Система управления тюрьмами в России во второй половине 19 века — история России

Российское государство во второй половине XIX века

Система управления тюрьмами в России во второй половине 19 века - история России

I. Отмена крепостного права.

II. Буржуазные реформы 60-х годов XIX века.

III. Революционное народничество.

IV. Политика контр. реформы Александра III.

I. Причины отмены крепостного права.

— Крымская война обнаружила …режима.

— Произошло разложение феодально-крепостнической системы, оно выразилось в:

а) Хозяйственном районировании.

б) Складывания торгового земледелия.

в) Социальном расслоении внутри церкви.

г) Отсутствие рынка, свободной рабочей силы.

д) Завершение процесса накопления капитала в руках буржуазии.

— В 50-х годах начинается новый разночинный этап революционного движения.

— Участились случаи бегства от помещика.

19 февраля 1861 года – был обнародован манифест.

Крестьяне получили личную свободу, однако реальной экономической свободы не получили.

Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и надельная.

За пользование ею крестьяне должны были продолжать платить оброк и отрабатывать барщину до тех пор, пока не выплатили стоимость надельной земли.

Такое состояние крестьян признавалось временно обязанным.

Нормы наделов делились на три полосы (черноземная, не черноземная и степная) в зависимости от ………… в 1 и 2 устанавливалась низшая, высшая.

Завершающим этапом явился перевод их на выкуп, но никакого конкретного срока прекращения временно обязанных крестьян и перевода их на выкуп закон не определял.

Только в 1883 году был установлен налог на срок окончательного перевода крестьян на выкуп.

20% выкупного платежа крестьяне должны были платить сами, остальные 80% помещику выплачивало государство, но в последующим крестьяне должны были вернуть эту сумму государству в течении 46 лет с учетом 6% годовых.

Историческое значение отмены:

— Создавало условие для широкого …… рыночных отношений (формировался рынок свободной рабочей силы).

— Велико было нравственное значение.

— Создавало условие для развития России в …правлении формирования правового государства.

II. Судебная реформа. Наиболее последовательна и радикальна.

— Суд становится бессословным, гласным, состязательным и независимым от администрации.

— Судебные заседания становятся открытыми.

— Вводится коронный и мировой.

— Вводится институт присяжных и поверенных (адвокаты) и судебных следователей (предварительное следствие). Обвинение в суде поддерживает прокурор.

— Вводится институт …… заседателя 12 человек, которые назначались из всех сословий по жребию.

— Апелляции по решению суда рассматривал сенат (высшая кассационная инстанция).

Земская реформа1864 год.

— Создавались …. Участников состоявшие из уездных и губернских собраний (распорядительный орган) и уездных и губернских управ (исполнительный).

И те и другие избирались на три года на трех съездах по три …..:

уездные землевладельцы;

городские избиратели;

выборные от сельских обществ.

— Председателем Земского собрания являлся ….. предводитель дворянства.

— Сфера деятельности – хозяйственные вопросы (устройство и содержание дорог, школ, почт).

Реформа городского самоуправления 1870 год.

— Создавались новые формально бессословные органы самоуправления (городская дума, городская управа) сроком на 4 года.

— В их ведении находились исключительно хозяйственные вопросы.

Военная реформа.

— Вводилась всеобщая воинская повинность на мужчин 20 лет без различия сословий, кроме дворянства. Была реорганизована система военного.

— Образовано 15 военных округов со своим управлением.

— Был принят новый военный устав по образу судебной реформы. Отменилась рекрутская повинность.

— Срок службы в сухопутных войсках – 6 лет действ., 9 лет запаса. На флоте 7 – действ., 3 – запаса.

Реформы образования.

— Был принят новый университетский устав, предоставляющий автономно.

— Совет университета получает право сам решать научные, учебные и административно-финансовые вопросы.

— Был принят устав гимназии. Они были разделены на классические и реальные (акцент на составных науках).

Значение реформ.

— Способствовали росту сил производственных … России.

— Способствовал распространению образования.

