Культура и быт России во второй половине xviii века. образование, просвещение. наука. — история России

Образование и наука России во второй половине XVIII века

Вторая половина 18 века стала для России не только временем «просвещённого абсолютизма» и успехов во внешней политике.

В эти годы также произошли крупные изменения в российском образовании и науке.

Для  того чтобы на равных участвовать в большой европейской политике, развивать собственную экономику, защищать границы и расширять территорию, содействовать просвещению, России, как и другим государствам, была необходима такая система образования, которая могла бы обеспечить нужным количеством специалистов все эти направления.

Следует отметить, что преобразования Петра І и деятельность его последователей не создали в России цельной системы образования. Поэтому во второй половине 18 века и, в особенности во время правления Екатерины ІІ, были сделаны попытки это исправить.

На протяжении всего 18 века образование в России носило сословный характер. Во второй половине столетия эта тенденция получила ещё большее развитие.

Так как главной опорой самодержавия являлось дворянство и именно дворяне служили чиновниками, офицерами, зачастую были учёными и просветителями, то именно для них стали создаваться особые закрытые учебные заведения.

Кроме того, во второй половине 18 века образование стало привилегией дворян. В учебных заведениях стали обучать не столько наукам, как культуре поведения, танцам, языкам, искусству.

К таким заведениям относились открытый ещё в 1731 году Сухопутный шляхетский корпус, Морской шляхетский корпус (открыт в 1752году). Пажеский корпус, основанный в 1750 году.

Состоятельные дворяне предпочитали давать своим детям домашнее образование. Для этого из-за границы выписывались частные учителя. Правда, далеко не всегда такой учитель был действительно знаком с науками. Поэтому домашнее образование не всегда приносило положительный результат.

Екатерина ІІ, как истинный просвещённый монарх, хотела изменить систему образования России к лучшему.

Советником в делах образования при императрице стал Иван Иванович Бецкой. Он был видным деятелем русского Просвещения.

Согласно его идеям, в России было необходимо создать сеть закрытых учебно-воспитательных заведений. В них обучить «новых отцов и матерей, которые в тех же правилах воспитают своих детей».

Это позволит создать «новых людей», которые не испытают на себе влияния старого общества и будут благом для всей страны.

Несмотря на всю свою утопичность, в 1764 году Екатериной ІІ было утверждено «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором Бецкой изложил свои идеи.

В дальнейшем началось создание подобного рода учебных заведений. Ими стали воспитательные дома в Москве и Петербурге. Училища при Академии художеств и при Академии наук. Коммерческое училище в Москве.

Смольный институт благородных девиц в Петербурге.

Воспитание в таких заведениях рассматривалось с четырёх сторон.

Физической – «в здоровом теле здоровых дух».

Физическо-моральной – «праздность – мать всех пороков, трудолюбие – отец всех добродетелей».

Моральной – удаление ученика от того, что может иметь тень порока.

Обучающей – развитие ума как средства для заработка.

Учебные заведения такого толка не смогли создать «новых людей». Но они содействовали развитию новшеств в российской системе образования. Так Смольный институт стал первым в России женским учебным заведением. Воспитательные дома в Москве и Петербурге принимали сирот, детей бедняков, незаконнорожденных. При  других заведениях были отделения для купцов и горожан.

В 18 веке успешно развивалось профессиональное образование России.

Была расширена сеть горнозаводских школ и училищ. Они были открыты почти при каждом крупном предприятии. Такие школы обеспечивали квалифицированными рабочими заводы и мануфактуры.

Развивались госпитальные школы. Из-за постоянных войн России были нужны военные врачи. К концу века эти школы были реорганизованы в более совершенные медико-хирургические училища.

Появились профессиональные художественные училища – Танцевальная школа в Петербурге и Балетная школа в Москве. Сословные школы не могли дать нужного количества образованных людей. Ввиду этого в 1780-е годы в России началась разработка программы народного образования.

В 1786 году был издан «Устав о народных училищах». Согласно его положениям в губерниях учреждались народные училища двух ступеней. Первая – «Малые училища».

