Цусимская битва и судьба эскадры рожественского — история России

Цусимская битва

Цусимское поражение – страшнейшее в истории ВМС России. Вся эскадра была разгромлена меньше чем за сутки. Большая часть кораблей была потоплена, несколько кораблей капитулировали перед противником и лишь 3 корабля пришли во Владивосток.

Атаки японцев на Порт-Артур усиливались с каждым днем. 1-я Тихоокеанская эскадра была очень слаба и не могла долго сдерживать натиск. Все это заставило Николая II отправить к ним на подмогу вторую эскадру.

Однако вскоре император узнает о взятии порта, но не отзывает флот назад, а, напротив, приказывает им держать прежний курс. На встречу отправился отряд кораблей под командованием контр-адмирала Небогатова.

Силы противников

Ужасающую катастрофу можно было предотвратить. Ведь задолго до начала боя было известно о превосходящих силах. У японцев было:

  • 6 охранных броненосцев – против 3 русских;
  • 8 крейсерных броненосцев – 1 у русских;
  • 16 крейсеров – против 8;
  • 24 военных судна – против 5;
  • 63 миноносца – против 9 российских.

Адмирал Х. Того, командовавший японским флотом, был искусным командиром. Японские стрелки могли поразить корабль даже на дальних дистанциях. Богатый опыт и численное превосходство сыграли большую роль.

2-я эскадра

Перед вице-адмиралом Рожественским, принявшим командование, стояла одна задача – захватить Японское море. Выбрав короткий путь во Владивосток через Цусимский пролив, он сам подписал всей эскадре приговор. Еще одной ошибкой командира стал отказ от разведки, которая могла предупредить о японском флоте.

Проблемы у флота начались буквально в начале плавания. Англия, в которой они рассчитывали остановиться для дозаправки топлива, закрыла для них порты. Однако, даже не смотря на разразившуюся бурю у мыса доброй Надежды, корабли продолжили путь.

Стоянка у Мадагаскара показала, что большинство были неспособны к военным действиям, но Рожественский продолжил плавание через Сингапур и Корею.

Утром 14 мая 1905 года русский флот вошел в Цусимский пролив.

Предсказанное Цусимское поражение

Ни император, ни командиры не обратили внимания на события, предшествовавшие отплытию кораблей. Броненосцы, которые должны были плыть к Владивостоку, вели себя, словно одушевленные предметы. Они тонули, садились на мель, застревали, словно подавая людям знаки, что не следует идти на Дальний Восток.

Модель броненосца «Император Александр III» сгорел прямо в мастерской. Когда же спускали на воду сам броненосец, в воду упал флагшток, а сам спуск стал причиной гибели многих людей.

Однако главнокомандующие словно забыли о приметах или просто не хотели их видеть.

Ход сражений

Всего через полчаса после начала боя японцы потопили броненосец «Ослябя». Вскоре был атакован корабль «Князь Суворов». Через несколько часов из оружия на нем остались лишь винтовки, которыми до конца отстреливались русские матросы. После попадания торпед броненосец пошел ко дну.

Спасти с него удалось 23 человека, в том числе и раненого Рожественского. После затопления броненосца «Петропавловск» погиб замечательный художник Василий Верещагин и адмирал Макаров.

Вслед за ними один за другим российские корабли пошли под воду. До самого конца матросы надеялись, что смогут дойти до берегов Владивостока. Но их судьба была предопределена.

С наступлением ночи в ход пошли японские миноносцы. Всего за ночь было выпущено 75 торпед. 15 мая сопротивление могло оказывать лишь несколько русских кораблей. Наутро 15 мая уцелевшие корабли под командованием Небогатова сдались японцам. Сдался и эсминец «Буйный», на котором находился раненый Рожественский.

К Владивостоку вышли всего лишь три корабля: крейсер «Алмаз» и миноносцы «Бравый» и «Грозный». Небольшой отряд крейсеров смог уйти в нейтральные воды. Остальные корабли ушли ко дну вместе с несколькими тысячами моряков. В Петербурге был построен в 1910 г храм Спас-на-Водах, в память о погибших в Цусимском сражении, но в 30 гг. XX века он был разрушен

Цусимское поражение – страшнейшее в истории ВМС России. Причинами их послужили превосходящие силы противника. Японцы превзошли русских как в количестве, так и в скорости кораблей, а также в их огневой мощи.

Видео – Цусимское сражение. Ход истории

 

Источник: http://DarkBook.ru/tsusimskoye-srazheniye-1905-istoriya

Золотая тайна Цусимского сражения — Общество — МК

Могла ли русская эскадра везти сокровища во Владивосток?

27.05.2015 в 21:12, просмотров: 6581

110 лет назад Россия получила едва ли не самую звонкую оплеуху за всю историю существования ее военного флота. На Дальнем Востоке у острова Цусима японцы практически безнаказанно уничтожили огромную русскую эскадру.

Тогда из 38 наших кораблей было потоплено и захвачено неприятелем 28, погибло свыше 5 тысяч моряков, в то время, как противник потерял лишь три малых миноносца и чуть более 100 человек убитыми – невероятно унизительное соотношение.

Однако цусимский подвиг русских матросов и офицеров от этого не стал меньше, а причины столь сокрушительного поражения, как считают специалисты, кроются в первую очередь в технических характеристиках наших кораблей и, главное, – в абсолютно непригодных для боя снарядах, которые чаще всего «не умели» взрываться.

Обо всем этом написано за прошедший век много, так что повторяться не будем. По случаю невеселого юбилея «МК» предлагает вспомнить об одной малоизвестной истории, связанной с участвовавшими в знаменитом морском сражении и погибшими у Цусимы русскими кораблями, которые оставили после себя «золотой след».

