Переезд советского правительства в москву — история России

Как правительство сто лет назад переехало из Петрограда в Москву

За пределами хорошо охраняемого Смольного новой советской власти в столице бывшей империи было неуютно. Порядок в Петрограде поддерживался весьма относительный — не помогало на первых порах и то, что 7 (20) декабря 1917 г. вместо ликвидированного ВРК была организована ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем под председательством Дзержинского.

Для дезинформационного прикрытия на заседании ВЦИК было принято постановление о ложности слухов о переезде

Новый, 1918-й для сотрудников комендатуры Смольного начался с увеличения количества постов, их усиления и отмены отпусков в город в связи с совершившимся 1 января неудачным покушением на Ленина.

В тот день Ильич выступал на многолюдном митинге в Михайловском манеже. Вместе с ним были сестра Мария Ильинична и швейцарский соратник Фриц Платтен. На обратном пути на Пантелеймоновском мосту через Фонтанку машина Ленина подверглась обстрелу.

Кузов автомобиля оказался пробит в нескольких местах, но слегка пострадал лишь Платтен — его руку оцарапала пуля. Стрелявшие скрылись с места преступления, и поиск террористов ни к чему не привел.

Уже в 20х числах января сорвалось новое покушение на вождя большевиков.

Новые опасности заставили изменить подчиненность системы безопасности. С 3 января 1918 г. охрану Смольного взял на себя Петроградский совет, а комендант Мальков отныне нес личную ответственность перед исполкомом Петросовета.

Дореволюционные здания Петербурга защитят от сноса

Несмотря на то, что Петроград стал «колыбелью революции», именно здесь была высока вероятность начала контрреволюции. С приходом советской власти начался саботаж банковских чиновников и учителей, служащих почты и телеграфа, других важных госучреждений.

Да и сам петроградский пролетариат оказался не готов вкусить «плоды революции». Хлебный паек сократился до 120 граммов в день, начались массовые забастовки на заводах и фабриках. Но особое беспокойство доставляли многочисленные солдаты-дезертиры, бывшие офицеры, вернувшиеся с фронта под видом гражданских лиц, и разного рода беженцы.

Самыми опасными считались балтийские матросы, занимавшиеся неприкрытым бандитизмом и мародерством. Повсюду множились, а еще больше чудились большевикам бунты и заговоры. Петроград, находившийся всего в 35 км от новой границы с получившей независимость Финляндией, стал идеальным местом для разного рода шпионов и внутренних провокаторов.

В Москве тоже было достаточно криминала, но он имел преимущественно гражданский, аполитичный характер.

Когда же зашли в тупик переговоры с Германией и ее союзниками в Бресте, военная угроза столице приобрела конкретные и угрожающие очертания.

Спецоперация «Переезд»

Идея переезда советского правительства в Москву созрела у большевиков еще раньше, после разгона 6 января 1918 г. Учредительного собрания.

В практическую плоскость идею перевел ближайший на тот момент соратник Ленина управляющий делами Совнаркома Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (1873-1955). Он оставил о деталях переезда красочные воспоминания, доступные ныне каждому в Интернете. По его версии, в начале февраля 1918 г.

за немедленный переезд правительства большевиков высказался он, его старший брат Михаил Дмитриевич (1870-1956), генерал-лейтенант, принявший сторону новой власти.

По словам брата Владимира, эти предложения были изложены им в виде рапорта на имя Ленина, а тот поставил положительную резолюцию. Заметим, что рапорт М.Д. Бонч-Бруевича в архивах не разыскан, и о нем известно только из воспоминаний управделами Совнаркома.

О планах на переезд Ленин сообщил членам СНК на совещании 26 февраля. Возражений не последовало, и постановление об эвакуации правительства было принято.

Для дезинформационного прикрытия 27 февраля на расширенном заседании ВЦИК было принято постановление о ложности слухов о переезде, опубликованное в газетах 1 марта. «1. Все слухи об эвакуации из Петрограда СНК и ЦИК совершенно ложны.

СНК и ЦИК остаются в Петрограде и подготовляют самую энергичную оборону Петрограда.

2. Вопрос об эвакуации мог бы быть поставлен лишь в последнюю минуту в том случае, если бы Петрограду угрожала самая непосредственная опасность, чего в настоящий момент не существует».

Одновременно В.Д. Бонч-Бруевич начал практическую подготовку к переезду; при этом, как он утверждал в мемуарах, даже Ленин не знал этого срока.

Мальков сформировал из подчиненной ему охраны отряд из 150-200 латышских стрелков. Они скрытно перебазировались на заброшенную и безлюдную «Цветочную площадку» пригородных соединительных путей, примыкавших к Николаевской ж. д.

, находящуюся за Московской заставой. Отсюда и планировалось скрытно уехать.

Уже в середине лета 1918 г. в Московском Кремле постоянно проживало более 1100 человек

10 марта в 22 часа поезд N 4001 отошел от «Цветочной площадки». В целях конспирации состав двигался с потушенными огнями. Поезд вели поочередно четыре паровоза серии С. В частности, на участке Бологое-Тверь использовали паровоз С325, а на участке Тверь-Москва — С245.