Располагались в провинциальных и заштатных городах. Срок обучения в них длился два года. Учёба была бесплатной, к ней допускались все сословия обоего пола, кроме крепостных.

В таких школах изучали грамоту, чтение, арифметику, основы православия, рисование.

«Главные училища» располагались в губернских городах. Учёба в них занимала 5 лет. Обучение велось на тех же условиях, что и в «Малых училищах». Такой же была и программа обучения на первые два года. После добавлялись история, география, математика, физика, архитектура. По желанию – иностранный язык. Так же тут можно было получить педагогическое образование.

Особенностью народных училищ стало использование ими во время обучения таких привычных сегодня приёмов как преподавание каждым учителем своего предмета, классно-урочная система, единое расписание занятий, одинаковые учебные планы и учебники, журнал посещаемости.

Во второй половине 18 века увеличивается число высших учебных заведений. В 1755 году, при содействии графа Ивана Ивановича Шувалова и Михаила Васильевича Ломоносова, был открыт Московский университет.

В университете было три факультета: юридический, философский, медицинский. Основным языком преподавания был русский.

Это учебное заведение впоследствии стало центром развития отечественной науки и просвещения.

Так же во второй половине 18 века была открыта Императорская Академия художеств (1757 год). Горный институт в Петербурге (1773 год). Медико-хирургическая академия в Петербурге (с 1799 года).

Таким образом, не смотря на достаточно пёстрый состав учебных заведений и их программ обучения, к концу 18 века система образования России приобрела определённую чёткость.

Начальное образование давали «Малые» народные училища. Продолжали существовать школы при гарнизонах и духовные школы.

Общее среднее образование можно было по-прежнему получить в гимназиях (в Москве, Петербурге, а так же в Казани). В учебных заведениях, созданных по проекту Бецкого. Частично в «Главных» народных училищах.

Профессиональное образование давали дворянские закрытые учебные заведения, специальные технические и художественные училища.

Высшее образование можно было получить институтах и университетах (Московском, Горном, в Академии художеств).

В 18 веке, по мере развития российской экономики и общества, увеличивалась потребность в научных знаниях.

С целью изучения обширных российских просторов, в1760 – 80-х годах Академией наук были проведены пять экспедиций, обследовавших огромные территории. Их итогами стали подробные географические и этнографические, описания исследованных земель. Впоследствии наблюдения учёных были опубликованы в специальных трудах.

Важным достижением академических экспедиций стало плавание к берегам Аляски русского исследователя Григория Ивановича Шелихова.

В 1784 году им были основаны первые постоянные русские поселения в Северной Америке. В 1799 году при участии Шелихова была создана Российско-американская компания.

Она стала инструментом по освоению и колонизации Русской Америки.

Ещё в 1745 году был издан «Атлас Российской империи». В нём были представлены подробные карты губерний государства.

На то время, учитывая размеры России, это было уникальным научным достижением.

В исторической науке России видное место занимал Василий Никитич Татищев. Его главный труд под названием «История Российская» стал первым опытом научного описания российской истории.

Успешно развивалась российская астрономия. Большой вклад в её развитие внёс Леонард Эйлер. К концу века в стране была создана целая сеть из 70 обсерваторий.

Но особое место в истории России 18 века занимает личность Михаила Васильевича Ломоносова. Этот учёный энциклопедист сделал огромный вклад в развитие российской и мировой науки.

В физике – развил молекулярную теорию строения вещества.

В химии – создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию.

В астрономии – открыл наличие атмосферы на Венере.

В металлургии – написал практические пособия для мастеров горного дела.

В географии – положил начало русской научной геологии.

В истории – написал «Краткий российский летописец», ставший на долгое время основным учебником по истории России.

В литературе– утвердилосновы для современного русского литературного языка.

В просвещении – содействовал открытию Московского университета.

По указу Екатерины ІІ в 1783 году была образована Российская академия. Её задачей было изучение русского языка и словесности. Основным достижением Академии стало издание первого толкового словаря русского языка.

В18 веке значительными были технические достижения российских изобретателей.

Андрей Нартов построил скорострельную артиллерийскую установку.

Иван Моторин отлил Царь-колокол массой около 200 тонн.