фото: ru.wikipedia.org

Та война отгремела, успокоилась малопочетным для России Портсмутским мирным договором. О погибших при Цусиме кораблях стали забывать. Но вдруг… Четверть века спустя кое-кто про них снова вспомнил, да еще по весьма меркантильной причине.

– В 1933 году некий американец Гарри Ризберг опубликовал книгу о скрытых на морском дне кладах, где сообщил сенсационную новость.

Оказывается, на кораблях 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского, разгромленной японцами в Цусимском проливе, перевозили настоящие сокровища – золото и платину, стоимостью свыше 5 миллионов долларов.

Энтузиаст – исследователь истории войны России и Японии на море в начале ХХ века Дмитрий Мазур уже долгое время пытается разобраться в загадочной «золотой» истории.

– Откуда американец добыл эти сведения, неизвестно. А вот объяснение обнародованному им факту было дано: русские везли на Дальний Восток столь значительные ценности, чтобы использовать их для оплаты ремонта боевых кораблей, закупки необходимых армии и флоту материальных ресурсов и продолжения военных действий до полной победы над японцами.

«Золотая начинка» находилась, якобы, на четырех русских кораблях, и все они погибли в ходе Цусимского сражения. Были, в частности, упомянуты крейсера «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской». При этом Ризберг сообщил, что самую большую долю сокровищ везли именно на «Нахимове».

Предпринятые после такой публикации попытки добраться до золота успехом не увенчались. Экспедиция, направленная к месту гибели русского крейсера, вернулась ни с чем, и на несколько десятилетий о «золоте адмирала Рожественского» вроде бы забыли. Однако на исходе 1970-х в Стране Восходящего Солнца снова зазвучала эта тема.

На сей раз виновником возникшего ажиотажа оказался японский миллионер Такео Сасагава. Этот эксцентричный «искатель приключений», прославившийся страстью к охоте за потаенными сокровищами, решил организовать новую, хорошо подготовленную экспедицию для обследования «Нахимова» и выделил на это весьма внушительные средства.

фото: ru.wikipedia.org

Некоторое время спустя, в конце 1980 года Сасагава публично заявил, что в результате проведенных подводных поисковых работ удалось достичь обнадеживающих результатов.

Водолазы экспедиции не только нашли на морском дне этот погибший в Цусимском сражении русский крейсер, но и смогли отыскать в его отсеках ящики с золотыми и платиновыми слитками. Несколько таких драгоценных брусков, а также кое-какие детали и предметы с «Адмирала Нахимова» подняты с морского дна.

Подтверждением столь сенсационного сообщения стали фотоснимки, на которых Сасагава позировал, держа в руках слитки, добытые, по его заверениям, с «Нахимова».

Однако дальнейшего развития эта кладоискательская эпопея не получила.

Хотя сам японский миллионер и заявил по горячим следам, что вскоре экспедиция продолжит работу и поднимет с русского крейсера все находящиеся там сокровища, но потом этот его порыв почему-то «сошел на нет».

О новых находках на «Адмирале Нахимове» ничего больше не было слышно, а Сасагава невнятно объяснял задержки с продолжением экспедиционных работ некими возникшими перед ним «трудностями».

Вся эта история 35-летней давности вызвала много скептических замечаний и комментариев. Профессионалы – те, кто всерьез занимается поисками подводных кладов, подвергли сомнению сам факт того, что экспедиция Сасагавы отыскала какие-то драгоценности в трюмах «Адмирала Нахимова»…

– А, может, его водолазы и сам броненосный крейсер не нашли?

– Нет, с поисками «Нахимова» на морском дне особых проблем наверняка не возникло. Точные координаты места гибели этого корабля известны. Глубина там сравнительно небольшая. Так что добраться до затонувшего крейсера водолазам особого труда не составило. А вот с пресловутыми слитками, продемонстрированными Сасагавой, все обстоит далеко не так однозначно.

Есть большие подозрения, что это – «фото-подделка». Существуют даже несколько версий, как конкретно японец всех обманул, выдав желаемое за действительное. По одной из них, платиновые слитки в его руках – не из трюмов «Адмирала Нахимова», а из сейфов какого-нибудь банка: взяты «напрокат» для этой фотосессии. Есть и еще более убийственная версия.

Въедливые исследователи скрупулезно изучили фотографии и смогли определить размеры запечатленных на них металлических брусков.

Сравнив результаты с теми стандартами, которые существовали в Государственном банке Российской империи во время Русско-японской войны, удалось сделать вывод, что либо эти бруски не являются стандартными (а как такое может быть, если их доставили на крейсер из хранилищ Госбанка?), либо они вовсе не драгоценные: расчеты показали, что плотность металла, из которого изготовлены слитки, чуть больше 11 граммов на кубический сантиметр. Такой показатель имеет не золото и не платина (они значительно тяжелее), а обыкновенный свинец! То есть Сасагава добыл со дна морского свинцовые грузы, которые иногда используются на кораблях и катерах в качестве балласта для увеличения остойчивости.

фото: Александр Добровольский

– Выходит, никакого золота на «Адмирале Нахимове» нет, и все эти сенсации – обыкновенная «утка»?

– Во всяком случае, документальных подтверждений отыскать пока не удалось.

В доступных исследователям банковских бумагах, в приказах и рапортах по военно-морскому ведомству, относящихся к тому времени, когда снаряжалась и шла с Балтики на Дальний Восток эскадра Рожественского, о сколь-нибудь крупных партиях золота не упоминается. Хотя, конечно, что-то могли тогда особо засекретить, какие-то документы спрятали поглубже, а потом уничтожили, – такого я исключить не могу.

