Лжедмитрий i и его политика — история России

История.ру

Первые сведения о пребывании Лжедмитрия I в Речи Посполитой относятся к 1601 г., когда он появился сначала в Киево-Печерском монастыре, а затем у киевского воеводы князя Константина Острожского.

Претендентом на русский престол самозванец начал называть себя позднее, когда жил у влиятельного магната Адама Вишневецкого владения которого находились вблизи от русской границы по левому берегу Днепра.

Здесь в 1603 г. Лжедмитрий I «открыл» своё «царское происхождение», присвоив имя — сына Ивана IV царевича Дмитрия, погибшего в Угличе в 1591 г.

Предполагают, что это был беглый монах Григорий Отрепьев.

О «чудесном» спасении царевича Вишневецкий осенью 1603 г. уведомил польского короля Сигизмунда III. Таким образом, авантюра Лжедмитрия I зародилась в кругу польского магнатства, заинтересованного в расширении своих владений за счёт территории Русского государства.

В марте 1604 г. Лжедмитрий был принят королём в Кракове.

Сигизмунд обещал Лжедмитрию тайную поддержку, помог ему деньгами и разрешил частным-образом набрать войско из шляхтичей.

Лжедмитрий согласился после захвата русского престола передать Речи Посполитой Смоленскую и Северскую области, помочь Сигизмунду III овладеть шведским престолом, способствовать распространению католичества в русских-землях:

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

В Кракове Лжедмитрий вступил в сношения с католической церковью, тайно перешёл в католицизм и отдался под покровительство паны.

Таким образом, Речь Посполитая рассчитывала без «большой войны» реализовать планы Стефана Батория.

Вокруг Лжедмитрия I в надежде на богатую добычу собралось до тысячи крупных и мелких авантюристов: Среди них был и разорившийся сандомирский воевода Юрий Мнишек, давший согласие на брак с Лжедмитрием I своей дочери Марины.

В конце октября 1604 г. отряды Лжедмитрия вступили в пределы Русского государства в районе Северской Украины и начали поход на Москву, явившийся началом вооружённой интервенции Речи Посполитой.

Главными организаторами вторжения в Россию были польско-литовские магнаты, получившие поддержку короля, папского нунция и иезуитов.

Появление самозванца совпало с моментом крайнего ослабления правительства Годунова, продолжавшего политику Ивана IV в отношении боярства и тем вызвавшего ненависть бояр к неродовитому царю.

Заговор против Русского, государства, организованный в Речи Посполитой, смыкался с боярским заговором в Москве против Годунова. Часть бояр и дворян открыто перешла на сторону самозванца…

В то же время в стране развёртывалась мощная антифеодальная борьба крестьян.

Крепостное крестьянство и городская беднота наивно полагали, что найдут в Лжедмитрии «хорошего царя», лучшего, нежели Борис, и это обеспечило Лжедмитрию их временную поддержку.

Проводимые правительством жестокие репрессии в отношении сторонников Лжедмитрия I не могли укрепить положения Бориса Годунова и только лишь накаляли атмосферу.

Путь наступления Лжедмитрия на Москву проходил по юго-западным окраинам Русского государства, где население уже поднялось против Бориса Годунова. Поэтому войско Лжедмитрия быстро росло и стремительно продвигалось вперёд.

Царские воеводы в ряде случаев оказывались не в состоянии вступать в борьбу и без боя сдавали города.

Отдельные воеводы, недовольные правлением Годунова, прямо переходили на сторону Лжедмитрия. В течение двух недель Лжедмитрия I «признали» Путивль, Рыльск, Севск, Курск, Кромы и ряд других городов.

В обширной Комарицкой волости, расположенной между городами Севском и Кромами, вспыхнуло большое крестьянское восстание против правительства Годунова.

Первое серьёзное сопротивление Лжедмитрий встретил лишь под Новгородом-Северским. В январе 1605 г. аод Добрыничами он потерпел поражение. Однако этот
военный успех не улучшил положения царя Бориса.

Восстание продолжало расти, охватывая всё новые территории. Оно было использовано самозванцем. Вскоре на сторону Лжедмитрия перешли Рязань, Тула, Алексин, Кашира.

В апреле 1605 г. Борис Годунов умер. Его сморть ускорила развёртывание событий.

В начале мая остатки царских войск, стоявших под Кромами, перешли на сторону Лжедмитрия, путь к Москве был открыт.

В обстановке развернувшихся антифеодальных выступлений народных низов Москвы, использованных боярами, с Годуновыми было покончено.

Возведённый на престол после смерти Бориса его сын Фёдор был убит.

20 июня 1605 г. Лжедмитрий во главе польского отряда вошёл в столицу, а через месяц венчался на царство.

Стараясь найти поддержку у московской аристократии, Лжедмитрий возвратил из ссылки бояр, пострадавших при Борисе Годунове. Однако опереться на боярство Лжедмитрию не удалось. Он стал не нужен княжатам и боярам, как только династия Годуновых была уничтожена.

Наибольшие усилия Лжедмитрия были направлены на привлечение на свою сторону средних и мелких землевладельцев-дворян. Дворянам, находившимся на военной службе, были повышены денежные оклады, им усиленно раздавались земли.

Крестьяне, бежавшие в голодные годы, были закреплены за помещиками, на землях которых они осели. Закон 7 января 1606 г. закрепил положение кабальных холопов, определённое законом 1597 г. Закон 1 февраля 1606 г. сохранил пятилетний срок сыска беглых крестьян.

