Реформы александра ii 60-70 гг. — история России

Либеральные реформы 60—70-х гг.. Видеоурок. История России 8 Класс

К 1860-м гг. Россия коренным образом изменилась. В 1861 г. Александром II было отменено крепостное право – в стране стало много свободных крестьян, обедневших помещиков, росла численность городов и строились новые города. Всё это требовало проведения новых реформ и изменений.

Своеобразной компенсацией правительства дворянству стало проведение земской реформы органов местного самоуправления, позволяющая участвовать в этих органах представителям всех сословий, однако главная роль принадлежала дворянству.

В городах также были созданы новые органы местного самоуправления – Городские думы и управы. Все эти органы решали вопросы сельского и городского хозяйства, а также актуальные проблемы населенных пунктов.

Еще одной великой реформой стала судебная реформа Российской империи, которая вывела российскую судебную систему на качественно новый уровень. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

В данном уроке рассматривается реформа судов и органов местного самоуправления.

В начале 1860-х гг. Российская империя кардинально изменилась. Отмена крепостного права Александра II (рис. 1) изменила российское общество. Обедневшие дворяне, освободившиеся крестьяне, новые города требовали новых форм управления. Старый чиновничий аппарат уже не мог справиться с государственным управлением Россией.

Рис. 1. Александр II – российский император (Источник)

В итоге Александр II провел реформу органов местного самоуправления – земств. По идее правительства к участию в органах местного самоуправления должны были быть привлечены все слои российского общества.

Однако на деле главную роль играли дворяне, так как они потерпели наибольшие убытки в ходе проведения крестьянской реформы и власти хотели отчасти компенсировать им убытки.

Кроме того, правительство Александра II было уверено, что участие в хозяйственной жизни регионов поможет отвлечь наиболее радикальные силы российского общества от разрушительной для государства деятельности.

1 января 1864 г. императорским указом было введено Положение о губернских и земских учреждениях. Право принимать участие в земских органах имели исключительно мужчины, которые избирались по трем куриям.

Первая курия – это землевладельцы – наиболее богатые люди, вторая – городское население, третья – вольные крестьяне, которые получили право представительства в земских органах.

Деньги на земскую деятельность должны были собирать с помощью специального налога, который вводился на всё недвижимое имущество в уездах на заводы, участки, дома (рис. 2) и т. д.

Рис. 2. Завод в России XIX в. (Источник)

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – это земские собрания, которые собирались раз в год. На них присутствовали депутаты – гласные, выбранные от трех курий.

Распорядительные органы собирались на короткий срок для решения наиболее важных хозяйственных проблем региона. В остальное время действовали исполнительные органы земств – земские управы.

Они были гораздо меньше по численности депутатов, однако земские управы были постоянно действующими органами местного самоуправления, которые решали ежедневные вопросы населения.

Земства занимались достаточно широким кругом вопросов. Они строили школы и больницы (рис. 3), занимались их обеспечением, создавали новые пути сообщения, решали вопросы местной торговли (рис. 4).

В сферу ведения земств входили также благотворительность, страхование, ветеринарное дело и многое другое. В целом стоит сказать, что сделано земствами было много.

Даже противники реформ Александра II признавали, что старый чиновничий аппарат местного самоуправления не смог бы решить так много вопросов, как это сделали новые земские органы.

Рис. 3. Сельская школа XIX в. (Источник)

Рис. 4. Сельская торговля в XIX в. (Источник)

В 1870 г. по образцу земской была проведена и городская реформа органов местного самоуправления. Согласно ей старые городские власти были заменены новыми всесословными думами и управами. Теперь к управлению городом могли быть привлечены жители всех социальных слоев.

Это заставляло власти бояться новых городских органов самоуправления и жестко их контролировать. Так, городской глава мог быть назначен только с согласия министра внутренних дел или губернатора. Кроме того, эти два чиновника могли наложить вето на любое решение Городской думы (рис. 5).

Рис. 5. Городская Дума XIX в. (Источник)

Участие в органах городского самоуправления могли принимать мужчины не моложе 25 лет, обязательно платившие налоги в казну. Городские думы решали ряд вопросов, касающиеся развития города: предпринимательская и торговая деятельность, благоустройство, содержание полиции и тюрем.

Городская реформа стала важным этапом на пути развития российских городов в целом.

В условиях пореформенной России появилось огромное количество свободных людей, при этом дезориентированных, не понимающих, как жить в стране.

