Реформы александра ii. отмена крепостного права в России — история России

Александр II и отмена крепостного права в России | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

Инициатива преобразований после поражения России в Крымской войне исходила от правительства. Проигранная кампания обнажила негибкость экономической и социальной системы страны.

Она выявила слабую мобильность России по сравнению с быстро развивающимися западными демократиями. России, чтобы сохранить себя великой державой, предстояло избрать иную историческую дорогу.

Курс государственного корабля изменил император Александр II (1856-1881 гг.).

На рубеже 50-60 гг. в России создалась революционная ситуацияОтмена крепостного права становится условием сохранения общественной стабильности.

Кризис, вызванный Крымской войной, усилением крепостнической эксплуатации, крестьянским движением, общей отсталостью страны, делал крестьянскую реформу не только необходимой, но и неизбежной.

В отношении к ней общество раскололось на несколько лагерей.

Курс Александра II и его единомышленников на либеральные реформыпостоянно наталкивался на противодействие консервативных сил высшей бюрократии, сохранившей значительное политическое влияние при дворе.

Разногласия существовали и среди либерально настроенных дворян, понимавших неизбежность крупных уступок.

Сильнее всего они были между помещиками черноземных губерний, которые вели барщинное хозяйство на плодородной земле и дорожили ею, и помещиками нечерноземья, для которых важнейший источник доходов составляли оброчные платежи. Вторые были склонны отдать крестьянам больше земли, чтобы получить крупные выкупы.

Последовательных реформаторских взглядов придерживались Н.

Милютин, сыгравший видную роль в разработке проекта крестьянской реформы, генерал Ростовцев (председатель Редакционных комиссий, в которых шла выработка закона о реформе), министр внутренних дел Ланской.

А убежденные консерваторы Долгоруков и Муравьев стремились повлиять на Александра II так, чтобы сделать реформу как можно менее либеральной. Эта борьба в правительстве велась с переменным успехом, что и отразилось на основных положениях реформы.

В конце 1857 г. по указанию царя по губерниям были учреждены дворянские комитеты для составления проектов реформы. Правительственная программа определилась к концу 1858 г., но продолжала обсуждаться в правительственных кругах еще свыше двух лет. Окончательный вид проект принял к началу 1861 г.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения» и «Манифест» об отмене крепостного права. Обнародовали их 5 марта. Главным итогом реформы стало личное освобождение крестьянина, помещики лишились права распоряжаться им.

Согласно Манифесту юридическим документом, формулировавшим условия выхода крестьян из крепостной зависимости становилась уставная грамота. Она подписывалась помещиком и крестьянскими поверенными ( от имени общины). Крестьяне обрели права юридического лица и статус свободных сельских обывателей, наделенных землей.

Они получили возможность владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия, вести судебные дела.

Размер крестьянского надела должен был производиться по соглашению помещика с крестьянами. Там, где соглашения не достигалось, устанавливались государственные нормы. Помещики имели право сохранить не менее 1/3 земли в нечерноземных губерниях, в черноземных — не меньше 1/2. Поэтому в черноземье крестьянские наделы были значительно меньше.

Если до реформы у крестьян оказывалось больше земли, чем предусматривалось актом 19 февраля, то излишек — «отрезки» — отдавали помещикам. В черноземных губерниях у крестьян отрезали до 30-40% земли. Более того, их наделяли землей худшего качества, неудобно расположенной.

Чтобы стать ее собственниками, крестьяне должны были заплатить выкуп, значительно превышающий рыночную стоимость земли. Поскольку крестьяне не располагали средствами, в роли посредника выступило государство. Оно выдавало помещикам до 80% выкупной суммы, и этот долг с процентами крестьяне обязывались выплачивать в течение 49 лет.

«Выкупные платежи» отменили лишь после революции 1905-1907 гг. За это время крестьяне заплатили казне и помещикам около 2 млрд. руб., в то время как рыночная цена земли, оставшейся за крестьянами, накануне 1861 г. составляла около полумиллиарда руб. Однако и 20% выкупной суммы оказались многим крестьянам не по силам.

Такие считались временнообязанными и за пользование наделами должны были отбывать прежние повинности — барщину или оброк. Правда, размеры повинностей были теперь строго определены, и помещик не мог требовать дополнительных услуг со стороны крестьянина. Временнообязанное состояние было ликвидировано в 1881 г.

, когда все временнообязанные крестьяне должны были выкупить свой надел. Вслед за русскими губерниями крепостное право отменили в Литве, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и на Северном Кавказе.

