Образование греко-бактрийского и парфянского государств. средняя азия в последние века до нашей эры — история России

История.ру

Образование Греко-Бактрийского и Парфянского государств. Средняя Азия в последние века до нашей эры - история России

Около 250 г. до н. э. от Селевкидов отложился бактрийскпй наместник Диодот.

Правда, он не сразу порвал с государством Селевкидов и некоторое время признавал себя формально от него зависимым.

Однако, по существу, Бактрия, а также другие среднеазиатские области, входившие в обширное наместничество Диодота, были окончательно потеряны для Селевкидов.

Его сын Диодот II уже открыто провозгласил себя царём.

Примеру Диодота последовал Эвтидем, наместник Согдпаны или, как полагают другие, Маргианы и Арейи.

Эвтидем, по-видимому, стал в подчинённое положение к Диодоту.

И Диодот и Эвтидем были эллинами и опирались в первую очередь на эллинских воинов, но возможно, что они находили поддержку и у иранской знати, которая предпочитала их Селевкидам.

Иной характер имело восстание в Парфии. Оно вылилось в широкое народное движение против иноземных завоевателей.

Парфией называлась область, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря в отделённая от него Гирканией.

Территория Парфии тянулась от северо-восточных окраин Великой Соляной пустыни до южных склонов Копет-Дага и пустыни Кара-Кум.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

На востоке границей Парфии, вероятно, являлось нижнее течение реки Герируда (Теджена). Таким образом, северная часть Парфии совпадает с территорией южных областей Туркменской ССР. Позднее название «Парфия» распространилось на всю территорию державы Аршакидов.

Восстание в Парфии, начавшееся около 250 г. до н. э., было поднято против греко-македонского господства местными племенами под руководством местной знати.

Сохранились три версии рассказа о создании в Парфии самостоятельного государства.

Несмотря на легендарность и противоречивость этих рассказов, в них есть рациональное зерно. Все они говорят о движении местных племён против иноземного ига.

Историчность называемого источниками вождя восстания Аршака не раз подвергалась сомнению.

Первым царём Парфии должен, по-видимому, считаться не он, а Тиридат, принявший при воцарении имя Аршака.

Тиридат провозгласил себя царём, очевидно, в 247 г. до н. э.; с этого года ведёт своё начало принятое в парфянском Иране летоисчисление — аршакидская эра.

Весьма значительную роль в этом движении, по-видимому, сыграли племена парное — даев, или дахов, кочевавшие в закаспийских степях и у дельты Аму-Дарьи и входившие в состав большого союза кочевых и полукочевых племён, называемых массагетами.

Связь утвердившейся у власти новой парфянской династии с этими племенами не подлежит сомнению. Их, вероятно, поддерживало и оседлое население земледельческих оазисов.

Селевкидские цари не могли сразу заняться восстановлением своей власти в восточных сатрапиях.

Их отвлекали борьба с Египтом и династические распри, и только в238г. дон. э. Селевк II оказался в состоянии выступить в восточный поход.

Тиридат ве смог оказать сопротивления Селевку и бежал к кочевому племени апасиаков, жившему у берегов Аральского моря.

Решительный перелом в ходе войны произошёл после выступления в союзе с Тиридатом Диодота II.

Не вступая в сражение, Селевк вынужден был спешно возвратиться в Сирию в связи с династическими раздорами.

Источник: http://www.istoriia.ru/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/obrazovanie-greko-baktrijskogo-i-parfyanskogo-carstv.html

Средняя Азия в составе Селевкидского государства

Из книги Б.Г.Гафуров «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история» Один из военачальников Александра Македонского Селевк в 312 г. до н. э. окончательно утвердился в Вавилоне в качестве сатрапа. На протяжении последующих девяти лет он постепенно распространил свою власть на запад и на восток, в том числе на Иран и Среднюю Азию. Кое-где он действовал дипломатическим путем, но в Средней Азии он встретил решительное сопротивление, и здесь ему пришлось вести войну. Помпей Трог (Юстин, XV, 4, 11) сообщает, что Селевк I, «увеличив победой над Вавилонией свои силы, завоевал Бактрию». Были захвачены также Парфия и Согд (Аппиан, «Сирия», 55). Однако попытка Селевка I захватить Северную Индию окончилась неудачей. «История Селевкидов,— писал известный советский историк эллинизма А. Б. Ранович,— представляет для историков чрезвычайные трудности из-за плохого состояния литературных источников». Это в еще большей степени относится к Средней Азии, история которой в составе селевкидских владений, т. е. в конце III —середине II в. до н, э., остается почти неизвестной. Так как государство Селевка I было чрезвычайно обширно, а дела на Востоке требовали постоянного внимания, он в 293 г. до н. э. назначает соправителем на Востоке своего сына Антиоха. Характерно, что Антиох родился от брака Селевка с Апамой — дочерью Спитамена, так что для Антиоха Средняя Азия в какой-то степени являлась и страной его предков. Судя по ряду косвенных данных, в Средней Азии в начале III в. до н. э. происходили восстания против селевкидского господства, одновременно в пределы среднеазиатских селевкидских владений вторгались кочевые племена. При этом были разрушены многие оплоты селевкидской власти, в частности основанные еще Александром Македонским Александрия Маргианская и Александрия Эсхата. Эти города затем были восстановлены Селевкидами, а оазис Маргианы был обведен большой стеной длиной около 250 км. Против засырдарьинских кочевников был направлен поход селевкидского полководца Демодама (Плиний, IV, 18, 49). Благодаря целой серии военно-политических и дипломатических мероприятий Антиоху удалось подавить антиселевкидское движение.Серебряная монета тетрадрахма сирийского государства Селевкидов времен правления Антиоха II (261-246 до н.э.). Вес 16,386 гр. Чеканилась на Тигрском моентном дворе в 262-256 гг. до н.э. На лицевой стороне изображение Антиоха I Сотера, на реверсе надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ и Аполлон сидящий на Омфалосе.Очень интересные сведения для понимания восточной политики Селевка и позиции его наместника Антиоха дает нумизматический материал , проанализированный в этом плане Б. А. Литвинским и В. М. Массоном . Будучи соправителем, Антиох предпринимает выпуск монеты по «индийскому» весовому стандарту, причем на монетах этой серии имеются имена самого царя — Селевка I и его сына Антиоха. Возможно, это была какая-то попытка утвердить известную самостоятельность. Во всяком случае после смерти отца, став в 280 г. до н. э. во главе всего государства, Антиох выпуск этих монет прекратил. Почти двадцатилетнее (280—261 гг. до н. э.) правление Антиоха I ознаменовалось многочисленными войнами на западе; на восток своего государства, в частности на Среднюю Азию, он обращал мало внимания. Тем временем происходил процесс усиления среднеазиатских областей. Здесь налаживалась нормальная жизнь, развивалось сельское хозяйство, ремесло, торговля. Будучи чрезвычайно удаленной от основных центров владений Селевкидов, Средняя Азия представляла вместе с тем важную часть их государства. Заинтересованностью Селевкидов в Средней Азии как в военно-стратегическом, так и в экономическом отношениях можно объяснить тот факт, что Селевкиды основывали новые поселения и города вдоль торговой дороги, ведущей от Селевкии на Тигре до Бактр.Состав господствующего класса был смешанным. Наряду с греческими наместниками и группировавшейся вокруг них греческой знатью сюда входили и представители местной аристократии. Конечно, селевкидская власть в Средней Азии опиралась на военную силу в лице воинов, находившихся в греческих военных поселениях — катойкиях. Но в эксплуатации населения участвовали и «свои», среднеазиатские представители господствующего класса. Господствующий класс не был единым в своем отношении к Селевкидскому государству; выкачивание среднеазиатских богатств за пределы страны вызывало недовольно тех его групп, которые рассчитывали «урвать» для себя большую долю. Глубокое недовольство охватывало подвергавшееся двойной эксплуатации местное население.В то же время можно считать справедливым указание на то, что «время вхождения Средней Азии в состав Селевкидского государства было периодом восстановления производительных сил страны, разрушенных греко-македонским нашествием, консолидации бактрнйцев, согдийцев, царфян и других народов Средней Азии для борьбы с Селевкидами».Внутри Селевкидского государства происходили непрерывные столкновения претендентов на власть; отдельные наместники постоянно мечтали отделиться и получить самостоятельность. Все это создавало (особенно на окраинах) ситуацию, чреватую взрывом.

