Владимир красное солнышко — история России

Каким был Владимир Красное Солнышко

Многие историки называют князя, крестившего Русь, Владимиром Святым. Однако в былинах его имя звучит иначе – Владимир Красное Солнышко. Так уж получилось, что жил он разломе двух эпох – христианской и языческой. Поэтому о нем можно говорить как о буйном, жестоком язычнике и как о справедливом и праведном христианине.

Его отцом был великий русский князь Святослав Игоревич. Он редко находился в своем стольном граде — Киеве. Чаще всего проводил время в дальних военных походах. Мать будущего великого князя — княжеская рабыня, служившая княгине Ольге — матери Святослава. Великая княгиня Ольга растила Владимира наравне с другими своими внуками.

После смерти своего мужа – князя Игоря от руки древлян, княгиня Ольга 15 лет правила Русью: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов.

И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость.

При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла».

Русь росла и крепла: строились новые города, укреплялись границы, многочисленные военные заставы сторожили мирную жизнь с востока от кочевников и от нападений с запада. Торговля процветала, из заморских стран купцы везли свои товары, наемники-скандинавы считали удачей наниматься в русское войско.

Мудрая княгиня Ольга пришла к выводу, что государство можно укрепить единой религией. Она сделала свой выбор и отправилась в паломничество в Константинополь. Там Ольга приняла христианство и стала первой христианкой из рода Рюриковичей. Ольга оставалась правительницей Киева и верной советчицей сына.

В 972 году Святослав погиб в сражении с печенегами. За три года до своей гибели он разделил земли между сыновьями: старшему Ярополку отдал киевский трон, Олег стал править землями древлян, Владимир уехал княжить в Новгород. Владимира сопровождал его дядька-воспитатель – Добрыня.

Несмотря на близкое родство между братьями вскоре начались междоусобные споры. Ярополк, убив своего брата Олега, приссоединил к своим территориям Древлянскую землю.

Владимир понял, что ему не справиться с братом, и бежал из Новгорода, в который Ярополк поспешил назначить своего наместника. В 977 году Владимир вернулся в Новгород с войском, состоящим из наемников-варяг. Новгородцы поддержали Владимира, став на его сторону.

И уже в следующем году новгордское войско двинулось на Киев. Ярополк не смог удержать город. В летописях записано, что он был коварно убит.

Владимир праздновал победу. Уже к 985 году все восточнославянские земли объединились под рукой киевского князя. Таких успехов не достигал ни один русский правитель до него.

В Киеве по его приказу было построено святилище шести высших языческих богов (Перуна, Даждьбога, Семаргла, Хорса, Стрибога и Макоши). Князь Владимир хорошо понимал, что религия поможет управлять приссоединенными народами.

К языческому периоду относятся победы князя Владимира над Польшей (приссоединены были червенские города), над ятвягами и над восточнославянскими племенами радимичей, вятичей.

Расширяя свои владения, он, как грамотный политик, в первую очередь, искал союзников, а не подданых. Так, в 985 году, разгромив войско волжских болгар, киевский князь не потребовал выплаты дани, а заключил вечный союз и равноправный мир.

В летописях сказано, что князь Владимир осматривая плененных болгар и видя, что они хорошо одеты и обуты сказал: «Поищем себе лапотников». Это означало, что киевский князь не желает совершать разбойные нападения на соседей, а хочет объединить под своей рукой миллионы слабых и незащищенных простых граждан.

И лапотники не подвели – дошли до двух океанов и создали огромную и мощную Российскую державу!

Согласно летописи, крещение Руси произошло благодаря сознательному выбору веры князем Владимиром. Якобы он имел обстоятельные беседы с представителями ислама, западного «латинского» христианства и иудаизма. Но после беседы с философом из Византии, он принял решение остановиться на христианстве.

https://www.youtube.com/watch?v=EykipmBWd74

Ускорилось выполнение принятого решения после того, как князь Владимир потребовал себе в жены Византийскую царевну Анну в обмен на помощь русских войск в борьбе с Вардой Фокой (Справка: Варда Фока – византийский военоначальник, известен тем что возглавлял три мятежа против македонской династии).

Византийские императоры согласились, но с условием, что Владимир примет крещение. Князь киевский свое обещание сдержал, но был обманут византийцами. Чтобы получить царевну в жены, князь Владимир захватил византийский город в Крыму – Херсонес, только после этого состоялся так желаемый ему брак.

Вернувшись в Киев, первым делом, он велел разрушить языческий храм. Всем горожанам приказано было собраться у впадения реки Почайны в Днепр. Там при участии князя и нескольких греческих священников, прибывших из Херсонеса, прямо в речной воде, крестили народ киевский.

Князь Владимир говорил своим подданым, что некрестившиеся «враги ему будут», но как известно в крупных городах таких не нашлось. Противников принятия христианства в Киеве не было, поскольку для язычника-славянина слово князя — закон.

Киевляне простили ему разрушение языческих идолов и привыкали креститься. То же произошло и на всей территории Руси. Новгородцы пытались оказать сопротивление, но наместник князя — Добрыня применил силу и уничтожил бунт (жилье упорствующих язычников было предано огню).

В Ростовско-Суздальской земле, которая не была подчинена политически Киеву, христиане долгое время оставались в меньшинстве.

Что дало христианство Руси? Во-первых, Русь была принята в европейскую семью христианских народов. Во-вторых, на Руси получила распространение славянская азбука. На славянский язык переписывались книги, и в первую очередь, Библия. В-третьих, в русскую культуру были перенесены достижения византийской культуры: зодчество, иконопись.

После Крещения князь Владимир вел разумную внешнюю политику. Ему удалось помириться с главой Польши Болеславом I, который долгое время был его противником. Длительное время киевскому князю приходилось защищать свои границы от печенегов. Для обороны были возведены многочисленные крепости на южных рубежах страны, а также земляные насыпи и высокие стены (частоколы).

Князь Владимир ввел в действие необходимые законодательные акты, определяющие полномочия церкви. Некоторые историки считают, что киевский князь пытался внести изменения и в порядок престолонаследия.

Не осталось без внимания великого князя и денежная политика: он начал чеканку собственной монеты, очень похожие на византийские образцы. На монетах был изображен князь и сделана надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)».

Выпуск монет был связан не столько экономическими потребностями (на Руси было достаточно арабских и византийских монет), сколько политическими целями: собственная денежная единица являлась доказательством суверенитета нового христианского государства.

