Культура ордынской руси — история России

Влияние золотой орды на культуру древней руси и современной россии

Культура ордынской Руси - история России

ВЛИЯНИЕ  ЗОЛОТОЙ  ОРДЫ  НА  КУЛЬТУРУ  ДРЕВНЕЙ  РУСИ  И  СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

Сергеева  Ольга  Евгеньевна

студент  3  курса,  кафедра  музееведения,  ФГБОУ  ВПО  «УлГПУ  им.  И.Н.  Ульянова»,  г.  Ульяновск

E-mail: <\p>

;

Шинкарова  Наталья  Владимировна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  музееведения,  ФГБОУ  ВПО  «УлГПУ  им.  И.Н.  Ульянова»,  г.  Ульяновск

Введение

Данная  работа  посвящена  изучению  влияния  культуры  Золотой  Орды  на  культуру  Древней  Руси.

Изучением  Истории  Золотой  Орды  занимались  многие  ученые  XIX—XX  веков,  такие  как  Н.М.  Карамзин,  С.М.  Соловьев,  В.О.  Ключевский,  С.Ф.  Платонов,  П.Н.  Савицкий,  А.Н.  Насонов  и  др.  При  этом  тема  культурного  наследия  татаро-монгольского  государства  практически  осталась  без  внимания.

Актуальность  работы:  в  силу  многонациональности  нашей  страны  и  культуры,  неубывающей  остроты  национального  вопроса,  проблем  толерантности,  а  также  возрождения  религий  —  ислама  и  христианства  в  России,  после  атеизма  советского  периода,  возникает  потребность  в  изучении  двух  культур.

  В  современной  общественной  мысли  всё  острее  становится  понимание  того,  что  живя  рядом  сотни  лет,  наши  культуры  (культура  предков  татаро-монгол  и  культура  славян)  хоть  и  остались  очень  различными,  но  все  же  имели  взаимовлияния  друг  на  друга.

  В  частности,  в  этой  работе  рассматривается  влияние  татаро-монгол  на  культуру  Древней  Руси.

§  1.  К  вопросу  изучения  истории  Золотой  Орды.  (Улус  Джучи)

К  числу  земель  Золотой  Орды  относились:  земли  юго-восточной  Европы  от  Днепра  на  восток,  считая  Крым  и  Булгар,  Среднее  и  Нижнее  Поволжье,  Южный  Урал,  Северный  Кавказ  до  Дербенда,  Северный  Хорезм,  Западная  Сибирь.  Город  Сарай  («дворец»),  расположенный  в  низовьях  Волги,  был  столицей  Золотой  Орды.

Древняя  Русь  не  входила  в  состав  Золотой  орды,  а  попала  в  вассальную  зависимость  —  население  государства  платило  дань  и  подчинялось  распоряжениям  ханов.

В  середине  XIV  в.  Золотая  Орда  была  одним  из  самых  больших  государств  в  Европе  и  Азии.  Исторически  это  колоссальное  полугосударство-полукочевье  просуществовало  недолго  —  около  200  лет.  Самым  простым  было  государственное  устройство  Золотой  Орды.  Единство  Орды  держалось  на  системе  жестокого  террора  [2,  c.  163].

Падение  Золотой  Орды  было  предрешено  следующими  признаками:  огромная  территория,  населенная  народами  с  непохожими  культурой,  вероисповеданием  и  обычаями,  сепаратистские  тенденции  и  бесконечные  смуты  (так,  в  1361  г.

  на  золотоордынском  престоле  сменилось  шесть  ханов,  а  после  1362  г.  Золотая  Орда  фактически  распалась  на  две  части,  границей  которых  стала  Волга),  свирепым  походом  Тамерлана  в  1395  году,  Куликовской  битвой  и  др.

§  2.  Проявления  влияния  Золотой  Орды  в  разных  областях  современной  русской  культуры.

Негативные  последствия  монголо-татарского  нашествия  известны  всем,  поэтому  в  этой  работе  не  будем  останавливаться  на  данном  вопросе.  А  сразу  перейдём  к  положительным  следствиям  влияния  культуры  Золотой  Орды.

2.1.  Элементы  русской  бытовой  культуры,  сформировавшиеся  под  золотоордынским  влиянием.

За  200  с  лишним  лет  монгольское  иго  внесло  преобразования  во  все  сферы  жизни  русского  общества.  Привнося  свои  изменения  в  быт,  одежду,  украшения,  в  сферу  строительства  и  сферу  торговых  отношений.  Во  всю  культуру  в  целом.

Изменилась  одежда:  длинные  белые  славянские  рубахи  и  длинные  штаны  были  заменены  золотыми  кафтанами,  цветными  шароварами  и  сафьяновыми  сапогами.  В  обиход  вошли  такие  женские  украшения  как  бисер,  бусы,  раковины  и  т.  д. 

Они  привнесли  в  русскую  культуру  счеты,  которых  и  сейчас  не  знает  Запад,  валенки,  пельмени,  кофе,  тождественность  русского  и  азиатского  плотничного  и  столярного  инструмента,  сходство  стен  кремлей  Пекина  (Хан-Балыка)  и  Москвы  и  других  городов  —  все  это  влияние  Востока  [7,  c.  154].

Благодаря  монгольскому  владычеству  на  огромной  территории  мусульманские  науки  и  ремесла  были  перенесены  на  Дальний  Восток,  изобретение  китайцев  и  их  административное  искусство  стали  достоянием  Запада. 

Влияние  Востока  на  русскую  культуру  ярко  сказывается  в  танцах.

  В  то  время  как  на  Западе  в  танце  должно  быть  наличие  пары  —  дамы  и  кавалера,  в  танцах  русских  и  восточных  народов  это  не  важно.  Движениям  мужчины  дается  простор  для  импровизации.

  Аналогично  восточным  танцам,  русский  танец  носит  скорее  характер  состязания  в  ловкости,  гибкости  и  ритмичности  тела  [7,  c.  186].

Отметив  все  выше  сказанное,  можно  установить  как  исторический  факт,  что  монгольское  владычество  в  Азии  и  Европе  способствовало  не  падению,  а  в  какой-то  мере  подъему  культуры  Руси.

