Литература в ссср в 20-х 30-х годах — история России

Развитие литературы в 30-х годах

Годами бурного социалистического строительства стали 30-е годы. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»,— это не просто строка из попу­лярной в 30-е годы песни. Это девиз эпохи. Советские люди действительно творили сказку, творили своим трудом, своим энтузиазмом.

На развалинах от­сталой царской России воздвигалось здание могучей социалистической дер­жавы. В наши дни уже как легенда звучат названия Комсомольск-на-Аму­ре, Турксиб, Магнитка и Днепрострой, вспоминаются имена А. Стаханова и П. Ангелиной, М. Демченко и М. Криво­носа.

Довоенные пятилетки ликвиди­ровали вековую отсталость России и выводили страну на передовые рубежи производства, науки и техники.

Экономические и политические про­цессы сопровождались коренной ломкой отживших представлений, перестройкой человеческого сознания. Советское крестьянство «с кровью рвало пупови­ну», соединявшую его с собственно­стью. Новые, социалистические пред­ставления о роли труда в жизни, новые нравственные и эстетические ценности стали объектом пристального внимания советского искусства.

30-е годы — это время освоения Арктики, время знаме­нитых авиационных перелетов В. Чкалова, М. Громова, М. Расковой; это время, когда в нашей стране работали выдающиеся ученые, гордость мировой науки — К.

Циол­ковский и Н. Вавилов, В. Вернадский и П. Капица, время, когда научные и технические проблемы овладевали внима­нием всего общества: не было семьи, не было человека, оставшихся безразличными к происходившему.

Успехи советского народа в строительстве нового обще­ства, в экономике и культуре были очевидны.

Сделано могло быть и больше. Но в Европе уже подни­мал голову фашизм. Значительных средств и напряженно­го труда потребовало укрепление обороноспособности страны. Складывался культ личности Сталина. Были со­вершены ошибки в экономическом и социальном развитии, многие стали жертвами необоснованных репрессий.

В 30-е годы и в советской литературе произошли события большой важности. 23 апреля 1932 года было принято постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

«В настоящее время,— указывалось в постановле­нии,— когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и ху­дожники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существую­щих пролетарских литературно-художественных организа­ций (ВОАПП, РАПП, РАПМ и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творче­ства».

Центральный Комитет партии предложил ликвидиро­вать ассоциации пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП) и другие писательские организации и создать единый Союз советских писателей. Было принято решение о проведении Всесоюзного съезда писателей, подготовку к которому начал Организационный комитет во главе с Горьким.

Первый Всесоюзный съезд советских писателей от­крылся 17 августа 1934 года под председательством Горь­кого, который выступил с основным докладом. В работе съезда приняли участие представители пятидесяти двух братских народов СССР.

Здесь впервые со всей очевидно­стью выявился многонациональный характер советской литературы. На съезде Горький особое внимание уделил проблемам развития братских литератур народов СССР.

Всесоюзному читателю стали известны имена Джамбула, Сулеймана Стальского, Лахути, Айни и многих других.

В Уставе Союза советских писателей, принятом на съезде, указывалось, что основным методом советской литературы является метод социалистического реализма.

Этот метод требует от писателя «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее револю­ционном развитии». В произведениях советской литерату­ры ставится и решается задача «идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».

Непре­менным условием успешного решения этой задачи являет­ся соблюдение принципов высокой коммунистической партийности.

Социалистический реализм, специально подчеркива­лось в Уставе, обеспечивает художнику возможность про­явить «творческую инициативу, возможность выбора разнообразных форм, стилей и жанров».

Первый Всесоюзный съезд советских писателей стал событием большого политического и культурного значе­ния. На нем была сформулирована программа дальнейше­го развития советской литературы. «Основным героем наших книг мы должны избрать труд»,— говорил Горький.

Огромным было влияние личности и творчества великого пролетарского писателя на развитие советской литерату­ры. Горький поддерживал личные творческие контакты со многими писателями, помогал им словом и делом. Его организаторскому таланту мы обязаны рождением журна­лов «.

Наши достижения» (1929), «СССР на стройке» (1930), «Литературная учеба» (1930) и книжных серий «Жизнь замечательных людей» (1933), «Библиотека поэ­та» (1931) и др.

https://www.youtube.com/watch?v=o0Djbg1rbXA

Насыщенной и интересной была литературная жизнь 30-х годов: выходили новые периодические издания — «Знамя», «Интернациональная литература» и другие, ки­пели литературные дискуссии — о формализме, о языке художественных произведений, о путях развития историче­ского жанра.

Литературный процесс 30-х годов характеризуется во всех основных видах литературного творчества (проза, поэзия, драматургия) высокой творческой активностью писателей. Его главная тенденция — создание широких, монументальных эпических полотен.

В прозе это «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Поднятая целина» и «Ти­хий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, в поэзии «Страна Муравия» А. Твардовского, в драма­тургии «Человек с ружьем» Н. Погодина, пьеса, начавшая трилогию, посвященную В.

И. Ленину.

Советская литература вступила в 30-е годы во всеору­жии богатого опыта, накопленного за прошедшее время. Еще в 20-е годы В. Маяковский нашел емкую поэтическую формулу, прекрасно охарактеризовавшую содержание со­ветской литературы: «Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем». 30-е годы достойным образом продолжили и реализовали эту традицию.

Дальнейший процесс сближения с жизнью, с заботами и нуждами строящегося социализма — главная линия раз­вития нашей литературы. Писателей в эти годы можно было видеть во всех уголках страны — на стройках, в кол­хозах, на заводах. В составе первой ударной писательской бригады, отправившейся в 1930 году в Туркмению, были Н. Тихонов, Л. Леонов, В. Луговской, Вс. Иванов и др.

Новая действительность отражалась, осмыслялась и в привычных жанрах — очерке, повести, романе и т. п., и в новых, только что возникших, таких, как поэтический репортаж с места события («Стихи делают сталь» А. Безыменского, «Электрозаводская газета» И. Сельвинского), как научно-художественные жанры в творчестве М. Ильи­на, К. Паустовского, Б. Житкова.

