Реформаторская деятельность сперанского при александре i — история России

Политическая деятельность Сперанского

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) — российский политический, общественный деятель, автор многочисленных работ по праву и юриспруденции, автор крупных законопроектов и реформ.

Сперанский жил и работал во времена правления Александра 1-го и Николая 1-го, являлся действующим членом Академии наук, занимался общественной деятельностью и реформированием правовой системы Российской империи.

При Николае 1-м был воспитателем наследника престола — Александра Николаевича. Сперанский написал множество теоретических работ по юриспруденции и считается одним из родоначальников современного права.

Кроме того, он составил проект конституции.

Краткая биография Сперанского

Родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего детства обучался грамоте и читал священные книги. В 1780 г.

Сперанский поступил во Владимирскую семинарию, где вскоре благодаря своему острому уму и необычайно сильным способностям к аналитическому мышлению стал лучшим учеником. После окончания семинарии Сперанский продолжил свое образование там же, но уже в качестве студента.

За свои успехи в учебе он получил возможность перевестись в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, после окончания которой остался там преподавать.

Преподавательская деятельность Сперанского в семинарии продлилась относительно недолго. В 1795 г. он получил предложение стать секретарем князя Куракина. Так началась политическая карьера Сперанского.

Сперанский быстро продвигался по служебной лестнице. В 1801 г. он стал действительным статским советником, что позволило ему более активно участвовать в общественно-политической жизни страны. В 1806 г.

Сперанский познакомился с императором Александром 1-м и так впечатлил его своими талантами и умом, что получил предложение заняться разработкой проекта реформ, которые могли бы улучшить состояние страны. В 1810 г.

Сперанский стал государственным секретарем (второй в стране человек после государя), началась его активная реформаторская деятельность.

Реформы, предложенные Сперанским, задевали интересы слишком многих слоев общества и были настолько обширными, что дворянство их опасалось. В результате в 1812 г. Сперанский попал в опалу и находится в таком жалком положении вплоть до 1816 г.

В 1819 г. он неожиданно получил должность генерал-губернатора Сибири, а уже в 1821 г. вернулся в Петербург.

Император Александр 1-й умер, а на престол взошел его брат, Николай 1-й. Сперанский познакомился с Николаем и тоже очаровал его своим умом, что позволило ему вернуть себе бывшее политическое влияние и уважение. В это время Сперанский получил должность воспитателя наследника престола. Открылась Высшая школа правоведения, в которой он активно работал.

Сперанский умер в 1839 г. от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский получил широкую известность благодаря своим многочисленным реформам, которые носили всеобъемлющий характер.

Сперанский не был сторонником монархического строя, он полагал, что государство должно давать всем гражданам одинаковые права, а власть должна быть поделена, однако в то же время он был уверен, что Россия пока не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, как ему казалось, более подходящий вариант. По приказу Александра 1-го Сперанский разработал программу реформ, которые должны были помочь России выбраться из кризиса.

Сперанский предлагал следующие идеи:

  • получение гражданами вне зависимости от сословия равных гражданских прав;
  • существенное сокращение всех расходов на деятельность государственных органов и чиновничества, а также установление жесткого контроля над бюджетом;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, перестройка системы министерств и изменение их функций;
  • создание более современных судебных органов, а также написание нового законодательства, которое учитывало бы потребности новой системы управления;
  • обширные преобразования во внутренней экономике, введение налогов.

Основная идея реформ Сперанского заключалась в том, чтобы создать демократичную модель управления во главе с монархом, которому, однако, власть не будет принадлежать единолично, а общество будет уравнено перед законом. По проекту Россия должна была стать полноценным правовым государством.

Реформы Сперанского не были приняты дворянством, которое боялось потерять свои привилегии. Проект был выполнен не полностью, в жизнь были воплощены лишь некоторые его пункты.

Итоги деятельности Сперанского

Итоги деятельности Сперанского:

  • значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов;
  • модернизация системы управления государством; реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание;
  • появление мощной экономической инфраструктуры, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться;
  • создание современной правовой системы; Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»;
  • создание теоретической основы современного законодательства и права.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/politicheskaya-deyatelnost-speranskogo/

Учебные материалы по Истории России

После убийства Павла I императором России стал его сын Александр I (1801 -1825гг.).

