Культура во второй половине 60-х—конце 90-х годах — история России

Культура во второй половине 60-х -80-е гг

Культура во второй половине 60-х—конце 90-х годах - история России

Условия культурной жизни. Развитие культуры в период после хрущевской ʼʼоттепелиʼʼ носило противоречивый характер.

Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Только за период с 1965 по 1980 гᴦ. начали действовать свыше 570 новых музеев.

Развивались средства массовой информации: радио, телœевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература. Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по ʼʼостаточномуʼʼ принципу.

Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всœего Министерства культуры. В постановлениях ЦК КПСС (ʼʼО литературно-художественной критикеʼʼ, ʼʼО работе с творческой молодежьюʼʼ и др.) определялись задачи литературы, искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии.

Опека со стороны партийно-государственных органов вызывала протесты многих деятелœей культуры.

Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества.

Печатались и становились известными широкому кругу читателœей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие, в соответствии с установками сверху, коммунистическому воспитанию трудящихся.

Произведения, противоречившие этим принципам, невзирая на их художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию. Не имея возможности печататься в СССР, некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом. Все подобные публикации рассматривались официальными властями как ʼʼпредательствоʼʼ авторов книᴦ.

Именно так было расценено появление на Западе рассказов писателœей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдонимами). Οʜᴎ были арестованы, преданы суду, а затем высланы за границу. Процесс над Ю.М. Даниэлем и А.Д. Синявским вызвал волну общественного протеста в Советском Союзе.

О завершении ʼʼоттепелиʼʼ в духовной жизни общества свидетельствовало организованное властями осуждение книги историка А.М. Некрича ʼʼ22 июня 1941 ᴦ.ʼʼ. В ней автор попытался показать причины тяжелых поражений Советского Союза в первые месяцы Отечественной войны. Книга была подвергнута незаслуженно резкой критике, а ее автор исключен из рядов КПСС (1967 ᴦ.).

В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

Партийное руководство страны расценило как ʼʼпровокационный актʼʼ присуждение Нобелœевской премии в области литературы за 1970 ᴦ. писателю А.И. Солженицыну. ʼʼИдейными перерожденцамиʼʼ назывались в официальной прессе виолончелист М.Л. Ростропович и певица Г.П.

Вишневская, лишенные в 1978 ᴦ. советского гражданства.

Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального, мнение о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Н. Войнович, В.П. Некрасов и поэт И.А. Бродский, театральный режиссер Ю.П. Любимов.

Культура и перестройка. На рубеже 80-90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой.

Ареной острых дискуссий общественности стала периодическая печать — газеты ʼʼМосковские новостиʼʼ, ʼʼАргументы и фактыʼʼ, журнал ʼʼОгонекʼʼ.

Авторы публикуемых статей предпринимали попытки разобраться в причинах ʼʼдеформацийʼʼ социализма, определить свое отношение к перестроечным процессам.

Обнародование неизвестных ранее фактов отечественной истории послеоктябрьского периода вызывало поляризацию общественного мнения. Значительная часть либерально настроенной интеллигенции активно поддержала реформаторский курс М.С. Горбачева.

Но многие группы населœения, в их числе специалисты, научные работники, видели в проводимых реформах ʼʼизменуʼʼ делу социализма и активно выступали против них.

Различное отношение к происходящим в стране преобразованиям приводило к конфликтам в руководящих органах творческих объединœений интеллигенции.

В конце 80-х годов несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателœей СССР комитет ʼʼПисатели в поддержку перестройкиʼʼ (ʼʼАпрельʼʼ). Идентичное объединœение было сформировано ленинградскими литераторами (ʼʼСодружествоʼʼ).

Создание и деятельность этих групп привели к расколу Союза писателœей СССР. О поддержке происходивших в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе ученых и литераторов ʼʼСоюз духовного возрождения Россииʼʼ.

В то же время часть представителœей интеллигенции негативно встретила курс на перестройку. Взгляды этой части интеллигенции получили отражение в статье преподавательницы одного из вузов Н. Андреевой ʼʼНе могу поступиться принципамиʼʼ, опубликованной в марте 1988 ᴦ. в газете ʼʼСоветская Россияʼʼ.

Начавшаяся ʼʼперестройкаʼʼ вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима.

Образование и наука. В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всœеобщего среднего образования. В городе и на селœе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс. Увеличивалась численность учительских кадров.

