Развитие радикального движения в России xix века — история России

Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении в России во второй половине XIX века

Развитие радикального движения в России XIX века - история России

На рубеже 50–60-х годов, в эпоху Великих реформ, окончательно формируются консервативное, либеральное и радикальное течения в обществе.

Русский консерватизм был идейно неоднороден. В него входили прежде всего дворяне, чьи позиции в государстве были значительно ослаблены реформами.

Группа вокруг газеты «Весть» требовало ограничения самодержавия в пользу дворян через создание при монархе особого органа и развитие земского самоуправления. Группа М.Н.

 Каткова и газеты «Московские ведомости» поддерживали реформы и выступали за сохранение неограниченной власти монарха, но требовали ужесточения национальной политики в стране, и прежде всего против поляков. Некоторые дворяне предлагали полностью прекратить всякие реформы (К. Леонтьев).

Либералы поддерживали реформы правительства и требовали их продолжения вплоть до перехода к конституционной монархии, всеобщего избирательного права и расширения гражданских свобод. Группировались либералы вокруг журнала «Вестник Европы».

Радикальное революционно-демократическое движение в своем развитии проходит несколько этапов. Идейными центрами его стали журналы «Современник», с которым сотрудничал Н. Чернышевский и «Колокол» А. Герцена. Чернышевский призывал к всеобщему крестьянскому восстанию под руководством интеллигенции.

Идеи русского социализма вдохновили деятелей революционной организации «Земля и воля». Организация состояла преимущественно из студентов. Организация поддержала польское восстание 1863 года в надежде, что оно примет антипомещичий характер и перекинется на остальные губернии. После подавления польского восстания «Земля и воля» самораспустилась.

Тем не менее наиболее революционно настроенная часть молодежи стремилась продолжить революционную работу. С этой целью они примыкают к анархизму и организуют в стране подпольные террористические организации. Свою задачу они видели в установлении в стране террора и этим самым вынудить правительство пойти на уступки.

В тоже время, уступки правительства обозначать его слабость, что станет сигналом к всеобщему восстанию. Анархизм М. Бакунина: государство – только надстройка над крестьянской общиной. Интеллигенция должна пробудить крестьянство к борьбе за свои права. Заговорщическое направление П. Ткачева: поднять крестьян и рабочих на борьбу не возможно.

Поэтому интеллигенция должна осуществить переворот, взять власть в свои руки и провести социалистические преобразования.

Более мирный путь избрали народники. Народники пытались путем просвещения народных масс поднять их на борьбу за свои права.

Часть студентов, увлеченных идеями народничества, переселялись из городов в сельскую местность, открывали школы и больницы и пытались внушать свои идеи крестьянам.

Большого успеха народничество не имело, но они способствовали развитию системы начального образования и местного здравоохранения. Некоторые народники были арестованы и сосланы в Сибирь.

В начале 80-х годов деятельность радикальных организаций переносится из села в город в фабрично-заводскую среду. Но здесь происходит раскол народников.

В 1879 году выделяется террористическая организация «Народная воля» стремившиеся через террор против правительства и убийство царя прийти к Учредительному собранию и переходу к конституционной форме правления.

Народовольцам удалось убить 1 марта 1881 года Александра I. К 1882 году народовольцы были истреблены.

В условиях глубокого кризиса часть радикалов эмигрирует в Европу, где знакомится с марксизмом. В 80–90-х годах в России возникают первые марксистские кружки, которые стремятся придать стачечному движению рабочих более организованный характер.

Из прокламации П. Зайчневского, напечатанной в «Колоколе» (цит. по Ф.М. Достоевский «Бесы»): «Мы будем последовательнее не только жалких революционеров 48 года, но и великих террористов 92 года.

Мы не испугаемся, если увидим, что для ниспровержения современного порядка придется пролить втрое больше крови, чем пролито якобинцами в 90‑х годах… С полной верою в себя, в свои силы, в сочувствие к нам народа, в славное будущее России, которой вышло на долю первой осуществить великое дело социализма, мы издадим один крик «в топоры!»; и тогда… тогда бей императорскую партию, не жалея. Как не жалеет она нас теперь, бей на площадях, если эта подлая сволочь осмелиться выйти на них, бей в домах. Бей в тесных переулках городов, бей на широких улицах столиц, бей по деревням и селам! Помни, что тогда, кто не будет с нами, тот будет против; кто против – наш враг, а врагов следует истреблять всеми способами… Да здравствует социальная и демократическая республика русская».

