О характере государственном строе империи после 17 октября 1905 г. — история России

Манифест 17 октября 1905 года (стр. 1 из 2)

О характере государственном строе империи после 17 октября 1905 г. - история России

1. Манифест 17 октября 1905 года

В течение всего 1905 г. правительство не могло взять инициа-тиву в свои руки и тащилось в хвосте событий, хотя полиции уда-лось провести удачные операции по пресечению подготовки «революционных партий» к восстанию. Труднее было справиться с забасто-вочным движением.

«Революционные» партии умело проводили антигосударственную агитацию и имели договоренность о совместных действиях против правительства.

Встал вопрос о созыве более ши-рокого представительного парламента, но прежде нужно было предо-ставить политические права населению России.

События между тем нарастали. В октябре в крупных городах началась политическая стачка, в которой, наряду с рабочими, участвовали и представители технической интеллигенции. 8 октября 1905 г.

прекратилось движение на Московской железной дороге, к 17 октября значительная часть дорог была парализована. Закрылись фабрики, не выходили газеты, в крупных городах почти не было элек-тричества.

Николай II отверг предложение о чрезвычайных мерах и назначении «диктатора».

Видя остроту положения, Николай обратился за помощью к Вит-те, которому недавно удалось подписать на более или менее прием-лемых условиях соглашение с Японией. 9-го октября Витте предста-вил государю меморандум с изложения текущего положения дел и программой реформ.

Констатируя, что с начала года «в умах произо-шла истинная революция», Витте считал указы от 6-го августа устаревшими, а поскольку «революционное брожение слишком велико», он пришел к выводу, что надо принимать срочные меры, «пока не ста-нет слишком поздно».

Он советовал царю: необходимо положить предел самоуправству и деспотизму администрации, даровать народу основные свободы и установить настоящий конституционный ре-жим.

Поколебавшись неделю, Николай решил поставить свою подпись под текстом приготовленном Витте на основе меморандума. Но при этом царь считал, что нарушает присягу, данную во время вступле-ния на престол. 17-го октября 1905 г. был издан манифест, кото-рый формально означал конец существования в России неограничен-ной монархии.

Вот содержание «Манифеста об усовершенствовании государст-венного порядка» от 17 октября 1905 г.: выражая свою скорбь по поводу «смут и волнений», охвативших государство, государь признает необходимым «Объединить деятельность высшего правительст-ва», на обязанность которого он возлагает «выполнение непреклон-ной нашей воли:

1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы, совести, слова, соб-раний и союзов;

2) не останавливая предназначенных выборов в Государственную Ду-му, привлечь теперь же к участию в Думе… те классы населения, кото-рые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начало развития общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3) установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбо-рным от народа обеспечена была возможность действительного учас-тия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.»

«Объединенное правительство» образовало Совет министерства, председателем которого (т.е. первым русским премьер-министром) был назначен Витте.

Манифест устанавливал политические права для граждан Рос-сии: неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, свободу собраний и союзов (профсоюзов и партий). К выборам в парламент привлекались слои населения, ранее лишенные избира-тельных прав.

Согласно Манифесту, Государственная дума меняла свое значение и приобретала черты развитого парламента; провозгла-шалось, что закон не может иметь силу без одобрения Государствен-ной думы. Таким образом, Россия вступила на путь достаточно зрело-го парламентаризма.

Появление Манифеста 17-го октября вызвало растерянность влас-ти на местах и не внесло скорого успокоения.

Если умеренно-либера-льные круги готовы были принять созданное манифестом положение как исполнение их желаний конституционного преобразования России, то левые круги, социал-демократы и эсеры, не были ни в малейшей степени удовлетворены и решили продолжать борьбу для достиже-ния своих программных целей («не желали нагайки, завернутой в пер-гамент конституции»); с другой стороны, правые круги отвергали содержащиеся в Манифесте 17-го октября уступки революции и требовали сохранения неограниченного царского самодержавия.

Скоро после появления манифеста железнодорожная забастовка прекратилась, но «смуты и волнения» не только не прекратились, но распространились по всей стране: в городах происходили то рево-люционные, то контрреволюционные демонстрации, причем во многих города контрреволюционные толпы «черносотенцев» громили интеллигентов и евреев; в деревнях разливалась волна аграрных погромов – толпы крестьян громили и жгли помещичьи усадьбы.

3-го ноября был издан манифест, обращавшийся к крестьянам с при-зывом прекратить беспорядки, обещавший принятие возможных мер к улучшению положения крестьян и отменявший выкупные платежи за крес-тьянские надельные земли.

2. Государственная Дума по основным законам

Российской империи 1906 г.

20 февраля 1906 г.

вышел акт об учреждении Государственной думы, в котором определялась ее компетенция: предварительная обработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.

Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетными и избирателями, их отстранение могло осуществляться Сенатом. Дума могла распускаться досрочно по решению императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Государственной канцелярией и Советом министров был подготовлен текст Основных государственных законов, утвержденный императором Николаем II 23 апреля 1906 г.

