Культурная жизнь на заре истории древней руси — история России

Презентация — История Древней Руси — Часть 13 «Расцвет культуры Древней Руси»

История Древней РусиЧасть 13Расцвет культурыДревней РусиПросвещение Древней Руси Первые библиотеки на Руси Древнейшие русские книги 4. Первый митрополит из русских — ИлларионПлан5. «Слово о Законе и Благодати» — выдающийся памятник красноречия Древней Руси 6. Киевская София 7.

«Повесть временных лет» о Ярославе 8. Завещание Ярослава

Расцвет культуры Древней Руси связан со временем Ярослава Мудрого, когда православная вера распространилась почти по всей Русской земле.

Князь Ярослав продолжил дело своего отца Владимира Красное Солнышко: создавал школы и мастерские по переписке книг, строил храмы и монастыри. За время его правления Киев превратился в одну из красивейших столиц мира.

Каждый, кому посчастливится побывать в Киеве, сможет посетить храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный при Ярославе Мудром, увидеть в нем древние мозаики и фрески.

Слово «просвещение» имеет христианское происхождение, и в старые времена оно связывалось с Церковью, с крещением. На Руси с принятием христианства люди стали получать доступ к книгам, знанию, образованию, то есть просвещаться в современном смысле слова.

Просвещение Древней РусиРукописные памятники Древней РусиВремя Ярослава ознаменовалось распространением православной веры почти по всей Русской земле. Не только в Киеве, но и в других городах строились церкви и монастыри.Строительство города Ярослава. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Во время княжения Ярослава уже выросли те дети, которых отдал на книжное учение князь Владимир. Теперь эти дети становились священниками и разъезжались по всей Руси служить в храмах, проповедовать христианство, учить новых детей грамоте.Князь Ярослав Мудрый А.

Гергель

Ярослав продолжал дело своего отца и создавал новые школы. В Новгороде он собрал 300 детей у старост и священников и отдал учиться книжной грамоте.

Великий князь, полюбив книги, сам читал их и днем и ночью.Первые библиотеки на РусиПамятник Ярославу Мудрому в Харькове вблизи станции метро ПушкинскаяВ летописи сохранились строки о создании первой библиотеки при Ярославе Мудром: В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии…

Ярославльи книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди…».Ярослав Мудрый. Восковая фигураЯрослав же книги многие написал и «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Судьба библиотеки Ярослава остается исторической загадкой.

Через двести лет Киев разграбили монголо-татары, но никто из свидетелей не говорит о гибели библиотеки. Возможно, она и по сей день хранится в подземельях киевского собора.«Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал».

Миниатюра Радзивилловской летописиВеликий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней.Софийский собор в Великом Новгороде. 1045-50 гг.Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке.

Древнейшие русские книгиПереписка книг. Миниатюра XVI в.Любимый сын Ярослава, Всеволод, самостоятельно изучил пять иностранных языков, а другой сын, Святослав, собирал где мог книги и заполнял ими свои покои. Сохранилась написанная по его заданию и украшенная драгоценными рисунками книга Изборник Святослава.Изборник Святослава (1073 г.

)К этому времени относится также сохранившаяся до сих пор самая древняя русская книга, дату написания которой мы точно знаем, — Остромирово Евангелие. Это Евангелие было написано в 1057 году для новгородского посадника Остромира. Оно также содержит великолепные рисунки и украшения.

Инициалы из Остромирова ЕвангелияКроме сыновей Ярослава, представителем нового грамотного поколения явился первый митрополит из русских — Илларион.Первый митрополит из русских — ИлларионПосле крещения Руси Русскую Церковь возглавляли митрополиты-греки, которых присылали из Византии.

После войны с Византией Ярослав созвал собор русских епископов и предложил им избрать митрополита из своих, из русских.«В лето 6559 постави Ярослав Илариона митрополитом русина в Святой Софии, собрав епископы». Миниатюра Радзивилловской летописиВыбор пал на Илариона — священника из Берестова, одного из образованнейших людей времен Ярослава.

Он умел понять превосходство новой христианской жизни над прежней жизнью Руси в язычестве и умел показать другим это превосходство.Александр Морозов. Ярослав МудрыйДо наших дней дошли несколько сочинений митрополита Иллариона. Самое замечательное — «Слово о Законе и Благодати».