Желая привлечь на свою сторону дворянство, он заявил, что будет править по заветам своей бабки Екатерины II.

С первых дней своего правления он начал проводить либеральные реформы и придерживался умеренной политики. Были отменены наиболее одиозные указы Павла I, вернулись 12 тыс. опальных дворян. Были восстановлены «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам», принятые при Екатерине II.

Большую роль в начале царствования играл Негласный (секретный) комитет (1801—1805), в который вошли наиболее доверенные императору дворяне: Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев. Ближайшим советником был Сперанский.

Комитет разработал реформы по всем важным вопросам жизни государства, целью которых было догнать передовые европейские страны.

Но боязнь дворянского заговора, многочисленные войны в начале царствования заставляли откладывать реформы до лучших времен.

В 1801 г. издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами.

В 1803 г. Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал освобождение крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями по обоюдному согласию крестьян и помещиков. В 1809 г. отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Много внимания уделялось просвещению и образованию: были созданы Виленский, Харьковский, Казанские университеты; Царскосельский, Ришельевский, Нежинский лицеи.

В 1802, 1810 годах были проведены преобразования в системе государственного управления. Коллегии заменены Министерствами, учрежден высший законосовещательный орган Государственный совет. М.М.

Сперанский — выдающийся русский реформатор, по поручению Александра I выработал проект государственный преобразований, не получивший осуществления: Гражданское уложение (кодекс), план упорядочения финансов.

Труд всей его жизни — «Свод законов Российской империи».

После окончания войны 1812 т. необходимость решительных перемен становилась все более очевидной.

В Прибалтике крестьяне были освобождены от крепостного права без права на землю. Парламенты, Конституции были созданы в Польше и Финляндии.

В 1818—1820 гг. Новосильцев разрабатывает проект первой русской Конституции «Уставная грамота Российской империи» Проводится военная реформа Аракчеева, целью которой было уменьшить расходы казны на содержание армии.

Но в 1818- 1819 гг. Александр I отказывается от реформ и поворачивает в сторону реакции Причины: события в Семеновском полку, революция в Испании и Италии

Преобразования Александра I — это «эпоха упущенных возможностей», если бы ему удалось осуществить все свои замыслы, то Россия почти на сто лет раньше стала бы продвигаться по пути капитализма.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=51

Проект реформ Сперанского – кратко

Реформы Сперанского – кратко

на нашем сайте есть также статьи Сперанский Михаил Михайлович – краткая биография, «Реформаторский проект Сперанского» (из Учебника русской истории академика С. Ф. Платонова) и «Реформаторский план Сперанского» (из «Курса истории России XIX века» А. А. Корнилова)

Михаил Михайлович Сперанский, автор реформаторского проекта. Портрет кисти А. Варнека, 1824

Император Александр I (1801-1825) с первых лет царствования мечтал о либеральных реформах. Работа созданного им с этой целью в 1801 «негласного (или интимного) комитета» большими успехами не увенчалась. Но после заключения Тильзитского мира с Наполеоном (1807) Александр вернулся к преобразовательным проектам. Его главным помощником в этом деле стал теперь Михаил Михайлович Сперанский.

Человек незнатный, сын сельского священника, питомец духовной семинарии, Сперанский возвысился до положения секретаря императора без всякой протекции, одними личными талантами. Блестяще владея иностранными языками, он ознакомился с лучшими политическими, экономическими и юридическими сочинениями своего времени.

По широте образования со Сперанским в России могли сравниться лишь немногие.

Но по характеру он был склонен к отвлечённому доктринёрству, к составлению чересчур абстрактных планов – стройных в теории, но обречённых встретить крупные препятствия на практике, при внедрении их среди живых людей, со всеми их человеческими недостатками и противоречивыми интересами.

По поручению Александра I Сперанский в конце 1808 – 1809 выработал проект реформ, который должен был кардинально изменить всю систему управления Россией.

Согласно реформе Сперанского, в империи предполагалось ввести передовой принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из этих трёх ветвей получала свой высший орган: законодательная – Государственную думу, исполнительная – правительство из министров и их товарищей (заместителей), судебная ­­– Сенат.

