«Станы» на пути полюдья, «погосты» в истории России

Волостью до начала XX столетия именовался небольшой округ в составе уезда, включавший несколько сельских поселений. В историографии часто прилагают этот термин к подобного рода мелким территориальным единицам, начиная с домонгольского периода. Но оснований для этого в источниках нет. В XI — начале XIII в.

волость — это крупная территориальная единица (то, что обычно именуют анахроничным по отношению к данной эпохе термином «княжество»), управляемая князем и имеющая в качестве центра стольный город1. Другое значение термина волость в домонгольский период (фиксирующееся в дошедших до нас источниках лишь дважды) — частное земельное владение.

От погоста к волости

Волости в привычном для позднейших эпох значении мелких административных единиц, не имеющих на своей территории города (даже настольного), встречаются в источниках начиная с XIV столетия.

Тем не менее есть основания полагать, что внутри волостей-«княжеств» домонгольской эпохи существовали более дробные податные единицы. В пользу этого свидетельствуют, в частности, нормы правового регулирования сбора государственных податей.

Статья 42 Краткой редакции Русской Правды, относящаяся ко времени правления в Киеве Ярослава Владимировича (1015-1054 гг.), расписывает порядок содержания населением судебного чиновника — «вирника»: «А се поконъ вирныи: вирнику взятии 7 вѣдор солоду на недилю, тоже овенъ или полоть, или двѣ ногатѣ; а въ среду рѣзану.

А в пятницю тако же; а хлѣба по колку могуть изъясти, и пшена; а куръ по двое на день; кони 4 поставити и сыпати имъ на конь, колко могуть зобати; а вирнику 60 гривенъ и 10 рѣзанѣ и 12 веверици, а переди гривна; или ся пригодѣ в говение рыбами, то взятии за рыбы 7 рѣзанъ; то всѣх кунъ 15 кунъ на недѣлю, а борошна колко могуть и ясти; до недѣли же виру сберуть вирници; то ти урокъ Ярославль»4. Сходные нормы присутствуют в Пространной редакции Русской Правды начала XII в. (ст. 9, 10, 74): «А се покони вирнии были при Ярославѣ: вирнику взятии 7 вѣдеръ солоду на недѣлю, же овенъ любо полоть, любо 2 ногатѣ; а в середу куна же сыръ, а в пятницю тако же; а куръ по двою ему на день; а хлѣбовъ 7 на недѣлю, а пшена 7 уборковъ, а гороху 7 уборковъ, а соли 7 голважень; то то вирнику со отрокомъ; а кони 4, конем на ротъ сути овесъ; вирнику 8 гривенъ, а 10 кунъ перекладная, а метелнику 12 вѣкшии. А съсадная гривна. Аже будеть вира во 80 гривенъ, то вирнику 16 гривенъ и 10 кунъ и 12 вѣкшии, а переди съсадная гривна. А за голову 3 гривны»; «А се наклады: 12 гривенъ, отроку 2 гривны и 20 кунъ, а самому ѣхати со отрокомь на дву коню, сути же на ротъ овесъ, а мясо дати овенъ любо полоть, а инѣмь кормомь, что има череве возметь, писцю 10 кунъ, перекладнаго 5 кунъ, на мѣхъ две ногатѣ»5.

Закон устанавливает срок сбора судебных штрафов, в рамках которого расписывается содержание вирника населением. Этот срок — неделя. Данного времени слишком много для объезда одной общины — верви6 и слишком мало для целой волости («княжества»). Следовательно, объезд осуществлялся в рамках некоей «промежуточной» между волостью и вервью территориальной единицы.

По-видимому, это была территория, тянущая к «погосту». Система погостов начала создаваться княгиней Ольгой в середине Х в., причем в летописном рассказе об этом речь идет о погостах по всей Русской земле: «Иде Олга к Новугороду, и устави по Мьстѣ погосты и дань и по Лузѣ погосты и дань и оброкы, и ловища ея суть по всей земли, и знамения и мѣста и погосты, и сани ея стоять въ Плесъковѣ и до сего дни, и по Днѣпру перевѣсища и по Деснѣ, и есть село ея Ольжичи и до сего дни»7.

Последующих упоминаний погостов в источниках немного, но они говорят о широкой распространенности этого вида поселений. В церковном уставе Владимира Святославича (начало XI столетия) — говорится о десятине от государственных доходов, пожалованной церкви; в качестве центров территориального деления указаны города и погосты: «по всѣм городомъ далъ есмь и по погостомъ и по свободамъ»8.

Из погоста в погост перемещались повстанцы во главе с волхвами на пути от Ярославля к Белоозеру согласно рассказу «Повести временныхлет» под 1071 г.9 Уставная грамота Смоленской епископии князя Ростислава Мстиславича (1136 г.) содержит роспись податей с территории Смоленской «волости», из которых выделяется церковная десятина.

Пунктами, по которым расписаны повинности внутри волости, являются, во-первых, города, к которым относятся 12 поселений, во-вторых, погосты — все остальные населенные пункты, числом 3510. Имеются известия о погостах в Новгородской земле: по погостам ведется раскладка доходов в уставной грамоте князя Святослава Ольговича 1137 г.

