Русь и запад (прибалтика) — история России

Русь и Прибалтика в начале XIII в

Юго-восточное побережье Балтийского моря от Финского залива до Вислы было заселено славянскими, финно-угорскими и балтийскими племенами. В этой части Восточной Европы в конце XII в.

шел процесс перехода к классовому обществу, хотя здесь и существовали значительные пережитки первобытнообщинного строя. В условиях отсутствия собственной государственности и церковных институтов сильное влияние на Прибалтику оказывали русские земли. К началуXIII в.

Новгород и Полоцкая земля установили тесные экономические, политические и культурные связи с народами этой части европейского континента.

Начало XIII в. было временем экспансии на восток западноевропейских стран и религиозно-политических организаций. Идеологическое обоснование такого рода политике давала римская католическая церковь, призывавшая к скорейшему крещению язычников и стремившаяся утвердить свое влияние во всем Балтийском регионе.

Наиболее агрессивно стремились внедриться на Востоке поддерживаемые папской курией немецкие духовно-рыцарские ордена. В результате провозглашенного Ватиканом крестового похода в Прибалтику устремились католические миссионеры и жаждущие добычи и приключений рыцари и авантюристы. В 1201 г.

в устье Западной Двины захватчики основали крепость Ригу. В 1202 г. был основан Орден меченосцев (от изображения меча и креста на орденской одежде). В 1237 г.

в результате объединения ордена меченосцев с находившимся в Пруссии Тевтонским орденом возник Ливонский орден, ставший главной военно-колонизационной опорой Ватикана в Восточной Европе.

Во главе Ливонского ордена стоял магистр, имевший в принципе неограниченную власть. Рыцари Ордена обязаны были соблюдать обеты целомудрия, послушания, бедности и обещание всю жизнь посвятить борьбе с «неверными».

В действительности рыцари не отличались ни воинской дисциплиной, ни скромностью, ни бедностью. По соглашению с Ватиканом одна треть всех завоеванных земель Прибалтики поступала в собственность Ордена.

Местное население подвергалось беспощадному ограблению и в случае малейшего неповиновения безжалостно истреблялось.

В восточной части Прибалтики активно действовали Дания и Швеция. Датчане основали крепость Ревель (на месте современного Таллинна), шведы стремились утвердиться на острове Саарема (Эзель) и на побережье Финского залива.

Усилившаяся экспансия западноевропейских рыцарей на Восток серьезно угрожала интересам русских княжеств.

В борьбу за Прибалтику активно включились сопредельные с ней русские земли, прежде всего, Полоцк и Новгород.

В своих действиях русские находили поддержку со стороны местного населения, для которого угнетение, принесенное рыцарями, было во много раз тяжелее дани, собиравшейся полоцкими и новгородскими властями.

Невская битва

Летом 1240 г. шведская флотилия под командованием военачальника Биргера неожиданно появилась в Финском заливе, и пройдя по р. Неве, стала в устье р. Ижоры. Здесь шведы раскинули свой временный лагерь. Новгородский князь Александр Ярославич, спешно собрав небольшую дружину и часть ополчения, решил нанести противнику неожиданный удар.

15 июля 1240 г. в результате бесстрашия и героизма русских войск, талантливости их полководца, более многочисленное шведское войско было разбито. За победу, одержанную на Неве, князь Александр был прозван «Невским».

Невская победа над шведами предотвратила потерю Русью выхода в Балтийское море и угрозу прекращения торговых связей с Западной Европой.

Ледовое побоище

В это же время к захвату русских земель приступили рыцари Ливонского ордена. Рыцарям удалось овладеть Псковом, Изборском, Копорьем. Положение дел в Новгороде осложнилось и тем, что в результате ссоры с новгородским боярством князь Александр Невский временно покинул город. Опасность, угрожавшая Новгороду, заставила его население вновь призвать князя Александра Ярославича.

В результате успешных действий русских войск от рыцарей были освобождены Псков и Копорье. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера встретились основные силы немецких рыцарей и русское войско во главе с князем Александром Невским.

Здесь произошла одна из самых знаменитых битв русского средневековья, получившая название Ледового побоища. В результате ожесточенного сражения русские одержали решительную победу. Битвой на Чудском озере рыцарское наступление на Русь было приостановлено.

Однако угроза военной и религиозно-духовной экспансии с Запада во многом продолжала влиять на внешнюю политику русских земель.

Образование Монгольской державы

Территория и хозяйство

Огромное воздействие на судьбу Руси, как и многих других стран Европы и Азии, оказало образование в начале XIII в. в степях Центральной Азии сильного Монгольского государства.

К концу XII — началу XIII вв. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, в северных районах — охота; земледелие и ремесла были развиты слабо.

Монгольское общество переживало период разложения патриархальных отношений. По мнению большинства историков, Монгольская держава складывалась как раннефеодальное государство с сильными пережитками первобытнообщинных и рабовладельческих отношений.

В процессе становления государственности выделился слой знати (нойонов), рядовых воинов-дружинников (нукеров), простых кочевников (карачу). Как и в других раннеклассовых обществах, большое значение в жизни монголов занимало стремление к захвату добычи, пленных, а также необходимых для ведения кочевого скотоводства новых земель.

В походы была вовлечена подавляющая часть населения. Это обстоятельство сыграло роковую роль не только в судьбе подвергнувшихся завоеванию народов Азии и Европы, но и в судьбе самого монгольского народа.

Держава Чингисхана

В 1206 г. на съезде монгольской знати Темучин был провозглашен великим ханом с именем Чингисхан (точное значение этого имени до сих пор не выяснено). Он обладал способностями жестокого и властолюбивого правителя и незаурядного организатора.