По преданию Илларион произнес это «Слово» в Благовещенской церкви, что была над Золотыми воротами Киева.«Слово о Законе и Благодати» – выдающийся памятник красноречия Древней Руси«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона Киевского, 1 лист

«Слово» составлено очень поэтично. В нем прославляется благодатная христианская жизнь, перечисляются блага, которые приобрел русский народ через новую веру: «Уже не зовемся более идолослужителями, но христианами, — говорит он, — мы более не безнадежники, но уповаем в жизнь вечную».

Объяснив превосходство христианской веры над языческой, Илларион переходит к прославлению того князя, которому суждено было быть апостолом на Руси — к похвале Владимиру, а вместе с ним и сыну его Георгию (князю Ярославу), и супруге его княгине Ирине. Князь Владимир.

ДионисийВ своем «Слове» митрополит обращается к умершему князю Владимиру как к живому: «Добрый весьма и верный соратник сын твой Георгий, которого сделал Господь наследником твоего владычества, не нарушающего твоих уставов, но укрепляющего их…, который неоконченное тобой закончил…Билибин И.Я.

Великий князь Ярослав Мудрый 1926и создал дом Божий великий и святой в честь Его Премудрости, на святость и освящение граду твоему, и украсил его всякою красотою: золотом и серебром, и каменьем драгоценным, и сосудами дорогими, так что церковь эта вызывала удивление и похвалы во всех странах, лежащих окрест.

И не найдется подобной ей во всем земном севере от востока и до запада!Софийский собор в Киеве. Реконструкция.Славный город твой Киев величием, как венцом, украсил и вручил людей твоих и город Святой, Всеславной, скорой на помощь христианам Святой Богородице; Ей же и церковь на великих вратах создал…, а граду можно сказать: «Радуйся, благоверный город, Господь с тобою!».

Золотые Ворота в Киеве, памятник Ярославу МудромуЯрослав много строил в Киеве и превратил его в одну из красивейших столиц мира. За время его правления были построены Кремль, соборный храм Cвятой Софии Премудрости Божией, монастыри святых Георгия и Ирины, Золотые ворота с церковью Благовещения над ними.Киевская СофияКиев. Софийская площадь. Рисунок Абрахама Ван Вестерфельда. 1651 г.

Особенно много труда и забот было положено на сооружение храма Святой Софии. Для этого были призваны греческие зодчие и художники.Киев. Софийский собор. Гравюра 1740-х гг.Храм венчали 13 куполов. Внутренность храма была богато отделана мозаикой и фресками. Мозаика очень прочна. И до наших дней в Софийском соборе сохранились древние мозаики времен Ярослава.Богоматерь Оранта.

Мозаика Софийского собора в Киеве

Стены лестниц внутри храма были украшены фресками, изображающими сцены из княжеской жизни: суд, увеселения, охота. И поныне можно видеть одетых в колпаки с колокольчиками скоморохов, русских плясунов, играющих на флейтах, сопелях, гуслях, медных тарелках и на большой балалайке.

Храм этот сохранился до наших дней, и полюбоваться на него приезжают путешественники со всего света.

Как молодое поколение русских людей оценило сокровище, приобретенное им с христианством, и как оно было благодарно людям, давшим им это сокровище, видно из отзыва летописца о деятельности Владимира и Ярослава:«Повесть временных лет» о ЯрославеЯрослав Мудрый — достойный сын Владимира Святого

«Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это — источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания».Школа XIV в.

Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Фрагмент. Конец XVI в.Чувствуя приближение смерти, Ярослав собрал своих детей и для предупреждения всякой распри между ними сказал им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери.

И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить.Завещание ЯрославаЛитография Чорикова Б. А.Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата.

Владислав НАГОРНОВ (род. 1974). Ярослав МудрыйВот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Волынь, а Вячеславу Смоленск». Так наставлял он сыновей своих жить в любви.