Художественная литература начинала освоение слож­ных проблем, связанных с вторжением науки и техники в каждодневную жизнь человека. Новые сферы жизни, новые конфликты, новые характеры, видоизменение тради­ционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.

Даже традиционный образ музы, юной девы, много веков олицетворявший поэтическое вдохновение, в это время является поэтам в необычном виде: «С лопатой, взятой на плечо, и с «Политграмотой» подмышкой» (Я. Смеляков).

Отличительной особенностью советской поэзии 30-х го­дов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М. Исаков­ский), «Широка страна моя родная…» (В. Лебедев-Ку­мач), «Каховка» (М. Светлов) и многие другие.

Писатели обращались к будням социалистического строительства не для того только, чтобы изобразить про­изводственные процессы. Главный итог послереволюци­онного времени литература видела в формировании прин­ципиально новой личности, не встречавшейся на протяже­нии многовековой истории человечества.

В конце 20-х го­дов Горький писал: «…моя радость и гордость — новый русский человек, строитель нового государства».

Исследо­ванию внутреннего мира, духовного облика этого нового человека — рабочего, колхозника, инженера, погранични­ка, строителя, ученого, летчика — и посвятили свое твор­чество советские писатели.

На рубеже 20-х и 30-х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткультовцев, восторгавшаяся «Падением Дайра» А. Малышкина, «Вет­ром» Б.

Лавренева, изменила ориентацию. Глава социоло­гической школы В. Фриче начал поход против романтизма как искусства идеалистического. Появилась статья. А.

Фа­деева «Долой Шиллера» (1929), направленная против романтического начала в литературе.

Безусловно, это было требование времени. Страна превращалась в огромную стройку. Читатель ждал от литературы немедленного и документального отклика на происходящие события.

Но раздавались и голоса в защиту романтики. Так, газета «Известия» публикует статью Горького «Еще о гра­мотности», где писатель защищает детских авторов от комиссии детской книги при Наркомпросе, которая «браку­ет» произведения, находя в них элементы романтики, фантастики; журнал «Печать и революция» публикует статью философа В. Асмуса «В защиту вымысла».

Позиции романтиков в этом споре хорошо охарактери­зованы в словах К. Паустовского: «…я посвящаю этот очерк всем, кто не видит романтики нашей эпохи и оплаки­вает пафос недавних лет. Есть пафос борьбы и пафос упорной и талантливой работы. Есть романтика Перекопа и романтика селекции. И то, и другое равноценно».

И тем — не менее лирико-романтическое начало в литера­туре 30-х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико-романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы торжествуют эпические жанры (А. Твардовский, Д. Кедрин, И. Сельвинский).

Источник: http://waldorf.in.ua/razvitie-literatury-v-30-x-godax/

Литература 30 х годов 20 века: общая характеристика и особенности, представители, соцреализм

Уже к концу 20-х годов в советской литературе стали нарастать тревожные тенденции, свидетельствовавшие о том, что писательский труд все больше начинает привлекать к себе «заботливое» внимание и властей, и верных им «компетентных органов».

В частности, это выразилось в усилении репрессивных мер против неугодных литераторов. Так, в 1926 году конфискуется номер журнала «Новый мир» с повестью Б.

Пильняка «Повесть непогашенной луны»: история командарма Гаврилова, главного героя повести, слишком напоминала судьбу Михаила Фрунзе, одного из крупнейших деятелей революции и Гражданской войны, под давлением партии вынужденного пойти на ненужную ему операцию и погибшего под ножом хирурга.

В том же году производится обыск на квартире М. Булгакова, изымается рукопись повести «Собачье сердце». В 1929 году устраивается настоящая травля целого ряда авторов, в том числе Ю. Олеши, В. Вересаева, А. Платонова и др.

Особенно разнузданно ведут себя рапповцы, почувствовавшие свою безнаказанность и не останавливающиеся ни перед чем в стремлении очернить своих противников. В 1930 году, затравленный, не сумевший распутать клубок личных и творческих проблем, кончает с собой В. Маяковский, а отлученный от своего читателя Е. Замятин с трудом добивается разрешения оставить родину.

Запрет литературных объединений и создание ССП

В 1932 году постановление Центрального Комитета партии «О перестройке литературно-художественных организаций» запрещает любые литературные объединения, в том числе и пресловутую РАПП.

Именно по этой причине многими писателями постановление было воспринято с радостью, к тому же все писатели объединялись в единый Союз советских писателей (ССП), берущий на себя все бремя забот по обеспечению их всем необходимым для творчества.

Первый пленум оргкомитета писательского союза стал важнейшим шагом в сторону унификации всей советской литературы. Объединение творческих сил страны в единый Союз не только упростило контроль над ними — отлучение от него означало отлучение от литературы, от читателя.

Лишь члены ССП имели возможность печататься, жить на средства, добываемые писательским трудом, ездить в творческие командировки и в санатории, остальные же были обречены на нищенское существование.

Утверждение метода социалистического реализма

Другой шаг партии по установлению полного идеологического контроля над литературой — утверждение в качестве единого творческого метода всей советской литературы социалистического реализма. Впервые прозвучавшее на собрании литературных кружков Москвы в речи И. М.

Тронского, опубликованной 23 мая 1932 года в «Литературной газете», понятие «соцреализм», по преданию, было выбрано самим Сталиным среди предлагаемых вариантов определения нового метода как реализма «пролетарского», «тенденциозного», «монументального», «героического», «романтического», «социального», «революционного» и др.

Примечательно, что каждое из этих определений раскрывает одну из сторон нового метода. «Пролетарский» — тематическая и идейная подчиненность задаче строительства пролетарского государства. «Тенденциозный» — идеологическая заданность. «Монументальный» — стремление к масштабным художественным формам (что в литературе, в частности, проявилось в засилии крупных романных форм).

Определение «героический» отвечает культу героизма в самых разных сферах жизни (идущему от слов М. Горького «в жизни всегда есть место подвигу»). «Романтический» — ее романтической устремленности к будущему, к воплощению идеала, романтическому противопоставлению мира мечты и мира реальности.

