План конспект «Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА УЧИТЕЛЯ-Практиканта ИСТОРИИ Бондаренко Виктории Геннадиевны
ТЕМА: Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.
Учебник: История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. § 3
Класс: 9
Дата проведения урока: 14.09.2017 г.
Цель урока:
Образовательные | Ученики должны проанализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций; сравнить цели и задачи различных политических течений начала XX века и сделать вывод о том, что внутренняя политика Николая II не отвечала настроениям большей части общества, ждавшего от царя решительных реформ. |
Воспитательные | Способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке политических событий данного периода; подвести учащихся к самостоятельному осмыслению политических событий концу XIX –начала XX вв., формируя тем самым любовь к предмету. |
Развивающие | Продолжить развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения событий, отраженных на слайдах презентации; умение работать с материалом учебника; умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов. |
Практико-ориентированные | Ученики должны уметь работать с документами, учебными пособиями с целью применения исторических знания о начале правления Николая II; о состоянии страны в данный период времени для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; сравнения событий и явлений прошлого и настоящего. Работая в группах по составлению кластера продолжить развивать умения анализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций. |
Форма проведения занятия— урок
Тип урока – комбинированный урок
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Презентация «Политические партии»
Раздаточный материал
Видеоролик «Создание политических партий»
Литература для учителя | Литература для учащихся | |
1. | История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. § 3 | История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. § 3 |
2. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [эл.ресурс]. – URL.: http://school- | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [эл.ресурс]. – URL.: http://school- |
3. | История России. XX — начало XXI века. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей общеобразо- ват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2014. — 208 с. | Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX — начало XXI века. Часть 1. Рабочая тетрадь. 9 класс В 2-х частях. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. |
4. | Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX — начало XXI века. Часть 1. Рабочая тетрадь. 9 класс В 2-х частях. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. | История России. XIX – начало XX века. Хрестоматия. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 438 с. |
5. | История России. XIX – начало XX века. Хрестоматия. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 438 с. |
I. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:
Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы говорили об экономической жизни России конца XIX в. — начала XX в., и затронули общественно-политическое развитие страны. Давайте вспомним, что Россия в начале XX века по уровню экономического развития была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с многоукладной экономикой. Первоочередной являлась задача модернизации сельского хозяйства.
Проверка ранее изученного материала в виде самостоятельной работы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Запишите лишний термин в данном логическом ряду: картель, концерн, синдикат, трест, фабрика.2. Год проведения финансовой реформы С.Ю. Витте 18973. Дайте определение понятию «Индустриальное общество» | 1. Продолжите предложение. Основной формой монополии в России были _______(синдикаты)2. Годы создания легальной рабочей организации 1901–19023. Дайте определение понятию «Зубатовский социализм» |
Давайте вернемся к документу, с которым вы должны были поработать дома. (Документ на стр.21 «Из записи С.В. Зубатова»)
Вопросы к источнику:
1.Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
2. Что должно противопоставить ей правительство?
Молодцы, ребята, и давайте постараемся сделать вывод по прошлому уроку. Таким образом, внутренняя политика Николая 2, являющаяся прямым продолжением политики предыдущего царствования, не отвечала настроениям большей части общества, ждавшего от царя решительных реформ. Оппозиционные царю силы встали на путь организационного оформления политических партий. О чем мы с Вами сегодня и поговорим.
Выставление оценок за опрос
II. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА И ПОДВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ТЕМЫ:
Тема урока: Политические партии России в начале XX века
Какую цель урока мы должны поставить: Чем различались позиции революционных и либеральных партий?
