Культурная жизнь в середине 40-х — начале 60-х годах — история России

Ссср в конце 40-х – первой половине 60-х годов

Культурная жизнь в середине 40-х — начале 60-х годах - история России

  • дипломатия советского государства как таковая;

  • взаимоотношения ВКП(б) — КПСС с зарубежными коммунистически ми и рабочими партиями;

    —СССР — страны социалистического лагеря и остальной мир.

    Соотношение этих различных аспектов внешней политики зависело от многих факторов, и в первую очередь — от господствующих тенденций и противоречий внутренней политики Советского Союза.

    Наследие, которое досталось Брежневу в сфере международных отношений, осложнялось следующими обстоятельствами:

    во-первых, единый в прошлом социалистический лагерь находился в состоянии раскола из-за позиции Китая;

    во-вторых, сложные отношения между Востоком и Западом вследствие Карибского кризиса обострились из-за войны во Вьетнаме;

    в-третьих, рост влияния СССР в странах третьего мира не приносил ожидаемых результатов и не оправдывал колоссальных затрат.

    Главной чертой, характерной для внешней политики СССР в середине 60— начале 80-х гг., стала еще большая ее идеологизация.

    В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирное сосуществование социализма и капитализма не могло носить длительного характера (в силу самой природы капитализма).

    Более того, в попытках оправдать отход от прежнего понимания принципа мирного сосуществования идеологи КПСС объявили его не более чем новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом. С этого же времени введена в оборот и идея о постоянном усилении идеологической борьбы двух систем.

    Основными задачами во внешней политике оставались:

  • устранение угрозы распада социалистической системы, ее сплочение в политическом, военном и экономическом отношениях;
  • нормализация отношений между Востоком и Западом («сосуществование в сотрудничестве»). Этот курс был взят только после обострения в начале 70-х гг. конфликта с Китаем и начала сближения последнего с Соединенными Штатами, когда советские руководители почувствовали возникновение новой опасности;
  • поддержка «дружественных» режимов и движений в странах «третьего мира». Эта политика была особенно активна (иногда перерастала в прямую интервенцию) в отношении стран, находившихся в непосредственной сфере влияния СССР (например, Афганистан).

    Советское руководство по-прежнему исходило в своей внешней политике из тезиса о радикальном изменении соотношения сил на международной арене, связанном с ослаблением глобальных позиций США и союзных им держав.

    К концу 60—началу 70-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Сотрудничество двух стран подтверждалось подписанием разных соглашений в 1971 г. Л. И. Брежневым и новым президентом Франции Ж. Помпиду.

    Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности.

    Политика разрядки состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений, В мае 1972 г.

    в Москве был заключен временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число межконтинентальных ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ).

    В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении. В 1976 г.

    заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях. Подписана целая серия документов о развитии сотрудничества между СССР и США и в других областях. Летом 1975 г.

    состоялся совместный космический полет двух кораблей — «Аполлон» и «Союз».

    В 1975г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США и Кана-Дьг. Участниками был подписан Заключительный акт Совещания. Его основа — Декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных и межгосударственных отношениях:

  • взаимный отказ от применения силы или угрозы силой;

  • территориальная целостность государства;

  • мирное урегулирование споров;

  • невмешательство во внутренние дела;

  • уважение прав человека и основных свобод;

  • равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

  • сотрудничество между государствами;

  • добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепринятых принципов и норм права.

    Непросто складывались отношения СССР со странами социалистического. В большинстве стран Восточной Европы назревали, а в чем-то шли быстрее кризисные явления в политической и экономической жизни.

    В 1968 г. в Чехословакии начался процесс обновления, отказа от деформированного социализма, несшего на себе все черты сталинской модели. Реформы начали часть руководителей компартии Чехословакии во главе с А. Дубчеком под лозунгом построения «социализма с человеческим лицом».

    21 августа 1968 г. части Советской Армии перешли границу ЧССР. Вместе с ними были части ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии. Эта была агрессивная акция против суверенной страны.

    В дальнейшем политика разрядки усилила антитоталитарные процессы в странах Восточной Европы. В 1970 г. произошли массовые выступления рабочих в Польше, образовался независимый профсоюз «Солидарность». Продолжали углубляться разногласия между руководством Советского Союза и Китайской Народной Республики, вызванные в основном субъективными причинами.

