Курс на стабилизацию советского общества — история России

Курс на стабилизацию советской системы (октябрь 1964-1970 г.)

Причины смещения Н. Хрущева. Октябрьский 1964 г. пленум ЦК КПСС. Необходимость выработки нового курса и новые лидеры. Задача стабилизации экономики и повышения международного престижа страны. Усиление роли центральной бюрократии в управлении.

Пленумы ЦК КПСС 1965 г. и основные направления реформы в промышленности и сельском хозяйстве. Характер преобразований и их результаты.

Основные направления социальной политики.

Разработка и принятие Конституции 1977 г. Роль КПСС в политиче­ской системе. Кризис высшего руководства СССР: Л.Брежнев, Ю.Андропов, К.Черненко. Рост коррупции, резкое усиление влияния региональных кланов.

Социально-экономическое развитие страны в 1960-1980 гг.

Промышленность за 25 лет. Ее место в советской экономике, темпы развития и уровень производства. «Застой». Причины спада производства в конце 70-начале 80-х гг. Теневая экономика и криминализация советского общества.

Научно-технический прогресс и проблема реализации его ос­новных достижений в производстве. Состояние основных фондов к сере­дине 80-х гт. и их использование. Соотношение темпов развития тяжелой и легкой промышленности.

ВПК и его место в национальной экономике.

Сельское хозяйство страны: формы организации производства, ос­новные фонды, энерговооруженность труда, программы мелиорации. При­чины снижения эффективности и темпов роста аграрного производства.

Внешнеэкономическая деятельность правительства: формы и разме­ры международного экономического партнерства. Объем и структура внешней торговли.

Внешняя политика СССР в 1965-1982 гг. Проблемы отношений СССР и США. Достижение ядерного паритета и новая ступень военно-политического противостояния. Глобальные интересы двух стран. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Договоры по ПРО и ОСВ-1. Договор ОСВ-2 1974 г. и проблема его ратификации.

Окончательное решение вопроса о послевоенном урегулировании в Европе. Соглашение 1971 г. по Западному Берлину. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и «хельсинкский процесс».

СССР и соцстраны: экономические и политические связи, поли­тическая конфронтация СССР и КНР и ее влияние на международные по­зиции Советского Союза. Чехословакский кризис 1968 г. Кризис начала 80-х гг. в Польше и дейст­вия советского руководства. Потеря контроля над значительной частью ев­ропейского коммунистического движения.

Советский Союз и страны «третьего мира»: Индокитай, Ближний Восток, Африка. Поддержка стран «социалистической ориентации» (Ирак, Сирия, Ал­жир, Ангола и др.).

Ввод войск в Афганистан. Влияние этой акции на международные позиции Советского Союза, обстановку внутри страны.

Раздел VI. Перестройка и демонтаж советской власти» (1985-1991).

Политические противоречия внутри страны, и кризис власти.

Группировки в советском истеблишменте и борьба за власть. Экономическая и внутриполитическая ситуация в стране в начале 80-х гг. Начало чистки в партийно-государственном аппарате и выработка нового курса политики. М. Горбачев.

Выработка концепции перестройки в 1985-1986 гг., ее социальный, политический и экономический аспекты. Эволюция представлений о состоянии общества и изменения в политической программе. Курс на совершенствование социализма. Расширение гласности. XIX партконференция и ее основные решения.

Политический плюрализм и начало пересмотра исторического пути страны за годы советской власти. Концепция «демократического социализма». Создание многопартийной системы. Коммунистическая партия РСФСР. Оформление оппозиции политике КПСС.

Неформальные общественные объединения.Выборы народных депутатов и созыв Съездов народных депутатов. Введение института президента в СССР. Усиление сепаратистских тенденций в союзных республиках. Начало разрушения федеративного государства.

Декларация о суверенитете России. Б. Ельцин. Переговоры с республиканскими лидерами в Ново-Огарево. Углубление кризиса власти и события августа 1991 г. Беловежское соглашение. Последние страницы истории СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ).

Экономические проблемы периода перестройки. Курс на ускорениесоциально-экономического развития. Концепция «хозрасчетного социализма». Основные формы предприятий. Тенденции и формы развития кооперации. Снижение объемов промышленного производства. Проблема конверсии и ее результаты в промышленности.

Место СССР в мировом хозяйстве к началу 90-х гг. Формы внешнеэкономической деятельности. Объем и структура внешней торговли РСФСР и стран содружества, экспортная политика.

Внешняя политика Советского государства в 80-е-начале 90-х гг. Резкое ухудшение советско-американских отношений в начале 80-х гг. Отставание СССР в военно-экономическом соперничестве. Сужение сферы влияния и утрата СССР способности к проведению активной внешней политики.

