Светское просвещение — история России

Просвещение и образование в XVIII в

Духовная культура объединяет все то, что привнесено в умы и сердца людей просвещением и образованием, научно-техническими открытиями и их внедрением в хозяйственную жизнь страны, развивающейся литературой, достижениями в области музыкального искусства, живописи, архитектуры и скульптуры, театра и т. д.

Духовная культура российского народа, обогатившаяся гуманистическими идеями европейского Просвещения, вступила в качественно новую стадию развития в XVIII в.

Меры по развитию образования и просвещения в России, напористо предпринятые Петром I, в последующие годы шло ни шатко, ни валко. Славяно-греко-латинская академия больше стала походить на приготовительную школу для православного духовенства. Число учащихся уменьшилось с 629 в 1725 г. до 200 во времена Елизаветы.

В учителях наблюдался крайний недостаток, к тому же таковыми становились исключительно монахи. О направленности обучения в академии можно судить по вопросам, которые слушателям задавали на занятиях: «Где сотворены ангелы? Каким образом они обмениваются между собой мыслями? Есть ли в раю роза без шипов?» и т. п.

В 1730-е годы для подготовки офицерских кадров были открыты три шляхетских корпуса – Сухопутный, Артиллерийский и Инженерный. Учиться в них могли только дворянские отпрыски.

Опять же только для дворянских чад открывались частные пансионы. Входило в моду обучение на дому с приглашением иностранных учителей (гувернеров), поскольку своих было не густо. Иностранный учитель не мог дать образование по всем основным предметам, плохо владея русским языком.

Да и потом, мог ли католик-француз, например, обучать детей «закону Божьему»? Поэтому, кому позволяли средства, нанимали двух учителей: иностранца для обучения языкам, хорошим манерам, верховой езде, танцам и т. п.

; русского – для изучения арифметики, родного языка, географии, «закона Божьего».

По невежеству своему русские помещики не могли толком разобраться, что за учителей своим детям они приглашают. По воспоминаниям Порошина, воспитателя Павла I, к одному московскому дворянину нанялся чухонец (название эстонцев, а также карело-финского населения окрестностей Петербурга), выдававший себя за француза, и научил его детей чухонскому языку.

В связи с усилением французского влияния (при Елизавете), дворяне заботились главным образом о том, чтобы их дети умели говорить по-французски и, в соответствии с французскими манерами, танцевать.

Выписанные знатными людьми французы-лакеи вскоре становились высокооплачиваемыми учителями в их домах.

Толпы французов-бродяг кинулись в Россию за легким хлебом, часть из них пришлось насильно отправлять обратно ввиду полной неграмотности и откровенного невежества.

Учеба в пансионатах и на дому – положительное начало в образовании детей. Но до подлинного гуманитарного и профессионального уровня обучения оно подняться не могло.

Эту роль должны выполнить университеты, но их в России до середины XVIII в. не было. В заграничные университеты на учебу могли выехать немногие.

Вполне естественным и логичным шагом стало решение правительства об открытии своих университетов – при Петербургской Академии наук и Московский.

Назначение университета при Академии с философским, физическим и историческим отделениями – готовить кадры ученых. До поступления в него требовалось пройти курс обучения в гимназии. Непросто было учиться в этом университете: занятии вели немцы, да еще и на немецком языке.

Ситуация медленно, но менялась: появились первые русские профессора-преподаватели (М. В. Ломоносов), занятия стали вести на русском языке, учиться стало интереснее. В гимназию увеличился приток детей из «подлых» и других сословий – разночинцев, низшего духовенства, даже солдат. Более двадцати студентов для университета подготовила гимназия.

Это было каплей в море, но первой каплей, за которой последовали реки учения и знаний.

Началом полноценного высшего образования в России стало основание Московского университета в 1755 г. (Ныне Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.) Студенты и выпускники университета и сегодня отдают должное фавориту императрицы Елизаветы и другу Ломоносова, влиятельнейшему вельможе И. И. Шувалову, внесшему основную лепту в рождение первого вуза России.

https://www.youtube.com/watch?v=dh1d5Q9_7Kk

В Европе к тому времени уже имелись десятки университетов, но действительно светским характером мог гордиться только Московский: в нем не было богословского факультета и соответствующих религиозных дисциплин.