Все эти мероприятия носили ярко выраженный крепостнический характер и по сути дела представляли собой продолжение политики, отчётливо наметившейся в предыдущие годы.

Поэтому борьба городских низов и крепостного крестьянства, сначала направленная против Бориса Годунова, обратилась против Лжедмитрия. Крепостническое законодательство 1606 г. отражало прежде всего интересы дворянства и не удовлетворяло бояр.

Бояре, расправившиеся с помощью самозванца с Годуновым, искали теперь удобного случая для устранения самого Лжедмитрия. Русское духовенство было также настроено против Лжедмитрия, который обложил крупные монастыри большими денежными поборами и отобрал у некоторых из них часть земель.

Антинациональная политика Лжедмитрия I, стремившегося в ущерб интересам страны вознаградить за оказанную помощь польское магнатство и католическую церковь, вызывала резкое недовольство всех слоёв населения.

Главная же опасность грозила Лжедмитрию со стороны обманутых им народных масс, недовольство которых стремилась использовать феодальная знать.

Развязка была ускорена поведением самого Лжедмитрия и прибывших вместе с ним польских авантюристов, которые вели себя в Москве, как в завоёванном городе, позволяли себе всякого рода насилия.

2 мая 1606 г. в Москву прибыла из Польши невеста Лжедмитрия I Марина Мнишек в сопровождении 2 тыс. вооружённых шляхтичей.

8 мая состоялось бракосочетание.

Во время празднества наехавшие в Москву польские паны и солдаты бесчинствовали и грабили жителей.

Разнузданное поведение шляхты в русской столице ускорило взрыв народного восстания.

Источник: http://www.istoriia.ru/xv-v-seredina-xvii-v/lzhedmitrij-i.html

§2. Лжедмитрий I

Смута и гражданская война в России

Лжедмитрий I — самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича, русский царь в 1605—06. Лжедмитрия I активно поддерживали антирусские католические круги Речи Посполитой…

Смута и гражданская война в России

4. Лжедмитрий II

В конце лета 1607 г. в г. Стародубе объявился Лжедмитрий II (личность которого не поддается установлению). Ему удалось объединить разбитые отряды И.Болотникова, усилив их польскими наемниками и казаками И.Заруцкого…

Смута начала XVII века как первая в истории России гражданская война

Лжедмитрий I — самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича, русский царь в 1605—06. Лжедмитрия I активно поддерживали антирусские католические круги Речи Посполитой…

Смута начала XVII века как первая в истории России гражданская война

§4. Лжедмитрий II

В конце лета 1607 г. в г. Стародубе объявился Лжедмитрий II (личность которого не поддается установлению). Ему удалось объединить разбитые отряды И.Болотникова, усилив их польскими наемниками и казаками И.Заруцкого…

4. Лжедмитрий I

В 1603 году в Польше объявился человек, называвший себя спасенным царевичем Димитрием. Откуда же он появился и кем был? Попробуем разобраться… В 1601 году к польскому магнату…

6. Лжедмитрий 2

В 1607 году объявился еще один самозванец, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича, якобы спасшегося во время восстания 17 мая 1606 года, и вошедший в историю под именем Лжедмитрий 2 (происхождение не известно)…

Смутное время в истории России

4.1 Лжедмитрий I

В обстановке всеобщего недовольства широкой распространение получили слухи, что царевич Дмитрий жив. В 1602-1603 гг. в Польше появился беглый монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия…

Смутное время в истории России

4.4 Лжедмитрий II

В связи с введением Василием Шуйским 15-летннго срока сыска беглых крестьян, их недовольство только возросло. Победа над восставшими не обеспечивала устойчивого положения Василия Шуйского…

Смутное время в России в конце XVI — начале XVII веков. Патриотизм русского народа в борьбе против иноземных захватчиков

2. Лжедмитрий I

смута лжедмитрий романов ополчение Борис Годунов узнал, что в Польше объявился человек, выдающий себя за царевича Дмитрия. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу (1602) Галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Существует версия…

Смутное время в России в конце XVI — начале XVII веков. Патриотизм русского народа в борьбе против иноземных захватчиков

4. Лжедмитрий II

В то время, когда Шуйский запер Болотникова в Туле, явился второй Дмитрий самозванец, прозвищем Вор. Кто он был — неизвестно. Толковали о нем разно: одни говорили, что это попов сын из Северской стороны, другие называли его дьячком…

4.3 Лжедмитрий III

Самозванец, объявивший себя царем Дмитрием Ивановичем, спасшимся от убийства (вторично) в Калуге. По одним известиям это был какой-то Сидорка, по другим — беглый с Москвы дьяк Матюшка…

Феномен самозванства и российские самозванцы

3. Лжедмитрий II

Пока в осаждённой Туле войска «царевича Петра», князя Шаховского и Болотникова глодали собственные сапоги, ожидая, что явится царь и выручит их из беды, долгожданный «царь Дмитрий Иванович» объявился в городе Стародубе, неподалеку от Литвы…

Феномен самозванства и российские самозванцы

4. Лжедмитрий III

Весной 1611 года в Ивангороде появился еще одни человек, называвший себя царем Дмитрием. Его источники обычно именуют «вором Сидоркой», хотя по другим сведениям, это был московский дьякон Матвей из какой-то церкви за Яузой…

