Органы прокуратуры по положению о прокурорском надзоре 1922 года — история России

История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы

Органы прокуратуры по Положению о прокурорском надзоре 1922 года - история России

В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Ключевые слова: советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

12 января профессиональный праздник отметили работники прокуратуры, созданному в годы петровских преобразований ведомству исполнилось 295 лет. Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

За весь период своего существования этот государственный орган доказал, что надзор за исполнением законов является неотъемлемой частью нормального функционирования государства. Именно от его деятельности зависит правовая защищенность граждан, безопасность государства.

В настоящее время, как в науке, так и в повседневной жизни отношение к советскому периоду истории нашей страны, в том числе к истории прокуратуры этого времени неоднозначное. Поэтому, выбранная тема представляется актуальной.

В связи с этим предпринята попытка объективно оценить значение деятельности прокуратуры в период 1922–1991 годы.

На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов прокуратуры. Декретом СНК РСФСР от 24.11.1917 № 1 «О суде» упразднены ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры [9].

Отсутствие прокуратуры не означало отсутствие надзора за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти осуществляли различные учреждения, в компетенцию которых входили, в том числе и другие функции:

– ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет) надзирал на основании ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации [5, с. 172];

– Советы Народных Комиссаров (СНК) имели такие функции, как разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования [1, с. 24];

– Народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью конфликтных органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер;

– ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР) по мнению одних исследователей, выполняла правоохранительную функцию [8, с. 85] — защищала государство от криминалистических проявлений, действовала в рамках закона и находилась под эффективным партийным и прокурорским надзором.

По мнению других — представляла собой вооружённую опору власти, выполнявшую ключевую роль в политико-идеологической системе СССР.

Авторы доказывают, что присутствовала ведомственная заинтересованность ВЧК и определенная автономность в осуществлении репрессий, ВЧК выполняла в первую очередь, задачи политико-идеологического характера и оказывала огромное влияние на все институты государства [4, с. 327].

В мае 1922 г. сессия ВЦИК приняла Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре. В соответствии с принятым законом она становилось органом дознания (а по делам о контрреволюции, органом предварительного следствия) поднадзорным прокурору [10].

– РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) осуществляли надзор за деятельностью всех государственных учреждений и организаций; общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; сотрудничали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы управленческих аппаратов всех уровней [7, с. 378].

Как показывает исторический опыт, потребность в таком государственном органе как прокуратура, особенно остро возникает в периоды коренных преобразований общественных отношений и государственного устройства. Прокуратура всегда рассматривалась как инструмент укрепления режима законности в государстве.

26 мая 1922 года на III сессии ВЦИК принято Положение о прокурорском надзоре, которое исполняло роль закона и вступало в силу с 1 августа 1922 года.

На законодательном уровне закрепилась независимость прокуроров от местных органов власти (губернских исполкомов), принцип «двойного» подчинения утратил свою силу.

Однако право прокуроров на обжалование в суд незаконных решений исполкомов исключалось, что позволило нарождавшейся советской бюрократии использовать указанное постановление в собственных целях от воздействия прокурорского надзора [3, с. 132].

За прокуратурой закрепились четыре группы полномочий, которые сохранились до настоящего времени с некоторыми изменениями:

а) надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами;

б) надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;

в) поддержание обвинения в суде;

г) надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц [7, с. 410].

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР, наделённая широкими полномочиями: правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.

Постановлением ЦИК № 84 и СНК Союза ССР 2621 17.12.1933года принято решение об учреждении Прокуратуры Союза ССР. На неё дополнительно возлагались следующие функции:

– надзора за соответствием постановлений и распоряжений отдельных Ведомств Союза ССР и союзных республик, местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

– надзора за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования гражданского или уголовного дела на любой стадии судопроизводства;

– опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общего руководства деятельностью прокуратуры союзных республик [13].

Кроме того, «Положение о прокуратуре Союза ССР» определило отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

В Положении также определены система и структура органов прокуратуры; в качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры, сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР и функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Первым прокурором Союза ССР назначен Иван Алексеевич Акулов. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему [7, с. 420].