«Социальный» и «классовый» — ее социальному подходу к человеку, взгляду через призму общественных (классовых) отношений. Наконец, определение «революционный» передает стремление литературы соцреализма к «изображению действительности в ее революционном развитии».

Читайте также:  Культура ссср в 20-30 годы хх века - история России

Это отчасти напоминает «фантастический реализм», о котором говорил Е. Замятин, но смысл его в другом: литература должна изображать не то, что есть, а то, что должно быть, то есть обязательно появиться по логике марксистского учения.

При этом отметается сама мысль, что жизнь может оказаться намного сложнее любых головных построений теоретиков коммунизма и не захочет стать лишь доказательством истинности коммунистической идеи.

Таким образом, в понятии «социалистический реализм» ключевым словом оказывается не «реализм» (понимаемое как верность действительности), а «социалистический» (то есть верный идеологии построения нового, еще не бывалого общества).

Преобладание романа в прозе

От многообразия идейно-стилевых течений советская культура пришла к навязываемому ей единообразию и единомыслию: в эпических формах начинает доминировать роман — большое эпическое полотно, с трафаретными сюжетными ходами, системой персонажей, обилием риторических и дидактических вкраплений.

Особенно популярна так называемая «производственная проза», зачастую включающая в себя элементы «шпионского» романа (названия произведений говорят сами за себя): Ф. Гладков. «Энергия»; М. Шагинян. «Гидроцентраль»; Я. Ильин. «Большой конвейер» и др. Активно публикуется и проза, посвященная становлению колхозной жизни, и тоже говорящие заглавия: Ф. Панферов. «Бруски»; П.

Замойский. «Лапти»; В. Ставский. «Разбег»; И. Шухов. «Ненависть» и др.

Герой мыслящий уступает место герою действующему, не знающему слабостей и сомнений, нравственных мук и даже объяснимых человеческих слабостей.

Из романа в роман кочует стандартный набор шаблонных персонажей: сознательный коммунист, сознательная комсомолка, бухгалтер-«недобиток» из «бывших», колеблющийся интеллигент, диверсант, приехавший в советскую Россию под маской специалиста-консультанта…

Борьба с «формализмом»

В середине 30-х годов 20 века развернулась борьба с «формализмом», под которым понимался любой поиск в области художественного слова, любой творческий эксперимент, будь то сказ, орнаментальность или просто склонность автора к лирическим медитациям.

Советская литература заболела тяжелой болезнью усредненности — естественного следствия унификации.

Несмотря на звездопад государственных премий и наград, все меньше публикуется произведений, которые без натяжки могут быть названы крупными событиями в литературе.

Отрыв литературы от реальности

Само развитие метода социалистического реализма показало невозможность управлять живым процессом творчества, не убивая самого главного — творческого духа.

От официальных критиков требовались сложные пируэты мысли, чтобы «пристегнуть» к официальному методу советской литературы лучшие произведения тех лет — «Тихий Дон» и «Поднятую целину» М.

Шолохова, эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, роман «Петр Первый» А. Толстого и др.

Литература переставала отражать реальность, отвечать на действительно насущные вопросы. Как результат — писатели, не приспособившиеся к новым правилам игры, нередко уходили из «большой литературы» в пограничные сферы. Одной из таких сфер стали детские книги. Произведения для детей Б. Житкова, А. Гайдара, М. Пришвина, К.

Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина, Ю. Олеши, писателей группы ОБЭРИУ (Д. Хармса, Н. Олейникова, А. Введенского и др.

) нередко затрагивали проблемы, недоступные для «взрослой» литературы тех лет, детская поэзия оставалась чуть ли не единственным легальным способом работать с экспериментальными художественными формами, обогащая русский стих. Другой областью «внутренней эмиграции» для многих авторов стала переводческая деятельность.

Следствием того, что многие крупные художники, среди которых Б. Пастернак, А. Ахматова, С. Маршак, А. Тарковский, в этот период имели возможность заниматься только переводами, стало создание высочайшего уровня русской переводческой школы.

«Потаенная» литература

Впрочем, у писателей была еще одна альтернатива: подспудно, скрыто от всевидящего ока властей создавалась еще одна литература, получившая название «потаенной».

Одни писатели, отчаявшись опубликовать свои самые выстраданные произведения, откладывали их до лучших времен: другие изначально понимали невозможность публикации, но, боясь упустить время, сразу же писали «в стол», для потомков.

Подводная часть айсберга советской литературы вполне соотносилась по своей значимости и мощи с массивом официально разрешенных произведений: среди них такие шедевры, как «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Реквием» А. Ахматовой и др.

Своего читателя эти книги обрели в 60—80-е годы, образуя собой мощный поток так называемой «возвращенной литературы». Однако не следует забывать, что эти произведения создавались в тех же условиях, под влиянием тех же исторических и культурных факторов, что и произведения «разрешенные», и потому они являются органической частью единой русской литературы 20—30-х годов.

Литература русского зарубежья

Картина русской литературы послереволюционных десятилетий все равно будет также неполной, если не упомянуть еще и литературу русского зарубежья. Страну в то время покинуло множество замечательных писателей и поэтов, среди которых И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев, М. Цветаева и др.

Своей миссией они видели сохранение России такой, какой они ее запомнили: даже за много тысяч верст от Родины авторы старшего поколения в своем творчестве обращались к родной земле, ее судьбе, традициям, вере.

Многие представители молодого поколения, эмигрировавшие еще совсем юными или же мало кому известными авторами, стремились сопрягать традиции русской классики с новыми веяниями европейской литературы и искусства, присматривались к опытам советских литераторов. Некоторые писатели, как, например, М. Горький или А.

Толстой, впоследствии вернулись из изгнания, однако в целом литература русской эмиграции первой волны стала значительнейшим явлением мировой и отечественной культуры, ее неотъемлемой частью. Не случайно первым русским писателем — лауреатом Нобелевской премии в 1933 году стал И. Бунин.

Не все писатели русской эмиграции сумели сохранить и преумножить свой талант в изгнании: лучшее, что было создано А. Куприным, К. Бальмонтом, И. Северянином, Е. Замятиным и другими писателями и поэтами, — произведения, написанные на Родине.