Источник: http://historyrusedu.ru/ekzamenatsionnye-bilety-istoriya-rossii/142-konservativnoe-liberalnoe-i-radikalnoe-techeniya-v.html

Общественные движения в истории России 19 века

Общественные движения в истории России 19 века

КОНСЕРВАТИВНОЕ ЛИБЕРАЛЬНО-БУРЖУАЗНОЕ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ (РАДИКАЛЬНОЕ)
ОБЩИЕ ИДЕИ Выступали за самодержавие, помещичьи землевладения, под давлением народных наступлений могли предлагать некоторые реформы Выступали за буржуазное правовое государство типа английской монархии. Путь решения – реформы Выступали за буржуазно-демократическую республику, а со временем – за социалистический путь решения – революцию
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX в. Теория официальной народности, поставленная Уваровым, министром просвещения. Самодержавие, православие, народность – смысл этой теории. СЛАВЯНОФИЛЫ ЗАПАДНИКИ 1) декабристы: «Конституция» Муравьёва и «Русская правда» Пестеля. Оба за полную отмену крепостного права. Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию — исполнительная власть у императора (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная — у парламента («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной — «Державная дума» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. П.И. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права.2) революционные демократы – Герцин, основатель общинного социализма в России. Три положения: а) свержение самодержавия; б) ликвидация помещичьего землевладения и передача земли крестьянам; в) демократизация общественной жизни и переход к новым порядкам через общину. Программа – утопическая, на этих идеях создана организация «Земля и воля» в 1861 году.
Освобождение крестьян и восстановление общинных начал землепользования, развитие промышленности и транспорта при условии патриархальных отношений между предпринимателем и рабочим. Они защищали монархию на том основании, что лучше, чтобы один человек был замаран властью, всегда греховной и грязной, чем весь народ. Царь не имеет права на власть, как никто не имеет. Но он обязан нести тяготу власти, которую возложил на него народ. Выступали против крепостного права. Приемлемая форма правления – конституционно-монархическая, с ограничением самодержавия, с политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда, неприкосновенности личности.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX в. Всё ещё теория официальной народности и самодержавное правление, неприкосновенность частной собственности, укрепление дворянства. Отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность ЗЕМСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ БУРЖУАЗНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ НАРОДНИКИ (1860-1880 годы) ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАРОДНИКИ (с 1880 годов)
Введение конституционных начал, демократических свобод и продолжение реформ. Выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). ЗА конституционную монархию, сохранение сильной исполнительной власти. Приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов. Реформы – главный метод социально-политической модернизации России.
Читайте также:  Усиление борьбы против феодального гнёта на руси - история России

Источник: http://www.funtable.ru/table/istoriya/obshchestvennye-dvizheniya-v-istorii-rossii-19-veka.html

Развитие революционного движения в россии в 70-80-е гг. xix в

126 просмотров

Политическая и социально– экономическая обстановка, которая сложилась в России в ходе проведения буржуазных реформ Александра II, определила широкое обсуждение вопросов дальнейшего развития страны. Во второй половине XIX в. сложились три направления (течения) в общественно-политическом движении.

   Консервативное течение общественно-политического движения:

   1) идеологи: К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, В.П. Без-образов и др.;

   2) наиболее влиятельные печатные органы: «Московские ведомости» и «Русский вестник»;

   3) нападая напрямую на проводимые в стране реформы, представители консервативного направления настаивали на важности незыблемой самодержавной власти, единственной, которая способна обеспечить порядок.

Они выступали также с требованием пересмотра крестьянской реформы в интересах дворян, против земств и суда присяжных заседателей в судах.

После прихода к власти Александра III консерваторы особенно оживились, стали призывать вернуться к русским национальным истокам, самодержавию, общинному строю в деревне и привилегированному положению дворянства. Либеральное течение общественно-политического движения:

   1) идеологи: И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.;

   2) наиболее влиятельный печатный орган либералов – «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича;

   3) основную поддержку русские либералы получили на местах, главным образом в земствах;

   4) основную цель своей деятельности русские либералы видели в установлении в России конституционной формы правления. Они отрицали революционный путь.

   Революционное течение общественно-политического движения. Народничество:

   1) большое развитие в 70-80-е гг. получает радикальное (революционное) движение, ведущую роль в котором играло народничество;

   2) идейную основу народничества составлял «крестьянский социализм» А.И. Герцена. Организации народников: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»;

   3) три направления революционного народничества: анархизм, пропагандистское направление, заговорщическое направление.

   Анархизм (идеолог – М.А. Бакунин) Анархисты призывали к разжиганию стихийного крестьянского бунта, который должен разрушить государство – главную преграду на пути к социализму.