Читайте также:  От падение византии и величие турок - история России

Другой вопрос – зачем? Какая логика была у высших российских чиновников, решивших доставить крупную партию золота на Дальний Восток, погрузив ее на корабли эскадры, которым предстоял трудный и опасный путь вокруг половины земного шара и в конце его практически неминуемая схватка с японским флотом? Не проще было бы организовать доставку ценностей по железной дороге?

И еще одна «нестыковка». Допустим, золото было, и его отправили со 2-й эскадрой. Но почему в качестве конкретных перевозчиков выбрали именно эти корабли? Ведь и «Адмирал Нахимов», и «Дмитрий Донской» – это старые тихоходные крейсера, весьма уязвимые при артиллерийских обстрелах и минных атаках.

Их печальная судьба, собственно, это и подтвердила: во время Цусимской битвы оба корабля получили серьезные повреждения и затонули.

Не логичнее ли было золото поместить в трюм одного из новейших броненосцев, входивших в состав 2-й эскадры? Или на быстроходный крейсер, который мог бы в случае чего уйти от японской погони и добраться до заветного Владивостока?..

– Но ведь эти новые корабли в большинстве своем тоже погибли в Цусимском бою, так что спасти золото с их помощью тоже не удалось бы.

А может, расчет был на то, чтобы максимально замаскировать драгоценности? Мол, японцы ни за что не догадаются, что сокровища перевозят на «доисторическом» крейсере…

А между тем, старик-«Нахимов» был неплохим «сейфом»: как-никак все-таки это броненосный крейсер.

– Да, такие аргументы тоже доводилось слышать, и их нужно принимать во внимание… Однако в целом, в отсутствие документальных подтверждений, история о существовании «золота 2-й эскадры» все-таки вызывает сомнения.

Возможно, развеять их могла бы экспедиция к другому погибшему в знаменитом морском сражении Русско-японской войны крейсеру – «Дмитрию Донскому», который также упоминается в списках «перевозчиков золота». Однако эта задача гораздо сложнее, чем в случае с «Адмиралом Нахимовым».

Ведь «Донской», сильно поврежденный в результате жаркой артиллерийской битвы с несколькими японскими крейсерами, был затоплен по приказу его командира капитана первого ранга Лебедева на глубоководье у острова Дажелет. Добраться до него не просто.

Есть и еще одна проблема, усложняющая окончательное разрешение загадки «золота 2-й эскадры». По существующему международному морскому праву, затонувший корабль принадлежит той стране, под флагом которой он находился в момент гибели. Кроме того, это еще и братская могила, место гибели членов экипажа.

То есть «Донской» – это российская собственность, это место погребения русских моряков, и без согласования с нашей страной те же японцы проводить поисковые экспедиции на нем не могут.

То же относится и к «Адмиралу Нахимову»: поднимать с него какие-либо ценности или мемориальные предметы, не заручившись разрешением российской (ну или советской по тем временам) стороны кладоискатель Сасагава не имел права.

Хотя есть «лазейка»: исследователи, занимающиеся историей Цусимского сражения, до сих пор спорят, под каким флагом находился «Нахимов» во время своей гибели.

Согласно японским документам, к тонущему русскому кораблю, экипаж которого уже покидал его на различных спасательных средствах, пристала шлюпка с одного из японских крейсеров, и прибывший на ней офицер успел поднять на корме «Нахимова» флаг Страны Восходящего Солнца. Однако в воспоминаниях российских моряков указывается, что неприятельский флаг был почти сразу после этого сорван и заменен Андреевским, – это сделал старший штурман лейтенант Клочковский, до последних секунд жизни корабля остававшийся на его палубе вместе с командиром Родионовым.

Источник: http://www.mk.ru/social/2015/05/27/zolotaya-tayna-cusimskogo-srazheniya.html

Роковая буква и другие загадки Цусимы

С дня Цусимского сражения минуло 110 лет. Юбилей своей крупнейшей победы на море японцы встретили без патриотических фанфар

Адмирал Того

В тот майский день 1905 года старенький русский крейсер «Владимир Мономах» погибал долго и мучительно.

Во время атаки японских миноносцев он получил торпеду в носовую часть правого борта, и заделать пробоину никак не удавалось. Командир корабля хотел дойти до корейского берега, но дотянул только до острова Цусима.

Там «Владимира Мономаха» настигли два японских корабля, но расстреливать не стали — было ясно, что подбитый крейсер уже не жилец.

Спускать флаг тем не менее русские не стали — на «Мономахе» открыли кингстоны, он быстро затонул, а команда пересела в шлюпки. Четыре из них достигли берега Цусимы, где толпились японские крестьяне.

В шлюпках были 143 русских моряка, включая раненых. Японцы первым делом их напоили — команда погибшего «Мономаха» умирала от жажды. Раненым помогли, перевязали.

Наконец, вражеских русских моряков жители Цусимы распределили по своим домам, накормили и положили спать.

Об этом было доложено адмиралу Хэйхатиро Того, командующему Объединенной эскадрой императорского флота Японии, которая только что разгромила российский флот, направленный на Дальний Восток с Балтийского моря.

Того пришел в восторг и по-самурайски в коротком стихотворении воспел доброту жителей Цусимы. Свиток с этими четырьмя иероглифами адмирал направил им в подарок, и их потом выбили на скромном монументе, посвященном милосердию к врагам.

Спустя долгие десятилетия монумент уже с помощью посольства России дополнили еще одним памятником — с именами всех погибших в Цусимском сражении.

