Средневековая русь и европейские культуры — история России

Русь и Европа, жестокость средневековья

Клочья тьмы на игле времени.
Е. Парнов.

Начнем с термина…

Средневековье… Средние века… Между чем и чем они средние? В эпоху Возрождения, века с XIV, стали считать: была раньше высокая древняя культура… Древняя – это на латыни будет «античная». Культура Древней Греции и Древнего Рима. Потом варвары завоевали Западную Римскую империю, начались Темные, Средние века. Длились они до тех пор, пока не началось Возрождение древней, античной культуры.

Так в самом слове лежит представление о том, что раньше было хорошо, потом сделалось очень плохо, а в конце опять становится лучше и лучше.

Такое мнение имеет под собой основания. После падения Западной Римской империи с VI по XII–XIII века шла беспощадная война всех против всех.[174] Запустела земля, урожайность упала с 10–15 центнеров с гектара до 3–5 центнеров, леса даже в Италии наступали на поля и сады. Население Италии сократилось в 4–5 раз, Южной Франции – в 3–4 раза, Северной Франции – раза в 2.

Хозяйство опять стало натуральным. А в Италии стали выращивать хлеб, где он растет хуже, чем на севере. Привезти товар стало невозможным, приходилось все выращивать на месте.

Вечная война требовала воинов, а не ученых. Упал уровень общей культуры, грамотности, образованности.

После этих страшных времен даже феодальная иерархия и жестокая власть феодалов казалась спасением от анархии и общего безумия. К XI–XII векам Европа начала превращаться в тот конгломерат народов и стран, который мы видим и сегодня.

Но сразу отмечу, на Руси не было ничего подобного!

История Руси протекала не на старых землях бывшей Римской империи. На Руси были разные группы зависимых людей, и ученые всё спорят, какие именно повинности несли, в каких отношениях к хозяину находились закупы, смерды, рядовичи, холопы, рабичичи, обельные холопы. Но в любом случае, даже «обельные холопы», то есть полные холопы, не были рабами.

Мало того что мы не знали рабства и его последствий для экономики, общественных отношений и психологии. Не было и страшного периода падения культуры, войны всех против всех, развала и упадка. Периода, в самом названии которого – оправдание крови и жестокости.

Термин как оправдание

Средневековье… столь страшное определение относится ко всей европейской эпохе, тем самым обезличивая и снимая ответственность за жестокость и кровавость с конкретных европейских правителей того времени.

Иоанн (Джон) Безземельный

Действительно, чего вы хотите от безвременья, эпохи упадка и распада? Виновен не Карл Великий, приказавший зарезать в Венсеннском лесу 4,5 тысяч пленных саксов? Или Джон Безземельный, пытавший банкиров, вымогая у них денег? Или французские феодалы виновны ли в том, что замордовали собственных крестьян до потери инстинкта самосохранения и вынудили подняться на страшную Жакерию XII–XIV веков? И не крестьяне виновны ли в том, что разрывали они на части детей и сжигали живьем всякого рыцаря и всякого горожанина, попавшегося на их пути? Тут личная ответственность как бы стирается, потому что «эпоха была такая». Это не мы! Это Средневековье!

Сначала в понятие Средние, или Темные века входило время с VI по XI века. Потом верхняя планка плавно двинулась вверх… Средневековьем стали официально считать сначала время до XIII века… до XIV… до XV… А в сознании обывателей, далеких от исторической науки, даже XVI век, Реформация, как бы относятся к Средневековью.

И тогда все события этого времени тоже обезличиваются, стираются. Вроде никто уже не виноват в конкретных и ярких событиях! Ведь государственный деятель и военачальник выступают не сами по себе, а как «жители Средневековья». Время было такое! Они ни при чем!

Существуют огромные по значимости события, даже целые периоды истории, о которых все знают, но практически не задумываются о том, что же за ними реально стояло. Скажем, война гвельфов и гибеллинов в Италии – война сторонников светской власти Папы и сторонников Германского императора.

Папы объявляли себя наследниками апостола Петра, имеющими право на светскую власть в Италии. Германские императоры «Священной Римской империи германской нации» называли себя наследниками римских императоров.

Гвельфы и гибеллины резали друг друга три столетия. О чудовищной жестокости этой войны почти не помнят. Какие эльфы? Какие феи? Какие гоблины? – спросит любой студент. А если что-то и было неприглядное, то что тут можно поделать?

Средневековье! Инквизиция? Жгут «ведьм»? Бароны грабят на больших дорогах? Любой вооруженный режет кого попало? Крестовые походы?

Так ведь Средние века… Средневековье…

В сознании просвещенного человека возникают характеристики многих негативных явлений, но не имена личностей, персонально ответственных за злодеяния, например, инквизиции или междоусобной войны.

Идеология самооправдания

В Средневековье политическая идеология существовала в религиозно-этической форме и развивалась усилиями богословов. Христианская мораль влияла на общественные отношения, она же и оправдала кровавые события того времени.

Фома Аквинский – философ XIII века

Фома Аквинский – философ XIII века, один из основных фигур всей средневековой философии и науки. Его книга «Сумма теологии» почитается до сих пор в католических странах. Фома обосновывает и оправдывает европейскую жестокость.

Он полагает, что во избежание смуты надо подчиняться предписаниям, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении. Не исключено также, что произвольные действия правителя – зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом случае сопротивление – грех.

Именно у Фомы Аквинского спорные и жестокие события обретают форму «здравого» смысла: «Если так происходит, то, значит, так надо!»

Ничего подобного нет на Руси. У нас те же века – с VII по XIII – это не «средние века» упадка и катастрофы. Это не «час быка», а утро.

Россия в период европейского «темного средневековья» в целом переживает культурный рост и обретение прочной государственности. Моральной основой Российского государства становятся христианские ценности.

Россия, конечно, как любое государство, переживала свои периоды смут и бунтов. Но эти события практически всегда имеют ярлык персонификации.

Мироощущение россиян окрашено в гораздо более радужные тона. И напрочь отсутствует мотив самооправдания, списывания грубости и жестокости на эпоху.
Современный европеец легко повторяет за Фомой Аквинским: «А иначе было бы еще хуже!» И всё в порядке. Ни малейшего чувства неловкости за жестокость и грубость предков.