Принятие Основных законов и перестройка центрального управления на началах «законности» и «привлечения общественности» потребовали пересмотра принципов местного управления и самоуправления.

В Основных законах были сформулированы гражданские права и свободы (неприкосновенность жилища и собственности, перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, создания союзов и объединений, вероисповедания и т.д.).

Законодательная власть закреплялась за Государственной думой и Государственным советом. Любой закон нуждался в одобрении обоих органов и в утверждении императором.

В случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного совета «при чрезвычайных обстоятельствах» законопроекты могли обсуждаться в Совете министров и утверждаться императором в форме указов.

Действие указа носило временный характер и подлежало утверждению в Думе и Совете в течение двух месяцев после возобновления их работы.

В соответствии со ст.

87 Основных законов императору предоставлялась возможность по представлению Совета министров принимать указы законодального характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Не подлежали обсуждению Государственной думой вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Срок деятельности Думы определялся в пять лет, указом царя она могла быть распущена досрочно, в этом случае назначались выборы и сроки созыва Дума нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Думы определялись указами императора.

В компетенцию Думы входили: вопросы, требующие издания законов и утверждения штатов, обсуждение и утверждение бюджета, заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, дела о строительстве государственных железных дорог, об учреждении акционерных компаний. В начале 1906 г. были изданы бюджетные правила, по которым бюджет мог исполняться даже при отказе Думы от его утверждения, что резко ограничивало бюджетные права Думы.

Основные государственные законы предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако Дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царем, тем самым оказывая на него давление.

Депутаты имели право запроса к министрам, что давало возможной Думе публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать ответов от правительства. По результатам этих ответов Дума выносила суждения.

Чтобы избежать потока запросов (как это было в Первой Думе), Вторая Дума создала специальную комиссию для отбора запросов.

Государственная Дума получала право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемы правительством, она же пользовалась правом законодательной инициативы (кроме изменения Основных законов, осуществляемого по инициативе царя. Распространение права законодательной инициативы Думы на Основные законы могло, по мнению Витте, превратить ее в Учредительное собрание).

В случае чрезвычайных обстоятельств правительство имело право в промежутках между сессиями Думы и с одобрения царя издавать указы приравниваемые к законам (ст. 87). (Это положение было заимствовано из австрийской конституции.) Эти указы, однако, не могли касаться изменений ни в Основных законах, ни в статусе Думы.

Министры были ответственны не перед народным представительством (Думой), а перед монархом.

3. Новый избирательный закон после государственного переворота

от 3 июня 1907 г.

Оценивая ситуацию в Государственной думе. П.А. Столыпин в закрытом заседании 1 июня 1907 г.

сказал, что промедление «поставило бы правительство в невозможность дальнейшего обеспечения спокойствия и порядка в государстве».

Новый избирательный закон был принят без одобрения Государственной думы, как того требовали Основные законы. В этой связи в марксистской-ленинской литературе события 3 июня 1907 г. именуют государственным переворотом.

Источник: http://MirZnanii.com/a/28147/manifest-17-oktyabrya-1905-goda

После манифеста 17 октября 1905 г

Общие цели: дать представление обучающимся об идейных течениях, политических партиях и общественных движениях в России на рубеже XLX-XX вв.; объяснить становление россий­ского парламентаризма.

Вспомогательные цели: заполнить таблицу «Политические партии России начала XX в.»; охарактеризовать деятельность политических партий в Государственной думе с опорой на текст § 5; сравнить состав I и II Государственных дум с опорой на табл. 1 (с. 52 учебника).

Дополнительные цели: установить причинно-следственные связи между Манифестом 17 октября 1905 г. и активным ростом политических партий в начале XX в.; составить схему «Государ­ственное устройство Российской империи после Манифеста 17 октября 1905 г.»; сравнить структуру высших органов государ­ственной власти до и после создания Государственной думы.

Важнейшие понятия и термины: политическая партия, фракция, либерализм, кадеты, октябристы, социал-демократы, большевики, меньшевики; эсеры; индивидуальный террор; все­общие, равные и прямые выборы; Третьеиюньский государст­венный переворот.

Основные даты и события:

1906 г. — работа первой Государственной думы.

1906 г.- начало аграрных реформ П. А. Столыпина.

1907 г. — работа второй Государственной думы. 1907 г., 3 июня — новый избирательный закон. 1907 г., 3 июля — окончание революции.

1912 г., 19 июля — работа третьей Государственной думы. 1912 г. — расстрел рабочей демонстрации на Ленских приисках.

Исторические персонажи: Петр Аркадьевич Столыпин; Павел Николаевич Милюков; Александр Иванович Пучков; Ге­оргий Валентинович Плеханов; Владимир Ильич Ленин (Улья­нов); Леонид Мартов (Юлий Осипович Цедербаум); Владимир Митрофанович Пуришкевич.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Тест. №2

II. Изучение нового материала.

План

1. Особенности формирования политических партий России.

2. Основные политические партии:

• либеральные;

• социалистической ориентации (левые);

• консервативные (правые).

3. Реформы государственного строя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот.

