Русская культура xvi века — история России

учителя истории Ведмедовской Татьяны — Русская культура X — XVI века: литературы материалы(Кратко)

Русская культура X — XVI века

Древнерусская культура X – XIII века

Письменность и просвещение

Письменность – важнейшее средство закрепления и передачи во времени и пространстве знаний, идей, мнений, сохранении и распространении достижений культуры.

Создание славянской азбуки: византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий. Первые богослужебные книги – переводная богословская литература.

Создание собственной литературы:

  • жития святых;
  • «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.);
  • «Русская правда»;
  • «Слово о полку Игореве» — наиболее выдающееся произведение древнерусской литературы: рассказ о неудачном походе во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 году. Содержит призыв к русским князьям прекратить усобицы;
  • «Поучение детям» Владимира Мономаха (XII век).

Распространение грамотности среди широких слоёв городского населения:

  • Берестяные грамоты;
  • Граффити (надписи на стенах);
  • Надписи на изделиях (горшках), клейма мастеров;

Система образования:

  • Монастыри как образовательные и научные центры;
  • Школы, созданные в Новгороде и Киеве Ярославом Мудрым для детей старост и духовных лиц.

Древнейшая книга – Остромирово Евангелие (1057), два Изборника князя Святослава Ярославича (1073 и 1076).

Ведущий центр книжности – Киево-Печерский монастырь, основанный в правление Ярослава Мудрого.

Древнейший летописный свод – «Повесть временных лет», 1113 год, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором – огромная роль в утверждении идеи единства Руси. С XII века – новый период летописания – возникновение множества летописных центров, местный характер летописи (основное внимание – на события своего княжества).

Архитектура

До конца X века не существовало традиции монументального каменного зодчества, но были богатые традиции деревянного строительства, повлиявшие на последующую каменную традицию.

Заимствование принципов архитектурного строительства храмов из Византии: крестово-купольный тип храма на четырёх столбах:

  • Первая каменная постройка в Киеве – Десятинная церковь (конец X века), разрушена монголо-татарами в 1240 году;
  • Спасо – Преображенский собор в Чернигове (XI в.);
  • Софийский собор в Киеве (1037 – 1054)
  • Новгородский Софийский собор ( проще, лаконичнее, строже киевского).

С XII века – новый этап в развитии архитектуры – меньше масштаб церквей, поиск более простых, гармоничных форм, скромность отделки.

Наиболее типичным стал кубический храм с массивной одноглавкой («храмы – богатыри»).

Влияние романского стиля во внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястры – каменная резьба на внешней поверхности стен.

Наибольшим было это влияние в Галицко – Волынском княжестве (Успенский собор в Галиче, не сохранившийся до наших дней).

Зодчество Владимиро-Суздальской Руси имело более парадный характер, период его расцвета – княжение Андрея Боголюбского (Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли). Особое место во Владимиро-Суздальской архитектуре занимает Дмитриевский собор во Владимире (XII век).

Живопись

  • Мозаика (изображение из цветных камней, смальты или керамических фрагментов);
  • Византийское влияние наиболее заметно. Один из шедевров – Богоматерь в Софийском соборе (Киев). Дмитрий Солунский (Михайловский собор, Киев XII век. В настоящее время – в Третьяковской галерее).
  • Фреска (роспись по сырой штукатурке водяными красками) – наиболее долговечное изображение;
  • Иконопись на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичные темперные (масляные) краски. Владимирская Богоматерь и Григорий Чудотворец.
  • Возникновение книжной миниатюры (древнейшие – в Остромировом Евангелии).

Ремесло

Металлургическое производство – производство оружия и военных доспехов

Ювелирное дело

Основной технический приём – литьё. Помимо литейного производства использовались:

  • Ковка;
  • Чеканка;
  • Скань (изделия из скрученной свитой серебряной или золотой проволоки)
  • Зернь (мельчайшие серебряные или золотые зерна (300 шариков на 1 см.кв.) припаивались на пластину);
  • Чернь (инкрустация золотом и серебром по вычерненному фону);
  • Эмаль (техника перегородчатой эмали).