С мая 1905 года прошло ровно 110 лет — есть что отметить. Однако японцы юбилей своей крупнейшей военно-морской победы встретили без патриотических фанфар и правительственных заявлений.

На острове Цусима прошла поминальная церемония в память о доброте местных жителей.

А в порту Йокосука, где у причала навечно поставлен флагманский броненосец «Микаса» адмирала Того, состоялись научные симпозиумы, посвященные не разгаданным до сих пор загадкам знаменитой битвы.  

Вице-адмирал Зиновий Рожественский

Мистика и разгромные цифры

Еще до первых орудийных залпов 27 мая 1905 года командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Зиновий Рожественский приказал подать офицерам шампанского. У входа в цусимские воды японские корабли могли появиться с минуты на минуту, однако бутылки откупорили не для того, чтобы поднять настроение перед битвой.

Русские моряки отмечали годовщину коронации Николая II — той самой кровавой давки на Ходынке, которую многие посчитали зловещим предзнаменованием не только для Романовых, но и для всей России. Приключившийся сразу же после шампанского разгром под Цусимой намертво впечатал эту черную метку в историю.

Унизительное поражение русского флота вслед за Ходынкой и Кровавым воскресеньем стало прологом  к тому, что произошло 12 лет спустя.

Цусимское сражение вообще богато на символы и мистику — чего стоит одна только судьба двух командующих эскадрами в том бою. Японский адмирал Того самый горячий отрезок битвы по собственной прихоти простоял на открытом мостике броненосца «Микаса», в который попало больше всего русских снарядов.

Командующий был забрызган кровью погибших и раненых, но получил лишь царапину от осколка. Рожественский встретил сражение в бронированной рубке своего флагмана «Князь Суворов», но не помогло. Уже в первые минуты боя японские снаряды дважды попали в командный пункт вице-адмирала.

Он получил осколочные ранения в голову и ноги, потерял сознание и больше в бою участия не принимал.

27 мая адмирала Того словно поддерживали таинственные мистические силы: наблюдатели, например, заметили, как в одну и ту же точку на левом борту русского броненосца «Ослябя» с непостижимой  точностью угодили подряд два японских снаряда, проделав огромную пробоину размером с телегу.

Вероятность такого попадания при стрельбе с дистанции несколько километров, по оценкам экспертов, исчислялась ничтожными долями процента. Еще пример: через 50 минут после начала боя русский снаряд пробил броню кормовой башни японского броненосца «Фудзи». Раскаленные осколки подожгли пороховой запас, взрыв был неминуем.

Однако мистика опять сработала в пользу японцев — осколки перебили трубу гидравлики, и хлынувшая жидкость погасила огонь.

Впрочем, и без всякой мистики бой к востоку от острова Цусима полон тайн, о которых недавно опять спорили на симпозиумах в порту Йокосука.

Были потеряны все броненосцы — главная сила русского флота. К цели похода — во Владивосток прорвался лишь крейсер «Алмаз» с двумя миноносцами и транспортом. Остальные спасшиеся корабли укрылись в иностранных портах, где были интернированы. Погибли около пяти тысяч русских моряков, 6106 человек оказались в плену. Японские потери были ничтожны — всего три крохотных миноносца, 117 убитых.

У Рожественского, конечно, почти с самого начала не было шансов выполнить задачу, поставленную Николаем II, — подавить японский флот и перерезать линии снабжения японской армии в Маньчжурии, что должно было обеспечить там победу русских сил.

2-я Тихоокеанская эскадра была собрана из разношерстных кораблей — вместе с четырьмя лучшими броненосцами типа «Бородино» в нее входили допотопные тихоходы береговой обороны.

Немногочисленные попытки Рожественского научить свою громоздкую армаду слаженно выполнять маневры и вести меткую стрельбу результата не дали.

«Вижу неприятеля»

Конечно, подвигом был сам беспрецедентный семимесячный переход эскадры из Балтийского моря в воды Дальнего Востока — вокруг Африки, через Индийский и Тихий океаны, с угольными дозаправками в открытом море, с постоянным страхом перед налетами вражеских миноносцев.

Британия, владычица морей, была союзницей Японии, и даже Франция, разрешавшая эскадре делать остановки в ее колониальных портах, передавала Токио информацию о передвижениях Рожественского.

Положение 2-й Тихоокеанской эскадры стало отчаянным после того, как пал Порт-Артур и погибла стоявшая там 1-я Тихоокеанская эскадра.

У адмирала Того был большой перевес в огневой мощи. Японская группировка развивала скорость более 15 узлов, а русская из-за наличия устаревших тихоходов и транспортов могла давать 9, максимум 11 узлов.

И все же у Рожественского был шанс уйти от полного уничтожения. В первую очередь адмирала упрекают в страшной ошибке с выбором курса — зачем он пошел в Цусиму, в этот узкий, пристрелянный японцами пролив, где его давно поджидал Того?

Японский командующий рисковал, сосредоточив весь флот империи в этом районе. Историки уверяют, что русские крейсера имели все возможности свободно атаковать из Владивостока даже гавань Токио.

Однако Того был уверен:  Рожественский пойдет через Цусиму, то есть выберет кратчайший путь прорыва. Альтернатива у русского командующего была — он мог обогнуть Японию с востока и подойти к Владивостоку с севера.

Сторонники этого маршрута уверяли, что в открытом океане будет легче затеряться и обмануть Того.

Броненосцы его эскадры могли нести топлива примерно на 1380 миль хода. Последнюю заправку боевых кораблей с транспортов Рожественский провел в море напротив Шанхая (отсюда до Владивостока — 1000 миль).

