Локарнские соглашения — история России

Локарнские соглашения

Генуя 1922

В апрелœе-мае 1922 года состоялась Генуэзская международная конференция, в которой участвовали представители 29 стран. Нашу страну представлял Г.В. Чичерин. На этой конференции наша делœегация поставила ряд вопросов и требований к мировому сообществу. В частности, было предложено провести всœем странам разоружение с целью недопущения впредь каких-либо Мировых Войн.

Также Советская Россия попыталась прорвать экономическую блокаду, предложив западным странам начать нормальные экономические отношения с РСФСР на почве отказа от взаимных претензий.

Но данное предложение натолкнулось на встречное требование Западных стран признать долги царского правительства.

Также он потребовал возврата национализированных объектов промышленности и прочей собственности, ранее принадлежавших иностранным собственникам.

В этом Запад занял свою любимую позицию — позицию оскорблённого Паразита. Ведь хорошо известно, что на самом делœе возврат долгов всœегда превращался в кабалу.

Ту кабалу, когда «должник» дважды, трижды оплачивал то, что было взято.

Эту подлую свою сущность Западный капитал особо ярко продемонстрировал на протяжении всœего 20-го века, на примере закабаления стран «третьего мира».

В случае если бы всœе эти долги были бы признаны, то Советская Россия попадала в безвылазную кабалу Западу, и ни о каком промышленном и социальном развитии и речи быть не могло.

К тому же, огромные долги, которые наделало царское правительство уже при царе Николае II, превратились в очень эффективный инструмент манипуляции и царём и правительством со стороны западных кредиторов.

По этой причине, Советское правительство, озабоченное получением и обеспечением независимости страны от зарубежного диктата͵ ни под каким предлогом не могло пойти на признание этих не его(!)долгов. Ведь Советская Россия, у Запада каких-либо долгов не делала, а всœе, кто их набрал, находились со всœеми своими капиталами, в это время на всё том же Западе.

В ответ Советская Россия потребовала компенсации за интервенцию и увязала эту компенсацию с признанием долгов царского правительства. Действительная величина ущерба от интервенции значительно превосходила долги царского правительства и стоимость национализированных предприятий иностранных собственников.

Господа, современные правители и русофобы! Вы признали долги царского правительства и не стребовав со стран Запада их, гораздо больший должок за разорение и разграбление России в результате интервенции (эквивалентный стоимости 37 000 тонн золота). Этим самым вы предали, наших дедов и прадедов!

В 1925 году в Локарно собрались представители крупнейших держав Европы для переговоров о координации действий по отношению к СССР.

Был принят план, по которому в дальнейшем действовали их разведки. Суть плана состояла в организации подрывной, диверсионной деятельности на территории СССР, и организации на -его территории фатального для него кризиса. Локарнскими соглашениями полагалось ввести по отношению к СССР крайне дискриминационный режим внешней торговли, в частности так называемую «золотую блокаду».

Суть этой меры — полный отказ продавать что-либо для СССР за золото. Единственным «платёжным средством» для оплаты всœех долгов СССР всœем странам предписывалось брать зерно. При этом расчёт делался на то, что зерна в России сильно не хватает. Данная мера должна была, по идее, сильно ограничить экономический рост СССР, и не позволить ему создать тяжёлую промышленность.

Также, предполагалось, к 1930 году, когда в СССР по раскладам западных спецслужб начнётся новая революция, организовать интервенцию как бывших стран Антанты, так и сопредельных с СССР стран. Интервенция предполагалась также в случае, в случае если беспорядки в стране не достигнут стадии революции.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/83733_lokarnskie_soglasheniya

Локарнские договоры 1925 года, 1 декабря

Локарнские договоры 1925 года о гарантии западных границ Германии и арбитраже — парафированы 16. X в Локарно (Швейцария), подписаны 1. XII в Лондоне.

Непосредственным поводом для открытия переговоров о Локарнских договорах послужило предложение о западноевропейском пакте, сделанное Англии германским министром иностранных дел Штреземаном 20. I 1925. 9. II 1925 года Штреземан передал французскому правительству официальный проект гарантийного пакта.