В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. Начиная с четвертого года обучения, вводилось изучение школьниками основ наук. В годы десятой пятилетки переход к обязательному всœеобщему среднему образованию был завершен.

При этом, по мнению специалистов, выпускники школ были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 ᴦ. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всœеобщего среднего образования всœеобщим профессиональным.

Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Реформа, по замыслу ее инициаторов, приближала учащихся к физическому труду, к последующей работе на заводах. Слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченное полностью.

Вместе с тем, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня общеобразовательной подготовки учащихся.

Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования.

В серединœе 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всœегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством.

Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы перестройки стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определœенного профиля.

Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством.

Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в некоторых ее отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном Л.И. Брежневу.

Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации.

Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения.

В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась выработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования.

Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.

Широкое признание получили труды советских исследователœей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодинамики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский). В 1978 ᴦ.

за научные открытия в области физики был удостоен Нобелœевской премии академик П.Л. Капица.

Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного соединœения науки с производством. Основной формой их слияния стали научно-производственные объединœения (НПО). Οʜᴎ создавались как в промышленности (к примеру, Ленинградское оптико-механическое объединœение), так и в сельском хозяйстве (к примеру, ʼʼЭфирмаслоʼʼ).

НПО соединяли в едином межхозяйственном комплексе промышленные предприятия, исследовательские организации, конструкторские бюро, экспериментальные хозяйства. К серединœе 80-х годов действовали около 250 НПО в промышленности и почти 400 научно-производственных систем в агросфере экономики.

Читайте также:  Причины и последствия нашествия монголов - история России

Перестройка и распад СССР привели к слому большинства сложившихся научно-производственных структур.

В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители точных наук покинули страну, с тем, чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.

Литература и искусство. В литературе и искусстве второй половины 60-х — конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая — официально признанная.

Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями.

Вместе с тем, существовало неизвестное или малоизвестное большинству читателœей и зрителœей творчество деятелœей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма.

Некоторые из произведений официального искусства, высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались ʼʼоднодневкамиʼʼ. И наоборот, многие работы второго, не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

В творчестве многих представителœей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны.

На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе ʼʼОбыкновенный фашизмʼʼ М.И. Ромма).

В городах и рабочих посœелках сооружались памятники героям и жертвам войны (к примеру, мемориал ʼʼГероическим защитникам Ленинградаʼʼ скульптора М.К. Аникушина).

На рубеже 60-70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В.П. Астафьева, Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А.Н. и Б.Н. Стругацкие.

Повысился интерес писателœей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г.К. Жукова ʼʼВоспоминания и размышленияʼʼ, А.М. Василевского ʼʼДело всœей жизниʼʼ и др.).

При этом, многие талантливые произведения, написанные в данный период, не смогли преодолеть цензурных запретов и увидели свет спустя долгое время.

Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников — И.С. Глазунова. Как и прежде пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов.

Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, в случае если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого.

В то же время была открыта ʼʼзелœеная улицаʼʼ для публикации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеологическим основам социалистической культуры. Во второй половинœе 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л.И. Брежнева ʼʼМалая земляʼʼ, ʼʼЦелинаʼʼ и ʼʼВозрождениеʼʼ.

Книги-воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основном для изучения в сети партийной учебы. При этом правление Союза писателœей СССР сочло возможным принять Л.И. Брежнева в ряды писательского Союза.

Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А. И. Солженицына ʼʼАрхипелаг ГУЛАГʼʼ, А.П. Платонова ʼʼЧевенгурʼʼ, Б.Л. Пастернака ʼʼДоктор Живагоʼʼ.

Годы перестройки преобразили художественную жизнь страны. На страницах журналов ʼʼНовый мирʼʼ, ʼʼОктябрьʼʼ, ʼʼЗнамяʼʼ и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама.

Увидели свет произведения русских зарубежных писателœей, покинувших Россию в 20-е годы (И.А. Бунина, Г.В. Иванова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.). Спустя 40 с лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах ʼʼЗвездаʼʼ и ʼʼЛенинградʼʼ.

Появились негосударственные (кооперативные) издательства и издательские группы. Их усилиями были возвращены в литературу и философию произведения авторов, судьба которых сложилась трагически в условиях Советской России. Публиковались книги религиозных философов первой трети XX в.- Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, П:А. Флоренского.

