Ленинская периодизация истории революционного движения в России. декабристы — дворянские революционеры — история России

Периодизация истории революционного движения в России. Характеристика дворянского этапа

? не нашёл

Формирование идеалогии декабристов. Первые тайные общества.

Формирование идеологии декабристов.первые тайные общества

Особенности российской дворянской идеологии, отказ правительства Александра I

от политики преобразований, патриотический подъем и идеи французских

просветителей, заимствованные во время заграничных походов русской армии, стали

субъективными причинами зарождения идеологии декабризма. Декабристы пытались

разрешить две труднейшие задачи: изменить социально-политическое устройство

России и в то же время избежать при этом ужасов террора и анархии Великой

Французской революции. Так же на формирование идеологии декабризма оказали

влияние идеи французских просветителей, а также русских вольнодумцев XVIII в.

(Новиков, Радищев и др.).

Сказался и своеобразный “дух свободомыслия”, господствовавший в начале XIX вв.

Московском университете и Царскосельском лицее, где учились многие будущие

декабристы. Подавляющее большинство декабристов прошло и через увлечение

реформаторскими планами начала царствования Александра I, так и через

разочарование в “реформаторе на троне”. Политической школой для декабристов

стали Отечественная война 1812 г. (115 декабристов — ее участники) и

заграничные походы русской армии, во время которых они познакомились с

социально-политическими изменениями, происходившими в Европе в результате

французской революции и наполеоновских войн.

Большое влияние на идеологию и тактику декабризма оказало масонство (все лидеры

и многие рядовые декабристы были участниками масонских лож), а также опыт

тайных обществ, созданных в европейских странах для борьбы с наполеоновской

оккупацией. Декабристы были убеждены, что для дальнейшего развития страны

являются самодержавие и крепостное право. Ликвидация их стала насущной задачей

движения. С момента зарождения в декабризме прослеживались два течения: часть

его участников выступала сторонниками мирного, реформаторского пути

преобразования общества, другая — проповедовала необходимость “решительных мер»

в борьбе за реализацию своих идей и планов.

Союз спасения

Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816г. в Петербурге.

Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла

на краю пропасти — так думали члены возникшего общества. Инициатором создания

его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев.

Союз спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический характер

группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после своего основания

не более 10 — 12 членов. Лишь в конце своего существования она достигла 30

человек.

Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Петрович Трубецкой, старший

офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба; Матвей и

Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Иван

Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII века Михаил

Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов — Павел Иванович

Пестель.

Основные цели борьбы были в общем ясны: ликвидировать крепостное право и

самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и

способы добиться этого были туманны.

Одной из основополагающих идей Просвещения являлся тезис о том, что мнение

правит миром, что порядки в стране соответствуют господствующему в ней

общественному мнению. Задачей революционеров поэтому является не подготовка

заговора, не захват и удержание власти, а воспитание прогрессивного

общественного мнения, которое, овладев широкими массами, сметет старое

правительство.

Союз благоденствия

В соответствии с новыми тактическими установками, революционеры в 1818г.

образовали новое общество — Союз благоденствия, который отличался от прежнего

более сложной организационной структурой, и должен был охватить все сферы жизни

страны — армию, чиновничество, образование, журналистику, суд и так далее. Союз

благоденствия провозглашал цели, во многом совпадавшие с устремлениями, пусть

не обнародованными, Зимнего дворца, его членам трудно было предъявить

официальные обвинения. В силу этого Союз был полулегальной организацией,

привлекавшей в свои ряды не только радикалов — революционеров, но и людей,

придерживавшихся либеральных взглядов.

Его основной задачей была отмена крепостного права, ликвидация

самодержавно-крепостного строя, введении «законно-свободного» представительного

правления.

Важно отметить тот факт, что Союз благоденствия оформился организационно и

развернул большую работу над своей программой, которая была закреплена в

«Зеленой книге». Устав состоял из двух частей. В первой части излагались

основные организационные принципы тайного общества и обязанности его членов.

«Сокровенная цель» Союза благоденствия была означена во второй части.

Вторая часть устава Союза благоденствия («сокровенная») была составлена позже.

«Вот его программа: уничтожение рабства, равенство граждан перед законом,

гласность в государственных делах, гласность судопроизводства, уничтожение

винной монополии, уничтожение военных поселений, улучшение участи защитников

отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет, улучшение

участи членов нашего клира, в мирное время уменьшение численности нашей

армии».

В январе 1820 года состоялось Петербургское совещание, на котором был поставлен

вопрос: «Какое правление лучше — конституционно-монархическое или

республиканское?». «В заключении приняли все единогласно республиканское

правление».

Таким образом, Союз благоденствия является той организацией в истории русского

революционного движения, которая впервые приняла решение бороться за

республиканскую форму правления в России. Разумеется, изменение программы вело

за собой и изменение тактики.

Через год после Петербургского совещания 1820г. состоялся Московский съезд. В

связи с происходившими в мире, и в частности в России (восстание Семеновского

полка в октябре 1820г.) событиями, надо было надо было по-новому организовать

тайное общество, разработать новую программу (в тесной связи с конституционными

проектами), в корне изменить тактику и критерий отбора членов, выработать общий

план открытого выступления.

Новые программа и устав вновь созданного тайного общества были надлежащим

образом оформлены и подписаны.

Московский съезд решил отсечь от движения как его колеблющуюся, нестойкую

часть, так и наиболее радикальные его элементы. Пестелю и его единомышленникам

объявлялось, что общество распущено.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/39391.html

Эволюция революционного движения в России в XIX в. — История России (конспект лекций)

1. Периодизация революционного движения в России XIX века

2. Дворянский этап революционного движения. Разночинский этап

3. Деятельность «Земли и воли» и «Народной воли», индивидуальный террор

4. Зарождение организованного пролетарского движения

5. «Зубатовский социализм»

1. XIX в. в России стал временем бурного роста организованного революционного движения. Меньше чем за столетие революционное движение в России прошло эволюцию от тайной деятельности небольшой группы прогрессивных дворян-декабристов до массового участия народа в революционной борьбе, создания революционных политических партий.