— Вместе с тем они несли в себе крепостнические черты, сохраняя сословные привилегии дворянства и сословность во всех сферах почит. жизни.

III. На рубеже 50-60-ых годов разворачивается движение народников. Они проповедовали иной, некапиталистический путь развития, борьбу с существующим порядком и необходимость перехода к социализму.

Признавали капитализм в России – упадком.

Настаивали на самобытности русского экономического строя с крестьянской общиной.

Главные теоретики народничества – Бакунин, Лавров, Ткачев.

Бакунин выступил против государственной власти считая, что революция должна уничтожить любые формы.

Государству он противопоставил ………..

Предлагал русской революции бунтовский путь (революционная молодежь должна идти в народ, объединять активных крестьян и …)

Лавров считал что … прогресса – критически мыслящая личность, доказывал, что народ не готов к революции, поэтому задачу видел в пропаганде.

Ткачев идеолог, тактик заговоров считал необходимым, не теряя веру на пропаганду создать революционную организацию с помощью заговоров узкой группы революционного движения захватить власть и опираясь на нее осуществить заговор.

С весны по осень 1874 года руководствуясь теорией Бакунина народники пошли бунтовать в народ, однако выяснилось невозможность осуществления идей.

В 1876 «………..», которая стала вести работу по объединению всех революционных сил для ……..войны.

Цель – осуществление социалистической революции путем …… направленной на возбуждение народа к бунту, однако работа в деревне забирала много сил, но … среди земледельцев происходит раскол на «деревенщиков» и «политиканов».

«деревенщики» ……….. в деревне, «политики» — «народная воля» и … ближ. задачи ……….

Их политическая деятельность делилась на разрушительную и ……. Признавали террор главные …… борьб. Во главе «народной воли» был ……… (Михайлов, Перовская, Фигнер, Морозов).

Главные силы исполнительный комитет сосредоточил на цареубийстве и захвате власти.

1 марта 1881 года – убили царя. Однако реакция на убийство царя была противоположной. Правительство взяло курс на пересмотр либеральных реформ.

IV. Контр. реформы – это политический курс Александра III направленный на возврат дореформенных порядков

Главные цели:

— Искоренение революции.

— Успокоение общественности.

Сразу после восшествия на престол Александр III подписал положение о ……..

В соответствии с ….. территории могло быть объявлено положение чрезвычайной охраны, которое позволяло властям производить аресты, подвергать выселки, объявлять закрытые судебные процессы, запрещать выпуск газет, закрывать учебные заведения. Одновременно увеличивался штат жандармов. Создавались новые жандармские учреждения.

В 1831 – новый университетский устав по мнению разработчиков, именно университеты рассадники революционеров, поэтому стало препятствие увеличению числа интеллигенции.

Учитывалась внутренняя автономия. Вся жизнь ставилась под контроль попечителя. Плата за обучение поднялась с 50 до 100 рублей, чтобы ограничить возможности обучения наиболее ………. Молодежи.

В 1887 году – издан циркуляр о кухаркиных детях.

В нем рекомендовалось ограничить возможность поступить в гимназии детей кучеров, лавочников и т.д.

В 1882 году – издаются временные правила о печати (усилили цензуру, предоставили право министерству просвещения или министерству внутренних дел закрывать газету, ограничивать круг тем).

В 1887 году – судебная контр реформа.

Министерство внутренних дел и юстиция получили право объявлять закрытые судебные заседания.

Устанавливался высокий имущественный ценз для присяжных заседателей. Из компетенции присяжного суда были выведены наиболее значительные дела.

1890 год – принято положение о губернских и уездных земских учреждениях (усилию которых гос. за деятельностью….), усиливался сословный принцип выбора в ……. Землевладельческую). Повысился имущественный ценз для 2 — ……

Крестьянская ……. Самостоятельно крестьянск. Гласных выборов губернатора.

Реформат деятельность С.Ю. Витте.

1892 год – назначен на должность министра финансов.

1. Чтобы повысит доход гос. казны восстановил винную монополию государства.

