Нестор иванович махно – лидер освободительного движения — история России

МАХНО́ Нестор Иванович

Нестор Иванович Махно – лидер освободительного движения - история России

Лидер повстанческого Махновского движения на Украине, участник международного анархистского движения.

Настоящая фамилия Михненко. Родился в крестьянской семье. В юности батрачил и с 1903 г. работал на заводе Кернера в Гуляй-поле.

С сентября 1906 г. участвовал в террористической “Крестьянская группа анархистов-коммунистов” (другое название — “Союз вольных хлеборобов”). 22 марта 1910 г.

Махно, несмотря на то, что не участвовал в убийствах, был приговорен к смертной казни. Однако из-за сокрытия родителями действительной даты рождения Махно он считался малолетним 1889 г. рождения.

В связи с этим 7 апреля казнь была заменена пожизненным заключением, которое Махно отбывал в Московской тюрьме Бутырки.

В результате Февральской революции 1917 г. Махно был освобожден из тюрьмы и вернулся в Гуляй-поле 23 марта. Создал Гуляй-польскую группу анархо-коммунистов, которая установила контроль над сетью общественных структур района, включавшую Крестьянский союз (с августа — Совет), профсоюз и др.

Махно заручился поддержкой крестьян, выступая за конфискацию помещичьих земель, и в то же время, как анархо-коммунист, участвовал в создании сельской коммуны.

25 сентября съезд Советов и крестьянских организаций в Гуляй-поле провозгласил конфискацию помещичьих земель и передачу их в общественную собственность. В октябре — декабре 1917 г.

Махно возглавлял профессиональный Союз металлистов и деревообделочников, принуждал предпринимателей к выполнению требований рабочих.

В условиях немецкого наступления в ночь на 16 апреля 1918 г. в Гуляй-поле был совершен переворот в пользу украинских националистов. В апреле-июне 1918 г. Махно путешествует по России. В июне 1918 г. Махно встречался с лидерами анархистов, в том числе П. Кропоткиным, оказался в числе посетителей В. Ленина и Я. Свердлова.

В июле 1918 г. Махно с помощью большевиков вернулся в Гуляй-поле, создал небольшой партизанский отряд, с сентября вел боевые операции против оккупантов.

Развал режима оккупации после Ноябрьской революции в Германии вызвал всплеск повстанческого движения. 27 ноября Махно занял Гуляй-поле, контролируя обширный регион вокруг. 27-31 декабря 1918 г.

Махно в союзе с отрядом большевиков отбил у петлюровцев Екатеринослав, но из-за противоречий с большевиками не смог удержать город под напором войск УНР.

В январе 1919 г. белые развернули наступление на Гуляй-поле. Махновцы страдали от нехватки боеприпасов и оружия, что заставило их вступить в союз с большевиками 26 января. Махно стал командиром 3 бригады 1 Заднепровской дивизии под командованием П. Дыбенко. С мая 1919 г. бригада действовала в составе 2 Украинской армии фактически на правах дивизии.

Получив от красных боеприпасы, 4 февраля Махно перешел в наступление и взял Бамут, Волноваху, Бердянск и Мариуполь, разгромив группировку белых.

Махно не претендовал на гражданскую власть в районе, контролируемом его армией, удостоился поста почетного председателя II съезда крестьян и повстанцев. Махно и его сторонники создали Союз анархистов. Идеологию движения определяли взгляды Махно и анархиста П. Аршинова. Впоследствии Махно называл свои взгляды анархо-коммунизмом «бакунинско-кропоткинского толка».

Выступая с докладом на II съезде 14 февраля 1919 г., Махно критиковал политику большевиков. В апреле 1919 г., когда фронт стабилизировался, большевиками был взят курс на ликвидацию особого положения махновского района.

Командование запретило уже начавшееся развертывание махновской бригады в дивизию, что вызвало возмущение махновцев. Они были обвинены в неподчинении. 3 июня командующий Южным фронтом В. Гиттис отдал приказ о начале ликвидации «махновщины» и об аресте Махно.

Махно согласился сдать дивизию новому командованию, чтобы предотвратить столкновение с красными в тылу фронта. В это время войска А. Деникина вторглись в район Гуляй-поля.

Некоторое время Махно еще сражался бок о бок с красными частями, но узнав 15 июня о приказе о его аресте, с небольшим отрядом ушел на Правобережье Украины. После расстрела красными сотрудников его штаба 16 июня Махно развернул боевые действия против РККА. Отряд Махно объединился с отрядом националиста Н. Григорьева.

27 июля Григорьев был убит махновцами. В условиях отступления РККА с Украины бывшие махновцы свергли красных командиров и 5 августа присоединились к Махно. Была провозглашена «Революционная повстанческая армия Украины (махновцев)». 26-27 сентября 1919 г.

Махно нанес белым поражение под Перегоновкой и вырвался на оперативный простор в тылы деникинцев. В районе Гуляй-поля, Александровска и Екатеринослава возникла обширная повстанческая зона, оттянувшая на себя часть сил белых во время наступления Деникина на Москву. 11 ноября махновцы взяли Екатеринослав, который удерживали до 19 декабря 1919 г. Армия махновцев выросла до нескольких десятков тысяч бойцов.

В декабре 1919 г. махновская армия была дезорганизована эпидемией тифа, заболел и Махно. Когда в район действия махновского движения вошла Красная армия, Всеукраинский ревком 9 января 1920 г. объявил Махно вне закона под предлогом невыполнения им приказа идти на польский фронт.