Феномен самозванства на Руси

3. Лжедмитрий II

Биография второго Лжедмитрия или «Тушинского вора», как называли его официальные источники, — куда более таинственна, нежели первого. Даже национальность его до конца не выяснена. По одной версии — русский попович; по другой — крещёный еврей…

Феномен самозванства на Руси

4. Лжедмитрий III

Казалось бы, с кончиной второго Лжедмитрия история самозванства закончилась. Но появился и третий Самозванец. Он объявился 23 марта 1611 года в Пскове, и в летописях упоминается, как дьякон Сидорка из города Москвы, из-за Яузы…

Читайте также:  Карта: сибирская экспедиция ермака - история России

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/25932

Лжедмитрий I

  • Годы жизни: 29 (19) октября 1582 г. – 27 (17) мая 1606 г.
  • Отец и мать: выдавал себя за сына Ивана IV Грозного и Марии Нагой.
  • Супруга: Марина Мнишек.
  • Дети: отсутствуют.

Лжедмитрий I – это самозванец, который назвался именем сына Ивана Грозного – царевичем Дмитрием.

В 1604 году, он, при поддержке польско-литовских отрядов, перешел русскую границу и в 1605 году взошел на престол. Впоследствии был убит боярами-заговорщиками.

Григорий Отрепьев был сыном Богдана Отрепьева. В детстве Григорий Отрепьев жил в Москве и был холопом у бояр Романовых. После того, как на него пало подозрение царя Бориса, он постригся в монахи и оказался в Чудовом монастыре.

Там он стал прислуживать патриарху Иова писарем, который вскоре стал высоко отзываться о его талантах. После молвы о похвальбе (что он мог бы быть царем) на Григория обратил внимание Борис Годунов, и он решил сослать его в Кириллов монастырь.

Однако Григорий заранее узнал об этом и пустился в бега: сначала он бежал в Галич, затем в Муром, потом вновь вернулся в Москву (1602 год) и бежал из нее с неким Варлаамом в Киев.

Из Киева будущий Лжедмитрий I попал в Печерский монастырь, а после к Константину Островскому в Острог, оттуда в школу в Гоще и, наконец, поступил на службу к Вишневецкому, которому и рассказал о своем «царском» происхождении.

Лжедмитрий I близко сошелся с воеводой Юрием Мнишек, а также влюбился в его дочь Марину. Он старался заручиться поддержкой короля Сигизмунда, через которого планировал выйти на иезуитов.

Католическая церковь решила помочь царевичу (она уже давно хотела распространить католицизм в Московском государстве), однако выдвинула условия, главным из которых был переход Лжедмитрия I в католическую веру.

В 1604 году Лжедмитрий встретился с королем, а уже в апреле принял католическую веру. Сигизмунд сказал, что поддержит Лжедмитрия I, но неофициально. Он также разрешил всем желающим оказывать помощь новоиспеченному царевичу. Лжедмитрий, в свою очередь, пообещал отдать польскому королю Смоленск и Северскую землю, а также ввести католицизм в Московском государстве.

Как только Лжедмитрий I вернулся в Самбор, он сделал предложение Марине Мнишек. Она согласилась, он также пообещал ей свободу веры и два города: Псков и Великий Новгород.

Согласно обещанию, города отдавались Марине в полное владение, даже если бы она оказалась бесплодна.

Воевода Юрий Мнишек сделал для Лжедмитрий «предсвадебный подарок» в виде небольшого войска из польских солдат, к которым чуть позже присоединилось 2 тысячи малороссийских казаков и отряд донских казаков.

15 августа 1604 года Лжедмитрий начал свой поход, а в октябре, перешел московскую границу. Местное население поддерживало Лжедмитрия из-за его обаяния и политики Бориса Годунова. Многие верили, что он «истинный царевич Дмитрий», и поэтому отказывались воевать с ним. Так сдались без боя несколько городов (Чернигов, Путивль, Моравск и др.

) и лишь Новгород -Северский оказал сопротивление. В это время командующий гарнизоном был воевода П.Ф. Басманов. Несмотря на то, что на выручку города было отправлено подкрепление в виде 50 тысячного войска, Лжедмитрию удалось быстро его разбить с помощью 15 тысячной армии.

Это случилось из-за того, что многие солдаты отказывались сражаться против царевича Дмитрия, которого считали государем.

После этого сражения многие поляки покинули Лжедмитрия I, однако к его войску примкнуло около 12 тысяч казаков. 21 января 1605 года В.И. Шуйский разбил войска Лжедмитрия I при Добрыничах, после чего он увел армию на осаду Рыльска и Кром. Лжедмитрий тем временем укрепился в Путивле и начал получать подкрепления.

Борис Годунов, видя бесполезность осады, направил к основному войску воеводу П.Ф. Басманова. Однако это решение уже никак не смогло повлиять на дальнейшие события.

13 апреля умер Борис Годунов, а в начале мая (7 числа) все московское войско перешло на сторону Лжедмитрия.

20 июня Лжедмитрий въехал в Москву. После смерти Бориса Годунова, царем был провозглашен Федор Борисович Годунов, однако он был убит посыльными Лжедмитрия еще до приезда царевича в Москву. Была убита также мать Ф.Б. Годунова, а его сестру Лжедмитрий сделал своей любовницей, которая спустя некоторое время была пострижена в монахи.