Читайте также:  Нестор иванович махно – лидер освободительного движения - история России

Путь через пролив Лаперуза требовал новых перегрузок угля в открытом море в непосредственной близости от японских берегов. Боевые корабли были бы в этом положении беспомощны.

Эскадре Рожественского грозила бесславная гибель и в том случае, если бы японцы потопили его угольные транспорты. Короче говоря, путь к Владивостоку был один — мимо Цусимы.       

В 04.45 утра 27 мая японский разведывательный корабль «Синано-мару» первым заметил русскую эскадру. По радио был послан кодированный сигнал: «Вижу неприятеля в пункте 456». Сигнал «Синано-мару», как уверяют в Токио, стал первым в истории использованием радио в реальных действиях на море.

«Пусть каждый сделает, что сможет»

На русских кораблях рации тоже были, но Рожественский их не жаловал, предпочитая сигнальщиков. Особо мощная установка находилась на вспомогательном крейсере «Урал» — его командир при виде «Синано-мару» предложил Рожественскому сильным импульсом забить японское донесение.

Конечно, эскадру все равно бы обнаружили, но даже небольшая задержка, да еще в условиях сильного тумана могла увеличить шансы на прорыв.

Но адмирал запретил глушить переговоры японского разведчика — и причины такого решения некоторые японские историки считают одной из главных загадок сражения.          

Получив шифровку, адмирал Того дал приказ о выступлении, и в 13.39 основные силы двух эскадр увидели друг друга. На японском флагмане «Микаса» был поднят знаменитый сигнал-приказ: «Жизнь и смерть империи зависят от этого сражения, пусть каждый сделает, что сможет». В приказе Рожественского, напротив, не было никакой патетики — что бы ни случилось, идти курсом «норд-ост 23», на Владивосток.

Русская эскадра накануне сражения была построена в две параллельные колонны: в правой шли самые мощные и современные броненосцы во главе с «Суворовым», в левой — старье во главе со вторым флагманом, броненосцем «Ослябя».

Отечественные историки традиционно усматривают в подобном боевом порядке тактическую нелепость. Однако, по мнению некоторых экспертов,  Рожественский попытался устроить Того ловушку. Японская эскадра сближалась с русской на расходящихся курсах — юго-запад против нашего «норд-ост 23».

Казалось, Того хочет первым делом выйти против слабой левой колонны, расстрелять ее и тем самым решить исход сражения. Но перед самым столкновением Рожественский приказал кораблям выстроиться в одну линию.

Для этого четыре лучших броненосца правой колонны стали обгонять левую, чтобы неожиданно встретить японцев мощным огнем. Плохая выучка не позволила выполнить задачу — строй смешался, приказ Рожественского не был выполнен.

Напротив, адмирал Того совершил фантастический маневр, который и погубил 2-ю Тихоокеанскую эскадру России.

«Мы набрасывались на них, как собаки»

Уже в Х1Х веке стало аксиомой: в морском бою победит тот, кто сумеет перерезать путь кильватерной колонне противника своими кораблями, развернутыми поперек в виде верхней палочки в букве «Т».

Тогда они могут сосредоточить огонь на идущем впереди флагмане, вывести его из строя и потом последовательно «вышибать» другие корабли врага.

Возможности противника при этом будут резко ограничены — он сможет использовать только носовые пушки, а задние корабли вообще лишаются возможности вступить в бой без риска нарушить строй. Сражения  по схеме «Т» случались нечасто — все знали об опасности такой фигуры и стремились избежать западни.

Однако Того это удалось — на расстоянии артиллерийского попадания (8 тысяч метров) его эскадра стала выполнять невообразимый вираж на 160 градусов, используя большой перевес в скорости. При этом все корабли последовательно совершали петлю и разворачивались в одной точке, где они были крайне уязвимы для артиллерийского огня.

По словам очевидцев, один из русских офицеров даже воскликнул: «Того сошел с ума!» Рожественский, спохватившись,  приказал открыть огонь. Целиться было приказано только в «Микасу», чтобы вывести из строя флагман. В 14.12 корабль Того получил первое попадание.

Потом подсчитали: за время боя в «Микасу» угодили 48 русских снарядов, и 40 из них пришлись на первые минуты сражения, на тот самый роковой разворот.

Но из опыта прошлых боев Того знал, что русские плохо стреляют на расстоянии 7—8 тысяч метров. Риск оправдался — японская эскадра прочно встала в виде верхней черты над «Т», и начался разгром. Уже в 14.

43 оба русских флагмана — «Суворов» и «Ослябя» были сильно повреждены, охвачены пожаром и покинули строй. В 15.10 «Ослябя» перевернулся и затонул, порядок русской эскадры был полностью нарушен, и бой вылился в многочасовое преследование и уничтожение кораблей Рожественского поодиночке.

«Мы набрасывались на них, как охотничьи собаки на раненых медведей», — писал один из японских исследователей.

Некоторые эксперты утверждают, что Того совершил свой знаменитый поворот по внезапному наитию. Он, мол, в последний момент разгадал «ловушку Рожественского», которая могла поставить японцев под огонь лучших русских броненосцев.

Однако большинство историков в Токио уверяют в обратном: «поворот Того» был заранее спланированной операцией, основанной на великолепной выучке моряков и техническом превосходстве его эскадры.

Успеху способствовала централизованная система управления огнем: японские исследователи считают, что их артиллеристы при Цусиме стреляли в три раза быстрее и были в три раза точнее русских. Свою роль в бою сыграла и знаменитая «шимоза» — начинка фугасных снарядов, на которые сделал ставку Того.