Развернулась изнурительная партизанская война махновцев против красных, которой с мая руководил Совет революционных повстанцев Украины (махновцев), в который вошел Махно. Вскоре в армии Махно было уже почти 20 тысяч бойцов. Во время рейда по тылам красных в июле-сентябре 1920 г. было пройдено около 700 км.

, взяты Изюм, Зеньков, Миргород, Старобельск. Махно был серьезно ранен в ногу.

2 октября было достигнуто соглашение о прекращении военных действий между махновцами и красными. Махновцы приняли участие в разгроме войск П. Врангеля. После победы над белыми 26 ноября 1920 г.

красные внезапно напали на махновцев. Однако Махно сумел уйти из-под удара, и в конце 1920 г. – летом 1921 г. он вел партизанскую войну на левобережной и правобережной Украине. 28 августа 1921 г.

Махно с отрядом переправился через Днестр в Бессарабию.

В Румынии махновцы были разоружены властями. В апреле 1922 г. Махно переехал в Польшу. 25 сентября 1922 г. Махно, его жена Кузьменко и двое их соратников — И. Хмара и Я. Дорошенко, были арестованы по подозрению в подготовке восстания. 30 ноября Махно и его товарищи были оправданы судом. Жил в Торуни, Данциге, Париже. Работал столяром. В 1925-1927 гг.

Махно входил в Группу русских анархистов за границей, публиковался в журнале «Дело труда». В 1926 г. Аршинов и Махно выдвинули «Платформу Всеобщего союза анархистов», которая вызвала бурную дискуссию в международной анархистском движении. Большинство анархистов сочли «платформу» слишком авторитарной, противоречащей принципам анархистского движения.

C 1929 г. у Махно обострился туберкулез, он все реже принимал участие в общественной деятельности, но продолжал работать над мемуарами. Своеобразным политическим завещанием Махно стало его письмо 1933 г. к испанским анархистам Х. Карбо и А. Пестанья, в котором он предостерегал их от союза с коммунистами.

Сочинения:

Махновщина и ее вчерашние союзники-большевики. Париж, 1928;

Российская революция на Украине. Париж, 1929;

Под ударами контрреволюции. Париж, 1936;

Украинская революция. Париж, 1937.

Исторические источники:

Нестор Махно и крестьянское движение на Украине. 1918-1921. Документы и материалы. М., 2006

Источник: http://w.histrf.ru/articles/article/show/makhno_niestor_ivanovich_shubin

Нестор Иванович Махно. Исторический портрет, правда и фальсификации

Нестор Иванович Махно. Исторический портрет,

правда и фальсификации

Секция: Историческое краеведение

ПостоялкоДенис,

член клуба «Белые Вороны»,

ученик 11 класса школы «Талант»

г. Днепрорудного Запорожской области.

Решетов Сергей Александрович,

президент молодёжной общественной организации клуба «Белые Вороны»,

моб.т. 0984938992

Махно – самородок!

 Когда в стране порядок,

такие люди идут в Москву, в Ломоносовы.

Когда в стране бардак, они идут в анархисты.

Яков Слащёв, генерал-лейтенант армии Деникина и Врангеля.

Всем известный априорный факт: наши школьные учебники истории крайне однобоки, сухи и  необъективны.

Если советские историки воспевали героизм Красной Армии и поливали исключительно черной краской всех ее врагов, то наши украинские историки склонны не замечать жестокости и махрового национализма борцов за независимость Украины, идеализируя гетманцев Скоропадского, петлюровцев, бандеровцев Украинской повстанческой Армии.

Клуб «Белые Вороны» работает в Запорожской области, которая в годы гражданской войны стала ареной ожесточённого, кровавого противостояния коммунистического режима, Белой Армии, иностранных интервентов, разномастных повстанческих армий и Гуляйпольской республики анархистов во главе с Нестором Ивановичем Махно. Советская историография представляла Нестора Махно исключительно как жестокого мракобеса, анархиста, кровавого маньяка, спонтанно и немотивированно отдававшего приказы своей банде, махрового антисемита и противника всякой системы и порядка. И в русской, и в заграничной прессе неоднократно сообщалось о махновщине как о локальном националистическом партизанском движении, чуждом идеалов международной братской солидарности как трудящихся, так  и анархистов. Советская идеологическая парадигма навязывала читателю и зрителю крайне одиозный образ тупого патлатого уродливого карлика, психопата, алкоголика, антисемита и кровавого маньяка. Вспомните книги «Красные дьяволята», «Хождение по мукам» и  художественные фильмы, снятые по мотивам этих книг, в которых Махно в окружении бандитов хлестал самогон кружками и в минуты алкогольной абстиненции люто рубил саблей коммунистов и евреев.

В то же время современный школьник и гражданин суверенной Украины хочет разобраться в истории своего народа и имеет право на непредвзятую и полную информацию.Вот почему общественная молодежная организация клуб «Белые Вороны» г. Днепрорудного посвятила свои последние заседания обсуждению самых спорных и трагических моментов отечественной истории.

Заседание клуба №70 было посвящено неоднозначной и противоречивой личности Нестора Ивановича Махно, которая нуждается в объективном, всестороннем и непредвзятом анализе.