Германия давала обязательство сохранять статус кво на своих западных границах, но одновременно подчёркивала нежелание давать какие бы то ни было обязательства в отношении своих восточных границ.

Это полностью соответствовало политическим установкам английских империалистов, которые также отказывались от гарантии восточных границ Германии, ясно указывая этим возрождающемуся германскому империализму желательное для Англии направление будущей германской агрессии.

Франция, поддерживая антисоветские планы, связанные с гарантийным пактом, ограничилась требованием о том, чтобы договоры на Западе и на Востоке составляли единое целое и чтобы Франция сохранила свободу действий в отношении Германии, если ей придётся оказать помощь Польше и Чехословакии (нота от 4. VI 1925). Англия приняла это предложение, и 16. VI был послан согласованный между обеими державами ответ на германский проект.

В конце сентября Германия согласилась принять англо-французские предложения как базу для переговоров.

5-16. X 1925 в Локарно происходила конференция для обсуждения условий гарантийного пакта. 16.

X были заключены Локарнские договоры, состоящие из следующих документов: общий гарантийный договор между Германией, Францией, Бельгией, Великобританией и Италией (Рейнский гарантийный пакт), франко-германский, германо-бельгийский, германо-польский и германо-чехословацкий договоры об арбитраже. Кроме того, в Локарно были заключены франко-польский и франко-чехословацкий гарантийные договоры.

По Рейнскому гарантийному пакту Германия, Франция и Бельгия обязались сохранять территориальный статус кво, т. е.

неприкосновенность границ между Германией и Бельгией и между Германией и Францией, как они были установлены Версальским договором, а также соблюдать постановления статей 42 и 43 Версальского договора относительно демилитаризованной Рейнской зоны.

Германия, Франция и Бельгия обязались не прибегать к нападению друг на друга и разрешать все спорные вопросы обычным дипломатическим путём или путём арбитража. Англия и Италия выступали в качестве гарантов.

Источник: http://doc20vek.ru/node/3495

Веймарская республика и Локарнская конференция

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_

особенностях империализма в России. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — С. 250 — 313.

2. Дмитриев А.В. Миграция. Конфликтное измерение. — М.: Альфа-М, 2008. — 416 с.

3. Дятлов В.И. Россия в предчувствии чайнатаунов / В.И. Дятлов // Дружба народов. — 2012. — №3 — С. 145155.

4. Ларин В.Л. Межрегиональное взаимодействие России и Китая в начале XXI века: опыт, проблемы, перспективы // Проблемы Дальнего Востока. — ИДВ РАН, 2008. — № 2. — С. 40 — 53.

© Коротцова А.А., 2017

УДК 94

Шкилёв Максим Владимирович

студент Института межкультурной коммуникации и международных отношений, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород, РФ E-mail: maks.shkilev@gmail.com

ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА И ЛОКАРНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются последствия Рурского конфликта, показавшие необходимость создания единой системы безопасности в Европе; подготовка и ход Локарнской конференции; роль Веймарской республики в подписании соглашений и последствия для внешней политики Германии.

Ключевые слова

Читайте также:  Восточные и западные славянские племена на рубеже нашей эры - история России

Версальский мирный договор, Лига Наций, Веймарская республика, Кёльнская зона, Локарнская

конференция, Рейнский гарантийный пакт

Летом 1924 года в Лондоне состоялась межсоюзная конференция, утвердившая новый план репарационных выплат, называемый «план Дауэса», и окончательно завершившая франко-германский конфликт в Рурской области, проходивший в течение 1923 года.

Принятый план явился серьезным политическим поражением для Франции. Ее влияние в Западной Европе упало. Французское правительство лишилось своих преимуществ, при помощи которых она оказывала влияние на решение германского вопроса после войны.

В то время как Германия встала на путь частичной стабилизации экономики впервые после Первой мировой войны.

Договоры, подписанные на Лондонской конференции, только усилили страх французского правительства перед потенциальной угрозой восстанавливаемой промышленной военной мощи Германии. Франция, которая занимала значительное положение в Лиги Наций, предлагала решить вопрос о гарантиях собственной безопасности в рамках организации. Так 2 октября 1924 г.

