Культура России в смутное время — история России

Россия в Смутное время (1598-1613 гг.)

Культура России в смутное время - история России

Смутным временем в истории России можно назвать период продолжительностью 14–15 лет (с 1598 по 1613 гг.) со времени смерти Федора Ивановича (сына Ивана IV) до избрания на престол родоначальника новой династии – Михаила Романова, родственника 1-ой жены Ивана IV.

Это период гражданской войны, межцарствия, самозванства и интервенции. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана Грозного и при его преемниках (рис. 30).

В столкновение приходят все социальные слои общества.

Боярство боролось за ограничение царской власти и восстановление своих привилегий, дворянство добивалось возможности продвижения по службе за личные качества, а не за знатность рода, крестьянство выступало против усиливавшегося крепостного права, вольное казачество отказывалось подчиняться властям вообще и переходило к разбою. Происходит «великая разруха Московского государства», слабость государственной власти приводит к неподчинению окраин центру. Лихолетье затронуло все стороны русской жизни и поставило вопрос о самом существовании Российского государства.

Смута можно условно разделить на три периода.

Династический период. Главным содержанием этого периода Смуты (1598–1606 гг.) явилась борьба различных боярских родов и политических сил за царский престол, то есть верховную власть в государстве.

После смерти старшего сына Ивана Грозного – царя Федора в январе 1598 г. династия Рюриковичей прекратила свое существование.

Законных наследников трона не оказалось, так как младший сын Ивана IV царевич Дмитрий при весьма загадочных обстоятельствах погиб в Угличе в возрасте восьми с половиной лет.

Несмотря на сопротивление Боярской думы, 17 февраля 1598 г. Земский собор по предложению патриарха Иова избрал царем Бориса Годунова (1598–1605 гг.). Таким образом, с учетом своего правления при царе Федоре, Борис Годунов руководил русским государством не менее 16 лет. Как правителя, а затем и государя Б.

Годунова отличали таланты администратора и дипломата. При нем на Руси установились тишина и относительный порядок. Однако в нач. XVII в. царствование Б. Годунова осложнилось появлением в России в 1603 г. самозванца в лице чернеца Григория Отрепьева. Последний объявил себя чудом спасшимся младшим сыном И.

Грозного – угличским царевичем Дмитрием, почему и вошел в историю под именем Лжедмитрия I.

Голод в стране, самозванство, а также неожиданная, скоропостижная смерть Бориса Годунова 13 апреля 1605 г. привели к тому, что царем бояре признали Лжедмитрия I. Но царствовал он менее года. В ночь на 17 мая 1606 г. около 200 вооруженных дворян во главе с В.

Шуйским и братьями Голицыными ворвались в Кремль, перебили охрану и убили самозванца. Трон перешел к боярскому царю В. Шуйскому (1606–1610 гг.). Он не был избран Земским собором, его привели к власти бояре, которые на Красной площади выкрикнули его царем.

Социальный период. С воцарением В. Шуйского начался 2 период Смуты (1606–1610 гг.). Для него характерны три основных события.

Одним из них явилось погружение страны в пучину гражданской войны. Ее наиболее драматичные страницы связаны с именем Ивана Болотникова (рис. 31). На стороне Болотникова было и дворянство, воевавшее против боярской аристократии, ее ставленника В.

Шуйского и опричного боярства; и старая боярская олигархия (Мстиславские, Шуйские, Голицыны и др.), желавшая восстановить доопричные порядки; и новое (опричное) боярство (Бельские, Шаховские, Романовы, Шереметевы и др.), воевавшие против старого боярства и стремившиеся уничтожить его вместе с В.

Шуйским; и крестьяне (владельческие и черносошные), боровшиеся против усиления крепостного права и «ненастоящего» царя Шуйского; и казачество, выступавшее против распространения на казачьи районы крепостного права и урезывания их привилегий; и посадское население, настроенное против боярства, а потом и против Болотникова. Таким образом, в войну были вовлечены все основные слои населения страны.

Другим важным событием стало появление летом 1607 г. нового самозванца – Лжедмитрия II. Он был ставленником крупных польских магнатов и шляхетства.