Культура Руси XIV – XVI веков

14 – 15 века – основная идея – преодоление последствий татаро-монгольского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель.

16 век – основная идея – укрепление государства, единство и централизация.

Фольклор

В 14 веке борьба с татаро-монгольским нашествием, основная тема творчества – сказания:

  • О битве при Калке
  • О разоренииРязани Батыем
  • О Куликовской битве
  • Героический былинный эпос – как татары подступили к Киеву и былинные богатыри изгоняли захватчиков

Новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко отражают вольнолюбивый дух новгородцев.

Жанр исторической песни (в отличие от былин – реальные события):

  • «Песня о Щелкане Дюдентьевиче»( о восстании в Твери в 1327 году).
  • В 16 веке — песня о взятии Казани, цикл песен о Ермаке.

Просвещение

Монастыри – центры книжности: книгописные мастерские и библиотеки (Троице-Сергтев, Кирилло-Белозерский, Слолвецкий и другие монастыри).

В 16 веке на смену пергаменту приходит бумага – смена графики письма: полуустав и скоропись (с 16 века).

В середине 16 века — зарождение книгопечатания:

  • Первая типография в России — в 1553 г. В Москве;
  • В 1563 году на средства казны типография на Никольской улице в Москве (Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец) – первая печатная книга – «Апостол», а затем – «Часовник»;
  • Всего до конца 16 века в Москве было напечатано около 20 книг (тиражом до 1000 экземпляров);
  • Однако печатная книга не вытеснила рукописную.

Литература

В 14 веке важнейшие произведения письменности – летописи. Крупнейшие центры летописания – Новгород, Тверь, Москва, Смоленск.

Московское летописание постепенно приобретает общегосударственный характер, идея единства русской земли.

В1409 году – первый общерусский летописный свод (Троицкая летопись).

Особое влияние на развитие русской литературы в 14 – 15 веках оказала Куликовская битва. Появляются:

  • «Задонщина» (конец 14 века);
  • «Сказание о Мамаевом побоище» (конец 14 века);
  • «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича»;
  • «Повесть о Московском взятии земли русской» — описание событий 1382 года

Возникновение жанра «Хождений». Наиболее известное — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – превое описание Индии, составленное европейцем.

Появление светской литературы: «Повесть о Петре и Февронье».

Церковная литература:

  • «Жития» митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана Пермского.
  • В 16 веке митрополит Макарий — сборник житий святых, расписанных по месяцам – «Великие Четьи – Минеи».

В середине 15 века – сборник занимательных и нравоучительных рассказов по всемирной истории – Хронограф.

В 16 веке по инициативе Ивана Грозного создаётся Никоновский летописный свод и Лицевой свод (16 тысяч миниатюр), а также Степенная книга царского родословия.

В 16 веке продолжает развиваться воинская повесть:

  • «Сказание вкратце от начала царства Казанского» (Казанский летописец) – рассказ о взятии Казани в 1552 году
  • «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков».

Литература 16 века — Домострой — свод правил поведения и энциклопедия домашнего хозяйства.

В 16 веке зарождается публицистика:

  • челобитные Ивана Пересвета;
  • переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Общественная мысль

Внутри православной церкви развернулась борьба между иосифлянами и нестяжателями.

Нестяжатели (во главе с Нилом Сорским) полагали, что монахам следует кормиться трудами рук своих, отрицали церковное землевладение.

Их противники (во главе с Иосифом Волоцким) настаивали на праве церкви владеть недвижимостью и богатствами, чтобы иметь возможность заниматься благотворительностью.

В начале 16 века иосифляне , получив поддержку Ивана III, одержали победу.

В начале 16 века игуменом псковского монастыря Филофеем выдвинута концепция»Москва – третий Рим».