Новгородской епископии на поступления от прионежских и заволочских владений Новгорода11; «Терпужьскыи погостъ Ляховичи» является объектом пожалования князем Всеволодом Мстиславичем новгородскому Юрьеву монастырю (между 1125 и 1136 гг.)12; о присоединении полоцким князем Всеславом Брячиславичем в 1060-е гг.

к своим владением принадлежащего «Новгородской волости» погоста говорится в киевском летописании XII столетия13; упоминаются погосты и в новгородских берестяных грамотах14. Есть летописное упоминание о погостах в Суздальской земле в первой половине XIII столетия: «татаровѣ… взяша городовъ 14, опрочь свободъ и погостовъ» (1238 г.)15. Этих данных, конечно, недостаточно, чтобы утверждать, что на всей территории Руси строго действовала троичная система территориального деления: волость — погосты16 — верви17. Но вероятно, что как минимум на значительной части Руси дело обстояло именно так18.

Итак, волость в значении мелкой территориальной единицы, включающей несколько сельских поселений, заняла к XIV веку место округов, тянущих к погостам. Таким образом, термин волость претерпел весьма существенную трансформацию. Ее ход на первый взгляд не просматривается. Однако некоторые данные на этот счет в источниках XIII столетия все же есть.

Согласно Галицкой летописи, составленной в середине XIII в., князь Даниил Романович в 1241 г. упрекал боярина Доброслава, управлявшего южной частью Галицкой земли (т. н. «Понизьем») в его отсутствие, что тот дает волости пришлым черниговским боярам, а не галицким: «Черниговьских бояръ не велѣх ти приимати, нъ дати волости галичкимъ»19.

Речь шла о территориях на южной окраине Галицкой земли. В объединенной Даниилом с Галицкой Волынской земле, судя по завещанию владимиро-волынского князя Владимира Васильковича (1288 г.), князья и бояре имели во владении не волости, а села20. На другом конце Руси в 1260-е гг.

были заключены договоры между Новгородом и великим князем владимирским Ярославом Ярославичем. В них перечисляются «волости новгородские»: «А се, княже, волости новгородьскые: Волокъ съ всеми волостьми, Торжекъ, Бежиче, Городець Палиць, Мелечя, Шипино, Егна, Заволочье, Трѣ, Перемь, Печера, Югра, Вологда»21.

Речь идет об окраинных территориях Новгородской земли — от Волока Дамского и Торжка на юго-востоке до Терского берега Кольского полуострова на севере и Югры (Северного Зауралья) на северо-востоке. В договорах оговаривается, что эти волости «держат» «мужи новгородские», а не княжеские.

Таким образом, в середине XIII века мы видим начало употребления понятия «волость» для территориальных единиц на окраинах той или иной земли. А в XIV веке в Северо-Восточной Руси фиксируется применение этого термина к сельским податным округам вне городского «уезда» (центральной территории «княжества», поделенной на «пути» и «станы»)22.

Вероятно, такое значение слово «волость» приобрело как раз потому, что и здесь первоначально имелись в виду окраинные территории «княжества». Мог сыграть свою роль и тот факт, что иногда понятие «волость» прилагалось к частным земельным владениям, т. е. относительно небольшим территориальным комплексам.

Источник: http://statehistory.ru/4647/Ot-pogosta-k-volosti/

Что такое полюдье, погосты, уроки

Жанна Музалевская Знаток (342) 5 лет назадПолюдье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в9-12веках на Руси. Погост — — небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домами попа и причта.

Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом. Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.

© Светлана Кулькина Ученик (235) 2 года назадПолюдье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в. 9-10.веках на Руси. Погост — — небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домами попа и причта.

Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.

  • Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.
  • Полюдье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в. 9-10.веках на Руси. Погост — — небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домами попа и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.
  • Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.
  • Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.Погост — места сбора дани, туда ее должны были свозить
  • Полюдье — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения («людей») для сбора дани
  • Катенька Гордеева Знаток (272) 2 месяца назадПолюдье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в. 9-10.веках на Руси. Погост — — небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домами попа и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.
  • Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/84682919

Леонид Милов — История России с древнейших времен до конца XVII века

Стремление к централизации управления проявилось в создании в 1654 г. Приказа тайных дел, подчинявшегося в отличие от других приказов не Думе, а непосредственно царю. Приказ не имел четкого круга дел.

Он управлял дворцовым хозяйством, осуществлял политический надзор, апелляцию по политическим преступлениям, обладал контролирующими по отношению к другим учреждениям функциями.

Этот контроль мог быть гласным, но чаще всего негласным и осуществлялся посредством приказных подьячих, рассылаемых с секретными царскими наказами по учреждениям, в армию, в посольства. За финансовой деятельностью приказов наблюдал Счетный приказ, созданный в конце 1650-х гг.

Особое место, занимаемое этими учреждениями в приказной системе, было осознано уже современниками. По словам Г. К. Котошихина, Тайный приказ был устроен «для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялись все по его хотению, а бояре и думные люди о том ни о чем не ведали».

В 1680-Х гг. была осуществлена новая перестройка ряда сфер управления, приведшая к дальнейшей его централизации.

В частности, финансовые вопросы, которые прежде находились в ведении четвертных и различных приказов, отныне были сосредоточены в укрупненном Приказе Большой казны.

Читайте также:  Россия в эпоху дворцовых переворотов - история России

Все вотчинные и поместные дела, а также дела о службе были изъяты из ведения территориальных приказов и сконцентрированы, первые — в Поместном приказе, вторые — в Разряде.