   Пропагандистское направление (идеолог – П.Л. Лавров) призывало к просветительской работе с крестьянством, пропаганду в их среде социалистических идей. Ими были организованы в 70-е гг. так называемые «хождения в народ», которые провалились, так как крестьяне сдавали пропагандистов полиции.

   Заговорщическое направление (идеолог – П.Н. Ткачев)

   Считали, что для перехода к социализму достаточно захвата власти группой революционеров. Как тактическое средство предлагали индивидуальный террор. Члены организации «Земля и воля» (с 1879 г. – «Народная воля») – А.И. Желябов, С.Л. Перовская,

   A. Д. Михайлов и др. – поставили целью «казнить» Александра II. После неудачных попыток народовольцы в 1881 г. достигли цели. Но цареубийство не принесло социалистических преобразований, а народовольческие организации были разгромлены.

   В 1879 г. от «Земли и воли» откололась группа «Черный передел» (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов,

   B. И. Засулич и др.), заявившая о бессмысленности террора. В 1883 г. Плеханов создает первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда».

Источник: https://students-library.com/library/read/17535-razvitie-revolucionnogo-dvizenia-v-rossii-v-70-80-e-gg-xix-v

Основные направления общественной мысли и развитие общественного движения в России во второй половине XIX века. Народническое движение

В период подготовки и проведения либеральных реформ второй половины XIX века общественное движение в России активизируетсяПричины: неодинаковая оценка проводимых реформ со стороны различных слоев российского общества, их половинчатость, а также колебания прави-тельственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление ре-прессий).

В пореформенный период сохраняются консервативное и либеральное течения в общественно-политической жизни РоссииСпецифика россий-ского консерватизма состояла в неприятии реформ 60-70-ых годов, в стремлении вернуть Россию к прежним дореформенным порядкамИдеологами консерваторов были К.ППобедоносцев, М.НКатков, К.ПЛеонтьевНаиболее выпукло идеи консерватизма нашли выражение в работе К.ПЛеонтьева «Византизм и славянство» (1875 г.), где он пропо-ведовал

«византизм», то есть предлагал России использовать опыт средневеко-вой Византии (смстатью Н.АРабкиной «Византизм» Константина Леон-тьева // История СССР1991.№6).

Либералы второй половины XIX века отстаивали идею общности пути развития России с Западной Европой, настаивали на продолжение бур-жуазных реформ, выступали за расширение прав и функций местного самоуправленияИх организационной опорой были земства, журналы «Русская мысль» и «Вестник Европы»и научные обществаСреди идео-логов российского либерализма особо выделяются два — Б.НЧичерин, К.ДКавелинОба являлись основоположниками государственной школы в русской исторической наукеВ пореформенный период активную дея-тельность развернули представители радикального (революционного) направленияСледует отметить, что радикализм во многом провоциро-вался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций).

В истории движения радикалов второй половины XIX века выделя-ются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии; 70-е годы -оформление доктрины народни-чества и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы — начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы и союзы.

Читайте также:  Биография и судьба емельяна пугачева - история России

Формирование революционно-демократической идеологии в 60-е годы было связано с именами А.И. Герцена и Н.

ГЧернышевского, которые создали теорию «общинного социализма»Она исходила из того, что Россия имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы мино-вать капитализма и сразу перейти к социализму, опираясь на крестьянскую общину Крестьянская община в случае отмены частичной собст-венности на землю при ее коллективизме, самоуправлении могла бы стать социалистической ячейкой обществаНо для того, чтобы расчис-тить путь для социалистического развития, необходима была крестьянская революция, свержение самодержавия и установление республики.

Под влияние идей Герцена и Чернышевского в России оформляется концепция народничества и создается ряд народнических организаций: «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля»В народничестве были три основных течения: 1) пропагандистское, возглавлялось П.Л.

Лавровым, делало акцент на пропаганде среди крестьян в целях подго-товки их к революции; 2) бунтарско-анархическое, возглавлялось оно М.А.

Бакуниным, призывало к немедленному всеобщему крестьянскому бунту против царизма; 3) заговорщическое бланкистское, ориентировав-шееся на заговор, на захват власти с помощью сильной конспиративной организации, возглавлялось Т.НТкачевым

В 80-90 е годы в результате раскола в радикальном движении, в нем появилсь течение, которое сделало ставку на западно-европейскую тео-рию марксизма, квинтэссенцией которого стала идея социализма путем пролетарской революцииВ 1883 году создается первая марксистская организация — группа «Освобождение труда» во главе с Г.