Источник: http://www.tajik-gateway.org/wp/?page_id=39382

ПАРФЯ́НСКОЕ ЦА́РСТВО

ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО — государство, существовавшее с середины III века до нашей эры до 226/227 годов нашей эры.

Максимальные гра­ни­цы: от реки Ев­фрат до реки Инд и среднего те­че­ния Аму­да­рьи, от пус­ты­ни Ка­ра­кум и За­кав­ка­зья до Ин­дий­ско­го океана. Основными ис­точ­ни­ка­ми для ре­кон­ст­рук­ции ис­то­рии Парфянского царства слу­жат све­де­ния ино­зем­ных (в основном вра­ж­деб­ных Парфянскому царству) ав­то­ров.

С XX века в вос­соз­да­нии куль­ту­ры и внутренней жиз­ни Парфянского царства всё боль­шую роль иг­ра­ют дан­ные ар­хео­ло­гии, эпи­гра­фи­ки, ну­миз­ма­ти­ки. Осо­бен­но важ­ны рас­коп­ки в круп­ных цен­трах Парфянского царства — Ни­са, Ду­ра-Ев­ро­пос и другие.

Мно­гие во­про­сы ис­то­рии Парфянского царства ос­та­ют­ся дис­кус­си­он­ны­ми (в том числе суть со­бы­тия, по­ло­жив­ше­го на­ча­ло «пар­фян­ской эре» (с 247 года до нашей эры), пол­ный спи­сок ца­рей). В от­но­ше­нии ста­нов­ле­ния Парфянского царства боль­шин­ст­во современных ис­сле­до­ва­те­лей при­ня­ло кон­цеп­цию польского ис­то­ри­ка Й.

 Воль­ско­го, по­ка­зав­ше­го, что дан­ные тра­ди­ции, пред­став­лен­ной у Юс­ти­на и Стра­бо­на, бо­лее дос­то­вер­ны, чем све­де­ния Ар­риа­на и за­ви­ся­щих от не­го позд­них ав­то­ров.

В середине III века до нашей эры, вос­поль­зо­вав­шись ос­лаб­ле­ни­ем вни­ма­ния Се­лев­ки­дов к восточным об­лас­тям их дер­жа­вы, от центральной вла­сти от­де­лил­ся сат­рап Пар­фии Ан­д­ра­гор. Вско­ре он по­гиб в борь­бе с ко­чев­ни­ка­ми-пар­на­ми (часть да­хов, близ­ких мас­са­ге­там).

Их пред­во­ди­тель Ар­шак (смотреть Ар­ша­ки­ды пар­фян­ские) ос­но­вал собственное не­за­ви­си­мое Парфянское царство, не­ко­то­рое вре­мя спус­тя при­сое­ди­нив­шее Гир­ка­нию. По­сле смер­ти Ар­шак был обо­же­ст­в­лён, его имя ста­ло трон­ным име­нем всех по­сле­дую­щих пра­ви­те­лей Парфянского царства.

При пре­ем­ни­ке Ар­ша­ка, его сы­не Ар­ша­ке II, но­вое го­су­дар­ст­во бы­ло под­чи­не­но се­лев­кид­ским ца­рём Ан­ти­охом III (смотреть Ан­ти­ох), но со­хра­ни­ло свою це­ло­ст­ность, хо­тя его пра­ви­тель ли­шил­ся цар­ско­го ти­ту­ла и пра­ва че­ка­нить мо­не­ту.

По­ра­же­ние Ан­ти­оха от рим­лян в бит­ве при Маг­не­сии при­ве­ло к но­во­му от­па­де­нию пар­фян, а за­тем к по­сте­пен­но­му воз­ро­ж­де­нию их мо­щи. Царь пар­фян Мит­ри­дат I (около 171-138 годов) за­вое­вал Мар­гиа­ну и, воз­мож­но, Арейю (вхо­ди­ли в Гре­ко-Бак­трий­ское цар­ст­во), при­над­ле­жав­шие Се­лев­ки­дам Ми­дию, Ва­ви­ло­нию, Эли­маи­ду.

По­пыт­ки Се­лев­ки­дов при Де­мет­рии II в 140 году и Ан­ти­охе VII в 130-129 годы вер­нуть ут­ра­чен­ное за­кон­чи­лись не­уда­чей. Даль­ней­шим за­вое­ва­ни­ям по­ме­ша­ло по­яв­ле­ние на вос­то­ке Парфянского царства ко­чев­ни­ков, в вой­нах с ко­то­ры­ми по­гиб­ли два пар­фян­ских ца­ря.

В ко­неч­ном счё­те ко­чев­ни­ки осе­ли на восточных ру­бе­жах Парфянского царства в об­лас­ти, ко­то­рая ста­ла на­зы­вать­ся Са­ка­стан (ны­не Сис­тан), и при­зна­ли сю­зе­ре­ни­тет Ар­ша­ки­дов. При Мит­ри­да­те II (около 123-88/87) Парфянское царство дос­тиг­ло тер­ри­то­ри­аль­но­го мак­си­му­ма.

Бы­ли ус­та­нов­ле­ны ди­пло­ма­тические от­но­ше­ния с Ки­та­ем и Ри­мом, на­чал ак­тив­но функ­цио­ни­ро­вать Ве­ли­кий шёл­ко­вый путь, став­ший важ­ным ис­точ­ни­ком до­хо­дов Парфянского царства. Под ко­нец жиз­ни Мит­ри­дат II при­нял ти­тул «царь ца­рей». По­сле его смер­ти в Парфянском царстве на­сту­пил пе­ри­од смут и усо­биц, за­кон­чив­ших­ся при Си­нат­ру­ке (около 77-70).

Вско­ре Парфянское царство столк­ну­лось с Ри­мом, раз­гро­мив­шим Пон­тий­ское цар­ст­во, Ар­ме­нию, окон­ча­тель­но ос­лаб­ших Се­лев­ки­дов. Про­ти­во­стоя­ние двух дер­жав ста­ло од­ним из важ­ней­ших фак­то­ров ис­то­рии Древ­не­го ми­ра. Вес­ной 53 римская ар­мия Крас­са дви­ну­лась в глубь Парфянского царства, но бы­ла раз­гром­ле­на под Кар­ра­ми.

Од­на­ко и по­сле­до­вав­шие втор­же­ния пар­фян в Си­рию, Па­ле­сти­ну, Ма­лую Азию за­кон­чи­лись их по­ра­же­ни­ем. В 36 рим­ля­не под пред­во­ди­тель­ст­вом Мар­ка Ан­то­ния пред­при­ня­ли но­вый по­ход на Парфянское царство, и опять не­удач­но.

В 20 до нашей эры ме­ж­ду ца­рём ца­рей Парфянского царства Фраа­том IV и римским императором Ав­гу­стом был за­клю­чён «веч­ный» мир.