Архитектура

С середины 14 века в Московском княжестве развернулось каменное строительство:

  • в 1367 – 1368 годах строится белокаменный московский Кремль;
  • около 1400 года – Успенский собор в Звенигороде – древнейший памятник московского каменного зодчества, дошедший до нас;
  • Троице-Сергиев монастырь (Троицкий собор 1422 года) и Спасский собор Андронникова монастыря
  • Ансамбль Соборной площади московского Кремля: Успенский собор (архитектор Аристотель Фиорованти), Благовещенский собор (работы псковских мастеров), Грановитая палата (Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари); все – конец 15 века и Архангельский собор начало 16 века;
  • В конце 15 – начале 16 века под руководством итальянских мастеров сооружены кирпичные стены московского Кремля (сохранились до наших дней);
  • В 30-годы 16 века сооружается Китай – город, а в конце 16 века – стены Белого города (архитектор Фёдор Конь);
  • Возникновение шатрового стиля: превый храм такого типа – церковь Вознесения в селе Коломенском (основная идея – движение вверх), наиболее известен — собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) 1555 – 1556г.г. – в честь взятия Казани, архитекторы Барма и Постник Яковлев;
  • Каменные крепости — в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Зарайске, Можайске, Смоленске, Пскове.
Читайте также:  Карта: революция 1905-1907 гг. - история России

Живопись

14 -15 века – период расцвета иконописи и новгородской монументальной живописи;

  • Феофан Грек работал в Константинополе, Новгороде, Москве (иконы Благовещенского и Архангельского соборов)
  • Андрей Рублёв (монах Троице- Сергиева, затем Спасо – Андроннокова монастыря) – фрески Благовещенского собора московского Кремля, Успенского собора во Владимире, лучшее творение – Троица (1425 – 1427);
  • Дионисий (инок Иосифо-Волоколамского монастыря) – ряд икон, часть фресок Успенского собора московского Кремля, роспись церкви Рождества Богородицы Феропонтова монастыря.

Жанр исторического портрета – роспись галереи Благовещенского собора 1563 – 1564 г.г. – изображение московских правителей, начиная с Даниила Александровича.

Ремесло

  • Ювелирное дело, работа по серебру;
  • Литейное дело: государственный пушечный двор, мастер Андрей Чохов отлил Царь – пушку (вес 40 тоннЪ;
  • Новые методы кладки стен и кровли в строительном деле.

Литература

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/russkaya-kultura-16-veka.html — Русская культура XVI века

http://www.e-reading.club/chapter.php/97818/16/Zubanova_-_Shpargalka_po_otechestvennoii_istorii.html  —  16. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVI в

http://studopedia.ru/1_42480_russkaya-kultura-XVI-v.html  —  Русская культура XVI в

  1. Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 07. Искусство. Часть 1-2
  2. Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 05. История России и её ближайших соседей. Часть 1 (4/4)
  3. История русской культуры IX — XX вв. под ред. Кошман Л.В., М., 2004
  4.  Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград 1993
  5. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М, 1981(любое издание)
  6. А. Муравьев, А. Сахаров — Очерки истории русской культуры IX-XVII вв (любое издание)

Источник: http://vedmedovskaya.ucoz.ru/index/russkaja_kultura_x_xvi_veka_literatury_materialy_kratko/0-340

Русская культура в XVI в

«И в котором царстве правда, в том и Бог пребывает и помощь свою святую даёт, и гнев божий не воздвигается на то царство». Иван Пересветов.

В 16 веке русская культура развивалась в новых условиях. На смену власти Орды пришло самодержавие, которое стремилось увековечить себя в культуре. Литературные произведения, иконы и храмы воплощали новые государственные идеи и военные победы. Централизация власти сопровождалась созданием единства в культуре.

В ходе урока вы узнаете о литературе и книгопечатании, архитектуре, живописи и художественном ремесле 16 века. 

Литература. К сожалению сохранилось мало произведений, написанных в 16 веке. Среди авторов наиболее выделяется Максим Грек – монах с Афона, который прибыл в Москву для перевода церковных книг. Максим Грек был писателем и публицистом, создавшим более трёхсот произведений. Среди них писания, поучения, богословские трактаты. Первой большой работой Максима Грека стал перевод Псалтыри.

