Территория и политический строй золотой орды — история России

Политическая история Золотой Орды

Территория и политический строй Золотой Орды - история России

В конце XII-нач. XIII вв. в степях Центральной Монголии начался процесс образования Централизованного монгольского государства, а затем и создания новой империи. Чингиз-ханом и его преемниками была завоевана почти вся Восточная и половина Западной Евразии.

В течении 1206-1220 годов была завоевана Средняя Азия; до 1216 года — Китай; в период до 1223 года — Иран, Закавказье. Затем монгольские войска вышли в половецкие степи. 5 мая 1223 года на реке Калке объединенные русско-половецкие были разбиты монгольскими войсками.

В 1227 году умирает Чингиз-хан. Перед его смертью империя была разделена между четырьмя сыновьями: Угэдею досталось Монголия и Северный Китай, Тулую — Иран, Чагатаю — восточная часть средней Азии и современный Казахстан, Джучи — Хорезм, Дешт-и-Кипчак (половецкие степи) и не завоеванные земли на Западе. Однако старший сын Джучи умер в том же 1227 году и его улус перешел к сыну Бату.

Сражение польских и монгольских войск (1241). Часть триптиха. Польша.

В 1235 году в городе Каракоруме (столица Монгольской империи) состоялся курултай (съезд) монгольской аристократии, на которым был решен вопрос о походе на Запад. Руководителем похода был назначен Бату. Ему в помощь были выделены многие царевичи и полководцы. Осенью 1236 года монгольские войска соединились в пределах Волжской Булгарии.

В течении 1236 года Булгария была покорена. Дешт-и-Кипчак был покорен в период 1236-1238 годов. В 1237 году были завоеваны мордовские земли. В течение 1237-1240 годов была порабощена Русь. Затем монгольские войска проникли в Центральную Европу, успешно воевали в Венгрии, Польше и дошли до Адриатического моря. Однако в 1242 году Бату повернул на Восток.

В этом определяющую роль сыграла смерть каана (“великого хана”) Угедея, сообщение о которой пришло в ставку Бату. В конце 1242-начале 1243 годов монгольские войска, возвратились из Европы и остановились в причерноморских и прикаспийских степях. Вскоре в ставку к Бату за ярлыком на княжение приезжает великий князь Ярослав Всеволодович.

На территории Восточной Европы складывается новое государство — Золотая Орда.

Золотоордынское войско

Ранняя политическая история Золотой Орды, т.е. период становления государства, связана прежде всего с именем Бату хана. Бату хан, будучи одним из сыновей Джучи и внуком Чингиз-хана, являлся руководителем большого похода на Запад, имел огромный авторитет среди всех царевичей. Именно он считается основателем золотоордынского государства.

Вскоре вслед за Ярославом к Бату приезжают другие русские князья, а также представители булгар, армян и других народов.

В период строительства государства Бату был втянут в сложные политические процессы, которые происходили в столице Монгольской империи Каракоруме. Добившись политических целей, и посадив на монгольский трон своего сторонника царевича Менгу, Бату вернулся в Нижнее Поволжье и приступил к строительству столицы Золотой Орды города Сарай.

Топор боевой, железный, орнаментированный (бегущий козерог, стилизованная ветка), XIV в. Эрмитаж Сабля монгольская (золотоордынская) с золотой насечкой и именем Узбек-хана, XIV в. Сабли золотоордынские. Сталь, XIV в. Железный позолоченный золотоордынский шлем. XIV в. Сарай-Берке Топорик. Золотая Орда. XIII – рубеж XIV в. Железо, инкрустация серебром

В 1256 году Бату-хан умирает, и на золотоордынский трон садится его сын Сартак, который, однако, вскоре умирает. Хозяином трона становится Улакчи, сын Сартака, и его правление было недолгим, он умирает в том же 1256 году.

Бату-хан. Китайское изображение

Монгольская аристократия Золотой Орды поддержала кандидатуру младшего брата Бату-хана Берке, который и занял золотоордынский престол в 1256 году. При Берке-хане произошло три крупных политических события, существенно повлиявших на дальнейшее развитие государства.

Во-первых, Золотая Орда фактически получила политическую самостоятельность от Монгольской империи. Во-вторых, Берке-хан принял ислам и содействовал его распространению в Золотой Орде.