Рост территории. Административно-территориальное деление. В XVII в. территория России значительно выросла. В результате освободительной войны украинского и белорусского народов 1648-1654 гг. и последовавшей затем русскопольской войны, завершившейся в 1667 г.

Андрусовским перемирием, России были возвращены все земли, отошедшие к Польше по Деулинскому перемирию. Польша признала вхождение Левобережной Украины в состав России. Позже, в 1686 г.

, по «Вечному миру» Польша признала Киев за Россией, получив взамен ряд западных городов с уездами (Себеж, Невель и Велиж). В результате русско-турецкой войны 1676-1681 гг., закончившейся Бахчисарайским договором 1681 г.

, Днепр стал границей между Россией и Турцией, которая признала подданство Запорожской Сечи России, присоединение Левобережной Украины и Киева. В XVII в. продолжается продвижение на восток в сибирские земли.

Основной административно-территориальной единицей в XVII в. оставался уезд. Его возникновение относится ко времени объединения отдельных княжеств в едином государстве. Территории этих княжеств и их уделов оформились в уезды как отдельные административные структуры.

Это определило разномасштабность уездов как по размерам, так и по численности населения. Общее их число во второй половине XVII в. было свыше 250. Более мелкими административными единицами являлись станы и волости. Большинство уездов состояло из нескольких станов, которые делились на волости.

Правда, в отдельных уездах волости выступали как единицы, равнозначные станам. В ряде районов государства во внутриуездном делении имелись значительные особенности. Например, огромный Новгородский уезд делился на 5 пятин, каждая из которых состояла из погостов.

Почти в каждом северном уезде Поморья были собственные деления, единицами которых выступали то станы, то погосты, то волости, то различное их сочетание. Своя специфика административного деления была в Башкирском крае, вошедшем в состав России во второй половине XVI в. после присоединения Казанского ханства.

Его территория составляла Уфимский уезд,. который делился на 4 «дороги». Вероятно, это название восходило к монгольскому слову «даруга». Им назывались административные окруяц, из которых состояла Монгольская империя и ее часть — Золотая Орда.

На Левобережной Украине начиная с 30-х гг. XVII в. в качестве административно-территориальной единицы были приняты полки. Прежде, в XVI в., они выполняли функции военных округов. После Андрусовского перемирия на территории Левобережной Украины было 10 полков, которые непосредственно подчинялись гетману Украины.

Во главе полка стоял полковник, он командовал полком и управлял территорией, относящейся к полку; сотники имели в своем управлении территорию сотни, а городами и селами управляли войты и казацкие атаманы. Полковое деление вводится также и в Слободской Украине, сложившейся в XVII в. на территории от Харькова до Воронежа и Курска.

Автономное самоуправление существовало в областях запорожских, донских, яицких и терских казаков. Военной, политической и социальной формой объединения вольных казаков было войско, высшая власть в котором принадлежала войсковому кругу. Подобное разнообразие низовых административных единиц отражало сохранявшиеся в XVII в.

остатки исторически сложившихся особенностей в местном управлении отдельных территорий государства.

Русское централизованное государство образовалось как многонациональное. В XIV-XV вв. в его состав вошли мари, коми, мордва, печора, карела; в XVI-XVII вв. присоединились народы Поволжья, Сибири, Левобережной Украины. Официальное приказное делопроизводство XVII в. Европейскую территорию России делило на области, получившие название «городов».

«Замосковные города» составляла территория, лежащая «за Москвой», если обращаться к ней с южных и юго-западных рубежей. Река Ока от Коломны до Тарусы была южной границей края. Поморские города — это территория, тянувшаяся к Белому морю и Ледовитому океану и до Северного Урала.

Города от «немецкой украины» располагались на северо-западе европейской территории (псковские и часть новгородских земель). Название области подчеркивало ее пограничное положение по отношению к «немецкой» земле, т.е. Ливонии. «Заоцкие города» включали земли верхней Оки; «Северские города» — бывшие земли Чернигово-Северского княжества, до конца XV в.

находившиеся в составе Великого княжества Литовского. «Украинные города» находились к югу от Замосковного края на украинных (окраинных) землях государства. Дальнейшее продвижение в земли Дикого поля привело к появлению области, получившей название «Польских городов», т.е. городов, лежащих в Поле.

Как отдельная область выделялись «Рязанские города», «Низовые города» (территория Средней Волги от Нижнего Новгорода до Камы), «Вятские города» и «Пермские города».

Освоение Восточной Сибири. В XVII в. продолжалось продвижение в Сибирь. Оно имело свои особенности по сравнению как с предшествующим временем, так и с процессом включения в состав России других регионов. BLXVI в.