беседу по вопросам:

— Какой была политическая система Российской империи в начале XX в.?

— Какой была форма правления в Российской империи в на­чале XX в.?

— Как назывался совещательный орган при императоре?

— Какой орган государственной власти назывался высшим исполнительным?

— Какую роль выполнял Сенат?

— Кто осуществлял местное управление?

— Какие изменения внес в российское общество Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.?

— Какие гражданские права получило население России?

1. Особенности формирования политических партий России.

Одним из главных итогов революции стало появление в Рос­сии политических партий.

Читайте также:  Возвышение москвы на рубеже хii—xiii вв - история России

2. Основные политические партии.

Политические партии России в начале XX в.

Вопросы сравнения Политическое течение
социалистическое (революционно-демократическое) либеральное консервативное (монархическое)
Партии Эсеры (В. М. Чер­нов). РССРП (В. И. Ле­нин) Кадеты (П. Н. Ми­люков) Октябристы (А. И. Гучков) «Русское собрание» (А. С. Суворин). «Союз русского народа» (В. Н.Пу-ришкевич)
Социальный состав Революционная интеллигенция, рабочие, город­ские средние слои, крестьяне. Либеральная ин­теллигенция, го­родские средние слои, буржуазия, часть помещиков Помещики, духо­венство, часть крупной буржуа­зии, часть город­ских средних слоев, крестьяне
Програм­мные цели Уничтожение частичной собст­венности; уничтожение са­модержавия Создание эффек­тивной рыночной экономики; построение право­вого государства; формирование гражданского общества Сохранение тра­диционных основ экономической и политической жизни

3. Реформы государственного строя. I и II Государствен­ные думы.

— Поскольку на выборах в Государственную думу победили кадеты, ее первым председателем стал кадет, профессор С. А. Муромцев. Однако в социальном плане большинство ока­залось на стороне крестьянства, достаточно слабого для поиска решений политических и юридических вопросов.

Задание:

— Прочтите текст § 5 (с. 51-52) и укажите отличие в составах I и II Государственных дум.

— Почему российское общество оказало наибольшую под­держку кадетам?

— Что послужило причиной прекращения работы I и II Госу­дарственных дум?

— Сравните аграрные программы различных партий. Как предлагали решить аграрный вопрос I и II Государственные ду­мы?

III. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам 1; 5 § 5 (с, 53).

Домашнее задание:§ 5; знать новые понятия, термины, да­ты и события; подготовить сообщения о деятельности П. А. Сто­лыпина, П. П. Рябушинского.

Опережающее задание к уроку «Культура России в конце XIX — начале XX в.». примерная тематика заданий для обучающихся:

• Развитие и достижение отечественной науки на рубеже XIX — начала XX века.

• Система российских образов на рубеже XIX — XX века.

• Новые идеи о предназначении России в русской философ­ской мысли начала XX вв.

• Новые направления в русской литературе начала XX века.

• Новые стилей направления в живописи.

• Открытие русской иконописи.

• Достижения в области архитектуры и скульптуры в начале

Источник: https://cyberpedia.su/6×9695.html

Манифест 17 октября 1905 года — суть и значение

Октябрьский манифест (манифест 17 октября 1905 года) – законодательный акт, разработанный правительством и подписанный Императором Николаем 2 с целью положить конец многочисленным беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян.

Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления, проходящие в стране с 12 октября, автором документа стал С.Ю.Витте.

«Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» был вынужденной мерой, на которую пошел Николай 2, чтобы стабилизировать обстановку. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнять ряд их требований – дать гражданские права и свободы – тем самым прекратив хаос в стране.

Предпосылки создания Манифеста

Данный документ стал одним из самых заметных событий в период первой русской революции 1905-1907 годов и являлся ее своеобразным итогом.

В начале 20 века экономическая и политическая ситуация в России была очень сложной. Отмена крепостного права сильно изменила экономику страны, однако старая система (самодержавная монархия) не могла адекватно реагировать на происходящие изменения и поддерживать новый тип экономики.

В стране произошел промышленный спад, так как на заводах работать было некому, внутренний долг страны рос с каждым днем, а несколько подряд неурожайных годов привели к тому, что страна голодала.

Экономический кризис, а также неудачи России на военном поприще привели к тому, что власть вызывала все меньше доверия у народа.

Рабочие, которым было нечего есть, требовали, чтобы их наделили гражданскими правами и дали больше свободы, чтобы экономика могла регулироваться не только указами государя, но и волей народа. В этот период стал все чаще звучать лозунг – «долой самодержавие».

Несмотря на недовольства, правительство еще кое-как справлялось с ситуацией, однако после трагических событий «Кровавого воскресенья», когда мирная демонстрация рабочих была расстреляна императорскими войсками, остановить революцию было уже невозможно. По всей стране начались бунты и забастовки – люди требовали свергнуть Императора.

Пик забастовок пришелся на октябрь, когда бастовало более 2 миллионов человек. Забастовки сопровождались погромами и кровавыми столкновениями.