    Разрыв отношений на всех уровнях и практически во всех сферах сотрудничества осложнялся пропагандистскими обвинениями друг друга, хотя идеологические разногласия не должны были влиять на политическое и экономическое сотрудничество двух социалистических стран.

    Ситуация усугубилась вооруженными конфликтами на границе с Советским Союзом (1969 г.). Наиболее крупным из них стало вооруженное столкновение в районе о. Даманский на р. Уссури (ныне, после демаркации границы, отошедшего к Китаю).

    В результате этого на Дальнем Востоке и советско-китайской границе была сконцентрирована немалая часть Вооруженных Сил СССР, что объективно дестабилизировало обстановку в этом регионе.

    Более того, в военно-политическом руководстве страны вызревала идея неизбежности войны с Китаем. В мире распространялись слухи о неизбежности превентивного ядерного удара по Китаю. Сами попытки сближения с США имели цель не допустить их сближения с Китаем.

    Во время кровопролитной войны США во Вьетнаме, достигшей своей кульминации в конце 60—начале 70-х гг., СССР оказал значительную военно-техническую, материальную помощь Демократической Республике Вьетнам, подвергшейся массированным бомбардировкам американской авиации.

    Итак, если период 60—середины 70-х гг. был отмечен значительной международной активностью, то с конца 70-х до конца 80-х разрядка сменилась новым витком гонки вооружений. Развитие событий пошло по пути нагнетания страха, уничтожения доверия, подрыва достижений разрядки. Обострение отношений сопровождалось опасным и дорогостоящим взлетом гонки вооружений.

    Одной из причин обострения международной напряженности явилась политика, в основе которой лежала стратегическая концепция «ядерного сдерживания» США и СССР. Она оправдывала непрерывную гонку вооружений в конечном итоге и саму возможность ядерной войны. С 1976 г.

    советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР. Это изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил между Востоком и Западом. Нарастало и противостояние СССР и США в региональных конфликтах (Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др.).

    Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

    По официальным данным (которые предстоит изучить и подвергнуть тщательной проверке), в этой необъявленной войне погибло более 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено, более 300 пропали без вести или попали в плен. Общие потери афганского народа составили около 1 млн человек.

    Участие Советского Союза в Афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

    Таким образом, внешняя политика Советского Союза в 1965—1985 гг. прошла непростой путь — от жесткой конфронтации с Западом (во второй половине 60-х гг.) к разрядке международной напряженности (70-е гг.

    ) и от нее — к новому обострению международных отношений (в конце 70—начале 80-х гг.), поставившему человечество на грань новой мировой войны.

    Главной причиной этого явились не только взаимное недоверие между Востоком и Западом, продолжение гонки вооружений, но и крайняя идеологизация внешней политики.

    После окончания Великой Отечественной войны перед страной с населением в 160 млн. человек встала небывалая сложная задача: в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, возродить экономику ранее оккупированных территорий, быстрыми темпами перевести промышленные предприятия на мирные рельсы.

    Подниматься пришлось в буквальном смысле из руин. За годы войны страна потеряла около 27 миллионов своих граждан, а также понесла колоссальный материальный урон, который исчислялся астрономической суммой — около 3 триллионов рублей.

    Восстановление хозяйства необходимо было начинать с демобилизации огромной армии, которая к концу войны насчитывала 11,4 млн человек. 23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава Советских Вооруженных Сил. Процесс демобилизации завершился в основном лишь в 1948 г.

    Всего из армии было уволено 8,5 млн человек. Большинство демобилизованных военнослужащих направлялись на восстановление крупнейших промышленных объектов, а также в сельское хозяйство.

    Одновременно проводилась репатриация советских граждан, оказавшихся в фашистском плену или угнанных на работу в Германию. К концу 1945 г. в СССР возвратилось свыше 5,2 млн человек, многие из которых стали так называемыми спецпереселенцами или «пораженными в правах».

    Для перехода к мирной жизни осуществлялись меры, направленные на возобновление нормального режима труда. 4 сентября 1945 г. в стране было отменено чрезвычайное военное положение, возобновлены ежегодные оплачиваемые отпуска, восстановлен 8-часовой рабочий день.

    Процесс перехода от военного производства к мирному (конверсия) был чрезвычайно сложным.