По­сле ди­на­стического кри­зи­са в начале I века нашей эры трон Парфянского царства за­нял гла­ва бо­ко­вой вет­ви Ар­ша­ки­дов Ар­та­бан II. Пра­ви­те­ли про­вин­ций по­лу­чи­ли боль­шие при­ви­ле­гии, обо­со­би­лись са­ки, ос­но­вав­шие Ин­до-Пар­фян­ское цар­ст­во. Воз­ник­ли соб­ственные ди­на­стии в Мер­ве, Гир­ка­нии и других об­лас­тях.

Во­зоб­но­ви­лись столк­но­ве­ния с Ри­мом — в ре­зуль­та­те войн в 36 году и 58-63 годы в Ар­ме­нии ут­вер­ди­лась ветвь Ар­ша­ки­дов, но она при­ня­ла римский про­тек­то­рат. В 114-117 годы римский император Тра­ян за­хва­тил ряд об­лас­тей Парфянского царства и вы­шел к Пер­сид­ско­му заливу, но при­об­ре­те­ния бы­ли ут­ра­че­ны.

В 161 году пар­фя­не вторг­лись в Си­рию, од­на­ко вско­ре бы­ли из­гна­ны. В хо­де по­сле­дую­щих войн II — начала III веков рим­ля­не не­од­но­крат­но за­хва­ты­ва­ли Ме­со­по­та­мию, но удер­жать­ся там не смог­ли.

Вой­ны силь­но ос­ла­би­ли Парфянское царство (его западную сто­ли­цу Кте­си­фон во II веке рим­ля­не за­хва­ты­ва­ли три­ж­ды), Ри­му и Ку­шан­ско­му цар­ст­ву уда­лось на­пра­вить часть тор­го­вых по­то­ков Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти в об­ход Парфянского царства, а во II веке из-за не­уря­диц в Ки­тае по­сту­п­ле­ние китайскмх то­ва­ров пре­кра­ти­лось, что ещё бо­лее ос­ла­би­ло эко­но­ми­ку Парфянского царства. В начале III века под­нял вос­ста­ние пра­ви­тель Пар­са Ар­та­шир (Ар­да­шир) из ро­да Са­са­ни­дов. Боль­шин­ст­во влия­тель­ных ро­дов, в том числе пар­фян­ских, за­ня­ло вы­жи­да­тель­ную по­зи­цию. Царь ца­рей Ар­шак, из­вест­ный и под лич­ным име­нем Ар­та­бан (Ар­та­ван; раз­ные ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют его IV или V) по­гиб в бою. Ар­та­шир под­чи­нил всё го­су­дар­ст­во и в 227 году тор­же­ст­вен­но ко­ро­но­вал­ся в Кте­си­фо­не, по­ло­жив на­ча­ло но­вой им­пе­рии — Са­са­нид­ской.

Парфянское царство име­ло слож­ную об­щест­вен­но-по­ли­тическую струк­ту­ру. Пли­ний Стар­ший на­зы­вал его объ­е­ди­не­ни­ем 18 царств. Бы­ли со­хра­не­ны многие государственные ин­сти­ту­ты, су­ще­ст­во­вав­шие при Се­лев­ки­дах.

Ви­ди­мо, сре­ди пар­фян бы­то­ва­ло пред­став­ле­ние о при­над­леж­но­сти цар­ской вла­сти все­му ро­ду Ар­ша­ки­дов, что при­во­ди­ло к ди­на­стическим кон­флик­там. При ца­ре су­ще­ст­во­ва­ли два со­ве­та, один со­сто­ял из его род­ст­вен­ни­ков, дру­гой — из ма­гов.

Счи­та­ет­ся, что ог­ром­ным влия­ни­ем поль­зо­ва­лись 7 знат­ных фа­ми­лий, об­ла­дав­ших тра­диционными при­ви­ле­гия­ми. Пред­ста­ви­те­ли ро­да Су­ре­нов, в ча­ст­но­сти, по­лу­чи­ли пра­во по­вя­зы­вать диа­де­му на го­ло­ву вновь из­бран­но­го Ар­ша­ка.

Читайте также:  Истоки мирового кризиса. вторая мировая война - история России

На вос­то­ке Парфянского царства бы­ли силь­ны по­зи­ции ко­че­вой ари­сто­кра­тии. Греческие по­ли­сы, вклю­чён­ные в Парфянское царство, во вре­мя войн с Се­лев­ки­да­ми не­ред­ко вы­сту­па­ли про­тив пар­фян.

В об­мен на ло­яль­ность пар­фя­не во мно­гом со­хра­ни­ли тра­диционный ук­лад гре­чес­ких, а до середины I века и ва­ви­лон­ских го­ро­дов. На­ря­ду с пар­фян­ским, офи­ци­аль­ным яв­лял­ся греческий язык. Был ши­ро­ко рас­про­стра­нён и ара­мей­ский язык. Со­блю­да­лась ве­ро­тер­пи­мость.

Пар­фян­ское ис­кус­ст­во в ши­ро­ком смыс­ле — искусство на­ро­дов, вхо­див­ших в Парфянское царство. При та­ком под­хо­де мож­но го­во­рить о «пар­фян­ском» пе­рио­де в искусстве многих ре­гио­нов и на­ро­дов.

При другом под­хо­де это — син­те­зи­ро­ван­ное исксусство, соз­дан­ное в рам­ках Парфянского царства и ори­ен­ти­ро­ван­ное на за­про­сы цар­ско­го дво­ра и государственной эли­ты, пред­став­лен­ной в основном пар­фя­на­ми. На ран­них эта­пах его ос­но­ву со­став­ля­ло эл­ли­ни­стическое искусство.

Ран­не­пар­фян­ская ар­хи­тек­ту­ра из­вест­на по па­мят­ни­кам Ни­сы и Ку­хе-Ход­жа.

Для неё ха­рак­тер­но со­че­та­ние ахе­ме­нид­ских и ближ­не­во­сточ­ных черт (мас­сив­ные ку­бо­вид­ные объ­ё­мы, 4-столп­ные за­лы) с де­ко­ра­тив­ным оформ­ле­ни­ем, за­им­ст­во­ван­ным из эл­ли­ни­стического ре­пер­туа­ра (эле­мен­ты клас­сических ор­де­ров, мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра, на­стен­ная рос­пись).

Греческие мас­те­ра стоя­ли у ис­то­ков многих от­рас­лей пар­фян­ско­го искусства (вая­ние, глип­ти­ка, ко­ро­пла­сти­ка и другие). По­сте­пен­но их дос­ти­же­ния пе­ре­ни­ма­ли и пе­ре­ос­мыс­ля­ли ме­ст­ные ху­дож­ни­ки и ре­мес­лен­ни­ки.

В I-II веках ве­ду­щая роль в соз­да­нии про­из­ве­де­ний пар­фян­ско­го искусства уже при­над­ле­жа­ла иран­цам и се­ми­там, оби­тав­шим в Парфянском царстве. В скульп­ту­ре и жи­во­пи­си фор­ми­ру­ет­ся «пар­фян­ский стиль», основными осо­бен­но­стя­ми ко­то­ро­го М.И.

Рос­тов­цев счи­тал фрон­таль­ность, ие­ра­тич­ность, спи­ри­туа­лизм. В ар­хи­тек­ту­ре са­мо­быт­ность ме­ст­ной куль­ту­ры на­шла от­ра­же­ние в соз­да­нии осо­бо­го кон­ст­рук­тив­но­го эле­мен­та — свод­ча­то­го ай­ва­на, став­ше­го ук­ра­ше­ни­ем многих двор­цо­вых и куль­то­вых по­стро­ек, например двор­ца в Аш­шу­ре (I века). Важ­ным де­ко­ра­тив­ным эле­мен­том в ар­хи­тек­ту­ре Парфянского царства, а по­сле его па­де­ния — ря­да других на­ро­дов ста­ла резь­ба по сту­ку (стук­ко). Многие тен­ден­ции пар­фян­ско­го искусства по­лу­чи­ли раз­ви­тие в са­са­нид­ский пе­ри­од.

