Отечественная история — история России

Предмет и основные задачи курса Отечественная история

Отечественная история - история России

124 просмотров

История всегда вызывала огромный интерес общества. В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи.

Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными.

Вместе с тем встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в крайность при оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такие подходы неприемлемы.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труда по истории России крупных дореволюционных отечественных историков (Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.). Сегодня это труды таких видных историков, как С. В.

Бахрушин, Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов, Л. Н. Гумилев, Т. А. Фоменко и других. Многие из названных авторов по своим концептуальным подходам противоречат друг другу. Но смысл исторической науки — не достижение единомыслия, а выработка приемлемых теорий, максимально полно объясняющих реалии прошлого.

Мы должны учитывать, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в путях развития России и ее месте в мировом историческом процессе. Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, что проявляются в исторических событиях и фактах.

Основой любого исторического исследования является исторические источники. Без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержание и формы невозможно научное познание истории развития общества. К числу наиболее древних источников по истории России могут быть отнесены археологические. Это комплексы вещественных находок в культурном слое земли.

Важнейшими и наиболее старыми среди письменных источников являются летописи. Самые ранние работы историков-летописцев появились еще в X-ХII вв. Наиболее известна из них «Повесть временных лет» (XII в.). Одним из ценных источников являются Новгородские грамоты на бересте. Среди законодательных материалов не обойтись без таких, как «Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г.

, «Жалованные» грамоты дворянству и другие.

По Истории России с XVIII в. до настоящего времени имеется огромное количество различных источников: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы.

Методы изучения истории группируются по принципу систематики общих, специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Среди других подходов важно назвать уникальные методы генеалогии, позволяющие раскрыть происхождение индивидов, семей и родов разного социального положения.

Таким образом, совокупность методологических принципов и методических приемов, источников и способов описаний исторической науки должны образовать непротиворечивую систему познания закономерностей действительности прошлого.

Источник: https://students-library.com/library/read/16408-predmet-i-osnovnye-zadaci-kursa-otecestvennaa-istoria

тематика контрольных работ по дисциплине Отечественная история История История России для студен

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДГТУ

Методические указания

и тематика контрольных работ

по дисциплине

«Отечественная история (История, История России)»

(для студентов ступени бакалавриата заочной и заочной сокращенной формы обучения)

Ростов-на-Дону

2011

Контрольные работы – одна из основных форм межсессионных заданий для студентов-заочников.

Письменные работы выполняются по специальной тематике контрольных работ, составленных кафедрой «Истории и культурологии» на основе учебной программы курса «Отечественная история».

Обучающая и развивающая функции контрольных работ состоят в том, что в процессе работы над ними студенты более углубленно осваивают выбранные ими конкретные темы курса, овладевают навыками и умениями самостоятельной работы. Контрольные работы выполняются на основе изучения рекомендованной литературы.

Контролирующая функция контрольных работ заключается в том, что на основании ознакомления с ними преподаватель делает заключение о качестве самостоятельной работы студента, о его умении работать с литературой, ориентироваться в потоке информации, выделять наиболее важные проблемы темы, формулировать на их основе четкий план, определять понятия, грамотно и литературно излагать материал, соблюдая принцип объективности. Контрольная работа – одна из форм общения преподавателя со студентом, в процессе которого преподаватель  оценивает уровень его подготовки, отношение к выполнению задания. Замечания, сделанные рецензентами, имеют целью помочь студентам в дальнейшей работе.

Согласно учебному плану студент-заочник обязан выполнить одну контрольную работу. Тема контрольной работы выбирается студентом в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Например, если последняя цифра номера зачетки – 4, то студент может  выбрать одну из тем под номерами 4, 14, 24 или 34, если последняя цифра – 0, то может быть выбрана тема под номером 10, 20, 30 или 40.

Выполнение контрольной работы – большая и серьезная работа, которая включает в себя несколько этапов: выбор темы, изучение рекомендованной к теме литературы, а также дополнительных изданий, отобранных самим студентом; составление плана, который должен раскрывать существо темы; написание текста самой работы в строгом соответствии с планом и выбранной темой.

Читайте также:  Усиление борьбы против феодального гнёта на руси - история России

В начале работы обязательно формулируется тема контрольной, затем помещается ее план. Контрольная работа должна обязательно состоять из введения, основной части и заключения. Во введении следует дать обоснование важности и актуальности избранной темы,  сформулировать цель и задачи работы.

