Органы власти и управления новгородского государства — история России

Новгородское вече: высший институт власти в боярской Республике

Органы власти и управления Новгородского государства - история России

МАТЕРИАЛЫ КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ

ШКОЛЬНИКОВ «ВЫБОРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ»

НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ: ВЫСШИЙ ИНСТИТУТ ВЛАСТИ В БОЯРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

БАРБОЛИНА Полина Юрьевна

учащаяся 10 класса МБОУ лицея № 29 г. Тамбова, e-mail: decan_hist@tsu.tmb.ru

В статье описывается становление и развитие политического строя Новгородской боярской республики в XII-XV вв., дается характеристика уникального выборного механизма — вече как первого представительного органа, ограничившего княжескую власть.

Поднимается проблема полномочий и представительской функции первого выборного органа, ставится вопрос: можно ли считать новгородскую вечевую форму власти образцом феодальной демократии или она все же является аристократическим государственным строем?

Ключевые слова: Новгородская республика, выборные процедуры, вече, боярская элита, вечевая система управления, вечевые собрания.

В XII в. Великий Новгород был одним из крупнейших городов не только на Руси, но и в Европе.

Он занимал очень выгодное географическое положение в начале важных для Руси и других государств восточной Европы торговых путей, связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским морями.

Это позволило Новгороду стать активным посредником в торговых связях как с другими русскими землями, так и с Волжской Болгарией, Прикаспием, Причерноморьем, Прибалтикой, Скандинавией и северо-немецкими городами.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой западной Европы в Новгороде сложился своеобразный республикан-

ский строй, а обилие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях, потребовало создания более демократического государственного строя.

Основой для такой политической системы стали довольно многочисленные средние слои новгородско-псковского общества. В этот период в северозападной Руси берет перевес вечевая форма власти.

Именно такое государственное устройство утвердилось в Новгороде.

Существует мнение, что новгородское устройство составляет исконное исключение из общего строя древнерусских государств и что его особенности можно объяснить только заимствованием учреждений западноевропейских свободных городских общин, особенно ганзейских.

В основе системы новгородского управления лежал компромисс народа и знати, черни и боярства. Зримым символом и основным властным институтом этого компромисса стало вече, являвшее собой и орган государственной власти, и народное собрание, и политический институт — обладатель почти высшей власти.

Формально вече было высшим органом власти, решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя. В вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно.

Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками.

Организационным и подготовительным органом, отвечавшим за подготовку законопроектов, вечевых решений, контрольную деятельность, созыв веча, являлся боярский совет, включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

Несмотря на утвердившиеся вечевые и олигархические институты власти, новгородцы продолжали приглашать князей для управления республикой. Вместе с тем, князь не обладал полной государственной властью, не наследовал новгородскую землю. Любая попытка вмешаться во внутренние дела неизбежно за-

канчивалась его изгнанием. Любопытный факт: с 1095 по 1304 г. на новгородском престоле побывало 40 человек из трех княжеских ветвей (суздальской, смоленской и черниговской).

Некоторые князья занимали престол не по одному разу, и всего смена княжеской власти происходила за это время 58 раз.

Фактическое положение князя зависело от силы партии, которая его призвала, от отсутствия сильных соперников и от личности самого князя.

Особенность новгородского устройства проявляется и в существовании выборного посадника при князе. Сначала посадник назначался князем как его помощник и заместитель, но с XII в. он становится выборным.

В Новгороде посадник был всегда один, другого и быть не могло, так как он, заменяя князя, представлял монархический элемент власти; в противном случае, при наличии двух и более посадников, было бы просто невозможно эффективное управление городом.

Сначала посадник избирался пожизненно, но затем правление его стало краткосрочным (без определения срока). Выбор посадника, несмотря на демократическую краткосрочность, падал обычно на членов немногих одних и тех же родов и иногда переходил преемственно от отца к сыну.

Круг власти посадника почти равнялся княжеской власти: ему принадлежала инициатива установления и отмены законов, судебная власть наравне с князем и преимущественно власть правительственная.

В новгородской властной системе существовала также должность тысяцкого, который постепенно, подобно посаднику, сделался выборным правителем, занимавшимся вопросами торговли и торгового суда, возглавлявшим народное ополчение (в других русских землях его назначал князь).

Во главе новгородской церкви стоял епископ, а позднее и архиепископ. Он принимал участие во всех важных гражданских делах, имел свой суд, собственный штат и даже собственный воинский полк. Его кафедре принадлежали обширные имения.

Совета владыки искали князья и посадники, все договоры с другими княжествами и иностранными государствами заключались с его благословения. Подобное говорит о значительном влиянии церкви на политику Новгорода.