Судьба значительной части мастеров слова, оставшихся в России, сложилась трагично. В поминальном списке русских писателей, погибших в застенках и лагерях НКВД, имена Н. Гумилева, И. Бабеля, Н. Клюева, О. Мандельштама, Н. Олейникова, Б. Пильняка, Д.

Хармса и многих других замечательных авторов. В число жертв эпохи можно включить и А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаеву…

Впрочем, ни репрессии, ни официальное забвение не смогли изъять из русской культуры творческого наследия лучших представителей отечественной словесности.

Картина живого литературного процесса 20— 30-х годов 20 века будет неполной без творчества писателей, искренне веривших в идеалы социалистической революции и победу коммунизма, тех, кто под гнетом идеологического диктата пытался сохранить свою творческую индивидуальность, нередко ценою свободы и даже жизни, и тех, кто вдали от родины с болью и любовью вспоминал о ней, имея полное право повторить вслед за 3. Гиппиус: «Мы не в изгнании, мы — в послании». Русская литература едина, несмотря на разделившие ее идеологические барьеры и даже государственные границы.

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/obshhie_temy/literatura_30_kh_godov_20_veka_obshhaja_kharakteristika_i_osobennosti_predstaviteli_socrealizm/89-1-0-617

Литература в СССР в 20-30 е годы 20 в, История 20 века — Реферат

ВВЕДЕНИЕ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава

1. Общая оценка советской культуры

Глава

2. Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие

Глава 3 «Культурная революция»

Глава

4. Отечественная культура в период тоталитаризма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание

Выдержка из текста

Глава

4. Отечественная культура в период тоталитаризма

С начала 30-х годов в стране началось утверждение культа личности Сталина. Первой «ласточкой» в этом отношении стала статья К.Е.Ворошилова «Сталин и Красная Армия», опубликованная в 1929 годку к пятидесятилетнему юбилею генсека, в которой вопреки исторической правде преувеличивались его заслуги.

В результате перехода от идеологии «мировой революции» к идеологии построения социализма в одной стране существенным образом изменилась культурная политика партии.

Партия выдвинула доктрину советского патриотизма и под защиту классические, реалистические течения в литературе и искусстве, стремясь придать им социалистическую идейную направленность.

Вместе с тем резко ограничилось многообразие литературно-эстетических направлений и свобода художественного творчества, которая все более строго подчинялась официальному идеологическому канону. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) от

2. апреля 1932 г. ликвидировалось многообразие левых и умеренных писательских организаций.

Был создан единый, подчиненный партии и государству писательский союз. Упразднилась также ассоциация пролетарских музыкантов, взамен был учрежден Союз советских композиторов. Союз взял курс на развитие традиций классической музыки, способствуя творчеству таких крупных композиторов как Прокофьев, Шостакович, Кабалевский.

В августе 1934 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Съезд провозгласил социалистический реализм официальной доктриной советской литературы.

Эта доктрина воплотила компромисс между традиционными художественными ценностями и требованиями социалистической идеологии, допуская известную творческую свободу в рамках официальных идейных установок. Главным представителем социалистического реализма был признан М.

Горький, сыгравший на Первом Всесоюзном съезде советских писателей роль отца-основателя советской литературы.

После утверждения социал-реалистической культурной ориентации в советской литературе на первый план выдвинулись представители классических традиций.

Эти писатели начали приспосабливать старые, привычные и понятные народу изобразительные формы к новому содержанию, соответствующему пафосу строительства социализма в одной стране. В первой половине 1930-х гг.

появилась «Гидроцентраль» Мариэтты Шагинян, роман Валентина Катаева «Время вперед», посвященный соревнованию строителей Магнитогорская с рабочими Харькова, индустриальные произведения Ильи Эренбурга «День второй» и «Не переводя дыхания.» К концу 30-х годов определился характер творчества выдающегося писателя Михаила Шолохова.

В это время была практически завершена им эпопея «Тихий Дон» — обширное повествование, отразившее события жизни донского казачества от времени перед первой мировой войной до конца войны гражданской. В центре повествования Шолохова стоит образ простого, сильного человека.

Страстно ищущего правду и борющегося за свое право жить так. как велит ему совесть и любовь. Другое крупное произведение писателя, созданное в это время, — первая часть романа, посвященного коллективизации, «Поднятая целина». Здесь уже чувствуется много влияний официальной идеологии и политики, но художественное мастерство не оставляет автора.

В гораздо более прямых и жестких формах коммунистический дух сказался в творчестве Николая Островского (1904−1936) и Аркадия Гайдара (1904−1941).

Роман Н. Островского «Как закалялась сталь», явился по официальному признанию одной из вершин социалистического реализма.

Герой этого произведения Павел Корчагин показал советской молодежи пример физического самоуничтожения человеческой личности ради интересов «социалистического строительства».

По сути дела, Корчагин стал каноническим воплощением идеала некой новой «советской святости» — святости определяющейся беззаветным служением коммунистическому идеалу. В этом же духе писал свои произведения для детей и юношества Аркадий Гайдар (Голиков).

Опираясь на свой опыт командира Красной армии, он стремился воспитывать в читателях твердый, благородный, героический характер, отличившись двумя классическими советскими произведениями для детей — «Школа» (1930 г.) и «Тимур и его команда» (1940).

С большим успехом на сценах шли пьесы «Человек с ружьем» Н.Ф. Погодина, «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, «Салют, Испания!» А.Н. Афиногенова, «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука, «Любовь Яровая» К. Тренева.

В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни -«Слово о полку Игореве».

В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда.

Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

Таким образом, советская национальная культура к середине тридцатых годов сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. .

Таким образом, вторая половина 30-х годов — это этап формирования сталинизма, политизации культуры. В тридцатые-сороковые годы культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма.

Читайте также:  Культ личности - история России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассмотрение темы развитие русской литературы советского периода автор заканчивает предвоенными годами.

Этот период, ставший историей, также, как и предшествующие, неоднозначно оцениваются культурологами, историками, искусствоведами.