В 1918 году большевики начали менять старые памятники на новые

Доехали до Москвы только 11 марта в 21 час 30 минут: дорога заняла почти целые сутки. Передвигались не спеша, со всеми предосторожностями. На станции Малая Вишера состав столкнулся с враждебно настроенными матросами-анархистами, бежавшими с фронта, их разоружили латышские стрелки.

Параллельно продолжались мероприятия по спецпропаганде — пустили слух о переносе столицы, но не в Москву, а в Нижний Новгород. Уже после успешного прибытия Ленина в Первопрестольную была пущена последняя дезинформация, что переезд якобы должен пройти днем позднее, 12 марта.

Об окончании петербургского периода отечественной истории большевики объявлять не торопились. Органы новой власти на другой день после переезда были извещены специальной телеграммой: «Всем Советам.

О переезде правительства из Петрограда в Москву. 12 марта 1918 г. В понедельник 11 марта Правительство отбыло в Москву. Всю почту, телеграммы и прочее присылать в Москву Совету Народных Комиссаров. Председатель СНК В.И.

Ленин, Управляющий делами СНК В.Д. Бонч-Бруевич».

И только 16 марта перенос столицы был узаконен IV Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, созванным для ратификации Брестского мира: «В условиях того кризиса, который переживает русская революция в данный момент, положение Петрограда как столицы резко изменилось. Ввиду этого съезд постановляет, что впредь до изменения указанных условий столица Российской Социалистической Федеративной Советской Республики временно переносится из Петрограда в Москву».

Заметим, что в тексте упоминается о том, что столица переносится временно, хотя большевики обустраивались в древней столице всерьез и надолго.

Тьма кремлевских постояльцев

Как писали газеты того времени, перенос столицы в Москву открыл новый московский период русской истории. Центральные органы власти и управления намечено было разместить в Московском Кремле. 11 марта секретарь ВЦИК В.А.

Аванесов обращается к представленному на должность коменданта Кремля Якову Андреевичу Стрижаку: «Предлагаю принять самые энергичные меры для подыскания помещений для сотрудников Советских Народных Комиссаров. С этой целью даются полные полномочия на реквизицию пустующих помещений в Москве».

12 марта Стрижак был назначен комендантом Кремля, но уже 26 марта его сменил Мальков, задержавшийся в Петрограде по просьбе Зиновьева.

17 апреля ВЦИК разработал для коменданта Кремля «Перечень проектируемых работ по устройству охраны и укреплению Кремля». Документ предписывал организовать «немедленное, правильное и точное распределение охраны в Кремле», строгое наблюдение на кремлевских стенах за окрестностями.

Началось обустройство звонковой и телефонной сигнализации и связи, в том числе в местах сосредоточения командного состава. Был устроен центральный боевой пост в башне Троицких ворот.

Оборону Кремля существенно укрепила установка трех «противоаэропланных» орудий и размещение трех броневиков.

Мальков настоял на том, чтобы кремлевские курсанты, слушатели созданных в Московском Кремле 1х Советских пулеметных курсов командного состава РККА, постепенно заменили в кремлевских караулах латышских стрелков.

Кремль быстро превратился в один из густонаселенных «районов» столицы. Уже к середине лета 1918 г. в Московском Кремле постоянно проживало более 1100 человек, из которых 450 вселилось после революции.

Новые жители «Кремлевского холма» заняли все пригодные для проживания помещения: Сенат, Большой Кремлевский и Малый (Николаевский) дворцы, Потешный дворец, Кавалерский, Офицерский, Гренадерский, Кухонный и Синодальный корпуса, старую Оружейную палату, корпуса у Спасских ворот и у кремлевской стены, расположенные между Боровицкими и Троицкими башнями, флигели у Спасских ворот, Боровицкую и Спасскую гауптвахты. Постояльцы проживали в башнях, во всех кремлевских соборах и монастырях, при действующих церквях и даже в колокольне Ивана Великого. И в здании Рабоче-Крестьянского правительства, в котором на третьем этаже находилась квартира Ленина, в полуподвале обосновались более двух сотен жильцов.

Вот список самых приметных обитателей одного лишь Большого Кремлевского дворца. В Детской половине дворца находились квартиры семей Я.М. Свердлова, А.И. Рыкова (1919-1924), В.В. Осинского; на Собственной половине — Клары Цеткин, в Белом (Фрейлинском) коридоре поселились Л.Б.

Каменев, Д.И. Курский, Демьян Бедный; в желтом коридоре — В.Р. Менжинский. Дзержинский с супругой прописались в нижних апартаментах дворца; заселены были и так называемые «верхние» апартаменты дворца — второй этаж занимал А.В. Луначарский; третий — К.Б. Радек и Е.Д. Стасова.

С приездом большевиков от размеренного кремлевского быта прошлых столетий не осталось и следа. Только за 1919 г. комендатура выселила из Кремля более 1000 человек, прописав в него четыре сотни новых жителей. К концу 1920 г. в Кремле получили прописку более 2100 человек.

На волосок от взрыва

В марте 1918 г. Кремль и Москва вообще находились в плачевном состоянии. Мальков вспоминал: «Кремль к моменту переезда советского правительства из Петрограда в Москву был основательно запущен.