В.И. Лениным была дана классификация этапов революционного движения, ставшая распространенной. Так, в революционном движении XIX в. объективно выделялись этапы:

✓ дворянский;

✓ разночинский;

✓ пролетарский.

2. Дворянский этап был характерен для первой трети XIX в. Его особенностью являлась революционная деятельность дворян-одиночек, которые не искали поддержки в широких слоях народа. Ярким примером дворянских революционеров были декабристы, потерпевшие поражение в 1825 г.

Разночинский этап длился с 1840-х по 1880-е гг.

Его особенностями были.

✓ увлечение революционными идеями не только дворян, но и представителей «среднего сословия» («разночинцев»), типичными представителями которого были писатели, публицисты, учителя, студенты, иные представители интеллигенции;

✓ открытый характер их деятельности, несмотря на преследования властей;

✓ первые случаи «хождения в народ», попытки привлечь к своей деятельности широкие слои простого народа.

В разночинском этапе революционного движения можно выделить два самостоятельных периода:

✓ мирный (литературно-публицистический): 1840 — 1860-е гг.;

✓ террористический: 1860 — 1880-е гг.

В течение первого периода (эпоха Николая I, начало царствования Александра II) революционная борьба шла преимущественно с помощью печатного слова. Наиболее видные представители данного направления:

✓ А. И. Герцен — распространявший первоначально идеи французских просветителей в России, а в 1848 г. эмигрировавший за границу и издававший революционный журнал «Колокол”, в котором обличал самодержавие и крепостничество, и веривший в социалистическое будущее России на основе крестьянской общины;

✓ славянофилы (А. Хомяков, Н. Данилевский, братья Аксаковы, братья Кириевские) — идеализировали допетровскую Русь; видели спасение России в возрождении исконно русских порядков, защите от иностранного разрушительного влияния;

✓ западники (И. Тургенев, Б. Чичерин, С. Соловьев, П. Чаадаев), наоборот, выступали за скорейшее объединение России с европейской цивилизацией, введение в России западных демократических институтов;

✓ петрашевцы (группировались вокруг социалиста-утописта М. Буташевича-Петрашевского) в основном представители интеллигенции — выступали за радикальную отмену крепостного права и скорейшее строительство идеального социалистического общества.

После отмены крепостного права, ослабления реакции, начала зарождения капиталистических отношений в городе и деревне разночинное революционное движение в России вступило в террористическую фазу. Особенностями данного периода были:

✓ переход от критики существующего строя и литературных публикаций к активным антиправительственным действиям, в том числе террористическим;

✓ создание революционных организаций;

✓ «хождения в народ»;

✓ фанатизм в отстаивании своих идей, высокий уровень самопожертвования, идеализм;

✓ появление новой профессии и образа жизни, в том числе среди молодых людей, — «профессиональный революционер».

Наиболее сильные и известные революционные организации того времени:

✓ «Земля и воля»;

✓ «Черный передел»;

✓ «Народная расправа»;

✓ движение анархистов и «народников»;

✓ «Народная воля”.

3. «Земля и воля» — одна из первых общероссийских радикальных революционно-террористических организаций, возникших в России после декабристов (конец 1861 г.). Ее основными программными требованиями были:

✓ ликвидация самодержавия;

✓ наказание крупных чиновников, служащих самодержавию;

✓ установление в России равенства и справедливости.

Главными средствами борьбы члены «Земли и воли» избрали:

✓ пропагандистскую деятельность;

✓ террор.

Наиболее выдающимися революционерами, сформировавшимися в «Земле и воле”, были Н. Серно-Соловьевич, М. Михайлов, Н. Обручев, В. Засулич, С. Перовская, А. Желябов, Г. Плеханов в молодые годы, М. Натансон, В. Фигнер.

Деятельность «Земли и воли» подвергалась преследованию со стороны властей. В 1878 г. состоялся открытый политический процесс над 193 народниками — крупнейший в истории России того времени.

В 1879 г. организация распалась — сторонники пропагандистской работы объединились в организацию «Черный передел» (лидер до его эмиграции — Г.В. Плеханов). Члены данной группы организовали «хождения в народ; во время которых народники просвещали крестьян и проводили среди них революционную пропаганду. К «Черному переделу» была близка организация «чайковцев» (лидеры — Н.

Чайковский, А. Желябов, С. Перовская). Члены данной организации также осуществляли «хождения в народ» и вели просветительско-пропагандистскую работу. Несмотря на самопожертвование народников-пропагандистов, их работа, в целом, оказалась малоэффективной — крестьяне проявляли инертность, были заняты своими повседневными заботами и, в своем большинстве, не пошли за народниками.

Сторонники террористической деятельности в 1879 г. основали свою организацию — «Народная воля». Народовольцы видели свою миссию в проведении террора и физической ликвидации самых одиозных представителей царизма.

Крупнейшей акцией народников было вынесение смертного приговора царю Александру 11 и приведение его в исполнение.

Несмотря на то, что именно Манифестом Александра II крестьяне были освобождены от крепостного гнета, народовольцы считали, что последовательные убийства нескольких царей подряд, высших чиновников, запугают режим и заставят царей выполнять волю народа.

Однако убийство царя Александра II студентом И. Гриневицким 1 марта 1881 г. вызвало противоположный эффект — реформы были прекращены, а по стране стал возрождаться репрессивно-консервативный режим.