Изяслав ЯрославовичСвятослав Ярославович (крайний справа) с семьёй. Миниатюра из Изборника 1073 г.Ярослав скончался в 1054 году 76 лет от роду, окруженный всеобщим почетом и любовью и горько оплакиваемый народом. Тело его было положено в гробницу из светлого мрамора в соборном храме Святой Софии.Софийский собор в Киеве. 1017—1037.

Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого

Благодарный русский народ почтил память своего великого князя, наименовав его Мудрым.

Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси.

Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17.

Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25.

Читайте также:  Московское княжество - история России

Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь — Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33.

Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России

Источник: http://lusana.ru/presentation/22116

Расцвет культуры Древней Руси. История Древней Руси. — презентация

1<\p>

2 1.Просвещение Древней Руси 2.Первые библиотеки на Руси 3.Древнейшие русские книги 4. Первый митрополит из русских Илларион План 5. «Слово о Законе и Благодати» — выдающийся памятник красноречия Древней Руси 6. Киевская София 7. «Повесть временных лет» о Ярославе 8. Завещание Ярослава<\p>

3 Расцвет культуры Древней Руси связан со временем Ярослава Мудрого, когда православная вера распространилась почти по всей Русской земле. Князь Ярослав продолжил дело своего отца Владимира Красное Солнышко: создавал школы и мастерские по переписке книг, строил храмы и монастыри. За время его правления Киев превратился в одну из красивейших столиц мира. Каждый, кому посчастливится побывать в Киеве, сможет посетить храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный при Ярославе Мудром, увидеть в нем древние мозаики и фрески.<\p>

4 Слово «просвещение» имеет христианское происхождение, и в старые времена оно связывалось с Церковью, с крещением. На Руси с принятием христианства люди стали получать доступ к книгам, знанию, образованию, то есть просвещаться в современном смысле слова. Просвещение Древней Руси Рукописные памятники Древней Руси<\p>

5 Время Ярослава ознаменовалось распространением православной веры почти по всей Русской земле. Не только в Киеве, но и в других городах строились церкви и монастыри. Строительство города Ярослава. Миниатюра Радзивилловской летописи.<\p>

6 Во время княжения Ярослава уже выросли те дети, которых отдал на книжное учение князь Владимир. Теперь эти дети становились священниками и разъезжались по всей Руси служить в храмах, проповедовать христианство, учить новых детей грамоте. Князь Ярослав Мудрый А.Гергель<\p>

7 Ярослав продолжал дело своего отца и создавал новые школы. В Новгороде он собрал 300 детей у старост и священников и отдал учиться книжной грамоте.<\p>

8 Великий князь, полюбив книги, сам читал их и днем и ночью. Первые библиотеки на Руси Памятник Ярославу Мудрому в Харькове вблизи станции метро Пушкинская<\p>

9 В летописи сохранились строки о создании первой библиотеки при Ярославе Мудром: В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии… Ярославль<\p>

10 и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди…». Ярослав Мудрый. Восковая фигура<\p>

11 Ярослав же книги многие написал и «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Судьба библиотеки Ярослава остается исторической загадкой. Через двести лет Киев разграбили монголо- татары, но никто из свидетелей не говорит о гибели библиотеки. Возможно, она и по сей день хранится в подземельях киевского собора. «Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал». Миниатюра Радзивилловской летописи<\p>

12 Великий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней. Софийский собор в Великом Новгороде гг.<\p>

13 Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке. Древнейшие русские книги Переписка книг. Миниатюра XVI в.<\p>

14 Любимый сын Ярослава, Всеволод, самостоятельно изучил пять иностранных языков, а другой сын, Святослав, собирал где мог книги и заполнял ими свои покои. Сохранилась написанная по его заданию и украшенная драгоценными рисунками книга Изборник Святослава. Изборник Святослава (1073 г.)<\p>

15 К этому времени относится также сохранившаяся до сих пор самая древняя русская книга, дату написания которой мы точно знаем, Остромирово Евангелие. Это Евангелие было написано в 1057 году для новгородского посадника Остромира. Оно также содержит великолепные рисунки и украшения. Инициалы из Остромирова Евангелия<\p>

16 Кроме сыновей Ярослава, представителем нового грамотного поколения явился первый митрополит из русских Илларион. Первый митрополит из русских — Илларион<\p>

