Культура молдавии — история России

Культура Молдавии

Культура Молдавии - история России

Молдавия прекрасная страна в честь, которой назван город в Одесской области на Украине. Культура Молдавии, хотя и носит позаимствованный характер, все же имеет множество своих отличительных черт, которые стали отличным дополнением к мировой культуре.

Молдавия – это всесторонне развитая страна, наполненная множеством важных исторических событий, которые связаны с ее культурой. Культура Молдавии становилась под влиянием Румынии. Также многое было перенято от древнерусского и турецкого населения.

Религия Молдавии

Исповедуемая Религия Молдавии не имеет единого направления, и ведущим является христианство, которое исповедует 90 % жителей. Христианство исповедуется сразу во всех трех направлениях: православии, католицизме и протестантстве. Кроме того в Молдавии присутствуют приверженцы иудаизма, ислама и индуизма. По данным переписи 33 000 жителей причислили себя к атеистам.

Экономика Молдавии

Национальная валюта Молдавии – Молдавский лей. Экономика Молдавии развивается в основном за счет развития сельского хозяйства, сферы услуг и промышленности. Кроме того Молдавия удачно занимается экспортом продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, машин, оборудования и одежды.

Наука Молдавии

Молдавия является страной, которая проводит множество научных исследований. Развиваясь, наука Молдавии спровоцировала строительство ведущего центра фундаментальных исследований. В учреждении занимаются исследованиями общественных и естественных наук.

Искусство Молдавии

Культура в стране формировалась из множества факторов. Выдающимся направлением искусства Молдавии является изобразительное искусство. Развивалось оно под влиянием Византии и с тех пор осталось множество фресок, миниатюр и икон.

Самый ценный памятник архитектуры и живописи находится на территории города Кушэнь. Там находится церковь Рождества Богородицы, которая была расписана Войкулом, Раду и Станчулом.

Именно эти достопримечательности и многие другие побуждают путешественников более внимательнее окунуться в туризм Молдавии, ведь понимая культуру, можно понять и народ.

Кухня Молдавии

Характерной чертой Молдавской кухни является обилие овощей, фруктов и мяса. Кухня Молдавии сложилась за счет влияния множества стран. Ведущими блюдами страны являются Сармале, Плацинда с творогом и Муждей.

Сармале напоминает по своему виду и методики приготовления долму и голубцы. Плацинда представляет собой национальный пирог, больше напоминающий круглую или квадратную плоскую лепешку.

Муждей представляет собой чесночный соус на овощном или мясном бульоне.

Обычаи и традиции Молдавии

Молдавия страна, чей народ чтит свои традиции и их очень большое количество. Они передаются потомкам и хранятся каждым поколениям. Обычаи и традиции Молдавии связаны с гостеприимством.

Молдаване празднуют такие же праздники, как и славянские народы. В том числе и Новый Год, но с добавлением своей изюминки. Первый день праздника сопровождается посыпанием дома зерном.

На рождество колядуют, а после Пасхи через неделю все родственники навещают могилы близких и родных людей.

Спорт Молдавии

Молдавия ведет активную спортивную жизнь, главным доказательством того является участие страны в олимпийских играх. Спорт Молдавии составляют плавание, конный и велосипедный спорт, гребля, плавание, бокс, стрельба и лука, биатлон и футбол.

Источник: https://travel247.ru/country/europe/moldavia/236-kultura-moldavii

Культурные особенности

История

Развитие культуры Молдовы тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами.

Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества.

Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи.

В 1812 г.

территория современной Молдовы была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи, что оказало большое влияние на развитие культуры региона.

После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова-фильм», развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица».

Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день.

Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие, что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины.

Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта.

Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV — первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства.

Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

XIX век

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдовой, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана.

Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие.

На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства, что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской.

Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812—1917 гг, когда Бессарабия в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры.

Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах.

К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников.Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.

Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое — с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году.

До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее — 10,8 тыс. (0,3 %)

Молдавская АССР

На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы, где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году.

В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования, заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения.

Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Молдавская ССР

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования.

Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке.

В 1940—41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия.

В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн — на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной, однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Читайте также:  Русско-иранская война 1804 - 1813 гг. минимум для егэ - история России

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции, а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены, что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии.