При раскрытии основных вопросов необходимо обеспечить их полное соответствие формулировкам плана. Каждый раздел основной части должен завершаться краткими выводами. Заключение контрольной работы не должно содержать новых фактических данных.

В нем обобщается содержание работы, делаются четкие выводы по всей теме.

Заключительный этап – оформление. Контрольная работа должна быть написана грамотно, четко, разборчиво (предпочтительно набрана на компьютере и отпечатана, шрифт 14, Times New Roman, полуторный интервал), с выделением абзацев, страницы – пронумерованы. Слева оставляются поля.

Объем контрольной работы – 20-24 страницы ученической тетради или 12-15 печатных страниц.

В конце работы нужно указать список литературы, использованной студентом для написания контрольной, включая электронные издания (но ни в коем случае не готовые рефераты и контрольные работы, размещаемые в сети Интернет!), при этом следует использовать преимущественно литературу последних лет издания, не менее  трех наименований. Список источников должен быть оформлен в алфавитном порядке с указанием фамилии автора, полного названия источника, выходных данных (место, год издания, ссылка на соответствующий Интернет-сайт для электронных источников).

При выполнении всех требований, предъявляемых к контрольной работе, студент получает положительную рецензию, работа рекомендуется к защите.

Все замечания, указанные в рецензии, необходимо учесть, то есть внести дополнения и изменения к основному тексту на дополнительных листах.

На защите контрольной работы или экзамене студент  представляет экзаменатору свою контрольную работу, рецензию и текст дополнений.

Если контрольная работа не соответствует изложенным выше требованиям, то она не засчитывается. Студент обязан переработать ее полностью или отдельные разделы в соответствии с полученными замечаниями. Сроки представления контрольной работы при этом не изменяются.

По темам контрольных заданий для проверки выполнения студентами указаний, сделанных преподавателем в их рецензиях и для методической помощи студентам, проводится защита контрольной работы в виде собеседования в сроки, установленные деканатами.

При защите контрольной работы студент должен продемонстрировать знание содержания своей контрольной работы, ответить на дополнительные вопросы по теме и/или на замечания, сделанные преподавателем при проверке работы.

Результаты собеседований засчитываются преподавателем при выставлении зачетов по итогам работы студентов в период зачетно-экзаменационной сессии.

Студенты, получившие зачет за выполненную контрольную работу, допускаются к сдаче экзамена по отечественной истории.

Подробные разъяснения по всем вопросам изучения курса студенты могут получить на групповых и индивидуальных консультациях, проводимых на кафедре «Истории и культурологии», расписание которых сообщается им через деканат соответствующего факультета.

Тематика контрольных работ по курсу “Отечественная история”

для студентов заочной  и заочной сокращенной форм обучения.