Таким образом, гражданская война в России дополнялась и осложнялась скрытой иностранной (польской) интервенцией. Летом 1608 г. самозванец подошел к Москве и начал ее осаду, расположив свой лагерь в Тушино. Отсюда его прозвище «тушинский вор».

Сложилась ситуация, когда и у Шуйского, и у самозванца не хватило сил для взаимного разгрома.

Третьим событием социального периода Смуты явилось начало открытой польско-шведской военно-католической интервенции против России. В 1609 г. Шуйский, в обмен на территориальные и политические уступки, заключил договор со Швецией, согласно которому король давал 2 тыс. конницы и 3 тыс. человек пехоты наемного войска.

Это позволило русско-шведскому войску под командованием молодого (24 года), но талантливого полководца М.В. Скопина-Шуйского весной 1610 г. разбить самозванца и деблокировать Москву. Однако Польша, бывшая тогда в состоянии войны со Швецией, начала открытую интервенцию в Россию, осадив Смоленск осенью 1609 г.

Грабежи и насилия, творимые поляками, их попытки насадить католичество в православной стране пробуждали русский народ к борьбе против иноземцев и иноверцев. Тяжелым положением России решила воспользоваться и Швеция.

Она начала открытую интервенцию против нашей страны, оккупировав большую часть Новгородской области (в июле 1611 г. захватили и Новгород).

Национальный период. Главным содержанием этого периода была реальная угроза потери национальной самостоятельности русским народом и его борьба против польско-литовской и шведской интервенции.

В июле 1610 г. боярами был свергнут царь Василий Шуйский. В результате в стране установилась власть Боярской думы в форме Семибоярщины – власти семи наиболее родовитых членов думы во главе с князем Ф. Мстиславским.

Семибоярщина совершила акт национальной измены, заключив договор с польским королем Сигизмундом III о призвании его сына Владислава (католика) на русский престол вместо свергнутого православного царя. 21 сентября 1610 г.

польские интервенты оккупировали Москву. В то же время наемные шведские войска 16 июля 1611 г. захватили Новгород. Король Карл IX выдвинул на русский престол своего сына принца Карла-Филиппа. К весне 1612 г.

на северо-западе России шведы захватили Ям, Орешек, Порхов, Ладогу, Тихвин.

Таким образом, в третьем периоде Смуты вопрос стоял не только о земном существовании русского народа, но и (что тогда считалось гораздо более важным) об окатоличивании его души, то есть о потере им жизни вечной. Эта угроза стала одной из основных причин начала и роста народного движения против шведской и польской военно-католической интервенции.

Важнейшим событием национального периода Смутного времени явилось народное движение против военно-католической интервенции, создание двух народных ополчений. Первое ополчение сформировалось весной 1611 г. на Рязанской земле под руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, его брата Захария и князя Дмитрия Пожарского.

Однако в нем еще не было духовного единства. Поэтому это ополчение, блокировавшее поляков в Москве, раскололось изнутри. Второе ополчение сформировалось осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде во главе с Кузьмой Мининым (?–1616 г.), нижегородским старостой. Воеводой был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642 гг.).

Читайте также:  Восстание черниговского полка - история России

Духовным отцом Второго ополчения стал глава нижегородского духовенства протопоп Савва Ефимьев. Огромную роль в общерусском деле сыграл патриарх Гермоген, призывавший русских людей подняться на борьбу против захватчиков-католиков. В марте 1612 г.

Второе ополчение вышло в поход на Москву, а уже 26 октября освободило ее от интервентов, предварительно (22–24 августа) сокрушив сильное регулярное польское войско во главе с гетманом Ходкевичем, спешившее на помощь польскому гарнизону в Кремле.

В настоящее время 4 ноября является днем воинской славы России – Днем освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. Воодушевленный освобождением Москвы, народ повсюду стал изгонять захватчиков.

Двадцать первого февраля 1613 г. Земский собор избрал русским царем 16-летнего сына митрополита Филарета – Михаила Федоровича Романова (1613–1645 гг.), племянника бывшего царя Федора Иоанновича – сына Ивана Грозного.

Преемственность с Рюриковичами была соблюдена. Филарет, вернувшийся из польского плена, в 1619 г. был избран Патриархом всея Руси. По В.О.