2. В 1897 году завершил денежную реформу. Было выдано золотое обеспечение рубля, который стал конвертируемой валютой. Это усилило приток иностранного капитала в Российскую экономику, восстановило российскую финансовую ……

Источник: https://infopedia.su/13xed72.html

Государственный строй России во второй половине XIX в

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 26Следующая ⇒

Изменения в государственном механизме, происшедшие в эпоху реформ, явились шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Это отразилось, хотя и в разной степени, на различ­ных системах государственных органов и органов самоуправления.

Органы власти и управления. Развитие Российского государства во второй половине XIX в. проходит как бы два основных этапа. Вна­чале проводятся буржуазные реформы 60 — 70-х годов. В 80-е годы устанавливается жестокий полицейский режим, предпринимаются по­пытки отказаться от основных положений буржуазных реформ.

Читайте также:  Кавказская война и имам шамиль - история России

В 60 — 70-е годы революционное и демократическое движение заставило царизм несколько изменить внутреннюю политику по срав­нению с тем, что была при Николае I. В кругах, близких к царю, ста­ли вынашиваться идеи ограничения власти монарха, т. е.

идеи пере­хода России к конституционной монархии. Конечно, предложения были весьма умеренными.

Прямо о конституции в них не говорилось, предлагалось лишь включение в Государственный совет выборных лиц от земств и городов, но эти попытки были отброшены после убий­ства Александра II.

Новый царь, Александр III, некоторое время выжидал, опасаясь активности народников. Однако 29 апреля 1881 г. он подписал Ма­нифест о незыблемости самодержавия. Абсолютный монарх сохра­нил все свои прежние неограниченные права в области законодатель­ства, исполнительной и судебной деятельности.

В 1861 г. был создан новый высший орган — Совет министров, председателем которого считался император. Комитет министров со­хранялся, но он рассматривал главным образом текущие дела. Сове­ту министров поручалось рассмотрение наиболее важных государ­ственных вопросов.

В его состав входили министры, начальники глав­ных управлений, председатель Комитета министров, председатель Го­сударственного совета, другие высшие чиновники. Несмотря на свое название. Совет министров не являлся правительством. Он имел толь­ко совещательное значение.

Никакой самостоятельностью в решении вопросов государственного управления Совет министров не обладал.

Ослабевает значение Государственного совета, члены которого назначались пожизненно и вели себя иногда относительно независи­мо, что не нравилось Александру III. Он при решении большинства государственных вопросов опирался на Комитет министров, который и становится в это время основным совещательным органом.

Высшим судебным органом страны продолжал оставаться Сенат. Он постепенно превращался в своеобразную богадельню. В него на­значались потерявшие способность к работе в других сферах госу­дарственного управления высшие и средние чиновники. В Сенате они, получая солидные денежные вознаграждения, практически ничего не делали.

После крестьянской реформы 1861 г. усилилась роль Министер­ства финансов. На него возлагалось проведение выкупных операций по всей стране. В связи с этим в составе Министерства финансов со­здается специальное Главное выкупное учреждение, которое и наблю­дало за тем, чтобы крестьяне своевременно выплачивали долги за по­лученные ими земельные наделы.

Поскольку Россия вступила на путь капиталистического разви­тия, то требовалось усиление деятельности правительственных орга­нов по руководству промышленностью и торговлей. Возникла необ­ходимость поощрять развитие частного капитала.

Эта деятельность называлась попечительством. В аппарате Министерства финансов образовался департамент торговли и мануфактур. Он руководил ка­зенной промышленностью, т. е. предприятиями, которые принадле­жали государству и лично царю.

Кроме того, этот департамент ока­зывал финансовую помощь частной промышленности.

Закономерности экономического развития заставляли самодер­жавие принимать меры по строительству в стране железных дорог. В 50 — 60-х годах царизм испытывал серьезные затруднения в финан­совых средствах для проведения этой работы.