Читайте также:  От падение византии и величие турок - история России

Часть зданий значительно пострадала еще в дни Октябрьских боев и никем не восстанавливалась. Во дворе Арсенала уродливо громоздились груды битого кирпича, стекла, всякой дряни.

Верхний этаж огромных казарм, тянувшихся чуть ли не от Троицких ворот почти до самого подъезда Совнаркома, выгорел, и его окна зияли черными провалами.

На улицах была несусветная грязь. Весна стояла в 1918 году ранняя. Уже в конце марта было по-апрельски тепло, и по улицам Кремля разливались настоящие озера талой воды, побуревшей от грязи и мусора. На обширном плацу, раскинувшемся между колокольней Ивана Великого и Спасскими воротами, образовалось такое болото, что не проберешься ни пешком, ни вплавь…».

Были и более серьезные опасности.

Почти в каждом московском районе (Сокольники, Лефортово, Ходынка и другие) и ближайшем окружении (Лианозово, Очаково, Одинцово) хранились огромные запасы взрывчатых и удушающих веществ, в том числе более 6000 единиц химических боеприпасов (баллонов с хлором и фосгеном).

Военные специалисты отмечали, что при возможном взрыве артиллерийских боеприпасов площадь поражения может иметь диаметр 19 верст, и половина Москвы окажется в зоне разрушительного действия. Это порождало слухи и панические настроения.

Для ликвидации этой угрозы 22 марта был создан Временный чрезвычайный комитет по эвакуации и обезвреживанию взрывчатых и удушающих веществ и снарядов Московского областного комиссариата по военным делам.

Масштабы его работ впечатляют: только за первые три месяца для вывоза на восток боеприпасов было задействовано 8 895 вагонов, при погрузке и разгрузке использовалось 84 670 подвод. И только к концу 1918 г. большая часть боеприпасов была вывезена за пределы Москвы.

Угроза уничтожения Кремля и гибели его обитателей миновала.

Источник: https://rg.ru/2018/02/26/kak-pravitelstvo-sto-let-nazad-pereehalo-iz-petrograda-v-moskvu.html

Из Петрограда в Москву: 6 фактов о переносе столицы — Православный журнал «Фома»

12 марта 1918 года, в условиях строжайшей конспирации был завершен перенос столицы РСФСР из Петрограда в Москву. А 16 марта это было узаконено IV Съездом Советов.

Перенос столицы планировался ещё при Николае II

Впервые мысль об эвакуации столицы возникла еще у царского правительства – во время Великого отступления летом 1915 года, когда русская армия оставила Галицию, Польшу, Литву и фронт опасно приблизился к Петрограду. Тогда планировалось вывезти часть правительственных учреждений, гарнизона и оборонных заводов. Но затем наступление немцев удалось остановить, и об этой идее забыли.

Однако через два года, осенью 1917-го, она посетила уже членов Временного правительства — после того, как немецкое наступление завершилось взятием Риги и ее окрестностей.

С 1 сентября в столице России под руководством Валентина Дягилева, родного брата Сергея Дягилева, организовавшего знаменитые «Русские сезоны», начало действовать Особое междуведомственное совещание, основная задача которого состояла в поиске подходящих зданий в Москве.

Временное правительство. Исполнительный комитет Государственный думы. Сидят (справа): М. В. Родзянко, С. В. Шидловский, В. А. Ржевский и Вл. Н. Львов. Стоят (слева): В. В. Шульгин, И. И. Дмитрюков, А. Ф. Керенский, М. А. Караулов

4 октября 1917 года глава Временного правительства Керенский предложил своим министрам начинать переезжать в первопрестольную, что вызвало жесткую критику большевиков.

 6 октября пробольшевистская солдатская секция Петросовета назвала план эвакуации Временного правительства в Москву «дезертирством с ответственного боевого поста», заявила, что такое решение «означало бы предоставление революционной столицы на произвол судьбы», и потребовала уступить место другому, более решительному правительству.

В итоге, хотя министры были готовы отбыть в Москву, переезд правительственных учреждений так и не состоялся.

Петроград никто не хотел защищать

Через несколько месяцев, в феврале 1918 года, большевики убедились, что их предшественники были правы.

После того как Троцкий сорвал мирные переговоры с немцами в Брест-Литовске, германские войска начали стремительное наступление по всей линии фронта.

«Мне ещё не доводилось видеть такой нелепой войны, — вспоминал позднее начальник штаба германского главнокомандующего Восточным фронтом генерал Макс Гофман. — Мы вели её практически на поездах и автомобилях. Сажаешь на поезд горстку пехоты с пулеметами и одной пушкой и едешь до следующей станции. Берёшь вокзал, арестовываешь большевиков, сажаешь на поезд ещё солдат и едешь дальше».

В результате этого блицкрига 19 февраля был сдан Минск (при этом попал в плен штаб Западного фронта), 20 февраля – Полоцк, 21-го – Речица и Орша. 24 февраля незначительные силы немцев заняли Псков (в этом случае штаб Северного фронта успел эвакуироваться в Тверь). 25 февраля красногвардейцы оставили Борисов и Ревель, а потом бежали из Нарвы.