2.2.  Слова,  пришедшие  из  Золотой  Орды 

Проживание  по  соседству  и  постоянное  взаимодействие  русских  с  татаро-монголами  не  могло  не  повлиять  на  язык.  Его,  так  же  как  и  другие  сферы  жизни,  коснулись  существенные  изменения.  Под  влиянием  Золотой  Орды  в  русский  язык  пришло  множество  тюркских  слов.

Где-то  пятая-шестая  часть  словарного  запаса  тюркского  происхождения.  Они  давно  уже  стали  неотъемлемой  частью  русского  языка,  и  не  расцениваются  нами  как  заимствованные.

Сохранилось  много  монгольских  слов,  относящихся  к  государственному  (казак,  караул,  ярлык)  и  экономическому  (казна,  тамга  (откуда  таможня),  товар)  устройству.

  Другие  заимствования  относятся  к  таким  сферам  как  строительство  (жесть,  кирпич,  лачуга),  украшения  (бирюза,  жемчуг,  серьга),  огород  (арбуз,  ревень),  ткани  (бязь,  войлок,  миткаль,  тесьма),  одежда  и  обувь  (башмак,  кафтан,  кушак,  фата,  чулок,  штаны).

  Некоторые  другие  заимствования  этого  периода:  барсук,  булат,  карандаш,  кинжал,  мишень,  слон,  таракан,  тюрьма  [6].

Арбу́з  (заимств.  через  кыпч.  χarbuz,  тур.,  крым.-тат.  Karpuz,  из  перс.  χarbūza,  χarbuza  —  дыня)  —  большой,  круглый,  сочный,  сладкий  плод  огородного  растения  из  семейства  тыквенных  [4,  c.  103].

Кирпи́ч  (заимств.  из  тюрк.:  ср.  тур.  kirpiǯ,  тат.  kirpič  «кирпич»,  азерб.  Kärpχič)  —  искусственный  камень,  изготовляемый  в  виде  брусков  из  обожженной  глины  и  употребляемый  для  построек  [4,  c.  407].

Таракан  (тюрк.  taraqan)  —  Прямокрылое  всеядное  насекомое,  приносящее  вред  в  домашнем  хозяйстве  [5,  c.  246].

Многие  из  этих  слов  настолько  родны  и  знакомы,  что  нельзя  и  подумать, 

что  они  не  славянского  происхождения.  Тем  не  менее  они  уже  давно  вошли  в  обиход  и  не  считаются  иностранными.

2.3.  Пословицы  и  поговорки  о  времени  монголо-татарского  ига

Длительный  период  взаимодействия  Руси  с  Золотой  Ордой  не  мог  не  оставить  свой  отпечаток  и  в  фольклоре  русского  народа.  Из  иноземцев  самый  значительный  блок  пословиц  посвящен  татарам,  которые  у  русского  человека  ассоциируются  с  монголо-татарским  нашествием  и  последующим  игом.  В  пословицах  и  поговорках  народ  жалуется  на  тяготы  монгольского  ига. 

В  качестве  основного  источника  использовался  следующий  труд:  Пословицы  русского  народа.  Сборник  В.  Даля  в  двух  томах.  —  М.  Художественная  литература.  1984  [3].

«Бей  сполох,  татарин  идет»  (Поднять  тревогу,  обеспокоить,  взбудоражить).

«Это  сущая  татарщина»  (Воспоминание  татарской  власти;  насилие,  произвол).

«Рано  татарам  на  Русь  идти»

«Неволей  только  татары  берут»

«Не  пожелаю  и  злому  татарину»  (Так  худо).

«Злее  зла  татарская  честь»  (В  том  смысле,  что  цена  милости  вражеской  слишком  велика,  непомерна  для  благородного,  порядочного  человека)

«Незваный  гость  хуже  татарина»  (Говорится  обычно  с  досадой  о  человеке,  пришедшем  в  гости  без  приглашения  или  не  вовремя;  как  правило,  за  глаза)

«Злее  злого  татарина»  (Очень  злой)

«Много  нам  бед  наделали  —  хан  крымский,  да  папа  римский» 

«Старших  и  в  Орде  почитают»

«Не  учи  белого  лебедя  плавать  и  боярского  сына  с  татарами  биться»

«Пусто,  словно  Мамай  прошел»  (Вариант:  Здесь  как  будто  Мамай  воевал)

«Настоящее  мамаево  побоище»

«Остер  меч,  да  некого  сечь:  татары  в  Крыму,  а  Папа  в  Литве»

«Отошла  пора  татарам  (недругам)  на  Русь  ходить»

«И  сидячего  татары  берут»  (Бесчестность)

2.4.  Фамилии,  пришедшие  из  Золотой  Орды 

Изрядная  часть  русских  дворянских  родов  (около  15  %.)  считала  своими  основателями  выходцев  из  Золотой  Орды  [2,  c.  164].  Большая  их  часть  бежала  под  покровительство  Московского  государя  во  время  Великой  смуты  (Великой  Замятни)  в  Золотой  Орде,  которая  длилась  с  1359  по  1380  год. 

Влияние  служилой  тюркской  знати  на  историю  России  трудно  переоценить.  Выходцы  из  этой  среды  даже  становились  государями  всея  Руси.  Например,  царь  Иван  Грозный  был  татарином  по  матери,  крещеной  татарке  Елене  Глинской,  и  данное  обстоятельство  использовалось  им  при  покорении  Казани,  в  борьбе  за  казанский  престол.

К  проблеме  возникновения  татарских  фамилий  обращались  многие  исследователи,  среди  которых  наиболее  полно  и  детально  два  учёных:  историк  С.Б.  Веселовский  в  своей  книге  «Ономастикой.  Древнерусские  имена,  прозвища  и  фамилии»  и  Н.А.

  Баскаков  в  книге  «Русские  фамилии  тюркского  происхождения».  Их  работы  и  архивные  документы  использовали  в  Исследовательском  Центре  МГУ  имени  Ломоносова,  не  полный  список  Исследовательского  Центра  я  использовала  в  своей  работе.

