Кушанское царство — история России

Кушанская держава

Кушанское царство - история России

Категория: Иран и Средняя Азия 12.01.2014

На развалинах греко-бактрийского царства постепенно складывается одно из крупнейших политических объединений древнего мира—Кушанская держава.

В пору своего расцвета она занимала огромную территорию от границ ханьского Китая до парфянских владений в Восточном Иране. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов.

Однако история этой мировой державы плохо известна и лишь в последние годы стала привлекать пристальное внимание исследователей.

Основным ядром Кушанского государства первоначально была территория Бактрии. Здесь после падения Греко-Бактрии существовали мелкие политические образования, в том числе владения, подчинявшиеся вождям кочевых племен, уничтоживших власть греко-бактрийских царей.

Эти вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры. Гробницы представителей знати открыты советскими археологами на поселении Тил-ля-тепе в Северном Афганистане.

Среди найденных здесь многочисленных изделий из золота и серебра были предметы, связанные с миром степей, и вещи, несущие явный отпечаток художественной культуры Греко-Бактрии.

В 1 в. до н. э. на территории Бактрии повсеместно проводятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города, продолжающие градостроительные принципы греко-бактрийского периода.

Вскоре один из правителей по имени Герай помещает на монетах свое изображение в виде вооруженного всадника, символизирующего тесную связь с кочевым миром. Еще более интересно этническое название этого правителя — он именует себя кушанцем.

Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в конечном итоге к созданию огромной Кушанской державы.

Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил четыре небольших княжества кочевых племен, располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью нового правителя, который принимает пышный титул «царя царей». Эти события приходятся предположительно на I в. н. э.

Новая держава направила свои устремления по традиционным путям на юг. за перевалы Гиндукуша, где Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей. Выпуск монет с индийскими надписями свидетельствует о том, что в состав его владений вошло и индийское население.

При Кадфизе I центр Кушанского государства сосставляла Бактрия, а столицей скорее всего был город Бактры.

Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и преемнике основателя государства — Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе значительную часть Северо-Западной Индии, возможно, вплоть до Варанаси.

В результате Кушанская империя стала одной из крупнейших мировых держав, охватывающей значительную часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. На монетах Кадфиза II чаще всего встречается изображение индуистского бога Шивы с быком.

Декларируя свою склонность к индуизму, царь тем самым стремился укрепить авторитет кушанской династии среди новых подданных.

Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил Канишка, но по вопросу о времени его правления существуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего, оно относится к первой трети II в. н. э. При нем произошло определенное смешение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столицей был город Пурушапура, современный Пешавар.

Более всего Канишка известен как покровитель буддизма. Однако в покровительстве популярной религии скорее всего следует видеть трезвый расчет опытного политика. На монетах Канишки действительно имеются изображения Будды, но они сравнительно редки.

Зато в изобилии встречаются изображения самых различных божеств—здесь а греческие Гелиос и Гефест, и индоиран-тме Митра и Вертрагна и многие другие.

Поскольку границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались c Парфией, а на востоке — с ханьским Китаем, нередко имели место военные столкновения. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане в конце I—начале II в. н. э.

, где кушанской армии удалось в конечном счете остановить ханьскую экспансию. В III в. н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Са-.ганидским государством, пришедшим на cмену Парфии. Некоторое возрождение кушан отмечается в IV в.

, но они уже не достигли былой славы.

Экономика, общество и государственное управление. Кушаны унаследовали развитое ;ельское хозяйство Бактрии, основанное на поливном земледелии, что благоприятствовало высокой плотности населения, значительная часть которого проживала в городских центрах.

Среди городов отчетливо выделяются два типа: города, издревле и постепенно формировавшиеся как крупные центры, и города, построенные под эгидой центральной власти по канонам, сложившимся еще в греко-бактрийский период.

Значительное число городов второго типа лучше всего показывает, что при ку-;ланах продолжалась активная градостроительная политика.

Большие и малые кушанские города, как ранее существовавшие, так и вновь построенные, образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями. Объединявшая их развитая внутренняя и внешняя торговля составляла характерную черту Кушанского государства.

На одном из первых мест стояли торговые связи с западными странами — с Римской империей и прежде всего с ее восточными провинциями. Торговля велась как по суше, так и по морю — через западные порты Индостана. Сухопутная дорога шла на север, в Бактрию, и далее в Китай.

В портовых городах западные купцы встречались с местными торговцами, а нередко и последние предпринимали путешествия на далекий Запад, достигая, например, Александрии Египетской, важнейшего торгового порта в Средиземном море.

Товары, двигавшиеся по этим торговым путям, были многочисленны и разнообразны. В Рим направлялись пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Особенно большое значение имела торговля рисом и хлопчатобумажными изделиями. Транзитом из Китая шли шелк, кожи и другие изделия.

Из Рима доставлялись ткани и одежды, рассчитанные на местные вкусы, изделия из стекла и драгоценных металлов, статуи и различные вина. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская монета, клады которой довольно часто встречаются на территории Кушанской державы.

Римское золото использовалось кушанами для чеканки собственных монет.

Не меньшее значение имел внутренний товарообмен в государстве кушан. Городские центры снабжали прилегающую округу высококачественными произведениями ремесел. Внутренняя торговля вела к развитию денежного обращения, хорошо прослеживаемого по находкам кушанских монет.

Наряду с золотом кушанские правители в огромных количествах выпускали мелкую медную монету, предназначенную для розничной торговли. Кушанское правительство получало немалые доходы в результате взимания таможенных пошлин с привозимых товаров. Имеются сведения о том, что царь считался владыкой гаваней, рудников и таможен.