Деятельность на местах прокуроры, начинали, как правило, с обращений к населению путём размещения объявлений в местных газетах с указанием в них задач прокуратуры, состава работников, служебного адреса, порядка подачи и приема жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц.

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне, в то время как Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР [10].

Существующая в стране в то время система внесудебных репрессий находилась в противоречии с Конституцией, а судьи были далеки от независимости.

В результате чего, для представителей прокурорского надзора существовали неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел политической категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности [5, с. 184].

Многие сотрудники органов прокуратуры, не смотря на сложившуюся ситуацию в указанный период, пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, однако такие попытки пресекались, о чём свидетельствуют их репрессии, включая расстрел свыше 100 человек.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» [11, с. 213], работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09 1943 г. прокурорско-следственным работникам установлены классные чины с выдачей форменного обмундирования, введена градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

В марте 1946 г.

Верховный Совет СССР, учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры, в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, принял Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым Генеральным прокурором СССР назначен Константин Петрович Горшенин [11, с. 214].

В послевоенное время надзору за соблюдением и восстановлением прав граждан уделяется больше внимания. В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено «Положение о прокурорском надзоре в СССР».

Статья 1 данного положения обязала Генерального прокурора СССР осуществлять надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР [11, с. 215].

Читайте также:  Восточный вопрос и его освещение марксом и энгельсом - история России

Положение о прокурорском надзоре законодательно закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления, расширило и конкретизировало полномочия органов прокуратуры, с акцентированием направленности деятельности на защиту прав и законных интересов граждан. При осуществлении функции борьбы с преступностью, органы прокуратуры выступали не только как орган государственного обвинения, но и как орган надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан. [8, с. 85]

Правозащитная роль прокуратуры получила значительное расширение с внесением изменений и дополнений в Закон «О прокуратуре СССР» Президиумом Верховного Совета СССР 16 июня 1987 года. Так, в ст.

1 Закона внесены дополнения о том, что, осуществляя надзор за исполнением законов, прокуратура должна добиваться, чтобы все перечисленные в статье государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе законности, «обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Требования прокуроров об устранении нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения». [5, с. 243]

Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» от 26 декабря 1990 года значительно расширил сферу прокурорского надзора, включив в предмет надзора законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий, массовых движений [6, с. 61]. После распада СССР в 1991 году, принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1, определяющий правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации [12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период роль прокурорского надзора в основном сводилась к тому, чтобы осуществлять надзор за реализацией директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти.

Цели и задачи прокуратуры, сформулированные в общем виде в Законе о прокуратуре СССР, конкретизируясь в приказах и указаниях Генерального прокурора, по мнению историков, становились все более расплывчатыми и нечеткими.

Множество дополнительных обязанностей, возложенных на прокуратуру, вызывало большую загруженность её кадров, в то же время отодвигало выполнение основной функции по надзору за законностью, защите прав и свобод человека и гражданина на второй план.

В настоящее время Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 [12] направлен на обеспечение верховенства закона, укрепление законности, охрану прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Литература:

  1. Бессарабов В. Г. Советская прокуратура (1922–1991гг.) // Журнал российского права. — 2002. N 12. с. — 24.
  2. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. — Ростов И/Д.: «Феникс», 1999 г. с. — 37.
  3. Звягинцев А. Г. История Российской прокуратуры. 1722–2012., 2012 г. с. — 124,132.
  4. Измозик В. С. Глаза и уши режима. Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918–1928 годах. — СПб., 199. с — 327.
  5. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889 г. с. — 172,184,243.
  6. Мозохин О. Б. Роль органов госбезопасности в экономической системе СССР //Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Т. 4. — М., 2008. С. — 61.
  7. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.4. М.,1986 г. с — 378,410,420.
  8. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т.18. Кн.9. М.: 1993 с. — 85.
  9. Электронный ресурс: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-etapy-istorii-razvitiya-rossiiskoi-prokuratury-istoricheskii-aspekt.
  10. Электронный ресурс: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm.
  11. Электронный ресурс: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — с.213,214,215.
  12. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/.
  13. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=31115#0 (дата обращения 10.02.2017)]

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, надзор, Верховный Совет СССР, Российская Федерация, прокуратура, положение, орган, указ Президиума, СССР, государственное управление.