Практически сразу после приезда в Москву Лжедмитрия I, он обнаружил замыслы бояр по его свержению. В.И.

Шуйский был арестован за распространение слухов о самозванном царевиче и суд собора приговорил его к смерти.

Однако Лжедмитрий смягчил приговор и заменил его ссылкой Шуйского вместе с его двумя братьями, но по дороге в Галицкие пригороды он изменил решение и отпустил их, вернув положение и собственность.

Он также снял патриарха Иова с должности и на его место назначил архиепископа рязанского – грека Игнатия, который и провел церемонию венчания Лжедмитрия на царство.

Согласно сохранившимся записям, отмечается, что Лжедмитрий обладал большими реформаторскими способностями, которые вскоре проявил в переустройстве думы, в которую ввел высшее духовенство, как постоянных ее членов.

В армии также произошли перемены: были введены новые чины по польскому стандарту – мечники, подчашия, подскарбия. Он также удвоил жалованием всем служилым людям.

У Лжедмитрия была идея открыть свободный доступ всем своим гражданам в Европу. Он хотел сделать военный союз против Турции, который бы включал Германию, Францию, Польшу и Венецию.

Папа и Сигизмунд сильно ошиблись видя в Лжедмитрии инструмент управления Россией, он держал себя отдельно от них.

После коронации он отказался вводить католицизм, а также добился того, чтобы Марина наружно выполняла обряды православия.

Лжедмитрий 1 отказался передавать оговоренные земли Польше и предлагал взамен денежное вознаграждение. Он игнорировал некоторые древние обычаи, чем раздражал приближенных царя. Народ любил своего государя и относился негативно к тем, кто считал его самозванцем. Лжедмитрий погиб из-за заговора бояр, главным организатором которых выступил В.И. Шуйский.

Поводом для заговора послужила свадьба Лжедмитрия I. 10 ноября 1605 года состоялось обручение, а 8 мая 1606 года в Москве официально заключен брак. Поляки, которые приехали на свадьбу начали позволять себе разные бесчинства, чем вызвали раздражение москвичей. В ночь с 16 на 17 мая заговорщики объявили поляков в нападении на царя, и направили толпу москвичей на них.

В это время заговорщики прорвались в Кремль. Лжедмитрий был застигнут врасплох, но успел бежать к стрельцам. Однако стрельцы под давлением и угрозами бояр выдали его и он был убит. Отчасти здесь была вина Марины: бояре утверждали, что Марина подтвердила самозванность царя. После его убийства тело сожгли, а прахом зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.

Источник: http://all-russia-history.ru/lzhedmitry-i

Поход Лжедмитрия I на Москву

В отечественной историографии наиболее распространенной считается версия, по которой Лжедмитрием I стал беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев.

Определение 1

Расстрига – священнослужитель либо монах, добровольно снявший духовный сан или исключенный из него.

Григорий Отрепьев происходил из бедного дворянского рода, благодаря способностям оказался в Москве, где служил у Михаила Никитича Романова, однако вынужден был принять постриг, спасаясь от преследований Романовых и их окружения царем Борисом Годуновым.

Григорий Отрепьев попал в Чудов монастырь, а затем стал писцом при Боярской думе, где имел определенный доступ к государственным делам.

В $1603$ году Отрепьев бежал в Речь Посполитую, где обосновался у князя Адама Вишневецкого. Амбициозный Вишневецкий решил использовать самозванца и признал в нем чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Сторону Отрепьева занял и тесть Вишневецкого Юрий Мнишек.

Отрепьев имел аудиенцию с королем Сигизмундом, который дал ему финансовую в помощь в обмен на будущие территориальные уступки. Затем Отрепьев принял католичество и женился на дочери Мнишека Марине.

Существует множество иных версий о том, кем был Лжедмитрий I на самом деле. Предположение, что это действительно младший сын Ивана Грозного критики не выдерживает. Конрад Буссов, немецкий наемник на службе в России, считал, что Лжедмитрий – незаконнорожденный сын Стефана Батория.

Григорий Отрепьев же был, по его мнению, направлен боярами, желавшими сместить Бориса Годунова, на поиски самозванца в Речь Посполитую. Конрад Буссов был очевидцем Смуты, но его теория также весьма сомнительна, так как Лжедмитрий I очень плохо владел польским языком и письмом.

Поход Лжедмитрия I

В середине августа $1604$ года небольшое войско Лжедмитрия I двинулось в Россию. Границу преодолели в октябре.

Для Лжедмитрия начало было не слишком воодушевляющим. Ожидаемый удар крымского хана на Москву не состоялся, что оставляло на пути самозванца всю армию. Склонить к поддержке крымцев не удалось, ногайцев – тоже. Кроме того, и без того малочисленное, войско Лжедмитрия не имело артиллерии, что означало невозможность штурма крепостей.

В то же время, Борис Годунов явно недооценивал угрозу и оказался не подготовлен. Лжедмитрий шел на Москву кружным путем через Северскую землю. Благодаря идее Мнишека, по ходу движения войска развертывалась пропаганда в пользу «чудесным образом спасшегося царевича».

Лжедмитрий легко взял сдавшийся Моравск, а затем Чернигов. Новгород-Северский сопротивлялся долго и отчаянно, обороной города командовал человек Годунова Петр Басманов.