Ключевскому, «конец Смуте был положен вступлением на престол Михаила Романова, ставшего родоначальником новой династии», существовавшей 304 года.

С приходом к власти Романовых начинается восстановление российского государства на религиозно-нравственных, духовных традициях и социально-политических основах цивилизации православного типа.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/19058.html

Шпаргалки по истории — Смутное время в России

18. Смутное время в России.

1598-1613.

Причины смутного времени:

  1. Нац политика проводилась деспотическими методами, силами крайне малочисленной администрации.

  2. полное забвение интересов народа вызвало его недовольство

Поводом к смутному времени явилось прекращение династии Рюриковичей, Богом установленной династии в соотв-вии с идеей М — 3 Рим.

Этапы смуты:

1 период: 1598 — май 1608 Династический кризис, т.е. смута охватила только верхушку (б. Г. И Лжедмитрий 1)

2 период май 1606 — 1610 период соц кризиса — смута охватила все слои населения (Вас Шуйский)

3 период 1611 — 1612 — период нац кризиса — встала угроза потери нац независимости (семибоярщ)

В 1598 году Б. Г был провозглашен царем. БГ — выходец из дворянского сословия. БГ принимает все усилия для восстановления эк потенциала страны. Терр-рии наиболее сильно пострадавших от опричнины на 10 лет освобождались от податей и налогов. БГ способствовал развитию торговли.

При нем был принят торговый устав, кот уменьшил внутр тамож пошлины для купцов. При нем происходит укрепление внешнеполит позиций г-ва. Некот территории, кот Россия потеряла во время Ливонской войны были возвращены в состав России при БГ. Идет интенсивное освоение новых терр-й и строит-во городов. При БГ М становится центром православия.

В 1590 году М митрополия была преобразована в Моск патриаршество. В годы голода 1600-1603 БГ организовал бесплатную раздачу хлеба голодающим. Внутр политика БГ не имела успеха т.к. степень эк разрухи была очень сильной, против БГ активно выступало боярское сословие, народ не поддержал БГ т.к.

он не был отпрыском династии Рюриковичей, и пошел на ряд непопулярных мер. При нем начинается политика дальнейшего закрепощения кр-н. В 1597 году он издал указ о введении 5 летнего срока сыска беглых кр-н. Расправлялся со своими врагами. В 1605 году БГ умирает при невыясненных обст—вах и на престол взошел Лжедмитрий1.

Он был поддержан всеми сословиями. Бояре его поддержали надеясь на совместное правление, народ надеялся на усмирение бояр, Польша претендовала на ряд русск терр-й, Лжедм1 был поддержан папой римским. В мае 1606 года Лжедм1 был убит. Царем был провозглашен В. Шуйский, простоял на престоле до 1610 года. ВШ — это выходец из знатного рода бояр.

При ВШ складывается предпосылка к системе олигархического управления. Бояре заставили ВШ подписать документ о совместном правлении. В это время:

  1. усиливаются народные выступления. Кр в-на 1606 — 1607 под рук-вом И. Болотникова

  2. Появление Лжедм2

  3. начинается шведская интервенция 1609 и начинается открытая интервенция Польши. В 1610 году ВШ был

Источник: https://infourok.ru/shpargalki-po-istorii-smutnoe-vremya-v-rossii-2884212.html

Филюшкин А.И. (науч. ред.) Смутное время в России: Конфликт и диалог культур

на правах рекламы

Филюшкин А.И. (науч. ред.) Смутное время в России: Конфликт и диалог культурМатериалы научной конференции, Санкт-Петербург, 12-14 октября 2012 г. СПб.: Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. — 336 с.

Информация о файле: djvu, 11 mb

Скачать с sibit.net
Скачать с turbobit.netСмута (1604–1618) – первая гражданская война в истории России, оказавшая судьбоносное воздействие не только на ее судьбу, но и на историю соседних стран и регионов, от Балтийского мира до будущей Украины.

В начале XVII века на территории Восточной Европы происходили интенсивные контакты и конфликты различных стран, народов, культур: православной России, католической Речи Посполитой, протестантской Швеции.

