От падение византии и величие турок — история России

Царьград будет наш

Святой Паисий Святогорец явился кипрскому монаху и предсказал, что у мира есть 40 дней, прежде чем начнется большая война. Ее итогом будет возвращение Константинополя Греции и торжество православия — об этом сообщили на днях греческие СМИ.

«Русская планета» вспоминает самые известные пророчества о судьбе Царьграда и выясняет, чего в них больше — фантомных болей об утраченной православной империи или же отличного понимания предками законов геополитики, не меняющихся из века в век.

Доживут все

«Константинополь возьмем назад, но не мы сами. Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам. Будет война между Турцией и Россией. Сначала туркам будет казаться, что они побеждают, но это станет для них катастрофой.

Русские одержат победу и возьмут Константинополь»: так звучит, пожалуй, самое тиражируемое в интернете пророчество греческого святого Паисия Святогорца.

Старец сказал эти слова еще при жизни, а на днях греческие СМИ сообщили о его чудесном явлении кипрскому монаху: Паисий фактически повторил сказанное ранее, уточнив, что до начала войны остается сорок дней — этот срок отсчитывается от начала Рождественского поста (28 ноября).

К пророчествам Паисия в православном мире относятся очень серьезно, хотя и без конца искажают его слова.

Иеромонах Исаак, ближайший его сподвижник, в своей книге «Житие старца Паисия Святогорца», выпущенной в 2006 год, рассказывал: «Однажды группа детей — учеников Афониады — решила пойти к старцу и спросить его о том, возьмут ли греки Константинополь и доживут ли они, дети, до этих времен.

Они пришли в каливу отца Паисия, взяли угощение, но задать свой вопрос боялись. Один делал знаки другому, тот — третьему. Но в конце концов никто так не решился спросить старца. Тогда старец сказал им сам: «Ну что, молодцы? О чем вы хотите спросить? О Константинополе? Возьмем мы его, возьмем, да и вы до этого доживете»».

О судьбе павшей под натиском турок Византии говорили и другие Отцы Церкви.

Косма Этолийский, живший в XVIII веке, предсказал скорое освобождение Греции от османского ига, а также оставил указания о будущей войне за бывшие земли Византии, на которых вновь укрепится православная вера. Эти предсказания хорошо знакомы каждому греку. Работал с ними и Паисий Святогорец, дополнив некоторые из пророчеств.

Святой Паисий Святогорец. Источник: logoslovo.ru

О незавидной судьбе Турции возвещали Иосиф Ватопедский, монах Антоний Чапелле, старец Мартин Задека. Говорили о разделе Турции и русские святые. Например, преподобный Серафим Саровский отмечал: «Силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией».

Падение Константинополя в 1453 году долгие века было главной болью всех православных. Греки и другие народы, страдающие под османским игом, мечтали о возрождении православной империи со столицей в Константинополе.

Исполнение пророчеств

Интересно, что есть и более древние пророчества о судьбе Турции, высказанные в те времена, когда Османской империи еще не существовало.

Несколько веков турки владеют землями, которые прежде принадлежали иудеям, а затем христианам. Библейские тексты повествуют о том, что племя израильтян будет изгнано из родной земли.

Псалом 82 говорит о великой угрозе, которая нависнет над иудеями, а также о том, что против них соберется множество племен.

В 1516 году, уже после взятия Константинополя турки захватили Палестину и почти пять столетий владели ею.

В самой Турции обо всех древних пророчествах хорошо известно. Существует легенда, что арабский ученый  Муста-Эддин, живший в XVI веке, предсказал султану будущее падение Османской империи.

  Вероятно, поэтому султан Абдул-Меджид приказал зодчим, работавшим в Софийской мечети, закрасить мозаики легкой краской.  «Кто знает, — сказал султан.

— Может быть, мой преемник захочет совершенно открыть их». 

Пик числа пророчеств о падении Турции пришелся на XIX век. В Европе издавалось большое количество трудов на одну тему — крушение Османской империи.

Все эти предсказания едва не исполнились в 1878 году, когда Турция, потерпев поражение в войне с Россией, была вынуждена уйти с Балкан.

Однако, несмотря на то что Османская империя с того момента фактически начала разваливаться, Стамбул так и не был взят.

Мечты об империи

Барри Рубин, директор ближневосточного Центра глобальных исследований, так охарактеризовал победу Эрдогана на президентских выборах в 2014 году: «Турция встала на путь, который свидетельствует о том, что республика, созданная Кемалем Ататюрком в 1920-е, закончена. Теперь, когда его партия закрепилась у власти, Турцию ожидает кардинальная трансформация».

Действительно, Ататюрк со своей программой вестернизации не смог бы переписать целую тысячу лет истории и национального самосознания.

В последнее время политологи отмечают разворот Турции от Европы, а также растущее влияние ислама внутри страны. Некоторые видят в действиях Эрдогана попытку воссоздать империю.

А если в некоем виде Османская империя возродится, то и пророчества о ее падении не заставят себя ждать.

При этом СМИ, сегодня с энтузиазмом тиражирующие древние предания, кажется, забывают о главном предназначении православных пророчеств. Пророчества существуют не ради удовлетворения чьих-то политических амбиций, мечтаний о владении народами или воссоздания каких бы то ни было империй.

Пророчества ставят перед собой совсем иную цель — утвердить на земле величие и силу Бога. Во всех предсказаниях, оставленных святыми отцами, нигде не встречаются точные даты, и вовсе не потому, что Бог не открывал им истину, а потому, что с точки зрения православия воля Его уже исполнена.

Нам, наследникам Третьего Рима, как и всем христианским народам, не следует впадать в истерику. Когда придет время, нам просто быть готовыми — готовыми смиренно войти в собор святой Софии и, наконец, отворить Золотые Врата. Не ради чьих-то политических амбиций, а во славу Божию.

Далее в рубрике Кому закрутят гайкиГлава МВД Колокольцев считает возможным ужесточить работу правоохранителей во имя общественной безопасности

Источник: http://rusplt.ru/society/society_19970.html

20. Покорение турками славянских стран. Попытки унии. Падение Византии

познакомиться с историей и последствиями захвата турками Константинополя

Задачи:

  • познакомиться с понятием унии и двумя попытками ее осуществления
  • понять цели обеих сторон при заключении унии
  • кратко познакомиться с историей захвата турками православных балканских стран
  • проанализировать изменения в положении православного населения на территории бывшей Византийской империи
  • понять, к каким последствиям для православного мира привело падение Византийской империи

Использованная литература:

  1. Куломзина С.С. Православная Церковь. История Церкви в рассказах для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2013. Часть 1. Главы 17-18.
  2. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.5. Часть 1. Глава 15.