Перед правительством Александра II встала серьезная проблема судов.

Старые суды Российской империи были изрядно коррумпированы, власть в них принадлежала представителям дворянства или местной администрации. Всё это могло привести к глубоким социальным потрясениям.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами одной из самых системных и последовательных реформ Александра II стала судебная реформа. По замыслу этой реформы создавались два типа судов: общие и мировые.

Мировые суды действовали в городах и уездах. Они рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела. Мировые судьи (рис. 6) выбирались деятелями Городской или Земской управы. Они были единоличными вершителями правосудия на своем участке и всеми силами старались решить проблемы между жителями своего населенного пункта полюбовно.

Рис. 6. Мировой судья (Источник)

Общие суды делились на окружные суды и судебные палаты. Они располагались в губернских городах и решали большое количество вопросов. В окружных судах рассматривались гражданские, уголовные и политические дела.

Важной отличительной особенностью окружных судов было присутствие в них присяжных заседателей. Это были люди, которые методом жребия выбирались из числа простых горожан. Они выносили вердикт: виновен обвиняемый или нет.

Судья же лишь определял меру пресечения в случае его вины либо отпускал невиновного человека на свободу.

В случае недовольства приговором осужденный мог подать апелляцию в Судебную палату. Верховной инстанцией российской судебной системы стал Сенат, куда можно было подать апелляцию, если была жалоба на действия Судебной палаты. Также Сенат осуществлял общее руководство судебной системой Российской империи.

Кроме всего прочего, в судебной системе произошли и другие изменения. Например, появились такие должности, как прокурор, который возглавлял обвинение, и адвокат, который защищал интересы подсудимого. Проводились судебные заседания впредь в атмосфере гласности: в зал суда допускались представители прессы и любознательные граждане.

Всё вышеперечисленное сделало судебную систему России более гибкой.

В целом можно сказать, что судебная система России после реформы Александра II стала наиболее эффективной и самой передовой в мире. Городская и земская реформы органов самоуправления также позволили государственному управлению страны выйти на новый, качественный уровень.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М., 1964.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. – Калининград, 2000.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. – М.: «Дрофа», 2012.
  5. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П.Титова. – М.: Проспект, 1998.
  6. После реформ: правительственная реакция // Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. – М.: Высшая школа, 1997.

Дополнительные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте земскую реформу органов местного самоуправления. Каким образом она проходила? На что повлияла данная реформа?
  2. Как проходила городская реформа органов местного самоуправления? К чему привела данная реформа?
  3. Как изменилась судебная система Российской империи после проведения судебной реформы 1864 г.?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/8-klass/rossiya-v-60-70-e-gg-aleksandr-ii/liberalnye-reformy-60-70-h-gg

Эпоха «Великих реформ» 60-х гг. Xix века в вопросах историографии

Александр СМИРНОВ, Александр ПАЛЕЕВ

ЭПОХА «ВЕЛИКИХ РЕФОРМ» 60-х гг. XIX ВЕКА В ВОПРОСАХ ИСТОРИОГРАФИИ

В статье рассматривается процесс проведения реформ и их реализация в системе общественного и социального обновления

Читайте также:  Карта: сибирская экспедиция ермака - история России

России.

The process of reforms’ providing and its realization in the system of public and social renewing of Russia is considered in the article.

Ключевые слова:

историография, реформы, направления, либералы, охранители режима, демократия; historiography, reforms, directions, liberals,

regime’s defenders, democracy.

В истории реформирования России особое место занимают реформы 60 — х годов XIX в.

Они проводились правительством императора Александра II и ставили своей задачей модер -низацию российской общественной, экономической, социально -правовой жизни, приспособление ее устройства к развивающимся буржуазным отношениям.

Важнейшими из них были: крестьянская реформа (отмена крепостного права в 1861 г.), земская и судебная (1864 г.) реформы, а также реформы в сфере печати, образования и др. Этот период вошел в историю страны как эпоха «великих реформ».

Уже вскоре после начала проведения реформ и их реализации в системе общественного и социального обновления России начали появляться аналитические исследования, авторы которых по -разному подходили к оценке их значения для будущности России.

Одни (либе -ральные деятели и мыслители) давали им высокую оценку, другие же в этих оценках высказывали (вместе с признанием их положительного значения) критические замечания о неполноте и ограниченности их проведения. Радикальный либерал А.А.

