Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении в России во второй половине XIX века
На рубеже 50–60-х годов, в эпоху Великих реформ, окончательно формируются консервативное, либеральное и радикальное течения в обществе.
Русский консерватизм был идейно неоднороден. В него входили прежде всего дворяне, чьи позиции в государстве были значительно ослаблены реформами.
Группа вокруг газеты «Весть» требовало ограничения самодержавия в пользу дворян через создание при монархе особого органа и развитие земского самоуправления. Группа М.Н.
Каткова и газеты «Московские ведомости» поддерживали реформы и выступали за сохранение неограниченной власти монарха, но требовали ужесточения национальной политики в стране, и прежде всего против поляков. Некоторые дворяне предлагали полностью прекратить всякие реформы (К. Леонтьев).
Либералы поддерживали реформы правительства и требовали их продолжения вплоть до перехода к конституционной монархии, всеобщего избирательного права и расширения гражданских свобод. Группировались либералы вокруг журнала «Вестник Европы».
Радикальное революционно-демократическое движение в своем развитии проходит несколько этапов. Идейными центрами его стали журналы «Современник», с которым сотрудничал Н. Чернышевский и «Колокол» А. Герцена. Чернышевский призывал к всеобщему крестьянскому восстанию под руководством интеллигенции.
Идеи русского социализма вдохновили деятелей революционной организации «Земля и воля». Организация состояла преимущественно из студентов. Организация поддержала польское восстание 1863 года в надежде, что оно примет антипомещичий характер и перекинется на остальные губернии. После подавления польского восстания «Земля и воля» самораспустилась.
Тем не менее наиболее революционно настроенная часть молодежи стремилась продолжить революционную работу. С этой целью они примыкают к анархизму и организуют в стране подпольные террористические организации. Свою задачу они видели в установлении в стране террора и этим самым вынудить правительство пойти на уступки.
В тоже время, уступки правительства обозначать его слабость, что станет сигналом к всеобщему восстанию. Анархизм М. Бакунина: государство – только надстройка над крестьянской общиной. Интеллигенция должна пробудить крестьянство к борьбе за свои права. Заговорщическое направление П. Ткачева: поднять крестьян и рабочих на борьбу не возможно.
Поэтому интеллигенция должна осуществить переворот, взять власть в свои руки и провести социалистические преобразования.
Более мирный путь избрали народники. Народники пытались путем просвещения народных масс поднять их на борьбу за свои права.
Часть студентов, увлеченных идеями народничества, переселялись из городов в сельскую местность, открывали школы и больницы и пытались внушать свои идеи крестьянам.
Большого успеха народничество не имело, но они способствовали развитию системы начального образования и местного здравоохранения. Некоторые народники были арестованы и сосланы в Сибирь.
В начале 80-х годов деятельность радикальных организаций переносится из села в город в фабрично-заводскую среду. Но здесь происходит раскол народников.
В 1879 году выделяется террористическая организация «Народная воля» стремившиеся через террор против правительства и убийство царя прийти к Учредительному собранию и переходу к конституционной форме правления.
Народовольцам удалось убить 1 марта 1881 года Александра I. К 1882 году народовольцы были истреблены.
В условиях глубокого кризиса часть радикалов эмигрирует в Европу, где знакомится с марксизмом. В 80–90-х годах в России возникают первые марксистские кружки, которые стремятся придать стачечному движению рабочих более организованный характер.
Из прокламации П. Зайчневского, напечатанной в «Колоколе» (цит. по Ф.М. Достоевский «Бесы»): «Мы будем последовательнее не только жалких революционеров 48 года, но и великих террористов 92 года.
Мы не испугаемся, если увидим, что для ниспровержения современного порядка придется пролить втрое больше крови, чем пролито якобинцами в 90‑х годах… С полной верою в себя, в свои силы, в сочувствие к нам народа, в славное будущее России, которой вышло на долю первой осуществить великое дело социализма, мы издадим один крик «в топоры!»; и тогда… тогда бей императорскую партию, не жалея. Как не жалеет она нас теперь, бей на площадях, если эта подлая сволочь осмелиться выйти на них, бей в домах. Бей в тесных переулках городов, бей на широких улицах столиц, бей по деревням и селам! Помни, что тогда, кто не будет с нами, тот будет против; кто против – наш враг, а врагов следует истреблять всеми способами… Да здравствует социальная и демократическая республика русская».
