Руководители государства в 20 — начале 21 веке — история России

Рф в конце 20 века, в начале 21ого веков. особенности экономического и социально-политического развития

Поиск Лекций

В 1991 г. возникла угроза распада Российского государства. Республики, входящие в состав РСФСР, и автономные области заявляли о своем суверенитете. Татарстан, Чечня, Якутия и Башкортостан приняли решение о выходе из состава Федерации. Сепаратистские настроения были основаны на желании оформить самостоятельность и независимость и защитить свои интересы, ущемляемые Центром.

Большими усилиями и уступками отношения России с субъектами Федерации были урегулированы. Подписанием Федеративного договора 31 марта 1992 г. были определены взаимоотношения и границы между субъектами Федерации, в которую вошли 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, Москва и Санкт-Петербург.

Одной из проблем внутренней политики стал выбор формы государственности. Существовали варианты: президентская республика, парламентская республика, смешанная президентско-парламентская республика.

Переходный период обусловил нарастание противоречий между двумя основными ветвями власти: законодательной (съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство).

21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета и проведении выборов в новые органы государственной власти. Его указ фактически вводил в стране президентское правление.

Конституционный суд и руководство Верховного Совета признали решения президента неконституционными. Часть депутатов отказалась сложить свои полномочия и была уверена в победе, надеясь на поддержку граждан.

В Москве нарастала напряженность. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В.Руцкой начал формировать правительство.

Противостояние достигло пика 3 октября, когда была предпринята попытка захвата мэрии и Останкинского телецентра.

Президент ввел в столице чрезвычайное положение и выдвинул ультиматум защитникам Белого Дома. 4 октября Белый дом был обстрелян из орудий и занят спецназом. Организаторы обороны были арестованы и водворены в тюрьму Лефортово.

Впоследствии Б.Н.Ельцин устранил все органы советской власти, которые просуществовали с 1917 г. по 1993 г.

Насильственное установление советской власти закончилось ее нелегитимным устранением при молчаливом согласии граждан.

В декабре 1992 г. 7-й съезд народных депутатов принял решение вынести вопрос о Конституции на Всероссийский референдум.

Однако вопрос о форме государственной власти был решен в ходе следующего референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г.

В результате референдума был установлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых декларировалась как самостоятельная.

Главой государства становился всенародно избранный Президент, определяющим основные направления внутренней и внешней политики.

Законодательная власть — Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы, исполнительная — Правительство под руководством председателя, который руководит федеральными министерствами, судебная — Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

В октябре 1993 г. начались выборы в Федеральное собрание. Многие называли его 5-й Государственной Думой. Она состояла из 550 депутатов, половина из которых избиралась по партийным спискам. 225 мест в Думе разделились следующим образом: ЛДПР — 59, Выбор России -40, КПРФ — 32, Аграрная партия — 21, Женщины России — 21, Яблоко — 20.

Принятая конституция и авторитет Федерального Собрания способствовали стабилизации обстановки в общественной жизни. Официально это было закреплено 28 апреля, когда политические и общественные организаци

В конце 90 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причинои разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.

В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления, и нет признаков подготовки внешней агрессии.

У нашего государства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику.

Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.

В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.

Россия — крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она занимает стратегически выгодное положение, являясь мостом между Европой и Азией.

Традиционные связи, существенное влияние России в ряде стран и регионов послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.

Немаловажна и политическая воля современного российского правительства, которое отвергло все попытки сделать Россию «ведомой» страной. Наша держава сумела сохранить себя в качестве самостоятельной политической и экономической величины в современном мире. Этому способствовала правильно выбранная ориентация и активная дипломатическая деятельность руководства.

События 11 сентября 2002 г. отчетливо показали способность нашего руководства к быстрому маневру и переориентации внешней политики и подтолкнули Россию и США к партнерству и сотрудничеству на полях совпадающих интересов.

Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия поведет политику полностью идентичную действиям США.

У нашего государства есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран.

В 2000 г. принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:

  • обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;
  • воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношениях между государствами;
  • создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

Последовательность внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.

Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для дела мира, и в этом стремлении нет места имперским амбициям.

Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.