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Приемы и средствапреподавания | Основные вопросы плана и их краткое содержание | Приемы и средства ученияПознавательные задания и вопросы |
Работа с кластером | Для решения поставленной цели, я вам предлагаю разделиться на 4 группы для заполнения кластера. У каждой группы будет своя политическая партия или организация. С опорой на учебник и дополнительный материал вам необходимо заполнить кластер, а после выйти к доске озвучить цели и программу своей политической партии.1 группа – РСДРП2 группа – ПСР3 группа – Либеральные организации4 группа – Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского | Но главное, нам необходимо в конце представления своих партий или организаций, определить чем различались позиции революционных и либеральных сил? |
См. приложение №1Записи в тетрадиРабота с учебником стр. 22-23 «Из программы РСДРП» | Российская социал-демократическая рабочая партияПредполагаемые ответы учащихся:1. На II съезде РСДРП в 1903 г. в Брюсселе и Лондоне были приняты устав и программа партии.2. Программа-минимум предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции:свержение самодержавия и установление демократической республики;всеобщее избирательное право и демократические свободы;широкое местное самоуправление;право наций на самоопределение и их равноправие;возвращение крестьянам отрезков, отмену выкупных и оброчных платежей, возвращение ранее выплаченных выкупных сумм;восьмичасовой рабочий день, отмену штрафов и сверхурочных работ.Программа-максимум ориентировала на победу пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата, переход к социализмуЧто является частью программы-максимум, т.к. в источнике говорилось о диктатуре пролетариата.В.И. Ленин и его сторонники получили название «большевики», за Л. Мартовым закрепилось название «меньшевики».Ленин и его сторонники выступали за создание «партии нового типа» – замкнутой, законспирированной организации со строгой дисциплиной, жестким подчинением меньшинства большинству.Российскую буржуазию они считали контрреволюционной силой, возможность успешных реформ отвергали и выступали за революционный слом самодержавия в ходе вооруженного восстания. Главную силу революции большевики видели в рабочем классе, крестьянство относили к его союзникам.Сторонники Мартова полагали, что партия должна открыть доступ всем слоям населения и в ней могут уживаться различные точки зрения и взгляды. Либеральную буржуазию они считали главной силой будущей революции, а пролетариат – ее союзником. В крестьянстве меньшевики видели реакционную силу. | Вопросы:
|
См. приложение №2Записи в тетради.Работа с учебником стр. 25 «Из программы ПСР» | Партия социалистов-революционеров.Предполагаемые ответы учащихся:1. Центральный комитет ПСР возглавил В. М. Чернов2. Программа партии была утверждена на I съезде ПСР в конце декабря 1905-начале января 19063. Ядро партии составляли учителя, инженеры, агрономы, ветеринары, врачи.4. Главную задачу эсеры видели в подготовке народа к революции. Они считали, что в ликвидации самодержавиязаинтересованы все слои населения, живущие собственным трудом: крестьянство, пролетариат и интеллигенция. Их они объединяли одним понятием «рабочий класс». Русскую буржуазию эсеры считали реакционной силой.5. Цель: использовать в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал как общинные, так и вообще трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства.6. Программа:Они выступали за свержение самодержавия и установление режима, который определяли термином «народовластие»создание федеративного государствааграрный вопрос.эсеры выступали за индивидуальный террор. Они видели в нем средство революционизирования масс и устрашения власти.7.Партия стоит за социализацию всех частновладельческих земель, т.е. за изъятие их из частной собственности отдельных лиц и переход в общественное владение и в распоряжение демократических организационных общие и территориальных союзов общин на началах уравнительного пользования. | Вопросы:
|
См. приложение №3Записи в тетради | Либеральные организации.Предполагаемые ответы учащихся:1.В 1902 г. за границей начал выходить журнал «Освобождение»2. Заявление историка с требованием: политических свобод и бессословного народного представительства «в постоянно действующем и ежегодно созываемом верховном учреждении с правом высшего контроля, законодательства и утверждения бюджета»3. Речь, таким образом, шла о созыве представительного законодательного органа парламентского типа.4.В 1904 г. в Петербурге была создана нелегальная организация либералов «Союз освобождения».Цель: призывы завершить реформы Александра II и ввести парламентское правление. | Вопросы:
|
См. приложение №4Записи в тетради | ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ П.Д. СВЯТОПОЛК-МИРСКОГОПредполагаемые ответы учащихся:1.Требования:Включить в состав Государственного совета определенное число выборных от земств и городских дум.Следовало значительно расширить круг избирателей в земские и городские органы управления.
2. Произошли некоторые социальные, национальные и религиозные послабления. |
Вопросы:
|
Прослушав доклады группы, давайте же постараемся ответить на вопрос, который мы ставили в начале урока: «Чем различались позиции революционных и либеральных сил?»
Партии революционных сил обычно используют трудное социальное положение в стране.
В свою очередь, либеральные партии предпочитают более демократический приход к власти, в том числе и с помощью официальных, легальных выборов в отдельно взятой стране.
Однако, в некоторых случаях и странах, «Либеральные партии» могут выражать вполне консервативные или же наоборот, левые идеи. Зачастую название партии не отражает реального положения вещей.
IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Таким образом, в России в начале XX в. существовал широкий спектр политических партий. Особенностью является то, что их деятельность всячески тормозилась самодержавным политическим режимом. Это предопределило оппозиционный характер большинства партий, слабость политического центра.
Давайте закрепим наш урок ответами на вопросы:
-
Каковы были личные качества и политические взгляды Николая II?
В чём причины роста недовольства в обществе политикой Николая II?
Какие требования были включены в программу РСДРП?
Каковы особенности программы и тактики эсеров?
Выставление оценок за урок
V. РЕФЛЕКСИЯ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
Давайте оценим свою работу:
Понял
Узнал
Задумался
Я Удивился
Огорчился
Буду помнить
VI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Параграф 3 стр. 22-26, заполнить таблицу «Политические партии/организации в начале XX века»
Название партий/организации | Направление | Социальный состав | Лидер | Программа |
РСДРП | ||||
ПСР | ||||
Либеральные организации |
РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ
(отношение к революции, какие идеи отвергали,за что выступали)
ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ (эсеры)
Федеративное государство –
В 1904 г. в Петербурге была создана нелегальная организация либералов «________________________».
Заявление историка П.Н. Милюков «От русских конституционалистов»
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ П.Д. СВЯТОПОЛК-МИРСКОГО
Министр внутренних дел либерально настроенный князь
_______________________________________
Какие политические требования предлагал?
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/lessons/plan_konspekt_182948.html
Презентация на тему «Общественно-политические развитие России в 1894-1904 гг.»
- Скачать презентацию (0.98 Мб)
- 239 загрузок
- 3.6 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентация «Общественно-политические развитие России в 1894-1904 гг.» описывает историю вступления Николая II на российский престол, общественные настроения и противоречия на различных уровнях общества, этапы создания политических партий и основные положения их программ.
Краткое содержание
- Николай II;
- Нарастание противоречий между властью и обществом;
- «Зубатовский социализм»;
- Создание РСДРП;
- Партия социалистов-революционеров;
- Либеральные организации.
- Форматpptx (powerpoint)
- Количество слайдов27
- Аудитория9 класс 10 класс 11 класс
- Слова
- КонспектОтсутствует
- Предназначение
- Для проведения урока учителем
- Слайд 2
- Николай II
- Борьба в высших эшелонах власти
- Нарастание противоречий между властью и обществом
- «Зубатовский социализм»
- Создание РСДРП
- Партия социалистов-революционеров
- Либеральные организации
- Либеральные проекты Святополк-Мирского
- Слайд 3Николай II родился в 1868 г. В 1894 г. вступил на престол. Он прекрасно говорил на английском, любил одеваться в народное платье, был скрытен, не любил излагать свои взгляды. В начале он находился под влиянием матери, а затем жены Александры Федоровны. При решении вопросов он пытался представить как это сделал бы его отец. Все знавшие его, считали царя человеком средних способностей, и отмечали как прекрасного семьянина.
- Слайд 4Вступление Николая II на престол вызвало у либералов надежды на продолжение реформ, начатых его дедом Александром II. Но уже в первой публичной речи 17 января 1895 г. Николай заявил, что будет неуклонно и твердо защищать основы самодержавия, как его «незабвенный покойный родитель».
- Слайд 5Либералы и консерваторы боролись за влияние на царя. С.Ю.Витте считал, что России необходимы реформы в области промышленности и финансов. Индустриализация – задача экономическая и политическая. Современная промышленность позволит накопить средства для проведения социальных реформ, заняться сельским хозяйством. С.Ю.Витте считал необходимым постепенную передачу политической власти от дворянства буржуазии.
- Слайд 6Оппонентом С.Ю.Витте был министр внутренних дел В.К.Плеве. Он считался «защитником русских устоев» и полагал, что у России «своя отдельная история и свой специальный строй». В.К.Плеве соглашался с необходимостью проведения реформ в местном самоуправлении, но предлагал осуществлять их постепенно и по инициативе правительства.
- Слайд 7Политика Николая II вызвала разочарование в обществе. В 1899 г. прошли студенческие выступления под лозунгом восстановления автономии университетов. В 1901 г. бывший студент П.Карпович смертельно ранил министра народного просвещения Н.Боголепова. Это первый террористический акт после долгого перерыва. Возобновились забастовки, уличные шествия и демонстрации. Выступления часто заканчивались столкновениями с полицией.