условием присоединения Западной Сибири, начало которому было положено военной экспедицией отряда казаков во главе с атаманом Ермаком, был разгром Сибирского ханствад Немногочисленное население Сибири, разрозненное и пестрое в этническом отношении, после распада единственного государственного образования в крае не могло быть серьезной военной силой. Царившая во многих местах острая племенная вражда также облегчала продвижение русских./ Оно велось в форме правительственной (перевод за Урал пашенных крестьян и служилых людей) и вольной колонизации «охочих» людей, устремлявшихся в Сибирь зa свободной «землицей» и драгоценной пушниной)

Большинство коренных жителей края находилось на разных стадиях патриархально-родового строя: от первобытности каменного века (народы Северо-Восточной Сибири: юкагиры, чукчи, коряки, ительмены) до развитых форм патриархальнородовых отношений (якуты, жившие в долине реки Лены, и буряты, заселявшие бассейн Ангары и берега Байкала). У первых основными занятиями были рыбная ловля, охота на морского зверя и диких оленей. Хозяйственная жизнь более развитых якутов и бурят была связана со скотоводством. Родами и племенами жили эвенки (тунгусы). Они заселяли обширную территории от Енисея до Охотского моря. Среди них были как оседлые рыболовы и охотники, так и кочевые скотоводы. В бассейне Амура жили дауры, дючеры и другие племена. Помимо традиционных занятий народов Сибири, им было знакомо земледелие. У них, как и у сибирских татар, шел процесс феодализации.

Продвижение русских землепроходцев, служилых людей и промысловиков по Сибири осуществлялось двумя маршрутами. Один из них, морской, проходил из устья Оби в Обскую губу и Мангазейское море, потом вверх по реке Тазу и волоком в приток Енисея реку Турухан.

Основной базой на этом пути до 50-х гг. XVII в. являлась Мангазея, основанная в низовьях реки Таза на рубеже XVI-XVII вв. Главным стимулом движения, на восток промышленных и служилых людей была пушнина. В первой половине XVII в.

ежегодные сборы мангазейской таможни составляли до 10-17 тыс. руб. По мере Истребления соболя)и запустения Мангазеи русская колонизация Сибири все более устремлялась по другому, южному, направлению движения в бассейн Лены.

Оно было продолжением пути по Каме и ее притокам к среднему течению Оби и далее от ее правого притока Кети волоком на Енисей.

Источник: https://profilib.net/chtenie/113282/leonid-milov-istoriya-rossii-s-drevneyshikh-vremen-do-kontsa-xvii-veka-132.php

Введение полюдья на Руси

Полюдье — способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9-12-м вв. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и подвластных территорий. Основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность.

Понятие полюдья

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.

Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами.

Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.

Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

История полюдья

Каждый год князь и его дружина объезжали подвластные им территории с целью сбора дани и кормления — продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях с 10-го в.

Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения встречается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и тоже относится ко второй половине 10-го в.

Это позволяет говорить о том, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10-го в.

В данном трактате полюдье описывается следующим образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань.

К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена.

Кормясь полученной данью, русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию, чтобы сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и товары).

В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что, помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его.

Ученые полагают, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме.

  • Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
  • Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели это, но, когда в 945 г. князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.
  • После подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, введя новую систему взимания дани.
  • Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах — специально созданных пунктах для сбора дани с населения.
  • Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался князю в Киев. Поездки дружинников по территориям, а вместе с ними и кормления прекратились.

Конец полюдья

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича — в 966 г., а позднее, в 982 г., и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 г.

Читайте также:  Идеологическая ортодоксия - история России

В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое Гнездо. Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась на отдаленных глухих территориях России вплоть до середины 19-го в.

Полюдье также взимали в ряде других стран (например, в странах Африки).

Источник: http://historynotes.ru/prinyatie-polyudya-na-rusi/

Погосты Полужья

К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе

Бассейн реки Луги выше впадения в нее рек Оредеж у города Луги (основанного в 1777 г.) и Облы, включая озера Череменецкое, Врево и ряд других, в почвенном, климатическом, растительном отношении резко выделяется из окружающего пространства, приближаясь по характеристикам к плодородному «треугольнику» Псков-Изборск-Печоры южнее Псковского озера и лишь незначительно уступая Ильменскому Поозерью. Край исключительно благоприятен для земледельческого освоения. В Полужье представлены практически все известные археологические памятники Северо-Запада России: длинные курганы, сопки (в том числе монументальная «Шум-гора» в Передольском погосте), древнерусские курганы, жальники, грунтовые могильники, селища и городища, поклонные камни местных язычников, освященные часовнями «народного православия» (Панченко 1998).

Археологическое изучение Верхнего Полужья в начале XX в. проводил Л. Н. Целепи, в 1920-е гг. разведочные обследования осуществили Н. Н. Чернягин и П. Н. Шульц, с 1970 г. здесь работает Северо-Западная археологическая экспедиция (СЗАЭ), организованная С.-Петербургским университетом (Г. С. Лебедев, затем Н.

И. Платонова, Т. А. Жеглова, Ю. М. Лесман, позднее С. Л. Кузьмин, А. А. Селин, Е. Р. Михайлова, В. И. Соболев и др).

Главными результатами стали не столько новые данные о длинных курганах, сопках, других видах погребальных памятников, сколько открытая и изученная в течение тридцати лет система древнерусских городищ—«погостов», первичных административных центров Древнерусского государства в Новгородской земле.

Первый из них, Гремяцкий (Дремяцкий) в Городце под Лугой, был исследован в 1970-1974 гг. (Г. С. Лебедев), ближайший же к Новгороду Тесовский на Оредеже исследован в 1998-2001 гг. (А. А. Селин).