В-третьих, в конце 50-х годов была проведена перепись населения в Золотой Орде и в государствах, находившихся в вассальной от нее зависимости, поставлены баскаки — наместники.

После смерти Берке в 1266 году трон перешел к Менгу-Тимуру, при котором начали чеканить собственные золотоордынские (джучидские) монеты. Расширились международные экономические и политические связи.

Были организованы успешные военные походы в Азербайджан, Византию и Литву. Менгу-Тимур поддерживал дружеские отношения с Египтом.

Однако после смерти Менгу-Тимура в 1282 году в Золотой Орде началась междоусобица и борьба за власть, которая продолжалась почти 20 лет.

Пайцза. XIII-XIV вв.

1291 году к власти в Золотой Орде приходит Токтай (сын Менгу-Тимура), в последние годы правления которого удалось восстановить единую власть в стране и покончить с сепаратистскими устремлениями некоторых местных правителей и князей.

Однако после его смерти в 1312 году борьба за власть вновь обострилась. На фоне такой борьбы за трон, на который было несколько претендентов, к власти приходит внук Менгу-Тимура Узбек. Период его правления (1312-1342 гг.

) — это период наивысшего военного, экономического и культурного могущества Золотой Орды. При Узбеке Золотая Орда стала одним из самых могущественных государств Евразии.

При нем велось активное градостроительство, были налажены тесные международные связи, произошла централизация государственного управления, достигла наивысшего расцвета культура. В период его правления ислам стал государственной религией.

Золотоордынский хан Джанибек (сын знаменитого Узбек-хана). Реконструкция Н. Фахрутдиновой по схематическому рисунку на «Каталонском атласе» (XIV век)

После смерти Узбека в 1342 году на золотоордынский трон сел его сын Джанибек. Период его правления (1342-1357 гг.) характеризуется продолжением политики Узбека по укреплению государственности, строительству городов, развитию культуры. При Джанибеке были расширены территориальные владения Золотой Орды, в частности был присоединен Азербайджан.

В 1357 году к власти приходит его сын Бердибек, со смертью которого в 1359 году прерывается прямая линия потомков Бату, и на этом заканчивается период могущества Золотой Орды.

Ярлык хана Тохтамыша Печать Гуюк хана Письмо великого хана Гуюка Папе Иннокентию IV, 3-11 ноября 1246 года

Из сообщения современников:

“В лето 6745 г. Тое же зимы от восточные страны придоша татары на Рязанскую землю лесом со царем Батыем, и сташа Онузе, взяша ю.

И в Рязань послаша послом жену черодеицу, а снею два мужа, просяще десятого в люде, а во князех и в коних, от всякия шерсти десятые лошади… И Татарове начаша воевати землю Рязанскую. И пришед, отступиша град Резянь и взяша град того месяца 16…

Пойдоша х Коломне… И ту у Коломны бысть им бой крепок. А татари, пришедшие к Москве, взяша ю, а князя Володимера Юрьевича изымаша”.

Из Львовской летописи:

“Бату в ставке своей, которую он имел в пределах Итиля, наметил место и построил город и назвал его Сараем… Купцы со всех сторон привозили ему (Бату) товары; все, что она стоила. Султаном Рума (правители из династии сельджуков в малой Азии), Сирии и других стран он давал льготные грамоты и ярлыки, и всякий, кто приходил к нему на службу, без пользы не возвращался”.

Персидский историк Джувейни, XIII в.

“Сам же он сидел на длинном троне, широком, как ложе, и целиком позолоченном, рядом с Бату сидела одна госпожа… Скамья же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояла при входе”.

Западноевропейский путешественник Г.Рубрук, XIII в.

“Он (Берке) первый из потомков Чингиз-хана принял религию Ислама; (по крайней мере) нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, то и большая часть его народа приняла ислам”.

Египетский историк Ан-Нувайри, XIV в.

“Пребывающий там теперь султан его, Узбек-хан, построил в нем (т.е. в Сарае) медресе для науки, потому что он очень предан науке и людям его… Узбек из дел своего государства обращает внимание только на сущность дел, не входя в подробности обстоятельств”.

Арабский ученый ал-Омари, XIV в.

