Пушкин и лермонтов — история России

История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы настоящих граждан этой страны. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи.

И им хотелось, чтобы основные вехи нашей истории были запечатлены не только в летописях и документах историков, но и воспеты в художественных произведениях.

Так, А. С. Пушкин в своей «Песне о вещем Олеге», поэтически рассказал о времени правления (882 – 912гг.) князя Олега в Киеве, о быте Древней Руси, о мудрости и смелости князя и его дружины в деле освобождения русских владений от кочевников и от засилия Византийской империи; о смерти князя, предсказанной ему волхвом.

А. С. Пушкин, как известно, был очень свободолюбив, поэтому строчками, вложенными в уста волхва –

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык.

И с волей небесною дружен.»

— он выразил и своё собственное отношение к преследующему его « могучему владыке» — Николаю I.

История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»

В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг.

), в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева ( за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.

Когда М. Ю. Лермонтов писал это произведение, «…в его памяти возникла та правда, которая стала для него жить в самую раннюю пору – в Тарханах, в старых тарханских песнях», — говорил известный лермонтовед С. А. Андреев – Кривич, долгое время изучавший в селе Тарханы фольклор. В. Г. Белинский резюмировал:

— «Песня про купца Калашникова»… представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом.»

Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.) отражено А. С.

Пушкиным в драме «Борис Годунов», где ярко и выпукло изображены и образ царя Бориса – умного, дальновидного властителя, завоевавшего престол хитростью и энергией, и образ Самозванца.

Этот пылкий юноша – Григорий – страстно рвётся из стен Чудова монастыря в большой мир, к власти, обнаруживая при этом смелость, ум, способности дипломата.

Но и для Бориса, и для Гришки дорога к власти лежит через насилие, через преступление. Народ, со свойственным ему нравственным сознанием, осуждает и того, и другого…

Ко временам правления Петра I (1682 – 1725 гг.), который был для А. С. Пушкина любимым историческим деятелем, поэт обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». В «Полтаве» описывается победа Петра I над шведами, вторгшимися в Россию в 1709 г., поэтически описан Полтавский бой, его напряжённые моменты, описан гордый и могучий облик Петра I, его отвага и великодушие к побеждённым.

«Медный всадник» воспевает град Петров – Петербург:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

Этот город Петр I заложил на севере России, у берегов Балтийского моря, на топи болот, среди лесов, с тем, чтобы « в Европу прорубить окно», откуда « грозить мы будем шведу».

Петербург он делает столицей своего государства и строит его с размахом, прочно, на века. И сейчас Санкт – Петербург (Петербург, Петроград, Ленинград) является одним из красивейших городов мира.

Времена царствования Екатерины II (1762 – 1796 гг.), крестьянская война (1773 – 1775 гг.) под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва отражены А. С. Пушкиным в «Истории Пугачёва», в «Капитанской дочке». М. Ю. Лермонтов откликнулся на эти события романом «Вадим».

Основной мыслью, которая звучит у обоих авторов, является то, что « люди, когда страдают, обыкновенно, покорны: но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягнёнок превращается в тигра; притеснённый делается притеснителем и платит сторицею – и тогда горе побеждённым!..», как писал М. Ю. Лермонтов. Страшен русский бунт, страшен и бессмыслен!..

Однако мысли, заложенные в этих произведениях, касались не только прошлого, но и настоящего, и будущего николаевской России.

Борцами, с присущим обоим духом бунтарства, были и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов. За их свободолюбивые взгляды не жаловало их тогдашнее правительство…

События 1812г., события Отечественной войны, описаны М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино». М. Ю. Лермонтов общался со многими бывшими солдатами, участниками той войны, жившими в Тарханах.

Его отец и братья бабушки тоже воевали. Маленький Лермонтов любил их слушать, восхищался героизмом русского народа.

Вот откуда знание темы, откуда гордость за смелость и мужество русских солдат, которые разгромили непобедимую армию Наполеона.

В 1941г., защищая от фашистов подступы к Москве, солдаты, идя в бой, нередко повторяли лермонтовские строки из «Бородино».