Однако это не остановило народовольцев — попытки покушений на царя и других должностных лиц продолжались. 1 марта

1887 г. неудачную попытку убийства следующего царя — Александра III («второе 1 марта») предпринял Александр Ульянов (старший брат В.И. Ленина), за что был казнен. Другой крупной акцией революционеров-террористов стало покушение на ненавистного в народе губернатора Петербурга Трепова, которое осуществила В. Засулич. Сенсацией стало оправдание В.

Засулич недавно введенным судом присяжных и ее бегство за границу. Близкую к народовольцам деятельность осуществляла организация «Народная расправа «, руководимая С. Нечаевым. Отличную точку зрения от народовольцев имели революционеры-анархисты (лидеры М. Бакунин, М. Лавров, П. Ткачев, А. Кропоткин).

Анархисты считали что любая власть всегда будет порочной независимо от режима, монархии или республики, наличия или отсутствия реформ, так как порочность и антинародность заложены в самой природе власти. Взамен анархисты предлагали утопические планы безгосударственного будущего, народных коммун и прямого народного самоуправления.

Несмотря на героизм и фанатизм революционеров как пропагандистов, так и анархистов и террористов их деятельность, в итоге, не привела к улучшению жизни народа — наоборот, привела к свертыванию реформ и усилению репрессий. Ставка на террор себя не оправдала. В 1880-е гг.

Читайте также:  Либерализация внешнеполитического курса - история России

разночинское революционное движение охватил кризис, поскольку оно не пользовалось авторитетом среди широких народных масс и не имело большего числа последователей. На смену ему в 1880-е гг. пришло пролетарское революционное движение.

4. Пролетарское революционное движение имело ряд отличий от всех предыдущих революционных движений в России:

✓ оно имело самое большое число сторонников;

✓ формировалось на основе общности классовых интересов быстро растущего класса наемных рабочих;

✓ имело глубокие народные корни;

✓ было организованным;

✓ стало социальной основой для создания и деятельности революционных партий.

Особенности пролетарского революционного движения 1890-х гг.:

✓ распространение идей марксизма;

✓ создание марксистских и иных рабочих кружков;

✓ проведение эффективных мероприятий в защиту своих прав — стачек, забастовок;

✓ общероссийский характер движения;

✓ появление у рабочего движения квалифицированных лидеров — Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и др.

Вершиной революционного пролетарского движения стало создание массовых революционных партий, куда вошла самая активная часть как городского и сельского пролетариата и которые возглавили революционное движение.

Крупнейшими революционными партиями, возникшими в начале XX в. и возглавившими революционный процесс, стали:

✓ движение (затем партия) большевиков Российской социал-демократической рабочей партии — РСДРП(б), организационно сложившееся в 1903 г.;

✓ РСДРП (меньшевики);

✓ партия социалистов-революционеров (эсеров), созданная в 1906 г.

5. В то же время рабочее движение в своих интересах желали использовать не только революционные силы, но и царское правительство. Новым явлением на стыке веков стал «полицейский социализм” или «зубатовщина».

Свое название данное явление получило по имени С.В. Зубатова — сначала провокатора в рабочей среде, и, впоследствии, начальника московского охранного отделения жандармерии.

Суть данного явления заключалась в стремлении взять рабочее движение под контроль путем:

✓ повсеместного внедрения в рабочее движение агентов охранки и продвижения их на руководящие посты (крупнейшим успехом Зубатова стало внедрение в рабочую среду Е. Азефа, ставшего одним из самых влиятельных рабочих лидеров);

✓ внедрения провокаторов, которые бы направляли рабочие выступления в нужное русло (один из самых известных — поп Талон, имевший большое влияние на рабочих Санкт-Петербурга, впоследствии разоблаченный и казненный эсерами);

✓ создания подконтрольных рабочих организаций.

✓ Так, Зубатовым были созданы:

✓ «Общество взаимной помощи текстильщиков»;

✓ «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве»;

✓ «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга»;

✓ иные организации.

Несмотря на все его разнообразие, главное значение революционного движения XIX в. было в том, что оно подготовило почву для трех русских революций — 1905 — 1907 гг. и двух 1917 г., и последовавших за ними революционных преобразований.

Источник: https://trojden.com/students/russian-history/russian-history-lections-yakushev-2011/47

Ленин о декабристах

 Владимир Ильич Ленин создал цельную и полную глубокого содержания концепцию движения декабристов. Им дан классовый анализ декабристского движения и указано место декабристов в истории русской революционной борьбы.

Ленин называл декабристов «дворянскими революционерами».

Периодизацию русского революционного движения Ленин начинает с восстания декабристов. Он подчеркивает, что восстание декабристов было первым революционным выступлением в России: «В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма…

», — говорил Ленин в своем докладе о революции 1905 г. 1)

На периодизации русского революционного движения и на месте в нем декабристов Ленин остановился в статьях «Памяти Герцена», «Роль сословий и классов в освободительном движении», «Из прошлого рабочей печати в России» и в других работах.

Ленин всюду начинает периодизацию русского революционного движения именно с декабристов, выделяя этап дворянской революционности, который сменяется затем этапом разночинским и далее — эпохой пролетарского революционного движения. «…

Мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции,— писал Ленин в статье «Памяти Герцена». — Сначала—дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало.

Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли».  Шире стал круг борцов,

________

1) Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 315.

ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» —звал их Герцен. Но это не была еще сама буря.

Буря, это —движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционней борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году» 2).

Основные лозунги декабристов — уничтожение крепостного права и самодержавия — были лозунгами буржуазной революционности, т. е. той революционности, которая сметает отживший феодализм и дает возможность укрепиться и развиться новому, молодому капиталистическому строю.

Однако это не означает, что декабристы были представителями буржуазии. Буржуазная революция — важный этап в истории человечества — далеко не всегда совершается при гегемонии революционной буржуазии. В некоторых странах (Россия принадлежит к их числу) буржуазия не стала революционной в силу особых исторических причин.