Такой анализ поможет понять логику действий «батьки», вождя Гуляйпольской республики, восстановить в отношении его историческую справедливость, а также воспитать в молодежи чувство толерантности, умение оценивать исторические персоналии во всём их многообразии.

Во время заседания Клуба произошел исторический суд над Нестором Махно, импровизированный спор его апологетов и противников. Каждый идеологический штамп, штрих к портрету великого анархиста, созданный советскими интерпретаторами истории, был опровергнут с помощью исторических документов и воспоминаний очевидцев.

Читайте также:  Начало промышленного переворота в России и экономика при николае i - история России

Оказалось, что Нестор Иванович Махно был грамотным стратегом и последовательным защитником интересов трудового украинского крестьянства. Стараясь организовать крестьян своего и окрестных сел, он создает профессиональный союз крестьян-батраков, организовывает трудовую коммуну и местный крестьянский совет.

Он был вдохновлен главной своей задачей — сплотить и организовать все крестьянство настолько прочно, чтобы оно могло раз и навсегда выгнать всю «расу» крепостников-управителей и само строить свою жизнь.

И он, продвигаясь в этом направлении, вел организационную работу среди крестьян, как талантливый практик, лидер и борец, настоящий народный «батька».

Махновщина представляла собой низовое движение крестьян и рабочих. Его история показывает, что основное в нем — стремление утвердить свободу труда путем революционной самодеятельности масс. С первых дней своего зарождения движение охватило бедноту всех национальностей, населявших район. Подавляющее большинство составляли, конечно, украинские крестьяне.

В «Декларации», выпущенной Реввоенсоветом армии в октябре 1919 г.

, в главе по национальному вопросу махновцы говорят следующее:»Говоря о независимости Украины, мы понимаем эту независимость не как независимость национальную, типа петлюровской самостийности, а как независимость социальную и трудовую рабочих и крестьян. Мы заявляем о праве украинского (как и всякого другого) трудового народа на самоопределение не в смысле «самоопределения наций», а в смысле «самоопределения трудящихся»…»

         А вот как решался вопрос о языке преподавания в школах: «В культурно-просветительный отдел армии махновцев поступают запросы от учительского персонала о том, на каком языке преподавать теперь в школах (в связи с изгнанием деникинцев).

Революционные повстанцы, держась принципов подлинного социализма, не могут ни в какой области и ни в какой мере насиловать естественные потребности народа украинского. Поэтому вопрос о языке преподавания в школах может быть решен не нашей армией, а только самим народом, в лице родителей, учащих и учащихся».

Думается, такому толерантному и мудрому подходу к языковой проблеме не мешало бы поучиться современным политикам, спекулирующим на вопросе двуязычия в угаре предвыборной борьбы.

         Конкретные начинания гуляйпольцев в области школьного дела выразились в следующем. Крестьяне и рабочие всем селом обязались взять на содержание учительский персонал, необходимый для обслуживания всех школ села (в Гуляйполе имелось несколько начальных школ и две гимназии).

Была создана школьная комиссия из представителей крестьян, рабочих и учащих, которой были поручены учебно-организационная, а также хозяйственная сторона школьного дела. Приняв принцип отделения школы от государства, гуляйпольцы приняли также схему свободного обучения в школах, сходную со схемой свободной школы Франциско Феррера.

Одновременно с этим в Гуляйполе были предприняты занятия с неграмотными и малограмотными повстанцами.

И театру повстанцы уделили большое внимание. Еще до соглашения с большевиками, когда повстанческой армии приходилось изо дня в день принимать бои с многочисленными противниками, при ней постоянно сохранялась театральная секция из самих повстанцев, которая, насколько позволяла боевая обстановка, ставила пьесы частью для повстанческой массы, частью для крестьян.

В армии махновцев немалую роль играли евреи-революционеры, из которых многие отбывали каторгу за революцию 1905 г.

или жили в эмиграции в государствах Западной Европы и Америки: Лев Зиньковский (Задов) — начальник армейской контрразведки, Елена Келлер — секретарь культпросветотдела армии и другие.

Еврейские трудовые колонии, во множестве разбросанные в уездах Мариупольском, Бердянском, Александровском и других, принимали самое активное участие в районных съездах крестьян, рабочих и повстанцев, имея на них, а также в районном Военно-Революционном Совете, своих представителей.

         В феврале 1919 г., ввиду случаев антисемитизма, Махно предложил всем еврейским колониям организовать самооборону и выдал необходимое количество винтовок и патронов каждой колонии.

В то же время он организовал и провел по всему району ряд митингов, на которых призывал массы к борьбе со злом антисемитизма. Еврейские колонии дали из своей среды значительное количество бойцов в ряды повстанческой армии.

В армии повстанцев-махновцев имелась особая еврейская батарея, обслуживавшаяся одними евреями-артиллеристами и имевшая еврейскую полуроту прикрытия. Эта батарея, под руководством повстанца-еврея Лейбы Шнейдера, героически обороняла Гуляйполе от наступавшего в июне 1919 г.

на Гуляйполе генерала Шкуро и, сражаясь до последнего снаряда и патрона, вся полегла, но задержала белогвардейцев на 10 часов.

Во время обсуждения темы антисемитизма в махновской среде во время заседания Клуба в качестве свидетельства о национальной терпимости Нестора Ивановича был приведены воспоминания отца одного из первых членов клуба историка Владимира Миллера. Давид Вениаминович Миллер, врач из Харькова, был призван в армию Махно в качестве начальника медицинской части. Правда, пробыл он там недолго, но относились к нему махновцы с предельным почтением.