Реформа Сперанского планировала ввести в России широкое местное самоуправление трёх ступеней: волостной, окружной (уездной) и губернской.

Местные органы Сперанский думал устроить не на узко-сословно-дворянском принципе, как при Екатерине II, а допустить к их выборам всех земельных собственников, к числу которых он относил и государственных (но не частновладельческих) крестьян. В общей массе российских крестьян государственные составляли тогда 45%, а частновладельческие – 55%.

Согласно проекту Сперанского, в каждой волости (на которые делились уезды) все землевладельцы-дворяне и депутаты от государственных крестьян (один от 500 душ) составляли общее собрание – волостную думу, которая должна была избирать (на три года) волостное правление для заведования местным хозяйством.

Та же волостная дума избирала и депутатов следующей представительной ступени местного самоуправления: окружной (уездной) думы. Окружная дума точно так же выбирала окружное правление и депутатов следующей местной ступени – губернской думы. Те, в свою очередь, выбирали губернское правление и депутатов в общероссийскую Государственную думу.

Эта выборность Государственной думы, основанная на широком избирательном праве (хотя многоступенчатом и неравном для дворян и крестьян), была самым важным новшеством проекта реформ Сперанского. Высшим законодательным органом Российской империи становилось выборное народное представительство. Реформа Сперанского не давала Государственной думе слишком широких полномочий.

Думские депутаты сами не имели права законодательной инициативы. Проекты законов на их обсуждение могли выносить лишь члены правительства от лица императора. Одобренные думой постановления вступали в силу только после царской санкции. Но и без рассмотрения Думой ни один закон не мог войти в действие.

Читайте также:  Заговор против павла i - история России

Царь и правительство (исполнительная власть), согласно проекту Сперанского, лишались права издавать их по одному собственному желанию. В число подведомственных Государственной думе сфер входило и установление налогов. Имея (в отличие от Думы) право законодательной инициативы, министры, однако, были ответственны перед думскими депутатами.

Дума имела право возбуждать представления о государственных нуждах и о мерах правительства, нарушающих коренные законы – вплоть до требований предать того или иного министра суду.

Частью реформы Сперанского было также преобразование уже существовавшего при императоре (с 1801) высшего совещательного учреждения – Непременного совета – в Государственный совет. Госсовету полагалось рассматривать все предположения министров и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную думу.

Портрет Сперанского. Художник В. Тропинин

Таков был общий проект широкой государственной реформы Сперанского. В случае своего принятия он превратил бы Россию в конституционную монархию с определённым ограничением царской власти.

Реформа Сперанского содержала немало полезных, истинно либеральных начал, однако коренным её пороком было то, что глубокое административное преобразование планировалось провести прежде всеобъемлющего социального – освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Сперанский собирался насаждать либеральные принципы и конституционное устройство в обществе, половина которого (55% частновладельческих крестьян) оставалась бы в рабстве. По сути, и положение 45% казённых крестьян мало отличалось от частно-крепостного.

Но без предоставления личной свободы большинству народа истинный конституционализм и либерализм утвердиться никак не могли, и реформа Сперанского была в любом случае обречена на неуспех.

Помимо конституционной реформы Сперанский в 1808-1809 разрабатывал проект нового русского Гражданского уложения. И в этом важнейшем деле он проявил свойственный ему абстрактный, голо-рационалистический подход.

Совершенно не сообразуясь с историческими и законодательными традициями России, Сперанский составлял для неё новые гражданские законы исходя лишь из требований отвлечённого разума, по учениям просветительских философов.

Между тем, практическую несостоятельность многих «принципов разума» ясно показали произошедшие незадолго до того события кровавой Французской революции. Многие статьи проекта Уложения Сперанского оказались почти буквально списанными с Наполеоновского Кодекса. Это дало повод называть его франкофилом и даже агентом Бонапарта.

Кроме того Сперанский издал указ о новых правилах производства в чины, выработал план борьбы с бюджетным дефицитом (который создали постоянные войны и завоевания тех лет), помогал разрабатывать новый таможенной тариф 1810 для преодоления трудностей, вызванных присоединением России к континентальной блокаде.