Относительно культуры большого исторического отрезка, имеющего название «начальный советский период» следует сказать следующее: явление, имевшее место более

7. лет назад, сложно поддается единому анализу и выводам

Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше — веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете.

0 ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи.

Последовавшие после революции преобразования существенным образом повлияли на весь дальнейший ход развития культурного процесса не только в Советском Союзе, но и во всем мире.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Верт Н. «История советского государства 1900−1991гг» пер. с фр. М /Весь мир/ 2003

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. — М./Искусство/ 1990- 497с.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. — М./Высшая школа/ 1994- 527с

Культурология. Под ред. Г. В.Драча. — Ростов-на-Дону /Светоч/ 2000- 294с

Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России// Полис1998. № 5

Скворцова Е.М. Теория и история культуры. — М./Искусство/ 1999.

Соколов А.К. Курс советской истории. 1917−1940. Ч.II.Р. 3−4. — М., 1999

Троцкий Л.Д. Литература и революция. М./Политиздат/ 1991−394с

Лора Энгельштейн «Культура»: о новейших интерпретациях русской истории XIX—XX вв.еков Принстон, Нью-Джерси «Kritika» Spring 2001. Vol. 2. № 2.

Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX — нач. XX века -М. «Искусство» 2000., Культурология. Под ред. Г. В.Драча. — Ростов-на-Дону «Светоч» 2000., Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России// Полис 1998. № 5 и др

Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России// Полис. 1998. № 5, С 83

Энгельштейн Л. «„Культура“: о новейших интерпретациях русской истории XIX—XX вв.еков» Принстон, Нью-Джерси «Kritika» Spring 2001. Vol. 2. № 2., р.177−178

Энгельштейн Л. «„Культура“: о новейших интерпретациях русской истории XIX—XX вв.еков» Принстон, Нью-Джерси «Kritika» Spring 2001. Vol. 2. № 2., р.177−178

Троцкий Л.Д. Литература и революция. М./Политиздат/ 1991

Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России// Полис, 1998. № 5 С 112

Розанов В.В. О себе и жизни своей.- М.: Моск. рабочий, 1990.-С. 785

Агурский М. Идеология национал-большевизма. Л./Политиздат/ 1975

Ленин В.И.»Партийная организация и партийная литература» М. /Полит.литерат/ 1974. С. 46

Троцкий Л.Д. Литература и революция. М./Политиздат/ 1991 С.33−34

Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX — нач. XX века -М. /Искусство/ 2000 С.199

20

Список источников информации

1.Верт Н. «История советского государства 1900−1991гг» пер. с фр. М /Весь мир/ 2003

2.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. — М./Искусство/ 1990- 497с.

3.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. — М./Высшая школа/ 1994- 527с

4.Культурология. Под ред. Г. В.Драча. — Ростов-на-Дону /Светоч/ 2000- 294с

5.Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России// Полис1998. № 5

6.Скворцова Е.М. Теория и история культуры. — М./Искусство/ 1999.

7.Соколов А.К. Курс советской истории. 1917−1940. Ч.II.Р. 3−4. — М., 1999

8.Троцкий Л.Д. Литература и революция. М./Политиздат/ 1991−394с

9.Лора Энгельштейн «Культура»: о новейших интерпретациях русской истории XIX—XX вв.еков Принстон, Нью-Джерси «Kritika» Spring 2001. Vol. 2. № 2. список литературы

Источник: https://referatbooks.ru/referat/literatura-v-sssr-v-e-godyi-v/

Литература 20-30-х годов 20 века — Ресурс студентов-филологов

Бурно для России начался XX век. За короткий промежуток времени страна пережила русско-японскую войну (1904-1905), первую буржуазно-демократическую революцию (1905-1907) и последовавшие за ней годы реакции, первую империалистическую войну (1914-1918), февральскую революцию 1917 г., переросшую затем в Октябрьскую социалистическую революцию.

По-разному можно относиться к знаменательной дате октября 1917 г., но как бы ее не оценивали, с этого времени началась новая эпоха.

В течение 1918-1919 гг.

советская власть проводила работу по обобществлению частной собственности: утверждение Государственного издательства, национализация Третьяковской галереи, театров, фото-кинопромышленности.

Большое внимание уделялось повышению грамотности, был принят закон об обязательном обучении грамоте всего населения республики oт 8 до 50 лет, причем обучение объявлялось бесплатным.

Однако свергнутая власть не хотела мириться со своим поражением. На насилие она ответила насилием. Началась кровопролитная гражданская война.

Беспощадная война, унесшая многочисленные жизни соотечественников, пагубно сказалась на литературе и искусстве. Резко сократился выпуск газет и книг. Вот сравнительные цифры: в 1913 г. в стране вышло 34,5 тысяч изданий, а в 1920 г. -3260, то есть уменьшилось более чем в 10 раз. В стране не хватало бумаги.

Писателям приходилось выступать перед любителями словесности в кафе и ресторанах. Литературный процесс этого периода отличался большой сложностью и противоречивостью во взглядах писателей на задачи искусства, разнообразием течений и групп. Тон задавали в это время писатели Пролеткульта, объединившиеся еще в октябре 1917 г.

на конференции пролетарских писателей в Петрограде.

В первые послереволюционные годы еще имела шумный успех группа футуристов, приветствовавшая Советскую власть. Правда, и В. Маяковскому, и В. Каменскому, и В. Хлебникову, и II Асееву пришлось отказаться от некоторых своих прежних позиций. С 1923 г. их группа стала называться «ЛЕФ» («Левый фронт искусства»).

Из наиболее значительных литературных группировок следует выделить также Московскую ассоциацию пролетарских писателей (1923, МАПП), Всероссийское общество крестьянских писателей (1921, ВОКП), «Серапионовы братья» (1921), Литературный центр конструктивистов (1924, ЛЦК), «Перевал» (1924), Российская ассоциация пролетарских писателей (1925, РАПП). Самой крупной была РАПП, а затем — ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей). Сюда вошли многие писатели, стоявшие у истоков новой литературы: А. Серафимович, А. Фадеев, Д. Фурманов, Ф. Панферов, А. Афиногенов, В. Ставский. В 1930 г. в организацию вошел В.Маяковский.