Му­зы­каль­ная куль­ту­ра.

Для пар­фян ха­рак­тер­но со­су­ще­ст­во­ва­ние восточных музыкальных ин­ст­ру­мен­тов (вер­ти­каль­ная уг­ло­вая ар­фа, лют­ня с длин­ной шей­кой, бу­бен, та­рел­ки — ме­со­по­там­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния; лют­ня с ко­рот­кой шей­кой сред­не­ази­ат­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния) с древне-греческими ин­ст­ру­мен­та­ми (ки­фа­ра, ав­лос, си­рин­га). Со­хра­ни­лись изо­бра­же­ния му­зы­кан­тов в сце­нах дио­ни­сий­ских празд­неств на ри­то­нах сло­но­вой кос­ти из Ста­рой Ни­сы, тер­ра­ко­то­вые фи­гур­ки му­зы­кан­тов из Мер­ва Древ­не­го (в том числе жен­ские фи­гур­ки с лют­ней средне-азиатского про­ис­хо­ж­де­ния с боль­шим ок­руг­лым кор­пу­сом и ко­рот­кой шей­кой), па­мят­ни­ки Хат­ры (2 мра­мор­ные жен­ские порт­рет­ные ста­туи с греческой ли­рой и восточным буб­ном; рель­еф­ный хра­мо­вый фриз пред­по­ло­жи­тель­но со сце­ной свадь­бы, с изо­бра­же­ни­ем му­зы­кан­тов с буб­на­ми, та­рел­ка­ми и ду­хо­вы­ми ин­ст­ру­мен­та­ми).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Диб­войз Н. К. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия Пар­фии. СПб., 2008
  • Das Partherreich und seine Zeugnisse / Hrsg. J. Wiesehöfer. Stuttg., 1998
  • Wolski J. L’Empire des Arsacides. Lovanii, 1993
  • Karomatov F. M., Mešhkeris V.A., Vyzgo T. S. Mittelasien. Lpz., 1987 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 9)
  • Rashid S. A. Mesopotamien. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 2)
  • Вы­зго Т. С. Му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты Сред­ней Азии. М., 1980
  • Schipp­mann K. Grundzüge der parthische Geschichte. Darmstadt, 1980
  • Ко­ше­лен­ко Г. А. Куль­ту­ра Пар­фии. М., 1966; он же. Не­ко­то­рые во­про­сы ис­то­рии ран­ней Пар­фии // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1968. № 1
  • Frye R. N. The He­ritage of Persia. L., 1962
  • Дья­ко­нов М. М. Очерк ис­то­рии древ­не­го Ира­на. М., 1961
  • Бок­ща­нин А. Г. Пар­фия и Рим. М., 1960–1966. Ч. 1–2
  • Мас­сон М. Е. На­ро­ды и об­лас­ти юж­ной час­ти Турк­ме­ни­ста­на в со­ста­ве Пар­фян­ско­го го­су­дар­ст­ва // Тру­ды Юж­но-Турк­ме­ни­стан­ской ар­хео­ло­ги­че­ской ком­плекс­ной экс­пе­ди­ции. Аш., 1955. Т. 5
  • Debevoise N. A political history of Par­thia. Chi., 1938. N. Y., 1968

Источник: http://w.histrf.ru/articles/article/show/parfianskoie_tsarstvo

Античный период Средней Азии-1

В продолжении рубрики Древняя Средняя Азия выкладываю отрывки из трёх источников «Древние Цивилизации» под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина; «История искусств Узбекистана» Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель; Статья «Искусство народов Средней Азии» автор М.Дьяконов из сайта http://artyx.ru/books/

В 331 году до н. э. войска Александра Македонского вступили на территорию Ахеменидской державы и год спустя положили конец этому грандиознейшему восточно-деспотическому государству, крушение которого принесло греческому военачальнику триумфальную славу и богатейшую добычу.

Значительно труднее далось ему завоевание восточных владений Ахеменидов, где в течение трех лет (с 330 по 327 г. до н. э.) македонские армии огнем и мечом приводили к повиновению непокорное и свободолюбивое, пестрое по своему этническому составу население среднеазиатских земель.

В конечном счете Александр подчинил области Парфиены и Маргианы (Южный Туркменистан), Бактрианы (территории право- и левобережья Аму-Дарьи в среднем ее течении), Согдианы (бассейны Кашка-Дарьи и Зеравшана).

Но вскоре же после его смерти провинции эти отпадают от македонской империи, а к концу IV века до н. э. ненадолго входят в состав Селевкидской державы.

Владычество Селевкидов также оказалось непрочным, и уже в середине III столетия до ‘н. э. мятеж Диодота кладет начало самостоятельному Греко-Бактрийскому царству, а восстание Аршака и Тиридата —парфянской державе Аршакидов; в северных районах Средней Азии оформляется племенной союз Кангюй, или Кангха.

Области Греко-Бактрийского царства с конца I века до н. э. постепенно поглощаются Кушанами, империя которых, с I по III век простиравшаяся от Кашмира до Аму-Дарьи, со временем включила кангюйские земли. На протяжении веков границы этих крупных государственных образований нередко взаимно перемещаются.

Уже к середине 1-го тысячелетия до н. э. социальную основу общества здесь определяли рабовладельческие отношения.

Походы Александра, принесшие на первых порах народам Средней Азии большие бедствия войны, имели своим позитивным результатом включение среднеазиатских областей в сферу обширных международных сношений, особенно окрепших ко времени формирования местных грандиозных рабовладельческих империй.

В искусство проникают передовые для своего времени достижения эллинистической и римской художественной культуры.

Но и домакедонский этап развития местной культуры отнюдь не являл собою плод незрелого творчества полуварварских народов, якобы лишь после проникновения греков в азиатские страны вступивших на путь высоких художественных достижений.

Здесь уже существовали самобытные приемы зодчества и своеобразные формы изобразительного искусства.

Наивысший расцвет античной художественной культуры на почве Узбекистана падает на время с III века до н. э. по III век н. э.

Развитию рабовладельческой системы отвечает подъем различных сторон материальной и духовной жизни общества, и новые социальные запросы находят образно выразительное воплощение в различных сферах искусства…

…Соединение самых различных интересов и устремлений вело к созданию в Средней Азии самостоятельных государств. Около 250 г. до н. э. бактрийский сатрап Диодот объявил себя независимым правителем. Почти одновременно от Селевкидов отпала Парфия.


Особое место среди независимых среднеазиатских государств занимала Греко-Бактрия. Здесь сохранялась типичная эллинистическая структура общества—власть принадлежала завоевателям: грекам и македонянам.

На территории современного Афганистана был открыт крупный греко-бактрийский город — городище Ай-Ханум, материалы которого позволили получить ясное представление о многих чертах греко-бактрийской культуры.

Интересные памятники греко-бактрийской культуры были обнаружены и в Таджикистане. Это прежде всего городище Саксоно-хур. Еще более убедительны находки, сделанные на городище Тахти-Сангин (Каменное городище).

Здесь выявлен храм, построенный по канонам «иранской» сакральной архитектуры: квадратная целла, окруженная коридорами, в целле — четыре колонны. Найдено значительное число великолепных произведений искусства — в качестве пожертвований их приносили в храм верующие.

Среди них — парадное оружие и статуи; первое в большинстве случаев чисто греческого характера, с исключительными по красоте рельефами.

Здесь найден и небольшой алтарь с бронзовой фигуркой силена Марсия и греческой надписью на нем — посвящением богу реки Окс.

В 80-е гг. II в. до н. э. греки Бактрии начали движение на юг — перевалили через Гиндукуш и предприняли завоевание областей Индии.