         Таким образом, Нестор Махно предстает перед нами как человек просвещенный, национально терпимый, идейно последовательный и понимающий анархию не как вседозволенность и бардак, а как некую идею свободы человека труда от рабства и насилия.

Чтобы не удариться в другую крайность – идеализацию махновщины и ее лидера – на заседании приводились и факты жестокости Нестора Махно в отношении врагов и тех соратников, которые порочили армию, занимаясь мародерством и погромами.

Известно, что махновцы люто ненавидели большевистские карательные и продовольственные отряды, убивавшие и грабящие украинских крестьян. Эти отряды состояли чаще всего из китайцев и латышей и отличались ужасающей жестокостью. Такие отряды махновцы уничтожали полностью, вырубая их в сабельном бою или выкашивая пулемётами.

Смерти предавались все  комиссары красной армии и офицеры белогвардейцы, в то же время рядовые бойцы отпускались на все четыре стороны.

Махно во время гражданской войны стал выдающимся военно-начальником, создавшим мобильную, маневренную армию, достигавшую 250000 активных сабель и штыков. Махновцы имели три бронепоезда, три аэроплана, 60 орудий (это 15 артиллерийских батарей), 800 пулемётных тачанок.

Лучшие генералы Белой армии, — Деникин, Врангель, Слащёв, Шкуро, Барбович, лучшие части Красной армии, немецкие оккупанты, армия атамана Григорьева неоднократно были разгромлены махновцами. Армия Махно взяла штурмом Перекоп, разгромив Врангеля и положив конец гражданской войне.

В то же время большевики, трижды заключавшие союз с Махно в критические моменты гражданской войны, трижды предавали его, когда ситуация стабилизировалась.

Наконец, после того, как махновцы взяли штурмом Перекоп и обеспечили победу большевиков, их командиры и бойцы были предательски разоружены и выкошены пулемётным огнём.

Выдающаяся историческая роль Нестора Махно в гражданской войне и истории Украины состоит не только в его победах или изобретении тачанки. Главным достижением его движения, потерпевшего крах именно в силу его противоречивости, — была вынужденная отмена коммунистами военного коммунизма.

Вот как об этом говорит российский писатель, автор биографического романа «Махно» Михаил Веллер: «Понятен ли вам всемирный масштаб и драматизм происходящего? Человек творил судьбы мира и брал на свою руку ответственность за миллионы жизней и будущее страны…   Он верил – в счастье для всех, кто трудится и честен… Отмену военного коммунизма завоевал народ».

Таким образом, можно сделать выводы:

  • Нестор Махно, безусловно, личность историческая, харизматичная, овеянная легендами;
  • Махно смог организовать, возглавить и победоносно продолжить народное восстание, вселявшее ужас и в немцев, и в петлюровцев, и в белогвардейцев, и в большевиков;
  • Махно на практике реализовал постулаты анархизма и под чёрными знамёнами анархии показал все положительные и отрицательные стороны этого учения. После Махно анархизм в России перестал существовать как политическая сила. Единственной попыткой активного политического действия анархистов стала испанская революция, но и в Испании анархисты потерпели сокрушительное поражение от франкистов и фашистов;
  • Малограмотный, не имеющий военного образования, Нестор Махно создал 250– тысячную Украинскую Повстанческую Армию и успешно громил блестящих генералов Врангеля и Деникина, отборные части петлюровцев, немцев и большевиков. Награждённый высшим орденом Советской власти, решивший исход войны на юге Украины в пользу большевиков, Махно по праву может считаться одним из лучших военноначальников гражданской войны;
  • Махновцы повторили историческую судьбу запорожского казачества, до конца сыграв свою политическую и военную роль, и были уничтожены после того, как для большевиков отпала необходимость в Украинской Повстанческой Армии;
  • Махно – уникальная фигура Украинской национальной истории. Он принёс и славу украинскому народу, прежде всего крестьянству, и обрёк украинский народ на неисчислимые жертвы. После разгрома махновщины большевистский режим начал подготовку коллективизации и массового террора против украинского народа, достигших своего апогея в период Голодомора 30-х годов.  Во время голодомора и коллективизации украинское крестьянство было уничтожено как класс. Таким образом, мечта о «крестьянской анархической республике» оказалась несбыточной. Анархизм, как учение, на практике оказался недееспособным, т.е. по словам Николая Грибачова «Венчалось славой, кончилось позором». Но это уже совсем другая история.

Общественная молодежная организация Клуб «Белые Вороны» продолжает свою прозелитскую, просветительскую миссию — воспитывать школьников не национал-радикалами, но сознательными патриотами, ищущими правду и желающими знать обо всех аспектах истории своей родины: героических, трагических, а, иногда, и позорных. Только так можно избежать как национального апломба и шовинизма, так и национального нигилизма.