На такую дерзость могли пойти только смелые и передовые люди! Три факультета вошли в структуру университета: философский, юридический и медицинский. Факультеты были подобраны не случайно, ведь своих образованных юристов и медиков не было вообще (лишь единицы, получившие образование в Европе).

На философском факультете изучались математика, география, физика, механика, филология. Это гораздо позже на философских факультетах стали изучать законы развития природы, человеческого общества и мышления. Университет стал общедоступным учебным заведением – все желающие приходили на лекции профессоров или в библиотеку.

Поступать в него могли представители всех сословий, кроме крепостных. Однако были исключения, когда умный помещик давал своему смышленому крепостному вольную и платил за его обучение.

В основном студенческие скамьи заполнялись разночинцами – до 85% от общего числа. Управлял университетом Сенат. И еще одно нововведение для России: студентов нельзя было пороть.

Некоторые дворяне боялись поступать в университет, объясняя это тем, что за годы учебы сверстники могли обойти их чинами. Тогда правительство стало присваивать довольно высокие звания всем дворянам, закончившим учебу.

Не все правители понимали значимость университетского образования. Об этом говорит численный состав Московского университета: при открытии в нем числилось 100 студентов, через 30 лет обучалось лишь 82 студента.

В 1765 г. на юридическом факультете обучался только один человек, несколько лет спустя такая же участь постигла медицинский факультет. В екатерининское время ни один медик не был дипломирован из-за низких знаний.

При университете имелась гимназия. Здесь без разделения сословий не обошлось: дворяне учились отдельно, разночинцы отдельно. Завершив обучение, гимназисты поступали в университет.

Более 300 специалистов подготовил Московский университет до конца века. Среди них достойные сыны Отечества государственный деятель и военачальник Г. Потемкин, просветитель Н. Новиков, поэт и писатель Д. Фонвизин, архитектор В. Баженов и др. Из стен Московского университета вышла татарская и грузинская азбука, чувашская грамматика.

Дорога к развитию системы образования, казалось, была открыта. Кое-где и на периферии стали создаваться гимназии (Казань), общедоступные общеобразовательные школы. В 26 губерниях открылись двухклассные и четырехклассные народные училища. Учителей готовил колледж и семинария.

Но гимназий и училищ было слишком мало, а в сельской местности, где проживала основная масса населения, учебных заведений не было вообще. Тормозом в повышении роста грамотности явился указ Анны Ивановны об освобождении дворянских недорослей от обязательного школьного обучения.

Наука и техника

Казалось бы, о какой науке могла идти речь в малограмотной стране?

Науки, как таковой, в начале XVIII в. в России фактически не было. Первопроходцам предстояло впитать научные знания мировой цивилизации и создать свою научную базу. Когда открыли Академию наук, наполнять ее пришлось иноземцами. Елизавета Петровна, хотя и частично, но положила конец немецкому засилью. Ведущая роль в организации работы Академии перешла к М. В.

Ломоносову, сыну поморского крестьянина из Холмогор, ставшему великим ученым, первым русским профессором. Он был беспредельно предан своему делу. «За утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю», – писал гений русской науки. При Екатерине II Академией управляла княгиня Е.

Дашкова – первая женщина в русской истории, занявшая высокий государственный пост.

Ломоносов сделал ряд научных открытий: понял идею громоотвода, основал метеорологию, изобрел «трубу» ночного видения, разработал новые сорта фарфора, стекла, красок.

Он занимался горным делом, сконструировал перископ, первым увидел реальную возможность освоения морского пути по Северному Ледовитому океану и т. д. Картины ученого и сегодня украшают многие музеи России.

Из-под его пера вышла «Российская грамматика» и ряд поэтических сочинений.

https://www.youtube.com/watch?v=XyE6v0DAcrI

Постепенно набирала силу историческая наука. В. Н. Татищев создал «Историю Российскую с самых древнейших времен» в 5 книгах, над которой работал 20 лет, генерал И. Н. Болтин также подготовил сочинение по русской истории, М. В. Ломоносов выпустил «Древнюю Российскую историю», в которой обосновал, что варяги – это не скандинавы, а южно-балтийские славяне.