Реакция правительства на революцию. Создание Манифеста 17 октября 1905 года

В начале революции правительство пыталось справиться с ситуацией выпуская многочисленные законодательные акты и указы, а также применяя силовые методы.

В частности, Николай 2 выпустил сначала указ, согласно которому каждый гражданин или группа граждан могли подать на рассмотрение документ об изменении государственного порядка, но затем сразу же вышел второй указ – он говорил о том, что вся власть принадлежит исключительно императору. Разумеется, народ был недоволен тем, что им пытаются дать права лишь на бумаге. Демонстрации разгорались сильнее.

В мае 1905 года на рассмотрение в Думу поступил новый законопроект, который предусматривал создание в России совершенно нового законотворческого органа, который бы стал своеобразным посредником между государем и народом – этот орган занимался бы рассмотрением предложений граждан и процессом внесения соответствующих поправок в официальное законодательство. Императору подобный законопроект не понравился, его содержание по приказу Николая 2 было изменено в пользу самодержавия и власти монархии.

Когда бунты достигли пика, Николай 2 вынужден был вернуться к первой редакции нового законопроекта, потому что другой возможности остановить кровавые события не было. Он издал приказ немедленно составить текст Манифеста.

Манифест положил начало новому государственному строю – конституционной монархии.

Содержание Манифеста 17 октября 1905 года

Новый царский Манифест, прежде всего, давал ряд свобод гражданам и общественным институтам. Провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций. Сразу же после издания Манифеста в России было создано более сотни самых различных обществ и объединений.

Манифест также давал избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали. Суть этого была в том, чтобы дать возможность принимать участие в судьбе страны всем слоям населения, вне зависимости от сословия и материального положения. Это было началом демократического общества.

Нововведением было также то, что все законопроекты теперь рассматривались и утверждались государственной Думой, император перестал быть единоличным правителем и законотворцем, его власть ослабла.

Итоги Манифеста 17 октября 1905 года

Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.

Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.

К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/manifest-17-oktyabrya-1905-goda

Начало перемен в политическом и государственном строе империи: Манифест 17 октября 1905г., деятельность I и II Государственных дум

События первой русской революции поставила Николая II перед необ-ходимостью определœения концепции дальнейшего государственного раз-вития России. В качестве составной части модели государственного строя был сохранен традиционный, возникший ещё в допетровские времена, патернализм, теория единœения царя с народом как основы управления государством.

По этой причине из двух возможных путей подавления революционных выступлений, насильственного и парламентского, правительство Николая II выбрало второй. В конце 19 — начале 20 века общественный строй России определялся переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне. Революция 1905ᴦ.

привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. При этом пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. Государство и право России развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Наиболее важным, эпохальным событием явилось рождение в ходе революции 1905-1907гᴦ. принципиально нового политического явления — Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов — боевых органов революционной власти. Революция была подавлена, и Советы погибли, но им было суждено перевернуть мир.

Революция заставила царизм дать народу демократические права и свободы. Возникает свобода печати, собраний политических организаций. На базе этого возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные. Закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.

Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса: отменена публичная казнь, расширяется право присяжных в процессе, в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника.

В русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения, время проведенное арестованными в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. Суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитация. В годы войны процессуальное или судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами.

Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования. Новым явлением стала административная юстиция — прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей.

26. Образование политических партий в России их программы по вопросам о гос-ом устройстве, аграрному, национальному вопросу. В партии по защите прав крестьян почти не было крестьян, в партии по защите прав рабочих было мало рабочих. Безработные, интеллигенция, студенты и среди них почти всœе евреи — ϶ᴛᴏ ядро политических партий России начала 20 века.

ʼʼДаже если не хотите, всœе равно мы вас спасем!ʼʼ Под таким лозунгом действовали возникающие политические партии. Οʜᴎ считали, что народ еще несознателœен, малограмотен, не организован. По этой причине они, как избранные кадры, способны сделать народ счастливым. Οʜᴎ лучше знали, что нужно народу! Οʜᴎ разрабатывали планы счастливого будущего России.

Правда деньги на это давали шпионы Германии, Англии, Японии, США, то есть враги России. Были революционеры, которые не учились, не работали, не имели специальности, а только мотались с одной хаты на другую, занимаясь своей революцией. Хочешь всю жизнь не работать под выбросом адреналина – будь революционером! Вот такая была раньше тема. Великим теоретиком революции стал Карл Маркс.

Он писал свои труды. Это было основной работой. Жена его никогда не работала. Всю жизнь их спонсором был Фридрих Энгельс. По этой причине он тоже стал великим теоретиком. Οʜᴎ качали с него деньги по любому поводу. Продолжателœем Маркса и Энгельса стал Ленин. Он жил на пенсию мамы, тоже никогда не работал, только писал труды. Много раз попадал в тюрьму. Нелœегка была жизнь великих теоретиков.

1898 -создание в Минске партии из 8 человек. РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия. 1901– создание партии СР – социал — революционеров. Οʜᴎ выступали за крестьянскую революцию. Тактика борьбы – террор.