Для развития сферы культуры, образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР.

В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдовы. Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии.

Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.

Источник: http://www.best-country.org/europe/moldavia/traditions

«Молдаван считали своими»: как Бессарабия стала частью России

200 лет назад был принят Устав об образовании Бессарабской области в составе Российской империи. Документ даровал недавно присоединённым к России молдавским землям широкую автономию и многочисленные права.

Из-за массового переселения в междуречье Дуная, Прута и Днестра немолдавского населения, а также из-за коррумпированности части местной знати автономия со временем была урезана, но это не помешало Бессарабии стать одним из наиболее процветающих регионов государства.

О перипетиях бессарабской истории и их влиянии на современную политику — в материале RT.

Во времена Античности по территории современной Бессарабии (историческая область между Прутом, Днестром, Дунаем и Чёрным морем) проходила граница между дако-фракийскими народами и ираноязычными кочевниками причерноморских степей — скифами и сарматами. В начале II века н. э. римский император Траян предпринял ряд походов в Дакию, в результате которых регион в 106 году стал частью Римской империи.

В III столетии н. э. Бессарабия была заселена готами, а затем на её земли проникли славяне, болгары и венгры. На пике могущества древнерусского государства часть Бессарабии входила в его состав, а затем перешла по наследству к галицко-волынским князьям. На юге Бессарабии, в исторической области Буджак, кочевали печенеги и половцы, на смену которым пришли монголо-татары и ногайцы.

Момент появления в Бессарабии восточно-романских народов изучен плохо.

«Этногенез молдавского народа и вообще восточных романцев относится к числу самых плохо разработанных областей знаний в сфере этногенеза современных народов Восточной Европы. Он до сих пор в значительной степени остаётся загадкой», — отметил в беседе с RT экс-советник президента Молдавии, доктор истории, профессор Марк Ткачук.

По словам эксперта, все существующие версии этногенеза восточных романцев нельзя признать удовлетворительными, а научные интерпретации в этой сфере сильно политизированы.

«Румыны считают восточно-романские народы чуть ли не потомками древних римлян.

Однако на самом деле после ухода Рима население в этом регионе сменялось несколько раз, и восточные романцы, скорее всего, являются потомками горных пастушьих племён, говоривших на латыни», — заявил RT главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор Владислав Гросул.

Также по теме

Раскол из-за объединения: как повлияет на политические процессы в Молдавии годовщина присоединения к Румынии

Президент Молдавии Игорь Додон призвал население страны приготовиться к беспорядкам 25 марта 2018 года. В этот день в Кишинёве…

По его словам, в летописях есть указания на то, что предки современных восточно-романских народов пришли с земель, лежащих к югу от Дуная. Согласно исследованиям самого профессора Гросула, наиболее вероятной прародиной молдаван является территория современной Сербии. На это указывают данные историографии и лингвистики.

На фоне улучшения отношений между Сербией и Венгрией предки молдаван в XIII веке переселились на земли, лежащие на севере современной Румынии.

А в XIV столетии монголы были вытеснены за Днестр, и на территории Бессарабии началось формирование молдавской государственности.

После развала Галицко-Волынского княжества Молдавия приросла землями на севере, а чуть позже вытеснила татар с территории Буджака.

Однако расцвет государства продолжался недолго. Уже в середине XV века Молдавия попала в вассальную зависимость от Османской империи, которая постепенно стала урезать автономию княжества.

Российский фактор

Стремясь вывести княжество из-под турецкой зависимости, молдавский володарь Дмитрий Кантемир в 1711 году присягнул на верность Российской империи.

Пётр I летом того же года предпринял против Османской империи Прутский поход, надеясь отбить у турок Северо-Западное Причерноморье, но кампания завершилась провалом, а сам царь лишь благодаря усилиям дипломатов и коррумпированности турецкой знати, которую ему удалось подкупить, сохранил себе жизнь и свободу.

Передать Молдавию под протекторат России Османской империи пришлось только по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 года. Однако уже в 1791 году, согласно Ясскому миру, граница между Россией и Турцией была установлена по реке Днестр. Опасаясь расправ со стороны османов, многие молдаване бежали на территорию Российской империи.