В результате Россия вышла из политического кризиса с большими потерями, но обновленной и со значительным потенциалом развития, Речь Посполитая окончательно исчерпала свой «восточный проект», а Швеция, хотя и не смогла целиком покорить русский Северо-Запад, добилась другой своей мечты: превратила Балтийское море во внутреннее «шведское озеро».

В сборнике печатаются результаты исследований ученых из России, США, Германии, Швеции, Польши, Израиля, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Молдовы. Они охватывают широкий исторический диапазон (Смута рассматривается в контексте военной, религиозной, социальной истории эпохи) и содержат новейшие в отечественной и зарубежной историографии трактовки истории Смутного времени.

Содержание.Антонов Д. И. «Демонология самозванства»: потешный ад Лжедмитрия I.Белгородская Л. В. Образ Смутного времени в англо-американской энциклопедистике XX – начала XXI в.Беляков А. В. Крымский царевич Мурад-Гирей в Астрахани (1586–1591 гг.): западноевропейский аспект политики Бориса Годунова на Северном Кавказе.Боднарюк Б. М., Яновский Я. М.

Иван Подкова или Никоаре Крецул (к проблеме самозванчества в Молдавии в 70-х гг. XVI в.).Василик В. В. Образ самозванца в нарративе первой трети XVII в.: Лжедимитрий как Юлиан Отступник и Антихрист.Виноградов А. В. Внутриполитическое и внешнеполитическое положение Речи Посполитой в статейных списках русских посольств в последние годы Ливонской войны.Виноградов А. А.

Знание истории Отечества как один из признаков уважения к своему народу (на примере знания студентами событий Смутного времени и освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 г.).Гадалова Г. С. Рукописные литературные памятники тверских хранилищ о событиях Смутного времени.Гипич В. В. Московское государство первой половины XVII в. и «Смутное время» в сочинениях польских мещан.

Gruber I. On the meaning of vox populi (глас народа) in the Russian Time of Troubles: A comparative perspective.Дворниченко А. Ю. Руслан Григорьевич Скрынников — исследователь Смутного времени.Davies B. The Lisovchiki in Muscovy, 1607–1616.Ерусалимский К. Ю. Государственная измена и дискурсы лояльности в России второй половины XVI – начала XVII в. Исаев Д. П.

Митрополит Филарет и посольство к Сигизмунду: проблемы индивидуального поведения и рамки социального.Карнаухов Д. В. История Смутного времени в «Московской хронике» Александра Гваньини.Купиш Д. Эхо «Смуты» в политике Речи Посполитой по отношению к Москве в годы смоленской войны 1632–1634 гг. Клецкова Е. Ю. Участие запорожских казаков в русской Смуте.Кобзарева Е. И.

Читайте также:  Государственные мероприятия советской власти - история России

Отсвет Смуты: отношение в Новгороде к «изменникам» в первые годы после заключения Столбовского мира (1617 г.).Коваленко Г. М. Станислав Жолкевский и Якоб Делагарди в России.Козловский С. О. «Великий голод и Смутное время»: к вопросу о влиянии природно-климатического фактора на социально-политический кризис России второй половины XVI – первой половины XVII в. Комочев Н. А.

Пожалования вотчинами участников Смутного времени при царе Михаиле Федоровиче.Конев А. Ю. Сибирские иноземцы и русская Смута: от присяги на верность до «изменного дела».Корзинин А. Л. Дискуссионные вопросы изучения Государева двора в Русском государстве середины XVI в.Короткий В. Г.

Белорусская, русская, украинская «смуты» — истоки переделов границ стран Центральной и Восточной Европы в XVI–XVII вв.Кузнецов А. А. Нижегородская генеалогическая легенда Шуйских начала XVII в.Кузьмин А. В. Роль Милославских в Смутное время.Кюнг Э. Отношения Швеции и России в вопросах организации почтовой связи во второй половине XVII в.Кяупене Ю.

Конфликт и диалог культур в военно-политических отношениях России и Речи Посполитой во времена назревания Смуты (антропологический аспект).Лисейцев Д. В. Новые сведения о жизни и семье дьяка Ивана Тимофеева.Лобин А. Н. «Воинские книги» 1607–1620 гг.: опыт заимствования европейской военно-теоретической науки.Малов А. В. Северо-Западное пограничье в конце Смуты (1613–1619 гг.