При князе Владимире началась книжная образованность народа, детей вынуждали идти учиться в школы. Учителями были византийцы и болгары. Уже через одно поколение на Руси выросли знатоки литературы и мастера слова. В это же время началось массовое каменное строительство, хотя известно, что первые каменные постройки относятся ко времени правления Ярослава.

Что касается личной жизни киевского князя, то известно, что до крещения он вел распутный образ жизни. Вот что написано в «Повести временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью.

Были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, и наложниц было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевая девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было семьсот жен и триста наложниц».

После крещения Владимир был всего в двух последовательных браках: с византийской царевной Анной и только после ее смерти в 1011 году, с дочерью графа Куно Йонингенского.

Умер князь Владимир 15 июля 1015 года. Несмотря на многочисленные политические просчеты и прегрешения, великий русский князь Владимир продолжил дело своей бабушки княгини Ольги. Он объединил в одну державу все восточнославянские племена, превратив Русь в одно из крупнейших государств Европы. Владимир Красное солнышко показал себя умелым правителем, политиком и смелым военоначальником.

Княжение Владимира стало важным этапом в создании единого и могучего государства трех братских народов — русского, белорусского и украинского. И у каждого из трех народов есть легенды и сказания о великом, смелом и мудром правителе – Владимире Красное Солнышко.

Источник: https://salik.biz/articles/16646-kakim-byl-vladimir-krasnoe-solnyshko.html

Красное солнышко русской государственности – княжение Владимира Святославича

После смерти в 972 г. в бою с печенегами князя Святослава – «Александра Македонского Древней Руси», власть в Киеве перешла его старшему сыну Ярополку.

Олег – другой сын Святослава, правил в склонной к мятежам и неповиновению земле древлян, а третий сын Святослава Владимир был наместником в Новгороде – городе, где начинал свое правление над восточнославянскими землями основатель княжеской династии Рюрик. Ярополк как старший брат и князь киевский считался верховным правителем Руси.

Однако доверительных отношений между братьями не было; по крайней мере, Олег вел себя как независимый правитель, к чему его, возможно, подговаривали не любившие Киев древляне. Однажды на охоте Олег из-за ссоры приказал своим дружинникам убить дружинника Ярополка Люта – сына ближайшего сподвижника Святослава воеводы Свенельда.

Это привело к очередному вооруженному столкновению между Киевом и древлянами, в котором Олег был убит.

Решив, что братья, преисполненные княжеского гонора, будут постоянно стремиться к независимости от него, Ярополк решил отныне назначать в отдаленных частях киевского государства избранных им наместников, а младшего брата Владимира отстранить от правления Новгородом.

Опасаясь, что старший брат может и его убить, как Олега, Владимир бежал за море в Швецию. Впрочем, в Киеве его не считали серьезным политическим противником: он был сыном не жены Святослава, а рабыни-ключницы по-имени Малуша.

Рядом с Ярополком и Олегом у него было не слишком благородное происхождение, и большого авторитета как вождь он не имел. Однако не признанный на родине Владимир (по-древнерусски Володимер – владеющий миром) оказался признанным на чужбине. Вскоре он вернулся из-за моря с сильной варяжской дружиной и захватил Новгород.  Затем возглавляемое Владимиром войско завоевало Полоцкую землю, где правил союзник Ярополка князь-варяг Рогволд. В сражении погибли сам Рогволд и два его сына, а дочь Рогволда Рогнеду Владимир сделал своей женой. После этого войско Владимира двинулось на Киев.

В результате измены воеводы Блуда Ярополк был вынужден отказаться от войны с Владимиром и отрекся в пользу младшего брата от великокняжеского престола. Владимир удовлетворился этим и, став в 978 или 980 г. великим князем Руси, не подвергнул свергнутого брата преследованию, обещал почетное положение при дворе.

Однако вскоре Ярополк все равно был убит на переговорах с Владимиром двумя варягами, подговоренными Блудом. Став князем киевским, Владимир через некоторое время отправил служивших ему варягов на службу византийскому императору Василию II, так как те требовали за участие в его войнах с Ярополком дани с киевлян.

Внутренней усобицей на Руси воспользовались соседние народы. Полоцкая и Псковская земли сталиподвергаться набегам ятвягов – литовских племен, а польский князь-завоеватель Мечислав I захватил часть западных русских земель на Волыни с городами Перемышль, Червен и некоторыми другими. На юге – со стороны Великой степи, сохранялась угроза нападений печенегов.

Однако в 981 г. Владимир, собрав новую дружину вместо отпущенных в Константинополь варягов, начал войну с Мечиславом I и вернул Руси волынские земли. Чтобы закрепить там позиции, он возвел новый город, который назвал своим именем. Сейчас этот город называется Владимир-Волынский (Волынская область Украины). В 981 – 982 гг.

Владимир совершил два похода на восток – на Оку, где завоевал и присоединил к Руси земли славянского племенного союза вятичей. В 983 г. киевская дружина вела войну с ятвягами. В результате те потерпели поражение и стали данниками Киева. В 984 г.

из-под власти Киева попытались выйти радимичи, жившие в междуречье Верхнего Днепра и Десны, однако, столкнувшись с местным киевским войском под командованием воеводы с именем или прозвищем Волчий Хвост на реке Пищане (современная Могилевская область Беларуси), быстро обратились в бегство.

После этого киевляне прозвали радимичей «пищанцами, от Волчьего Хвоста бежавшими». В 985 г. Владимир, как гласит летопись, заключил союз со степным кочевым народом торков и вместе с ними воевал против болгар. Итогом войны Владимира с болгарами стали победа русских и заключенный выгодный для Руси договор.

Однако о каких именно болгарах – волжских или дунайских, идет речь, летопись не уточняет. Многие историки склонны считать, что речь идет о Дунайской Болгарии, с которой активно воевал еще Святослав. В то же время по некоторым источником можно судить, что противником руси в этой войне была все-таки Волжская Болгария.

Читайте также:  Великая отечественная война 1941 - 1945 гг. - история России

В пользу этого говорит и то, что в том же году Владимир воевал с Хазарским каганатом – ее соседом. Если бы русская дружина воевала снова на Дунае, по техническим возможностям того времени ей тяжело было бы за такой короткий промежуток времени развернуться и отправиться в дальний поход в противоположном направлении от Киева.

Каганат – некогда грозное степное государство, раньше взимавшее дань с радимичей и вятичей, теперь само стало данником Киева. Это был невиданный для Руси даже со времен Олега и Святослава успех. Владимир даже стал титуловаться каганом.