  • В. Сибирский, Е. Данилевский. Штурм Измаила. Диорама

В начале XIX века турецкие власти развернули репрессии против лояльной по отношению к России молдавской и валашской знати, и официальный Санкт-Петербург вступил в войну 1806—1812 годов, в очередной раз разгромив Оманскую империю.

«До 1812 года единой Бессарабии не существовало.

Это было несколько совершенно различных территорий: Хотинская райя на севере, напрямую подчинявшаяся туркам, центральная Бессарабия, входившая в состав Молдавии, Бендерская райя, ногайские земли и османские крепости, стоявшие вдоль Дуная и берега Чёрного моря. Население будущей Бессарабии было неоднородным. На севере рядом с молдаванами жило много русинов, на юге обитали ногайцы и стояли многочисленные турецкие гарнизоны», — отметил Владислав Гросул.

В мае 1812 года был подписан Бухарестский мирный договор, согласно которому Османская империя уступила России Пруто-Днестровское междуречье — Бессарабию, а также гарантировала населению Молдавии и Валахии обещанные ранее права и привилегии.

В составе Российской империи

«Де-факто Бессарабская область возникла ещё в 1812 году. А 11 мая 1818 года был официально принят устав о её образовании. В Румынии любят говорить, что таким образом Россия оторвала Бессарабию от «матери-родины». Но на самом деле, напротив, молдаване Бессарабии воссоединились с соотечественниками, жившими за Днестром», — заметил Владислав Гросул.

Согласно уставу, Бессарабская область имела собственные органы власти (законодательный и распорядительный) — Верховный совет и областное правительство, которым руководил гражданский губернатор. Языками делопроизводства были одновременно русский и молдавский. Молдавская же знать уравнивалась в правах с российским дворянством.

Однако со временем автономию Бессарабии пришлось урезать. На то было сразу несколько причин.

В частности, некоторые историки утверждают, что российская администрация столкнулась с тотальной коррумпированностью местной знати, которая стала использовать автономные права для личного обогащения.

В свою очередь, Владислав Гросул отметил такой фактор, как изменение этнокультурного состава населения Бессарабии.

  • Е. Мустяца. Пушкин в Молдавии

«Служивший в начале 1820-х годов в Бессарабии Александр Пушкин писал о ней: «Сия пустынная страна священна для души поэта». Регион и в XVIII веке не был слишком плотно заселён, а вместе с турецкими властями его покинули мусульмане, составлявшие примерно половину населения Бессарабии.

Российские власти стали переселять на освободившиеся территории болгар, гагаузов, немцев, албанцев и даже швейцарцев с чехами.

Всем этим народам было проблематично жить по молдавским законам, которые во многом были устаревшими, поэтому при Николае I были предприняты шаги, направленные на унификацию законодательства Бессарабии с общероссийским.

В 1828 году был утверждён новый проект устава, существенно сокративший её автономию», — рассказал эксперт.

«В 1812 году, когда Бессарабия была присоединена к России, её население составляло всего 250 тыс. человек. За 100 лет оно выросло в десять раз — до 2,5 млн. Это очень красноречивый показатель.

Среди молдаван естественный прирост населения был выше, чем среди других православных народов Российской империи.

Кроме того, из Румынии в Молдавию переселялось больше людей, чем из Молдавии в Румынию», — подчеркнул Гросул.

По его словам, молдавские крестьяне жили ощутимо богаче румынских.

Также по теме

«Мы являемся частью русского мира»: новый президент Приднестровья в интервью RT

Признание Приднестровья мировыми державами — лишь вопрос времени. Приднестровцы полностью разделяют ценности россиян и являются частью…

«Россия несла элементы модернизации, просвещения, иного уклада жизни, нежели тот, который был в составе османской Порты.

Из России в Бессарабию после 1812 года пришло и образование, и законодательная деятельность, и урбанизация, и европейский костюм.

Но самое парадоксальное заключается в том, что вместе с Россией в Бессарабию пришли вещи, которые были запрещены в самой России, — определённый уровень гражданских свобод и революционного вольнодумства», — рассказал Марк Ткачук.

Выходцы из Бессарабии принимали активное участие в руководстве Российской империей. Согласно подсчётам Владислава Гросула, 32 уроженца области стали российскими генералами и адмиралами, что немало для такого небольшого региона.