Во взаимодействии постепенного расширения владений греко-бактрийцев на индо-пакистанском субконтиненте и постоянного дробления некогда единого государства на отдельные мелкие владения — и разворачивается вся дальнейшая история Греко-Бактрии.

В отличие от Греко-Бактрийского царства история Парфии пошла по иному пути. Первоначально независимость Парфии от Селевкидов провозгласил, как это было и в Бактрии, местный сатрап по имени Андрагор.

Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель которых Аршак в 247 г. до н. э. принял царский титул. По имени основателя династии последующие правители Парфии принимали в качестве тронного имени имя Аршак.

Первоначально новое государство было сравнительно небольшим и объединяло помимо собственно Парфии соседнюю Гирканию, область на юго-востоке Каспия. Но уже при Митридате I (171 —138 гг. до н. э.) началась активная экспансия на запад вплоть до Месопотамии.

Парфия становится мировой державой.

В середине II в. до н. э. Средняя Азия пережила серьезные события. Движение кочевых племен привело к гибели Греко-Бактрии и провинций, во главе которых стояли члены рода Аршакидов или представители других знатных парфянских семей.

Гиркания, стремящаяся к независимости, направляет своих послов прямо в Рим; утверждается особая династия в Маргиане, первый представитель которой едва не уничтожил Парфию. В 198/199 тяжелой борьбе с кочевниками пали два парфянских царя, и лишь при Митридате II (123—87 гг. до н. э.

) эта угроза была локализована, а вторгшимся племенам была предоставлена для поселения провинция Сакастан (совр. Систан).

С конца I — начала II в. н. э. происходит ослабление Парфянской державы. В 20-х гг. аршакидская Парфия полностью теряет свою самостоятельность под ударами основателя новой могущественной династии Арташира Сасанида.

Для ряда областей Средней Азии парфянский период был временем интенсивного развития городской жизни, подъема ремесленных производств и расширения сферы денежного обращения.

В самой Парфиене наиболее известным городом была Ниса, руины которой расположены около современного Ашхабада.

Многолетние раскопки советских археологов выявили замечательные памятники архитектуры, скульптуры и, как уже отмечалось, парфянский архив.

Было обнаружено около 2 тыс. документов первичной хозяйственной отчетности царского хозяйства.

Благодаря найденным документам получены новые данные об административной структуре Парфянского царства, о системе налогообложения и землепользовании. Большой интерес представляет анализ многочисленных имен, календарной системы.

Один из черепков представляет собой «памятную записку» о восшествии на престол царя. Исследование этих документов позволило восстановить «родословное древо» первых Аршакидов.

Своеобразнейшее явление представляет собой парфянская культура. Синтез местных и греческих начал в ней проявляется гораздо сильнее, чем в культуре Греко-Бактрии…

Для периода 3 — 1 вв. до н.э. мы можем на основании дошедшей до нас мелкой пластики и по изображениям на монетах с полной определенностью утверждать, что в этот период существовала монументальная скульптура, а возможно, и монументальная живопись.

В скульптуре этого времени заметно влияние средиземноморских и переднеазиатских художественных представлений и образов, а также и технических приемов.

Конечно, нельзя отрицать проникновения в Среднюю Азию уже готовых, выкристаллизовавшихся художественных образов, идущих из материковой Греции и главным образом из эллинистической Малой Азии и с Переднего Востока, образов, являвшихся для той эпохи высшим достижением искусства.

Однако произведения среднеазиатского искусства как предшествовавшего так и этого периодов говорят о высоком уровне развития культуры народов Средней Азии.

Ярким свидетельством этого являются превосходные реалистические портреты на греко — бактрийских монетах.

Найденная на Афрасиабе (городище древнего Самарканда)скульптурная группа, изображающая трех граций на колеснице, управляемой уродливым карликом, является местной, вероятно согдийской, переработкой широко известной эллинистической статуарной группы, имевшей распространение от Северной Африки до Центральной Азии.

Юлно-Туркменской экспедицией в парфянской Нисе открыты многочисленные ритоныиз слоновой кости,украшенные в нижней части скульптурой животных, а вверху прекрасными, реалистически выполненными рельефами. Изображены греческие божества и музы.

Исследователи отмечают, что изображенные персонажи по костюму и прическам имеют облик людей из парфянской придворной знати.

Реалистической формой, близкой памятникам восточно-эллинистической пластики, обладают серебряные и бронзовые фигурки, найденные в Нисе, в частности бронзовая массивная фигурка крылатого сфинкса с женской головой, служившая, вероятно, одной из ручек большой металлической вазы.

Среди художественных памятников Нисы выделяется также мраморная женская статуя 2 в. до н.э.

Мотив обнаженной женщины, ноги которой задрапированы покрывалом, напоминает знаменитую статую Афродиты Милосской, несомненно послужившую прототипом для парфянского скульптора.

Пластически прекрасно изваянная фигура женщины наделена своеобразием, позволяющим предполагать, что перед нами местная интерпретация образа античной богини.

Интересным образцом скульптуры Хорезма этой эпохи, в искусстве которого воздействие греческой и эллинистической культуры почти не сказалось, является терракотовая голова старухи, найденная в 1952 г.

около Койкрылган-кала — памятника 4 — 3 вв. до н.э.

Особенностью этой скульптуры является своеобразная экспрессия, лицо с большими, как бы слепыми глазами и жизненно переданными старческими морщинами вокруг рта и подбородка.

В 3 — 1 вв. до н.э. развивались городские ремесла, в том числе н художественные. Об этом свидетельствует многочисленная гончарная посуда из Парфии, Маргианы, Бактрии, Согда, Хорезма, отличающаяся прекрасной отделкой, стройностью и изяществом форм, но почти полностью лишенная орнаментации.

Одна из наиболее бросающихся в глаза особенностей парфянской культуры — явный разрыв в уровне культуры между крупными городскими центрами и деревней (округой).

Проведенные в последние годы исследования сельских поселений в подгорной полосе Копетдага показали, что общинники жили в очень простых, небольших по размерам жилищах, сделанных из сырца, лишенных даже малейших элементов декора.

В быту они пользовались незамысловатой керамикой. Ни в одном из этих поселений пока не найдено ни одного произведения искусства.

Благодаря раскопкам и исследованию парфянских документов можно проследить постепенное усиление роли зороастрийских верований в духовной жизни Парфии.

Как показали нисские остатки, в Парфии использовался зороастрииский календарь, встречается много имен, связанных с зороастрийской традицией.

Постепенно греческие надписи на монетах заменяются парфянскими, начинают появляться на них и зороастрийские религиозные символы.

Культура Маргианы в первые века нашей эры довольно сильно отличалась от культуры Парфиены.

Наиболее разительное отличие состоит в том, что в Маргиане популярны были небольшие терракотовые статуэтки, видимо представлявшие собой изображения божеств местного пантеона, в то время как в Парфиене этих статуэток нет.

Наиболее распространенными были изображения женских божеств, причем в первые века нашей эры происходит знаменательный переход от типов, навеянных изобразительными канонами эллинизма (обнаженная богиня, переданная в свободной позе), к типам более иератическим: неподвижное, прямое тело, одежды, богато украшенные нашивками, величественное лицо. Постепенно, однако, качество воспроизведений ухудшается, статуэтки вырождаются в чисто ремесленную продукцию.

Вторая особенность историко-культурного развития Маргианы — более сложный характер религиозной жизни, чем в Парфиене. Здесь господствовал зороастризм. Сюда же в первые века нашей эры начал проникать и буддизм.

В самом конце парфянского времени в пределах городских стен Мерва (городище Гяур-Кала) была построена буддийская ступа. Культура Маргианы, как и в более раннее время, больше тяготела к культуре Бактрии, чем Парфиены.

