Семейный статус представительниц высшего сословия древней руси и ее соседей после принятия руси христианства — история России

Брачное право в условиях язычества и после принятия христианства

Семейный статус представительниц высшего сословия древней Руси и ее соседей после принятия Руси Христианства - история России

«Гуманитарный институт» (г. Москва)

Юридический факультет

Курсовая работа

«Брачное право в условиях язычества и после принятия христианства»

Нижний Новгород

2009

Оглавление

Введение

1. Брачное право Древней Руси: возникновение и развитие в условиях язычества

2. Специфика брачно-семейных отношений после принятия христианства

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Семья – это коллектив, объединенный различными узами. Одни из них связаны с чувствами, другие с соображениями нравственного и даже материального или делового порядка.

Особое место в системе общественных ценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не только эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные правовыми нормами.

Семья выполняет самые разнообразные функции, к числу которых относятся рождение и воспитание детей, удовлетворение потребностей мужчины и женщины как биологического, так и духового порядка. Многообразие признаков, характеризующих семью как специфическую группу, объясняет существование разных понятий «семья».

Обращение к проблемам семейного права не случайно – трансформации института семьи вызывают много вопросов теоретического и практического характера.

Семья является первичной социальной ячейкой и источником воспроизводства социума.

Семья – воспитательная среда, интерпретационная система, в рамках которой формируются и закрепляются на бытовом уровне мировоззренческие, культурологические и нравственные основы жизнедеятельности общества.

Вместе с тем, вплоть до настоящего времени в историко-правовой науке проблемам семьи и брака уделяется явно недостаточно внимания, а имеющиеся работы носят либо сугубо отраслевой, либо прикладной характер.

Актуальность проблем регулирования брачно-семейных отношений и острота вопросов, связанных с ними, особенно заметны в нашей стране – стране углубляющегося процесса депопуляции, где фактом стали сверхнизкая рождаемость, отсутствие стремления молодежи к юридическому закреплению супружеского союза, рост количества бракоразводных процессов, увеличение числа внебрачных детей.

В связи с этим в сфере правового регулирования просто необходимо создание «качественного законодательства», регламентирующего брачно-семейные отношения, и обеспечение реализации издаваемых правовых актов системой действующих юридических гарантий, важнейшее место среди которых отводится гарантиям государственным.

В свою, очередь, законотворческая и правореализационная деятельность в данной социально-юридической сфере невозможна без достаточной идейно-теоретической базы, включающей исторический анализ опыта, накопленного как отечественной политико-правовой мыслью, так и зарубежными аналогами.

Цель курсовой работы – рассмотреть эволюцию брачно-семейных отношений на одном из этапов развития российского государства.

Основная задача курсовой работы – рассмотреть специфику семейно-брачных отношений в условиях язычества и после принятия христианства.

Брачно-семейные отношения не были подробно регламентированы в законодательных актах и иных нормативных документах допетровского времени. Можно предположить, что это объясняется существованием обычаев, традиций, касающихся общих условий и порядка заключения брака.

Примером такого обычая может служить институт приданого, предполагавший передачу части имущества семьи невесты жениху.

Приданое быстро утратило некоторое символическое значение, присущее ему со времен Древней Руси, и известно нам как явление сугубо экономического характера.

К сожалению, невозможно судить о большей части традиций, связанных с условиями и порядком заключения брака, так как они дошли до наших дней в искажённой форме или не дошли вовсе. По свидетельству С.М.

Соловьёва, из подробностей брачных обычаев эпохи Древней Руси нам известны только четыре: сватовство – жених обращался к отцу невесты с предложением; невеста в день свадьбы одевалась в лучшее платье, княжна – во всю утварь царскую; упоминается об обычае разувания мужа молодой женою.

[1] Кроме того, анализ тех или иных традиций – тема скорее этнографического, нежели историко-правового характера. Поэтому представляется возможным обратиться к весьма скудному закреплению в законодательных актах этого вопроса.

В положениях Русской Правды встречается лишь одна норма такого рода: «Если жена, обещаясь сидеть во вдовстве по смерти мужа, проживёт имение и пойдёт замуж, то обязана возвратить детям всё прожитое».

[2] Этот принцип можно отнести к условиям заключения брака, в данном случае субъект имущественного права: «проживание» ею имения рассматривается как нежелательный акт.

Но компенсация за его совершение должна последовать, по мнению законодателя, лишь в том случае, если женщина нарушит обещание «сидеть во вдовстве» и вступит в брак, то есть приоритет в решении большинства вопросов будет принадлежать её мужу.

Судебники 1497 и 1550 года определяют порядок заключения брака лишь в отношении холопства – рабского, подчинённого положения человека: «По холопке, на которой человек женится, он становится холопом, по холопу, за которого женщина выйдет замуж, она становится холопкой.

По грамоте о выдаче приданого человек становится холопом».

[3] Тем самым холопство определялось по вступлению в брак с представителем соответствующего сословия, что, очевидно, было закреплено с целью создания гарантий против браков с холопами людей из высших категорий населения.

1. Брачное право Древней Руси: возникновение и развитие в условиях язычества

Семьей можно назвать сложный союз супругов между собой и родителей с детьми. Для бытия семьи в теоретическом и законодательном смысле достаточен один из двух союзов. Семьей признаются муж и жена, не имеющие детей. Семью также может составлять один из родителей вместе с детьми.

Однако в понимании семьи древними славянами для ее бытия необходимы оба союза. Считалось, что один союз – союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи.

Юридическим основанием союза супругов в русском государстве являлся договор.

В основании союза родителей и детей лежало кровное начало, хотя и здесь договорная основа могла присутствовать: постороннее лицо в результате заключения договора об усыновлении имело возможность приобрести статус сына.