Но тот же самый современный европеец убежден: русское Средневековье и вообще вся русская история как раз на редкость кровавые и злые! Как иллюстрация, например, – книга Джеймса Хэйли Биллингтона с чудесным названием: «Икона и топор».

Это исследование написано одним из ведущих мировых специалистов по русской культуре, выпускником Принстонского университета, доктором в Принстоне и Оксфорде.

Биллингтон хорошо знает русский язык, прошел стажировку в МГУ, читал лекции в Ленинградском университете.

Он уже был широко известен и уважаем в академических кругах к 1966 году, когда книга «The Icon and the Axe. An Interpretive History of Russian Culture» сделала его знаменитым.

Книга сделала его непререкаемым авторитетом, экспертом буквально по всем сторонам русской общественной мысли, культуры и истории.
С 1987 года Биллингтон стал директором Библиотеки Конгресса США.

По значимости это пост в Америке такой же почетный, как должность сенатора. Но сенаторов все время избирают и переизбирают, а Биллингтон остается на посту.

Несомненно, эта книга написана не врагом нашей страны. В ней чувствуется искренняя любовь и уважение к русскому народу и его истории. Тем удивительнее: автор всерьез считает, что в истории Руси естественным образом соединяются периоды поклонения и свержения авторитетов.

Потому она такая и кровавая, страшная и жестокая, русская история: поставим мы на пьедестал кого-то, а потом свергаем и истребляем вчерашнего кумира со всеми чадами и домочадцами. А Европа?! Ну, в Европе, конечно же, ничего подобного не было!..

На примере книги Биллингтона хорошо видно, как уже современный Запад, как правило, оправдывая свою кровавость и жестокость, с удивительным упорством поддерживает миф о кровавости и жестокости русского народа.

Стереотип «русской кровавости»

О, эта страшная и кровавая история огромной, загадочной и мрачной страны… Мы и сами почти поверили страшным сказкам о Руси IX–XV веков.

Спросите у любого мало-мальски сведущего европейца, да и россиянина, какие ассоциации вызывают у него слова «Русское Средневековье», – и получите в ответ полный джентльменский набор: плаха, залитая кровью, дыба в пыточном застенке, вороны над Лобным местом, опричники, похожие на персонажей современных «ужастиков» и тому подобные прелести. Было все это в нашей истории? Разумеется, было, чего уж тут отрицать…

Допрос.Дыба в немецком застенке

Вопрос – в каких количествах…

Нас так затюкали рассказами о нашей жестокости, что даже экскурсоводы на Красной площади рассказывают: мол, Лобное место служило для пыток и казней. А выражение «орать во всю Ивановскую» восходит к крику публично пытаемых и запарываемых кнутом.А это неправда.

Лобное место нужно было для возглашения указов Государей. До перестройки Красной площади в XVI веке указы Великого князя возглашались на Ивановской площади в Кремле.

Выходил дьяк в малиновом кафтане, синих штанах, светло-коричневых сапогах, оранжевой шапке, с чернильницей и тубусом с гусиными перьями на боку, в окладистой бороде… и кричал, «орал во всю Ивановскую» указ Государя и Великого князя…

А вы так привыкли считать предков садистами, что поверили?! Ведь верят же, что стекала алая кровь Пугачева со товарищи, четвертованного прямо на белоснежном пьедестале Лобного места на Красной площади. Да и Красной она называется, потому что заливали ее веками кровью невинно убиенных… Такие вот сказочки.

Лобное место и виселица

А как обстояло дело с кровушкой и пыточной аппаратурой в просвещенных Европах? Неужели как-то иначе? Действительно, иначе, но не так, как думается среднему европейцу и отечественному интеллигенту, а пострашнее, чем у нас.
На площадях ВСЕХ европейских городов непременно красовалась виселица. И не всегда пустовала.

Пытки были совершенно обычным, нормальным способом вести следствие не только в мрачном Средневековье, но и в Ренессансных XV–XVI веках. Пыточные инструменты заказывали самым обычным ремесленникам, и они выполняли свою полезную работу, продавая членам муниципалитета готовые изделия.

Бытовые нравы… По законам практически всех стран Европы жена и дети рассматривались как СОБСТВЕННОСТЬ главы семьи. Не случайно же в английском языке само слово womаn (женщина) есть прямое производное от mаn (мужчина).

А слово mаn означает одновременно и «мужчина», и «человек». А обращение к замужней женщине на английском и сейчас означает некую принадлежность мужу. Вовсе не «миссис такая-то», как переводим мы, согласно нормам русского языка.

А «миссис такого-то».

Избиения жен и детей были совершенно обычным делом. В XVI–XVII веках священники стали подымать свой голос против бытовой жестокости, но их мало слушали.

Казнь Пугачёва. «Прости, народ православный»

Драки, поножовщина были такими обыденными явлениями, что это отразилось в обычаях. Взять хотя бы описанную Марк Твеном «чашу любви». Пили из нее по очереди двое. Оба держали чашу за рукояти, один из них снимал салфетку, а другой – крышку.

Зачем такие сложности? А затем, что «в старые времена, когда нравы были суровы и грубы, мудрая предосторожность требовала, чтобы у обоих участников пира, пьющих из чаши любви, были заняты обе руки.

Иначе могло случиться, что в то время, пока он изъясняется другому в чувствах любви и преданности, тот пырнет его ножом».

Казнь Пугачева. Гравюра. Фрагмент. XVII в.

Народ безмолвствовал

У феодального сословия нравы пытались ввести в какие-то рамки… Но и эти рамки таковы, что отдают какой-то прямо космической жутью. Многие ли поклонники сказок про короля Артура и благородного Ланселота знают, что во время рыцарского турнира победитель имел право убить (!) побежденного? Даже того, кто признал свое поражение и сдался? Даже истекающего кровью, лежащего без сознания раненого?

Акт убийства так и назывался – «удар милосердия». Было даже оружие, специально предназначенное для того, чтобы добить беспомощного человека. Оно называется стилет. Стилет – это длинный трехгранный или многогранный стержень на рукояти. У него нет лезвия, он не годится как замена кинжала, даже как ножа. Стилетом можно только заколоть.