При раскопках дворца наместника в городе Беграме была обнаружена сокровищница, заполненная вещами из Рима, Индии и Китая, которые скорее всего попали сюда в качестве пошлины с проходивших караванов.

Кушанская держава представляла собой, во всяком случае в пору расцвета, централизованное государство во главе с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась. Кушанские правители стремились создать особый династийньп! культ, посвягдая ему специальные храмы.

Глава государства опирался на разветвленный административный аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. Известны титулы великих сатрапов, простс сатрапов, наместников, «начальников границ» и некоторые другие.

С ослаблением центральной власти, особенно при неудачах во внешних столкновениях, роль и значение правителей отдельных, прежде всего богатых, областей возрастали, что в конечном итоге повлияло на распад единой державы. Городами, возможно, также управляли царские наместники.

Наиболее сложен вопрос о социальной структуре Кушанской державы. Основной производственной единицей в сельском хозяйстве являлась сельская община налогоплательщиков.

Вместе с тем здесь существовали и крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и крупным собственникам. Можно предполагать, что в этих хозяйствах значительную роль играл труд рабов.

Скорее всего формы эксплуатации в кушанском обществе были весьма разнообразны, включая различные варианты рабского и полурабского состояния.

Кушанская культура

Длительный период относительного мира и благополучия, расцвет городов, интенсивные связи с основными центрами древнего мира привели к необычайному расцвету культуры кушанской эпохи. Ее характерной чертой является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности.

Раскопки сельских поселений кушанского времени в Бактрии показывают, что они уступают городам лишь размерами и отсутствием ремесленных производств и монументальной архитектуры. Весьма показательно распространение буддизма, который именно при кушанах широких масштабах проникает в Бактрию в некоторые другие области Средней Азии.

Это объясняется не только тем покровительством, которое, как свидетельствует традиция, кушанские цари оказывали буддизму. Возросшая его популярность связана с ролью буддизма как идеологии, близкой и понятной первую очередь городскому населению, численность которого в Кушанском государстве была весьма невелика.

Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по крайней мере в духовной области.

Утвердившийся при Канишке вариант буддизма значительно упростил «путь к спасению», иногда ограничивая его простыми дарами, совершаемыми подносителями. Все это способствовало превращению буддизма в подлинно массовую религию, популярную как у рядовых горожан, так и в среде городской верхушки.

Вместе с тем увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и зороастризма.

Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашние святилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания священного пламени.

Исключительной популярностью пользовались терракотовые фигурки духов-покровителей, в основном в образе женщин. Довольно много терракотовых изображений всадников на конях в полной упряжи — всадники были важнейшей частью кушанского войска.

В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определенное отражение и преломление нашли три художественные традиции. Прежде всего это весьма древние традиции бактрийской культуры с ее большими достижениями в области монументальной архитектуры.

Вторым важнейшим компонентом было греческое искусство глубокие корни которого в Бактрии определялись как значительным числом греко-македонских колонистов, так и проникновением эллинистических традиций в местную среду.

Наконец, третьим компонентом было искусство Индии, пришедшее с распространением буддизма, который принес готовые архитектурные решения культовых сооружений и определенные художественные традиции и эстетические концепции.

В кушанской архитектуре внешняя монументальная парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные и скульптурные композиции последователь-но и с большой детализацией развертывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг.

Именно такая скульптурная группа была открыта при раскопках раннекушанского дворца на городище Халчаян в Северной Бактрии. Стремление к передаче индивидуальных черт, в какой-то мере к психологическим характеристикам было особенно заметно на ранних этапах кушанского искусства.

Позднее «официальные изображения кушанских владык в соответствии с требованиями династийного культа приобретают черты застывшей отрешенности, а воспроизведения буддийских персонажей несут неизменный штамп утонченного типа красоты. Наоборот, в изображениях лиц, сопровождающих официальных персон, виден тот жизненный реализм и индивидуальные черты, которые связаны с греческой традицией. Несомненно, развитие городов, торговли, а значит, в какой-то мере творческой.

Источник: http://vladhistory.com/kushanskaya-derzhava/

Презентация: Кушанское царство

Сформировать знания о истории Кушанского государства, особенностями исторического развития государства персов.

Задачи:

1   Сформировать знания о истории Кушанского государства, особенностями исторического развития государства персов.

2 Развить умения и навыки самостоятельной работы с историческими источниками, документами, умения критически и аналитически мыслить делать анализ исторических событий;

З Воспитание уважения к историческому наследию.

Кушанское царство — древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, период расцвета приходится на 105—250 годы н. э.

Столицы Таксила ,  Баграм ,  Пешавар

Кушанское царство  (  I  —  III века  н. э.) — древнее государство на территории современной  Средней Азии , Афганистана ,  Пакистана , Северной  Индии , период расцвета приходится на 105—250 годы н. э.

По одной из теорий, Кушанское царство было основано кочевым индоиранским народом  тохаров  (кит.

  юэчжи ), пришедшим с территории, на которой сейчас находится  Синьцзян-Уйгурский автономный район Государство имело дипломатические связи с  Римом ,  Персией  и  Китаем .

Этнически разнородное население Кушанского царства общалось на разных восточно-иранских языках, таких как сам  кушанский язык , бактрийский язык  и другие языки. В Кушанском царстве развивался т. н.  греко-буддизм . Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов.

Основателем Кушанской империи стал  Куджула Кадфиз  , по китайским сведениям — удельный правитель одной из групп  юэчжи , который в начале  I  века  н. э.

Читайте также:  Великие русские революционные демократы н. г. чернышевский и н. а. добролюбов - история России

подчинил четыре других удельных княжества  юэчжи , располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов.