Литература

  1.  Аршинов П. История махновського движения  (1918-1921 г.г.). – Берлин: Издание «Группы Русских Анархистов в Германии», 1923
  2. Белаш А.В., Белаш В.Ф. Дороги Махно: исторические повествования.-К., 1993.,-592 с.
  3. Волковинський В.М. Нестор Махно: проти усіх влад і режимів// У кн.:                      сторінки історії України: ХХ століття. –К., 1992. – 289 с.
  4. Кларов Ю. Побочный сын анархизма: Батька Махно и бесславный конец “махновського государства”. – В кн.: Переписка на исторические темы.  —  М.: Политиздат, 1989. –  294 с.
  5. Україна. Повна енциклопедія. – Харків: Фоліо, 2007., — 54 с.
Читайте также:  Культура грузии - история России

Источник: http://white-crows.com.ua/2012-03-28-03-32-12/item/310-nestor-ivanovich-makhno-istoricheskij-portret-pravda-i-falsifikatsii.html

Нестор Махно (стр. 1 из 4)

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет ФИТИМ

Нестор Махно

Реферат по Истории

Студента 110 гр.

Лебедева Антона

План:

Вступление

Анархия в России

Махновщина: движения крестьян Украины

Ранние годы

Начало деятельности

Махновское движение

Зарождение коммуны

Под знаменем анархии

Дмитрий Гагуа о Несторе Махно

Вывод

Вступление

Его имя в нашей стране знают все. Но для миллионов людей батька Махно — скорее сказочный герой, чем реальное историческое лицо. Он бандит и народный герой, благородный рыцарь и символ разбушевавшейся толпы, практик анархии и диктатор, алкоголик с безумным взглядом и практичный крестьянский вождь».

Российские междоусобицы начала 20 века в основном представлены в «красно — белом» варианте. Тогда же появились и зеленые, но не те, которые природу охраняли, а те, которые вместе с «красными» и «белыми» сотрясали топотом конницы, оседланной вооруженными до зубов анархистами во главе с общепризнанным лидером Нестором Махно.

Отечественные историки изобразили Махно изувера, а зарубежные — как героя. Кому же верить? Судите сами. О Махно написано много, но особенный интерес представляют его воспоминания, которые достаточно точны в описании, событий, документов, людей. Заглянем в них и попробуем нарисовать портрет российского анархиста.

Но сначала о Анархии в России

Источники информации:

1) О. А. Игнатьева Социс 3’91 М.Наука,1991 г

2) В. Д. Ермаков Социс 3’91 М.Наука,1991 г

3) Сергей Дашков, журнал «Культ Личностей», март/апрель 2000 г

4) А. В. Шубин Махно и махновское движение http://www.russ.ru/journal/

5) Дмитрий Гагуа — «О Несторе Махно» http://www.ksp.edison.ru/

6) Валерий ВОЛКОВИНСКИЙ “Нестор Махно: легенды и действительность” http://archive.1september.ru/his/1999/

7) Mахно Нестер-Биография http://www.2day.ru/8096-show.asp

8) Махно http://history-futur.newmail.ru/VizovXXContent.htm

Анархия в России

{1} Идея анархии. безгосударственности, как показывает история, всегда была тем привлекательнее, чем серьезнее кризис власти и развал экономики. Не случайно, перестроечное межвременье вновь вызвало к жизни деятельность разнообразных анархистских групп и течений. В июне 1990 г.

состоялся даже их общесоюзный съезд, на котором была создана АДА – Ассоциация Движений Анархистов. Следует, конечно, отметить, что анархизм как направление теоретической мысли и как политическая сила не имеет уже того авторитета и влияния в современном обществе, какие он имел в 1917-1920 гг.

, когда после февральской революции пышно расцвели многие партии и общественно-политическое течения. Необходимо отметить, что основной для всех экономико-теоретических разработок являлись идеи “Апостолов анархии”-М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина, а точнее, созданное ими учение об анархистском идеале. В книге П.А.

Берлина, изданной в 1917 г. и популярно излагающей идеи М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, А.Ч.

Махаева, бакунинские взгляды на революционный процесс и бакунинские взгляды на революционные процесс и будущее устройство мира изображаются следующим образом: “От мощных революционных ударов мир должен распасться на отдельные общины, федерации, живущие своей жизнью на коммунистических началах”

После победы Февральской революции анархисты довольно много внимания стали уделять пропаганде своих экономических планов – идей “революционного синдикализма” и социализации. В Москве издательством “Союз труда” выпускалась анархистская “Библиотека рабочего”. Первая публикация в этой серии была посвящена рабочим союзам. Автор брошюры Н.К.

Лебедев писал полном соответствии с анархо-синдикалистским идеалом: “При будущем социалистическом строе, когда все земли, фабрики, заводы, рудники, пути сообщения и все орудия производства сделаются общественной собственностью, рабочие организации заменяет современный государственные учреждения”.

Было бы неверно утверждать, что анархисты не связывали определенных надежд на осуществление своих планов с победой большевиков. На первых порах после Октябрьского переворота в Петрограде большинство анархистских групп придерживалось провозглашенной одним из лидеров анархо-коммунистов тактики, выраженной лозунгом “Идти врозь, бить вместе”, т.е.

тактики, ориентированной на решение деструктивных задач. В советской исторической литературе упоминаются многочисленные факты практического участия анархистов различных направлений в социалистической революции. Однако, надежды анархистов на её развитие быстро исчезло. В апреле 1918 г.

Александр Ге, один из руководителей Всероссийской федерации анархистов-коммунистов, председатель Всемирной лиги анархистов, член ВЦИК IV созыва, писал: ’…Власть советов’ на местах, т.е.