Тревожные для всего Русского государства годы княжения Владимира, войны, постоянно вспыхивавшие то на одном, то на другом рубеже обширной молодой державы, нашли свое отражении в складывании русского былинного эпоса.

В основном о них повествуют овеянные легендой и мистификацией знаменитые былины о трех русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. В 988 г. в ходе вспыхнувшей очередной русско-византийской войны войско Владимира осадило город Херсонес (Корсунь) в Крыму, который был византийским владением. После долгой осады дружинники Владимира разрушили трубы, по которым из колодцев в город поступала вода. После этого защитники города вынуждены были сдаться. Византия вернула город себе после того как император Василий II отдал за Владимира замуж свою сестру Анну. После этого и происходит одно из поворотных в истории русского государства и этноса  событий – крещение Руси.

Летописи, которые являются основным источником, рассказывающим о событиях на Руси того времени, дают мало информации о предпосылках принятия русскими Христианства. Сами сведения изложены в полулегендарном, далеком от реализма стиле. Сообщается, что прежде Владимир был активным поборником славянского язычества, более того, человеком, порязшим в грехе и разврате.

Однако это очень напоминает проповеднический прием, имеющий целью показать людям, как плох был в своих привычках князь до принятия христианской религии, и каким благочестивым он стал, приняв крещение. В языческий период своей жизни Владимир утвердил на Руси культ шести божеств: Перуна, Даждьбога, Хорса, Симаргла, Стрибога и Мокоши. Капище с их идолами было возведено в Киеве.

Можно предположить, что Владимир не был удовлетворен тем, что славяне поклоняются многочисленному пантеону божеств и духов, которые подчас в разной местности были разными, и предпринял меры, чтобы упорядочить культ.

Но после близкого знакомства с византийской культурой и религией посчитал истинной и упорядоченной верой Христианство, предусматривающее поклонение единому Богу-Создателю. Разумеется, без определенных предпосылок невозможно было в одночасть обратить в новую веру всю обширную страну.

Еще Святослав в ответ на предложение своей матери Ольги принять христианскую веру отказался, говоря, что тогда его перестанут уважать в дружине. Летопись сообщает, что решение о принятии Христианства Владимир принял на совете бояр в 987 г. – перед походом на Херсонес.

После падения Херсонеса Владимир крестился по византийскому обряду, так как крещение было условием выдачи за него замуж императорской сестры. При крещении он взял себе церковное имя Василий – в честь императора. Также летопись рассказывает, что на принятие Христианства Владимира подвигло разочарование в языческой вере.

Согласно этому, Владимир однажды решил принести в жертву Перуну – богу грома и молнии, верховному божеству славян-воинов, самого красивого в Киеве мальчика. Выбор пал на сына одного из жителей-варягов, принявшего Христианство.

Когда воины и жрецы пришли домой к тому и попытались забрать мальчика, чтобы принести в жертву «хищному божеству», отец ответил: «Если ваш бог такой могущественный, пусть он сам придет и заберет моего сына!». Рассвирепевшие воины убили и отца, и сына.

Много времени спустя они были канонизированы как первые христианские мученики Руси под именами Феодор и Иоанн (в самой летописи их имена не приводятся). Это, однако, стало для Владимира поводом задуматься, действительно ли Перун является реальным богом, если не может сам забрать свою жертву. Возможно, в летописном рассказе отражены некие реальные события, связанные с конфликтом между язычниками и христианами Руси. Несомненно, что во время княжения Владимира в связи с активными торговыми и военными связями с Византийской империей Христианство уже было широко распространено в русских землях, хотя не стало еще официальной религией. Ведь еще княгиня Ольга возводила на Руси церкви и монастыри: значит, было, кому в них молиться. Этим можно объяснить и тот факт, что особенно активного противодействия всеобщему крещению оказано не было.

Летопись повествует о том, что Владимир якобы посылал своих людей в разные земли, чтобы узнать, в кого верят и как молятся разные народы, и выбрать наиболее подходящую религию вместо языческой. И соседи, узнав о том, что князь желает сменить веру, отправляли к Владимиру своих послов.

Хазары предлагали князю принять Иудаизм, волжские болгары – Ислам, немцы (представители неславянских народов Европы) – Христианство римско-католического толка (уже назревал известный раскол церкви на римскую и греческую, именуемые также католической и православной).

Мусульманам, религия которых запрещает употребление хмельного, Владимир, по летописному преданию, ответил: «Руси есть веселье питие: не можем бес того быть!». Речь шла в сущности о том, чего боялся еще Святослав: потери авторитета в глазах дружинников.

Обязательным ритуалом в жизни князя и дружины было проведение по торжественным случаям тризны – совместного пиршества с распитием пива и вина. Это как бы подчеркивало их дружбу и единение, напоминало князю о том, что он – только «первый среди равных» со своими воинами, а воинам – о том, что они должны быть верными и преданными друзьями князя.

Уклониться от участия в тризне для князя означало нанести великое оскорбление своим воинам. Проповедникам римского католицизма Владимир ответил, что приверженцы их религии нанесли росичам смертельную обиду (нечто подобное произошло во время княжения Ольги, когда европейские послы бежали из Киева, спасая свои головы), и народ не примет их веры.

Когда же князь выслушал восторженный рассказ своих послов о богослужении в Константинополе, где непонятно «то ли ты на земле, то ли ты небесах», он решил, что греческая вреа – и есть истинная. Рассказ о посланничестве для выбора религии, конечно, легендарен.

Хотя хорезмские источники из Средней Азии сообщают о том, что в Хорезм, действительно, приходили послы от Владимира, и приняли там Ислам. Возможно, что соседние христианские и мусульманские правители, увидев, что на Руси начался кризис яызческих культов, предприняли попытки обратить русских в свою веру. Но в итоге, как, в общем, и следовало ожидать, победу в этом деле одержали византийские проповедники, так как у Руси с Византией были давние культурные и политические связи.

Приняв Христианство ортодоксального (по-славянски «православного») толка, Владимир объявил его государственной религией Руси и повелел креститься всем подданным. Кто уклонялся, того княжеские воины силой загоняли в воды Днепра, где над ними совершался обряд крещения.

Исповедание языческих культов было запрещено, а главный идол Перуна в Киеве был привязан к хвосту коня и сорван с места. После этого идол утопили в Днепре. Вслед за Киевом массовое крещение населения было проведено и в других областях Русского государства. С этих пор и вплоть до 1917 г.