Эти погосты, вместе с древнерусскими городами, монастырями, как и многими деревнями и селами, непрерывно существующими в нашем регионе с XV по XX в., а нередко — с XII и даже с X века, на протяжении тысячи, восьмисот, пятисот лет, представляют собою сеть топохронов, памятники истории и культуры средневековой России.

Погосты Полужья, городища ІХ-Х вв., приобрели административную функцию в середине X в., точнее с 947 г., когда вместо ежегодного объезда князем с дружиною подвластного населения, «полюдья», дани с этого населения стали свозить в строго определенные места, куда приезжал «погостить», также в строго фиксированное время, княжеский сборщик, «тиун» по-древнесеверному.

Остальное время на погосте, видимо, размещался небольшой воинский гарнизон (застава), представлявший государственную власть в отношениях с «местной старейшиной».

В более раннєє время, по крайней мере, некоторые из этих погостов приобрели уже функцию местных центров. Таковым, несомненно, был Передольский погост, Передал в излучине верхнего течения Луги, круто поворачивающей на север, вдоль водораздела с Поозерьем; отсюда, с реки начинается волок в речные системы Приильменья.

Сопка Шум-Гора, 15 м высоты, возглавляющая цепочку столь же внушительных насыпей, до наших дней окружена ореолом преданий о «золотом гробе» Рюрика, его гибели «у Княжой Горы» и погребении в этой сопке. Клад серебряных шейных гривен VIII в.

(Корзухина 1953:82), как и находки, наблюдения и раскопки последних лет (Платонова, Алексашин 2002:208-211) не оставляют сомнений в ключевом значении этого места для дальнейшего освоения славянами Северо-Запада.

Передольский погост, с мысовым городищем, посадом, курганным могильником и обширной боярской усадьбою, мог стать образцом для создания в 947 г. аналогичных опорных пунктов княжеской власти на Луге.

Эти укрепленные административные центры Верхнего Полужья X в. — Гремяцкий (Дремяцкий) погост (Городец под Лугой), Тесовский погост и его предшественник городище Надбелье на р.

Оредеж (правый приток Луги), Передольский и Косицкий погосты (с городищем на противоположном Передолу берегу Луги), Петровский погост на Череменецком озере, Которский погост на реке Плюссе в Псковской области — сформировали основу территориальной структуры Новгородской земли XI-XV вв. (Плато¬нова 1990: 68-88).

Более или менее однотипные, на мысовых возвышенностях, господствующих над местностью, они защищены мощными земляными валами (в древности — с воротами, деревянными стенами по гребню вала, башнями), площадка была занята деревянной застройкой, которая, как и облик материальной культуры, в ХІ-ХІІ вв.

приобретает вполне городской характер, сопоставимый с культурой так их центров, как Новгород или Псков; впрочем, и в более раннее время на городищах погостов найдено арабское серебро, стеклянные бусы, украшения, оружие, снаряжение всадников, ладейные заклепки, весы и весовые гирьки для развешивания серебра и другие свидетельства контроля надгосударственными торговыми коммуникациями.

  • Погосты основаны, по летописи, княгиней Ольгой после ее расправы с восставшим племенем древлян в Припятском Поднепровье (стоившей жизни ее мужу, князю Игорю), во время длительного похода 947 г.
  • Ольги из Киева в северные земли, в Новгород (очевидно, по Ловати, где погосты также известны), а затем из Новгорода во Псков, Лужско-Плюсским путем. Архаический сбор «полюдья» объездом подвластных земель князем с полным составом его дружины (подобный скандинавской «вейцле») уступает место более регламентированному налогообложению.
  • В середине X в. Русь пережила одну из первых в своей истории налоговых реформ, осуществленную в дальнейшем святой равноапостольной княгиней.
  • Вероятно, после крещения Ольги в 955 г. и, безусловно, после 988 г. погосты становятся в первую очередь местом строительства православных церквей, и в дальнейшем церковь — непременный атрибут погоста как местного административного центра.

По мере отмирания административно-государственных функций погостов в позднем Средневековье и Новое время, церковь и прицерковное кладбище остаются основным содержанием погостов и определяют современное значение слова «погост».

Погосты Полужья, во многих случаях сохранившие первозданный облик древнерусских городищ середины X в., позволяют восстановить «Путь Ольги», по крайней мере, от Новгорода в родной для нее Псков в 947 г. Полустолетием раньше, в 882-912 гг.

князь Олег Вещий по Пути из Варяг в Греки совершил первые объединившие Древнерусское государство походы, и этот «Путь Олега», безусловно, также сопровождался своего рода реформами — организацией племенных ополчений и общегосударственного войска, созданием системы опорных пунктов княжеской власти, определением нормативов дани (в ряде случаев со снижением ее для вновь присоединяемых славянских племен, отторгаемых из-под власти Хазарского каганата).

По мере становления новой административно-территориальной системы растет значение ее естественного центра — Новгорода; именно интересы новгородской и связанной с нею элиты должна была обеспечивать система местных центров; и если в середине X в.

можно еще предположить на них появление ненасытных «русов», совершающих свое «кружение» полюдья, то со становлением системы погостов появляются и археологические свидетельства упорядочения фискального обложения, его регламентации, учитывающей ресурсы и интересы податного населения.