В древнеславянском понимании семьи договорное начало преобладало над кровным. Сам термин «семья» на древнерусском языке означал «товарищество, основанное на договоре, соглашении».[4] На языке московского законодательства «семья» есть «стачка», «заговор».

Законом предписывалось «не семьяниться ни с кем на государя», то есть не составлять заговор против государственной власти; запрещалось на повальных обысках «лгать семьями и заговорами». В некоторых списках узаконений слово «семья» заменялось словом «артель».

Термины семейного и договорного права часто смешивались: люди, совершившие сделку купли-продажи, называли друг друга сватами.

В различных аспектах древнерусского семейного права договорное начало являлось приоритетным. Такая особенность общественной жизни создала основу для формирования характерных черт славянской семьи, отличающих ее от семьи древнеримской и германской.

Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. Летописи говорят о том, что у полян уже сложилась моногамная семья, у других славянских племен: родимичей, вятичей, кривичей – еще сохранялась полигамия. Семейные отношения в этот период регулировались обычным правом.

Источники свидетельствуют о существовании в это время различных способов заключения брака. Один из наиболее древних – похищение невесты женихом. Похищение могло быть как действительным, так и формальным, мнимым. Последнее случалось тогда, когда родители и невеста были согласны на брак еще до похищения.

С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Летописи сообщают, что славяне имели обычай похищать себе на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. «…И ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся», – рассказывала об «умыкании у вод» невест «Повесть временных лет»[5] .

Обряд похищения невесты «у воды» совершался на праздниках в честь богини «женитвы» Лады, которые начинались ранней весной, «на Красную горку», и продолжались до середины лета – дня Ивана Купалы.

У зависимого населения («на простых людех») этот обряд сохранялся и после принятия христианства: следы можно обнаружить в былинах, песнях и церковных документах XIII–XV веков.[6]

Другим способом заключения брака являлась покупка невесты у ее родственников. Продажа невесты могла быть совершена отцом, матерью, а также главой рода или родового союза.

Видимо, плата за невесту была связана с похищением и являлась следствием примирения жениха-похитителя с родом невесты, в результате которого жених за невесту отдавал выкуп.

Поэтому не случайно у славян было распространено утверждение, что «тот, у кого родились две или три дочери – обогащается, тогда как имеющий двух-трех сыновей делается бедняком».

Вторичное распространение на Руси процедуры покупки невесты исследователи чаще всего связывают с влиянием монголо-татар. Эту точку зрения подтверждает и само название покупки – калым.

Процесс покупки невесты уже в древние времена был достаточно сложным. Одним из важных его элементов был предварительный договор или запродажная сделка. В процедуре договора выделялись два этапа:

Источник: http://MirZnanii.com/a/26002/brachnoe-pravo-v-usloviyakh-yazychestva-i-posle-prinyatiya-khristianstva

Сословия древней Руси

Сословие — это социальная группа, которая выделяется, исходя из принципа юридически определенных прав и обязанностей ее членов. Принадлежность к сословию является, как правило, наследственной.

От последнего следует отличать класс — социальную группу, которая выделяется, исходя из фактического отношения к средствам производства — орудиям труда и предметам труда. Эти социальные группы пересекаются между собой, но не совпадают.

К примеру, дворянин мог быть беднее крестьянина.

Происхождение сословий, в конечном итоге, связано с верой древнего человека в наследуемость положительных и отрицательных качеств человека. Самыми ранимыми сословиями на Руси были сословия свободных «людей» и рабов-холопов.

В XII-XIII вв. в замкнутое сословие превратилось боярство, имевшее монополию на замещение высших государственных должностей. Потрясения ордынской эпохи серьезно изменили ситуацию: в XIV-XVII вв.

боярский сан на Руси жаловался государем.

Сословия на Руси к началу XVI в

Много споров вызывает вопрос о появлении и ранних этапах развития на Руси условного землевладения. Земля давалась помещикам за службу, которая начиналась с 15 лет и продолжалась пожизненно. М.Н. Тихомиров и его сторонники полагают, что предшественниками дворянства были «милостники» древнерусского времени.

Прямых данных для подобного вывода нет, и этот ученый привлек данные «Законника» сербского короля Стефана Душана XIV в. Однако, в данном случае использовать этот памятник как поздний и иностранный нельзя. Первые достоверно известные поместья на Руси появляются не ранее XIV в. «Милостники» же XII-XIII вв.

— это любимцы князя, которые могли происходить из различных общественных слоев, от холопов до бояр.

Ко второй трети XV в. дворянское войско, призванное заменить пришедшее в упадок народное ополчение, превращается в серьезную военно-политическую силу. Во многом именно дворяне решили исход борьбы Москвы и северных городов 1425-1452 гг.

Первоначально создание условного землевладения, как это ни парадоксально звучит, серьезно не задевало интересы ни крестьянства, ни Церкви, ни бояр, поскольку в поместья, постепенно появлявшиеся на всей территории Руси, князья жаловали, в основном, пустоши или целину.

Советская наука, в частности Л.В. Черепнин, говорила о Руси XV в. как о феодальном обществе. Современный исследователь Ю.В. Кривошеев определяет его как земско-самодержавное, поскольку в условиях тяжелых войн великие князья правили, опираясь на народ. В XV в. преобладало черносошное, т.е.

относительно свободное крестьянство, и свободный посад. Позднее ситуация изменилась.

К середине XV в. свободной земли для поместий перестает хватать. Необходимо было либо поработить крестьян, либо отобрать земли у Церкви, которая владела на Руси третью обработанных земель. По второму пути в VIII в. во Франции пошел отец Карла Великого — Карл Мартелл.

