Народно – демократические изменения в Болгарии в 1945 -1948 гг
Поражения Болгарии во Второй Балканской и первой мировой войнах, пережитые болгарским обществом как «национальные катастрофы», оставили в его сознании болезненный след. Стремление обеспечить максимально благоприятный для Болгарии выход из второй мировой войны, избежав новых территориальных потерь, обусловило политическую жизнь страны в 1944—1947 гг.
Завоевать доверие государств антигитлеровской коалиции и добиться их поддержки, освободив страну от всего, что представляло ее союзницей Германии, — такова была первоочередная задача Отечественного фронта. Особые надежды в сложившейся ситуации возлагались на Советский Союз, с которым свои чаяния связывало и большинство населения страны.
Благодаря поддержке СССР Болгария получила право на участие в войне против Германии на завершающей стадии. В соответствии с подписанным в октябре 1944 г.
соглашением о пере-мирии болгарские воинские соединения были подключены к ряду операций по освобождению Югославии, Венгрии и Австрии.
Таким образом Болгария в конце войны оказалась на стороне государств антигитлеровской коалиции, что с точки зрения выработки условий будущего мирного договора имело для нее важнейшее значение.
Авторитет Советского Союза, дипломатические отношения с которым Болгария восстановила в августе 1945 г., непосредственно отразился на положении ассоциировавшейся с ним Болгарской ра-бочей партии.
Она стала наиболее влиятельной политической силой страны. Если в сентябре 1944 г. БРП, переименованная тогда же в БРП (коммунистов), насчитывала 13-14 тыс. членов, то в конце 1944 г. — более 250 тыс.
Кабинет Отечественного фронта, в котором ключевые посты занимали представители Народного союза «Звено» и коммунисты, провел «чистку» государственного аппарата на всех его уровнях. В армии, наряду со сменой офицерского состава, была введена должность политрука. В декабре 1944 г.
начал функционировать учрежденный указом правительства Народный суд (2 верховных и 64 областных состава). Он призван был покарать виновников присоединения Болгарии к Тройственному пакту, военных преступников и т.п. Выносившиеся им приговоры яачялись окончательны-ми и обжалованию не подлежали. По официальным данным, с октября 1944 г.
по март 1945 г. к судебной ответственности было привлечено более 11 тыс. человек, среди которых оказались депутаты Народного собрания, бывшие министры, служащие полиции и др. Однако имеются сведения, что в действительности через Народный суд прошло от 30 до 100 тыс. чел. Общее количество вынесенных смертных приговоров превысило 2 тыс.
Предполагалось, что такие меры укрепят позиции Болгарии на мирных переговорах.
В июне 1945 г. правительство издало указ о проведении 26 августа парламентских выборов. Подготовка к ним ускорила процесс политического размежевания. Противоречия по вопросам стратегии и тактики Отечественного фронта привели к раскату БЗНС и БРСДП.
На основе выделившихся из них группировок возникли две оппозиционные партии: БЗНС под руководством Н. Псткова и БРСДП во главе с К. Лулчевым и Г. Чешмеджиевым. Они развернули борьбу за перенос сроков выборов.
Пол давлением представителей США и Великобритании в Союзной контрольной комиссии, сославшихся на отсутствие необходимых условий для свободного волеизъяатсния избирателей, выборы были отложены.
Источник: https://infopedia.su/17x2b51.html
Установление народно-демократической власти в странах Центральной и Восточной Европы
Важной вехой в развитии революций стало установление народно-демократической власти в странах Центральной и Восточной Европы, которое произошло при разных обстоятельствах.
Относительно сходным путем пришли к установлению новой власти народы Албании, Югославии и в известной мере Болгарии, где сопротивление фашизму приняло форму партизанской войны.
В Болгарии объединение всех антифашистских сил в Отечественный фронт началось в 1942 г.
, в том же году был сформирован Национальный комитет, руководящий центр Отечественного фронта, в который наряду с коммунистами вошли представители группы «Звено», состоящей из патриотически настроенных кругов интеллигенции, чиновничества, Болгарский земледельческий народный союз (БЗНС), левое крыло Социал-демократической партии (СДП) и др.