Источник: http://historyrusedu.ru/ekzamenatsionnye-bilety-istoriya-rossii/142-konservativnoe-liberalnoe-i-radikalnoe-techeniya-v.html
Общественные движения в истории России 19 века
Общественные движения в истории России 19 века
КОНСЕРВАТИВНОЕ | ЛИБЕРАЛЬНО-БУРЖУАЗНОЕ | РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ (РАДИКАЛЬНОЕ) | |||
ОБЩИЕ ИДЕИ | Выступали за самодержавие, помещичьи землевладения, под давлением народных наступлений могли предлагать некоторые реформы | Выступали за буржуазное правовое государство типа английской монархии. Путь решения – реформы | Выступали за буржуазно-демократическую республику, а со временем – за социалистический путь решения – революцию | ||
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX в. | Теория официальной народности, поставленная Уваровым, министром просвещения. Самодержавие, православие, народность – смысл этой теории. | СЛАВЯНОФИЛЫ | ЗАПАДНИКИ | 1) декабристы: «Конституция» Муравьёва и «Русская правда» Пестеля. Оба за полную отмену крепостного права. Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию — исполнительная власть у императора (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная — у парламента («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной — «Державная дума» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. П.И. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права.2) революционные демократы – Герцин, основатель общинного социализма в России. Три положения: а) свержение самодержавия; б) ликвидация помещичьего землевладения и передача земли крестьянам; в) демократизация общественной жизни и переход к новым порядкам через общину. Программа – утопическая, на этих идеях создана организация «Земля и воля» в 1861 году. | |
Освобождение крестьян и восстановление общинных начал землепользования, развитие промышленности и транспорта при условии патриархальных отношений между предпринимателем и рабочим. Они защищали монархию на том основании, что лучше, чтобы один человек был замаран властью, всегда греховной и грязной, чем весь народ. Царь не имеет права на власть, как никто не имеет. Но он обязан нести тяготу власти, которую возложил на него народ. | Выступали против крепостного права. Приемлемая форма правления – конституционно-монархическая, с ограничением самодержавия, с политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда, неприкосновенности личности. | ||||
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX в. | Всё ещё теория официальной народности и самодержавное правление, неприкосновенность частной собственности, укрепление дворянства. Отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность | ЗЕМСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ | БУРЖУАЗНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ | РЕВОЛЮЦИОННЫЕ НАРОДНИКИ (1860-1880 годы) | ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАРОДНИКИ (с 1880 годов) |
Введение конституционных начал, демократических свобод и продолжение реформ. Выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). ЗА конституционную монархию, сохранение сильной исполнительной власти. Приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие были основой их морально-этических взглядов. Реформы – главный метод социально-политической модернизации России. |
Источник: http://www.funtable.ru/table/istoriya/obshchestvennye-dvizheniya-v-istorii-rossii-19-veka.html
Развитие революционного движения в россии в 70-80-е гг. xix в
126 просмотров
Политическая и социально– экономическая обстановка, которая сложилась в России в ходе проведения буржуазных реформ Александра II, определила широкое обсуждение вопросов дальнейшего развития страны. Во второй половине XIX в. сложились три направления (течения) в общественно-политическом движении.
Консервативное течение общественно-политического движения:
1) идеологи: К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, В.П. Без-образов и др.;
2) наиболее влиятельные печатные органы: «Московские ведомости» и «Русский вестник»;
3) нападая напрямую на проводимые в стране реформы, представители консервативного направления настаивали на важности незыблемой самодержавной власти, единственной, которая способна обеспечить порядок.
Они выступали также с требованием пересмотра крестьянской реформы в интересах дворян, против земств и суда присяжных заседателей в судах.
После прихода к власти Александра III консерваторы особенно оживились, стали призывать вернуться к русским национальным истокам, самодержавию, общинному строю в деревне и привилегированному положению дворянства. Либеральное течение общественно-политического движения:
1) идеологи: И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.;
2) наиболее влиятельный печатный орган либералов – «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича;
3) основную поддержку русские либералы получили на местах, главным образом в земствах;
4) основную цель своей деятельности русские либералы видели в установлении в России конституционной формы правления. Они отрицали революционный путь.
Революционное течение общественно-политического движения. Народничество:
1) большое развитие в 70-80-е гг. получает радикальное (революционное) движение, ведущую роль в котором играло народничество;
2) идейную основу народничества составлял «крестьянский социализм» А.И. Герцена. Организации народников: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»;
3) три направления революционного народничества: анархизм, пропагандистское направление, заговорщическое направление.
Анархизм (идеолог – М.А. Бакунин) Анархисты призывали к разжиганию стихийного крестьянского бунта, который должен разрушить государство – главную преграду на пути к социализму.