Читайте также:  Культ личности - история России

В Бессарабии открывались школы и семинарии. Правда, начиная с эпохи Николая I имперские власти взяли курс не только на политическую, но и на культурную унификацию Бессарабии и проводили её русификацию.

В 1905 году эта политика была свёрнута, после чего началось динамичное развитие молдавской культуры.

Время перемен

На фоне революционных событий 1917 года на территории Бессарабии была объявлена Молдавская демократическая республика, входившая в состав России, которая в начале 1918-го объявила о своей независимости.

В январе 1918 года под предлогом борьбы с анархией в Бессарабию вошли румынские войска. Местное население отреагировало на это без энтузиазма.

Буржуазия Бессарабии состояла в значительной мере из евреев, армян и греков, которые даже не владели романскими языками и которым в Румынии просто нечего было делать. Все основные социальные группы и политические партии Молдавии были против присоединения к Румынии», — отметил Владислав Гросул.

Местное население оказывало румынской армии активное сопротивление. А в феврале румынские войска были разбиты советскими частями. В марте 1918 года власти Румынии гарантировали Москве, что освободят Бессарабию.

Однако Бухарест воспользовался тем, что ситуация на других фронтах складывалась для Красной армии не лучшим образом, и взятые на себя обязательства не выполнил. В ноябре 1918 года Румыния официально присоединила Бессарабию.

Советская Россия этого акта не признала.

Под властью Бухареста ещё недавно процветающая Бессарабия превратилась в отсталый аграрный край, свыше 70% населения которого было неграмотным. В 1940 году в ходе освободительного похода Красной армии Бессарабия вернулась под власть Москвы.

На территории Буджака советские власти сформировали Измаильскую область в составе УССР (позже она стала частью Одесской области), а на остальных землях Бессарабии возникла Молдавская ССР.

В послевоенные годы в МССР было построено 162 крупных промышленных предприятия, республика стала одним из союзных лидеров в области пищевой и лёгкой промышленности, грамотность её населения достигла практически абсолютного уровня.

Сегодня в Румынии популярны унионистские идеи: в последние годы ряд представителей бухарестского политикума заявляют об исторических правах Румынии на территорию Молдавии и Южной Бессарабии, входящей сегодня в состав Украины. Однако, по словам экспертов, с точки зрения исторической науки подобные заявления совершенно несостоятельны.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/511841-istoria-obrazovanie-moldaviya

Непрописанная история: Культура Молдовы

Культура Молдовы — культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдовы, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

Молдавская культура неразрывно связана с народами населяющими Молдавию (в первую очередь — с молдавским народом), с молдавским языком и другими языками Молдавии, находится во взаимодействии с культурами Румынии, Украины и России, а также других соседних с Молдавией стран.

История

Развитие культуры Молдовы тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.

), имеют общую этническую принадлежность с румынами. Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи. В 1812 г.

территория современной Молдовы была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи, что оказало большое влияние на развитие культуры региона. После Октябрьской революции в 1918 г.

Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова-фильм», развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица».

Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день.

Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие, что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины.

Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта.

Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV — первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства.

Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

XIX век

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдовой, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана. Особенно это проявилось в художественной литературе.

В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие.

На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства, что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812—1917 гг, когда Бессарабия в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры.

Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах.

К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников. Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.

Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое — с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году.

До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс.

человек (3,02 %), высшее — 10,8 тыс. (0,3 %)

Молдавская АССР

На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы, где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование.

Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году. В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование.

Была основана система профессионального образования, заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения. Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939).

Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Молдавская ССР

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования.

Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940—41 гг.

более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое.

Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн — на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Читайте также:  Декларация прав народов России - история России

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной, однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции, а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать.

Оставшиеся высланы или даже были уничтожены, что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии. Для развития сферы культуры, образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР.

В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдовы. Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии. Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.

Источник: https://press.try.md/item.php?id=140766

Культура Молдавии

Культура Молдавии - история России

Культура Молдавии

Основным видом молдавской литературы являлось устное художественное творчество. Вековое рабство не сломило жизненных сил молдавского народа, не убило в нём воли к борьбе и победе, не задушило его творческого дара.