Дополнительная литература:

Ключевые понятия:

  • Уния
  • Падение Константинополя

Словарь урока:

  • Лионская уния
  • Ферраро-Флорентийская уния
  • Святитель Марк Эфесский
  • Патриарх Геннадий Схоларий
  • Император Константин XIII
  • Этнарх
  • Вселенский патриарх

Содержание занятия (открыть) 

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Какие православные государства в Европе к началу XV века были наиболее сильны?
  2. Каким было политическое положение Византийской империи к середине XV века?
  3. С какой целью представители православных государств соглашались на заключение унии с Католической церковью?
  4. Как вы думаете, почему уния была отвергнута в Византии народом?
  5. На чью помощь рассчитывала Византийская империи, видя угрозу со стороны турок?
  6. Когда и при каких обстоятельствах произошло падение Константинополя?
  7. Как относилась османская власть к православному населению завоеванных стран?
  8. Как изменилось положение Константинопольского патриарха под властью Османской империи?
  9. Какое православное государство осталось свободным от власти турок?
  10. Как сказался период турецких завоеваний на православной вере балканских народов?

Ход урока. Вариант 1:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме с использованием презентации.

Проведение «интервью». Распределяем роли журналиста, святителя Марка Эфесского, патриарха Геннадия Схолария, императора Константина XIII.

Журналист должен придумать вопросы, с которыми он обратится к каждому из интервьюируемых, а задача остальных – в своих ответах раскрыть образы своих персонажей и обстановку тех событий, в которых они участвовали (заключение Ферраро-Флорентийской унии, падение Константинополя, жизнь православных под властью Османской империи).

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Церковь в Истории». Фильм 5 «Великая схизма» (с 16 мин 45 сек про попытки уний):
  1. Телепроект «Церковь в Истории». Фильм 6 «Падение Византии» (начиная с 9 минуты):

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/231515

Как исчезала Византийская империя

    • Опубликована
    • 15.02.2018 в 10:00

Ни одна империя не может существовать вечно — это исторический закон, и рано или поздно сильнейшие государства приходят в упадок, разваливаются и нередко исчезают навсегда.

Не миновала эта участь и Византию: 29 мая 1453 года столица Константинополь пал под ударами турков, и величайшая в истории империя, созданная еще в 395 году, перестала существовать.

Это означало завершение огромного исторического периода, после чего в жизни многих народов Европы, Азии и Северной Африки наступил коренной перелом: установилось турецкое владычество и была создана Османская империя.

Конечно, турки в Европе стали утверждаться еще за сотню лет до этого события, да и сама Византия к моменту своего падения все больше становилась только обломком прошлого величия.

Так что, называть Византию империей к 13-15 векам можно было уже с натяжкой.

Однако и в этот период Константинополь все еще называли «Вторым Римом», хотя к концу IV столетия он уже был печальным городом упадка и разрушения.

В падении Византии сказались четыре фактора. Внешняя экспансия стала самым серьезным из них: империя просто надорвалась, отражая постоянную внешнюю агрессию. Турецкое завоевание стало для Константинополя катастрофой — к середине ХV в. турки овладели всеми Балканами, всеми малоазийскими провинциями Византии.

Однако ослаблена Византия была еще раньше и завоеванием крестоносцами в 1204 году, и многовековой войной с Востоком.

Вторая ошибка Константинополя скрыта в необходимости постоянно изыскивать средства для войны Византии. Невыгодные для империи сделки с Генуей и Венецией заключал еще Михаил VIII Палеолог (1261-1282).

Итальянцы, получив налоговые льготы, всю торговлю Византии смогли подчинить себе. Своей активной деятельностью иностранные торговцы тормозили дальнейшее развитие производительных сил в стране.

Из-за этого экономика империи утратила запас прочности и стала зависеть от иностранного влияния.

Свою трагическую роль сыграл и сепаратизм провинций. Почувствовав ослабление империи, они моментально требовали расширения своих прав. Так что, можно утверждать, что к моменту захвата Константинополя империя уже сама распалась.

Существовали и другие внутренние причины падения империи. Правящие круги этого некогда цветущего государства не только не смогли возглавить свой народ, но и найти с ним общий язык. Не смогло правительство восстановить и единство вокруг себя, в Византии повсюду царили вражда и раскол, взаимная подозрительность и недоверие.

Существовали и религиозные причины падения Византийской империи. Приняв православие, она лишилась поддержки римского папы.

Еще одним фактором оказалась слишком большая надежда Византии на помощь Запада. Ради этого императоры были готовы идти на религиозные уступки в обмен на призрачные обещания военной помощи. Пример таких уступок — знаменитая Флорентийская уния 1439 г. между католической и православной церковью.

Хотя Византия уступки сделала, помощь Запад так и не оказал, и в тот момент, когда потребовалось защитить Константинополь от войск турков, на уровне европейских государств Византия поддержки не получила. На помощь империи никто не отправил свою армию.

Да и едва ли европейские правители собирались эту помощь оказывать — Византия Европе было просто не нужна, ну, разве что в виде щита от варваров с востока. А воевать с турками европейцы и тогда хотели чужими руками.

Поэтому в борьбу с турками включились только те страны, которым было некуда деваться, поскольку они граничили с Османской империей — Венгрия, Польша, Молдавия, Священная Римская империя (в основном австрийские Габсбурги).

Взятие Константинополя поразило всю цивилизованную Европу. Историк Мю-них Халкондил называет это событие «величайшим из всех происшествий на земле»: город, основанный императором Константином I, сыном императрицы Елены, был окончательно порабощен турками при Константине XII, сыне царицы Елены.

Источник: http://www.newsinfo.ru/articles/2018-02-16/byzantine/783558

Византийский урок / Православие.Ru

Фильм отца Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи», посвященный жизни и гибели Нового Рима, Византийской Империи, — это событие огромного, исторического масштаба.

Дело не только в том, что российский телезритель впервые увидел настолько бескомпромиссно антизападническую православную документалистику, не только в том, что документалистика эта была подана не столько в культурологически-просветительском, сколько в острополитическом ключе.

Дело еще и в том, что фильм влиятельного иерея, вышедший по государственному каналу, обозначает интересный идеологический поворот — попытки на почти официальном уровне найти корни нашей цивилизации не в средневековой Европе, не в монгольской орде, а там, откуда они действительно растут — в Византии и окружавшем её православном содружестве.

Мы становимся теми в чьих координатах мы себя оцениваем, и тот, кто владеет координатной сеткой, владеет и нам. И России из века в век остро не хватало того «зеркала» в котором она бы видела и узнавала саму себя.

Для Запада таким зеркалом была античность с которой наши связи слишком слабы, чтобы нам это зеркало пригодилось.

А вот над тем, чтобы история Византии не стала для нас таким зеркалом, чтобы мы не получили собственную «сетку», исправно трудились поколения западных пропагандистов и их агентуры, рассуждавшие о ничтожестве, убожестве, растленности и упадке Византии.

Началось всё с английского масона Эдуарда Гиббона, который написал одну из самых богохульных и антихристианских книг в истории человечества – «Историю упадка и разрушения Римской империи».