Кадфизом была занята столица  юэчжи  — город  Ланьши , находящийся на месте городища  Шахринау  в 44 км к западу от  Душанбе .

Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил  Канишка , но по вопросу о времени его правления существуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего, оно относится к первой трети II века н. э.

При нём произошло определённое смещение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столицей был город Пурушапура, современный  Пешавар . Канишка известен как покровитель  буддизма .

Впрочем, на монетах Канишки встречаются не только изображения Будды , но и самых различных божеств — и греческие  Гелиос  и  Гефест , и индоиранские  Митра  и  Вертрагна , и многие другие.

Поскольку границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались с  Парфией , а на востоке — с  ханьским Китаем , нередко имели место военные столкновения. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане в конце I — начале  II века  н. э.

, где кушанской армии удалось в конечном счете остановить ханьскую экспансию. В III веке н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с  Сасанидским государством , пришедшим на смену Парфии. В  III веке  Кушанское царство начало распадаться.

Некоторое возрождение кушан отмечается в IV веке, но былой славы они уже не достигли.

К  V веку  остатки кушанского мира были разрушены нашествием  эфталитов  («белых гуннов»), которые продолжили кушанские традиции .

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/presentacii/priezientatsiia-kushanskoie-tsarstvo

История Кушанского Царства — Кушанская Империя — Аль-Самарканд

     Эллинизм не продвинулся дальше Амударьи. Он был остановлен и отброшен потоком кочевых племен (говорящих на тюркском языке), двинувшихся в Среднюю Азию с Алтая и Восточного Туркестана. Это были юэчжи и кангюйцы.

Во II в. до н.э. в китайской провинции Ганьсу проживали два народа —  усуни и кангюйцы. 

     В связи с созданием империи гуннов (территория Южного Казахстана), усуни и кангюйцы были вытеснены со своих территорий и двинулись на восток.

Усуни — переместились на территорию Семиречья (Киргизия), вынудив юечжийцев уйти отсюда в Бактрию (юг Узбекистана и север Афганистана).

Кангюйцы пройдя через Джунгарию (Калмыкия) и Ферганскую долину начали расселяться на территории между реками Сырдарья и Амударья (Узбекистан), утвердив свое господство над Кашкадарьинской долиной, Согдом, Бухарским и Ташкентским оазисами и северной частью  Хорезма.

     Бактрия стала легкой добычей юэчжи. Они заняли сначала правый берег Амударьи, а затем завладели и левым берегом.

Но, захватив земли Бактрии, юэчжи начали ожесточенную междоусобную борьбу за первенствующее положение в государстве, хотя его, как такового, еще не было. Сто лет шла эта борьба между их четырьмя крупными «домами»: Хюли, Гуйшуан, Хейтун и Гаофу.

Лишь в середине I в. до н.э. гуйшуанский князь Киоцзюко (Кадфиз I) подчинил себе остальные три «дома» и объявил себя государем Гуйшуанского (Кушанского) царства.

Он прожил, как утверждают китайские источники, 80 лет и завоевал все земли до Индии, а его сын Яньгаочжен (Кадфиз II) завоевал Индию, оставив здесь в качестве правителя одного из своих полководцев. 

     Греки не знали китайского названия юэчжи и называли все племя по имени одного из родов – тохарами, а всю занятую ими греко-бактрийскую область стали называть Тохаристаном. Это же племя армяне называли кушан. Отсюда пошли и разные названия.

     Государство быстро развивалось. По своим обычаям население его было похоже на хуннов (гуннов) и в некоторых родах сохранился кочевой образ жизни.

РАЗВИТИЯ КУШАНСКОЙ ИМПЕРИИ

     Зенита своего могущества Кушанская империя достигает при царе Канишке (78-123гг.

нашей эры) и в тот период времени занимает место одной из великих мировых держав наряду с Китаем, Римом и Парфией.

Канишк вел успешную войну с Парфией, вел активную дипломатическую игру в Кашгаре, Яркенде и Хотане и в результате они вошли в его империю. К 123г. Кушанское царство простиралось от Индии до Аральского моря и от Парфии до Хотана.

     Эпоха существования Кушанской империи – время наивысшего расцвета древней Средней Азии, ее экономики, культуры и искусства. В это время получает широкое развитие международная торговля, закладываются новые города, но уже не эллинистические.

В искусстве и культуре на основе синтеза восточной, эллинистической, индийской и кочевой традиций складывается новое направление – кушанское, которое часто называют гандахарской культурой, по названию северной части древней Индии (нынешняя территория Пакистана).  

     В период образования Кушанского государства среди основной части населения Бактрии и Согда был распространен зороастризм. При царе Канишке, с установлением тесных связей с Индией на эту территорию проникает буддизм, который вскоре становится государственной религией.

     Средняя Азия и Индия были связаны многочисленными путями, ведущими через Афганистан. Наиболее оживленным был путь Мерв – Кушка – Герат – Кандагар. Имелась центральная система дорог от Амударьи к перевалам на Гиндукуше, далее в долину реки Кабул и затем к Инду.

Путь от Термеза до Кабула через Мазари-Шариф и Бамианский перевал составлял 600км, что равняется расстоянию от Термеза до Ферганы, и караван проходил этот путь максимум за 20 дней. Третья группа дорог вела через Кундуз, Файзабад, Читрал в долину Кунар – расстояние здесь не превышало 500км.

  Хотя Афганистан в ту эпоху не имел дорог, тем не менее, отмеченные пути позволяли легко преодолевать его территорию караванам, массам вооруженных отрядов и толпам кочевников.