Русская буржуазия в это время уже возникла и укреплялась, однако, пригретая самодержавием и зависящая от его милостей, она не стала революционной силой. Она уютно устроилась в складках горностаевой мантии самодержавия.

Менаду тем в революционной ликвидации феодализма был заинтересован народ в целом — без этого история всей страны не смогла бы развиваться дальше.

Особенностью русского исторического развития явилось то, что почин в борьбе против отжившего феодально-крепостного строя взяли на себя, как говорил Ленин, «лучшие люди из дворян» 3).

Презрев дворянские привилегии и преимущества своего класса, поняв, что эти привилегии стали злом и задерживают национальное развитие, эти люди стали, как называет их Ленин, «революционерами-дворянами», или «дворянскими революционерами». Этот ленинский термин глубоко отражает диалектическую сложность явления.

Он подчеркивает классовую ограниченность этих революционных деятелей, но вместе с тем определяет их деятельность как революционную. Более того, целый период русского революционного движения Ленин называет периодом дворянской революционности,

__________

2) Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 21, с. 261.

3) Ленин В, И. Полн. собр. соч., т, 23, с. 398,

считая главными его представителями декабристов и Герцена.

Важно отметить, что для эпиграфа к «Искре» Владимир Ильич выбрал строку из стихотворения декабриста Александра Одоевского. Этим стихотворением поэт от имени товарищей отвечал А. С.

Пушкину, тайно приславшему сосланным в Сибирь декабристам свое послание «Во глубине сибирских руд».

В ответ на слова Пушкина «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье» прозвучали слова Одоевского:

Наш скорбный труд не пропадет, Из искры возгорится пламя.

Последнюю строку Ленин и сделал эпиграфом «Искры», подписав под ним: «Ответ декабристов Пушкину».

В. И. Ленин и его товарищи, арестованные царской полицией в декабре 1895 г., в шутку называли себя «декабристами». Это слово воспринималось Лениным и его соратниками как овеянное революционной традицией. Об этом прозвище вспоминает Н. К. Крупская 4), встречается оно и у самого Ленина в работе «Что делать?» 5).

Большевики в своей печати и в своей прокламационной литературе не раз вспоминали восстание декабристов как первое открытое революционное выступление в истории русской революционной борьбы и отдавали должное его историческому значению.

______

4) Крупская Н.К. Воспоминания о Ленине. М., 1932, с. 32.

5) См.: Ленин В, И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 34.

Нечкина М.В. Декабристы. М., «Наука» 1984.

Источник: http://kvistrel.su/news/lenin_o_dekabristakh/2017-06-12-2636

Глава 2. Революционное движение в России

Реформы не удовлетворили значительную часть общественности, которая рассчитывала получить от властей большие уступки. Те, в свою очередь, отнюдь не намеревались заходить слишком далеко, что не могло не породить конфликта между обществом и властью.

Неумение найти общий язык, вызванное и отсутствием демократического опыта, и общественным нетерпением, приводило к быстрому нарастанию радикализма в общественном сознании в России, выражавшемуся, прежде всего, в складывании революционной идеологии.

Наибольшее распространение в революционной среде получили социалистические идеи, что объясняется, по-видимому, привлекательностью коллективистских установок и радикальностью предполагаемых изменений.

Прежде всего, становится ясно, что ни о каком едином «декабризме» речи идти не может. В силу, в общем-то, исторической случайности под одной вывеской оказались собраны люди самых разных устремлений и политических взглядов. Вряд ли можно твердо говорить даже о том, что среди них были революционеры.

Когда сами декабристы употребляли это слово, это вовсе не значило, что они вкладывали в него тот же смысл, что и мы. К тому же, как представляется, слово это — «революция» — до сих пор не имеет вполне удовлетворительного толкования. Сказанное относится и к другим словам, обозначающим сходные явления: бунт, мятеж, восстание, переворот, волнение.

Слова разные, стало быть, и явления, ими обозначаемые, должны различаться хотя бы по таким показателям, как массовость, подготовленность или спонтанность, результат. Мы же употребляем их, как попало, мятеж на Сенатской площади или бунт Семеновского полка называем восстанием, революцию 1762 г. — переворотом, переворот октября 1917 г. — революцией.

Среди декабристов было немало сторонников переворота, но были ли среди них революционеры — следует еще выяснить. Во всяком случае, то представление, которое мы вкладываем в слова «русский революционер», к декабристам вряд ли применимо, и, прежде всего по двум обстоятельствам.

Во-первых, абсолютное их большинство было глубоко верующими христианами, а по-настоящему «пламенный революционер» (в России) — всегда безбожник. Среди декабристов были деисты, но не было, по сути, ни одного атеиста. Более того, именно в декабризме был особенно част тип образцового христианина, вообще во дворянстве встречавшийся в те годы сравнительно редко.

И даже не принимая иной раз формально церкви и ее обрядов, деятели этого движения все равно оказывались подлинными христианами во всех своих поступках и нравственных устремлениях, слишком круто замешенных на Христовых заповедях (самый яркий пример — И.Д. Якушкин).

Помимо бытового поведения, христианские принципы во многом определяли и их мировоззрение, и даже, как ни парадоксально это звучит, — действий. Так, например, мятеж Черниговского полка задумывался его вождем С.И. Муравьевым-Апостолом как новый Крестовый поход во имя установления Царства Божия в России, когда не будет другого царя.

Очень жаль, что практически не сохранилось материалов, позволяющих реконструировать систему взглядов Сергея Муравьева, но несомненно, что истовая религиозность определяла их в очень значительной степени. В самом психологическом типе Муравьева было много от христианского подвижника.