$18$ декабря $1604$ года в сражении под Новгород-Северским победили войска Лжедмитрия. В то же время сдался Путивль, затем еще ряд городов (Курск, Кромы и др.), что спасло положение самозванца, т.к. ранее его покинула взбунтовавшаяся часть поляков, а Мнишек выехал в Польшу на сейм.

Многократное увеличившееся войско Лжедмитрия было разбито в битве у Добрыничей в январе $1605$ года московским войском. Однако затем победители устроили страшную бойню, истребляя всех, как поддерживавших самозванца, чем вызвали еще большее ожесточение против Бориса Годунова и позволили скрыться Лжедмитрию.

Читайте также:  Славяне и их соседи в древности - история России

После поражения у Добрыничей до лета Лжедмитрий пробыл в Путивле, где активно готовился к будущему правлению. $13$ мая $1605$ года умер Борис Годунов, это было очень кстати Лжедмитрию.

Взятие Москвы

После смерти Годунова Боярская дума под давлением Богдана Бельского поддержала приход Лжедмитрия. Самозванцу присягнул и Петр Басманов. Отметим, что вдова Бориса Мария была непопулярна в народе.

Лжедмитрий дошел до Тулы, откуда вел дела уже как царь: составил текст присяги, имел беседу с английским послом и пр.

В Москву Лжедмитрий выехал в конце мая, предварительно отправив грамоту с указом устранения врагов. Вероятно из-за этой грамоты москвичи убили Марию Годунову и ее сына Федора, а дочь Ксению отдали на поругание самозванцу. Все Годуновы были истреблены или сосланы.

После этого, $20$ июня $1605$ года Лжедмитрий I вошел в Москву.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/rossiya_v_konce_xvi_-_nachale_xvii_v_nachalo_smuty/pohod_lzhedmitriya_i_na_moskvu/

Правление Лжедмитрия 1

История Лжедмитрия берет свое начало в 1601 году в Польше.

1 ноября 1601 года к польскому королю Сигизмунду 3 пришел папский нунций и уведомил его о том, что в имении Адама Вишневецкого появился россиянин, который называет себя царевичем Дмитрием, выжившим после Углича, и который сейчас намеревается вернуть себе российский престол с помощью татар и казаков.

Король приказал привести претендента в Краков для удостоверения его личности. Состоялась встреча, во время которой молодой человек, называвший себя царевичем Дмитрием, выказывал готовность перейти в католичество и начать подготовку к походу в Россию.

Примерно в это же время о самозванце стало известно и в России. Борис Годунов прямо обвинил бояр в том что самозванец это их рук дело и результат их интриги.

Было названо и конкретное имя предателя — Григорий Отрепьев. Это имя было связано Годуновым с Романовыми.

Показательно, что бороьбу с самозванцем Годунов доверил тем боярам, которые ненавидели Романовых: Шуйские, Галицыны и Мстиславские.

Лжедмитрий 1 это Григорй Отрепьев?

Кем был самозванец Лжедмитрий 1? Версия что это был Григорий Отрепьев мягко говоря сомнительная. Отрепьев никак не тянул на роль самозванца, потому что Григорию было уже за 30, а самозванцу было чуть более 20 лет.

Следовательно разница 10-12 лет. Да и прямых доказателсьтво того, что это одно и тоже лицо,нет.

Поэтому следует различать Лжедмитрия 1 и Отрепьева, поскольку достоверных сведений о том, что это одно и тоже лицо, в истории России нет.

История Григория Отрепьева такова. Его отец был сотник, которого по пьянке зарезали в драке. Гришка с молодых лет был очень способным человеком.

У него был хороший почерк, он переписывал книги, отличался большим артистизмом, поступил на службу к Романову старшему, принимал участие в сражении на подворье Романовых в 1600 году, и спасаясь от виселецы. В 20 лет был пострижен в монахи.

Из Суздаля непонятным образом попал в Чудов монастырь. В 1602 году оказался в Литве, где, как принято считать, объявил себя царевичем Дмитрием.

Нужно сказать что Романовы очень здорово подчистили историю России за столетия своего правления. Многие документы того времени историки называют откровенными подделками. Поэтому вероятность, что Самозванец был Отрепьевым есть, но она крайне невелика. Но каким было на самом деле правление Лжедмитрия 1 и кем он был — достоверно мы до сих пор не знаем. И скорее всего никогда не узнаем.

Связь Лжедмитрия с семьей Мнишек

Оказавшись в Польше Лжедмитрий влюбился в дочь местного воеводы Марину Мнишек. Ее отец, Юрий Мнишек, был человек вороватый (его не раз на этом ловили). Поэтому Лжедмитрий обещал тому:

  1. После воцарения выдать 1 миллион злотых на погашение долгов Мнишека.
  2. Отдать Марине в полное владение Новгород и Псков
  3. Способствовать переходу своих будущих подданных в католичество.

Это были условия сделки между Лжедмитрием и семьей Мнишек. После этого состоялась помолвка. Поляки начали готовиться к походу. Очень интересно что Сигизмунд 3 от похода Лжедмитрия 1 в Россию дистанцировался, сразу же и написав письмо Борису Годунову о том, что здесь есть самозванец, который собирает людей, но это все волонтеры, а Сигизмунд 3 к этому отношения не имеет.