“По смерти Узбек-хана сделался ханом Джанибек-хан. Этот Джанибек-хан был чудный из мусульманских государей. Он оказывал великое уважение ученым и всем отличавшимся познаниями, аскетическими делами и благочестием…

После смерти Джанибека все царевичи и эмиры поставили Берди-бека в ханы. Берди-бек был человек жестокий, нечестивый, и душой черной, злорадный… Царствование его не продолжалось и двух лет. Бердибеком кончилась прямая линия детей Саин-хановых (т.е. Бату-хана). После него в Дешт-и-Кипчаке царствовали потомки других сынов Джучи-хановых”.

Хивинский хан и историк Абуль-Гази, XVII в.

Из трудов историков:

“Великий западный поход Батыя правильнее было бы называть великим кавалерийским рейдом, а подход на Русь у нас есть все основания называть набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не ставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать.

С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку город Сарай… В 1251 г. Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана.

Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра”.

Л.Н.Гумилев

“Именно в 1243 г. Великий князь Ярослав впервые и первым из русских князей поехал на ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Все эти факты позволяют считать, что возникновение нового государства, получившего впоследствии название Золотая Орда, можно отнести к началу 1243 г.”.

В.Л.Егоров

“Рост могущества Золотой Орды, бесспорно, связан с личностью его главы Узбек-хана, с его выдающимися организаторскими способностями и в целом большим талантом государственного и политического деятеля”.

Р.Г.Фахрутдинов

Читайте также:  Открытые торгово-ремесленные поселения (о трп) - история России

Территория, общественный строй и экономический уклад Золотой Орды

Источник: http://tatarhistory.ru/ru/atlas/zolotaya-orda/politicheskaya-istoriya-zolotoj-ordy

Trojden | Золотая Орда

Какую роль сыграла Золотая Орда в истории народов нашей страны?

1. Образование Золотой Орды

После возвращения из похода в Центральную Европу в 1242— 1243 гг. Батый стал правителем собственного государства, первоначально являвшегося улусом Монгольской империи. Вскоре после смерти Батыя в 1256 г. этот улус получил полную самостоятельность.

Позже за государством, созданным Батыем, закрепилось название Золотая Орда. Это государство включило Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Западную Сибирь, Хорезм. В начале XIV в.

Золотая Орда была одним их крупнейших государств мира.

В состав Золотой Орды входило множество племён и народов. Они вели как оседлый, так и кочевой образ жизни. Подвластное кочевое население поставляло завоевателям лошадей, скот, кобылье молоко; земледельческое население отдавало им большую часть своего урожая. Монгольская знать присвоила себе лучшие земли и пастбища.

Во главе Золотой Орды стоял хан. Этот титул носили только потомки Чингисхана — Чингизиды. Хану принадлежали все земли и население. Его власть опиралась на огромное войско и многочисленных чиновников.

Первой столицей Золотой Орды стал город Сарай (в переводе — дворец), основанный Батыем недалеко от нынешней Астрахани. Сарай возводили мастера, согнанные из покорённых государств, в том числе и из Руси.

Золотое украшение, изготовленное в Золотой Орде

2. Народы Орды

Золотая Орда была многонациональным государством. Проживавшие здесь народы имели свои обычаи и разный уровень развития и культуры. Основную массу кочевников составляли тюркские племена, в том числе половцы.

В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др. Монголы составляли незначительное меньшинство. Постепенно они слились с местным тюркским населением. С конца XIV — начала XV в. кочевое население всей Золотой Орды стали называть татарами.

Сама же Золотая Орда на европейских картах значилась как Тартар или Тартария.

3. Религии в Орде

Монголы долгое время придерживались своих традиционных верований, поэтому очень терпимо относились ко всем другим религиям. Они считали, что так же как руке Бог дал различные пальцы, так и людям дал различные религии. В 1260 г.

в Сарае был сооружён первый православный храм, в котором молились оказавшиеся в Орде русские люди. В 1261 г. митрополит киевский и всея Руси по ходатайству Александра Невского поставил в Сарай православного епископа Митрофана.

Сарайские епископы получили от хана разрешение свободно обращать в христианство жителей Золотой Орды. Так, православие принял племянник Батыя царевич Дайр, почитаемый Русской православной церковью как святой преподобный Пётр, царевич ордынский и ростовский чудотворец.