Великий ученый мужественно боролся с теми, кто принижал русскую культуру. Академик А. Щлецер занимался критическим разбором «Повести временных лет», князь М. М. Щербатов написал «Историю Российскую с древнейших времен», академик Г. Миллер даже переехал жить в Сибирь, чтобы написать «Историю Сибири».

Появился «Атлас Российской империи», обнаруживается «Слово о полку Игореве».

Выдающуюся роль в развитии русской филологии сыграл знаменитый Словарь Академии Российской. В нем было зафиксировано 43 257 слов русского языка. Создавался словарь 11 лет. Большую роль в его подготовке сыграла «доблестный начальник» и «покровительница муз» Е. Дашкова. Она лично собрала более 700 слов.

И. И. Ползунов изобрел первую в мире паровую универсальную машину («огнедействующая машина»), предназначенную не для подъема воды, такие машины уже имелись за границей, а для непосредственного привода в действие заводских агрегатов. Это изобретение означало начало «века пара».

Литература и искусство

Первым солидным шагом к активизации литературной деятельности стало введение еще Петром I гражданского шрифта, что способствовало формированию литературного русского языка – более выразительного, простого и доступного. На основе нового, освобожденного от старой, сложной церковной речи литературного языка, создавали свои произведения Ломоносовым и Карамзиным.

Читайте также:  Интервенция как нарушение принципа невмешательства - история России

Изданию литературных произведений часто препятствовали государственные чиновники и церковь. В 1734 г. Петербургская Академия обратилась в Сенат за разрешением издать полное собрание русских летописей. Сенат передал дело в Синод, который решил, что «это только нанесет ущерб казенному капиталу, так как летописи полны лжи, и кто прочитает первый том, не купит уже второго».

Существенным подспорьем в становлении образования и литературной деятельности стал вышедший в конце 1780-х – начале 1790-х годов 6-томный словарь русского языка. Но все это было лишь предвестием расцвета новой литературы. Главное – в Россию властно и необратимо вторгался век Просвещения с его возвышенными и глубоко нравственными гуманистическими идеалами.

Литературным направлением, соответствующим идеям эпохи Просвещения, становится классицизм. Первыми представителями русского классицизма были А. Д.

Кантемир, создавший поэтические и прозаические произведения, обличающие невежество и суеверие («А не писать мне нельзя, не могу стерпети…»), М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский (по словам А. Пушкина, «почетный и порядочный человек»), А. П.

Сумароков, директор Петербургского театра. По душе читателям пришлись героические трагедии Я. Б. Княжнина.

Не чуждой литературе стала Екатерина II, оставившая довольно обширное наследие: 11 комедий, 7 опер, 5 былей и небылиц и т.д. Общее число ее сочинений составило около 30.

На всем протяжении XVIII в. развивалось устное и письменное народное творчество. Сказки и сказания, пословицы и поговорки, песни и пародии – всем этим была наполнена жизнь простого народа.

Фольклор отражал волнующие простых людей события и прославлял народных героев: восстание против дворян и его предводителей Пугачева и Салавата Юлаева, борьбу украинского и белорусского народов против польско-литовских угнетателей и прославившихся в ней Б. Хмельницкий и П. Кривонос и т.д.

Развитию русской литературы препятствовали различного рода запреты на публикации на русском языке произведений зарубежных авторов. Только в 1797–1799 гг. было запрещено 639 изданий, в том числе, казалось бы, безобидное «Путешествие Гулливера». В целом за четыре года павловского режима объем издаваемых произведений уменьшился на треть в сравнении со временем Екатерины II.

Живопись, как и литература, отторгала религиозные условности. Появились реалистические полотна. На новый уровень поднялась портретная живопись. Целую галерею русских монархов, знатных вельмож, полководцев создали крепостные художники А. П. Антропов, Д. Г. Левицкий (в музее Женевы хранится портрет Д.

Дидро кисти Левицкого), В. Л. Боровиковский, крепостные художники И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов. Все большее место в художественном творчестве занимают жизнь и быт простого народа. На эту тему пишут картины А. И. Еремеев, крепостной художник М. Шибанов. В 1757 г.