исполнительские и организаторские функции местных само управлений была заменена властью народных комиссаров, а уничтожение частновладельческого производства – “контролем” над хозяйским производством. Советская власть, по его мнению, за полгода своего существования “превратилось в государственную власть, стоящую на точке зрения охранения частновладельческого производства, и начала всеми силами тормозить народную самодеятельность”

Надо признать, что анархо-синдикалистские идеи о немедленном обобщении средств производства, минуя стадию рабочего контроля, получили поддержку среди части пролетариата. Наиболее полно и последовательно смысл анархистской социализации изложен в анонимной публикации журнала “Вольный труд” в ноябре 1918 г.

Прежде всего, всего, в статье формулируется различие понятий “Социализация” и “Национализация”.

Социализация здесь названа “системой обобществления средств производства и социально-экономическим идеалом” социализма, национализация-“системой огосударствления тех же средств производства” Затем анонимный автор переходит к изложению и критике экономического содержания национализации:

…Вместо многих отдельных существующих хозяев-капиталов будет существовать только один справедливый хозяин, собственник всех капиталов, средств производства (имеется в виду государство диктатуры пролетариата).

“Контроль над действиями хозяина-государства попадет в руки самого контролируемого” и потеряет всякий смысл – так оценивается идея рабочего контроля на национализированных предприятиях. Главный вывод этой статьи – собственность как социальное зло при национализации не исчезает, она лишь меняет свою оболочку.

Этот тезис всесторонне развивается в книге одного из лидеров анархистов-коммунистов, А. Карелина “Государство и анархия”, изданной в 1918 г. Он писал: “Рабочие ныне” национализированных предприятий остались теми же наёмными рабочими, что и раньше. Они ведут дело производства, но над ними стоят такие же властные хозяева, как и в капиталистических предприятиях.

Не все ли одно – акционерное общество или государство будет эксплуатировать рабочих. Разница только в том, что с государством как монополистом борьба труднее. А Карелин утверждал, что частичная национализация, осуществленная большевиками – не шаг к социализму, а шаг к государственному капитализму.

Проходивший в декабре 1918 г.

I Всероссийский съезд анархистов-коммунистов признал, с определёнными оговорками, что “национализированы чуть ли не все промышленные крупные заведения”, и что это дало возможность пролетариату “принимать теперь участие в организации производства”, не являясь при этом “полным его организатором”.

И хотя съезд повторил вновь, что “попытки организовать производство тех или иных продуктов на социалистических началах свелись, в сущности, к организации учреждений государственного капитализма с присущей ему властью, бюрократизмом”, надежды на приемлемый для анархистов исход дела присутствует и здесь: при условии государства большевистского типа, — считали они, — госкапитализм может быть реорганизован на началах вольного рабочего социализма. Съезд не достиг полного единства в этом вопросе, но подавляющее большинство его участников высказалось за поддержку Советов. Наиболее четко анархо-синдикалистский план управления производством изложил А.А. Солонович на страницах газеты “Анархия” Он представлял народное хозяйство подчиненным двум центрам: создаваемого сугубо на договорных началах Центральной конфедерации труда и Бирже труда, в задачу которой входило бы регулирование распределения.

Взгляды большинства анархистов – коммунистов на организацию управления производством были ещё более утопичными.

История российского анархизма вообще и история развития его экономических взглядов в частности , на наш взгляд, весьма интересна именно сегодня.

Злободневно звучит , например, анархистская критика хозяйственной деятельности Советской власти, особенно в смысле формирования государственной монополии на средства производства.

Привлекает и стремление анархистов к скорейшему достижению социального и экономического равенства. Красив и романтичен анархистский коммунистический идеал общества свободных тружеников.

Махновщина: движения крестьян Украины

{2} Один из самых запретных и в то же время притягательных страниц нашей истории – это повстанческое движение на Южной Украине. Сейчас завеса умолчания постепенно снимается, и одновременно исчезает романтическая лакировка с образа рыцарей черного стяга. Настоящая статья также является попыткой дать объективную картину махновщины “как она есть”.

Что же представляли собой районы Южной Украины, на которых длительное время (с 1918 – по 1921 г.) существовало махновское движение. Наиболее устойчивым или наиболее активным районом махновского влияния следует считать прежде всего районы Левобережной Украины: Екатеринославскую и Харьковскую губернии.

Центром махновщины был Гуляй-Польский, Гришинский, Мариупольский, Александровский и Бердянский уезды.

Столица махновщины -Гуляй-Поле или Махноград, как часто её называли местные жители, к началу гражданской войны представляла собой большое селение, даже небольшой городок, насчитывавший около двух тысяч домов с населением 25 тыс. Человек.

Имелось три гимназии, начальное училище, десяток церковно-приходских школ, две церкви, синагога, банк, почтовое отделение, большое число мельниц и маслобоен и даже синематограф. По своему национальному составу большинство населения Гуляй-Поля, а также окружавших его районов составляли украинцы.

Русское население было немногочисленным, в основном учителя, служащие и члены их семей. Довольно много было евреев-купцов и ремесленников, которые вполне дружно уживались как с украинцами, так и с русскими. О том, что Гуляй-Поле, оживленный и бойкий населенный пункт, подходил на городок, говорит и то, что в нем на улицах имелись деревянные тротуары.

Источник: http://MirZnanii.com/a/332535/nestor-makhno

Нестор Махно в истории России

Махно Нестор Иванович был рожден в селе Гуляй – Поле под Екатеринославом в 1888 году, 27 октября. В семье Нестор Махно детей было очень много, он был самым младшим. Детство Нестора проходило в голоде и в холоде. Уже с раннего возраста приходилось работать по найму.