): К методике реконструкции событий и источниковедению темы.Мауль В. Я. Телесные особенности Лжедмитрия I в контексте западной и русской культурных традиций.Мещенина А. А. «Угличское событие» С. Д. Шереметева.Мининков Н. А. Дон и Россия на путях выхода из Смуты: формирование основ взаимоотношений после 1613 г.Мининкова Л. В. В. О.

Ключевский о Смуте как о предпосылке конца вотчинного государства в России.Михайлова И. Б. «Ненастоящий» царь как проблема Смуты начала XVII века.Молочников А. М. Смоленский род Полтевых и служба по отечеству в XVI – начале XVII в. Морохин А. В., Кузнецов А. А. Кузьма Минин: факты и легенды.Назаров В. Д. Феномен П. П.

Ляпунова: провинциальное дворянство и политическая борьба в годы Смуты.Опарина Т. А. Полемическая книжность восточнославянских земель Речи Посполитой в России в эпоху Смуты.Папков А. И. Русская православная церковь на юге России в годы Смуты.Пенской В. В. Русская Смута начала XVII в. — локальное явление или часть общемирового процесса? .Почекаев Р. Ю.

Москва и ее тюрко-монгольские вассалы в эпоху Смуты: правовые аспекты взаимоотношений.Рабинович Я. Н. Первые посольства нового новгородского правительства Делагарди — Одоевского в Москву и Стокгольм в 1611 г. и судьба их участников.Рахимзянов Б. И. Город Касимов и касимовские татары в Смуту.Селин А. А. Смутное время в историографии последних лет.Скобелкин О. В.

Испытание на лояльность: иноземцы и московские власти в эпоху Смуты.Солодкин Р. А. Московская Смута в представлениях английских современников: вопросы историографии.Солодкин Я. Г. Существовала ли Семибоярщина в годы Московской Смуты?Соснина Е. В.

Документальные и материальные источники в фондах музея-заповедника «Александровская слобода» по истории русско-польской войны 1609–1618 гг.Толстиков А. В. Петр Петрей и шведская пропаганда в период Смуты.Ульяновский В. И. Вселенское Православие и Московское царство в начале Смуты.Федорук А. В. «Лисовчики» в битве на Белой горе 1620 г. (К вопросу о военной деятельности украинского казачества после окончания русской Смуты).Филюшкин А. И. Последнее слово ливонца: Франц Ниенштедт о Ливонской войне.Чепель А. И. «Из невеликой искры огнь востати может»: русско-шведский приграничный диалог после Столбовского мира.Чеченков П. А., Черненко Д. А. Нижегородская служилая корпорация до и после Смуты: первые итоги изучения иностранной прессы в XVII в.Штыков Н. В. Верхневолжье в эпоху Смуты в трудах деятелей Тверской ученой архивной комиссии.

Якубов В. В. Участие населения белорусских земель ВКЛ в Смуте.

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

    Лисейцев Д.В. Посольский приказ в эпоху СмутыЛисейцев Д.В. Посольский приказ в эпоху Смуты М.: Институт российской истории РАН, 2003. — 490 с. В монографии Д.В. Лисейцева рассматривается история российского внешнеполитического ведомства в 1604-1619 гг. — в эпоху Смуты и ее преодоления. В основе Источниковой базы исследования лежат материалы делопроизводства Посольского приказа начала XVII века; привлечены и другие источники (разрядные…
    Люкшин Д.И. Вторая русская смута: крестьянское измерениеЛюкшин Д.И. Вторая русская смута: крестьянское измерение М.: АИРО-XXI, 2006. — 144 с. В монографии представлен оригинальный анализ главного аспекта русской смуты начала XX века. Исследование основывается на глубокой проработке традиций отечественного крестьяноведения, введения в научный оборот большого корпуса новых архивных документов, многомерной интерпретации поволжского сценария общинной…
    Вернадский Г.В. История России. Московское царствоВернадский Г.В. История России. Московское царство Тверь — М.: Леан; Аграф, 2000. «Московское царство» – книга, завершающая «Историю России» Г.В. Вернадского. Автор повествует о событиях отечественной истории от эпохи царствования Ивана Грозного до Смутного времени и восхождении на престол и утверждении династии Романовых. На основе обширного круга источников, читатель знакомится с определяющими…
    Морозова Л. История России. Смутное времяМорозова Л. История России. Смутное время М.: АСТ, Астрель; 2011. — 588 с. Книга историка Л.Е. Морозовой «История России. Смутное время» посвящена исследованию событий, связанных с затяжным династическим кризисом, возникшим в Русском государстве после смерти в 1598 г. последнего царя из династии Рюриковичем, Федора Ивановича. Работа выполнена с привлечением широкого круга источников, каждому из…
    Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М.: Памятники исторической мысли, 1995. – 481 с. ISBN 5-88451-007-1 Очерки по истории Смутного времени – самое полное исследование, посвященное одному из самых сложных и трагичных периодов русской истории, который повлиял на весь дальнейший ход событий в нашей стране. Выдающийся русский историк С. Ф. Платонов, подробно…