Пропагандистское направление (идеолог – П.Л. Лавров) призывало к просветительской работе с крестьянством, пропаганду в их среде социалистических идей. Ими были организованы в 70-е гг. так называемые «хождения в народ», которые провалились, так как крестьяне сдавали пропагандистов полиции.
Заговорщическое направление (идеолог – П.Н. Ткачев)
Считали, что для перехода к социализму достаточно захвата власти группой революционеров. Как тактическое средство предлагали индивидуальный террор. Члены организации «Земля и воля» (с 1879 г. – «Народная воля») – А.И. Желябов, С.Л. Перовская,
A. Д. Михайлов и др. – поставили целью «казнить» Александра II. После неудачных попыток народовольцы в 1881 г. достигли цели. Но цареубийство не принесло социалистических преобразований, а народовольческие организации были разгромлены.
В 1879 г. от «Земли и воли» откололась группа «Черный передел» (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов,
B. И. Засулич и др.), заявившая о бессмысленности террора. В 1883 г. Плеханов создает первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда».
Источник: https://students-library.com/library/read/17535-razvitie-revolucionnogo-dvizenia-v-rossii-v-70-80-e-gg-xix-v
Основные направления общественной мысли и развитие общественного движения в России во второй половине XIX века. Народническое движение
В период подготовки и проведения либеральных реформ второй половины XIX века общественное движение в России активизируетсяПричины: неодинаковая оценка проводимых реформ со стороны различных слоев российского общества, их половинчатость, а также колебания прави-тельственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление ре-прессий).
В пореформенный период сохраняются консервативное и либеральное течения в общественно-политической жизни РоссииСпецифика россий-ского консерватизма состояла в неприятии реформ 60-70-ых годов, в стремлении вернуть Россию к прежним дореформенным порядкамИдеологами консерваторов были К.ППобедоносцев, М.НКатков, К.ПЛеонтьевНаиболее выпукло идеи консерватизма нашли выражение в работе К.ПЛеонтьева «Византизм и славянство» (1875 г.), где он пропо-ведовал
«византизм», то есть предлагал России использовать опыт средневеко-вой Византии (смстатью Н.АРабкиной «Византизм» Константина Леон-тьева // История СССР1991.№6).
Либералы второй половины XIX века отстаивали идею общности пути развития России с Западной Европой, настаивали на продолжение бур-жуазных реформ, выступали за расширение прав и функций местного самоуправленияИх организационной опорой были земства, журналы «Русская мысль» и «Вестник Европы»и научные обществаСреди идео-логов российского либерализма особо выделяются два — Б.НЧичерин, К.ДКавелинОба являлись основоположниками государственной школы в русской исторической наукеВ пореформенный период активную дея-тельность развернули представители радикального (революционного) направленияСледует отметить, что радикализм во многом провоциро-вался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций).
В истории движения радикалов второй половины XIX века выделя-ются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии; 70-е годы -оформление доктрины народни-чества и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы — начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы и союзы.
Формирование революционно-демократической идеологии в 60-е годы было связано с именами А.И. Герцена и Н.
ГЧернышевского, которые создали теорию «общинного социализма»Она исходила из того, что Россия имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы мино-вать капитализма и сразу перейти к социализму, опираясь на крестьянскую общину Крестьянская община в случае отмены частичной собст-венности на землю при ее коллективизме, самоуправлении могла бы стать социалистической ячейкой обществаНо для того, чтобы расчис-тить путь для социалистического развития, необходима была крестьянская революция, свержение самодержавия и установление республики.
Под влияние идей Герцена и Чернышевского в России оформляется концепция народничества и создается ряд народнических организаций: «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля»В народничестве были три основных течения: 1) пропагандистское, возглавлялось П.Л.
Лавровым, делало акцент на пропаганде среди крестьян в целях подго-товки их к революции; 2) бунтарско-анархическое, возглавлялось оно М.А.
Бакуниным, призывало к немедленному всеобщему крестьянскому бунту против царизма; 3) заговорщическое бланкистское, ориентировав-шееся на заговор, на захват власти с помощью сильной конспиративной организации, возглавлялось Т.НТкачевым
В 80-90 е годы в результате раскола в радикальном движении, в нем появилсь течение, которое сделало ставку на западно-европейскую тео-рию марксизма, квинтэссенцией которого стала идея социализма путем пролетарской революцииВ 1883 году создается первая марксистская организация — группа «Освобождение труда» во главе с Г.