Однако автор в некоторых сочинениях подверг критике власть Василия III. Позже он вступил в конфликт с церковью. Результатом стало обвинение в ереси, вынесенное в 1525 году и заточение в монастырь. Спустя шесть лет Максима Грека обвинили в порче церковных книг и сослали в тверской монастырь.

В середине 16 века после периода боярских смут были предприняты попытки систематизировать духовные ценности.

Митрополит Макарий составил «Великие Минеи-Четьи». Это двенадцатитомное собрание житий святых, состоящее из 12 книг, на каждый месяц года.

В 60-х года 16 века духовник Ивана Грозного, будущий митрополит Афанасий, составил «степенную книгу», ставшую своеобразной энциклопедией по российской истории. Она охватывала период от княжения Владимира Святославича до Ивана IV. В «степенной книге» заложена идея божественного происхождения самодержавия.

В 1550 году был составлен Судебник Ивана IV – свод законов, ставший памятником русского права 16 века.

Широкую известность получил «Домострой», его авторство приписывается протопопу Сильвестру. «Домострой» содержит наставления, касающиеся семейной жизни и ведения хозяйства.

Так, например, он содержит разделы, рассказывающие о поведении в гостях, в храме, об организации семьи, кулинарные советы.

«Домострой» является ценным источником для исследователей периода 16 века, так как содержит информацию о повседневной жизни купцов и бояр.

Стала развиваться публицистика. Один из самых известных авторов этого направления – Иван Пересветов. Он написал «Большую челобитную», сочинение, в котором Пересветов размышлял о государственном устройстве, советовал московским правителям ограничить могущество бояр. Это произведение автор передал Ивану IV.

Разнообразной была литература второй половины 16 века, когда Московское государство переживало как взлёты, так и падения. Взятие Казани стало темой для написания «Казанской истории». Её автором стал человек, который провёл много лет в плену ханов и изучил их внутренние отношения.

Интересна переписка Ивана Грозного с князем Курбским. Князь в 1564 году бежал в Литву. Чтобы не считаться на Руси изменником, он оправдывал свой поступок нежеланием служить тирану. Курбский осуждал произвол Ивана Грозного. В ответ царь доказывал свое право единолично решать, как ему поступать со своими подданными.

Начало книгопечатания. Все произведения литературы распространялись в рукописном виде. Однако быстрый рост государственной территории требовал всё большего количества книг. Этого можно было достичь только с помощью книгопечатания.

В 1564 году дьякон Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец отпечатали первую книгу – «Апостол». Её заказчиком стал сам царь. В 1565 году появился печатный «Часовник» – собрание текстов молитвословий.

Однако обстоятельства помешали развитию книгопечатания в Москве. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец были обвинены в ереси, так как при печати внесли необходимые поправки в тексты.

В результате они уехали в Литву и там продолжили своё дело.

В Московском государстве книгопечатание широко распространилось только в 17 веке.

Архитектура. Архитектура 16 века была весьма разнообразной. Наибольшее распространение получили каменные храмы.

В крупных городах строились большие пятиглавые соборы. Это Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софийский собор в Вологде. Образцом для этих храмов служил Успенский собор Москвы.

В 16 веке распространились бесстолпные одноглавые церкви. Как правило, заказчиками их строительства становились жители города или богатые купцы. Примером такого храма может служить московская церковь Зачатия Анны.

Отдельно можно выделить шатровые храмы. Их особенность в том, что вместо купола здания завершались шатром. Сооружения такого типа часто носили мемориальную функцию, они возводились в память о каком-либо важном событии.

В честь рождения наследника, будущего Ивана Грозного, Василий III приказал построить церковь Вознесения в Коломенском.

Памятником победы над Казанью стал Покровский собор в Москве, известный также как храм Василия Блаженного. Посвящения престолов храма связаны с важными датами Казанского похода. В 16 веке в подклете собора прятали казну. Туда же богатые горожане приносили своё имущество.

Ещё одним примером шатровой архитектуры стала Преображенская церковь села Остров, построенная в резиденции Ивана Грозного.