Источник: https://poisk-ru.ru/s54909t4.html

Руководители нашего государства в XX – XXI веках Презентация к дополнительному учебному занятию по истории России Презентация к дополнительному учебному. — презентация

1 Руководители нашего государства в XX – XXI веках Презентация к дополнительному учебному занятию по истории России Презентация к дополнительному учебному занятию по истории России Автор Бабынин Сергей Анатольевич, преподаватель истории и обществознания ГОАОУ СПО «Яковлевский политехнический техникум г. Строитель Белгородской области»<\p>

Читайте также:  Закавказье в период римских завоеваний - история России

2 Руководители нашего государства в XX – XXI веках План учебного занятия: 1. Последний русский царь. 2. Советский период. 3. Новая Россия.<\p>

3<\p>

4 Последний русский царь Николай II Александрович Николай II Александрович — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский, последний царь Российской империи ( ) из императорского дома Романовых. Полковник (1892); кроме того, от британских монархов имел чины: адмирала флота (1908) и фельдмаршала британской армии (1915). Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно — ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию гг. и революцию 1917г.; во внешней политике — экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и первой мировой войне. Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917г. и находился вместе с семьей под домашним арестом в Царском селе. Летом 1917 года, по решению Временного правительства, был вместе с семьей отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где был расстрелян в июле 1918 года, вместе с семьёй и приближенными.<\p>

5 Правлением Николая II заканчивается многовековая история дома Романовых, правивших Россией более 300 лет. В этот период Российская империя переживала целые эпохи взлётов и падений, кровопролитных войн, великих побед и жестоких поражений, великих революционных потрясений начала XX века, в результате которых она и перестала существовать.<\p>

6 Советский период Владимир Ильич Ульянов Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; ) — российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал- демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства. Марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель Советского государства. Сфера основных политико-публицистических работ теория и практика осуществления социалистической революции, построения социализма и коммунизма, политэкономия социализма.<\p>

7 Советский период Иосиф Виссарионович Сталин Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия – Джугашвили; ) — российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель. Деятель международного рабочего коммунистического и движения, теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма. На сталинский период приходится ряд важнейших событий в истории СССР и мировой истории: ускоренная индустриализация СССР, создание крупного механизированного сельского хозяйства СССР, разгром нацизма во Второй мировой войне, превращение СССР в сверхдержаву со значительным научным, военным и промышленным потенциалом, усиление влияния Советского Союза в мире; а также: форсированная коллективизация, голод в годах на части территории СССР, установление диктаторского тоталитарного режима, многочисленные людские потери, установление социалистического строя в Европе и Азии, начало «холодной войны».<\p>

8 Советский период Никита Сергеевич Хрущёв Никита Сергеевич Хрущёв ( ) — Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического Труда. Развенчал культ личности Сталина, способствовал определённой либерализации общества и массовой реабилитации политических заключённых. Улучшил отношения СССР с капиталистическими странами и Югославией. Период правления Хрущёва иногда называют «оттепелью»: были выпущены на свободу многие политические заключённые, активность репрессий значительно снизилась по сравнению с периодом правления Сталина. Снизилось влияние идеологической цензуры. Советский Союз достиг больших успехов в покорении космоса. Было развёрнуто активное жилищное строительство. Вместе с тем, с именем Хрущёва связаны и значительное усиление карательной психиатрии, и расстрел рабочих в Новочеркасске, и неудачи в сельском хозяйстве и внешней политике, на его правление приходится высшее напряжение «холодной войны».<\p>

9 Советский период Леонид Ильич Брежнев Леонид Ильич Брежнев ( ) — советский государственный, политический, военный и партийный деятель. Первый секретарь ЦК КПСС в годах, с 1966 по 1982 год — Генеральный секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР в и годах. Маршал Советского Союза (1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981). Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973) и Ленинской премии по литературе (1979). В некоторых источниках правление Брежнева называют «эпохой застоя». Это был период наивысшего могущества и политического влияния СССР в мире. В тоже время расцвет коррупции, «теневой экономики», разгул неосталинизма и гонения на инакомыслящих привели к глубокому кризису и падению социалистической системы.<\p>