Благожелательно относился к христианам и хан Узбек (1313—1341), при котором Орда переживала период своего расцвета.

ИЗ ЯРЛЫКА ХАНА УЗБЕКА

Все чины православной церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду… Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол…

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму

Татарский мурза Чета (в крещении Захарий) добровольно принял православие и примерно в 1330 г. основал под Костромой знаменитый Ипатьевский монастырь.

В состав Золотой Орды входили Хорезм, Волжская Булгария, другие земли, издавна заселённые мусульманами. Ордынскую знать привлекала развитая мусульманская культура, а многие традиции ислама соответствовали тому образу жизни, который сложился в Орде. Первым ислам принял правивший вскоре после Батыя его брат хан Берке.

В начале XIV в. при хане Узбеке ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды. Это значило, что все народы, входившие в её состав, должны были принять мусульманство.

Однако это требование не касалось русских, так как русские земли не вошли непосредственно в состав государства Золотая Орда, а находились в зависимости от неё.

Синагога в Крыму. Построена в 1309 г. Рисунок XIX в.

4. Экономика Орды

Народы, населявшие Орду, занимались разнообразной хозяйственной деятельностью. На юге преобладало скотоводство (кроме Хорезма), на севере и западе — земледелие. Занимались также охотой и рыболовством.

В городах были развиты различные ремёсла: кузнечное дело и изготовление изделий из металла, включая оружие, гончарное дело, в том числе производство изразцов, ювелирное искусство, кожевенное, ткацкое, портняжное дело, обработка дерева, производство стеклянных, костяных и других изделий.

Важную роль играла торговля. Её развитию способствовала сеть хорошо обустроенных дорог с караван-сараями, расположенными через каждые 30 км.

Золотая Орда вела также морскую торговлю через Каспийское и Чёрное моря.

Основными товарами были ткани, льняные холсты, оружие, украшения и другие ювелирные изделия, меха, кожа, мёд, лес, зерно, рыба, икра, оливковое масло. В начале XIV в. была налажена чеканка собственных монет.

В период расцвета в Золотой Орде было около ста крупных городов (Ургенч, Старый Крым, Астрахань, Азак (Азов), Тюмень, Мохши, Булгар). В Сарае проживало около 75 тыс. человек. Во многих городах действовали водопровод и канализация, существовали гигантские мастерские по изготовлению посуды и оружия. Дворцы ордынских вельмож были украшены мозаичными панно, имели бассейны и паровое отопление.

Шлем, принадлежавший князю Ярославу Всеволодовичу

Ханский ярлык

5. Ордынское владычество на Руси

В 1243 г. по требованию Батыя в Сарай были вынуждены поехать многие русские князья, в том числе и великий князь владимирский Ярослав Всеволодович.

Батый, встретивший, по словам летописца, его «с великой честью», назначил Ярослава старшим из князей. Отныне все князья должны были ездить в Орду, чтобы получать подтверждение своих прав.

Каждому выдавался ярлык — ханская грамота на управление княжеством. Князья обязаны были подчиняться хану, а их княжества должны были выплачивать Орде дань.

Самым главным считался ярлык на великое владимирское княжение, так как владимирский князь получал право на старшинство среди других князей. Фактически государственный центр Руси окончательно переместился из сильно разорённого Киева во Владимир. Сюда же в 1299 г. перенёс свою резиденцию и митрополит киевский и всея Руси.

Поездки русских князей в Золотую Орду часто сопровождались различными унижениями, а нередко заканчивались смертью. За первые 100 лет монгольского владычества в Орде было убито более 10 русских князей. Так, князь Михаил Черниговский был казнён в 1246 г. по приказу Батыя за отказ выполнять неприемлемые для христианина обряды. Русская православная церковь причислила Михаила к лику святых.

После получения князем ярлыка в его княжество приезжал ордынский посол. В его присутствии происходило торжественное возведение князя на престол. Это было наглядной демонстрацией подчинения князей ханской власти.

Ордынские ханы (на Руси их, как и византийских императоров, называли царями) хоть и сохранили сложившиеся в русских землях старые порядки управления, но постоянно вмешивались в них. Они могли менять границы княжеств, препятствуя усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между ними. Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному князю, боровшемуся против другого.

Что изменилось в политической жизни Руси после установления ордынского владычества? Что осталось по-прежнему?