Читайте также:  Внешняя политика ссср в годы войны - история России

Οʜᴎ убивали чиновников, чтоб другие боялись и делали для народа хорошие дела. К примеру, на убийство генерал-губернатора тратили ок. 30 тысяч рублей, ᴛ.ᴇ.

зарплату 3 тысяч простых рабочих. Лучше бы раздали рабочим эти деньги, их детишек покормили. 1903– 2-й съезд РСДРП. Образовалось 2 направления: меньшевики – за мирные реформы в России, и большевики – за вооруженную борьбу против правительства.1905 – были созданы партии КД (кадеты) – конституционные демократы и Октябристы, в честь Манифеста 17 октября.

Οʜᴎ были за реформы в России мирным путем и за ограниченную монархию. В первые годы XX века в России сложилось около 90 политических партий (вот сколько людей не желали работать и отмывали деньги на свои похотелки).

Всех их можно поделить на 3 направления: правые – за сохранение монархии и прежних порядков, центристы – за реформы мирным путем, левые – за революционный переворот, переустройство силой оружия. А народ в это время работал по 11 часов в день, кормил свои семьи. Он не воспринимал всœерьез говорунов из этих партий.

Читайте также

  • — Трансформация хозяйства и общества Рима и Италии в период заморских завоеваний III II вв. до н.э.

    Лекция 7. Рим в период заморских завоеваний III II вв. до н.э. Классическое рабство Таким образом, римские подданные страдали не столько от самой системы провинциального управления, сколько от злоупотребления этой системой со стороны коррумпированной римской… [читать подробнее].

  • — Лекция 8. Римская гражданская община в III II вв. до н.э.

    Хозяйство на вилле постепенно усложнялось и совершенствовалось, требования к качеству товарной продукции постоянно росли, а вместе с ними увеличивалась потребность в квалифицированных инициативных работниках. Но заставить их работать не за страх, а за совесть, не… [читать подробнее].

  • — NITHARDI HISTORIARUM LIBRI IIII

    Книга четвёртая. Мне, как было сказано выше 1, не только приятно было бы отдохнуть от этого повествования, но и полностью отойти от всех государственных дел, о чём в постоянных раздумьях помышляет [моя] беспокойная и полная разных жалоб душа. Но, поскольку судьба и тут, и там… [читать подробнее].

  • — NITHARDI HISTORIARUM LIBRI IIII

    КНИГА ТРЕТЬЯ Если мне стыдно слышать нечто позорное о нашем поколении, то еще более досадно самому писать о том. Поэтому и предполагал, никоим образом не пренебрегая злонамеренно данным мне повелением, когда настал желанный конец второй книги, тем и завершить мой труд…. [читать подробнее].

  • — Привести пример по модусу DATISI III-ой фигуры и свести к соответствующему модусу I – ой фигуры.

    Фигуры и модусы простого категорического силлогизма:   I фигура II фигура III фигура IV фигура Большая посылка Меньшая посылка Заключение M – P S – M S – P P – M S – M S – P M – P M – S S – P P – M M – S S – P Условный вид фигур … [читать подробнее].

  • — Привести пример по модусу DATISI III-ой фигуры и свести к соответствующему модусу I – ой фигуры.

    Фигуры и модусы простого категорического силлогизма:   I фигура II фигура III фигура IV фигура Большая посылка Меньшая посылка Заключение M – P S – M S – P P – M S – M S – P M – P M – S S – P P – M M – S S – P Условный вид фигур … [читать подробнее].

  • — I СЛМ IKOIIOMMK.l H.IXOHIIOI II ПК ЮЯМИИ МСракНОКССМИ ШМОМу 'ПО ШМ.ШПНК 40

    iHiiuita намерены и ipai ходока и> на мофеб ic и и с с\шу большую чем их uio I ю 4.11.11. patoioit ii.ill [сипи fn ici мокрыi.t !.i lmci покупки i(жарок к tojm (к цч un) miii iмыс (.бережемим I um нсранмомссмс n jkoiiommki. i)6paiveiL4 iioiomn чю… [читать подробнее].

  • — I II III IV

    I II z9/z10 III z13/z14 IV z5/z6 n10 Но уменьшилось число n9 скоростей (z = 10), т. е. z3/z4 n8 2 скорости повторились n7 (их можно получить по z1/z62 n6 двум кинематическим n5 цепям). z7/z8 n4 n3 n2 z11/z12 n1 Другой случай: z = 12 = 31 · 23 · 26 – обычная структура. Увеличим характеристики первой и второй… [читать подробнее].

  • — I II III IV

    Г Д -507 Б К С -156 А Полупроводниковые диоды Полупроводни­ковым диодом называется устройство, состоящее из кристалла полупроводника, содержа­щее обычно один р-n переход и имеющее два вывода. Существует много различных типов диодов – выпрямительные,… [читать подробнее].