Был опубликован роман В. Гроссмана ʼʼЖизнь и судьбаʼʼ, некогда конфискованный у него органами госбезопасности.

Стремление к философскому осмыслению прошлого коснулось искусства кино (фильм Т. Абуладзе ʼʼПокаяниеʼʼ). Возникли многочисленные театры-студии. Новые театральные коллективы пытались найти свой путь в искусстве.

Были организованы выставки художников, малоизвестных широкому кругу зрителœей 80-х годов, П.Н. Филонова, В.В. Кандинского, Д.П. Штеренберга.

С распадом СССР прекратили свою деятельность общесоюзные организации творческой интеллигенции.

Итоги перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись ʼʼперестроечныеʼʼ процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/278367_kul_tura_vo_vtoroy_polovine_60_h__80_e_gg

Культура во второй половине 60-х — 80-е годы

Условия культурной жизни.

Условия культурной жизни.Развитие культуры в период после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты.

Только за период с 1965 по 1980 г. начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение.

На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература.

Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры.

В постановлениях ЦК КПСС («О литературно-художественной критике», «О работе с творческой молодежью» и др.) определялись задачи литературы, искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии.

Опека со стороны партийно-государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры.

Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества.

Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие, в соответствии с установками сверху, коммунистическому воспитанию трудящихся.

Произведения, противоречившие этим принципам, невзирая на их художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию. Не имея возможности печататься в СССР, некоторые писатели пуб-

ликовали свои книги за рубежом. Все подобные публикации рассматривались официальными властями как «предательство» авторов книг. Именно так было расценено появление на Западе рассказов писателей А. Д. Синявского и Ю. М.

Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдонимами). Они были арестованы, преданы суду, а затем высланы за границу. Процесс над Ю. М. Даниэлем и А. Д.

Синявским вызвал волну общественного протеста в Советском Союзе.

О завершении «оттепели» в духовной жизни общества свидетельствовало организованное властями осуждение книги историка А. М. Некрича «22 июня 1941 г.». В ней автор попытался показать причины тяжелых поражений Советского Союза в первые месяцы Отечественной войны. Книга была подвергнута незаслуженно резкой критике, а ее автор исключен из рядов КПСС (1967 г.).

В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

Партийное руководство страны расценило как «провокационный акт» присуждение Нобелевской премии в области литературы за 1970 г. писателю А. И. Солженицыну. «Идейными перерожденцами» назывались в официальной прессе виолончелист М. Л. Ростропович и певица Г. П. Вишневская, лишенные в 1978 г. советского гражданства.

Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального мнение о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и поэт И. А. Бродский, театральный режиссер Ю. П. Любимов.

Читайте также:  Внутриполитическая деятельность владимира мономаха - история России

Культура и перестройка.

Культура и перестройка.На рубеже 80—90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой.

Ареной острых дискуссий общественности стала периодическая печать — газеты «Московские новости», «Аргументы и факты», журнал «Огонек». Авторы публикуемых статей предпринимали попытки разобраться в причинах «деформаций» социализма, определить свое отношение к перестроечным процессам.

Обнародование неизвестных ранее фактов отечественной истории послеоктябрьского периода вызывало поляризацию общественного мнения. Значительная часть либерально настроенной интеллигенции активно поддержала реформаторский курс М. С. Горбачева.

Но многие группы населения, в их числе специалисты, научные работники, видели в проводимых реформах «измену» делу социализма и активно высту-

Приложение 1. РУКОВОДЯЩИЕ ДЕЯТЕЛИ ГОСУДАРСТВА (март 1917—2004 г.)

Россия
1. Львов Георгий Евгеньевич — министр-председатель Временного правительства. 1917 г., март — июль (по ст. ст.)
2. Керенский Александр Федорович — министр-председатель Временного правительства. 1917 г., июль — конец октября