В новгородских слоях Х-ХI вв. (973—1051 гг., 1055-1076 гг., 1059-1083 гг.) обнаружены «инструменты деятельности» княжеских сборщиков податей: до десятка однотипных деревянных «цилиндров» длиною до 10 см с взаимоперпендикулярными каналами диаметром около 1,5 см внутри.

Они служили своего рода «замком и биркой», которые маркировали «завязанный мешок с долей доходов» (прежде всего, пушниной). Меха укладывали в мешок, «концы веревки, продернутой через холстину мешка, завязывались узлом, туго стягивая горловину мешка.

Свободные концы веревки вводились после этого с двух сторон навстречу друг другу в продольный канал цилиндра, и уже вместе выпускались в поперечный канал. Затем эти концы связывались еще одним узлом, который убирался внутрь цилиндра… Последняя операция — введение в поперечный канал деревянной пробки и расклинивание ее.

Концы веревки могут быть обмотаны вокруг цилиндра. Закрытый таким образом мешок можно было открыть только двумя способами, или разрезав веревку, или расколов цилиндр. Иными словами, он надежно гарантирует сохранность и неприкосновенность узла» (Янин 1982: 150).

Главное, эти «замки-бирки» были снабжены «княжескими знаками» и кириллическими надписями. Знаки — Владимира (княжившего в Новгороде в 970-980 гг.), Ярополка Святославича (977-980), Мстислава Изяславича (1057-1067), Глеба Святославича (1067-1078); надписи — «къняж», «емьця гривны 3», «емьчя 10 гривънъ», «мець- ниць мяхъ…» — точно соответствуют норме ст.

31 «Русской Правды», согласно которой распределялись доходы, поступавшие в государственную казну: «а от гривны мечнику куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны, а от 12 гривен — емцу 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен» (Янин 1982: 144).

Доля в доходе, поступавшая непосредственно князю и членам его администрации, «мечнику» и «емцу» (сборщику) исчислялась в серебре (гривна кун), но поступала и собиралась в мехах, упаковывавшихся в мешки, запечатанные и подписанные, с указанием получателя дохода.

Этот «археологический комментарий к Русской Правде» документально фиксирует отношения в русской действительности рубежа X — начала XI вв., неизмеримо далеко отошедшие от времен «призвания» и даже «полюдья» разноплеменных «русов».

Княжеский «русин» времен Ярослава и Ярославичей — это, прежде всего, ретивый и обеспеченный сотрудник разветвленного административного аппарата, нашедшего достаточно стабильные и взаимоприемлемые формы взаимодействия с восточнославянским обществом, в основном состоявшим в ту пору из свободных общин, городских или сельских, самоуправляемых своими «старостами» и «сходами», ревниво следившими за соблюдением установленного «ряда» с княжеской властью.

Славяно-скандинавский синтез в Новгороде еще в большей степени, чем в Ладоге или в Приладожье, проходил при постоянном преобладании местного, славянского компонента. До конца IX в. (эпохи Олега) он, по существу, не влиял на положение в других русских землях.

Однако своеобразие политической, экономической (в аспекте внешних связей), культурной жизни Верхней Руси в значительной мере определялось длительным, на протяжении последних десятилетий VIII в., всего IX, X и начала XI вв., взаимодействием славян и скандинавов.

Эти отношения прошли сложный путь: от первых эпизодических контактов дружин воинов-купцов, продвигавшихся по неведомым еще водным путям в глубины лесной зоны северной части Восточной Европы, к совместным поселениям на важнейших магистралях в окружении автохтонных финских племен; затем — к социально-политическому партнерству наиболее активных общественных групп.

В этом сотрудничестве перевес неизбежно оказывался на стороне словен ильменских, опиравшихся и на ресурсы собственного племенного княжения, и на поддержку родственных образований в соседних областях.

  • Часть варяжской знати либо слилась с местным боярством, либо вошла в состав отчасти противостоящего этому боярству, но в целом — служащего его интересам военно-административного аппарата (князь с дружиной).
  • Именно к этому аппарату примыкали в дальнейшем новые контингенты варягов, выступавшие на Руси в качестве наемных дружин.
  • Традиционные, на протяжении трех столетий, связи обеспечили их развитие в XI- XII вв. на новом уровне — княжеско-династическом, отразившемся в художественных произведениях феодальной культуры. Именно поэтому Новгород-Хольмгард, как ни один другой русский город, ярким и сказочным вошел в тексты скандинавских саг.
Читайте также:  Россия и европейские державы. князь а.м.горчаков - история России

Источник: http://arheologija.ru/pogostyi-poluzhya/

Введение уроков и погостов

 

Введение уроков и погостов в Киевской Руси было неслучайным. Это результат реформаторской политики, которую повела Великая княгиня Ольга, после смерти своего мужа.

Неизвестно как могло сложиться будущее молодого государства, если бы после гибели мужа княгиня повторно вышла замуж, стала мужнею женой и возложила на супруга решение судьбы своего народа. Но похоже, её действительно волновало будущее Киевской Руси.

Женщина взяла узды правления в свои руки и сделала очень много не только для своего государства, но и для истории в целом.

Предпосылки к реформам

В 945 году был жестоко убит Киевский князь Игорь. Игорь грубо нарушил обычай, установленный ещё его отцом Рюриком. Он пытался дважды за один год взять дань с племени древлян. Нужно отдать должное древлянам.