Любопытна процедура выбора епископа: три жребия с именами кандидатов, назначен-

ных вечем, клали на престол в храм св. Софии и давали мальчику или слепому взять два из них; чей жребий оставался, тот считался божьим избранником и посылался на утверждение киевского митрополита.

Как же выглядел сам процесс собрания веча? Оно собиралось после ударов специального вечевого колокола, который висел на башне, стоявшей на вечевой площади — перед Никольским собором, на Ярославовом дворе. Обычные сходки собирались, как правило, перед Софийским собором. Правом созыва веча обладали князь, посадник, тысяцкий, владыка, горожане.

Существовали достаточно строгие правила, регламентировавшие нормы поведения участников веча и способствовавшие эффективности процесса «законотворческой деятельности». Однако эти правила часто нарушались, и вече превращалось в несанкционированное народное собрание.

Расцвет вечевого института власти совпал с годами обострения социальных антагонизмов, где драка была самым надежным инструментом решения любого спора.

Ясно, что при таком устройстве вече не могло ни правильно обсуждать стоящие на очереди вопросы, ни создавать законопроекты; нужно было особое учреждение, которое предварительно разрабатывало бы важнейшие вопросы, подлежащие решению веча.

Таким учреждением в Новгороде стал особый правительственный совет, называемый немцами «Herren», «совет господ», так как этот правительственный совет состоял из старых и степенных посадников, тысяцких и сотских и носил аристократический характер; число его членов в XV в. доходило до пятидесяти.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/novgorodskoe-veche-vysshiy-institut-vlasti-v-boyarskoy-respublike

Органы государственного управления: История Российского государства

Изучать анатомию новгородской власти очень интересно, поскольку отдельные компоненты этого довольно сложного устройства распознаются и в структуре современных демократий.

Читайте также:  Международное рабочее движение в 1924 - 1929 гг. - история России

Настоящей властью народное вече, конечно, обладать не могло. Повседневным управлением занимался постоянно действующий правительственный орган – Совет господ. В него входили высшие государственные чиновники.

Все они, вне зависимости от происхождения, назывались «боярами». Количество членов Совета постепенно, от века к веку, возрастало и в конечный период республики дошло до полусотни человек.

Председательствовал архиепископ.

Помимо текущих административных забот Совет господ готовил новые законы и представлял их вечу на одобрение. При «площадной» системе принятия решений, да с заранее проинструктированными «крикунами», утверждение обычно было формальностью.

Наряду с этим коллегиальным органом в республике существовало четыре высших должности, функции которых отчасти совпадали, что часто становилось источником внутривластных трений.

Первым лицом или, как сказали бы сегодня, главой государства считался князь, однако после 1136 года эта фигура сделалась скорее декоративной. Лишь немногим особенно сильным личностям вроде Александра Невского удавалось, и то на недолгое время, играть в управлении лидирующую роль.

Князя приглашало вече, заключая с ним детальный договор – «ряд». Этот документ содержал множество ограничений и запретов.

Так, князь не имел права единолично вершить суд, раздавать земли, назначать на ключевые посты своих людей, собирать дань, участвовать в торговле.

За свою службу (это была именно служба, а не монаршее служение) князь получал единовременное вознаграждение и доход с нескольких строго оговоренных волостей.

Новгородские бояре

Положение князей было весьма непрочным. При малейшем недовольстве собиралось вече и прогоняло номинального правителя.

Если воспользоваться аналогией с современными государственными формами, Новгород был не конституционной монархией, где государь несменяем, хоть и лишен реальной власти, а парламентской республикой, в которой сплошь и рядом случались президентские импичменты.

За первые сто лет существования республики – от изгнания Всеволода Мстиславича до монгольского нашествия – княжеская власть сменилась в Новгороде 48 раз.

Может возникнуть вопрос: почему Новгород вовсе не отказался от князей, этого вроде бы излишнего элемента государственного устройства? Дело в том, что фигура князя новгородцам была не только необходима, но и выгодна. Этот торговый, прагматичный народ не стал бы тратиться на игрушечного монарха только ради того, «чтобы быть не хуже других».

Во-первых, князь был нужен в качестве третейского судьи, не принадлежавшего ни к одной из городских партий – а Новгород постоянно лихорадило из-за вражды между фракциями и «концами».

Во-вторых, во время войны новгородское войско мог возглавить лишь вождь со стороны – представитель какой-то одной группировки на эту роль не годился.