Главной задачей жизни нового государства была объявлена завоевательная война, весь народ — войском. Стремясь упрочить свою власть, Чингисхан беспощадно расправлялся с непокорными.

Одно из монгольских племен — татары — за неповиновение хану было полностью вырезано (сам термин «татары», однако, уцелел, применялся по отношению к населению Золотой Орды, и сохранился в названии крупнейшего тюрко-язычного этноса в России).

Держава Чингисхана была поделена по десятиричному принципу. Десятки, сотни, тысячи и «тумены» (тьмы) считались не только военными подразделениями, но и административными единицами, могущими выставлять определенное количество воинов.

Войско было сковано жестокой системой круговой поруки; за нарушение дисциплины, трусость в бою одного казнился десяток, десяти — сотня и т.д. В ходе уже первых походов монголам удалось захватить в плен иноземных мастеров, которые вооружили войско Чингисхана отсутствующей у кочевников осадной техникой.

Сильнейшей стороной монгольской армии была хорошо организованная разведка, где особо ценными информаторами являлись мусульманские купцы, связанные с международной транзитной торговлей.

В ходе непрерывных войн Чингисхану удалось подчинить и повести за собой в походы, наряду с монголами, значительное число других кочевых народов Евразии.

Железная дисциплина, организация и исключительная подвижность конницы, оснащенной трофейной военной техникой, давали войскам Чингисхана значительное преимущество по сравнению с малоподвижными ополчениями других народов.

Решающее значение имело, однако, то, что хотя по своему экономическому и культурному уровню завоеванные монголами государства находились зачастую на более высоком уровне развития, они, как правило, переживали стадию раздробленности, и в них не было единства.

Известную роль в успехе монголов сыграл исповедываемый ими принцип веротерпимости по отношению к покоренным народам. Последнее обстоятельство стимулировало лояльность по отношению к завоевателям со стороны большинства духовенства и религиозных учреждений и организаций.

Монгольские завоевания

Вскоре после прихода к власти Чингисхан начал завоевательные походы. Его войска обрушились на народы Южной Сибири и Центральной Азии. С 1211 г. началось завоевание Китая (окончательно покорен монголами в 1276 г.).

В 1219 г. войско монголов нанесло удар по Средней Азии, которая находилась под властью правителя Хорезма (страна в устье Амударьи) Мухаммеда. Подавляющая часть населения ненавидела власть хорезмийцев. Против Мухаммеда была настроена знать, купечество и мусульманское духовенство. В этих условиях войска Чингисхана успешно осуществили покорение Средней Азии.

Были захвачены Бухара и Самарканд. Хорезм был опустошен, правитель его бежал от монголов в Иран, где скоро умер. Один из корпусов монгольской армии во главе с военачальниками Джебе и Субудаем продолжил поход и отправился в дальнюю разведку на Запад.

Обогнув с юга Каспийское море, войска монголов вторглись в Грузию и Азербайджан и затем прорвались на Северный Кавказ, где нанесли поражение половцам. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям. На княжеском съезде в Киеве было решено идти в степь против нового неизвестного противника. В 1223 г. на берегу р.

Калки, впадающей в Азовское море, произошло сражение между монголами и отрядами русских и половцев. Половцы почти с самого начала бросились в бегство. Русские не знали ни характера нового противника, ни его приемов ведения войны, в их войске отсутствовало единство.

Часть князей, в том числе Даниил Романович Галицкий, с самого начала активно участвовала в сражении, другие князья предпочитали выжидать. В результате русское войско было разбито, а захваченные в плен князья раздавлены под досками, на которых пировали победители.

Одержав победу на Калке, монголы не продолжили, однако, поход на север. Они повернулись на восток против Волжской Болгарии. Не достигнув там успеха, Джебе и Субудай возвратились обратно для доклада о своем походе Чингисхану.

Источник: https://infopedia.su/10xc1d6.html

Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики

Борьба с западной агрессией

Побережье от Вислы до восточного берега Балтийского моря было заселено славянскими, балтийскими (литовские и латышские) и финоугорскими (эсты, карелы и др.) племенами. В конце XII – начале XIII в.

у народов Прибалтики завершается процесс разложения первобытного строя и складывания раннеклассового общества и государственности. Наиболее интенсивно эти процессы протекали у литовских племен.

Русские земли (новгородские и полоцкие) оказывали значительное влияние на своих западных соседей, у которых еще не было развитой государственности и церковных институтов. Народы Прибалтики были язычниками.

Наступление на прибалтийские и славянские земли было частью доктрины немецкого рыцарства «натиск на Восток» (Drang nach Osten). В XII в. оно начало захват принадлежащих славянам земель за Одером в Балтийском Поморье.

Одновременно велось наступление на земли прибалтийских народов. Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом II.

В крестовом походе приняли участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных стран Европы.

Цели крестоносцев были:

  • Захват новых территорий (нехватка земель для младших представителей рыцарских родов и крестьян).
  • Обращение язычников (прибалтов) и православных (русских) в католичество.

Для «натиска на Восток» были созданы рыцарские Ордена.

История Тевтонского (Немецкого) ордена (или Ордена Святой Девы Марии) началась в Палестине во время третьего крестового похода в 1190 году, когда немецкие паломники учреждают близ сирийской крепости Акра госпиталь для больных и раненых соотечественников После поражения крестоносцев Орден перебирается в Прибалтику, где начинает захват земель пруссов, литовцев и латышей. Еще в 1201 году рыцари высадились в устье реки Даугавы (Западная Двина) и основали на месте латышского поселения город Ригу в качестве опорного пункта для завоевания Прибалтики.