В Европе считалось «правильным» и «благородным» вогнать раненому стилет или между пластинами панциря на груди, в сердце, или в глазницу, чтобы пробив глаз, стилет проходил бы прямо в мозг.

На фоне этого бытового, повседневного зверства уже не удивляют ни Крестовые походы, ни инквизиция, ни обыденная жестокость войн.

И костры с еретиками, и методы обращения язычников в христианство – все считалось целесообразным и правильным. Кстати, насчет язычников и еретиков – в России обращение с теми и другими было не в пример мягче, чем в Европе, по крайней мере, народу сожгли гораздо меньше (хотя, в отличие от Европы, дров было поболее – энергетическая сверхдержава как-никак).

Россия, в отличие от Европы, практически не знала религиозных войн. По сравнению с тем, что творилось в Германии, Нидерландах, Франции в XVI–XVII столетиях, все раздоры между никонианцами и староверами, а также гонения на стригольников, нестяжателей и прочих сектантов представляются просто какими-то «разборками» малышей в песочнице.

В 1618–1648 годах католики и протестанты резали друг друга совершенно в чудовищных количествах даже по меркам 1-й и 2-й мировых масштабных войн.

Читайте также:  Политик с мечом и денежным мешком — гай из рода юлиев семьи цезарей - история России

В Германии за время Тридцатилетней войны было уничтожено около сорока (!) процентов населения, дело доходило до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях (христианской!) Германии было разрешено многоженство для восполнения людских потерь.

В России не было ничего подобного, и слава Богу!

И специального оружия, чтобы добивать поверженного противника, тоже не было. И виселица не была непременным «украшением» средневекового русского города.

Но вот что интересно! Ни один русский ученый не написал пока книги «Мадонна и виселица», за что бы его сделали директором Российской государственной библиотеки и членом Академии наук.

А Биллингтон подобную книгу написал и главой Библиотеки Конгресса США стал.

В. Р. Мединский

No related links found

Источник: http://tainy.net/6088-rus-i-evropa-zhestokost-srednevekovya.html

3.2 Христианство

Классическая версия утверждает, что язычество не позволяло Древней Руси чувствовать себя полноправным партнером евроазиатского культурного и торгово-экономического процесса. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Существуют вполне достоверные сведения, что уже во второй половине IX века некоторая часть русской знати приняла христианство при посредстве греческих и болгарских священников.

А в самом Киеве даже была построена христианская церковь Святого Ильи. Известен также факт о тайном крещении княгини Ольги примерно в 946 году (по другим источникам — в 955).

Таким образом, можно сказать, что определенная христианская традиция уже существовала.

Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

Русь официально приняла христианство в 988 году, в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева. Смена веры на Руси произошла без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом. Она сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей приняло христианство из рук миссионеров и крестоносцев.

Выбор восточной ветви христианства — православия — был определен рядом причин, внутренних и внешних. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. Для князя Владимира было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности.

Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами.

В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.

Христианство, заимствованное от греков, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях. Первое — борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к самобытности.

Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека-митрополита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая вера как результат обрусения христианства.

Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все, что попадало извне.

На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь.

Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Русь была включена в европейский христианский мир.

С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.

Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси более широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище «Мудрого».

Ярослав заложил великокняжеский монастырь святых Георгия и Ирины — в честь христианских святых, своего и своей жены. Монастыри стали появляться повсеместно и в больших городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшее распространение христианства и упрочнения роли церкви в обществе.

В середине 50-х годов 9 в. под Киевом возник знаменитый Печенерский монастырь. У истоков его создания стоял Иларион, священник великокняжеской церкви в селе Берестов, загородной резиденции великих князей. Иларион был глубоко верующим человеком.

Именно Илариону принадлежит ряд произведений, написанных в 40—50-е годы. Первое место среди них занимает блестящий памятник идеологии и культуры 9 века «Слово о законе и благодати». (О нем более подробно мы узнаем далее.)

С именем Иларион связан и первый церковный Устав Ярослава, т.е. система церковной юрисдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел, связанных с семейным и брачным правом.

Это были нормы, которые помогали формированию семьи, укреплению моногамии в противовес языческому множеству, освещению частной собствености, повышению авторитета центральной власти.

Устав вводит запрет на умыкание невест, защищал честь девушки, строго наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак. Новый церковный судебник защищал честь девушки, давал ей более широкое представление в суде.

Церковь выступала в Уставе защитником христианской нравственности, призывала к гуманизму, умеряла жестокости тех ранних веков русской истории. В 1051 году на общем собрании русских епископов Иларион был избран митрополитом.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля.

Другой стороной религиозной жизни стали ереси и борьба с ними. Появление ересей есть общеевропейский процесс. Его основы в России и на Западе значительно близки, ибо связаны с требованием рационализации церкви.

В 70-х годах XIV века среди горожан и низшего духовенства развилась ересь стригольников, критиковавших догматическую сторону официального религиозного учения, выступавших за дешевизну церкви и требовавших предоставления мирянам права проповеди.

В начале XVI века в Москве собрался церковный собор для суда над еретиками, которые с согласия великого князя были приговорены к смертной казни.

В Москве и Новгороде еретиков сожгли на кострах; так русская церковь, не отставая от католических инквизиторов, жестоко расправлялась со своими противниками.

Не только в католических странах Запада, но и в России в средние века пылали зажженные церковниками костры, на которых гибли смелые мыслители, провозвестники будущей победы науки над религией, гуманизма над аскетизмом.

А в целом церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди из различных слоев населения.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/8505

Культура средневековой Руси (стр. 1 из 5)

Древнейший слой отечественной культуры составляет культура восточных славян, об уровне развития которой, правда, имеется не так уж много сведений.

Общее представление о нем дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок и сказок, а также данные археологических раскопок, которые свидетельствуют о своеобразии и самостоятельности прикладного искусства славян.

Искусство и фольклор древних славян были неразрывно связаны с язычеством. Язычество — это термин богословского происхождения, применяемый по отношению к первобытным верованиям и политеизму: у каждого племени — собственные боги, каждому языку соответствуют своя система верований.

Основываясь на древнем памятнике литературы XII в. — «Слове об идолах» — известный отечественный исследователь Б.А. Рыбаков выделил три периода в развитии язычества восточных славян. На первом этапе обожествлялись силы природы.