  • — Начисление баллов: уровни I II и III

    — За 3 (3 х 3) или 6 (6х3) исполненных приема 9Б 18Б — За подзыв к ноге после завершения упражнения 1Б 2Б Пример:Собака на уровне III — «Сидеть», «Лежать», «Стоять» выполняет = 9 — 1 м продвижка = 8 — «Лежать» выполняется, затем собака подходит к Проводнику = 3 — Общая… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/82692_nachalo_peremen_v_politicheskom_i_gosudarstvennom_stroe_imperii_manifest_17_oktyabrya_1905g_deyatel_nost_i_i_ii_gosudarstvennyh_dum

    1. Манифест 17 октября 1905 года о политических свободах подданных Российской империи

    Начало 1905 г. ознаменовалось событием, предопределившим все дальнейшие российские смуты — «Кровавым воскресеньем».

    9 января демонстрация рабочих под предводительством священника Г.А.

    Гапона, руководителя созданной полицией организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга», направилась с петицией к царю.

    На пути к Зимнему мирная демонстрация, состоящая из рабочих, их жен и детей, несших хоругви, иконы, кресты, портреты Николая II., была расстреляна… Так, началась первая русская революция.

    Весной и летом 1905 г. продолжался рост революционного движения. Состоялись съезды большевиков и меньшевиков. Усиливалось стачечное движение.

    12 мая 1905 г. началась всеобщая стачка в Иваново-Вознесенске, продолжавшаяся два с половиной месяца. В результате рабочим удалось добиться от Правительства повышения заработной платы, улучшения санитарных условий и др.

    Июнь 1905 г. ознаменовался, во-первых, восстанием в г. Лодзи (Польша), вызванного расстрелом полицией рабочих — социал-демократов, и, во-вторых, восстанием на броненосце «Князь Потемкин Таврический», входившем в Черноморскую эскадру.

    С начала октября стачечное движение охватило железнодорожников. К 12 октября в забастовке участвовало 750 тыс. рабочих служащих и прекратилось движение по всем железнодорожным направлениям. 17 октября стачка охватила полностью Петербург и Москву.

    Таким образом, стало очевидно, что сложившуюся в стране политическую ситуацию необходимо регулировать и разрешать.

    Первая попытка разрешения сложившейся в стране ситуации была предпринята Николаем II еще 18 февраля 1905 г., когда царь подписал рескрипт министра внутренних дел А. Булыгина, обещавший привлечь к обсуждению законов.

    Манифестом от 6 августа 1905 года, император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов».

    Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года.

    Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным, обсужденные на Петергофском совещании под председательством Николая II и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и — на особых основаниях — крестьяне) вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

    В период проведения Всероссийской октябрьской политической стачки ситуация практически полностью уже вышла из-под контроля императора и правительства. Поэтому Николай II оказался перед выбором: «железной рукой» наводить порядок или пойти на уступки. Разрешить данную дилемму было поручено Сергею Юльевичу Витте.

    Витте, в свою очередь, поручил министру финансов А.Д. Оболенскому. Данный проект, сильно переработанный при групповом обсуждении, предусматривал «непременное» участие Государственной Думы и Государственного Совета в рассмотрении всех законодательных дел.

    Документом предусматривалась выполнять волю императора, заключающуюся в «даровании» гражданских прав, скорейших выборах в Думу, привлечении к участию в них тех слоев общества, которые до этого были лишены избирательных прав, установлении незыблемости правила, что никакой закон не может получить силы без одобрения Думы, которой было предоставлена возможность надзора за действиями властей.

    17 октября, Николай II подписал манифест в том виде, в котором он был подготовлен А.Д. Оболенским и Н.И. Вуичем под руководством Витте, и, одновременно, утвердил доклад Витте.

    То есть единовременно обрели силу противоречащие друг другу в значительной степени документы, которые разделяла всего неделя, но именно эта неделя стала переломной в ходе революции.

    17 октября 1905 года «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил:

    дарование свободы совести, слова, собраний и союзов;

    привлечение к выборам более широких слоев населения (дается избирательное право тем слоям, у которых его никогда не было);

    обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов (т.е. формируется законодательный орган).

    Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п.3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г.

    «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. Отв. ред.Е.И. Индова. М., Юридическая литература, 1987. С. 114. «.

    Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

    Данный законодательный акт был первым в истории русской Империи, в котором правитель заявлял о буржуазно-демократических свободах. Но это были заявления декларативного характера. Формированием законодательного органа Николай II отказывается от единоличного законотворчества. Манифест послужил толчком к созданию многих законодательных актов.

    Так 11 декабря 1905 года был издан Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу», которым значительно расширяется круг избирателей Исаев И.А. История государства и права России. М.: ООО ТК Велби, 2002. С. 174. 1.

    Манифест 20 февраля 1906 года дополнительно определил способы законодательного взаимодействия органов высшей власти; фактически он преобразовал Государственный совет Российской империи в подобие верхней палаты парламента.