была учреждена Академия художеств, которую возглавил И. Шувалов.

Театр. Первый национальный театр в России появился в Ярославле. Первый спектакль (драма «Эсфирь») был дан в 1750 г. Основатель театра, выходец из мещан Ф. Г.

Волков, затем, по вызову Елизаветы, основал профессиональный театр в столице (по указу 1756 г. о создании «русского для представления трагедий и комедий театра»).

Директором был назначен первый театральный писатель Сумароков. Волков, первый русский актер, стал руководителем труппы.

Открывались театры также в Тамбове, Казани, Воронеже, Нижнем Новгороде, далеких Тобольске и Иркутске. Входили в моду усадебные театры. Многие актеры были крепостными.

Театр как никакой другой вид искусства вызывал живой интерес императорских особ. Так, Екатерина II за свое царствование отдала 340 распоряжений по части театральных дел. Она контролировала репертуар театральных постановок в Эрмитаже (даже написала «Исторические представления из жизни Рюрика и Олега»).

Этот спектакль был сыгран с необыкновенным размахом: на сцене выступало более 700 исполнителей. В те времена достать билет в театр было непросто – так много было желающих попасть на тот или иной спектакль.

Павел I, хотя его царствование в сравнении с матушкой было раз в 8 короче, отдал 234 высочайших предписаний и распоряжений, регламентируя театральные дела – от устройства театров до жалованья «танцорок».

В XVIII в. в театрах во время представлений нередко аплодировали двумя деревянными дощечками, связанными лентами. А вместо цветов зрители бросали на сцену кошельки с деньгами.

Музыка. Этот вид искусства очень медленно входил в жизнь русского народа. Высшие круги развлекали заграничные оперные и балетные труппы. Для народных музыкальных инструментов писал музыку И. В.

Хандошкин, первый русский скрипач-виртуоз и композитор, создавший более 100 сочинений для скрипки. Е. И. Фомин стал создателем национальной песенной оперы.

Входило в моду цыганское хоровое пение: знатные вельможи любили приглашать цыган на свои торжества. Первым собрал хор цыган граф А. Орлов.

Развитию музыкального искусства препятствовали сумасбродные решения некоторых царских особ. Павел I, к примеру, запретил «впуск из-за границы», наряду с книгами, «равномерно и музыку»: цензуре подвергались сочинения Моцарта, Гайдана и других композиторов.

Источник: http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Istoriya/prosveshchenie-i-obrazovanie-v-XVII-v.html

Культура и просвещение в XVIII веке. Эпоха Просвещения в России

Во второй половине XVIII века в России широкое распро­странение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II.
Просветители верили в Разум, который только и мог объяс­нить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения бы­ли формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.

Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого дворянина.

Он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался рус­ской историей, стал известен как талантливый литератор и удач­ливый издатель.

В Москве он взял в аренду университетскую ти­пографию с книжной лавкой, привёл её в порядок и за три года напечатал в ней столько книг, сколько вышло за 24 года сущест­вования. Типография Новикова удовлетворяла растущий интерес к наукам.

Неожиданно Екатерина приказала арестовать Новикова и со­жгла более 18 тысяч изданных им книг. Из заточения Новиков вышел после смерти императрицы.

Образование

В 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гим­назиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).

Культура

В XVIII веке в России появляются частные общедоступные театры. Любили театр и при императорском дворе: тут напере­бой гастролировали то французские, то итальянские труппы.

В 1851 году на представления было разрешено пускать купече­ство, что было невиданным новшеством в то время. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф. Г.

Волков, директором театра был драматург А.  П. Сумароков.

Активно развивается архитектура. Знаменитым архитекто­ром становится мастер барокко Бартоломео Растрелли. Позже утверждается эпоха классицизма, яркими представителями ко­торого становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Ква­ренги.

Развивается скульптура. По бюстам работы Ф. И. Шубина можно представить себе государственных мужей екатерининской эпохи. Э. М. Фальконе создаёт знаменитый памятник Петру Ве­ликому — «Медный всадник». И. П. Мартос прославился как ав­тор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими портретистами становятся А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.