Сразу же после окончания гражданской войны и принятия новой экономической политики (НЭП, 1921 г.) начался новый этап жизни в советской стране. Вновь было разрешены частные издательства.

Как результат — возникновение новых литературных журналов: «Печать и революция», «Красная новь» (1921), «Молодая гвардия», «Сибирские огни» (1922), «Красная нива», «Прожектор», «На посту», «Леф» (1923), «Октябрь», «Звезда» (1924), «Новый мир» (1925).

Образовалась и еще одна литературная группировка — имажинисты (1919-1927). По части экспериментаторства она не уступала футуристам. Постоянных участников группы было не так много: С. Есенин, В. Шершеневич, А.Мариенгоф, А. Кусиков, Р.

Ивнев, но в их издательствах «Имажинисты», «Чихи-пихи» и в журнале «Гостиница для путешествующих в Прекрасном» участвовали и другие литераторы.

В поэзии имажинистов много общего с поэзией футуристов. Разница заключалась лишь в том, что увлечению словом имажинисты противопоставили увлечение метафорой.

20-е годы — это время, когда тысячи культурных деятелей вынуждены были покинуть страну. Среди них музыканты, мастера балета, архитекторы, скульпторы, режиссеры, актеры, певцы, живописцы, философы, ученые, составлявшие гордость отечественной культуры.

За границей оказались многие крупные писатели: И. Бунин, А. Куприн, Л.Андреев, К. Бальмонт, Б. Зайцев, А. Ремизов, И. Шмелев, И. Северянин, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Аверченко, Саша Черный, Тэффи, Е. Замятин и др.

Отечественная литература как бы раскололась на две части: советскую и русского зарубежья.

В России советской оставались: М. Горький, А. Блок, С. Есенин, В. Брюсов, В. Маяковский, В. Вересаев, А. Белый, А. Ахматова, С. Сергеев-Ценский,  М. Пришвин, В. Хлебников, А. Малышкин, Д.Бедный, А. Серафимович, К. Чуковский, К.

Паустовский и др. Хотя их отношение к советской власти было противоречивым и сложным, многое из новых веяний не принималось, но в конце концов окончательный выбор был ими сделан, и они стали родоначальниками новой литературы.

К концу 30-х годов заметно окрепла экономическая мощь страны во всех отраслях народного хозяйства, вырос ее международный авторитет. Всего за 10-15 лет были созданы почти заново тяжелая индустрия, машиностроение, химическое производство, оборонная промышленность, выполнен знаменитый план ГОЭЛРО.

Конкретным выражением этих достижений стали воспетые в стихах и песнях Магнитка и Днепрогэс, Уралмаш и Хибинский комбинат, Кузбасс и автомобильные заводы в Москве и Горьком, тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске и Харькове, а также Ростсельмаш, Комсомольск-на-Амуре, Турксиб, Большой ферганский канат, десятки научно-исследовательских институтов, подземные дороги метро в столице, высотные здания, высшие учебные заведения… Справедливо пелось тогда: «За годы сделаны дела столетий». Советское государство по выпуску промышленной продукции вышло на первое место в Европе и на второе — в мире. Страна телег, страна лаптей становилась мошной индустриальной державой. Миллионы людей, искренне веря в светлое будущее, активно включались в работу по осуществлению социалистических преобразований.

Великому переустройству подверглась и деревня. Однако в коллективизации сельского хозяйства были допущены грубые ошибки, выразившиеся в силовых методах организации колхозов. Благая сама по себе идея коллективизации, проводившаяся на практике далеко не гуманными методами, вызывала недовольство трудового крестьянства.

Жесткая централизация и командные методы правления, дававшие свои плоды на первых порах индустриализации, привели к возникновению административно-командной системы партийно­-государственного руководства страной, что в конечном счете привело к появлению культа личности и к нарушению законности. Массовым репрессиям подверглись многие тысячи как партийных, так и беспартийных советских людей.

Менялся облик страны, менялись и творческие поиски писателей. В августе 1934 г. состоялся Первый всесоюзный съезд советских писателей. С главным докладом на нем выступил М.

Горький, осветивший состояние дел в стране и наметивший перспективы развития литературы. На съезде приняли участие писатели 52 национальностей.

Собравшиеся приняли Устав своего Союза, на основе которого в члены писательской организации было принято 2500 человек.

Источник: http://filfucker.ru/referati/literatura-20-30-ch-godov-20-veka

31. Развитие литературы 20-30-х годов

Условия развития литературы в тоталитарных и демократических странах. Традиционно большое влияние на общественное сознание имела литература. Именно поэтому правящие режимы стремились спрямува-ты ее развитие в выгодное русло, сделать своей опорой.

Писатели и поэты нередко оказывались в центре политических событий, и нужно было иметь крепкую силу воли и талант, чтобы не предать правде истории.

Особенно нелегко это было сделать в государствах, где надолго утвердился тоталитаризм как форма политического правления и духовного одурманивания масс.

Так, в Германии было создано специальное Министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Оно осуществляло жесткий контроль над всей духовной жизнью страны. Физические расправы угрожали каждому, кто выражал недовольство или не подчинялся фашистской идеологии. По этим причинам, страну покинули известные писатели — І.Бехтер, Б, Е.Вайнерт, а. зегерс, Манн, Э.-М.Ремарк, Л.Фейхтвангер, А.Цвейг.

Трагические ноты пронизывали творчество писателей и поэтов Италии. У героев их произведений преобладали чувства отчаяния и одиночества. В творчестве художников страны, которая дала миру много славных имен, наблюдался отход от социальной тематики, увлечение формой, равнодушие к содержанию.

Исключительную роль Японии в Азии обосновывала профашистская литература этой страны. В 30-е годы духовная жизнь здесь было подчинено возвеличенню национального духа, власти императора, воспеванию воинской доблести. Тоталитарное государство поддерживало тех писателей, которые помогали морально готовить общество к трудностям и самопожертвования.