Событиям на Кавказе, который был бельмом в глазу России, посвящены поэмы «Черкесы» М. Ю. Лермонтова и «Кавказский пленник» А. С. Пушкина. Об этих же событиях упоминается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Подводя итоги, можно сказать, что любое историческое событие в жизни народа всегда находит своё отражение в творчестве знаменитых писателей, тем более таких гигантов, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Оба прожили короткие жизни. Как жаль… Проживи они подольше, сколько бы они ещё написали, сколькими бы шедеврами одарили свой народ!..

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/material-po-literature-po-teme-istoriya-rossii-v-proizvedeniyakh-a-s-pushkina-i-m-yu-lermontova.html

Пушкин и история России

Пушкин — талантливая творческая личность, писатель что оставил след в истории страны, при этом история России сумела найти отображение в творчестве поэта.

В юности Пушкин начинает интересоваться историческими событиями страны, которые он пытается изобразить в своих работах.

Создавая свои шедевры, автор изображает не только исторические события, но и воссоздает дух эпохи, которую описывает.

История России в произведениях Пушкина

Среди первых произведений писателя, где он за основу сюжета берет историю России, следует выделить такие сказки и легенды, как Руслан и Людмила, известная Сказка о царе Салтане, Песнь о вещем Олеге.

Так, например, Песнь о вещем Олеге переносит нас во времена правления князей на Руси.

Работа знакомит нас с частичкой истории, при этом мы видим восхищение автором героями своих произведений, где чувствуется и гордость за страну.

Нельзя не отметить знаменитую трагедию Борис Годунов. В своей работе Пушкин описал жизнь России в Смутное время, когда у престола не было законного наследника.

В это время Россию поглотили политические, народные, экономические кризисы, а тут еще и постоянные нашествия со стороны вражеских сил, которые хотят захватить ослабленное государство.

Смутное время, когда борьба за престол не щадит даже детей.

Не менее замечательными работами автора, где изображена история России, являются поэмы Медный всадник и Полтава. Здесь изображены времена правления Петра Первого, которым Пушкин всегда восхищался.

Пушкин рассуждает о реформах царя и склоняет голову перед человеком, который превратил Россию в сильную империю и мировую державу. Вот только путь этот был бесчеловечным, ведь города строились на костях и крови.

Тем не менее автор показывает нам Петра умелым политиком, хорошим военачальником, царем — строителем, человеком — патриотом.

В Капитанской дочке также затронута история государства, где изображается время правления Екатерины Второй и показан бунт народа под руководством Пугачева.
История России часто появляется в произведениях писателя, ведь для Пушкина история страны была одной из любимых тем.

Он изучает ее, интересуется фактами и прослеживает, каким образом те или иные исторические личности влияют на развитие страны. Работы автора интересны тем, что он изображает не саму историю, а показывает в ней человека. При этом писатель не наделяет героев невероятными способностями, благодаря которым они делают историю страны.

Он пишет о том, что не человек творит историю, а история направляет человека на действия.

Источник: http://sochinyshka.ru/pushkin-i-istoriya-rossii.html

Историческая тема интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских писателя обращались к прошлому своей страны неоднократно.Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I.

Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина также принадлежит историческая повесть «Капитанская дочка». Важно, что великого классика интересуют не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей, живших в то время.

Пушкин прослеживает, как время и сложившаяся в стране ситуация влияют на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.

Рассмотрим более подробно повесть «Капитанская дочка».

Тематическую основу повести составляет изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, поведение людей в кризисной ситуации.

В центре повести проблемы чести, долга и совести. «Капитанская дочка» написана от лица очевидцев событий, эпохальные исторические события переданы через призму восприятия обычного человека.

Главным героем повести является Гринев. Для него исторические события не представляют особого интереса, он не понимает значение происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее важна, чем взятие Оренбурга.Дистанция между историческими лицами и обычными людьми в произведении почти не существует. Исключение составляет образ Екатерины П.

Автор изображает императрицу как бы возвысившуюся над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — великая императрица, которую автор идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян).

Композиция повести традиционна для исторического произведения. Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические события в роли фона развития сюжета. В произведении много зарисовок, создающих колорит конкретного времени.Историческая тема волновала и другого великого поэта, внесшего огромный вклад в развитие мировой литературы.

У Лермонтова произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт и гражданин не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям.

Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы» («Бородино»).Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но в то же время читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое осталось в прошлом.