В 1202 году был утвержден Орден меченосцев. Рыцари носили плащи с изображением красных мечей и крестов. Они проводили политику христианизации под лозунгом: «Кто не желает креститься, тот должен умереть». С 1216 по 1222 гг. проходила «Велика война» эстов и призванных ими новгородских, псковских и полоцких князе против немецких рыцарей

В 1219 году датские рыцари захватили часть побережья Прибалтики, основав на месте эстонского поселения город Ревель (Таллинн)

В 1224 г. крестоносцы взяли русский город Юрьев (Дерпт) – ныне это город Тарту в Эстонии. Для завоевания земель пруссов и южнорусских земель в 1226 году прибыли рыцари Тевтонского ордена. Рыцари – члены ордена носили белые плащи с черным крестом на левом плече.

В 1234 году меченосцы потерпели поражение от новгородских и суздальских войск под командованием князя Ярослава Всеволодовича, а ещё через два года – от литовцев и земгалов. Это заставило крестоносцев объединить силы.

В 1237 году меченосцы объединились с тевтонами,  образовав Ливонский орден, названый так по наименовании территории, заселённой племенем ливов, которую захватили крестоносцы. Столица ордена стал город Рига.

В 1238 году вторжение тевтонцев остановил князь Даниил Галицкий, разгромив захватчиков под  г. Дорогочином.

В 1240 г.  немецкие рыцари вторгаются в пределы псковских земель и захватывают города Изборск и Псков.

15 июля 1240 г. крестовый поход на Новгород шведских рыцарей закончилось поражение их на реке Неве от новгородского князя Александра Ярославовича

Видео: Победа русского войска в Невской битве

1241- 1242 гг. – освобождение от крестоносцев Пскова дружиной новгородского князя Александра Ярославовича «Невского»

«Ледовое побоище» 5 апреля 1242 г. – Разгром немецких рыцарей на Чудском озере дружиной новгородского князя Александра Ярославовича «Невского»

Видео: «Ледовое побоище» 1242 г.

1268 г. крупная победа новгородско-псковского войска (коалиция русских князей под командованием Дмитрия Переяславского и Довмонта Псковского) над крестоносцами (магистр Отто фон Роденштейн) в сражении около прибалтийского города Раковор.

1270 г. – договор между Новгородом и Орденом, положивший конец Крестовым походам на северо-западные земли Руси

Политика «натиска на Восток» была окончательно остановлена  15 июля 1410 г.

в битве под Грюнвальдом, в котором встретились войска Тевтонского ордена (магистр Ульрих фон Юнгинген) и объединенное польско-литовское войско (под командованием короля Владислава ІІ Ягайло и князя литовского Витовта) К объединенному польско-литовскому войску присоединились славянские (белорусские, украинские, русские) отряды (хоругви) из Смоленска, Полоцка, Галича, Киева и других городов, чешские отряды во главе с Яном Жижкой, ставшим впоследствии предводителем гуситского движения в Чехии, а так же отряд татарской конницы. Сокрушительное поражение ордена явилось началом крушения его мощи и на пол столетия остановило политику  DrangnachOstenна 500 лет.

Видео: Грюнвальдская битва 1410 г.

Князь Александр Ярославович Невский

«Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет»

Видео: 

  • Князь Александр Невский.
  • Святой благоверный великий князь Александр Невский

Источник: https://i100rik.com.ua/ekspansiya-s-zapada-i-ee-rol-v-istorii-narodov-rusi-i-pribaltiki/

Славяне Балтии. Утраченные земли и города. Прибалтика Восток

С древнейших времен исконным населением Прибалтики, наряду с балтами и финнами, были славяне. Уже во времена великого князя Олега Вещего (IX в) юго-восточная часть прибалтийских земель входила в состав Киевской Руси (левобережье Двины). Правобережье Двины находилось под властью княжества Полоцкого.

Здесь стояли русские города — замки: Кокне (Кокнесе), Яр Руско (Ерсика). Согласно хронике Генриха Латвийского эти города — столицы удельных княжеств — были старейшими в Ливонии.

Они управляли своими владениями, собирали дань с местного населения, правили среди них суд, помогали Полоцку оборонять западные рубежи >>>

Земли, что лежали на восток от Варяжского (Балтийского) моря испокон принадлежали роду кривичей. Вплоть до XV в. эсты и леты платили дань Пскову и Новгороду. Опорной базой псковичей был город Талово (Талава) — центр одноименного княжества. До сих пор латыши называют нас KRIEVI, т. е. кривичи. Это название достаточно ясно говорит о том, кто владел этими землями.

Другой древнерусский род, который оставил свой след в прибалтийском крае — это род вентичей, или вятичей (они же венеды). Двигаясь с Европы на восток вентичи закрепили свой след в географических названиях: Венетци (Венеция), Вендобона (Вена), Винета, и далее на север: Вента, Виндава (Вентспилс), Венден (Цесис), Вендора, Коловен и т. д.

Вот почему эстонцы и финны зовут нас этим именем и сегодня (Венайя). Вообще вся прибалтийская топонимика буквально усеяна русскими названиями.

Взять ту же Эстонию: Таллин (Ревель) — это древний город вентичей Коловен, Оденпе — это Медвежья Гора, Тарту (Дерпт) — Юрьев, Визенберг — Раковор, Пярну — Перунов, Тырва — Тырнов, Нарва — Ругодив, Вяндра — Вендора,

Валга — Волгла и т. д. Поэтому бессмысленны споры о том, как правильно писать название эстонской столицы: с одной буквой «н», с двумя или с тремя. Как ни пиши, все будет неправильно. Исконное название Таллина звучит по-русски: Коловен.