Внешнеполитическая концепция «нового мышления». Советско-американские встречи на высшем уровне в Женеве, Рейкьявике, Вашингтоне, Москве, на Мальте. Договор о ракетах средней и малой дальности 1987 г. Советско-американский договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) 1991 г.

Дезинтеграция стран Восточной Европы в 1989 г. и развал «социалистического содружества», его влияние на события в СССР. Ликвидация ОВД. Вывод войск из Восточной Европы. Объединение Германии и проблема сохранения политического равновесия и целостности государств в Европе. Вывод войск из Афганистана . Нормализация отношений с Китаем.

Советская культура и наука в послевоенный период. Возобновление жесткого контроля над культурой после войны. Бесконфликтность и лакировка советской действительности в послевоенной литературе и искусстве. Усиление тенденции к монументальности и помпезности в архитектуре и скульптуре. «Лениниана». «Сталиниана».

Политические установки деятелям изобразительного искусства в период «оттепели» и унификация стилей. Преобладание романтизма и агитационности в живописи. Рост разнообразия тем и индивидуализации творчества нового поколения авторов 70-х гг. Кризис архитектуры. Стирание индивидуальных черт, господство упрощенной геометрической формы.

Музыка и музыкальная культура после войны.

Развитие сети научных учреждений в 50-70-е гг. и проблемы развития науки в СССР. Курс на полномасштабное вступление в НТР. Созданиеи освоение атомных электростанций. Наука и военно-промышленный комплекс. Советская космическая программа. Направления научных исследований. Отставание СССР в области внедрения достижений НТР в производство.

Раздел VII. Становление новой Российской государственности.

Источник: https://megalektsii.ru/s166103t5.html

Новейшая отечественная история. XX – начало ХХI в. Книга 2 :: Читать книги онлайн

Начало Второй мировой войны

Ранним утром 1 сентября 1939 г. немецкая авиация нанесла внезапные удары по аэродромам, узлам коммуникаций, экономическим и административным центрам Польши.

Германский линкор «Шлезвиг-Гольштейн», заранее прибывший к польскому побережью, открыл огонь по полуострову Вестерплатте.

Сухопутные силы вермахта перешли границу и вторглись в Польшу с севера – из Восточной Пруссии, с запада – из Восточной Германии и с юга – из Словакии.

3 сентября в войну вступили Великобритания и Франция, связанные с Польшей союзными обязательствами. К 10 сентября 1939 г. Германии объявили войну британские доминионы Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз и Индия (в то время английская колония).

Пожар Второй мировой войны, сполохи которой разгорались с начала 30-х годов (захват Японией Маньчжурии в 1931 г. и вторжение в Центральный Китай в 1937 г., захват Италией Эфиопии в 1935 и Албании в 1939 г., итало-германская интервенция в Испании в 1936–1938 гг., оккупация Германией Австрии в 1938 и Чехословакии в 1939 г.

), принимал все большие размеры. СССР и США объявили о своем нейтралитете. Германия и ее союзники, захватив большинство стран Европы, 22 июня 1941 г. развязали войну против СССР. 7 декабря того же года Япония совершила нападение на владения США и других западных стран на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии.

Постепенно война вовлекла в свою орбиту 61 государство (80 % населения земного шара) и продолжалась шесть лет.

Огненный смерч пронесся над огромными пространствами Европы, Азии и Африки, захватил океанские просторы, достиг берегов Новой Земли и Аляски на севере, Атлантического побережья Европы – на западе, Курильских островов – на востоке, границ Египта, Индии и Австралии – на юге. Война унесла около 60 млн жизней.

Самые тяжелые испытания и жертвы выпали на долю России, в то время – Советского Союза.

Наша страна потеряла в этой войне более 26 млн человек только убитыми на фронтах, расстрелянными и замученными в плену, отравленными в газовых камерах рейха, погибшими в результате бомбардировок, артобстрелов, непосильных работ и террора на временно оккупированной территории страны, не говоря уж о косвенных потерях.

Захватчики разрушили более 1700 городов и поселков, свыше 70 тыс. деревень, сожгли более 6 млн зданий, оставили без крова 25 млн человек.

Тяжелейший урон понесли промышленность, транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, подверглись разрушению более 30 тыс. промышленных предприятий, около 100 тыс. колхозов и совхозов, 84 тыс. школ и др. учебных заведений, 40 тыс. больниц, 43 тыс.

библиотек, более 400 музеев. Страна потеряла свыше 30 % своего национального богатства. Бедствия, пережитые нашими согражданами, – неизмеримы.

У истоков конфликта

Возникновение войн – это всегда исторический процесс, своими корнями уходящий в близкое или далекое прошлое.