Жанры литературы. Журналы

С 1760-х годов в литературе появляются новые жанры: про­заический роман, повесть, комическая опера и «слёзная драма».

Увеличивается роль сатиры, главным образом сатиры нравов, ко­торая господствует в журналах «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Ни то, ни сио в стихах и в прозе», «Поденщина».

Анти­крепостническую направленность имеет сатира в журналах Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец».

На этой странице искали :

  • Эпоха просвещения в России
  • что нового в культуре и просвещении появилось в 18 веке
  • эпоха просвещения в россии 18 век
  • эпоха просвещения в россии кратко
  • просвещение в россии в 18 веке

Источник: http://vsesochineniya.ru/kultura-i-prosveshhenie-v-xviii-veke-epoxa-prosveshheniya-v-rossii.html

Век Просвещения в России

В это время творили Кантемира, Ломоносов и Тредиаковский, пропагандирующие идеалы общественной ценности человека, его научного развития. Естественно такой всплеск в культуре был вызван ни чем иным как веянием просветительских идей из европейских стран.

Идеи просветительства в России

Впервые просветительство было принесено в Россию великим реформатором Петром I. Однако череда дворцовых переворотов, которые спровоцировали политическую и социальную нестабильность в стране, отодвинули русское просвещение фактически на полвека.

К этому вопросу вернулась только Екатерина II , которая не смотря на свое фактически полное обрусение, все таки была европейкой и понимала, что без просветительства Российская культура не будет иметь дальнейшего развития.

Екатерина II всячески покровительствовала деятелям искусства и науки.

Литература в эпоху русского просвещения

Впервые в литературе происходит зарождение нового жанра классицизма. Следуя примеру европейских коллег, русские авторы начинают освещать в своих произведениях философию общественных отношений, идеи стремления человека к культурному развитию. 

В литературных трудах появляются идеи патриотизма как неотъемлемой части гражданского долга. Следует заметить, что это было особенно актуальным в период непрерывных военных противостояний в конце века. В произведениях Ломоносова и Кантемира преобладают идеи развития дворянства как основы монархии.

Читайте также:  Церковь накануне раскола - история России

Данные авторы принципиально подчеркивают, что низшие слои населения не могут положительно влиять на становление культуры страны в силу своей ограниченности. В противовес им выступают Сумароков и Княжнин, литераторы, отстаивающие принцип социального равенства. В литературе в этот период начинает зарождаться лирика, которая станет основой для становления Золотого века русской литературы.

Достижения русского просвещения

В XVIII веке в постепенный упадок приходит традиционная для России иконопись. Художники открывают для себя стиль масляной живописи. Русская живопись достигает своего расцвета после открытия Академии художеств.

Идеи просвещения находят свое отображение в работах Боровиковского, Левицкого и Рокотова. Нарышкинский стиль в архитектуре, которому были присущи элементы византийской культуры, постепенно начинает вытеснять западноевропейское барокко.

Качнулись идеи просвещения и музыкального искусства. Екатерина лично отправляла талантливых русских композиторов Бортнянского и Березовского учиться за границу, чтобы там они смогли перенимать опыт мэтров мировой оперы.

Особое внимание уделялось образованию народа. В Петербурге открывается ряд университетов и академий. В провинциях начальные школы для детей основываются не на религиозных учениях, как было раньше, а приобретают научный оттенок.

Век просвещения в России смог окончательно вывести страну на новый этап развития. Екатерина II фактически завершила начатый Петром I процесс просвещения нации. Однако на ее правлении эпоха просветительства не закончилась. После Отечественной войны, государство накроет новая волна просветительских идей.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Внутренняя и внешняя политика Павла I — отличие от политики Екатерины
Следующая тема:   Художественная культура, образование и наука в России в XVIII веке

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/vek-prosvezcheniya-v-rossii

Лекция 4. КУЛЬТУРА РОССИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

НАУКА РОССИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Россия XVIII века связана прежде всего, с деятельностью Петра I и Екатерины II. Безусловно Петр I был великим ре­форматором, он, как говорится, действительно «прорубил ок­но в Европу». Другое дело, сыграло ли это положительную роль в судьбе России или нет.

Споры о смысле и методах петровских преобразований не утихают по сей день. Петр I сумел подчинить все общественные силы делу укрепления российской государственности.