Ну а кроме того, садясь в Новгороде, князь давал тамошним купцам всяческие привилегии в своем родовом уделе. Вот почему чаще всего вече приглашало князей из соседнего Владимиро-Суздальского края, с которым республика вела жизненно важную торговлю.

Из тех же соображений на более позднем этапе Новгород признавал над собой власть всех московских великих князей – разумеется, сугубо формально.

Это, впрочем, не мешало городу по-прежнему приглашать к себе собственного князя, помогавшего поддерживать баланс противоречий и интересов.

Высшей инстанцией исполнительной власти, однако, являлся не князь, а посадник – на эту должность человек избирался вечем. С некоторой натяжкой можно считать посадника кем-то вроде премьер-министра. Как это часто случается в республиках парламентского типа, положение главы правительства было шатким. Посадник редко удерживался на должности больше одного-двух лет.

Другой ключевой фигурой был тысяцкий – охранитель торговых, то есть главных интересов новгородского государства.

Однако четкого разделения полномочий между князем, посадником и тысяцким всё же не существовало. Например, во время войны все они занимались сбором и вооружением ополчения; в значительной степени пересекались и их судебные функции. Князь не мог судить без посадника, посадник без князя, а при всякой торговой тяжбе дело попадало в компетенцию тысяцкого.

При такой перепутанности ветвей светской власти фактически первым в республике являлся владыка – архиепископ. Его авторитет был неизмеримо выше, чем у князя, посадника или тысяцкого, положение прочнее, организационная и финансовая база мощнее.

Новгород закрепил за собой редкую привилегию: здешнего архиерея не назначали сверху, а избирали волей народа из числа местного духовенства. Для этого вече собиралось на специальной площадке, у храма Святой Софии.

Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-istoki-mongols/85

Государственное управление в Новгороде и Пскове (XII–конец XV вв.)

Причины «республиканского» развития Новгородско-Псковской земли

Недавно я писал об удельном порядке на Руси в XIII–второй половине XV вв. Совершенно другой дорогой в это время шла в своем развитии Новгородская земля. Отправляясь также от исходных условий Киевской эпохи, от князя и веча, она пришла не к господству князя-вотчинника, а к боярской республике (условный термин).

Как это случилось? Новгородская земля заселилась и объединилась экономически и политически силами самого общества. В XII–XIV вв. горожане, сельское население, монахи колонизовали огромные пространства русского севера до Белого моря и Кольского полуострова. Роль князей в этом была ничтожна и выражалась только в военном содействии колонизации.

Затем сыграла свою роль географическая удаленность Новгорода от южной Руси, где сосредоточивались главные интересы князей. Не будучи предметом княжеских распрей, Новгород мало-помалу освободился от давления князя и мог на просторе развивать свой политический быт. Общий упадок княжеской власти в XII в.

способствовал тому, что новгородцы привыкли обходиться приглашением к себе сменных князей, которые были связаны с новгородцами определенными обязательствами (совсем обойтись без князя тоже не могли, т.к. княжеская власть была необходимым атрибутом политической самостоятельности и государственного управления). Во второй половине XII в.

Новгород приобрел еще и церковную самостоятельность — с 1156 г. новгородцы стали сами выбирать себе архиепископа.

Государственное устройство Новгородской и Псковской республик

Так в самом ходе исторического развития Новгорода развились и окрепли три главные особенности новгородской политической жизни: договорные отношения с князем, вечевой характер верховной власти и выборность городской администрации.

Договоры или ряды с князьями, скреплявшиеся крестным целованием, упоминаются в летописи уже с XII в. Но их условия известны только со второй половины XIII в.

Новгородцы обязывали своих князей начальствовать над войском, управлять городом и вершить суд с ведома и под контролем городского посадника — высшего должностного лица в Новгороде. Князь получал на свое содержание строго определенный доход.

Князь и его дружина не имели права приобретать в собственность земли и людей и даже жить в Новгороде (их пристанищем было Городище под Новгородом).

Князь был обязан дать новгородским купцам льготы для торговли в своем уделе и вести собственные торговые дела через посредничество Новгорода. В Пскове, который в XIV в. обособился от Новгородской земли, князь назначался главой посольств к иностранным державам.

Читайте также:  Военачальники первой мировой: гельмут фон мольтке и пауль фон гинденбург - история России

Таким образом, в этих договорах князь предстает не верховным государем, а лишь временным управленцем, являющимся в Новгород за известную плату защищать землю и вершить суд. Поэтому относительно каждого князя договоры предусматривали порядок его прибытия, когда он по обычаю получает дары, и порядок отбытия, когда он этих даров не получает.

Верховной властью в Новгороде и Пскове было вече. Это не был постоянно действующий орган власти.