Ему приходилось опи­раться на частный капитал, поощряя деятельность буржуазии по учас­тию в железнодорожном строительстве. В связи с этим в 1865 г. обра­зовалось Министерство путей сообщения, которое и координирова­ло деятельность по строительству железных дорог.

В дальнейшем царизм стал вести строительство и за счет государственных средств.

В начале данного периода продолжало функционировать 3-е от­деление канцелярии царя. В качестве вспомогательного органа в 1862 г. образовалась Следственная комиссия по делам о распростра­нении революционных воззваний. Материалы этой комиссии послу­жили основой для организации ряда политических судебных процес­сов (нечаевцев и других).

В 70-х годах главная задача 3-го отделения состояла в ведении дознаний по делам народников. Необходимо было усилить органы политического сыска, поскольку народники упорно продолжали пре­следовать царя, готовя его убийство.

Обстановка требовала усиления охраны самодержавного строя. 3-е отделение явно не справлялось со своей основной задачей. В связи с этим возникла необходимость перестройки всей системы организа­ции полицейских органов.

В феврале 1880 г. создается Верховная распорядительная комис­сия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с генералом Лорис-Меликовым. Он был за твердую дик­татуру в борьбе с революционным движением, но считал, что черес­чур крутые меры могут повредить царизму.

Верховной комиссии вре­менно подчинялись 3-е отделение и корпус жандармов. Комиссия вела расследование по делам о политических преступлениях в Петербурге и окрестностях. Кроме того, она осуществляла надзор за такими де­лами в целом по стране.

Ее главная задача состояла в объединении всех карательных органов для борьбы с революционным движением.

В июле 1880 г. последовало упразднение 3-го отделения, а функ­ции политического сыска перешли в Министерство внутренних дел.

В системе МВД создается Главное управление по делам печати, первые шаги которого выразились в запрещении печатных органов революционных демократов.

В 1879 г. в МВД образуется Главное тюремное управление. Пре­кратили существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы. Создавались крупные тюрьмы с центральным подчинени­ем — так называемые централы (например. Александровский цент­рал вблизи Иркутска).

С ликвидацией 3-го отделения политические тюрьмы (Петропавловская крепость и др.) перешли в ведение Глав­ного тюремного управления. Возрастает в это время число каторж­ных тюрем, главным образом в Сибири. В 1895 г. тюрьмы перешли в ведение Министерства юстиции.

6 августа 1880 г. при МВД создается департамент полиции — важ­нейшая часть министерства. Руководство им возлагалось на товари­ща (заместителя) министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел в МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел.

В составе департамента полиции было семь делопроизводств. Главную роль среди них играло третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и охраной царя. В 1898 г. вместо этого дело­производства образовался Особый отдел департамента полиции.

В 80-е годы, особенно после убийства Александра II, усилилась роль губернаторов, которые получили право запрещать собрания, за­крывать печатные органы. Особые права они имели в местностях, объ­явленных на положении усиленной охраны. Губернаторы могли арес­товывать и высылать из таких мест в административном порядке не­благонадежных лиц.

В 1862 г. была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторые изменения в организацию местной полиции. В связи с тем что после освобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции, потребовалось укрепить уездные полицейские органы.

Вмес­то городских и земских исправников создавались уездные полицейс­кие управления во главе с исправниками. Одновременно усиливалась полиция и в более мелких территориальных единицах — станах.

В помощь становому приставу вводилась должность полицейского уряд­ника.

В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (бо­лее крупные города) и полицмейстеры. Они имели специальные кан­целярии, которые и ведали полицейскими вопросами. Города дели­лись на части или участки и околотки, а во главе этих территориаль­ных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели.

Жандармские округа были упразднены. В каждой губернии поя­вилось жандармское губернское управление.

Если во всех этих изменениях влияние буржуазии почти не замет­но, то реформы 60 — 70-х годов в области самоуправления дают бур­жуазии реальную власть на местах при всех ограничениях и прегра­дах, которые ставило законодательство. Главная идея изменений в местном управлении состояла во введении или расширении принци­па самоуправления.