10 Советский период Юрий Владимирович Андропов ( ) — советский государственный и политический деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС ( ), Председатель Президиума Верховного Совета СССР ( ), Председатель КГБ СССР ( ). Широкий резонанс в обществе вызвали мероприятия нового руководителя, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства, либо уличённые во взяточничестве. Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствовании руководства экономикой. Подавляющее большинство советских людей поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако эти меры не привели к ощутимым результатам.<\p>

11 Советский период Константин Устинович Черненко Константин Устинович Черненко ( ) — Генеральный секретарь ЦК КПСС с 13 февраля 1984, Председатель Президиума Верховного Совета СССР с 11 апреля 1984 (депутат — с 1966). Член ВКП(б) с 1931 года, ЦК КПСС – с 1971 года (кандидат с 1966), член Политбюро ЦК КПСС с 1978 года (кандидат с 1977). Будучи «правой рукой» Брежнева, он неустанно почитал его. От подчиненных он требовал, чтобы они докладывали ему об откликах о его беседах, встречах, выступлениях, читал обзоры о собственной персоне. Как правило, восторженные отклики о генсеке черпались из советской прессы и печати социалистических стран. Труднее было обнаружить что-то позитивное в его адрес в западных изданиях. Многие активные расследования и репрессии против различного рода коррупционеров брежневского времени, начатые при Андропове, при Черненко были частично приостановлены. Дела, которые не получили развития, были спущены на тормозах.<\p>

12 Советский период Михаил Сергеевич Горбачёв ( )- советский и мировой политический и общественный деятель. Глава КПСС и Советского Союза. Первый и единственный президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых — Нобелевская премия мира 1990 года. С деятельностью Горбачёва на посту главы КПСС и государства в сознании его современников неразрывно связаны: — Масштабная попытка реформирования СССР («перестройка»), закончившаяся его распадом, крахом мировой социалистической системы и окончанием холодной войны. — Ввод в СССР политики гласности, свободы слова и печати. — Вывод советских войск из Афганистана (1989).<\p>

13 8 декабря 1991г. в Беловежской пуще в резиденции «Вискули» руководители Белоруссии (С.Шушкевич, В.Кебич), Украины (Л.Кравчук, В.Фокин), Российской Федерации (Б.Ельцин, Г.Бурбулис) подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Три государства вступили в СНГ и пригласили вступить в Содружество новые государства бывшего СССР. 25 декабря 1991г. Горбачев заявил об уходе с поста Президента СССР. И в этот вечер в Москве над Кремлем был спущен красный флаг с Государственным гербом СССР, а на его месте вознесся российский трехцветный. Этот акт смены государственных символов поставил последнюю точку в драматической судьбе огромной страны, которая называлась Советский Союз.<\p>

14 Новая Россия Борис Николаевич Ельцин — советский партийный и российский политический и государственный деятель, первый Президент России. Избирался Президентом два раза — 12 июня 1991 года и 3 июля 1996 года, занимал эту должность с 10 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года. Вошёл в историю как первый избранный Президент России, один из организаторов сопротивления действиям ГКЧП, радикальный реформатор общественно-политического и экономического устройства России.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/140690/

Лекции по дисциплине История России

Лекция№9

Тема 2.2. Россия и мир в 20-21 веке

«Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятель­ным государством после распада СССР, необходимость перехода к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усу­губляли кризис. Повседневными явлениями стали пустые прилав­ки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала.

Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую мобилизацию — достижение баланса между платежеспособным просом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политик стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера и новом правительстве.

Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи государства создаст оптимальную структуру экономического развития. В общественном сознании присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства в экономиче­скую жизнь.

Однако серьезным специалистам в области экономи­ки было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив, неуклонно возрастать.

Факторами, осложнявшими реформы, была дезинтеграция народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.

Уверенность команде реформаторов придавала и позиция За­пада. Правительство рассчитывало на получение крупных креди­тов от международных финансовых институтов — Международно­го валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконст­рукции и развития (МБРР).

Программа стабилизации экономики состояла во введении сво­бодной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены.

С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ.

Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты в государственном секторе. Начался без­удержный рост инфляции.

Приватизация и ее особенности в России. Важным направлени­ем в структурной политике правительства стала приватизация (разгосударствление) промышленности, розничной торговли и сфе­ры обслуживания. В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс.