21 февраля в Петрограде было объявлено осадное положение, издан декрет Совета народных комиссаров «Социалистическое отечество в опасности!» и создан Комитет революционной обороны города. Большинство частей Петроградского гарнизона на митингах клялись «стоять насмерть», но на фронт кроме латышских стрелков мало кто поехал.

К 26 февраля стало ясно, что город защищать некому: в ряды РККА записалось всего 10 320 рабочих, готовых пролить свою кровь за пролетарское государство.

Все это заставило председателя Комитета революционной обороны Петрограда Зиновьева в начале марта 1918 года от имени питерских коммунистов обратиться в ЦК ВКП (б) с просьбой выделить несколько сот рублей на случай перехода на нелегальное положение. Впрочем, ему было отказано.

Первая блокада Петрограда

3 марта 1918 года новая советская делегация во главе с Сокольниковым была вынуждена подписать на германских условиях Брестский мир, который председатель Совнаркома РСФСР Ленин назвал «похабным» и «несчастным». От России отторгались 780 тысяч квадратных километров территории с населением 56 миллионов человек.

Договор встретил крайне резкую оценку почти всего российского общества. Патриарх Московский и всея России Тихон оценил нанесенный урон так: «Отторгаются от нас целые области, населённые православным народом, и отдаются на волю чужого по вере врага… мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, — такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения».

Это понимали и сами большевики – несмотря на заключение мирного договора, не было никаких гарантий, что германцы не польстятся на столицу РСФСР.

Кроме того Петрограду угрожал голод. Сонарком сознавал, что столица из-за своего географического положенная на 100% зависит от привозного продовольствия и топлива.

 Традиционно большинство поставок шли морским путем, но германский флот и минные поля его блокировали.

 А железнодорожный транспорт работал весьма нерегулярно, да и гражданская война не только отрезала от центральной России основные хлебные районы, но и загрузила железные дороги военными перевозками.

Первое мая. Петроград, 1918

В марте 1918-го в Питер прибыло 800 вагонов с зерном и мукой, в апреле – уже только 400. В мае был введен хлебный паек. Тогда же петроградцы стали массово поедать лошадей.

Стремительно развивался и топливный кризис. Громадному городу для нормального функционирования ежегодно требовалось почти 110 миллионов пудов угля и почти 13 миллионов пудов нефти. Столько он потреблял в 1914 году.

 Однако в условиях разгорающейся гражданской войны поставки угля по сравнению с довоенным уровнем сократились в 30 раз.

Настоящий топливный коллапс наступит в городе в январе 1919-го, когда в нем уже не будет ни дров, ни угля, ни нефти.

По сути дела, Петроград оказался в настоящей блокаде. К голоду и холоду добавились заразные болезни. Весной 1918 года Петроград поразила эпидемия сыпного тифа. Затем его сменила холера, а ее — грипп-испанка.

Естественно, что недовольство новой властью росло во всех слоях городского населения. Стихийно бастовали учителя, служащие почты, банков, телеграфа и — самое неприятное для большевиков – рабочие заводов и фабрик.

Кроме того, город был наводнен дезертирами, анархистами и откровенными бандитами и грабителями. Всё это в любой момент могло закончиться очередным государственным переворотом в «колыбели трех революций».

В таких условиях управлять ситуацией из гораздо более удачно расположенной с инфраструктурной точки зрения Москвы было значительно удобнее и безопаснее.

Переезд проходил в обстановке секретности и дезинформации

Решение о переносе столицы было принято Советом народных комиссаров 26 февраля. Ответственным за переезд был назначен ближайший помощник Ленина, управляющий делами Совнаркома Владимир Бонч-Бруевич.

В первую очередь в Москву отправили Экспедицию заготовления государственных бумаг, золотой запас и иностранные посольства. Помимо документов наркоматы вывозили и своих служащих с семьями и имуществом.

Второпях случались и эксцессы. Так, согласно жалобе Петроградского бюро РСДРП(б), ВЧК вывезла в Москву всех следователей и архив, «забыв» в Петрограде самих арестованных, которые остались без документов, объясняющих, за что они сидят.

Информацию о масштабном переезде правительственных учреждений скрыть было трудно, и 1 марта Президиуму ВЦИК пришлось выступить с заявлением, объявлявшем их эвакуацию «беспочвенными слухами».

Одновременно Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза был проинформирован, что столица перемещается в Нижний Новгород. Эту дезинформацию сообщил лично Бонч-Бруевич, который позже объяснял, что его главной задачей было отвлечение внимания от поезда с Лениным.

Литерный состав с председателем советского правительства был сформирован на окраине Петрограда.

Вечером 10 марта 1918 года Ленин покинул Смольный и вместе с женой, сестрой и Бонч-Бруевичем направился к пустырю за Московской заставой, к так называемой Цветочной площади.

Там их встречали чекисты, которые в полной темноте помогли им вместе с членами Совнаркома и Всероссийского центрального исполнительного комитета сесть в литерный поезд № 4001.

Ильича защитили латышские стрелки

Поезд вели поочерёдно 4 курьерских паровоза, их бригадный состав периодически менялся. Но, несмотря на все предосторожности, не обошлось без ЧП. Отъехав 162 километра от Петрограда, спецсостав вынужден был остановиться: на станции Малая Вишера путь ему перекрыл состав с дезертирами – матросами-анархистами. Но латышские стрелки, охранявшие правительственный поезд, быстро их разоружили.