Вся она населялись множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Известно, что язычники — славяне поклонялись земле (следы такого поклонения сохранились до сего дня в фольклорной формуле «мать сыра земля»), деревьям, водоемам, камням.

Согласно «Слову об идолах» славяне в этот период приносили жертвы упырям и берегиням (упыри — это русалки, лешие, оборотни, вампиры и др.; берегини — добрые божества).

На втором этапе славяне начинают «ставить трапезу» Роду и роженицам. Культ Рода и рожениц, божеств плодородия, связан с развитием родового строя и сельского хозяйства у славян.

В Роде одновременно олицетворялись силы плодородия земли и единство поколений людей. Плодородие земли, по верованиям славян, обеспечивают предки, и, если земля не плодоносит, то жертву надо приносить именно им.

Таким образом, у славян развивался и культ предков.

Третий период в развитии язычества, согласно «Слову об идолах», характеризуется господством культа Перуна как покровителя дружинно — княжеских слоев.

У славян к этому времени сложился пантеон богов: Перун — бог грозы; Велес — бог-защитник домашнего скота и торговли; Стрибог — бог ветра; Хорс и Даждьбог — божества солнца; Семаргл — божество подземного мира, связанное с культом предков и плодородием природы, а также Мокошь — божество, олицетворяющее женское начало в природе и обязанности женщин (стрижку овец, прядение шерсти и др.). Выдвижение Перуна на первый план происходило в результате усложнения социальной организации восточнославянского общества, выделения военно-служивой знати.

У славян существовали довольно развитые формы обрядности. Местами языческого культа были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Капища представляли собой округлые земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами.

В центре капища находилось каменное или деревянное антропоморфное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды земли, животных и птиц, были известны и человеческие жертвоприношения.

Славяне верили в существование загробного мира, и это заставляло их класть в могилу вместе с покойником все, что могло ему пригодиться. Над могилой обычно насыпали курган, при похоронах князя и знати вмести с покойником сжигали одну из его жен или рабыню.

Обслуживанием культа и выполнением ритуальных действий занимались волхвы (другие названия: ведуны, кудесники, чародеи и др.).

Славянская мифология не была записана и литературно оформлено, но ее следы остались как в языке, так и в изобразительном искусстве. Археологи находят древнеславянских идолов. Обычно они представляли собой деревянные или каменные столбы, верхняя часть которых изображала человеческую голову, нередко — в шапке.

Самым знаменитым восточнославянским идолом является Збручский (по названию реки Збруч, притока Днестра). Идол представляет собой четырехгранный известняковый столб высотой 2,7 метра, на каждой из сторон которого, разделенной по вертикали на три части, помещены серии изображений человеческих фигур.

Фигуры интерпретируются исследователями как:

1) боги, находящиеся в «верхнем», небесном мире;

2) люди — в «среднем», земном мире;

3) боги подземного мира, поддерживающие руками среднюю часть «землю». Персонаж с саблей и конем предположительно отождествляется со славянским божеством Перуном. Збручский идол рассматривается исследователями как символ, синтезирующий представление славян о строении мира.

У славян была достаточно развитая культура в области художественного ремесла. Дохристианская Русь знала литье и чеканку, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей.

Мастера создавали искусные ювелирные вещи; в узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры.

Славяне прекрасно обрабатывали дерево, из которого строили многокупольные языческие храмы, княжеские хоромы, избы; делали лодки, телеги, сани, утварь. Высокого уровня достигла резьба по дереву.

Крещение Руси князем Владимиром в 988 году явилось крупнейшим событием как по своим непосредственным результатом, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным.

Особенностью крещения Руси было то обстоятельство, что оно проводилось «сверху», зачастую насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало.

Постепенно сложилось двоеверие — в сознание людей тесно переплетались элементы старой и новой религии; при этом речь идет не о параллельном существовании двух религий, а об их синкретизации. Это проявилось в слиянии многочисленных христианских святых с языческими божествами.

Так, святой Власий слился с богом Велесом и стал покровителем скота, Илью Пророка наделили функциями Перуна. Новые христианские праздники дали внешнюю форму и название ряду славянских праздников. Например, праздник Ивана Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя.

Сохранился языческий праздник Масленицы (праздник встречи Солнца); церковь смогла лишь вывести его за сроки Великого поста перед Пасхой. Осталась вера в леших, водяных, домовых, русалок, которые превратились в воинство Сатаны. Таким образом, христианство весьма своеобразно было усвоено русскими.

Рассматривая особенности русского христианства, следует указать на принадлежность Древней Руси к восточно-христианскому, православному миру. Особенности богословия и богослужения на Западе и Востоке христианского мира сыграли значительную роль в возникновении различий между европейской и русской культурами.

Читайте также:  Наемные труженики. рабочее законодательство. забастовки. - история России

Расхождение между западной (католической) и восточной (православной) церквями проявились достаточно рано, в IV-V веке. С течением времени они возрастали, сопровождаясь борьбой между римским папой и константинопольским патриархом во имя политического и религиозного первенства.

В XI веке произошел раскол (схизма), в результате чего католическая и православная церкви превратились в два независимых и даже враждебных ответвления христианства.

Одно из важнейших разногласий западных и восточных богословов связано с соотношением лиц, составляющих Божественную Троицу.

Католическая церковь сочла нужным добавить к символу веры (символ веры — составленное в IV веке краткое изложение догматов христианства, которые должен знать каждый верующий) слово «filioque», из чего следует, что Святой Дух исходит не только Бога-Отца, как считали восточные богословы, но и от Бога-Сына. Православная церковь категорически не соглашалось с этим, обвиняя католиков в ереси.

Эта чисто богословская на первый взгляд проблема породила серьезные последствия. Внимание верующих католиков сосредоточилось на жизненном пути Иисуса Христа, на его крестных страданиях.

В православии же внимание христиан в большой степени концентрировалось на рассказе о нисхождении Святого Духа на апостолов; сформировалась убежденность в действенной роли духовности, чистоты и помыслов человека. В православной церкви на первый план выдвигались радостно просветленные моменты жизни Христа, его воплощение и воскрешение.