     Старый Термез с его кварталами ремесленников и массами простых людей был, вероятно, самым подходящим местом для распространения буддизма. В кушанскую эпоху он стал центром культивирования нового вероучения по всей Средней Азии.

В северо-западном углу города сложился буддийский культовый центр – Кара-тепе, сочетавший пещерные и наземные помещения. За ним располагался еще один — наземный – Фаяз-тепе. Цитадель буддийской религии находилась в Айртаме. К востоку от Термеза – в Зар-тепе действовала буддийская кумирня с глиняной статуей Будды, украшенной позолотой.

В окрестностях Дальверзин-тепе располагалось небольшое буддийское святилище с великолепной гипсовой скульптурой.

     Вместе с тем, здесь еще заметно влияние греческой культуры. Кушанская письменность складывалась на базе греческого алфавита, приспособленного для записи ираноязычной речи.

     Традиции кушанского (гандхарского) искусства оказали впоследствии влияние на художественную культуру народов Дальнего Востока, Китая, Японии, Индокитая, Индонезии и сохранились до наших дней.

ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»

Историк-востоковед Хидоятов Г.М.

(в сокращении, адаптировано)

читать далее…>>>

АЛЬ-САМАРКАНД — АВТОРСКИЕ ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН 

Источник: http://alsamarkand.com/kushanskaya-imperiya/

Кушанское царство

Из храма Махабодхи

Включение значительных индийских территорий в Кушанскую империю способствовало оживлению их экономических и культурных связей с внешним миром, но оно не оказало заметного воздействия на внутреннюю жизнь индийского населения. Влияние индийской культуры на Кушан было более сильным.

Как уже упоминалось, их цари начинают принимать индийские имена и титулатуру. Ускоряется распространение в Средней и Центральной Азии буддизма.

Власть Кушан на индийских территориях, более удаленных от их столицы, г. Пурушапуры (ныне Пешавар в Пакистане), была недолговременной. Уже к середине II в. н. э.

вполне независимым стал Гуджарат; зависимость от Кушан расположенного здесь государства, в науке условно называемого государством Западных кшатрапов, и раньше была слабой, а временами и вовсе номинальной. К концу II в.

отпадают области в долине Ганга; возникшие здесь государства были невелики, и только два в западной части долины, оба возглавлявшиеся династиями Нагов (возможно, родственными), со столицами в Матхуре и Падмавати, играли важную роль в политической жизни Северной Индии во II—IV вв. В первой половине III в.

независимыми стали области Раджастхана и Пенджаба. Здесь находилось несколько республик (ган) с племенными наименованиями; крупнейшими из них были ганы яудхеев, арджунаянов и малавов. К концу III в. под властью Кушан в Индии оставалась небольшая территория по среднему течению Инда.

Храм Парашурамешвара

культура пр и Кушанах

Копия шкатулки царя Канишки из Пешавара. Британский музей

Четыре веры в одной шкатулке

Основным вкладом Канишки в буддистскую архитектуру стала так называемая «Ступа Канишки» в Пешаваре, со строительством которой связана легенда. Когда Канишка проезжал через этот район, перед ним в образе юноши явился Шакра — мифологическое существо, появляющееся среди людей, чтобы слушать проповеди Шакьямуни и помогать его последователям.

Решив повлиять на царя, он принялся строить нечто прямо на пути его коня, объяснив, что воздвигает ступу в честь Будды. Потом над этой ступой царь велел построить еще одну, более грандиозную, а маленькая ступа Шакры осталась видна с южной стороны нового сооружения.

В начале ХХ века археологи открыли основание знаменитого храма и определили, что его площадь составляла около 90 м2, а по письменным свидетельствам (китайские паломники утверждали, что она была высочайшей в Индии) в высоту она достигала около 210 метров и была покрыта драгоценными камнями.

В 1908—1909 годах археологи обнаружили в камере под ступой позолоченный реликварий, который считают принадлежащим Канишке и даже датируют первым годом его правления. В ковчежце нашли три фрагмента костей, которые кушаны считали принадлежащими Будде.

Ныне сам реликварий находится в Пешаваре, его копия — в Британском музее, а предполагаемые останки Будды англичане, занимавшиеся раскопками, отправили в 1910 году в Бирму, где их было проще охранять. Длинная надпись на реликварии сделана греческим художником Агесилаем — «управителем работ государя Канишки в монастыре Махасена».

На крышке изображен Будда на лотосовом пьедестале, ему поклоняются Браха и Индра, а по краю крышки — летят гуси, которые символизируют души, покидающие круг сансары. У некоторых из них в клювах греческие венки победителей. Сам Канишка изображен на стенке реликвария в окружении иранских богов Солнца и Луны.

Расцвет искусства Индии, возникновение новых культовых образов (прежде всего образа Будды), развитие основных тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правления Кушанской династии (I в. до н. э. — III в. н. э.). Кушанские правители создали огромную державу, включавшую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии.

В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы — чайтьи. Примером может служить чайтья, находящийся в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме.

В пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделён от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживлённом скульптурой, создаётся необычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер, символикой которого является ступа, помещённая в храме.

Читайте также:  Боспорское государство - история России

Скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами, расположенными парами, украшают наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображены дарители, на средства которых был построен храм. В трактовке мужских фигур сочетаются мужественность и мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, но пропорции тела, мягкость и плавность форм близки к женским.

Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изображению богини плодородия. Не исключено, что такая традиция оказала влияние на формирование идеала не только женской, но и мужской красоты, которая стала воплощением внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары, изображённые на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское.

Их соединение рождает всё живое на земле.