17 После крещения Руси Русскую Церковь возглавляли митрополиты-греки, которых присылали из Византии. После войны с Византией Ярослав созвал собор русских епископов и предложил им избрать митрополита из своих, из русских. «В лето 6559 постави Ярослав Илариона митрополитом русина в Святой Софии, собрав епископы». Миниатюра Радзивилловской летописи<\p>

18 Выбор пал на Илариона священника из Берестова, одного из образованнейших людей времен Ярослава. Он умел понять превосходство новой христианской жизни над прежней жизнью Руси в язычестве и умел показать другим это превосходство. Александр Морозов. Ярослав Мудрый<\p>

19 До наших дней дошли несколько сочинений митрополита Иллариона. Самое замечательное «Слово о Законе и Благодати». По преданию Илларион произнес это «Слово» в Благовещенской церкви, что была над Золотыми воротами Киева. «Слово о Законе и Благодати» – выдающийся памятник красноречия Древней Руси «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона Киевского, 1 лист<\p>

20 «Слово» составлено очень поэтично. В нем прославляется благодатная христианская жизнь, перечисляются блага, которые приобрел русский народ через новую веру: «Уже не зовемся более идолослужителями, но христианами, говорит он, мы более не безнадежники, но уповаем в жизнь вечную».<\p>

21 Объяснив превосходство христианской веры над языческой, Илларион переходит к прославлению того князя, которому суждено было быть апостолом на Руси к похвале Владимиру, а вместе с ним и сыну его Георгию (князю Ярославу), и супруге его княгине Ирине. Князь Владимир. Дионисий<\p>

22 В своем «Слове» митрополит обращается к умершему князю Владимиру как к живому: «Добрый весьма и верный соратник сын твой Георгий, которого сделал Господь наследником твоего владычества, не нарушающего твоих уставов, но укрепляющего их…, который неоконченное тобой закончил… Билибин И.Я. Великий князь Ярослав Мудрый 1926<\p>

23 и создал дом Божий великий и святой в честь Его Премудрости, на святость и освящение граду твоему, и украсил его всякою красотою: золотом и серебром, и каменьем драгоценным, и сосудами дорогими, так что церковь эта вызывала удивление и похвалы во всех странах, лежащих окрест. И не найдется подобной ей во всем земном севере от востока и до запада! Софийский собор в Киеве. Реконструкция.<\p>

24 Славный город твой Киев величием, как венцом, украсил и вручил людей твоих и город Святой, Всеславной, скорой на помощь христианам Святой Богородице; Ей же и церковь на великих вратах создал…, а граду можно сказать: «Радуйся, благоверный город, Господь с тобою!». Золотые Ворота в Киеве, памятник Ярославу Мудрому<\p>

25 Ярослав много строил в Киеве и превратил его в одну из красивейших столиц мира. За время его правления были построены Кремль, соборный храм Cвятой Софии Премудрости Божией, монастыри святых Георгия и Ирины, Золотые ворота с церковью Благовещения над ними. Киевская София Киев. Софийская площадь. Рисунок Абрахама Ван Вестерфельда г.<\p>

26 Особенно много труда и забот было положено на сооружение храма Святой Софии. Для этого были призваны греческие зодчие и художники. Киев. Софийский собор. Гравюра 1740-х гг.<\p>

27 Храм венчали 13 куполов. Внутренность храма была богато отделана мозаикой и фресками. Мозаика очень прочна. И до наших дней в Софийском соборе сохранились древние мозаики времен Ярослава. Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора в Киеве<\p>

28 Стены лестниц внутри храма были украшены фресками, изображающими сцены из княжеской жизни: суд, увеселения, охота. И поныне можно видеть одетых в колпаки с колокольчиками скоморохов, русских плясунов, играющих на флейтах, сопелях, гуслях, медных тарелках и на большой балалайке.<\p>

29 Храм этот сохранился до наших дней, и полюбоваться на него приезжают путешественники со всего света.<\p>

30 Как молодое поколение русских людей оценило сокровище, приобретенное им с христианством, и как оно было благодарно людям, давшим им это сокровище, видно из отзыва летописца о деятельности Владимира и Ярослава: «Повесть временных лет» о Ярославе Ярослав Мудрый — достойный сын Владимира Святого<\p>