ВПлехано-вым, которая находясь в Женеве, провела большую работу по переводу на русский язык произведений Карла Маркса и ФЭнгельсаВ самой России развернулась пропаганда марксизма в кружках Д.ИБлагоева, Н.ЕФедосеева, М.ИБруснева и дрВ 1895 году в Петербурге под руко-водством В.

ИЛенина создается «Союз борьбы за освобождение рабо-чего класса», который попытался возглавить Стачечное движение.

Александр 3

Александр III вступил на престол в 1881 г. после гибели своего отца Александра II от бомбы террориста. Ближайшее окружение царя составляли наиболее реакционно-настроенные политические деятели: обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А.

Толстой и публицист М.Н. Катков. Во внутренней политике России началась эпоха реакции. В апреле 1881 г.

был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия» , а в августе последовало «Положение об усиленной охране», которое давало правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов. С 1883 г. стали действовать охранные отделения.

С целью усиления позиций дворян в системе местного управления и ограничения функций земств были приняты новое «Положение о губерниях и уездных земских учреждениях» (1890 г.) и «Городское положение» (1892 г.).

Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший в гимназии детей из низших сословий. В 1884 г.

новый Университетский устав ликвидировал автономию вузов. «Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры.

Право закрывать любое издание получили не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода.

Реакционные преобразования 1880 – 1890-х гг. получили название контр-реформ. Однако во внутренней политике Александра III проявлялись и прогрессивные тенденции. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязаное состояние крестьян.

Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако социальная политика Александра III была направлена главным образом на усиление позиций дворян.

В целом в 80-х – первой половине 90-х годов XIX в. государственность была укреплена.

Источник: https://megalektsii.ru/s11573t8.html

Народническое движение в России в XIX веке

Народническое движение в России в XIX веке

Тема исследования группы

Народническое движение в России в XIX веке

Цель

Определить роль народничества в российском общественном движении второй половины XIX века

Результаты исследования

Наша группа работала по теме «Народническое движение во второй половине XIX в.» Изучив исторические, литературные и художественные источники, мы узнали о целях, методах, основных идеях, деятельности народников и ее итогах. Представляем результаты нашей работы.

Историческая обстановка

На рубеже 50–60-х гг. XIX в. самодержавие оказалось в сложной политической ситуации, обусловленной поражением в Крымской войне. Война обнажила военную и хозяйственную отсталость России. Ситуация требовала от власти коренной перестройки внутренней жизни на основе личных свобод граждан и рыночных отношений.

Тогда же заметно оживилось общественное движение, подталкивающее власть к осуществлению реформ. В 60–70-е гг. XIX века в жизни страны произошли коренные изменения. Было отменено крепостное право, проведены земская, городская, судебная, военная реформы. Изменения коснулись финансовой системы, образования.

Несмотря на непоследовательность проведения реформ, они способствовали быстрому развитию капитализма в России. К началу 80-х гг. в основных сферах промышленности и на транспорте завершился промышленный переворот. Быстро росла численность рабочих. Но реформа 1861 г. не улучшила положения крестьянских масс, не оправдала их ожидания.

Положения Манифеста вызвали полное разочарование и в радикальных кругах. Широкими кругами русской разночинной интеллигенции, особенно университетской молодежи, овладели идеи революционно-социалистического народничества и дух нигилизма.

Читайте также:  Историография - история России

Идеология

Народничеством называют идеологию, представляющую собой разновидность утопического социализма, а также направление в общественном движении в России во второй половине 19 — начале 20 века.

В основе идеологии народничества лежит теория общинного социализма, разработанная А.Герценом и Г.Чернышевским. Основные участники движения – представители разночинной интеллигенции, защищающие интересы крестьянства.

Идеология народничества основана на выводах о том, что:

• у России – особый путь исторического развития;

• капитализм – чуждое явление для России;

• самодержавие не имеет социальной опоры;

• будущее России – социализм, к которому страна придет, минуя капитализм

• ячейка социализма — крестьянская община

• руководящая сила крестьянства – партия профессиональных революционеров.

В составе народничества выделяются революционное и либеральное направления.

Социальная база

Социальную основу движения составляли представители разночинной интеллигенции. Интеллигенты-разночинцы враждебно относились к самодержавию, церкви, поместному землевладению, стремились к решительным переменам, пытались помочь народу.

Цели движения

Народники считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя избавлению его от гнета и эксплуатации. Они стремились к переустройству общества на социалистических началах.

Деятельность народников и ее итоги

Самым активным периодом в движении было десятилетие 70-х гг. Тогда в народничестве шли идейные споры по вопросам о готовности народа перейти к новому строю, о движущих силах революции, о будущем устройстве общества в переходный период. Они привели к оформлению трех течений в народничестве: бунтарскому, пропагандистскому, заговорщическому.