В буддийской архитектуре возведение оград вокруг храмов и ступ стало традицией. Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали скульптурой, рельефными композициями. Тораны ступы в Санчи (I в. до н. э.) широко известны рельефами, которые составляют здесь единое целое с архитектурой.

На рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные орнаменты. Особенно выразителен образ якшини с восточной тораны.

Обнажённый стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения её легки и грациозны, поза свободна и естественна.

Эталоном красоты женщины и богини плодородия по-прежнему остаются подчёркнуто округлые бёдра и бюст.

В религии буддизма и индуизма огромное значение придаётся цар ству животных. В представлении индийца, люди, животные, растения и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывными узами.

В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все формы.

Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, — вот основная тема индийского искусства, и в частности архитектурно-пластического ансамбля в Санчи.

В I—IV в. н. э. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов — священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д. В этот период среди прочих выделяются три основные школы буддийской скульптуры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг).

Гандхара (ныне в Пакистане) — древняя историческая область в Северо-Западной Индии. Гандхарское искусство достигло расцвета на рубеже I—II вв. Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды приобрёл эллинистические черты. Ранним типом гандхарского Будды может считаться его изображение из Хоти-Мардана (II в.

). Эта статуя стоящего Учителя отличается прекрасным исполнением. Многочисленные складки одежд окутывают всю фигуру Будды. Правильные пропорции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в скульптуре. Однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в статуе подчёркнута внутренняя сосредоточенность, а не физическая красота.

На грани между индийской и эллинистической традициями создана статуя сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен.

Поза Будды со скрещёнными и поджатыми ногами, с вывернутыми кверху подошвами — поза «лотоса» — с того времени стала канонической для всех школ буддийской скульптуры. Пальцы «поучения».

В индийской пластике начала формироваться система мудр, когда определённые этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки, полностью закрывает тело Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм.

Другим центром развития скульптуры была Ма'тхура. Здесь был создан образ Будды, получивший чисто индийскую трактовку, а также образы других буддийских персонажей. Будду в матхурской пластике часто сопровождают бодхисаттвы (помощники Учителя) или якши. Округлые лица изображений озарены лёгкой улыбкой, а позы очень динамичны.

На стеле из Катры (начало II в.) предстаёт Будда, сидящий на тро-не, который поддерживают три льва. Его поза энергична, тело име-ет плавные, женственные очертания. Жест Будды — согнутая в локте и поднятая правая рука — означает одобрение.

Накинутый на левое плечо плащ не скрывает полуобнажённое тело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в лёгкую покровительственную улыбку, спокойно и бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это и предусматривает его жест одобрения.

За головой божества находится нимб, за спиной располагаются две мужские фигуры с опахалами. Возможно, это бодхисаттвы или якши.

В Амаравати образ Будды впервые появился в скульптурном рельефе на хорошо сохранившихся облицовочных плитах ступы (II в.). Будда из Амаравати предстаёт сидящим в позе «лотоса» на троне; нимб, как зонт, прикрывает его голову. Изображения Будды на этих рельефах достаточно условны, в них нет такого количества деталей, как в скульптуре, принадлежащей другим школам.

Самобытное искусство различных регионов Древней Индии, развиваясь, положило начало художественным традициям следующего периода — искусства империи Гуптов (IV—VI вв.).

Кушанское царство испытало большое влияние эллинистической культуры. В частности, кушанское письмо было основано на греческом алфавите с добавлением одной оригинальной буквы для обозначения фонемы /ш/.

Буддизм при кушанах в широких масштабах проникает в Бактрию и в некоторые области Средней Азии. Это объясняется не только тем покровительством, которое кушанские цари оказывали буддизму.

Возросшая его популярность связана с ролью буддизма как идеологии, близкой и понятной в первую очередь городскому населению, численность которого в Кушанском государстве была весьма велика. Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по крайней мере в духовной области.

Утвердившийся при Канишке вариант буддизма значительно упростил «путь к спасению». Все это способствовало превращению буддизма в подлинно массовую религию, популярную как у рядовых горожан, так и в среде городской верхушки.

Вместе с тем, увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и зороастризма. Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашние святилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания священного пламени.

Характерной чертой кушанской культуры является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности.

Рельеф столба ограды от ступы. Бхархут. Период династии Шунгов, середина II в. до н. э.

Страж (дварапала). Рельеф на внутренней стороне первого столба Восточных ворот Большой ступы № 1. Санчи

Статуя сидящего Будды

Кушанские воины

Бактрийская военная знать в эпоху Канишки I Великого (1-я половина II в. н. э.).

Кушанские монеты

Кушанское царство.(Васудева III,статер. 320н.э)

Кушанское царство.(,. Хувишка.динар.152-192 гг н.э)

Кушанское царство. Хувишка.динар.152-192 гг н.э)

Первый правитель Кушанского цаства

Первоначально Куджула был удельным князем одного из пяти племён юэчжи и местообитанием его племени был район Бекабада, в Северном Таджикистане. Вслед за тем Куджула подчинил себе остальные четыре княжества, а потом предпринял поход на Бактрию и быстро овладел её столицей Ланьши.

По свидетельству Страбона в те времена племя асиев выступило на тохаров и одержало блистательную победу, Куджула Кадфиз стоял во главе племени асиев.

https://www.youtube.com/watch?v=c2usiRgGze4

В 47 г. он отразил нападение парфянского принца и предпринял поход против зависимого от Парфии царства Гаофу.

Каджула заключил союз с Гермеем, царём Гаофу, который намеревался объединить удельные княжества в противовес могущественной Парфии. Он поддержал царя и помог создать ему могущественное независимое царство.

Став верным соратником Гермея, после его кончины Куджула Кадфиз занял его престол.