Головачев, в 1875 г напи -савший книгу «Десять лет реформ», отрицательно характеризовал сохранение в социальной системе страны сословного деления обще ства, урезанность прав земства и сохранение привилегий дворян ства, отсутствие всесословного представительства при центральной власти.

Ограниченный характер реформ, как считал А.А. Головачев, мало способствовал движению страны вперед '.

В.В. Григорьев, занимавший пост начальника Главного управ -ления по делам печати в 1870 -х гг., в своей книге2 считал результаты всех реформ 60 — х гг., за исключением судебной, «не совсем удавши -мися».

По его мнению, в ходе их реализации произошло возрастание розни между столичным и провинциальным обществом, ослабление внимания центральной власти «к нуждам провинциального насе ления и прежде всего крестьянства».

Все нити решения крестьян ского вопроса находились у центральной бюрократической власти. В.В. Григорьев утверждал, что российская провинция была разочаро -вана реформами из за невнимания правительственной бюрократии к ее нуждам, к простому народу и даже мелкопоместному дворянству.

Это мнение он относил также и к введению новых судебных уставов, их слабому разъяснению в народе и ограниченной популяризации правовой культуры на основе нового судопроизводства.

В 1869 г. вышла в свет книга славянофильствующего мыслителя Н.Я. Данилевского «Россия и Европа», выдержавшая впоследствии

СМИРНОВ Александр Григорьевич — к.и.н., доцент кафедры правоведения Нижегородского государственного архитектурностроительного университета (ННГАСУ) ustin@lunn.ru

ПАЛЕЕВ Александр Васильевич — к.и.н., доцент кафедры отечественной истории и культуры ННГАСУ

1 Головачев А.А. Десять лет реформ. — СПб., 1875.

2 Григорьев В.В. Очерки внутренней политической жизни в России за послед -нюю четверть века (с 1855 по 1881 г.). — СПб.,1881.

несколько изданий.

Ее автор, исходя из славянофильских идей, считал, что Россия в ходе реформ не должна следовать западноевропейским буржуазным образцам, говорил о необходимости самобытного развития России, не принимал буржуазных основ реформирования России, которым противопоставлял путь ее движения к про -грессу в славяно — азиатском духе.

Эта книга стала предметом многочисленных дискус -сий на тему: куда и как идти России, кото -рые длятся вплоть до наших дней. Анализу этой работы посвящено исследование Б.П. Балуева, в котором с учетом совре -менности характеризуются социальные и государственные аспекты модернизации России в ходе реформ 1860- х гг.1

Проблемы реформирования России в 1860 — е гг. (анализ реформ) были продол -жены в последующие годы в исследованиях как отдельных реформ, так и их совокуп -ности. В частности, в 90 -е гг. XIX — начале XX вв. значительный вклад в изучение судебной реформы внес Г.А. Джаншиев2. Его работы основываются на широкой источниковедческой базе.

В них обсто -ятельно освещаются дискуссионные вопросы введения нового судоустройства в России в 60 х гг., показана борьба мнений, различные взгляды на введение нового суда. Он высоко оценил роль реформато -ров нового суда, особенно С.И. Зарудного. Все его работы написаны в либерально восторженном духе.

Критический анализ нового суда, как и других реформ, у этого автора малозначителен.

Исторический анализ земской реформы после ее проведения в 1864 г. в исследовательской литературе (за исклю чением публицистики) незначителен. Имеющиеся работы в основном посвя щены деятельности земств в течение второй половины XIX в.3 На этом фоне следует выделить труды историка права И.Д. Беляева4 и Б.Б. Веселовского5. Оба

1 Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа».

— М., 2003.

2 Джаншиев Г.А. Основы судебной реформы. — М., 1891; он же. С.И. Зарудный и судебная реформа. — М., 1889; он же. Эпоха великих реформ.

— СПб., 1907, и др.

3 Мордовцев Д.Л. Земство и его деяния // Отечественные записки, 1874, № 9.

4 Беляев И.Д. Судьбы земщины и выборного начала на Руси. — М., 1905.

5 Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет. —

СПб., 1909—1911, т. 1—4.

автора подчеркивали значимость земского дела для развития просвещения и медицины в России.

В начале XX столетия либеральные идеи эпохи реформ Александра II широко пропа -гандировались А.А. Корниловым. Извест -но, что незавершенность и ограничен -ность реформ 1860 -х гг., особенно в аграр -ном вопросе, привели к революции 1905 г.