История Бактрии после падения власти греков и завоевания кочевниками (40-е гг. II в. до н. э.) условно «распадается» на два этапа. Вначале на ее территории существовало несколько мелких владений, созданных вождями кочевых племен.

Эти вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры и проявили себя рачительными хозяевами.

Ими в I в. до н. э. на территории Бактрии проводятся новые каналы, создаются земледельческие оазисы, строятся города.

Вскоре один из таких правителей, по имени Герай, помещает на крупных серебряных монетах свое изображение в виде вооруженного всадника и сопровождает его надписью, сделанной греческим алфавитом, как бы символизируя связь двух начал — традиций кочевой степи и эллинистической государственности. Еще более показательно само название этого правителя — он именует себя кушанием. Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в конечном счете к созданию Кушанской державы. Так было положено начало второму этапу в истории Бактрии—уже в составе Кушанского царства…

Источник: http://art-blog.uz/archives/1456

Образование государственных образований в Центральной Азии

Древнейшие рабовладельческие государства Центральной Азии

Таджики по своему происхождению являются арийцами, которые считаются одним из древних ирано-язычных народов мира. Древними обитателями Средней Азии считаются арийские племена, заселившие эти районы в 3-2 тыс.

до нашей эры. В науке существуют различные мнения по этим вопросам.

Наиболее распространенным является положение, согласно которому предки индоиранских племен жили до своего расселения где-то в областях около Черного моря, а затем в Средней Азии и с этих территорий одна группа индоариев пришла в Индию, другая проникла в Переднюю Азию.

А затем предки мидян, персов продвинулись в Западный Иран. Ранней территорией обитания была Средняя Азия и примыкающие к ней на севере районы, об том есть сведения в «Авесте» — о легендарной родине ариев-Айиряна Вейджа.

Айиряна Вейджа (от авестийского языка — «арийский простор») — территория от Южного Урала, Казахстана, Китайского Туркестана на севере до оазисов Средней Азии, Восточного Ирана и Афганистана в II тыс. до нашей эры. Здесь расселились индоиранские племена известные по «Авесте» как арийские племена.

Ариец означает «благородный», «чистый». От арийцев произошли современные нации — таджики, иранцы, индусы, пуштуны, курды, белуджи, осетины, таты и др.

В «Авесте» упоминаются еще две страны — Ариана и Туран, где правили великие цари арийцев из династии Пешдодов и Каянидов.

Ариана (от имени племени Айирья) — древняя страна арийцев, во II тыс. до нашей эры находилась на территориях, расположенных к югу от левобережья реки Сырдарья, затем Амударьи-Вахша, то есть Средняя Азия, Восточный Иран и Афганистан.

центральная азия кушанское государство

Туран (от имени племени Туйирья) — древняя страна арийцев, во II тыс. до нашей эры находилась на территориях расположенных к югу от правобережья Амударьи-Вахша, степных районов Южного Урала, Казахстана, Китайского Туркестана до Алтайских гор на севере и до Амударьи-Вахша на юге.

В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии образовались древние рабовладельческие государства — Бактрия, Согд, Великий Хорезм, Маргиана, где правили цари.

Основные классы общества, составляли рабовладельцы, свободные граждане (ремесленники и крестьяне) и рабы (чужестранцы, попавшие в плен). В степных и предгорных районах проживали кочевые — скотоводческие племена саков и масагетов.

Саки разделялись на саков-тиграхауда (острые шапки) и хаомаварга (хаома — напиток). Все эти народы относились к индоиранским расам и разговаривали на восточно-иранском языке.

Ахеменидская империя

Ахеменидская империя возникла на территории современного Ирана. Основателем являлся Кир II (Куруш Великий) царь Персии, который в 550 году до нашей эры завоевал Мидийское царство и создал Ахеменидское государство. Кир II правил страной до 530 года до нашей эры и завоевал страны Малой Азии — Лидию, Вавилон и часть территории Центральной Азии.

Греческий историк Ктесий сообщает о битве между персами и бактрийцами, в результате которой Бактрия добровольно присоединилась к Ахеменидскому государству. На севере Таджикистана известен древний город Кирополь (Истаравшан), построенный по приказу Кира II.

Однако в борьбе с саками-масагетами Кир II потерпел поражение от масагетов во главе с царицей Томирис в 530 году до нашей эры. Другой великий царь Ахеменидов Дарий I (486-522 гг.) вновь начал военный поход на территорию Центральной Азии. В источниках упоминается героизм воина Ширака, который остановил один из походов Дария на сакские племена.

В 522 году против Дария произошло восстание жителей Маргианы под руководством Фарады. Однако освободительные восстания народов не смогли остановить завоевание этого края персами. Династия Ахеменидов правила своей империей в течение 550-330гг. до нашей эры. На завоёванной территории, от границ Индии до побережья Средиземного моря было образованно 20 сатрапий.

4 сатрапии — Прикаспийское (200 талантов серебра), Бактрия (360), Согд, Хорезм, Парфия вместе (300), Сакское (250) находились в Центральной Азии и выплачивали подати Ахеменидским царям. Благодаря влиянию Персии все восточно-иранские народы и другие народы империи получили свой алфавит (арамейский), появились школы.

Кир II считается автором первой в истории Декларации о правах человека, данная рукопись сейчас хранится в Британском музее. В годы правления Ахеменидов в государстве вошли в обращение деньги — дарики (Дорои), появились общегосударственные законы, почтовая служба и почтовые торговые дороги, соединяющие все области империи.

Успешно развивалась духовная культура, в виде персидской литературы и образования, о чем свидетельствуют древние надписи городов Кухи Бесутун и Тахти Джамшед (город Персеполис). Произошли социальные изменения (развитие земледелия, повышение рабского труда, деятельность торговых домов и ремесла).

Борьба народов Центральной Азии с греко-македонскими завоевателями

В 336 году до нашей эры в Греции царём становится, Александр Македонский (в возрасте 20 лет). С 334 года он начинает завоевательный поход против Ахеской империи. В трёх битвах против войска Дария III Александр одержал победу.

В 330 году до нашей эры последний царь Ахедов был казнен его родственником сатрапом Бактрии Бесом. Однако и Бес потерпел поражение от Александра, затем был низложен Спитаменом и др. и передан Александру, который приказал казнить его на глазах персов и мидян, чтобы привлечь на свою сторону персидскую аристократию.

В 329 году до нашей эры греко-македонские войска напали на Бактрию и Согд. Согдийцы восстали против завоевателей, особенно мужественное сопротивление оказали согдйцы в Уструшане где было убито 22 тыс. местных жителей.

Александр дошёл до Сирдарьи и начал строить 7 греческих городов (колоний) В то время согдийский военачальник Спитемен собрал войска и захватил Мараканду. Началось восстание в Согде в 329-328гг. до н.э.

Александр подавил восстание на Сирдарье, уничтожил всех мужчин. Он отправил на помощь осажденным 3 тыс. пехотинцев и 800 всадников, которые потерпели поражение от Спитамена и скифов. Александр в 328 году разделил свое войско на пять отрядов и прошел Согд от края до края, предав смерти всех повстречавшихся. Греки убили больше 120 тыс. согдийцев, страна была опустошена.

Спитамен с 600 всадниками прошел в Бактрию и продолжал борьбу. Осенью он вернулся в Согд, но потерпел поражение и отступил в степь. Там вожди кочевых племен предательски напали на Спитамена, отрубили ему голову и отослали Александру. Александр ради прекращения сопротивления изменил свою политику.

Он породнился с согдийским аристократом Оксиартом, женившись на его дочери Рухшоне. Всем аристократам было возвращено их имущество. Аристократы предают интересы своей страны и переходят на сторону завоевателей. Непрочность империи Александра сказалась после его смерти в 323г. до н.э. Между полководцами (диадохами) началась борьба за раздел империи, которая в 301 г.