    Он требовал определения новых народнохозяйственных пропорций, перераспределения материальных, финансовых и людских ресурсов между отраслями хозяйства и экономическими районами с учетом возникновения в период войны совершенно новых промышленных районов на Урале, в Сибири и Средней Азии.

    Читайте также:  Экономическое и социальное развитие России во второй половине xix века - история России

    Следовало перевести предприятия на выпуск продукции народного потребления, изменить технологию производства, оснастить его новым оборудованием, переучить кадры. Исходя из сложившихся новых условий, первая сессия Верховного Совета СССР 18 марта 1946 г. утвердила план четвертой пятилетки (1946-1950 гг.).

    Четвёртая пятилетка СССР (1946—1950) — четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Основной хозяйственно-политической задачей пятилетки состояло восстановление пострадавших в годы Великой Отечественной войны районов страны, восстановление довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства и затем превосхождения этого уровня в значительных размерах.

    Выступая на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа Москвы 9 февраля 1946 г., Иосиф Сталин поставил задачу:

    «Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдёт, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше».

    18 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о четвёртом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны. В нём намечалось увеличение (по сравнению с довоенным уровнем) добычи угля на 51 %, нефти — на 14 % (до 35 млн. тонн). На практике производство нефти возросло на 21,7 %, угля — на 57,4 %.

    Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить довоенный уровень развития промышленности и сельского хозяйства и превзойти его соответственно на 48 и 23%.

    Для восстановления промышленности, транспорта, городов и сел, для укрепления обороноспособности и оказания помощи странам народной демократии требовалось огромное количество металла, топлива и оборудования.

    Таким образом, при распределении национального дохода учитывались не только экономические, но и политические задачи. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности.

    Впоследствии в связи с началом «холодной войны» темпы роста военно-промышленного комплекса убыстряются. Сюда направлялись значительные средства, материальные и трудовые ресурсы. Следует заметить, что при восстановлении всех отраслей народного хозяйства акцент делался на экстенсивные методы.

    В 1945 г. объём производства по промышленности в целом составлял 92 % от уровня 1940 г.

    В 1945 г. в топливных отраслях объём производства составлял 77,8 % от уровня 1940 г.

    НПЗ Советского Союза (как и до войны) перерабатывали практически всю добываемую нефть — сырьё не вывозилось.

    Добыча нефти в 1945 г. составила 19436 тыс. т.

    Объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 г. был в 2,3 раза больше, чем в 1940 г.

    в 1947 г. было произведено 9,6 тыс. легковых машин, в 1950 г. — 64,6 тыс.

    В 1950 г. гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 г.

    Выполнение пятилетки сопровождалось массовым производственным героизмом советских людей. Он проявлялся во внедрении скоростных методов работы, в движении за экономию металла и высокое качество продукции, в движении многостаночников и т.п.

    На 25% повысилась производительность труда в промышленности по сравнению с предвоенным 1940 г. В целом по стране довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г., а в 1950 г. превзойден на 73%. Задача восстановления разрушенных в годы войны предприятий была в основном решена к 1951 г.

    Восстановление промышленности и транспорта привело к росту численности рабочего класса на 11 млн. человек.

  • Источник: http://bukvi.ru/obshestvo/istoria/sssr-v-konce-40-x-pervoj-polovine-60-x-godov.html

    Конспект урока истории в 11 классе по теме «Духовная жизнь СССР в середине 60-х – середине 80-х годов. Культура диссидентства»

    Цели урока:

    • проследить процесс становления новой идеологии диссидентов и правозащитников, раскрыть причины формирования культуры инакомыслящих;
    • продолжить работу по формированию умений анализировать исторические факты и явления, совершенствованию навыков работы с документами;
    • формирование собственной позиции учащихся при оценке изучаемых событий.

    Оборудование:

    • распечатки источников и документов (выдержки из обращения А. Солженицына к молодежи «Жить не по лжи!»);
    • компьютер и мультимедиа-проектор;
    • оформленная в программе Power Point презентация
    • Основные понятия и термины: тоталитарный режим, XX съезд КПСС, «оттепель», правозащитники, контркультура, диссидентское движение.