Историческое значение крестьянской реформы огромно. Она расчистила путь для утверждения в России капиталистических отношений. Однако реформа сохранила множество феодальных пережитков, которые тормозили буржуазное развитие деревни.

Крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян делали злободневным аграрный вопрос на протяжении всего дальнейшего существования русской монархии. В то же время снятие с деревни крепостных оков подразумевало изменение общественных отношений.

Освобождение крестьян сдвинуло лавину преобразований, двигавших Россию к правовому государству. Неизбежно следовало изменить административное управление деревней, характер судебных учреждений, комплектование армии, порядок образования.

Государственные институты, основанные на крепостном праве, уходили в прошлое.

Источник: http://uclg.ru/education/otechestvennaya_istoriya/8_klass/rossiya_v_epohu_reform_1860-1870-h_godov/lecture_aleksandr_II_i_otmena_krepostnogo_prava_v_rossii.html

Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60-70-х гг. 19в. Царствование Александра II (1855 – 1881 гг.)

Новый император понимал, что главной задачей для России является отмена крепостного права. Главные причины этого быть следующие:

— крепостное право сдерживало развитие промышленности России;

— труд крепостных крестьян был крайне неэффективен;

— крепостничество явилось одной из главных причин поражения России в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России;

— рост числа крепостных волнений создавал угрозу социального взрыва;

-крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.

Первые годы царствования Александра II были отмечены либеральными действиями власти.

Была объявлена амнистия политических заключенных, ослаблена цензура, разрешен свободный выезд заграницу.

Подготовка реформ началась сразу же после окончания Крымской войны. В 1857 г.был образован «Секретный комитет», который негласно начал разрабатывать план освобождения крестьян. Уже в ноябре 1857 г. Александр II дал указание губернаторам учредить губернские комитеты для подготовки проектов по освобождению крестьян. Таким образом, реформа стала разрабатываться в обстановке гласности.

Летом 1859г. проект «Положений о крестьянах» был подготовлен. 19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» и «Манифест об отмене крепостного права». В печати эти документы были опубликованы 5 марта 1861 г.

По манифесту крестьяне сразу получали личную свободу.

Читайте также:  Земледельческие области и кочевые племена средней азии в 7-4 вв. до н. э. - история России

Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и н независимость от помещиков.

Крестьяне получали гражданские свободы (могли приобретать имущество и распоряжаться им, заниматься торговлей, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия и т.д.).

Но крестьяне получили неполные гражданские права; они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, не были отменены телесные наказания для крестьян. Вводилось выборное крестьянское самоуправление.

Реформа 1861 г. регулировала и земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую. Крестьяне были освобождены с землей, но за выкуп. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина (норма надела – от 3 до 12 десятин).

Территория России делилась на черноземную, нечерноземную и степную. В Нечерноземье помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в Черноземье – ½ часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалась законом 1861 г., то часть земли отбиралась у них в пользу помещиков (это называлось отрезками).

Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной – 40% земли.

Лес и другие угодья сохранялись в собственности помещика.

Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить надел у помещика. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами (до 1906г. крестьяне выплатили 3 млрд. рублей –при стоимости 500 млн. рублей).

После опубликования документов о реформе, крестьяне должны были еще два года оставаться в подчинении у помещиков.

Очевидно, что земельные положения реформы практически полностью отвечали интересам помещиков.

Реформа местного самоуправления (земская и городская). В 1864г было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения.

В ведении земств находились следующие вопросы:

— строительство и содержание местных дорог;

— открытие школ, больниц;

— оказание продовольственной помощи населению;

— сбор статистических сведений.

В губерниях и уездах создавались земские собрания и земские управы. Выборы в земские собрания проводились 1 раз в 3 года.

Избиратели (только мужчины) делились на три разряда: уездные землевладельцы, городские избиратели и представители крестьянских общин. Во главе земства стоит предводитель дворянства.

Земства контролировались губернатором, который имел право отменить любое решение земского собрания.

В целом, земства сыграли свою положительную роль в культурной и хозяйственной жизни провинций.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы. которые ведали следующими вопросами:

— благоустройство городов;

— организация городского здравоохранения;

— устройство рынков, магазинов, базаров;

— содержание полиции, тюрем;

— занятие благотворительностью.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу. Право избрать и быть избранными имели право только состоятельные жители города. Губернатор имел право наложить запрет на любое решение городской думы.

Судебная реформа.

По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу. До этой реформы суд в России был сословный, тайный и зависел от администрации и полиции.