Православное Христианство оставалось русской государственной религией.  Русская церковь до 1589 г., когда было учреждено собственно русское патриаршество, подчинялась Константинопольскому патриарху, и вместе с ним в 1054 г. вышла из-под власти папы римского (Великая Схизма, раскол церкви на римско-католическую и греко-католическую (православную)).

Разумеется, древние славянские культы и верования отмирали не сразу. Долгое время существовали общины, тайно или явно продолжавшие поклоняться языческим богам и духам.

Даже после того как практически все население Руси приняло крещение, образы прежних божеств прочно сохранились в народном фольклоре, и им по привычке, особенно в деревнях и селах, где христианская проповедь проводилась не так часто, посвящались некоторые народные обряды.

Христианством в его классической форме были охвачены в основном знатная прослойка русского общества и, естественно, духовенство, простой народ же был приверженцем так называемого народного христианства – смеси христианских догм с традиционными верованиями, в которой церковному учению отводилось главенствующее место, но и пережитки языческих представлений держались очень прочно, порой отождествляясь с отдельными христианскими элементами. Например, в некоторых областях до недавнего времени полагали, что светящиеся болотные духи (блуждающие огни) – это души детей, умерших без крещения. Многие духи и божества, в которых славяне верили раньше, стали в сознании простого народа отождествляться с упоминаемыми в христианских текстах демонами (бесами) и получили название «нечисти» или «нечистой силы».

В связи с крещением Руси Владимир стал отправлять детей из знатных семей учиться грамоте в школах, что вызвало недовольство недостаточно укрепившихся в новой вере подданных. После женитьбы на Анне – сестре Василия II, он отпустил всех своих прежних жен и наложниц.

Принятие Русью Христианства еще больше укрепило ее связи с Византийской империей. Теперь две державы стали выступать как равноправные союзники. В 989 г. русские войска помогали Василию II подавлять восстание болгар на Дунае, а в 1000 г. шесть тысяч русских воинов приняли участие в византийском походе в Армению.

Одновременно Владимир продолжал сам совершать походы для расширения пределов Русского государства и отражения вражеских нападений. В 991 г. он совершил поход в Прикарпатье, где покорил своей власти племенной союз белых хорватов. В 990, 992 и 993 гг. на Русь совершили набеги печенеги. В 996 г.

русские потерпели от них поражение при Василеве. А в 997 г. они напали на сам Киев. Сказания о русско-печенежской войнетоже вошли в русский эпос. В 1001 и 1013 гг. печенеги совершили вторжение на Русь совместно с поляками.

Печенеги были в то время самым опасным противником для Руси: их кочевья находились всего в одном дне пути от ее пределов, они легко и быстро передвигались по маловодным степным просторам.

Но у них не было централизованной власти и государственности, поэтому они больше грабили русские города, завоевать же русские земли были не в состоянии. Для защиты от нападений печенегов Владимиру пришлось возвести еще ряд укреплений на Нижнем Днепре.

Во время похода на печенегов в 1015 г. Владимир и умер. Летопись сообщает, что народ горько опалкивал его смерть, а похоронили его в мраморном гробу.

Заслугой Владимира является не только защита русских рубежей от многочисленных врагов, но и связанным с принятием Христианства началом интенсивного просвещения на Руси, что означало грядущий выход молодого государства на передовой по европейским меркам культурный уровень.

Конечно, это было еще впереди, но именно при Владимире были созданы необходимые для этого условия: прибыли в большом количестве христианские проповедники из Византии, открылись школы. Русь превращалась в сильное, цветущее государства с собственной своеобразной культурой. Православная церковь причислила Владмира к лику святых.

Поэтому в историю он вошел еще под именем Владимира Святого. Но больше он известен под своим летописным именем Владимира Красное Солнышко. В поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» знаменитый киевский князь упоминается под именем Владимира-cолнце.

Источник: http://history-thema.com/krasnoe-solnyishko-russkoy-gosudarstvennosti-knyazhenie-vladimira-svyatoslavicha/

История жизни князя Владимира

Категория Загадки и тайны истории

За время существования Руси сменилось множество правителей, каждый из которых внес определенный вклад в историю.

Именно наши князья держали в страхе весь мир: никто не мог пойти против страны, так как знали, что это грозит полным провалом. Правители были грозные, но в то же время справедливые к своему народу.

А новый этап истории начинается с крещения Руси о чем рассказывает история жизни князя Владимира.

Первое тысячелетие нашей эры

История жизни князя Владимира начинается с 960 года. Отцом был Святослав Игоревич, а матерью Малуша – постоянная любовница правителя.

По сообщениям некоторых историков, будущий князь появился на свет в селе Будятине, куда была отправлена мать Малуша. Новорожденное дитя сразу же было отправлено в Киев, где за ним наблюдала великая княгиня Ольга.

Были такие утверждения, что воспитанием Владимира был занят великий богатырь Добрыня, так как это был Древнерусский обычай – отдать ребенка более опытному наставнику.

История жизни князя Владимира

Владимир рос стремительно, обучаясь военному делу, ремеслу и грамоте. Факт: Владимир в десять лет был лучшим лучником среди княжеского двора. Добрыня называл будущего князя сыном, передавая ему все знания и мастерство, накопленное годами.

В 972 году был убит князь Святослав, после которого на престол взошел Ярополк. Через несколько лет возникла жестокая междоусобица, главными героями которой были Ярополк с его братьями. Но победа осталась за настоящим князем, ведь он сумел победить обоих мужчин в схватке: Олег в битве упал в ров, а Владимир попросту сбежал в земли варяг. Ярополк Святославич стал правителем «всея Руси».

Читайте также:  Сближение ссср с францией и англией в 1934 г. - история России

После этого Владимир провел несколько лет в изучении военных дел. Спустя некоторое время ему все же удалось отвоевать у брата престол, убив его. А жена Ярослава стала любовницей Владимира, хоть и была беременна.

Язычество и крещение

История князя Владимира как крестителя Руси начинается в 980 году, когда он взошел на престол. Первым его нововведением был закон, который должен был реформировать языческий культ.

Некоторые историки сообщают, что князь часто совершал жертвоприношения всем шести богам. У него было по разным меркам от четырехсот до тысячи любовниц. Он был попросту ненасытным в блуде, постоянно меняя половых партнеров.