Начало похода на Россию

13 октября 1604 года  войско Лжедмитрия отправилось в поход в Россию. Войско состояло из поляков 2000 донских запорожских казаков , которые и форсировали Днепр.

Какие меры предпринял Борис? Он отправил к Марии Нагой человека и Мария (то есть мать Дмитрия) сделала заявление о том, что Дмитрий действительно погиб в Угличе, а на Россию идет самозванец.

В Литву отправили дядю Отрепьева, чтобы он разоблачил племянника, но его не допустили к Лжедмитрию.

Карта движения Лжедмитрия

Тем временем армия Лжедмитрия легко занимала территорию за территорией. Народ, особенно казаки, которые ненавидели Годунова радостно встречали его и говорили: «Встает наше красно солнышко, возвращается к нам Дмитрий Иванович!».

И всего за 2 недели под властью Лжедмитрия оказались огромные территории под бассейном Десны и Северского Донца до верховьев Оки. Из крупных городов были взяты Моравск и Чернигов. То есть почти вся южная Русь поднялась против Годунова. Это был не столько успех Лжедмитрия, сколько поражений Годунова.

Тут уже стало понятно, что ачало правления Лжедмитрия 1 в россии это просто вопрос времени.

Бояре встают на сторону Лжедмитрия и Польши

В то время, как наставниками сына Годунова стали Пётр Басманов и Богдан Бельский (тот самый, которому выщипали по одному волосу из бороды), клан годуновых очень быстро утратил контроль над армией. А Басманов устроиз заговор против Годуновых. Царские войска бежали из под Кром, а самозванец, который уже спешил бежать из России, вернулся и начал двигаться на Москву.

1 июня посланец Лжедмитрия Гаврила Пушкин (предок поэта) прибыл в село Крсное под Москвой и подняли давно назревшее антигодуновское восстание. Богдан Бельский, который был главным следователем по делу о смерти Дмитрий в Угличе, и который клялся до этого, что Дмитрий умер, здесь всенародно сказал, что он лгал, потому, что он спас царевича, которого хотел извести мерзавец Годунов.

Но Бельский спас мальчика.

Этому же присягнул и Василий Шуйский, сказав, что узнает царевича Дмитрия. Самое главное — своего сына узнала Мария Нагая, которая до этого дважды клялась в том, что ее сын умер и похоронен. Федора Годунова и его жену арестовали и поместили в дом к малюте Скуратову, где вскоре их задушили.

Въезд самозванца в Москву

20 июня 1605 года москвичи с восторгом встречали торжественно въезжавшего в город Лжедмитрия (естественно, мы сейчас говорим, что это Лжедмитрий, а тогда народ встречал Дмитрия Ивановича).

Новый царь сразу вернул ко двору Романовых и других бояр, которые пострадали при Годунове. Федор Романов, отец будущего царя Михаила, был также возвращен и назначен патриархом Ростовским.

Фактически именно с 20 июня началось правление Лжедмитрия 1 в Москве.

8 мая 1606 года Лжедмитрий повенчался с Мариной Мнишек. Это произошло в пятницу и на Николин день, что было против устава православной церкви. В тоже самое время самозванец не спеши выполнять свои обещания перед поляками.

Он не превратился в польского ставленника, и вообще (что удивительно) вел себя как природный царь, как будто он всю жизнь был царем: он прекрасно знал этикет, говорил на иностранных языках, называл себя императором задолго до Петра 1, выступал за расширение контактов с Западом, установил бесплатные суды.

Боярам Лжедмитрий не нравился в виду своей большой активности, а также в виду того, что он максимально стал отдалять бояр от управления страной.

Конец правления Лжедмитрия 1

Лжедмитрий 1 не выполнил свои обещания полякам и не стал своим для московских бояр. Поэтому к лету 1606 года он оказался в вакууме. У Лжедмитрия больше не было поддержки за рубежом. Этим и решили воспользоваться бояре, устроив заговор. Его организовали Шуйские. Но заговор был раскрыт, а Шуйские были арестованы. Судьи приговорил Василия Шуйского к казни.

Но по просьбе в Марии Нагой и других влиятельных бояр Лжедмитрий не только помиловал Василия Шуйского, но и полностью его простил. В результате Шуйский остался там где он и был, и тут же начал плести второй заговор. 16 мая 1606 года Шуйские пустили слух об опасности царю от поляков, а сами под шумок вошли в кремль 17 мая.

Басманова и самозванца убили (нужно понимать, что это был тандем). Изуродованный труп Лжедмитрия оставили на лобном месте, привели Нагую, у которой в очередной раз спросили — ее это сын или нет. Она мастерски вывернулась, сказав: «Теперь, какой есть, — конечно не мой». Тело Лжедмитрия сожгли, прах забили в пушку и выстрелили в сторону Польши.

Марина Мнишек бежала из Москвы.

Источник: http://istoriarusi.ru/car/lzedmitrij.html

Лжедмитрий I 1605 — 1606

Нам также известно, как объяснял Лжедмитрий свое спасение окружающим. В наиболее четкой форме эти объяснения сохранились в дневнике жены самозванца — Марины Мнишек. «При царевиче был доктор, — пишет Марина, — родом итальянец. Сведав о злом умысле, он…

нашел мальчика, похожего на Дмитрия, и велел ему быть безотлучно при царевиче, даже спать на одной постели. Когда же мальчик засыпал, осторожный доктор переносил Дмитрия на другую постель.