Геополитические итоги Первой мировой войны: территориальные изменения в мире, распад некогда могущественных империй, возникновение целого ряда новых государств, перекройка границ, продиктованная Версальским договором и решениями Парижской мирной конференции (в Европе это произошло в первую очередь за счет Австро-Венгрии, Германии и России), – привели к изменению соотношения сил между великими державами в пользу англо-французской коалиции, к которой присоединились в 1917 г. США, и в то же время заложили основы еще более глубоких противоречий в международных отношениях. Борьба за региональное и мировое господство, восстановление одними державами утраченных территорий и сфер влияния и защита завоеванных другими во многом определила в последующее 20-летие международные отношения в Европе и мире. Именно в геополитических категориях заявляли о своих целях лидеры западных стран, развязавших Вторую мировую войну. Гитлер еще в 1925 г. в своей книге «Майн кампф» провозгласил «дранг нах остен» Германии к «необъятным просторам России». Геополитические цели Японии были сформулированы в 1927 г. в меморандуме генерала Танаки, представленном императору. В нем говорилось «Для того, чтобы покорить мир, мы должны прежде всего покорить Китай… Овладев ресурсами Китая, мы перейдем к покорению Индии, Малой Азии, Средней Азии и Европы». Муссолини в 1939 г. назвал Италию «узницей, томящейся в тюрьме, имя которой Средиземноморье», и призвал двигаться через Судан к Индийскому океану. Ряд малых стран, в том числе появившихся на политической карте после Первой мировой войны, ориентируясь на великие державы или подчиняясь давлению, подливали масла в огонь, рассчитывая с их помощью не только обеспечить безопасность своих границ, но и преследовали более амбициозные территориальные цели, как это, к примеру, имело место в случае с Польшей, а затем Венгрией, Румынией и Финляндией. Принцип неделимости мира не утвердился. Насильственный передел его границ и географического пространства, как показала история XX в., неизбежно обострял национальные, этнические, религиозные и другие конфликты, в отдельности или в совокупности ведущие к дестабилизации целых регионов, а нередко и к войнам, связанным с интересами великих держав, их скрытого или прямого вмешательства в дела других государств.

Империализм как система, в недрах которой возникла Первая мировая война, порождал все новые противоречия в экономической сфере. Неравномерность экономического развития и имперские амбиции привели в середине 30-х годов к расколу капиталистического мира.

В одну из враждовавших между собой сил вошли Германия, Италия и Япония, в другую – Англия, Франция и США. Военная опасность усилилась, когда в Германии была установлена нацистская диктатура.

Англия и Франция предприняли усилия отвести от своих стран угрозу германской агрессии, столкнуть нацизм с большевизмом (политика умиротворения), что явилось одной из причин неудачи создания в то время антинацистской коалиции с участием СССР (политика коллективной безопасности).

Читайте также:  Карта: российская империя в первой половине 19 веке - история России

США в межвоенные годы не играли решающей роли в европейских делах. Основное внимание Соединенных Штатов было приковано к борьбе с милитаристской Японией за сферы влияния на азиатско-тихоокеанском театре. Тем не менее США поддержали политику Англии и Франции, а в 1933 г.

установили дипломатические отношения с СССР. К тому времени в Европе гонка вооружений, милитаризация общественной жизни, которыми открыли историю XX в. великие державы, уже принимали беспрецедентные масштабы.

Источник: http://rubooks.net/book.php?book=2334&page=107

Презентация к уроку по истории (11 класс) на тему: СССР в 1964 — 1984 гг

Слайд 1

СССР в 1964 – 1984 годах

Слайд 2

Леонид Ильич Брежнев (Годы жизни : 1906 – 1982 гг.) 1976 г. — Маршал СССР 1964 г. – Первый секретарь ЦК КПСС; 1966 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС; 1977– 1982 гг. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР, т.е. глава государства.

Слайд 3

Л.И.Брежнев «На Брежнева власть свалилась как подарок судьбы. Он получил власть так плавно, как будто кто-то долго загодя примерял шапку Мономаха на разные головы и остановился именно на этой.

И пришлась она ему, эта шапка, так впору, что носил он ее восемнадцать лет без всяких страхов, катаклизмов и конфликтов.

И непосредственно окружавшие его люди жаждали только одного: чтобы жил этот человек вечно – так хорошо им было». Ф. Бурлацкий

Слайд 4

Консервация политического режима

Слайд 5

От стабильности к застою Время с 1964 по 1984 гг. в истории называют «периодом развитого или зрелого социализма» или периодом «застоя». В 1964 г. возглавляемое Л.И.

Брежневым новое руководство взяло курс на стабилизацию положения в стране ( консервацию политического режима ). Принцип стабильности означал отказ от каких-либо нововведений в политической, экономической, идеологической и кадровой сферах.

Были отменены все прежние решения, касающиеся управления экономикой ( распущены совнархозы , восстановлены отраслевые министерства ) .