Советское государство

Высшая законодательная власть

1. Каменев Лев Борисович — Председатель ВЦИК. 1917 г., конец октября — начало ноября (по ст. ст.)
2. Свердлов Яков Михайлович — Председатель ВЦИК. 1917 г., начало ноября—1919 г., март
3. Калинин Михаил Иванович — Председатель ВЦИК (затем ЦИК СССР). 1919 г., март—1946 г., март
4. Шверник Николай Михайлович — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 1946 г., март — 1953 г., март
5. Ворошилов Климент Ефремович — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 1953 г., март — 1960 г., май
6. Брежнев Леонид Ильич — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 1960 г., май — 1964 г., июль; 1977 г., июнь — 1982 г., ноябрь
7. Микоян Анастас Иванович — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 1964 г., июль—1965 г., декабрь
8. Подгорный Николай Викторович — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 1965 г., декабрь — 1977 г., июнь
9. Андропов Юрий Владимирович — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 1983 г., июнь—1984 г., февраль
10. Черненко Константин Устинович — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 1984 г., апрель— 1985 г., март
11. Громыко Андрей Андреевич — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 1985 г., июль—1988 г., октябрь
12. Горбачев Михаил Сергеевич — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. 1988 г., октябрь — 1990 г., март — Президент СССР. 1990 г., март — 1991 г., декабрь
13. Лукьянов Анатолий Иванович — Председатель Верховного Совета СССР. 1990 г., март — 1991 г., декабрь

Высшая исполнительная власть

1. Ленин Владимир Ильич — Председатель СНК РСФСР (затем—СНК СССР). 1917 г., конец октября — 1924 г., январь
2. Рыков Алексей Иванович — Председатель СНК СССР. 1924 г., февраль — 1930 г., декабрь
3. Молотов Вячеслав Михайлович — Председатель СНК СССР. 1930 г., декабрь — 1941 г., май
4. Сталин Иосиф Виссарионович — Председатель СНК СССР (с марта 1946 г. — СМ СССР). 1941 г., май — 1953 г., март
5. Маленков Георгий Максимилианович — Председатель СМ СССР. 1953 г., март — 1955 г., февраль
6. Булганин Николай Александрович — Председатель СМ СССР. 1955 г., февраль — 1958 г., март
7. Хрущев Никита Сергеевич — Председатель СМ СССР. 1958 г., март — 1964 г., октябрь
8. Косыгин Алексей Николаевич — Председатель СМ СССР. 1964 г., октябрь — 1980 г., октябрь
9. Тихонов Николай Александрович — Председатель СМ СССР. 1980 г., октябрь — 1985 г., сентябрь
10. Рыжков Николай Иванович — Председатель СМ СССР. 1985 г., сентябрь — 1990 г., декабрь
11. Павлов Валентин Сергеевич — Председатель СМ СССР. 1990 г., декабрь — 1991 г., август

Коммунистическая партия

1. Ленин Владимир Ильич — руководитель ЦК партии1. До 1922 г.
2. Сталин Иосиф Виссарионович — Генеральный секретарь ЦК партии. 1922 г., апрель — 1953 г., март
3. Хрущев Никита Сергеевич — Первый секретарь ЦК партии. 1953 г., сентябрь — 1964 г., октябрь
4. Брежнев Леонид Ильич — Первый (затем — Генеральный) секретарь ЦК партии. 1964 г., октябрь — 1982 г., ноябрь
5. Андропов Юрий Владимирович — Генеральный секретарь ЦК партии. 1982 г., ноябрь — 1984 г., февраль
6. Черненко Константин Устинович — Генеральный секретарь ЦК партии. 1984 г., февраль — 1985 г., март
7. Горбачев Михаил Сергеевич — Генеральный секретарь ЦК партии. 1985 г., март — 1991 г., август

Российская Федерация

Глава государства

1. Ельцин Борис Николаевич — Президент РСФСР. 1991 г., июнь — 1991 г., декабрь. Президент Российской Федерации. 1991 г., декабрь — 1999 г., декабрь
2. Путин Владимир Владимирович — исполняющий обязанности Президента Российской Федерации. 1999 г., 31 декабря— 2000 г., март Президент России. 2000 г., апрель — 2004 г., март; 2004 г., март — по н. в.

Глава правительства

1. Гайдар Егор Тимурович — исполняющий обязанности премьер-министра кабинета министров РФ. 1991 г., декабрь — 1992 г., декабрь

1 С 1917 г.— РСДРП(б), с марта 1918 г.- РКП(б), с декабря 1925 г.— ВКП(б), с октября 1952 г.— КПСС.