Михаил Ломоносов создал первую действующую модель вертолёта.

Иван Ползунов в 1765 году построил универсальную паровую машину.

Иван Кулибин, заведовавший механической мастерской Петербургской Академии наук, изобрёл прожектор, построил механическую «самодвижущуюся повозку», разработал проект 298-метрового одноарочного моста через Неву.

Но использование бесплатного труда крепостных делало большинство технических новшеств в России ненужными.

Гораздо проще было увеличить барщину или оброк, чем тратить деньги на непонятные машины. Поэтому конкретного применения большинство изобретений не нашли.

Во второй половине 18 века российская система образования приобрела достаточно чёткий вид.

За вторую половину 18 века в России были основаны учебные заведения нового типа (закрытые дворянские, учебно-воспитательные по проекту Бецкого, народные училища).

В это же время были заложены основы для формирования народной системы образования.

Успехов достигла российская наука. Были совершены открытия и достижения во многих областях естественных и гуманитарных наук.

Проведены масштабные исследования территории России.

Успешно развивалась техника. Но из-за наличия крепостнической системы, многие технические новинки не нашли применения.

Источник: https://videouroki.net/video/28-obrazovaniie-i-nauka-rossii-vo-vtoroi-polovinie-xviii-vieka.html

Культура России в XVIII веке

Конспект по истории России

На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I, отличал и его политику в области просвещения и науки.

Читайте также:  Русско-турецкая война 1828 - 1829 гг. - история России

Подготовка специалистов велась как за границей, так и на родине.

В провинции начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных — для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонные школы — для обучения солдатских детей.

Помимо этого в Москве (1703-1715 годы) работала особая общеобразовательная школа — «гимназия» пастора Э.Глюка, в которой обучали, в основном, иностранным языкам.

Военных специалистов готовили Навигацкое, Артиллерийское, Инженерное, Морское и Медицинское училища.

Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники. Наибольшее распространение получили грамматика Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого. В создании новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие.

Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII века бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввёл вместо церковнославянского новый гражданский шрифт.

Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет за годы правления Петра свыше 600 наименований книг и других изданий (в том числе немало переводов).

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу Библиотеки Академии наук.

С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание — газета «Ведомости». Широкий размах приобрели географические и геологические изыскания. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей (М.Сердюков, Я.

Батищев, И.Беляев, Е.Никонов, А.Нартов и другие).

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций и организовывалось отечественное музееведение. В 1719 году для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание «раритетов», которое послужило основой для коллекций будущих музеев — Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-Морского и других.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в жизни России в петровскую эпоху нашли отражение в литературе и публицистике. В 1717 году в Петербурге вышло в свет «Рассуждение…

» о причинах войны со Швецией, представляющее собой первый в российской истории дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т.

Посошкова, и прежде всего его наиболее известной работой «Книга о скудости и богатстве».

Блестящим писателем, оратором и общественным деятелем эпохи Петра был идеолог церковной реформы Феофан Прокопович.

Им был разработан «Духовный регламент» и важный политический трактат «Правда воли монаршей». Другим видным церковным деятелем был Стефан Яворский.

Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами «Знамение пришествия антихристова» и «Камень веры», направленные против протестантизма.

Ко времени Петра I относятся попытки создания публичных театров в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии.

В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII века активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н.Никитин, А.М.

Матвеев, а среди мастеров гравюры — И.Адольский.

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создание дворцово-парковых ансамблей — например, оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектор Ж.Б.Леблон).

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей — в основном гражданского, а не культового значения.

Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д.

Трезини), здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство и другие.

https://www.youtube.com/watch?v=thEF50d1ZB0

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жёсткому плану монаршей воли.

Чисто внешние атрибуты петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчёркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи — великого государства европейского типа.

Культурная жизнь России второй половины XVIII века пронизана идеями Просвещения — французской идеологии «царства разума», придававшей большое значение распространению образования и науки.

В России крупнейшим деятелем Просвещения был писатель и журналист Н.И.Новиков (1744-1818 годы), занимавшийся также издательской деятельностью. Его сатирические журналы «Трутень» и «Живописец» (1769-1773 годы) бичевали пороки, вызванные самодержавным деспотизмом и крепостничеством: его мысль «крестьяне такие же люди, как дворяне» была открытием для России XVIII века.