Они пытались вразумить князя, выходили навстречу для мирных переговоров. Но переговоры не удались и подданные казнили своего правителя. У Игоря остался наследник, малолетний сын Святослав. В год гибели отца мальчик был слишком мал, и власть перешла к вдове князя.

Но по законам язычников жена побеждённого князя должна была стать женой или наложницей победителя. Этим законом и решили воспользоваться древляне, преследуя одну цель — посадить на киевский трон своего правителя.

Переговоры шли долго.

В летописи описаны неоднократные приходы послов с целью сватовства. Но не зря летописцы обрекли Ольгу , а народная молва .

Известно, что со сватами, как минимум дважды, женщина расправилась очень жестоко. Первая дипломатическая миссия мятежников была буквально похоронена заживо, вторая заживо сожжена. Вероятно, такой ход новая правительница предприняла по двум причинам:

  • Из мести за смерть мужа.
  • Для утверждения личной власти в глазах собственного народа.

После такой расправы княжеская дружина безоговорочно приняла её власть.

Спустя год, княгиня сама вышла в поход вместе с воеводой и дружиной. Подошла к столице древлян Искоростени и спалила город. Этими действиями Ольга продемонстрировала всем другим племенам, что бунт против верховной власти не прощается. Дальнейшее правление славной княгини не имело масштабных жестоких действий. Правила она мудро и справедливо.

Реформы

Вот как представляют себе историки первую женщину — правительницу Руси. До наших дней не сохранилось ни одного изображение княгини. Все иллюстрации — это вымысел художников. Доподлинно известно, что отличалась женщина красотой небывалой. Об этом неоднократно повествуют различные исторические источники.

Раздумья о трагической гибели мужа, привели её к умозаключению о том, что все вопросы с полюдьем нужно решать как-то по-другому. Упразднить обычай, когда князь лично ездит в самые отдалённые уголки своих владений собирать дань и вершить суд.

 

Взяв власть в свои руки, Ольга осуществила первую в отечественной истории .

  • Поделила землю на волости.
  • В волостях организовала погосты.
  • В погостах посадила чиновников — тиунов.
  • Ввела уроки — фиксированную дань.

Разделив землю на волости, правительнице стало проще осуществлять контроль, так как появились ответственные за конкретные земли. Центрами волостей стали погосты — крупные торговые сёла, стоявшие по речным берегам. Погосты были не только местом сбора дани. Поскольку они находились в местах пересечения торговых путей, они служили центрами торговли и обмена.

Посадила чиновников — тиунов. Они решали имущественные и другие противоречивые споры. Проводили настоящие расследования и дознания. Опрашивали свидетелей. И если не хватало улик обращались к языческим ясновидцам. Виноватых наказывали, как правило, штрафом. Смерть полагалась только за убийство.

Тиуны собирали дань, которая отныне была фиксированной. Произошла полная структуризация. Правда, были случаи неповиновения. Тогда призывали помощь ополчения.Система была разработана чёткая. Урок — это чёткий размер дани. Люди за ранее знали, когда подойдёт срок оброка и сколько нужно отдать. Это делало жизнь простых людей более организованной.

Те, кто промышлял лесом да охотой давал меха, речные жители — рыбу, кто-то сдавал мёд, кто-то результаты труда прядения и ткачества. Ольга жёстко контролировала порядок, появляясь в самых отдалённых своих владениях.При Ольге расширение территорий, начатое князьями Рюриком и Олегом, продолжилось.

Княгиня лично участвовала в покорении племён, живших по берегам рек Мста и Луга. Она первая из русских правителей разграничила государственные и княжеские земли, государственные и собственные доходы. 2/3 дани шло Киеву, 1/3 княгиня оставляла себе на дворцовые и дипломатические расходы.

В государстве утверждался разумный внутренний порядок.
Это был период расцвета Киевской Руси!

В этот период только Византия и государство саксов могли соперничать с ней по уровню развития.Все земли, которые попадали под руководство правительницы подвергались немедленной реструктуризации. Погосты и уроки стали обязательным условием власти. Расширением своих владений занимался подросший сын Ольги.

Святослав постоянно находился в походах, его не занимали вопросы управления страной. Юноша вырос славным воином, верил только в силу меча. Он был убеждён, что княжеское дело расширять границы своего государства. Политику и дипломатию считал пустой тратой времени и с лёгкостью оставлял правления на мать.

И хотя в 964 году началось его самостоятельное правление, все дела внутренней политики продолжала решать Ольга.

Закрепление реформаторской политики

Как известно, Ольга была отличным аналитиком. Она понимала, что обезопасить южные границы своего государства от постоянных набегов печенегов возможно, если сделать Византию своей союзницей. Тем более что это приумножило политический престиж Руси.

Имелся и формальный повод для дипломатической акции — подписание нового договора. Но она хотела найти более веский аргумент, который могли бы византийцы оценить как особую миссию. И тогда язычница Ольга сообщила византийскому императору, о своём намерении принять христианство. Это не был лицемерный поступок.

Христианское учение давно привлекало умную, образованную женщину.Весной 957 года русский флот, состоявший из трёх десятков кораблей, прибыл в бухту Царьграда. Впервые Царьград принимал владычицу огромной и мощной северной страны. Ей был оказан приём и всевозможные почести. Второй приём был назначен через сорок дней.