В СССР основным методом в литературе и искусстве считался социалистический реализм. Он насаждался средствами. Принцип партийности литературы, определен Лениным, был главным при проверке лояльности писателей и поэтов к существующему режиму.

Усмирения талантливых художников путем репрессий совмещалось с «заботой» о новую, советскую, литературу и поэзию. Проводниками сталинизма выступали, в первую очередь, партийные чиновники, которые требовали прославление советской действительности и руководящей роли большевистской партии.

Постановление ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» надолго определила судьбу советской литературы.

Читайте также:  История европы - история России

Постановление стало идеологической основой безграничного вмешательства государства в литературно-художественная жизнь, что в условиях однопартийности системы было особенно опасным для развития культуры.

Первая волна репрессий против творческой интеллигенции в СССР прокатилась в 1920-е годы. Но наибольших ударов был нанесен в 1936-1939 гг. Вследствие сталинского террора погибли І.Бебель, М.Клюев, М.Кольцов, О.Мандельштам, Б.Ясенський и много других писателей и поэтов, в том числе из Украины.

Те, кто выжили, вынуждены были приспосабливаться к требованиям официальной идеоло-гии и большевистской практики строительства социализма в одной, отдельно взятой стране. Распространенными и всегда актуальными стали темы победы большевиков в 1917 p., политики коллективизации и индустриализации.

В то же время, в жестких рамках тоталитарного государства появились произведения, освященные талантом писателей и поэтов. Для СССР, кроме этого, положительным было преодоление унаследованной от царской империи массовой неграмотности населения. Некоторые народы впервые получили собственную письменность и начали развивать самобытную литературное творчество.

В странах западной демократии литературная деятельность была роз-кутішою. Но политическая свобода еще не давала материального комфорта. Если в странах с тоталитарными режимами творчество зависела от взаимоотношений с правящей элитой, то в относительно демократических государствах немалое давление оказывали издатели, настоятельная потребность в заработке.

Подъем переживала творчество писателей, рассчитана на массового читателя. Популярностью пользовались приключения, фантастика, психологические романы. Признанными мастерами детективного жанра стали а. кристи (Англия), ж. сименон (Франция), р. стаут и Е.Гарднер (США).

Яркими представителями течения модернизма, который стремился к изменениям не только содержания, но и формы литературных произведений, были Дж.Джойс, Ф.Кафка, М.Пруст.

Основные направления развития мировой литературы. Пись-менники-лауреаты Нобелевской премии. Объединяющими для писателей, поэтов, публицистов всех стран, независимо от господствующих форм и методов политического правления, были темы войны и мира, жизни и смерти, любви и ненависти.

Концентрированное выражение они получили в творчестве американского писателя Эрнеста Хемингуэя (1899-1961). Ему суждено было участвовать в Первой мировой войне, Второй мировой войне, защищать республику в Испании. Первый роман «Фиеста» Э печатает в 1926 г.

Это — книга-протест против «бессмысленной войны», крик души «потерянного поколения». Ярко антивоенную направленность имел роман «Прощай, оружие!» Ненавистью К фашизму, любовью к Испании и ее народу полон роман э. хемингуэя «По ком бьет колокол» (1940 г.).

Литературное творчество и активная общественная позиция писателя отмечены Нобелевской премией в 1954 г. после выхода в свет повести «Старик и море».

Французский писатель Анатоль Франс (1884-1924) лауреатом Нобелевской премии стал в 1924 г. Историко-философские романы А.Франса направленные против распространения влияния церкви. Параллели современной ему Франции искал в XVIII ст. Проникшись социальными проблемами, сблизился с социалистическим движением, поддерживал советскую Россию.

С литературой и музыкальной культурой Франции тесно связано имя Ромена Роллана (1866-1944). Судьбе художника в обществе он отразил в романе-эпопее «Жан-Кристоф». В годы Первой мировой войны выступал с острыми отзывами и статьями.

Не воспринимал методов революционной борьбы, а свой протест против войны и насилия передал в романе «Клерамбо» и повести «Пьер Люс». Духовная жизнь европейской интеллигенции, предостережение от опасности фашизма является лейтмотивом романа «Очарованная душа».

Антивоенный пафос, присущий не только творчества Р.Роллана, но и его жизненной позиции. Вместе с Анри Барбюсом он инициировал проведение антифашистских конгрессов.

Однако, оба писатели после посещения СССР использовались для формирования общественного мнения в странах Запада об отсутствии в СССР репрессий и голодомора.

На творчество английского писателя Джона Голсуорси (1867-1933) оказали большое влияние гуманистические взгляды Ч.Дік-кенса, И.тургенева, Л.Толстого.

Оставаясь активным сторонником английского общества, он сумел воссоздать его жизнь со всеми проблемами и противоречиями. Известная трилогия «Сага о Форсайтах», другие романы, новеллы и драмы Д.

Голсуорсі раскрывают судьбу одной семьи на фоне кризисных явлений в обществе и в человеческих отношениях.

Выдающийся немецкий писатель Томас Манн (1875-1955)-автор романов «Будденброки», «Волшебная гора», исторической тетралогии на библейские темы «Иосиф и его братья».

Анализировал истоки немецкого фашизма и остро осуждал последствия фашистского варварства. В 1947 г.

завершил работу над романом «Доктор Фаустус», в котором раскрыл тесную связь между кризисом общества, культуры и человеческой личности.

Знаменитый индийский писатель Рабиндранат Тагор (1861-1941) был всесторонне одаренным человеком. Некоторое время возглавлял национально-освободительное движение. Его патриотическая песня «Моя золотая Бенгалия» стала национальным гимном Бангладеш, а песня «Душа народа» — гимном Индии. Он является автором многочисленных поэтических сборников, романов, драматических произведений.

В творчестве Р.Тагора преобладают социально-психологические мотивы, воспевается природа и любовь. Р.Тагор — первый выходец из Азии, удостоенный Нобелевской премии. Много работал в области живописи, вел просветительскую деятельность.

Вблизи Калькутты основал университет, в котором училась, в частности Индира Ганди, много других политических лидеров Индии, известных деятелей индийской науки и культуры.