Известнейшие  фамилии  русской  истории,  вышедшие  из  Золотой  Орды: 

1.  БУНИНЫ  (прим.  русский  писатель,  поэт  —  Бунин  Иван  Алексеевич)  От  Бунина  Прокуды  Михайловича  (умер  в  1595  году),  дед  которого,  вышедший  из  Орды  к  рязанским  князьям,  получил  земли  в  Ряжском  уезде  [1,  с.  19]

2.  КАРАМЗИНЫ  (прим.  писатель,  поэт,  историк  Николай  Михайлович  Карамзин)  В  официальном  родословии  отмечается  происхождение  фамилии  от  татарского  мурзы  по  имени  Кара  Мурза.  Этимология  прозвища  фамилии  Карамза  —  Карамурза  достаточно  прозрачна:  кара  «чёрный»,  мурза  ~  мирза  «господин,  князь»  [1,  с.  92].

3.  РАХМАНИНОВЫ  (прим.  российский  композитор  Сергей  Васильевич  Рахманинов)  От  Рахмана  (от  арабо-мусульм.  рахман  «милостивый»)  из  Орды.

4.  СКРЯБИНЫ  (прим.  русский  композитор  и  пианист  —  Алекса́ндр  Никола́евич  Скря́бин)  От  Сокур  бея  из  Орды.  Этимология  Сокур  бея  прозрачна  тюркская  —  «слепой  бей»  [1,  с.  168].

5.  ТУРГЕНЕВЫ  (прим.  русский  писатель  Иван  Сергеевич  Тургенев)  От  мурзы  Тургеня  Льва  (Арслана),  вышедшего  около  1440  году  из  Орды  к  Вел.  кн.  Василию  Ивановичу.

  Фамилия  Тургенев  имеет  совершенно  очевидную  тюркско-монгольскую  основу  —  качественное  прилагательное  turgen  монгольск.

  'быстрый',  'скорый',  'спешный',  'вспыльчивый'  [1,  с.  177].

6.  ЯЗЫКОВЫ  (прим.  известный  поэт,  друг  Пушкина  Николай  Михайлович  Языков)  От  Енгулая  Языка  из  Золотой  Орды.  Время  выхода,  очевидно,  следует  отнести  к  рубежу  XIV—XV  вв.,  так  как  в  XV  веке  Языковы,  как  российские  дворяне,  уже  хорошо  известны  [1,  с.  270]

И  ещё  многие  другие  учёные,  военные,  писатели  были  из  родов,  основатели  которых,  когда-то  вышли  из  Золотой  Орды.

Заключение

В  ходе  проведенных  исследований  удалось  прийти  к  следующим  выводам:

За  200  с  лишним  лет  монгольское  иго  внесло  изменения  во  все  сферы  жизни  русского  общества  —  социально-экономическую,  политическую,  культурную.  Преобразования  коснулись  русской  национальной  одежды,  украшений,  сферы  строительства  и  сферы  торговых  отношений. 

В  общем,  был  прерван  процесс  традиций  Киевского  государства.  Но  при  всем  трагизме  эпоха  монгольских  завоеваний  не  была  проста  и  однозначна.  Ученые  не  пришли  к  одному  мнению,  так  как  каждое  явление  имеет  и  плюсы,  и  минусы.

  Поэтому  абсолютно  негативное  отношение  к  монгольскому  завоеванию  и  всему,  что  с  ним  связано,  думается,  не  совсем  правомерно.

  В  какой-то  мере  монгольское  владычество  в  Азии  и  Европе  способствовало  не  падению,  а  подъему  культуры  Руси.

Нашествие  Золотой  Орды  принесло  множество  бед.  Разрушались  города,  погибало  население  от  голода,  пожаров  и  стрел.  Исчезали  многие  ремесла,  техника  некоторых  из  них  утеряна  навсегда.

  Погибли  многие  памятники  культуры  древности.  Но  страна,  по  историческим  меркам,  быстро  восстановилась.

  И  на  месте  старой  культуры  возникла  новая,  обновленная  и  дополненная  притоками  восточных  культур.

Обновился  язык,  как  история  покажет,  актуальными  словами.  Многие  из  которых  не  кажутся  сейчас  заимствованными. 

Русская  знать  сильно  дополнилась  во  времена  владычества  татаро-монгол.  Около  15  %  русских  дворянских  родов  считала  своими  основателями  выходцев  из  Золотой  Орды.

  Их  влияние  на  историю  России  трудно  переоценить.  Выходцами  из  той  среды  были  знаменитые  ученые,  музыканты,  писатели,  государственные  и  военные  деятели  и  т.  д.

  Без  них  невозможно  представить  Россию.

Подводя  итог  данной  работы,  следует  ещё  раз  подчеркнуть,  что  изучение  данной  темы  не  может  быть  односторонним,  а  оценка  влияния  Золотой  Орды  на  русскую  культуру  —  однозначной. 

Список  литературы:

  1. Баскаков  Н.А.  Русские  фамилии  тюркского  происхождения.  —  М.:  Наука,  1980.  —  279  с.
  2. Боханов  А.Н.,  Горинов  М.М.  История  России  с  древнейших  времен  до  конца  XX  века.  В  3-х  кн.  —  Кн.  I:  История  России  с  древнейших  времен  до  конца  XVII  века.  —  М.:  ACT,2001.  —  325  с.
  3. Даль  В.И.  Пословицы  русского  народа.  В  2  т.  —  М.  Художественная  литература.  1984.  —  196  с.
  4. Толковый  словарь  русского  языка:  В  4  т.  Т.  1  /  Под  ред.  Д.Н.  Ушакова.  Репринтное  издание.  —  М.,  2000.  —  424    с.
  5. Толковый  словарь  русского  языка:  В  4  т.  Т.  3  /  Под  ред.  Д.Н.  Ушакова.  Репринтное  издание.  —  М.,  2000.  —  432  с.
  6. Фасмер  М.  Этимологический  словарь  русского  языка:  В  4-х  т.:  Пер.  с  нем.  О.Н.  Трубачёва.  —  4-е  изд.,  стереотип.  —  М.:  АСТ,  2004.  —  Т.  2.  —  671  с. 
  7. Эренжен  Хара-Даван.  Чингисхан  как  полководец  и  его  наследие.  2-е  изд.  —  Элиста:  Калм.  кн.  изд-во,  1991.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/x/32460

Культура Руси XIII — XIV вв.. Видеоурок. История России 6 Класс

Тема: Древнерусское государство

Урок: Культура Руси в XIII-XIV веках

В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен.

Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы.

Читайте также:  Этногенез восточных славян и становление государственности - история России

Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла.

  «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», – горевал один из писателей того времени. 

Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи. 

Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав.

Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы начали писать слитно.