На прибалтийском острове Риген (Рюген) находился духовный центр славян, где жило племя, известное как варяги-русь. В их столице, Арконе, стоял храм общеславянского бога Святовита, который являлся местом поломничества славян с разных земель. Основавшие Ригу славяне назвали поселение именно в честь острова Риген.

До 17 века Балтийское море называлось Варяжским (или русским), а Рижский залив — Венедским.

После смерти вождя ильменских славян (словен) Гостомысла, началась смута, и для ее прекращения словене призывают в Новгород вождя варягов-русь Рюрика со своей дружиной. Он и стал первым русским князем, а объединенный народ получил имя русь. Таким образом, именно прибалтийские славяне положили начало современной русской нации, а Прибалтика является этнической родиной русских.

Что касается юга и запада Прибалтики, то и там издревле обитали славяне. Два древнерусских рода владели в Европе обширными территориями, включая бассейны рек Неман, Висла, Одра, Лаба. Это бодричи лютичи. Например, лютичам принадлежало княжество Порусье в бассейне реки Неман (от древнего названия Немана — река Русь). Столицей этого княжества была крепость Малы Кролевец.

В конце XII в. мощный натиск немцев на восток достигает территории Латвии. Вот что об этом сообщает Псковская летопись митрополита Евгения: «Год 1186.

Около сего времени Мейнгард, немецкий монах, прибывший на устье Двины с бременскими купцами, милостиво испросил дозволения у Псковского князя Владимира, владевшего тогда сими странами, обращать в христианство лифляндцев и чудь». Однако дальнейшие события развивались уже без «милостивого дозволения Псковского князя».

Зажатая между Западом и Востоком (монголо — татарами), ослабленная внутренними распрями, наша держава теряла Прибалтику. Территории современной Латвии и Эстонии достались немцам и шведам.

Объединителем удельных княжеств Северо-Западной Руси стал литовский князь Миндовг. В 1267 году к власти в Литве пришел князь Шварно, сын Даниила Галицкого. С этого времени князья Северо-Западной Руси стали охотно переходить «под руку» князя Литовского, чтобы сообща обороняться от татарских набегов.

В единое государство этот союз сложился при Гедимине (1316−1341), который стал носить титул Великого князя Русско-Литовского. В юридическую основу новой державы былат положена «Правда Ярославичей» — сборник обычаев Киевской Руси. Обычаи, традиции, управление — все было создано по русскому образцу.

Государственным языком был, естественно, русский.

В эти же годы восточные русские княжества объединяются вокруг Москвы, где княжил Иван Калита. В 1377 г. Великим князем Литовской Руси стал Ягайла. Женившись на польской принцессе Ядвиге, он принял католичество. После этого большинство удельных князей и братьев Ягайлы не признали его своим сувереном.

Русские князья стали переходить под руку Московского князя Дмитрия. Московская Русь настолько крепнет, что в 1380 г. войско Дмитрия дает бой Орде.
Литва и Польша на основе Кревской унии объединяются в новое государство — Речь Посполитую.

После этого хозяевами прибалтийского региона становились и немцы, и шведы, и поляки, и вновь отбивавшие ее русичи. Окончательное вхождение Лифляндии и Эстляндии в состав Российской Империи произошло в ходе Северной войны (1700 — 1721), что зафиксировано Ништадским мирным договором.

Этот договор заключен «на вечные времена» и признан ведущими державами того времени. Курляндия и Литва вошли в состав России в результате разделов Польши в1772, 1793 и 1795 годах.

Возвращение территории современной Латвии под русский контроль принесло предкам латышей возможность всестороннего развития, право участия в структурах управления. При шведах и немцах они даже не имели права жить в Риге.

С помощью русских была создана латышская письменность. В Петербурге учились те, кто станет первыми представителями латышской интеллигенции, которые создадут латышскую литературу.

Только благодаря русским латыши сформировались как народ.

Сейчас мы живем в краю, за который нашими предками пролито реки русской крови. Издревле в Прибалтике живут славяне. Сотни лет возвышаются здесь православные церкви. Сегодня русские составляют большинство во всех крупнейших городах Латвии.

Русские внесли неоценимый вклад в развитие, индустриализацию Латвии, возведение городов, курортов, культурную жизнь края.

В свете вышеизложенного единственно возможным и логичным вариантом сохранения стабильности и мира в Латвии является признание тщательно замалчиваемого исторического факта, состоящего в том, что русские, как и латыши, являются здесь коренными.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/authors/Sloven/posts/37963/

Где была Русь и как она стала Россией

Споры о том, где была Русь изначальная идут давно и закончатся не скоро. Историкам приходится находить сведения в основном в зарубежных источниках и библиотеках. Хочу опубликовать результат изучения, проведенного Н.И.Васильевой.

Точные указания на локализацию древней Руси содержатся в немецком источнике — так называемом Баварском географе, созданном около 845 г. Описывая дорогу из баварского Регенсбурга на Каспий, географ перечисляет народы, встречающиеся по пути в следующем порядке: бужане, уличи, руссы, хазары.

Совершенно очевидно, что понятие «русы» еще в середине 9 в. не включало в себя прикарпатских и приднестровских славян-бужан (волынян), а также нижнеднепровских уличей, очевидно, оно относилось только к жителям более отдаленных восточных районов от Днепра до Дона вплоть до границ с Хазарским Каганатом.

Эти сведения в принципе совпадают с данными русских летописей: известно, что в середние века «Русской землей» назывались владения Киевского, Переяславского и Черниговско-Северского-Рязанского княжеств, в более ранние времена охваченные племенными объединениями вятичей, северян и полян.