В последующем, Куджула Кадфиз отправился в поход на крупное царство Цзибинь в Северной Индии и покорил его.

Он прожил до 80 лет, его наследник, Вима Кадфиз, занял трон уже в пожилом возрасте.Кушано-индийское оружие

Кушанское царство и классическая индийская культура

      В середине I в. н. э. на территории Бактрии произошло объединение племен под началом Кушанской династии. В конце I – начале II в. Кушанам удалось захватить почти всю Северную Индию, создав одну из величайших держав в истории Древнего мира.

Кушанское время – эпоха расцвета городов и ремесел, международной торговли, связавшей далекий Китай и Римскую империю.

В этот период были проложены морские пути из Александрии Египетской в Западную и Южную Индию: об этом свидетельствуют находки античной керамики и многочисленных кладов римских монет, насчитывающих десятки тысяч экземпляров.

      Кушанские монеты по своему весовому стандарту следуют римским. На них изображаются греческие боги и герои – Гелиос и Геракл, иранские – Ахурамазда и Митра, индуистские – Шива со своим вечным спутником – священным быком, а также Будда.

Надписи Кушан разноязычны. Самый известный правитель Кушанской династии – Канишка (начало II в.).

Кушанский царь принимает титулатуру, в которую входят традиционные для разных народов обозначения: он и «царь царей», и «великий спаситель», и «сын божий», и «цезарь» (кайсара).

Кушанская царица. I век до н.э.

Реконструкция Т.С. Балуевой, создана в 1986 году.

В 1978 году при раскопках древнего могильника на холме Тилля-Тепе («Золотой холм») в Северном Афганистане было найдено шесть богатых, возможно царских захоронений. На этой территории после распада огромной империи Александра Македонского в III веке до н.э. возникло Греко-Бактрийское государство. В I веке до н.э. оно было завоевано степными кочевниками-кушанами.

Кочевники, перейдя к оседлости, переняли многие элементы бактрийской культуры и создали обширное Кушанское царство, просуществовавшее около пятисот лет. В захоронениях было обнаружено двадцать тысяч золотых ювелирных изделий. Среди них привозные вещи из Греции, Рима, Индии, Китая и украшения местных бактрийских мастеров.

В одном из шести захоронений некрополя Тилля-Тепе в деревянном гробу лежала женщина, похороненная с необычной пышностью. О ее принадлежности к правящей элите свидетельствуют золотая ажурная корона, украшенная жемчугом и бирюзой, и золотой скипетр. Золототканые погребальные одеяния имели пышную отделку.

Длинное платье было расшито жемчугом и сотнями инкрустированных самоцветами золотых бляшек. Платье украшала золотая фигурка крылатой богини, напоминающей греческую Афродиту. Поверх платья на покойной был надет длинный халат с золотыми застежками. Ажурные золотые подвески были украшены  изображением восточной богини живой природы.

Рядом с погребенной найдены два зеркала и плетеная корзиночка с парфюмерными и косметическими принадлежностями. В руке была зажата серебряная монета, а за щекой – золотая, символизирующие плату Харону за переправу в царство мертвых. Это соответствует древнегреческим погребальным обрядам.

Эта женщина бесспорно занимала верхнюю ступень в той прослойке пришельцев-кочевников, которая на рубеже нашей эры стала управлять Бактрией. На реконструкции она показана без золотой короны и почти без  украшений. Ее череп имеет характерную деформацию, придающую голове удлиненную форму.

Кушанские воины

Кушанский рельеф

Царь Канишка

Голова принца Кушанского царства

Источник: https://raskopkivostok.mirtesen.ru/blog/43289620769

Культура и искусство Кушанского царства (стр. 1 из 2)

Контрольная работа

по культурологии на тему:

Культура и искусство Кушанского царства

План

1. Эпоха правления Кушанской династии

2. Культура и искусство Кушанской империи

Список литературы

1. Эпоха правления Кушанской династии

Общие сведения

Кушанское царство — древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, период расцвета приходится на 105—250 годы н. э. По одной из теорий, Кушанское царство было основано народом юэчжи, пришедшем с территории, на которой сейчас находится китайский автономный район Синьцзян. Государство имело дипломатические связи с Римом, Персией и Китаем.

Этнически разнородное население Кушанского царства общалось на разных восточно-иранских языках таких как сам кушанский язык, бактрийский язык и другие языки. В Кушанском царстве развивался т. н. греко-буддизм. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов.

Читайте также:  Характерные черты партизанской войны и боевой деятельности подполья в 1944 г. - история России

Сам факт наличия огромной Кушанской империи был осознан историками в середине XIX века. Сведения, сохранившиеся о Кушанской империи — эпизодические, разнородные и противоречивые.

Хронология и история восстановлены преимущественно по сохранившимся монетам, китайским летописям (в частности «Хоу Хань Шу» — История Поздней династии Хань) и отдельным индийским и греческим свидетельствам.

По поводу имён царей и хронологии продолжаются споры.

Из истории о кушанском царстве.

История кушанов весьма скудно освещена в источниках. Кушанское царство возникло в результате объединения (видимо, путём завоевания) сложившихся на территории Бактрии и Согдианы тохарских и сакских княжеств под властью одного из князей, принадлежавшего к племени (или роду) кушанов.

Первоначальное местоположение княжества кушанов точно не известно. Что касается образования Кушанского царства, то связный рассказ об этом событии даёт «История Младшей династии Хань». Китайские известия подтверждаются и разъясняются данными монет.

Надписи на монетах первых кушанских царей сделаны греческими письменами, поскольку кушаны считали себя преемниками греко-бактрийских царей и отчасти подражали им в чеканке монет.