И всё это время княгиня готовилась к таинству крещения. Крестил её патриарх Палееф, а восприемником из купели был сам император, став, таким образом, её крёстным отцом. Вернувшись в Киев, по приказу Ольги началось строительство храма во имя Софии.

На родине княгини, в Псковской земле срубили и освятили церковь во имя Ильи пророка. Мудрая княгиня не загоняла людей в купель силой полагая, что люди должны созреть для новой веры.

Политика Святослава

Тем временем князь Святослав подчинял Киеву огромные территории. Начатое ещё Олегом объединение восточнославянских племён было завершено. Русь взяла под свой контроль торговые пути по Волге и Дону, обезопасила южные границы, и заявила о себе, как об одном из сильнейших государств Европы.

Конечно, если бы Святослав прислушивался к словам своей матери, вероятно, ход истории был бы определён другим путём.

Не имея чёткой структуры наследования, разделив земли русские между тремя своими сыновьями, Святослав положил начало междоусобным войнам, длившимся несколько столетий, ибо никогда князья русские не жили в мире.

  • Но нужно отдать ему должное. Он был славным воином, лучшим из лучших.
  • Летописи свидетельствуют, что это ему принадлежат знаменитые слова, обращённые к своей дружине:<\p>
  • Князь на тысячу лет вперёд обозначил русские стратегические интересы на Балканах, предвосхитил будущие походы Петра I и Екатерины II.
  • К сожалению, Святослав был лишён таланта устроителя государства, не дано было ему и религиозного прозрения.
  • Но путь, указанный Великой правительницей Ольгой, должен был привести к государственному величию. В конце концов так и случилось.

 

 

Источник: https://ivorlov.ru/vvedenie_urokov_i_pogostov.php

Княгиня Ольга — устроительница Руси

Князь Игорь ходил походом на Царьград, но неудачно, покорял чужие племена и занимался разбоем. В 944 году заключил военно-торговый договор с Византией.

Дружина князя Игоря, недовольная своим положением, взбунтовалась, и осенью 945 года князь Игорь вынужден был отправиться за данью к древлянам. Князь Игорь увеличивает величину дани, позволяя дружине творить насилие над жителями.

Уже возвращаясь домой, князю Игорю добыча показалось незначительной, и чтобы ее увеличить  с небольшой частью дружины он вернулся, чтобы пополнить уже награбленное. Древляне рассудили, что поборам не будет конца.

И чтобы это пресечь древляне убивают князя Игоря и его малую часть дружины. За жадность и алчность князь Игорь был предан лютой казни — его тело привязали к двум согнутым березам, разорвав тело князя на две части.

У князя Игоря и княгини Ольги подрастал сын Святослав. К ним древляне никакой вражды не питали. Древляне княгине Ольге предложили выйти замуж за их князя Мала. Они послали к княгине 12 знатных послов с миром. Но, Ольга не простила им смерть мужа и жестоко с ними расправилась: одних послов живьем закопала в землю, других сожгла в бане.

На древлянской земле устроила поминки по погибшему мужу, пригласив зажиточных древлян, допьяна напоила их, а потом приказала своей дружине посечь всех мечами. В 946 году, осадив столицу древлян Искоростень, княгиня Ольга дотла сожгла город.

Город был разрушен, а  княгиня жестоко расправилась с его жителями: одних убила, других отдала в рабство, а третьих обложила тяжелой данью. Древляне вынуждены были смириться и безропотно отныне платить дань. Удовлетворив жажду мести, княгиня Ольга стала наводить свой порядок в стране, устанавливая дани и покоряя все племена.

Правление княгини Ольги было более успешным, чем правление ее мужа князя Игоря. Правила княгиня Ольга до совершеннолетия своего сына Святослава.

Княгиня Ольга подчинила все славянские племена власти Киева, установила единый порядок уплаты даней и выполнения всех государственных работ. Вместо «полюдья» она устанавливает твердые размеры дани, организовывает так же места для сбора дани — погосты.

Она сама объезжала всю Землю Русскую, налаживала дороги и снабжения между речными системами. Княгиня Ольга трудилась больше 20 лет, чтобы превратить военное объединение племен в единое государство.

Княгиня Ольга сделала все, чтобы на Руси распространилось христианство.

Ее наместники должны были собирать установленный оброк и давать населению княжий суд в определенных местах — погостах.

Для этого Ольге следовало самой объехать всю Землю русскую, наладить дороги и перевесища-перевозы между речными системами.

Княгиня должна была верно разместить погосты, чтобы не обидеть людей, живших на торных путях, отяготив их данями и работами за счет благоденствующих в глухих, недоступных княжьим людям местах.

Княгиня Ольга крестилась в 955 году в византийском Константинополе. Она победила византийцев обаянием, красотой, хитростью и  умом. И при крещении приняла православное имя Елена. До конца своей жизни до 969 года княгиня укрепляла и развивала Киевское государство.

Умерла княгиня Ольга в 969 году и причислена православной церковью к лику святых. Русская православная церковь в 1547 году канонизировала Ольгу и с этого времени ее считают святой покровительницей русской земли.

Стоит ли говорить, что русские летописцы гордятся и прославляют мудрость княгини Ольги.

Источник: http://listatel.ru/istorya-rossii/istoricheskie-deiateli/382-olga-knegina.html

Ссылка на основную публикацию