Совет Лиги Наций принял протокол «О мирном уложении международных конфликтов», который более известен как «Женевский протокол».

Он предусматривал сохранение территориального статус-кво, установленного в Версале в 1919 году, контроль Совета Лиги Наций над демилитаризованными зонами, а также Франция могла рассчитывать на помощь Англии в случае франко-германского конфликта [5, с. 265-271].

В это же время германское правительство направило меморандум правительствам держав-членов Совета Лиги, ставивший вопрос о вхождении Веймарской республики в Лигу Наций на особых условиях.

Германия требовала: во-первых, постоянного места в Совете; во-вторых, непризнания ответственности за Первую мировую войну; и в-третьих, неприменения положений о взаимной помощи, содержавшихся в статье 16 Устава Лиги. 12 декабря 1924 г.

германская нота, идентичная по содержанию меморандуму, была направлена генеральному секретарю Лиги Наций [1, с. 32].

5 января 1925 г. правительства Англии, Франции, Италии, Бельгии и Японии направили в Берлин

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_

специальную ноту о нарушении Германией военных постановлений Версальского мирного договора.

В ноте говорилось, о восстановлении германского генерального штаба, незаконном наборе добровольцев короткого срока службы, о военных заводах и складах военных материалов.

С помощью этого дипломатического хода Франция добилась отсрочки эвакуации Кёльнской зоны, срок которой истекал 10 января 1925 года.

Начавшиеся в декабре 1924 года, предварительные переговоры о гарантийном пакте между Германией и союзниками к середине сентября 1925 года были закончены.

Одновременно с принятием 15 сентября Германией приглашения на конференцию немецкие послы вручили в Лондоне, Париже, Брюсселе и Риме вербальную ноту, в которой веймарское правительство излагало свою точку зрения по двум вопросам, тесно связанным с целью переговоров.

Во-первых, предстоящее вступление Германии в Лигу Наций не должно означать постановлений, которые устанавливали моральную вину германского народа; во-вторых, до вступления Германии в Лигу и до заключения гарантийного пакта союзники должны эвакуировать Кёльнскую зону и окончательно урегулировать вопросы, касающиеся разоружения [6, с. 166167].

В ответе союзные державы констатировали, что вопрос об ответственности за войну решен Версальским договором, а переговоры о гарантийном пакте не могут внести изменения в мирный договор. Относительно Кёльнской зоны они заявили, что Германия должна выполнить обязательства по разоружению, предусмотренные мирным договором [6, с. 168].

Все решение по спорным вопросом были приняты на международной конференции в Локарно, которая состоялась 5 — 16 октября 1925 г. Согласно статьям Рейнского пакта — самого важного из восьми подписанных соглашений, Германия и Бельгия, Германия и Франция взаимно обязывались соблюдать постановления Версальского договора о западных границах и не прибегать к войне друг против друга [3].

В Локарно были подписаны двусторонние соглашения между Германией и Польшой, Германией и Чехословакией об арбитраже в случае пограничных споров. Эти договоры не были объединены с Рейнским пактом, следовательно, другие участники конференции не выступали гарантами. Тем самым Локарнская система гарантировала лишь «западную безопасность».

Кроме гарантий безопасности итогом конференции для Германии стало возращение Веймарской республики в большую политику. Именно в Локарно немецкие правящие круги добились фактического равенства Германии с державами-победительницами.

Еще до открытия конференции стремление Чемберлена подчеркнуть равноправие веймарской делегации доходило до смешного.

В поисках круглого стола для конференции он поставил на ноги весь персонал отеля, в котором должны были происходить заседания [6, с. 169].

Начиная с осени 1924 года, когда Германия заявила о желании вступить в Лигу Наций, внешняя политика Веймара носила решительный характер, а в некоторых позиция даже агрессивный. В период подготовки и в ходе самой конференции немецкая делегация не раз затрагивала колониальный вопрос, иногда споры о колониях доходили до угроз со стороны Германии.

Министр иностранных дел Веймарской республики Г. Штреземан не скрывал агрессивных планов в отношении восточных соседей.

В 1925 году он ставил основной задачей своей политики возвращение Германии Данцига и Польского коридора, исправление границ Верхней Силезии и, возможное, присоединение Австрии.

