Лондонская морская конференция 1930 г. — история России

Энциклопедия кораблей/Разное/Морские договоры/Лондонская конференция (1930)

Лондонская морская конференция 1930 г. - история России

Лондонская конференция (1930) 

Договор об ограничении и сокращении морских вооружений, заключенный 22 апреля 1930 г. (Договор заключен в итоге работы Лондонской конференции по морских вооружениям, в которой принимали участие США, Великобритания, Франция, Япония, Канада, Италия, Новая Зеландия, Индия, Ирландия, Южно-Африканский Союз.)

Извлечение

Часть 1.
Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются не осуществлять своих прав на закладку линейных кораблей для замены тоннажа в продолжение 1931-1936 гг.

включительно, как то указано в главе II часть 3 договора об ограничении морских вооружений, подписанного между ними в Вашингтоне 6 февраля 1922 года и упоминаемого в настоящем договоре как Вашингтонский договор (Договор пяти держав)… Франция и Италия могут, однако, построить тоннаж для замены, который они были вправе заложить в 1927 и в 1929 гг.

в соответствии с постановлениями упомянутого договора… Статья 7. Ни одна подводная лодка, стандартное водоизмещение которой превышает 2 000 тонн.., не будет приобретена или построена какою-либо из Высоких Договаривающихся Сторон или для нее.

Статья 16.1. Оконченный постройкой тоннаж в категориях крейсеров, контрминоносцев и подводных лодок, который не должен быть превышен на 31 декабря 1936 г., дается в следующей таблице:

Категории max тоннаж (т) для каждой категории
США  Британское сообщество наций Япония
Крейсеры с орудиями свыше 6,1 дм (155 мм) калибра  180.000 146.800 108.400 
Крейсеры с орудиями 6,1 дм (155 мм) калибра или менее  143.500 192.200  100.450
Контрминоносцы 150.000 150.000 105.500
Подводные лодки  52.700 52.700 52.700

На данной конференции режим ограничений военно-морских сил великих держав ожесточился и был распространен на те классы судов, которые не были охвачены предыдущим договором и активно строились — крейсеры, эсминцы и подводные лодки.

Япония соглашалась, чтобы ее военно-морской флот по отношению к американскому составлял по общему тоннажу: тяжелых крейсеров — 60%, легких крейсеров и эсминцев — 70%, подводных лодок — 100%. Устанавливался потолок общего тоннажа этих судов, предельное водоизмещение подлодок, максимальное число тяжелых крейсеров.

В отношении линкоров были произведены дальнейшие количественные и качественные сокращения. США, Великобритания и Япония обязались не спускать в течение 1931-1936 гг. на воду новые линкоры, сдать на слом и переоборудовать несколько линейных кораблей для уменьшения общего их числа.

Хотя Япония претендовала на большее, она согласилась на компромисс, опасаясь разорительной гонки вооружений, которую угрожали навязать ей Соединенные Штаты. Статус-кво на Тихом океане был сохранен еще на несколько лет.

Однако итоги конференции и позиция японского правительства на ней вызвали недовольство военно-морских кругов в Японии, настаивавших на больших квотах. Юко Хамагути, глава правительства, на которого была возложена ответственность за соглашение по военно-морским вооружениям, был убит японским экстремистом.

Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2000. / Отв. ред. А.Д.Богатуров. Том 2. Документы 1910-1940-х годов. Сост. А.В.Мальгин.- М.: Московский рабочий, 2000.

Источник: http://ship.bsu.by/text/5562

Анатолий Тарас — Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Вашингтонский договор не установил никаких количественных ограничений в категории легких кораблей. Поэтому его участники обладали полной свободой выбора относительно того, сколько им строить новых крейсеров, эсминцев и подводных лодок.

Этой свободой воспользовались все главные участники договора. Во-первых, Франция, недовольная тем, что на конференции в Вашингтоне не учли ее требования, а также Италия.

Во-вторых, Великобритания и США, которые всегда уделяли большое внимание состоянию своего крейсерских сил. К тому же им в то время не требовалось увеличивать численность эсминцев и подводных лодок, поскольку кораблей этих классов у них после войны было более чем достаточно.