- Слайд 8Весной 1902 г. вспыхнули волнения крестьян недовольных малоземельем в южных губерниях. Крестьяне громили имения помещиков, захватывали зерно, скот и инвентарь, в некоторых районах приступили к дележу помещичьей земли. В выступлениях участвовали все слои крестьян, включая зажиточных. К подавлению недовольства была привлечена армия.
- Слайд 9Оживились национальные движения. В 1899 г. были ограничены права финского сейма, расформированы финские национальные воинские части, делопроизводство переводилось на русский язык. Финские чиновники объявили бойкот выполнению этих указов. В 1903 г. генерал-губернатору Финляндии были переданы чрезвычайные полномочия.
- Слайд 10Неспокойно было на Кавказе. В Армении произошли волнения вызванные указом о передаче имущества армяно-григорианской церкви властям. Армянское население восприняло это как посягательство на национальные ценности и религиозные традиции.
- Слайд 11Национальный гнет испытывало еврейское население. Сохранялась черта оседлости. Еврейская молодежь, лишенная возможности получить образование, пополняла ряды революционных организаций. В стране усиливались антисемитские настроения, происходили погромы. Николай II отвергал все идеи об уравнении в правах еврейского населения.
- Слайд 12Власти опасались нарастания рабочего движения. Начальник Московского охранного отделения С.В.Зубатов пытался взять под контроль рабочее движение. Рабочим внушалась мысль, что правительство не является союзником буржуазии и добиться своих целей рабочие могут только через сотрудничество с властью. При содействии губернатора Москвы С.А.Романова были созданы легальные рабочие организации. Они проводили митинги в поддержку властей, но правительство не спешило с облегчением положения трудящихся.
- Слайд 13В 1902-1903 гг. члены зубатовских организаций приняли участие в стачках, С.В.Зубатов был отправлен в отставку. В.К.Плеве считал, что с рабочими организациями нужно бороться, внедряя в их ряды полицейских агентов. В стране была увеличена сеть отделений по охране порядка и общественной безопасности (охранки). В 1904 г. В.К.Плеве был убит эссером-террористом Е.Сазоновым.
- Слайд 14В марте 1898 г. в Минске собрались 9 представителей социал-демократических организаций и объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). После завершения съезда восемь его делегатов были арестованы охранкой.
- Слайд 15II съезд РСДРП прошел в июле-августе 1903 г. в Брюсселе и Лондоне. Были приняты устав и программа партии. «Программа-минимум» предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление республики, всеобщее избирательное право и демократические свободы, широкое местное самоуправление, право наций на самоопределение и их равноправие, восьмичасовой рабочий день.
- Слайд 16Вторая часть: «Программа-максимум»:
- подготовка и проведение победоносной пролетарской революции;
- установление диктатуры пролетариата;
- переход к социализму.
При обсуждении программы партии возникли разногласия и РСДРП раскололась на два течения: реформаторское (Л.Мартов) и радикальное (В.И.Ленин). Сторонников Ленина на съезде было большинство и они получили название большевики, сторонники Л.Мартова – меньшевики.
- Слайд 17
РСДРП по своему составу была пролетарско-интеллигентской, многонациональной. К 1907 г. она объединяла около 150 тыс.членов.
- Слайд 18
В 90-е г. в стране появились группы считавшие себя продолжателями дела народников. В 1902 г. в Берне была образована Партия Социалистов-революционеров (эсеры). ЦК партии возглавил В.Чернов, ее официальным органом стала газета «Революционная Россия».
В 1906 г. Была принята программа партии. Эсеры считали, что в борьбе с самодержавием нужно опираться на крестьянство, рабочий класс и интеллигенцию. Судьбу страны должно было решать Учредительное собрание.
Россия должна была стать федеративным государством.
- Слайд 19
- Главное место в программе эсеров занимал аграрный вопрос. Частная собственность на землю ликвидировалась и она передавалась крестьянским общинам.
- В качестве метода борьбы эсеры избрали террор. В 1901 г. создается Боевая организация. В 1903 г. ее возглавил Е.Азеф — тайный агент полиции. В партии состояли учителя, инженеры, агрономы, врачи. Численность эсеров в 1905-1907 гг. была 50-65 тыс.чел.