Читайте также:  Карта: основные боевые действия крымской войны - история России

Несмотря на распространение каменного строительства, основным материалом оставалось дерево. До наших дней сохранилось немного деревянных храмов. Это храм Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря и церковь Собора Богородицы из села Холм.

Оригинальными были храмы, построенные по заказу государственных или церковных деятелей. Неповторимой красотой наполнен Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря. Его заказчиком выступил игумен Филипп, впоследствии ставший митрополитом.

Живопись. В живописи на смену простым композициям пришли сложные сюжеты, в которых было много действующих лиц. Преобладали тёмно-коричневый и тёмно-зелёный цвета. Силуэты фигур стали более приземистыми и грузными.

В живописи также проявилось единобразие. Художники работали по заранее известным образцам.

Особенностью стало усиление контроля властей над работой художников. Произведения живописи служили иллюстрациями к официальной идеологии.

В конце 16 века сложились две школы живописи – годуновская и строгановская.

Мастера годуновской школы стремились к возрождению традиций раннего периода живописи Руси. Они пытались подражать работам Дионисия и Андрея Рублёва. Однако всё же не удавалось передать ощущение трепета перед Богом. Особенности годуновской школы были следующие:

сочетание канонических образов с поиском новых средств выражения;

попытки написать большую толпу людей в виде многоголовой группы, расположенной компактно.

В строгановской живописи часто использовались золото и серебро для украшения работ. На фонах икон художники помещали прекрасные пейзажи. Также особенностями этой школы были богатство орнамента и тщательная проработка деталей.

Одним из самых известных произведений строгановской школы стала икона «Никита-воин», автором которой стал Прокопий Чирин.

Особым направлением живописи стала книжная миниатюра. Она служила украшением книг и облегчала восприятие текста. Настоящим произведением искусства является Лицевой летописный свод. Он содержит около 16 тысяч миниатюр, освещающих русскую историю.

Образцом искусства стало иллюстрированное «Житие Сергия Радонежского». Миниатюры изображают разные моменты жизни святого старца. По ним можно изучать монастырский быт 16 века.

Художественное ремесло. В 16 веке больших успехов достигли мастера резьбы по дереву и камню, ювелиры.

В Успенском соборе Москвы находится «царское место». Это трон, деревянные стенки которого украшали резные композиции на сюжеты «Сказания о князьях Владимирских». Деревянный шатёр трона украшен фигурной резьбой. Он опирается на фигуры четырёх животных – льва, гиены и двух оскроганов. Это таинственные животные символизирующие особый смысл царского достоинства.

Русские мастерицы были известны своим искусством лицевого шитья. Тончайшими золотыми, серебряными и шёлковыми нитями вышивались лики святых, библейские сюжеты. Контуры изображения заранее наносились на ткань живописцами. Чтобы создать одно произведение требовались месяцы.

Среди вышивальщиц были царицы, княгини, боярыни. Шитьём славились женские монастыри.

Давайте подведём итоги.   

В 1564 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец отпечатали первую книгу – «Апостол».

В 16 веке на Руси распространились шатровые храмы.

В конце 16 века сложились две школы живописи – годуновская и строгановская.

Развивалось художественное ремесло.

Источник: https://videouroki.net/video/18-russkaya-kultura-v-xvi-v.html

Презентация по истории России на тему «Русская культура в конце XV — XVI вв.» (6 класс)

Презентация по истории России для 6 класса «Русская культура в конце XV — XVI вв» 

На рубеже 15-16 вв. завершился процесс образования единого русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

Это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов. Общерусская культура этого периода была поностью подчинена служению «государеву делу».

Заботами о Российском государстве проникнуты литература и общественная жизнь, зодчество и даже живопись.

После долгих лет упадка начался подъем материальной культуры русского народа. Высокого развития достигло ремесленное производство. Выделялись отливка пушек (Слайд 19) и колоколов, ткачество и др. В 16 веке мастера стали бурить скважины свыше 100м, использовать силу воды в механике, попытались наладить производство бумаги.