В-третьих, Япония. Японцы считали себя обиженными на Вашингтонской конференции в вопросе о количестве линкоров. Поэтому в качестве своего рода компенсации они интенсивно расширяли свои легкие силы.

В итоге, по состоянию на декабрь 1927 года, страны, подписавшие договор, строили в общей сложности 28 крейсеров, а во Франции, Италии и Японии, кроме крейсеров, в постройке находилось значительное число эсминцев (44 единицы) и подводных лодок (47 единиц).

Эту новую гонку вооружений попыталась притормозить Лига Наций. Еще в апреле 1927 года в Женеве состоялась конференция, главной целью которой было ограничение тоннажа легких кораблей (так называемая «крейсерская конференция»). Однако Италия и Франция отказались в ней участвовать, а остальные государства столкнулись лоб в лоб именно по вопросу о крейсерах.

В то время как Япония желала получить 70 % американского тоннажа в этом классе кораблей, между США и Великобританией разгорелся спор относительно «стандартного» типа крейсера. Американцы, провозглашая принцип ограничения общего тоннажа крейсеров, хотели в пределах отведенных им 400.

000 тонн строить исключительно крейсеры «вашингтонского типа», с орудиями калибра 203 мм и значительной дальностью плавания. Англичане, наоборот, считали, что им нужно определенное количество крейсеров, а именно 70 единиц. Чтобы уложиться в отведенный им лимит общего тоннажа (572.

000 тонн), они желали понизить «верхнюю планку» разрешенного водоизмещения и калибра орудий крейсера.

Конференция закончилась полным провалом. Дело даже дошло до обострения американо-британских отношений; оно выразилось в том, что конгресс США 13 февраля 1929 года одобрил законопроект о строительстве 15 новых «вашингтонских» крейсеров.

Только после смены правительств в обеих странах (новым президентом США стал Герберт Гувер, премьер-министром Великобритании — Джеймс Мак-Доналд), а также в связи с мировым экономическим кризисом, стало возможным снова приступить к переговорам. В конце сентября 1929 года была достигнута предварительная договоренность на этот счет. Дальнейшие переговоры, согласно статье 21-й Вашингтонского договора, должны были проходить с участием остальных государств — его участников.

Читайте также:  Воссоединение с украиной, освоение сибири и дальнего востока - история России

Лондонская конференция морских держав

Заседания новой конференции по разоружению начались 21 января 1930 г. в здании британского парламента в Лондоне. Ряд морских государств прислал на нее своих наблюдателей (Испания, Нидерланды, Греция, Польша и другие).

Председательствовал на конференции британский премьер Мак-Доналд.

В повестке дня значились вопросы дальнейшего ограничения морских вооружений, полной ликвидации подводных лодок (либо гуманизации подводной войны), а также установления строгих лимитов для тоннажа флотов государств — участников конференции.

Вскоре определились три главных предмета спора: британско-французский, о ликвидации подводных лодок; франко-испанский, о паритете тоннажа флотов обеих стран; японо-американский, об увеличении соотношения тоннажа флотов обеих стран с 5:3 до 10:7.

Довольно быстро участники конференции пришли к соглашению относительно компромиссного метода ограничения морских вооружений.

Он заключался в том, что для каждого государства устанавливался общий тоннаж флота, не подлежащий никакому пересмотру, который затем делился между классами кораблей.

Компромисс состоял в том, что допускались некоторые «подвижки» тоннажа между классами кораблей, при условии точного соблюдения лимита общего тоннажа флота.

Основную часть заседаний (до 11 февраля) заняло обсуждение проблемы подводных лодок как средства войны. Главным их противником выступили Великобритания и США, главным сторонником — Франция.

Англичане, которым для защиты своих протяженных коммуникаций требовалось очень много надводных кораблей, твердили, что подводную лодку нельзя использовать для обороны, а только для нападения, причем в первую очередь на торговые суда.

Ликвидация их, с серьезным видом заявляли эти лицемеры, уменьшит военные расходы (ведь сами субмарины стоят дорого, а еще надо прибавить расходы на создание средств борьбы с ними). Кроме того, служба подводников более опасна, чем личного состава надводных кораблей.

Американцы сделали главный упор на финансовые аргументы. Дескать, одна тонна подводной лодки обходится при строительстве в два раза дороже, чем тонна надводного корабля, содержание же и ремонт подводной лодки стоят в 3―4 раза дороже.