Иван III пытался решить проблему и за счет Церкви, и, в определенной степени, за счет крестьян. Однако, Церковь была очень сильна, к тому же, в условиях тяжелейших войн она помогала всем нищим и обездоленным. Эта социальная функция последней была очень важна, поскольку Россия, к тому же, — зона рискованного земледелия с частыми голодоморами.

Отобрать церковные земли тогда не удалось, хотя Иван III и предлагал взамен выплачивать из казны «рогу» — содержание церковнослужителям. Даже идея о прекращении роста церковного землевладения реализовалась только в 1649 г.

, когда соответствующий пункт был включен в Соборное Уложение, а отобрать церковные земли смогла только Екатерина II в 1764 и 1786 гг. Серьезное же наступление государства на крестьян в условиях всенародной борьбы с сильными внешними врагами было немыслимо.

Дело в том, что развитие профессионального войска всегда задерживалось на Руси грандиозным характером войн, которые она вела, и тем, что они протекали почти постоянно, поэтому народное ополчение в самых различных его формах доживает здесь до XX в. Вследствие этого закрепощение крестьян протекало здесь очень медленно.

В конечном итоге Иван III решил проблему по-другому. В 1478-1482 гг. он конфисковал большинство земель 22-х семей «великих бояр» Новгородской земли. Эти земли и были розданы в поместья. Данные реформы, как и все другие, Иван III проводил под лозунгом «возвращения» старины, нередко используя элементы древней политико-правовой культуры.

Эволюция сословий на Руси в XVI-XVII вв

Эволюция форм собственности на землю на Руси X-XVII вв. заключалась в следующем. Изначальной формой собственности на землю у славян была свободная общинная земельная собственность. Она включала в себя особое отношение к Земле как к священной матери всего сущего, что являлось отголоском древних матриархальных представлений.

Свободная общинная собственность являлась основой мощи народного ополчения в средневековой Руси, сохранившегося на окраинах страны вплоть до XVII и даже XVIII вв. Та же форма собственности, согласно И.Я. Фроянову и А.Ю. Дворниченко, стала экономическим фундаментом вечевой государственности домонгольского периода русской истории.

Примерно с конца XIV-XV вв. на Руси, кроме окраин, где и в эти времена еще сохранялась архаика, начинает господствовать вотчинная форма собственности. Однако, в эту же эпоху довольно быстро поднимается помещичье землевладение.

Далее социальное развитие страны во многом было связано с эволюцией вотчин и поместий и, разумеется, с происхождением крепостного права.

Марксистские авторы обычно воспринимали Русь XVI-XVII вв. как сословно-представительную феодальную монархию. Однако существует несколько черт, резко отличающих Русь позднего средневековья от феодальных государств Западной Европы.

В классическом (французском) варианте феодализма свободных крестьян не было вообще. В «отклоняющихся» моделях последнего, например, в Англии, остается часть свободного крестьянства — около 15%.

Читайте также:  Политический строй России от ивана iii до ивана iv - история России

На Руси же сохраняется до 40-50% относительно свободных черносошных крестьян, ставших в первой четверти XVIII в. основой для сословия государственных крестьян, которых при Петре Великом было почти 40%. Даже в XVI в.

черносошные крестьяне по-прежнему были немалой силой и, как правило, имели оружие, пусть даже невысокого качества. Не следует забывать, что на Руси легально существовала довольно значительная группа воинов-земледельцев-казаков. Отношение к ним со стороны государства все время было двойственным.

С одной стороны, по своему происхождению казаки, как правило, — беглые с разных концов страны, и все это прекрасно понимали. С другой стороны, именно силами казаков во многом производилась оборона границ и освоение Сибири и Дальнего Востока, а также земель по Тереку.

Крепостное право на Руси

Крепостное право, по сравнению с Западной Европой, на Руси появилось очень поздно. В советской науке сложилось представление о том, что основную роль в данном процессе сыграло именно феодальное государство. В дореволюционной историографии преобладала теория безуказного закрепощения крестьянства, которая кажется предпочтительней и многим современным ученым.

Согласно последней точке зрения, крепостное право на Руси, в первую очередь, сложилось под воздействием подспудных экономических процессов. Постепенно входит в повсеместный обычай, что крестьянин, проживающий на чужой земле, платил землевладельцу подати. Кроме того, последний судил этих крестьян. Через несколько промежуточных этапов, после долгой борьбы, к концу XV в.

во многих районах Руси сложился обычай перехода от одного землевладельца к другому в Юрьев день (26 ноября старого стиля). Видимо, Иван III в Судебнике 1497 г. просто зафиксировал данный обычай как традиционную дату перехода, и не более того. В XV в. крестьянин платил так называемое «пожилое», составлявшее, в разных регионах, от 1 до 4 рубля.

Эту сумму средняя по своему достатку семья, если не было неурожаев, обычно могла заработать за 3-6 лет.

В 1581 г. Иван Грозный временно запретил Юрьев день, чтобы оживить экономику страны, разоренной войнами и тиранией. Однако, процесс закрепощения шел болезненно. В 1601 г. Борис Годунов вновь ввел Юрьев день.

Окончательно крепостное право на Руси было установлено Соборным Уложением 1649 г. Одновременно тот же документ ввел бессрочный сыск беглых. Крепостное право привело к массе отрицательных последствий. В частности, подневольный крестьянский труд был крайне непроизводительным.

Впервые его предложил отменить фаворит царевны Софьи В.В. Голицын уже в 80-х гг. XVII в. Однако, крепостное право только и могло обеспечить знать рабочей силой, поскольку природа Руси всегда благоприятствовала беглецам.

Без него в изучаемое время было невозможно существование относительно сильного дворянского войска — военной опоры российской позднесредневековой государственности.

Кроме того, крепостное право остановило экономическое возвышение знати, поскольку бояре и богатые монастыри заставляли платить крестьян меньше, чем гораздо менее богатые дворяне. Они же переманивали крестьян к себе, уплачивая за них и «пожилое». Поэтому даже в XV в., особенно в его второй половине, сами крестьяне собирали средства для данного платежа нечасто.