В стране была создана партизанская армия, которая в 1944 г. насчитывала 40 тыс. человек. 9 сентября 1944 г. здесь произошло антифашистское восстание, результатом которого явилось не только создание правительства Отечественного фронта, но и выступление болгарской армии против фашистской Германии.
Конгресс Отечественного фронта, состоявшийся в марте 1945 г., прошел под знаком сплочения демократических сил страны. Им были одобрены основные направления политики и деятельности правительства Отечественного фронта. Состоявшиеся в 1945 г. первые выборы в Народное собрание принесли внушительную победу демократическим силам.
Национально-освободительная борьба в Югославии началась сразу же после оккупации страны в 1941 г. в форме выступлений многочисленных партизанских отрядов.
Тогда же стали складываться первые организации Единого национально-освободительного фронта Югославии (ЕНОФ), ставшего массовой организацией, объединившей представителей всех патриотически-настроенных слоев югославского народа.
Наряду с партизанскими отрядами началось формирование будущей регулярной народно-освободительной армии Югославии (в момент освобождения страны от фашистских захватчиков ее численность достигала 800 тыс. человек). В середине 1941 г.
появились первые освобожденные от оккупантов территории Югославии, на которых стали формироваться новые органы власти, народно-освободительные комитеты. В ноябре 1942 г. было создано Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ), избран исполком вече, ставший политическим и организационным ядром национально-освободительных сил, объединившим представителей антифашистских политических партий и массовых организаций.
На второй сессии в ноябре 1943 г. АВНОЮ взяло на себя функции высшего законодательного органа страны, тогда же был создан Национальный комитет освобождения Югославии.
На сессии было принято решение о создании после освобождения страны демократического федеративного Югославского государства, которое «обеспечит полное равноправие сербов, хорватов, македонцев и черногорцев, всем народам Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины».
III сессия АВНОЮ в августе 1945 г., объявив себя Временной народной скупщиной, приняла Закон о проведении всенародных выборов и созыве Учредительного собрания.
В оккупированных Польше и Чехословакии коммунистам не удалось сразу завоевать ведущих позиций. Здесь значительное влияние на массы имели эмигрантские правительства этих стран, действовавшие в Лондоне.
Национально-освободительный фронт Чехословакии стал складываться в 1943 г. Кульминационным этапом национально-освободительной борьбы в этой стране стали Словацкое национальное восстание в августе 1944 г., в котором участвовало 80 тыс. вооруженных бойцов, и Пражское восстание в мае 1945 г., поднявшее на баррикады около 100 тыс. чехов.
Дальнейшее развитие событий поставило перед лидерами народно-демократических сил, чехословацкой эмиграцией во главе с бывшим президентом Бенешем вопрос о создании демократического правительства с участием коммунистов. В апреле 1945 г. на освобожденной территории в г.
Кошице всеми партиями, вошедшими в новое демократическое правительство, была принята программа национального, демократического возрождения страны.
Кошицкая программа провозгласила создание правительства широкого народного фронта чехов и словаков, составленного из представителей всех групп и политических направлений, участников национально-освободительной борьбы против фашистских захватчиков.
Закрепляя со ссылкой на старую чехословацкую Конституцию 1920 г. принцип народного суверенитета, демократические права и свободы, программа предусматривала создание избираемых народом новых органов власти — национальных комитетов, которым «под постоянным контролем народа» вверялось управление «всеми общественными делами».
Особое место в программе занял вопрос о национальных отношениях чехов и словаков.
Основываясь на принципах демократической национальной политики, программа признавала в качестве законного представителя «самостоятельной словацкой нации» — носителя государственной власти на территории Словакии — Словацкий национальный совет.
Предусмотрела программа и широкие преобразования в экономике: новую аграрную реформу, конфискацию предприятий, принадлежащих германскому рейху, военным преступникам, предателям.
С необходимостью «успешного выполнения тяжелых задач экономического обновления» в программе связывался ряд таких экономических требований, как подчинение всеобщему государственному управлению всей денежной и кредитной системы, предприятий основных отраслей промышленности, природных и энергетических источников.