Из всего проекта широкой государственной реформы Сперанского в действие вошла (1 января 1810) лишь самая маловажная его часть – учреждение Государственного совета. 1 мая 1810 года предполагалось назначить выборы депутатов в Государственную думу, а 1 сентября – открыть её.

Но эти части реформы Сперанского были отсрочены, а потом и отменены. Причиной стало упорное противодействие консервативно настроенных сановников.

Они указывали на многочисленные частные недостатки реформаторского проекта Сперанского и на недопустимость столь широкого и стремительного государственного преобразования перед лицом уже назревавшей борьбы с объединённой Наполеоном Европой.

Крупнейший русский литератор Николай Михайлович Карамзин раскритиковал реформу Сперанского в особой записке «О древней и новой России», доказывая необходимость сохранить прочное самодержавие.

Оппозиция Сперанскому в верхах и широкое недовольство рядом его мер в населении заставило Александра I в марте 1812 отставить реформатора со всех постов и сослать его в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Однако в 1819 Сперанский вновь получил высокую должность (генерал-губернатора Сибири). В 1821 он был возвращён в Петербург и сделан членом учреждённого по его же проекту Государственного совета.

За годы ссылки Сперанский пересмотрел многие свои прежние взгляды и теперь нередко высказывал совершенно противоположные им мнения.

В начале царствования Николая I опытному юристу Сперанскому была поручена важнейшая работа по упорядочению (без изменений) существующего государственного законодательства. Такое упорядочение не производилось с момента издания Соборного Уложения 1649. Итогом этого труда Сперанского стало издание «Полного собрания законов Российской Империи» и «Свода законов Российской империи» (1833).

Автор текста

читайте также статьи Реформы Ивана Грозного — кратко, Реформы Петра I — кратко 

Источник: http://rushist.com/index.php/historical-notes/2054-reformy-speranskogo-kratko

Второй этап реформ

87992

Реформаторская деятельность при Александре 1 Сперанский

Доклад

История и СИД

Уже в первые дни после воцарения Александр объявил что управлять Россией будет по законам и по сердцу Екатерины II.

В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли но члены Совета дали понять императору что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих молодых друзей В.

Русский

2015-04-25

31.01 KB

1 чел.

Реформаторская деятельность при Александре 1 Сперанский

Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти.

Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II.

5 апреля

1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя.

В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту.

После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев).

Ко времени коронации Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект «Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т. д.

), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из трех документов обнародован не был.

Было лишь объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах», разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования.

В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б.

Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.

Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный.

Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ.

Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ.

Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути.

Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=87992

Реформаторская деятельность Михаила Михайловича Сперанского

После подписания Тильзитского мира авторитет императора Александра I заметно упал. Общественность России негодовала. Правитель, помнивший неудачный пример своего отца Павла I, решил путём новых реформ сгладить накопившееся в обществе недовольство.

Следует отметить, что к 1807 году отношения Александра I и участников  Негласного комитета, которые после фактического упразднения Комитета в 1803 году были назначены на высокие посты в министерствах, заметно охладели.

В российском высшем обществе деятельность сподвижников императора считали слишком радикальной, близкой к революционным реформам Франции. Сам Александр I понимал, что после войн Третьей и Четвёртой коалиции и мира в Тильзите, любые проекты, исходящие от этих людей, будут восприняты враждебно.

В итоге большая часть участников Негласного комитета ушла из политики. Император же стал искать человека, способного продолжить реформирование России. Им стал Михаил Михайлович Сперанский.

Благодаря личным качествам (ответственности, преданности идеям служения государству), потрясающей работоспособности (мог работать по 19 часов в сутки), Сперанский быстро сделал карьеру видного государственного чиновника.

Являясь секретарём князя В. П.

Кочубея – члена Негласного комитета и будущего министра внутренних дел России – Сперанский принял активное участие в подготовке реформ начала правления Александра I.

После личного знакомства с Александром I, который по достоинству оценил выдающиеся способности чиновника, Сперанский постепенно стал приближённым императора. 

Он сопровождал Александра I на Эрфуртском конгрессе 1808 года, где состоялось подписание союзного договора между Россией и Францией.