Изобретение профессора Симосэ

На основе пикриновой кислоты эту взрывчатку разработал профессор Масатика Симосэ, от перевранной фамилии которого русские и произвели слово «шимоза». Снаряды такого типа рвались от малейшего сотрясения — даже от удара об воду.

Каждый из них давал более трех тысяч осколков и клубы удушливого газа, раскаленного до трех тысяч градусов. От этой температуры на палубах немедленно вспыхивали пожары.

Снаряды с «шимозой» не пробивали основную броню, но этот недостаток Того компенсировал невероятной интенсивностью меткого огня — только «Суворов» за первые 15 минут боя получил более сотни попаданий. «Шимоза» превратила его в гигантский костер. 

Русские бронебойные снаряды со слабым запасом взрывчатки и замедленным взрывателем не причинили японцам большого ущерба — иногда они не взрывались вообще.

«Русские проиграли в тактике и технике, но не в боевом духе, — пишет историк Масатака Исэ. — Большинство их кораблей сражались до самой гибели: белый флаг подняли только пять». Вот лишь один пример: флагман «Суворов» по состоянию на 16.20 пылал от кормы до носа, у него были разбиты орудия, нарушена система управления.

Но корабль пытался маневрировать и отстреливался из единственной оставшейся 75-мм пушки в кормовом каземате. Обреченный броненосец отражал атаки до 19.29, когда разъяренный его упрямством Того бросил на «Суворова» группу миноносцев, которые добили его четырьмя торпедами в упор.

На трех затонувших при Цусиме новейших броненосцах «Бородино», «Князь Суворов» и «Александр III» погибли все матросы и офицеры — 2700 человек.

28 мая бойня продолжилась — за разрозненными русскими кораблями охотились миноносцы и скоростные крейсера. В 10.38 принявший командование эскадрой адмирал Небогатов капитулировал с броненосцами «Орел», «Николай I», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин». В 17.05 сдался сам Рожественский, которого с флагмана накануне снял миноносец «Бедовый».

Броненосец «Орел» после окончания Цусимского сражения

Учитель японского адмирала

Рожественского и Небогатова доставили на японскую базу Сасебо. 6 июня командующий погибшей эскадрой направил Николаю II телеграмму с разъяснениями. И получил благожелательный ответ: «Вы выполнили свой долг».

На телеграмму Небогатова император не ответил, и в июле поднявшего белый флаг адмирала с позором уволили с военной службы. Японцы были озадачены и пришли к выводу, что держать гражданского человека в плену они оснований не имеют.

Небогатова освободили и на обычном пароходе отправили в Россию.

5 сентября 1905 года при посредничестве президента США Теодора Рузвельта в Портсмуте был подписан мирный договор, и русских пленных стали партиями отсылать домой. Рожественскому разрешили воспользоваться частным пассажирским судном, но он решил вернуться со своими подчиненными — и сильно раскаялся в этом.

На вышедшем из японского порта Кобе пароходе «Воронеж» нижние чины разгромленной эскадры буянили и грозились выкинуть офицеров за борт. В каюту еще не оправившегося от ран Рожественского ворвались матросы, взбудораженные рассказами о бунтах в России. Пришлось срочно заходить в Нагасаки, где на усмирение мятежа была брошена жандармерия.

Дальнейший путь до Владивостока «Воронеж» проделал под конвоем японского миноносца, под прицелом торпедных аппаратов.

Ровно через неделю после подписания Портсмутского мирного договора на броненосце «Микаса» по непонятной причине взорвался боезапас (еще один мистический эпизод?). Когда затонувший корабль подняли, на столе в каюте Того нашли испещренную пометками книгу. Это были «Рассуждения по вопросам морской тактики» русского адмирала Степана Макарова, погибшего при обороне Порт-Артура.

Токио 

Источник: https://www.novayagazeta.ru/comments/68658.html

Цусимское сражение. Гибель эскадры адмирала З.П. Рожественского

14-15.05.1905 (27-28.05). — Цусимское сражение. Гибель эскадры адмирала З.П. Рожественского

Броненосец «Император Александр III», погибая, закрывает собой броненосцы «Бородино» и «Орёл»

Цусимское сражение в ходе русско-японской войны произошло 14–15 мая 1905 г. в проливе Цусима, и в этот день русский флот в составе 30 боевых кораблей, атакованный японским флотом (120 кораблей), потерпел тяжёлое поражение.

Осенью 1904 г. русская 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского вышла из порта Ревель в Балтийском море. Её целью было снятие блокады с осажденного Порт-Артура. Эскадра вышла в Атлантику, обогнула Африку.

Однако 2 января 1905 г. во время этого перехода Порт-Артур был сдан, и тогда эскадра получила приказ прорваться во Владивосток. У берегов Индокитая к ней присоединилась 3-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Н. Небогатова.

Рожественский решил прорываться во Владивосток кратчайшим путем через Корейский пролив. Зная, что японский флот намного сильнее русской эскадры, он не стал составлять плана боя, а решил вести его в зависимости от действий неприятельского флота.

Через пролив Рожественский вопреки элементарным требованиям тактики шел походным порядком без ведения разведки и даже не произвел затемнения на кораблях, чем помог дозорным судам японцев обнаружить русскую эскадру и сосредоточить на ее пути свой флот в наиболее благоприятной для атаки позиции.

Японские силы под командованием адмирала Того легко одержали верх, ибо имели многократное превосходство в крейсерах и особенно в миноносцах.

Японские корабли имели значительно больше орудий крупного и среднего калибра, которые превосходили русскую артиллерию в скорострельности, а снаряды – во взрывной мощности.