Источник: http://na5ballov.pro/lib/drevrus/1463-filyushkin-ai-nauch-red-smutnoe-vremya-v-rossii-konflikt-i-dialog-kultur.html

Читать

В исторической науке Смутой, или Смутным временем, называются события, связанные с затяжным династическим кризисом, возникшим в Русском государстве после смерти в 1598 г. последнего царя из династии московских Рюриковичей – Федора Ивановича.

Это и бесконечная смена правителей на престоле, и острые социальные и политические баталии, и кровавое междоусобие, и иностранная интервенция, и, наконец, подъем всех патриотических сил общества для борьбы со всеми внешними и внутренними врагами для освобождения страны и восстановления национального государства.

Читайте также:  Какие точки зрения существуют по вопросу о месте России в мировой цивилизации? - история России

Следует отметить, что сам термин «Смута» для обозначения событий начала XVII в. в России был придуман подьячим Посольского приказа Г. Котошихиным, который в 1664 г. бежал из России и написал в Швеции сочинение о порядках и обстановке в Русском государстве.

Среди исследователей до сих пор нет единого мнения ни о причинах начала Смуты, ни о хронологических рамках этого периода, ни о том, каковы были ее результаты.

Известный историк XIX в. С.М. Соловьев полагал, что главная причина Смуты заключалась в столкновении старых дружинных начал с новыми государственными. Оно выразилось в борьбе московских государей (Бориса Годунова, Василия Шуйского) с боярством и противогосударственными устремлениями казачества. Этой же точки зрения придерживался и И.Е. Забелин.

Другой не менее известный историк XIX в. Н.И. Костомаров основную причину Смуты видел в происках папской власти и польского короля, выдвинувших самозванцев Лжедмитриев, которые намеривались подчинить себе Русское государство.

В.И. Ключевский полагал, что все заключалось в аномальном характере верховной власти в Русском государстве XVI в.

В ней объединялись два непримиримых начала: царь был не только верховным правителем (так должно быть в государстве), но и территориальным владельцем страны (это могло быть только в уделе).

В итоге до Смуты государство было не добровольным союзом целого народа, а царским хозяйством, в котором закон часто представлял собой лишь государево распоряжение. Поэтому после смерти последнего законного представителя династии московских князей в стране возник хаос.

Известный дореволюционный исследователь Смутного времени С.Ф.

Платонов видел его истоки в правлении Ивана Грозного, который неразумной внешней и внутренней политикой привел русское общество к разделению на враждующие группировки.

Он делил Смуту на три периода: 1 – борьба за московский престол различных претендентов; 2 – разрушение государственного порядка в ходе социальных боев; 3 – борьба за национальную независимость.

В советской историографии термин Смута был отвергнут. Вместо него была разработана концепция крестьянских войн против крепостного строя. События начала XVII в. стали называться «Первой крестьянской войной под руководством И.И. Болотникова».

Затем Р.Г. Скрынников вновь восстановил термин «Смута» и стал считать, что в это время происходила острая социально-политическая борьба, в которую были вовлечены все слои русского общества. А Л. Станиславский предложил новый термин для этого времени – гражданская война. По его мнению, главной движущей силой ее было казачество.