Согласно устойчивой легенде, Наполеон Бонапарт, знавший об исключительной роли Сперанского в государственных делах России, в шутку спросил у Александра I: «Не угодно ли Вам, государь, поменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?».

Читайте также:  Московское государство в смутное время - история России

В конце 1808 года Сперанский становится главным советником императора в государственных делах.

В конце 1808 – 1809 годах, по поручению Александра I, он разработал проект реформ, который должен был полностью изменить всю систему управления Россией.

«Введение к уложению государственных законов», такое название получил этот проект. Он был изложением мыслей, идей и намерений не только Сперанского, но и самого государя.

Реформы Александра I

Согласно проекту Сперанского, управление государством должно было осуществляться на основе принципа разделения властей. Однако верховенство монарха над всеми ветвями власти оставалось неизменным.

Совещательным органом при императоре должен был стать Государственный совет, куда правитель мог назначить кого угодно. Через совет правитель взаимодействовал с ветвями власти.

Исполнительную власть осуществляли министерства.

Судебная – принадлежала Сенату.

Законодательная власть, по проекту Сперанского, передавалась в руки нового органа управления – Государственной Думы.

При этом судебная власть была независима от исполнительной. Исполнительная власть была ответственна перед законодательной. Законодательная власть должна была сохранять независимость от иных ветвей власти и служить основным инструментом государственной политики – фактически отражать волю императора.

Государственная Дума должна была стать выборным народным представительным органом.

Система центрального управления Российской империи по проекту Сперанского

Ввиду этого предлагалось наделить политическим и гражданскими правами население России.

При этом основные права дать собственникам. Так как, по мнению Сперанского, участвовать в обсуждении законов мог только тот человек, который знал цену собственности и заботился о её сохранности и преумножении.

Согласно проекту Сперанского, всё население России предлагалось разделить на три сословия. Первое – дворянство. Это сословие обладало всей полнотой гражданских и политических свобод (главное из них преимущественное право избирать и быть избранными). Имело особые права на покупку и владение крепостными.

Второе – «среднее состояние». В это сословие входили купцы, мещане, государственные крестьяне. Они пользовались гражданскими правами. Его представители обладали недвижимой или движимой собственностью, свободой занятий и передвижения, правом на справедливый суд. Обладали правом голоса. Из второго сословия, путём получения личного дворянства можно было перейти в первое.

Третье сословие – «народ рабочий». В это сословие входили помещичьи крестьяне, наёмные рабочие, слуги. Они обладали только частью гражданских прав. Однако могли изменить свой статус и перейти во второе сословие став владельцами собственности.

Сословия России по проекту Сперанского

По реформе Сперанского планировалось ввести в России широкое местное самоуправление трёх ступеней.

В каждой волости (нижняя единица административно-территориального деления России в сельской местности) дворяне и представители государственных крестьян (один от 500 душ) составляли общее собрание – Волостную Думу.

Волостные Думы избирали депутатов для следующей ступени местного самоуправления – Окружной (уездной) Думы.

Окружные Думы выбирали уездное правление и депутатов следующей ступени – Губернской Думы. Те выбирали губернское правление и депутатов в общероссийскую Государственную Думу.

Государственная Дума управлялась канцлером – чиновником, назначаемым императором из трёх представленных Думой кандидатур.

Выборы в Государственную Думу

Но признавая главенство императора над всеми ветвями власти, Сперанский не наделил Государственную Думу широкими полномочиями.

Ввиду этого Дума не имела права законодательной инициативы. Дума не могла самостоятельно выносить на рассмотрение проекты законов.

Одобренные Думой законы вступали в силу только после согласия императора. Так же император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Тем не менее, без рассмотрения Думой ни один закон в стране не мог обрести силу.

Так же Дума устанавливала налоги в государстве. Министры (законодательная власть) несли ответственность перед депутатами Думы за свои решения.

По задумке Сперанского, иные ветви власти должны были быть устроены так же по административно-территориальному принципу и на основе выборности. Так исполнительная власть на местах имела представительства в лице губернских, уездных, волостных управлений. Судебная – губернских, уездных, волостных судов.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Реализация его планов была намечена на 1810–1811 годы. Сам Сперанский в докладе императору говорил: «если Бог благословит все начинания, то к 1811-му году… Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится».