Латышские стрелки у Большого театра. 1918 г.

Читайте также:  Народная воля - история России

В итоге в Москву на Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал литерный прибыл 11 марта около 8 часов вечера. Следующий день приехавшие провели в вагоне, 13 марта под охраной латышских стрелков Ленин разместился в гостинице «Националь», а через несколько дней переехал в здание бывшего Сената в Кремле.

Москва официально стала столицей только в 1922 году

12 марта 1918 года в «Известиях» от имени военно-революционного комитета при Петросовете Троцкий известил граждан РСФСР, что Совнарком и ВЦИК выехали на IV Всероссийский съезд советов, где будет решено перенести столицу из Петербурга в Москву.

Это объяснялось тем, что «германские империалисты, навязавшие нам свой аннексионистский мир, остаются смертельными врагами советской власти» и находятся на расстоянии двухдневного перехода от города.

В. И. Ленин на Красной площади. 7 ноября 1918 года

16 марта 1918 года съезд действительно одобрил перенос столицы в Москву, сославшись на кризис, который русская революция переживает в данный момент. Но подчеркнул, что это не навсегда: «Съезд постановляет, что впредь до изменения указанных условий столица Российской Советской Социалистической Республики временно переносится из Петрограда в Москву».

Официальный статус столицы Москва обрела только в конце 1922 года, когда после гражданской войны был образован Советский Союз.

На заставке фрагмент фото: Майские праздники на Красной площади в Москве, 1 мая 1924. Источник

Источник: https://foma.ru/iz-petrograda-v-moskvu-6-faktov-o-perenose-stolitsyi.html

Что заставило Ленина бежать из Петрограда в Москву

?Луговые озёра и окрестности (minaev_hutor) wrote,
2016-11-11 16:48:00Луговые озёра и окрестности
minaev_hutor
2016-11-11 16:48:00Оригинал взят у villmanstrand в Что заставило Ленина бежать из Петрограда в МосквуС берегов Луги немцы вполне могли обстреливать Питер из сверхдальнобойных орудий.

Это, как сказано в тексте, примерно в 100 километрах от Петрограда.
Гораздо большую опасность представляла расположенная вдвое ближе к Петрограду самопровозглашённая республика ингерманландских финнов. Де-юре она заявила о своей независимости только в 1919г.

, когда полк под командованием Эльфенгрена ненадолго занял Токсово, откуда до «штаба революции» в Смольном оставалось чуть больше 20 километров.

Но первое их боевое столкновение с Красной Армией началось ещё 21 февраля 1918 года — чуть раньше официальной даты её рождения, а к 5 апреля завершилось поголовным убийством тысячи красноармейцев .

Оригинал взят у karhu53 в Тайна литерного поезда № 4001.

Пожалуй, ни одно событие российской истории XX века не было окружено таким ореолом из недомолвок и вымыслов, как переезд советского правительства из Петрограда в Москву 10–11 марта 1918 года.

Перенос столицы из одного города в другой — эпохальное событие для любого государства. Советские историки, традиционно называя каждый ленинский шаг историческим, переезда правительства в упор не замечали. Но почему?

