войну «выиграл наш народ». В целом, по мнению Медведева, у Сталина «были и слабые решения, и очень сильные решения, в том числе в военный период.

Этого тоже вычёркивать нельзя».

Председатель правительства России Владимир Путин в 2009 году сказал: «Очевидно, что с 1924 по 1953 год страна, изменилась коренным образом, она из аграрной превратилась в индустриальную.

Правда, крестьянства не осталось, но индустриализация действительно состоялась. Мы выиграли Великую отечественную войну. И кто бы и что бы ни говорил, победа была достигнута».

Вместе с тем премьер отметил репрессии, имевшие место в тот период.

По мнению председателя Совета Федерации С. М. Миронова: «Сталин — кровавый палач, и чтобы кто бы ни говорил, он таким есть и будет».

По словам председателя Госдумы Б. В. Грызлова, как руководитель СССР Сталин «много сделал во время Великой Отечественной войны», хотя «перегибы по внутренней политике» его «не украшают». «Мы знаем, как уважаем он был со стороны тех, кто открывал второй фронт», — заявил глава нижней палаты законодательного органа России.

Приложение 3.

Дело врачей (Дело врачей-отравителей, в материалах следствия Дело о сионистском заговоре в МГБ) — уголовное дело против группы высокопоставленных советских врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров.

Истоки кампании относятся к 1948 году, когда врач Лидия Тимашук обратила внимание компетентных органов на странности в лечении Жданова, приведшие к смерти пациента.

Кампания закончилась одновременно со смертью Сталина от инсульта в 1953, после чего с обвиняемых были сняты обвинения, а сами они освобождены от преследований. 

Ленинградское дело

      общее название ряда судебных дел, сфабрикованных в 1949—52 с целью ослабить Ленинградскую партийную организацию, политически дискредитировать и физически уничтожить ряд партийных и государственных деятелей, выдвинувшихся накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Было создано в условиях культа личности и режима личной власти И. В. Сталина. «Л. д.» инспирировано Л. П. Берия (заместитель председателя Советского Министра СССР), В. С. Абакумовым (министр госбезопасности СССР) и их подручными при активном содействии секретаря ЦК ВКП(б) Г. М.

Маленкова с санкции Сталина.

Приложение 4.

Из книги югославского политика М. Джил аса «Новый класс»

«Для выяснения природы отношений, возникших еще при коммунистической революции и окончательно упроченных индустриализацией и коллективизацией, нужно внимательно присмотреться к роли и способам функционирования государства в коммунизме.

Здесь пока будет достаточным подчеркнуть, что государственная машина в коммунизма не есть главный инструмент, формирующий отношения собственности и общественные отношения, она таковые лишь защищает. Правда, все вершится от имени государства и в согласии с его установлениями. Но над ними и за спиной любого государственного акта стоит коммунистическая партия.

Причем даже не она в целом, а профессиональная партийная бюрократия. Это факты общеизвестные. Именно эта бюрократия пользуется, управляет и распоряжается в конечном итоге огосударствленным и обобществленным имуществом, как и всей жизнью общества.

Бюрократию эту сама ее роль в обществе — монопольное управление и распоряжение национальным доходом и национальными богатствами — превращает в особый закрытый привилегированный слой. Общественные отношения с формальной стороны и извне выглядят похожими на государственный капитализм.

Тем более что подходящим выглядит и их историческое происхождение — индустриализация не с помощью капитала, а методами государственного принуждения. На самом деле функцию сию вершит означенный привилегированный слой, использующий государственную машину как инструмент своей политики и как правовое ее прикрытие. Это также общеизвестные факты».

Из протокола заседания Челябинского обкома ВКП(б) (1946 г.):

«Председатель артели «Вперед» Лапов… в кругу своих близких в августе 1945 г. заявил: «Сейчас при Советской власти народ и крестьяне чувствуют себя угнетенными, работают от гудка до гудка.

Крестьяне ничего не имеют, во всем ограничены, общественные земли поросли сорняком, качество обработки земли плохое, хуже, чем в старое время. Сельхозинвентарь и машины не берегутся, а ломаются, так как колхозники не считают их своими собственными, а чужими, колхозными.