Такая вот федеративная Русь!

Как видим, «Русская земля» в раннем средневековье не совпадала с границами «Киевской Руси» 10-13 вв., но занимала только ее юго-восточную часть

Юго-западная, прикарпатская часть, также, как и северная часть (заселенная и словенами) существенно отличались от «Русской земли» и не носили этого имени вплоть до создания реального политического объединения.

Еще в позднем средневековье новгородцы называли себя словенами и видимо, ощущали свое отличие от южан. В одном из памятников конца 15 в.

устами новгородцев сказано буквально следующее: «…князь великий Владимир крестися и все земли наши крести: русскую, и нашу словенскую, и мерскую, и кривичскую…»

Итак, Русь на юге, к востоку от Днепра и далее, Словения — на севере!

Арабские и персидские источники

Обратимся к сообщениям арабских и персидских источников о раннесредневековой России. Буквально все они утверждают, что существовала большая разница между различными группами русов (северными и южными), разница политическая и даже этническая.

По сообщению «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга путей и странствий») Ибн Хаукаля, писавшего в 10 в., русы делятся на три группы:

1) «ближайшая к Булгару», с центром в «Куйябе» (в Киеве);

2) «высшая» — ас-Славийа;

3) ал-Арсанийа, с центром в городе Арса; труднодостижимая и расположенная где-то «на воде», судя по сообщению о том, что ее жители спускаются по воде для торговли.

Из контекста этих и других источников можно понять, что «Куйяба», то есть Киев, является столицей собственно «Русийи», тогда как северная часть страны так и называется «Славийя», а жители этих областей соответственно русскими и славянами.

Но где тогда искать загадочную Арсанийю, называемую также Арсой или Артанией?

Наряду с этим вполне реалистическим описанием «трех групп русов» многие арабские авторы сообщают рассказ о некоем таинственном «острове Русов»; наиболее раннее из повествований этого типа принадлежит, по-видимому, ал-Джарми, писавшему в середине 9 в. Вот как выглядит «остров Русов» согласно наиболее ранней из дошедшей до нас версий, принадлежащей Ибн Руста (начало 10 в.):

«…Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове окруженном озером… У них есть царь, называемый хакан русое. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают.

Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.

Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом»… У них много городов, и живут они привольно.

Гостям оказывают почет… Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях».

От админа сайта: странное описание — разбойники, да и только. Похоже современным американцам о России рассказывают приблизительно тоже самое.

Загадочный остров пытались локализовать в самых разнообразных местах; одна из версий — что арабы имели в виду северные земли в районе оз. Ильмень, где много болот, рек, озер и т. д.

Но, как легко можно убедиться, северные земли — это «Славийя», а не «Русийя»; там жили словены, назвавшиеся своим именем.

Может быть, арабы и преувеличили враждебность русов по отношению к славянам, но из их рассказов достаточно ясно, что русские по сравнению со «славянами» крутые ребята, и ведут себя соответственно. Это не похоже на северных «лесовиков».

Кроме всего прочего, в рассказе речь идет о самом что ни на есть настоящем острове, расположенном не то среди озера, не то среди моря. Об этом острове сообщается конкретная информация: оказывается, обойти его можно за три дня пути… Это вовсе не аллегория, а самый нормальный остров, средних размеров, не маленький и не большой.

Где же мог находиться остров русов?

Так что же это такое — «остров русов»? Если средневековые арабы придавали ему такое важное значение, почему мы ничего о нем не знаем? А это как сказать, может быть, и знаем кое-что… «На море-океане, на острове Буяне…» Кто не помнит этого классического зачина русских сказок? Между тем давно уже предполагалось, что в произведениях «устного народного творчества» имеется в виду вполне конкретный остров, расположенный вблизи южного побережья Балтийского моря, а именно остров Рюген.

Название его связано с именем западнославянского народа «руги»; следует заметить, что были варианты этнонима: Руги, Рутены, Русины, Русци, Ройаны, Раны, Руяны. Вот этот последний вариант и преобразился в народной традиции: из Руяна стал Буян.

Так часто бывает: старое название наполняют новым смыслом, используя созвучие. Но руги-руяны, как сообщает ряд средневековых источников, назывались также и русами, и именно это и было, видимо, их «главным», родовым именем… Вот же он, «остров русов».

Никуда не делся, жив и в действительности и в воспоминаниях.

Что он представлял собой в раннем средневековье, почему ему придавали такое важное значение? В древности остров Рюген был больше, чем сейчас; его несколько разрушило землетрясение. Этот остров был упомянут впервые в 75.

1 году в англосаксонской хронике Беды Достопочтенного под названием Rugini. Но сам этноним «руги» известен по крайней мере с конца 1 в. н. э.

: именно в западной части южно балтийского Поморья помещал Тацит некий народ ругиев…

На острове Рюген (Ругин) располагался город Аркона — крупный сакральный центр поморских славян. В городе находилось святилище верховного бога славянского пантеона, Свентовита (Свято-вита). Насколько это святилище почиталось, ясно видно из того факта, что ему приносили дары даже датские короли, и уже после принятия христианства!

Жители острова действительно отличались мужеством, как и вообще все венды; изоляция острова, разумеется, способствовала созданию своего рода военно-морской базы для экспансии на дальние расстояния.

О том, что поморские венды-русы были достаточно воинственны и совершали дальние набеги, свидетельствуют современные источники; так, например, в походы на запад, грабить Англию, западные славяне и скандинавы-датчане ходили вместе, проявляя при этом трогательное единодушие… Наконец, самое главное: совпадают параметры острова.

