Культура России екатерининской эпохи — история России

Культура России 18 века: развитие, достижения :

XVIII столетие в мировой истории – это время больших изменений в социально-общественном устройстве и мировоззрении. Неслучайно его называют «веком просвещения». Идеи Дидро, Руссо, Радищева и Вольтера способствовали утверждению духа свободолюбия, побуждали к борьбе с религиозной косностью и догматизмом.

Новые веяния стали ощутимы в культурной жизни всех европейских стран. Образование, наука, философия, искусство несли на себе отпечаток идей просветителей. Культура России 18 века также переживала небывалый подъем, обусловленный несколькими факторами.

Этапы развития

В исторической науке культуру Московского царства принято называть «древней» или «средневековой». Петровские реформы и создание Российской империи коренным образом изменили не только общественно-политическое устройство русского государства, но и его культурную жизнь.

На рубеже XVII-XVIII веков ослабло влияние православной церкви, до этого старавшейся оградить страну от «еретического» воздействия Запада. Поэтому развитие культуры 18 века в России шло уже по общеевропейскому пути. Одним из самых больших достижение этого периода стало появление светского искусства, никак не связанного с церковным мировоззрением.

В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:

  1. Первая четверть XVIII столетия (время Петровских реформ).
  2. 30-60 годы (достижения в области искусства, литературы и науки).
  3. Последняя четверть века (рост демократизации культуры и просветительства).

Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.

Достижения в сфере просвещения

На развитие культуры России в 18 веке огромное влияние оказали перемены в области образования, заботу о котором Петр I возвел в ранг государственной политики. С этой целью в годы его правления были открыты новые учебные заведения:

  • навигацкая школа;
  • артиллерийская;
  • медицинская;
  • инженерная;
  • горнозаводские училища на Урале;
  • цифирные школы, где обучались дети подьячих и дворян.

Приемники царя-реформатора продолжили его дело, учредив таким образом Шляхетский и Пажеский корпуса, Смольный институт, Академию наук и Московский университет.

К концу столетия в России уже насчитывалось 550 учебных заведений. Свой вклад в дело просвещения внесла и первая газета «Куранты», а затем «Ведомости».

Кроме того, в стране возникло книгоиздательское дело, и благодаря просветителю Новикову Н. появились первые библиотеки и книжные лавки.

Научная деятельность и изобретательство

Среди российских ученых поначалу преобладали приглашенные из-за рубежа специалисты. Однако уже в 1745 г. на должность профессора Академии наук был избран Ломоносов, а в последующие годы ряды русских академиков пополнили Крашенинников С., Лепехин И., Румовский С. и др. Эти ученые оставили заметный след в развитии:

  • химии;
  • географии;
  • биологии;
  • истории;
  • картографии;
  • физики и других отраслей научных знаний.

Изобретатели также внесли огромный вклад в историю культуры России 18 века. Например, Никонов Е. создал водолазный костюм и примитивную подводную лодку. Нартов А. разработал новую технологию чеканки монет и изобрел токарный станок, а также машину для сверления пушечных дул.

От барокко до реализма

В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.

Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике.

Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М.

, Майкова В. и других авторов.

К достижениям в области литературы следует отнести:

  • появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
  • упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
  • написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).

В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.

Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма – стиля, получившего развитие в следующем столетии.

На смену иконописи

До XVIII в. главными и, по сути, единственными живописцами в России были богомазы, писавшие иконы. С развитием светского искусства появляются новые жанры.

Основоположником русской живописи считается Лосенко А.

Хотя его полотна были всего лишь подражанием западноевропейским образцам, все же они ознаменовали разрыв культуры России в первой половине 18 века с церковным искусством, диктовавшим как формы, так и сюжеты.

В последующие десятилетия в русской живописи стал лидировать портретный жанр. Камерные, парадные и интимные полотна на долгое время затмили создание бытовых сценок. Самыми известными художниками-портретистами той поры были:

  • Левицкий Д.
  • Боровиковский В.
  • Антропов А.
  • Рокотов Ф.

В конце века картины западноевропейских живописцев, приобретенные императрицей Екатериной, легли в основу художественной коллекции Эрмитажа.

В камне и металле

Отход изобразительного искусства от церковного догматизма дал невероятный толчок развитию ваяния. В этой области культура России 18-19 веков достигла высот мирового уровня. Античные статуи украшали парки и сады Петербурга, фонтаны – дворцовые комплексы, лепнины и рельефы – рациональную простоту фасадов.

Именно в России полностью проявился многогранный талант Растрелли К. Среди его творений, дошедших до нас, стоит упомянуть парадные бюсты, статую Анны Иоанновны и памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком. Наряду с Растрелли творил и русский скульптор Зарудный Иван.

Со второй половины 18 столетия ваяние в России стало еще более востребованным, как того и требовал стиль барокко. Скульптурами изобиловали фасады дворцов, общественных зданий, а рельефы активно использовались для украшения их интерьеров. Как и в живописи, в ваянии того периода активно развивался портретный жанр, в который внесли большой вклад почти все талантливые русские скульпторы:

  • Шубин Ф.
  • Гордеев Ф.
  • Прокофьев И.
  • Козловский М.
  • Щедрин Ф.
  • Мартос И.

Разумеется, одним из самых выдающихся достижений русской скульптуры 18 века стало создание «Медного всадника» по поручению императрицы Екатерины Второй.

Театральные подмостки

Культура России 18 века немыслима без театра и музыки. В это время были заложены основания, позволившие в следующем столетии ярко проявиться национальным дарованиям в этих областях искусства.

При Петре впервые стали проводиться музыкальные вечера – ассамблеи, на которых придворные и дворяне могли танцевать. Тогда же вошло в моду обучение игре на виоле, клавесине, флейте, арфе, а также обучение салонному пению.