В ней он пытался доказать, что вся история позднего Рима и Византии, без малого полтора тысячелетия, были временем непрерывной деградации, упадка и вырождения. Это первое. А второе — главной причиной этого вырождения было Христианство.

Читайте также:  Культура и архитектура xix века - история России

Гиббон ненавидел любое христианство, но католические и протестантские авторы охотно переняли его концепцию вместо христианства вообще подставив православие.

Даже русские ученые-византинисты не были зачастую свободны от чар этой черной легенды о Византии, о ее постоянном упадке. Что уж говорить о философах и публицистах, которую любили повторять злые и несправедливые слова Владимира Соловьева: «Когда в растленной Византии погас божественный алтарь».

Они не хотели замечать, что славная и трагическая история Византийской Империи была историей необычайной силы духа, исключительной мощи и умения справляться с внутренними и внешними проблемами. Византия была огромной и разноплеменной империей.

Её расцвет приходился на пик материального упадка всего цивилизованного мира, на время, когда после заката античности и до начала Великих Географических Открытий Европа и мир существенно обеднели. Византийцы находились под непрерывным жестким прессингом со стороны внешних врагов – персов, арабов, турок, степных кочевников, норманнов, европейских крестоносцев.

И несмотря на все это Византийская Империя просуществовала дольше, чем какая-либо другая империя в истории. Причем просуществовала сохранив преемственность и традиции. Это ли не пример стойкости, мужества и выживания!

Если в чем и заслуживают упрека создатели фильма, так только в этом — и о ни не удержались от риторической фигуры «гибели империи» перенеся внимание с расцвета на упадок.

Между тем, у византийцев надо учиться не только умирать, но и жить и побеждать, раз за разом выходя из трагических обстоятельств. Но этот упрек к создателям фильма пожалуй главный и он теряется на фоне основного достижения.  Можно обвинять о.

Тихона в излишней «модернизации» событий (выражающейся, например, в употреблении слов типа «стабфонд», можно считать проводимые им параллели навязчивыми, а иногда и натянутыми.

Но действительно важно другое — то, что рассказчик порвал с традицией рассматривать Россию в зеркале Запада, и предложил новую систему зеркал – «древняя Византия — сегодняшняя Россия», для России обозначена своя, собственная система отсчета в корне отличная от европейской.

Первую попытку создать такую систему предпринял в XIX веке великий русский мыслитель Константин Николаевич Леонтьев.

Его работа «Византизм и славянство» посвящена именно попытке измерить Россию «византийской» меркой, вместо мерки западнической или узкоплеменной мерки либерального «панславизма».

Именно Россия является для Леонтьева преемницей религиозного, политического и культурного стиля Византии — «византизма».

«Византизм есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие, понятийные начала и свои определенные в истории последствия. Славизм, взятый во всецелости своей, есть еще сфинкс, загадка.

Отвлеченная идея византизма крайне ясна и понятна. Эта общая идея слагается из нескольких частных идей: религиозных, государственных, нравственных, философских и художественных. Ничего подобного мы не видим во всеславянстве.

Представляя себе мысленно всеславизм, мы получаем только какое-то аморфическое, стихийное, неорганизованное представление, нечто подобное виду дальних и обширных облаков, из которых по мере приближения их могут образоваться самые разнообразные фигуры.

Представляя себе мысленно византизм, мы, напротив того, видим перед собою как бы строгий, ясный план обширного и поместительного здания. Мы знаем, например, что византизм в государстве значит — самодержавие. В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов.

В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германской феодализмом; знаем наклонность византийского нравственного идеала к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству здесь, долу. Знаем, что византизм (как и вообще христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; что он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства».

Именно Византизм для Леонтьева является той образующей и созидающей силой, которая придала Руси блеск и величие Империи, сделала русских вершителями судеб Европы и мира:

«У нас были всегда слабее, чем у многих других, муниципальное начало, родовое, наследственно-аристократическое и даже семейное.

Сильны, могучи у нас только три вещи: византийское православие, родовое и безграничное самодержавие наше и, может быть, наш сельский поземельный мiр (так, по крайней мере, думают многие о нашей общине).

Я хочу сказать, что царизм наш, столь для нас плодотворный и спасительный, окреп под влиянием православия, под влиянием византийских идей, византийской культуры.

Византийские идеи и чувства сплотили в одно тело полудикую Русь. Византизм дал нам силу перенести татарский погром и долгое данничество. Византийский образ Спаса осенял на великокняжеском знамени верующие войска Дмитрия на том бранном поле, где мы впервые показали татарам, что Русь Московская уже не прежняя раздробленная, растерзанная Русь!

Византизм дал нам всю силу нашу в борьбе с Польшей, со шведами, с Францией и с Турцией.

Под его знаменем, если мы будем ему верны, мы, конечно, будем в силах выдержать натиск и целой интернациональной Европы, если бы она, разрушивши у себя все благородное, осмелилась когда-нибудь и нам предписать гниль и смрад своих новых законов о мелком земном всеблаженстве, о земной радикальной всепошлости!»

Однако Леонтьев отмечал и то, что создатели фильма предпочли не заметить. Самым слабым и неприятным моментом во всей ленте является патетичный и весьма агрессивный «накат» на идеи национализма и национального превосходства, якобы погубившие Византию.

Здесь явно чувствуется нападение на русский национализм, которому противопоставляется благодетельная «мультикультурность» Византии.

Между тем, как отмечал и Леонтьев и многие другие, мононациональность, доминирование в России одного русского народа, единственного вершителя истории России, является не слабостью, а силой Третьего Рима  по сравнению с Новым Римом.

Невозможность и неспособность греков с самого начала сплотить объединенный общим православием и общим языком ромейский народ в некое культурное и этническое целое была ахиллесовой пятой Византии, следствием того, что территория империи столетиями была «проходным двором».

И «греческий национализм» византийских гуманистов был плох не тем, что это было некое новое политическое и идейное явление, а напротив, тем, что он был выражением крайней степени греческой гордыни, которая отравляла существование империи изначально и которая стоила ромеям потери Египта и Сирии, постоянных войн с Болгарией и Сербией.

Конечно, рассуждения о византийском мультикультурализме — не единственные, где историческая достоверность приносится в жертву публицистической актуальности, но в остальных случаях «натяжки» вполне оправданы исходя из высших государственных соображений, в данном же случае прославление якобы византийского «мультикультурного» идеала, который ставится выге национально-государственного и династического идеала России, идут против общей линии фильма и звучат неприятной фальшивой нотой.

Уместно в этой связи напомнить слова Константина Леонтьева относительно популярных в XIXвеке планов освободить Константинополь и создать там столицу всеславянско-греческой империи по византийскому образцу:

«Жить с нами, под знаменем нашего давнего, последовательного, многотрудного исторического развития, они, ничем перед историей не обязанные народности, свободные от высших исторических задач, вероятно, не захотят.