Площадь Рюгена около 1000 квадратных км, а это как раз и составляет примерно три дня пути. Кроме того, остров расположен в Балтийском море, о котором в древности действительно могли иметь двойственное представление, и как о море, и как об озере (Балтика мелководный, достаточно замкнутый бассейн).

Остров Ругин-Руян и его столица Аркона были крупным центром западнославянской (вендской) Цивилизации, центром религиозным, военным и государственно-политическим одновременно.

Именно сакральное дохристианское значение Ругина и Арконы отразилось в «сказочной» традиции, превратившей реальное место в таинственный «остров Буян».

/Важное значение Ругина и получило отражение в арабской исторической традиции, упоминающей его как «остров русов».

Все упоминания арабских авторов о нем собственно к России отношения не имеют, речь идет о западнославянском Поморье. От этого вся путаница!

Настоящая  Русь делится, по мнению арабских авторов на две области: южную, с центром в Киеве (Куяве), называемую также ар-Русийя, и северную, именуемую ас-Славийя.

Третья область, Артания (Арсанийя) — это и есть «остров Русов», Ругин с его сакральным центром Арконой’.

Значит, еще в 9 в. было две Руси…

Следует вспомнить, что и византийский император Константин Багрянородный, писавший в середине 10 в., различал две Руси: ближнюю (по отношению к Константинополю; видимо, имелась в виду именно Киевская Русь), и дальнюю (очевидно, прибалтийская).

Таким образом, сообщения арабских и других авторов, фиксирующие ситуацию 9 в.

, получают полное объяснение: есть два этнополитических объединения на Восточно-Европейской равнине, северное — Словения, с центром в Новгороде, и южное собственно Русь, с центром в Киеве.

Но кроме этого, есть еще и другая Русь, центрально-европейская, южнобалтийская; эта Русь имеет крупный центр, расположенный на острове Рюген, и другое ее название Аркона (Арса, Артания), по имени главного города.

Даже при беглом просмотре источников видно, что этнонимы «русы» и «руги» в средние века значили примерно одно и тоже и применялись как к западной, балтийской, так и к восточной, «киевской» ветви славян.

Итак, в раннем средневековье были известны две группы русов: одна в районе от Среднерусской возвышенности до Приазовья-Причерноморья, другая на славянских землях южнобалтийского Поморья, вблизи устья Одера.

Остров Рюген (Ругин) также был заселен «русами», из чего следует тождество западных русов и ругов, известных в этих местах еще со времен Тацита. Западная же часть славянского Поморья, до устья Эльбы и Ютландии именовалась Вагрией, землей варягов.

Следовательно, южная Прибалтика в раннем средневековье состояла из:

1) Славонии, или Вагрии, от основания полуострова Ютландия;

2) Руссии, или Ругии, от острова Рюген и далее;

3) Пруссии, земли балтийцев (современная Калининградская область) и литовских земель

4) эстонских (чудских) и финских земель.

Славянская Руссия граничила с балтийской Пруссией; на очевидное сходство имен давно обращалось внимание — Очевидно, что происхождение этих «сдвоенных» имен относится по крайней мере к эпохе балто-славянского единства.

Как связаны «варяги» и «русь»

Этнонимы «варяги» и «русь» первоначально означали разные народы западнославянской (вендской) группы, как это и следует из текста Повести временных лет.

Позднее, видимо, термин «варяги» разросся до «родового» обозначения всех южно балтийских славян вообще, почему в тексте летописи и сказано: пошли к варягам, к руси (в том смысле, что русь — это частное подразделение внутри «варяжской»-поморской славянской общности).

Остается выяснить вопрос: откуда такое совпадение этнонимов на южнобалтийском, вендском Поморье и в южной (тогда южной, а теперь центральной) России? И это вполне объяснимо: по сообщению Повести временных лет, вятичи и радимичи, заселившие центр России, пришли именно из западнославянских, польских земель («из ляхов»).

С точки зрения археологии, эта великая славянская миграция прослеживается как движение из Центральной Европы на восток культур пражской керамики в 7-8 вв. По-видимому, в рамках этого движения этнос, занимавший крайние северо-западные пределы славянской территории, обитавший в междуречье Эльбы и Вислы, продвинулся дальше всего на восток, заняв Среднерусскую возвышенность.

Между прочим, «вятичи», «вяты» это и есть венды в более древнем произношении..

Признание существования в раннесредневековой Европе двух народов по имени русь (вернее, двух ветвей одного народа) сразу избавляет от неопределенности и позволяет истолковать ранее совершенно непонятные сообщения источников. Ведь до сих пор все сообщения о «руси» без разбора приписывали Новгородскому или Киевскому государству, несмотря на вопиющие противоречия, возникающие при такой интерпретации.

Раздвоение

Итак, можно утверждать, что историки 9-10 вв. знали две Руси: одну из них можно отождествить с западнославянским Поморьем, от устья Одера и острова Рюген до Вислы, а другая и есть «Русская земля», известная по нашим летописям.

Точно такое же «раздвоение» происходило и с другим, не менее известным топонимом: если земли по Дунаю назывались Словенией и Словакией, то почти такое же название закрепилось и за северо-восточными территориями в районе Приильменья «Словенская земля».

По-видимому, славянские мигранты с запада принесли с собой в 7-8 вв. и собственные имена…

Известно, что в широком смысле название «Русь» применялось ко всем землям, входившим в состав государства Святослава и Владимира, но в более тесном смысле под «русской землей» в раннем средневековье подразумевались только юго-восточные земли, занимаемые племенами полян, северян и вятичей. Юго-западные племена (древляне, волыняне, хорваты и др.