Земская реформа была проведена на основе Положения о губерн­ских и уездных земских учреждениях 1864 г. По закону роль распоря­дительных органов выполняли губернские и уездные земские собра­ния, члены которых избирались по трем избирательным группам, на­зываемым куриями. Прежде всего избирались уездные земские собра­ния.

К первой избирательной курии относились уездные помещики, владевшие землей определенных размеров, которые устанавливались в зависимости от местности. Нормы колебались от 200 до 800 деся­тин. В первую курию входили не только помещики, но также круп­ные торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия стои­мостью не менее 15 тыс. руб. либо с оборотом не менее 6 тыс. руб.

в год. Тем самым буржуазия получала доступ в первую курию.

Второй была городская курия. В ней получали избирательное пра­во городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий в черте города с оборотом не менее 6 тыс. руб.

, а также владельцы недвижимого имущества стои­мостью от 500 до 3 тыс руб. в зависимости от величины города.

Из­бирательные права по первым двум куриям имело, таким образом, лишь незначительное меньшинство населения.

В крестьянской курии (третьей) избирательным правом пользо­вались все крестьяне-домохозяева, но не непосредственно. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного уезда, кото­рые затем выбирали гласных уездного земского собрания.

Читайте также:  Ржевско-вяземская операция 1942 года (8 января - 20 апреля) - история России

Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве.

На первых же выборах в 29 губерниях гласных уездных земских собраний из дво­рян было 42%, из крестьян — 38% Выборы в губернские земские собрания проводились гласными уездных земских собрании.

Распреде­ление количества гласных по куриям здесь оказалось еще больше в пользу имущих классов. По тем же 29 губерниям дворяне получили 74% гласных, крестьяне — 11%.

Избирательный механизм работал в соответствии с интересами помещиков, которые, получив преимущество в земствах, имели воз­можность проводить там соответствующую политику. В исполнитель­ных органах земских учреждений (губернских и уездных земских уп­равах) также преобладали помещики.

Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хо­зяйственными и некоторыми культурными вопросами. Они заботи­лись о состоянии путей сообщения (ремонт дорог и мостов местного значения), занимались организацией медицинского обслуживания на­селения, строительством и материальным обеспечением школ.

Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции.

Губернатор мог при­остановить любое постановление земства по мотивам нарушения за­конов либо по соображениям противоречия государственным инте­ресам, что могло истолковываться как угодно.

Сенат принял специ­альные постановления, запрещавшие сношения земств друг с другом. Царизм боялся объединенных, согласованных действий земств, они были возможны только через государственные органы.

Земствам запрещалось публиковать свои постановления и отче­ты без разрешения губернатора.

Правительство опасалось земств, так как, несмотря на все ухищрения избирательной системы, в них кон­центрировались оппозиционные царизму либеральные слои общест­ва.

Именно через них буржуазия наиболее эффективно вела борьбу за свои интересы. В высшие звенья государственного аппарата буржуа­зия пока не получила доступа.

Борьба земств за расширение своих прав, а царских властей про­тив этого закончилась победой последних. В 1890 г. была проведена контрреформа, изменившая порядок выборов в земства.

Сохранились три курии, но в первой курии вводился сословный принцип: могли избирать и быть избранными только помещики-дворяне (потомствен­ные и личные). Тем самым уменьшилось представительство буржуа­зии в земствах. Существенные изменения произошли в крестьянской курии.

Отныне крестьяне выбирали только кандидатов в уездные зем­ские собрания. Далее все зависело от губернатора. Из числа избран­ных кандидатов он назначал гласных. Усилился надзор за составом и деятельностью земств со стороны администрации. Все же контрре­форма 1890 г.

не превратила земства в дворянские учреждения. Сле­дует также отметить, что в земствах большую роль играли обуржуазившиеся дворяне.

Городская реформа. Дальнейшее развитие капиталистических от­ношений после отмены крепостного права обусловило проведение и городской реформы. Буржуазия вела борьбу за создание бессослов­ных органов городского самоуправления, исходя из того, что там она получит достаточно прочные позиции. Царь 16 июня 1870 г.