Но делал он это порою, не считаясь с обычаями, а, тем более, с правами всех своих граж­дан — от простого народа, до руководителей церкви и дво­рянства. Практически они все были перед ним равны — то есть, все они были равны нулю.

В нем удивительно сочета­лась простота, нелюбовь к церемонии, своеобразный демо­кратизм, любовь к России и жестокость, нетерпимость, орто­доксальность. Но все же именно с петровских реформ начи­нается быстрое возрастание роли России в мировой истории.

К концу XVIII века на мировой арене появляется Российская империя, которая стала играть ведущую роль как в жизни Европы, так и всего мира. Главное достижение этого периода Российской истории — высвобождение творческих сил лично­сти, осуществление ломоносовской формулы, что «будет соб­ственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать».

Первую в нашей стране теоретическую схему историческо­го развития представил в 1739 году В.Н. Татищев в своей «Истории Российской». Главной действующей силой истории он считал просвещение ума.

Одной из центральных идей Российского Просвещения стала идея воспитания совершенного человека. Оригинальные мысли на сей счет высказывали В. Н. Татищев и А. Кантемир. В 1764 году Екатерина утвердила «Генеральное учреждение, о воспитании особого пола юношества».

То есть была предпри­нята практическая попытка, навеянная идеалами Руссо, фор­мирования «новой породы людей» — не испорченных новыми привычками и нравами. XVIII век в России — время форми­рования зрелой национальной культуры.

Роль национального самосознания требовала выработки нормативной базы обще­национального русского литературного языка. Подготовку его основ, как известно, выполнил М. Ломоносов.

В процесс формирования национального самосознания вовлекаются все более широкие слои населения, что находит выражение в развитии науки, образования и искусства.

В 1724 году Петр I учреждает Академию наук с художест­венным отделением. Уже в середине XVIII века Академия организовывает крупные научно-исследовательские экспедиции.

Эти экспедиции связаны прежде всего с именем капитана Беринга. Экспедиции Беринга показали, что Азия и Америка отделены друг от друга проливом, подтвердив открытие казака Дежнева.

Русские мореходы открыли Северо-Западную Америку, исследовали Камчатку, нанесли на карту Курильские острова.

В Академию России были приглашены для работы из­вестные ученые из-за границы. Одним из таких был гениаль­ный математик Эйлер. Основные свои труды он написал в России, создал математическую школу.

Русскую науку XVIII века нельзя представить без М.В. Ломоносова (1711 — 1765). Ломоносов создал новую науку — физическую химию. Им была организована в России первая химическая лаборатория.

Он изучал природу электричества, заложил основу грозовых явлений, доказав общность природы молнии и электрической искры, первым указал на элек­трическое происхождение северных сияний. Ломоносов фор­мулирует закон сохранения материи и движения, который называет «Всеобщим естественным законом».

Большим собы­тием в культурной жизни России стало открытие в 1755 году первого русского университета. Инициатором создания МГУ был Ломоносов. При университете открыли две гимназии: одну для дворян, другую — для юношей из некрепостных сос­ловий. МГУ имел три факультета: юридический, философский, медицинский.

Согласно традиции, присущей университетам Европы, преподавание велось на латинском языке, но вскоре перешло на русский. Вскоре МГУ превратился в крупный учебно-научный и культурный центр России.

При нем возник­ли различные научные общества, стали издаваться книги, журналы, начала выходить первая общественная газета — «Московские ведомости». Первая школа, как известно, появи­лась в Москве в 1621 году в так называемой «Немецкой сло­боде», затем в 1640 году при Андреевском монастыре.

При Петре I было открыто более 40 школ во многих городах Рос­сии — церковно-приходских и цифирных. К середине XVIII ве­ка их количество составляло уже несколько сотен. К середи­не XVIII века уровень грамотности на Руси был уже достаточно высок. Около 90% класса имущих владело грамотой, самыми неграмотными оставались крестьяне, хотя их процент неграмотности по сравнению с XVII веком ( 15% грамотных ) возрос почти вдвое.