Английский драматург, публицист, критик Джордж Бернард Шоу (1856-1950) литературную деятельность начал в 1875 г. Тогда его творчество отрицалась издателями. Разоблачение лицемерия, корыстолюбия помощью едкой иронии и опровержение существующих форм обусловили оригинальность творческого метода б.

шоу. Считал, что буржуазное общество зашло в тупик, и потому обречено ( произведения «Тележка с яблоками», «Горько, но правда», «Женева»). Публицистика б. шоу сочеталась с размышлениями о судьбе человечества, а осуждение западного парламентаризма — с одобрением советского общественного строя.

Русский писатель Иван Бунин (1870-1953) родился под Воронежем. Родители принадлежали к старинным дворянским родам. 22-летним юношей приехал в Украину.

Жил в Полтаве и Харькове, бывал в Киеве, Миргороде, Черкассах, Чигирине, поэтому естественными в его творчестве есть украинские мотивы и образы. С 1895 г. жил в Москве и Петербурге. Переписывался с М.Горьким, дружил с композитором С.рахманиновым, певцом Ф.

Шаляпіним, встречался с М.Коцюбинським. Переводил произведения Дж.Байрона, А.Міц-кевича, Т.шевченко.

Бунин осудил октябрьский переворот 1917 г., считая, что победа большевиков приведет Россию к катастрофе. Во время гражданской войны в России жил в Одессе, оттуда перебрался во Францию. Если в первых известных произведениях Бунин тосковал по дворянскими гнездами, то в эмиграции он затрагивает темы любви, ссылки и смерти.

В дневнике «Окаянные дни» с ненавистью писал о большевистский режим. Лучшей считается автобиографическая повесть 1933 г. «Жизнь Арсеньева». Тогда же Бунин получил Нобелевскую премию за мастерство в развитии традиций русской классической прозы и умение необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь.

В 1930-х годах Бунин был ведущим русским писателем-эмигрантом.

Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

СОДЕРЖАНИЕ

На предыдущую

Источник: http://lybs.ru/index-1148.htm

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация «Литература 30-х годов»

Слайд 1

Литература 30-х годов Выполнила учитель Ходырева О.Б.

Слайд 2

Литература зо-х годов 23 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно — художественных организаций» Цель: объединить всех писателей в единый Союз советских писателей.

Слайд 3

17 августа 1934 года состоялся Первый съезд советских писателей. На съезде присутствовали М. Горький (был избран председателем), А. Фадеев, А.Н. Толстой, С.Я. Маршак и многие другие

Слайд 4

Социалистический реализм На съезде утвердился единый метод советской литературы – социалистический реализм. Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии».

Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв.

Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нём утверждались следующие принципы: описывать реальность «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».

согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.

Слайд 5

Классики соц. реализма М. Горький «Мать» Александр Фадеев «Разгром» Дмитрий Фурманов «Чапаев»

Слайд 6

Жанры социалистического реализма Производственный роман — литературное произведение, где всё действие описывается на фоне какого-то производственного процесса, все герои так или иначе в этот процесс включены, решение производственных проблем создает какие-то нравственные коллизии, героями решаемые. При этом читатель вводится в курс производственного процесса, он включается не только в человеческие, но и в деловые, рабочие отношения героев. В СССР писалось много подобных произведений (не обязательно романов), там обязательно присутствовала «борьба нового со старым», при этом «новое» в конце обязательно побеждало. Из самых известных произведений на эту тему, прозвучавших в свое время на всю страну — «Битва в пути» Николаевой (был и фильм Басова), пьеса «Протокол одного заседания» Гельмана (фильм «Премия»), Мариэтта Шагинян «Гидроцентраль», Яков Ильин «Большой конвейер»

Слайд 7

Жанры соц. реализма Колхозный роман «Бруски», «Лапти» Фёдора Замойского . В подобных произведениях освещалось колхозное движение, вовлечение крестьян в колхозы, строительство, говорилось об упрочении новой жизни в деревне.

Слайд 8

Николай Островский. Роман «Как закалялась сталь»

Слайд 9

«Как закалялась сталь» — автобиографический роман Н . Островского о времени начала ХХ века, времени неспокойном, времени становления коммунизма в стране.

Описанное в романе время включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом и мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, а также период индустриализации страны.

Рассматривая роман «Как закалялась сталь» сегодня стоит отметить прежде всего роман как историю человека с очень тяжёлой судьбой, человека, живущего в трудные для России и её народа времена.

Слайд 10

Поэзия Производственная поэзия (н-р, стихотворение «Мобилизация» поэта Безымянного) Агитационно–пропагандисткая поэзия (стихи В.В. Маяковского) Песенная поэзия ( творчество Михаила Исаковского, Льва Ошанина, Долматовского, Лебедева – Кумача)

Слайд 11

Катюша Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед: И бойцу на дальнем пограничье От Катюши передай привет. Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. 1938

Слайд 12

Вдоль деревни Вдоль деревни, от избы и до избы, Зашагали торопливые столбы; Загудели, заиграли провода,- Мы такого не видали никогда; Нам такое не встречалось и во сне, Чтобы солнце загоралось на сосне, Чтобы радость подружилась с мужиком, Чтоб у каждого — звезда под потолком. Небо льется, ветер бьется все больней, А в деревне частоколы из огней, А в деревне и веселье и краса, И завидуют деревне небеса. Вдоль деревни, от избы и до избы, Зашагали торопливые столбы; Загудели, заиграли провода,- Мы такого не видали никогда. 1925

Слайд 13

Расцвет переводческой литературы А.А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, Лозинский

Слайд 14

Детская литература К.Паустовский , В. Бианки, А. Гайдар, С. Михалков, С. Маршак

Слайд 15

Историческая литература А.Н. Толстой «Пётр Первый» Юрий Тынянов «Пушкин», «Кюхля», «Смерть Визир- Мухтара »

Слайд 16

Русское зарубежье Бунин, Шмелёв, Ремизов

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/05/prezentatsiya-literatura-30-kh-godov

Ссылка на основную публикацию