Народы закавказья в последние века до нашей эры — история России

Как жил Северный Кавказ без России? | История России | Тайны истории

Категория: История РоссииРусская Семёрка

Как жил Северный Кавказ до того, как присоединился к России? Обычно мы ведём его историю с Кавказских войн, но не менее интересна и история Древнего Кавказа, и вся его история до XIX века.

Журнал: История «Русская Семёрка» №1, январь 2017 года Рубрика: Россия incognita

Текст: Русская Семёрка

Северный Кавказ имеет древнюю и запутанную историю.

Этот регион всегда был перекрёстком цивилизаций, на котором оставили след многие народы и завоеватели, работу историков осложняет скудный набор письменных памятников.

Интересно, что название «Кавказ» встречается уже у древнегреческих историков, причём самое первое упоминание региона — во II веке до н.э. На глиняной табличке древних хеттов, живущих в малой Азии.

До нашей эры

Люди стали активно заселять Северный Кавказ около 500 тысяч лет тому назад. Пять тысяч лет назад на Кавказе существовали две культуры: майкопская, в которую входил Западный и Центральный Кавказ, и куро-аракская, которая объединяла Дагестан, Чечню, Ингушетию и Северную Осетию.

Первая характеризовалась оружием из бронзы, украшениями из золота и материалов Средней Азии, вторая отличалась высоким уровнем земледелия. Учёный-генетик Николай Вавилов считал Дагестан древнейшим местом возделывания злаков.

Четыре тысячи лет назад на восточном побережье Чёрного моря распространилась дольменная культура, которую связывают с мифическим ассирийским царём Нином.

В XI-VIII веках до н.э. Северную Осетию занимала уникальная кобанская культура, предметы которой интересуют европейских коллекционеров так же, как золото Древнего Египта.

Именно с Северным Кавказом некоторые историки связывают и возникновение племён киммерийцев, совершавших набеги на Ближний восток.

Затем их сменили скифы, потом сарматы, которые жили рядом с земледельцами и скотоводами синдами, зихами, меотами, керкетами и ахеями.

В начале VI в. до н.э. На Таманском полуострове из греческих колоний возникло Боспорское государство, которое стало вассалом Римской империи. Согласно географу Страбону, центральные районы Северного Кавказа на рубеже эр населялись гаргареями, которые считаются предками вайнахских народов — чеченцев и ингушей.

Первое тысячелетие нашей эры

В 70-х годах н.э. Сарматское племя аланов перешло к земледелию, впервые название «Алания» упоминается во II веке н.э. Государство окончательно сложилось в VI веке благодаря дорогам великого шёлкового пути.

Через страну пошли богатые караваны, в это же время территория современного Дагестана вплоть до Дербента попала под влияние Кавказской Албании, появившейся на побережье Каспия, в начале V века Албанию покорили персидские цари Сасаниды.

Уже в те времена земли Дагестана были заселены таваспорами — возможными предками табасаранов и легами — предками лакцев.
С IV по VI век Северный Кавказ подвёргся нашествиям варварских племён. Сначала по нему прошли гунны, позже — авары и тюркоты.

Ища спасения, народы переселялись в горы. Часть алан вместе с гуннами переместилась в Европу, а некоторые из них с германскими вандалами дошли до Туниса.

Хазария

В VII веке регион ждали новые потрясения. К этому времени сформировался многоконфессиональный Хазарский каганат, который распространил своё влияние на огромные территории от арала (бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии на границе Казахстана и Узбекистана) до Среднего Поволжья, от Днепра до Закавказья.

Адыги под ханским игом

Хазары теснили приазовских булгар, подчинили алан, в свою очередь, с юга на Северный Кавказ вторглись арабы. Первые нашествия произошли в VII веке и были отражены, но уже в 737 году полководец Мерван со 150-тысячным войском разбил хазар и подчинил земли Дагестана и Аланию.

Спустя 23 года арабов с земель выбили, но Дербент вошёл в состав арабского халифата под названием Баб-аль-абваб и стал центром исламизации народов.
С начала IX века Хазария начала слабеть, зато расцвета достигла христианская Алания: её территория включала в себя земли от реки Лабы до Чечни и Дагестана.

Страна поддерживала связи с византией и с княжествами Дагестана.

Нашествие за нашествием

К началу X века на Тамани появилось Тмутараканское княжество, которое вскоре пало под набегами половцев.

От половцев пострадали адыги и даже аланы, которые вступили в союз с половцами в начале XII века, когда Алания переживала упадок, в XI веке в Дербент вторглись турки-сельджуки, в XIII веке регион пережил неоднократные нашествия татаро-монгол. Они разбили адыгов, разгромили Аланию и опустошили Дагестан.

Дагестан пострадал и от грабительских походов хорезмшаха Джелал ад-Дина, в результате войн многие народы снялись с мест и переселились кто куда: в горы, в Центральный Кавказ и даже в Венгрию.

А регион попал под иго Орды, в начале XIV века верхушка Золотой Орды приняла ислам, который продолжал распространяться среди народов Кавказа. Мира не было по-прежнему. Дербент и Ширван находились в руках потомков Чингисхана, и лишь в 1385 году ордынскому хану Тохтамышу удалось переподчинить эти земли себе.

В 1395 году на Кавказ вторгся Тамерлан. Он стирал с лица земли города, истреблял население и проникал туда, куда не доходили даже монголы.

На опустевшие после нашествия Тамерлана земли стали приходить адыги. Они подчинили себе местные народы. С Причерноморья переселились абазины, на севере Дагестана сложилось Тарковское Шамхальство, населённое кумыками.

В XV веке Османская империя заключила союз с Крымским ханством.

После грабительских набегов Черноморское побережье вошло в состав империи, а равнины левобережья Кубани отошли Крыму, адыги вплоть до XVIII века отправляли ежегодную дань крымскому хану — 200 девушек и 100 юношей, в XVI веке на регион обратило внимание Московское государство, на Кубани и Тереке появились русские колонисты, адыги и кабардинцы несколько раз просили Ивана Грозного защитить их от крымцев и принять в подданство. Чтобы породниться с русскими, старший князь Кабарды Темрюк Идаров отдал Грозному в жёны свою дочь. Так княжества Кабарды стали подданными России.

Курс на сближение

В течение последующих лет сближение Москвы и Северного Кавказа продолжилось на фоне усиливающегося влияния ислама, в сферу интересов Москвы попадали новые княжества, но в XVIII веке после неудачной войны с Турцией Россия была вынуждена признать Большую и Малую Кабарду независимыми буферными государствами. Побережье Чёрного моря находилось под властью турков до 1829 года, в портах процветала торговля рабами кавказского и славянского происхождения.
Россия же вступила в эпоху дворцовых переворотов и потеряла влияние на Северном Кавказе вплоть до правления Екатерины II, которая решила провести в регионе наступательную политику. После победы русских над турками в войне 1787-1792 годов Крым попал под влияние России. Екатерина переселила на Кубань часть донских казаков и устроила линии укреплений, возле которых появились города Ставрополь и Георгиевск.

Источник: http://bagira.guru/russian-history/kak-zhil-severnyj-kavkaz-bez-rossii.html

§ 3. Народы Северного Кавказа. А.Н. Боханов, М.М. Горинов.История России с древнейших времен до конца XVII века. История древней Евразии

А.Н. Боханов, М.М. Горинов

Населенный множеством племен и народов и в наши дни, горный Кавказ и отчасти предгорья в раннее средневековье представляли из себя еще большее скопление этносов. Можно подумать, что именно сюда после разрушения Вавилонской башни устремились разные племена.

Нечто сходное с таким определением действительно есть: горный Кавказ издревле являлся убежищем для многих народов, оттесняемых с юга и севера и ассимилируемых там другими этносами.