была разделена на три государства: Македонское, Египетское и Сирийское (Селевкидское).

После распада империи Александра Македонского в Центральной Азии образовались следующие государства:

Селевкидское государство (312-135гг до нашей эры), затем в 256г. до н.э. Греко-Бактрийское государство — основатель государства Диодот.

Парфянское государство было создано местными ираноязычными племенами во главе с Аршаком около 250г. до н.э., персидские источники это государство именуют государством Ашканидов.

Парфия существовала на современной территории Туркмении, Восточного и Центрального Ирана, Ирака до 224 года нашей эры.

Кушанское государство. Образование Великого Шёлкового пути

Племена юэджи начали военное вторжение в Центральную Азию в 133 — 129гг. до н.э. и завоевали все территории центральной, северной и восточной Центральной Азии. До этого племена юэджи проживали в Монголии. В 174 г. жившие по соседству хунны нанесли поражение юэджам которые откочевали на запад в Восточный Туркестан и Среднюю Азию.

Здесь они потерпели поражение от племени усуней, что заставило их передвигаться в сторону Бактрии. По исследованиям японского ученого И. Кувабары юэджи переселились на север Сред. Азии в 172-161 гг. до н.э., и прошли на юг, в область Амударьи между 139-129 гг. Китайские источники сообщают о 5 владениях племен юэджи в завоеванной Бактрии и Согде.

По прошествии около ста лет Гуйшуанский князь Киоцзюкю — Куджула Кадфиз покорил остальные четыре племени и образовал Кушанское царство. Кушаны завоевали соседние страны Афганистан, Индию, о чем свидетельствуют найденные монеты. Самый Известный правитель Кушанского государства Канишка (примерно правил между 78 — 278гг.

) расширил владения, присоединив Пенджаб, Кашмир, Синд, Утар-прадеш. Столицей являлся г. Пурушапура (г. Пешавар). Канишка принял буддизм, который стал занимать главное место в жизни государства и начал распространяться на территории Афганистана и юге Средней Азии. На монетах Канишки впервые появляются надписи на бактрийском языке вместо греческого.

Бактрийский язык становится официальным языком страны.

С Кушанским государством связано и появление «Великого шелкового пути» — караванной дороги из Китая через Среднюю Азию в Римскую империю. Кушанские правители довольно часто обменивались послами с данными империями. Это способствовало торговому обмену между народами.

Источник: http://biofile.ru/his/30248.html

Парфянское царство

Категория: Иран и Средняя Азия 12.01.2014

Формирование Парфии как независимой державы по времени совпадало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и предположительно относится к 250 г. до н. э. Первоначально царем Парфии объявил себя ее бывший селевкидский сатрап.

Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель которых Аршак в 247 г. до н. э. принял царский титул.

В своем развитии Парфия прошла долгий путь от одного из небольших окраинных владений тогдашнего культурного мира до могущественной державы, выступившей наследником Селевкидов и упорным соперником Рима.

Уже первый правитель Парфии Аршак приложил немало усилий для увеличения своих владений и присоединил к ним соседнюю Гирканию (область на юго-востоке от Каспия). Вскоре ему пришлось столкнуться с Селевкидами, стремившимися восстановить свою власть на востоке, но победа осталась на этот раз за парфянами.

Парфяне приступили к укреплению своего государства, постройке крепостей, выпуску собственной монеты. По имени основателя династии последующие правители Парфии принимали в качестве одного из тронных имен имя Аршак.

На оборотной стороне монет нового государства стало помещаться изображение сидящего Аршака с излюбленным парфянским оружием—луком — в руке.

Серьезные испытания ждали молодое государство в 209 г. до н. э., когда Антиох III предпринял отчаянную попытку вернуть восточные сатрапии. Исход военных столкновений в целом был неудачным для Парфии, но страна сохранила независимость, возможно, формально признав верховенство Селевкидов.

Воспользовавшись ослаблением Селевкидской державы, после смерти Антиоха III, окрепшая Парфия решительно перешла к активной внешней политике. Во главе страны стоял один из выдающихся представителей аршакидекой династии Митридат I (171 — 138 гг. до н. э.), который сначала присоединил Мидию, а затем распространил свою власть и на Месопотамию, где в 141 г. до н. э.

был признан «царем» в Вавилоне. Попытки Селевкидов исправить положение окончились неудачно.

Но и Парфию ожидали трудности. Мощное движение кочевых племен, опрокинувших Греко-Бактрию, коснулось и восточных областей Парфии. Аршакидские правители настойчиво пытались оградить страну от новой опасности.

В этой тяжелой борьбе погибло два парфянских царя. Лишь Митридату II (123—87 гг. до н. э.

) удалось локализовать непрестанную угрозу, выделив для сакских племен особую провинцию на востоке, которая получила имя Сакастан, сохранившееся до наших дней в форме Сеистан.

Теперь Аршакиды могли безбоязненно продолжать продвижение на запад, и Митридат II энергично взялся за осуществление этих планов. Поддержав одного из претендентов на армянский престол, он получил взамен существенные территориальные приобретения.

Теперь Парфия превратилась в довольно крупную державу, в состав которой помимо парфянских земель вошла вся территория современного Ирана и богатая Месопотамия. Торжествующий Митридат II принял титул «царь царей» и прозвище «великий». Продвижение на запад непосредственно вело к столкновению с Римом.

Уже при Митридате II парфяне вели переговоры с римским полководцем СуллоЙ. Однако ни Парфия, ни Рим не предвидели всей остроты противоречий, разделивших эти две крупные державы и превративших их в перманентных противников. С полной силой они проявились лишь в середине I в. до н. э.

Римляне уже прочно овладели Малой Азией и Сирией и убедившись в том, что именно парфяне стали главной преградой на пути их дальнейшей экспансии, предприняли первую попытку нанести Парфии решающий военный удар. Во главе римских войск на востоке встал полководец Красе. Однако в 53 г. до н. э.

в Северной Месопотамии неподалеку от города Карры римляне потерпели сокрушительное поражение. Сам Красе и значительная часть его армии погибли. Многие римляне попали в плен и были поселены на восточной окраине Парфии — в Маргиа-не. Эта победа поколебала положение римлян в Азии и вселила надежду народам, оказавшимся под их игом.

Парфяне перенесли свою столицу дальше на запад— в Ктесифон, на левом берегу Тигра. Однако дальнейшие попытки парфян развить столь эффектную победу не имели успеха. Они на время захватили Сирию, Малую Азию и Палестину, но удержать эти области не смогли. Постепенно парфяне были оттеснены к Евфрату, но и римский поход в Мидию в 38 г. до н. э. в конечном итоге окончился неудачей.

Начавшиеся вскоре в самой Парфии междоусобицы, умело используемые и разжигаемые Римом, свели на нет и эти временные успехи. На парфянском престоле оказывались римские ставленники. Политические круги, стремящиеся к стабилизации обстановки, приводят к власти в 11 г. Ш. э.

представителя так называемых младших Аршакидов—Артабана III.

Тесно связанный с кочевыми племенами глубинных областей Парфии Артабан III решительно выступает за развитие собственных, -арфянских традиций, делает попытку усиления централизации в управлении держа-зой, состоявшей из разнородных частей Ограничивается самоуправление крупных городских центров в Месопотамии и Эламе, на троны подвластных парфянам владений возводятся представители аршакид-ской династии. Но частичные реформы не смогли привести к созданию централизованного государства, и внутренние смуты, часто связанные с вопросом о престолонаследии, то и дело вспыхивают с неослабевающей силой.

С конца I — начала II в. н. э. происходит ослабление Парфянской державы, отмеченное ростом самостоятельности отдельных провинций, во главе которых нередко стояли члены многочисленного рода Аршакидов или представители других знатных парфянских семей.