Соответственно если главный образ в католичестве — это распятие, то в православии — Спас нерукотворный; как главный праздник воспринимались: у католиков — Рождество, у православных — Пасха.

Существенными стали различия и в системе ценностей, в эталонах поведения. На западе церковь утвердила свой абсолютный авторитет во всем, что касалось посмертной судьбы человека, то есть решала своей властью вопрос о спасении.

Именно церковь давала отпущение грехов, оценивала добродетели и недостатки, наставляла на путь истинный и отвращала от грехов.

Этические нормы, разработанные католической церковью, охватывали буквально все стороны жизни человека — от его интимной жизни до практической.

Стремление построить жизнь паствы в соответствии с христианскими представлениями о грехах и добродетелях было свойственно и православию.

Но оно, в отличие от католичества, допускало и другой путь к Богу и спасению — без участия церкви как непременной посредницы.

Это был индивидуальный личностный путь, который осуществлялся с помощью особого типа молитвы, приводившей к мистическому слиянию с Богом. Мистическое направление на Западе тоже имело своих приверженцев, но в общем не слишком поощрялось церковью.

Значительно расходились католики и православные в трактовке возможности рационального познания Бога.

Средневековые европейские схоласты в борьбе с многочисленными еретическими толкованиями вопросов веры разрабатывали проблемы логики (используя принципы античной логики), применяя ее для изучения Священного писания.

Латынь — общий язык средневекового католического богослужения — стала единым языком европейской науки. Знание латыни упростило усвоение достижений античных ученых в эпоху Возрождения.

Источник: http://MirZnanii.com/a/129092/kultura-srednevekovoy-rusi

Мир Средневековья: Россия и европейские страны

Переход на новую ступень обучения, а именно поступление в шестой класс, привносит изменения в структуру изучаемых предметов. В частности изменяется преподавание исторической науки.

Если в 5 классе дети целиком и полностью концентрировались на мировой истории — в 6 классе добавляется история нашей страны и родного края. На изучение исторического предмета по стандартной программе отводится 70 часов в год, то есть 2 часа в неделю.

В школах, где история является одним из профильных предметов, количество часов может быть увеличено. Также преподавание истории родного края может быть вынесено в отдельный урок.

История шестого класса ориентирована на изучение средневековой истории, как отечественной, так и мировой (V — XV века). Правда, история России изучается с древнейших времен, поскольку аналогичный период в истории европейских и азиатских стран прошли в 5 классе, в курсе Древнего мира. Таким образом, по стандартной программе в 6 классе изучается:

  1. ИсторияОтечества с древнейших времен до конца XV века — 36 часов;
  2. История Средних веков (V — XV века) — 24 часа;
  3. История родного края с древнейших времен до конца XV века — 10 часов.

Необходимо оговориться, что приведенная программа является приблизительной, поскольку в государственных стандартах нет четкого указания на то, сколько часов отводится на тот или иной блок.

Помимо этого, некоторые учебники, а значит и образовательные программы, включают в историю 6 класса период правления Ивана Грозного (1533-1584 года), продляя таким образом хронологические рамки изучаемого периода до конца XVI века.

Курс отечественной истории в шестом классе.

Весь учебный материал можно условно разделить на следующие блоки:

  1. Наша страна в древности.
  2. Киевская Русь.
  3. Раздробленность Руси и татаро-монгольское иго.
  4. Возникновение единого и независимого русского государства.

Изучение древнейшего периода нашей истории знакомит учеников с великим переселением народов, с тем, кто проживал на территории нашей страны в древнейшую эпоху. Рассматривается вопрос влияния географического местоположения и природы на деятельность и религиозные воззрения наших предков.

Уделяется внимание знакомству с древними государствами на территории Евразии и народами, их населявшими: скифами, тюрками, хазарами, булгарами. Помимо этого изучаются религиозные верования древних народов. Следующий тематический блок посвящен непосредственно истории восточных славян в V-IX веках, то есть до образования Киевской Руси.

Рассматривается образ жизни славян, религия, предпосылки образования государства. Приводятся летописные свидетельства об этом периоде в истории нашего народа.

Образование Древнерусского государства.

Блок «Киевская Русь» охватывает IX — XII века, с момента образования государства до политической раздробленности.

Здесь ученики знакомятся с двумя крупнейшими славянскими племенными союзами: ильменьскими славянами с центром в Новгороде и полянами с центром в Киеве, а также узнают о знаменитом приглашении варягов во главе с Рюриком на княжение в Новгород.

Следующие уроки посвящены тому, как князь Олег объединил Киев и Новгород под своей властью и образовал государство Киевская Русь, а также правлению первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Святослава. Отдельные уроки посвящаются правлению Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

Большое внимание им уделяется от того, что каждый из них внес большой вклад в развитие Киевского государства: при Владимире в стране было принято христианство, при Ярославе Мудром страна достигла своего расцвета, был принят первый свод законов «Русская Правда».

Однако, как и все средневековые государства Русь не избежала периода феодальной раздробленности и с конца XI века страна погружается в пучину междоусобных войн, которые нанесли серьезной урон экономике и боеспособности отечества. Отдельно рассматривается русская культура домонгольского периода: особенности ее развития, фольклор, древнерусское зодчество, литература — знаменитое «Слово о полку Игореве».

Политическая раздробленность Руси и татаро-монгольское иго.

Третий раздел посвящен раздробленности Руси и ее поражению в борьбе с татаро-монголами. Ученики подробно разбирают причины междоусобицы, особенности развития трех главных и наиболее развитых земель: Новгородской республики, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств.

Особенно выделяется при этом Владимиро-Суздальская земля, поскольку именно здесь через несколько веков возникнет новый центр земли русской — Московское княжество. Рассматривается правление ее князей: Юрия Долгорукого, Александра Боголюбского и Всеволода Большое гнездо.

Следом за этим следует изучение истории Монгольского государства и его основателя Чингис-хана, а также история покорения ими русской земли под командованием хана Батыя. Татаро-монголы совершили два похода на Русь, в результате чего была разгромлена и опустошена большая часть русских земель.

Наши князья не смогли договориться и предпочли защищать свои земли только своими силами, за что и поплатились, поскольку освобождение от татаро-монгольского ига наступит только через долгих 240 лет. Угроза шла на наши земли не только с Востока, но и с Запада.