Героические народные песни из цикла борьбы с турецкими феодалами проникнуты идеей защиты родины от врагов-захватчиков. Тяжёлое историческое прошлое молдавского народа наложило свой отпечаток на его песни (дойны), которым нередко присущ грустный, протяжный напев.

Широко известен национальный танец молдаван жок или хора.

Из фольклора других народов Молдавии останавливает на себе внимание фольклор болгарских колонистов. Болгарские певцы-импровизаторы в XIX в. хранили в своей памяти большой, разнообразный и интересный репертуар героических песен из эпохи турецкого ига и болгарских войн за независимость.

Из городов Молдавии наиболее важное культурное значение в первой половине XIX в. получил Кишинёв — центр Бессарабской области. Основную массу населения города составляли молдаване и болгары. Но тут же жили греки, турки, украинцы, сербы, караимы, немцы, французы, итальянцы и др.

Общий культурный уровень молдавского боярства начала XIX столетия был невысок. Но накануне национального движения в придунайской Молдавии и Валахии (в начале 20-х годов) в Кишинёве наблюдалось заметное пробуждение культурно-общественной жизни. В доме М.

Кацика была устроена масонская ложа, связанная с тайным обществом декабристов; главным мастером ложи одно время являлся русский генерал-майор декабрист П. С. Пущин. Он же учредил в Кишинёве дивизион­ную ланкастерскую школу.

Наиболее образованная и передовая часть кишинёвского общества 20-х годов XIX в. собиралась в домах князей Александра и Георгия Матвеевичей Кантакузенов, членов греческой гетерии и участников национально-освободительного движения 1821 г.

К числу постоянных посетителей Кантакузенов принадлежали будущие руководители греческого восстания, оба брата Ипсиланти.

Большое значение для культурной жизни Кишинёва в 20-х годах XIX в. имело пребывание там штаба 16-й пехотной дивизии, принадлежавшей к 6-му корпусу второй русской армии. Командиром 16-й дивизии в июле 1820 г. был назначен декабрист М. Ф. Орлов.

Он уделял большое внимание вместе с декабристом В. Ф. Раевским организации ланкастерских школ. Кишинёвский дом Орлова сделался средоточием культурной жизни и центром передовой политической мысли Кишинёва. Его постоянным посетителем был отбывавший в Кишинёве ссылку А. С. Пушкин.

В Кишинёве бывал и П. И. Пестель.

Значительным событием в культурной жизни Бессарабии было трёхлетнее (1820—1-823 гг.) пребывание там А. С. Пушкина. В ряде своих произведений великий русский поэт воспользовался мотивами молдавского фольклора. Песня молодой молдаванки Мариулы легла в основу стихотворения Пушкина «Чёрная шаль».

В кишинёвских боярских домах пользовались большой популярностью и приглашались на все балы хоры крепостных цыган боярина Варфоломея. Поэт наблюдал быт цыган, прислушивался к цыганским песням и воспроизвёл их в своей поэме «Цыганы».

Исследователи считают, что в поэме «Братья-разбойники» в какой-то мере отразились впечатления Пушкина от молдавской действительности и от личности знаменитого Урсула; по просьбе поэта для него было переписано полностью судебное дело об Урсуле.

Знакомство с передовой русской литературой имело благо­приятное значение для деятельности молдавских писателей К. Негруци, А. Донича, К. Стамати.

На культурно-идеологическую жизнь болгарских колоний в Молдавии оказало серьёзное влияние пробуждение национального самосознания среди болгарской интеллигенции. Одним из крупных и наиболее ранних деятелей болгарского возрождения был известный учёный, близкий по своему мировоззрению к славянофилам, Ю. И. Венелин.

Сын украинского священника из Галиции, он учился в Львовском университете, а в 20-х годах XIX в. переехал в Кишинёв, где близко ознакомился с бытом болгарских колонистов. Результатом этого знакомства явилась выпущенная им в 1829 г.

книга «Древние и нынешние болгары в политическом и религиозном отношениях», вызвавшая сильный интерес к болгарскому вопросу в России.

Рекомендуем ознакомится: http://histerl.ru

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya-stran/31920-kultura-moldavii

MOLDOVA PORTAL

Культура Республики Молдова представлена широкой палитрой творческой деятельности: литература, театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кинематография, радиовещание и телевидение, фотоискусство, дизайн, цирк, народное творчество, архивы и библиотеки, книгоиздательство, научные исследования, культурный туризм и другие.