Однако в историческое время на западном Кавказе обитали в основном адыги, на восток от них аланы (осы, осетины), затем предки вейнахов, о которых реальных известий почти нет, и далее различные дагестанские народы (лезгины, аварцы, лакцы, даргинцы и др.).

Этническая карта предгорий и отчасти горных районов менялась и до XIII в.: с приходом тюрко-половцев, а еще ранее хазар и булгар часть местного населения, сливаясь с ними, стала основой для таких народностей, как карачаевцы, балкарцы, кумыки.

Еще древние писатели называли на Кавказе местные царства, например, меотов в Приазовье, однако насколько эти названия соответствовали реалиям — сказать трудно.

На восточном Кавказе в Дагестане (термин, кстати, поздний, от тюркского «даг» — гора) наиболее древние политические объединения упоминаются с первых веков нашей эры. Так, армянские источники называют «царей лезгин» применительно к IV—V вв. и даже ранее.

Однако наибольшее число данных о политической структуре Дагестана связано с периодом иранских шахов Сасанидов (III—VII вв.), с которыми связывают и возникновение местных княжеств, и построение Дербентской крепости.

В центральном Предкавказье, а периодически и на более обширных пространствах уже на рубеже н.э. возник Аланский союз, который был разгромлен гуннами, но возродился после падения Гуннской державы.

Западная часть северного Предкавказья к югу от реки Кубань была издревле населена предками адыгов. Источники называли их либо кашаками (касогами), либо зиками. Термин «черкесы» — поздний, из иранских языков и означает просто воин (чере-кес, где «чери» — войско, а «кес» — человек).

Адыгские (кашакские) племена были в раннее средневековье едва ли не самым многочисленным народом Кавказа, уступая, возможно, порой только аланам. Они всегда были раздроблены и враждовали не только с соседями, но и друг с другом.

Вот что писал о них ал-Масуди: «За царством алаи находится народ, называемый кашак, живущий между горой Кабх и Румским (Черным) морем. Народ этот исповедует веру магов (т.е. язычников).

Среди племен тех мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более выпуклой линией бедер и ягодиц. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью…

Аланы более сильны, чем кашаки… Причина их слабости по сравнению с аланами в том, что они не позволяют поставить над собой царя, который объединил бы их. В таком случае ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы их покорить».

Известия о кашаках X в. говорят об оживленной торговле их с Малой Азией через Трапезунд.

В X в. кашаки столкнулись с русами в районе Тамани.

Это случилось при Святославе, который, готовясь к борьбе с Византией, разгромил союзников последней — хазар и закрепился на Таманском полуострове, где русским опорным пунктом надолго стала старая крепость Матарха, которую русские называли Тмутаракань.

Владимир, сын Святослава, передал Тмутаракань одному из своих сыновей — Мстиславу, который позже в борьбе с братом Ярославом подчинил себе все русские земли по левую сторону Днепра.

На Руси существовали сказания о войнах Мстислава, по своим нравам напоминавшего своего деда Святослава, с касогами и единоборстве русского князя с касожским богатырем Редедей, которого Мстислав зарезал перед рядами касожскими. Очевидно, Мстиславу удалось подчинить себе еще какую-то часть кашакских племен, поставлявших ему храбрых воинов.

Затем степь заполонили половцы, отрезав Северный Кавказ от Руси. Тмутараканское княжество как-то незаметно исчезло в начале XII в. Усилились аланы и Грузия.

Часть кашаков вынуждена была признать власть алан, и последние даже в XII в. закрепились в некоторых причерноморских крепостях на территории нынешнего Краснодарского края.

Прибрежные кашаки, очевидно, признавали и власть грузинских царей, в XI—XII вв. тесно связанных с аланами.

Внесло изменение и появление на восточном берегу Черного моря итальянских (в основном генуэзских) торговых факторий, которые стали возникать по договорам с Византией уже в середине XII в. В это время в районе Керчинского пролива известен и город Росия, очевидно, связанный с какой-то уцелевшей русской колонией в этих местах.

На Центральном Кавказе доминировали аланы или осы (осетины). О вейнахах (предках чеченцев и ингушей) мы почти ничего не знаем. Они упоминаются в «Армянской географии» VII в., а также под названием «дурдзуки» в грузинских летописях.

Аланы же упоминаются на Кавказе с начала н.э, хотя пришли они сюда, несомненно, раньше, вместе с прочими сарматскими племенами. Аланский союз был разгромлен гуннами, но возродился после распада империи Аттилы. Долгое время аланы были верными союзниками хазар в их борьбе за гегемонию на Кавказе.

Уже в силу этого они являлись врагами арабов и союзниками Византии. От Византии к аланам рано проникло христианство, хотя официально аланский царь стал христианином где-то в начале X в., после чего возникла и Аланская митрополия.

Это, однако, вызвало недовольство хазар, и после неудачной войны с последними аланы вынуждены были официально отречься от христианства. После разгрома хазар Святославом ситуация изменилась, аланская знать вернулась в лоно христианской церкви. Когда это случилось, точно неизвестно, но поскольку в конце X в.

Аланская епархия занимала в списке подчиненных Константинополю епископств 61-е место вслед за Русью, это, очевидно, произошло где-то в 90-х годах X в.  

В XI—XII вв. Алания находилась в тесных отношениях с Грузией. Грузинские и аланские правители часто роднились друг с другом. Известно, что вторым мужем царицы Тамар был аланский царевич Давид Сослан, мать которого была грузинка. Поэтому в XI—XII вв.

в Алании переплетаются и византийское, и грузинское влияние, особенно в архитектуре сохранившихся церквей. Возникло на греческой основе и аланское письмо, от которого до наших дней дошли лишь жалкие остатки.

Однако ареал сношений правителей Алании был еще шире и доходил до Северо-Восточной Руси — жена Всеволода Большое Гнездо была аланка.

Алания XI—XII вв. выглядит как довольно сильное, хотя и не вполне централизованное государство. Власть царей была ограничена знатью или ос-богатарами, как их называют источники. Столицей Алании был город Магас (буквально Большой, Великий). Его точное местоположение неизвестно, хотя он упоминается даже китайскими источниками в связи с походами монголов.

Больше всего мы знаем о народах и ранних политических объединениях на территории Дагестана, который издавна был тесно связан через Закавказье с Ираном и семитскими цивилизациями Передней Азии.

Здесь же в самом узком месте, где горы ближе всего подходят к Каспийскому морю, находился наиболее удобный проход на север в Предкавказье, известный под иранским названием Чола или Чора (узкое ущелье).

Контроль над ним издревле был важен не только для небольших государств Восточного Закавказья, но и для мощных ближневосточных империй, типа Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской.

Заинтересованы были в укреплении этого прохода и Рим, а затем Византия, которые в период их мирных отношений с Ираном даже вкладывали средства для возведения и поддержания здесь в должном порядке укреплений. Археологические изыскания показывают, что древнейшие оборонительные сооружения здесь появились еще в VIII—VII вв. до н.э., т.е.

были, очевидно, воздвигнуты местным населением против двигавшихся с севера скифов. Особое внимание этому району уделяли иранские Сасаниды (III—VII вв.), при которых в V—VI вв. и были воздвигнуты те мощные крепость и стены, что в основе сохранились до наших дней, получив уже тогда иранское название Дербент (Закрытые ворота).

Читайте также:  Наиболее часто-попадающиеся вопросы в части а - история России

В период арабо-хазарских войн Дербент обычно находился под арабской властью и халифы уделяли огромное внимание поддержанию и ремонту его укреплений. Сюда с VII—VIII вв. переселялись и арабы, даже в XII в. их потомки сохраняли свой язык. Естественно, сюда в первую очередь проникал и ислам. Однако проникновение ислама в горные районы шло очень медленно.