утвер­дил Городовое положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением (независимо от сословной принадлежности) сроком на четыре года. Хотя избира­тельное право и не основывалось на сословности, но имущественный ценз имел для выборов в городские органы самоуправления решаю­щее значение.

Богатых буржуа такое правило вполне устраивало.

Распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума, исполнительным — городская управа, которую воз­главлял городской голова, он же — председатель Городской думы.

Гласных в Городскую думу могли избирать только плательщики го­родских налогов (владельцы торгово-промышленных предприятий, домовладельцы и пр.). Все избиратели делились на три курии в зави­симости от имущественного положения. Каждая из курий имела рав­ное число гласных.

В первую курию входили наиболее крупные нало­гоплательщики, во вторую — средние, в третью — более мелкие соб­ственники. Первые две курии имели 2/3 гласных, но они составляли лишь 13% общего числа избирателей.

В думах и управах обеспечива­лось явное преобладание представителей наиболее богатых слоев го­рода. Неимущие практически лишались избирательных прав.

Городское самоуправление находилось в еще большей зависимос­ти от правительственной администрации, чем земства. Городской го­лова уездного города утверждался губернатором, губернского — ми­нистром внутренних дел. Однако и такое самоуправление являлось значительным достижением в условиях самодержавия.

Дворяне были недовольны значительной ролью буржуазии в го­родских думах и управах.

Министерство внутренних дел на основа­нии докладов губернаторов пришло к выводу, что представители крупной и средней буржуазии, используя подкупы и угрозы, застав­ляли зависимых от них мелких собственников отдавать им свои голо­са на выборах. Реакционное дворянство требовало упразднения ор­ганов городского самоуправления.

В 1892 г. вступило в силу новое положение об органах городского самоуправления. Приказчиков и мелких торговцев лишили права из­бирать в городские думы. Число жителей, имевших избирательные права, значительно уменьшилось по сравнению с 1870 г.

Господству­ющее положение в органах городского самоуправления заняли вла­дельцы городской недвижимой собственности. В результате увели­чилась роль дворянства и несколько слабее стали позиции буржуазии. Однако самодержавие не могло преодолеть оппозиционности го­родских дум.

С увеличением в них роли дворянства там возрастала численность образованной дворянской интеллигенции, которая под­держивала буржуазию.

Судебная реформа. По мнению исследователей, реформой, в ко­торой наиболее полно отразились буржуазные принципы, явилась су­дебная. Если в XVIII в. делались лишь попытки отделить суд от ад­министрации, то теперь эта идея была осуществлена достаточно пол­но.

Реформа была проведена изданием четырех важнейших законов: Учреждения судебных установлений, уставов гражданского и уголов­ного судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировы­ми судьями. По этим законам судьи объявлялись несменяемыми, час­тично вводилась выборность.

Источник: https://lektsia.com/6x70cf.html

Тема: Российское государство во второй половине XIX века

Задание 1.

С крестьянской реформой 1861 г. связано понятие

Ответ: выкупные платежи (Манифест 19 февраля 1861 г. и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» отменили крепостное право. По положению реформы крестьяне должны были выкупить у помещика земельные наделы. Размер выкупа определялся не из рыночной стоимости земли, а из выгод, которые давал помещику дореформенный оброк. Т.к.

большинство крестьян не могли единовременно заплатить всю сумму, то они должны были заплатить 1/5, а остальные 4/5 уплачивало помещику за крестьян государство.

Эти деньги рассматривались как данные крестьянам в долг, и те должны были вернуть их государству, выплачивая в течение 49 лет особый налог – «выкупные платежи», которые ежегодно составляли 6% от той суммы, что государство заплатило помещику за крестьян.)

Задание 2.

Даты правления Александра III:

Ответ: 1881 – 1894 гг.

Задание 3.

Аграрный строй России во второй половине XIX в. характеризовался

Ответ: крестьянским малоземельем

Задание 4.