Исполнительское искусство

Академическую концертную деятельность обеспечивают три концертных учреждения:

  • Национальная филармония имени Сергея Лункевича (2 концертных зала, симфонический оркестр, хоровая капелла, ансамбль народной музыки)
  • Органный Зал (камерный оркестр и камерный хор)
  • Национальный Дворец (Концертная организация «Moldova-concert»: ансамбли народной музыки и танцев, легкой музыки).

Театры

В Республике Молдова 22 театральных учреждений: 18 драматических театров, Театр оперы и балета, этнофольклорный театр и 2 кукольных театра.

17 театров находятся в столице страны и 5 в других местностях.

Главные из них успешно участвуют в иностранных фестивалях, организуют международные фестивали дома, гастролируют во Франции, Италии, США, России, Японии, Китае, Румынии и в других странах.

Изобразительное искусство

Термин «изобразительное искусство», укоренившийся в Республике Молдова, охватывает три жанра:

  • живопись (монументальная и станковая)
  • графика (станковая, книжная, плакатная, рекламная и др.)
  • кульптура (пластика „en ronde-bosse”, барельеф, высокий рельеф, перспективный рельеф)

В последние годы в Молдове появились: «видео-арт», «кинетическая скульптура», «компьютерная графика», «боди-арт», «перформанс» и другие.

Народное искусство представлено богатым разнообразием жанров, типов и родов. Большинство из них относятся к сфере «декоративных искусств»: керамика, народный ковер, традиционная одежда, обработка камня и дерева, изделия из кожи, лозы, обработка металлов, народные игрушки и др.

Выставочные залы: Выставочный центр имени Константина Брынкушь, Национальный музей искусств Молдовы, частные выставочные галереи.

Фольклор

Фольклор в Республике Молдова имеет в основе глубокие дако-латинские корни и представляет систему народных верований и обычаев, с конкретным выражением в музыке и танце, в устной поэзии и прозе, мифологии, ритуалах, народном театре и др.

Данное культурное наследие, в целостности своего проявления, составляет обширную, особой ценности область национального искусства, предварившего не только его культурные формы, но и продолжившего развитие в современную эпоху, обеспечивая профессиональной культуре вещество ее этнической оригинальности.

Культурное наследие

В Республике Молдова сохранилось, распространенное в территории, важное культурное наследие несомненной ценности: археологические ландшафты, жилые дома, усадьбы, крепости, монастыри и церкви, работы монументального искусства, памятники и технические устройства, строительные ансамбли – площади, улицы, кварталы, села и городские центры или этнографические зоны с традиционной архитектурой.

В культурное наследие входят 87 музеев страны, 5 из которых и 7 филиалов входят в непосредственное подчинение Министерства культуры и туризма, а 66 — органов местного публичного управления. Их фонды содержат около 700.000 экспонатов относящихся к национальной и мировой истории и культуре.

Археологическое наследие Республики Молдова богато в художественных произведениях большой давности. Найдены образцы скульптуры еще периода позднего палеолита.

Керамика культуры «Кукутень-Триполие» периода энеолита найдена во многих местностях Республики Молдова и обладает несомненной художественной ценностью, представляя целую мифологию в изображениях.

Культура национальных меньшинств

В Республике Молдова функционируют десятки этнокультурных ассоциаций. 18 меньшинств — украинцы, русские, болгары, гагаузы, евреи, белорусы, поляки, немцы, цыгане, греки, литовцы, армяне, азербайджанцы, татары, чуваши, итальянцы, корейцы, узбеки — располагают ассоциациями действующими под видом сообществ, обществ, объединений, центров, культурных фондов и т.д.

Согласно принципу равенства и универсальности культурного законодательства, этнические меньшинства имеют возможность развивать традиционную культуру, народное творчество. В Кишиневе работает Русский драматический театр имени А.П.Чехова, в Чадыр-Лунге (АТО Гагаузия) — Гагаузкий драматический театр имени Михаила Чекира, в Тараклии — Театр болгар Бессарабии имени Олимпия Панова.

Источник: http://moldovaportal.sites.mfa.gov.md/culture-ru/

Ссылка на основную публикацию