Много колхозных земель пустует, а раньше у каждого крестьянина обрабатывался каждый участок земли. Крестьяне не являются сами себе хозяевами, их заставляют насильно работать… Если бы все наше сельское хозяйство все время развивалось также, как в период проведения НЭПа, то теперь, в 1945 г.

, каждый крестьянин-единоличник имел бы в своем индивидуальном хозяйстве трактор, автомашину и другой инвентарь. Крестьяне имели бы изобилие продуктов и ни в чем не нуждались».

     Чтобы ответить на вопрос о сущности сталинизма, надо установить, чьи интересы выражал Сталин, кто за ним шел. Почему моя мать хранила портрет Сталина? Она была крестьянка. До коллективизации наша семья жила неплохо. Но какой ценой это доставалось? Тяжкий труд с рассвета до заката.

А какие перспективы были у ее детей (одиннадцать душ!)? Стать крестьянами, в лучшем случае – мастеровыми. Началась коллективизация. Разорение деревни. Бегство людей в города. А результат этого? В нашей семье один человек стал профессором, другой – директором завода, третий – полковником, трое стали инженерами.

И нечто подобное происходило в миллионах других семей. Я хочу лишь сказать, что в эту эпоху в стране происходил беспрецедентный в истории человечества подъем многих миллионов людей из самых низов общества.

Не забывайте, что в самих массовых репрессиях сталинских времен, в которых пострадали миллионы простых людей, принимали активное участие миллионы других простых людей, причем одни и те же люди часто играли роль палачей и жертв. Эти репрессии тоже были проявлением самодеятельности широких масс населения.

И теперь трудно выяснить, чья доля в них больше – доля высших злоумышленников во главе со Сталиным или доля этих широких якобы обманутых масс населения.

Современник Сталина. Философ, историк.

Приложение 5.

По данным опроса общественного мнения 18 — 19 февраля 2006 г., 47 % жителей России считали роль Сталина в истории положительной, 29 % — отрицательной. Лишь в одной социально-демографической группе, среди граждан с высшим образованием, историческую фигуру Сталина воспринимали позитивно реже, чем негативно.

59 % считали, что «в сталинские времена в лагеря и тюрьмы попадали в основном невинные люди», 12 % — «в основном те, кто это заслужил». Среди граждан моложе 35 лет 39 % относились к Сталину позитивно и 30 % негативно.

При этом 38 % считали, что ныне Сталин и его деятельность «очерняются», а 29 % — «оцениваются объективно».

На протяжении многомесячного электронного опроса общественного мнения, организованного телеканалом «Россия», Сталин занимал лидирующие позиции с большим отрывом. Итоговые официальные данные, по которым Сталин занял второе место, уступив Александру Невскому 5504 голоса.

«… феномен Сталина свидетельствует о незавершенности процессов модернизации в нашей стране. Российское общество расслаивается на две большие группы: людей города и людей традиции. Первые принадлежат культуре Большого общества и приняли ценности динамики.

Для них постоянное самоизменение, освоение новых знаний, моделей повеления, норм и ценностей естественно и привычно. Они приняли меняющийся мир и стали его органичной частью. Это и называется модернизация.

Вторая группа в той или иной мере вписана в современный мир, но в своих базовых ценностях, в структурах сознания, в рефлексах и упованиях принадлежит домодернизационному патриархальному миру. Эти люди взыскуют возращения устойчивого и неизменного бытия идеализированной реальности их отцов и дедов. Не понимают, не хотят, да и не способны меняться.

Их идеал — застой, в ходе которого общество медленно, но неотвратимо откатывается к позавчерашним ценностям и моделям поведения. Воспроизводит в новой бытовой и технологической среде традиционную психологию и устойчивые культурные рефлексы.»

Игорь Яковенко. Сталин – культурная проблема. «Новая газета», 18.11.2011

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/11/25/stalinizm-i-poslevoennoe-obshchestvo-urok-v-11-klasse

Ссылка на основную публикацию