В демократическом правительстве, созданном в Кошице, коммунисты были в меньшинстве. Им принадлежало лишь 9 мест, 13 мест принадлежало другим партиям, беспартийным. С целью сплочения Национального фронта в июле 1945 г. было заключено соглашение между ведущими партиями страны на платформе претворения в жизнь Кошицкой программы.
Усиление движения Сопротивления в Польше было связано с возрождением во время войны и гитлеровской оккупации в 1942 г. Польской рабочей партии (ПРП), поставившей в качестве ближайшей задачи создание широкого национального фронта всех патриотических и демократических сил, готовых бороться против немецко-фашистских захватчиков. В 1943 г.
в Варшаве был принят Манифест демократических общественно-политических и военных организаций, подписанный представителями ПРП, левого крыла Рабочей партии польских социалистов (РППС), Крестьянской партии (Страництво людове — СЛ), подпольных профсоюзов, других демократических объединений. В начале 1944 г.
на подпольном заседании представителей этих партий и организаций был сформирован руководящий центр антифашистской, национально-освободительной борьбы — Крайова рада народова (Национальный совет Польши — КРН), которому принадлежала главная роль в создании Армии Людовой (Народной армии), насчитывающей в 1944 г. около 65 тыс. человек.
КРН стала действовать на освобожденной территории летом этого же года в качестве временного законодательного органа. В июле 1944 г.
КРН было создано временное правительство Польши — Польский комитет национального освобождения (ПКНО) из представителей ПРП, Польской социалистической партии, Крестьянской партии (СЛ), Демократической партии и Союза польских патриотов в СССР.
22 июля 1944 г. ПКНО опубликовал Манифест — программу строительства народно-демократического государства. Он призвал польский народ продолжать борьбу до победоносного окончания войны, отвергал антидемократическую Конституцию 1935 г.
, провозглашал демократические свободы, закрепляя положение КРН как высшего властного органа, призывал к созданию народного административного аппарата, милиции, объявлял о мобилизации молодежи призывного возраста в армию.
Вместе с тем Манифест провозглашал проведение социально-экономических реформ — неотлагательную экспроприацию земли у помещиков и передачу ее трудовому крестьянству, а также передачу в руки государства крупных промышленных и торговых предприятий, банков, транспорта и лесов.
Одновременно было создано единое Войско Польское (в которое вошли польская армия, сформированная ранее в СССР, и Армия Людова).
На развитие политических событий в Польше оказывало большое влияние и эмигрантское правительство, созданное в Лондоне, продолжавшее пользоваться поддержкой значительной части населения страны, а также располагавшее боевой силой в лице главным образом регулярной Армии Крайовой и некоторых вооруженных отрядов.
Обстановка, сложившаяся в самой Польше и вокруг нее, потребовала заключения соглашения между КРН и эмигрантским правительством о создании правительства национального единства Польши, в которое вместе с бывшим главой эмигрантского правительства С.
Миколайчиком вошли 4 представителя буржуазных партий, а коммунисты занимали лишь половину из 14 мест.
На особенности процессов установления народно-демократической власти в Румынии и Венгрии оказало влияние то обстоятельство, что в годы второй мировой войны эти страны были вовлечены в гитлеровский блок.
Национальный фронт — широкая коалиция антифашистских социально-политических сил был создан в Венгрии лишь в декабре 1944 г., когда Советская Армия приблизилась к ее государственной границе и начал разваливаться гитлеровский блок. Тогда же в г. Дебрецене открылось Временное национальное собрание, создавшее Временное национальное правительство.
Патриотический антифашистский фронт в Румынии был создан в 1943 г. В него вошел наряду с коммунистами и ряд других партий и организаций: Союз патриотов, объединивший городскую мелкую буржуазию и интеллигенцию, Фронт земледельцев — крестьянская организация, возглавляемая П. Гроза, и др.
Более широкая политическая коалиция, в которую наряду с вышеназванными политическими партиями и организациями вошли социал-демократы и так называемые исторические — национал-цэронистская и национал-либеральная партии, была создана летом 1944 г.