и население горного Дагестана исповедовало либо местные языческие культы, связанные с поклонением силам природы, либо христианство. Последнее проникло в Дагестан из Кавказской Албании и Грузии и еще в IX—X вв. и даже позже занимало прочные позиции у аварцев, лезгин и других дагестанских аборигенов.

Вместе с тем о глубоком проникновении христианства в народную среду здесь, как и на остальном Северном Кавказе, вряд ли можно говорить. К примеру, крупнейшим политическим объединением Дагестана в IX—XII вв. была так называемая страна владетеля золотого трона («сахиб сарир аз-захаб»), чаще всего именуемая, не совсем верно, в литературе Сарир.

Мнения о ее пределах расходятся. Большинство исследователей считает, что это область аварцев, которые известны и под последним названием и как хундзы (в грузинских источниках). Однако можно предполагать, что под властью «владетеля золотого трона» находились и другие части горного Дагестана (области лакцев и, возможно, частично, даргинцев и даже лезгин). Сам титул «сахиб сарир аз-захаб» происходит от легенды, по которой некий сасанидский правитель пожаловал или подарил этот трон одному из владетелей Дагестана. В IX—X вв. глава этого государства и его окружение были христиане, а остальное население — язычники.

Кроме Сарира известны и другие политические объединения (Гумык, Хайтак и т.д.). Заметим, что и в древности, и в средние века Дагестан, особенно южный, был органически связан с северо-восточной частью нынешнего Азербайджана (Ширвана). Последний населяли родственные лезгинам и аварцам племена, которые очень поздно (в XVI—XVII вв.) были тюркизированы.

Эту органическую связь Дагестана с Ширваном отчетливо видел местный историк Бакиханов (XIX в.), написавший исторический труд, посвященный именно прошлому Ширвана и южного Дагестана (одно из первоначальных его названий и было «История Дагестана»). Труд был написан Бакихановым на двух языках — персидском и русском.

Хотя Бакиханов был потомком бакинских ханов, рассматривать его как историка только азербайджанского нет оснований.

До X в. значительная часть северного Дагестана находилась под хазарской властью, против которой боролись местные племена и арабы. Уже в середине X в. здесь отмечается определенное влияние Руси (поход на Бердаа совместно с лезгинами и аланами).

Позже, с возникновением русского владения на Тамани, контакты русов с народами Кавказа еще более усиливаются, очевидно, нося разное содержание. В 80-х годах отмечается присутствие русов в качестве союзников одной из борющихся групп в Дербенте, где, судя по остаткам местных летописей, русы были хорошо известны. А в 30-х годах XI в.

русы совершают походы в Восточное Закавказье и даже овладевают крупнейшим там городом Байлаканом (опять-таки в союзе с определенными местными силами). Это, несомненно, было связано с деятельностью Мстислава Владимировича (см. ниже). В XII в.

с усилением Грузии укрепляется и ее престиж в Восточном Закавказье, куда грузинские цари совершают походы до Дербента. Однако о закреплении их там на сколько-нибудь продолжительное время известий нет.

Тем не менее лозунг «Грузия от Никопсы до Дербента» (Никопса находилась приблизительно в районе нынешней границы Грузии и Российской Федерации) возник именно в XII—XIII вв. и позже был весьма популярен в определенных политических кругах Грузии (в частности, в период меньшевистского правительства 1918—1921 гг.).

Источник: http://oldevrasia.ru/library/Istoriya-Rossii-s-drevneyshikh-vremen-do-kontsa-XVII-veka-/19

Как жил Северной Кавказ без России?

Как жил Северный Кавказ до того, как присоединился к России? Обычно мы ведём его историю с Кавказских войн, но не менее интересна и история Древнего Кавказа, и вся его история до XIX века. Северный Кавказ имеет древнюю и запутанную историю.

Этот регион всегда был перекрёстком цивилизаций, на котором оставили след многие народы и завоеватели. Работу историков осложняет скудный набор письменных памятников. Интересно, что название «Кавказ» встречается уже у древнегреческих историков, причем самое первое упоминание региона — во II веке до н. э.

на глиняной табличке древних хеттов, живущих в малой Азии.

До нашей эры

Люди стали активно заселять Северный Кавказ около 500 тысяч лет тому назад. Пять тысяч лет назад на Кавказе существовали два центра культуры: майкопская, в которую входил Западный и Центральный Кавказ, и куро-аракская, которая объединяла Дагестан, Чечню, Ингушетию и Северную Осетию.

Первая характеризовалась оружием из бронзы, украшениями из золота и материалов Средней Азии. Вторая отличалась высоким уровнем земледелия. Учёный-генетик Николай Вавилов считал Дагестан древнейшим местом возделывания злаков.

Четыре тысячи лет назад на Восточном побережье Чёрного моря распространилась дольменная культура, которую связывают с мифическим ассирийским царем Нином. В XI-VIII веках до н. э Северную Осетию занимала уникальная кобанская культура, предметы которой интересуют европейских коллекционеров так же, как золото Древнего Египта.

Именно с Северным Кавказом некоторые историки связывают и возникновение племен киммерийцев, совершавших набеги на Ближний Восток. Затем их сменили скифы, потом сарматы, которые жили рядом с земледельцами и скотоводами синдами, зихами, меотами, керкетами, и ахеями. В начале VI в. до н. э.

на Таманском полуострове из греческих колоний возникло Боспорское государство, которое стало вассалом Римской империи. Согласно географу Страбону, центральные районы Северного Кавказа на рубеже эр населялись гаргареями, которые считаются предками вайнахских народов: чеченцев и ингушей.

Первое тысячелетие нашей эры

В 70-х н. э. сарматское племя аланов перешло к земледелию. Впервые название «Алания» упоминается во II веке н. э. Государство окончательно сложилось в VI веке, благодаря дорогам Великого Шелкового пути. Через страну пошли богатые караваны.

В это же время территория современного Дагестана вплоть до Дербента попала под влияние Кавказской Албании, появившейся на побережье Каспия. В начале V века Албанию покорили персидские цари Сасаниды.

Уже в те времена земли Дагестана были заселены таваспорами – возможными предками табасаранов и легами — предками лакцев. С IV по VI века Северный Кавказ подвергся нашествиям варварских племен. Сначала по нему прошли гунны, позже – авары и тюркоты.

Ища спасения, народы переселялись в горы. Часть алан вместе с гуннами переместилась в Европу, а некоторые из них с германскими вандалами дошли до Туниса.

Хазария


В VII веке регион ждали новые потрясения. К этому времени сформировался многоконфессиональный Хазарский каганат, который распространил своё влияние на огромные территории от Арала (бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии на границе Казахстана и Узбекистана) до Среднего Поволжья, от Днепра до Закавказья. Хазары теснили приазовских булгар, подчинили алан. В свою очередь, с юга на Северный Кавказ вторглись арабы. Первые нашествия произошли в VII веке и были отражены, но уже в 737 году полководец Мерван со 150-тысячным войском разбил хазар и подчинил земли Дагестана и Аланию. Спустя 23 года арабов с земель выбили, но Дербент вошел в состав Арабского халифата под названием Баб-аль-Абваб и стал центром исламизации народов. С начала IX века Хазария начала слабеть, зато расцвета достигла христианская Алания: её территория включала в себя земли от реки Лабы до Чечни и Дагестана. Страна поддерживала связи с Византией и с княжествами Дагестана.