А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но даже не способные защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что «в бездействии состарится оно».История в произведениях Лермонтова перекликается с современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя…

Читайте также:  Общество соединенных славян. славянский вопрос в русском революционном движении - история России

» звучит тема утраченной свободы, от отсутствия которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает нынешнее поколение, которые считает не способным на подвиги, с людьми прошлого, «богатырями».

Так называет он этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, за решимость, способность постоять за родную землю не желая собственной жизни: Ребята!Не Москва ль за нами ?Умремте ж под Москвой,Как наши братья умирали Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение «Два великана». Оно напоминает сказку, былину.

Здесь проявилась любовь поэта к отечеству, к его великому историческому прошлому. Россия представляется непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике «старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением, называя его «трехнедельным удальцом».

Поэт как бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси всегда бывали наказаны и что так будет и впредь.В заключение можно сказать, что два величайших поэта России, неоднократно обращаясь к теме истории России, черпали там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над «простыми смертными», которым их наделяли многие писатели.

При обращении к исторической теме открылась еще одна грань таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было отпущено А. С. Пушкину и М. Ю.

Лермонтову, но сколько они успели сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами.

Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни развивалась наша культура, они никогда не будут забыты!

Источник: http://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-a-s-pushkinu/2965-istoricheskaya-tema-v-proizvedeniyakh-a-s-pushkina-i-m-yu-lermontova

Лермонтов и Пушкин – певцы русской истории

Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.

Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А.С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.

В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена – его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их селы и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам…

Но «Песнь» – не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме – о роли судьбы в жизни каждого человека.

Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, – особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня.

Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.

В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.

Россию раздирали кризисы – политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.

В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.

Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события – это фон для решения глубоких человеческих проблем.

Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее).

Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра – именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург – один из красивейших городов мира – был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.

Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы – чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.

М.Ю. Лермонтов в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.

В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них – любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя – купца Калашникова – с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.

Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.

Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.

Источник: http://sochineniya-na5.ru/lermontov-i-pushkin-pevcy-russkoj-istorii/

Тема истории в творчестве пушкина и лермонтова

Историческая тематика интересовала писателя во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно.

Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра 1. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической форме — историческая повесть «Капитанская дочка». Важно, что великого классика интересуют не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей, живших в то время. Пушкин прослеживает, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация влияет на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели. Рассмотрим повесть «Капитанская дочка» в качестве исторического произведения.

Тематикой повести является изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя поведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются проблемы чести и долга, совести, «Капитанская дочка» покроена в виде записок очевидцев событий и обычного изображения исторических событий, личностей. Главным героем повести является Гринев. Для него на первом плане выступают личные проблемы. Для этого героя исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют исторической ценности, он не понимает значение происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее значительна, важна, чем взятие Оренбурга. Дистанция между историческими лицами и обычными  людьми в произведении почти не существуют, но этого нельзя сказать про Екатерину II. Автор изображает императрицу как бы возвысившуюся над всеми.

В этом — дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян).

Построение повести традиционно для исторического произведения. Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические события в роли фона развития сюжета. В произведении много зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается колорит конкретного времени. Конечно, «Капитанская дочка» не является единственным произведением Пушкина на историческую тему. И «Полтаву», и «Медный всадник», и множество менее крупных по форме произведений русский классик посвятил истории Родины. Историческая тематика волновала и другого великого поэта, внесшего огромный вклад в развитие мировой литературы.

У Лермонтова произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт и гражданин не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше .время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы» («Бородино»). Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что «в бездействии состарится оно».

История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя воинственный славян» звучит тема утраченной свободы, от отсутствия которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с людьми прошлого, «БОГАТЫРЯМИ».

Богатырями он называет этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, з.а решимость, способность постоять за родную землю ценою собственной жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение «Два великана». Оно чем-то похоже на сказку, былину. Здесь видна вся любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение-Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике «старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением, называя его «трехнедельным удальцом». Этим произведением поэт как бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси, всегда бывали наказаны и что так будет и впредь.

Читайте также:  Интервенция николая i в венгрии - история России

В заключение можно сказать, что два величайших поэта России неоднократно обращались к теме истории России, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических  произведениях Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над «простыми смертными», которым их наделили многие писатели.