Эти партии обязались бороться за заключение перемирия, за установление в стране демократического строя, свержение военно-фашистской диктатуры Антонеску. После восстания 23 августа 1944 г. против правящего режима и освобождения страны советскими войсками в Румынии началось установление народно-демократической власти. В стране первое время сохранялась монархия.
Значительно позднее и при других обстоятельствах народно-демократическая власть утвердилась в восточной части Германии, будущей ГДР.
Важнейшей особенностью развития Германии после освобождения явилась острая борьба различных социально-политических сил вокруг вопроса о создании единого независимого демократического государства, на которую мощное и разноплановое воздействие оказывали внешние факторы, интересы оккупационных держав.
Образование Германской Демократической Республики в восточной части страны явилось ответом на осуществленное ранее создание Федеративной Республики Германии. 7 октября 1949 г. Немецкий народный совет, представлявший политические и общественные организации Восточной Германии, провозгласил себя временной Народной палатой и ввел в действие Конституцию ГДР.
Источник: http://studentu.info/gosudarstvo-i-pravo/vseobschaya-istoriya-gosudarstva-i-prava/ustanovlenie-narodno-demokraticheskoy-vlasti-v-stranah-tsentralnoy-i-vostochnoy-evropy
Болгария в XX веке. Очерки политической истории. М., 2003
Ответственный редактор Е. Л. Валева.
В сборнике освещены наиболее дискуссионные и малоисследованные вопросы истории Болгарии в XX в.
, дано новое прочтение уже известных ее страниц на принципиально новой источниковой базе – недавно рассекреченных документах и материалах из архивов России и Болгарии, что вносит значительные коррективы в существовавшие ранее оценки и выводы.
Анализируются становление и функционирование государственного и общественного строя Болгарии, пришедшего на смену социалистическому после антитоталитарной революции 1989 г., освещается социально-политический и экономический кризис 80-х годов, не нашедший разрешения при живковском режиме.
Для историков и более широкого круга читателей.
Содержание
Предисловие (Е. Л. Валева)
На пути к национальной независимости. Балканские войны
Болгарское общество на рубеже веков. Политическая система (Н. Н. Червенков)
К истории «македонского вопроса» (Г. Д. Шкундин)
Провозглашение независимости и объявление Болгарии царством (Н. Н. Червенков, Г. Д. Шкундин)
Балканские войны (Н. Н. Червенков, Г. Д. Шкундин)
Болгария в годы первой мировой войны (Г. Д. Шкундин)
Болгарские военно-политические цели в начальный период войны
«Болгарское лето» 1915 года
Победы болгарского оружия и маневры софийской дипломатии
В «объятиях» германского союзника
На пути к военно-политической катастрофе
Послевоенная Болгария: от Салоник до Нейи
Салоникское перемирие – пролог мирного договора с Болгарией (Г. Д. Шкундин)
Формирование нового облика власти: «широкая коалиция» (Т. Ф. Маковецкая)
Полевение политического Олимпа (Т. Ф. Маковецкая)
Горе побежденным! (Г. Д. Шкундин)
Диктат в Нейи-сюр-Сен (Г. Д. Шкундин)
Режим БЗНС и Тырновская конституция (1920–1923). Проблема сосуществования (Т. Ф. Маковецкая)
Установление режима БЗНС
Внешнеполитический статус и экономическая конъюнктура в период правления «земледельцев»
«Земледельческий» эксперимент и Тырновская конституция
Государственный переворот 9 июня 1923 года и его последствия (Р. П. Гришина)
Приход к власти правительства Александра Цанкова
Болгарская коммунистическая партия и крестьянское восстание в сентябре 1923 года
Подготовка «левого» контрпереворота
Политические «качели» 1926–1935 годов (Р. П. Гришина)
Кризис режима Цанкова
Динамика политического процесса в 1926–1931 годах. Правительство Андрея Ляпчева
От правительства «блока демократии» до утверждения авторитарной власти царя
На перекрестке геополитических интересов великих держав (1939–1941) (Е. Л. Валева)
Развитие болгаро-советских отношений в 1939 году
«В ногу» с Германией
Обострение противоборства за внешнеполитическую ориентацию Болгарии. Миссия Соболева
Присоединение к Тройственному пакту
Болгария в годы второй мировой войны (Е. Л. Валева)
К вопросу о политическом режиме в стране. Оппозиция правительству
ВКП(б) – Коминтерн – БРП: корреляция стратегии и тактики. Начало вооруженной борьбы
Создание Отечественного фронта
Государственный кризис 1943–1944 годов
Приход к власти Отечественного фронта
Болгария па этапе народной демократии (1944–1948) (Т. В. Волокитина)
Складывание коалиционной системы власти. Формирование правительства Отечественного фронта
Первые мероприятия нового кабинета
Партнеры или соперники: проблема взаимоотношений партий в коалиции
Раскол многопартийной системы и создание «лояльной оппозиции». Парламентские выборы 1945 года
Оппозиция и власть. Выборы в Великое Народное собрание 1946 года
Начало «холодной войны» и перспективы коалиции в Болгарии. Ликвидация оппозиции
Создание Коминформа. Свертывание народно-демократической модели: причины и следствия
На пути к социализму «по Сталину» (1949–1953) (Т. В. Волокитина)