Выдающимся событием русской культуры 16 века является книгопечатание, начало которому было положено в 1553 году. Спустя 10 лет в Москве была открыта типография, возглавили которую Иван Федоров (1510-1583) и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая книга»Апостол». (слайд 3,4)

Архитектура конца XV-XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами участвуют мастера из Италии.

Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV — начале XVI в. В это время в строительстве стали использовать кирпич и терракоту. 

По образцу Успенского собора во Владимире итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств.

Русские летописи писали об Успенском соборе, что он «чуден величеством и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством». Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.

(Слайд 14)

Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 гг. был возведен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры.

Основная конструкция — традиционная: крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды.

Однако в наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и использовал богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса. (Слайд 10)

В Московском Кремле возводились также и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата, построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо в 1487-1491 гг.

Грановитая палата (названная так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями) предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода.

(Слайд 12)

Архитектурным центром Московского Кремля стал «Иван Великий» — столпообразная церковь-колокольня. (Слайд 15, 16)

Живопись конца XV-XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия. Он обладал огромной силой художника и неистощимой творческой фантазией. В 70-е гг. XV в.

Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле (росписи сохранились фрагментарно).

Их сюжеты — образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. (Слайд 7,8,9)

Культура Московской Руси XIV-XVI вв. переживала подъем, связанный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского государства с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры — в литературе, зодчестве, живописи, декоративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просвещении, чему способствовало появление книгопечатания.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_istorii_rossii_na_temu_russkaya_kultura_v_konce_xv_-_xvi_vv._6_klass-2079.htm

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода.

Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.

   Русская литература XVI в.
   Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.

   Летописный жанр
   В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.
   Публицистика    XVI в. – время зарождения российской публицистики.

Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского. Последний после своего бегства в Литву в 1564 г.

вел достаточно интересную полемическую переписку с Иваном IV. Интересными были и письма царя. Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя.

Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных.    В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых.

Читайте также:  Карта галицко-волынского княжества - история России

В то же время при участии Сильвестра создан «Домострой» – свод житейских правил и советов по ведению дома, домашнего хозяйства.

   Книгопечатание

   В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.

   Архитектура

   В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).

   В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах.

Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в.

построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: http://moitvoru.ru/index.php/shpargalki/shpargalki-po-istorii/7933-russkaya-kultura-16-veka

Презентация на тему «Русская культура в конце XV – XVI веке»

  • Скачать презентацию (1.54 Мб)
  • 78 загрузок
  • 4.7 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация на тему «Русская культура в конце XV – XVI веке», составленная учителем истории для работы с учениками в классе. В презентации содержится информация о культуре русского народа, других народов и народностей России и государств, предшествующих современной России.

Краткое содержание

  1. План урока
  2. Письменность и книжность
  3. Литература
  4. Живопись и архитектура
  5. Наука и техника
  6. Домашнее задание
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    20

  • Автор

    Олейник А. А.

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

    • Для проведения урока учителем

  • Слайд 1

    История России 6 класс
    Учитель истории и обществознания: Олейник Анна Александровна

  • Слайд 2
    1. Письменность и книжность
    2. Литература
    3. Живопись и Архитектура
    4. Наука и техника
  • Слайд 3
    • К XVI веку в русской письменности господствовала скоропись. Некоторые писцы стали зарабатывать на жизнь своим умением составлять желающим необходимые документы, потому что основная масса населения была неграмотной.

    • Изобрели книгопечатание. Одни из первых книг на старославянском напечатали в начале XVI века ученый Франциск Скорина. Работал в Праге. Затем в Вильне.
    • 1553 г. – книгопечатание началось в России.

  • Слайд 4
    • Первая книга «Апостол». Она увидела свет 1 марта 1564 г.
    • Книгу напечатал Иван Федоров – дьякон московской церкви.
    • «Апостол» отличался высоким качеством, создан на Никольской улице, недалеко от Кремля.

    • Здесь работал Иван Федоров, его помощник Петр Мстиславец и другие мастера. Затем Федоров уезжает в Литовское княжество, где выпускает первый печатный русский букварь.