6. Повинности населения

В крупные русские города были посланы представители хана — баскаки, которые, опираясь на вооружённые отряды, следили, чтобы князья и все жители сохраняли покорность хану. Главный «великий баскак» обосновался во Владимире.

Князь Михаил Черниговский в Орде.

Художник В. С. Смирнов

Баскаки. Художник С. В. Иванов

Самой тяжкой повинностью были ежегодные платежи дани Орде, называвшиеся на Руси выходом. В 1246 г.

итальянский посол Плано Карпини, проезжавший через Русь, видел, как один из баскаков, пересчитав жителей, обязал каждого мужчину ежегодно сдавать медвежью шкуру, шкуру бобра, шкурки соболя, хорька, чёрной лисицы. «И всякий, кто не даст этого, — добавлял итальянец, — должен быть отведён к татарам и обращён в их раба».

В 1257—1259 гг. ханские чиновники-численники провели на Руси перепись населения. После этого взимание дани приобрело повсеместный и постоянный характер. Кроме выхода, с населения русских княжеств нередко взимались и внеочередные платежи. Русским людям необходимо было также принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами.

Сбор дани всегда сопровождался грабежами и насилием, уводом людей в рабство. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

Ещё одной тяжёлой повинностью, наложенной победителями на русские княжества, стала обязанность поставлять воинов в монгольское войско и принимать участие в военных походах ханов. Во второй половине XIII в. русские полки воевали в составе ханских войск против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии.

Если же русское население выказывало неповиновение завоевателям, не выплачивало сполна дань, то ханы отправляли на Русь свои отряды. Те несли смерть, разорение и потерю свободы не только непокорным, но и всем жителям земель, лежавших на их пути. Однако полностью сломить волю народа к сопротивлению монголам не удалось.

7. Борьба русского народа против ордынского владычества

В 1245 г. в Орду был вынужден явиться галицко-волынский князь Даниил Романович. И хотя его княжество в меньшей степени пострадало от нашествия Батыя, он заплатил огромную дань и отказался от притязаний на Киев. Но, вернувшись из Орды, Даниил стал восстанавливать свои военные силы. Батый послал против него большое войско. Галицко-Волынская земля была разорена. В 1259 г.

Даниил был вынужден вновь подчиниться Орде. После смерти Даниила Орда предприняла ряд нашествий на Юго-Западную Русь, которые серьёзно подорвали её хозяйство, ослабили княжескую власть.

Читайте также:  Коллективизация сельского хозяйства - история России

В 1257 г. хан послал в Новгород своих чиновников для переписи населения. В городе начались волнения, продолжавшиеся около года. Тогда в Великий Новгород вместе с ханскими переписчиками прибыл Александр Невский, который в 1252 г. получил ярлык на великое владимирское княжение.

Победитель немцев и шведов подавил выступление новгородцев. Конечно, Александр не был другом Орды.

Но при наличии врагов и на Западе, и на Востоке он считал необходимым отражать агрессию с Запада и поддерживать мирные отношения с ханами, предотвращая по возможности их нашествия на Русь.

В 1262 г. во многих городах — Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире — начались новые волнения. Они были вызваны злоупотреблениями при сборе дани. Многие баскаки и сборщики выхода были убиты. И хотя ордынцы сумели подавить движение и жестоко наказать восставших, им пришлось пойти на некоторые уступки. Право сбора дани было постепенно передано русским князьям.

8. Последствия ордынского владычества

Ордынское владычество имело тяжёлые последствия для Руси. Были разрушены и разорены сотни городов, забыты многие ремёсла. Так, на долгие десятилетия на Руси прекратили строить каменные здания. Из русских земель в Орду уходила огромная дань.

А главное — резко сократилась численность населения. Прервались почти полностью связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными. В своём хозяйственном развитии северо-восточные княжества оказались отброшенными назад на 50—100 лет.

Началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских государств.

Многие русские люди оказались в ордынской неволе. Особенно ценились женщины и ремесленники. Многих русских рабов монголы продавали на восточных рынках.

В результате ордынского владычества изменился и характер княжеской власти на Руси. Русские князья часто бывали в Орде и видели, что хан там обладает огромной властью, никто не имеет права перечить ему.