Кроме того, скоропись допускала сокращение слов. 

Рис. 1. Полуустав (Источник)

В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше. 

Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV – начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провел также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами.

Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учености автора.

Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за ее свободу.

После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе. 

Рис. 2. Епифаний Премудрый (Источник)

В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского.

 «Хочу как словом, так и делом, быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое мужество», – говорит князь своим сподвижникам перед битвой.

 Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени.

По мнению писателя, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжелых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии. 

В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл – «Задонщину». Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием.

 Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые.

Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».

Рис. 3. «Сказание о Мамаевом побоище» (Источник)

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне.

 Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной.

Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями. 

В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор.

Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич.

Это придавало постройкам особое своеобразие. 

Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату. 

Рис. 4. Успенский собор (Москва) (Источник)

Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней. 

Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове. 

Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись.

  Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице.

Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри. 

У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию. 

Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины. 

Список рекомендованной литературы

  1. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
  2. Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.

Рекомендованные ссылки на ресурсы на интернет

  1. Historic.ru (Источник).
  2. Русская академия правосудия (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Какие последствия монгольского нашествия пришлось преодолевать русскому народу? 
  2. Как вы думаете, почему «Задонщина» начинается такими словами: «Пойдемте, братья и друзья, взойдем на горы киевские и величим землю Русскую»? 
  3. Как вы думаете, почему специально для Успенского собора в Московском Кремле было сделано повторение Владимирской иконы Божьей Матери? 
  4. Расскажите о жизни и творчестве Феофана Грека. 

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/kultura-rusi-xiii-xiv-vv

Trojden | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура (§ 18) — История России. Поурочные рекомендации. 6 класс

Основные вопросы изучения материала 1) Образование Золотой Орды. Народы Орды.2) Религии в Орде.3) Экономика Орды.4) Ордынское владычество на Руси.5) Повинности населения.6) Борьба русского народа против ордынского владычества.7) Последствия ордынского владычества
Тип урока Комбинированный 
Ресурсы урока Учебник, § 18. Карта «Нашествие хана Батыя на Русь» 
Основные понятия и термины Агрессия. Баскак. Владычество. Ярлык. Ордынский выход 
Основные даты 1242—1243 гг. — создание Золотой Орды; получение князем Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение владимирское.1257—1259 гг. — перепись населения на Руси 
Персоналии Ярослав Всеволодович. Чингизиды 
Домашнее задание § 18 учебника. Составьте рассказы о последствиях для Руси владычества Орды, о борьбе русского народа против ордынского владычества. Используйте разные источники информации 
Модули урока Учебные задачи для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Оценивание образовательных результатов
Мотивационно-целевой Эпиграф к уроку:России определено было высокое предназначение… Её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…А. С. ПушкинОбъясните слова поэта о том, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией».Какие у вас возникают ассоциации в связи со словами «нашествие», «владычество», «иго»? Выразите их в виде перечня слов, определений Объяснять смысл высказывания в историческом контексте.Выражать и описывать свои чувства при обсуждении исторического явления, события Беседа.Творческие задания
Ориентационный (актуализации/повторения) В чём состояли главные причины поражения русских княжеств в борьбе с монгольскими завоевателями?Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? Вспомните, испытывали ли какие-либо народы длительную зависимость от завоевателей. Приведите примеры Актуализировать знания из курсов истории.Раскрывать причинно-следственные связи исторических событий.Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме Беседа
Содержательно-операционный Прочитайте п. 1 и расскажите, как возникло государство Золотая Орда. Как была устроена система управления в Орде? Изобразите систему управления в Орде в виде схемы.Ознакомьтесь с отрывком из народной песни о баскаке Щелкане (см. рубрику «Изучаем документ»). О каком событии говорится в отрывке? Поясните, зачем ордынцы «поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников».Определите, насколько тяжела была ордынская дань. Кто и почему от неё освобождался? Систематизировать информацию в форме рассказа, схемы.Анализировать исторические источники разного вида для получения дополнительной информации по теме Рассказ.Работа с текстами
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный В чём проявилась политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды? Составьте схему, отражающую систему зависимости Руси от Золотой Орды. Дайте свои комментарии к словам К. Маркса об ордынском иге (см. дополнительный материал). Прочитайте фрагмент «Повести о житии Александра Невского» (см. дополнительный материал). Как автор характеризует деятельность князя, его политику в отношениях с Ордой?Каковы были последствия ордынского владычества для Руси (составьте схему)? для Европы?Подберите ряд слов, отражающих ваше восприятие ордынского ига, отношение к монгольским завоевателям. Напишите синквейн «Ордынское иго» Раскрывать характерные черты исторического явления.Графически представлять информацию об историческом явлении (в виде схемы).Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме Творческие задания.Рассказ.Беседа

Дополнительный материал

КАРЛ МАРКС об ордынском иге на Руси

Это иго не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. Будучи непропорционально малочисленными по отношению к размаху своих завоеваний, они хотели создать вокруг себя ореол величия и путём массовых кровопролитий обессилить ту часть населения, которая могла бы поднять восстание у них в тылу. Они проходили, оставляя за собой пустыни…

Система управления в Золотой Орде

Система зависимости русских земель от Золотой Орды

Пример синквейна на тему «Ордынское иго»

Иго —

Разрушительное, жестокое.

Напали, разорили, сожгли…

Власть Золотой Орды над Русью!

Упадок…

«ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (фрагмент)

В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что бог покорил мне многие народы.

Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего». После смерти отца своего пришёл князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нём до устья Волги.

И жёны моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Вот идёт Александр!» Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.

После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их…

Наполнил же бог землю Александра богатством и славою и продлил бог дни его. Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: «Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика.

Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «…обо всём этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.

И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу. Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне.

Читайте также:  Международное положение ссср до и после войны - история России

Князь же великий Александр пошёл к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

…Великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошёл до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся… Много потрудившись богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ.

Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981. — С. 602.

Источник: https://trojden.com/gdz/lesson-recommendations-russian-history-6-class-zhuravleva/26

Русская культура в период монголо-татарского нашествия

Социально-экономическое развитие России в XIV веке

В социально-экономической области XIV век характеризовался серьезными переменами. После кризиса, вызванного разрушениями середины — второй половины XIII в., в Северо-Восточной Руси происходило восстановление сельского хозяйства, вновь оживилось ремесленное производство.