В период, когда власти отказываются от реформ, ярко проявляется революционное политическое течение в среде дворянства. Это было движение декабристов. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические условия развития страны.

Немаловажное значение в формировании революционных взглядов декабристов имели усиление крепостнического гнета, антикрепостническое движение народных масс после Отечественной войны 1812 г. Декабристы называли себя «детьми 1812 г.» и не раз подчеркивали, что именно 1812 г. явился исходным моментом их движения. Более ста будущих декабристов участвовали в войне 1812 г.

Читайте также:  Антигитлеровская коалиция - история России

, 65 человек из тех, кого в 1825 г. назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на поле Бородина.

Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля с точки зрения развития буржуазных отношений в России был более радикальным, последовательным, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.

Контраст между тем, что наблюдали будущие декабристы на Западе, и российской действительностью произвел на них тягостное впечатление. Там они видели прогресс в промышленности и в сельском хозяйстве, в большинстве европейских стран уже было отменено крепостное право, в России же — застой и рутина в хозяйстве, жестокие формы эксплуатации и крепостнической зависимости от барина-помещика.

В Европе они чувствовали наличие гражданских свобод, просвещения, в России же, по возвращении из походов, они окунулись в душный смрад аракчеевщины с ее неограниченным произволом и насилием над личностью.

Опыт восстания и даже его ошибки послужили серьезным уроком для последующих поколений в их революционной борьбе. Программа декабристов отражала требования буржуазно-капиталистического развития России, которое было тогда прогрессивным.

Программа декабристов направлялась на ликвидацию противоречий между выросшими на новой капиталистической основе производительными силами, которым требовался простор, и старыми производственными отношениями, мешавшими их развитию.

Декабристы хотя и принадлежали к дворянским кругам, однако они поняли требования нового исторического развития и выступили во имя передовых тогда идей. Главной задачей их борьбы было уничтожение самодержавия и крепостничества.

Как дворянские революционеры они не понимали роли и значения масс в революционной борьбе и поэтому не привлекали их даже в самый благоприятный момент, т. е. во время восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге.

Но даже несмотря на это, движение декабристов в целом и их восстание имели громадное значение для развития революционного движения в последующее время. Декабристы разбудили новое поколение революционеров — выходцев из разночинцев.

Движение декабристов оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России; на их идеях воспитывалось целое поколение писателей, поэтов, художников, ученых и общественных деятелей.

Бесспорна наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие, культура. Героизм в борьбе и стойкое перенесение страданий на каторге. Декабристы были страстными просветителями.

Они боролись за передовые идеи в педагогике, постоянно пропагандируя идею о том, что просвещение должно стать достоянием народа. Они отстаивали передовые, методы обучения, приспособленные к детской психологии.

Еще до восстания декабристы приняли активное участие в распространении школ для народа по ланкастерской системе обучения, которая преследовала цели массового обучения. Просветительская деятельность декабристов сыграла большую роль в Сибири.

Таким образом, дворянские революционеры заложили основы революционного движения в России. И дело их не пропало — они внесли свою лепту в политическое пробуждение народа. Завещанные декабристами лозунги борьбы против самодержавия и крепостного права на долгие годы стали знамением для их преемников в освободительном движение России в XIX веке.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/22876

Восстание декабристов 1825 года

В первой четверти XIX в. борцами против крепостничества и самодержавия выступили революционеры-декабристы. Восстание декабристов положило начало революционному движению в России.

Объективное содержание и характер идеологии дворянских революционеров были буржуазно-революционными, так как дворянские революционеры выступали против феодального землевладения, крепостного права, против государственного порядка, обеспечивавшего господство дворян. Идеи и цели дворянских революционеров отвечали интересам народных масс.

В. И. Ленин различал три основных этапа в истории освободительной борьбы русского народа: дворянский (1825— 1861 гг.), разночинский, или буржуазно-демократический (1861—1895 гг.), пролетарский (с 1895 г.). В статье «Памяти Герцена» В. И.

Ленин так характеризовал историю революционного движения в России: «…мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало.

Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» — звал их Герцен. Но это не была еще буря.

Буря — это движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году».

Идеи декабристов отразили общественный подъем, вызванный войной 1812 г. Дворянские революционеры выступили создателями передовой идеологии. Они отстаивали принципы ведения хозяйства на капиталистических началах, буржуазные свободы, идеи технического прогресса, свободу труда и предпринимательства, выступали с критикой религии и поповщины.

Передовые взгляды складывались задолго до восстания 1825 г., а их распространению способствовало появление в России тайных революционных организаций. Первыми тайными обществами, предшествовавшими формированию декабристских организаций, были «Союз спасения» (возник в Петербурге в 1816 г.) и «Союз благоденствия» (основан в Москве в 1818 г.). В 1821 г.

в Тульчине было создано Южное общество. Программу этого общества, получившую название «Русская правда», разработал П. И. Пестель. Согласно «Русской правде», самодержавие уничтожалось, Россия объявлялась республикой единой и неразделяемой. Всем гражданам предоставлялись равные права.

Крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей без выкупа.

Свержение самодержавия должно было произойти путем военного переворота после чего устанавливается Временное верховное правление. В задачу Временного верховного правления входило подготовить народ к конституции и обеспечить созыв Народного веча. Для установления республиканского режима Пестель считал необходимым убийство царя и всех членов императорской фамилии.

Высшими органами республики по «Русской правде» являлись: однопалатный парламент — Народное вече, Державная дума (5 лиц, избираемых Народным вечем сроком на 5 лет), президент, функции которого в течение одного года выполнял один из членов Державной думы. Провозглашалось всеобщее избирательное право. Правом избирать и быть избранным пользовались все граждане без исключения.