Читайте также:  Династия романовых (хронологическая таблица) - история России

В возрасте 18 лет он потянулся к анархистам. Для того, чтобы были деньги у революционеров, они совершали грабежи. Однажды напав на карету, Махно убил пристава. Налётчики были арестованы повешены. А Нестор в ожидании казни, просидел более 50 дней.

И дождался приговора о бессрочной каторге, т.к. он был еще несовершеннолетним. Его друзей всех казнили. Махно, закованный в ручные и ножные кандалы, провел 8 лет и 8 месяцев в заточении. Освобождение он получил благодаря революции в феврале 1917 года.

По возвращению домой его взяли  главой  Совета крестьянских депутатов. Махно решил сразу приниматься за дела. Он хотел раздать землю крестьянам и не дожидаться решения Учредительного собрания, он забирал Дома из клееного бруса у одних и отдавал их другим.

Вскоре осенью крестьянам посчастливилось провести «чёрный передел».

Так как немцы стремительно заняли Украину, Махно решил съездить в Москву разведать обстановку и посоветоваться. Там он повидался с Лениным, Кропоткиным  и надумал вернуться обратно для начала «партизанской войны».

Более триста партизан, во главе которых стоял Махно заняли в декабре Екатеринослав, и там быстро встретили 1919 год. Партизаны не продержались и нескольких дней, и поэтому город удержать не получилось. При отступлении, многие погибали. Но при всем при этом Махно стал известен всей России.

Всего за один год он смог собрать армию крестьян численностью больше 55 тысяч. Его плакаты кричали: «Свобода или смерть!».

Нестор Махно воевал вместе с Красной Армией против белогвардейцев. Махно получил награду Красную звезду за взятие Мариуполя. В марте 1919года. Приказы подписывал странно: «комбриг батько Махно». В селе Гуляй – Поле происходило, что-то невообразимое, то, что там творилось, необходимо было прекращать.

Махно объявляли его действия незаконными, а он сам хотел подавать в отставку, из-за такой ситуации. После того как белогвардейцы во главе с Деникиным выпроводили Красную Армию из Украины, Махно понял что белым противостоят только «зелёные». Пришлось ему тогда заключать договор с Красными.

А в 1920 году идёт воевать в Польшу по приказу.

Летом, когда шла война против крымской армии Петра Врангеля, Махно получил рану в голову, пробыв в несколько тюрьмах, он оказался в Париже, там и ушел из жизни по причине туберкулёза –1934 г. 6 июля.

Источник: http://ruelect.com/people/nestor-maxno-v-istorii-rossii

Нестор Махно

Реферат по Истории Студента 110 гр. Лебедева Антона

Принимает О.А.Игнатьева

План:

Вступление

Анархия в России

Махновщина: движения крестьян украины

Ранние годы

Начало деятельности

Махновское движение

Зарождение коммуны

Под знаменем анархии

Дмитрий Гагуа о Несторе Махно

Вывод

Вступление

Его имя в нашей стране знают все. Но для миллионов людей батько Махно — скорее сказочный герой, чем реальное историческое лицо. Он бандит и народный герой, благородный рыцарь и символ разбушевавшейся толпы, практик анархии идиктатор, алкоголик с безумным взглядом и практичный крестьянский вождь».

Российские междоусобицы начала 20 века в основном представлены в «красно — белом» варианте. Тогда же появились и зеленые, но не те, которые природу охраняли, а те, которые вместе с «красными» и «белыми» сотрясали топотом конницы, оседланной вооруженными до зубов анархистами во главе с общепризнанным лидером Нестором Махно.

Отечественные историки изобразили Махно изувера, а зарубежные — как героя. Кому же верить? Судите сами. О Махно написано много, но особенный интерес представляют его воспоминания, которые достаточно точны в описании, событий, документов, людей. Заглянем в них и попробуем нарисовать портрет российского анархиста.

Но сначала о Анархии в России

Источники информации:

1) О. А. Игнатьева Социс 3’91 М.Наука,1991 г 2) В. Д. Ермаков Социс 3’91 М.Наука,1991 г 3) Сергей Дашков, журнал «Культ Личностей», март/апрель 2000 г

4) А. В. Шубин Махно и махновское движение http://www.russ.ru/journal/ 5) Дмитрий Гагуа — «О Несторе Махно» http://www.ksp.edison.ru/ 6) Валерий ВОЛКОВИНСКИЙ “Нестор Махно: легенды и действительность” http://archive.1september.ru/his/1999/

7) Mахно Нестер-Биография http://www.2day.ru/8096-show.asp 8) Махно http://history-futur.newmail.ru/VizovXXContent.htm

Анархия в России

{1} Идея анархии. безгосударственности, как показывает история, всегда была тем привлекательнее, чем серьезнее кризис власти и развал экономики. Не случайно, перестроечное межвременье вновь вызвало к жизни деятельность разнообразных анархистских групп и течений. В июне 1990 г.

состоялся даже их общесоюзный съезд, на котором была создана АДА – Ассоциация Движений Анархистов. Следует, конечно, отметить, что анархизм как направление теоретической мысли и как политическая сила не имеет уже того авторитета и влияния в современном обществе, какие он имел в 1917-1920 гг.