промыш­ленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства. Во-первых, в привати­зации политические цели доминировали над экономической целесообразностью.

Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим. Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в обновлении производства.

Таким образом, приватизация не привлекла необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддерж­ки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек — ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться.

Но в условиях обнищания и эко­номической безграмотности многие граждане либо продавали ва­учеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдававшие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий до­ход.

Государство практически не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли на­циональное богатство.

Результаты приватизации. Спад производства и технологическое отставание приняли опасные размеры. Отечественные товаропро­изводители утратили контроль над 50 % национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Вместо задуманной социальной модернизации общества, в ре­зультате которой было бы снято отчуждение личности от собствен­ности, приватизация привела к глубокому расколу общества.

Лишь 5 % населения страны получили экономическую власть. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппара­та, распоряжавшиеся приватизацией.

По бросовым ценам скупи­ли богатства страны и представители «теневой» экономики и кри­минала.

Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям в обществе. Убыль населения России достигает ныне около 1 млн. человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддер­живать экономику и социальную устойчивость в стране. Однако правительству удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997— 1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось ожив­ление.

Однако 17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, выз­вавший многократное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа про­мышленных и продовольственных товаров, что способствовав росту отечественного производства.

Дополнительным благоприят­ным фактором стали установившиеся в этот период на мировом рынке высокие цены на нефть. Поэтому в 1999 — 2004 гг. наблю­дался подъем в промышленности и сельском хозяйстве.

Однако рост экономики остается неустойчивым и весьма противоречивым во многом зависит от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения продолжают оставаться крайне низкими.

Общественно-политическое развитие в 1991 — 1993 гг. Экономическая политика не могла не привести к росту социальной и; напряженности в обществе и обострению политической борьбы. Весной 1992 г. соотношение политических сил решительно меняется.

Трудности реформирования страны приводят к лишению правительства «кредита доверия». Авторитет оппозиционных сил растем. Непримиримую позицию к оппозиционным силам занял пре­зидент Ельцин. Призрак гражданской войны стал витать над Рос­сией. 21 сентября 1993 г.

Ельцин приостановил деятельность съез­да народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вы­шел указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г.

признал указ президента недействительным, как противо­речащий Конституции.

В Москве оппозицией были организованы демонстрации. По­скольку телевидение тенденциозно освещало события, силами оппозиции 3 октября была предпринята попытка овладеть Остан­кинским телецентром. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти.

Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокиро­ван. 4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Совета.

В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие ранены.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж систе­мы советской власти сверху донизу. Был подготовлен проект но­вой Конституции, существенно увеличивший власть президента.

В соответствии с новой Конституцией, которая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., Россия становилась президентско — парламентской республикой.

Президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициати­вы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам.

Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состоит из Совета Федерации, пред­ставленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Общественно-политическое развитие в 1994 — 2004 гг. В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. Блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром выдвигал либеральную программу.

Поскольку в России основным носителем либерального сознания был неустойчивый слой собственников, а интеллигенция, это определило некоторые своеобразные черты российского либера­лизма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличе­ние значения свободы в сфере потребления.

В своей избиратель­ной кампании блок «Выбор России» опирался на поддержку административных структур, банков. Блок имел значительный успех на выборах 1993 г., но на выборах 1995 г. не смог попасть в парла­мент.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/liektsii-po-distsiplinie-istoriia-rossii

Внутренняя и внешняя политика России в конце XX- начале XXI века

ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (р.

1 февраля 1931, село Бутка Талицкого района Свердловской области), российский государственный деятель, председатель Верховного Совета РСФСР (1990-1991), первый президент Российской Федерации (1991-1999), лидер демократического движения кон.

1980-х- начала 1990-х гг, лидер сопротивления во время Августовского путча (1991), один из инициаторов Беловежских соглашений (1991) о ликвидации СССР и создании СНГ, принятия Конституции РФ (1993).

От партийного функционера до диссидента

Родился в крестьянской семье. В 1955 окончил Уральский политехнический институт (Свердловск); с 1955 работал в строительных организациях, с 1963 главный инженер, начальник Свердловского домостроительного комбината. В 1968-88 на партийной работе: с 1976 первый секретарь Свердловского обкома. С 1981 член ЦК КПСС.