По монетам и китайским источникам известно имя основателя Кушанского государства — Кудзулы Кадфиса, иначе Кадфиса I (Киоцзюкю — в китайских источниках). Он подчинил своей власти долину Кабула, Пуду (китайское название Парапамисад) к югу от Гиндукуша и, возможно, также Хорезм.

Последний, однако, и в составе кушанского объединения сохранил известную самостоятельность: в нём продолжали править особые цари, судя по их монетам, династически связанные с кушанами. Вообще Кушанское царство не было централизованным: в ряде покорённых областей тоже сохранялись местные цари, зависимые от верховного владыки.

Преемником Кадфиса I был Кадфис II, правивший в середине I в. н. э. Кадфис II завоёвывает Индию до Бенареса.

Последние греко-индийские цари, потомки Эвтидема и Эвкратида, либо теряют свои царства, либо признают себя подданными Кадфиса. Индо-парфянские князья сохраняют до конца I в. лишь остатки своих владений на Нижнем Инде.

К концу правления Кадфиса II Кушанское царство охватывало огромную территорию — от Аральского моря до Ганга.

В период складывания Кушанского царства центр его продолжал оставаться на территории Средней Азии, в Согдиане (в Кушании на Зарафшане). Однако при третьем кушанском царе — Канишке — политический центр государства переместился в Индию.

Канишка расширил владения кушанов в Индии и успешно воевал с Парфией; наиболее важным из внешних событий его царствования была многолетняя борьба с Китаем. В ходе этой борьбы кушанское войско вторглось в Восточный Туркестан.

Однако оно потерпело поражение от китайского наместника Западного края Бань Чао, который подчинил Китаю Фергану и Хорезм и даже заставил Канишку признать (вероятно, только номинально) верховную власть китайского императора.

Однако вскоре после смерти Бань Чао Китай стал терять одно за другим свои владения на западе. Хорезм снова подчиняется Канишке (во II в. здесь безраздельно господствуют монеты кушаиской чеканки). Переходит под власть кушанов и Фергана.

Эмиссары Канишки возбуждают против Китая правителей городов-государств Восточного Туркестана, и в 105 г. здесь начинается вооружённая борьба против Китая. Китайский наместник Западного края был осаждён восставшими в своей резиденции.

К концу правления Канишки важнейшие города-государства Восточного Туркестана — Кашгар, Яркенд и Хотан — вошли в состав Кушанской державы.

Только на крайнем востоке Восточного Туркестана, который был ближе к Китаю, чем к государству кушанов, остался небольшой китайский гарнизон в 300 человек. Держава кушанов достигла наибольшего территориального расширения.

https://www.youtube.com/watch?v=VHgPAsi233c

О социально-экономическом строе Кушанского царства известно мало. Держава кушанов была одной из великих империй этого периода.

Она охватывала большое количество стран с различным общественным устройством: в неё входили и богатые торговые города с развитыми рабовладельческими отношениями, и плодородные земледельческие области, свободные общинники которых сохраняли в своём быту многочисленные пережитки первобытно-общинного строя, и степи, населённые кочевниками. Образование Кушанской державы способствовало развитию рабовладельческого строя на всей её территории. Сами кушаны, бывшие за столетие с небольшим до Кадфиса I сравнительно немногочисленным кочевым племенем и долго сохранявшие многие особенности своего быта и после поселения в Бактрии, став теперь во главе огромной державы, претерпели, повидимому, значительные изменения в своём общественном строе.

Результатом Кушанского завоевания было объединение почти всей Средней Азии в системе единой империи, основанной одним из среднеазиатских народов. Кушанская держава далеко ушла от тех примитивных княжеств, которые возникли в Бактрии после завоевания её юэчжи.

При кушанах расширяется ирригационная сеть: и в Хорезме, и в Согдиане, и в Бактрии, и в Фергане следы наиболее крупных каналов относятся именно к кушанскому времени. Постоянные войны давали, вероятно, большое количество рабов. Строятся новые города, особенно на территории Индии.

Один из этих городов, Каниспор, до сих пор носит имя Канишки. Растёт торговля, развивается денежное хозяйство.

Если для периода существования Греко-Бактрийского царства была особенно характерна серебряная тетрадрахма, связанная с крупными оборотами внешней торговли, то теперь её заменяют более мелкие бронзовые номиналы, указывающие на значительное проникновение денежных отношений в сферу розничного оборота.

Всё это должно было способствовать развитию рабовладельческих отношений, которое, однако, на территории Кушанского царства не сопровождалось систематической пауперизацией мелких производителей; здесь продолжали существовать огромные массы не согнанного с земли крестьянства, общинная организация и т. д. Повидимому, это в дальнейшем облегчило формирование элементов феодализма на территории Средней Азии.

Объединение огромных территорий в рамках одного государства способствовало культурному смешению. Это куль турное смешение облегчалось тем, что народы Средней Азии говорили на весьма сходных между собой иранских наречиях.

Тем не менее отдельные племена и народности, входившие в состав Кушанской империи, имели своеобразную культуру, а потому задачи управления требовали наличия официального общеимперского языка с развитой письменностью.

Международное значение на территории Средней Азии имели в это время арамейский язык, письменность которого легла в основу различных систем иранского письма, втом числе согдийской и хорезмийской (с конца II — начала III в. н. э.), а также греческий, который употреблялся на монетах первых кушанов.

Позднее на основе греческого алфавита сложилось особое кушанское письмо. Наконец, в связи с нарастающим индийским влиянием появляются и индийские системы письма (письмо деванагари встречается рядом с кушанским письмом на монетах).