Все жены вскоре были освобождены от супружеских обязанностей после того, как прошло крещение.

Источник: http://nosecret.com.ua/stati-kategorii/zagadki-i-tajny-istorii/istoriiistoriya-knyazya-vladimira.html

Князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси: его биография, годы правления

Вы здесь

Оглавление:

Имя князя Киевского Владимира по праву можно считать одним из наиболее значимых в русской истории. В памяти народа великий древнерусский князь навсегда остался не только Владимиром Святым, но и как князь Владимир Красное Солнышко.

Именно ему пришлось решать сложнейшую задачу того времени — борьбу против печенегов, основных врагов Руси конца X — начала XI века. На южных границах государства он построил множество городов-крепостей, которые охраняли Русь от нашествий врагов.

Народ любил и уважал князя не только за достойную оборону Русской земли, но и за многие его христианские добродетели.

Киевский князь родился приблизительно в 962 году н.э. Его отец — Киевский князь Святослав Игоревич, а мать — ключница княгини Ольги (матери Святослава) Малуша.

Как говорится в летописи, княгиня Ольга разгневалась на свою ключницу и сослала ее в дальнее селение под названием Будутина, где и был рожден Владимир. Спустя некоторое время маленького Владимира забрали у матери и привезли в Киев.

Здесь, при дворе, его и воспитывала его бабка, княгиня Ольга. Однако долгое время молодому князю пришлось терпеть обидное прозвище «робичич», что означает «сын рабыни».

В 969 году Киевская Русь была разделена Святославом между его сыновьями. Согласно Повести временных лет, Владимир считался третьим сыном Святослава по старшинству, уступаявозраст Ярополку и Олегу. Однако существует гипотеза о том, что он мог быть вторым сыном князя после Ярополка, превосходя годами Олега.

Это предположение основано историческом факте о передаче ему Новгорода перед уходом отца на Визатийскую войну 70 года. Если бы Олег был старше Владимира, то он бы получил этот стратегически важный город, а Владимиру досталась бы Древлянская земля с центром в Овруче.

Но, по велению Святослава, старшему сыну отдали Киев, Владимиру достался Новгород, а Олег управлял Древлянской землей.

В 972 году погиб Святослав, и его молодые сыновья стали самостоятельными князьями. В 977 году Ярополк и Олег развязали друг против друга войну, в результате которой погиб Олег. Это известие сильно испугало Владимира и он, сбежав из Новгорода, поселился в Прибалтике.

Новгород захватили наместники Ярополка. Спустя какое-то время Владимир собрал наемное варяжское войско и пришел на Новгород. В 978 году, в результате осады Киева войсками Владимира, Ярополку пришлось бежать в Родню. Однако вскоре и этот городок осадили войска Владимира.

Среди окружения Ярополка Владимир нашел предателя (его звали Блуд), который смог уговорить Ярополка, чтобы тот прекратил сопротивление и сдался брату. Когда Ярополка привели в покои Владимира, его убили два варяга.

Так, с убийства брата, начал свое киевское княжение князь Владимир.

https://www.youtube.com/watch?v=2gTwY6m6dd0

Биография князя Владимира сегодня может показаться ужасающей, ведь в современном мире факт братоубийства совершенно немыслим. Однако стоит помнить, что братья его, хоть и были родными по отцу, имели разных

До 25-летнего возраста молодой князь вел разгульную жизнь язычника и презирал все, что было связано с христианством. В то далекое время люди поклонялись и приносили жертвы языческим богам.

Главным божеством в те времена на Руси был Перун — олицетворение единства Древнерусского государства. До того как принять христианство, князь был очень жестоким, злопамятным, имел много пороков.

В ту пору он имел 5 жен:

  • Одна из них, полоцкая княжна Рогнеда, стала свидетельницей убийства Владимиром ее родителей.
  • Другая жена, гречанка — вдова убитого Владимиром Ярополка.
  • Кроме законных жен, у князя было несколько сотен наложниц.

Невольно встает вопрос: почему Господь выбрал в роли крестителя, духовно переродившего русских людей, именно Владимира, который первую половину своей жизни провел в грехах и зле? Возможно, всему последующему русскому поколению надо было показать раскаявшегося грешника, язычника, который просветлился. Князь Владимир, креститель Руси, в своей новой роли стал наставником, укреплявшим и исцелявшим тех, кто оступился. Ведь главное чудо, которое может сотворить вера в Христа — это когда грешник обращается в праведника.

Ко времени правления князя Владимир Русь уже знала о существовании христианства. Дело в том, что соседние государства — Польша, Чехия, Болгария давно почитали христианскую веру.

Русские еще за много десятков лет до правления Владимира знакомились со Словом Божием на своем родном языке. Первоучители славян и их ученики, святые Кирилл и Мефодий, перевели на славянский язык много священных и богослужебных книг.

И это дало возможность укорениться славянской вере на Руси.

Князь Владимир Святославович вел успешную оборону Руси от захватчиков, расширял границы своего государства. Во все наиболее важные центры Руси он посадил на правление своих сыновей.

Дети князя Владимира

  • Старший сын по имени Вышеслав стал Новгородским князем.
  • Полоцким князем стал Изяслав, Туровским — Святополк.
  • Последнего Владимир усыновил, его отец — Ярополк Святославович.
  • В Ростове княжил Ярослав. После того, как умер Вышеслав, Ярослав получил Новгород, а в Ростов Владимир перевел Бориса.
  • Муромом правил Глеб, Владимиром-на-Волыни — Всеволод, Древлянской землей — Святослав, Тьмутороканской — Мстислав, Смоленской — Станислав, а Псковской — Судислав.

Как видно, сыновей у Владимира было немало, всего 12.

В годы правления князя Владимира его нововведения позволили управлять в названных городах непосредственно своими сыновьями.

Почему князь Владимир выбрал христианство?

Истории недостаточно известно о том, как князь Владимир крестил Русь. Это, несомненно, стало главным событием в его жизни и связано оно с завоеванием Херсонеса русскими. Херсонес — византийский город, который находится в Крыму.

Владимиру пришлось осаждать этот город очень долго, до тех пор, пока некий защитник Херсонеса по имени Анастас, не посоветовал русским, чтобы те перекопали трубы, которые вели в город воду. Князь дал обет, что примет христианскую веру в случае взятия Херсонеса.

Однако после падения города Владимир не спешил креститься. Русский князь послал в Константинополь, к императорам Константину и Василию требование, чтобы те выдали за него замуж свою сестру Анну. Византийские императоры согласились, но взамен поставили условие, чтобы Владимир принял христианство.