    Ход урока:

    Вступительное слово учителя:

    . На уроках обществознания мы познакомились с понятиями «правовое» и «демократическое» государство. В статье 1 Конституции РФ зафиксировано это положение, а статья 2 гласит: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

    Но, одно дело жить в таком государстве, где соблюдаются права и свободы человека, совсем другое, жить в обществе, которое находится под постоянным прессингом государства. И лишь не многие люди отваживались открыто выступать против государства.

    (На большом экране появляется эпиграф к уроку:

    «На тыщу академиков и член-корреспондентов,

    На весь на образованный культурный легион

    Нашлась лишь эта горсточка больных интеллигентов,

    Вслух высказать, что думает здоровый миллион!

    Стихотворение «Подражание В. Высоцкому» Юлия Кима (1968 г.)». Учитель предлагает задуматься: почему именно этот эпиграф взят к уроку).

    План урока:

    1. Духовная жизнь советского общества в послесталинскую эпоху.

    2. Диссидентская активность и правозащитное движение.

    3. Борьба власти с оппозицией.

    4. Значение диссидентского движения.

    1. «Духовная жизнь советского общества в послесталинскую эпоху».

    Приступая к рассмотрению данного аспекта урока, учитель обращается к классу с вопросом: «Что вы понимаете под выражением «духовная жизнь общества?» (это мир духовных потребностей, в основе которых лежит система ценностей и идеалов общества).

    Задание классу: обозначить явления, события, факты духовной жизни страны в период нахождения у власти Н.С. Хрущева. (Например: XX съезд КПСС, «дело Пастернака», гонения, преследования, «оттепель», самоубийство А. Фадеева, повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

    (слайд: Духовная жизнь)

    Вывод о противоречивости политики официальных властей.

    Слово учителя. Многие представители творческой интеллигенции восприняли позицию руководства страны о критике культа личности Сталина как возможность заговорить открыто о проблемах общества.

    Но существовала ли эта возможность в действительности? Вашему вниманию я хочу сейчас предложить картину художника Г.П.

    Кичигин «Лестница» Анализ произведения: Какую главную проблему духовного состояния общества обозначает автор?

    (Картина «Лестница» состоит как бы из трех блоков: на первом плане бетонный (искусственный камень, искусственный запрет) парапет – запрет на выход за его пределы (красные полосы по поверхности камня.

    На втором плане толпа различных социальных типов, третий – закатное/рассветное небо со спускающейся ниоткуда/сверху пожарной лестницей. Сборище людей – это суетящаяся толпа одиноких, каждый думает свою мысль, спешит в своем, одному ему ведомом направлении.

    Единственный человек, увидевший лестницу и протянувший навстречу ей руку, по очертаниям фигуры и прическе (лица невидно – фигура изображена со спины) напоминает автопортреты самого художника.

    В работе создан аллегорический образ современника, который обнаружил единственный шанс вырваться за запрещающий парапет и обрести свободу, лишь отдельные личности способны разглядеть этот шанс..)

    2. Диссидентская активность и правозащитное движение.

    Слово учителя. Государство часто сравнивают с морским чудовищем Левиафаном, способным уничтожить любого, кто встал у него на пути.

    Ровно столько лет, сколько существует государство, существует идея о его гуманной, справедливой модели. И ровно столько лет существуют безумцы или герои, решившиеся противостоять государству.

    Глоток свободы не прошел бесследно, и появились те, кто сумел поднять свой голос против Левиафана.

    В сентябре 1965 г. были арестованы писатели А.Синявский и Ю. Даниэль за то, что издали за границей, под псевдонимами, свои произведения, которые уже в напечатанном виде были ввезены в Советский Союз. В феврале 1966 года они были приговорены к нескольким годам лагерей.

    Это был первый открытый политический процесс в послесталинский период.

    Он был задуман как пример и предупреждение; его главный смысл заключался в том, что обвиняемые писатели были осуждены по статье 70 УК, которая определяла состав преступления как «агитацию или пропаганду, проводимую с целью подрыва или ослабления Советской власти… распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный строй». Впоследствии эта статья применялась для преследования различных форм диссидентства. Диссидентами стали называть людей, которые выражали свое несогласие с существующей партийно-гос. идеологией.