Манифестом от 1 января 1810 года было объявлено о создании Государственного совета – высшего законосовещательного органа Российской империи. Учреждение Госсовета было первым шагом к широким преобразованиям, так  как этот орган должен был учредить планы дальнейших реформ.

Государственный совет, по задумке Сперанского, должен был стать проводником новой государственной политики, связующим звеном между императором и ветвями власти. Состав Госсовета назначался императором. Назначение мог получить любой человек. Однако большинство в Совете принадлежало дворянам.

Совету были приданы широкие полномочия.

Все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет. В его ведении находились все вопросы, связанные с внутренними реформами. Вопросы внутренней и внешней политики при чрезвычайных обстоятельствах. Совет составлял бюджет, контролировал доходы и расходы государства.

Государственный совет состоял из Государственной канцелярии. Через неё проходили все дела, требовавшие рассмотрения в Государственном совете.

Департаменты отвечали за ту или иную область государственного законодательства. В 1810 году были созданы: Департамент законов. Рассматривал законопроекты в области административно-территориального устройства страны, судопроизводства, налогов, государственного управления.

Департамент гражданских и духовных дел. Рассматривал вопросы о порядке судопроизводства, толковании законов. Дела о получении и лишении дворянства. Имущественные споры. Вопросы об учреждении новых епархий и приходов различных вероисповеданий.

Департамент государственной экономии. Занимался вопросами государственных финансов, торговли, промышленности, народного просвещения.

Департамент военных дел. Рассматривал вопросы военного законодательства. О комплектовании, вооружении и обеспечении армии. О правах, обязанностях и ответственности военнослужащих.

Комиссии. Создавались преимущественно для решения тех или иных задач, не входивших в полномочия департаментов или требовавших быстрого решения. Например, Комиссия составления законовКомиссия по принятию прошений.

Общее собрание. Состояло из членов департаментов и министров. Его председателем был император

Источник: https://videouroki.net/video/4-rieformatorskaia-dieiatiel-nost-mikhaila-mikhailovicha-spieranskogho.html

Деятельность Сперанского

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839 гг.) – российский политический и общественный деятель, автор многочисленных теоретических работ по юриспруденции и праву, законотворец и реформатор.

Работал во времена правления Александра 1 и Николая 1, являлся членов Императорской Академии наук и был воспитателем наследника престола Александра Николаевича.

С именем Сперанского связаны крупные преобразования в Российской Империи и идея первой конституции.

Краткая биография Сперанского

Сперанский родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего возраста обучился чтению и, вместе с дедом Василием, постоянно посещал церковь и читал священные книги.

В 1780 году поступает во Владимирскую семинарию, где очень скоро становится одним из лучших учеников благодаря своему уму и способностям к аналитическому мышлению. По окончании семинарии Сперанский продолжает свое образование и становится студентом в этой же семинарии, а затем и в Александро-Невской семинарии в Петербурге. После окончания последней Сперанский остается преподавать.

В 1795 году начинается общественная и политическая карьера Сперанского. Он поступает на пост секретаря князя Куракина. Сперанский быстро продвигался по службе и к 1801 году достигает чина действительного статского советника.

В 1806 году он знакомится с Александром 1 и очень быстро входит в расположение у императора. Благодаря своему уму и отличной службе в 1810 году Сперанский становится государственным секретарем – вторым человеком после государя.

Сперанский начинает активную политическую и реформаторскую деятельность.

В 1812-1816 годах Сперанский находится в опале из-за проведенных им реформ, которые затрагивали интересы слишком большого количества людей. Однако уже в 1819 году он становится генерал-губернатором Сибири, а в 1821 возвращается в Петербург.

После смерти Александра 1 и восшествия на престол Николая 1 Сперанский возвращает к себе доверие власти и получает должность воспитателя будущего царя Александра 2. Также в это время учреждается «Высшая школа правоведения», в которой Сперанский активно работал.

В 1839 году Сперанский умирает от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский известен, прежде всего, благодаря своим обширным реформам.