После же вступления в силу норм Царского Судебника 1550 г., серьезно повысившего размер «пожилого», очень многим крестьянам это стало уже и не под силу. Этот же Судебник впервые установил норму, согласно которой один голос знатного человека в суде становился равен двум голосам незнатных людей.

До того юридический статус русской знати, кроме бояр, мало отличался от юридического статуса простого люда.

Знать на Руси вообще имела гораздо меньше значения, чем в Западной Европе. В 1556 г. было принято Уложение о службе, которое фактически являлось конфискацией боярских вотчин. Теперь и бояре, и дворяне были обязаны служить и с вотчин и с поместий одинаково. В расчет принимался не юридический статус земли, а ее количество и качество.

Следует отметить, что эта норма, судя по всему, была не новацией, а лишь правовым закреплением обычая, видимо, достаточно старого. Она действовала довольно долго, примерно до середины XVII в. За неприбытие на службу или на смотр, по «Соборному Уложению» 1649 г.

, дворянина на первый раз били кнутом и отбирали половину поместья, а на второй раз отбирали все поместье и переводили в податное сословие.

В изучаемое время государство боролось и с местничеством. Под последним понимается система распределения чинов, исходя из знатности и должностного положения предков, без учетов способностей того или иного боярина или дворянина и воли государя.

Однако, уже Иван III впервые запретил считаться с местничеством во время войны. В изучаемое время имело, правда, место освобождения владельца земли от подати и предоставления ему льгот в судебной сфере, т.е. возможности судить своих крестьян — так называемая заборонь.

Однако, объем последней был гораздо уже западноевропейского иммунитета. Заборонь была близка не к иммунитету, а к византийской экскуссии.

В частности, право высшей юрисдикции — право жизни и смерти — всегда принадлежало на Руси государю или его администрации, а не боярам или дворянам.

Собственность в древней Руси

Очень многие парадоксы истории российской государственности рассматриваемого периода и даже последующего времени могут быть объяснены только с учетом своеобразия понимания собственности в средневековой Руси. Очень долго право на землю мыслилось только у рода, позднее — у соседской общины, а не у конкретного человека.

Подобное восприятие было частным случаем общего понимания права собственности вообще. Недра земли также считались собственностью общины. Вплоть до XIX в.

, а кое-где даже позже сохранялось право выкупа родовой земли, обычно в течение 40 лет после покупки, а в древности, видимо, бессрочно.

С другой стороны, частной собственности в том смысле, в котором она понимается сейчас, не существовало не только у низших слоев населения, но и у бояр или у Церкви. Более того, с уверенностью следует сказать, что не было и самой идеи частной собственности.

Три «классических» правомочия собственника — владения, пользования и распоряжения, — определенных еще в римском праве, весьма далеки от русской действительности Средневековья и, частично, XVIII в. В архаичном крестьянском правовом сознании ничего подобного не было и позже — в XIX и даже, кое-где, в начале XX в.

Уподобление вотчины аллоду, а поместья бенефицию во многом условно. Факты истории русского средневековья убеждают в том, что государство было вольно в собственности даже самых знатных бояр и Церкви. Только по «Жалованной грамоте дворянству» 1785 г.

дворянство стало единственным сословием, свободным от произвольных сборов на казенные нужды, которые, в первую очередь, имело место в военное время.

Духовенство получило подобную привилегию позже, окончательно — к концу правления Александра I, остальные сословия, фактически, — лишь после «великих реформ» Александра II в 60-70-е гг. XIX в. Во времена Екатерины Великой дворяне получили права на строевой лес, растущий в их имениях, и на недра последних.

До этого все это было собственностью государя. Здесь последний заместил собой общину, становясь в вопросах, связанных с собственностью, как бы живым воплощением общества, слитого в обыденном правосознании с государством и самой государственностью.

Подобное положение дел однозначно оценить нельзя. С одной стороны, отсутствие понятия о частной собственности сковывало развитие экономики, поскольку без него нет стимула к труду и к купеческой деятельности.

С другой стороны, общество с развитым институтом частной собственности, видимо, не смогло бы уцелеть в ходе тяжелейших войн, которые веками вела наша страна.

В первую очередь, именно внешний фактор в русской истории обусловил слабое развитие в нашей стране элементов частной собственности как фундамента гражданского общества, поскольку они практически не совместимы с мощным военно-бюрократическим государством, а в условиях страшных и почти беспрерывных войн фактически становятся непозволительной «роскошью». Появление первых элементов частной собственности стало возможным только тогда, когда внешнеполитическое положение России значительно улучшилось. Дворянская собственность после «Жалованной грамоты дворянству» 1785 г. явно стала эволюционировать в сторону частной (буржуазной).

Особо выделим городскую политику правительства в эпоху позднего средневековья. Сословия граждан впервые обозначается во времена правления Ивана III, в Белозерской уставной грамоте 1488 г., где была установлена монополия последних на торговлю. Города на Руси долгое время были слабы.

Тем не менее, посадские восстания были довольно грозными и влияли даже на политику царей. В изучаемое время правительство усиливало податное бремя на «черные сотни» посада, т.е. на свободных граждан. В ответ на это последние бежали в «белые слободы» — городские кварталы, заселенные горожанами-холопами. Они принадлежали боярам и богатейшим монастырям.

В холопы горожане нередко шли добровольно, потому что несвободные люди не платили податей государству.

«Белые слободы» были постоянным противником «черных сотен», поскольку они были конкурентами в ремесленном производстве. После долгой борьбы, согласно Соборному Уложению 1649 г., царь произвел грандиозную конфискацию: отписал на себя все «белые слободы» на Руси.