Родиной машинной техники принято считать Англию. И это в известной мере справедливо. Но почти на 20 лет рань­ше парового двигателя англичанина Д. Уатта была изобрете­на и построена паровая машина Ползуновым (1728-1766).

Он жил и работал на Урале и Алтае. Это был 2-цилиндровый паровой двигатель, в котором поршни перемещались навстре­чу друг другу.

Двигатель Ползунова стал работать через не­делю после его смерти и проработал около двух месяцев (с его помощью подавался воздух для плавильных печей).

Двигателю потребовался ремонт, но Ползунова уже не было. Другим замечательном инженером-изобретателем был И.П. Кулибин (1735—1818).

Более 30 лет он заведовал меха­ническими мастерскими Академии наук, работал над изготов­лением часов со сложным механизмом автоматического дей­ствия. Эти часы он преподнес Екатерине II.

Механические мас­терские Академии наук во 2-й половине XVIII века стали крупнейшим научным центром России в области техники приборостроения. Здесь было создано большое количество оригинальных механизмов и приборов.

Кулибин сконструиро­вал часы, которые, кроме минут, секунд, показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов. Особые заслуги его известны в произ­водстве оптических придоров. В 1779 году был сконструирован первый прожектор.

Кулибин в 80-е годы сконструировал повозку-самокатку, конструкцию «механических ног» — протезы. Он разработал несколько проектов одноарочных мостов через Неву, длина пролета которых составляла около 300 метров. Деятельность Кулибина оказала большое влияние на дальнейшее развитие технической мысли в России.

ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Русская литература в эпоху Просвещения прошла три эта­па исторического развития. Первый начинается с 1700 года и длится до середины 20-х годов. Он связан с жизнью и дея­тельностью Петра I. В литературе этого периода формируются основные элементы русского классицизма, прославляется

Петр I, как самый «просвещенный» монарх Европы. Второй этап — 30-50-е годы. Это время становления русского клас­сицизма. Его основоположники — Кантемир, Ломоносов, Сумароков. В литературе происходят радикальные преобразова­ния. Создаются новые классические жанры, реформируется литературный язык, появляются теоретические трактаты, обосновывающие эти нововведения.

Заключительный этап — 60—90-е годы — время расцвета русского классицизма. Расцвет русского классицизма связан с именами И. Фонвизина, Державина, Карамзина, Радищева.

Источник: https://lektsia.com/5x763b.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса.

Наибольший вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования.

Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно.

В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция и в России породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества.

Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.

Раннее Просвещение

Читайте также:  Внутренняя и внешняя политика иоанна антоновича - история России

Идеи Просвещения вначале были восприняты знаменитым царем-реформатором Петром Великим и его сподвижниками. Этими идеями вдохновлялись проповеди Феофана Прокоповича, сатиры Антиоха Кантемира и историография Василия Татищева.

Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещенного абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым.

Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века.

Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михайло Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве.

Екатерининская эпоха

Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. [1]. Екатерину обычно считают образцом просвещенного деспота.

Как известно, она поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России.

Ко двору Екатерины стремились знаменитые иностранцы из европейских стран: Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энциклопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России.

Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещенных друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план. В 1767 г.

императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII века.

Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё.

Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790 г.).

Тем не менее, энтузиазм Екатерины по поводу французской Энциклопедии и идей её создателей никак не повлиял на режим её собственной абсолютной власти [2], а когда после американской[3] и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает сильное влияние на политическую жизнь, Николай Новиков за вольнодумство был заключен в тюрьму[4], Радищев — сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены. Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. Екатериной была расценена как якобинская [6] и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше[8]. В итоге в 1792 г. разразилась русско-польская война, за которой последовали разделы Польши[9]. Этот поворот от политики Просвещения получил название контрпросвещение.

Образование

В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены для обучения лиц духовного звания. За недостатком светских школ Петр I посылал дворян учиться за границу. Он же предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Одной из первых была навигацкая школа в Москве, созданная в 1701 г. для подготовки кадров вновь построенного русского флота. В 1715 г.

для той же цели была открыта морская академия в Петербурге. В 1707 г. в Москве появилась медицинская школа при военном госпитале, в 1715 г. — инженерная школа и в том же году в Петербурге — артиллерийская.