Русский князь ответил им, что христианская вера ему по душе, и он согласен принять ее. Царевна Анна прибыла в Херсонес, здесь ее торжественно встретили жители.

И в это время с Владимиром случилось несчастье: он потерял зрение. Князь испугался и не знал, что делать.

В это время Анна сказала ему, что необходимо скорее креститься, если он желает избавиться от недуга. Владимир согласился, и когда рука епископа во время крещения прикоснулась к князю, тот прозрел.

По крайней мере, так говорится в летописи и это одна из версий, почему князь Владимир выбрал христианство.

Существует и другая версия описания принятия Владимиром Христианской веры. Согласно этой версии, князь киевский во время крещения стал именоваться новым именем — Василием. Крещение это, предположительно, произошло в Киеве.

Согласно летописи, Владимир сверг языческих кумиров, которых сам поставил несколько лет назад: по его приказу одних изрубили, а других предали огню. Перуна привязали к лошадиному хвосту и волочили его с горы. Неверные — люди, которые еще не приняли христианской веры, оплакивали это событие.

Перуна сплавили по течению реки, проследив, чтобы он дошел к Днепровским порогам и не пристал к берегу. После к идолу привязали тяжелый камень, и тот пошел на дно. Так закончилась эпоха язычества на Руси и началась эпоха христианства.

Крещение князя Владимира

Летопись говорит, что Владимир приказал русскому народу собраться у берегов реки Почайны (приток Днепра). Таинство крещения древней Руси совершили священники, которых Анна привезла с собой на Русь.

Церковь Святого Василия, небесного княжеского покровителя воздвигли на месте бывшего святилища язычества. Со временем греческими мастерами в Киеве была построена церковь пресвятой Богородицы, которую называли десятинной.

Церковь стала главным храмом Киевской Руси в эпоху правления Владимира Великого. В это же время вступила в силу важная реформа князя — была установлена церковная десятина.

Процесс христианизации длился на Руси несколько десятков лет. Не всегда и не везде люди принимали мирно эту процедуру.

С принятием христианства на Руси князь Владимир сильно изменился в лучшую сторону, — ведь новая вера была принята его душой совершенно искренне. Князь творил добрые дела, — раздавал милостыню нуждающимся, кормил голодных. «И не только в Киеве, но по всей Русской земле», — пишут летописцы о добрых деяниях Великого Князя земли Русской.

Как Вы считаете, какую роль сыграл князь Владимир в нашей истории? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-knyaz-vladimir-krasnoe-solnyshko-krestitel-rusi-ego-biografiya-gody-pravleniya-7561.html

Князь Владимир Святославович – краткая биография — Русская историческая библиотека

Князь Владимир Святославович – краткая биография

Владимир Святославович, названный в крещении Василием, великий князь киевский, был сыном Святослава Игоревича и Ольгиной ключницы Mалуши, правнуком первого русского князя Рюрика.

Святослав, вознамерившись окончательно завоевать у греков Болгарию и поселиться в ней на Дунае, разделил сыновьям свои владения на Руси: старшему, Ярополку, отдал Киев, Олегу – Древлянскую область, а в Новгород, которым мало дорожил, и в котором уже тогда власть княжеская была весьма ограничена, послал Владимира.

Поход Святослава кончился неудачно, и на возвратном пути он погиб под мечами печенегов, у порогов Днепра. Его юные сыновья мирно начали править своими княжествами. Старый Свенельд, полководец Святослава, сделался главным вельможей Ярополка.

Случилось нечаянное бедствие: сын Свенельда, Лют, заехав охотиться в Древлянскую область, поссорился с Олегом, и был убит. Озлобленный Свенельд уговорил Ярополка отнять у Олега владение. Началась война. Олег был разбит, бежал; в бегстве его столкнули в глубокий ров, с моста, по которому спасались его воины.

Ярополк присоединил Древлянскую область к Киевской, и стал свататься к Рогнеде, прекрасной дочери, полоцкого князя Рогвольда.

Памятник князю Владимиру в Севастополе

Владимир Святославович, услышав об этих делах Ярополка, и заметив, что новгородцы думают ему передаться, бежал за Балтийское море к варягам, и Ярополк немедленно прислал своих воевод в Новгород.

Прошло два года, и Владимир, наняв сильную рать удалых варягов, возвратился в Новгород; жители подкрепили его собственными дружинами, и сильный теперь Владимир решил убить Ярополка.

«Скажите брату моему, говорил он, отпуская киевских наместников, чтобы он готовился: я иду на него».

Ярополк чрезвычайно встревожился. Свенельд уже умер в это время. Пока Ярополк приготовлялся к войне, Владимир Святославович двинулся к Киеву. С дороги послал он к Полоцкому князю свататься за невесту брата своего. Гордая Рогнеда отвергла руку «сына рабыни».

Оскорбленный Владимир устремился на Полоцк; взял его приступом; убил Рогвольда и двух сыновей его, а Рогнеду силою взял себе в супружество. От Полоцка Владимир обратился к Киеву, и обложил его. Ярополк, следуя изменническому совету своего любимца, Блуда, подкупленного новгородским князем, бежал в город Родню.

Начавшийся там от тесноты голод ужасал Ярополка невозможностью долго защищаться. Блуд убеждал его покориться, и легковерный князь решился ехать в Киев к брату-врагу. Едва переступил он через порог терема, Блуд затворил за ним двери, и два воина пронзили несчастного князя мечами.

Владимир Святославович объявил себя князем всех русских земель, и даже взял за себя вдову, супругу Ярополка, которая была тогда беременна и родила потом младенца Святополка. Владимир усыновил его и мирно начал княжить в Киеве.

Все ожидали в новом властителе воина смелого, отважного и свирепого; но Владимир Святославович показал в себе совершенно другие свойства.

Он совсем не был государь воинственный, и употреблял оружие только для укрепления надежным союзом подвластных Киеву областей, где, после смерти Святослава и при мятежном княжении Ярополка, оказалось много замешательств.

Полководец его, Волчий Хвост, снова усмирил радимичей и вятичей; сам Владимир подчинил своей власти литовское племя ятвягов (в бывшей Белостокской области) и западную Волынь, или Червенскую землю, с городами Перемышлем, Червенем и Владимиром Волынским.

Обезопасив таким образом Киев извне, Владимир Святославович старался упрочить свое владычество и внутренними распоряжениями.