Избежавшая разорения татаро-монголами Новгородская земля, оказала яростное сопротивление шведам и крестоносцам. Новгородцы во главе с Александром Невским сумели отразить удары врагов в ходе двух знаменитых сражений: Невской битвы и Ледового побоища — изучению этой страницы нашей истории отводится отдельный урок.

Объединение Руси под властью Москвы

Последний раздел в данном курсе знакомит учеников с историей формирования единого и независимого государства с новым политическим центром в городе Москве. Начинается изучение этого раздела с истории возвышения Московского княжества среди остальных земель.

Немалую роль в этом сыграли первые московские князья: Даниил Александрович, Юрий и Иван Даниловичи.

Особое место отводится правлению Дмитрия Донского, поскольку при нем состоялась знаменитая Куликовская битва, в которой объединенные русские войска сумели нанести татаро-монголам под командованием Мамая серьезное поражение.

Вслед за этим изучается правление великого князя Ивана III — «Великого», и по прозванию и по делам своим. Заслуги его перед Отечеством огромны: при нем завершился процесс объединения земель под властью Москвы; в его правление произошло сражение, положившее конец татаро-монгольскому игу; при нем был создан новый свод законов объединенного русского государства — Судебник.

Завершает изучение курса отечественной истории в шестом классе знакомство с русской культурой монгольского и московского периодов. Дети узнают о знаменитых живописцах: Андрее Рублеве, Феофане Греке, Дионисии.

Знакомятся с жанровым разнообразием древнерусской литературы, разнообразными видами ювелирной техники: скань, зернь, эмаль.

Особенного внимания заслуживает архитектура, поскольку все современные храмы, находящиеся на Соборной площади Московского кремля были построены именно в эту эпоху.

История Средних веков

Раздел, посвященный средневековой истории стран мира, также начинается с великого переселения народов, поскольку это событие отразилось на истории всей Евразии. Дети узнают о роли этого события в истории европейских народов, образе жизни германских племен. Узнают ответы на следующие вопросы:

  • lКакова роль короля Хлодвига в истории франков?
  • lКак и почему распалась империя Карла Великого и наступило время феодальной раздробленности?
  • lКак образовалась Священная Римская империя и можно ли считать ее государством?
  • lКак человек Средневековья представлял себе окружающий мир?
  • lВ чем проявлялось Каролингское Возрождение?

Узнают значение слов: вестготы, остготы, франки, англы и саксы, скриптория, междоусобные войны, феодальная раздробленность, миссионеры, норманны. Знакомятся с такими историческими личностями, как: Аттила, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Карл Великий, Артур, Альфред Великий, Алкуин.

Закончив изучение процесса становления средневековой Европы шестиклассники приступают к исследованию истории Византийской империи и Арабского халифата, а конкретно: правления и личности императора Византии Юстиниана, образования и науки в Византии, возникновения Болгарского, Великоморавского государства, Чехии и Польши. Узнают о мусульманской религии, о том как она возникла, распространялась, какие основные законы легли в ее основу, о мусульманских святынях. Следующий урок посвящен возникновению арабского государства, культурным достижениям этой страны. Школьники узнают новые слова: мозаика, фреска, бедуины, хиджра, шариат, халиф, эмир, везир, Сунна, медресе. Знакомятся с жизнью и деятельностью: Льва Математика, Болеслава Храброго, Василия II Болгаробойца, Кирилла и Мефодия, Мухаммеда, Харун-ар-Рашида.

Вслед за этим дети анализируют образ жизни средневековых феодалов и крестьян, то, как формировались города в эту эпоху и как жили горожане. Известно, что в средневековой Европе огромную роль играла церковь, поэтому несколько уроков посвящено ее изучению, а конкретно: какие источники доходов имела церковь, какова была цель крестовых походов, как они проходили и какие итоги принесли.

Большой блок тем посвящен этапу образования централизованных государств в Европе.

Здесь дети узнают о том, как происходило объединение Франции, о создании в Англии парламента, о войне этих стран за земли, получившей название Столетней, поскольку длилась 116 лет.

В ходе изучения этой войны ученики знакомятся с, наверное, самой героической женщиной в истории — Жанной д`Арк и ее ролью в спасении Франции.

Помимо Франции и Англии рассматривается история Германии и Италии. Школьники узнают ответы на следующие вопросы:

  • В чем проявлялось усиление власти князей в Германии?
  • Что означают понятия: «Золотая булла», гвельфы и гибеллины, тирания?
  • Какие события связаны с такими историческими личностями как: Генрих Лев, Альбрехт Медведь, Лоренцо Великолепный?
  • Как можно проиллюстрировать особенности тирании как способа управления на примере Медечи?

Закончив изучение истории основных европейских государств шестиклассники узнают о падении Византийской империи, о культурных достижениях стран Западной Европы, о том, какие особенности развития имели страны Азии,Африки и Америки в средние века.

Источник: http://history-of-world.ru/mir-srednevekovya-rossiya-i-evropejskie-strany.html

Trojden | Средневековая Русь среди других стран Европы и Азии: Борисов Н. С

Заключение

Проблема. Как геополитическое положение России повлияло на её средневековую историю?

Итак, мы проследили исторический путь Древней Руси от начала до конца. С Петровских реформ начинается для России новое время.

Читайте также:  Армения в составе мидии и ахеменидского государства - история России

Мы видели, как проявляли себя в историческом процессе те факторы — географический, политический, социальный, национальный и религиозный, — о которых шла речь в начале учебника.

Наследие Древней Руси во многом предопределило судьбу страны в последующие века. Попробуем определить его важнейшие элементы.

Из Средневековья наша страна выходила под знаком «двуглавого орла». И в этом образе таился глубокий смысл. Одной головой российский орёл смотрел на Запад, а другой — на Восток. Тень его могучих крыльев простиралась и над Европой, и над Азией.

Конечно, это всего лишь метафоры. Однако, если бы орёл и впрямь вдруг ожил, его существование стало бы бесконечным спором двух глядящих в разные стороны голов. Именно так, в постоянном споре «европейского» и «азиатского» подходов, творилась история нашей страны…

В объятиях Азии. Древняя Русь сознавала своё глубокое отличие от той Азии, которая являлась в виде бесчисленных орд воинственных кочевников.