В своих многочисленных изданиях, среди которых выделялись две крупные работы6, Корнилов пытался проанализировать исто рию крестьянской реформы 1861 г., а также историю общественного движения в Рос -сии в пореформенную эпоху (1855—1881 гг.

) с либеральных позиций.

В историографии начала XX столетия, посвященной судебной реформе 1864 г., как и раньше, уделялось значительное внимание вопросу деятельности мировых посредников как третейских судей в разре -шении земельных споров между помещи -ками и крестьянами, т.е.

по поводу прав тех и других на обладание земельной собствен -ностью и способов владения ею. Среди авторов, занимавшихся этим вопросом, следует выделить А.З. Попельницкого7 и уже названного выше А.А. Корнилова8, а также Н.В. Давыдова, бывшего мировым посредником при проведении крестьян ской реформы.

Эти авторы, признавая важность и прогрессивность реформы, тем не менее, касались и ее недостатков. Следует при этом обратить внимание на важную мысль Н.В. Давыдова, высказанную в его воспоминаниях, о том, что новому суду в России по реформе 1864 г.

, внедрению судебных уставов в российской провин ции мешали пережитки крепостнической эпохи. Н.В.

Давыдов, будучи в этом мнении не одинок, утверждал, что все судебные нововведения на местах казались «опас -ными либеральными измышлениями» и отголоски «насилия, дикости и самодур ства» имели место как явления «былой дореформенной жизни»9. Под редакцией Н.В. Давыдова и Н.Н. Полянского в 1905 г. вышла крупная работа «Судебная

6 Корнилов А.А. Крестьянская реформа. — СПб., 1905; он же. Общественное движение при Александре II (1855-1881). — М., 1909.

7 Попельницкий А.З. Первые шаги крестьянской реформы // Великая реформа. — М., 1911, т. 5.

8 Корнилов А.А. Деятельность мировых посредников // Великая реформа. — М., 1911, т. 5.

9 Давыдов Н.В. Из прошлого. — М., 1914, с. 156—158, 164—165.

реформа»1, в которой был показан широ -кий спектр судебных преобразований в 1860 х гг.

В 1914 г. появилась книга видного юриста второй половины XIX в. А.Ф. Кони «Отцы и дети судебной реформы»2. Она посвя -щена анализу взглядов на пути рефор -мирования судебной системы, создание новых судебных уставов. Он выделяет 4 категории лиц, разрабатывавших уставы. К 1 — й он относил чистых теоретиков, вно -сивших предложения в виде отвлеченных юридических принципов реформы, ко 2 — й

Читайте также:  Социально-политическое развитие - история России

— «чистых подражателей», которые хотели перенести на российскую почву француз -ские и английские образцы судопроизвод -ства; к 3 — й — сторонников осторожного перехода от старого суда к новому; к 4 — й

— практических судебных деятелей, стре мившихся к полному обновлению всей системы судопроизводства в России, пол ного разрыва со старым судом, уверен ных, что здравый смысл коренного пре образования судебной системы есть усло -вие обновления социального устройства общества. Эти деятели, по его мнению, будучи профессионалами, и стали истин ными создателями новых уставов.

Большое значение для дальнейшего изучения реформ 60 -х гг. XIX столетия с точки зрения современности имеет издание книги «История России в XIX веке. Эпоха реформ»3. В ней изложены многие аспекты подготовки и проведения реформ 60 -х гг.

Ее авторами являются такие исследова -тели, как М.Н. Покровский (о крестьян -ской реформе), С.А. Цейтлин (о земской реформе), М.П. Губинский (о судебной реформе). Эта книга является переизда нием ранее написанных трудов указанных и других авторов.

Она и в наше время пред ставляет большой интерес для исследователей пореформенной эпохи 60 х гг. XIX в.

Важной особенностью этого издания явля ется анализ политической борьбы между сторонниками и противниками проведения реформ, показ правительственной поли -тики и общественного мнения (реформа торов и либералов) на программные пути их реализации.

Советская историография, как и доре

1 Судебная реформа / под ред. Н.В. Давыдова, Н.Н. Полянского — М., 1915, т. 1.

2 Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы.

— М., 1914.

3 История России в XIX веке: Эпоха реформ. — М., 2001.