Он заложил несколько новых городов по рекам Десне, Остру, Суле, Стугне, Трубежу, для защиты пределов государства от набегов печенежских, а для укрощения непокорности своих подданных, населял города переселенцами из разных мест, и через это лишал их возможности бунтовать.

Из числа варягов, пришедших с ним из Новгорода, он оставил только избранных, а буйных и непокорных отправил в Грецию, прося императора принять их в службу, и не пускать обратно в Русь.

Читайте также:  Русско-японская война и первая русская революция - история России

Дружины свои князь Владимир составил преимущественно из славян и норманнов, уже родившихся между славянами; умел ласкать их, любил сам пировать с ними, и угощал их роскошно.

В Киеве Владимир Святославович воздвиг на высоком холме истукан главного идола славян, Перуна, с серебряною головою и золотыми усами; поставил и другие истуканы, в угождение жрецам приносил им богатые жертвы, и после победы над ятвягами, велел даже убить в честь их двух христиан. Такими поступками Владимир приобрел любовь народа, войска, жрецов, и ему прощали все его слабости: роскошь, сладострастие, охоту гулять и веселиться. Он учредил при себе особый совет мудрых бояр и старцев, и советовался с ними об устроении законов и порядка. У Владимира Святославовича было от разных жен много сыновей, которых он поставил правителями по княжествам, а именно: Ярослава – в Новгороде, Изяслава, рожденного от Рогнеды, – в Полоцке, Бориса – в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава – в Древлянской области, Всеволода – на Волыни, Мстислава – в Тмутаракани, и Святополка, усыновленного племянника, – в Турове. Все они беспрекословно зависели от Владимира и не смели против него своевольствовать, как своевольствовали прежде князья норманнские.

Но Богу угодно было предоставить Владимиру Святославовичу великую славу Апостола России, и довершить то, что было начато Аскольдом и Диром, и о чем молилась бабка его, Ольга премудрая. Князь Владимир видел нелепость поклонения истуканам, грубое суеверие народа и обманы жрецов.

Он видел притом, что повсюду уже водворено было христианство: в Швеции, в Польше, в Болгарии, но все еще не решался к решительному шагу.

Говорят, будто долго испытывал Владимир Святославович различные веры, беседовал с прибывшими для этого в Киев евреями, мусульманами и католическими священниками; отправлял послов в Рим и Царьград рассматривать тамошнее богослужение, и наконец решил принять веру от греков, которую уже исповедовали многие из его подданных, и которая, кроме своей святости и православия, могла также доставить ему великие выгоды, в сношениях с византийцами. Посоветовавшись со своими старцами и вельможами, Владимир Святославович отправил в Царьград (Константинополь) посольство с объявлением о своей готовности принять Святое крещение по обряду Восточной Церкви, но с требованием, чтобы в награду за то юные греческие императоры, Василий и Константин, отдали за него сестру свою, царевну Анну; в противном случае грозил войною. Царевна, страшась быть супругою полуварвара, и гордые греки отринули предложение русских послов, и разгневанный князь Владимир собрал большое войско, отправился по Днепру в Тавриду, где находился богатый греческий город Херсон (Севастополь). Печенеги и хазары соединились с ним. Херсон был осажден с моря и сухого пути; защищался долго, но наконец был вынужден покориться Владимиру, который, по совету находившегося в городе греческого иерея Анастасия, перерыл скрытные водопроводы, доставлявшие жителям воду. В Царьград прибыло новое посольство Владимира Святославовича, с повторением прежних требований и обещанием возвратить Херсон в случае их принятия, но угрожая за отказ вторжением руссов в самую Грецию. Гордость греков умолкла; царевна согласилась. Её отправили в Херсон с великолепной свитой; Владимир благоговейно принял Святое крещение, и после того сочетался браком с Анной. В знак благодарности, он отдал Херсон грекам, послал на помощь императорам войско и с торжеством возвратился в Киев.

Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1893

Ревностный до того времени язычник, Владимир Святославович сделался столь же ревностным христианином. С изумлением и страхом увидели киевляне, что прежних богов их, по повелению князя, рубили, секли, ломали, с бесчестием волочили по Киеву, и бросали в Днепр. Еще более изумились они, когда объявлено им было повеление князя в назначенный день всем собраться на берег реки.

Киевляне знали, что призываются для принятия новой веры, но искренно любя и уважая князя, беспрекословно повиновались. Торжественно явился Владимир, сопровождаемый княгиней Анной, боярами и духовенством. Отслужив молебен, в волны днепровские погрузили Св. Крест; народ в бесчисленном множестве вошел в реку, и когда все киевляне получили Св.

крещение, Владимир Святославович, со слезами радости и громогласно, призвал на них благословение Небес. Немедленно сооружена была церковь святого Василия, на том самом холме, где прежде стоял кровавый жертвенник Перуна.

Во все области русские посланы были проповедники, и после краткого и несвязного сопротивления язычников (в особенности вятичей и ростовцев) христианская вера сделалась господствующей по всей Руси. Не менее ревностно старался князь Владимир Святославович и о просвещении своих подданных.

Он завел училища для детей, распространил власть духовенства над народом, издал особый устав о церковных судах (Кормчая книга), воздвиг в Киеве, при помощи греческих архитекторов и мастеров, великолепный соборный храм, и определил на вечные времена давать на него десятую часть со всех своих доходов, от чего и храм этот назван был Десятинным.

Крещение Руси князем Владимиром. Фреска В. Васнецова. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896

Удивительную кротость и благочестие во всех делах оказывал князь Владимир, как истинный христианин. Он призывал к себе бедных, кормил их, приказывал развозить припасы и хлеб для тех, кто не мог сам прийти в его княжеский терем. С соседними народами он жил миролюбиво; заключил дружеский союз с польским королем Болеславом и женил на его дочери своего племянника Святополка.

Двадцать семь лет продолжалось мирное княжение Владимира Святославовича, и только беспрестанные нападения печенегов нарушали тишину его. Дети Владимира возмужали, но повиновались ему.

Тем сильнее, при конце жизни, оскорбило Владимира неожиданное своевольство Ярослава, князя новгородского, который, в угождение беспокойным и гордым новгородцам, отрекся платить положенную дань и не явился в Киев по требованию отца. Владимир решился привести Ярослава и новгородцев к повиновению войною.

Он велел собирать войска; несмотря на старость, сам отправился в поход, но в городе Берестове заболел и скончался 15 июля 1015 года.