В 1822 г. в Петербурге оформилось Северное общество. Одним из руководителей этого общества — Н. М. Муравьевым — был составлен конституционный проект.

По этому проекту Россия провозглашалась конституционной монархией, где обеспечивалось равенство граждан перед законом и гарантировались буржуазные свободы. Крепостное право отменялось.

По «Конституции» Муравьева Россия должна была стать федерацией, состоящей из «держав» и областей.

Законодательная власть осуществлялась двухпалатным парламентом — Народным вечем. Исполнительная власть принадлежала наследственному императору. Однако Муравьев не отвергал возможности организации в России республики.

При этом правом избирать наделялись только те лица, которые имели движимое и недвижимое имущество стоимостью 500 руб. Правом быть избранным пользовались лица с еще более высоким имущественным цензом.

Дворянская ограниченность декабристов особенно проявилась при решении ими земельного вопроса. Так, «Русская правда» Пестеля не ликвидировала полностью феодальное землевладение, хотя и наносила ему существенные удары. Предусматривалась конфискация половины земель у тех помещиков, которые владели 10 тыс. десятин и более.

У остальных помещиков половина земли отчуждалась за вознаграждение. По «Конституции» Муравьева земли помещиков сохранялись за ними в гораздо большем размере, чем по проекту Пестеля.

Если по «Русской правде» Пестеля крестьяне получали половину всех земель, то по проекту Муравьева — только приусадебную землю и по 2 десятины пахотной земли на двор.

Проекты Пестеля и Муравьева, несмотря на их значительное отличие друг от друга, носили революционный характер. Осуществление предусмотренных проектами программ привело бы к слому самодержавно-крепостнического строя. По своей сущности программа, предусмотренная «Русской правдой» Пестеля и «Конституцией» Муравьева, была направлена на утверждение в России буржуазных отношений.

Для деятельности тайных обществ большое значение имела выработка общей идеологической платформы, единого плана действий. Главной причиной затруднений в этом вопросе была «Русская правда», принятая Южным обществом и не во всем одобренная Северным.

Пестель и его сторонники требовали принятия «Русской правды» в качестве будущей конституции, настаивая на диктатуре временного революционного правительства, установлении республики.

Члены Северного общества хотя и соглашались на введение республики, но решительно выступали против диктатуры временного правительства, отстаивая идею Учредительного собрания.

Переговоры между представителями Северного и Южного обществ об общей платформе восстания и общем плане действий привели к решению выступать только совместно, была принята идея республиканской конституции.

На Украине образовалась самостоятельная тайная организация «Общество соединенных славян», объединившаяся в 1825 г. с Южным обществом. «Славяне» ставили своей целью объединение всех славянских народов в одну демократическую федеративную республику.

Революционность «Общества соединенных славян» несколько отличалась от остальных декабристских обществ. «Славяне», в частности, понимали революцию как движение народных масс и именно в народе видели свою опору. Своей первоочередной целью они провозглашали освобождение России от крепостного права и самодержавия с последующим переходом к борьбе за объединение свободных славянских народов.

Декабристы хотели приурочить восстание к моменту смены на престоле императоров. Этот момент наступил в ноябре 1825 г., когда вдали от Петербурга, в Таганроге, неожиданно умер император Александр I.

Официально наследником престола считался брат царя Константин, и население было приведено к присяге Константину. Однако Константин давно уже тайно отрекся от престола, поэтому наследником должен был стать Николай.

Для начала восстания декабристы решили воспользоваться назначением второй присяги — Николаю I, объявившему себя императором.

Накануне восстания был окончательно разработан план выступления, избран руководитель — князь С. П. Трубецкой, утвержден «Манифест к русскому народу».

В Манифесте объявлялись отмена крепостного права, равенство всех граждан перед законом, осуществление широких демократических преобразований всего государственного строя — «уничтожение бывшего правления» и учреждение временного правительства.

Провозглашались свобода слова, вероисповедания, свобода занятий, введение гласного суда и суда присяжных, уничтожение рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности, сложение подушной подати и недоимок по ней. Вместо правительственных чиновников предлагалось избрать должностных лиц.

Манифест предполагалось опубликовать в первый день восстания от имени Государственного совета и Сената — высших государственных органов империи. Для осуществления этого плана необходимо было заставить сенаторов и членов Государственного совета отказаться от присяги Николаю I и подписать Манифест. Вот почему местом сбора восставших была намечена Сенатская площадь.

Однако декабристам не удалось осуществить разработанный план. Войска собрались перед зданием Сената, когда сенаторы уже приняли присягу и разъехались по домам. Диктатор восстания — Трубецкой изменил восстанию, не явившись на площадь. 14 декабря на Сенатской площади собрались огромные толпы народа.

По свидетельству современников, «чернь» энергично выражала сочувствие восставшим. К ночи 14 декабря восстание на Сенатской площади было подавлено. Откликом на это выступление послужило восстание Черниговского полка на юге России 29 декабря 1825 г. — 3 января 1826 г.

Как и восстание 14 декабря на Сенатской площади, оно было быстро подавлено.

Петербургское восстание и восстание Черниговского полка — первые политически сознательные попытки выступления против крепостного права и самодержавия. Декабристы действовали против отжившего феодального строя во имя более передового общественного развития.

Источник: http://biofile.ru/his/27193.html

Георгий Фруменков, Валентина Волынская — Декабристы на Севере

Книга рассказывает о судьбе декабристов находившихся в тюрьме и ссылке в Архангельской губернии. Авторы, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор исторических наук, профессор Г.Г Фруменков и научный сотрудник Государственного архива Архангельской области В.А. Волынская, использовали богатый архивный материал, многие документы они вводят в оборот впервые.