    В апреле 1906 года была создана Библиотека Государственной Думы, которая проработала до 1918 года, когда декретом Совнаркома канцелярия Государственной Думы и все структуры, составлявшие её аппарат, в том числе и библиотека, были упразднены. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

    государственная дума россия

    Источник: http://hist.bobrodobro.ru/5989

    Изменения в государственном строе Российской империи в 1905 г

    Первая русская революция вынудила царское правительство пойти на некоторые изменения государственного строя. В феврале 1905 г. Николай II объявил о разработке проекта закона о привлечении избранных от населения лиц к участию » в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

    В августе 1905 г. были приняты Манифест об учреждении Государственной Думы[8]; учреждение Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу.

    По этим законам Государственная Дума была представительным органом, избираемым на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого, при устранении от выборов многих категорий населения: лиц моложе 25 лет, женщин, военнослужащих, учащихся, бродячих инородцев, неоседлых народов.

    Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и крестьян. Выборы были многостепенными. Цензовая система лишала избирательных прав рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию.

    Государственная Дума имела право законодательной инициативы, исключая Основные законы государства, право обсуждения государственного бюджета. Она полностью зависела от императора и могла быть распущена досрочно.

    Читайте также:  Жалованная грамота дворянству и городам 1785 года - история России

    Всеобщая забастовка в октябре 1905 г. заставила царя издать манифест от 17 октября 1905г.

    «Об усовершенствовании государственного порядка», который обещал дать населению неприкосновенность личности, свободу совести, слова, предоставить избирательные права тем классам населения, лишенным избирательных прав; расширить права Думы, предоставить Думе право контроля за исполнительными органами государства.

    19 октября 1905 года опубликован другой манифест о преобразовании Совета министров[9].

    На Совет министров возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления».

    До этого Совет министров был совещательным органом при императоре и органом координации деятельности министров.

    По указу от 19 октября 1905 года в России создавался правительственный орган во главе с председателем Совета министров.

    Председатель Советов министров получил право контролировать деятельность министерств и начальников ведомств. Министры обязаны были согласовывать с ними свою деятельность, сообщать ему «безотлагательно сведения обо всех выдающихся, происходящих в государственной жизни событиях, принятых мерах и распоряжениях».

    Председатель Совета министров и министры назначались и увольнялись в отставку императорам. Император при формировании Совета министров не был связан парламентским большинством, завоеванным той или иной партией.

    Император сохранял огромные прерогативы в непосредственном руководстве делами государственной обороны, внешней политики.

    Эти вопросы вносились в Совет министров по указанию императора или по инициативе руководителей этих ведомств.

    Манифест от 17 октября 1905 года содержал обещания конституционного характера. Его содержание дополнял Манифест от 19 октября 1905 года.

    В случае реализации положений этих документов в России должна была быть образована законодательная Дума, с правом обсуждения бюджета и отчета о его исполнении, с правом контроля за деятельностью правительства, министерств и других исполнительных органов, и центральный правительственный орган — Совет министров.

    В декабре 1905 года был подписан и опубликован указ об изменении положения о выборах в Думу.

    Указ сохранял принцип выборов Думы по куриям, в основе которых лежали и сословный принцип и цензовая система.

    Были сохранены общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 года.

    Новые положения были в статьях, предоставивших избирательные права рабочим (очень ограниченные) и значительно увеличивших круг избирателей по городской курии. В курию городских избирателей были допущены средняя и мелкая буржуазия, служащие и интеллигенция.

    20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе, призванное реализовать обещания, данные в манифесте от 17 октября 1905 г. Однако в полной мере это сделано не было. Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

    Несмотря на незначительность бюджетных прав Думы, по словам В. И. Ленина, «фактически известная зависимость правительства от утверждения бюджета Думой существует». По февральскому 1906 г.

    закону Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными правительствующему сенату.

    Министры обязывались не позднее одного месяца со дня передачи им заявления о запросе дать ответ на запрос.

    Изменив избирательный закон и предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило реформу Государственного совета. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой.

    20 февраля 1906 г. был издан царский указ «О переустройстве учреждения Государственного совета», который стал состоять из членов «по высочайшему назначению» и равного числа членов по выборам. Члены совета избирались на 9лет с тем, чтобы одна треть их выбывала, и избирались новые. Председатель и вице-председатель назначались императором.

    Определенным итогом изменений в государственном строе были утвержденные императором в новой редакции Основные законы Российской империи. Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти «неограниченной». Но положение верховной самодержавной власти императора сохранилось.

    Карательные органы Российского государства.

    В связи с развитием революционного движения в России, назреванием революционной ситуации главным объектом политического сыска становится рабочий класс и его революционный авангард — партия большевиков. В связи с этим создаются специальные органы политического сыска — охранные отделения и образуются районные охранные отделения.

    Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый отдел департамента полиции. Главной задачей охранных отделений являлась борьба с «революционными сообществами».

    Для с борьбы революционными центрами за рубежом Департамент полиций активизировал свою заграничную агентуру.

    Заграничная агентура активно сотрудничала с соответствующими органами Франции, Англии, Германии и других государств.

    В 1905 г. положение об усиленной или чрезвычайной охране и военное положение действовали на территории, где проживало 117 млн. человек.