Благодарная память народа сохранила Владимира Святославовича для потомства в своем поверье и поэзии; церковь причла его к лику Святых. Это был последний князь, еще сохранявший в своих действиях и в своем нраве норманнские обычаи.

Подробное изложение биографии святого Владимира в пересказе для детей читайте в статье Князь Владимир Красное Солнышко. На нашем сайте вы можете познакомиться и со статьей о христианских просветителях славян — братьях Кирилле и Мефодии

Источник: http://rushist.com/index.php/russia/2648-knyaz-vladimir-svyatoslavovich-kratkaya-biografiya

Жены князя Владимира Красное Солнышко

Владимир Святой почитается Русской Православной Церковью как равноапостольный. Но до крещения его жизнь напоминала если не триллер, то драму точно. Особенно тяжким испытания выпадали на долю его жен и наложниц.

Нашла немного материала именно о них.

Князь Владимир был бастардом – сыном князя Святослава и ключницы Малуши. Но князь сына признал и даже наделил его землями. 

 

За два года до смерти Святослав раздал свои земли сыновьям: 

Киев — Ярополку, 

Древлянскую землю — Олегу, 

Новгород — Владимиру. 

Через три года после смерти отца Ярополк и Олег поссорились, брат пошел на брата, Ярополк убил Олега, по приказу Владимира был убит Ярополк. Так вся власть над землями Святослава оказалась в одних руках. А было в то время Владимиру и Ярополку около 15 лет, а Олегу — чуть больше.

К слову, мать Владимира, Малуша, была рабыней не по рождению, но в силу судьбы: дочь древлянского князя Мала, она была захвачена во время военного похода.

Но в глазах потенциальных невест Владимира это ничего не меняло. Его называли “робичич”, то есть ребенок рабыни.

 На роль жены Владимир присмотрел дочь полоцкого князя Рогвольда Рогнеду.            «Хочю пояти дщерь твою собе в жене», — с этими словами Владимир отправил посланцев к полоцкому князю, так рассказывает о «сватовстве» «Повесть временных лет». 

Но Рогнеда проявила характер и на вопрос отца, согласна ли она выйти замуж за Владимира, ответила: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Рогнеда пожелала стать невестою Ярополка и наотрез отказалась выйти замуж за сына рабыни и выполнить обряд разувания мужа в знак своей покорности.

Оскорблённое самолюбие киевского князя привело его в том же 976 году в Полоцк повторно, уже с большим войском. Полоцк был сожжён, Рогволод убит, Рогнеда стала женой Владимира против своей воли.

Впрочем, и женой она была далеко не первой, так как был Владимир в те времена язычником. И помимо даже официальных жён, имел достаточно большой гарем менее родовитых наложниц.

Но, тем не менее, прожила Рогнеда (под именем Гореслава) женой Владимира двенадцать лет, родив ему четырёх сыновей – Изяслава, Ярослава, Мстислава и Всеволода.

Но гордая Рогнеда вовсе не желала быть смирной рабой своего супруга. В Суздальской летописи рассказывается, как однажды Рогнеда чуть было не зарезала заглянувшего к ней на огонек и заснувшего мужа, но Владимир, внезапно проснувшись, успел схватить ее за руку и остался жив. 

Разгневанный князь приказал Рогнеде готовиться к смерти, а перед смертью велел ей принарядиться, как в день свадьбы. Рогнеда выполнила приказ мужа, но успела научить маленького сына, чтобы он, как только войдет отец, появился перед ним с мечом в руках и сказал: «Ты тут не один, о родитель! Сын будет свидетелем». 

Сынок так и сделал. Слова и вид ребенка настолько поразили Владимира, что он бросил меч, которым собирался пронзить жену, и не только оставил жизнь матери и ребенку, но построил им город Изяславль и Полоцкую землю отдал во владение.

Как уже было сказано, Рогнеда родила Владимиру еще трех сыновей (Мстислава, Всеволода и Ярослава) и двух дочерей (Предславу и Марию Доброгневу, впоследствии ставшую женой польского короля).

«Сам любя жены и блуженье многое», Владимир имел немало жен и несколько сот (говорят, до 800) наложниц. «Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора», — писал Карамзин. 

Сохранились имена некоторых из жен: Олофи (из Скандинавии), Адель (из Чехии), Манфреда (из Болгарии), Юлия (гречанка, жена Ярополка). С Юлией дело обстояло весьма печально: ее Владимир захватил беременной, и вскоре она родила Святополка.

По одному из вариантов «Корсуньской легенды», Владимир просил в жены дочь корсуньского князя. Но получил отказ. И тогда он взял Корсунь (Херсонес) хитростью, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей и выдал ее за предателя замуж.

Но вообще-то ужасаться и потрясать феминистическими мечами нечего – Владимир вел обычную жизнь обычного языческого правителя, ничем не отличаясь от своих европейских собратьев по трону и власти. Все изменилось в 988 году, когда, по свидетельству «Повести временных лет», Владимир женился еще раз.

Византийская принцесса Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгароубийцы (976—1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976—1028). 

Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II, что отметил византийский историк Иоанн Скилица, благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года. 

Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. 

Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»

По преданию, во время ожидания невесты у Владимира разболелись глаза, и он перестал видеть. Приехавшая в Корсунь Анна посоветовала ему побыстрее креститься, чтобы получить исцеление.

Князь крестился (в крещении получил имя Василий) и выздоровел — он прозрел в ту самую минуту, когда святитель возложил на него руку (согласно Древнейшему своду 1039 года князь крестился в Киеве).

«В вено за жену свою» вернул Владимир Корсунь грекам.

Анну в летописи именовали не как обычно — княгиней, но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном. Летописи ничего не сообщают о её детях, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Возможно у неё была дочь, но точных данных нет.

По возвращении в Киев с молодой супругой Владимир крестил своих сыновей, а женам разрешил выйти замуж по своему разумению и выделил им приданое. Рогнеда основала монастырь и постриглась в монахини под именем Анастасии.

Анна умерла за четыре года до кончины супруга, летописи говорят, что князь Владимир женился еще один раз – в 1007 году на немке, внучке Оттона I Великого.

Однако похоронен князь рядом с могилой царицы Анны.

… other posts by Mrs.Adams

Опубликовала Г. Тувик

Источник: https://hystory.mediasole.ru/zheny_knyazya_vladimira_krasnoe_solnyshko

Ссылка на основную публикацию