Американский ученый Ч. Даннинг предположил, что причиной Смуты было то, что широкие народные массы с оружием в руках начали сражаться «за доброго царя Дмитрия». Немецкий историк Г. Нольте высказал мнение, что в это время произошло восстание простых людей российских окраин против центрального правительства с целью добиться большей самостоятельности.

Наличие столь значительного количества различных концепций Смутного времени объясняется не только сложностью этого периода, но крайней противоречивостью источников, которые используются для его изучения.

Дело в том, что в ходе гражданских, социальных и освободительных битв резко возросла политическая активность всех слоев общества, повысились их самосознание и самообразование. Результатом этого стало создание большого числа сочинений о Смутном времени.

На их страницах современники описывали происходившие события, высказывали к ним отношение, пытались дать им оценку и вскрыть причины. Жанры этих произведений самые разнообразные.

Это и летописцы, и хронографы, и истории, и повести, и сказания, и жития, и плачи, и даже чудесные видения.

Все эти памятники, наравне с актовым материалом, являются важнейшими источниками для изучения Смутного времени. Ведь в них авторы в яркой и образной форме делились своими воспоминаниями о пережитом.

Однако ближайшее ознакомление с этими сочинениями показывает, что в одних содержится хвалебная характеристика Бориса Годунова, в других – этот царь назван преступником, покусившимся на жизнь сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, в третьих – ему дана двойственная характеристика.

Есть и такие памятники, в которых выражено полное равнодушие к царю Борису, но всячески прославлен Василий Шуйский. Главным врагом в них назван самозванец Григорий Отрепьев, пытавшийся присвоить царскую власть и окатоличить русских людей.

Некоторые исследователи попытались объяснить эти различия политическими пристрастиями писателей и временем создания произведений. По их мнению, сочинения, созданные в правление царя Бориса, должны прославлять именно его, при В.

Шуйском, соответственно – этого царя и т. д. Однако обнаруживается, что в написанной при Михаиле Романове рукописи Филарета вдруг снова прославлен давно умерший В.И. Шуйский. Аналогично, в поздней Латухинской степенной книге оказалась хвалебная характеристика Б.Ф.

Годунова. Число таких примеров велико.

Еще больше разнятся авторы сочинений о Смуте в понимании ее причин. Например, дьяк Иван Тимофеев видел ее истоки в правлении Ивана Грозного. Троицкий келарь Авраамий Палицын клеймил все общество за грехи.

В «Сказании о Гришке Отрепьеве» главным виновником назван самозванец Лжедмитрий I, в «Повести како отмсти» и «Повести како восхити» – Борис Годунов.

В «Новой повести» главные враги Веры и Отечества – это поляки во главе с королем Сигизмундом III.

Все эти противоречивые оценки повторяются потом в трудах историков, и это ведет к тому, что суть Смуты становится еще более непонятной. Где же выход?

Он видится в том, чтобы наиболее подробнейшим образом представить ход событий Смутного времени с использованием самых разнообразных источников. При этом необходимо давать каждому из них характеристику о степени его достоверности и объективности в оценке происходившего.

Литература

Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Сочинения. Книга IV. Т. 7. М., 1989; Забелин И.Е. Минин и Пожарский. М., 1901; Костомаров Н.И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила. М., 1988; Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1937, Ч. III.; Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.

, 1993; он же. Смутное время. Прага, 1924; Смирнов И.И. Восстание Болотникова. 1606–1607. Л., 1951; Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. Л., 1985; он же. Россия в начале XVII в. Смута. М., 1988; Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. Казачество на переломе истории. М., 1990 и др.

Среди исследователей нет единого мнения по поводу того, когда началась Смута. Одни полагают, что ее началом была смерть царя Федора Ивановича – последнего представителя династии московских князей. После этого разразился династический кризис с чехардой на престоле и хаосом в стране.

Закончился он лишь с избранием на царство Михаила Федоровича Романова, ставшего родоначальником новой царской династии. Другие считают, что настоящая Смута началась лишь осенью 1604 г.

, когда на территорию Русского государства вторгся небольшой отряд Лжедмитрия I и начались военные действия.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=193146&p=1

Ссылка на основную публикацию