Читайте также:  Попытки укрепить дворянские сословия - история России

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Содержание:

Архангельск

Северо-Западное книжное издательство

1986

«В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма»,[1] проявившееся в двух вооруженных выступлениях, которые вошли в историю под общим названием — восстание декабристов.В статьях «Памяти Герцена», «Роль сословий и классов в освободительном движении», «Из прошлого рабочей печати в России» В.И. Ленин указывал, что освободительное движение в нашей стране прошло три этапа соответственно трем главным классам русского общества. Первый период освободительного движения — с 1825 по 1861 г. — В. И Ленин характеризует как дворянский, второй — с 1861 по 1895 г — как разночинский, или буржуазно-демократический, с 1895 г. начался третий, заключительный, период — пролетарский. «Самыми выдающимися деятелями дворянского периода были декабристы и Герцен».[2]В.И. Ленин называл декабристов «дворянскими революционерами». Это классическое определение раскрывает диалектическую сложность движения первенцев свободы. В нем подчеркивается революционная сущность декабристов — они были борцами за интересы народа, впервые разработали четкую революционную программу, создали на ее основе тайные организации, которые готовили свержение царизма и ликвидацию крепостного права; вместе с тем отмечается классовая, дворянская, ограниченность декабристов — они были «страшно далеки… от народа».[3] Дворянские революционеры не понимали роли масс в революции, которую они готовили, боялись народа, для которого жертвовали всем, что имели: положением в обществе, свободой и даже жизнью. «Но их дело не пропало, — писал В.И. Ленин. — Декабристы разбудили Герцена».[4] Тем самым они способствовали дальнейшему политическому воспитанию масс.

Выпавшее из рук декабристов знамя русской революции подхватили разночинцы, последних сменили пролетарские революционеры. Революционное движение росло и ширилось, поднималось на новую, высшую ступень.

Через 75 лет после восстания декабристов на страницах ленинской «Искры» ярким светом загорелись слова эпиграфа, взятого из ответа декабристов А.С. Пушкину: «Из искры возгорится пламя».

Они символизировали преемственность и связь поколений в русском революционном движении, непрерывность самого процесса революционной борьбы.

Декабристы выросли на почве русской действительности. Их мировоззрение сложилось под воздействием прогрессировавшего разложения феодально-крепостнической системы и обострения классовой борьбы в стране. Большое влияние на формирование освободительных идей передовой дворянской интеллигенции оказали вольнолюбивые стихи А.С.

Пушкина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова и особенно «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Хорошей школой политического воспитания стала для мыслящей армейской молодежи Отечественная война 1812 года и европейский освободительный поход русских войск.

Почти все декабристы были офицерами, горячими патриотами, геройски защищавшими Родину от орд Наполеона.

«Мы были детьми 1812 года», — говорил о себе и о своих друзьях Матвей Муравьев-Апостол. Победители Бонапарта осознали свою силу, гордились своим подвигом. В заграничных походах они стали свидетелями борьбы народа против феодального угнетения. И не могли дальше мириться с рабством народа и самодержавным произволом в своей стране. «Лучшие люди из дворян»,[5] как называл декабристов В.И. Ленин, встали на путь борьбы за новую Россию, свободную от оков крепостничества и деспотизма. Для осуществления революционных замыслов они начали сплачиваться, создавать союзы.

В 1816 году в Петербурге возникло первое в России тайное революционное общество — Союз спасения. Название разъясняло цели союза: Россию нужно спасать, иначе царизм приведет ее к гибели — таково было мнение членов тайной организации.

Организаторами общества были Александр Муравьев, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев и Иван Якушкин. Вскоре в Союз спасения вступил Павел Иванович Пестель, ставший одним из выдающихся революционеров первой четверти XIX века.

При его участии был написан устав тайной организации, и она получила название Общества истинных и верных сынов Отечества.

К сожалению, устав до нас не дошел, но из следственных материалов и мемуарной литературы известно, что союз ставил своей целью ликвидацию крепостничества и введение конституционной монархии.

В 1818 году на базе Общества истинных и верных сынов Отечества возникла новая тайная организация — Союз благоденствия.

Она значительно выросла численно, и поэтому был создан ряд управ в местах сосредоточения членов тайного общества — в Москве, Тульчине, Полтаве и ряде других городов.

Во главе всей организации стояла Коренная управа, состоявшая из шести выборных членов. Она находилась в Петербурге.

Программа Союза благоденствия, записанная в «Зеленой книге» (название дано по цвету переплета, в котором хранился текст документа), предусматривала ниопровержение крепостного права и введение конституции. Но многие декабристы считали конституционную монархию слишком умеренным требованием.

Об этом свидетельствует заседание Коренной управы, состоявшееся в начале 1820 года в Петербурге. На нем обсуждался доклад П.И. Пестеля о форме политического устройства будущей России. Докладчик решительно высказался за республику. Его единодушно поддержали остальные члены руководящего органа Союза.

Было принято первое в истории русского революционного движения решение о том, что обновленная Россия должна быть республикой. В.И. Ленин очень высоко ценил политическое значение лозунга республики, выдвинутого декабристами.

[6]

Резкая перемена политической цели потребовала от декабристов пересмотра тактики: республиканскую программу намечалось осуществить путем военной революции, совершенной лишь войсками, без участия народа.

Постановление Коренной управы Союза благоденствия о республиканской форме правления для России обострило разногласия внутри тайной организации. Сторонники конституционной монархии были встревожены радикализмом П.И Пестеля и его единомышленников.

Для разрешения накопившихся противоречий в январе 1821 года был созван в Москве съезд представителей управ Союза благоденствия. Он объявил о роспуске союза. Такое постановление устраивало как тех, кого пугала революционная воинственность республиканцев, так и отважных декабристов, рвавшихся в бой с царизмом.

Последним необходимо было отсеять ненадежных членов тайного общества.