В 1864 г. Россия получила новый суд. Это был бессословный, гласный, независимый суд. Новое судопроизводство означало:

— суд становится бессословным;

— суд проходил открыто;

— вводился состязательный процесс, прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

— вводился институт присяжных заседателей;

— к смертной казни могли приговорить только военный суд или Сенат;

— судьи назначались правительством, но уволить их можно было только по решению суда.

Были учреждены две системы судов: 1) мировые суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела; 2) общие окружные суды, которые назначались губернатором и решали сложные уголовные и гражданские дела. Должностные преступления чиновников и политические дела разбирала Судебная палата. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной из всех реформ этого периода. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников.

Поражение России в Крымской войне показало, что необходимо реконструировать всю военную систему. Во главе реформы встал военный министр Д.А. Милютин. Военная реформа проводилась с 1861по 1874гг. В первую очередь были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты юнкерские училища, созданы Военная юридическая и Морская академии.

Были отменены рекрутские наборы, а вместо них введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все мужчины, достигшие 50 лет. Срок службы в армии составлял в пехоте – 6 лет, во флоте – 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, призывник, у которого отслужил старший брат, а также народы Севера.

Для имеющих высшее образование служба составляла пол года.

Была изменена система военного управления: в России вводилось 15 военных округов, которые управлялись военным министром. Были отменены телесные наказания в армии, улучшено питание и быт солдат. Происходило перевооружение русской армии. В результате военной реформы Россия получила массовую армию современного типа.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/51592.html

Александр II и отмена крепостного права в России

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие.

 Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых го­сударств.

Попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьяна­ми, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективны­ми из-за сопротивления крепостников.

К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостниче­ской системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок.

Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков.

Читайте также:  Категория населения по русской правде и правде ярославичей - история России

Объективно крепостничество мешало также индустриальной модер­низации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, по­вышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства, которое понимало, что крепостное состояние крестьян — это «пороховой погреб под государством».

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной полити­ческой предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемон­стрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитиче­ская ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

После 1856 г. за отмену крепостного права открыто выступали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена поли­тическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

Александр I вступил на российский пре­стол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хо­рошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование.

37-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качест­ве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобожде­ния крестьян.

Поэтому в историю он вошел как царь «Освободитель».

Впервые о необходимости освобождения кре­стьян новый император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства.

Его знаменитая фраза о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу», означа­ла, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства.

Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в тради­ционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г.

Однако недо­вольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной отмене кре­постного права, и медлительность Секретного комитета, всячески тормозившего подготовку реформы, привело Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности.

20 ноября 1857 г. по­следовал указ (рескрипт В. И. Назимову) о создании губернских комите­тов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.

Рескрипт В. И. Назимову считается началом официальной истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный коми­тет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса.

Отдавая подготовку реформы в руки поме­щиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой — предложило самим обеспе­чить максимальное удовлетворение своих интересов.

Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дво­ряне.

Обобщенные редакционными комиссиями проекты к началу 1859 г. поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры кре­стьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр П.

Об отмене крепостного права возвестил Манифест. Практические условия освобождения были определены в «Положениях» о крестьянах, вышед­ших из крепостной зависимости.

Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо.

Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учеб­ные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины.

Общинная собствен­ность на землю, переделы наделов, круговая порука  тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую по­винность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

«Положения» регламентировали наделение крестьян зем­лей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерно­земную и степную.

В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший — больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший — меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах за­ключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком.

Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирова­ния спора привлекались мировые посредники.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значи­тельно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «излишек» от­чуждался в пользу помещика.

В целом по стране крестьяне по­лучили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян.

Традицион­но считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г.

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стои­мость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составля­ла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства.

У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых.

Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породи­ла специфическое временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.

Читайте также:  Сельское хозяйство - история России

Великой назвали современни­ки реформу 1861 г. Она принесла свободу многим миллионам крепост­ных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений.. Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер.

Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями.

Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX — начале XX в.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-istorii-rossii/341-aleksandr-ii-i-otmena-krepostnogo-prava-v-rossii.html

Почему отмена крепостного права «убила» Александра II

3 марта 1861 года Александр II отменил крепостное право и получил за это прозвище «Освободитель». Но реформа не стала популярной, напротив, явилась причиной массовых волнений и гибели императора.

Помещичья инициатива

Подготовкой реформы занимались крупные помещики-крепостники. Почему они вдруг согласились пойти на компромисс? В начале своего правления Александр держал речь перед московским дворянством, в которой озвучил одну простую мысль: «Лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу».