Нашествие за нашествием


К началу X века на Тамани появилось Тмутараканское княжество, которое вскоре пало под набегами половцев. От половцев пострадали адыги и даже аланы, которые вступили в союз с половцами в начале XII века, когда Алания переживала упадок. В XI веке в Дербент вторглись турки-сельджуки. В XIII веке регион пережил неоднократные нашествия татаро-монгол. Они разбили адыгов, разгромили Аланию и опустошили Дагестан. Дагестан пострадал и от грабительских походов хорезмшаха Джелал ад-Дина. В результате войн многие народы снялись с мест и переселились кто куда: в горы, в Центральный Кавказ и даже в Венгрию. А регион попал под иго Орды. В начале XIV века верхушка Золотой Орды приняла ислам, который продолжал распространяться среди народов Кавказа. Мира не было по-прежнему. Дербент и Ширван находились в руках потомков Чингисхана, и лишь в 1385 году ордынскому хану Тохтамышу удалось переподчинить эти земли себе. В 1395 году на Кавказ вторгся Тамерлан. Он стирал с лица земли города, истреблял население и проникал туда, куда не доходили даже монголы.

Адыги под ханским игом


На опустевшие после нашествия Тамерлана земли стали приходить адыги. Они подчинили себе местные народы. С Причерноморья переселились абазины. На севере Дагестана сложилось Тарковское Шамхальство, населенное кумыками. В XV веке Османская Империя заключила союз с Крымским ханством. После грабительских набегов Черноморское побережье вошло в состав империи, а равнины левобережья Кубани отошли Крыму. Адыги вплоть до XVIII века отправляли ежегодную дань крымскому хану в 200 девушек и 100 юношей. В XVI веке на регион обратило внимание Московское государство. На Кубани и Тереке появились русские колонисты. Адыги и кабардинцы несколько раз просили Ивана Грозного защитить их от крымцев и принять в подданство. Чтобы породниться с русскими, старший князь Кабарды Темрюк Идаров отдал Грозному в жены свою дочь. Так княжества Кабарды стали подданными России.

Курс – на сближение

В течение последующих лет сближение Москвы и Северного Кавказа продолжилось на фоне усиливающегося влияния ислама. В сферу интересов Москвы попадали новые княжества.

Но в XVIII веке после неудачной войны с Турцией Россия была вынуждена признать Большую и Малую Кабарду независимыми буферными государствами. Побережье Черного моря находилось под властью турков до 1829 года. В портах процветала торговля рабами кавказского и славянского происхождения.

Россия же вступила в эпоху дворцовых переворотов и потеряла влияние на Северном Кавказе вплоть до правления Екатерины II, которая решила провести в регионе наступательную политику. После победы русских над турками в войне 1787-1792 годов Крым попал под влияние России.

Екатерина переселила на Кубань часть донских казаков и устроила линии укреплений, возле которых появились города Ставрополь и Георгиевск.

Источник

Источник: http://divo-ra.blogspot.ru/2017/04/blog-post_642.html

Наша эра до xvii века

I в. н. э. — Образование племенного союза у аланов и вхождение в него вайнахских групп гаргареев, исадаки — садов, хашкитов и других. 72 г. — Вайнахи в союзе с аланами совершают набеги на территорию Армении, Атропатена. 79 г. — Основание Еревана. II—IV в — Активное участие вайнахов в политической жизни всего Кавказа. 204 г.

— Хазары перешли Кавказский хребет, совершили набег на Грузию и Армению. 372 г. — Вторжение гуннов на территорию Чечено-Ингушетии. 379 г. — Основание персами крепости в Тифлисе. IV в. — Утверждение христианства в Грузии, Кавказской Албании и Армении. 306 г. — Создание Месропом Маштоцом армянской письменности. Конец IV — начало V вв. — Пребывание «белых» гуннов на Кавказе.

 433—450 гг. — Походы сасанидского царя Иезигерда II на Северный Кавказ против «черных» гуннов. V—VI в. — Расселение вайнахских племен на территории центрального Кавказа и в горах северо-восточного Кавказа после нашествия гуннов. V—IX в. — Генезис феодализма у алан. X—ХП вв. — Аланское цетрализованное государство. 540 г. — Набег савиров (хазаров) на Закавказье. 590 г.

— Набег турок (хазаров) на Закавказье. VI в. — Образование Хазарского царства. VI в. — При персидском царе Хосрове Ануширване в Дарьяльском ущелье построена крепость Баб-аль-Алан, в Ассинском ущелье — ворота Дурдзукие и Дарвезен-Алан (Аланские ворота). VII в. — Первые попытки византийских и грузинских миссионеров внедрить христианство среди вайнахов. VII в.

— Первое упоминание в армянской географии о дурдзуках, нохчматьяпах и кустах (кистах) — предках вайнахов. 622 г. — Переселение Мухаммеда из Мекки в Медину. 622—628 гг. — Крестовый поход императора Ираклия против персов. 634 г. — Начало войны арабов с персами. 640 г. — Первое вторжение арабов в Армению. 643 г. — Первое вторжение арабов в Дагестан. VII—VIII вв.

— Арабо-хазарские войны. 651—654 г. — Выступление вайнахов совместно с хазарами против арабских завоевателей. VIII в., 30-е гг. — Назначение халифом Абдул-Меликом своего брата Мухаммеда-ибн-Мервана правителем Кавказских стран. 722 г. — Переход арабов через Кавказские горы. 728 г. — Второе вторжение хазаров через Кавказский хребет в Грузию и Армению. 728 г.

— Взятие войсками Мервана города Семендер. 736—738 гг. —- Карательные экспедиции арабского полководца Мер вана в страну вайнахов (Дурдзукетию). 880 г. — Поход русов на Каспийское побережье Кавказа и Закавказья, 909—910 гг. — Походы русов на Каспийское побережье Кавказа я Закавказья. 913—914 гг. — Поход русов на Каспийское побережье Кавказа и Закавказья. 964—966 гг.

— Поход киевского князя Святослава на хазаров, ясов, косогов. 965 г. — Разгром Святославом Хазарского царства. X в. — Абхазо-византийские миссионеры начали распространять христианство в западной части территории Чечено-Ингушетии. X—XV вв. — Исламизация Дагестана. Проникновение ислама в восточную часть Чечено-Ингушетии. 1001 г. — Объединение Грузии. 1068 г.

— Взятие турками-сельджуками Тифлиса. XI в. — Появление кипчаков на Северном Кавказе. XI в. — Жил грузинский историк Леонтий Мровели, в чьих трудах немало написано о дурдзуках. XI в. — В горах Ингушетии появились храмы Алби-Ерды и Таргимский. XI в.

— Квиреки III объявил себя самодержцем Грузии и назначил своих правителей в Тианстию, Тушетию, Дидоитию, Дур- дзукетию, Глигвию, Хунзахию и другие. XI—XII вв. — Создание грузинской хроники «Картлис цховреба». XI—XIII вв. — Усиление грузинского влияния на вайнахов, 1122 г. — Изгнание царем Давидом Строителем турок из Тифлиса. 1184—1213 гг.

— Царствование Тамары в Грузии XII в. 90-е г. — Вместе с войсками грузинского полководца Иоанна Мкаргдзели вайнахские (дурдзукские) князья в тече ние трех месяцев усмиряли восставших дагестанских гор-цев-дидойцев. XII в. — Построен храм Тхаба-Ерды. XIII в. — В грузинских источниках названы вайнахские племена кисты, малки и боргоны. XIII в.

— Распад племенного союза аланов. 1212 г. — Участие дурдзуков в усмирении пховцев и дидойцев. 1220—1224 гг. — Первое нашествие монгольских отрядов во главе Джебе и Субеде на Кавказские страны. 1222 г. — Захват монгольскими отрядами во главе Джебе и Субеде плоскостной территории Чечено-Ингушетии, отход чеченских племен в горы. 1222 г.