В XIV в. наблюдается рост и увеличение экономического значения городов, не игравших в домонгольский период серьезной роли (Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома). Активно идет крепостное строительство, возобновляется возведение каменных храмов, прерванное на полвека после Батыева нашествия.

В XIV столетии происходит рост вотчинных владений путем раздачи земель князьями своим боярам и дворянам. Но значительная часть территорий оставалась в государственной собственности — эти земли получили название «черных». Черные волости часто отдавались князьями боярам в «кормление» (т.е.

управление) с правом сбора в свою пользу податей. Со второй половины XIV в. начинает быстро расти монастырское землевладение. Рядовое сельское население начинает именоваться «крестьянами» («христианами») — позже этот термин закрепился в качестве его обобщающего наименования.

Сохранилась и категория холопов.

XIV век был отмечен бурным развитием ремесла и сельского хозяйства в Северо — Восточной Руси. Повсеместно происходила не только дифференциация существовавших технологий, но и появление новых. В производстве руды, например, наблюдается отделение добычи и плавки руды от последующей ее обработки.

В кожевенном производстве помимо сапожников появляются такие профессии, как ременники, сумники, чеботари, уздечники и др. В XIV в. на Руси получили распространение водяные колеса и водяные мельницы, пергамен стал активно вытесняться бумагой, увеличивался размер железных рабочих деталей сохи.

Получает распространение солеварение (в районах Старой Руссы, Соли Галицкой, Костромы и др.). Появляются мастерские по изготовлению книг в крупных княжеских центрах и монастырях. Развивается массивное литье (колокольное производство), возникают медно-литейные мастерские для художественного литья, возрождается искусство скани и выямчатой эмали.

Сельское хозяйство развивалось несколько медленнее, чем ремесло. Однако подсека продолжала вытесняться полевой пашней, широко распространилось двуполье, активно осваивались целинные земли и строились новые деревни. Увеличилось также количество домашних животных, а значили внесение органических удобрений на поля.

Русская культура в период монголо-татарского нашествия

Развитие культуры в русских землях после нашествия и установления ордынского господства в целом не претерпело столь серьезных деструктивных изменений, подобных тем, что произошли в социально-политической сфере.

Однако в результате татарских набегов был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало себя знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины XIII в., что отрицательно сказалось на развитии общерусских культурных процессов.

Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел (производство изделий с чернью и зернью, с перегородчатой эмалью и др.). Сократились масштабы изготовления рукописных книг.

Значительно сужается кругозор летописцев, они почти утрачивают интерес к событиям, происходящим в других княжествах.

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в XIII в., получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отразились представления pyccкиx людей о своем прошлом и об окружающем мире.

В XIV в. осмыслению монгольского завоевания посвящен целый ряд повестей -сказаний: о битве на Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, сказание о Евпатии Коловрате, а также о защитнике Смоленска юноше смолянине Меркурии, спасшем город по велению Богородицы от Батыевых ратей.

В Северо-Восточной Руси, которая на протяжении XIV — начала XV в.

постепенно шла к воссозданию государственного единства, создались благоприятные предпосылки для культурного подъема, обогащаемого ростом национального самосознания.

Мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей дала Куликовская битва. Блестящей победе русских воинов на поле Куликовом посвящен целый ряд выдающихся произведений литературы: летописная повесть

Идея национального освобождения и патриотизма отражена также в произведениях, посвященных защите северо-западных рубежей Земли русской: «Житие Довмонта» и

Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в Орде. Это

Постепенно со второй половины XIII в. в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, немного позднее (примерно с 1250 г.) -Владимир, а с конца XIII в.- Тверь. Со второй половины XIV в.

составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъем. Ведущее место постепенно занимает московская летописная традиция, а ее центрами становятся Симонов, Андроников и другие монастыри. Она дошла до нас в составе Троицкой летописи начала XV в.

и являет собой в отличие от местных летописных записей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера.

Наряду с развитием литературы развивается письменность. Показателем степени распространения грамотности среди всех слоев населения являются найденные в XX в. при раскопках в Новгороде берестяные грамоты. Постепенно с развитием книжности меняется характер письма, расширяется деловая документация. В XIV в. на смену

В конце XIII-ХIV в. в русских землях возобновляется каменное строительство. До настоящего времени сохранились на Новгород-чине церковь Николы на Липне (1292), церковь Федора Стратилата на Ручью (1360) и Спаса на Ильине улице (1374).

Сохранилось в Новгороде и несколько гражданских строений XIV — начала XV в. Наиболее интересной постройкой является среди них Грановитая палата (название появилось позднее), созданная в 1433 г.

Она была возведена по указанию архиепископа новгородского Евфимия, ярого противника Москвы, чтобы подчеркнуть суверенитет Новгорода.

При Иване Калите в Московском Кремле строится четыре каменных храма: Успенский собор (1326), церковь Ивана Лествич-ника (1329), церковь Спаса на Бору (1330) и Архангельский собор (1333). От некоторых из них сохранились отдельные фрагменты.

Возобновление каменного строительства в Москве связано с княжением Дмитрия Донского, при котором возводятся белокаменные укрепления Московского Кремля (1360-е годы). Дошедшие до нас памятники каменного зодчества первой четверти XV в. свидетельствуют об их новом техническом качестве. Примером такого рода памятников является Успенский собор в Звенигороде.

Помимо Москвы каменные крепости возводятся вокруг ряда монастырей, а также в Изборске, Орешке, Яме, Копорье и Порхове.

Мощный подъем русской культуры в конце XIV в. нашел отражение в развитии русской живописи. Одним из наиболее ранних памятников монументальной живописи являются фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313). Наиболее крупным художником этого периода был Феофан Грек ( ок.

1340 г. – 61 после 1405 г.), византийский мастер.

Фресковые росписи Феофана Грека в сохранившихся новгородских храмах отличают необыкновенная виртуозность исполнения, свобода в обращении с эсхатологическими традициями, оригинальное монохромное исполнение в красно-коричневых глубоких тонах.

Помимо фресковой живописи Феофану Греку приписывается изображение Успения на обороте известной иконы

Огромную роль в развитии культуры на Руси в эту эпоху сыграли великие духовные пастыри митрополит Алексий (ок. 1310-1378) и игумен Сергий Радонежский (1314(или 1319)-1392). Последний, основатель Троицкого монастыря под Москвой, является подлинным вдохновителем борьбы русских людей против ордынского владычества.