Но французы твердили в ответ, что подводная лодка — это такой же корабль, как всякий другой, только обладающий возможностью погружения, и предостерегали от преувеличения значения подводных лодок.

Они считали, что это оружие слабых (поскольку представляет угрозу для сильного надводного флота противника), которое должно использоваться прежде всего в целях обороны, не исключая, конечно, действий против торгового флота.

Главное — распространить на подводные лодки международное морское право и тогда неограниченная подводная война не будет иметь места.

Позицию Франции поддержала Япония. Ее представитель заявил, что подводная лодка — это дешевое военное средство, наилучшим образом отвечающее задачам обороны, а их «гуманность» или «не гуманность» как оружия зависит лишь от того, как лодки используют люди.

В такой ситуации решающее значение приобрело мнение Италии.

Англичанам не помогла попытка сыграть на франко-итальянских разногласиях, поскольку итальянцы, очевидно рассчитывая на смягчение позиции Франции по вопросу паритета их флотов, поддержали позицию Франции в отношении подводных лодок, правда не очень решительно (Мол, Италия согласится с запретом подводных лодок только в том случае, если к такому мнению придут все стороны).

Таким образом, проблема ликвидации подводных лодок утратила актуальность. В связи с этим была создана комиссия для разработки проекта конвенции, запрещающей подводным лодкам действовать против судов торгового флота вопреки нормам международного морского права.

Затем конференция приступила к рассмотрению главного вопроса — ограничения тоннажа легких надводных кораблей и подводных лодок, находящихся в составе флотов стран-участниц конференции. Согласно британским данным, тоннаж кораблей этих классов у пяти «великих морских держав» на 1 января 1930 года был следующим:

Таблица 1

ГосударствоКрейсерыЭсминцыПодлодки
Великобритания 329.986 145.710 60.736
США 166.000 245.047 80.979
Япония 186.965 105.965 75.787
Франция 82.050 69.000 82.249
Италия 91.600 80.586 27.409

Для того, чтобы остановить реализацию весьма амбициозного французского «Закона о флоте», следовало навязать Франции паритет с Италией по тоннажу[13]. Французы на это не соглашались, и тогда Мак-Доналд попытался решить сначала другие проблемы. Основой для дискуссии послужили меморандумы, предоставленные 6―8 февраля британской, американской и японской делегациями.

Американцы хотели достичь паритета с Великобританией по легким кораблям к 31 декабря 1936 года, а по линкорам уже к 1 января 1931, для чего следовало списать 5 британских и 3 американских корабля этого класса.

Некоторое превышение тоннажа линкоров следовало компенсировать соответствующим уменьшением тоннажа крейсеров. В остальных классах должно было соблюдаться равенство (по 135.000 тонн авианесущих кораблей, по 150.000 тонн эсминцев, по 60.000 тонн подводных лодок).

Таким образом, оба флота должны были иметь тоннаж по 1.200.000 тонн.

Англичане предложили качественные ограничения: установить предельное водоизмещение авианосца — 25.000 тонн, крейсера с орудиями калибра 152 мм — 6.000 тонн, большого эсминца (лидера) — 1.850 тонн, эсминца — 1.500 тонн; сохранить запрет на строительство линкоров до 1936 года. При этом они хотели ограничить суммарный тоннаж авианосцев цифрой 100.000 тонн.

Много споров возникло по вопросу о паритете крейсеров. Согласно заявлениям англичан, равенство тоннажа не означало равенства в смысле количества единиц.

Они утверждали, что Великобритания нуждается для защиты своих коммуникаций как минимум в 50 крейсерах общим тоннажем 339.000 тонн (15 крейсеров с 203-мм и 35 крейсеров со 152-мм орудиями), тогда как США (при лимите 315.

000 тонн) — всего лишь в 36 крейсерах (по 18 единиц с орудиями калибра 203 и 152 мм).