При обращении к исторической тематике открылась еще одна грань таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было  отпущено А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, но сколько они успели сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни развивалась наша культура, они никогда не будут забыты! Источник: https://poisk-ru.ru/s16908t1.html

В истории русской литературы М. Ю. Лермонтов по праву считается продолжателем дела Пушкина, создателя русского литературного языка и основоположника классической литературы в России.

Одним из первых, кто сопоставил творчество Лермонтова и Пушкина, был В. Г. Белинский. Критик отмечал, что в своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником идеи человечности, пророком высоких общественных идеалов, но «эти лирические стихотворения были столько же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии».

В произведениях Лермонтова также виден избыток несокрушимой силы духа, но «в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства».

Подытоживая свои наблюдения, Белинский утверждает: «Лермонтов — поэт совсем другой эпохи», а его поэзия —  «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Лермонтов страдал, когда видел, как попусту растрачиваются силы лучших людей его поколения, обреченных на вынужденное бездействие.

Осознать эту трагедию своего времени и смело высказать ее мог только мужественный поэт, мыслитель и гражданин.Нельзя не отметить, какое огромное влияние оказал Пушкин на творчество и мироощущение Лермонтова. Ранние поэмы Лермонтова «Черкесы» и «Кавказский пленник» навеяны романтическими, так называемыми «южными» поэмами Пушкина, прежде всего его «Кавказским пленником».

Обращение юного поэта к Пушкину не было случайным. В годы, когда Лермонтов только начинал писать, слава Пушкина была в зените. В журналах и альманахах одно за другим появлялись пушкинские стихотворения, отрывки из поэм, отдельными изданиями вышли романтические поэмы, его главы из «Евгения Онегина», сцены из «Бориса Годунова».

В это время Лермонтов мог встречать Пушкина на улице, в театре, на балах, в книжных лавках, в домах их общих знакомых. И, несомненно, в Москве юный поэт находился в сфере оживленных читательских и просто обывательских разговоров о Пушкине. О нем он мог слышать от людей, которые близко общались с поэтом или были тесно связаны с его литературным и бытовым окружением.

Исследователями точно не установлено, когда Лермонтов познакомился с пушкинским «Кавказским пленником». Скорее всего, это произошло во время лечения кавказскими минеральными водами в 1825 году. Романтические поэмы Пушкина очень нравились юному поэту, однако он хотел бы видеть в них более напряженную борьбу страстей.

Поэтому в своем «Кавказском пленнике», во многом следуя за Пушкиным и развертывая повествование почти в той же последовательности, Лермонтов осложняет развитие сюжета, как бы вступает в единоборство с учителем.

Так, у Лермонтова, «романтизирующего» сюжетное развитие эпизодов, кавказский пленник убит отцом влюбленной черкешенки; девушка в порыве отчаяния бросается в холодные воды Терека, таким образом, на отца ложится двойная вина — за убийство пленника и самоубийство дочери: — Отец! Убийца ты ее;Где упование твое?Терзайся век! Живи уныло!Ее уж нет. И за тобойПовсюду призрак роковой.

 Следует сказать, что до Пушкина в русской литературе кавказские мотивы звучали редко. Именно с легкий руки поэта «Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний… и Кавказ — эта колыбель поэзии Пушкина — сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова».

Творчество поэтов сближала тема человеческой личности, поднятая, в частности, в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени».Появлению лермонтовского Печорина предшествовало трагическое событие — 27 января 1837 года на дуэли Пушкин был смертельно ранен. От доктора Н.Ф. Арендта, навещавшего умирающего гения, Лермонтов узнал о предсмертных страданиях Пушкина.

Под впечатлением от произошедшего он написал стихотворение «Смерть поэта», которое произвело огромное впечатление на всю читающую Россию, ведь в нем Лермонтов точно указал, кто был истинным виновником убийства великого русского поэта: Есть грозный суд: он ждет;Он не доступен звону злата,И мысли и дела он знает наперед.Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:Оно вам не поможет вновь,И вы не смоете всей вашей черной кровьюПоэта праведную кровь! В целом концепция этих строк опирается на пушкинские представления о «новой аристократии» , захватившей ключевые позиции в обществе и оттеснившей «старое дворянство», с судьбой которого Пушкин связывал национальную историческую и культурную традицию.

В контексте европейской литературы, отмеченном зарождением реализма, одной из важнейших задач литературы этого периода было создание образа героя своего времени, передового молодого человека, и рассказ об отношении этого героя к породившему его обществу.