23 февраля 1918 года в боях под Псковом и Нарвой отряды Красной Гвардии одержали свою первую победу над немцами. При этом советская историография упорно забывала, что победа была кратковременной — уже 26 февраля произошел полный разгром красногвардейских отрядов под Псковом, 4 марта под Нарвой, немцы вышли к реке Луге примерно в 100 километрах от Петрограда. А 3 марта в Бресте был заключен мирный договор с Германией.
Немцы наступают (где-то под Нарвой, 28 марта 1918 года)Еще 26 февраля Совнарком принял постановление о переводе столицы Советской России из Петрограда в Москву. Официальный предлог — требования политической стратегии и военной безопасности. Исход боев наглядно продемонстрировал, что немцы без особых усилий могут овладеть Петроградом и, свергнув правительство, потребовать безоговорочной капитуляции.Кроме того, с берегов Луги немцы вполне могли обстреливать Питер из сверхдальнобойных орудий, вроде тех, из которых они обстреливали Париж. Но входило ли это в планы германского командования? Ведь ленинское правительство было наиболее лояльным по отношению к Германии. А на смену большевикам пришло бы стремительно набравшее силу Белое движение, настроенное к Германии крайне враждебно.Сама же Германия к весне того же года уже практически дышала на ладан, и такой поворот дела только бы ускорил ее поражение. Таким образом, эвакуация правительственных учреждений из Петрограда носила характер обыкновенной номенклатурно-чиновничьей паники и бегства. Кстати, современники этого события, в том числе и высокопоставленные, это именно так и понимали.Практически сразу же после принятия постановления Совнаркома в Петрограде развернулась лихорадочная эвакуация правительственных учреждений и властных структур. Со станции Петроград-Московский ежедневно отправлялось в Москву до 20 эшелонов! И это — в условиях жесточайшего топливного кризиса и полупарализованного транспорта!
Паровозы С.245, С.227 и С.255 на фотографии Л. Амурского «Чугунная тройка»Разумеется, все происходило в условиях строжайшей секретности. Каким образом удалось засекретить эту лавину эшелонов из Петрограда — вопрос, ибо такая интенсивность транспортного потока вполне соответствует нынешнему пассажирскому движению между двумя столицами. Любопытно, что во всех публикациях, посвященных переезду правительства из Петрограда в Москву, причина секретности объясняется однозначно: возможность враждебных действий со стороны эсеров, а не немцев!Не оспаривая полностью такой возможности, хочется напомнить, что вооруженные разборки между большевиками и эсерами начались значительно позже. А в начале 1918 года действительную опасность для большевиков представлял Викжель — влиятельный профсоюз транспортных рабочих, открыто занимавший антибольшевистскую позицию.Правда, большевики еще в январе созвали чрезвычайный всероссийский съезд железнодорожников, который провозгласил ликвидацию Викжеля и образование большевистского профсоюза — Викжелдора. Но авторитет ликвидированного профсоюза в среде железнодорожников был несоизмеримо выше, чем у новоявленного Викжелдора. Прибавьте к этому и крайнее недовольство рядовых железнодорожников правительственной эвакуацией. Они полагали, что их бросают на произвол судьбы.
Ленин и Бонч-Бруевич, 1918 год.Угроза саботажа при эвакуации правительственных учреждений была вполне реальна, вот только исходила она не от немцев и не от эсеров, а от простых железнодорожников! Ветераны бывшего паровозного депо Петроград-Московский рассказывали, что когда от железнодорожников потребовали подготовить три паровоза для правительственных поездов, вспыхнул стихийный митинг.
Рабочие наотрез отказались выполнять это требование: «Никаких паровозов! Пусть они (ленинское правительство — авт.) либо здесь остаются, либо катятся в Москву на своих двоих!». Немало сил пришлось потратить представителям Викжелдора, чтобы убедить митингующих в том, что переезд правительства, а следовательно и паровозы нужны «для великих целей революции». Эпизод второстепенный, но он характеризует отношение рядовых железнодорожников к новой власти.

Загрузка тендера дровами в депо Петроград-Московский, 1918 г.В ночь с 8 на 9 марта из Петрограда были отправлены два спецпоезда с делегатами Съезда Советов во главе с Яковом Свердловым. Дабы уменьшить возможность диверсии в пути следования, Яков Михайлович распорядился, чтобы депутаты от различных фракций перед посадкой в вагоны были перетасованы, как колода карт…

Наступал самый ответственный момент — выезд Совнаркома во главе с Лениным. «В Петрограде на Николаевском вокзале было три поезда: в одном должен был уехать Ленин и члены Центрального Комитета, в двух других — Всероссийский центральный исполнительный комитет и учреждения первой важности», — так описывал этот эпизод Алексей Толстой в своей повести «Оборона Царицына».

Поездов было действительно три. Один из них был сформирован на станции Обухово, т.е. недалеко от места отправления, второй поезд на Северо-Западной дороге, а третий… вообще в Москве, после чего их перегнали в Петроград.

На Николаевский вокзал Петрограда подали два поезда, а третий поезд был подан к малозаметной платформе Цветочная, находящейся на боковой ветке неподалеку от Московской Заставы на окраине тогдашнего Петрограда. Именно этот поезд предназначался для первых лиц партии и Совнаркома, в том числе и Ленина.

Ему был присвоен номер 4001 — в соответствии с тогдашней нумерацией литерных поездов. Охрану поезда из 6 или 7 вагонов обеспечивали латышские стрелки в количестве 100 человек под командованием Э. Берзиня.
Москва. Командиры и политработники 1-го легкого артиллерийского дивизиона.
В первом ряду третий слева командир дивизиона Эдуард Берзинь.

Посадка пассажиров и погрузка багажа в спецпоезда заняла целый день 10 марта.В 18.00 пассажиры были готовы, ждали Ленина. Только в 21.30 он со своим ближайшим окружением выехал из Смольного. В целях конспирации маршрут пролегал по второстепенным улочкам, в здании Смольного всю ночь не гасили свет. В 21.45 первый спецпоезд отправился от перрона Николаевского вокзала.В 22.

00 от Цветочной отошел и 4001-й…Почему ленинский поезд был отправлен от платформы Цветочная? Авторы ряда публикаций утверждают, что якобы ВЧК раскрыла зловещий эсеровский заговор: взорвать мост через Обводный канал, когда по нему пойдет поезд с Лениным. Эта сенсация — чистейший вымысел.

Неизвестно, почему для теракта против Ленина эсеры выбрали именно этот мост — небольшой, расположенный в двух шагах от вокзала, в людном месте и к тому же многопутный. Если бы такой заговор был, то взрыв целесообразней было бы осуществить в менее людном месте, на любом другом мосту, которыми и поныне изобилует трасса дороги.

Например, взрыв поезда на мосту через Мсту не оставил бы Ильичу шансов на спасение.Впрочем, и без эсеровского заговора происшествий с поездом № 4001 хватало. Из одной публикации в другую кочует полумистическая история, что якобы вслед за первым спецпоездом с Николаевского вокзала неожиданно вырвался какой-то загадочный «черный поезд без огней с двумя паровозами».