Золотая Орда: расцвет и падение

Золотая Орда, улус Джучи, феодальное государство, основанное в начале 40-х гг. 13 в., во главе с ханом Батыем(1236-1255), сыном хана Джучи. Власть ханов Золотой Орды простиралась на территорию от нижнего Дуная и Финского залива на западе до бассейна Иртыша и нижней Оби на Волге, от Черного, Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге до Новгородских земель на севере.

Однако коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, а находились в вассальной зависимости от нее, платили дань и подчинялись приказам ханов. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где при Батые столицей стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани), в 1-й половине 14 в.

столица перенесена в Сарай-Берке [основан ханом Берке (1255-1266), близ современного Волгограда].

Золотая Орда была искусственным и непрочным государственным объединением. Население Золотой Орды по составу было пестрым. В оседлых областях жили волжские болгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др.

Основную массу кочевников составляли тюркские племена половцев (кипчаков), канглыев, татар, туркмен, киргизов и др. Уровень общественного и культурного развития населения Золотой Орды был также различным.

У кочевого населения господствовали полупатриархальные, полуфеодальные отношения, в районах с оседлым населением — феодальные отношения.

После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей было ограбление порабощенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов. Основная часть земель и пастбищ была сосредоточена в руках монгольской феодальной знати, в пользу которой и несло повинности трудовое население.

Ремесленное производство кочевников Золотой Орды имело форму домашних промыслов.

В городах Золотой Орды существовали разнообразные ремесла с производством на рынок, но производителями были, как правило, мастера, вывезенные из Хорезма, Северного Кавказа, Крыма, а также пришлые русские, армяне, греки и др.

Многие города на завоеванных территориях, разоренные монголами, находились в упадке или вовсе исчезли. Крупными центрами главным образом караванной торговли были Сарай-Бату, Сарай-Берке, Ургенч, крымские города Судак, Кафа (Феодосия), Азак (Азов) на Азовском море и др.

Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи — съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями — везиры.

В города и подчиненные им области посылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с даругами назначались военачальники — баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, т.к. военные и административные должности, как правило, не разделялись.

Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи («огланы»), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска.

Из среды бегов (нойнов) и тарханов выходили основные командные кадры войска — темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т.д.).

Непрочный характер государственного объединения Золотой Орды и особенно рост освободительной борьбы покоренных и зависимых народов стали главными причинами распада и гибели Золотой Орды.

Уже при своем образовании Золотая Орда делилась на улусы, принадлежавшие 14 сыновьям Джучи: 13 братьев были полусамостоятельными государями, подчинявшимися верховной власти Батыя. Децентрализаторские тенденции проявились после смерти хана Менгу-Тимура (1266-82), когда началась феодальная война между царевичами дома Джучи.

При ханах Туда-Менгу (1282-87) и Талабуге (1287-91) фактическим правителем государства стал темник Ногай. Только хану Тохте (1291-1312) удалось избавиться от Ногая и его сторонников.

Через 5 лет возникла новая смута. Ее прекращение связано с именем хана Узбека (1312-42); при нем и его преемнике хане Джанибеке (1342-57) Золотая Орда достигла максимального подъема военного могущества. Военные силы при Узбеке насчитывали до 300 тыс. чел. Однако смуты, начавшиеся в 1357 убийством Джанибека, свидетельствовали о начале ее распада.

С 1357 по 1380 на золотоордынском престоле перебывало более 25 ханов. В 60-70-х гг. фактическим правителем стал темник Мамай. В начале 60-х гг. 14 в. от Золотой Орды отпал Хорезм, Польша и Литва захватили земли в бассейне реки Днепр, отделилась Астрахань.

Мамаю пришлось, кроме того, столкнуться с усилившимся союзом русских княжеств во главе с Москвой. Попытка Мамая путем организации огромного грабительского похода вновь ослабить Русь привела к разгрому татар объединенными русскими войсками в Куликовской битве 1380.

При хане Тохтамыше (1380-95) прекратились смуты, и центральная власть стала контролировать основную территорию Золотой Орды. Тохтамыш в 1380 году разгромил войско Мамая на реке Калке, в 1382 пошел на Москву, которую захватил обманом и сжег. После укрепления своей власти он выступил против Тимура.

В итоге ряда опустошительных походов Тимур разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке, ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесен удар, от которого она уже не смогла оправиться.

В начале 20-х гг. 15 в. образовалось Сибирское ханство, в 40-е гг. — Ногайская Орда, затем возникли Казанское ханство (1438) и Крымское ханство (1443), а в 60-е гг. — Казахское, Узбекское ханства, а также Астраханское ханствОрда В 15 в.

значительно ослабла зависимость Руси от Золотой Орды В 1480 Ахмат, хан Большой Орды, являвшейся некоторое время преемницейЗолотая Орда, пытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачно. В 1480 году русский народ окончательно освободился от татаро-монгольского ига.

Большая Орда прекратила существование в начале 16 в.

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/russkaya-kultura-v-period-mongolotatarskogo-nashestviya.html

Русская культура периода золотоордынского ига

Иго Золотой Орды — одно из тяжелœейших испытаний в отечественной истории. Для церкви, по-прежнему игравшей ведущую роль в культуре, это был, по мнению Н. А. Бердяева, один из лучших периодов. Русский народ сумел осознать свои силы и подняться на борьбу за неза­висимость.

Читайте также:  Государство и капиталистическое предпринимательство в 19 веке - история России

Во многом данный подъем связан с деятельностью Сергия Радонежского, самого почитаемого русского святого. Именно он вдохновил на Куликовскую битву московского князя Дмитрия. Этим подвиги Сергия не ограничивались.

Построив почти в одиночку первую церковь и кельи на горе Маковце, заложив тем самым основание будущей Троице-Сергиевой лавры, он стал одновременно основателœем многих других монастырей и храмов. Всего Сергий и его ученики в течение нескольких десятилетий на рубеже XIV—XV вв. основали более 150 монастырей.

Все эти деяния выходили далеко за пределы собственно церковной жизни, поскольку Северная Фиваида, как называют историки монастырскую колонизацию русского Севера, фактически дала этим глухим лесным пространствам хозяйственное, культурное развитие. Главной своей целью Сергий и его ученики считали духовное воспитание.