2. Черномырдин Виктор Степанович — Председатель Правительства Российской Федерации. 1992 г., декабрь — 1998 г., март
3. Кириенко Сергей Владиленович — Председатель Правительства Российской Федерации. 1998 г., апрель — 1998 г., август
4. Черномырдин Виктор Степанович — исполняющий обязанности Председателя Правительства Российской Федерации. 1998 г., август — 1998 г., сентябрь
5. Примаков Евгений Максимович — Председатель Правительства Российской Федерации. 1998 г., сентябрь — 1999 г., май
6. Степашин Сергей Вадимович — Председатель Правительства Российской Федерации. 1999 г., май — 1999 г., август
7. Путин Владимир Владимирович — Председатель Правительства Российской Федерации. 1999 г., август — 2000 г., апрель
8. Касьянов Михаил Михайлович — первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. 2000 г., январь— 2000 г., май; Председатель Правительства Российской Федерации. 2000 г., май — 2004 г., март
9. Фрадков Михаил Ефимович — Председатель Правительства Российской Федерации. 2004 г., март — по н. в.

Председатели Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

1. Рыбкин Иван Петрович — Председатель Государственной Думы I (1994—1995 гг.) созыва
2. Селезнев Геннадий Николаевич — Председатель Государственной Думы II (1996—1999 гг.) и III (2000—2003 гг.) созывов
3. Грызлов Борис Вячеславович — Председатель Государственной Думы IV(c 2004 г.) созыва

Приложение 2. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ. СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ

Республики Края Области Города федерального значения Автономная область Автономные округа
Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушская Кабардино- Балкарская Калмыкия Карачаево- Черкесская Карелия Коми Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртская Хакасия Чеченская Чувашская Алтайский Краснодарский Красноярский Приморский Ставро- польский Хабаров- ский Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская Москва Санкт-Петербург Еврейская Агинский Бурятский Коми-Пермяцкий Корякский Ненецкий Таймырский Усть-Ордынский Ханты- Мансийский Чукотский Эвенкийский Ямало-Ненецкий

Приложение 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Источник: https://infopedia.su/10xbde7.html

Развитие культуры России в 60-90-е годы 19 века. (литература, искусство)

Русская культура 60-90-х годов XIX в.

Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной культуры.

Читайте также:  Каменный век - история России

Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе. Общественное движение, достигшее в это время невиданных ранее масштабов, стимулировало развитие демократических тенденций в просвещении, литературе, искусстве.

Народное хозяйство страны настоятельно требовало широкого притока квалифицированных специалистов, развития научных исследований и технических разработок. Все эти новые явления вызывали глубокую озабоченность правительства, жестко контролировавшего все сферы культурной жизни, которое пыталось задержать распространение демократических идей, реально угрожавших прочности самодержавия.

Борьба прогрессивной и консервативной тенденций пронизывала в эти годы весь процесс формирования и развития русской культуры.

Русская литература 60-90-х годов.

В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, И.А.Гончаров, А.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов.

Для литературы этого периода присуще пристальное внимание к человеку, глубокое проникновение в его внутренний мир и в то же время широта анализа русской действительности, протест против несправедливости и социального зла во всех сферах общественной жизни. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А.

Некрасова, тонких лириков Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н.Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский – в С.-Петербурге, на сценах которых выступали П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, А.И.

Южин (Сумбатов), П.А.Стрепетова, М.Г.Савина и многие Другие замечательные актеры.

Музыка.

Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение («могучую кучку»), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В.Стасов. В это объединение вошли Л.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи, М.А.Балакирев.

Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И.Чайковского.

Период расцвета переживали в эти годы русская национальная опера, балет, симфоническая музыка. Центрами музыкальной жизни страны становятся С.-Петербургская и Московская консерватории, директорами которых были А.Г. и Н.Г.Рубинштейны.

Изобразительное искусство.

В пореформенные годы в русском изобразительном искусстве продолжался процесс создания национальной художественной школы.

В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочные позиции в русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии во главе с И.Н.

Крамским отказалась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академии ими была создана «Артель художников» – демократическое объединение, членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.

Осенью 1870 г. Н.И.Крамской, В.Г.Перов, Н.Н.Ге и Г.Г.Мясоедов основали «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее до 1923 г. Картины «передвижников» регулярно выставляя лись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интерес демократической общественности.

Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е.Репина («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван» и др.), картины В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, В.В.Верещагина.

Крупнейшими русскими скульпторами в эти годы были М.М.Антокольский, А.М.Опекушин, М.О.Микешин.

Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграли известные коллекционеры и меценаты. Так, трудами П.М.Третьякова в Москве была открыта художественная (Третьяковская) галерея, ставшая настоящей сокровищницей национальной живописи.

Архитектура.