В 1720х годах в России насчитывалось до полусотни школ в провинциальных городах, по большей части начальных, в которых выпускники Московской навигацкой школы преподавали «цыфирные науки» [10].

Петр I ввел новый гражданский алфавит, написание букв которого приобрело сходство с латинским. Им были изданы Геометриа и другие светские учебники, а также знаменитое Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, переведенное с немецкого наставление по светскому поведению для молодых дворян, которое только при жизни Петра выдержало три издания [11].

Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после его смерти открылись два учебных заведения: гимназия и университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права.

Вторым русским университетом стал Московский, открывшийся в 1755 г. Кроме его медицинского факультета и уже упомянутой Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 г. были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 г.

система здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. — Морской кадетский корпус.

В программу Шляхетского корпуса входили логика, математика, физика, риторика, история, география, латинский и французский языки, этика, право, экономика, навигация, артиллерия и фортификация, фехтование, музыка, танцы, архитектура, рисование и скульптура.

Во второй половине XVIII века получили распространеине также частные пансионы и домашнее образование. Гувернерами русские дворяне обычно приглашали французов[12].

В сравнении с Западной Европой Россия, обладая огромной территорией и населением, к концу эпохи Просвещения все же имела мало учебных заведений. Даже только что образовавшиеся Соединенные Штаты имели больше университетов, которые появились не на пустом месте.

Например, Гарвардский университет был организован на основе колледжа, открытого ещё в 1636 г. Ещё одной отличительной особенностью русского Просвещения была его зависимость от центральной власти.

Если на Западе общество инициировало как Просвещение, так и политические изменения, то в России лидером просветительской миссии было правительство, опирающееся на авторитет самодержавия.

Не будучи заинтересованным в политических переменах, оно не только не стимулировало развитие политической системы, но и законсервировало абсолютную монархию, которая в результате пережила свое время более чем на сто лет.

Недостаточность правительственных мер была предметом критики не только со стороны Новикова и Радищева. Видный публицист и историк Михаил Щербатов, на чьи представления о свободе сильно повлияли работы Руссо, считал, что России необходимо по-настоящему массовое образование. Иван Бецкой также ратовал за реформу образовательной системы.

Его предложения отчасти воплотились в организации Смольного института, первого в России учебного заведения для женщин благородного происхождения. Этот проект был, в свою очередь, практическим воплощением идей французского просветителя Франсуа Фенелона, который считал, что женское образование является ключом для изменения общественной морали в целом.

Знаменитого директора Императорской Академии наук и искусств Екатерину Дашкову нередко считают также одной из основательниц феминизма. Она, в частности, реформировала русскую Академию по образцу французской. Даже Русская православная церковь отчасти попала под влияние идей Просвещения.

Московский митрополит Платон (Левшин) призывал к реформе духовного образования и религиозной толерантности.<\p>

Наука

Впервые наука появилась в России при Петре Великом. Царь был заинтересован в составлении карт своих владений, в особенности на Дальнем Востоке, для чего посылал в Сибирь и Америку несколько экспедиций, в том числе знаменитую экспедицию Беринга. В 1719 г.

Петр направил на Урал и в Сибирь Василия Татищева, одним из поручений которого также было географическое описание России.

В ходе работы оно превратилось в историческое исследование, в частности, Татищев разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного (1550), целый ряд летописей и множество других ценных исторических документов.

Его работа над «Историей Российской» продолжалась в течение всей жизни; первый том этого труда был опубликован лишь в 1768—1769 гг. Г. Ф. Миллером, а пятый — в 1848 г. М. П. Погодиным.

Существенный толчок к развитию научных исследований был дан учреждением Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор «Описания Сибирского царства» (1750 г.) и норманнской гипотезы происхождения Руси.

Географию и флору Сибири изучали академики Степан Крашенинников, Иван Лепехин и Петер Паллас. Русским академиком почти всю свою жизнь был и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов, среди которых «Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении» (1736 г.

) и «Всеобщая сферическая тригонометрия» (1779 г.), первое полное изложение всей системы сферической тригонометрии.

Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михайло Ломоносов, авторству которого принадлжит закон сохранения массы.

Кроме того, он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка.

Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=448807

Ссылка на основную публикацию