Ликвидация «белых слобод», как и установление крепостного права на селе, перекрыла еще один путь усиления могущества высшей знати. Однако, фактически как бы «вернув» горожанам-холопам свободу, в 1658 г. государство запретило всем посадским людям покидать свой посад, т.е. закрепостило их.

Суммируя все вышесказанное, можно согласиться с дореволюционными историками, которые говорили о закрепощении всех сословий в XVI-XVII вв. и их раскрепощении в XVIII-XIX вв.

Это закрепощение было вызвано тяжелейшими и почти беспрерывными войнами, а вовсе не являлось победой элиты — господствующего класса феодалов — над классом феодально-зависимых крестьян.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Вам понравилась статья?

Источник: http://StranaKontrastov.ru/istoriya/9-sosloviya-drevnej-rusi.html

Сословия Московской Руси

На Руси, как и в других феодальных государствах, существовали различные сословия. Многие начали формироваться уже давно, а их права и обязанности менялись со временем.

Царь был самодержцем. Сначала это слово означало независимость — от татарских ханов, от константинопольского патриарха. А в XVII в. самодержавие было уже абсолютной властью в Русском централизованном государстве.

Тех, кто находился на государственной службе, называли служилыми людьми. Служилыми были и бояре, и дворяне, и простые воины, и чиновники — дьяки и подьячие.

Бояре были высшей знатью на Руси. Они владели землей — вотчиной, которую издавна передавали по наследству, от отца к сыну. И на этой земле они оставались полновластными хозяевами. Большинство из них — потомки князей, некогда правивших городами. Но в XVII в.

боярство — это высший чин служилых людей по отечеству, то есть по наследству. Они были воеводами, командовали гарнизонами крепостей.

Разные люди встречались среди бояр — отважные герои, талантливые полководцы, жестокие господа для крепостных, интриганы, боровшиеся за власть.

Слева на право: Царица, царь, боярин и боярыня

Дворяне тоже были служилыми по отечеству, но свою землю они получали от государства, за воинскую службу. Их владения назывались поместьями. И постепенно поместья тоже стали передаваться старшим сыновьям.

Младшие дворянские сыновья сами добивались успеха оружием и умом.

И точно так же полагались сами на себя служилые люди «по прибору» — так называли свободных людей из разных сословий, поступавших на государственную службу.

Слева на право: Дворянин, дворянка, купец

Государственные чиновники — дьяки и подьячие — обычно не имели титулов. Дьяки руководили учреждениями: небольшими — «съезжими избами» и крупными — приказами. Приказы напоминали современные министерства.

Среди дьяков были очень могущественные люди, влиявшие на государственную политику. Подьячие — младшие чиновники — вели всю бумажную работу. От них зависело благополучие простых людей, и поэтому взятки здесь были обычным делом.

Однако все чиновники получали жалование хлебом, деньгами, а иногда и землей.

Купцы были свободными людьми, жили в городах имели собственные дома и дворы. Самых успешных, богатых купцов, оказавших услуги государству, царь жаловал именем гостя. Гости не только могли свободно выезжать за границу, торговать с другими странами и пользоваться немалыми привилегиями, но и выполняли множество обязанностей, например закупали товары для нужд казны.

Церковь на Руси всегда пользовалась огромным влиянием. Московский патриарх обладал немалой властью. Священники были служителями Бога на земле.

Высшее духовенство, особенно служители московских соборов, жили в роскоши, носили богатые одеяния, украшенные золотом, имели множество слуг. Монастыри владели земельными угодьями, где работали крепостные крестьяне. Но простые деревенские священники зачастую были бедны и должны были платить подати, как и крестьяне.

Посадские люди занимались ремеслом и торговлей. Они считались свободными, по с 1652 г. им запрещали переходить из одного посада в другой. Среди них было немало искусных мастеров и мастериц — и кузнецов, и резчиков, и художников, и золотошвеек, и кружевниц. Все они должны были платить тягло — государственную подать.

Крепостные крестьяне не имели прав, кроме одного: в XVI в. они могли перейти к другому хозяину в Юрьев день, осенью, когда заканчивались полевые работы. Бегство было преступлением. Но у крестьянина оставалась надежда — если его не найдут и не схватят в «урочные лета», то он становится свободным. «Урочных лет», разрешенных для розыска, сначала было пять.

Потом срок увеличили до 15 лет, а выход в Юрьев день отменили. В 1649 г. крестьян окончательно прикрепили к земле — теперь время поиска стало бессрочным. Поэтому крепостные в отчаянии часто бежали к казакам или в леса — к разбойникам и становились гулящими людьми.

И только черносошные крестьяне, жившие в Поморье и в Сибири, оставались свободными, но платили большую подать.

Слева: Посадская семья. Справа: Крестьяне.

Поделиться ссылкой

Источник: http://SiteKid.ru/istoriya/istoriya_rossii/sosloviya_moskovskoj_rusi.html

Принятие христианства на Руси: кратко

Принятие христианства на Руси: кратко

Принятие христианства на Руси: кратко

Россия и православие… Испокон веков понятия эти едины и неразделимы. Православие не просто религия, это образ жизни, духовность и менталитет нации.

Читайте также:  Отражение контрнаступления немецко-фашистских войск в районе озера балатон - история России

Поэтому принятие христианства на Руси кратко – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации.

Трудно переоценить его значение не только для истории государства, но и мировой истории вообще.

Предпосылки принятия Христианства

Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин.

В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов.

Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.

Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.

В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.

В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.

В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых.

«Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью. Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему.

Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.

Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.

Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.

Как это было

Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался.

А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира.

В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».

К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами.

Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства.

Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».

28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий.

Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия.

В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.

И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.

Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.

Расцвет культуры и письменности

Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.

На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.

Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.

Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.

Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.

Заключение

Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основополагающей роли в становлении молодого русского государства. Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороноспособности, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.

Источник: http://ege59.ru/2017/04/14/prinyatie-xristianstva-na-rusi-kratko/

Что такое сословие? Сословия Древней Руси и Российской империи

Дом и семья 16 июля 2013

Издавна на Руси между определенными людьми, обладающими наследственными правами и обязанностями, которые были закреплены государством или традициями, существовали классовые отношения феодализма.

Характерной для них была иерархия по принципу неравенства их положения и привилегий. Это и есть сословия на Руси в основном значении этого понятия.

Другие определения гласят, что сословие – это люди, объединенные между собой каким-нибудь признаком или профессиональными интересами.

Князья

Теперь, когда мы с вами знаем, что такое сословие, давайте проследим социальную структуру в Древней Руси.Без всякого сомнения, наивысшим сословием тогда считались князья.

Впрочем, через некоторый промежуток времени к этой группе стали относить духовенство. Наверное, их причислили к высшему сословному чину из-за их земельной собственности (вотчины).

Дружина на Руси также пользовалась определенными  привилегиями.

Что такое «сословие» в дружине

Дружинная организация обладала собственной иерархической лестницей. Это, так сказать, было их внутренним делением на «сословия». На самой верхней ступени иерархии находились старейшины (старейшая дружина). Это были бояре. Низшим же «сословием» была младшая дружина. Представители этой ступени именовались отроками.

Средние классы людей

В этот класс входили купцы, ремесленники, а также владельцы небольших имений. Большинство купцов были мелкими торговцами, богатые же имели возможность торговать за пределами собственного государства.

Низшие классы людей

К этому социальному классу принадлежало свободное сельское население, которое было обложено данью, а также свободные горожане, называвшиеся людьми. К сожалению, мы не располагаем историческими данными, которые позволили бы нам с точностью установить пропорциональное соотношение низших классов к целостному населению.

Холопы и смерды

Несвободные слуги господ именовались холопами и челядью. Среди них особую категорию составляли так называемые смерды. Это крепостные крестьяне, которые, в свою очередь, подразделялись на три группы:

  • свободные;
  • прикрепленные;
  • несвободные.

Итак, мы рассмотрели, что такое сословие времен Древней Руси. Теперь давайте переместимся в 19 век и узнаем, какие же сословия были в императорской России.

Сословия Российской империи

Сословия в Россииэтого времени определялись Сводом законов Российской империи и разделялись на четыре главные группы:

  • духовенство;
  • дворянство;
  • горожане;
  • сельчане.

При этом горожане разделялись на подгруппы:

  • почетные;
  • купцы;
  • мастера цехов;
  • мещане;
  • мелкие собственники;
  • наемные рабочие.

Вообще, такое сословное деление было отличительным признаком дореволюционной России и Европы. В наше время формальные сословия сохранены лишь в Великобритании, поскольку в этой стране официально провозглашена монархия.

Как мы с вами уже знаем, принадлежность к определенному социальному классу всегда регулировалась наследственностью.

Однако и здесь были свои исключения! Интересно, что в некоторых случаях войти в определенный класс людей (например, стать князем) можно было за особые заслуги или же просто купить титул за кругленькую сумму.

Мы разобрали, что такое сословие и какие классы существовали во времена древней и императорской Руси. 

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Компьютеры
Что такое форум в Древнем Риме и что у него общего с современными форумами

Многие слова, пришедшие к нам из глубокой древности, используются и сейчас, но уже в несколько ином значении. Бывает очень интересно проследить, как изменялся их смысл со временем.

Образование
Что такое урок в Древней Руси? Понятие «уроки» в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 — 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.Киевский князь Игорь РюриковичЧтобы полн…

Образование
Что такое община в Древней Руси?

Историки, исследующие, что такое община в Древней Руси, выделяют два вида таких социальных групп – городскую и сельскую. В них проживало большинство населения восточнославянского государства.Сельские общ…

Образование
Что такое лапти в Древней Руси?

Крестьянское население на Руси всегда было очень бедным, а жителям деревни приходилось выкручиваться в сложных ситуациях любыми способами. Поэтому вплоть до начала ХХ века самым популярным видом обуви здесь оставались…

Образование
Что такое Ареопаг в Древней Греции и почему нужно его посетить?

Греция славится своими достопримечательностями, сохранившимися с античных времен. Эта страна предоставляет уникальную возможность познакомиться ближе с искусством и бытом древних греков, узнать об удивительных традици…

Автомобили
Что такое дизель? Принцип работы, устройство и технические характеристики дизельного двигателя

Дизельные двигатели весьма распространены на легковых автомобилях. Многие модели имеют хотя бы один вариант в моторной гамме. И это без учета грузовиков, автобусов и строительной техники, где их применяют повсеместно….

Автомобили
Амортизаторы — это что такое в автомобиле? Принцип работы и особенности амортизаторов

В нынешний информационный и автомобильный век любому человеку известно, что эргономичность машины во многом определяют амортизаторы. Это непременная часть подвески современного автомобиля. Как же конкурируют на авторы…

Автомобили
Что такое тюнинг? Тюнинг автомобиля — внешний и внутренний

В нашей стране настоящих ценителей переделок автомобилей еще не так уж много. Что такое тюнинг? Под этим словом понимается доработка под конкретного человека машины, при которой реализуются его потребности и пожелания…

Автомобили
Что такое срок полезного использования автомобиля и как его рассчитать?

Срок полезного использования — это время, на протяжении которого компания-автопроизводитель предполагает использовать то или иное транспортное средство. Как правило, данное значение измеряется в годах. Срок полезного …

Автомобили
Что такое утрата товарной стоимости автомобиля, и кем она возмещается?