С началом перестройки на волне обновления старых кадров карьера Ельцина получила неожиданное ускорение. В 1985 он возглавил отдел строительства ЦК КПСС и стал первым секретарем МГК КПСС, в 1986 кандидатом в члены Политбюро.

На посту руководителя столичной партийной организации Ельцин прославился как демократ, тем не менее москвичи в целом одобряли популистские методы своего градоначальника. На октябрьском пленуме ЦК КПСС (1987) Ельцин подверг критике работу Политбюро, секретариата ЦК и лично М. С. Горбачева.

За это выступление был снят с поста первого секретаря и выведен из состава Политбюро. В 1987-1989 работал первым заместителем председателя Госстроя СССР. Слава опального политика, пострадавшего «за правду» помогла Ельцину в конце 1980-х стать лидером демократического движения.

Во главе демократического движения. Первый президент России

В 1989 избран депутатом Съезда народных депутатов СССР (один из пяти сопредседателей Межрегиональной депутатской группы). Став членом Верховного Совета СССР, он возглавил комитет по строительству и архитектуре (свое место в Верховном Совете Ельцину уступил А. И. Казанник).

В марте 1990 стал народным депутатом и председателем Верховного Совета РСФСР. Ельцина поддержало движение «Демократическая Россия» и часть партийно-хозяйственной номенклатуры, недовольной диктатом центра.

Попытка Ельцина в 1990 начать экономические реформы (программа «500 дней»), разработанная группой экономистов под руководством С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского, которые назрели в условиях разраставшегося системного кризиса, не удалась.

Противостояние союзного и российского руководства, усугублявшееся плохими личными отношениями Горбачева и Ельцина, не способствовало выходу из кризиса.

Летом 1990 во время XXVIII съезда КПСС вышел из партии. 12 июня 1991 в первом туре избран президентом Российской Федерации.

В августе 1991 Ельцин возглавил сопротивление антидемократическому путчу Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В значительной степени его решительные действия способствовали разгрому путчистов.

22 августа 1991 своим указом приостановил, а потом запретил деятельность КПСС.

В декабре 1991 подписал совместно с руководителями Белоруссии и Украины Беловежские соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР.

С 1992 Ельцин осуществлял руководство экономическими и политическими реформами в России. Первый этап экономических реформ, так называемую «шоковую терапию», проводило правительство Е. Т. Гайдара (1992).

В ходе либерализации цен рынок наполнился товарами, но при этом большая часть населения не могла воспользоваться благами рыночной экономики вследствие резкого падения уровня жизни. Даже поддержка Ельцина не спасла правительство Гайдара.

И в конце 1992 в результате компромисса премьер-министром стал В. С. Черномырдин. Но именно ему удалось продержаться дольше всего на этом посту (до 1998).

Экономический кризис и «Октябрьские события»

В условиях экономического кризиса обострились противоречия в политической системе, прежде всего между исполнительной и законодательной ветвями власти, которые не могла отрегулировать слегка подправленная советская конституция.

Фоном углубляющегося кризиса стала дискуссия вокруг проектов новой конституции Российской Федерации. Противостоящие стороны Президент и Верховный Совет (на его сторону, в итоге, встали вице-президент А. В. Руцкой и председатель Конституционного суда В. Д.

Зорькин) пытались апеллировать к народным массам. В апреле 1993 состоялся референдум по вопросу о доверии президенту и Верховному совету. На референдуме были одобрены и социально-экономический курс президента, и политика Верховного Совета.

Компромисс по вопросу принятия новой конституции так и не был достигнут.

В сентябре 1993 по президентскому указу №400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» распущен Верховный Совет Российской Федерации, ликвидирована система Советов.

Конфликт о выборе пути страны привел к вооруженным столкновениям (см. Октябрьские события 1993). Поддержка силовых структур обеспечила победу президенту.

На референдуме в декабре 1993 принята новая Конституция Российской Федерации, ликвидировавшая систему Советов и превратившая Россию в республику президентского типа.

Чеченская война и второй срок президентства

Источник: https://infopedia.su/10xc610.html

Ссылка на основную публикацию