При образовании того оборонительного союза государств, непременно выработается у юго-западных славян такая мысль, что крайнее государственное всеславянство может быть куплено только ослаблением Русского единого государства, причем племена более нас молодые должны занять господствующее место, не только благодаря своей молодой нетерпеливости, своей подавленной жаждой жить и властвовать, но и необычайно могучему положению своему между Адриатикой, устьем Дуная и Босфором. Образование одного сплошного всеславянского государства было бы началом падения царства Русского. Слияние славян в одно государство было бы началом разложения России».

Россия выше славянства и «византийства». Россия не может быть служанкой поствизантизма. Россия является следующим и высшим историческим этапом в истории православных царств и империй.

Россия является преодолением многих немощей и слабостей, бывших уделом Византии, и в этом смысле наше отношение к византийскому уроку должно быть очень аккуратным, чтобы он не превратился для нас в «византийский соблазн».

Источник: http://www.pravoslavie.ru/36374.html

Падение византийской империи — история и предрасполагающие факторы

Одним из поворотных дней в истории человечества стала дата 29 мая 1453 года.

В этот день состоялся последний штурм Константинополя турецкими войсками, закончившийся фактическим падением Византийской империи. Это событие послужило началом конца византийской цивилизации в целом.

Предпосылки к такому повороту событий историки обнаруживают за несколько веков до завоевания Константинополя 1453 года.

Предпосылки к упадку Византийской Империи

С самого своего основания и до 11 века нашей эры страна ромеев (само название византийцев) была могущественной империей и являла собой оплот христианского мира. Во времена правления императора Юстиниана страна славилась своим образованием и культурой. Историческое наследие великой империи можно найти сегодня на флагах и гербах современных государств.

Однако в середине 11 века империю настигла угроза сразу с двух сторон. С востока государство стало подвергаться нападкам турок. С запада же стране угрожали норманны.

В итоге Византия оказалась вовлеченной в войну на два фронта. Внутри страны также царил разлад: государство находилось в состоянии династического кризиса и внутренних проблем.

В этом и заключались основные причины гибели Византийской империи.

В итоге агрессия норманнов была отражена, но эта победа далась ромеям высокой ценой: была потеряна византийская Италия. Туркам же византийские правители вынуждены были уступить Анатолию — горную местность, где у империи был постоянный источник запасов продовольствия и пополнения людских резервов для армии. Анатолия всегда была основанием благополучия и процветания для Византии.

Хотя мощь этого крупного государства была значительно подорванной, оно все же продолжало играть роль одной из величайших мировых держав своего времени, почему и просуществовало еще несколько веков.

В это непростое время положение империи было еще более осложнено Крестовыми походами. На протяжении всего столетия между Западной и Восточной Христианскими Церквями все более углублялись конфликты и религиозные различия.

В конце 11 века между Римской и Константинопольской церковью случилось окончательное разделение и раскол.

Армия Крестоносцев, поддерживаемая венецианскими союзниками, захватила Константинополь, разграбила и основала на его руинах Латинскую Империю. Это произошло во время четвертого Крестового похода в 1204 году. Существование Латинской империи оказалось весьма кратко: в 1261 году город удалось освободить.

Положение Византии к середине 15 века

Тысячелетие назад Византия унаследовала территории Восточной Римской империи. Однако к середине 15 века мощнейшая держава находилась в состоянии фактического распада.

К этому времени от некогда обширных византийских территорий остались лишь столица с несколькими предместьями, небольшим числом островов неподалеку от Малой Азии и Мореей (Пелопоннесом).

Такое небольшое государство считалось империей уже чисто номинально, ведь даже правители контролируемых территорий сейчас практически не зависели от центральной власти.

Последние императоры из династии Палеологов были вынуждены довольствоваться правлением полуразрушенным городом. Если во времена процветания население столицы превышало миллион жителей, то в первой половине 15 века численность не превышала 50 тысяч человек.

К середине 15 века территории Византийской империи были со всех сторон окружены землями Османской турецкой империи — воинственного мусульманского государства. В глазах правителей Османской империи Константинополь был главной преградой распространению султанской власти.

Фактически город находился теперь в центре османских владений, на границе восточной и западной их частей.

Это географическое своеобразие, а также особенности экономики и религии обусловило стратегическую важность захвата древнего ромейского города, некогда славившегося своим могуществом и культурными достижениями.

В конце 14 — начале 15 веков османские правители предприняли ряд походов на Константинополь:

  1. В 1396 году турецкие войска под предводительском султана Баязида I подошли под стены города и в течение семи лет осаждали его с суши. Однако в это время на османские владения напали войска эмира Тимура, что и спасло Византию, отсрочив новую осаду практически на 50 лет.
  2. В 1423 году была сорвана осада Константинополя султаном Мурадом I. I. , до которого дошли слухи о произошедшем в его стране восстании и попытке дворцового переворота.
  3. В дальнейшем было проведено еще несколько неудачных походов турок на столицу восточного Христианства, которые оказались неудачными в силу династических разногласий в самой Османской империи.

Антитурецкая коалиция

Под влиянием политической и экономической ситуации в регионе была создана антитурецкая коалиция, в которую входила Византия и соседние с ней государства. Однако это объединение было весьма неустойчивым и не было официально провозглашено. Все ее участники серьезно опасались усиления турецкого влияния на территориях:

  1. Средневековые Венеция и Генуя имели в восточной части Средиземноморья экономические интересы, поэтому им была невыгодна турецкая экспансия.
  2. Венгрия имела в лице турок серьезного и агрессивно настроенного противника за Дунаем.
  3. Рыцари-иоанниты тоже опасались утраты своих владений на территориях Ближнего Востока.
  4. Даже глава католической церкви опасался распространения и усиления ислама и надеялся остановить его.

Однако в итоге все потенциальные союзники попали в сети собственных внутренних проблем. В конце концов союз быстро распался, и его помощь Византии была совершенно незначительной. И в самом городе уже царили пораженческие настроения. Советники уговаривали императора Константина сдать город и потихоньку расхищали казну в надежде откупиться от турецких завоевателей.

Последний штурм столицы

Взятие Константинополя турками-османами произошло утром 29 мая 1453 года. Хотя первые атаки и были отбиты, но вскоре турецким войскам удалось взять главные ворота города. Силы турецких завоевателей превосходили силы обороняющихся почти в 25 раз. Города защищало около 10 000 византийцев, а турецкие захватчики привели под стены византийской столицы около 250 000 воинов.

Читайте также:  Битва у мульвиева моста - история России

На улицах шли кровопролитные бои. В сражении был убит император Константин, которому турки отрубили голову.

Грабежи и насилие продолжались в городе в течение трех дней. Захватчики стали занимать монастыри, и некоторые монахи предпочитали принять мученическую смерть и бросались в колодцы.