Культурное превосходство славян-земледельцев над обитателями степей, не имевшими ни городов, ни письменности, ни сколько-нибудь сложных ремёсел, было очевидным.

С принятием Русью христианства к прежним различиям прибавилось ещё и ощущение религиозного превосходства.

Однако весь опыт всемирной истории свидетельствовал о том, что высокая культура идёт рука об руку с индивидуализмом и разобщённостью.

Варвары нередко торжествуют на развалинах великих цивилизаций не столько благодаря своей многочисленности, сколько благодаря своему напору и единству, самоотверженности и простоте, утраченными более цивилизованными обществами. И лишь технический прогресс делает победу оседлых народов над кочевыми необратимой.

Несколько веков вырываясь из тяжёлых объятий кочевой Азии, Русь неизбежно должна была «пропахнуть» степью. Русские быстро подметили у ордынцев не только полезные мелочи быта, но также сильные стороны их государства и войска: чёткую субординацию и железную дисциплину.

Эффективное управление огромными малонаселёнными и слабо соединёнными между собой торгово-экономическими связями пространствами Золотой Орды требовало максимальной политической централизации. Беспрекословное повиновение «вольному царю» (как называли русские хана) было одним из главных устоев этого типа государственности.

Имея сходные проблемы, Русь решала их, во многом оглядываясь на опыт Золотой Орды. Для того чтобы победить в борьбе со степной монархией, русские должны были создать свою «лесную» монархию. По этому пути и повёл страну к независимости великий князь Иван III.

Однако ценой этой независимости стало пренебрежение к жизни и свободе личности.

Европейцы привыкли сравнивать и сближать Россию с восточными деспотиями. В сочинениях западных дипломатов и путешественников, посещавших Россию в XVI—XVII вв.

, неизменно отмечается неограниченность власти московских правителей и полное бесправие подданных.

«Властью, которую он имеет над своими подданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира, — писал о великом князе Василии III австрийский посол З. Герберштейн. — Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством…»

Под «целым миром» Герберштейн подразумевал Западную Европу. Но сами русские воспринимали свой образ правления более спокойно. Им помогала привычка, а также слабое представление об иных формах общежития. Кроме того, русские гораздо лучше иностранцев понимали сильные стороны своей политической системы, её соответствие потребностям общества.

Пять веков общения с Византийской империей также не могли пройти бесследно для Руси. «Византизм организовал нас, система византийских идей создала величие наше, сопрягаясь с нашими патриархальными, простыми началами», — писал известный русский философ К. Н. Леонтьев.

Само понятие «византизм» он объяснял так: «Византизм в государстве значит самодержавие. В религии он значит христианство с определёнными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов.

В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом…»

Абсолютная власть византийского императора (которого на Руси, как и ордынского хана, именовали царём), его прерогативы как главы церкви, умение создать впечатляющий образ верховной власти, гибкая дипломатия по отношению к воинственным обитателям степей — всё это в той или иной мере было востребовано Древней Русью.

В «прихожей» Европы. Для любого непредвзятого наблюдателя очевидно, что Древняя Русь по многим позициям отставала от стран Западной Европы. Впрочем, у неё были на то вполне уважительные причины.

Волею судьбы русские оказались на восточной окраине тогдашнего европейского мира. Занятия земледелием в этой зоне не приносили большого успеха. Излишки, которые можно было продать или обменять на другие товары, были невелики.

За исключением пушнины северных лесов, страна не имела каких-то особых природных богатств. Она находилась в стороне от мировых торговых путей, не имела прямого выхода к морям или океанам.

Суровый климат и низкое плодородие почвы заставляли тратить почти все силы и средства на решение проблемы простого физического выживания. Наконец, с юга всё время угрожали воинственные кочевники степей.

Все эти многочисленные вызовы требовали ответов. Главным из ответов стал своеобразный уклад жизни народа. Иначе говоря, Россия постепенно превращается в особый тип социума.

Характерными чертами этого типа стали личностно-патриархальный характер общественных отношений, предельно упрощённые и удешевлённые механизмы управления, а также слабое развитие корпоративных связей.

Выживание всего общества в целом, защита от внешних врагов здесь были возможны лишь при наличии сильного, но не требующего больших затрат на содержание государства. Оно строилось на принципах абсолютной личной власти правителя.

В целях экономии правитель исполнял функции не только главы исполнительной, законодательной и судебной власти, но и зачастую её среднего звена.

Известно множество примеров того, как великий князь или даже царь занимался решением каких-нибудь мелких провинциальных тяжб.

Другой особенностью нашей государственной системы от Ярослава Мудрого до Петра Великого было то, что военные (княжеские дружинники, позднее — воеводы) являлись одновременно и судьями, и администраторами, и сборщиками налогов. Соответственно и методы решения вопросов были по-военному жёсткими и простыми.

Необходимость содержания большой армии и аппарата власти заставляла Российское государство до предела отягощать своих подданных всякого рода поборами и повинностями.

Формальным основанием для этого являлось отсутствие частной собственности на землю. Верховным собственником всех земель считался глава государства (великий князь, царь).

Он один имел право давать (или же отнимать) земли с живущими на них крестьянами в поместье или вотчину своим слугам.

Единственной структурой, способной серьёзно противостоять беспощадному давлению государства, была крестьянская и посадская община.

Власти вынуждены были мириться с её существованием, так как она обеспечивала успех самого процесса производства продуктов земледелия и ремесла.

Однако установление эффективного административного контроля над общиной на протяжении многих веков было одной из главных задач верховной власти.

Не вникая в логику внутреннего устройства русского мира, европейские наблюдатели обращали внимание лишь на противоположность его законов их собственным принципам и традициям. Но чужое — значит, враждебное.

Таков был один из постулатов Средневековья. И потому Европа издавна привыкла воспринимать Россию главным образом как хитрого, коварного и опасного «русского медведя».

И когда Россия просила впустить её в европейское сообщество, её не пускали дальше «прихожей»…

Древо жизни. Европа остерегалась России, но и Россия не доверяла Европе. Известно, что модернизация России обычно носила технический характер и имела целью укрепление военного потенциала страны. Она не сопровождалась перенесением на русскую почву европейской системы ценностей.