ВПлехано-вым, которая находясь в Женеве, провела большую работу по переводу на русский язык произведений Карла Маркса и ФЭнгельсаВ самой России развернулась пропаганда марксизма в кружках Д.ИБлагоева, Н.ЕФедосеева, М.ИБруснева и дрВ 1895 году в Петербурге под руко-водством В.
ИЛенина создается «Союз борьбы за освобождение рабо-чего класса», который попытался возглавить Стачечное движение.
Александр 3
Александр III вступил на престол в 1881 г. после гибели своего отца Александра II от бомбы террориста. Ближайшее окружение царя составляли наиболее реакционно-настроенные политические деятели: обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А.
Толстой и публицист М.Н. Катков. Во внутренней политике России началась эпоха реакции. В апреле 1881 г.
был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия» , а в августе последовало «Положение об усиленной охране», которое давало правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов. С 1883 г. стали действовать охранные отделения.
С целью усиления позиций дворян в системе местного управления и ограничения функций земств были приняты новое «Положение о губерниях и уездных земских учреждениях» (1890 г.) и «Городское положение» (1892 г.).
Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший в гимназии детей из низших сословий. В 1884 г.
новый Университетский устав ликвидировал автономию вузов. «Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры.
Право закрывать любое издание получили не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода.
Реакционные преобразования 1880 – 1890-х гг. получили название контр-реформ. Однако во внутренней политике Александра III проявлялись и прогрессивные тенденции. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязаное состояние крестьян.
Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако социальная политика Александра III была направлена главным образом на усиление позиций дворян.
В целом в 80-х – первой половине 90-х годов XIX в. государственность была укреплена.
Источник: https://megalektsii.ru/s11573t8.html
Народническое движение в России в XIX веке
Народническое движение в России в XIX веке
Тема исследования группы
Народническое движение в России в XIX веке
Цель
Определить роль народничества в российском общественном движении второй половины XIX века
Результаты исследования
Наша группа работала по теме «Народническое движение во второй половине XIX в.» Изучив исторические, литературные и художественные источники, мы узнали о целях, методах, основных идеях, деятельности народников и ее итогах. Представляем результаты нашей работы.
Историческая обстановка
На рубеже 50–60-х гг. XIX в. самодержавие оказалось в сложной политической ситуации, обусловленной поражением в Крымской войне. Война обнажила военную и хозяйственную отсталость России. Ситуация требовала от власти коренной перестройки внутренней жизни на основе личных свобод граждан и рыночных отношений.
Тогда же заметно оживилось общественное движение, подталкивающее власть к осуществлению реформ. В 60–70-е гг. XIX века в жизни страны произошли коренные изменения. Было отменено крепостное право, проведены земская, городская, судебная, военная реформы. Изменения коснулись финансовой системы, образования.
Несмотря на непоследовательность проведения реформ, они способствовали быстрому развитию капитализма в России. К началу 80-х гг. в основных сферах промышленности и на транспорте завершился промышленный переворот. Быстро росла численность рабочих. Но реформа 1861 г. не улучшила положения крестьянских масс, не оправдала их ожидания.
Положения Манифеста вызвали полное разочарование и в радикальных кругах. Широкими кругами русской разночинной интеллигенции, особенно университетской молодежи, овладели идеи революционно-социалистического народничества и дух нигилизма.
Идеология
Народничеством называют идеологию, представляющую собой разновидность утопического социализма, а также направление в общественном движении в России во второй половине 19 — начале 20 века.
В основе идеологии народничества лежит теория общинного социализма, разработанная А.Герценом и Г.Чернышевским. Основные участники движения – представители разночинной интеллигенции, защищающие интересы крестьянства.
Идеология народничества основана на выводах о том, что:
• у России – особый путь исторического развития;
• капитализм – чуждое явление для России;
• самодержавие не имеет социальной опоры;
• будущее России – социализм, к которому страна придет, минуя капитализм
• ячейка социализма — крестьянская община
• руководящая сила крестьянства – партия профессиональных революционеров.
В составе народничества выделяются революционное и либеральное направления.
Социальная база
Социальную основу движения составляли представители разночинной интеллигенции. Интеллигенты-разночинцы враждебно относились к самодержавию, церкви, поместному землевладению, стремились к решительным переменам, пытались помочь народу.
Цели движения
Народники считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя избавлению его от гнета и эксплуатации. Они стремились к переустройству общества на социалистических началах.
Деятельность народников и ее итоги
Самым активным периодом в движении было десятилетие 70-х гг. Тогда в народничестве шли идейные споры по вопросам о готовности народа перейти к новому строю, о движущих силах революции, о будущем устройстве общества в переходный период. Они привели к оформлению трех течений в народничестве: бунтарскому, пропагандистскому, заговорщическому.