Разграблению подвергались и дома горожан. Разорив очередной дом, захватчики вешали на входе флажок в знак того, что здесь уже нечего больше взять.

В храмах происходило насилие и надругательство над святынями. Турки выносили из церквей драгоценные распятия, «украсив» их тюрбанами.

В знаменитом храме Хоры завоевателями была уничтожена икона Богоматери Одигитрии. По преданию, это изображение было выполнено самим святым Лукой и считалось величайшей византийской святыней. Турки вынули образ из оклада и разрубили на несколько частей.

1 июня 1452 года в город прибыл сам султан Мехмед I. I. Проехав по опустошенным и разграбленным улицам, он прибыл к собору святой Софии, въехал в него верхом и приказал сбить крест. По повелению султана церковь была превращена в мечеть, каковую стали называть самой большой в мире.

Вскоре правитель Османской империи издал декрет о возвращении свободы тем жителям Константинополя, которые остались в живых. Однако большая часть жителей была истреблена, другие уведены в рабство. Чтобы скорее восстановить свою новую столицу, Мехмед приказал переселить сюда жителей города Аксарая.

Султан даровал грекам, находившимся под управлением Константинополя, права самоуправления. Во главу общины был поставлен Патриарх Константинопольский, который подчинялся власти султана.

В течение ближайших лет, после того как произошел захват Константинополя турками, были завоеваны и последние территории бывшей великой империи.

Окончательное падение империи

В течение ближайших лет турки захватили и остальные земли Византийской империи, стерев тем самым это государство с карты мира.

  1. Одной из первых пострадала Сербия. На ее территории были развернуты военные действия между турками и венграми. В 1454 году султан пригрозил Сербии силой и вынудил отдать часть их территории.
  2. В 1456 году свою вассальную зависимость от турецкого султана признала Молдавия.
  3. К концу 1459 года Османская империя захватила всю территорию Сербии, населенную славянами. Исключением остался лишь Белград, которые оставался собственностью Венгрии вплоть до 1521 года.
  4. Через 4 года турки захватили соседнее боснийское королевство.
  5. Постепенно исчезали и остатки греческой государственности. В 1456 году окончательно уничтожено было Герцогство Афинское.
  6. В 1461 году пал Трапезунд — последняя столица свободного греческого мира. Остатки христианского управления можно было обнаружить на Кипре, на некоторых островах в Ионическом и Эгейском морях, в некоторых портовых греческих городах, которые пока еще находились под защитой Венеции.
  7. В январе 1468 года турками была порабощена Албания.

Последствия гибели Византии

Падение Византийской империи, дата которого связывается с датой захвата Константинополя, повлекло за собой глобальные последствия для человечества.

Император Константин X. I. был последним из правителей ромеев. Сама империя прекратила свое существование с его гибелью. Ее территории стали частью Османской империи, а Константинополь оставался турецкой столицей вплоть до 1922 года.

По мнению многих европейских политиков, падение Византии можно было приравнять к началу конца света. Византия была единственной преемницей Римской империи.

В произошедшем многие обвиняли Венецию, которая вела двойную игру, стараясь защитить свои торговые интересы на востоке.

Следует, однако, заметить, что остальные европейские государства вообще не предприняли никаких мер для помощи погибающей империи.

Тем не менее Папа Римский осознавал опасность распространения турецкой экспансии. Он призвал все европейские государства объединиться и организовать общими усилиями мощнейший Крестовый поход. Возглавить этот поход Папа Николай V намеревался лично. В сентябре 1453 года он разослал буллу об объявлении похода всем европейским правителям.

Несмотря на активные призывы Папы и поддержку со стороны греческих кардиналов Виссариона и Исидора, ни одна европейская держава не пожелала участвовать в Крестовом походе. Западные короли следили за новостями о захвате и падении Константинополя, громко сокрушались об этом прискорбном событии, но ничего не предприняли для спасения Византии.

  1. Германский король Фридрих III был беден и не обладал фактически никакой властью над своими князьями. У него не было возможности участвовать в Крестовом походе ни с экономической, ни с политической точки зрения.
  2. Франция только начала приходить в себя после долгой и разрушительной войны с Англией, и французский король Карл VII все силы бросил на восстановление собственной державы. Турецкая угроза была далекой и призрачной, а в его собственной стране была масса нерешенных проблем.
  3. Для Англии Турция была еще более далекой. Государство пострадало от Столетней войны даже больше, чем Франция. Английский король Генрих V. I. лишился рассудка, вследствие чего страна снова погрузилась в пучину войны Алой и Белой Розы.
  4. Единственным западным правителем, выразившим беспокойство, был король Венгрии Владислав. Однако его удерживал конфликт с командующим собственной армией, и без поддержки союзников он не мог решиться на столь опасное предприятие.

Таким образом, самые горячие призывы Римского папы и греческих патриархов не могли заставить Европу действовать в защиту восточного христианства.

По мнению многих историков, падение Византии стало символом завершения эпохи Средних веков в Европе, подобно тому, как падение Римской империи стало завершением периода Античности.

Некоторые исследователи полагают, что массовое бегство в Италию греков послужило началом для эпохи Возрождения. В результате турецкого захвата было утрачено колоссальное количество достопримечательностей и шедевров искусства великой империи.

До наших дней дошла лишь малая часть исторического наследия, золотыми буквами вписанного в анналы мировой культуры.

Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/padenie-vizantijskoj-imperii-istoriya-i-predraspolagayushhie-faktory.html

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

29 мая 1453 года – последний день жизни некогда великой Византийской империи. Константинополь будет взят османами, а император Константин XI погибнет в бою. Падение Византии – событие мрачное и трагическое, но больше для Европы, чем для самой империи.  

 В современной историографии падение Византийской империи в 1453 году знаменует собой границу двух крупнейших исторических периодов – Средневековья и Нового времени. Граница достаточно условная, но, тем не менее, довольно красноречиво указывает на весь масштаб этого события. Штурм и захват столицы Византии –  Константинополя серьезно повлиял на весь ход мировой истории.

Большое значение это имело и для Руси, которая в то время наоборот собирала свои земли, готовясь через несколько десятков лет стать новой православной империей и официально провозгласить себя наследницей погибшей Византии.

Тем не менее, история исчезнувшей империи актуальна для нас и сейчас. К середине XV века некогда могущественная Византийская (или Восточная Римская) империя, владевшая в эпоху своего расцвета обширными землями на просторах трех континентов, представляла собой довольно жалкое зрелище.

В результате многочисленных столкновений с набравшими мощь турками под предводительством династии Османов, во владениях Византии к этому времени осталась лишь столица Константинополь с прилегающими землями, несколько городов вдоль болгарского побережья Черного моря, а также небольшие владения на юге Греции, которые, к тому же, весьма номинально подчинялись последнему византийскому императору Константину XI.