Источник: https://sergeytsvetkov.livejournal.com/469652.html

Учебные материалы по Истории России

 Эти государственные образования сложились на севе­ро-западе Руси. Для них были характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономиче­ский вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.

Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необыч­ную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское (псковское) боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями   и с русскими княжествами.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился свое­образный республиканский (феодальный) строй.

Развитие ремесла и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях, потребовало создания более демок­ратического государственного строя.

Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с «заграницей» («гости»). Городское население делилось на патрициат («старейших») и «черных людей». Новгородское (псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях из смердов-общинников и зависимых крестьян (половников), работающих «из полу» за часть продукта на господской земле; закладников, поступивших в кабалу, и холопов.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществ­лялось через систему вечевых органов: в столицах существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя.

На вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избира­емых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно.

Имелись канцелярия и архив ве­чевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дья­ками.

Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча) являлся боярский совет, включавший наи­более влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

Высшими должностными лицами «Господина Великого Новгорода» были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

Посадник — исполнительный орган веча, избранный им на срок один ― два года.

Он руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, пред­ставительствовал во внешних сношениях.

Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ был хранителем государственной казны, контроле­ром торговых мер и весов. (Основная его роль — духовное главенство в церковной иерархии).

Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функ­ции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную; и судебную деятельность разделял с посадником.

Князю по догово­рам с городом запреща­лось приобретать  землю в Новгороде, раздавать землю новгород­ских волостей своим приближенным, запрещалось управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, изда­вать законы, объявлять войну и заключать мир.

Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан.

Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управляющиеся на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород.

Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство.

Политическая и государствен­ная организации Пскова повторяли новгородскую: вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого — два степенных посадника. Существовало шесть концов, двенадцать пригородов.

Административное деление производилось на округа (губы), полости, села.

Источниками права в этом регионе были: Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, судебная практика, иностран­ное законодательство. В результате кодификации XV в. появились Новгородская и Псковская судные грамоты.

От Новгородской судной грамоты сохранился фрагмент, дающий представление о судоустройстве и судопроизводстве.

Судебными правами обладали все органы власти и управления (вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста).

Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были: дьяки, приставы, «позовники», писцы, межники, подверники и др.

Псковская судная грамота 1467 г. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное право, судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений.


Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=222

Новгородская республика: характеристика органов власти и управления

РЕФЕРАТ

на тему:

НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Выполнил: Ганюшкина И.В.

студент 1-го курса

факультет юридический

специальность юрист-государствовед

Проверил: Букин С.В.

Саранск, 1995

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Причины возникновения Новгородской феодальной республики и ее административное устройство

Система вечевых органов Новгородской феодальной республики

Исполнительная власть и высшие должностные лица

Период феодальной раздробленности на большинстве территории Руси совпал с монголо-татарским нашествием. Поэтому этот период характеризуется отсутствием самостоятельной государственной власти как таковой, не говоря уже об исполнении ею законодательных функций. Исключение составляет Новгородская ремесленно-торговая республика.

По причине отсутствия княжеской власти и в силу ряда объективных причин социально-экономического развития именно в Новгороде, как нигде на Руси, проявилась роль вече как законодательного органа власти. В XI-XIII вв.

вече имело наибольший набор признаков законодательного органа, отдаленно напоминавшего законодательный орган парламентской республики. [1]

Новгород прошел длительный период политической эволюции, прежде чем установился республиканский развитый строй. На отдельных этапах реальная власть князя, посадника, вечевых органов была различной. Лишь в XV в. государственность приобрела окончательную форму, при этом уже переживая кризис демократических институтов.

Читайте также:  Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в xiii в. - история России

Такой тип организации государственной власти, как ремесленно-торговая республика, относится к числу недолговечных и неустойчивых конструкций. Поэтому подобный тип организации законодательных органов, несмотря на высокий уровень развития демократии, представляет собой тупик в историческом плане и не может рассматриваться как закономерность для всей России.

1. Причины возникновения Новгородской феодальной республики и ее административное устройство

В вопросе о становлении республиканской государственности следует выделить две причины, связанные со специфической расстановкой социальных и политических сил, ослаблявших друг друга в политической борьбе.

Первая причина обусловлена тем, что в древности Новгород не стал наследственным владением ветвей Рюриковичей. Занятые борьбой с кочевниками князья были заинтересованы в новгородской дани и там властвовали либо князь, либо посадник (при отсутствии суверенитета Киева).