волюционная, уделяла большое внимание исследованию реформ 1860 -х гг. Вопрос о крестьянской реформе 1861 г. исследо -вали многие советские ученые историки. Среди них следует выделить работы П.А. Зайончковского4, Н.М. Сикорского5, В.Г. Чернухи6, Б.Г. Литвака7, Л.Г. Захаровой8 и других авторов.

Для всех этих работ характерно историческое описание про ведения реформы, показана слабая связь этой реформы с другими. Эти и другие авторы фактически не очень далеко ушли от исследователей конца XIX — начала XX в.

Но следует подчеркнуть характерную для них черту — резкую критику правитель -ства Александра II и его реформаторов, игнорирование условий самодержавно-полицейского правления в эпоху проведе ния реформ, прочности самодержавия.

С этой же точки зрения следует рас -сматривать и работы Е.А. Дзудзинской и Н.И. Цимбаева9. Они посвящены анализу славянофильских идей, в т.ч. и отношению идеологов славянофильства к проведению крестьянской реформы, реформ самоуправления, судоустройства, и представ ляют значительный вклад в историографию эпохи реформ.

Однако следует отметить, что в меньшей степени, чем крестьянскую и судебную реформы, советские исследо ватели изучали земскую реформу. К числу наиболее значимых работ о ней следует отнести исследование Н.М. Пирумовой10, в котором анализировалась проблема зем ского либерального движения, и большой труд В.В.

Гармизы11, который довольно глу -боко исследовал вопрос подготовки зем —

4 Зайончковский П.А. Проведение в жизнь кре -стьянской реформы 1861 г. — М., 1958; он же. Отмена крепостного права в России. — М., 1968, и др.

5 Сикорский Н.М. Журнал «Современник» и крестьянская реформа 1861 г. — М., 1957.

6 Чернуха В.Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России: 60-70-е годы XIX в.

— Л., 1972.

7 Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 года. — М., 1972.

8 Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856-1861 гг. — М., 1984.

9 Дзудзинская Е.А. Славянофилы в обще-

ственной борьбе. — М., 1983; Цинбаев Н.И. Славянофильство: из истории русской

общественно-политической мысли XIX в. — М. : МГУ, 1986.

10 Пирумова Н.М. Земское либеральное движе ние // Социальные корни и эволюция до начала XX века. — М., 1977.

11 Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. — М., 1957.

ской реформы 1864 г., обстоятельно про -анализировал дискуссии в правительствен ных и дворянско либеральных кругах и частично — пути и способы ее проведения.

Как и во второй половине XIX в., в совет -ской историографии уделялось большое внимание изучению судебной реформы. Наиболее значительной в этой области представляется работа М.Г. Коротких «Самодержавие и судебная реформа в России. 1864 г.»1.

В ней автор дает обстоя -тельную характеристику состояния рос сийского судопроизводства до судебной реформы 1864 г., отмечает предпосылки необходимости его преобразования на основе анализа проектов Д.Н. Блудова, Д.А.

Оболенского, анализирует различные подходы к проведению судебной реформы на подготовительном этапе (1859-1861 гг.).

Он показывает взаимосвязь изменения судебной системы с другими реформами (с реформами полиции и военной юстиции, частично — с крестьянской реформой), обстоятельно анализирует вопрос о под готовке «Основных положений преобра зования судебной части в России» (1862 г.) как основополагающего документа для реформы 1864 г.

Безусловно, в советской историографии имеется много и других работ, посвящен ных судебной реформе, ее реализации, среди которых следует отметить труды таких авторов, как Б.В. Виленский2, В.М. Немытнина3 и др.

Эта тема явля -ется предметом изучения и в наше время4. Различные правовые аспекты реформиро вания России в 1860 х гг.

, особенно судеб ной реформы, затрагивали и освещали авторы всех изданий серии «История го сударства и права России»5. Однако в этих

1 Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа в России. — Воронеж, 1989.

2 Виленский Б.В. Подготовка судебной рефор мы 20 ноября 1864 г. в России. — Саратов, 1963; он же. Судебная реформа и контрреформа в России.

— Саратов, 1969.

3 Немытнина М.В. О судебной контрреформе в России второй половине XIX столетия. — Воронеж, 1987; она же. Суд в России: вторая поло -вина XIX — начало XX в. — Саратов, 1999.

4 История политических и правовых учений. — М., 1998.

5 Рогов В.А. История государства и права России

XIX — начала XX в. — М., 1995; Развитие русского

права во второй половине XIX — начале XX в. —

М., 1977; Исаев И.А. История государства и права

России. — М., 2003; он же. Политико-правовая

утопия в России (конец XIX — начало XX в.). — М.,

1991, и др.