Читайте также:  Основные этапы процесса перестройки в ссср - история России

— Совместное выступление вайнахов, аланов, осетинов, кипчаков против монгольских завоевателей. 1238 г. — Взятие татаро-монголами столицы Алании — Магас на плоскости Чечено-Ингушетии. 1238—1240 гг. — Завоевание Менгуханом степной и отчасти горной зоны Чечено-Ингушетии, вытеснение части вайнахов в горы. 1239 г. августа 3 — 1240 г.

июля 22 — Походы монгольских цареви чей Кадан и Бури против чеченцев. 1240 г. Включение степной и равнинной части Чечено-Ингушетии в состав Улуса Джучиева (Золотой Орды). 1254 г. — Перепись населения Кавказа монгольскими завоевателя ми с целью усиления налогового гнета. 1263 г. январь 13 — Сражение на берегу р.

Терек между войсками золотоордынекого хана и хулагидов (ильханов). 1314—1346 гг. — Попытка грузинского царя Георгия Блистательного вновь подчинить горных вайнахов. 1318 г. — Убийство князя Михаила Тверского в ставке хана Узбека на речке Ачалук. 1318—1346 гг. — В период царствования царя Георгия Блистательного в грузинских источниках впервые упоминается этноним «нахчи». 1380 г. — Победа русских войск над татаро-монголами на Куликовом поле. 

1395 г. апрель — Появление Тимура с огромной армией в бассейне р. Сунжи.

1395 г. апрель 15 — Сражение на берегу р. Терек между войсками Тимура и Тохтамыша и разгром последнего.

1396 г. — Поход Тимура в Кайтаг, Аварию, Акушу, взятие Тимуром селения Тарки и завоевание Кумыкии.

1395—1396 гг. — Хозяйничание полчищ Тимура на Северном Кавказе.

XIV в. — Начало возвращения на свои исконные плоскостные земли вайнахов, изгнанных при нашествии татаро-монголов.

Конец XIV в. — Основаны чеченские плоскостные аккинские аулы Парчхой и Юрт-аух.

XV в. — Переселение аккинцев (ауховцев) с верховья реки Гехи на восток, в предгорья по реке Ямансу, между реками Аксай и Акташ.

1405—1406 гг. — Построен мавзолей Борга-Каш у с. Плиево (памятник золотоордынской культуры).

1412—1443 гг. — Царствование Александра I в Грузии.

1459—1460 гг. — Образование Астраханского ханства.

60—80 гг. XV в. — Образование русского централизованного государства.

1462—1505 гг. — Княжение Ивана III Васильевича.

1475—1476 гг. — Путешествие венецианского посла Амбросия Кон-тарини по Северному Кавказу.

1480 г. — Свержение татаро-монгольского ига на Руси.

1490 г. — Поход в Дагестан иранских войск Исмаила I.

XV—XVI вв. — Распространение ислама в равнинной части и предгорьях Чечни.

XVI—XVII вв. — Распространение власти кабардинских князей в западные районы Чечено-Ингушетии.

XVI—XVII вв. — Вассальная зависимость Мичикских аулов от Тарковского шамхала.

XVI—XVII вв. — Рост политического могущества шамхалов тар-ковских на северо-восточном Кавказе.

1505—1533 г. — Великое княжение Василия III Ивановича.

1533—1584 гг. — Турецкое нашествие в Закавказье.

1552—1557 гг. — Признание черкесскими и кабардинскими князьями вассальной зависимости от русского государства.

1557 г. июль — Обращение князя Темрюка к царю Ивану IV с просьбой принять Кабарду в русское подданство и оказать помощь в отражении нападения шевкальского царя (шамхала Тарковского).

1557 г. — Присоединение Кабарды к России.

1560 г. — Поход московских войск совместно с кабардинцами против шамхала Тарковского. Осада селения Тарки войсками астраханского воеводы И. С. Черемисинова.

1561 г. — Иван Грозный женился на Марии, дочери кабардинского князя Темрюка.

1567 г. — Основание ст. Червленной.

1567 г. — Постройка первой русской крепости Терки на левом берегу Терека, близ устья р. Сушки.

1567 г. — Начало службы окоцких мурз Ушурмы и Шиха Окоцких в русской крепости Терки.

1568 г. — Умер Нуцал-хан Аварский.

1569 г. — Основание ст. Щедринской.

1571 г. — По требованию турецкого султана русские упразднили крепость Терки, ее стали называть Сунженским городищем.

1574 г. — Смерть Чупан-шамхала и раздел шамхальства на удельные княжества между сыновьями (Буйнакское — Эльда-ру, Казанищенское — Магомеду, Кафыр-Кумухское — Андию, Геллинское — Гирею, Тарковское — Сурхаю).

1574—1588 гг. — Правление Сурхай-шамхала в Кумыкии,

1574—1604 гг. — Царствование Александра II в Кахетии.

1575—1605 гг. — Правление Султан-Мута в Эндреевском княже-стве.

1578 г. — Второе занятие городка близ устья Сунжи воеводой Новосельцевым.

1579 г. — Набеги крымского хана Магомед-Гирея на Дагестан.

1582 г. — Вторжение в Дагестан турецкий войск во главе с Осман-пашой.

1587 г. — Принятие кахетинским царем Александром II русского-подданства.

1587 г. — Впервые в русских источниках упоминаются чеченские «землицы» Ококи, Минкизы, Индилы, Шибути.

1587 г. — Грамота царя Федора Ивановича окоцкому мурзе Шиху о пропуске и «провожатии» в грузинскую землю царских послов Родиона Биркина и Петра Пивова.

1587—1588 гг. — В сопровождении Ших-мурзы Окоцкого через-земли вайнахов проехало первое московское посольства в Грузию.

1587 г. — Нападение войск астраханского воеводы на владение шамхалов Тарковских и захват ими побережья р. Койсу.

1588 г. — Владелец окоцкой земли (Аккинскнй) Ших-мурза Уша-рамов послал челобитную царю Федору Ивановичу о защите их земель от притеснений кабардинских князей.

1588 г. — Учреждение зависимости от астраханского воеводы Терского воеводства с центром Терки.

1588 г. ноябрь — Прибытие в Москву первого вайнахского посольства во главе с Батаем Шихмурзиным и принятие русского подданства князем Ших-мурзой Окоцким.

1588 г. — Основание у устья р. Терека русской крепости Терской город.

1589 г. — Первое упоминание ингушей в русских документах под названием «калканцы» (галгай) и ингушского села Ларг. Принятие присяги на верность России ингушским владельцем Султан-мурзой.

1589 г. — Принятие аварскими владетелями в Терском городе присяги о вступлении в русское подданство со «всей Увар-ской и Черной землей».

1589 г. Первое упоминание в русских документах чеченских обществ Мелхисты( Метацкие гребни) и Бацой (Батоцкие гребни).

1589—3590 гг. — Столкновения между шамхалом Тарковским и терскими воеводами из-за земель по берегам р. Койсу.

1594 г. — Экспедиция князя Хворостина в Тарковское шамхальство. Разорение его столицы Тарки.

1595 г. — Убийство Ших-мурзы Окоцкого кумыкским князем Ахмет-ханом и переселение части окуков из Терки в Терский город в устье Терека.

1596 г. — Основание аккинцами у Терского города Окоцкой слободы.

1596 г. — Эспедиция князя Григория Засекина против шамхала и занятие Тарков.

1598—1599 гг. — В Москву приехало окоцкое посольство в составе двух человек.

1-я четверть XVI в. — Междоусобные феодальные войны в Кумыкии.

Вторая половина XVI в. — Набег кабардинских князей на дагестанские владения. Вторжение войск шамхала Тарковского во владения кабардинцев и битва на р. Кулкуд-жина.

XVI в. — 1844 г. — Тарки — резиденция шамхалов.