- Слайд 20
Внутренняя политика Николая II не отвечала настроениям либеральной части общества. В 1902 г. в Штутгарте начал выходить журнал «Освобождение». В статье «От русских конституционалистов» П.Н.Милюков требовал введения политических свобод и бессословного народного представительства – представительного законодательного органа парламентского типа.
- Слайд 21
В 1904 г. в Петербурге была создана нелегальная организация либералов — «Союз освобождения». Осенью 1904 г. Союз развернул кампанию по празднованию 40-летия судебной реформы. Кампания получила название «банкетная» — в речах и тостах звучали требования завершить реформы Александра II и ввести парламентское правление.
- Слайд 22
В условиях нарастания недовольства внутренней и внешней политикой правительства царь назначил новым министром внутренних дел П.Д.Святополк-Мирского, известного своими либеральными взглядами.
- Слайд 23
- В конце 1904 г. в записке царю он предложил план государственного переустройства: включить в Госсовет выборных от земств и городских дум, расширить круг избирателей в земства, распространить земства на всю территорию России.
- Николай II издал указ о некоторых преобразованиях, однако о народном представительстве в указе ничего неговорилось, в нем подчеркивалось, что все преобразования должны осуществляться при сохранении самодержавия в незыблемом виде.
- Слайд 24
Внутренняя политика Николая II не отвечала настроениям большей части общества, ждавшего от царя решительных реформ. Оппозиционные власти силы встали на путь организационного оформления политических партий.
- Слайд 25
- Март 1898 г. – Создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП)
- 1902 г. – Создание партии социалистов-революционеров (эсеров)
- 1903 г. – II съезд РСДРП, раскол партии на большевиков и меньшевиков
- 1904 г. – Образование «Союза освобождения»
- Слайд 27
- Изучить параграф 3
- Вопросы стр.27 (устно)
- Выучить основные термины, понятия и даты
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/history/obschestvenno-politicheskie-razvitie-rossii-v-1894-1904-gg
Политическое и экономическое развитие России в начале XXI в
31 января 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин во время новогоднего Обращения к гражданам России объявил о своей отставке. Обязанности президента, в соответствие с Конституцией, возлагались на Председателя Правительства В. В. Путина, а новые президентские выборы назначались на май 2000 г.
Началась интенсивная работа по совершенствованию всех общественных структур. 2000 г. Россия приобрела ряд признаков, присущих «не федеративному, а децентрализованному», конфедеративному государству. Ослабление Центра не позволяло ему проводить в регионах России эффективный социально-политический и экономический курс.
Поэтому насущной стала задача укрепления старой и создание новой «вертикали власти». С этой целью уже в мае 2000 г. Указом Президента РФ на территории России создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не были ни новыми административными единицами, ни тем более субъектами Федерации.
Их возглавили полномочные представители президента, на которых возлагалась обязанность координировать деятельность местных органов власти на основе общероссийского законодательства, добиться неукоснительного исполнения Конституции России всеми субъектами Федерации.
Развернулась большая работа по приведению региональных правовых актов (конституций, законов, указов) в соответствие с общефедеральными нормами.
На повышение эффективности государственного управления была направлена и реформа верхней палаты Федерального Собрания России — Совета Федерации, в который входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы) и законодательных собраний субъектов Федерации. В 2000 г.
места руководителей республик, краев и областей стали постепенно занимать их представители, которые теперь работали в Совете Федерации на постоянной основе.
Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Государственного совета — нового совещательного органа при Президенте РФ.
В 2000-2003 гг. изменились отношения между Государственной Думой и органами высшей исполнительной власти. Удалось преодолеть характерную для ельцинской эпохи конфликтность между парламентом и президентом.
В Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство, стоящее на центристских позициях. В 2000 г. его составляли фракции «Единство», «Отечество — вся Россия», «Народный депутат» и группа «Регионы России», которые вместе располагали 235 мандатами.
Это позволяло президенту проводить более активную политику, опираясь на поддержку законодателей.
Дан был новый импульс реформе Российской армии.
В соответствии с «Планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001) предусматривался рост их финансирования при сокращении личного состава; запланировано оснащение войск современной и перспективной боевой техникой. К 2010 г.
предполагается перейти преимущественно на контрактную основу комплектования армии. В процессе экспериментов 2001— 2004 гг. отрабатывались элементы этой программы. В июне 2002 г. был принят закон «Об альтернативной гражданской службе».