Слайд 6

От стабильности к застою. 1967 г. — 50 лет Октября. Выступление Брежнева: Сформулирована концепция построения в СССР «развитого социалистического общества», которая утверждала, что невозможно осуществить немедленный прыжок в коммунизм. Должно пройти время, в течение которого социализм будет развиваться на собственной основе.

Слайд 7

От стабильности к застою Началась «ползучая реабилитация» И.В. Сталина: в 1965 г. в празднование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в докладе Брежнева была дана высокая оценка роли Сталина в разгроме фашизма .

При этом замалчивалась цена победы, репрессий, огромных потерь; сворачивалась критика культа личности , соответствующие разделы были изъяты из учебников истории; прекратилась гласная реабилитация жертв политических репрессий. В 1966 г . – письмо интеллигенции ( П.Капица, К. Паустовский, И . Смоктуновский, О. Ефремов, Г.

Товстоногов и др.) с протестом в связи с «наметившейся частичной или косвенной реабилитацией Сталина».

Слайд 8

От стабильности к застою Претерпела изменения и сама КПСС: Было отменено решение от 1962 г. о разделении партийных комитетов на промышленные и сельскохозяйственные, восстановлена территориально-производственная основа построения КПСС; В 1966 г.

были восстановлены прежние названия руководящих органов партии, восстановлена должность Генерального секретаря ЦК КПСС; отменен принцип обязательной регулярной сменяемости ( ротации ) партийных руководителей всех уровней; Из политической организации она окончательно превратилась в важнейший элемент государственной структуры , при котором как декоративный элемент существовали Советы и другие представительные органы.

Слайд 9

От стабильности к застою В новой Конституции СССР (1977 г.) , было закреплено монопольное положение КПСС – 6-я статья Конституции узаконила роль партии как руководящей и направляющей силы советского общества.

С приходом Брежнева к власти правящая номенклатура обрела стабильность , которой не было при Хрущеве.

Увеличились номенклатурные привилегии : госдачи, спецпайки , закрытые магазины и ателье, персональные машины, особое жилье.

Слайд 10

Для материального обеспечения государственного аппарата была усовершенствована система льгот и привилегий. Анекдот того времени : Брежнев делает доклад на съезде: « А в будущей пятилетке мы будем жить лучше». Пауза – нет оваций. Брежнев повторяет: «А в будущей пятилетке мы будем жить лучше!». Тогда из зала доносится вопрос : «А мы?»

Слайд 11

Все более раздувался культ личности Л.И. Брежнева. Подчеркивалась якобы его особая роль в ходе Великой Отечественной войны, хотя он был всего лишь начальником политотдела 18-й армии. За время нахождения у власти Л.И.

Брежнев получил более 200 орденов и медалей, ему 4 раза присваивали звание Героя Советского Союза . Лауреат Ленинской премии по литературе ( за трилогию «Малая земля», «Целина», «Возрождение» ) . 1976 г. — Маршал СССР . Л.И.

Брежнев

Слайд 12

Делегация трудящихся Грузии в 18-й армии. Начальник политотдела 18-й армии Л. И. Брежнев в верхнем ряду, крайний справа.

Слайд 13

От стабильности к застою Эти меры отвечали ожиданиям партийного и государственного аппаратов, однако на развитие общества они оказали негативное воздействие: Централизация власти привела к ее бюрократизации , увеличению численности армии чиновников : за 1965 – 1985 гг.

общая численность управленческого персонала приближалась к 18 млн человек , то есть на каждых 6 -7 работающих приходился 1 управленец. Началось старение кадров : в 1965-1984 гг. состав Политбюро ЦК почти не менялся. В 1980 г.

средний возраст членов Политбюро ЦК составил 71 год .

Слайд 14

Геронтократия (греч.) – власть стариков (старение политической элиты) Свои посты «старцы» занимали десятилетиями, до самой смерти…

Слайд 15

Геронтократия (греч.) – власть стариков (старение политической элиты) «Даже совсем старые руководители, очень больные не уходили на пенсию. Им было не до перемен. Дожить бы до естественного конца при власти и собственном благополучии… В годы застоя в руководстве страны прямо-таки процветал «старческий эгоизм». Академик Петровский (министр здравоохранения)

Слайд 16

От стабильности к застою На местах, в союзных республиках, областях РСФСР при отсутствии регулярной смены лидеров стала складываться региональная элита .

Региональная элита больше отражала местные, чем общесоюзные, интересы.

В некоторых регионах(особенно в Средней Азии, на Кавказе, в Москве) происходило прямое сращивание целых звеньев партийного и государственного аппарата с теневой экономикой, уголовными элементами.

Слайд 17

Система органов партийной власти

Слайд 18

Конституция СССР — 7 октября 1977 г. Четвертый Основной Закон за годы советской власти, Третья Конституция СССР

Слайд 19

Положения Конституции: В Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество . В статье 6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС. Провозглашались права и свободы граждан ( на труд, бесплатное образование, медицинская помощь, пенсионное обеспечение). Но на самом деле эти права нарушались, либо так и остались на бумаге.