    Реакция в кругах интеллигенции на процесс Даниэля и Синявского свидетельствовала о большом пути, пройденном ею после «дела» Пастернака: 63 члена Союза писателей и еще 200 других представителей интеллигенции обратились с письмом к XXII съезду КПСС, требуя освободить писателей. Тем не менее за этим процессом последовали другие аресты и осуждения. Система не сдавалась. Или даже вернее будет сказать, она не воспринимала эти голоса протеста всерьез.

    Советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества»; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».

    Вопрос к классу:

    — Почему руководство страны не шло на диалог с инакомыслящими? Ваши предположения…

    ( В СССР действовал тоталитарный режим, который строится на давлении государства на общество.)

    Слово учителя. 25 августа 1968 г. состоялось выступление протеста против введения советских войск в Чехословакию. В этой демонстрации принимали участие всего восемь человек. Все они арестованы КГБ, все подверглись суровому наказанию.

    Однако существовали и другие, менее откровенные формы несогласия, которые позволяли избежать административного или уголовного преследования: участие в обществах защиты природы, создание разного рода обращений к «будущим поколениям», без шансов на публикацию тогда и обнаруженных сегодня, наконец, просто отказ от карьеры – сколько молодых интеллигентов 70-х предпочли стать дворниками или истопниками. Поэт и бард Ю. Ким писал, что брежневское время останется в памяти московских интеллигентов как годы, проведенные на кухне, за беседами «в своем кругу» на тему, как переделать мир.

    Читайте также:  Димитров в москве - история России

    Большое внимание диссиденты уделяли «самиздату» — изданию самодельных брошюр, журналов, книг, сборников и т. д.

    Название «Самиздат» появилось в шутку — по аналогии с названиями московских издательств — «Детиздат» (издательство детской литературы), «Политиздат» (издательство политической литературы) и т. д.

    Люди сами печатали на машинках неразрешённую литературу и таким образом распространяли её по Москве, а потом и по другим городам.

    «„Эрика“ берет четыре копии, — пел в своей песне Александр Галич.

    — Вот и всё. И этого достаточно!»

    (См.

    текст песни) — это сказано про «самиздат»: «Эрика», пишущая машинка, стала главным инструментом, когда не было ещё ни ксероксов, ни компьютеров с принтерами (ксероксы в 1970-x годах начали появляться, но только для учреждений, причем все работающие на них были обязаны вести учёт количества распечатанных страниц). Кое-кто из тех, к кому попадали первые копии, заново перепечатывали и тиражировали их. Так распространялись диссидентские журналы. Помимо «самиздата», был распространён «тамиздат» — издание запрещённых материалов за границей и их последующее распространение на территории СССР.

    Однако диссидентское движение все же было малочисленным. По приблизительным подсчетам в него входило чуть более 700 человек.

    А что же остальные? Первые политические процессы этого периода выявили не только несогласных, но и явились своего рода референдумом, выявившим сколь тонок был слой инакомыслящих людей.

    Подавляющее большинство советских граждан искренне возмущалось поведением диссидентствующих лиц. совершенно не понимая, за что они борются, о какой такой свободе ведут речь? Простому человеку было сложно понять то, чего никогда у них не было.

    Вопрос к классу:

    — Как вы думаете, почему было непонимание между большинством и людьми решившими бросить вызов системе?

    (Большинство совершенно не понимали, за что они борются, о какой такой свободе ведут речь.)

    Слово учителя. А действительно, простому человеку было сложно понять то, чего никогда у них не было откуда? В истории российского государства найдется большое количество примеров, свидетельствующих об отсутствии духовной свободы общества. И речь идет не только о советском периоде. Давайте вернемся на несколько столетий назад.

    Иван Грозный (учащийся приводит в пример высказывание: «Все подданные мои холопы, их волен казнить и миловать по своему усмотрению»; опричнина, террор, подавление). Петр Первый («Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство»).

    Николай I («Нам не нужно умных голов, нужны верноподданные»).

    1. Борьба власти с оппозицией.

    Было страшно при бывшем режиме:

    Все живое давил он и гнул.

    Несогласных сотрудничать с «ними»

    Ждал пожизненной травли разгул!

    Нас не брали нигде на работу;

    Из чинуш не щадил нас никто:

    То залечат в «психушке» кого — то,

    То посадят в тюрьму ни за что!

    Но мириться с неправдой позорно,

    И противно душою кривить!