Источник: https://profilib.net/chtenie/121977/anatoliy-taras-voenno-morskoe-sopernichestvo-i-konflikty-1919-1939-lib-17.php

Лондонское соглашение 1936 года, 26 марта

Лондонское соглашение 1936 года — о морских вооружениях — было заключено между США, Британской империей и Францией 26. III. В декабре 1936 года истекал срок действия Вашингтонского морского договора 1922 года (см. Вашингтонская конференция) и Лондонского морского соглашения 1930 года (см. Лондонская конференция 1930 года).

Читайте также:  Карта: российская империя в xix веке - история России

В связи с этим Великобритания, встревоженная быстрым морским строительством Италии и Японии, проявила инициативу в созыве международной конференции для заключения нового договора. Конференция открылась 9. XII 1935 года в Лондоне. На ней были представлены державы — участницы Вашингтонского соглашения: страны Британской империи, США, Франция, Италия и Япония.

С самого начала переговоров выявились резкие разногласия между Британской империей, требовавшей сохранения соотношения флотов, установленного в 1930 году, и Японией, настаивавшей на предоставлении ей равенства с Британской империей и США. Представители Франции и США поддержали англичан. Требования Японии были отклонены, и 15.

I 1936 года японская делегация покинула конференцию. После этого дискуссия сосредоточилась главным образом вокруг вопроса о качественном ограничении морских вооружений.

В результате последовавших переговоров уполномоченные Британской империи, США и Франции подписали Лондонское соглашение, Италия отказалась присоединиться к соглашению в знак протеста против санкций, применявшихся против неё Лигой наций во время итало-абиссинской войны.

Лондонское соглашение устанавливало лимиты тоннажа военных судов и морского вооружения. Так, для линкоров устанавливалось водоизмещение не свыше 35 тыс. т. с калибром орудий не более 14 дюймов (ст. 4).

Соглашение предусматривало ограничение подводной войны против торговых судов, на которых запрещалась установка вооружения (ст. 9).

Заложенные корабли, не соответствующие установленному стандарту, могли быть использованы исключительно в качестве мишеней или для других учебных или экспериментальных целей (ст. 10).

Запрещалась передача военных кораблей какой-либо державы флоту другой державы, в каком бы виде эта передача ни производилась (ст. 22). В случае гибели военного судна разрешалась его замена кораблём такого же класса. Большой раздел Лондонского соглашения был посвящен обмену информацией о военно-морских вооружениях между державами-участницами соглашения.

Лондонское соглашение было заключено сроком на 6 лет. После его подписания Англия приложила много усилий, чтобы привлечь к участию в соглашении другие морские державы и тем самым хотя бы на некоторое время сохранить своё морское превосходство.

Она обратилась в частности к Советскому Союзу с соответствующим предложением.

Советский Союз, последовательно проводивший политику мира и сам неоднократно поднимавший вопрос о разоружении и об ограничении вооружений, считал, что при условии выполнения всеми державами взятых на себя обязательств, можно ограничить гонку вооружений, неизбежно ведущую к войне.

Исходя из этого, правительство Советского Союза согласилось вступить в переговоры по этому вопросу. Переговоры закончились подписанием 17. VII 1937 года англо-советского морского соглашения (см.), воспроизводившего в основном Лондонское соглашение.

Заключение Лондонского соглашения не приостановило гонки морских вооружений в империалистических странах. Италия и Япония отказались примкнуть к Лондонскому соглашению.

Германия систематически нарушала обязательства, принятые ею на себя по англо-германскому соглашению 1935 года (…).

Всё это привело к обострению морского соперничества империалистических держав, особенно усилившегося в последние годы перед второй мировой войной.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948. 

Источник: http://doc20vek.ru/node/3607

Морская конференция в Лондоне 1930 г

В феврале 1922 г.

, в процессе работы Вашингтонской конференции, был подписан контракт 5 держав (США, Англии, Стране восходящего солнца, Франции и Италии) об ограничении морских вооружений, установивший для этих государств соотношение предельного тоннажа более массивных и больших кораблей — линкоров (5; 5; 3; 1,67; 1,67), общий их тоннаж, наибольшие нормы водоизмещения (35 тыс. т) и предельный калибр орудий (16 дюймов). Этот контракт устанавливал примерное равновесие военно-морских сил меж величавыми державами и прекращал гонку в более дестабилизирующем классе морских вооружений на Тихом океане, начавшуюся меж США и Японией сходу после Первой мировой войны.