Полагая на благоприятный исход конференции, Штреземан писал: «Я предвижу в Локарнском пакте получение Рейнской области и возможность возвращения немецких территорий на Востоке» [1, с. 33].

Рейнский гарантийный пакт помимо безопасности французских и бельгийских границ предполагал скрытый союз западных держав против СССР.

На конференции Штреземан, идя навстречу Англии, заявил, что Германия не будет стоять в стороне от борьбы против русских, если акт агрессии будет признан в Лиге.

Однако он подчеркивал, что Веймар, как член Лиги Наций, сможет выполнить свои обязанности только в том случае, если он будет вооружён. Вопрос вооружения Германии часто звучал в Локарно [2, с.229].

Таким образом, политика Веймарской республики на конференции в Локарно имела три основные цели. Во-первых, скорейшее освобождение от оккупации союзных войск в первую очередь Кёльнской и Рурской областей, а затем и остальной территории. Во-вторых, решение в интересах Германии проблемы ее

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_

разоружения и дальнейшее перевооружение в обход версальским постановлениям. И, в-третьих, прекращение надзора за разоружением Германии и демилитаризации Рейна. Во многом эти задачи определили внешнюю политику Германии после конференции.

Для Германии Рейнский пакт не означал полное отстранение от планов возвращения бывших территорий на Западе.

В частности сразу же после окончания Локарнской конференции Берлин начал оказывать сильнейшее давление на бельгийское правительство, стремясь добиться пересмотра германо-бельгийской границы, неприкосновенность которой была торжественно гарантирована в Локарно.

Территориальные изменения в пользу Веймара не произошли, но факт длительных переговоров о возвращении Эйпена и Мальмеди создал основу для подобных переговоров в будущем.

Хоть время от времени германские правящие круги демонстрировали свою враждебность по отношению к СССР, но еще до подписания Локарнских соглашений советское правительство предложило Веймарской республике заключить договор о ненападение и нейтралитете. 24 апреля 1926 года такой договор был подписан [4, с. 342-343].

Итак, после подписания Локарнских соглашений в октябре 1925 года Германия получала временную безопасность своих западных границ, а ее делегация на конференции выступала наравне с делегациями от стран-победительниц.

Читайте также:  Карта: революция 1905-1907 гг. - история России

Франция окончательно теряла свое влияние в Европе, в то время как Веймарская республика решала проблему отмены жёстких постановлений Версальского мирного договора. При любой удобной возможности немецкое правительство затрагивало тему бывших германских колоний, отмены военного ограничения, даже возвращения некоторых территорий в Европе.

Именно в период подготовки и в ходе самой Локарнской конференции внешняя политика Германии приобрела первые черты милитаризма. Список использованной литературы:

1. Костромина, Н. Г. Франко-германские отношения между первой и второй мировыми войнами (1919 -1939 гг.): монография / Н. Г. Костромина. — Кемерово, 2012. — 127 с.

2. Кульбакин В.Д. Очерки новейшей истории Германии / В. Д. Кульбакин. — М.: Соцэкгиз, 1962. — 672 с.

3. Локарнские соглашения, 16 октября 1925 г.

4. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Часть III: От снятия блокады с Советской России до десятилетия Октябрьской Революции. Выпуск I: Акты советской дипломатии. / Сост. и ред. проф. Ю.В. Ключников. М.: Издание Литиздата НКИД, 1928. — 430 с.

5. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Часть III: От снятия блокады с Советской России до десятилетия Октябрьской Революции. Выпуск II: Акты дипломатии иностранных государств / Сост. и ред. проф. Ю.В. Ключников и проф. А.В. Сабанин. — М.: Издание Литиздата НКИД, 1929. — 367 с.

6. Турок-Попов В.М. Локарно / Академия наук СССР; Институт истории; В.М. Турок. — М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1949. — 268 с.

© Шкилёв М. В., 2017 г.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/veymarskaya-respublika-i-lokarnskaya-konferentsiya

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Локарнское соглашение — многосторонний международный договор, введенный в действие с 27 апреля 1971 г. Этим Соглашением учрежден специальный союз ( Локарнский союз), куда входят все страны — участницы Соглашения.  [1]

Локарнские соглашения являлись прямым продолжением версальской системы и были глубоко враждебны интересам народов Европы и СССР.