    Нас ломали жестоко, упорно,

    Тщетно силясь покорность привить! (Дыбин Александр)

    Официальные власти, стремясь сохранить статус-кво (т.е. прежнее положение вещей), со своей стороны предприняли все возможные усилия для организации отпора. Борьба советских властей с диссидентским движе­нием.

    — Борьбой с диссидентским движением занималось создан­ное по инициативе Ю. В. Андропова 5-е управление Комитета государственной безопасности.

    — Основными мерами подавления диссидентства были:

    1) Уголовное преследование и заключение в места лишения свободы.

    2) Запрет на творческую деятельность.

    3) Помещение в психиатрические лечебницы. Откуда уже выходили с уничтожающим диагнозом,

    4) Высылка за границу.

    5) Публичные осуждения общественности, исключение из творческих союзов, увольнение с работы, ссылки – все эти методы власть использовала достаточно активно.

    Ссылке, в частности, подвергся видный ученый того времени, академик А.Д. Сахаров, которому в сер. 70-х гг. была присуждена Нобелевская премия мира.

    В 1974 г. был выслан из страны Александр Солженицын. Я предлагаю вам посмотреть его обращение к молодежи, написанное незадолго до этого события.

    Работа с документом – А. Солженицын «Жить не по лжи!»:

    Когда-то мы не смели и шепотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они не накуролесили, куда только не тянут нас!.. И судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишенные – все «они», а мы – бессильны.

    Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, …все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования… Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся… — мы только боимся шагов гражданского мужества!

    Возразят: но ведь действительно ничего не придумаешь! Нам залепили рты, нас не слушают, не спрашивают. Мы ничего не можем.

    И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь владеет всем, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!

    Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно!

    Это будет нелегкий путь? – но самый легкий из возможных. Нелегкий выбор для тела – но единственный для души. …Если же мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то не дает нам дышать, — это мы сами себе не даем!

    Вопрос: Как вы считаете, в чем заключается основная мысль этого обращения Солженицына? (Очищение и освобождение общественного организма должно начинаться лишь с собственного очищения, с твердого самостоятельного и сознательного решения – ни в чем и никогда не поддерживать ложь и насилие).

    1. Значение диссидентского движения.

    Сегодня мы с вами можем говорить, что этот призыв Александра Солженицына был услышан. Диссидентов было мало, но их протесты помогли всколыхнуть общественное мнение. И в наше время мы уже, кажется, знаем, что такое свобода. И общество наше новое, гражданское, и государство совсем не страшное. А значит герои, безумцы действительно победили.

    Завершая наше занятие, я прошу вас выразить свое мнение по рассмотренным проблемам в виде синквейна.

    Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-istorii-v-klasse-po-teme-duhovnaya-zhizn-sssr-v-seredine-h-seredine-h-godov-kultura-dissidentstva-1372051.html

    Презентация на тему «Духовная жизнь СССР в середине 50-х-середине-60-х годов»

    • Скачать презентацию (0.42 Мб)
    • 72 загрузки
    • 2.7 оценка

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Facebook

    Твиттер

    Телеграм

    Ваша оценка презентации

    Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

    Презентация для школьников на тему «Духовная жизнь СССР в середине 50-х-середине-60-х годов» по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