Вашингтон и Токио были главными гарантами контракта. США обеспечили для себя право иметь наикрупнейший вместе с Великобританией военно-морской флот и достигнули ограничения роста японского флота.

Япония, получив в целом наименьшую квоту, все таки гарантировала для себя преимущество в западной части Тихого океана, потому что ее ВМФ концентрировался вблизи от Японских островов, а южноамериканский был рассчитан на просторы 2-ух глобальных океанов.

Не считая того, США и Британии воспрещалось иметь военно-морские базы на расстоянии наименее 5 тыс. км от Стране восходящего солнца, а Соединенным Штатам — крепить островные владения в Тихом океане.

На Английской конференции по ограничению и сокращению морских вооружений 1930 г.

режим ограничений военно-морских сил величавых держав ужесточился и был всераспространен на те классы судов, которые не были окутаны предшествующим контрактом и интенсивно строились — крейсеры, эсминцы и подводные лодки.

Япония соглашалась, чтоб ее военно-морской флот по отношению к южноамериканскому составлял по общему тоннажу: томных крейсеров — 60%, легких крейсеров и эсминцев — 70%, подводных лодок — 100%.

Устанавливался потолок общего тоннажа этих судов, предельное водоизмещение подлодок, наибольшее число томных крейсеров. В отношении линкоров были произведены последующие количественные и высококачественные сокращения. США, Англия и Япония обязались не спускать в течение 1931-1936 гг. на воду новые линкоры, сдать на слом и переоборудовать несколько линейных кораблей для уменьшения общего их числа.

Хотя Япония претендовала на большее, она согласилась на компромисс, боясь разорительной гонки вооружений, которую грозили навязать ей Соединенные Штаты. Статус-кво на Тихом океане был сохранен еще на пару лет.

Но итоги конференции и позиция японского правительства на ней вызвали недовольство военно-морских кругов в Стране восходящего солнца, настаивавших на огромных квотах.

Юко Хамагути, глава правительства, на которого была возложена ответственность за соглашение по военно-морским вооружениям, был убит японским экстремистом.

Источник: http://sideref.ru/cont243588.html

Лондонская морская конференция (21 января — 22 апреля 1930 г.)

Экономический кризис обострил империалистическую борьбу за господство на морских путях сообщения. Вашингтонские решения ограничивали строительство линкоров и авианосцев, С тем большей силой разгоралось соперничество в сооружении военно-морских судов всех осталь­ных категорий. Особенно широкую программу военно-морского строитель­ства осуществляли США.

Читайте также:  Внешняя политика России во второй половине xviii века - история России

Англия не имела достаточно сил средств, чтобы угнаться за этим соперником. Она становиласьсторонницей дальнейшего ограничения военно-морского строительства. Британская дипломатия начала блокироваться в эти вопросах с Японией.

Англия обещала Японии свою поддержку в ряде международных вопросов, при условии, что за это Япония предоставит ей свою помощь в борьбе за ограничение морского строительства Соединённых штатов Америки.

С целью обсуждения вопроса о возможном регулировании строительства военно-морского флота была созвана конфе­ренция заинтересованных держав в Лондоне.

Участниками кон­ференции явились те же пять государств, которые участвовали в заключении Вашингтонского военно-морского соглашения, а именно — Англия, США, Япония, Франция, Италия.

Разумеет­ся, ни одна из держав не собиралась добиваться ограниче­ния вооружений, хотя все они и декларировали эту цель.

Заседания конференции продолжались с 21 января по 22 ап­реля 1930 г. Противоречия между участниками конференции выявились в полной мере в процессе её работы. Особенно ост­рым явился франко-итальянский конфликт. Италия категори­чески настаивала на том, чтобы её флот по всем видам судов не уступал французскому. Франция решительно возражала. Англия пыталась примирить противников.

Она была заинтересована в соглашении между ними, так как отказ Франции и Италии огра­ничить свои морские вооружения мог привести к быстрому ихросту, опасному для английских позиций в Средиземном море. Но все усилия англичан оказались тщетными. Итало-француз­ское соглашение не состоялось.

Решения конференции были приняты только тремя участниками и относились лишь к Англии, США и Японии.