С музыкой связано появление театра и русской оперы, первая из которых «Цефал и Прокрис» была поставлена в 1755 г. Но самым выдающимся произведением той эпохи искусствоведы считают оперу «Орфей и Эвридика» композитора Фомина Е. Кроме него, музыку сочиняли:

  • Березовский М.
  • Хандошкин И.
  • Бортнянский Д.
  • Пашкевич В. и др.

В царствование Екатерины особенной популярностью пользовался крепостной театр, в котором был собственный оркестр. Эти коллективы нередко активно гастролировали, пробуждая тем самым интерес к данному виду искусства. Говоря о культурных достижениях той поры, нельзя обойти стороной открытие в 1776 г. в Москве Петровского театра – предшественника известного на весь мир Большого театра.

Русское барокко и классицизм

В архитектуре России XVIII века господствовали два стиля. До середины столетия это было русское барокко, сменившееся классицизмом. Для первого стиля были характерны черты, заимствованные у голландских, немецких и шведских архитекторов. Примером тому может служить Петропавловский собор.

Однако, невзирая на приглашенных в Россию иностранных зодчих, вскоре в рамках барокко стали формироваться национальные архитектурные особенности. Русский стиль уже заметен в творениях Ухтомского Д., Земцова М., Мичурина И. Ну а бесспорными достижениями барокко были и остаются архитектурные шедевры Растрелли Б.: Петергоф, Екатерининский и Зимний дворцы.

Во второй половине 18 века в культуре России стали появляться черты нового стиля – классицизма, окончательно сложившегося в 80-х годах. Типичным примером архитектуры этого периода можно считать Таврический дворец, возведенный в Петербурге Старовым И. По его же проектам были созданы:

  • Троицкий и Князь-Владимирский соборы.
  • Здания Академии наук и Смольного института.
  • Александровский и Пеллинский дворцы.

Итоги

Конечно, кратко о культуре России в 18 веке и ее достижениях очень сложно говорить, настолько они многогранны и многочисленны.

Но все-таки невозможно спорить с тем, что это было время великого перелома, чему в немалой степени способствовали петровские реформы.

Влияние западного искусства, позволившего русской культуре стать светской, расширив сферу духовной деятельности, предопределило направления ее развития в следующем веке.

Источник: https://www.syl.ru/article/361343/kultura-rossii-veka-razvitie-dostijeniya

ЕГЭ. История. Культура. Архитектура 18 века

Архитектура 18 века

Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Растрелли Б.Ф.,  1754-1762

Особенности:

  • 18 век – расцвет архитектуры в России.
  • Три основных направления: барокко, рококо и классицизм. В течение века происходил переход от барокко (нарышкинского и петровского) к классицизму второй половины 18 века.
  • Сочетание в архитектуре российских и западных традиций, Нового времени и Средневековья.
  • В данный период создано большое количество архитектурных зданий, которые сегодня являются культурным наследием России.
Читайте также:  Внешняя политика юстиниана - история России

 

  • Основным строительным центром стал Санкт-Петербург. Здесь было построено множество дворцов с фасадами и парадными сооружениями, возведены дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.
  • Строились промышленные, общественные здания, верфи, заводы, коллегии, театры и др., то есть господствовала гражданская архитектура.
  • Начался переход к плановой застройке городов.
  • Приглашались голландские, итальянские, французские и немецкие мастера.
  • Во второй половине 18 века дворцово-парковые постройки возводились не только в столичных, но и в губернских и уездных городах.

Баженов В.И.(1738-1799)

Дом Пашкова,  Баженов В.И., Москва, 1784-1786, классицизм. Ныне – Российская государственная библиотека.

Москва, дворцовый ансамбль в Царицыно, Баженов В.И., ( совместно с М.Казаковым),1775.

Фигурный мост, Баженов В.И., Царицыно.

Хлебный дом, Баженов В.И., Царицыно.

Оперный дом, Баженов В.И., Царицыно.

Виноградная гроздь в арочных воротах, Баженов В.И., Царицыно

Казаков М.Ф.(1738-1812)

Старое здание МГУ, Казаков М.Ф., 1782 – 1793

Дом-усадьба Демидова, Казаков М.Ф., Москва, 1757 – начало строительства

Голицынская  (Градская)больница.К азаков м.Ф., 1796-1801

Здание Сената в Москве, Казаков М.Ф., Москва, Казаков М.Ф, 1776-1787

Генерал-губернаторский дом( сегодня- мэрия Москвы). Казаков М.Ф., 1782

Здание Благородного собрания, Казаков м.Ф., сейчас — Дом союзов, Москва, 1775

Кваренги Джакомо (1744-1817)

Концертный зал в Царском Селе. Кваренги Д., 1782-1788

Александровский дворец в Царском Селе, Кваренги Д., 1792-1796

Эрмитажный театр, Кваренги Д., Санкт-Петербург, 783-1787

Смольный институт в Петербурге, Кваренги Д.,1764

Конногвардейский манеж, Санкт-Петербург, Кваренги Д.,  1804-1807

Старый гостиный двор, Кваренги Д., Москва, 1790

Растреллли Б.Ф.(1700-1771)

Смольный монастырь, Растрелли Б.Ф., Санкт-Петербург,  (1748-1754)

Зимний дворец в Петербурге, Растрелли Б.Ф.,  1754-1762

Екатерининский дворец в Царском Селе, Растрелли Б.Ф.

(1752-1757)

Фельтен Ю.М.(1730-1801)

Малый Эрмитаж, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М., 1764-1766

Большой Эрмитаж, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М.,71-1787

Церковь Святой Екатерины на Васильевском острове, Фельтен Ю.М., Санкт-Петербург,1768-1771

Лютеранская церковь Святой Анны, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М.., 1775-1779

Чесменская церковь, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М..,1777-1780

Чесменский дворец, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М.., 1774-1777

Церковь Иоанна Предтечи на Каменском острове. Фельтен Ю.М.., Санкт-Петербург, 1776-1778

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/167-kultura-teoriya/776-ege-istoriya-kultura-arkhitektura-18-veka

Лекция 15 культура россии в xviii веке

ПЛАН

1 Реформы Петра I в духовной сфере. Варварские методы европеи­зации России.