Вернувшись домой, они старались усилить собственную власть, тем более что сделать это теперь было значительно проще. Жители княжеств сами были заинтересованы в том, чтобы у них был сильный правитель, который мог бы защитить их от ордынских набегов.

Вечевые традиции постепенно сходили на нет.

В то же время длительное общение Руси и Золотой Орды привело к их взаимному влиянию. Русские князья брали себе в жёны ханских сестёр и дочерей; русских женщин насильно отдавали замуж за ордынцев. Когда Золотая Орда стала ослабевать и в ней начались усобицы, то изгнанные знатные люди переходили на службу к русским князьям.

Таких пришельцев с почётом принимали, наделяли землёй. Многие из русских родов имели ордынское (татарское) происхождение: Ахматовы, Бибиковы, Булгаковы, Годуновы, Державины, Карамзины, Тургеневы и др. В русский язык прочно вошло немалое количество татарских слов: армяк, базар, барабан, деньги, сарафан, сарай, тюфяк, халат и др.

Ордынцы провели первые на Руси переписи населения, организовали почтовую связь.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Во второй половине XIII — начале XIV в. Золотая Орда была сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии. Ордынское владычество оказало большое влияние на историю Руси.

Оно способствовало началу экономического отставания русских земель от стран Западной Европы, привело к изменению характера княжеской власти.

При этом развивались экономические и культурные связи Руси и населения Золотой Орды, других стран Востока.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как возникло государство Золотая Орда? Как была устроена система управления в Орде? 2. В чём проявилась политическая зависимость Руси от Золотой Орды? 3. В чём проявилась экономическая зависимость Руси от Орды? 4.

Как сказалась на экономике Руси зависимость от Золотой Орды? 5. Какие политические изменения произошли в русских землях после монгольского завоевания? 6. Каковы последствия ордынского владычества для Руси? 7.

Расскажите о борьбе русского народа против ордынского владычества.

Работаем с картой

1. Покажите на карте границы, основные части и крупнейшие города Золотой Орды, страны, с которыми она торговала. 2. Покажите на карте города и территории, где происходили восстания против ордынского владычества. 3. Выясните, на каком расстоянии от Москвы находились ордынские города, упомянутые в параграфе.

Изучаем документы

ИЗ ЛЕТОПИСИ

В лето 1257. Той же зимой приехали численники, сочли все земли: Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников, и ушли в Орду; не считали лишь игуменов, чернецов, попов и клирошан.

ИЗ НАРОДНОЙ ПЕСНИ О БАСКАКЕ ЩЕЛКАНЕ

Брал он млад Щелкан

Дани выходы, царские невыплаты.

С князей по сто рублей,

С бояр по пятидесяти.

У которого денег нет,

У того дитя возьмёт;

У кого дитяти нет,

У того жену возьмёт;

У кого жены нет,

Того самого головой возьмёт.

1. О каком событии говорится в первом документе? 2. Поясните, зачем ордынцы «поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников». 3. Опираясь на текст документов, определите, насколько тяжела была ордынская дань. Кто и почему от неё освобождался?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какую политику проводил Александр Невский по отношению к Золотой Орде? Отвечала ли такая политика государственным интересам Руси? Обоснуйте своё мнение.

2. Опираясь на материалы курсов истории Древнего мира и Средних веков, вспомните, испытывали ли какие-либо народы длительную зависимость от завоевателей.

3. Используя текст учебника, Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Последствия ордынского ига для развития Руси».

Запоминаем новые слова

Агрессия — вооружённое нападение одного или нескольких государств на другое государство для захвата его территории и порабощения народа.

Владычество — господство.

Царь — титул монарха в некоторых странах.

Ярлык — грамота монгольских ханов подвластной светской и духовной знати.

Источник: https://trojden.com/books/russian-history/istoriya-rossii-6-class-part-2/4

Общественный строй Золотой Орды

О проекте  /  иогп  /  лекции иогп  /  общественный строй золотой орды

Владения Золотой Орды не имели чётко очерченных границ. Это по большей части объяснялось тем, что её власть распространялась скорее на племена и народы, чем на территории.

Ордой были захвачены народности, исповедующие разные религии и находящиеся на различных стадиях культурного и социально-экономического развития.

Самих же ордынцев покорённые ими народы называли двойным названием (монголо-татары).