XVI в. — Расселение бацбийцев (цова-тушин) в Тушетию.

Вторая половина XVI в. — Правление Ших-мурзы Ишеримова окоцкой землей.

XVI в. — Основание с. Брагуны на левом берегу Сунжи.

Конец XVI в. — Ингушские аулы у входа в Дарьялское ущелье попадают в вассальную зависимость от кабардинского мурзы Алкаса 

Абузар Айдамиров

Источник: https://nohchalla.com/history/chrono-history/556-xvii-2

Причерноморье. VIII век до нашей эры

Отвлекаясь от общей картины Евразии в предшествующие тысячелетия, возвращаемся к нашим рысичам, направляющимся после исхода из Малой Азии сначала в Карпаты и затем в Поднепровье.

На своем длинном пути они частично вовлекали в свою орбиту другие этносы, а часть их оседала на отдельных этапах. Они обживались на новых приглянувшихся им местах и неизбежно смешивались с местным населением. Одним из таких этапов стало для наших предков Причерноморье.

Античные историки и географы сообщали о различных племенах, населявших в I тысячелетии до н. э. этот регион. В основном упоминались Меоты, Синды, Зихи и Гениохи, обитавшие по восточному берегу Азовского и Черного морей.

По одной из версий меоты являются реликтами древнего индоевропейского населения Приазовья (возможно, что это наши предки – переселенцы из Семиречья IV-го тысячелетия), а родственные меотам синды – это колония «индусов» (славян, побывавших в Индии) на берегу Чёрного моря. «Книга Велеса» говорит, что после прихода из Малой Азии «часть венедов-виндов поселилась у Керченского пролива (Боспора Киммерийского) в Синдике. Здесь они стали синдами или индами».

Синды на побережье Чёрного моря

Так же, как переселенцы из Индии в Армении называли себя индами, так и в Причерноморье уже в более позднее время появляется группа населения, по обычаям и языку похожая на индусов – синды.

Синды (по Википедии) – одно из многочисленных меотских племён, обитавшее с I-го тысячелетия до н. э. до IV века н. э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Чёрного моря до Новороссийска.

Войны со привели к усилению у синдов власти военачальников. В V в. до н. э. возникло синдское (меотское) государство, которое именовалось Синдика. К IV веку н. э.

относится одно из последних упоминаний синдов, которое сделал в своем произведении «Описание земного круга» Руф Фест Авиен, древнеримский поэт, писатель и переводчик.

Он отмечал, что на берегах Азовского моря проживают меоты, сарматы, киммерийцы и синды.

О праиндийском, индоарийском происхождении этих «индийцев на Кубани» уверенно говорит О. Н. Трубачев. (О. Н. Трубачев. «О синдах и их языке». ВЯ, 1976, № 4 и Трубачёв О. Н. «Indo-arica в Северном Причерноморье». М. Наука, 1999).

Он категорическивыступает против устоявшейся тенденции общей иранизации племен этого региона.

И это подтверждает рассказ «Книги Велеса» о переселении части рысичей в Индию и об их последующем исходе в Малую Азию и далее через Причерноморье в Карпаты и на Днепр.

Русколань

Ранее другой поток ариев двигался из Семиречья в IV тысячелетии до н. э. напрямую к Дону, обходя Каспийское море с севера. В «Книге Велеса» рассказывается, что шедшие на запад из Семиречья арии дошли до владений Одина (на р. Дон.

«Был муж именем Рус, который вывел нас из Семиречья к Дону, где мы теперь живем»), а затем дошли до Алатырской горы (Эльбруса). «Книга Велеса» говорит, что «здесь в долинах пращурами славян и русов (и иных алан, берендеев) было основано первое славянское царство Русколань».

В традиционной истории оно не упоминается.

В степях Причерноморья во II–I тысячелетиях до н. э. проживали кочевые скотоводческие племена, о которых в истории мало известно.

Исторические сведения начинают появляться в греческих источниках после того, как около VII–VI века до н. э.

здесь появляются греки – торговцы и поселенцы, основавшие на северных берегах Черного моря (исключая южный берег Крыма, колонизированный позже) ряд древнегреческих городов-колоний – Ольвия, Пантикапей (Керчь), Танаис и другие.

Первой колонией на Азовском море было, основанное во второй половине VII века до нашей эры Таганрогское поселение (в районе современного Таганрога).

Геродотом упоминается торжище Кремны на озере Меотида (Азовское море), которое могло возникнуть только с началом активного проникновения греков в данный регион, не ранее конца VII – самого начала VI в. до н. э. Местоположение торжища не известно.

Места оселения киммерийцев

Степи Причерноморья примерно с III тысячелетия и до VIII–VII веков до н. э. населяли киммерийцы. В VII веке до н. э. здесь из заволжских степей появляются скифы, вытесняют киммерийцев и закрепляются в северном Причерноморье.  Как там описывалось, часть киммерийцев могла уйти в Скандинавию.

О приходе германских и скандинавских народов во главе с их главным богом Одином откуда-то с юго-востока повествуют скандинавские предания и исландские саги.

А в «Книге Велеса» несколько раз с разными вариациями рассказывается о разделении в Приазовье славянских родов Яруны и германских родов Кисека, который олицетворяется с Одином, и об уходе последних в Скандинавию.

Между родами ариев часто возникали религиозные разногласия, которые приводили к междоусобным войнам между славянами и скифами, между славянскими и германскими родами. Предки германцев придерживались культа Одина наряду с почитанием и бога Имира (Богумира). Говоря о культе Одина и Богумира, «Книга Велеса» утверждает: «Но эта одна вера, так как и Один, и Богумир – потомки Сварога».

Как описывается в «Книге Велеса», в IV тысячелетии до н. э. вместе с Яруной и Кисеком пришли на Дон, в Приднепровье и на Карпаты многие славянские роды.

Они расселялись, тесня данавов (данайцев) и населявших Причерноморье киммерийцев.

К тому же времени относится и «разделение славян из рода Яруны и германцев из рода Кисека после решения вече, где голоса разделились и роды Яруны и Кисека разошлись».

В другом месте сказано: «И отошел Кисек со своими людьми в землю иную и они отделились и отмежевались».

При этом в разных местах текста хронологические привязки значительно расходятся. По этой причине невозможно по тексту однозначно установить, какое время разделения родов и появления их в Скандинавии имеется ввиду.

Имена родоначальников целых племен

Многократное упоминание имён Яруны (с учетом его мифических перевоплощений), Кисека, Руса, Скифа, Хазара и других прародителей в текстах разных разделов книги, посвященных разным периодам и событиям, трудно увязать по времени.

Поэтому неясно с каким Яруной решал вопрос разделения родов Кисек – со «старым Арием» (Яруной) в IV тысячелетии до н. э. или с другим Яруной, который выводил славянские роды из Индии в 1800 г. до н. э.

, или с третьим Яруной, который пришел в Триполье «за 1500 лет до Дира» (правившего в Киеве около 850 г. н. э.), что соответствует 650 г. до нашей эры.

После этого род Кисека ушел далеко на север в Скандинавию, где «Книга Велеса» помещает «земли Кисека и земли бога скандинавов и германцев Одина».

Если судить по данным традиционной науки, то юг Скандинавии был заселён предками германцев, носителями археологической культуры «боевых топоров» и индоевропейской речи, примерно с XIV в. до н. э.

Таким образом можно принять, что выделение германских родов Кисека-Одина из общности ариев по времени произошло после прихода ариев из Малой Азии, т. е. примерно в то же время. Это согласуется с упоминанием в «Книге Велеса» прародителя германцев Кисека-Гисанея со времен пребывания ариев в Армении.