Он был сторонником конституционного строя, однако полагал, что Россия не готова пока распрощаться с монархией, поэтому необходимо постепенно преобразовывать государственный строй, менять систему управления и вводить новые нормы и законодательные акты. По приказу Александра 1 Сперанский разработал обширную программу реформ, которые должны были вывести страну из кризиса и преобразовать государство.

Программа предполагала:

  • Уравнивание всех сословий перед законом;
  • Сокращение расходов всех государственных ведомств;
  • Установление жесткого контроля над расходованием государственных средств;
  • Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, изменение функций министерств;
  • Создание новых, более совершенных судебных органов, а также создание нового законодательства;
  • Введение новой налоговой системы и преобразования во внутренней экономике и торговле.

В целом, Сперанский хотел создать более демократичную систему с монархом во главе, где каждый человек, вне зависимости от его происхождения, имел равные права и мог рассчитывать на защиту своих прав в суде. Сперанский хотел создать в России полноценное правовое государство.

К сожалению, не все реформы, которые предложил Сперанский, были воплощены в жизнь. Во многом на провал его программы повлиял страх Александра 1 перед столь крупными преобразованиями и недовольство дворянства, которое имело влияние на царя.

Итоги деятельности Сперанского

Несмотря на то, что не все задуманное было осуществлено, часть проектов, составленных Сперанским все же были воплощены в жизнь.

Благодаря Сперанскому удалось добиться:

  • Роста экономики страны, а также роста экономической привлекательности Российской Империи в глазах иностранных инвесторов, что позволило создать более мощную внешнюю торговлю;
  • Модернизации системы государственного управления. Армия чиновников стала функционировать более эффективно за меньшее количество государственных средств;
  • Создать мощную инфраструктуру во внутренней экономике, которая позволила ей быстрее развиваться и эффективнее саморегулироваться
  • Создать более мощную правовую систему. Под руководством Сперанского было выпущено «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах – документ, содержащий все законы и акты, выпущенные с момента царствования Алексея Михайловича.

Кроме того, Сперанский был блестящим юристом и законотворцем и теоретические принципы управления, описанные им за период своей деятельности, легли в основу современного права.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/deyatelnost-speranskogo

Александр I и М.М. Сперанский: реформаторские идеи и реформаторская деятельность

Тезисы для экзамена

Читайте также:  Политический строй России от ивана iii до ивана iv - история России

1. Алекс I : в начале реформ политика абсолютизма, в дальнейшем получение славы либерала.

-5 апреля 1801 создание Непременного совета — законосовещательного органа при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя.

— основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет.

— Реформы государственного управления: в России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всœецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.

-Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения.

— Важно заметить, что для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 ᴦ. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 ᴦ.).

-В 1802 ᴦ. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.

2. Сперанский:

— Сторонник конституционного строя, Сперанский был убеждён, что новые права обществу обязана даровать власть. Обществу, разделœенному на сословия, права и обязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значение придавал Сперанский воспитанию общественного мнения

— Период 1808—1811 годов был эпохой наивысшего значения и влияния Сперанского, о котором именно в это время Жозеф де Местр писал, что он ʼʼпервый и даже единственный министрʼʼ империи: реформа госсовета (1810), реформа министров (1810—1811), реформа сената(1811—1812).

— Наиболее полно взгляды нового реформатора М. М. Сперанского отражены в записке 1809 года — ʼʼВведение к уложению государственных законовʼʼ.

— по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны, в связи с этим именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всœего плана государственных реформ Сперанского и определило их основную мысль — ʼʼправление, досœелœе самодержавное, поставить и учредить на законеʼʼ.

— К началу 1811 года Сперанский предложил и новый проект преобразования Сената. Предполагалось разделить Сенат на правительствующий и судебный.

Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть — от короны, другая выбиралась дворянством.

В силу различных внутренних и внешних причин Сенат остался в прежнем состоянии, да и сам Сперанский в конечном итоге пришёл к выводу, что проект нужно отсрочить. В 1810 году по плану Сперанского, был учрежден Царскосœельский лицей.

Подробно:

Начало реформ

Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинœейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I. Он выступил против деспотизма и самодурства отца. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.

Александр восстановил отменённые Павлом “Жалованные грамоты” дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одеежде, общественном поведении и т. д.