Источник: https://moluch.ru/archive/142/40066/

История органов прокуратуры

Указ Петра I об учреждении
Российской прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена.

Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР.

Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.

В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений.

В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами

Читайте также:  Выдающиеся исторические деятели xix века - история России

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора.

Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов.

Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР.

В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Источник: https://genproc.gov.ru/about/history/

История образования и развития органов российской прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура.

«Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору,которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору».

При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

Эта мысль нашла отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

В обязанности прокуроров времени Петра I входило: надзирать за ходом дел; напоминать о необходимости решения важнейших отложенных дел и предупреждать о приближающихся сроках окончания текущих дел; опротестовать в случае неправильно решенных дел.

Помимо многочисленных канцелярских обязанностей в ведении тогдашних прокуроров находились арестантские и казенные дела, как правило, связанные с взиманием податей.

Петровская прокуратура выполняла сугубо контрольные функции. Болезнь и последовавшая затем смерть не позволили Петру I довести реорганизацию правоохранительной системы до логического завершения. Начатые им преобразования органов правопорядка пришлось завершать Анне Иоанновне.

В 1731 году прокурорский надзор был введен по всей империи. 2 апреля 1731 года Сенатом был издан Указ «Об определении прокуроров в Юстиц-коллегию и в губернии и о сочинении им Инструкции для порядочного отправления дел по их должности».

К сожалению, разработка прокурорской инструкции затянулась на два с половиной года и принята она была только 3 сентября 1733 года.

Инструкция гласит: «Быть ему (прокурору) и смотреть накрепко дабы губернатор с товарищи должность свою хранили и в звании своем во всех делах истинно и ревностно, без потеряния времени все дела порядочно отправляли по регламенту и указам…

Смотреть в судах и расправах праведно и нелицемерно по указам и государственным правам поступали, а ежели что увидит противно сему должен тот час предлагать губернатору с товарищи явно с полным изъяснением в чем они не так делают… Иметь крепкое смотрение чтоб губернатор с товарищи о всей своей губернии всех доходах какого б оныя звания не были имел окладную книгу?…»

Согласно Инструкции губернские прокуроры посещали тюрьмы, осуществляли контроль за питанием арестантов, составляли списки взятых под стражу, участвовали в деятельности рекрутских присутствий, в освидетельствовании умалишенных, выполняли и другие надзорные функции. Важнейшей же задачей губернских прокуроров являлась борьба с противозаконными действиями чиновничества и губернским произволом. Прокурорам присваивались гражданские чины коллежских асессоров, надворных и коллежских советников VIII-VI классов.

Институт губернских прокуроров просуществовал 138 лет, до конца 60-х годов ХIХ века. Взошедший на престол Александр II приступил к реформированию империи, и одной из важнейших сторон его деятельности стало переустройство судебной системы.

Принятый и утвержденный 20 ноября 1864 года свод законов о суде имел колоссальное значение для судопроизводства. По утверждению А.Ф.Кони, «судебные установления вошли клином в устарелый слой прежних губернских учреждений, окаменелых в том положении, которое было начертано еще при Екатерине II».

Территория Российской империи была разделена на судебные округа (к началу ХХ века их насчитывалось 14). Высшей судебной инстанцией в округе была судебная палата.

Надзор за ходом дел в палате осуществляли прокурор судебной палаты и его помощники. Судебная палата контролировала деятельность окружных судов.

Соответствующий надзор осуществлял прокурор окружного суда, имевший в подчинении нескольких прокурорских товарищей.

На вершине прокурорской системы находился генерал-прокурор, который одновременно являлся и министром юстиции. Прокуроры были выведены из состава губернских правлений и включены в структуру суда на независимой основе.

Читайте также:  Коллективизация сельского хозяйства - история России

Так, прокурор обязан был доказать вину подсудимого, поскольку основным принципом деятельности судов в это время была состязательность судебного процесса. Новая судебная система просуществовала в нашей стране около 50 лет.

После Октябрьской революции отечественная прокуратура пережила очень непростые времена. В новую послереволюционную эпоху советская Россия вступила без суда и прокуратуры.

Пришедшие к власти большевики отменили прежние суды и упразднили должности прокуроров.