2 Культура России от Екатерины I до Екатерины II.

Культура XVIII века занимает особое место в культуре Рос­сии, так как Петр I «прорубив окно в Европу», осуществил ги­гантские преобразования в культуре народа. Причем, эти преобра­зования, затронув в первую очередь элиту Российского общества, не оставили в стороне и низы. Так, при Петре I в России появил­ся картофель, помидоры, табак.

Для осуществления своих замыслов Петру I были необходимы грамотные, европейски образованные сподвижники. Уровень же об­разования российского дворянства был катастрофически мал.

Поэ­тому в первую половину своего царствования Петр I насильствен­но отправлял молодых дворян учиться за границу, в первую очередь, морской службе. По указу Петра I с января 1703 года стала выхо­дить в Москве первая газета «Ведомости».

В разгар шведской вой­ны Петр I выписал странствующую немецкую группу актеров Куншта и построил на Красной площади общедоступный театр.

Если до Петра I в России преобладала система гуманитарного образования, то Петр I заложил основы технического образования. Так, в 1701 году в Москве была открыта навигационная школа для детей дворян и прочих чинов, а в 1715 году — в Петербурге мирс­кая академия для детей знатного дворянства, 1711 году — инженер­ная школа.

Развивая техническое, образование, Петр I не забыл и гуманитарное образование. В 1705 году была открыта гимназия Глю­ка. Гимназия отличается от других школ расширенной гуманитарной подготовкой, в частности языковой. В 1714 году вышел указ об обя­зательном обучении дворянства и открытии цифирных школ при монас­тырях для «молодых ребяток изо всяких чинов людей».

В цифирных школах обучали письму, арифметике и части геометрии. Такова бы­ла программа начальных школ.

Разумеется, не стоит идеализировать школы времен Петра I. Из популярного фильма «Гардемарины вперед» мы узнали, что обу­чение в навигационной школе даже при Елизавете было поставлено плохо. А при Петре I, в 1722 году из Московской навигационной школы бежало 127 школьников. И все же начало было положено.

Петр I резко изменил быт правящих классов. До Петра I рос­сийское дворянство сидело по теремам, Петр I ввел ассамблеи. На ассамблеях гости говорили о делах, о новостях, пили, плясали.

В 1717 году была издана переводная книга «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». Это был свод пра­вил для дворянства.

«Молодой дворянин должен быть обучен языкам, конной езде, танцеванию, шпажной битве, красноглаголив и в кни­гах начитан». Но это идеальный дворянин.

А не идеальному дворянину было предписано «губ рукой не вытирать, за столом на стол не упираться, потом зубов не чистить, не чавкать, не проглотив куска не говорить и так далее».

Лучшим памятником Петру I стал город его имени Петербург.Борясь с засильем боярства в Москве, Петр I решил перенести столицу в другой город, построив его по типу Западных столиц, из камня, с широкими улицами. Первоначально планировалось, что столицей Российского государства станет Таганрог.

Поэтому Таган­рог стал первым городом в России, который строился по плану, но столицей не стал. Новой столицей России был объявлен Петербург в 1712 году. Город застраивался по проекту архитектора Еропкина.

Первые постройки города — это 2 крепости, здание Адмиралтейства, магазины, верфи, здания 12 коллегий.

В быту сам царь был прост, его личный дом в Петербурге состоял из2-х этажей, по 7 комнат на каждом этаже. Любимым местом отдыха царя стал Петергоф — загородный дворец и сад царя.

Для строительства Петергофа пригласили Леблона, кото­рый создал Версаль. Постройка осуществлена в строгом класси­ческом стиле, для которого характерны четкие геометрические фигуры. Дворец был украшен лестницами, а лестницы фонтанами.

Фонтаны Петергофа — это истинные шедевры мирового искусства.

Развитие архитектуры стало стимулом для развития скульп­туры, русская церковь в 1719 году запретила круглую скульптуру, но скульптура развивалась в форме барельефов. При Петре 1 рус­ская знать начала вывоз скульптур из Западной Европы. 1719 году, обмен на кости Святой Бригитты, найденные в монастыре под Ревелем, была ввезена в Россию всемирно известная статуя Венеры Милосской.

В 1716 году в Россию прибыл самый известный скульптор XVIII века Карл Растрелли. Он оставил нам бронзовый бюст Петра и конную статую Петра, которая стала первой скульптурой русс­кого императора.

Позднее в 30гг. Растрелли создал статую импе­ратрицы Анны Иоановны.

Тяжелая, пирамидальная фигура императ­рицы, с пустыми, ничего не выражающими глазами, эта скульпту­ра блестяще передавала тяжесть царствования Анны.

В первой четверти XVIII века в России появились первые ме­дали. На лицевой стороне был выбит образ Петра, а на обратной стороне эпизод боя, в котором отличился награждаемый.

Наряду с архитектурой и скульптурой развивается живопись. Крупнейшим художником XVIII века стал Иван Никитин. Он оставил нам несколько портретов Петра и его сподвижников. В живописи этого периода преобладала портретная живопись. Но Никитин оста­вил нам и два исторических полотна. Это изображение Куликовс­кой и Полтавской битв.

Таким образом, Петровская эпоха стала мощным стимулом для развития искусства. Образ жизни русской элиты был приближен к европейскому.

Вместе с тем, необходимо отметить, что европеизация России осуществлялась варварскими методами. В январе 1700 года было при­казано мужчинам одеть кафтаны венгерские, а в 1701 году новый указ: мужчинам надеть верхнее платье саксонское и французское, а исподнее, камзолы, штаны также сапоги, башмаки и шапки немецкие, женщинам шапки, кунтупи, юбки, башмаки немецкие.