Нигде синкретизм не проявился столь ярко, как в области религии. Об этом можно судить главным образом по монетам.

На территории Средней Азии почитались самые различные божества: местные (Митра, Анахита, Сиявуш), зороастрийские (Ахурамазда), греческие (Зевс, Гелиос, Селена), индийские (Шива).

Происходит синкретическое слияние образов божеств различных народностей, в результате чего видоизменяются и образы местных божеств: так, иранская и среднеазиатская Анахита сливается с греческой Афродитой.

Со времени Канишки особенно сильным стало влияние буддизма. Канишка переносит свою столицу из Согдианы в Пешавар (Пурушапура). В Индии кушаны, как до них эллины и македоняне, должны были неминуемо стать на сторону буддизма Для них, «варваров» и завоевателей, не было места в варнах брахманской Индии.

Напротив, учение, обращавшееся ко всем людям независимо от их происхождения, должно быдо найти в кушанах своих приверженцев.

Буддизм во времена кушанов был уже далеко не тем, чем он был вначале,— учением, выросшим на основе протеста широких масс индийского населения против сословного неравноправия и религии брахманов; слившись с древними культами, он стал одной из мировых религий того времени и в качестве таковой отвечал характеру разноплемённой и огромной империи кушанов.

На кушанских монетах появляются буддийские символы (как уже ранее — на монетах некоторых греко-бактрийских царей), в частности изображения Будды, сопровождаемые греческими надписями. Именно этот синкретический, перемешанный с местными верованиями буддизм позднее получил распространение в Тибете, Монголии, Китае и Японии. Торговые связи с

Индией и покровительство кушанов буддизму способствовали распространению его в Средней Азии. Наиболее сильное влияние буддизм оказал на Бактрию: по приказанию Канишки в начале II в. был построен большой буддийский храм в Бактрах.

В целом буддизм распространился в Средней Азии довольно широко, но нигде глубоко не укоренился, затронув, в отличие от Индии, в основном только господствующие слои населения. Этим и объясняется сравнительно незначительное влияние буддизма на местные религии и исчезновение его в дальнейшем с территории Средней Азии. Синкретизм нашёл отражение и в искусстве кушанского периода.

Памятники его дошли как из Средней Азии и Восточного Ирана, так и из Северной Индии.

Искусство это обычно называют гандхарским, поскольку большое количество его памятников дошло из области Гандхары в Северо-Западной Индии (здесь находилась столица Канишки), или греко-буддийским, поскольку оно сочетает эллинистические формы с буддийской тематикой; правильнее, однако, было бы назвать его кушанским, поскольку это было искусство Кушанской державы, выросшее на основе слияния среднеазиатских, иранских, индийских и эллинистических форм.

Источник: http://MirZnanii.com/a/129003/kultura-i-iskusstvo-kushanskogo-tsarstva

Кушанское царство

Кушанское царство — государство, занимавшее в I- III вв. часть современной территории Средней Азии, Афганистана, Северной Индии, Западного Пакистана и Туркестана.

Наряду с Парфаей, Римом и государством Хань Кушанское царство было могущественнейшей державой. Возникло после разгрома кочевыми племенами Греко-Бактрийского царства. Ядром нового государства стала Бактрия. В IV в.

Кушанское царство распалось на несколько мелких княжеств.

Правители Кушанского царства

Предками кушан были племена юэчжей, в середине I тыс. до н. э. кочевавших на просторах Джунгарии и Ордоса. О происхождении самих юэчжей имеются только версии. Но в основном они сводятся к двум — трём вариантам: или они были восточно-иранскими саками, или тохарами, или же иранские и тохарские компоненты там были перемешаны.

В III—II вв. до н. э. военно-политический союз юэчжей доминировал в Центральной Азии. Им подчинялось много самых разных народов и племён, в том числе и хунны, платившие дань и направлявшие заложников.

Но затем хунны консолидировались и между ними и юэчжами начались многолетние войны, в ходе которых в промежутке между 174 и 165 гг. до н. э. юэчжи были разбиты, при этом их правитель Кидолу погиб. Спасаясь, юэчжи ушли на юго-запад, вторглись в Бактрию и к 129 г. до н. э.

полностью завоевали её, уничтожив существовавшие там греко-бактрийские царства.

В Бактрии юэджи образовали пять самостоятельных княжеств. Названия их известны только в китайской транскрипции: Хюми, Шуанми, Гуйшуань (это собственно кушаны), Ситунь, Гаофу.

Через сто с небольшим лет правитель княжества кушанов Куджула Кадфиз I покорил остальные четыре княжества.

Так возникло Ку- шанское царство, в период своего наибольшего расширения охватывавшее территории современных Афганистана, части Средней Азии, Пакистана и Северо-Западной Индии.

Кушанская хронология известна недостаточно хорошо. Здесь приведены два возможных её варианта.

Куджула Кадфиз I  46-64  30-80

Вима Кадфиз II  64-78   80-103

Канишка I  78-101  103-126

Васишка  101-106 126-130

Хувишка I 106-138  130-143

Канишка II 138-142  143—?

Хувишка II (?) ?  7-166

Васудева I  142-180  166-200

Канишка III 180-210  200-222

Васудева II  210-230  222-244

В 30-х годах III века Среднюю Азию и Афганистан у кушан отнял первый сасанидский шах Ирана Ардашир I. После этого Кушанское царство распалось, хотя отдельные небольшие княжества кушанов просуществовали в Пенджабе до V века, когда они были завоёваны эфталитами.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 562-563.

Далее читайте:

Средняя Азия (обзор государственных образований и правящих династий).

Источник: http://www.hrono.ru/land/landk/kushan.php

Ссылка на основную публикацию