Слайд 20

Курс на установление военного паритета СССР — США Д.Ф. Устинов – министр обороны СССР (1976 – 1984 гг.)

Слайд 21

Середина 60-х гг. — руководство страны поставило задачу достичь военно-стратегического паритета с США. Наращивается и численность и оснащенность вооруженных сил ( СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США ).

Доля военных расходов в ВНП ( валовой национальный продукт ) СССР в отдельные годы достигала 30%. С 1967 г. осуществляется установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет .

Курс на установление военного паритета(равенства) СССР — США

Слайд 22

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — управляемая баллистическая ракета класса «поверхность-поверхность», дальностью не менее 5500 км. Ракеты этого класса, как правило, оснащаются ядерными боевыми частями и предназначены для поражения стратегически важных объектов, расположенных на больших расстояниях и на удалённых континентах .

Слайд 23

С 1976 г. в странах Восточной Европы устанавливаются ракеты средней дальности . Развертывается мощная система ПВО ( противовоздушная оборона ) и ПРО ( противоракетная оборона ).

С одной стороны , укрепляется обороноспособность страны, достигнут военно-стратегический паритет с США.

С другой – содержание мощного ВПК ( военно-промышленного комплекса ) отрицательно сказывалось на благосостоянии населения и на экономике в целом. Курс на установление военного паритета СССР — США

Слайд 24

Курс на установление военного паритета СССР — США В 1976 г. в на вооружение Советской Армии был принят ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер», прозванный на западе SS-20.

Слайд 25

Борьба с инакомыслием Правозащитное движение, диссиденты

Слайд 26

Диссидентство Усилился контроль за культурой, общественной жизнью. Всесильным органом, как и при Сталине, стал КГБ (комитет государственной безопасности) . Середина 60-х гг. — формирование движения инакомыслящих (диссидентов). 1965 г.

– начало движения диссидентов . Протесты в связи с арестом писателей А.Синявского и Ю . Даниэля , которых обвинили в публикации своих произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй» за границей , и приговорили к 7 годам (А.

Синявского) и 5 годам (Ю. Даниэля)лагерей.

Слайд 27

Диссидентство Ю. Даниэль и А. Синявский в зале суда

Слайд 28

Лидер правозащитного движения Советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы (1953 г.) В 1968 г.

С помощью «самиздата» академик Сахаров опубликовал заявление «Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», в котором требовал проведения реформ, гласности, большей открытости советского общества. Андрей Дмитриевич Сахаров (1921 – 1989 гг.)

Слайд 29

Лидер правозащитного движения Писатель, общественный деятель. 1973 г.

– написал «Письмо вождям Советского Союза», где предлагал отказаться от марксистской идеологии, развернуть «старое русское знамя», перенести усилия государства с «внешних задач на внутренние» и т.д.

Сильнейший удар по истории и практике репрессий в СССР нанесла его книга «Архипелаг ГУЛАГ». 1974 г. – арестован и выслан в ФРГ. 1994 г . – возвращение в Россию А.И. Солженицына. Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008 гг.)

Слайд 30

М . Ростропович Г . Вишневская И . Бродский А . Тарковский М. Шемякин Против диссидентов была направлена вся репрессивная и пропагандистская мощь государственной машины. Их обвиняли в уголовных преступлениях, сажали в психиатрические лечебницы, отправляли в лагеря и ссылки, высылали за границу.

Слайд 31

Юрий Владимирович Андропов (1914-1984 гг.) 1967 – 1982 гг. — возглавлял КГБ ( комитет государственной безопасности ) . 1982 – 1984 гг. — Генеральный секретарь ЦК КПСС.

Признавал необходимость модернизации экономической и политической системы «реального социализма» при сохранении и усилении контроля КПСС и КГБ.

При нем развернулась кампания по укреплению трудовой дисциплины, началась борьба с «нетрудовыми доходами» и т.д.

Слайд 32

Константин Устинович Черненко (1911-1985 гг.) С 1978 г. — член Политбюро ЦК КПСС. 1984 – 1985 гг. — Генеральный секретарь ЦК КПСС. Будучи больным человеком, он оставался у власти только 13 месяцев . При нем произошел возврат к брежневским традициям правления.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/08/24/sssr-v-1964-1984-gg

§ 3. Ссср от стабилизации к стагнации и кризису

Общественно-политическая жизнь.


Бурное, противоречивое хрущёвское десятилетие, ознаменованное борьбой с культом личности Сталина, осуждением массовых репрессий, социальными переменами и экономическими экспериментами, сменилось длительной полосой брежневской «стабилизации», которая означала по сути дела возвращение к прежней идеологии управления страной. Но повернуть события вспять брежневское руководство уже не могло.