Проблема социально-политических «носителей власти» на новом этапе и ее решение
Функционирование механизма государственной власти и управления
Политические репрессии – важное звено в механизме утверждения режима советского типа
«Реальный социализм» в болгарском варианте: от «сталинизма» к «живковизму» (социально-политические аспекты) (Ю. Ф. Зудинов)
Становление и утверждение «живковизма»
Этнорелигиозный фактор в жизни болгарского общества
От стабильности к крушению
Становление постсоциалистического общественного строя (Ю. Ф. Зудинов)
Попытки модернизации коммунистической власти. Формирование антикоммунистической оппозиции
Приобщение оппозиции к власти. Первые демократические выборы
Принятие новой конституции и политические «рокировки»
Первые правительства без БСП
Новый «лево-правый» цикл
Смена внешнеполитических приоритетов
Список сокращений
Указатель имен
Источник: http://inslav.ru/publication/bolgariya-v-xx-veke-ocherki-politicheskoy-istorii-m-2003
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: становление государств народной демократии
Содержание
Образование народно-демократических правительств
Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками
Перспективы перехода к социализму мирным путем
Образование народно-демократических правительств
В годы второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и буржуазные партии.
Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя общенациональной цели — освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демократических свобод.
Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения Сопротивления.
В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.
В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других странах были созданы коалиционные правительства.
Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, стоявших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение усилий всех демократических партий и организаций.
Необходимость расширение социальной базы и признания западными державами возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Польши обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не принимали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.
Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач: ликвидацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушенной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии.
Был уничтожен созданный оккупантами государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии и Румынии очищены от фашистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность за национальные катастрофы, была запрещена.
Восстанавливались демократические конституции, упраздненные в 30-е годы авторитарными режимами. Начали функционировать парламенты, в некоторых странах была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты.
Наряду с прежними структурами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы, национальные комитеты, советы.
Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта проблема была решена в результате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала ликвидация крупного помещичьего землевладения и наделение крестьян землей.
В основу начатых в некоторых странах еще до полного освобождения аграрных реформ был положен принцип: “Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает” . Конфискованная у помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля передавалась за небольшую плату крестьянам в собственность, а частично переходила к государству.
В Польше, Чехословакии и Югославии были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав переселили на территорию Германии.
Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капиталистической собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание за национальное предательство, в результате чего под государственное управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.
Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший тогда название народной демократии.
В политической сфере его характерной чертой была многопартийность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и рабочие партии.
В Румынии не только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере экономики при сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период, роль стал играть государственный сектор.
Наиболее серьезные изменения происходили в сельском хозяйстве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.
Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во время войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года) , Югославией и Польшей (апрель 1945 года) .
Над Болгарией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз совместно с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союзные контрольные комиссии (СКК) , в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры.
Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками
В Албании и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни.
Источник: http://StudyPort.ru/referaty/istorija/4528-strany-tsentralnoj-i-jugo-vostochnoj-evropy-stanovlenie-gosudarstv-narodnoj-demokratii