    Чрезвычайное законодательство России давало возможность широко использовать военные судебные органы и военное — уголовное законодательство. Судебные органы могли применять смертную казнь за политические и общеуголовные преступления.

    19 августа 1906г. царское правительство ввело Положение о военно-полевых судах, которым было подсудно любое дело, имевшее политический характер, но Указ не был утвержден Думой и прекратил действовать в 1907г.

    По приговорам военно-полевых судов было казнено 1102 человека, а военно-окружными судами приговорено к смертной казне 6193 человека.

    После издания Манифеста 17 октября 1905 г. были приняты временные правила о печати, собраний, союзов. Временные правила о печати провозглашали отмену общей и духовной цензуры.

    Но уже в 1906 г. началось массовое преследование демократической печати — запрещение изданий, наложение штрафов, возбужение судебных дел. Были закрыты Газеты и журналы. Наиболее серьезные ограничения вводились в местностях, объявленных на чрезвычайное или военное положение.

    4 марта 1906года был издан указ «О временных правилах, о собраниях», позволялось устраивать собрания свободно, т.е. без предварительного заявления и разрешения административных властей, но только «не почитаемые публичными». Для устройства публичных собрания устанавливалось много существенных ограничений. И только с разрешения административных или полицейских властей.

    Нарушение установленными «правилами» порядков влекло за собой роспуск собрания и различную ответственность, вплоть до уголовной.

    Временными правилами об обществах и союзах, подписанными 4 марта 1906 года были разрушены профсоюзы. В годы реакции рабочие профсоюзы были подвергнуты жестокому преследованию.

    Многие из низ были закрыты. Преследовались и другие легальные рабочие организации — культурно-просветительские и др. С 1906г. были закрыты около 500 профсоюзов.

    Число членов легальных союзов сократилось с 250тыс. до 13 тыс.

    Таким образом, царизм в годы реакции в значительной мере сократил права и свобод, завоеванные в первой русской революции, но ликвидировать их в полной мере не посмел.

    В годы первой русской революции и в последующие годы продолжало действовать Уложение о наказании уголовных и исправительных 1845г. Проект был пересмотрен Государственным советом и в 1903 году утвержден императором, но в действие не был введен. Оно существенно отличалось от принятого ранее.

    Оно объединяло Уложение о наказаниях уголовных и исправительных и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Было значительно сокращены статьи, содержала более четкие определение понятия преступление, основания наложения уголовной ответственности, форм вины, видов соучастия, стадии совершения преступления и др.

    положений уголовного законодательства.

    Возраст наступления уголовной ответственности был увеличен до 10 лет.

    Также определялась ответственность за преступления против веры, против императора и государства, против порядка управления, за нарушение постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность и т.д.

    Была ликвидирована чрезвычайно сложная система наказания. Предусматривались такие виды наказаний как: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепость, тюрьму, арест, денежная пеня. Каторга могла быть назначена без срока или на срок от 4 до 15 лет; ссылка на поселение была бессрочной.

    Введение в действие Уложения 1903 года соответствовало карательной политике царского правительства.

    Источник: http://biofile.ru/his/31046.html

    Октябрьский манифест

    Манифест 17 октября 1905 г. (Октябрьский манифест) — законодательный акт, разработанный верховной властью Российской империи с целью положить конец беспорядкам и забастовкам в стране.

    Манифест был разработан по приказу Николая 2-го в кратчайшие сроки и стал ответной реакцией на непрекращающиеся забастовки, проходящие по всей стране с 12 октября. Автором Манифеста выступил С. Витте, полное название документа — Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка.

    Основная суть и цель Манифеста 17 октября 1905 г. — дать бастовавшим рабочим гражданские права и выполнять ряд их требований с целью прекращения восстания. Манифест стал вынужденной мерой.

    Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

    Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в.

    страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод.

    Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.

    Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».

    Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты — люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.

    В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

    Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября

    Правительство пыталось справиться с бунтами, выпуская различные указы. В феврале 1905 г. вышли одновременно два документа, которые противоречили друг другу по содержанию:

    • Указ, разрешающий населению подавать на рассмотрение документы об изменении и совершенствовании государственного строя;
    • Указ, провозглашающий незыблемость самодержавия.

    Правительство давало гражданам свободу в выражении своей воли, но на самом деле эта свобода была фиктивной, так как право принимать решение все равно оставалось за императором, а власть монархии в России не могла быть уменьшена законным способом. Демонстрации продолжались.

    В мае 1905 г. на рассмотрение в Думу поступил новый проект, который предусматривал создание в России единого законосовещательного органа, который позволял бы учитывать интересы народа в принятии важных для страны решений. Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.

    В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2-й вынужден был пойти на примирение с народом. Итогом этого решения и стал Манифест 1905 г., который положил начало новому государственному устройству — буржуазной конституционной монархии.

    Основные положения Манифеста 17 октября 1905 г

    Основные положения Октябрьского манифеста:

    • Манифест даровал свободу слова, свободу собраний и создания союзов и общественных организаций;

    Источник: http://historynotes.ru/oktyabrskiy-manifest/

    Ссылка на основную публикацию