Фактически император управлял лишь столицей. Однако и она была в то время в крайне печальном состоянии.

Ранее богатейший и крупнейший город Средневековья, население которого составляло более 500 тысяч человек, в результате войн, эпидемий и общего экономического упадка находился в полуразрушенном состоянии, а его население едва ли превышало 50 тысяч человек.

По сути, город внутри стен представлял собой конгломерат деревень, разделенных полями и садами. От былого величия столицы могущественной империи не осталось и следа.

Одной из причин упадка как Константинополя, так и самой Византии был Четвертый крестовый поход. В 1204 году банды западных крестоносцев осадили имперскую столицу.

Изначальной целью экспедиции был Египет, однако недостаток в средствах заставил предводителей крестоносцев влезть в долги перед Венецией, которая в качестве расчета предложила им захватить Константинополь, а затем поделиться его богатствами.

В результате захвата столицы Византии сокровища из тогдашней мировой столицы православия вывозили без малого 50 лет, а одной только драгоценной моменты было вывезено сотни тонн, и это при том, что годовой бюджет самых богатых государств западной Европы тогда не превышал двух тонн.

Люди, называвшие себя христианами и призванные защищать веру, подвергли одну из столиц мирового христианства тотальному погрому и разграблению.

Империя была восстановлена в 1261 году, однако она уже никогда не достигнет своего прошлого величия, оставаясь лишь тенью прошлой могущественной державы.

При этом и ранее недолюбливавшие Запад византийцы стали относиться к нему как к злейшему врагу.

Примечательны в этом плане слова последнего командующего имперским флотом Луки Нотараса незадолго до падения Константинополя: «Лучше турецкая чалма, чем папская тиара».

Тем не менее, последние византийские императоры перед угрозой полного окружения остатков Византии турками искали помощи на Западе, в том числе в Ватикане. Европейские же державы грекам помогать не хотели, требуя сначала заключить церковную унию и подчинить Восточную церковь Западной.

В итоге в 1439 году, когда положение Византии уже стало безнадежной, император Иоанн VIII заключил унию, которая, однако, не была признана на Руси. В итоге, наобещав грекам военную поддержку, Запад, получив своё, помогать Византии не желал.

Отправленные в последующие десять лет пара малочисленных экспедиций общей негативной ситуации переломить не смогли. Таким образом, в ожидании своей гибели Византия была предоставлена Западом самой себе.

 Русь Константинополю помочь также не могла, поскольку выход к Черному морю был тогда наглухо закупорен осколками Золотой Орды, прежде всего Крымским ханством. Османы под предводительством молодого султана Мехмеда Второго начали осаду города 2 апреля. Турки собрали мощнейшую армию.

По разным оценкам, её численность составляла около 150 тысяч человек, хотя некоторые источники говорят и о 200 и даже 300 тысячах. Главной козырем султана были огромные пушки, одна из которых – «Базилика», – имела ствол 12-метровой длины и стреляла ядрами весов с полтонны.

Силы осажденных под предводительством императора Константина XI были гораздо меньше: около пяти тысяч греков, 600 живших в городе генуэзцев, несколько сотен константинопольских венецианцев, критян, 600 турок (претендент на османский престол принц Орхан и его гвардия) и некоторые другие отряды.

Всего не более 7 тысяч человек. 

Стоит сказать, что физическое и эмоциональное состояние осажденных было тяжелым. Особенно удручающе подействовали на них следующие события. За несколько дней до решающего штурма горожане решили пройти крестным ходом вдоль стены с наиболее почитаемой константинопольской иконой Одигитрия, воззвав о помощи к Святой Деве.

Однако в процессе шествия икона внезапно упала на землю, а когда её начали поднимать, описывают события тогдашние современники, икона оставалась на месте, словно придавленная чем-то очень тяжелым. А когда икону всё-таки подняли, разразился ужасный шторм, который вынудил процессию остановиться и разойтись. Византийцы сочли это очевидным знаком – Святая Дева отвергла их молитвы.

А на следующее утро на город опустился удивительно плотный туман. Горожане восприняли его однозначно: Господь покидает город, отворачивается от него, прячась от глаз людей в тумане. Это убеждение усилилось в тот же вечер, когда византийцы увидели над куполом собора Святой Софии странное сияние, которое, как описывал очевидец события хронист Нестор Искандер, затем взметнулось в небеса.

«Люди же, видя это, начали горько плакать, взывая: «Господи помилуй!» Когда же огонь достиг небес, отверзлись двери небесные и, приняв в себя огонь, снова затворились», – описывает он. В накаленной атмосфере ожидания приближения последнего штурма и последующего за ним конца света, эти события произвели на горожан колоссальный деморализующий эффект.

Люди ждали своего конца и просили пощады, взывая к высшим силам. Турки начали решающий штурм в ночь с 28 на 29 мая.

Бой был страшным: море крови, крики боли и отчаяния вперемешку с артиллерийской пальбой с одной стороны и стройным хором колоколов всех городских церквей с другой. Византийцы и их немногочисленные союзники дрались мужественно, но силы были слишком неравны.

Оборона Константинополя начала рушиться после ранения и ухода с поля боя командира прикрывавших один из наиболее важных участков стены генуэзцев Джованни Джустиниани. Уход итальянцев сразу оголил огромный кусок стены.

К тому же турки обнаружили в укреплениях открытую калитку – Керкопорту, которую греки, по всей видимости, забыли закрыть после очередной вылазки. Одна маленькая калитка в итоге и сыграла роковую роль в судьбе тысячелетней империи.

Дравшийся до последнего император Константин XI погиб, окруженный врагами у одного из городских ворот. После этого турки кинулись в пределы города, рассчитывая сыскать в нем колоссальные богатства. 

Турки грабили город три дня, после чего в него въехал сам султан. Первым делом Мехмед прочитал у собора Святой Софии молитву, превратив таким образом христианский собор в исламскую мечеть. Так и закончилась история одной из величайших мировых империй, бывшей религиозным и культурным центром Европы на протяжении многих веков.

 Однако совсем Византия не исчезла. Наоборот, многие атрибуты Византии были потом перенесены на русскую почву. Архитектор русской державы – князь Иван Третий, женившись на племяннице Константина XI Софье Палеолог, официально возвестил всему миру о России, как наследнице Византии.

Иван перенял у погибшей империи её идеологию, герб, церемониал и многие другие атрибуты.

Неслучайно псковский монах Филофей вскоре назвал Москву «Третьим Римом» – новой столицей истинной, православной веры.

В дальнейшем всё это оказало непосредственное влияние на развитие новой Русской империи, которая, как византийский двуглавый орел, обращает свой имперский взор и на Восток, и на Запад.

Читайте также:  Преемственность: от восточной римской империи к османской империи (1280-1461) - история России

Могло ли быть иначе?

Это было бы, конечно, великое чудо, но при определенных обстоятельствах Константинополь мог пережить май 1453-го. Тут существует сразу несколько «если».