Читайте также:  Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в xiii в. - история России

После смещения высшего руководства в результате решений октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС в стране был взят курс на стабилизацию. Первыми шагами власти явились отмены хрущёвских новаций, прежде всего разделения парторганизаций на промышленные и сельскохозяйственные.

Воссоздали единство советских, профсоюзных, комсомольских структур. XXIII съезд КПСС исключил из Устава партии положение о ротации кадров, в управлении промышленностью упразднились совнархозы и вновь создавались централизованные органы – министерства.

Все это усиливало политический консерватизм и укрепляло положение правящей элиты.

Со второй половины 60-х и в 70-е гг. происходит корректировка идеологической доктрины. Начиная с XXIII съезда КПСС (1966 г.

) в официальных документах партии уже не говорится о «развернутом коммунистическом строительстве по всему фронту», вводится в пропагандистский оборот тезис о построении в СССР, а затем и совершенствовании «развитого социалистического общества» как необходимой ступени на пути к коммунистическому обществу.

В связи с этим появилось много вопросов, на которые фактически не было ответов. Один из них: почему при «развитом, зрелом социализме» в стране возник «стабильный» дефицит продуктов питания и товаров широкого потребления, возросли антиобщественные явления, такие как алкоголизм, коррупция, спекуляция, социальная апатия?

Важное место в корректировке теории и практики коммунистического строительства заняло положение о «возрастающей роли КПСС в процессе коммунистического строительства». На XXIII съезде партии реанимировали пост Генерального секретаря ЦК КПСС. В новой Конституции СССР (1977 г.

) была введена специальная шестая статья, которая гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, является Коммунистическая партия Советского Союза».

КПСС была впервые юридически оформлена как важнейшая государственная структура, как становой хребет общества и государства.

Руководящая роль партии состояла в том, что она осуществляла подбор и расстановку кадров не только в собственной организации, но и во всех государственных и хозяйственных структурах, в общественных организациях граждан.

Все важнейшие политические, социально-экономические решения принимались прежде всего высшим партийным руководством. Партийные организации получили право контроля деятельности администрации.

В стране фактически сложилась ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, для продвижения по служебной лестнице необходимо было состоять в рядах КПСС. Это обстоятельство послужило причиной резкого увеличения численности КПСС. Так, в период с 1965 по 1985 гг.

ряды КПСС возросли с 10,8 млн до 18 млн человек. В партию вступали не только по убеждению, но и в значительной степени из карьеристских соображений, что явилось одной из причин кризиса не только КПСС, но и всей советской системы.

Во второй половине 70-х гг. была принята новая Конституция СССР. Разрабатывать ее начали еще в 1946 г. Место председателя Конституционной комиссии, после снятия Н. С. Хрущёва, занял Л. И. Брежнев.

Принятие новой Конституции в какой-то степени должно было компенсировать провал с выполнением третьей Программы КПСС, приближалось время (1980 г.

), когда, в соответствии с этим партийным документом, в СССР должен был быть построен коммунизм.

Одно из существенных отличий новой Конституции от Конституции 1936 г. – это юридическое оформление положения о том, что в СССР построено «развитое социалистическое общество».

Конституция определяла СССР как «социалистическое общенародное государство, выполняющее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Государственная собственность провозглашалась общим достоянием всего советского народа, основной формой социалистической собственности, КПСС юридически оформлялась как «ядро политической системы».

Высшим органом власти в государстве провозглашались советы народных депутатов. Практика формирования Советов позволяла подбирать нужный партийным органам состав депутатов.

Хотя выборы были всеобщими, равными, тайными и прямыми, избирателям предлагалась лишь одна кандидатура, т. е. выборы были безальтернативными. В состав депутатов практически входили все партийные и значительная часть хозяйственных руководителей.

На оставшиеся места по разнарядке партийных органов «избирались» «слуги народа» из всех социальных слоев населения. Такой состав Советов мог только одобрять решения партийных органов.

Вся фактическая власть, в том числе и законодательная, находились в ЦК КПСС, точнее его Политбюро, узком кругу партийной элиты. О разделении ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную не могло быть и речи.

Значительное место в Конституции было отведено правам и обязанностям граждан. Социально-экономические права на труд, отдых, образование, на пользование достижениями культуры, право на жилище, социальное обеспечение по старости и инвалидности, болезни и т.д.

не только провозглашались, но гарантировались и в значительной мере реализовывались. Так, государство каждому гарантировало получение рабочего места. В стране не было безработицы. Трудящиеся имели ежегодно гарантированный оплачиваемый отпуск. Рабочая неделя в среднем составляла 41 час, при двух выходных днях.

В стране действовало бесплатное медицинское обслуживание и образование всех уровней. Сложнее было с правом на жилье. Ввод в эксплуатацию нового жилья позволял ежегодно 10–11 млн советских граждан улучшать свои жилищные условия. Государственное жилье, оно было основным, предоставлялось бесплатно. Квартирная плата была минимальной.