Так возник первый реалистический роман в стихах «Евгений Онегин», а затем первый русский реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». В образе Печорина, состоящего из «пороков всего нашего времени в полном их развитии», в действительности отразилась трагедия целого поколения.

Быть непонятым и неупрощенным — удел великих людей. Серая посредственность находит маски и одеяния для того, чтобы прикрыть свою ветреную и злую глупость. Об этом же твердил и Пушкин, находя невыносимую грусть в том, что напрасно «была нам молодость дана».

Свежие мечтания, лучшие желания истлели, как осенние листья. Несносно

Глядеть на жизнь, как на обряд,И вслед за чинною толпоюИдти, не разделяя с нейНи общих мнений, ни страстей.

Да и в жизни поэты не стремились разделять чужие мнения и страсти. Они шли своей трудной, извилистой дорогой к Вечности. И каждое их слово было ими пережито и выстрадано.

Они выражали великие чувства, высказывали высокие мысли в полной уверенности, что не сказали ничего особенного.

И тот факт, что мы, читатели, отделенные двумя веками от жизненных реалий того времени, находим истину в гениальных строках, свидетельствует о том, что и Пушкин, и Лермонтов вышли за пределы своего времени.

Источник: http://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/sochineniya-9-klass/12180-lermontov-i-pushkin

Сочинение: Тема истории в творчестве Пушкина и Лермонтова

Историческая тематика интересовала писателя во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно.

Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра 1. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта.

Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической форме историческая повесть «Капитанская дочка». Важно, что великого классика интересуют не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей, живших в то время.

Пушкин прослеживает, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация влияет на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.

Рассмотрим повесть «Капитанская дочка» в качестве исторического произведения. Тематикой повести является изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя поведут люди в серьезной, опасной ситуации.

В повести поднимаются проблемы чести и долга, совести, «Капитанская дочка» покроена в виде записок очевидцев событий и обычного изображения исторических событий, личностей. Главным героем повести является Гринев. Для него на первом плане выступают личные проблемы.

Для этого героя исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют исторической ценности, он не понимает значение происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее значительна, важна, чем взятие Оренбурга.

Дистанция между историческими лицами и обычными людьми в произведении почти не существуют, но этого нельзя сказать про Екатерину II. Автор изображает императрицу как бы возвысившуюся над всеми.

В этом дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев дворянин, Пугачев для него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян).

Построение повести традиционно для исторического произведения.

Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические события в роли фона развития сюжета. В произведении много зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается колорит конкретного времени.

Конечно, «Капитанская дочка» не является единственным произведением Пушкина на историческую тему. И «Полтаву», и «Медный всадник», и множество менее крупных по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.

Историческая тематика волновала и другого великого поэта, внесшего огромный вклад в развитие мировой литературы. У Лермонтова произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое звучание, чем у Пушкина.

Разочарованный в настоящем, молодой поэт и гражданин не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше .

время, не то, что нынешнее племя: богатыри не вы» («Бородино»).

Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое осталось в прошлом.

А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что «в бездействии состарится оно».

История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя воинственный славян» звучит тема утраченной свободы, от отсутствия которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с людьми прошлого, «БОГАТЫРЯМИ».

Богатырями он называет этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, з.а решимость, способность постоять за родную землю ценою собственной жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение «Два великана». Оно чем-то похоже на сказку, былину.

Читайте также:  Кто в киеве первее начал княжить? - история России

Здесь видна вся любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение-Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике «старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением, называя его «трехнедельным удальцом».

Этим произведением поэт как бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси, всегда бывали наказаны и что так будет и впредь.

В заключение можно сказать, что два величайших поэта России неоднократно обращались к теме истории России, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над «простыми смертными», которым их наделили многие писатели.

При обращении к исторической тематике открылась еще одна грань таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было отпущено А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, но сколько они успели сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами.

Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни развивалась наша культура, они никогда не будут забыты! «Евгений Онегин» роман, в котором отразился век Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина.

Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Роман в стихах «Евгений Онегин» писался Пушкиным около 8 лет. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет.

Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра 1.

В романе переплетены история и современные поэту события.

Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми.

Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу. И.

виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинам этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.