Эти меры создали Александру славу либерала.

Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общесвенно-политическим проблемам. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. Создание Негласного комитета.

Реформы государственного управления.

В 1802 ᴦ. устаревшие коллегии были заменены министерствами. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения.

В 1810-1811 гᴦ. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Важно заметить, что для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 ᴦ.

он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 ᴦ.).

В 1802 ᴦ. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинœена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором.

Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В 1807 ᴦ. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на встречу с Наполеоном.

Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делœегации. Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. Любой, самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 ᴦ.

по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. Осуществление проекта М. М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделœения властей – законодательной, исполнительной и судебной.

Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всœероссийским представительным органом.

Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров. Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета͵ утверждённое царём, становилось законом.

В случае если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное”.

В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения.

Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались всœе граждане России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян. Осуществление проекта началось в 1810 ᴦ., когда был создан Государственный совет.

В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ.

Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита͵ к лету 1811 было завершено преобразование министерств.

Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, выражало недовольство.

Против Сперанского объединились всœе консерваторы, среди которых особо выделялся А. А. Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший в милость и к новому императору. Сперанский был окружён платными и добровольными шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В марте 1812 ᴦ.

он был отстранён от дел и сослан в ссылку.

Реформы 1802-1812 гᴦ. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Οʜᴎ усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России в 1809 ᴦ., а также в создании Н. Н.

Новосильцевым по поручению царя “Уставной грамоты Российской империи” (1819-1820). В проекте предусматривалось разделœение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всœех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства.

При этом всœе эти предложения остались на бумаге.

  • — III. Радиорелейные средства связи

    II. Беспроводные средства связи I. Проводные средства связи Ø Городскую телефонную связь Ø Прямая телефонная связь (селекторная)Ø Радиотелефонная связь («Алтай») Ø Индуктивная связь (ЭКВ связь «Дистон», «Нальмэс») Ø… [читать подробнее].

  • — Расход материалов на 1 км дороги с асфальтобетоном покрытием IV типа

    Таблица 15 Таблица 14 Таблица 13 Таблица 12 Таблица 11 Дороги Движения по сложным процентам в различные годы эксплуатации Величины коэффициентов m, K0, K0m при росте интенсивности Таблица… [читать подробнее].

  • — Определение Zmin и Xmin из условия отсутствия подрезания

    Рис.5.9. О подрезании зубьев колёс. Рассмотрим, как связан коэффициент сдвига x рейки с числом зубьев, которое может быть нарезано рейкой на колесе. Пусть рейка установлена в положении 1(рис.5.9.). В этом случае прямая головок рейки пересечёт линию зацепления N-N в т. и… [читать подробнее].

  • — Verbos que terminan en –ить, -еть

    Los verbos irregulares   Идти — ir Есть — comer Спать — dormir Хотеть — querer Я Иду Ем Сплю Хочу Ты Идёшь Ешь Спишь Хочешь Он, она Идёт Ест Спит Хочет Мы Идём Едим Спим Хотим Вы Идёте Едите Спите Хотите Они Идут … [читать подробнее].

  • — Verbos que terminan en –ать, -ять

                      Hacer — делать Leer — читать Trabajar — работать Caminar -гулять Я Делаю     Гуляю Ты   Читаешь Работаешь   Он, она Делает     Гуляет Мы   Читаем Работаем   Вы … [читать подробнее].

  • — III. Стартер включен.

    Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла,… [читать подробнее].

  • — PROFIBUS

    Задачи в области промышленной связи часто требуют разных ре­шений. В одном случае необходим обмен сложными, длинными сооб­щениями со средней скоростью. В другом – требуется быстрый обмен короткими сообщениями с использованием упрощенного протокола обмена, например, с… [читать подробнее].

  • — II. Холодильник емкость «А».

      1. 2. ; СА – теплоемкость [воды + металла] первой части холодильника 3. Линеаризация. переводится в Уравнение динамики емкости «А». Уравнение к конечном виде: в относительном виде. II. Уравнение объекта управления, управление которым производится еще и… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/90882_aleksandr_i_i_m_m_speranskiy_reformatorskie_idei_i_reformatorskaya_deyatel_nost

    Ссылка на основную публикацию