Петр насильно брил бороды и заставлял носить парики. У городских ворот были расставлены присяжные наблюдатели бород и костюмов, которые штра­фовали нарушителей, а платья обрезали. Купцам за торговлю русс­ким платьем грозило битье кнутом, конфискация и каторга.

Только духовенство и крестьянство получило право сохранить националь­ный костюм, в частности, в деревнях сохранился русский сарафан. Но было не верно утверждать, что реформы Петра оставили в сто­роне крестьянство. Выше уже отмечалось, что при Петре в Россию были завезены картофель, табак, томаты. Европеизация жизни дворянства вела к европеизации жизни крестьянства.

Весь XVIII век в России сохранялось и расширялось крепостное право. Но приобщаясь к культуре, образованию, дворяне приобщали к ним часть своих крепостных. Позже, при преемниках Петра появятся художники, скульп­торы из крепостных и даже театры из крепостных. Участь людей, насильственно вырванных из своей социальной среды была, как пра­вило, печальна.

Примером может служить трагическая судьба кре­постной актрисы П.Ковалевой-Жемчуговой, только перед смертью ставшей графиней Шереметьевой. И все же реформы Петра стали мощ­ным стимулом развития русской культуры.

Далеко не все преемники Петра могли сравниться с ним. Не­которые из них предпочитали повернуть историю вспять, вернуться к допетровской, Московской Руси. Но процесс, начатый Петром, продолжался несмотря ни на что.

И даже Анна Иоановна, это под­черкнуто, русская царица невольно продолжала дело Петра.

Петр активно приглашал на службу в Россию иностранных специалистов, а при Анне «немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении», — писал известный историк В.О.Ключекский.

Читайте также:  Михаил романов - история России

О культуре при преемниках Петра написаны тома. Но я пред­лагаю рассмотреть изменения в культуре XVIII века на примере жизни русских императриц. Екатерина 1 правила Россией всего 2 года и не оставила серьезного следа в русской истории и культуре. Поэтому начнем с Анны.

Императорский престол достался Анне случайно, в результа­те дворцовых интриг, но прав её на престол никто не оспаривал. Она была племянницей Петра I, дочерью царя Ивана, внучкой Алек­сея Михайловича. И внешне и внутренне это была женщина старой Московской Руси. Внешне это была статная, крупная женщина.

Ан­на была необразованна, как и подобало Московской боярыне. Но Петр упорно «прорубал окно в Европу» и отдал замуж свою племянницу за курляндского герцога. Анна вскоре овдовела и вла­чила жалкое существование в миттавской трущобе. Пока случай и безупречное боярское происхождение не вознесли её в 37 лет на российский престол.

В ежедневном обиходе она возродила тради­ции старой Московской Руси, её ежедневно развлекали шутихи-трещотки. И все же двор Анны нельзя было спутать с двором ца­ря, её деда Алексея Михайловича. И дело не только в огромном количестве иностранцев, которые со всех сторон обступили рос­сийский престол.

Двор Анны регулярно увеселялся блестящими празднествами. Скромные петровские ассамблеи переродились в пышные балы и маскарады. Но иностранцев эти празднества пора­жали роскошью и безвкусицей. Самым известным праздником тако­го рода стала свадьба шутов, для празднования которой соору­дили ледяной дворец.

Эта свадьба дала название известному ро­ману Лажечникова «Ледяной дом». Двор Анны стал пародией на ев­ропейские дворы и увеселения.

Но культура не стояла на месте. На смену классицизму в 30 гг. XVIII века пришел стиль барокко. Для барокко характерно ши­рокое использование лепнины, в основном, в виде орнамента и скульптур, в виде атлантов и кариатид. Для этого стиля харак­терна монументальность, подчеркнутое богатство.

Стиль барокко в России сочетался с элементами рококо. Рококо отличался от барокко лишь тем, что мастера, работая в стиле рококо, стара­лись передать радость, приподнятость настроения, веселость.

В живописи во 2-ой четверти XVIII века окончательно утвердили парадный портрет, для которого характерна фигура, стоящая на фоне колоннад и пышных драпировок.

Век Анны был недолог, всего 10 лет продолжалось её мрач­ное царствование. В результате дворцового переворота, осенью 1741 года пришла к власти дочь Петра 1 Елизавета. Внучка Алек­сея Михайловича, она была очень религиозна.

Строго соблюдала все посты, благовейно чтила святыни и обряды русский церкви, до тонкости знала все гастрономические рецепты русской кухни. Дочь Петра 1, она любила балы и маскарады, до страсти любила французские спектакли. Причем, в отличие от Анны у Елизаветы был вкус.

Императрица лучше всех танцевала менуэт, прекрасно одевалась. После её смерти осталось 15 тысяч платьев, два сун­дука шелковых чулок. При Елизавете при дворе процветала музы­ка. Она выписывала для нужд двора и малороссийских певчих и итальянских певцов, те и другие совместно пели обедню и оперу.

Если двор Анны был скорее пародией на европейскую светскую жизнь, то Елизавета была настоящей светской дамой. Но пустышкой она не была. При Елизавете был открыт Московский универ­ситет — первый университет о России. В 1755 году было начато строительство Зимнего дворца. При Елизавете достигает расцвета стиль барокко.

Примером может служить ансамбль Смольного монастыря. Его Елизавета строила для себя, собираясь привести там последние дни. Центральная часть – собор, слева и справа — 2 здания. Все здания в одном стиле, что характерно для барокко. Собор венчает 5 глав, в центре — одна мощная и четыре тонкие рядом.

Невесомость ансамбля создается за счет светлого цвета и колоннад. В период царствования Елизаветы развивается рус­ская литература. В одах М.В. Ломоносова было положено качало четырехстопному ямбу, без которого не мыслима поэзия Пушкина.

Таким образом, период правления Елизаветы Петровны стал периодом дальнейшего подъёма русской культуры.

Важной особенностью русской культуры в период царство­вания Елизаветы стала переориентация дворян на французский двор. При Елизавете была расширена система казенных и част­ных учебных заведений.