Лондонская морская конференция дополнила Вашинг­тонский договор пяти держав. Был установлен для каждой из трёх стран предельный тоннаж её флота в категориях крей­серов, эсминцев и подводных лодок. Размеры предельного тон­нажа были утверждены следующие:

Предельный тоннаж военных судов США, Англии и Японии согласно решениям Лондонской морской конференции

Источник: http://optdolari.blogspot.ru/2011/02/21-22-1930.html

Лондонская морская конференция (21 января — 22 апреля 1930 г.)

Новости проекта

Личный кабинет

Экономический кризис обострил империалистическую борьбу за господство на морских путях сообщения. Вашингтонские решения ограничивали строительство линкоров и авианосцев, С тем большей силой разгоралось соперничество в сооружении военно-морских судов всех остальных категорий.

Особенно широкую программу военно-морского строительства осуществляли США. Англия не имела достаточно сил средств, чтобы угнаться за этим соперником. Она становилась сторонницей дальнейшего ограничения военно-морского строительства.

Британская дипломатия начала блокироваться в эти вопросах с Японией.

Англия обещала Японии свою поддержку в ряде международных вопросов, при условии, что за это Япония предоставит ей свою помощь в борьбе за ограничение морского строительства Соединённых штатов Америки.

С целью обсуждения вопроса о возможном регулировании строительства военно-морского флота была созвана конференция заинтересованных держав в Лондоне.

Участниками конференции явились те же пять государств, которые участвовали в заключении Вашингтонского военно-морского соглашения, а именно — Англия, США, Япония, Франция, Италия.

Разумеется, ни одна из держав не собиралась добиваться ограничения вооружений, хотя все они и декларировали эту цель.

Заседания конференции продолжались с 21 января по 22 апреля 1930 г. Противоречия между участниками конференции выявились в полной мере в процессе её работы. Особенно острым явился франко-итальянский конфликт. Италия категорически настаивала на том, чтобы её флот по всем видам судов не уступал французскому. Франция решительно возражала. Англия пыталась примирить противников.

Она была заинтересована в соглашении между ними, так как отказ Франции и Италии ограничить свои морские вооружения мог привести к быстрому их росту, опасному для английских позиций в Средиземном море. Но все усилия англичан оказались тщетными. Итало-французское соглашение не состоялось.

Решения конференции были приняты только тремя участниками и относились лишь к Англии, США и Японии.

Лондонская морская конференция дополнила Вашингтонский договор пяти держав. Был установлен для каждой из трёх стран предельный тоннаж её флота в категориях крейсеров, эсминцев и подводных лодок. Размеры предельного тоннажа были утверждены следующие:

Предельный тоннаж военных судов США, Англии и Японии согласно решениям Лондонской морской конференции

 

Страны Суммарный тоннаж (в тысячах тонн)
крейсеров эсминцев подводных лодок
Англия США

Япония

339 323

209

150 150

105

52,7 52,7

52,7

Решения Вашингтонской конференции не дали Англии существенного выигрыша. Уже в 1922 г. ей пришлось согласиться на равный с США тоннаж линкоров.

Но тогда Англия смогла сохранить за собой более сильный крейсерский флот. Согласно Лондонской конференции превосходство Англии в крейсерах по сравнению с США осталось лишь в размера 16 тысяч тонн, т. е.

одного крейсера. Флот эсминцев и подводных лодок Англии и США был уравнен.

Зато значительного успеха на Лондонской морской конференции добилась Япония. Она в полной мере использовала поддержку Англии и англо-американские противоречия. По крейсерам была принята «вашингтонская» пропорция 5:5:3.

Норма больших крейсеров была установлена для США — 18, Англии — 15 и Японии — 12. Но по эсминцам Япония сумела отстоять для себя в Лондоне более выгодное соотношение 3,5 : 5.

По подводным же лодкам решения Лондонской морской конференции предоставили Японии равные возможности с Англией и США.

Сразу же по окончании морской конференции в Лондоне Япония приняла программу «пополнения флота», расширив масштаб своего военно-морского строительства. С этого момента вооружения Японии на море стали расти самыми ускоренными темпами.

страница
назад
страница
вперед

О проекте

Источник: http://dipistoriya.ru/londonskaya_morskaya_konferenciya-a686.php

Ссылка на основную публикацию