К середине 80-х гг. около 85 % горожан проживало в отдельных квартирах. Следует заметить, что строились в основном малогабаритные, панельные дома, плохо приспособленные к удовлетворению жилищно-коммунальных, бытовых потребностей граждан.

Несмотря на впечатляющий размах жилищного строительства в стране, жилья явно не хватало, очереди на получение квартиры увеличивались. Значительно хуже обстояло дело с провозглашенными в Конституции личными, гражданскими и политическими правами. В большинстве своем они носили декларативный, пропагандистский характер.

Свобода слова, печати, собраний, митингов, ассоциаций, реальное участие в политической жизни граждан находились под строгим контролем партийных органов и спецслужб. Реализация этих прав и свобод носила строго дозированный, контролируемый характер.

https://www.youtube.com/watch?v=wcekvQeHS6o

По мере нарастания кризисных явлений все громче и навязчивее пропагандировалось и внедрялось в сознание людей положение о непрерывном повышении руководящей роли партии. Олицетворением этой тенденции стал Л. И. Брежнев, который находился на партийной работе с 1937 г.

Он обладал такими качествами, столь необходимыми для партийно-государственного ранга, как осторожность при принятии ответственных решений, потребность в советах окружения. Брежнев знал и хорошо ориентировался в хитросплетениях партийного и государственного аппарата, обладал искусством лавирования и компромисса.

Он имел опыт не только партийной, но и государственной работы: с 1960 по 1964 гг. был Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Благодаря его усилиям к середине 70-х гг. была сформирована «Команда Брежнева», в которую входили люди, работавшие с ним ранее в Молдавии, на Украине, Казахстане: К. У. Черненко, Н. А. Тихонов, С. П. Трапезников, С. К. Цвигун, В. В.

Щербицкий, Д. А. Кунаев, Н. А. Щелоков. В течение 10 лет (1965–1975 гг.) из высших эшелонов власти были удалены его соперники – П. Е. Шелест, А. Н. Шелепин, Г. И. Воронов и др.

В 70-е гг. в партии и стране начал насаждаться культ Брежнева. В 1977 г. Л. И. Брежнев совместил пост генсека с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже как бы главой государства, являлся председателем Совета Обороны и формально возглавлял весь военно-промышленный комплекс страны.

Сам Брежнев проявлял повышенную склонность к внешним признакам власти и величия, к славословию и угодничеству. Он стал четырежды Героем Советского Союза (в чем сравнялся с прославленным Маршалом Г. Жуковым), Героем Социалистического труда, лауреатом Ленинской премии по литературе, был награжден орденом «Победы».

За 18 лет пребывания у власти Брежнев получил более 200 советских и зарубежных наград. Такая оценка «заслуг Брежнева» вызывала раздражение и непонимание у абсолютного большинства народа. Особенно восхваление Брежнева как полководца Великой Отечественной войны.

На этот счет был даже анекдот: «Что такое сверхскромность? – Одному одержать победу во второй мировой войне и 40 лет молчать об этом».

Сосредоточив в своих руках огромную власть, Брежнев со второй половины 70-х гг. в связи с болезненным состоянием фактически от нее устраняется. Власть оказалась в руках аппарата Брежнева и ЦК КПСС.

Аппарат правил от его имени, прикрываясь квазиавторитетом генсека, созданным этим же аппаратом.

Все предписания свыше сопровождались специально принятой Политбюро формулой: «По личному указанию Леонида Ильича Брежнева».

В условиях так называемого «коллективного руководства» процветали взяточничество, казнокрадство, «теневая экономика», коррупция должностных лиц. В этих деяниях был изобличен ряд высших должностных лиц страны, союзных республик, обкомов, райкомов и горкомов КПСС. Все это вело к падению авторитета власти, к нарастанию в стране антиобщественных явлений.

Слабость власти проявилась также чуть ли не в ежегодных похоронах генеральных секретарей: Брежнева в ноябре 1982 г. сменил больной Ю. В. Андропов, которого, в свою очередь, не менее больной К. У. Черненко. При Андропове у народа появились кратковременные надежды на наведение порядка в стране.

Но его новации не выходили за пределы норм и принципов командно-административной системы. Одним только ужесточением дисциплины страну из кризиса вытащить было невозможно. Государство, его руководство не смогло соединить социалистическую плановую экономику с достижениями научно-технической революции.

Накопленный за годы советской власти потенциал был на исходе, огромные ресурсы (в том числе так называемые «нефтедоллары» – валютная выручка за западно-сибирскую нефть) растрачивались нерационально.

Таким образом, социализм в глазах не только советской интеллигенции, но и большинства народа утрачивал динамизм развития и привлекательность как социальная система.