Но большинство дворян образование по­лучало дома. И если до Елизаветы учителя, как правило, бы­ли немцами, то с царствования Елизаветы их заменили французы.

С царствования Елизаветы русское дворянство заговорило на французском, стало копировать французскую моду и нравы.

Женщина времен Елизаветы уже не сидела дома, развлекаясь с шутихами. Идеальная дама времен Елизаветы — это вели­косветская дама, которая чувствовала себя везде хорошо, толь­ко не дома.

Главными её достоинствами считались: умение хорошо одеться, говорить по французски, флиртовать с мужчинами. Справедливости ради отметим, что русские барыни времен Елизаветы пристрастились и к чтению.

Самым популярным чтением стали сентиментальные романы Сумарокова.

В 1762 году на престол взошла Екатерина II, 34 года ее царст­вования стали «золотым веком» русского дворянства и. его культуры. Немка по рождению, француженка по воспитанию, она попала и Россию в возрасте 15 лет. Чтобы выжить при русском дворе, ей пришлось выучить русский язык, освоить русскую культуру, редкостно соблю­дать православные обряды.

Двор Елизаветы был танцевальным и православным. Поэтому Екатерине при приезде дали учителей закона божия, русского языка и танцев. Но Екатерину такое высшее образование не удовлетворило. Поэтому она много занималась самообразованием и стала одной из самых образованных женщин своего времени.

В результате самыми любимыми занятиями императрицы стали чтение книг и сочинительство. Она сочиняла пьесы, сказки, рассказы по истории. После нее осталось 12 томов сочинений. Разумеется, что такая императрица способство­вала развитию культуры. При Екатерине II было закончено строительство Зимнего дворца. Зимний дворец проектировал Варфоломей Растрел­ли.

Здание построено в позднем классическом стиле, который становится главенствующим в архитектуре России в 60 гг. XVIII века. Зимний дворец выходит всеми четырьмя фасадами на набережную и площадь. Украшено здание колоннами, которые в свою очередь украшаются скульптурой. По примеру императрицы русская знать застраивает свои усадьбы дворцами.

Так, подлинным произведением искусства стала усадьба Кускова в Подмосковье, созданная скульптором Аргуновым.

https://www.youtube.com/watch?v=thEF50d1ZB0

Литература второй половины XVIII века переживает период расц­вета классицизма. Поэзия достигает своих вершин в творчестве Г.Р. Державина. Драматургия — в бессмертных комедиях Фонвизина. Однов­ременно с классицизмом зарождается сентиментализм, который дости­гает апогея в творчестве Радищева и Карамзина.

Но пожалуй, самым главном достижением екатерининской эпохи становится изменение культурного облика Российского дворянства. Указ о вольности дворянства от 11 февраля 1762 года позволил дворянству не служить. Дворяне осели в своих поместьях и стали читать.

Наиболее богатые из них строили дворцы, создавали театры из крепостных. Быть необразованным стало неприличным. Изменился идеал женщины. На смену кокетке времен Елизаветы пришла женщина европейски образованная. Идеалом Екатерининской эпохи можно назвать княгиню Екатерину Дашкову.

Блестяще образованная дама, она была президентом русской Академии наук, зачитывалась Вольте­ром, Руссо, принимала активное участие в свержении Петра III.

Так, меньше чем за сто лет русская женщина прошла путь от затворницы в тереме мужа до президента Академии наук, участницы политичес­кого заговора.

Таким образом, весь XVIII век шел процесс европеизации и раз­вития русской культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1 Анисимов Е.Б. Время петровских: реформ, — Л.: Наука, 1989.

2 Ключевский В.0. Курс лекций по русской истории. — М.: Изд-во социально-экономической литературы, Искусство, 1979.

3 Очерки русской культуры XVIII века. – М.: Искусство, 1979.

4 Павленко Н.И. Петр Великий. — М.: Наука, 1990.

5 Русское искусство барокко. – М.: Искусство, 1977.

6 Семенов Л.II. Очерки истории и быта культурной — жизни России в первой половине XVIII века. — М.:Наука, 1982.

7 Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке.- М.: Наука, 1974.

Источник: http://pdnr.ru/a17992.html

Культура России в XVIII веке. История России. 10 класс. — Объяснение материала

В этот пе­ри­од на раз­ви­тие куль­ту­ры очень силь­но по­вли­я­ют и связи с за­па­дом. Имен­но со вто­рой по­ло­ви­ны XVIII века наше ис­кус­ство, наша куль­ту­ра на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся син­хрон­но, то есть те стили, ко­то­рые гос­под­ству­ют на за­па­де, будут и у нас.

Рос­сия во вре­ме­на ре­форм Петра Ве­ли­ко­го стала в об­ла­сти ис­кус­ства стра­ной ев­ро­пей­ской. С дру­гой сто­ро­ны, в общем и целом па­да­ет вли­я­ние церк­ви, и мы можем ска­зать, что вто­рая по­ло­ви­на XVIII века – это все-та­ки пе­ри­од свет­ско­го ис­кус­ства.

Раз­ви­ва­ют­ся об­ра­зо­ва­ние, наука и так далее, но вли­я­ние церк­ви осла­бе­ва­ет. Ко­неч­но, не надо за­бы­вать о таких фак­то­рах, как при­ро­да, земля, кли­мат и т.д., как мно­го­на­ци­о­наль­ность нашей куль­ту­ры, ко­то­рые до­бав­ля­ли свой ко­ло­рит в этот пе­ри­од.

И – яркие ис­то­ри­че­ские лич­но­сти. Среди ис­кус­ство­ве­дов есть такой тер­мин: Ели­за­ве­тин­ское Ба­рок­ко. Ве­се­лая им­пе­ра­три­ца, лю­бив­шая балы, пыш­ность и т.д.