В кавказской войне XIX века российскими войсками командовали военачальники

Ответ: А.П. Ермолов, Н.Ф. Паскевич (Кавказская война — (1817 или 1829 (по мнению некоторых историков) – 1864 гг.) — военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением горных районов Северного Кавказа к России, противостояние с Северо-Кавказским имаматом.)

Задание №5.

Укажите соответствие:

Ответ:

И.Е. Репин живопись
Л.Н. Толстой литература
М.П. Мусоргский музыка
О. Монферран архитектура

Тема: Российская империя на рубеже XIX — XX вв.

Задание 1.

Двумя положениями аграрной реформы П.А. Столыпина были:

Ответ:

1. Разрешение выхода из крестьянской общины;

2. Переселение крестьян в Сибирь и Среднюю Азию.

Аграрная реформа Столыпина – комплекс мероприятий, направленных на решение крестьянского вопроса, ключевым событием которого стал Указ 9 ноября 1906 г. – «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

Он давал крестьянам право выходить из общины и получать наделы в личную собственность. Важным направлением агарной реформы была также переселенческая политика. Решить проблему крестьянского малоземелья в Европейской части России предполагалось за счет земель в Сибири и Средней Азии.

<\p>

Задание 2.

Установить соответствие:

Ответ:

Создание военно-полевых судов 19 августа 1906 г.
Появление первых либеральных партий октябрь-ноябрь 1905 г.
Деятельность второй Государственной Думы 20 февраля – 2 июня 1907 г.
Расстрел рабочих на Ленских золотых приисках апрель 1912 г.

Задание 3.

Инициатором созыва Гаагской конференции в 1899 году было государство

Ответ: Россия. (Мирная конференция была созвана по инициативе императора России Николая II. Конференция открылась 18 (6) мая, в день рождения Императора, и проходила по 29 (17) июля.

Читайте также:  Уголовный контекст правосудия по русской правде - история России

Участвовало 26 государств (Россия, Османская империя, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Дания, Болгария, Сербия, Черногория, Греция, Португалия, Лихтенштейн, Люксембург, Япония, Китай, Сиам, Персия, США, Мексика).

Задание 4.

Центральное место в программе эсеров занимал … вопрос.

Ответ: аграрный. (Партия социалистов – революционеров (эсеров) главной своей задачей объявила совершение революционного переворота, в результате которого будет достигнуто обобществление труда, собственности и хозяйства, уничтожится деление на классы.

Ключевым положением программы ПСР была социализация земли, т.е. изъятие ее из частной собственности и превращение ее в общенародное достояние. Органы народного самоуправления на уравнительных началах предоставляли бы землю в пользование отдельным хозяевам или товариществам.

)

Тема: Внутриполитические проблемы и роль России в мире в конце XIX — начале XX вв.

Задание 1.

Впервые в практике международных отношений вопрос о всеобщем разоружении был поставлен в … г.

Ответ: в 1899 г. (Этот вопрос был поставлен на Гаагской Мирной конференции, созванной по инициативе России. Конференция следующие документы: «Конвенцию о мирном решении международных столкновений»; «Конвенцию о законах и обычаях сухопутной войны»; «Конвенцию о применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 г.

» А также 3 декларации: «О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов»; «О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы»; «О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле».

Задание 2.

Два события, связанных с деятельностью С.Ю. Витте:

Ответ:

1. открытие Русско-Китайского банка;

2. получение Россией концессии на строительство КВЖД

Русско-Китайский банк — российский коммерческий банк, работавший в 1896—1910 годах. Был создан для содействия развитию экономических связей России с Китаем (особенно в связи со строительством Китайско-Восточной железной дороги) и другими странами Восточной Азии, а также усиления там русского политического влияния в противовес английскому.

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром.Дорога построена в 1897—1903 гг.

, как южная ветка Транссибирской магистрали Принадлежала России и обслуживалась её подданными. Строительство дороги было шагом по увеличению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного присутствия на берегах Жёлтого моря.