Социальная структура Золотой Орды отражала её пёстрый национальный и классовый состав. При этом строгой организации общества не было. Социальный статус подданного ордынца напрямую зависел от его происхождения, должности в военном аппарате и его особых заслуг перед ханом.

Следующей степенью в военно-феодальной иерархии являлись нойоны. Хотя они и не являлись потомками Хана и Джучидов, они имели множество зависимых людей, слуг и большие стада. Это обуславливалось тем, что они вели свой род от сподвижников Чингиз-Хана, а также от их сыновей.

Нойонов часто назначали ханами на ответственные государственные и военные должности (баскаков, тысячников, темников, даругов и пр.).

Их знаками власти являлись пайцзы и ярлыки, а сами они очень часто получали различные тарханные грамоты, которые освобождали их от разных обязанностей и повинностей.

Особое место занимали в иерархии Орды нукеры, являющиеся дружинниками крупных феодалов. Очень часто они находились в свите своих господ или же занимали такие военные административные должности как десятник или же сотник. Данные должности позволяли нукерам извлекать большие доходы с подвластных им территорий.

К господствующему классу в общественном строе Золотой Орды относилось также и мусульманское духовенство.

Кроме него это же положение занимали купцы, крупные землевладельцы, племенные вожди и старейшины, а также зажиточные землевладельцы.

Таким образом, в разной степени зависимости от феодальных владык и государства оказывались слуги, городские ремесленники, а также крестьянство земледельческих районов.

Рабство: население и пленники завоёванных Ордой территорий. Данный низший класс использовался для черновых работ (слуги, строительство, ремесленнические подсобные работы и пр.). Кроме того, множество рабов ежегодно продавалось в страны Востока. Но, как правило, большинство рабов через пару поколений получали свободу, хоть и оставались феодально зависимыми.

Интересное:

Источник: http://www.student-pravo.ru/lekcii-iogp/obsestvenniy-stroy-zolotoy-ordi/

Глава I. Государственный строй Золотой Орды

Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды.

Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой — династия его старшего сына Джучи (джучиды).

В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана.

Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств.

Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды.

Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной См.: Вернадский Г. В. Что дали России монголы//Родина.-1997.- № 3-4. С. 45 — 51..

При хане имелся диван — государственный совет, состоявший из членов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственники хана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников.

Крупные феодалы-князья — это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников — эмиры и беки.

Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшей феодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших после распада Золотой Орды).

Читайте также:  Англо-французское соглашение с гитлером - история России

При диване была также должность битикчи (писец), являвшегося в сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К нему относились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.

Вся эта высокая элита государственного управления известна из восточных, русских и западноевропейских исторических источников, а также из ярлыков золотоордынских ханов. В этих же документах зафиксированы титулы большого числа других должностных лиц, различных государственных чиновников, средних или мелких феодалов.

К последним относились, например, тарханы, которые за ту или иную государственную службу освобождались от налогов и податей, получая от хана так называемые тарханные ярлыки См.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. — М., 1998. Вернадский Г. В. История России: Монголы и Русь. — М., 2000. С. 113 — 115..

Ярлык — это ханская грамота или указ, дающий право на государственное управление на отдельных улусах Золотой Орды или подчиненных ей государствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право ведений дипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом и внутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов. В Золотой Орде, а затем в Казанском, Крымском и других татарских ханствах существовала система сойюргалов — военно-ленное право владения землей. Лицо, получившее от хана сойюргал, имел право взимать в свою пользу те налоги, которые раньше шли в казну государства. Земля по сойюргалу считалась наследственной. Естественно, такие большие привилегии просто так не давались. Феодал, получивший сойюргальное право, должен был обеспечить в военное время армию соответствующим количеством конного войска, оружия, гужевого транспорта, провианта и т. д.

Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов. Пайцза — это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата.

Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках — провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную — более простое.

О наличии пайцзов в Золотой Орде имеются сведения в письменных источниках, они известны также и как археологические находки по раскопкам Сарая-Берке — одной из столиц Золотой Орды.

В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры — в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий — глава духовенства; шейх — духовный вождь и наставник, аксакал; суфи — набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий — судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха).

Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые — гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани.

Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства.