    • ВЫВОД: начало книгопечатания в России стало крупнейшим событием русской культуры.
  • Слайд 5
    1. В общерусское явление превратилось летописание. Московские летописцы составили грандиозный «Лицевой летописный свод» — рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования Ивана Грозного. Назывался лицевым из-за 16 тыс. иллюстраций.

    2. Большой популярностью в народе пользовались в народе повести и сказания («Повесть о взятии Казани»), песни (о землепроходце Ермаке Тимофеевиче)
    3. Появились произведения, в которых авторы писали на злобу дня, спорили о путях развития страны.

      Также появились различного рода переписки (Переписка Ивана Грозного с князем Курбским).

    4. Составление Великих Четьих-Миней. Четьими на Руси называли книги, а минеями – сборники, где произведения расположены по дням, когда их рекомендуется писать.

    5. Будничной жизни посвятили «Домострой» — значит домоводство
    6. В конце XV в. создано еще одно произведение «Хождение за три моря». Создатель тверской купец Афанасий Никитин. Описал свое путешествие в Индию.
  • Слайд 6

    Тверской купец Афанасий Никитин

  • Слайд 7
    • Иконописец – Дионисий. Его иконы и фрески наполнены необыкновенной внутренней одухотворенностью, отмечены чертами праздничности и нарядности. Фигуры созданные им, легки. Нежны и воздушны.

    • В начале XVII в. появились первые светские портреты – парсуны. В них сильны традиции иконописания. Но изображения правдивы и реалистичны (портреты Ивана Грозного и его сына – царя Федора Иоанновича).

  • Слайд 8

    Работы иконописца Дионисия

  • Слайд 10
    • Центром русского зодчества в конце XV века стала Москва. Здесь возник ансамбль Московского Кремля. Строил итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, который создал новый Успенский собор, стоящий в Кремле и по сей день. В нем проходили все венчание на царствование до Николая II.
    • 1485 г.

      – возведение кремлевских стен из красного кирпича (зодчие – Антон и Марк Фрязины, Аливез Миланец).

    • Грановитая палата – для иностранных послов, заседали Земские соборы (Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари).
    • Архангельский собор – усыпальница московских князей и царей (Алевиз Новый).

  • Слайд 12

    Грановитая палата

  • Слайд 14

    Архангельский собор в Москве

  • Слайд 15
    • Благовещенский собор и церковь Ризоположения создали псковские мастера.
    • Соборную площадь украсила огромная колокольня Ивана Великого, возведенная в 1505-1508 гг, а в 1600 г. надстроенная до современной высоты 81 метр.
    • Развивалось строительство крепостей
    • В храмовой архитектуре получил распространение шатровый стиль.

      Вместо купольного барабана церковь увенчивала высокая башня в виде шатра, а на самом верху делали небольшой купол. (церковь Вознесения в Коломне).

    • Подлинным чудом является Покровский собор на Красной площади в Москве (архитекторы Барма и Постник Яковлев). Возвели в честь взятия Казани. Еще одно название – храм Василия Блаженного.

  • Слайд 17
    1. Храм Василия Блаженного
    2. Колокольня Ивана Великого
  • Слайд 18
    • XV в. – в Москве образован Пушечный двор. Где отливали орудия и колокола. (школа Андрея Чохова)
    • Самым прославленным его произведением стала отлитая в 1586 г. – Царь-пушка. Выливали ее 1 год.

      Длина ее – 5 метров, вес- 40 тонн, а диаметр ствола – 890 миллиметров

    • В памяти народа остался боярский холоп Никита, который смастерил большие деревянные крылья.
    • Башенные часы были установлены на башне московского кремля монахом Лазарем в XV в.

    • Развивалась медицина. Лекарей приглашали из-за границы. Открылась первая аптека на Руси
  • Слайд 20
    • Параграф 33, внимательно прочитать
    • Рабочая тетрадь, параграф 33 (все задания)

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/russkaya-kultura-v-kontse-xv-xvi-veke

Ссылка на основную публикацию