В этих условиях шло формирование оппозиционных течений, одним из них являлось диссидентское движение. Основными формами деятельности диссидентов были общественная защита инакомыслящих, митинги, демонстрации, «Самиздат» и т.п.

Провозглашаемые ими лозунги: демократизация общества, правовое государство, права и свободы граждан, открытое общество и т.п. 5 декабря 1965 г. в день сталинской Конституции СССР к памятнику Пушкину на Пушкинской площади в Москве собралось около 200 человек.

Организаторы развернули плакаты с лозунгами: «Требуем гласного суда над Синявским и Даниэлем» и «Уважайте советскую Конституцию». Среди правозащитников были А. Сахаров, М. Галансков, Л. Богораз, А. Гин­збург. В августе 1968 г.

участники правозащитного движения организовали демонстрацию протеста в связи с вводом войск СССР и других стран Варшавского договора в Чехословакию. В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению Хельсинских соглашений. В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР.

Он консультативно содействовал органам государственной власти в создании и применении гарантий прав человека. Это была первая независимая общественная организация по правам человека, получившая официальное признание. В ее создании и работе активное участие принимали физики В. Голидзе, А. Твердохлебов, А. Сахаров.

Представители диссидентского движения со стороны властей подвергались преследованиям: их сажали в тюрьмы, отправляли в лагеря, лишали советского гражданства, высылали за рубеж. Их судили по новой статье Уголовного кодекса РСФСР за распространение литературы, порочащей советский строй.

Читайте также:  Облик колхоза - история России

По данным КГБ, только с 1967 г. по 1975 г. за антисоветскую агитацию и пропаганду было осуждено более 1500 человек. В феврале 1974 г. А. И. Солженицын за публикацию за рубежом первого тома романа «Архипелаг ГУЛАГ» был выслан из СССР, академика А. Д. Сахарова власти отправили в ссылку в г.

Горький.

В конце 70-х и начале 80-х гг.

в связи с ухудшающимся социально-экономическим положением в стране, ростом правосознания граждан и усилением правозащитного движения началось «генеральное наступление» на диссидентское движение.

За короткое время оказались арестованными и осужденными почти все деятели правозащитного движения. К концу 1981 г. усилиями властей диссидентское движение фактически было приостановлено.

Таким образом, нарастание негативных явлений во внутренней и внешней политике вело страну к неотвратимому системному кризису. Власть не смогла приспособить социалистическую плановую экономику к новой научно-технической революции.

СССР все более отставал от передовых капиталистических и новых развивающихся стран по всем параметрам социально-экономического и политического развития, теряя при этом свое главное преимущество: социальные гарантии жизнедеятельности большинства своих граждан.

Источник: http://ayp.ru/library/ocherki-po-istorii-rossii-xx-vek-uchebnoe-posobie/7502

Курс на стабилизацию советского общества

Смена политического курса . С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.— Генеральным секретарем) стал Л. И.

Бережнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н.

Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему.

В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. К. Шелспин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата.

Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии.

Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма».

В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни.

Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС.

Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего — К, У. Черненко.

Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60—70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г.

состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством.

Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.

Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечественной и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки.

В начале 70-х годов Л. И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского народа.

Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке.

Усилилось Движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере.

Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление Местного национализма.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами.

На рубеже 60—70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения.

Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х — начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях.

Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих.

Отдельные обязанности, выполнявшиеся прежде государственными управленческими структурами, были переданы общественности. К примеру, широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка.

Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения.

Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами.

Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия. В начале 80-х годов в рядах КПСС насчитывалось 19 млн. человек. КПСС не только вырабатывала генеральную перспективу развития общества, но и претворяла ее в жизнь через партийные и общественные организации на местах.

Принципиальные вопросы внешней политики, развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах — XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток).

Намечались меры «совершенствования» хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работало около 18 млн. чиновников.

Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.

Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати.

На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа.

Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной.

В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства — Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов.

Все Советы народных депутатов — Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти (схема 1).

Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей.

Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития.

В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР (схема 2).

Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики.

Подтверждалась основа экономической системы — социалистическая собственность па средства производства в двух ее формах: государственной и кооператив. Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики.

Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов.

Конституция зафиксировала принцип социалистического интернационализма в отношениях Союза ССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве.

В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.

Диссидентское движение. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц. взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее — на отказ от нес.

Наиболее яркими их представителями были историк Рой Медведев, писатель Л. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г.

группа либерально настроенной интеллигенции — художники, писатели, музыканты — обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г.

участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью.

Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции е внешним миром способствовали активизации оппозиции.

Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат»). Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий».

В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные».

Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А. И. Солженицын).

Источник: https://studlib.info/voennaya-nauka/2244606-kurs-na-stabilizaciyu-sovetskogo-obshhestva/

Ссылка на основную публикацию