Проявляет тенденции к сепаратизму Гиркания, направляющая своих послов прямо в Рим, утверждается независимый правитель в Маргиане, именующий себя на монетах так же, как й правящий Аршакид, «царем царей». В первой половине II в. н. э. Парфия несколько раз подвергается мощным ударам римских армий сначала во главе с императором Траяном, а затем с Адрианом.

Армения и Месопотамия объявляются римскими провинциями, парфянская столица Ктесифок подвергается разграблению. Однако удержать захваченное Рим уже не в состоянии, и вскоре он отказывается от новых приобретений. Однако попытки парфян во второй половине II в. н. э.

взять реванш вновь побуждают римлян перейти в наступление, ознаменовавшееся разрушением Ктесифона, однако у них не хватает сил, чтобы сохранить за собой захваченные районы. В итоге упорной борьбы, длившейся более двух столетий, ни одна из сторон так и не смогла одержать решающей победы.

Разумеется, военные поражения ослабляли Парфию, в которой все настойчивее давали о себе знать центробежные тенденции.

Былые провинции и вассальные царства практически превратились в самостоятельные государства, трон «царя царей» то и дело оспаривали представители правящей династии, дополнительно разделяя державу на враждующие стороны.

В этих условиях возвышение одного из вассальных царств— Персиды—было лишь внешним проявлением давно назревавшего взрыва. В 20-х годах III в. аршакидская Парфия покоряется силам, сплотившимся вокруг нового претендента на верховную власть — Арташира Сасанида из Персиды.

Сложение Парфии как крупной державы было обусловлено целым рядом факторов. Немалую роль здесь играли и боевые качества парфянской кавалерии, состоявшей из подвижных лучников и тяжеловооруженных воинов в панцирях и доспехах.

Но главное заключалось в уровне социально-экономического развития стран Ближнего и Среднего Востока и в сложившейся здесь политической ситуации. В IV—III вв. до н. э. повсюду наблюдалось интенсивное развитие городской жизни, ремесел, международной торговли.

Однако Селевкиды были не в состоянии обеспечить политическое единство развивающихся областей и уступили эту роль Парфянскому государству.

Парфянское правительство уделяло большое внимание вопросам международной торговли. Составлялись специальные дорожники с описанием путей, выделялась стража для охраны купеческих караванов.

Парфяне ревниво оберегали свою монополию на сухопутные торговые пути, соединявшие запад и восток, и препятствовали китайцам, пытавшимся самостоятельно достигнуть Рима.

Показателен и значительный прогресс внутренней торговли в парфянский период, о чем свидетельствует, например, широкое распространение в Маргиане в I—III вв. н. э. мелких медных монет, предназначенных именно для розничной купли и продажи.

Заметный сдвиг в городской жизни произошел за время правления Аршакидов в восточных областях их владений. Так, целый ряд крупных городских центров сложился в самой Парфии.

Из их числа самым известным был город Ниса, недалеко от которого находились царская резиденция и гробницы старших Аршакидов.

Огромных размеров достигает столица Маргианы, занимающая территорию городища Гяур-кала в 4 кв. км.

Парфянское общество и культура

Интенсивное развитие Парфии не могло не отразиться на общественных отношениях, достигших значительного классового антагонизма. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Источники сообщают о значительном количестве рабов в Парфии, причем дети рабов также оставались рабами. Формы эксплуатации рабов были весьма различны.

Труд их применялся на рудниках, в сельскохозяйственных поместьях, в домашнем хозяйстве. В отдельных имениях работало до 500 рабов. В сельском хозяйстве использовался труд рабов, составлявших собственность рабовладельца, но посаженных на землю хозяина и могущих часть дохода использовать на удовлетворение собственных нужд. Такое частичное освобождение .

рабов свидетельствует о поисках рентабельных форм эксплуатации подневольного населения. Нелегким было положение и рядовых общинников. Они выплачивали государству большие налоги, обработка ими земли рассматривалась как государственная повинность и строго контролировалась.

Социальную верхушку обпества образовывал царский род Аршаки-ZOB, владевший обширными землями, и парфянская знать, экономическая самодеятельность которой во многом обусловила ее значительную роль в державе.

Существующая система эксплуатации требовала четкой работы административного и фискального аппарата центрального гравительства. Однако внутренняя структура Парфянского государства отличалась известной противоречивостью и не отвечала z полной мере этим задачам.

В ней отразились тенденции, связанные со стремлением создать прочную централизованную державу, и некоторая аморфность политических органов, несущих черты архаического : бщественного уклада. Так, царская власть рассматривалась как принадлежащая роду Аршакидов в целом, и царя выбирали зва совета — племенной знати и жрецов.

Нередко царем становился не сын, а брат -«мершего владыки или еще более отдаленный родственник; имеются сведения и о смещении царей советом знати. С расширением границ Парфянской державы в ее состав вошли небольшие полузависимые царства с местными правителями, греческие города Месопотамии и других областей, по существу, пользовавшихся автономией.

В результате Парфия не представляла единого централизованного государства, что было постоянным источником ее внутренней слабости.

Сложный и неоднородный состав Парфянской державы нашел яркое отражение в культуре парфянской эпохи. Месопотамия и соседние области, обладающие собственной культурной традицией, заметно отличались от самой Парфии и восточной части всего государства в целом.

Формирование некоторых общих черт было вызвано активным использованием форм греческой культуры, отношение к которым менялось на протяжении многовековой истории государства Аршакидов. В ранний период, в III—I вв. до н. э., влияние греческих канонов было очень сильным и сами парфянские цари считали долгом в официальной титулатуре именовать себя эллин олюб ив ыми (филэллинами).

Эллинизация широко охватила придворные круги и парфянскую знать. Особенно хорошо это видно на примере царской резиденции в Нисе, неподалеку от Ашхабада, тщательно изученной советскими археологами. Здесь отчетливо прослеживаются два мира, два культурных пласта.

Древние традиции монументальной сырцовой архитектуры, тяжелые планы квадратных парадных залов, зороастрийские имена в документах дворцового архива и зороастриqский календарь ясно указывают на глубокие местные корни.

Вместе с тем в архитектурном декоре широко используются пышные капители коринфского ордера, в царской сокровищнице бережно хранятся мраморные статуи, выполненные в лучших традициях эллинистической скульптуры. Соединение этих двух культурных традиций прослеживается на примере выточенных из слоновой кости крупных рогов-ритонов. Форма традиционно восточная, а некоторые сюжеты несомненно греческие, в том числе изображения двенадцати олимпийских божеств.

С I в. н. э. идет активное утверждение собственно парфянских, восточных мотивов и -канонов, греческое начало выступает уже в сильно переработанном виде. Так, на монетах появляются надписи на парфянском языке, постепенно вытесняющие греческие, которые становятся все более неразборчивыми и искаженными.

В Месопотамии дворцовые строения греческого типа сменяются величественными комплексами с широким использованием крупных, открытых только с одной стороны помещений — айванов. Храмы иногда строятся по образцу более древней культовой архитектуры Месопотамии, а в ряде случаев просто копируются зороастрийские храмы огня.

Для скульптуры этого времени характерны несколько тяжеловесные, как бы застывшие статуи богов и светских правителей, развернутые фронтально: фигуры в композиции монотонно повторяются, всякое движение и живость намеренно исключены. В искусстве наряду с культовыми и жанровыми сценами определенное внимание уделяется и личности царя, обожествлению его и всей династии в целом.

Культура парфянской эпохи обнаруживает сложную картину взаимодействия различных элементов, а собственно парфянские традиции не были достаточно сильными, чтобы привести к культурному единству.

Источник: http://vladhistory.com/parfyanskoe-carstvo/

Ссылка на основную публикацию