, также лю­би­ла пре­крас­ную, пыш­ную, ве­се­лую ар­хи­тек­ту­ру, ве­се­лую жи­во­пись, и имен­но Ели­за­ве­те мы обя­за­ны во мно­гом по­яв­ле­нию этих пре­крас­ных двор­цов, зда­ний и т.д.

Бук­валь­но пару слов об об­ра­зо­ва­нии. Можно ска­зать, что в этот пе­ри­од свет­ское об­ра­зо­ва­ние де­ла­ет ка­че­ствен­ный шаг впе­ред. Од­на­ко об­ра­зо­ва­ние не ли­ше­но всех тех черт, ко­то­ры­ми щедро на­де­ле­на рус­ская жизнь XVIII века. Во-пер­вых, это со­слов­ность.

Читайте также:  Трагедия наследников анны иоанновны и «бироновщина» - история России

Четко надо по­ни­мать, что для куп­цов со­зда­ва­лись свои школы, для свя­щен­ни­ков – свои се­ми­на­рии; дво­рян­ство учи­лось или дома (что было до­ста­точ­но по­пу­ляр­но в XVIII веке), или в ка­дет­ских или шля­хет­ских кор­пу­сах; для де­ву­шек-дво­ря­нок был со­здан зна­ме­ни­тый Смоль­ный ин­сти­тут.

Кроме того, нель­зя прой­ти мимо уни­вер­си­те­та – мас­штаб­ней­ше­го со­бы­тия рус­ской куль­ту­ры, без ко­то­ро­го вто­рая по­ло­ви­на XVIII века будет непол­ной.

С дру­гой сто­ро­ны, два че­ло­ве­ка из ты­ся­чи были гра­мот­ны­ми. Про­цент, мягко го­во­ря, не ев­ро­пей­ский. В Ев­ро­пе тоже да­ле­ко не все еще были гра­мот­ны­ми, но та­ко­го чу­до­вищ­но­го уров­ня негра­мот­но­сти не было нигде. Здесь нам было еще до­го­нять и до­го­нять.

Раз­ви­ва­ет­ся в этот пе­ри­од наука. Ко­неч­но же, необ­хо­ди­мо было в первую оче­редь осва­и­вать, опи­сы­вать и т. д., со­зда­вать карты и ат­ла­сы им­пе­рии. Здесь вы­де­лим Ки­рил­ло­ва – его атлас Рос­сии был одним из луч­ших в мире на тот пе­ри­од.

Экс­пе­ди­ции зна­ме­ни­тые, из­вест­ные – не будем на них по­дроб­но оста­нав­ли­вать­ся, да­вай­те про­сто вспом­ним.

Витус Бе­ринг – про­лив между Евра­зи­ей и Аме­ри­кой, Море Лап­те­вых – бра­тья Лап­те­вы – это все ис­сле­до­ва­те­ли, ко­то­рые сде­ла­ли столь много для опи­са­ния нашей Ро­ди­ны, для того, чтобы мы лучше ее знали.

В то же время в XVIII веке раз­ви­ва­ет­ся ис­то­ри­че­ская наука. На­сто­я­щая ис­то­ри­че­ская наука раз­ви­ва­ет­ся здесь и сей­час – в XVIII веке. Ло­мо­но­сов, Та­ти­щев – рус­ские ис­то­ри­ки, плюс ино­стран­цы.

Пом­ни­те зна­ме­ни­тую нор­манн­скую тео­рию? Байер, Мил­лер, Шле­цер и т.д.

В XVIII веке в Рос­сии ра­бо­та­ло много уче­ных, на­зо­вем вы­да­ю­щих­ся ма­те­ма­ти­ков Эй­ле­ра, Бер­нул­ли – эти люди, ко­неч­но же, тоже по­мо­га­ли раз­ви­тию науки в Рос­сии.

В то же время рус­ские са­мо­уч­ки, ме­ха­ни­ки, изоб­ре­та­те­ли: Пол­зу­нов, Ку­ли­бин, Че­ре­па­но­вы – тоже очень из­вест­ные люди.

К со­жа­ле­нию, их изоб­ре­те­ния, их твор­че­ство, ко­то­рое в дру­гое время могло быть вос­тре­бо­ва­но, ока­за­лось за­дав­ле­но тол­щей этих фе­о­даль­ных от­но­ше­ний, и, несмот­ря на то, что тот же Ку­ли­бин был и при дворе, он так и не смог ре­а­ли­зо­вать ни свой од­но­ароч­ный мост через Неву, ни ка­кие-ли­бо дру­гие про­ек­ты.

В этот пе­ри­од раз­ви­ва­ет­ся об­ще­ствен­ная мысль, раз­ви­ва­ет­ся ли­те­ра­ту­ра.

Можно ска­зать, что это еще не та ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рая при­не­сет нашей Ро­дине славу, но тем не менее: Фон­ви­зин, Дер­жа­вин, Тре­ди­а­ков­ский, чуть ранее – Кан­те­мир, Ло­мо­но­сов, Кры­лов на­чи­на­ет свое твор­че­ство.

Все эти люди со­зда­ли базу для того, чтобы уже в сле­ду­ю­щую эпоху, в пер­вой по­ло­вине XIX века на­сту­пил зо­ло­той век рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Без Дер­жа­ви­на, Ло­мо­но­со­ва, Тре­ди­а­ков­ско­го и т.д. ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры не было бы.

На­ко­нец – пуб­ли­ци­сти­ка. Но­ви­ков, ко­то­рый по­ле­ми­зи­ро­вал с Ека­те­ри­ной, эта по­ле­ми­ка, в конце кон­цов, до­ро­го ему обо­шлась: после на­ча­ла Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции Ека­те­ри­на Ве­ли­кая пре­кра­ти­ла игры в ли­бе­ра­лизм, в про­све­ще­ние, Но­ви­ков от­пра­вит­ся в кре­пость. В 90-е годы будет со­слан Ра­ди­щев.