Однако поражение в войне с Японией (1904 – 1905 гг.) поставило крест на всех этих усилиях и надеждах.

Задание 3.

Стили, получившие развитие в русской архитектуре начала XX века:

1. неоклассицизм;

2. модерн.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/14821.html

56. Буржуазные реформы и система управления Россией во второй половине 19 в

56. Буржуазные реформы и система управления Россией во второй половине 19 в. К середине XIX века стало заметно отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах.

Во внутренней политике России второй половины XIX века выделяются три этапа. Первый – подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй – проведение буржуазных реформ 60-70-х годов.

Третий – изменение в 80-90-х годах правительственного курса, усиление в нем консервативных тенденций.

Отмена крепостного права

19 февраля 1861 г. манифест «Общее положение о крестьян вышедших из крепостной зависимости» и другие акты о крестьянской реформе (всего 17 актов) были подписаны царем.

С этого времени прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина: продавать, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать.

Формирование всесословного самоуправления

После введения крестьянской реформы правительство убедилось, что и реформ государственного управления не избежать, и начало их подготовку. Одной из наиболее крупных реформ явилось учреждение местного самоуправления.  

Земская реформа

1 января 1864 г. император Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В соответствии с этим положением в каждой губернии и в каждом уезде избирались губернские и уездные земские собрания. Эти собрания в свою очередь избирали исполнительно-распорядительные органы — уездные и губернские земские управы. Земские собрания и управы избирались сроком на три года.

Городская реформа

По образцу земских учреждений в 1870 г. были созданы сословные органы городского самоуправления. В соответствии с «Городовым положением» 16 июня 1870 г. в городах избирались сроком на 4 года городские Думы, которые в свою очередь создавали городские управы во главе с городским головой.

В компетенцию городской Думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установления правил о заведовании городским имуществом, о приобретении городской недвижимости, о займах.

Судебная реформа (1864 г.)

Структура дореформенной судебной системы была сложной и запутанной. Все это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой.

Подготовка судебной реформы началась еще в 1861 г.

Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационные департаменты.

Военная реформа (1864-1874 гг.)

Существо военной реформы заключалось прежде всего в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность.

Сроки действительной службы были установлены следующие: в армии 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте — 7 лет и 3 года в запасе. Важной задачей реформы явилось укрепление и обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны.

Была создана широкая сеть военных училищ.

Территория страны была разделена на 15 военных округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная, единообразная система военного управления.

Реформа полиции и тюремной системы

С целью усиления полиции были проведены следующие реформации:

1. В 1862 г. уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником.

2. Расширен низовой аппарат полиции (оказывали помощь волостные старшины, сельские старосты, десятские и т. д.).

3. Изменились принципы комплектования полиции (принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы служащим полиции).

4. Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям.

5. В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) — обер-полицмейстерами (или градоначальниками).

Одновременно с реформированием полиции была проведена тюремная реформа. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственной тюремной системы. Вместо сословных тюремных учреждений были созданы тюрьмы трех основных типов:

крупные тюрьмы (так называемые «централы»), тюрьмы общего типа, подчиненные губернским тюремным инспекциям; каторжные тюрьмы. Практиковалось также заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей (Сахалина, Якутии и т. д.).

Финансовая реформа (1862-1868 гг.) Ее существо сводилось к трем основным элементам. Первый из них — это упорядочение государственных финансов.

Второй элемент реформы — отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков.

Третий элемент реформы — изменение налоговой системы.

Реформы системы просвещения и цензуры

В 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который ввел автономию университетов В 1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани.

Начали работать врачебные женские курсы. В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и женские гимназии.

Периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра внутренних дел освобождалась от предварительной цензуры.

Историческое значение опыта реформ состоит также в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов. Короче, без «революции снизу», с ее неизбежными громадными кровавыми жертвами и разрушениями

Источник: http://migha.ru/56-burjuaznie-reformi-i-sistema-upravleniya-rossiej-vo-vto.html

Ссылка на основную публикацию