  1.  История как наука. Предмет, методы и источники истории.
  2.  Сущность, формы, функции исторического знания.
  3.  Проблема этногенеза восточных славян. Становления древнерусского государства (VI — IX вв.). Роль норманнского влияния.
  4.  Киевская Русь в IX – нач. XII вв.: социальная структура, политический и государственный строй.
  5.  Культура, быт, нравы, верования славян до принятия христианства. Крещение Руси, его причины и последствия. Отличительные черты русского православия.
  6.  Возникновение удельных княжеств. Начало политической раздробленности. Русские земли XII — нач. XIII в: Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, Новгородская  земля.
  7.  Культура до-монгольской Руси (IX-XII вв.)
  8.  Русь в XIII-ХV вв. Монголо-татарское нашествие и его последствия.   Борьба Руси против угрозы с Запада в XIII в.
  9.  Возвышение Москвы и складывание централизованного Русского  государства в XIV-ХV вв.
  10.  Достижения и своеобразие русской культуры XIII-XV вв.
  11.  Московское государство в XVI-ХVII вв.: от сословно-представительной   монархии к самодержавию. Эпоха Ивана Грозного.
  12.  Место и роль русской православной церкви в русском обществе Московского периода   (XVI-ХVII вв.).
  13.  Смутное время Московского государства: предпосылки, причины,  основные события, последствия (кон. XVI – нач. XVII вв.).
  14.  Московское государство в XVII в.: особенности социально-экономического и политического развития.
  15.  Русская культура в XVI-XVIIвв.: традиции и новации.
  16.  Россия на пороге Нового времени. Петровские реформы: начало модернизации России.
  17.  Россия  в середине XVIII века: эпоха дворцовых переворотов.
  18.  Эпоха Екатерины II: основные направления и итоги внутренней и внешней политики. Просвещенный абсолютизм.
  19.  Русская культура XVIII века: новые черты и достижения.
  20.  Россия в первой половине XIX века: основные направления и итоги социально-экономического развития.
  21.  Отечественная война 1812 г. Ее влияние на развитие общественного сознания (декабризм).
  22.  Официальная идеология и общественная мысль в России первой половины ХIХ в.
  23.  «Великие Реформы» 60-х – 70-х гг. ХIХ в. в России: содержание и результаты. Политика императора Александра III.
  24.  Внешняя политика России в XIX в.: основные направления и итоги.
  25.  Русская культура XIX в.: характерные черты и главные достижения.
  26.  Россия на рубеже XIX — ХХ вв.: социально-экономическое развитие. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
  27.  Политическое развитие российского общества на рубеже XIX — XX вв. Революция 1905-1907 гг. Формирование основных политических партий. Первый опыт российского парламентаризма.
  28.  “Серебряный век”  русской культуры.
  29.  Революционный процесс 1917 г. (февраля – октябрь 1917 г. ). Начало нового этапа отечественной истории.
  30.  Гражданская война в России: основные события, расстановка сил, последствия. «Военный коммунизм».
  31.  Социально-экономические преобразования 1920-30-х гг.: НЭП, форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
  32.  Формирование советской политической системы в 20-30-е гг. Внутрипартийная борьба. Установление тоталитарного режима в СССР. Массовые репрессии 1930-х гг.
  33.  Внешняя политика СССР в 20-30-е гг.
  34.  Великая Отечественная война: основные этапы и события.
  35.  СССР в середине 40-х – середине 60х гг. Последний этап сталинизма. «Оттепель» Н.С. Хрущева.
  36.  СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. Новые попытки реформ и их свертывание. Эпоха «Застоя» Л.И. Брежнева и первые попытки его преодоления накануне «Перестройки».
  37.  СССР в середине 80-х – начале 90-х гг.: от попыток модернизации к смене модели общественного развития.
  38.  Культура советского общества.
  39.  Россия в 1990-е гг.: попытки радикальной социально-экономической модернизации; становление новой российской государственности.
  40.  Современная культура России.
Читайте также:  Биография императрицы екатерины ii - история России

Источник: http://samzan.ru/44710

Онлайн-курс Отечественной истории. Видео курс по отечественной истории. лекции по отечественной истории

Курс «Отечественная история» — один из федеральных компонентов обязательного цикла общегуманитарных учебных дисциплин высшего и среднего профессионального образования.

В предлагаемых лекциях рассматриваются основные этапы российской истории с древнейших времен до наших дней, освещаются проблемы российских реформ в разные периоды истории, раскрывается внешняя политика России.

Целью изучения курса «Отечественная история» является формирование исторического сознания как важной части мировоззрения бакалавров, как принципиальной характеристики его образованности и уровня культуры.

Своими проблемами история не только уходит «вглубь времен», но и самым тесным образом связана с сегодняшним днем. Яркие образы прошлого формируют ценностные ориентиры настоящего.

Понимание особенностей российской цивилизации, героического и трагического в истории нашей страны, осознание исторических корней большинства современных проблем стимулирует развитие гражданственности, патриотизма, гуманизма, развивает политическую культуру.

Изучение тысячелетней истории Отечества — нравственный и гражданский долг любого студента.

Курс предназначен для студентов высших учебных заведений неисторического профиля заочной формы обучения с использованием дистанционных методов образования. Содержание охватывает историю России в период с древнейших времен до наших дней.

Материалы для изучения:

Методические материалы

Конспект лекций

Книга: Семин В.П. История России 

Книга: Ключевский В.О. Курс русской истории 

Книга: Верт Н. История Советского государства 1900-1991 гг. 

Книга: Скрынников Р.Г. Иван Грозный 

Отечественная история. Лекция 1. Формирование государственности.

Лекция 2.

Общественно-политическое развитие киевской Руси. Ч. 1

Лекция 3.