Это также подтверждает Геродот о месте зарождения германцев как народа на юге современного Ирана рядом с Эфиопами.

А в землях Руси арии, пришедшие с Яруной, слились с местными племенами, близкими по языку и обычаям. Но славяне всегда сохраняли уважение к германцам, продолжали жить в мире и помогали друг другу. Поэтому позже славянский вождь Бус Белояр отдал свою сестру Лебедь в жены конунгу готов Германореху (по времени это IV век н. э. и события готского нашествия будут рассмотрены ниже).

В главе «Сказание о Русе, Словене и Венде» «Книга Велеса» повествует, что из Семиречьяпуть Руса с родами лежал к долинам Ра-реки (Волги), во владения Одина. Согласно скандинавским легендам столицей его земли был Асгард (город Асов).

В скандинавской «Саге об Инглингах» этот город располагался к востоку от р. Танаквискль (Танаис, Дон). В саге упоминается гора Ас-даг (гора Асов) в устье реки Гипанис (Кубани)около г. Темрюк.

Читайте также:  Реформы л.и. брежнева - история России

По другим источникам она находится у Тамани, но это примерно тот же район.

В «Книге Велеса» говорится:

«Роды Руса соединились здесь с родами Одина – ясунями. Рус признал Одина владыкой всей арийской земли. Русы и ясуни стали совершать походы из Асгарда вглубь Кавказа и в Европу. Затянулась война с ванами от гор Кавказа до Скандинавии.

Одину и сакам-рыбоедам тогда достались земли в Скандинавии и от них произошли саксы (происходят от Кисека). А русам и аланам досталась Русколань – Волжские, Донские и Кубанские степи и предгорья Северного Кавказа. Ванам, венедам досталась будущая Венедия.

Часть их образовала вандальские роды (слившись с германцами), часть западно-славянские и прибалтийские роды, часть стала вятичами».

«Роды Руса положили начало родам черноморских русов. Сии русы жили рядом с другими родственными кавказскими родами».

Арабское сочинение «Моджамал-ат-таварих» (1126 г.) рассказывает, что «Рус и Хазар были одних родителей». Потом видно шибко рассорились….

Из книги Германа Маркова. От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян

Похожее

Источник: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/prichernomore-viii-vek-do-nashej-ery.html

Черкесы (самоназвание адыги) – древнейшие жители северо-западного кавказа

МЕОТЫ

В первом тысячелетии до нашей эры побережье Меотиды (Азовского моря), почти вся территория Северного Кавказа, с прилегающими к ней с севера равнинами населены родственными между собой народами.

Эти народы — синды, зихи, псессы, дандарии, досхи, тореаты, абидиакены, арреахи, ахеи, мосхи, ситтакены, тарпеты, фатеи в летописях Древней Греции и Древнего Рима собирательно именуются maiotis (здесь и далее меоты).

Народы Кавказа в первом тысячелетии до нашей эры

(Приблизительная карта).

Меоты — отличные мастера, среди них кузнецы, камнетесы, гончары, сапожники, портные, ювелиры. Представители каждого ремесла составляли родовое сословие. При этом было недопустимо, чтобы кто-то занимался не своим делом.

https://www.youtube.com/watch?v=I-jB—ctkz8

Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.

Были распространены разные магические обряды, осуществляемые старейшинами рода. Обряды состояли в произнесении особых заклинаний, приготовлении магических снадобий.

Старший рода, наиболее искушенный в магических познаниях, погружался в транс, во время которого он «видел» события прошлого, настоящего, будущего, «разговаривал» с умершими родственниками, богами, испрашивал помощи или совета как поступить в том или ином случае.

Погружение в транс сопровождалось предварительным постом и уединением, или наоборот принятием обильной пищи, опьяняющих напитков и благовоний.

Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления – боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т.д. Существовали так же боги покровители представителей каждого ремесла.

Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего — посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган.

В течение определенного времени от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от того, к какому сословию принадлежал усопший, возле могилы проводились погребальные ритуалы.

Меоты устраивали круговое шествие вокруг могилы, с ритуальными песнопениями, плачем, шумом, отгоняя злых духов.

Для того чтобы напугать и отогнать злых духов, вокруг могилы устанавливали всевозможные «страшные» изображения хищников, фантасмагорических чудищ.

Главным богом меотов был бог солнца, огня, света, тепла. Эти явления меоты отождествляли между собой, и считали источником жизни на Земле, обожествляли их. Тело умершего они, как и народы майкопской, дольменной, северокавказской культур, посыпали красной краской — охрой, которая символизировала огонь.

Меоты жили в горах и на равнинах Предкавказья.

Меоты-горцы вели оседлый образ жизни и занимались главным образом земледелием. На равнинах меоты обычно вели полукочевой образ жизни и занимались преимущественно отгонным скотоводством. Важной отраслью хозяйства было рыболовство. Для рыбной ловли использовалась сеть, невод, крючковая снасть.

САРМАТЫ

В первом тысячелетии до нашей эры, с северного побережья Каспийского моря в прикубанские равнины проникают родственные между собой кочевые племена ираноязычных сарматов. Народы, входящие в этот союз постоянно устраивали междоусобные стычки за власть в союзе. Это привело к дроблению сарматов на отдельные, враждующие между собой группы.

Наиболее крупными, известными из этих групп являются аорсы, сираки, аланы, роксоланы, языги. К 4 веку пограничные с меотами прикубанские равнины сарматы населяют очень плотно. По свидетельству Страбона «аорсы живут по течению Танаиса.

Сираки по течению Ахардея (Кубань), который вытекает с Кавказских гор и впадает в Меотиду (Азовское море). Страбон утверждает, что аорсы владели огромной территорией и господствовали над большей частью Каспийского побережья. Сарматы превосходили бесчисленные покоренные ими народы не только числом но и оружием, умением воевать.

Они были отличными наездниками, их оружием не были только лук, стрелы, но, копья, длинные мечи, тяжелые доспехи.

Присутствие таких воинственных, опасных соседей как сарматы, привели к сплочению меотов. Появился свод законов, обычаев, касающихся всех сфер жизни, быта. Появилось сословия воинов и военных предводителей.

Мечи, щиты, копья, сделанные меотскими мастерами, во много раз прочнее сарматских. Стрелы пущенные из меотских луков покрывают расстояние в несколько раз больше чем стрелы кочевников. Но меоты не могли рассчитывать лишь на свое оружие перед бесчисленными полчищами кочевников. Нужны были еще средства военной дипломатии.

Любому, пришедшему с миром, меоты с готовностью предоставляли пищу, кров, одаривали щедрыми подарками, оказывали всевозможные почести. Любой чужеземец почитался наравне, если не больше, чем природный житель. Любой, кто нуждался в убежище, мог на него рассчитывать. Если чужеземец имел враждебные намерения, то встречал воинственное сопротивление.

Если враг превосходил числом, оружием, меот не смог оказать ему сразу сопротивление, он все равно должен сделать это позже. Мстить полагалось кровью за кровь, смертью за смерть, увечьем за увечье. За угнанного в рабство родственника меот мстил порабощением родственника неприятеля.

Особо жестокая месть ждала того, кто осмелился бы осквернить главную святыню — память предков, их могилы, домашний очаг, его атрибуты. Виновный должен быть наказан смертью, его труп обезглавлен и сожжен.

Если меот умирал не успев совершить возмездие, это должны были сделать его родственники. Считали, что меот не может войти в «царство мертвых», пока жив его враг. На всех без исключения его родных это накладывало особые обязательства, ведь благополучное вхождение умершего «в страну мертвых» было их самой главной задачей во время ритуала захоронения.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕОТОВ С САРМАТАМИ

Меотская военная дипломатия имела определенные результатамы. К середине 5 века до нашей эры, меоты отгорожены от сарматских кочевий, ареалом относительно дружественных сираков.