У Пушкина все это «собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных» показывало эпоху…

Какова же главная мысль, главная идея «Евгения Онегина»? Она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди мало думающие, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному.

Люди с чуткой высокой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться «в бездействии пустом», как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна.

Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

Помещичий, крепостнический строй, непосильный, тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из дворян, помещиков. Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего жизненного строя выражены Пушкиным в последних грустных строках романа.

Источник: http://www.neuch.ru/sochineniya/text/1321.html

Лермонтов и Пушкин

Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы больший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. У каждого из этих великих поэтов свой стиль, свое видение мира.

Но поэзия их уже на протяжении долгого вре­мени продолжает вызывать восхищение и преклонение перед непов­торимым поэтическим талантом, невероятным даром художествен­ного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.

Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственного высокого предназначения, своего долга перед человечеством.

Как для Пушкина, так и для Лермонто­ва поэзия – это не просто способ выражения собственных чувств и настроений.

Это средство для пробуждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, за­жигающий огонь в благородных сердцах и высветляющий пороки недостойных и пустых душ.

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок, – писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя посвятить делу свобо­ды и до последней минуты служил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермонтов также готов был пожертвовать своим собственным счастьем и даже жизнью:

За дело общее, быть может, я паду

Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…

Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звездой, освещающей путь, возрождает на­дежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с помощью сво­его меткого слова разит врага:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей, – такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, ко­торый, подобно эху, должен чутко откликаться на все события жиз­ни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.

С оружием, с кинжалом сравнивает поэтическое слово и Лермон­тов. Твердым к несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт – эту уверенность оба автора пронесли через всю свою жизнь, через все свое творчество. “Но ты останься тверд, спокоен и угрюм”, – обращался к поэту А. С. Пушкин.

“Да, я не изменюсь, и буду тверд душой”, – словно отвечая великому пред­шественнику, обещал М. Ю. Лермонтов. По мнениюобоихавторов, твор­честву чужда корысть. Поэт должен творить, “не требуя наград за под­виг благородный” убежден Пушкин.

Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен звучать “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”.

Наделенные пылким сердцем, охваченные постоянным стремле­нием к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равноду­шию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на тол­пу, которая не умеет ценить красоту, постепенно утрачивает духов­ность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий.

Ты червь земли, не сын небес…

Бездеятельность и бездуховность народа, живущего без цели и без мечты, вызывали возмущение и у Лермонтова. В своей “Думе” он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие.

Он сравнивает молодое поколение с “тощим плодом”, “до времени созрелым”. который висит меж цветов, не радуя “ни вкуса”, “ни глаз”. В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни “шума”, ни “следа”.

Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба…они были свидетелями восстания де­кабристов и его трагических последствий. Крах декабристских иде­алов вызвал разочарование в душах многих людей.

Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. “Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра”, – говорит Пушкин.

Но если Александр Сер­геевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя “изгнанником” .

Один среди людского шума

Возрос под сенью чуждой я.

И гордо творческая дума

На сердце зрела у меня, – писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое твор­чество, признавшись в конце пути:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья, –

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

А. С. Пушкин видел несправедливость современной ему жизни, косность и фальшивость окружающего общества, пассивность и рав­нодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее.

Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами “па­мятник нерукотворный”. В лирике Лермонтова нет подобной уверен­ности. На смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов.

Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:

Гляжу на будущность с боязнью.

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью.

Ищу кругом души родной…

Великий голос Пушкина трагически оборвался в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии.

Лермонтов написал свое знаменитое стихотворение “Смерть поэта”, в котором выразил любовь к великому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам. Для него Пушкин – идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” славы.

Это “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудесными песня­ми”. Но, вступив “в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных страстей”. поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. “Свободный, смелый” поэтический дар Алек­сандра Сергеевича Пушкина восхищал Лермонтова.

Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо “жадной толпы, стоящей у тро­на”. Он бичует “свет завистливый и душный”, “свободы палачей”:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – все молчи.

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет…

Автор обещает, что смерть великого гения будет отомщена:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его вольнолюбия. “Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова”, – писал А. И. Герцен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой.

Продолжив лучшие традиции своего “творческого наставника” в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

Источник: http://schoolessay.ru/lermontov-i-pushkin/

Ссылка на основную публикацию