31 «Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение.<\p>

32 Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания». Школа XIV в. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Фрагмент. Конец XVI в.<\p>

33 Чувствуя приближение смерти, Ярослав собрал своих детей и для предупреждения всякой распри между ними сказал им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Завещание Ярослава Литография Чорикова Б. А.<\p>

34 Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Владислав НАГОРНОВ (род. 1974). Ярослав Мудрый<\p>

35 Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Волынь, а Вячеславу Смоленск». Так наставлял он сыновей своих жить в любви. Изяслав Ярославович Святослав Ярославович (крайний справа) с семьёй. Миниатюра из Изборника 1073 г.<\p>

36 Ярослав скончался в 1054 году 76 лет от роду, окруженный всеобщим почетом и любовью и горько оплакиваемый народом. Тело его было положено в гробницу из светлого мрамора в соборном храме Святой Софии. Софийский собор в Киеве Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого<\p>

37 Благодарный русский народ почтил память своего великого князя, наименовав его Мудрым.<\p>

38 Данная презентация составлена по курсу «Православная культура России» Пивоваров Б.И., протоиерей, магистр богословия. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского 2002 г.<\p>

39 Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси. Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/378588/

Из истории русской культуры Том I. (Древняя Русь)

Historicus.ru / Библиотека Историка

Из истории русской культуры. Т. I (Древняя Русь). — М.: Языки русской культуры, 2000. — 760 с. — (Язык. Семиотика. Культура).

ISBN 5-7859-0093-9

Первую часть тома составляет монография В. Я. Петрухина «Древняя Русь. Народ. Князья. Религия». Во вторую часть вошли статьи по истории русской культуры и литературы Киевской Руси С. С. Аверинцева, В. М. Живова, Д. С. Лихачева, и др.

(Ранее, в 1997-1998 годах, вышли тома III-V, охватывающие XVII-XIX века русской истории.

)Книга адресована как широким читательским кругам — старшим школьникам, студентам, просто любознательным читателям, интересующимся историей русской культуры, так и более подготовленным читателям — студентам, аспирантам и преподавателям специализированных кафедр и факультетов по истории культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть первая

В. Я. ПЕТРУХИН

ДРЕВНЯЯ РУСЬ: НАРОД. КНЯЗЬЯ. РЕЛИГИЯ.

Глава 1. Введение. Древняя Русь и начало русской культуры

1. Повесть временных лет и начальный период русской культуры2. «Киевская Русь» и «Святая Русь». История и эпос3. Периодизация русской истории и культуры — традиция и историография

Глава 2. Древние славяне и Древняя Русь. К предыстории русской культуры

1. Венеты, склавины, анты. «Свои» и «чужие» 2. «Дунайская прародина» и расселение славян Глава 3. Начало Руси. Средневековая история и историографические мифы2. Начальная Русь и начальное летописание. Взгляд из Киева и Новгорода 3. Происхождение Руси: средневековая традиция и современная историография 4. Историографический миф: народ рос и амазонки в Среднем Поднепровье Глава 4. Князь и право в идеологии Древней Руси. «Ряд» и «самовластье» 1. «Ряд» легенды о призвании варягов и славянское право 1.1. Легенда о призвании варягов и исторические реалии 2. Две концепции власти и деяния первых русских князей 2.1. Вещий Олег. «Ряд» между русью и славянами 2.3. Святослав: Русская земля и «империя» на Дунае 2.4. Владимир Святославич: византийский образец и борьба за единовластие 2.4.1. Борис и Глеб: отношение к старшинству 2.6. Владимир Мономах и феодальное право 2.7. Наследие Мономаха. Андрей Боголюбский и Владимирская Русь

Глава 5. Язычество и христианство в Древней Руси. Мифы и реалии

1. Боги, бесы и святилища 1.2. Святилища и мнимости в археологии 2. Курганы: княжеские и племенные культы в древнерусском язычестве 4. Крещение Руси. От выбора веры к основанию Церкви 5. Основание Десятинной церкви: «Ветхий завет» и древнерусская традиция 6. Древнерусское двоеверие: церковь и «народное христианство»   6.1. Восстание волхвов: языческая реакция или милленаризм?   Заключение. «Погибель Русской земли» и идея возрождения Руси     