Если бы вовремя пришел на помощь венецианский флот, если бы в 1444 году не провалился Крестовый поход на Варну. Это была довольно крупная по своим масштабам кампания, предпринятая государствами Восточной Европы. Конечная цель — отбросить османов в Азию.

В походе приняли участие Венгрия, Польша, а также валашские господари и даже рыцари Священной Римской империи. Яношу Хуньяди удалось одержать над османами несколько важных побед. Отличился в боях и Влад II Дракул, отец легендарного Влада III Цепеша.

Но кончилось все под стенами Варны, где крестоносцы были разбиты османами решительно и бесповоротно. С этого момента на помощь Венгрии Византия могла не рассчитывать.

Еще одно «если» могло быть связано с очередными распрями между самими османами. Мехмеду было всего 20 лет, и он еще не имел железного авторитета. Султан получит его после захвата Константинополя.

Но не стоит еще и забывать о том, что история не терпит сослагательного наклонения «если бы»

Источник: https://newsland.com/community/1793/content/padenie-vizantii-urok-dlia-rossii/6341057

Падение Византии – урок для России

29 мая 1453 года под ударами турок-османов пала тысячелетняя Византийская империя. В современной историографии падение Византийской империи в 1453 году знаменует собой границу двух крупнейших исторических периодов – Средневековья и Нового времени.

Граница достаточно условная, но, тем не менее, довольно красноречиво указывает на весь масштаб этого события. Штурм и захват столицы Византии –  Константинополя серьезно повлиял на весь ход мировой истории.

Большое значение это имело и для Руси, которая в то время наоборот собирала свои земли, готовясь через несколько десятков лет стать новой православной империей и официально провозгласить себя наследницей погибшей Византии. Тем не менее, история исчезнувшей империи актуальна для нас и сейчас.

Современной России следует знать историю Византии, дабы не повторить её ошибок.

К середине XV века некогда могущественная Византийская (или Восточная Римская) империя, владевшая в эпоху своего расцвета обширными землями на просторах трех континентов, представляла собой довольно жалкое зрелище.

В результате многочисленных столкновений с набравшими мощь турками под предводительством династии Османов, во владениях Византии к этому времени осталась лишь столица Константинополь с прилегающими землями, несколько городов вдоль болгарского побережья Черного моря, а также небольшие владения на юге Греции, которые, к тому же, весьма номинально подчинялись последнему византийскому императору Константину XI.Фактически император управлял лишь столицей. Однако и она была в то время в крайне печальном состоянии. Ранее богатейший и крупнейший город Средневековья, население которого составляло более 500 тысяч человек, в результате войн, эпидемий и общего экономического упадка находился в полуразрушенном состоянии, а его население едва ли превышало 50 тысяч человек. По сути, город внутри стен представлял собой конгломерат деревень, разделенных полями и садами. От былого величия столицы могущественной империи не осталось и следа.Одной из причин упадка как Константинополя, так и самой Византии был Четвертый крестовый поход. В 1204 году банды западных крестоносцев осадили имперскую столицу. Изначальной целью экспедиции был Египет, однако недостаток в средствах заставил предводителей крестоносцев влезть в долги перед Венецией, которая в качестве расчета предложила им захватить Константинополь, а затем поделиться его богатствами. В результате захвата столицы Византии сокровища из тогдашней мировой столицы православия вывозили без малого 50 лет, а одной только драгоценной моменты было вывезено сотни тонн, и это при том, что годовой бюджет самых богатых государств западной Европы тогда не превышал двух тонн. Люди, называвшие себя христианами и призванные защищать веру, подвергли одну из столиц мирового христианства тотальному погрому и разграблению.

Империя была восстановлена в 1261 году, однако она уже никогда не достигнет своего прошлого величия, оставаясь лишь тенью прошлой могущественной державы. При этом и ранее недолюбливавшие Запад византийцы стали относиться к нему как к злейшему врагу. Примечательны в этом плане слова последнего командующего имперским флотом Луки Нотараса незадолго до падения Константинополя: «Лучше турецкая чалма, чем папская тиара».

Тем не менее, последние византийские императоры перед угрозой полного окружения остатков Византии турками искали помощи на Западе, в том числе в Ватикане. Европейские же державы грекам помогать не хотели, требуя сначала заключить церковную унию и подчинить Восточную церковь Западной. В итоге в 1439 году, когда положение Византии уже стало безнадежной, император Иоанн VIII заключил унию, которая, однако, не была признана на Руси. В итоге, наобещав грекам военную поддержку, Запад, получив своё, помогать Византии не желал. Отправленные в последующие десять лет пара малочисленных экспедиций общей негативной ситуации переломить не смогли. Таким образом, в ожидании своей гибели Византия была предоставлена Западом самой себе. Русь Константинополю помочь также не могла, поскольку выход к Черному морю был тогда наглухо закупорен осколками Золотой Орды, прежде всего Крымским ханством.Османы под предводительством молодого султана Мехмеда Второго начали осаду города 2 апреля. Турки собрали мощнейшую армию. По разным оценкам, её численность составляла около 150 тысяч человек, хотя некоторые источники говорят и о 200 и даже 300 тысячах. Главной козырем султана были огромные пушки, одна из которых – «Базилика», – имела ствол 12-метровой длины и стреляла ядрами весов с полтонны.

Силы осажденных под предводительском императора Константина XI были гораздо меньше: около пяти тысяч греков, 600 живших в городе генуэзцев, несколько сотен константинопольских венецианцев, критян, 600 турок (претендент на османский престол принц Орхан и его гвардия) и некоторые другие отряды. Всего не более 7 тысяч человек. Против минимум 150. Перевес сил у османов был более чем 20-кратный.

После многочисленных стычек у мощной крепостной стены Константинополя, где турки атаками своей многочисленной пехоты так и не смогли сломить сопротивление византийцев, а также непрекращающегося в течение 6 недель мощного артиллерийского обстрела города из всех орудий, 21 мая Мехмед направил Константину предложение о сдаче. Султан обещал в этом случае помиловать осажденных и даровать им жизнь. В ответ последний император Византии ответил, что готов отдать султану все земли, но только не сам город. После этого османы начали готовиться к решающему штурму.

Штурм Константинополя

Стоит сказать, что физическое и эмоциональное состояние осажденных было тяжелым. Особенно удручающе подействовали на них следующие события. За несколько дней до решающего штурма горожане решили пройти крестным ходом вдоль стены с наиболее почитаемой константинопольской иконой Одигитрия, воззвав о помощи к Святой Деве.

Однако в процессе шествия икона внезапно упала на землю, а когда её начали поднимать, описывают события тогдашние современники, икона оставалась на месте, словно придавленная чем-то очень тяжелым. А когда икону всё-таки подняли, разразился ужасный шторм, который вынудил процессию остановиться и разойтись. Византийцы сочли это очевидным знаком – Святая Дева отвергла их молитвы.