В Локарно империалистические державы пытались создать антисоветский западный блок и вовлечь в него Германию в качестве главной силы будущей интервенции против СССР.

Свои антисоветские цели участники локарнского сговора и в первую очередь Бриан, Штрезе-ман и О. Чемберлен маскировали обильной пацифистской фразеологией.  [2]

Локарнские соглашения приведут к ухудшению советско-германских отношений и что он не сможет далее с успехом осуществлять политику советско-германского сближения, к-рую он проводил в течение трех лет и к-рая стала его политическим кредо.  [3]

Базируется наЛокарнском соглашении, учредившем такую классификацию в 1968 г., состоит из 32 классов и включает в себя также алфавитный перечень товаров.  [4]

Согласно ст. 2 ( 3)Локарнского соглашения, ведомства по охране промышленных образцов стран — участниц Локарнского союза должны включать в официальные документы о регистрации образцов и в официальные публикации сведений об образцах номера классов и подклассов по локарнской классификации, к которым принадлежат те или иные промышленные образцы.  [5]

Далее, ст. 2 ( 2)Локарнского соглашения предусматривает, что каждая из стран Локарнского союза резервирует право на использование локарнской классификации как основной или вспомогательной системы, т.е.

страны Союза могут принять эту классификацию как единственную для промышленных образцов либо сохранить существующую национальную и использовать локарнскую в качестве дополнительной, что также должно отражаться в официальных документах и публикациях, относящихся к заявке или регистрации промышленного образца.  [6]

В СССР применяется международная классификация промышленных образцов ( МКПО), утвержденнаяЛокарнским соглашением об учреждении международной классификации промышленных образцов 1968 г.

Соглашение вступило в силу 27 апреля 1971 г. МКПО является единственной системой классификации промышленных образцов в СССР. Новая редакция текста МКПО была утверждена в 1971 г. и выпущена в свет ВОИС в 1972 г.

, на русском языке не издавалась.  [7]

Конференция приняла также совместную декларацию трех держав, в к-рой подтверждалась их верностьЛокарнским соглашениям.  [8]

В 1925 — 1927 годах — министр иностранных дел Бельгии, участвовал в заключенииЛокарнских соглашений ( 1925), направленных против СССР, активно боролся против создания единого антифашистского фронта коммунистов и социалистов.

Вандервельде является автором ряда книг и брошюр. В работах Вандервельде, как указывал В. И.

Ленин, мещанский эклектицизм выступает против марксизма, софистика против диалектики, филистерский реформизм против пролетарской революции ( Сочинения, 4 изд.  [9]

К этим соглашениям относятся Парижская конвенция, Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов иЛокарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов.  [10]

Однако ни Франция, интересам безопасности которой был нанесен серьезный удар, ни Англия — гарантЛокарнских соглашений — не предприняли никаких действенных мер, чтобы заставить Германию вывести свои войска.  [11]

В 1925 — 1927 годах — министр иностранных дел в королевском правительстве Бельгии, участвовал в заключенииЛокарнских соглашений ( 1925), направленных против СССР, активно боролся против создания единого антифашистского фронта коммунистов и социалистов. Автор ряда книг и брошюр, в которых, как указывал В. И. Ленин, мещанский эклектицизм выступает против марксизма, софистика против диалектики, филистерский реформизм против пролетарской революции ( Сочинения, 4 изд.  [12]

В 1934 г.

Советский Союз совместно с Францией предложил создать Восточный пакт, по которому СССР, Чехословакия, Польша, Литва, Эстония, Латвия, Финляндия, а также Германия брали бы на себя обязательство о взаимной помощи против неспровоцированной агрессии. Франция должна была — ti-affa F-a — patt iuM Восючного пакта, а Советский х сгоз — гарантомЛокарнских соглашений, которые при этих условиях утратили бы свою антисоветскую направленность.  [13]

К Октябрьской социалистической революции отнесся враждебно, содействовал вооруженной интервенции против Советской России; приложил немало усилий для восстановления II Интернационала.