) в состав этой «Руси» не входили; еще в 9 в., судя по всему, у них были собственные государства, именуемые арабами «Валинана» (Волынь) и «Джарваб» (Хорватия, будущая Галичина). Северо-западные районы, вошедшие в состав Полоцкого княжества, тоже носили собственное имя «земель кривских»; новгородское Приильменье вообще чуть ли не до 15 в.

называлось своим именем, «землей словенской».

Но и на юго-востоке, по-видимому, существовала своя иерархия. Так, Аскольд и Дир владели, согласно летописи, не русской, а Польской (в смысле полянской) землей. Радимичи, согласно той же летописи, были также чем-то отличным от собственно «русских»… Кто же остается? Северяне и вятичи.

Жители средневековой Чернигово-Северско-Рязанской земли, современной Центральной России… Только они в летописи никогда не противопоставляются русским, никогда не упоминаются, как нечто особенное от русских.

Теперь понятно, почему Игорь Святославич, князь Северский и позднее — Черниговский, уходя на юг в поход, обернулся и воскликнул: «О Русская земля!»…

Так где Русь?

По-видимому, Русь в раннем средневековье — это земли примерно от Москвы на севере до Воронежа на юге, от Днепра на западе до Мурома и Рязани на востоке. Что же здесь странного? Ведь это и теперь самая настоящая Россия, ее центр. Россия всегда называлась Россией; это вполне естественно и нормально…

Совпадение этнонима русь на западе и востоке в таком случае, оказывается не случайным: оно указывает на генетическое родство. Венды-вятичи-русские пришли в Центральную Россию в 7-8 вв. из междуречья Эльбы-Одера-Вислы.

Сюда переместился центр цивилизации, но какая-то ее часть, уже ослабленная этим перемещением еще оставалась на западе в течение средних веков, еще прикрывала с запада новую общность, зревшую на востоке, пока окончательно не погибла в 12 в.

Вендская цивилизация подошла к концу — ее энергия перетекла на Восток. Началась история новой России.

Из книги Васильевой Н.И «Русь и варяги»

Похожее

Источник: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/ge-byla-i-est-rus.html

Варяжская(Балтийская) Русь. Русская Атлантида

     Обычно, когда говорят об «исчезнувшей цивилизации», в голове появляется образ тропических лесов Южной Америки, Южной Азии или загадочные развалины на дне Атлантического океана.

Но про Центральную Европу обычно никто не вспоминает, хотя именно здесь менее тысячи лет назад погибла целая цивилизация – «Славянская Атлантида», Варяжская Русь.     О Варяжской Руси очень сложно найти информацию, про неё не пишут художественные книги, не снимают художественные и документальные фильмы.

Только немногие энтузиасты славянской истории знают названия её городов, имена многочисленных богов, её битвы, победы и поражения, подвиги её воинов.

    Кто слышал про Ретру? Кто знает про духовный центр Балтии — Аркону на острове Руян, где стоял храм до 1168 г.

, посвященный Свентовиту(Белобогу)? Кто знает про славянскую Винету, современную Венецию — центра торговли всей Балтики? Помнят ли про Старгород(сейчас Ольденбург), предшественника Великого Новгорода.

    Кровь славянорусов Центральной Европы до сих пор течёт в современных народах – датчанах, шведах, восточных немцах, литовцах, латышах, норвежцах,; у них есть и прямые потомки – поляки, русские, которые говорят почти на том же языке. Они дали Европе множество аристократических родов, дали России династию Рюриковичей.

И тем не менее в России не помнят о них, понятно почему о них постарались забыть в Европе – их города, государства были построены на основании славянских градов, территорий, а перед этим всех непокорных просто уничтожили, это был не единовременный процесс, битва цивилизаций шла столетия.

Но в итоге одержал вверх Ватикан, его проект римско-католического мира.

Почему мы знаем так мало?

    Враг постарался уничтожить все следы истинной истории славного славянского рода, истории Суперэтноса Русов.

Стёр язык, уничтожил веру, практически все материальные слады славянской цивилизации в Центральной Европе, выжившие были окатоличены, их заставили выучить языки победителей, родной язык всячески преследовался.

Были внедрены чужие праздники, заменены имена городов, имена самих людей – Ратиборы, Годолюбы, Славимиры, Яромиры стали Иосифами, Иаковами и т. д.

    До нас не дошли летописи западных славянорусов, хотя они могли быть – у них существовали развитые города, храмовые комплексы, мощные союзы, князья, могли быть и летописи. Возможно, когда-нибудь, когда тайны истинной истории приоткроются и мир узнает о тайных хранилищах Ватикана, всплывут и письменные памятники западных славянорусов. Кое-что мы можем узнать из генеалогий аристократических родов Европы, часть знати Варяжской Руси приняло чужой язык, католичество и вошло в Новую Европу. Понятно, что генеалогии нужно тщательно изучать, чтобы получить достоверную информацию, они дошли только в поздних списках – XVI-XIX веков.    Некоторые данные можно получить из хроник франков, саксов, датчан, заметок путешественников, «житий» миссионеров, «просвещавших» славян, по договорам, картам. Другой источник — фольклор, народные предания, саги. Огромный массив информации может дать археология, правда, современные европейские археологи также обходят стороной эту проблему, изучая более поздние наслоения, вопрос-то геополитический. Даже геральдика европейского дворянства даёт информацию о том, что в современной Европе жили славяне (кроме территорий, занятых чехами, словаками, поляками), мы узнаем это и из географических названий (топонимика).