Броненосные корабли японского флота обладали более высокими тактико-техническими данными, чем русские эскадренные броненосцы и броненосные крейсера.

Большим преимуществом японского флота было и то, что он имел боевой опыт, русская же эскадра, не имея такового, после длительного перехода должна была с ходу вступить в бой с противником. Японцы были хорошо натренированы в ведении сосредоточенного огня несколькими кораблями по одной цели на больших дистанциях. Русские артиллеристы не имели проверенных опытом правил стрельбы на больших дистанциях.

Читайте также:  Истоки мирового кризиса. вторая мировая война - история России

К концу дневного сражения японцы потопили броненосцы «Ослябя», «Князь Суворов», «Бородино», «Император Александр III «, вспомогательный крейсер «Урал», транспорт «Камчатка».

С наступлением темноты адмирал Того прекратил артиллерийский бой и приказал массированно атаковать русскую эскадру торпедами. Были потоплены броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», миноносец «Безупречный».

Своими командами, чтобы не сдавать окруженные и поврежденные корабли врагу, были затоплены крейсер «Светлана», броненосцы «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах», миноносцы «Блестящий», «Буйный», «Громкий».

Большая вина за поражение русской эскадры лежит на адмирале Рожественском, который как командующий допустил ряд серьезных ошибок. Он игнорировал опыт Порт-Артурской эскадры в боях с японцами, отказался от разведки и вел эскадру вслепую, не организовал должного управления силами в бою.

Рождественский не воспользовался даже ошибками японцев: адмирал Того неправильно рассчитал свое маневрирование в начале боя, не смог охватить голову русской эскадры при ее обнаружении и подставил свои корабли под ее удар, неоднократно терял из виду русскую эскадру из-за тумана.

Тем не менее японцы взяли и количеством, и качеством вооружения.

К утру 15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать. В результате частых уклонений от атак японских миноносцев русские корабли ночью разошлись по всему Корейскому проливу. Сохранившимся кораблям не оставалось ничего иного как по одиночке пытаться самостоятельно прорваться во Владивосток.

Встречая на своем пути превосходящие силы японцев, они смело вступали с ними в бой до последнего снаряда. Геройски сражались с противником экипажи броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» под командованием капитана 1-го ранга Миклухо-Маклая и крейсера «Дмитрий Донской», которым командовал капитан 2-го ранга Лебедев.

Эти корабли погибли в неравном бою, но не спустили своих флагов перед врагом.

Несмотря на героизм русских моряков, прошедших перед этим 33 тысячи километров от Кронштадта до Цусимы и вступивших в бой с ходу, потери для них были катастрофическими: было потоплено или затоплено своими экипажами 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты и были интернированы, лишь 2 крейсера и 2 миноносца дошли до Владивостока.

Из 14 тысяч человек личного состава эскадр погибло более 5 тысяч. Четыре броненосных корабля и миноносец вместе с Рожественским (вследствие ранения он находился без сознания) и Небогатовым сдались в плен.

Японцы же потеряли в этом сражении одну тысячу человек и 3 миноносца, хотя многие их корабли (в том числе крейсер «Асама») получили серьезные повреждения.

Цусимское поражение стало шоком для всей России, а слово стало нарицательным. Оно использовалось в революционной пропаганде для дискредитации власти как «недееспособной».

И следует признать, что в этой неудачной войне командующий состав русских вооруженных сил слишком часто не был на должной высоте. Неудачи военных умножались антигосударственной либеральной пропагандой.

Плодом их совместных усилий стал Портсмутский мирный договор, который ухудшил положение России на Дальнем Востоке.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25052705Оставить свой комментарий

Источник: https://rusidea.org/25052705

Цусимское сражение

27-28 мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра была разгромлена японским флотом. «Цусима» стала нарицательным обозначением фиаско. Мы решили понять, почему эта трагедия произошла.

Дальний поход

Первоначально задачей 2-ой Тихоокеанской эскадры была помощь осажденному Порт-Артуру. Но после падения крепости на эскадру Рожественского возлагалась весьма туманная задача самостоятельного завоевания господства на море, которая без наличия хороших баз была труднодостижима.

Единственный крупный порт (Владивосток) достаточно далеко находился от театра военных действий и имел слишком слабую для огромной эскадры инфраструктуру.

Поход, как известно, проходил в чрезвычайно тяжелых условиях и сам по себе являлся подвигом, поскольку удалось без потерь в корабельном составе и серьезных аварий сосредоточить в Японском море армаду из 38 разнотипных кораблей и вспомогательных судов.

Командованию эскадрой и командирам кораблей приходилось решать массу проблем, начиная от тяжелейшей погрузки угля в открытом море и до организации досуга экипажей, быстро терявших дисциплину во время длительных однообразных стоянок.

Все это, естественно, делалось в ущерб боевому состоянию, а проводимые учения хороших результатов не давали и дать не могли.

И это скорее правило, чем исключение, поскольку в военно-морской истории не найдется примеров, когда эскадра, совершившая длительный тяжелый поход в отрыве от баз могла добиться победы в морском бою.

Артиллерия: пироксилин против шимозы

Нередко в литературе, посвященной Цусимскому бою, подчеркивается жуткое фугасное действие японских снарядов, рвавшихся даже от удара об воду, в противовес русским боеприпасам. Японцы в Цусимском бою стреляли снарядами с мощным фугасным действием, вызывавшим большие разрушения. Правда, у японских снарядов было и неприятное свойство рваться в стволах собственных орудий.