изданиях слабо освещались социально-правовые идеи реформирования страны, находившие широкое отражение в публи -цистике, борьбе противоречивых мнений.

В советской историографии значи-тельное внимание уделяется демократи ческой публицистике в период проведе ния реформ. Это работы Б.П. Козьмина6, М.Н. Сикорского, В.А. Алексеева7, Ф. Кузнецова8 и др. И лишь небольшое число работ посвящено общественно публицистической деятельности апологе тов самодержавия9.

Огромный блок литературы в совет -ской историографии посвящен вопросам революционно — демократической мысли и революционного движения в 60 — х — начале 70 — х гг. Здесь следует выделить работы Ш.М. Левина10, Б.П. Козьмина11, Р.В. Филиппова12, Э.С.

Виленской13, Е.Л. Рудницкой14 и многих других иссле -дователей.

Для всех названных работ характерна одна общая черта: критическая оценка проводимых реформ, показ проти востояния революционной мысли и рево люционного движения монархическому режиму и либерализму.

Все эти вопросы, по мнению автора ста -тьи, должны стать предметом более глубо -кого, масштабного исследования.

6 Козьмин Б.П. Журналистика 60 -х годов XIX в.

— М.; Л., 1958, и др.

7 Алексеев В.А. История русской журналистики 1860-1880 гг. — Л., 1963.

8 Кузнецов Ф. Публицистика 1860-х гг. (о журнале «Русское слово»). — М., 1981.

9 Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н. Катков и его издания). — М., 1978.

10 Левин Ш.М. Общественное движение в России в 60-70- е годы XIX в. — М., 1958.

Читайте также:  История культуры древней руси и ее соседей - история России

11 Козьмин Б.П. Из истории революционной мысли в России. — М., 1961.

12 Филиппов Р.В. Из истории революционнодемократического движения России в конце 60 х

— начале 70 -х годов XIX в. — Петрозаводск, 1962; он же. Революционная народническая организа ция Н.А. Ишутина — И.А. Худякова (1865-1868).

— Петрозаводск, 1964.

13 Виленская Э.С. Революционное подполье в России: 60 — е годы XIX в. — М., 1965.

14 Рудницкая Е.Л. Русская революционная мысль. Демократическая печать: 1864-1873. — М., 1984.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/epoha-velikih-reform-60-h-gg-xix-veka-v-voprosah-istoriografii

Реформы 60-70гг. XIXв., их характер и значение

В феврале 1855г. на престол вступает Александр II в возрасте 36 лет. В народе этот император получил прозвище «Освободителя», хотя по иронии судьбы сам падет жертвой от рук этого же народа.

В период правления Александра II был проведен ряд жизненно-важных реформ, которые отражали назревшие потребности общества, вступившего на путь капиталистического развития. Необходимость перемен осознавалась в различных слоях населения, хотя в правящих кругах и в обществе существовали различные мнения относительно темпов и масштабов реформ.

В результате их подготовка и проведение заняли около 20 лет. Центральным звеном реформы Александра II безусловно, была социально-экономическая реформа, т.е. отмена крепостного права.

Эта реформа затрагивала жизненные основы огромной страны. Император не решался взять ответственность всецело на себя. В период подготовки данной реформы Александр II искал поддержки у дворянства, но среди них не было единодушного мнения по данному вопросу.

Передовая часть господствующего класса понимала, что крепостное право замедляло экономическое развитие страны, что свободный труд намного производительнее подневольного.

Однако, консервативно настроенные помещики, особенно литовские, делали все, чтобы похоронить нарождающуюся реформу.

Разработка министерством внутренних дел, по поручению царя, оснований реформы не устраивала консервативный лагерь. В данном проекте освобождение крестьян предусматривалось с небольшими земельными наделами, реакционеры же в лучшем случае выступали за безземельное освобождение.

Нужно отдать должное Александру II, который смог предупредить наметившуюся тенденцию, дав широкую огласку разрабатываемой реформе. Был учрежден главный комитет по крестьянскому делу. Большую роль в комитете и подготовке реформы сыграли Н.А.Милютин и Я.И.Ростовцев, которые направляли подготовительную работу в либеральное русло.

Необыкновенную настойчивость по завершению начатого проявил и Александр II.