А на следующее утро на город опустился удивительно плотный туман. Горожане восприняли его однозначно: Господь покидает город, отворачивается от него, прячась от глаз людей в тумане.

Это убеждение усилилось в тот же вечер, когда византийцы увидели над куполом собора Святой Софии странное сияние, которое, как описывал очевидец события хронист Нестор Искандер, затем взметнулось в небеса.

«Люди же, видя это, начали горько плакать, взывая: «Господи помилуй!» Когда же огонь достиг небес, отверзлись двери небесные и, приняв в себя огонь, снова затворились», – описывает он. В накаленной атмосфере ожидания приближения последнего штурма и последующего за ним конца света, эти события произвели на горожан колоссальный деморализующий эффект. Люди ждали своего конца и просили пощады, взывая к высшим силам.

Турки начали решающий штурм в ночь с 28 на 29 мая. Первыми в бой пошли ополченцы — башибузуки. Накатываясь всё новыми и новыми волнами на к тому времени изрядно разрушенные артиллерийским огнем стены, они каждый раз терпели неудачу. Малочисленный гарнизон осажденных под командованием самого императора стойко отбивал все атаки.

После башибузуков в бой пошли элитные османские части – янычары. Бой был страшным: море крови, крики боли и отчаяния вперемешку с артиллерийской пальбой с одной стороны и стройным хором колоколов всех городских церквей с другой.Византийцы и их немногочисленные союзники дрались мужественно, но силы были слишком неравны.

Оборона Константинополя начала рушиться после ранения и ухода с поля боя командира прикрывавших один из наиболее важных участков стены генуэзцев Джованни Джустиниани. Уход итальянцев сразу оголил огромный кусок стены. К тому же турки обнаружили в укреплениях открытую калитку – Керкопорту, которую греки, по всей видимости, забыли закрыть после очередной вылазки.

Одна маленькая калитка в итоге и сыграла роковую роль в судьбе тысячелетней империи. Дравшийся до последнего император Константин XI погиб, окруженный врагами у одного из городских ворот.После этого турки кинулись в пределы города, рассчитывая сыскать в нем колоссальные богатства.

Горожане же, узнав о случившемся, бросились к колонне Константина Великого в самом центре столицы. По древнему преданию, если враги ворвутся в город и дойдут до колонны, то с неба спустится ангел с карающим огненным мечом в руке и прогонит захватчиков прочь. Ангел, тем не менее, с неба не явился. Турки грабили город три дня, после чего в него въехал сам султан.

Первым делом Мехмед прочитал у собора Святой Софии молитву, превратив таким образом христианский собор в исламскую мечеть. Так и закончилась история одной из величайших мировых империй, бывшей религиозным и культурным центром Европы на протяжении многих веков.

Однако совсем Византия не исчезла.

Наоборот, многие атрибуты Византии были потом перенесены на русскую почву. Архитектор русской державы – князь Иван Третий, женившись на племяннице Константина XI Софье Палеолог, официально возвестил всему миру о России, как наследнице Византии. Иван перенял у погибшей империи её идеологию, герб, церемониал и многие другие атрибуты.

Неслучайно псковский монах Филофей вскоре назвал Москву «Третьим Римом» – новой столицей истинной, православной веры. В дальнейшем всё это оказало непосредственное влияние на развитие новой Русской империи, которая, как византийский двуглавый орел, обращает свой имперский взор и на Восток, и на Запад.

Византийский и российский двуглавые орлыПри этом современной России стоит помнить, не забывать историю своей великой предшественницы. Наша страна – государство с огромным количеством проживающих на её территории народов.Такая же, как в своё время Византия. И как в любом другом подобном государстве, власть должны быть сильной, чтобы обуздать возникающие на этой почве центробежные тенденции. История Византии показывает, что в таких условиях всегда есть те, кто хотят поживиться за чужой счет. Для Византийской империи это были западные страны и крестоносцы с одной стороны, а также арабы и турки с другой. Современная Россия также уязвима с двух сторон – с Запада, с которым мы вступили в «Новую холодную войну», и Китай, который присматривается к богатыми ресурсами Сибири и Дальнему Востоку.

Более того, говоря о ресурсах, невольно возникают параллели с уже упомянутым в самом начале разграблении крестоносцами Константинополя в 1204 году. Тогда несметные богатства Византии, вывезенные после её падения «братьями-христианами» на Запад.

В результате спекуляции византийскими ценностями образовались первые крупные капиталы еврейских купцов, что стало в Новое время фундаментом для возникновения в дальнейшем глобальной банковской системы, в том числе финансовых династий Ротшильдов и Рокфеллеров как её основы. Таким образом, процветание Запада и его подъем в XV-XVI века был основан именно на разграблении Византии. Очень похоже на ситуацию 20-летней давности, когда проигравшая Холодную войну Россия стала сырьевым придатком Запада, выкачивающего из нас за бесценок ценнейшие природные ресурсы.

Кроме этого, история Византии наглядно демонстрирует нам простую истину – никогда нельзя надеяться на соблюдение Западом своих договоренностей, даже если он стократ это пообещает. Вспомните Михаила Горбачева, поверившего в своё время, что НАТО не будет расширяться на Восток.

Теперь войска Североатлантического альянса стоят вплотную у наших границ.

Современной России, принимая во внимание весь этот трагический опыт, ни в коем случае не стоит идти на поводу у западных стран, принимая на веру их увещевания, в том числе относительно санкций, которые они, якобы, снимут, когда мы пойдем на уступки по украинскому вопросу.

Помимо всего прочего, принятие Византией церковной унией с Западом, а значит и фактическое предательство православной веры, говорит нам о необходимости держаться своих религиозных основ, ни в коем случае не жертвуя ими в угоду политической, идеологической, культурной и любой другой конъюнктуры.

Византийское общество раскололось после заключения унии, оно перестало быть единым, что помогло врагам империи окончательно её сокрушить. Единым перед внешними угрозами должен быть сейчас и российский народ. И православие здесь составляет одну из важнейших основ нашего морально-нравственного и духовного единства. А когда мы вместе , то мы непобедимы.

Кстати говоря, до сих существует легенда, по которой священник собора Святой Софии, увидев, как в него ворвались для грабежа османские солдаты, вошел в стену и растворился в ней.

А выйдет он из неё, по народному поверью, только тогда, когда Константинополь вновь станет христианским. И как здесь не вспомнить пророчества святого преподобного старца Паисия Святогорского, который предсказал, что Константинополю суждено вновь стать православным городом.

И владеть им будет именно Россия – духовная наследница Византийской империи.

Иван Прошкин

Источник: http://kolokolrussia.ru/duh-istorii/padenie-vizantii—urok-dlya-rossii

Источник: https://observet.livejournal.com/504873.html

Ссылка на основную публикацию