Решение Московского съезда о самороспуске Союза благоденствия явилось началом создания двух новых революционных организаций — Южного и Северного обществ.

В марте 1821 года на Украине, в Тульчине, где размещался штаб 2-й армии, возникло Южное общество декабристов, ставившее своей задачей осуществление республиканской программы путем военной революции. Во главе организации стояла выборная директория из трех лиц: П.

Пестеля (он был избран председателем), А. Юшневского и проживавшего в Петербурге Н. Муравьева, которого выбрали заочно с той целью, чтобы совместными с петербуржцами силами нанести основной удар по самодержавию в столице.

Сама эта цель намечала создание в Петербурге Северного общества декабристов.

Южное общество развило бурную деятельность. К 1823 году в его составе было уже три управы: Тульчинская (центральная), Каменская и Васильковская. Во главе последней стояли С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин.

Источник: https://profilib.net/chtenie/65816/georgiy-frumenkov-dekabristy-na-severe.php

Декабристы и русское освободительное движение

Декабристы оказали большое влияние на дальнейшее развитие освободительного движения в России. Основные лозунги «первенцев свободы» — свержение самодержавия и ликвидация крепостного права — сохранили свое значение для русского революционного движения на протяжении XIX — начала XX в. И после падения крепостного права в 1861 г.

в социально-экономических отношениях царской России продолжали сохраняться феодальные пережитки. Самодержавие рухнуло под ударами Февральской революции 1917 г., но она не разрешила всех задач буржуазно-демократической революции. Только Великая Октябрьская социалистическая революция, по выражению В. И.

Ленина, «походя, мимоходом», покончила со всеми остатками средневековья в России.

Говоря о влиянии декабристов на последующие поколения революционеров, нельзя иметь в виду лишь их идейное воздействие. Не меньшее значение имел сам факт открытого вооруженного восстания против самодержавия в столице Российской империи.

Уже для современников декабристов было понятно значение их передовых идей и их борьбы против феодально-абсолютистского строя в России.

Строки Пушкина из его послания в Сибирь: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье» — свидетельство очень глубокой и верной оценки роли свободолюбивых идей и революционного подвига декабристов.

Поэт верил, что оружие, выпавшее из рук декабристов, подхватит новое поколение борцов за свободу.

И такое поколение пришло на смену декабристам. Наиболее выдающимися представителями его были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они выросли на идеях декабристов и продолжили их дело, подняв революционное движение на новую, более высокую ступень. Для Герцена и Огарева декабристы были символом борьбы за освобождение России от рабства и гнета самодержавия.

«Полярная Звезда», «Колокол» и другие издания вольной русской печати, публикуемые Герценом и Огаревым за границей, очень много сделали для пропаганды революционных идей декабристов. Ленин отмечал, что «Полярная звезда» «подняла традицию декабристов», и видел в этом одну из заслуг Герцена перед русским освободительным движением.

На обложке «Полярной звезды» были помещены профили пяти казненных декабристов.

В лаконичной и выразительной форме Герцен с исключительной точностью раскрыл исторический смысл восстания декабристов, подчеркнул его тесную связь с последующим ходом освободительного движения в России. «Пушки Исаакиевской площади, — писал он, — разбудили целое поколение» ’.

Герцен и Огарев показали, что выступление дворянских революционеров коренным образом отличается от дворцовых переворотов XVIII в. «До сих пор, — указывал Герцен,— никто не верил в возможность политического восстания, устремляющегося с оружием в руках в атаку на великана императорского царизма в самом центре Петербурга.

Было хорошо известно, что время от времени во дворце убивали то Петра (III), то Павла, чтобы заменить их другими. Но между этими тайнами бойни и торжественным протестом против деспотизма,— протестом, провозглашенным на городской площади и скрепленным кровью и муками этих героев, не было ничего общего». Герцен определил основную причину поражения восстания 14 декабря 1825 г.

: декабристам на Сенатской площади не хватало именно народа, писал он.

Герцен и Огарев, преемники декабристов, ставшие впоследствии революционными демократами, олицетворяли живую связь двух поколений революционного движения России — дворянского и разночинского.

Выступление декабристов против самодержавия, смерть и муки, принятые ими ради торжества свободы в России, широко использовались в агитационных целях в период первой революционной ситуации в России (конец 50-х — начало 60-х годов XIX в.).

В прокламациях 60-х годов, сыгравших большую роль в подъеме демократического движения, содержались призывы последовать заветам декабристов, свергнуть ненавистный народу режим. Особенно часто имена декабристов упоминались в прокламациях, обращенных к войску. Так, в одной из них (1862 г.

) говорилось: «Офицеры! За вами блестящие предания — за вами 14 декабря 1825! Великие тени Пестеля, Муравьева и Бестужева зовут вас к отмщению!». Прокламация П. Г. Заичневского «Молодая Россия», появившаяся в мае 1862 г.

, призывала русское войско к восстанию, выражала надежду, что оно «вспомнит и свои славные действия в 1825 году, вспомнит бессмертную славу, которой покрыли себя герои-мученики»

Накануне первой русской революции 1905—1907 гг. революционная социал-демократия в листовках, посвященных памятным датам восстания декабристов, отмечала их борьбу против самодержавия. Так, листовка Южной группы социал-демократов, обнаруженная полицией 14 декабря 1901 г.

в Одессе, заканчивалась словами: «Наша первая и важная задача — это задача славных борцов-декабристов — низвержение самодержавия, достижение политических свобод. Кровью сердца своего запишем имена Пестеля, Рылеева, Каховского, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина». В листовке 1904 г. подчеркивалось, что из поражения восстания декабристов надо извлечь уроки.

Главный из них состоит в том, что «освобождение народа может быть делом только самого народа».

И.А.Миронова “…Их дело не пропало”

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=33902

Ссылка на основную публикацию