    Авторы, изучавшие проблему варяжско-русского наследия

     Спасибо славистам 19 столетия, они начали изучать эту проблему и оставили нам мощный фундамент, опираясь на который, можно многое узнать о наших предках. Так, Александр Гильфердинг (видный деятель славянофильского движения) плотно изучал проблему балтийских славян, и в 1855 году был издан труд «История балтийских славян», в 1861 году вышел его труд «Борьба славян с немцами на Балтийском поморье в средние века».     Немного позднее вышла работа польского историка Адольфа Павинского «Полабские славяне в борьбе с немцами в VIII-XIII веках» и двухтомник И. А. Лебедева «Последняя борьба балтийских славян против онемечивания». Александр Котляревский изучал право балтийских славян; незадолго перед Февральской революцией 1917 года вышел двухтомный труд Д. Н. Егорова «Славяно-германские отношения в средние века. Колонизация Мекленбурга». Писали о славянах Европы и другие авторы, часто в связи с темой происхождения Руси и её первой правящей династии – Рюриковичей.     А вот после революции 1917 года эта тема ушла в небытие, в СССР даже тема мифической Атлантиды всплывала, а про славянорусские племена Центральной Европы «забыли». Не переиздавались фундаментальные труды исследователей дореволюционной поры, вышло только несколько статей, но они были неизвестны широкому кругу читателей. В книгах по истории славянства славянам Центральной Европы, побережья Балтийского моря посвящалось максимум несколько страниц. Не всплывала эта тема и в художественных произведениях. Фактически это тотальное замалчивание истории наших предков.    Только в конце 20 столетия тему славян, русов Центральной Европы поднял русский историк, писатель Юрий Петухов. В своей фундаментальной работе «История руссов. Древнейшая эпоха» он убедительно доказывает, что большая часть Европы была заселена славянорусскими племенами. Более подробно про проблему славян, русов Северной и Центральной Европы Петухов написал в работах «Древности русов» и «Норманны. Русы Севера». К большому сожалению, в 2009 году он ушёл из жизни.     Ещё один исследователь темы Варяжской Руси — это Лев Прозоров.

    Противостояние Римской Империи и Варяжской Руси

     В эпоху Рима мы можем получить некоторые сведения о русах, славянах Европы из его источников. Правда, надо понимать, что, когда римляне называют северных варваров «германцами», они имеют ввиду не предков современных немцев (немецкий язык был создан только в 19-20 столетиях), народа «германцы» никогда не было, а яриев-русов. Лингвистически «гер-» — это русское слово «яр», сравните: «Геровит» — «Яровит», «германцы» — «ярые люди», более поздний термин «арии». Называли они их и другими словами — венедами, вендами, венами, индами, виндами, венетами, винетами, позднее вандалами и т. д . Суть от слов не меняется, всё это были русы. Об этом хорошо рассказано в работе, видимо, первого историка славянства – Мавро Орбини. Он опирался в своём труде на огромное количество не дошедших до нас источников (часть из них получил Ватикан), и его труд представляет огромную ценность, как источник и первая работа, где попытались обобщить историю славян.     Рим вёл постоянные войны с русами, славянами, наступал на их земли, но дальше Дуная и Рейна продвинуться не смог. Это было первое противостояние Запада и Руси, в итоге северные и восточные варвары сокрушили Римскую империю, одержав победу. Но противостояние цивилизаций не закончилось, войну с Русью возглавил Ватикан, католический Рим. Он действовал ещё более тонкими методами, методом «культурного сотрудничества», внедряя «христианство», в котором уже практически ничего не осталось от учения Христа.    Тот факт, что славяне жили в центре Европы до так называемой эпохи «Великого Переселения народов» подтверждает и то, что названия славянорусских племен и союзов племен фактически идентичны названиям племён «восточных германцев», которые называли римские источники времен Римской империи. Например: лугии – это лужичане, руги – ругяне, руяне, силинги – слензяне, вельты – велеты-волоты, лютичи, левомии – лемузы, марсинги – марачане, мараване, гелизии – геленсичи, хатты – хуттичи, дидуны – дедошане, хизо-барды – хижане, ланго-барды — бодричи, земноны – земчичи, боланы – поляне, вандалы – венеды, варины, варны – варны.     Полностью подтверждают славянство областей Центральной Европы и язык земли, топонимика. Остров Рюген-Руян, Бранденбург-Бранибор, Дрезден-Дроздяны, Одер-Одра, Эльба-Лаба, Австрия – Острия, Росток – Росток, озеро Варинское и сотни, тысячи названий.

    Правящие династии с Славянской Балтики на Руси и России

   Самой известной ветвью являются Рюриковичи. Рюрик, выходец с Балтии, племянник Новгородского славянского князя Гостомысла, приглашённый править на Русь.

   Следующие известные правители были Гольштейны-Готторпы, младшая ветвь Ольденбургской династии(выходцы с Эльбы, возможно из славянского объединения ободритов). Представитель которых Карл Фридрих явился родоначальником правящей ветви в России, после того, как мужская ветвь Романовых прервалась на Петре 1.

   София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (Екатерина 2). Родилась в тогда немецком городе Штеттин — столице Померании (Поморья). Мать — Иоганна Елизавета, из Готторпского владетельного дома, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III(Гольштейны-Готторпы). Родословная Иоганны Елизаветы восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.

  Недавно был снят художественный фильм М.Задорнова  «Рюрик. Потерянная быль» о Варяжской Руси и выходце из нее князе Рюрике.

  Литература: Л.Прозоров «Варяжская Русь».

  Источник

Источник: https://a-forester.livejournal.com/65770.html

Ссылка на основную публикацию