Произошли значительные структурные изменения в системе органов государственной безопасности. В 2003 г. Федеральной службе безопасности возвращены Федеральная погранслужба (ФПС) и Федеральное агентство правительственной связи (ФАПСИ). Расформирована Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), налогово-фискальные функции которой переданы в МВД.
Активизировалась работа по совершенствованию организационных и правовых основ деятельности других звеньев государственного аппарата. Модернизируется судебно-правовая система: в 2002 г.
приняты новые акты, регулирующие деятельность суда и адвокатуры, интенсивно вносились поправки в действующие кодексы. В 2003 г.
подготовлены акты, определяющие основные параметры административной реформы, призванной четко определить перечень полномочий различных уровней власти и обеспечить их необходимыми финансовыми источниками.
Широкая поддержка антитеррористической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осенью 1999 г.
отразила стремление россиян к избавлению от беспредела, обеспечению безопасности, наведению порядка, утверждению стабильности в обществе.
Вновь избранный президент придавал большое значение преодолению разобщенности, достижению национального согласия, развитию структур гражданского общества в России.
После долгих лет острых дискуссий в декабре 2000-го по предложению президента Дума утвердила государственные символы России.
Ими стали: герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг; за Вооруженными силами сохранялись красные знамена советской эпохи; в качестве музыкального символа был возвращен созданный в годы Великой Отечественной войны гимн А. В. Александрова с новыми словами того же автора — С. В. Михалкова.
Такое сочетание элементов символики имеет целью объединить различные эпохи истории России, примирить сторонников различных политических настроений, продемонстрировать преемственность и новизну в развитии страны.
Весной 2001 г. Госдума приняла новый закон о политических партиях. Его идея состояла в том, чтобы партии были не узкими региональными объединениями, а являлись выразителями интересов граждан в государственном масштабе. Поэтому все существующие должны в течение двух лет пройти перерегистрацию, чтобы доказать свое право выступать от имени граждан в качестве общефедеральных объединений.
В 2000-2004 гг. большое внимание в публичной политике уделялось укреплению института президента, который рассматривался не только как высшее должностное лицо, но и один из сплачивающих общество личностных символов. Президент и правительство налаживали конструктивный диалог с организациями, отражающими интересы различных корпоративных и других структур.
Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснованных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некоторые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятельности.
Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавлений в Гражданский кодекс РФ.
Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввозные пошлины.
Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.
В 2000—2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями».
Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммунального хозяйства направлены на создание конкурентной среды, привлечение инвестиций, что должно привести к качественному улучшению положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управление неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходимы для реализации его функций. На этой основе проводилась дальнейшая приватизация государственных предприятий, которая постепенно охватывала новые отрасли.
Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закрепившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения.
Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкционировал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт сравнивали по значению с реформой Александра II.
На улучшение ситуации в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекционистские меры.
В 2000—2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабоченность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышленности.
В качестве стратегической поставлена задача добиться прогресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию.
Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню.
В этой связи государство стало уделять больше внимания оборонно-промышленному комплексу (ОГЖ), в котором традиционно сосредоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Расширение финансирования и начавшиеся в ОГЖ преобразования направлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.
Новые инициативы экономической политики уже дали положительный эффект. В течение трех последних лет государственный бюджет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.
Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значительно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной задолженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001—2004 гг.
несколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реальные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек.
Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной реформе. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений науки, культуры и образования.
Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.
Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-istorii-rossii/366-politicheskoe-i-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v.html
Trojden | Социально-политическое развитие — История России: С древнейших времен до наших дней
Советское общество начала 30-х годов. Экономические преобразования конца 20-х — начала 30-х годов коренным образом изменили структуру населения (табл. 1).
Таблица 1
Состав населения СССР в 20—30-е годы (%)
Классы и социальные группы |
1924 г. |
1928 г. |
1934 г. |
Рабочие и служащие |
14,8 |
17,6 |
28,1 |
В том числе рабочие |
10,4 |
12,4 |
19,7 |
Единоличное крестьянство, мелкие |
|||
промышленники и торговцы |
75,4 |
74,9 |
22,5 |
Кооперированные мелкие товаропроизводители |
1,3 |
2,9 |
45,9 |
Крупные промышленники и торговцы, кулачество |
8,5 |
4,6 |
ОД |
Из табл. 1 видно, как менялось соотношение социальных категорий населения в рассматриваемый период. Наиболее высокими темпами в структуре общества увеличивалась доля рабочего класса и кооперированных кустарей.