При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е. их помощника по сбору дани — ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) по ясачным делам. Вообще, должность битикчи в Улусе Джучи была довольно распространенной, считалась ответственной и уважаемой.

Помимо главного битикчи при ханском диване-совете, были битикчи при улусных диванах, которые пользовались большой властью на местах.

Их можно было бы, например, сравнить с волостными писарями дореволюционной России, которые выполняли почти всю правительственную работу в глубинке.

В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам.

Это: «илче» (посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати или весовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы» (сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар да торганл[н]ар» (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года.

Большая часть этих государственных служащих существовала и в периоды Казанского, Крымского и других татарских ханств. Весьма примечательно и то, что преобладающее большинство этих средневековых терминов и титулов дословно понятно любому современному человеку, владеющему татарским языком — они написаны так в документах XIV и XVI веков, они звучат так и в настоящее время.

То же самое можно сказать и о различных видах повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» — слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), «бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно), «амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы» (дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), «тамга» (там-говая пошлина).

В наиболее общем виде административную систему Золотой Орды описал еще в XIII в. проехавший все государство с запада на восток Г. Рубрук. В его зарисовке путешественника содержится основа административно-территориального деления Золотой Орды, определявшегося понятием «улусная система».

Сущность ее составляло право кочевых феодалов на получение от самого хана или другого крупного степного аристократа определенного удела — улуса. За это владелец улуса обязан был выставлять в случае необходимости определенное число полностью вооруженных воинов (в зависимости от размера улуса), а также выполнять различные налоговые и хозяйственные повинности.

Эта система представляла собой точную копию устройства монгольской армии: все государство — Великий Улус — делилось в соответствии с рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) — на определенные по величине уделы и с каждого из них в случае войны выставлялось по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов. При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно передать от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его другим См.: Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. — СПб., 2002. С. 221..

В начальный период существования Золотой Орды крупных улусов было, видимо, не больше 15, и границами между ними чаще всего служили реки. В этом видна определенная примитивность административного членения государства, уходящая корнями в старые кочевнические традиции.

Дальнейшее развитие государственности, появление городов, введение мусульманства, более тесное знакомство с арабскими и персидскими традициями управления привели к различным усложнениям во владениях Джучидов с одновременным отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времени Чингисхана.

Вместо членения территории на два крыла, появились четыре улуса во главе с улусбеками. Один из улусов был личным доменом хана. Он занимал степи левобережья Волги от её устья до Камы.

Каждый из этих четырех улусов делился на какое-то число «областей», являвшихся улусами феодалов следующего ранга.

Всего в Золотой Орде число таких «областей» в XIV в. составляло около 70 по числу темников. Одновременно с установлением административно — территориального деления происходило формирование аппарата управления государством.

Хан, стоявший на вершине пирамиды власти, большую часть года находился в кочующей по степям ставке в окружении, своих жен и огромного числа придворных. Только короткий зимний период он проводил в столице. Передвигавшаяся ханская орда-ставка как бы подчеркивала, что основная мощь государства продолжала базироваться на кочевом начале.

Естественно, что находившемуся в постоянном движении хану было достаточно сложно самому управлять делами государства.

Это подчеркивают и источники, которые прямо сообщают, что верховный правитель «обращает внимание только на сущность дел, не входя и подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и расходования».

Всем ордынским войском командовал военачальник — беклярибек, т. е. князь князей, великий князь. Беклярибек осуществлял обычно военную власть, нередко будучи командующим ханской армией.

Иногда его влияние превышало власть хана, что часто приводило к кровавым междоусобицам.

Время от времени могущество беклярибеков, например, Ногая, Мамая, Едигея усиливалось настолько, что они сами назначали ханов.

По мере укрепления государственности в Золотой Орде рос аппарат управления, его правители взяли за образец администрацию завоеванного монголами государства Хорезмшахов.

Согласно этому образцу при хане появился визир, своеобразный глава правительства, который отвечал за все сферы невоенной жизни государства. Визир и возглавляемый им диван (государственный совет) распоряжались финансами, налогами, торговлей.

Внешней политикой ведал сам хан со своими ближайшими советниками, а также беклярибек.

Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя — Узбека (1312 — 1342).

Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь См.: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь.- М., 1992. С.

114. .

Все это свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/9184

Ссылка на основную публикацию