Так, при Цусиме, крейсер «Ниссин» лишился трех из четырех орудий главного калибра. Русские бронебойные снаряды, снаряженные влажным пироксилином, обладали меньшим фугасным действием, а нередко прошивали легкие японские корабли, не разрываясь.

Из двадцати четырех 305 мм снарядов, попавших в японские корабли восемь не разорвались.

Так, в конце дневного боя повезло флагману адмирала Каммимуры крейсеру «Идзумо», когда русский снаряд с «Сисоя Великого»попал в машинное отделение, но, к счастью для японцев, не разорвался.

На руку японцам сыграла и значительная перегрузка русских кораблей большим количеством угля, воды и различных грузов, когда главный броневой пояс большинства русских броненосцев в Цусимском бою оказался ниже ватерлинии. А фугасные снаряды, которые не могли пробить броневой пояс, наносили жуткие по своим масштабам повреждения, попадая в обшивку кораблей.

Но одной из основных причин поражения 2-й Тихоокеанской эскадры стало даже не качество снарядов, а грамотное применение японцами артиллерии, сосредоточивших огонь на лучших русских кораблях.

Неудачная для русской эскадры завязка боя позволила японцам очень быстро вывести из строя флагманский «Князь Суворов» и нанести гибельные повреждения броненосцу «Ослябя».

Главным итогом решающего дневного боя стала гибель ядра русской эскадры — броненосцев «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Бородино», а также быстроходного «Ослябя». Четвертый броненосец типа «Бородино» — «Орел» получил большое количество попаданий, но сохранил боеспособность.

Надо учесть, что из 360 попаданий крупных снарядов около 265 приходилось на долю вышеупомянутых кораблей. Русская эскадра вела менее сосредоточенный огонь, и хотя главной целью являлся броненосец «Микаса», в силу невыгодного положения русские командоры были вынуждены переносить огонь на другие корабли противника.

Низкая скорость

Преимущество японских кораблей в скорости стало существенным фактором, обусловившим гибель русской эскадры. Русская эскадра вела бой на скорости 9 узлов; японский флот — 16. Однако следует отметить, что большинство русских кораблей могли развивать куда больший ход.

Так, четыре новейших русских броненосца типа «Бородино» не уступали противнику в скорости, а корабли 2-го и 3-го боевых отрядов могли дать скорость в 12-13 узлов и преимущество противника в скорости не было бы столь значительным.

Связав же себя тихоходными транспортами, который все равно невозможно оказалось защитить от атак легких сил противника, Рожественский развязал руки противнику. Имея преимущество в скорости, японский флот вел бой в выгодных для себя условиях, охватывая голову русской эскадры.

Дневной бой был отмечен рядом пауз, когда противники теряли друг-друга из вида и у русских кораблей был шанс прорыва, Но опять же невысокая эскадренная скорость приводила к тому, что противник настигал русскую эскадру.

В боях 28 мая невысокая скорость трагическим образом отразилась на судьбе отдельных русских кораблей и стала одной из причин гибели броненосца «Адмирал Ушаков», крейсеров «Дмитрий Донской» и «Светлана».

Кризис управления

Одной из причин поражения в Цусимском бои стала безынициативность командования эскадрой — как самого Рожественского, так и младших флагманов. Каких-либо конкретных инструкций перед боем выработано не было.

В случае выхода из строя флагмана, эскадру за собой должен был вести следующий в строю броненосец, держа заданный курс. Это автоматически сводило на нет роль контр-адмиралов Энквиста и Небогатова.

А кто вел в дневном бою эскадру после выхода из строя флагмана?

Броненосцы «Александр III» и «Бородино» погибли со всем экипажем и кто реально вел корабли, заменяя выбывших командиров кораблей — офицеры, а может и матросы — это уже никогда не будет известно. Реально после выхода из строя флагмана и ранения самого Рожественского эскадра сражалась фактически без командующего.

Только вечером Небогатов принял командование эскадрой — точнее тем, что смог вокруг себя собрать. В завязке боя Рожественский начал неудачное перестроение.

Историки спорят, мог ли русский адмирал перехватить инициативу, воспользовавшись тем, что ядру японского флота пришлось первые 15 минут вести бой, фактически сдвоив строй и проходя точку поворота. Гипотезы разные….

но известно лишь одно — ни в тот момент, ни позже решительных действий со стороны Рожественского не последовало.

Ночной бой, прожекторы и торпеды

Вечером 27 мая после завершения дневного боя русская эскадра подверглась многочисленным атакам японских миноносцев и понесла серьезные потери.

Примечательно, что были торпедированы только те одиночные русские корабли, которые включали прожекторы и пытались отстреливаться.

Так погиб почти со всем экипажем броненосец «Наварин», а получившие попадания торпед «Сисой Великий», «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах» затонули утром 28 мая.

Для сравнения, во время боя в Желтом море 28 июля 1904 года русская эскадра также подверглась атакам японских миноносцев в темное время суток, но тогда, соблюдая маскировку, успешно вышла из боя, а ночной бой ознаменовался бесполезным расходом угля и торпед, а также злоключениями японских миноносцев.

В Цусимском бою минные атаки, как и во время сражения в Желтом море, были плохо организованы — в результате многие миноносцы были повреждены огнем русской артиллерии или в результате аварий. Миноносцы № 34 и № 35 были потоплены, а № 69, затонул после столкновения с «Акацуки-2» (бывший русский «Решительный, незаконно захваченный японцами в нейтральном Чифу).

Предыдущая записьНазадСледующая записьДалее

Источник: http://homad.ru/cusimskoe-srazhenie-pochemu-russkaya-eskadra-byla-razgromlena-yaponcami/

Ссылка на основную публикацию