В 1925 — 1927 годах — министр иностранпых дел в королевском правительстве Бельгии, участвовал в заключенииЛокарнских соглашений ( 1925), направленных против СССР, активно боролся против создания единого антифашистского фронта коммунистов и социалистов. Автор ряда книг и брошюр, в которых, как указывал В. И.

Ленин, мещанский эклектицизм выступает против марксизма, софистика против диалектики, филистерский реформизм против пролетарской революции ( Сочинения, 4 изд.  [14]

В марте 1935 г. гитлеровское правительство заявило, что оно освобождает себя от статей, запрещающих ему создание военной авиации. Так одна за другой отменялись или просто не принимались во внимание военные статьи Версальского договора, а такжеЛокарнских соглашений.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: http://www.ngpedia.ru/id448120p1.html

Локарнские соглашения

Германская дипломатия умело использовала шанс, который ей предоставило всеобщее раздражение европейских государств и США против действий Франции в Рейнской области.

Читайте также:  Внешняя политика России в начале xx века - история России

Теперь уже Берлин стремился представить себя в роли жертвы французской экспансии, встречая понимание международного политического мнения.

Германские представители стали говорить о необходимости приобретения международных гарантий против нарушения франко-германской и германо-бельгийской границ.

29 сентября 1924 г.

Германия сделала заявление о намерении вступить в Лигу наций и высказала пожелание о предоставлении ей места постоянного члена Совета Лиги, а 12 декабря декларировала требование ликвидировать «неравенство» в вооружениях, которое вытекало из Версальского договора. Действия германской стороны предпринимались при благосклонном внимании Великобритании, считавшей источником нестабильности в Европе французские амбиции.

Берлин искал пути ослабить путы Версаля и добиться более выгодного для себя урегулирования с бывшими противниками. Первым большим клином, который удалось вбить в Версальский порядок, была договоренность с Советской Россией в Рапалло.

Новую возможность для проявления инициативы дал французский проект договора между державами, «имеющими интересы на Рейне» — франко-бельгийско-британского союза. Германия постаралась помешать образованию такого тройственного блока, в чем нашла влиятельных союзников в Лондоне. 25 января 1925 г.

германское правительство официально представило собственный проект Рейнского гарантийного пакта.

Завязавшаяся дипломатическая переписка и последующие переговоры велись между Великобританией, Германией и Францией. Италия, для которой, по заявлению Муссолини, рейнская граница не представляла интереса, в них не участвовала.

Но в Париже хорошо понимали логику британской позиции и видели элементы фактического блокирования Британии и Германии против Франции.

Поэтому французской стороне было выгодно привлечь к переговорам Италию, рассчитывая на ее потенциальные разногласия с Германией по вопросу об австро-итальянских территориальных спорах в Альпах.

Министр иностранных дел Франции Аристид Бриан попытался подключить Рим к переговорам о европейских границах.

Он предложил заключить гарантийный пакт для восточных и южных границ Германии с ее соседями при участии Франции, Италии, Чехословакии, Польши, Австрии и самой Германии, причем Франция брала на себя роль гаранта такого договора.

Муссолини отклонил и это предложение, заявив, что в его интересы не входит гарантирование границ Польши и Чехословакии.

Разногласия между предполагаемыми участниками будущего пакта были значительны. Французское правительство желало, чтобы одновременно с пактом были бы подписаны арбитражные договоры Германии с восточными союзниками Франции — Польшей и Чехословакией — и чтобы эти договоры составляли с Рейнским гарантийным пактом единый комплекс.

Этому противилась Британия, угадывая во французском плане идею «окружения Германии». Ощущая британскую поддержку, Германия отвергала юридическое закрепление неприкосновенности ее границ с Польшей и Чехословакией. В Берлине не скрывали, что не считают границы на востоке Европы окончательными. Очевидно, не считали их таковыми и в Лондоне.

В первую очередь речь могла идти о границе Германии с Польшей.