На протяжении трех веков происходит постепенное взаимное проникновение культур меотов и сарматов. Этим и возможно этническим родством, объясняется сравнительно мирное сосуществование этих племен в течение длительного времени.

Да и то, что кочевники постоянно не ладили между собой, использовалось меотами с безусловной выгодой.

В последующие годы меоты испытывают сильное сарматское влияние. Во второй половине 2 века до нашей эры среди предметов меотского быта все чаще находятся сарматские оружие, орудия земледелия, посуда, украшения. Изменяется погребальный обряд.

Верования меотов остаются прежними, но дополняются многими элементами сарматских культов.

При этом сарматские представления не вытесняют и не вступают в противоречие с меотскими верованиями, меоты, скорее, воспринимают их как дополнительную информацию, полученную от пришедших издалека чужеземцев.

Многие сираки под влиянием оседлого земледельческого поселения переходят к оседлости, и поселяясь среди меотов, постепенно ассимилируются ими.

С оседанием среди меотов большого числа сираков меняется характер меотской общины. Нарушаются родовые связи. Усиливается имущественная и социальная дифференциация. С усилением опасности вторжения алан, на левом берегу Кубани меоты с частично ассимилированными ими сираками перемещаются из небольших селений в крупные укрепленные городища.

СИНДЫ

Одним из крупнейших меотских племен были синды, обитавшие с начала первого тысячелетия до нашей эры на Таманском плуострове и северо-восточном Черноморском побережье.

К началу 5 столетия до нашей эры синды создают свое государство — Синдика, управляемое династией синдских царей. Столицей Синдики был город Синдика (ныне город Анапа). Древние греки называли этот город — Синдская гавань.

Как и другие меоты, синды занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, ремесленничеством. Синдика была рабовладельческим государством.

В 480 г до нашей эры расположенные на берегах Керченского пролива греческие города — колонии, объединились в одно государство. Это государство стало называться Боспорским Царством. Столицей его стал город Пантикапей.

Синды активно торговали с Боспорскими городами. На рынках и тесных улицах синдики часто можно было встретить греческих купцов. Горожане продавали им хлеб, зерно, овощи, молоко. На рынках греки покупали рабов.

Подобно греческим городам, над домами Синдики возвышался построенный греками амфитеатр. В нем проходили театральные представления и гладиаторские бои.

Греки поставляли в Синдику соль, амфоры, вино, ткани. Многие синды перенимали привычки греков, греческие одежды, греческое оружие, методы строительства жилищ. Учились искусству греческой живописи, скульптуры.

В то же время боспорские правители вынашивали планы захвата Синдики и превращения ее в греческую колонию. Многочисленные дипломатические интриги и подкуп не дали никаких результатов и в 479 году боспоряне предприняли открытое военное вторжение в Синдику.

По свидетельствам современников «в один из дней на рассвете к берегам Синдской гавани прибыла армада греческих военных кораблей. Жители, видя это, собрались на стенах города и приготовились к бою.

Жители окрестных селений поспешили укрыться в городе, ворота его плотно закрылись за ними…

Находившиеся в городе греческие шпионы, переодетые в синдскую одежду, по предварительному сговору с легионерами, двинулись к восточным воротам и набросившись на охранявших их воинов, закололи их …. Греки проникли в город и к полудню с большими потерями захватили город полностью…».

Впоследствии крупные отряды синдов и других меотов не раз предпринимали попытку отбить у греков Синдику. Во время этих войн город был разрушен. На его месте греки построили свой город колонию, который был называн ими Горгипия.

С падением Синдики начался процесс консолидации меотов вокруг жившего к востоку от синдов на побережье Черного моря , меотского племени — зихов.

Зихами их называли греки, но в боспорских надписях так же встречается слово ADZAHA, что скорее всего, соответствует адыгскому адзэхэ («войска» или «народ войск»). Возможно это и являлось самоназванием зихов, со временем трансформировавшееся в «адыгэ».

По другой версии название адыгэ связано с распространением культа поклонения солнцу и имеет достаточно близкое звучание к раннеадыгскому «а-дыгъэ» — народ солнца. В итальянских и греческих источниках название «зихи» применительно к адыгам употребляется до 15 века.

Генуэзский автор Интериано посвятивший адыгам много статей, сообщает: «зихами их называют на итальянском, греческом, латинском языках, татары и турки именуют их черкесами, сами себя они называют адыгэ».

На протяжении последующих лет до 438 между меотами и греками происходят кровопролитные сражения. Меоты под эгидой Зихии постоянно нападают на боспорские города.

В 438 к власти в Боспоре приходит Спарток I, меот по происхождению, основатель династии Спартокидов. С его приходом войны между зихами и греками прекращаются. Но начатый процесс консолидации меотов вокруг Зихии продолжается и в последующие годы.

Усиливаются торговые связи Боспора с меотами. Меоты являются поставщиками хлеба в города Боспорского царства, в другие города Древней Греции, в том числе, в Афины.

Меоты заимствовали древних греков ряд достижений материальной, духовной культуры. Под влиянием греков появился гончарный круг. Среди меотских предметов появляются амфоры, ювелирные изделия, сделанные в Древней Греции, греческие боевые доспехи. Боспоряне в свою очередь заимствуют у меотов многие виды оружия, тактику боя, покрой одежды, более удобный в местных условиях, чем греческая.

ЗИХИЯ

Во втором веке зихский царь Стахемфак, желая укрепить позиции зихов среди окружающих племен, называет себя подданным Римского Императора. Подобно иноземным правителям, зихские цари стали заводить гаремы, где жили до нескольких сотен наложниц, привезенных сюда из разных стран.

С течением времени зихи объединяют вокруг себя все большее количество меотских племен. Это приводит к образованию военного союза, ставшего стержнем меотского противостояния воинственным пришельцам.

Как и другие меоты, зихи занимаются скотоводством, земледелием, рыбной ловлей. Получает распространение виноградарство.

Значительная часть населения концентрируется в крупных городищах, окруженных со всех сторон укрепленными земляными валами, за которыми, снаружи все время продолжают пристраиваться новые дома, которые затем спустя некоторое время вновь окружают кольцом земляной оборонительной дамбы. В небольших поселениях дома располагаются по кругу и образуют снаружи оборонительную стену.

В Зихии развивается мореходство. Изначально зихские судна — небольшие лодки баркасного типа. Зихи преренимают у боспорян многие навыки кораблестроения. Зихи неизменно украшают свои суда изображением бога моря Хатха, с трезубцем в руке и рыбьим хвостом вместо ног.

Зихские корабли двигаются вдоль северо-западного побережья Черного моря, группой, состоящей из нескольких кораблей.

Они используют разные боевые стратегии, таким образом, что иностранный корабль внезапно оказывался в окружении сразу нескольких кораблей, которые приближались к нему с разных сторон и брали на абордаж.

Влияние Древней Греции не ограничивается виноградарством, кораблестроением, источниками гончарного ремесла. В Зихии было распространено рабство. Захваченных в пиратских рейдах рабов, зихи продавали на рынках в Боспорских городах.

В 1 веке до нашей эры Зихия опирается на поддержку Понтийского царства. Частые грабежи, набеги на соседей привели к большому изобилию в Зихии золота и драгоценностей. Золота было так много, что оно уступали в цене бронзе, стали, другим более прочным металлам, используемым для сделания орудий войны, труда.

Источник: http://adyghe.ru/menu/2013-09-16-10-20-45/istoriya-adygov/147-predki-adygov-meoty-zikhi-period-s-nachala-pervogo-tysyacheletiya-do-nashej-ery-do-tretego-veka-nashej-ery

Ссылка на основную публикацию