Его книга «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву» по­тряс­ла. И то, что уже об­суж­да­лись ка­кие-то во­про­сы, – во­про­сы за­ко­но­да­тель­ства, во­про­сы кре­пост­но­го права – го­во­рит о раз­ви­тии рус­ской об­ще­ствен­ной мысли. Она все-та­ки не спала, она все-та­ки раз­ви­ва­лась.

Она не бо­я­лась, хотя, ко­неч­но же, для но­си­те­лей идей ни­че­го хо­ро­ше­го не про­изо­шло.

Два ос­нов­ных стиля гос­под­ству­ют в рус­ском ис­кус­стве во вто­рой по­ло­вине XVIII века. Это клас­си­цизм – ан­тич­ная тра­ди­ция, чет­кость форм, пра­виль­ность гео­мет­рич­ность, впи­сан­ность в окру­жа­ю­щую среду. Че­ло­век кра­си­вый тро­я­ко: фи­зи­че­ски, ум­ствен­но, нрав­ствен­но.

Гар­мо­нич­но раз­ви­тый че­ло­век – это идеал клас­си­циз­ма. И немно­го дру­гой идеал – идеал Ба­рок­ко. Дво­рец царя по­стро­ил Рас­трел­ли – изя­ще­ство, пыш­ность, бо­гат­ство. Кра­со­та ви­дит­ся в де­та­лях, в оби­лии укра­ше­ний и – асим­мет­рия.

Один из пе­ре­во­дов «Ба­рок­ко» – жем­чу­жи­на непра­виль­ной формы.

Вот эта асим­мет­рия, эта непра­виль­ность и, об­ра­ти­те вни­ма­ние: то, чего в Ев­ро­пе не было, – рус­ское мно­го­цве­тие: и зо­ло­то, и би­рю­за, и белый, и крас­ный цвет, и дру­гие цвета – все это рус­ское ба­рок­ко, ко­то­рое себя про­яви­ло и в скульп­ту­ре, и в жи­во­пи­си, но боль­ше всего, ко­неч­но же, в ар­хи­тек­ту­ре.

Да­вай­те немно­го по­го­во­рим об ар­хи­тек­ту­ре. Несколь­ко ге­ни­аль­ных рос­сий­ских ар­хи­тек­то­ров тво­рят в этот пе­ри­од. Па­мят­ни­ков очень много. Го­во­рить до­ста­точ­но труд­но, тем более что в конце века по­явит­ся еще один стиль – ро­ман­тизм.

О нем мы обя­за­тель­но по­го­во­рим, но немно­го позже, когда будем го­во­рить про Павла I и про ис­кус­ство XIX века – имен­но тогда он ста­нет более за­мет­ным. А пока – клас­си­цизм и ба­рок­ко. Опять же – зна­ме­ни­тая ци­та­та из Ма­я­ков­ско­го: «Дво­рец царям по­стро­ил Рас­трел­ли.

Цари уми­ра­ли, рож­да­лись, ста­ре­ли…» Он по­стро­ил не один дво­рец – он по­стро­ил очень много. Рас­трел­ли – зна­ме­ни­тый ле­ген­дар­ный рос­сий­ский ар­хи­тек­тор. Зим­ний дво­рец (там, где сей­час Эр­ми­таж) – это огром­ный ком­плекс на бе­ре­гу Невы.

Ека­те­ри­нин­ский дво­рец Цар­ско­го Села, Смоль­ный собор в Пе­тер­бур­ге, Ан­дре­ев­ская цер­ковь в Киеве и мно­же­ство дру­гих раз­ных про­ек­тов. В Ме­та­ве он стро­ил еще для Бе­ро­на – много чего стро­ил Рас­трел­ли. Пет­ро­дво­рец. Это все по­стро­е­но им. Двор­цы, бле­стя­щая са­до­во-пар­ко­вая ар­хи­тек­ту­ра – это он.

Кроме этого, в Пи­те­ре по­яв­ля­ют­ся и дру­гие по­строй­ки. В целом Питер ско­рее клас­си­че­ский.

Ста­ров стро­ит Та­ври­че­ский дво­рец, можем ска­зать, что имен­но в этот пе­ри­од Ква­рен­ги стро­ит зда­ние Ака­де­мии наук, в это время в Пи­те­ре по­яв­ля­ют­ся зна­ме­ни­тые ре­шет­ки – Нева и дру­гие пи­тер­ские реки оде­ва­ют­ся в гра­нит. Тот Питер, ко­то­рым мы се­год­ня вос­хи­ща­ем­ся, тоже по­яв­ля­ет­ся во вто­рой по­ло­вине XVIII века.

Конец же века – это уже Брен­но, это уже Павел I, ко­то­рый соб­ствен­но­руч­но раз­ра­бо­тал план Ми­хай­лов­ско­го замка, замка в стиле ро­ман­тизм, в ко­то­ром, соб­ствен­но, его и убьют в марте 1801 года. Замок окру­жен рвом, дуб­ра­вой, что ти­пич­но для ро­ман­тиз­ма.

Москва ста­но­вит­ся го­раз­до более кра­си­вой: в ней тоже ра­бо­та­ет несколь­ко бли­ста­тель­ных ар­хи­тек­то­ров. Со­зда­вал школу Ухтом­ский. Пусть не так много всего он по­стро­ил, но, на­при­мер, его зна­ме­ни­тая ко­ло­коль­ня в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лавре. Имен­но он вос­пи­тал зна­ме­ни­тых рус­ских ар­хи­тек­то­ров Ка­за­ко­ва и Ба­же­но­ва.

Ка­за­ков – это зда­ние се­на­та в Крем­ле, это зда­ние Дво­рян­ско­го Со­бра­ния, сей­час это – Ко­лон­ный зал Дома Со­ю­зов. Ка­за­ков – это ны­неш­няя Ака­де­мия Жу­ков­ско­го, за­тей­ли­вая, при­чуд­ли­вая, с эле­мен­та­ми ба­рок­ко и ро­ман­тиз­ма. Ка­за­ков – это Пер­вая град­ская боль­ни­ца, Го­ли­цын­ская боль­ни­ца, боль­ни­ца для бед­ных. Все это в стиле клас­си­циз­ма.