В итоге долгих и сложных дипломатических маневров в октябре 1925 г. в Локарно (Швейцария) были парафированы, а 1 декабря в Лондоне окончательно подписаны договоры и соглашения, получившие общее название Локарнских. Главным из них был Рейнский гарантийный пакт между Германией, Францией, Бельгией, Великобританией и Италией.

По этому пакту Германия, Франция и Бельгия признали неприкосновенность границ Германии с Бельгией и Францией в том виде, как они были установлены Версальским договором, а также обязались соблюдать постановления Версальского договора о демилитаризации Рейнской зоны. Германия, Франция и Бельгия обязались также разрешать все спорные между ними вопросы путем арбитража или судебного решения.

Обязанности гарантов соблюдения пакта приняли на себя Великобритания и Италия.

Принятые Германией обязательства признавать неприкосновенность границ не исключали, как заявил Штреземан, ставший в конце 1923 г. министром иностранных дел Германии, возможности пересмотреть их переговорным путем. И действительно, как только Локарнские соглашения были подписаны, Германия приступила к секретным переговорам с бельгийским правительством о передаче ей кантонов Эйпен и Мальмеди.

Одновременно с Рейнским пактом в Локарно были подписаны двусторонние соглашения Германии с Францией, Бельгией, Польшей и Чехословакией об арбитраже в случае возникновения пограничных споров, а также двусторонние франко-польский и франко-чехословацкий гарантийные договоры.

Однако не увязанные в единый комплекс с Рейнским пактом они не были подкреплены достаточно надежными многосторонними международными гарантиями. Восточноевропейские страны в случае конфликта с Германией могли рассчитывать только на поддержку Франции.

Ни Британия, ни Италия в этом случае не имели бы официальных оснований воздействовать на Берлин. Локарнские соглашения вступили в силу с принятием Германии в Лигу наций 8 сентября 1926 г., где она получила место постоянного члена Совета Лиги.

Прежний военный контроль союзников над Германией был заменен военным контролем со стороны Лиги наций. Франко-бельгийские войска начали по частям покидать Рейнскую зону еще в 1925 г.

Локарнские соглашения были разумным способом решения германской проблемы. Избранный для этого способ, франко-германское примирение, было целью политики французского министра иностранных дел Бриана, считавшего такое примирение залогом европейской стабильности.

На первой стадии переговоров, свидетельствуют архивные материалы МИД Франции, Бриан добивался гарантий границ и для восточных соседей Германии.

Он решился на локарнский вариант лишь после того, как его идея гарантий границ и на востоке Европы встретила упорное сопротивление Германии, нашедшей поддержку у Великобритании.

Дипломатия Бриана послелокарнского периода свидетельствует о том, что он мало полагался на добрую волю Германии и поэтому искал способы укрепить военно-политические союзы малых стран, а позже стал обдумывать пути к соглашению с СССР.

Локарнские соглашения разрядили напряженность в Европе, оказав умиротворяющий эффект на настроения европейцев.

Современники оценивали соглашения как «высшую точку в возрождении Европы» и как «водораздел между войной и миром».

«Творцы Локарно» — министр иностранных дел Франции Аристид Бриан, министр иностранных дел Великобритании Остин Чемберлен и министр иностранных дел Германии Густав Штреземан — были удостоены Нобелевской премии мира 1925 г.

Слабостью «системы Локарно» была ее ограниченность. Она была сфокусирована фактически только на франко-германском примирении и не могла служить основой общеевропейского механизма обеспечения безопасности. Становилось все яснее, что после Локарно основных импульсов нестабильности предстоит ожидать со стороны востока Европы.

Локарнский договор не сопровождался подписанием одной или нескольких военных конвенций, и поэтому никакой конкретный механизм включения гарантий против возможного нарушения согласованных условий не был предусмотрен.

В случае конфликта державы-гаранты должны были только вступить в переговоры для рассмотрения вопроса о возможности принятия мер против нарушителей. Надежность таких гарантий была невелика.

Тем не менее, подписание соглашений создало в международных отношениях феномен «духа Локарно» как выражения общего настроя европейских стран на примирение и сотрудничество. Это настроение определило ослабление международной напряженности во второй половине 20-х годов.

Источник: http://pdnr.ru/d18635.html

Ссылка на основную публикацию