    • Слайд 1История России XX век Духовная жизнь страны
    • Слайд 21.Начало «Оттепели». 2.Художественная культура. 3.Обновление системы идеологического контроля. 4.Развитие многонациональной культуры. 5.Власть и церковь. 6.Образование. План урока.
    • Слайд 3Почему духовная жизнь страны в сер.-50-х-сер.-60-х гг. получила название «Оттепель»? Приведите примеры. Задание на урок.
    • Слайд 4После смерти Сталина наи-более серьезные измене-ния произошли в духов-ной жизни страны. И.Эренбург назвал наступи вшую эпоху «Оттепе-лью».Она характеризо-валась снятием наиболее жестких запретов в сфе-ре культуры и началом контактов с зарубежны-ми странами. В 1957 г.в Москве состоял-ся VI Всемирный фести-валь молодежи и студен-тов. 1.Начало «Оттепели». А.Т.Твардовский
    • Слайд 5В литературе А.Твардовс-кий,И.Эренбург,Ф.Пан-феров и др. ставили воп-рос о губительности для интеллигенции сталинс-кой эпохи.В итоге Твар-довский был отстранен от руководства «Новым миром». Яркие произведения были созданы Д.Граниным, В. Дудинцевым, М.Шоло-ховым,В.Катаевым и др. Ю.Болдырев,Г.Бакланов Э.Казакевич и М.Шоло-хов поставили вопрос о цене победы в войне. 1.Начало «Оттепели». И.Эренбург.
    • Слайд 6В 1958 г.были сняты идеологические обвинения с ко-мпозиторов,Прокофьева,Шостаковича,Хачатуря-на.В этот период начинается творческая деятель-ность Э.Денисова,А.Петрова,А.Шнитке,Р.Шедри-на,А.Эшпая и др. Огромной популярностью пользовались произведе-ния Г.Свиридова и песни А.Пахмутовой на стихи Н.Добронравова. 2.Художественная культура. Н.С.Хрущев и деятели культуры.
    • Слайд 72.Художественная культура. Н.С.Хрущев На выставке посвященной 30-летию МОСХ в Манеже. В живописи был реабилитирован авангард.В нем развивалось «классическое» и новое направления. В 1962 г.по инициативе М.Суслова Н.Хрущев закрыл выставку абстракционистов в Манеже. Советский зритель вновь увидел творчество С.Кон-ненкова и С.Эрьзи. Кинематограф добился огромных успехов. Фильм «Летят журавли»(М.Калатозов) получил Гран-при фестиваля в Каннах,а «Иваново детство»(А.Тарко-вский в Венеции.
    • Слайд 8Изменение духовной атмос-феры в обществе вызва-ло беспокойство у влас-тей. В результате были очерчены «рамки дозво-ленного». Когда Б Пастернаку прису-дили Нобелевскую пре-мию за роман «Доктор Живаго»,то он подвергся гонениям и был исклю-чен из Союза писателей. В то же время Н.Хрущев помог А.Солженицину опубликовать рассказы «Один день Ивана Дени-совича»,и «Матренин Двор». 3.Обновление системы идеологического контроля. Б.Пастернак.
    • Слайд 9Партийный контроль «сде-рживал» критику стали-низма,начатую самой партией. Ограничения действовали во всех сферах культу-ры.Резкой критике под-верглись А.Вознесенс-кий,Е.Евтушенко, Д.Гра нин,К,Паустовский,Э.неизвестный,М.Хуциев. Прямые репрессии против интеллигенции были уже невозможны,поэто-му партийные органы проводили регулярные идеологические «накач-ки». 3.Обновление системы идеологического контроля. А.И.Солженицын
    • Слайд 10Демократизация культуры привела к дальнейшему развитию многонациональной культуры.В 50-е гг. началось творчество Ч.Айтматова,И.Гусейнова,Д. Шенгелая,Ю.Германа. М.Ауэзов завершил работу над эпопеей «Путь Абая».Огромную роль в разви-тии национальной культуры сыграл журнал «Дру-жба народов».В поэзии заблисталиЭ.Межелайтис, М. Турсун-Заде,М.Рыльский,А.Бровка и др. 4.Развитие многонациональной культуры. Н.С.Хрущев и М.Шагинян.
    • Слайд 11Курс на развернутое строительство коммунизма при вел к новому давлению на церковь.Ее деятель-ность была поставлена под контроль местных ор-ганов власти.священники утверждались властями. За верующими осуществлялась слежка-члены пар-тии и ВЛКСМ в случае посещения церкви исклю-чались из этих организаций.Вновь началась кампа ния по разрушению церковных зданий.Статьи Кон ституции 1936 г.о свободе совести не выполнялись. 5.Власть и церковь. Н.С.Хрущев выступает на радио.
    • Слайд 12В 50-е гг.началось обновле-ние системы образова-ния.Ликвидировалось раздельное обучение ма-льчиков и девочек.Отк-рылись новые ВУЗы. В 1958 г.началась школь-ная реформа.Вводилось обязательное 8-летнее обучение.Для желающих обучаться в ВУЗе вводил ся обязательный 2-годич ный трудовой стаж. Бы-ла отменена плата за обу чение в старших классах школы и ВУЗах. 6.Образование. Ф.Решетников. Опять двойка!
    Читайте также:  Особенности внутренней политики екатерины ii - история России

    Посмотреть все слайды

    Источник: https://pptcloud.ru/history/duhovnaya-zhizn-sssr-v-seredine-50-h-seredine-60-h-godov

    Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. История России. 9 класс. — Объяснение нового материала

    Смена курса в октябре 1964 г. повлекла за собой идеологические перемены. Поначалу отход от демократических начинаний Хрущева объяснялся необходимостью борьбы с его «субъективизмом и волюнтаризмом».

    Весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Им стали концепция «развитого социализма» и теория непрерывного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.

    В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма».

    Она опиралась на реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Концепция включала в себя положения о полной, хотя и относительной однородности советского общества; об окончательном решении национального вопроса; отсутствии внутри общества каких-либо реальных противоречий.

    Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. У руководства КПСС эти взгляды стали основой благодушного восприятия действительности. Перспективу построения коммунизма в СССР переводили из конкретно-исторической плоскости (к 1980 г.

    , как это требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена.

    Чем сложнее становилась ситуация в экономике и обществе, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя.

    Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, который «обосновывал» в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Обновленный его вариант должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни.

    Идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г. Однако жизнь людей все меньше походила на жизнь при «развитом социализме».

    Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовали «уточнений» в идеологии. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю.В.

    Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.

    Противоречия в развитии художественной культуры.

    Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей – очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности – с другой.

    Данная позиция прозвучала и в отчетном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях руководителей региональных партийных организаций выдвигались требования «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма).

    Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество». В качестве примера была названа повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

    По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвященных этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания.

    С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес.

    В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (первенство отдавалось историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре.

    Со второй половины 60-х гг. усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Все чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок.

    Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий. На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали обвинения в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т.

    п.

    «Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической позицией их создателей, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.

    Деятели культуры, которые не принимали правила игры и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего выезжали из СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х – начале 80-х гг.

    на чужбине оказались писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г.

    Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.

    Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности писали Б. Васильев, Ю. Трифонов, Ю. Бондарев.

    Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и др.

    Специфической чертой культуры 60–70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Записи не поддававшихся контролю песен и сатирических выступлений получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.

    Все это свидетельствовало о противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

    Советский спорт.

    Созданная в предыдущие годы мощная материально-техническая база спорта позволила достичь новых мировых успехов советским спортсменам. На Мюнхенской олимпиаде (1972) борец вольного стиля А.

    Медведь в третий раз стал олимпийским чемпионом, а сборная по баскетболу одержала победу над признанными мастерами – сборной США. Легендарной стала победа советской сборной в первой хоккейной суперсерии со сборной Канады, вписавшая в историю советского спорта имена тренеров В. Боброва, А. Тарасова, вратаря В.

    Третьяка, хоккеистов В. Харламова, А. Мальцева, Б. Михайлова, А. Рагулина, А. Якушева, В. Старшинова, других выдающихся мастеров.

    Популяризации фигурного катания способствовало мастерство первых советских чемпионов мира в парном катании Л. Белоусовой и О. Протопопова, многократных чемпионов мира и Олимпийских игр И. Родниной и А. Зайцева, Л. Пахомовой и А. Горшкова. Советская шахматная школа дала в эти годы чемпионов мира по шахматам Т. Петросяна, Б. Спасского, А. Карпова, Г. Каспарова.

    Признанием вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении Олимпиады 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать московскую Олимпиаду из-за ввода советских войск в Афганистан, она прошла на самом высоком уровне и принесла немало побед нашим соотечественникам.

    Три золотые медали на ней завоевал выдающийся пловец В. Сальников, признанный одним из трех лучших пловцов XX в. К середине 80-х гг. в стране действовало более 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1200 плавательных бассейнов.

    Все это создавало условия не только для подготовки значительного числа спортсменов, но и для массового спортивного движения.

    Ростки «антисистемы».

    Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.

    В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация – Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н.

    Горбаневская, С. Ковалев, JI. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.

    ) В конце 1979 – начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г.

    был раскрыт и разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества.

    В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием.

    В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь…» Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.

    Все это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом.

    К занятию прикреплен файл  «Презентация». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

    Использованные источники:  http://www.umnik-umnica.com/ru/school/istoriya-rossii/9-klass/istoriya-rossii-xx-nachalo-xxi-veka-9-klass-danilov-a-a

    Источник: https://www.kursoteka.ru/course/3476/lesson/11712/unit/29080

    Ссылка на основную публикацию