Важным отголоском тяжелых событий является легендарное ʼʼСказание о граде Китежеʼʼ. Град Китеж, который может открыться только праведникам, стал символом России, прообразом земного рая.

Подъем культуры на рубеже XIV—XV вв., совпавший с ростом национального самосознания, настолько впечатляет, что некоторые исследователи ставят вопрос о Возрождении или некоторых его элементах. Д. С. Лихачев, ориентируясь на модель западноевропейского Ренессанса, определяет данный подъем как Предвозрождение, так и не перешедшее в Возрождение в силу различных социальных

причин13. Игумен И. Экономцев развивает теорию восточного Возрождения, оплодотворенного учением исихазма14.

Это многоаспектное учение о внутренней духовной сосредоточенности наиболее разработано Григорием Паламой. Исихазм глубоко вошел в русскую культурную традицию.

Он придал философскую глубину русскому искусству, что особенно заметно в иконописи, подлинным шедевром которой по праву считается ʼʼТроицаʼʼ А. Рублева.

Непревзойденное художественное, историческое и богословское истолкование русской иконы дано князем Е. Н. Трубецким15. Икона не портрет, а прообраз будущего, его символическое изображение. Изможденные святые лики противополагают этому грешному миру иные нор­мы жизненных отношений. Движения сведены до крайности.

Важнейшее значение имеет взгляд, точнее, выражение глаз. В том, что духовная жизнь передается одними глазами совершенно неподвижного облика, символически выражается чрезвычайная сила и власть души над телом. Потрясающее впечатление от высших творений иконописи создает сочетание совершенной неподвижности тела и духовного смысла глаз.

В высших творениях искусства, таким образом, продолжали утверждаться такие общие черты культуры, как стремление к абсолюту, острое переживание разрыва между действительностью и идеалом. Иконопись была центральным звеном русской средневековой культурной традиции. Как замечает С. С.

Аверинцев, ʼʼблагоговение перед иконой унаследовано Русью от Византии; но Русь сильно возвысила иконописца. Приписывая иконе святость, Византия не ожидала от иконописца святости. Во всœей византийской агиографии нет таких личных образов иконописцев, как легендарный Алипий Печерский и вполне осязаемый для нашей истории искусства Андрей Рублев.

Последний сопоставим разве что со своим итальянским современником фра Джованни да Фьезоле, которого мы привыкли называть Беато Андже-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

лико. Но и здесь есть принципиальная разница. Чистота души фра Джованни, каким его изображает Джорджо Вазари, — индивидуально-биографический момент, характеристика художника, но не художества. Напротив, праведность Андрея Рублева, как ее понимает русская традиция, зафиксированная, к примеру, у Иосифа Волоцкого, совершенно неотделима от сверхличной святости иконописания как таковогоʼʼ16.

Издревле многогранные отношения связывали русских с кочевым Востоком. Часто история этих контактов рассматривается сквозь призму военных столкновений.

При этом русские и кочевники не только воевали, но и напрямую торговали между собой, через степь проходили транзитные пути, поддерживавшие связи Древней Руси с городами Причерноморья, Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока.

Несомненно хазарское, скифо-сарматское и другое влияние кочевников на русскую культуру. К примеру, киевские князья считали себя прямыми наследниками исчезнувшего могучего государства — Хазарии, приняв степной титул кагана.

Особое значение в контексте проблемы влияния кочевых культур на развитие русской культуры имеет проблема монгольского влияния. Среди отечественных историков, философов, юристов нет единства мнений по этому вопросу. В случае если Н. М.

Карамзин — автор фразы ʼʼМосква обязана своим величием ханамʼʼ, то С. М. Соловьев высказал мнение, что ʼʼу нас нет причины признавать сколько-нибудь значительное влияние (монголов (на) русскую) внут­реннюю администрацию, поскольку мы не видим никаких его следовʼʼ.

Проблема монгольского влияния на Русь многомерна. Непосредственный эффект монгольского наше­ствия — разрушение городов и уничтожение населœения, — разорванные традиционные связи с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком, уничтоженные или разоренные многие очаги культуры.

Все это вело к культурной изоляции. Все исследователи древнерусской жиз-

ни отмечают приостановку культурного развития страны вследствие монгольского нашествия. Но одним только нашествием монгольское влияние на Русь не ограничивается.

Очень сложным является вопрос о влиянии монголов на становление будущей российской государственности, который выдвинули на передний план в XX столетии представители евразийского течения общественной мысли. Один из основоположников этого течения Н. С.

Трубецкой писал в работе ʼʼО туранском элементе в русской культуреʼʼ: ʼʼМосковское государство возникло благодаря татарскому игу. Московские цари, далеко не закончив еще ʼʼсобирание русской землиʼʼ, стали собирать земли западного улуса великой монгольской монархии.

Русский царь явился наследником монгольского хана. Свержение татарского ига свелось к замене татарского хана православным царем… Русская государственность в одном из своих истоков произошла из татарскойʼʼ17.

Евразийский историк Б. Ширяев пришел к выводу, что ʼʼмонгольское иго вывело русский народ из провинциализма исторического бытия мелких разрозненных племенных и городских княжеств так называемого удельного периода на широкую дорогу государственностиʼʼ. Историк и этнограф калмыцкого происхождения Э. Д.

Хара-Дарван полагал, что в годы монгольского ига были заложены основы российской политической культуры, что монголы дали покоренным русским землям ʼʼосновные элементы будущей московской государственности: самодержавие, централизм, крепостничествоʼʼ.

Евразийцы считали, что на территории России (Евразии) благодаря привнесению туранского (тюркского) элемента в русскую культуру сложился новый этнотип, заложивший основы психологии русского человека.

Многие положения евразийцев весьма спорны, но они в значительной степени стимулировали дальнейшие исследования. Прямого воздействия монгольского права на русское не было.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Яса Чингисхана не действовала на Руси. Какого-либо специального кодекса для Руси монголы не создали и не могли этого сделать из-за отсутствия достаточного для этого уровня правовой культуры.

ʼʼПсковская судная грамотаʼʼ (ПСГ) представляла собой кодекс, превосходящий по своему уровню как Ясу Чингисхана, так и последующие монгольские кодексы.