Каждый третий опытный водитель хотя бы раз попадал в дорожно-транспортное происшествие (неважно, была ли это царапина во время парковки или серьезная авария). Все имели дело со страховой компанией и судом. Однако мало…

Источник: http://monateka.com/article/22746/

2.3. Влияние христианства на законодательство Древней Руси

В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит т.н. «Крещение Руси». Процесс перехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру.

В конце X — начале XI века вместе с новой религией на языческую Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного — византийского права, которое впоследствии стало одним из источников изучаемого мною правового памятника.

В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов — номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви.

Наиболее известными из них являются:

а) Номоканон Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в себе важнейшие церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник светских законов из 87 глав;

б) Номоканон 14 титулов;

в) Эклога, изданная в 741 году Византийским императором Львом Иосоврянином и его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву (16 титулов из 18) и регулировавшая в основном феодальное землевладение;

г) Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином, называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов;

д) Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном.

Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими.

А сейчас следует более подробно описать функции церковных судов. Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера.

Такой суд должен был осуществляться на основе номоканона, привезённого из Византии и на основании церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси.

Второй же функцией церковных судов было право суда над христианами (духовными и мирянами), по всем делам: церковным и нецерковным, гражданским и уголовным.

Церковный суд по нецерковным гражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда.

Читайте также:  Замысел создания революционной организации в 1859 - 1861 гг. - история России

Выделяется две причины необходимости создания такого свода законов:

1) Первыми церковными судьями на Руси были греки и южные славяне, не знакомые с русскими юридическими обычаями.

2) В русских юридических обычаях было много норм языческого обычного права, которые зачастую не соответствовали новой христианской морали, поэтому церковные суды стремились если не совсем устранить, то хотя бы попытаться смягчить некоторые обычаи, наиболее претившие нравственному и юридическому чувству христианских судей, воспитанных на византийском праве.

Именно эти причины подтолкнули законодателя к созданию изучаемого документа.

Создание писаного свода законов непосредственно связано с принятием христианства и введением института церковных судов. Ведь раньше, до середины XI века княжескому судье не был необходим писаный свод законов, т.к.

ещё были крепки древние юридические обычаи, которыми князь и княжеские судьи руководствовались в судебной практике. Также господствовал состязательный процесс (пря), при котором тяжущиеся стороны фактически руководили процессом.

И, наконец, князь, обладая законодательной властью, мог в случае необходимости восполнить юридические пробелы или разрешить казуальное недоумение судьи.

Также для большей убедительности утверждения о том, что на создание Русской Правды оказали влияние памятники церковно-византийского права, можно привести следующие примеры:

Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно, имевших место в русском судопроизводстве XI — XII веков, утвердившихся ещё в указанном мною ранее «Законе Русском».

Также замалчиваются и игнорируются многие другие явления, имевшие место быть, но противоречившие Церкви, либо действия, подпадавшие под юрисдикцию церковных судов, но на основании не Русской Правды, а церковных законоположений (например, обида словом, оскорбление женщин и детей и др.).

Даже своим внешним видом Русская Правда указывает на свою связь с византийским законодательством. Это небольшой кодекс вроде Эклоги и Прохирона (синоптический кодекс).

В Византии по традиции, шедшей от римской юриспруденции, усердно обрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать кодификацией синоптической.

Образец её был дан Институциями Юстиниана, а дальнейшими образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге — Эклога и Прохирон.

Это — краткие систематические изложения права, скорее, произведения законоведения, чем законодательства, не столько уложения, сколько учебники, приспособленные к легчайшему познанию законов.

Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковного права, суммируя вышеизложенные наблюдения, можно прийти к выводу, что текст Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе составитель данного памятника права.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/22537

Принятие христианства Древней Русью

В княжение великого киевского князя Владимира Святославича произошло важнейшее событие в истории Древней Руси — принятие христианства (православия).

Началось это, согласно летописи, с прибытия в Киев посольства волжских булгар, «веры бохмиче», т.е. мусульман, которое будто бы предложило князю стать почитателем Мухаммеда.

Рассказ летописи и здесь сопровождается полулегендарными деталями, которые с той поры неоднократно цитируются не только специалистами.

В частности, в ответ на соблазны со стороны мусульман узаконить многоженство Владимир, узнав, что их вера запрещает есть свинину и пить вино, якобы заявил: «Руси есть веселие пить, не можем без того жити!»

Затем в летописи приведен знаменитый рассказ об испытании вер Владимиром. Он, разумеется, дошел до нас в обрамлении разного рода легенд, но, возможно, имеет рациональное зерно.

Последнее состоит прежде всего в том, что киевский князь действительно задумался над необходимостью принять какую-то монотеистическую религию, по своей сути укреплявшую власть единого государства.

Это было тем более необходимо, что такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства.

Еще в 962 г. крестился (от Рима) польский князь Мешко. Еще раньше христианской стала Чехия. На востоке преобладал ислам, но в остатках некогда могущественной Хазарии доминировало иудейство, последователи которого были и в Киеве: недавно найдено письмо, происходящее из иудейской общины (кагала) Киева.

К тому же, роль еврейских купцов в Восточной Европе продолжала сохраняться. Даже в Скандинавии тамошние языческие конунги все больше склонялись к христианизации, и не за горами было время, когда шведские короли крестились. Разумеется, не следует преувеличивать влияние на Руси ислама, а тем более иудаизма.

Можно даже сразу сказать, что Русь была обречена на христианизацию, и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже более ста лет.

Однако все говорит за то, что Владимир был осторожным и умным политиком, который стремился прозондировать все варианты и избрать из них лучший для своего народа.

Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь.

Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

Определяющую роль в принятии Русью христианства по византийскому (греческому, православному) образцу сыграл, несомненно, вопрос о верховной власти.