Возможность частой смены князя ослабляла положение Новгорода. С конца XI в., когда начинается борьба за городские вольности, политические верхи Новгорода стали активно бороться за «угодных князей». Иногда даже устанавливали своеобразное «двоевластие»: «князь — посадник».

Частая смена князей препятствовала развитию княжеского землевладения, системы вассалитета. В . новгородцы получили право выбирать независимых посадников из граждан города, а после волнений . стали выбирать князей.

Ранее подчиненная князьям администрация становилась выборной.

Вторая причина связана с мощью торгово-предпринимательских слоев в экономической и вечевой жизни Новгорода. Там существовали благоприятные условия для торговли, внутренней и внешней. Запасы пушнины, меда, воска, кожи стимулировали производство, обмен, приток в город драгоценных металлов. По наблюдениям, из Новгорода ежегодно вывозили до полумиллиона беличьих шкурок.

Такая ситуация привела к созданию мощных социальных прослоек собственников, от мелких до крупных, которые чувствовали экономическую значимость и «вкус борьбы» за «нужных» князей. Особенно выделялось новгородское боярство.

30 крупнейших боярских фамилий сосредоточили в своих руках политико-экономический потенциал, «теснили» князей, стремились к созданию олигархических органов власти. [3]

В ремесло и торговлю втягивалось огромное число свободных горожан, независимых собственников, которые на вечевых собраниях представляли значительную силу.

И их собственные позиции, и агитация администрации города, и имевший место «подкуп» со стороны боярства порой направляли эту активную массу против политики князей и ослабляли власть.

Отношения с князьями получили договорно-правовую основу.

Большую роль в общественно-политическом развитии Новгорода сыграло его географическое положение. Новгород располагался в сравнительно суровой природно-климатической зоне, что существенно затрудняло развитие традиционного на Руси пашенного земледелия и производство хлеба.

Хлеб и другие продукты сельского хозяйства Новгород вынужден был закупать в соседних российских землях, обменивая их на продукты ремесел и товары, ввозимые с Запада.

С одной стороны, особенности географического положения и экономического развития привели к сдерживанию процессов развития сельского хозяйства феодально-крепостнического типа из-за относительной малочисленности крестьян и бесперспективности их закрепощения.

С другой стороны, развитие ремесла и торговли способствовали экономической независимости и большей, по сравнению с Киевским государством, социальной значимости ремесленников и купцов, а также развитию инфраструктуры городов и городского самоуправления. Таким образом к IX-XI вв. сформировалась ремесленно-торговая республика. [1]

Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычайную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями (городами ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Развитие ремесел и торговли, более интенсивнее, чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям), потребовало создания более демократического государственного строя.

Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с «заграницей» («гости»). [2]

Республика представляла собой государственное образование с центром в столице, где была сосредоточена политическая жизнь. На обширных северных территориях Новгородской земли существовали высокоразвитые города с давними культурными традициями — Вологда, Торжок, Городец и т.д.

Раскопки берестяных грамот показали высокую степень грамотности рядовых граждан, а следовательно, наличие развитой системы школ и образования. Берестяные грамоты известны из раскопов, относящихся к XI в. Письменность играла большую роль в торговых операциях граждан республик.

Основная масса торгового населения Новгорода сосредотачивалась на торговой стороне города, на правом берегу реки Волхов, делившей город пополам. На левом берегу располагалась Софийская часть, по названию храма Св. Софии.

Здесь проживала преобладающая часть боярства и знатных семей. Не раз через Волховский мост сходились в кровавых стычках распаленные политической агитацией жители города. Не одну загубленную политикой жизнь поглотил Волхов.

Вся территория Новгорода делилась на пять концов, два — на Торговой части, три на Софийской. Новгородские концы делились на сотни, по две в каждом. Сотни делились на улицы — самые мелкие территории. К пяти новгородским концам принадлежали пять пятин по всей территории государства. [3]

2. Система вечевых органов Новгородской феодальной республики

Государственное управление Новгородом осуществлялось через систему вечевых органов: в столице существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания.

Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшем важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых должностных лиц.

Решения на собрании должны были приниматься единогласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками.

Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча) являлся боярский совет («Оспода»), включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа. [2]

Формально-юридически городское вече было высшим органом власти. Ему принадлежали высшие права в издании законов, заключений международных договоров, вопросах войны и мира, оно утверждало князей и выбирало высших должностных лиц, утверждало налоги и т.д. В вечевых собраниях участвовали взрослые свободные мужчины.

Источник: http://raznota.ucoz.ru/publ/referaty/novgorodskaja_respublika_kharakteristika_organov_vlasti_i_upravlenija/2-1-0-10

Ссылка на основную публикацию