Следовательно, воздействие монголького права на русское не прослеживается прямо ни посредством применения монгольского кодекса, ни путем создания специального кодекса. Воздействие могло быть косвенным, опосредованным.

Исследователи не устанавливают никаких следов монгольского влияния на русское гражданское право, в сфере уголовного права указывают на усиление наказаний в Судебниках 1497 и 1550 гᴦ., введение смертной казни, наказания кнутом, пыток, чего не было в ʼʼРусской правдеʼʼ и почти не было в ПСГ.

Это явление представляло собой следствие общего огрубления нравов, вызванного монголо-татарским нашествием. В 1491 ᴦ. москвичи впервые увидели торговую казнь, к тому же били кнутом людей не простых, а именитых — князя Ухтомского, дворянина Хомутова и бывшего архимандрита Чудова монастыря за подложную грамоту, составленную ими на землю брата Ивана III князя Андрея Вологодского.

Систематического управления Русью со стороны монголо-татар не было. У власти оставались русские князья, но сама их власть претерпела изменения. В Золотой орде существовало особое присутственное место по русским делам. Время от времени в тот или иной русский город назначался баскак для надзора, главным образом, за сбором дани.

Баскаки назначались спорадически, в отдельные места͵ не имели определœенных функций управления и их деятельность прекратилась еще до истечения первого столетия монгольского ига. Весьма существенным фактором для дальнейшего политического и государственного развития был упадок городов во время монгольского нашествия.

Прекратили свое

существование народные веча, городские народные ополчения. Демократический элемент древнерусской государственной системы повсœеместно, за исключением Новгорода и Пскова, понес невосполнимые потери. Когда русские вассалы получили от хана право самим собирать для него налоги, компетенция великого князя Руси расширилась.

Еще больше она выросла при Дмитрии Донском, превратившемся фактически в автономного правителя. За монгольский период великий русский князь стал гораздо более сильным правителœем, чем его древнерусские предшественники.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, монголо-татарское иго было одним из факторов образования самодержавия на Руси, но наряду с другими внутренними и внешними факторами.

Понятие самодержавие связывалось первоначально на Руси не с имперской идеей византийского происхождения, не с деспотической неограниченной властью государя, а с мечтой о независимости от внешнего господства, откуда бы оно ни шло. В. О.

Ключевский писал на данный счет: ʼʼОба термина в Древней Руси (царь и самодержец) значили не то, что стали значить потом, выражали понятие не о государе с неограниченной внутренней властью, а о властителœе, не зависимом ни от какой сторонней внешней власти, никому не платящем дани.

На тогдашнем политическом языке оба этих термина противополагались тому, что мы разумеем под словом вассалʼʼ.

В Древней Руси князья не обладали самодержавной властью. Власть князя и его право суда были не абсолютными, но делœегированными Богом на жестких условиях, нарушение которых приводило к тому, что Бог отказывался от князя и осуждал его.

Тенденция к самодержавию проявилась в деятельности князя Андрея Боголюбского. Он противопоставил семейному идеалу идеал единоличной власти и, как писал летописец, желал быть ʼʼсамовластиемʼʼ Суздальской земли.

Замыслы Боголюбского не осуществились, он погиб в результате боярского заговора,

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

однако дальнейший ход исторического развития оказался благоприятным для утверждения самодержавия в русских землях.

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом власть монгольского хана ничем не ограничена, она имела абсолютный, деспотический характер.

Принцип единовластия стал всœе глубже внедряться в политическую культуру русского народа. В основу социальной регуляции жизни становящегося и набирающего силу Московского государства был заложен принцип власти.

Власть, стоящая в центре всœего, сама порождает право, находится вне и над правом. Отсюда и самодержавие в новом его понимании, адекватном греческому слову автократия, означающем ʼʼвласть, которая исходит из самой себяʼʼ, сама себя держит и утверждает, задает сама себе цели и определяет средства и т. д. Постепенно самодержавная власть приобретала сакральный характер.

По словам П.

Флоренского, ʼʼв сознании русского народа самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный самим Богом факт, — милость Божия, а не человеческая условность, так что самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры, а не выводится из внерелигиозных посылок, имеющих в виду общественную или государственную пользуʼʼ.

Заимствования у монголов сказались на военном делœе, прежде всœего на устройстве конницы. По мнению евразийцев, Русь заимствовала такие черты воинской доблести монгольских завоевателœей, как храбрость, выносливость в преодолении препятствий.

В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налогообложению, это было связано со сбором дани и различных налогов.

Какой-либо культурной налоговой политики у монголов не было, они всœегда хотели взять возможно больше, самыми грубыми приемами и средствами.

Монголы не могли оказать существенного влияния на русское просвещение, поскольку сами не имели такового, не могли они также внести ничего существенного в русскую архитектуру, русское искусство. Не подтверждается и представление о русских теремах как татарском за­имствовании.

С одной стороны, нет свидетельств о том, что татарские женщины сидели взаперти, а с другой — терема были на Руси уже при княгинœе Ольге. Современные исследования показывают также, что бранные (матерные) слова в большинстве своем имели славянскую и русскую, а не тюркскую этимологию.

Важным фактором сохранения русской культуры в тяжелые времена оставалось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы (за исключением начального периода вторжения).

Причины этого кроются в язычестве монголов, ибо язычники считают всœе веры одинаково истинными, к тому же монголы были народом крайне суеверным и считали своих шаманов людьми, наделœенными сверхъестественными свойствами. Аналогичным образом они взирали и на служителœей других вер.

В Ясе Чингисхана было сделано узаконение о том, что всœе веры должны быть терпимы.

Московские цари восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с восточными державами, особенно с преемниками Золотой Орды, но случались недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.

В целом при всœей важности и значимости монгольского влияния на русскую культуру вряд ли следует его преувеличивать и приписывать ему исключительное значение. В конечном счете, культура России, оказавшись вовлеченной в ʼʼстепьʼʼ, проявила себя как цивилизующий фактор.

Многие татары со временем перешли в христианство, а их потомки стали видными деятелями русской культуры, напри-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

мер, Н. М. Карамзин, С. Булгаков, а П. Я. Чаадаев, возможно, был потомком одного из сыновей Чингисхана.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/77967_russkaya_kul_tura_perioda_zolotoordynskogo_iga

Ссылка на основную публикацию