Общественно-политическое развитие киевской Руси. Ч. 2

Лекция 4.

Принятие христианства

Лекция 5.

Особенности социально-экономического развития 12-15 вв.

Лекция 6.

Создание единого русского государства. Иван Грозный

Лекция 7.

Россия конца 16 — начала 17 вв. Борис Годунов. Лжедмитрий.

Лекция 8.

Россия в начале 18 века. Петр I.

Лекция 9.

Реформы Петра I.

Лекция 10.

Просвещенный абсолютизм. Екатерина II.

Лекция 11.

Российская имеперия 19 века. Павел I. Александр II.

Лекция 12.

Российская империя 19 века. Николай I.

Лекция 13.

Реформы середины 19 века. .

Лекция 14.

Россия начала 20-го века. Русско-японская война

Лекция 15.

Россия начала 20-го века. Столыпинские реформы

Лекция 16.

Россия 1917-й год

Лекция 17.

1-я мировая война

Лекция 18.

Гражданская война

Лекция 19.

Организация СССР

Лекция 20.

Советская Россия 30-е годы 20-го века

Лекция 21.

Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву

Лекция 22.

Итоги второй мировой войны

Лекция 23.

Советское государство в 40-50-е годы 20-го века

Лекция 24.

Советское государство под руководством Хрущева, Брежнева

Лекция 25.

Внешняя и внутренняя политика в 60-80-е годы 20-го века

Лекция 26.

Россия в годы Перестройки

Лекция 27.

Россия в 90-е годы

Лекция 28.

Россия в современный период Ч. 1

Лекция 29.

Россия в современный период Ч. 2

Для допуска к сдаче зачета необходимо выполнить задания контрольной работы.

Выполненную контрольную работу необходимо отправить тьютору.

Скачать контрольную работу по Отечественной истории.

Для итоговой аттестации по изучаемой дисциплине необходимо сдать тест

Источник: http://bipars.ru/kursyi/pravo/video-kurs-otechestvennoy-istorii.-onlayn-kurs-otechestvennaya-istoriya

Отечественная история, Семин В.П., 2008

Отечественная история, Семин В.П., 2008.   Цель данного учебного пособия — дать студентам непрофильных ВУЗов глубокие исторические знания, сформировать у них историческое мировоззрение, представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней.

На конкретных примерах из различных эпох выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в истории России, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.Учебное пособие адресовано студентам ВУЗов неисторического профиля, а также преподавателям и абитуриентам.

Источники изучения отечественной истории.Источники изучения отечественной истории весьма обширный сложны. Их удельный вес неодинаков, поскольку жизнь и деятельность Российского государства, а следовательно, и его истории неотделимы от разносторонней деятельности и истории различных классов, социальных прослоек, политических партий и общественных движений.

Важнейшими источниками отечественной истории являются летописи. Самые ранние летописи появились еще в XI — XII вв. Наиболее значимая из них «Повесть временных лет», написанная в XII в. Среди других наиболее важных источников средневековой отечественной истории необходимо отметить такие, как «Судебник» 1497 г., «Соборное уложение» 1649 г.

Читайте также:  Карта: война с буржуазно-момещичьей польшей и разгром войск врангеля 1920 года - история России

, жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты.Что же касается отечественной истории с XVIII в. по настоящее время, то здесь имеется огромное количество различных источников.

Среди них: документы и материалы правительственных органов, политических партий и движений, появившиеся в процессе их деятельности и ныне хранящиеся в центральных и местных государственных архивах страны; законодательные акты, произведения и мемуары выдающихся деятелей Отечества, периодическая печать, документы и материалы музеев, кинофотодокументы.

Значительная группа различных документальных материалов, отражающих внешнеполитическую деятельность государства, хранится за рубежом. Там же находятся источники по истории эмиграции во все времена отечественной истории. К источникам изучения российской истории относятся и памятники материальной культуры, языка, письменности, обычаи, обряды и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3Введение. История как наука 6

Древнерусское государство: образование, развитие, упадок

Восточные славяне в древности 31Предпосылки образования Древнерусского государства 34Экономический и социально-политический стройКиевской Руси 37Основные периоды истории Киевской Руси 40

Раздробленность на Руси. Борьба русского народа с внешними врагами

Причины феодальной раздробленности. Социально-экономическое и политическое развитие Руси в период феодальной раздробленности 51Борьба с внешними врагами 62