,когда после февральской революции пышно расцвели многие партии и общественно-политическое течения. Необходимо отметить, что основной для всех экономико-теоретических разработок являлись идеи «Апостолов анархии»-М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина, а точнее, созданное ими учение об анархистском идеале. В книге П.А.Берлина,изданной в 1917 г. и популярно излагающей идеи М.

А.Бакунина, П.А. Кропоткина, А.Ч.

Махаева, букунинские взгляды на революционный процесс и букунинские взгляды на революционные процесс и будущее устройство мира изображаются следующим образом: «От мощных революционных ударов мир должен распасться на отдельные общины, федерации, живущие своей жизнью на коммунистических началах» После победы Февральской революции анархисты довольно много внимания стали уделять пропаганде своих экономических планов – идей «революционного синдикализма» и социализации. В Москве издательством «Союз труда» выпускалась анархистская «Библиотека рабочего». Перваяпубликация в этой серии была посвящена робочим союзам. Автор брошюры Н.К.Лебедев писал полном соответствии с анархо-синдикалистским идеалом: «При будущем социалистическом строе, когда все земли, фабрики, заводы, рудники, пути сообщения и все орудия производства сделоются общественной собственностью, рабчие организации заменяет современный государственные учереждения». Было бы неверно утверждать, что анархисты не связывали определенных надежд на осуществление своих планов с победой большевиков. На первых порах после Октябрьского переворота в Петрограде большинство анархистских групп придерживалось провозглашенной одним из лидеров анархо — коммунистов тактики, выраженной лозунгом «Идти врозь, бить вместе», т.е. тактики, ориентированной на решение деструктивных задач. В советской исторической литературе упоминаются многочисленные факты практического участия анархистов различных направлений в социалистической революции. Однако, надежды анархистов на её развитие быстро исчезло. В апреле 1918 г. Александр Ге, один из руководителей Всероссийской федерации анархистов-коммунистов, председатель Всемирной лиги анархистов, член ВЦИК IV созыва, писал: ’…Власть советов’ на местах, т.е. исполнительские и организаторские функции местных само управлений была заменена властью народных комиссаров, а уничтожение частновладельческого производства – «контролем» над хозяйским производством. Советская власть, по его мнению, за полгода своего существования «превротилось в государственную власть, стоящую на точке зрения охранения частновладельческого производства, и начала всеми силами тормазить народную самодеятельность» Надо признать, что анархо-синдикалистские идеи о немедленном обобщении средств производства, минуя стадию рабочего контроля, получили поддержку

Среди части пролетариата. Наиболее полно и последовательно смысл анархистской социализации изложен в анонимной публикации журнала «Вольный труд» в ноябре 1918 г. Прежде всего, всего, в статье формулируется различие понятий «Социализация» и «Национализация».

Социализация здесь названа «системой обобществления средств производства и социально-экономическим идеалом» социализма, национализация-«системой огосударствления тех же средств производства» Затем анонимный афтор переходит к изложению и критеке экономического содержания национализации: …Вместо многих отдельных существующих хозяев-капиталов будет существовать только один спроведливый хозяин, собственник всех капиталов, средств производства (имеется в виду государство диктатуры пролетариата). «Контроль над действиями хозяина-государства попадет в руки самого контролируемого» и потеряет всякий смысл – так оценивается идея рабочего контроля на национализированных предприятиях.Главный вывод этой статьи – собственность как социальное зло при национализации не исчезает, она лишь меняет свою оболочку. Этот тезис всесторонне развивается в книге одного из лидеров анархистов-коммунистов, А.Карелина «Государство и анархия», изданной в 1918 г. Он писал: «Рабочие ныне» национализированных предприятий остались теми же наёмными рабочими, что и раньше. Они ведут дело производства, но над ними стоят такие же властные хозяева, как и в капиталистических предприятиях. Не все ли одно – акционерное общество или государство будет эксплуатировать рабочих. Разница только в том, что с государством как монополистом борьба труднее. А Карелин утверждал, что частичная национализация, осуществленная большевиками – не шаг к социализму, а шаг к государственному капитализму. Проходивший в декабре 1918 г. I Всеросийский съезд анархистов-коммунистов признал, с определёнными оговорками, что «национализированы чуть ли не все промышленные крупные заведения», и что это дало возможность пролетариату «принемать теперь участие в организации производства», не являясь при этом «полным его организатором».И хотя съезд повторил вновь, что «попытки организовать производство тех или иных продуктов на социалистических началах свелись, в сущности, к организации учреждений государственного капитализма с присущей ему властью, бюрократизмом», надежды на приемлемый для анархистов исход дела присуствует и здесь: при условии государства большевистского типа,-считали они,-госкапитализм может быть реорганизован на началах вольного рабочего социализма. Съезд не достиг полного единства в этом вопросе, но подавляющее большинство его участников высказалось за поддержку Советов. Наиболее четко анархо-синдикалистский план управления производством изложил А.А. Солонович на страницах газеты «Анархия» Он представлял народное хозяйство подчиненным двум центрам: создаваемого сугубо на договорных началах Центральной конфедерации труда и Бирже труда, в задачу которой входило бы регулирование распределения. Взгляды большинства анархистов – коммунистов на организацию управления производством были ещё более утопичными.

Источник: http://nreferat.ru/referat/nestor-mahno/

Ссылка на основную публикацию