Его опасения были не напрасными. За первую четверть XIX века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение, за вторую четверть этого столетия — уже 1089 волнений, а за последнее десятилетие (1851 — 1860 гг.) — 1010, при этом 852 волнения пришлось на 1856-1860 годы.

Помещики предоставили Александру более сотни проектов будущей реформы. Те их них, которые владели имениями в нечерноземных губерниях, готовы были отпустить крестьян и дать им наделы. Но эту землю должно было выкупить у них государство. Помещики черноземной полосы хотели сохранить в своих руках как можно больше земли.

Но окончательный проект реформы составлялся под контролем государства в специально образованном Секретном комитете.

Подложная воля

После отмены крепостного права почти сразу среди крестьян поползли слухи, что зачитанный им указ – поддельный, а настоящий манифест царя помещики скрыли. Откуда взялись эти слухи? Дело в том, что крестьянам дали «волю», то есть личную свободу. Но землю в собственность они не получили.

Собственником земли по-прежнему оставался помещик, а крестьянин был лишь ее пользователем. Чтобы стать полноправным владельцем надела крестьянин должен был выкупить его у барина.

Освобожденный крестьянин по-прежнему оставался привязанным к земле, только теперь его удерживал не помещик, а община, покинуть которую было затруднительно – все были «скованы одной цепью».

Общинникам, например, было невыгодно, чтобы зажиточные крестьяне выделялись и вели самостоятельное хозяйство.

На каких же условиях крестьяне расставались со своим рабским положением? Наиболее острым вопросом был, конечно, вопрос о земле. Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой. Вся территория Европейской России была разделена на 3 полосы — нечернозёмную, чернозёмную и степную.

В нечерноземных областях размеры наделов были больше, но в черноземных, плодородных регионах помещики расставались со своей землей весьма неохотно. Крестьяне должны были нести свои прежние повинности – барщину и оброк, только теперь это считалось платой за предоставленную им землю. Таких крестьян называли временнообязанными.

С 1883 года все временнообязанные крестьяне обязаны были обязаны выкупить свой надел у помещика, причем по цене куда выше рыночной. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами.

Распределение земель в отдельно взятых поместьях тоже происходило в интересах помещиков. Наделы были отгорожены помещичьими землями от угодий, которые были жизненно необходимы в хозяйстве: лесов, рек, пастбищ. Вот и приходилось общинам арендовать эти земли за высокую плату.

Шаг к капитализму

Многие современные историки пишут о недостатках реформы 1861 года. Например, Петр Андреевич Зайончковский говорит, что условия выкупа имели грабительский характер. Советские историки однозначно сходятся, что именно противоречивый и компромиссный характер реформы привел в итоге к революции 1917 года.

Но, тем не менее, после подписания Манифеста об отмене крепостного права, жизнь крестьян в России изменилась к лучшему. По крайней мере, их перестали продавать и покупать, будто бы животных или вещи.

Освобожденные крестьяне пополнили рынок рабочей силы, устроились работать на фабрики и заводы. Это повлекло за собой становление новых капиталистических отношений в экономике страны и её модернизации.

И, наконец, освобождение крестьян стало одной из первых реформ из целой серии, подготовленной и проведенной сподвижниками Александра II. Историк Б.Г. Литвак писал: «…

такой громадный социальный акт, как отмена крепостного права, не мог пройти бесследно для всего государственного организма».

Изменения коснулись практически всех сфер жизни: экономики, социально-политической сферы, местного самоуправления, армии и флота.

Россия и Америка

Принято считать, что Российская империя в социальном плане была весьма отсталым государством, ведь там до второй половины XIX века сохранялся отвратительный обычай продавать людей на аукционе, как скотину, а помещики не несли никакого серьезного наказания за убийство своих крепостных. Но не стоит забывать, что в это самое время на другом конце света, в США, шла война между севером и югом, и одной из причин ее стала проблема рабства. Только путем военного конфликта, в котором погибли сотни тысяч человек.

У американского раба и крепостного действительно можно обнаружить немало сходства: они одинаково не распоряжались своей жизнью‚ их продавали‚ разъединяли с семьями; контролировалась личная жизнь.

Отличие заключалось в самом характере обществ, которые породили рабство и крепостничество. В России труд крепостных был дешев, а поместья – малопроизводительны. Прикрепление крестьян к земле было скорее политическим, нежели экономическим явлением. Плантации американского Юга всегда была товарными, а их главный принципам была экономическая эффективность.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/49440-pochemu-otmena-krepostnogo-prava-ubi.html

Ссылка на основную публикацию