Глава III

Русь: от раздробленности к централизованному государству. Предпосылки образования Российского централизованного государстваПредпосылки и особенности образования Российского централизованного государства 79Основные периоды политического объединения Руси и их характеристика 82Социально-экономическое и политическое развитие России в XV-XVI вв 94Кризис социально-экономического и политического развития России во 2-й половине XVI в 98Внешняя политика России в царствование Ивана IV Грозного  110Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.Внутреннее положение России в конце XVI-XVII вв  120Начало интервенции. Лжедмитрий I  123Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII в  124Экономическое и политическое развитие России в середине — второй половине XVII в  128

Эпоха Петра I. Преобразования в России

Борьба России за выход к морю.Образование Российской империи  140Реформы Петра I  152

Россия в послепетровское время. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Наследие Петра I и «эпоха дворцовых переворотов»  168Основные тенденции социально-экономического развития России во второй половине XVIII в  174«Просвещенный абсолютизм» Екатерины I!  178

XIX столетие в российской истории

Основные направления развития России в первой половине XIX в  187Реформы М.М. Сперанского  199Кризис феодально-крепостнической системы 202Отечественная война 1812 г 212Крымская война 1853— 1856 гг 221Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в 224Общественные движения в XIX в 231

Россия на рубеже XIX-XX веков

Россия и мировой цивилизационный процесс 248Основные тенденции социально-экономического развития Российской империи в конце XIX — начале XX в 256Обострение социальных противоречий в российском обществе в начале XX века.

Революция и реформы Российское общество в начале XX в 268Революция 1905-1907 гг.

в России 272Становление российского парламентаризма 287Столыпинские реформы и их судьба 296Россия в Первой мировой войне 308

1917 год в судьбе России

Обусловленность революции 1917 г 320Борьба альтернатив общественного развития 326Классы и партии России в условиях двоевластия, их политические позиции 333Политические кризисы 339Обострение ситуации в стране 343Октябрьский переворот 345II Всероссийский съезд Советов и его решения 348Борьба за власть Советов на территории страны 350

Гражданская война в России (1917-13221

Причины и сущность Гражданской войны в России 356Этапы Гражданской войны в России 359Состав противоборствующих сил и основные события «Большой» гражданской войны 361Основные события войны 366Исторические последствия и уроки Гражданской войны 374

СССР на пути форсированного строительства социализма. Новая экономическая политика (нэп)

Поиск путей социалистического строительства в 1920-х гг.Нэп 382Создание единого союзного государства 388Особенности социально-экономического развития страны в 1930-е годы; деформация и уроки 393 Формирование административно-командной системы и утверждение культа личности Сталина 406

Глава XIII

Великая Отечественная война 11841-1845)Начало воины и причины неудач Красной Армии 418Перестройка жизни страны на военный лад 422Организация боевых действий в ходе Великой Отечественной войны 427Решающий вклад СССР в разгром фашизма 431Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне 435

СССР в послевоенные годы (1948-1964)

«Поздний» сталинизм (май 1945 —март 1953 г.) 440Определение альтернатив постсталинского развития страны (март 1953 г. — июль 1957г.) 448Реформы Н. Хрущева (июль 1957 г. — 1964 г.) 450

Глава XV

Нарастание кризисных явлений в советском обществе. Сложности развития страны (19В5-1985)Противоречивость экономического развития СССР.Нарастание застойных явлений в обществе 458Основные противоречия политического развития страны 466

СССР в годы перестройки (1986-1991)

Положение СССР во второй половине 80-х гг. Радикальная экономическая реформа 476Реформа политической системы. Политические преобразования 485

Россия на современном этапе развития

Формирование новой российской государственности 497Власть, экономика, общество 504Внешняя политика 521Вместо заключения Основные особенности и факторы русского исторического процесса 535Краткая хронология 547.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Скачать книгу Отечественная история, Семин В.П., 2008 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать

Скачать книгу Отечественная история, Семин В.П., 2008 — doc — depositfiles.

Скачать книгу Отечественная история, Семин В.П., 2008 — doc — Яндекс.Диск.

Источник: http://nashol.com/2013081372920/otechestvennaya-istoriya-semin-v-p-2006.html

Ссылка на основную публикацию