Затем была предпринята попытка поднять народ на борьбу (1874). Многие сотни юношей и девушек шли в деревню в качестве учителей, волостных писарей, учительниц, фельдшериц, и т.д. Одни шли поднимать народ на бунт, другие – пропагандировать социалистические идеалы.

Широкое движение в народ скоро прекратилось, как в результате репрессий, так и потому, что народ оказался невосприимчивым к пропаганде народников.

После этой неудачи наиболее активные круги народников создают революционную организацию «Земля и воля» (1876) и решают прибегнуть к террору. Главной целью террористов стал Александр II. В 1879 г. произошел раскол организации. Группа, отрицательно относившаяся к политическому террору, образовала организацию «Черный передел» (Г.В.Плеханов, В.

Засулич, П.Б.Аксельрод, М.А.Натансон). Члены организации пытались продолжать пропаганду социализма, но были разгромлены правительством и эмигрировали. Сторонники террора образовали группу «Народная воля» (А.Михайлов, А.Желябов, С.Перовская, Н.Кибальчич, Н.Морозов, В.Фигнер).

Народовольцы считали, что у социалистов остался один путь – политическая борьба, а террор – эффективная форма борьбы. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит Александр II. Народники обратились к новому царю Александру III с предложением созвать Учредительное собрание и провести реформы, обещая прекратить террор.

Правительство пошло по пути репрессий, «Народная воля» была разгромлена, участники покушения казнены.

На смену революционному народничеству пришло либеральное (Н.Михайловский, В.Воронцов, Н.Даниельсон) народничество, которое выступило с проповедью мирного пути социальных преобразований и с теорией «малых дел» в культурно-просветительской и народнохозяйственной областях (устройство больниц, развитие сети народных школ, защита прав крестьянства, агрономическая помощь и т.д.

) Либеральные народники выступали с позиций признания необходимости мирной эволюции России, борьбы за свободу личности, отказа от насилия. Труды либеральных народников привлекали внимание общественности к проблемам экономического развития России.

Развитие капитализма, рост рабочего движения, а также кризис революционного народничества заставили некоторых представителей из числа народников обратиться к марксизму.

Выводы

Мы пришли к следующим выводам.

Начало революционного движения, главными участниками которого были представители разночинной интеллигенции, совпадает с началом эпохи либеральных реформ Александра II.

Участники движения не были удовлетворены результатами реформ и желали полного разрушения существующего строя, замены его социализмом.

Обеспокоенное правительство стало преследовать не только революционные, но и либерально-прогрессивные выступления. А это увеличивало и усиливало лагерь оппозиции.

Идеологи народничества отражали интересы и настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма. Способы борьбы предлагались радикальные.

По существу народники боролись за буржуазно-демократическую революцию, хотя мечтали перейти к социализму.

Развитие страны давно шло по капиталистическому пути, поэтому вывод о том, что Россия перейдет к социализму, минуя капитализм, был ошибочным.

Террористическая деятельность революционных народников привела к смене внутриполитического курса, началась эпоха контрреформ. Но борьба дала результаты: в 80-е гг.

было упразднено временнообязанноесостояние крестьян, отменена подушная подать, снижены выкупные платежи, учрежден Крестьянский банк.

Террор был вызван не особой жестокостью революционеров, а их фанатизмом и стремлением быстро улучшить жизнь российского крестьянства.

Народническое движение способствовало активному вовлечению молодежи в процесс политической борьбы. Но вместе с этим появились явления, встревожившие российскую общественность.

Предупреждением об опасности фанатизма, революционного авантюризма и диктаторства стала «нечаевщина» ( данное явление получило название по имени революционного деятеля С. Нечаева).Террор как средство борьбы был отвергнут большинством населения страны.

Он отдалил друг от друга возможных союзников в оппозиционном лагере: либералов и народников.

Народничество неоднозначно оценивалось как современниками, так и историками. Одни признают, что их жертвенная бескорыстная деятельность была не напрасной и заставила власть осуществить преобразования.

Другие считают народников заговорщиками и убийцами, чьи действия привели к расколу в оппозиционном движении, оттолкнули от них либералов, ожесточили власть.

И это, в свою очередь, затормозило процесс обновления России.

В целом народничество было господствующим направлением русской общественной жизни во второй половине XIX века.

Источник: http://MirZnanii.com/a/342597/narodnicheskoe-dvizhenie-v-rossii-v-xix-veke

Ссылка на основную публикацию