Этот таинственный поезд вклинился перед ленинским и тормозил его движение. Так продолжалось до Малой Вишеры (У А. Толстого — до Любани), где пассажиры «черного поезда» — анархисты — попытались отбить у ленинского поезда… паровоз! И только якобы вмешательство латышских стрелков спасло руководителей государства.
Команда Правительственного поезда, 1918 г.

Читайте также:  Земледельческо-скотоводческие племена днепровско-дунайского междуречья в 4 тысячелетии до н. э. - история России

ПАКФФДСкорее всего, история с черным поездом — плод чьей-то неуемной фантазии. Железная дорога — не шоссе, где каждый может перестраиваться из одного ряда в другой когда заблагорассудится.

Если бы между двумя спецпоездами по чьему-то недосмотру самовольно вклинился бы третий, то он взрезал бы стрелочный перевод, и ленинский поезд, следуя за ним, неизбежно потерпел бы крушение, так и не выйдя за городскую черту Петрограда.

Наконец, куда смотрела ВЧК? Неужели, она не могла навести порядок хотя бы на несколько часов всего-то на одной станции Петроград-Московский?Вероятно, история с «черным поездом» придумана кем-то из ответственных работников дороги, сопровождавших литерный поезд, для оправдания какого-то сбоя в движении.

В голове всех правительственных поездов стояли паровозы серии С — одни из самых лучших и быстроходных паровозов в России, способных развивать скорость до 125 км/час. В качестве топлива использовались дрова (кстати, возможно именно из-за этого и произошел сбой графика движения — ведь дрова являются менее калорийным топливом, чем уголь).
Правительственный поезд, 1918 г.

Как и все поезда в ту эпоху, 4001-й вели поочередно 4 паровоза, сменяя друг друга в Малой Вишере, Бологом и Твери. Номера паровозов, которые вели поезд № 4001 на участке от Петрограда до станции Бологое, история не сохранила. От Бологого до Твери литерный поезд вел паровоз С-325.

В Твери к 4001-му подали С-245, которому суждено было стать самым знаменитым паровозом серии С — именно он доставил в Москву первое советское правительство, вернув Москве утраченный столичный статус.Вела паровоз С-245 локомотивная бригада в составе машиниста Ивана Батурова, помощника Захара Карелина и двух кочегаров, чьи имена остались неизвестными.

Кто бы мог подумать, что через 70 лет бывший помощник машиниста С-245 З. В. Карелин, будучи в возрасте 92 лет на страницах «Вечерней Москвы» будет вспоминать подробности этого переезда!
Латышские стрелки в Москве.11 марта около 20 часов поезд № 4001 остановился под сводами Николаевского вокзала Москвы.

В этот же день в газетах было опубликовано сообщение о выезде Совнаркома из Петрограда с указанием даты — 11 марта. Это была еще одна дезинформация, ибо в это время правительственные поезда уже давно находились в пути. А 16 марта 1918 года Москва была официально объявлена новой столицей государства.

Сразу же после принятия постановления Совнаркома в Петрограде развернулась лихорадочная эвакуация правительственных учреждений и властных структур. Со станции Петроград-Московский ежедневно отправлялось в Москву до 20 эшелонов! И это — в условиях жесточайшего топливного кризиса и полупарализованного транспорта!
Ленин в Москве, 1918 год.

Как известно, все связанное с именем Ленина в СССР неизменно считалось священным. В свете этого судьба «ленинского» паровоза С-245 оказалась более чем странной. До конца 1960 года он водил поезда, а 26 декабря 1960 года был исключен из инвентаря и отправлен в металлолом. Как такое могло получиться?Ведь к тому времени уже давно стали музейными экспонатами паровоз Р2-293, на котором Ильич нелегально ездил в Финляндию, У-127, который вел траурный поезд и несколько других локомотивов, лишь косвенно связанных с именем Ленина.По-видимому, причина этого одна — секретность, которая долгие годы окутывала подробности переезда правительства из Петрограда в Москву. Эта секретность сыграла злую шутку с многочисленными искателями ленинских реликвий. Только в 1968 году, в преддверии 50-й годовщины переезда, вспомнили о паровозе С-245. К сожалению, самого паровоза уже не существовало.

То, что произошло дальше, можно было назвать реинкарнацией паровоза С-245. В ее основе лежало желание любителей железнодорожной старины сохранить известный уцелевший в полуразбитом состоянии паровоз серии С за номером 68.

Фото 1978 г.Его и выдали за ленинский паровоз С-245, что послужило основанием для сенсационных публикаций начала 1980-х годов — найден ленинский паровоз! Летом 1983 года он был восстановлен в депо Ховрино. Планировалось установить его на Ленинградском вокзале Москвы.Однако дело затянула бюрократическая канитель.

А затем накатила «перестройка». Паровоз оказался никому не нужен и его передали в Санкт-Петербург в музей Октябрьской железной дороги, расположенный на Варшавском вокзале северной столицы, где ему вернули его родной номер — 68.