Затем была предпринята попытка поднять народ на борьбу (1874). Многие сотни юношей и девушек шли в деревню в качестве учителей, волостных писарей, учительниц, фельдшериц, и т.д. Одни шли поднимать народ на бунт, другие – пропагандировать социалистические идеалы.
Широкое движение в народ скоро прекратилось, как в результате репрессий, так и потому, что народ оказался невосприимчивым к пропаганде народников.
После этой неудачи наиболее активные круги народников создают революционную организацию «Земля и воля» (1876) и решают прибегнуть к террору. Главной целью террористов стал Александр II. В 1879 г. произошел раскол организации. Группа, отрицательно относившаяся к политическому террору, образовала организацию «Черный передел» (Г.В.Плеханов, В.
Засулич, П.Б.Аксельрод, М.А.Натансон). Члены организации пытались продолжать пропаганду социализма, но были разгромлены правительством и эмигрировали. Сторонники террора образовали группу «Народная воля» (А.Михайлов, А.Желябов, С.Перовская, Н.Кибальчич, Н.Морозов, В.Фигнер).
Народовольцы считали, что у социалистов остался один путь – политическая борьба, а террор – эффективная форма борьбы. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит Александр II. Народники обратились к новому царю Александру III с предложением созвать Учредительное собрание и провести реформы, обещая прекратить террор.
Правительство пошло по пути репрессий, «Народная воля» была разгромлена, участники покушения казнены.
На смену революционному народничеству пришло либеральное (Н.Михайловский, В.Воронцов, Н.Даниельсон) народничество, которое выступило с проповедью мирного пути социальных преобразований и с теорией «малых дел» в культурно-просветительской и народнохозяйственной областях (устройство больниц, развитие сети народных школ, защита прав крестьянства, агрономическая помощь и т.д.
) Либеральные народники выступали с позиций признания необходимости мирной эволюции России, борьбы за свободу личности, отказа от насилия. Труды либеральных народников привлекали внимание общественности к проблемам экономического развития России.
Развитие капитализма, рост рабочего движения, а также кризис революционного народничества заставили некоторых представителей из числа народников обратиться к марксизму.
Выводы
Мы пришли к следующим выводам.
Начало революционного движения, главными участниками которого были представители разночинной интеллигенции, совпадает с началом эпохи либеральных реформ Александра II.
Участники движения не были удовлетворены результатами реформ и желали полного разрушения существующего строя, замены его социализмом.
Обеспокоенное правительство стало преследовать не только революционные, но и либерально-прогрессивные выступления. А это увеличивало и усиливало лагерь оппозиции.
Идеологи народничества отражали интересы и настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма. Способы борьбы предлагались радикальные.
По существу народники боролись за буржуазно-демократическую революцию, хотя мечтали перейти к социализму.
Развитие страны давно шло по капиталистическому пути, поэтому вывод о том, что Россия перейдет к социализму, минуя капитализм, был ошибочным.
Террористическая деятельность революционных народников привела к смене внутриполитического курса, началась эпоха контрреформ. Но борьба дала результаты: в 80-е гг.
было упразднено временнообязанноесостояние крестьян, отменена подушная подать, снижены выкупные платежи, учрежден Крестьянский банк.
Террор был вызван не особой жестокостью революционеров, а их фанатизмом и стремлением быстро улучшить жизнь российского крестьянства.
Народническое движение способствовало активному вовлечению молодежи в процесс политической борьбы. Но вместе с этим появились явления, встревожившие российскую общественность.
Предупреждением об опасности фанатизма, революционного авантюризма и диктаторства стала «нечаевщина» ( данное явление получило название по имени революционного деятеля С. Нечаева).Террор как средство борьбы был отвергнут большинством населения страны.
Он отдалил друг от друга возможных союзников в оппозиционном лагере: либералов и народников.
Народничество неоднозначно оценивалось как современниками, так и историками. Одни признают, что их жертвенная бескорыстная деятельность была не напрасной и заставила власть осуществить преобразования.
Другие считают народников заговорщиками и убийцами, чьи действия привели к расколу в оппозиционном движении, оттолкнули от них либералов, ожесточили власть.
И это, в свою очередь, затормозило процесс обновления России.
В целом народничество было господствующим направлением русской общественной жизни во второй половине XIX века.
Источник: http://MirZnanii.com/a/342597/narodnicheskoe-dvizhenie-v-rossii-v-xix-veke