Одним из глубоких корней самодержавия была историческая память народа.

Однажды утратив независимость и вернув её лишь через два с половиной столетия, Россия приобрела своего рода генетический страх перед новой аналогичной катастрофой.

Независимость (точнее, её гарантии в виде сильного государства и сильной армии) становится почти абсолютной ценностью, в жертву которой без колебания приносится любая форма личной свободы.

Такое самоотречение время от времени неизбежно порождало другую крайность — порыв к безграничной свободе, кровавую стихию народных бунтов и мятежей. Следствием торжества этой стихии немедленно становился хаос и порабощение страны внешними силами.

Традиция жёсткого авторитаризма, издавна присущая Московскому государству, причудливо сочетаясь с нравственными устоями крестьянской общины, породила уникальную систему ценностей, во многом противоположную европейской.

Система ценностей современного западного мира выкована тремя великими духовными движениями: Ренессансом, Реформацией и Просвещением. Каждое из них по-своему утверждало высшую ценность человеческой личности.

Россия практически не была затронута этими движениями.

Исторически сложившаяся древнерусская система ценностей покоилась на трёх китах — вере, совести и коллективизме (соборности).

Понятно, что при таких исходных данных характерный для европейской системы ценностей культ разума, закона и индивидуализма был несовместим с традициями средневековой Руси.

Эти принципы стали укореняться в русском обществе лишь по мере его принудительной, проводимой правительством европеизации, а позднее — по мере развития буржуазных отношений.

Говоря об исторически сложившихся системах ценностей, да и вообще о различных цивилизациях, не следует ставить одну из них выше, а другую — ниже. И тем более не следует их противопоставлять или искусственно консервировать. Ведь речь идёт, по сути дела, о живых, растущих и меняющихся организмах.

Один из любимых образов древних мифов — огромное древо жизни. Можно сказать, что каждый народ — большая или малая ветвь на этом вечнозелёном древе. Каждая ветвь растёт по-своему, но все они питаются одним соком, все стремятся ввысь, к теплу и свету…

1. В чём заключаются достоинства и недостатки евразийского положения России? 2. Какие черты Азии (Востока) проявились в средневековой российской цивилизации? 3. Объясните заголовок «В «прихожей» Европы».

Согласны ли вы с мнением автора учебника? 4. Почему европейская система ценностей не могла укорениться в России? Выскажите своё мнение: является ли это благом для России, её бедой или…

? Какие трудности в связи с этим стояли на пути модернизационных процессов в истории нашей Родины?

1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В IX—X вв.

2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ X — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI в.

3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII — НАЧАЛЕ XIII в.

4. ДРЕВНЕРУССКИЕ ГОРОДА X —XIII вв.

5. БОРЬБА С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ В XIII в.

6. РОСТ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА

7. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

8. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

9. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВO ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.

10. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА 1558-1583 гг.

11. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

12. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII в. (ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ)

13. НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ В РОССИИ В XVII в.

14. РОСТ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ В XVII в. НАРОДЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

15. ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ Б. ХМЕЛЬНИЦКОГО. РУССКО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА 1654 — 1667 гг.

Софийский собор в Киеве. Современный вид.

Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора в Киеве. XI в.

Две стороны рога из кургана Чёрная могила.

Миниатюра из Изборника Святослава. 1073 г.

Софийский собор в Новгороде. XI в.

Богоматерь Владимирская. Икона XII в.

Дмитриевский собор во Владимире. XII в.

Храм Покрова на Нерли под Владимиром. XII в.

Золотые ворота Владимира. Реконструкция первоначального вида. XII в.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. XII в.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII в.

Белокаменная резьба Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Борис и Глеб. Икона начала XIV в.

Пайдза из Золотой Орды. XIV в.

Святой Иоанн Богослов.

Богоматерь Знамение.

Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле. Архитектор А. В. Щусев. 1913—1914 гг.

Сергий Радонежский. Изображение на покрове. XV в.

Спас. Икона Андрея Рублёва (предположительно).

Троица. Икона Андрея Рублёва. Фрагмент.

Фреска Андрея Рублёва в Успенском соборе во Владимире.

Фреска Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.

Богоматерь Одигитрия. Икона XIV в., по преданию, принадлежавшая Сергию Радонежскому.

Апостол. Рукописная книга начала XV в. из Москвы.

Чаша, принадлежавшая князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому.

Иван город. Рисунок XIX в.

Внутренний вид Грановитой палаты Московского Кремля.

Подвесная пелена. Москва. Конец XV в. Изображено перенесение иконы Божией Матери в присутствии Ивана III, Василия Ивановича, Дмитрия Ивановича Внука, Софьи Палеолог.

Святой Николай Мирликийский. Фреска Дионисия из собора Ферапонтова монастыря.

Кирилл Белозерский. Изображение на покрове. XVI в.

Взятие русскими войсками Казани. Миниатюра XVI в.

Митрополит Филипп. Изображение на покрове конца XVI в.

Царь Фёдор Иванович. Парсуна конца XVI в.

Шапка Мономаха.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Парсуна XVII в.

Царь Михаил Фёдорович. Парсуна XVII в.

Сабля Д. М. Пожарского.

Царь Алексей Михайлович. Парсуна XVII в.

Патриарх Никон. Парсуна XVII в.

Вид Алексеевского монастыря в Угличе. XVII в. Реконструкция Е. Д. Шеко.

Жатва. Фреска Силы Савина и Гурия Никитина из церкви Ильи Пророка в Ярославле. XVII в.

Церковь Рождества Богородицы в Путниках в Москве. XVII в.

Дом купца Сапожникова в Гороховце. XVII в.

Палаты В. В. Голицына в Москве. XVII в. Рисунок Д. П. Сухова.

Древо государства Московского. Художник С. Ушаков. Фрагмент с изображением царицы с царевичами.

Лев Кириллович Нарышкин. Парсуна XVII в.

Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Рисунок XVIII в.

Иоанн Богослов. Миниатюра из печатного Евангелия. Москва. 1689 г.

Иоанн Предтеча. Икона Н. Истомина. 1627 г.

Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-10-class-part-1-borisov-2015/17

Ссылка на основную публикацию