Часть вторая

СТАТЬИ

B. М. ЖИВОВ Особенности рецепции византийской культуры в Древней РусиБ. А. РОМАНОВ «Отцы духовные» В. П. ДАРКЕВИЧ «Градские люди» Древней Руси: XI—XIII вв.Л. С. ЧЕКИН Безбожные сыны Измайловы Д. С. ЛИХАЧЕВ Обращение к «своей античности» Л. А. БЕЛЯЕВ Общеевропейские элементы в древнерусском искусстве. X—XII вв.

Источник: http://www.historicus.ru/is_istorii_russkoi_kulturi_tom_1/

Культура Древней Руси

Понятие культуры Древней Руси

Культура – это сложная система, включающая в себя всю совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу. Обычно при изложении истории культуры основное внимание уделяют духовной культуре, т.к. материальная культура рассматривается в связи с развитием производства.

Материальная культура Древней Руси

В традиционном аграрном обществе развитие экономики идет медленно, но все же имел место прогресс.

Главное достижение материальной культуры в основной сфере производства – сельском хозяйстве: применение плуга и совершенствование системы земледелия: переход от подсека к перелогу и от перелога к трехполью.

Важным процессом является отделение от сельского хозяйства ремесла. К XII в. насчитывается до 60 ремесленных специальностей (горшечники, кожевники, оружейники и др.).

Духовная культура Древней Руси

До принятия христианства на Руси господствовало язычество («ведическая» религия). Имело два основных момента мировоззрения: поклонение силам природы и культ предков.

Решающим пунктом в развитии древнерусской культуры явилось принятие христианства: в 988 г. выбор христианства Владимиром – это очень важная веха в длительном процессе христианизации.

Проникновение христианства шло и раньше. После крещения Руси также оставалось много язычников. В сознании самих христиан длительное время имело место сохранение больших остатков язычества: т.е.

существовало «двоеверие» или сложный синтез двух религий.

В марксистской историографии это явление расценивалось как выражение интересов господствующего класса (христианство учило покорности властям и потому было удобно для классового общества). Сейчас же существует высокая положительная оценка, так как принятие христианства приобщило Русь к самой высокой византийской культуре, повысило международный авторитет Руси.

Христианство развернуло проповедь более высокой морали, которая начинала оказывать воздействие на поведение людей (пример Бориса и Глеба, которые были убиты во время междоусобицы в 1015–1019 гг. их братом Святополком Окаянным, не сопротивляясь, за что были объявлены святыми).

В последнее время появились негативные оценки принятия христианства с позиций «языческого фундаментализма»: истинная культурная основа славян это ведическая религия. Христианство исказило их культуру, сделало их слабыми (потому и покорились монголам) – эта оценка спорная.

Правовая культура Древней Руси

Правовая культура представляет собой нормы права и отношение людей к ним. Главным процессом является кодификация обычного права, т.е. тех норм, которые существовали до государства.

Основное событие – это появление «Русской правды», которая включала в себя кодификацию норм обычного права («Закон русский»), новые нормы, необходимые для классового общества.

«Русская правда» – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.

Основные положения «Русской правды»: четко определено положение разных групп, кровная месть заменена штрафами, т.е. вирой. Из других правовых актов наиболее известен – «Устав» Владимира Мономаха, основным достижением которого было ограничение процентов по займам.

Грамотность и просвещение Древней Руси

Письменность Древней Руси

По некоторым данным у славян существовала древнейшая письменность (знаки на камнях – «руническое письмо») – «черты и резы «. В IX в. славянские просветители на основе греческой азбуки разработали азбуку для славян – кириллицу, которая и стала основой древнерусской письменности.

Основное средство хранения и передачи культуры в тот период – книги. Они создавались и переписывались прежде всего в монастырях. Создавались религиозные книги, великолепно оформленные, например Остромирово евангелие (Остромир – новгородский посадник). По некоторым данным, было до 140 тыс. книг, но большинство погибло в ходе монгольского нашествия.