Ба­же­нов. Дом Паш­ко­ва, Ца­ри­цы­но. Еще один ге­ни­аль­ный ар­хи­тек­тор, чьи про­ек­ты были, на­вер­ное, слиш­ком мас­штаб­ны­ми. Денег не хва­та­ло – Ца­ри­цы­но так и остал­ся недо­стро­ен­ным, до­стро­и­ли его со­всем недав­но.

Много спо­ров: так – не так, пра­виль­но – непра­виль­но, од­на­ко мы сей­час можем до­ста­точ­но хо­ро­шо по­нять, что же хотел ар­хи­тек­тор во­пло­тить здесь, в Москве. Ну и, ко­неч­но же, дво­рян­ские усадь­бы.

Мно­го­чис­лен­ные дво­рян­ские усадь­бы: Кус­ко­во, Остан­ки­но и т.д.

Раз­ви­ва­ет­ся рус­ская жи­во­пись, раз­ви­ва­ет­ся рус­ская скульп­ту­ра, и по­смот­ри­те, какие раз­ные стили. Возь­мем два порт­ре­та. Один из них – это зна­ме­ни­тый порт­рет Ека­те­ри­ны II – вы­да­ю­щий­ся ху­дож­ник Ле­виц­кий.

Там все пра­виль­но, там она – иде­аль­ная пра­ви­тель­ни­ца, кра­си­вая внешне, умная, во­ле­вая, ре­ши­тель­ная, она у ног ста­туи бо­ги­ни пра­во­су­дия. Вто­рой порт­рет ра­бо­ты дру­го­го ве­ли­ко­го рус­ско­го порт­ре­ти­ста Бо­ро­ви­ков­ско­го – лег­кий, очень кра­си­вый и ду­шев­ный порт­рет Ло­пу­хи­ной.

Порт­рет – это, по­жа­луй, глав­ный жанр рус­ской жи­во­пи­си вто­рой по­ло­ви­ны XVIII века. По­смот­ри­те, какие раз­ные порт­ре­ты. С одной сто­ро­ны, па­рад­ный, и ду­шев­ный, с эле­мен­та­ми ро­ман­тиз­ма, пе­ре­да­ю­щий огром­ные чув­ства – с дру­гой.

Кста­ти, тот же Бо­ро­ви­ков­ский со­здал и дру­гой порт­рет Ека­те­ри­ны, где она гру­стит на фоне мо­ги­лы По­тем­ки­на после его смер­ти, смер­ти сво­е­го лю­би­мо­го фа­во­ри­та. На­сколь­ко это все раз­ное! До­бавь­те сюда Ар­гу­но­ва, до­бавь­те сюда Ро­ко­то­ва, до­бавь­те сюда дру­гих за­ме­ча­тель­ных рус­ских порт­ре­ти­стов.

По­яв­ля­ют­ся, может быть, не столь из­вест­ные, но не менее ка­че­ствен­ные ра­бо­ты. На­при­мер, Ло­сен­ко тво­рил в жанре ис­то­ри­че­ской жи­во­пи­си – до Ло­сен­ко у нас этого жанра не было. Это фак­ти­че­ски пер­вый рус­ский ху­дож­ник, ко­то­рый учил­ся в Ита­лии. Пусть он не до­стиг славы Ле­виц­ко­го или Бо­ро­ви­ков­ско­го, но за­бы­вать его мы не долж­ны.

И на­ко­нец – рус­ская скульп­ту­ра. Возь­мем зна­ме­ни­тый скульп­тур­ный порт­рет Павла I. Федот (Федор) Ива­но­вич Шубин – ве­ли­кий рус­ский скуль­птор-ре­а­лист. Глядя на бюст Павла I, мы очень мно­гое можем ска­зать об этом че­ло­ве­ке. Это – ре­а­лизм.

С дру­гой сто­ро­ны – Коз­лов­ский, его мо­ну­мен­таль­ная ста­туя Сам­со­на, ко­то­рая на­хо­дит­ся в Пе­тер­го­фе, в Пет­ро­двор­це – «Сам­сон, раз­ры­ва­ю­щий пасть льва», струя бьет на 16 мет­ров вверх. Мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра. Ну и тре­тий па­мят­ник, ко­то­рый ни в коем слу­чае нель­зя за­бы­вать, – это, ко­неч­но же, Мед­ный Всад­ник.

Имен­но тогда Фаль­коне по за­ка­зу Ека­те­ри­ны II со­тво­рил ста­тую, ко­то­рая стала сим­во­лом Пе­тер­бур­га и во­об­ще одним из сим­во­лов Рос­сии.

Раз­ви­ва­ют­ся не толь­ко скульп­ту­ра, ар­хи­тек­ту­ра и жи­во­пись – в этот пе­ри­од по­яв­ля­ет­ся пер­вый круп­ный рус­ский театр. В Яро­слав­ле его со­здал Федор Вол­ков. Потом труп­па пе­ре­едет в Пе­тер­бург, но театр раз­ви­ва­ет­ся тоже.

Вто­рая по­ло­ви­на XVIII века. Это пе­ри­од, когда рус­ские ар­хи­тек­то­ры, жи­во­пис­цы, скуль­пто­ры, ма­сте­ра сцены, поэты, пи­са­те­ли, об­ще­ствен­ные де­я­те­ли со­зда­ли столь­ко ше­дев­ров, столь­ко пре­крас­ных про­из­ве­де­ний, что можно од­но­знач­но ска­зать – это бли­ста­тель­ная эпоха, и ше­дев­ра­ми ее мы долж­ны гор­дить­ся. Гор­дить­ся долго, может быть, все­гда.

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/4335/lesson/14402/unit/35018

Ссылка на основную публикацию