В результате был убит другой мальчик, а не Дмитрий, доктор же вывез Дмитрия из Углича и бежал с ним к Ледовитому океану».

Очень близки к этому объяснению показания Юрия Мнишка, отца Марины, арестованного после свержения самозванца.

Мнишек сообщил, что его зять рассказывал, что «его Господь Бог с помощью его доктора спас от смерти, положив на его место другого мальчика, которого в Угличе вместо него зарезали: и что этот доктор потом отдал его на воспитание одному сыну боярскому, который потом ему посоветовал, чтобы он скрылся между чернецам».

Читайте также:  Западники и славянофилы (сравнительная таблица) - история России

О враче-иноземце, спасшем Дмитрия от смерти, говорят также многие иностранцы.

Приехавший в Москву перед самой свадьбой Лжедмитрия и Марины немецкий купец Георг Паэрле пишет, что наставник царевича Симеон подменил Дмитрия в постели другим мальчиком, а сам бежал, скрыв Дмитрия в монастыре.

Поляк Товяновский утверждает, что врачу Симону Годунов поручил убийство Дмитрия, а тот положил в постель царевича слугу. Капитан роты телохранителей Лжедмитрия француз Жак Маржерет тоже говорил о подмене, только приписывал ее царице и боярам.

Кобрин В. Гробница в Московском Кремле

РОЛЬ САМОЗВАНЦА В РУССКОЙ ИСТОРИИ

Смута явилась первой в русской истории гражданской войной. Ее первый взрыв доставил власть Лжедмитрию I.

 Утверждение, будто самозванец взошел на трон благодаря крестьянским восстаниям, а затем в период своего недолгого правления готовил почву для восстановления Юрьева дня и уничтожения крепостной неволи крестьян, относится к числу историографических мифов.

Таким же мифом является тезис, согласно которому крестьянская война началась в 1602-603 годах, а события 1604-1606 годов — лишь второй этап этой войны.

Решающую роль в свержении выборной земской династии Годуновых сыграли не крестьянские выступления, а мятеж служилых людей под Кромами и восстание столичного гарнизона и населения Москвы в июне 1605 года. То был единственный случай в русской истории, когда царь в лице Лжедмитрия I получил власть из рук восставших.

Однако никакого заметного влияния на структуру русского общества и его политическое развитие этот факт не оказал. Выходец из мелкопоместной дворянской семьи, бывший боярский холоп, монах-расстрига Юрий Отрепьев, приняв титул императора всея Руси, сохранил в неприкосновенности все социально-политические порядки и институты.

Его политика носила такой же продворянский характер, как и политика Бориса Годунова. Его меры в отношении крестьян отвечали интересам крепостников-помещиков. Однако кратковременное правление Лжедмитрия не разрушило веру в доброго царя. До появления самозванца в России в источниках невозможно найти следы идеи пришествия «доброго царя-избавителя». Зато вскоре после переворота по всей России распространились ожидания и вера в возвращение «доброго царя», свергнутого злыми боярами. Эту веру разделяли люди из самых разных слоев общества.

Первый русский император лишился власти и жизни в результате дворцового переворота, организованного боярскими заговорщиками. Едва на трон взошел боярин Василий Шуйский, по всей стране распространилась весть о том, что «лихие» бояре пытались убить «доброго государя», но тот вторично спасся и ждет помощи от своего народа.

Массовые восстания на южной окраине государства положили начало новому этапу гражданской войны, ознаменовавшемуся высшим подъемом борьбы угнетенных низов. В стране, охваченной огнем гражданской войны, появились новые самозванцы.

Но ни одному из них не довелось сыграть такую же роль в истории Смуты, какую сыграл Юрий Богданович Отрепьев.

Скрынников Р. Самозванцы в России в начале XVII века

ПОЯВЛЕНИЕ САМОЗВАНЦА

Современные известия рассказывают, что молодой человек, назвавшийся впоследствии Димитрием, явился сначала в Киеве, в монашеской одежде, а потом жил и учился в Гоще, на Волыни.

Были тогда два пана, Гавриил и Роман Гойские (отец и сын), ревностные последователи так называемой Арианской секты, которой основания состояли в следующем: признание единого Бога, но не Троицы, признание Иисуса Христа не Богом, а боговдохновенным человеком, иносказательное понимание христианских догматов и таинств и вообще стремление поставить свободное мышление выше обязательной веры в невидимое и непостижимое. Гойские завели две школы с целью распространения арианского учения. Здесь молодой человек успел кое-чему поучиться и нахвататься вершков польского либерального воспитания; пребывание в этой школе свободомыслия наложило на него печать того религиозного индифферентизма, который не могли стереть с него даже иезуиты. Отсюда, в 1603 и 1604 годах, этот молодой человек поступил в «оршак» (придворная челядь) князя Адама Вишневецкого, объявил о себе, что он царевич Димитрий, приехал потом к брату Адама, князю Константину Вишневецкому, который привез его к тестю своему Юрию Мнишку, воеводе се-ндомирскому, где молодой человек страстно влюбился в одну из дочерей его, Марину. Этот пан, сенатор Речи Посполитой, подвергся самой дурной репутации в своем отечестве, хотя был силен и влиятелен по своим связям.

Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

ПРИБЫТИЕ МАРИНЫ МНИШЕК И ГИБЕЛЬ ЛЖЕДМИТРИЯ

В пятницу 12 мая императрица — супруга Дмитрия — вступила в Москву более торжественно, чем когда-либо видели в России.

В ее карету впряжены были десять ногайских лошадей, белых с черными пятнами, как тигры или леопарды, которые были так похожи, что нельзя было отличить одну от другой; у нее было четыре отряда польской кавалерии на весьма хороших лошадях и в богатых одеждах, затем отряд гайдуков в качестве телохранителей, в ее свите было много вельмож.

Ее отвезли в монастырь к императрице — матери императора, где она прожила до семнадцатого числа, когда ее доставили в верхние покои дворца. Назавтра она была коронована с теми же обрядами, что и император.

Под правую руку ее вел посол польского короля каштелян малогощский, под левую жена Мстиславского, а при выходе из церкви ее вел за руку император Дмитрий, а под левую руку ее вел Василий Шуйский.

В этот день на пиршестве присутствовали только русские; девятнадцатого начались свадебные торжества, где присутствовали все поляки, за исключением посла, потому что император отказался допустить его к столу.

И хотя по русскому обычаю посла не сажают за императорский стол, однако ж сказанный каштелян малогощский, посол польского короля, не преминул заметить императору, что его послу была оказана подобная честь королем — его повелителем, так как во время свадебных торжеств его всегда усаживали за собственным столом короля. Но в субботу и в воскресенье он обедал за отдельным столом рядом со столом их величеств. В это время и тесть, сандомирский воевода, и секретарь Петр Басманов, и другие предупредили императора Дмитрия, что против него затеваются какие-то козни; кое-кто был взят под стражу, но император, казалось, не придал этому большого значения.

Наконец в субботу 27 мая (здесь, как и в других местах, подразумевается новый стиль, хотя русские считают по старому стилю), в шесть часов утра, когда менее всего помышляли об этом, наступил роковой день, когда император Дмитрий Иванович был бесчеловечно убит и, как считают, тысяча семьсот пять поляков зверски убиты, потому что они жили далеко друг от друга.

Главой заговорщиков был Василий Иванович Шуйский. Петр Федорович Басманов был убит в галерее против покоев императора и первый удар получил от Михаила Татищева, которому он незадолго до этого испросил свободу, и были убиты несколько стрелков из телохранителей.

Императрица — супруга императора Дмитрия, ее отец, брат, зять и многие другие, избежавшие народной ярости, были заключены под стражу, каждый в отдельном доме.

Покойного Дмитрия, мертвого и нагого, протащили мимо монастыря императрицы — его матери — до площади, где Василию Шуйскому должны были отрубить голову, и положили Дмитрия на стол длиной около аршина, так что голова свешивалась с одной стороны и ноги — с другой, а Петра Басманова положили под стол.

Они три дня оставались зрелищем для каждого, пока глава заговора Василий Иванович Шуйский, тот, о котором мы столько говорили, не был избран императором (хотя это королевство не выборное, а наследственное, но, поскольку Дмитрий был последним в роду и не оставалось никого из родственников по крови, Шуйский был избран в результате своих интриг и происков, как сделал Борис Федорович после смерти Федора, о чем мы упоминали выше); он велел зарыть Дмитрия за городом у большой дороги.

Маржерет Ж. Состояние Российской империи и Великого княжества Московии

ХАРАКТЕР МАРИНЫ МНИШЕК

Воспитанная с детства в сознании своего знатного происхождения, она еще в очень юных летах отличалась необыкновенным высокомерием. Очень характерную в этом отношении подробность приводит Немоевский.

Во время ее свадьбы в Москве, когда однажды польская челядь старалась заглянуть в комнату, где происходил пир, возмущенная этим царица воскликнула:

— Скажите им: если сюда войдет кто-нибудь из них, то я велю не один, а три раза бить его кнутом!

Столь же безумное высокомерие и преувеличенное представление о собственном безмерном превосходстве сквозят также в ее позднейшей корреспонденции.

В своих письмах она говорит, что предпочитает смерть тому сознанию, «что мир будет дольше глумиться над ее горем»; что «будучи повелительницей народов, московской царицей, она не думает и не может быть снова подданной и возвратиться в сословие польской шляхтянки». Она сравнивала себя даже с солнцем, которое не перестает светить, хотя «его иногда закрывают черные тучи».

Марина отличалась также необыкновенной храбростью, красноречием и энергией. Удивительно доказала она это главным образом в Тушине и в Дмитрове.

Когда в начале 1610 г. поляки, служившие Самозванцу, намеревались перейти на сторону Сигизмунда, «царица» обходила их стоянки; своим красноречием она многих из них убедила оставить короля и укрепила их в преданности своему супругу.

Также и в Дмитрове она «в гусарском платье вошла в воинский совет, где своей жалобной речью» произвела большое впечатление и даже «взбунтовала многих из воинства». Марина отличалась необыкновенной храбростью.

Во время бегства в Калугу она отправилась в путь лишь в сопровождении десятка-двух донцев, а в Дмитрове еще более — как выражается Мархоцкий — «обнаружила свое мужество».

Когда наши, встревожившись, слабо принимались за защиту, она выбежала из своей квартиры к валам и воскликнула:

— Что вы делаете, злые люди? Я женщина, а храбрости не утратила!

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/lzhiedmitrii-i

Ссылка на основную публикацию