Характерная черта древнерусской цивилизации, показатель ее высокого уровня – это широкое распространение грамотности, по крайней мере, в городе. Данный факт подтверждается берестяными грамотами, которых сейчас найдено до 600.

Предпринимались первые шаги по созданию системы образования при Ярославе Мудром были созданы школы для юношей, сестра Владимира Мономаха создала школу для девушек.

Литература Древней Руси

С глубокой древности существовал фольклор. Особенно был распространен героический эпос – былины богатырского или Владимирового цикла. Бытовали вплоть до XX в.

Письменная литература Древней Руси

Наиболее распространены были летописи. Существовали в различных городах, затем возникли общерусские своды, из которых особое значение имела возникшая в начале XII в.

«Повесть временных лет», которую по преданию написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранилась в составе более поздних Лаврентьевской и Ипатьевской летописей.

Основные идеи летописей: славянское единство, величие Киевской Руси.

Основным видом литературы является религиозная: сначала была переводная, затем появились русские произведения.

Два наиболее известных автора:

II половина XI в. – Илларион, первый митрополит из русских. «Слово о законе и благодати». Главная идея произведения – патриотизм, высокая оценка восточных славян и Киевской Руси. II половина XII в. – Кирилл Тровский – также ряд «Слов»

Появляется светская литература:

«Поучение» Владимира Мономаха, основная идея – высокая ответственность княжеской власти, забота о простом народе

В конце XII в. произошло высшее достижение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это синтез христианской и языческой культуры, патриотизм, призыв к единству. Сложная дискуссия о подлинности. Некоторые историки (например, Зимин), считают, что появилось в конце XVIII в.

Конец XII в. – «Слово» Даниила Заточника. Здесь впервые отражены мысли рядового дружинника.
Начало XIII в. – «Сказание о погибели русской земли». Здесь – осуждение усобиц.

Архитектура Древней Руси

Основным видом архитектуры в то время были церкви, но сохранились отдельные сооружения гражданской архитектуры, например, построенные при Ярославе Мудром Золотые ворота.

Первый каменный храм – Десятинная церковь был построен в Киеве.

От XI века сохранились самые известные храмы: Софийские соборы в Киеве и Новгороде. В них – преобладало византийское влияние.

От XII века в основном сохранилось белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси. Особенно известен Успенский собор во Владимире. В нем уже преобладала самобытная русская культура.

Живопись Древней Руси

В основном была религиозной: иконы и фрески (живопись на сырой штукатурке красками). Светские элементы отразились в миниатюрах.

Вокально-музыкальное и сценическое искусство

Народные певцы-сказители. Образ легендарного Баяна. Музыканты-гусляры. Народные актеры – скоморохи.

Выводы

Древняя Русь имела высокий уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду позиций (например, по грамотности) – превосходивший ее.

Место древнерусской культуры в многовековой истории отечественной культуры: это был «золотой век», «русская античность»: высочайшие, недосягаемые образцы, неповторимая уравновешенность, гармония материального и духовного, общества и личности и т.д.

Имело огромное влияние на последующее развитие отечественной культуры до конца XVII века. После культурного разрыва с петровских времен продолжала оставаться основой народной культуры. В культуре старообрядцев дожила до сегодняшнего дня.

Источник: http://istoriyadrevnegomira.ru/kultura-drevnej-rusi.html

А.Н. Боханов, М.М. Горинов. § 1. Как зарождалась культура Руси. История России с древнейших времен до конца XVII века

А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века

§ 1. Как зарождалась культура Руси

Культура народа является частью его истории.

Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.

В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям — хозяйственной, политической, культурной.

Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры.

Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и т.д.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков.

В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, — с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая Для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлении, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.

Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа.

В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.

Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

С принятием Русью христианства положение резко изменилось.

Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек — на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология.

Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси — гениальное «Слово о полку Игореве» все пронизано языческими мотивами, о чем мы еще скажем ниже.

Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.

Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе.

И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.

Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу.

В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.

Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X — начала XIII в. Монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам надолго прервали это единство.

>  

Источник: http://oldrushistory.ru/library/Istoriya-Rossii-s-drevneyshikh-vremen-do-kontsa-XVII-veka-/40

Ссылка на основную публикацию