Интенсивное промышленное строительство привело к рождений новых городов. Численность городского населения в 1929—1931 гг. увеличивалась ежегодно на 1,6 млн. человек, в 1931—1933 гг.— на 2,04 млн. К 1939 г. в городах насчитывалось 56,1 млн. жителей (32,9% общего числа населения).
Глубокие изменения произошли в составе всех социальных групп населения. Значительно выросла численность рабочего класса: с 8,7 млн. в 1928 г. до 20,6 млн. в 1937 г. Была ликвидирована безработица.
Главным источником пополнения рабочего класса являлись крестьяне, покинувшие деревню бывшие единоличники. В годы первой пятилетки выходцы из деревни составили 68%, а в период второй—54% общего числа новых пополнений.
В социальной психологии новых рабочих преобладали черты крестьянского менталитета и традиций.
Приток вчерашних крестьян на стройки пятилеток пополнял ряды неквалифицированной рабочей силы, что приводило к текучести кадров, падению дисциплины, производственному травматизму, выпуску бракованной продукции, многим негативным нравственно-социальным последствиям. Однако часть квалифицированных рабочих в связи с переходом на сдельную оплату достигала высоких показателей в результатах своего труда. Появились рабочие-выдвиженцы, которых направляли на учебу или на руководящие хозяйственно-управленческие посты.
Сложным было положение городской инженерно-технической интеллигенции, врачей, юристов и других специалистов. Без опыта образованных кадров невозможно было осуществить индустриализацию с фаны, ликвидировать неграмотность, улучшить здравоохранение. В то же время у властей и у части населения отношение к ним было настороженным.
Изменилась структура сельского населения. В несколько раз сократилась численность крестьян-единоличников. Исчезли такие социальные группы, как кулаки и батраки. Свыше 90% общего числа крестьян трудились в колхозах. Они составили новую социальную категорию населения («крестьяне-коллективисты», класс колхозного крестьянства).
Форсированная индустриализация ухудшила жизненный уровень населения. Высокие цены на продукты сельского хозяйства делали их труднодоступными для значительной части городских жителей, получавших низкую заработную плату.
Ухудшение материально-бытовых условий населения, перебои с продовольствием обостряли социальную напряженность в обществе. Положение усугублялось участившимися срывами в области хозяйственного развития. Не выполнялись планы капитального строительства: Падала производительность труда.
Ухудшалось качество производимой продукции. Все это усиливало критические настроения людей по отношению к проводимой политике. Силовая коллективизация, сопровождаемая раскулачиванием, вызвала вооруженные выступления крестьянства. Только в январе — начале марта 1930 г.
состоялось свыше 2000 антисоветских выступлений в деревне. Уменьшение норм снабжения хлебом по карточкам (1932 г.) привело к массовым демонстрациям протеста в городах и рабочих поселках (Вичуга, Лежнево, Пучеж Ивановской области, Борисполь и др.). Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В.
Сталин объяснял причины общественных противоречий и кризисных явлений в экономике происками «классовых врагов».
Чрезвычайщина, превратившаяся в метод построения нового общества, встречала противодействие части партийно-государственного аппарата. Против применения чрезвычайных мер при проведении коллективизации выступил член Политбюро ЦК Н. И. Бухарин.
Использование средств административного и экономического нажима на крестьянство не были поддержаны членами Политбюро ЦК А. И. Рыковым и М. П. Томским. В целях социалистического строительства они предлагали использование принципов нэпа. Не нашло одобрения с их стороны утверждение И. В.
Сталина о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Однако большинство партийных лидеров расценило взгляды противников официального политического курса как ошибочные. Н. И. Бухарин и М. П. Томский были выведены из состава Политбюро ЦК, А. И. Рыков освобожден от обязанностей председателя Совнаркома.
В руководстве страной все более утверждались авторитарные подходы. Главным фактором, определяющим политику И. В. Сталина и поддерживающих его лиц, становилось стремление генерального секретаря к установлению единоличной власти.
Борьба с инакомыслием. Параллельно с формированием режима личной власти И. В: Сталина развертывалась борьба с инакомыслием. Увеличивались масштабы репрессий в отношении «классово-враждебных» лиц. Карательные меры коснулись практически всех слоев населения.
Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения. В категорию «врагов народа» попали многие ответственные работники Госплана, ВСНХ, наркоматов.
Виновниками срывов промышленных планов были объявлены хозяйственники и инженеры, прежде всего представители старых (буржуазных) специалистов. В конце 1930 г.
по делу «Промпартии» была привлечена к суду и осуждена группа научно-технической интеллигенции во главе с директором научно-исследовательского Теплотехнического института Л. К. Рамзиным. По обвинению в принадлежности к Трудовой крестьянской партии на скамье подсудимых оказались видные ученые-аграрники Н. Д. Кондратьев, А. В.
Чаянов и др. «Вина» ученых заключалась в том, что их взгляды на проводившуюся коллективизацию отличались от официальных взглядов. В частности, они считали необходимым условием развития сельской кооперации наличие рынка. Аресту подверглась группа бывших деятелей партии меньшевиков, а также бывшие царские генералы и офицеры, служившие в Красной Армии.
Расширение масштабов репрессий сопровождалось нарушением законности. ЦИК СССР принял несколько постановлений, ставших основой проводимых беззаконий. Создавалось особое совещание — внесудебный орган в системе госбезопасности. Решение им вопросов об основании и мерах репрессий не подлежало контролю.
На таком же принципе строили свою работу и другие внесудебные неконституционные органы — «тройки» и «двойки» НКВД. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в десятидневный срок без участия защиты и обвинения.
Одним из теоретиков права, подводивших «научную базу» под произвол 30-х годов, был генеральный прокурор СССР А. Я. Вышинский.
Усиливались административно-командные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации.
Причины их упразднения были различными. В одних случаях — малочисленность или финансовые неурядицы. В других — пребывание в составе обществ «врагов народа». Были ликвидированы Всесоюзная ассоциация инженеров, Российское общество радиоинженеров.
Общество любителей российской словесности, Общество истории и древностей российских. Прекратили существование Общество старых большевиков и Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, объединявшие, кроме большевиков, бывших анархистов, меньшевиков, бундовцев, эсеров и т. и.
Продолжали действовать в основном те объединения, которые могли быть использованы в интересах государства (Осоавиахим, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация помощи борцам революции — МОПР и др ).
Профессиональные объединения творческой интеллигенции были поставлены под контроль партийно-государственных чиновников.
Конституция СССР 1936 г. Преобразование экономики и усиление централизации в системе управления привели к формированию новой модели общества, к почти полному «огосударствлению» народного хозяйства.
Произошедшие изменения в экономическом, социально-политическом и национально-государственном развитии Советского Союза с середины 20-х голов потребовали изменения Основного Закона. В разработке проекта новой Конституции принимали участие видные государственные и партийные работники, в их числе — М. И. Калинин, Н. И.
Бухарин, А. С. Бубнов, Г. К. Орджоникидзе, а также большая группа специалистов в области права.
5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся в стране административно-командной системы. Однако в тот период (и в последующие годы существования Советского государства) считалось, что Конституция законодательно закрепляла построение в СССР социалистического общества.
В Основном Законе были отражены перемены в национально-государственном устройстве СССР, появление новых союзных и автономных республик и областей. В связи с ликвидацией ЗСФСР возникли самостоятельные республики: Армянская, Азербайджанская и Грузинская ССР.
Казахская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в союзные республики. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. Подтверждалась добровольность государственного объединения советских социалистических республик.
Политическую основу страны составляли Советы депутатов трудящихся. Изменялась структура государственной власти: ее высшим законодательным органом становился Верховный Совет, состоявший из двух палат (Совета Союза и Совета Национальностей).
В число его задач входило утверждение состава правительства СССР. Расширялись обязанности общесоюзных наркоматов в области законодательства, народнохозяйственного развития, укрепления обороноспособности страны.
Одновременно были неоправданно сужены права некоторых республиканских органов власти, в частности, в законодательной сфере.
Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. (На практике это выражалось в диктатуре ВКП(б), ее аппарата.
) Социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства объявлялись экономической основой СССР.
Эта собственность существовала в двух формах: государственной (шахты, заводы в промышленности, совхозы и МТС на селе) и колхозно-кооперативной.
Источник: https://trojden.com/students/russian-history/orlov-russian-history-for-students-2004/67