Таким образом, 19 февраля 1861г. император подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права. В результате 22,5 млн.

крестьян стали свободными юридическими лицами, получили право заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия, свободно вступать в брак и др., т.е. крестьяне теперь были наделены гражданскими правами.

Одновременно с позитивным моментом данной реформы нельзя забывать и о ее внутренней противоречивости и незавершен- ности.

Прежде всего, следует отметить, что крестьяне вместе со свободой получили земли меньше, чем обрабатывали до 1861г., часть надела (так называемые отрезки) отошли к помещику. Кроме того, за свою свободу крестьяне должны были заплатить деньги, прежде заключив выкупную сделку с помещиками.

По условиям этой сделки крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

В итоге выкупные платежи, которые государство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве, мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали деревню в состоянии нищеты.

Помещики же сразу получали из государственной казны 70-75% выкупной суммы.

Таким образом, все доводы к вопросу, чьи интересы защищало правительство в этой реформе, склоняются в пользу помещиков. Государство также не было в проигрыше, получив от крестьян большие деньги. Так к 1 января 1907г., когда правительство было вынуждено объявить о прекращении выкупных платежей, крестьяне внесли более 1,5 млрд.

рублей при рыночной оценке земли около 550 млн. рублей. И все же крестьянская реформа 1861г. имела огромное историческое и нравственное значение.

Отменив крепостное рабство, наделив крестьян гражданскими правами, предоставив им возможность самостоятельно строить экономику всего хозяйства, государство соз- дало возможность для широкого развития рыночных отношений.

Конечно, не каждый смог в новых сложившихся социально-экономических условиях перестроить работу своего хозяйства на капиталистический лад. Порой крестьянин, обретя долгожданную свободу, не знал, что с ней делать.

Для создания социальной базы по данному вопросу нужна была последующая, более глубинная, реформаторская фаза.

В сложившейся же ситуации, часть разоренных выкупными платежами крестьян отправлялась в город в поисках лучшей жизни, вливаясь в ряды рабочего класса.

С отменой крепостничества в истории нашей страны началась новая эпоха. Крестьянская реформа проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. 1 января 1864г. был утвержден закон о земском (местном) самоуправлении.

Земства – общественные народные организации, ведавшие социально — просветительскими вопросами в провинциях.

Эти организации учреждались для руководства хозяйственными делами: под их патронажем было содержание школ, больниц, богаделен, местных дорог и т.д. Распорядительными органами земства были губернские и уезд- ные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы.

Выборы земских органов проводились раз в 3 года. По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль.

Государство, видя в земствах серьезную политическую силу, берет их под контроль, осуществляемый через губернаторов и министерство внутренних дел.

Ведущую роль в этих земских организациях стал играть так называемый «третий элемент» — земские врачи, учителя, агрономы, статистики. Им доверяли крестьяне, правительственные чиновники же с тревогой следили за ростом влияния «третьего элемента». Таким образом, земства сыграли положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения.

На аналогичных основаниях в 1870 году была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом.

Выборы в городскую Думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Рабочие, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой.

Таким образом, данная реформа проводилась также с учетом интересов зажиточных слоев населения, так как городские думы ограничивались имущественным цензом.

Одновременно с земской реформой, в 1864г., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

Данная реформа была одним из самых последовательных и радикальных преобразований 60-70х годов. И все же судебная реформа не была лишена недостатков. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд.

Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям.

В 1874 году министром Д.А.Милютиным проводится военная реформа. Была отменена рекрутчина, сократился срок службы. В пехоте он достигал 6 лет, на флоте — 7 лет. Для окончивших высшие учебные заведения (а это, в основном, представители дворянского класса) срок службы сокращался до шести месяцев. На завершающем этапе этих реформ (1865-1867гг.

) была проведена реформа в области культуры и просвещения, по которой отменялась цензура для правительственных, научных изданий, ряда журналов. Выросла самостоятельность университетов, проявившаяся в выборности ректора и деканов, запрете полиции входить на территорию университетов. Появилась возможность получения высшего образования для женщин: в 1869г.

открылись высшие женские курсы.

Итак, реформы 60-70х годов — крупное явление в истории России. Новые современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения. Россия подключалась к общеевропейскому вопросу создания передовых форм государственности.

Источник: http://bookaa.ru/istoriya-rossii/reformy-60-70gg-xixv-ix-xarakter-i-znachenie.html

Ссылка на основную публикацию