В Византии – в отличие от западноевропейских стран, признававших верховенство духовной власти римских пап – церковь и ее служители были подвластны императору и всячески содействовали укреплению центральной власти. Такое положение вполне отвечало устремлениям великих князей.

Киевские митрополиты зависели от них и проводили политику в интересах великокняжеской власти. Имея совместную с великими князьями резиденцию в Киеве, одним этим фактом митрополиты возвышали его власть над властью других князей.

Пока русская митрополия находилась в Киеве, отмечал академик П. П. Толочко, ни одно древнерусское княжество, каким бы сильным оно не было, не могло рассчитывать на полную независимость.

Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память.

Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений.

Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть.

Русь принимала христианство в сложной исторической обстановке. В конце 986 г. командующий азиатской армией Византии Варда Склир поднял восстание против Василия II. Византийский император направил против мятежного полководца бывшего в опале Варду Фоку. В сентябре 987 г. Фока захватил Склира, но в свою очередь, поднял мятеж и провозгласил себя императором.

К концу года войска Фоки подошли к Хризополю, крепости на малоазийском берегу, напротив Константинополя. Согласно источникам того времени, серьезно озабоченный сложившимся положением император Василий II обратился за военной помощью к враждебно настроенному в тот период времени правителю Руси князю Владимиру.

Владимир согласился оказать военную помощь Византии только при условии заключения почетного брака между ним и сестрой императора Василия II Анной. В свою очередь как условие брака правительство Византии выдвинуло требование принятия язычниками-руссами христианства.

Это был весьма редкий случай, когда гордые ромейские императоры согласились выдать византийскую принцессу за «варвара», каковым в их глазах был Владимир.

Однако восстание Варды Фоки было подавлено, а императоры тянули с браком Анны. И тогда Владимир с войском направился в Крым и осадил важнейшую византийскую крепость Херсонес (Корсунь). Это и решило вопрос. Анну прислали к Владимиру, а вместе с ней на Русь приехали епископы и митрополиты.

В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

Не везде крещение принимали мирно: в Новгороде противостояние населения, верного традиционной религии, и христианской дружины вылилось в кровавое противостояние. В конце IX-XI вв.

были основаны епископства в важнейших городах: Новгороде, Полоцке, Ростове, Белгороде, Чернигове, Переяславле. В Киеве строится соборная Десятинная церковь, на содержание которой князь выделил десятую часть своих доходов. В правление князя Ярослава появляется монашество.

Греческое духовенство принесло вместе с новой религией и новые понятия о правах и обязанностях правителя и подданных, представление о правителе как о пастыре, ответственном перед Богом за благосостояние подвластного ему народа.

Представители церковной иерархии явились на первых порах естественными союзниками князей. Личная власть князей после крещения Руси значительно окрепла.

В X—XI вв.

первые епископии-епархии которые образовала Русская Православная Церковь, помимо Киева были размещены в Новгороде, Ростове Великом, Белгороде (ныне село Белгородка неподалёку от Киева), Юрьеве (ныне город Белая Церковь), Чернигове, Владимире-Волынском. Изначально, Русская Православная Церковь подчинялись Киевской митрополии. Митрополит сам назначал епископов, мог созывать поместные соборы.

Церковный устав князя Владимира предоставил Киевской митрополии большие права. Так, сфера церковного суда была значительно шире, чем в Византии: ему подлежали, в частности, многие дела, связанные с семейными отношениями. Это должно было способствовать преобразованию моральных устоев общества на христианских началах.

Авторитет Церкви в среде, где были сильны дохристианские верования и традиции, изначально подкреплялся обширными земельными владениями. Это уравнивало Церковь в правах с представителями высших социальных слоёв.

Тем самым принимались меры и к тому, чтобы церковные иерархи не попадали в зависимость от произвола местных князей и бояр.

Введение христианства было не только огромным культурно-историческим событием, но и важнейшим политическим актом, укрепившим культурное и идейное единство молодого государства. С принятием христианства на Руси распространились грамотность, книжность, письменные законы, изменились представление о мире, смягчились нравы людей.

Византийская православная культура быстро привилась на Руси и дала мощные побеги. Этому немало способствовало существование уже развитого славянского византинизма — «ославяненной» византийской православной культуры.

Центром славянской культуры в то время была Болгария, с которой Киевская Русь имела устойчивые связи. Быстро развилась самобытная русская письменная традиция.

Уже через полстолетия после крещения Руси первый митрополит Киевский Иларион создаёт произведение выдающихся литературных достоинств.

В его «Слове о Законе и Благодати» выражено осознание того, что единство Руси неотрывно от «благодати и истины», полученных во Христе. «Слово» святителя Илариона выражает горячую «похвалу кагану нашему Владимиру», через которого призван Богом «язык русский» — народ Руси.

Подлинным литературным изяществом не менее, чем духовной силой, отличаются проповеди Кирилла, епископа Туровского — талантливого церковного писателя XII в.

При Ярославе Мудром (1019—1054 гг.), сыне Владимира, Киев стал одним из европейских центров культуры. Устроение школ и переводческое дело приобрели значительный размах. Дети и внуки самого Ярослава хорошо знали византийскую литературу; об этом свидетельствуют, в частности, сочинения Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого.

Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе.

На основании греческого церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному.

Церковные суды, во-первых, судили за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные суды, во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми.

Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т. п. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.

В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб — такой же человек и христианин, как и сам его господин.

В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу.

Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда то же делали и светские землевладельцы.

Хотя такие примеры были редки, хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, однако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, и дурное обращение с рабами стало почитаться «грехом». Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.

Так широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству.

В то время как княжеская власть на Руси была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства, — церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю.

Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

Источник: http://biofile.ru/his/28077.html

Ссылка на основную публикацию