На смену суду пришел революционный трибунал, который в своих действиях руководствовался вовсе не законом, а революционной целесообразностью.

После победы в гражданской войне режим большевиков особо нуждался в цивилизованной форме диктатуры пролетариата, поскольку революционный трибунал сполна выполнил свою миссию, и надобность в нем отпала.

28 мая 1922 года по решению III сессии ВЦИК IХ созыва была создана советская прокуратура. Практика показала, что суды и прокуратура не всегда могут выносить угодные власти решения.

А поэтому 28 марта 1924 года был создан внесудебный карательный орган ОГПУ (объединенное государственное политическое управление), получившее право административной высылки, ссылки и заключения в концлагерь. Решения оформлялись Особым совещанием при ОГПУ в составе трех человек.

В «тройку» входили представитель ОГПУ, секретарь обкома или крайкома партии, областной или краевой прокурор. Прокуроры, отказывающиеся подписывать фальсифицированные полицией приговоры, сами могли попасть в списки репрессированных.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия: право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегии Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую помимо основных возлагались дополнительные функции: надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР; наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР; надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена.

Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР.

Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора.

Конституция СССР, принятая в декабре 1936 года, впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов.

Причем эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 году произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Акулов Иван Алексеевич (1888 — 1937). Родился он в Санкт-Петербурге в бедной мещанской семье. В 1905 году окончил Петербургскую торгово-промышленную школу. В 1907 году вступил в РСДРП. В 1913 году был избран членом Исполнительной комиссии Петербургского комитета РСДРП.

В 1917 году Акулов создал военную партийную организацию в Выборге. Во время Гражданской войны кратковременно занимал различные партийные или военные должности. В 1933 году Акулов возглавил только что созданную Прокуратуру СССР (его заместителем стал А. Вышинский). После убийства Кирова формально руководил расследованием.

3 марта 1935 года Акулов был утвержден секретарем ЦИК, а обязанности Генерального Прокурора перешли к Вышинскому. В феврале 1937 назначен председателем комиссии по организации похорон С. Орджоникидзе. После начала репрессий был освобожден с поста секретаря ЦИК. 23 июля 1937 года был арестован, 29 октября 1937 г.

военной коллегией Верховного суда СССР под председательством В.Ульриха приговорен к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционном военном заговоре. Приговор был приведен в исполнение на следующий день, 30 октября 1937 года.

Реабилитирован военной коллегией Верховного суда СССР 18 декабря 1954 года, восстановлен в партии Комитетом партийного контроля при ЦК КПСС 27 мая 1955 года.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче победе советского народа над немецким фашизмом.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 года принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

Государство нуждалось в квалифицированных кадрах. Генеральный прокурор СССР К.П. Горшенин специальным приказом потребовал, чтобы все без исключения прокуроры и следователи имели высшее юридическое образование.

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин (28 мая 1907, Алатырь Симбирской губернии — 27 мая 1978, Москва). В 1940 — 1943 гг. нарком юстиции РСФСР. С 1943 года прокурор СССР (19 марта 1946 года его должность получила новое название «Генеральный прокурор СССР»). В 1946-1950 гг. депутат Верховного Совета СССР.

С 29 января 1948 года до 1956 года министр юстиции СССР. В 1952 — 1956 гг. кандидат в члены ЦК КПСС. С 1956 по 1963 год директор Всесоюзного института юридических наук. С 1963 года заведующий сектором ВНИИ советского законодательства. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов.

Доктор юридических наук (1968).

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры были отнесены:

  • высший надзор за точным и единообразным исполнением законов;
  • борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности;
  • борьба с преступностью и другими правонарушениями;
  • расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление;
  • обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;
  • разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

Законом устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями перед Президиумом Верховного Совета СССР. В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему прокуратуры СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, 17 января 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора.

Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации и входящие в ее систему прокуратуры субъектов Российской Федерации окончательно сформировались структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

По словам Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайки, «Нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества.

Однако это не значит, что система органов прокуратуры не нуждается в совершенствовании. Бесспорно, что сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру.

Для этого она должна развиваться прежде всего с учетом исторических ценностей и хода построения правового государства».

Источник: http://www.prokrm.ru/content/view/2344/35

Ссылка на основную публикацию