Так закончилась эта история…
Оригинал взят у navy_chf в Тайна литерного поезда № 4001.Оригинал взят у y4astkoviu в Тайна литерного поезда № 4001

ТАКЖЕ: Спецпоезд Наркомвоенмора Льва Троцкого

Источник: https://minaev-hutor.livejournal.com/978439.html

Президентская библиотека расскажет о переезде в Москву век назад советских властей

МОСКВА, 12 марта. /ТАСС/. Президентская библиотека расскажет о 100-летии переезда советского правительства и переноса столицы в Москву на открывающейся в понедельник выставке «Путешествие из Петрограда в Москву. 1918». Также специалисты проведут специальный цикл мультимедийных уроков для учащихся старших классов средних школ, гимназий, лицеев.

В марте 1918 года Москва во второй раз за свою историю стала столицей России. 100 лет назад переезд советского правительства из Петрограда в Москву провели тайно, а постановление о «временном» переносе столицы, принятое на IV Всероссийском съезде Советов, стало неожиданностью для всей страны.

«Легко ли было покинуть Петроград? Как осуществлялся переезд? Как Москва вновь превратилась в столицу? Этим темам посвящена выставка Президентской библиотеки», — рассказали ТАСС в пресс-службе библиотеки.

«Разгрузка» старой столицы

По мнению специалистов, неизвестно, оставило бы правительство Петроград в 1918 году, если бы не «разгрузка» (специфический термин того времени, означает сокращение числа горожан и вывод предприятий из города) и эвакуация 1915-1917 годов: город надлежало покинуть в случае военной опасности.

К 1914 году он был перенаселен и переполнен промышленными предприятими, возникли проблемы со снабжением продовольствием и топливом, которые с началом Первой мировой войны только усилились. В 1915 году появляются первые идеи «разгрузки» столицы. Активные меры предпринимает Временное правительство: осенью 1917 из Петрограда выводится ряд крупных заводов, а также часть населения.

На начало ноября планируется эвакуация важнейших государственных учреждений в Москву и другие крупные города, но события 25 октября — 7 ноября меняют планы. Однако эстафету по устройству переезда вскоре перенимает советская власть, организуя специальную комиссию по эвакуации Петрограда.

«Советское правительство, учрежденное в ноябре 1917 года, первоначально расположилось в Смольном. Но оставаться в Петрограде Совнаркому было действительно опасно: к границе приближались кайзеровские войска, в самом городе активизировались контрреволюционные силы. Лучшим выходом было переехать в более безопасное место, которым и стала Москва», — отметил собеседник агентства.

Тайный переезд

В феврале 1918 года управляющий делами Совнаркома Владимир Бонч-Бруевич представил Владимиру Ленину идею переезда в Москву, и тот ее полностью поддержал.

Переезд, чтобы не привлекать внимание противников советской власти, организуется и проводится в условиях глубокой конспирации. В начале марта под предлогом участия в IV Всероссийском съезде Советов из Петрограда отбывают несколько составов с делегатами. Затем город покидает Ленин.

Местом отправления становится неприметная петроградская платформа «Цветочная».

16 марта IV Чрезвычайный съезд Советов выносит постановление о «временном» переносе столицы в Москву. Она становится столицей лишь с 1924 года с принятием Конституции СССР, но фактически — с конца 1918, когда в ней налаживается полноценная административно-политическая жизнь.

Документы свидетельствуют, что главной трудностью становится нехватка служебных помещений и жилых квартир. Кремль отнюдь не сразу приобретает лоск правительственной резиденции. Первые несколько лет многие советские руководители, а часто и целые комиссариаты, размещаются в номерах бывших фешенебельных гостиниц.

В центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля для наркоматов и их сотрудников реквизируются частные особняки, городские усадьбы, здания учебных заведений, расселяются доходные дома. Как писал Бонч-Бруевич в августе 1918 года, «уж очень тесно стало в Москве, а зимой еще теснее будет».

Например, подразделения одного лишь комиссариата земледелия в середине года размещались по 32 адресам.

К концу 1918 года комиссариаты занимают более тридцати зданий по всему городу, а ВЦИК и Совнарком располагаются в кремлевском здании Сената (Первый корпус) в Кремле. После того, как председатель Совнаркома Ленин переезжает в Кремль, он снова становится первой резиденцией главы государства и правительства.

В 1918 году приходится ремонтировать и реставрировать исторические здания, заселять служащих, организовывать систему охраны, бороться с антисанитарией и вспышками эпидемий.

Постепенно Кремль становится в ряд лучших правительственных резиденций мира.

С 1965 года он перестает быть местом заседаний правительства, для этих целей в том же году строится Дом Советов СССР (теперь — Дом правительства РФ).

Уроки истории

О переезде властей, начале работы в Москве рассказывают архивные документы, воспоминания участников и предметы той эпохи на выставке Президентской библиотеки.

Историю Московского Кремля — важнейшего общественно-политического и историко-художественного комплекса России — представят в цикле мультимедийных уроков, которые пройдут до 8 июня 2018 года.

На занятиях школьники не только узнают многовековую историю одного из главных символов страны, но и смогут проследить, как Москва приобретала столичный статус, а Кремль становился главной правительственной резиденцией.

Источник: http://tass.ru/obschestvo/5021302

Ссылка на основную публикацию