Русская архитектура рассматриваемого периода постепенно осваивала новые строительные материалы и технологии (металлоконструкции, бетон и т.п.), что позволяло придавать зданиям качественно новый облик.

С развитием капитализма в России новые требования стали предъявляться к постройкам утилитарного назначения. При строительстве заводских корпусов, вокзалов, доходных домов (в которых квартиры сдавались в наем) на первое место выходит целесообразность тех или иных архитектурных решений.

Для сооружений 70-90-х годов характерно смешение стилей (эклектика), вместе с тем большое внимание уделяется национальным традициям, которые получили отражение в так называемом «псевдорусском» стиле. В эти годы быстро застраиваются целые кварталы в С.

-Петербурге и Москве, возникают рабочие окраины в крупных промышленных городах, много внимания уделяется городской планировке (Одесса, Рига и др. города).

Русская культура пореформенного периода была теснейшим образом связана с теми огромными изменениями, которые произошли в экономической, политической и социальной сферах страны, опираясь на широкое демократическое движение, она сделала громадный шаг вперед, получила международное признание.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-i-otvety-po-otechestvennoj-istorii/177-razvitie-kultury-rossii-v-60-90-e-gody-19-veka-literatura.html

Развитие культуры в середине 50-60-х годов

Процессы изменений в общественно-политической жизни страны оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.

Однако в наследие от сталинского режима остался и продолжал действовать надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние на развитие культуры старался оказывать и сам Хрущев. Культуру пытались поставить на службу административно-командной идеологии.

Особенно яркие результаты оттепели проявились в литературе и искусстве. Вновь начали издаваться произведения реабилитированных писателей. Оживлению культурной жизни способствовало появление большого количества новой литературы.

Особую популярность снискал журнал «Новый мир», издаваемый под редакцией А.Т. Твардовского. Журнал «Юность», возглавляемый В.П. Катаевым, а впоследствии Б.Н. Полевым, предоставлял возможность публиковать свои произведения молодым авторам. В журнале «Октябрь» (прозаик и публицист В.А. Кочетов) печатались авторы, не одобряющие антисталинские настроения.

В литературе, кино, изобразительном искусстве появились молодые талантливые авторы, не боявшиеся говорить правду.

Поэты Р. Рождественский, А. Вознесенский Е. Евтушенко, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина, кинорежиссеры А. Тарковский, Г. Чухрай, скульптор Э. Неизвестный получили признание и мировую известность.

Значительным событием стала публикация в журнале «Новый мир» произведения Д. Дудинцева «Не хлебом единым» и повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», посвященных теме сталинских репрессий.

Со второй половины 60-х гг. стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученые получили возможность участия в международных конференциях.

Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1958 г. был организован Международный конкурс исполнителей им. Чайковского. Возобновлена работа Московского кинофестиваля.

В хрущевское десятилетие успешно развивалась наука. На исследования и строительство научных центров выделялись огромные средства. Примером этому может служить формирование крупнейшего научного центра — Сибирского отделения Академии наук СССР. Общепризнанными в мире стали достижения в области фундаментальных исследований в различных областях науки.

Особенно успешными стали достижения в освоении космоса. 4 октября 1957 г. СССР осуществил запуск первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек — Ю.А. Гагарин.

Однако противоречия в проведении культурной политики все чаще приводили к конфликтам с деятелями культуры. Хрущев и его советники из числа деятелей культуры занимали консервативно-охранительные позиции.

Драматичным событием культурной жизни страны стало гонение на поэта и прозаика Б.Л. Пастернака за публикацию романа «Доктор Живаго». За рубежом он был исключен из Союза писателей. Подвергся жестокой критике и В. Гроссман, чей роман «Жизнь и судьба» был арестован КГБ.

На выставке в Манеже Хрущев лично устроил разнос художникам-авангардистам. Он продемонстрировал некомпетентность и непоследовательность в вопросах идеологии и культуры.

Идеологический диктат сохранился во многих областях духовной жизни. Особенно наглядно это проявилось в исторической науке. Даже робкие попытки пересмотреть некоторые проблемы истории КПСС вызывали яростное осуждение и начало борьбы с «буржуазной идеологией».

В период хрущевской оттепели началось движение диссидентов, которое положило начало неформальной культуре в обществе.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/razvitie-kultury-v-seredine-50-kh-60-kh-godov/

Ссылка на основную публикацию