В развитии образования прослеживались две тенденции: во-первых расширение сети учебных заведений (появление в 1786 году «Устава народных училищ» привело к увеличению народных школ с 8 до 288, а количества учеников — с 518 до 22220 человек); во-вторых, закрепление принципа сословности образования (рост числа дворянских учебных заведений). Число кадетских корпусов увеличивается до 5, возникает новый тип учебного заведения — благородный пансион.

Большую роль в распространении образования играл И.И.Бецкий, сторонник воспитания детей в изоляции от родителей (во избежании дурного влияния).

Благодаря деятельности Бецкого в Москве появился Воспитательный дом для незаконно рожденных и подкидышей, коммерческое училище для купечества, в Санкт-Петербурге — Смольный институт для благородных девиц с мещанским отделением для недворянок. Христианские миссионеры открывали школы для народов Поволжья и Сибири.

Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755 году к ней прибавился Московский университет, в 1773 году Горное училище в Петербурге, в 1783 году — Российская академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики.

Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В.Ломоносов — естествоиспытатель мирового значения, поэт- просветитель, художник, историк.

Ломоносов открыл закон сохранения материи, выдвинул учение о цвете, исследовал электричество и силу тяжести, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли и т.д.

Взлёт технической мысли связан с именем И.И.Ползунова, изобретателя универсальной паровой машины, работавшей на Уральском заводе и механика- изобретателя И.П.Кулибина, удивлявшего Петербург «самобеглой коляской», протезами для инвалидов, лифтом, прожектором, проектом одноарочного деревянного моста через Неву длиной 298 метров.

В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты.

Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.П.Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции.

Н.М.Карамзин — писатель, историк, автор «Истории Государства Российского», основоположник русского сентиментализма.

В своих произведениях «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» Карамзин изображает русских крестьян в чувственно-сентиментальном духе, в образе пастухов и пастушек, а помещика — заботливым отцом своих крестьян. Г.Р.

Державин был крупнейшим поэтом конца XVIII века. Его волновали и красоты окружающего мира, и философские проблемы человеческого существования, и общественно-политические проблемы.

Д.И.Фонвизин — русский писатель, создатель социальной комедии. Он одним из первых начал разоблачать миф о «философе на троне», обличать тупость, невежество русского дворянства. В комедиях «Бригадир» и «Недоросль» воспроизвёл яркую картину быта помещиков, сделав упор на наиболее неприглядные стороны их жизни.

С именем А.Н.Радищева связано формирование революционной идеологии, направленной на уничтожение самодержавно-крепостнического строя насильственным путём.

Наиболее известное его произведение — книга «Путешествие из Петербурга в Москву», написанная в 1784-1789 годах в форме путевых заметок.

С симпатией представлены в «Путешествии» образы крестьян, отталкивающими чертами наделены помещики, относящиеся к крестьянам как к рабочему скоту.

Самодержавию он противопоставляет республиканское народное правление, выдвигает идею «совершенного уничтожения рабства» народным восстанием и «наделением крестьян землёй». Екатерина назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачёва», увидела в нём распространителя «заразы французской». По её приказу Радищев был арестован и приговорён к смерти, которую заменили 10-летней ссылкой в Илим.

В архитектуре стиль барокко (Зимний дворец и Смольный монастырь Растрелли в Петербурге, его же Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе, Андреевская церковь в Киеве) во второй половине XVIII века сменяется классицизмом, использовавшим античное наследие. Величайшим мастером русского классицизма, чьи работы способствовали признанию русского зодчества в Европе, был В.И.Баженов. Он построил Пашков дом в Москве, Михайловский замок в Петербурге.

Наиболее ярким выразителем московской школы зодчества был М.Ф.Казаков. Самые известные его работы — Кремлёвский сенат, старый Московский университет, Колонный зал Благородного собрания.

Во второй половине XVIII века начинается расцвет русской скульптуры. Э.Фальконе в памятнике Петру I на Сенатской площади выразил своё понимание личности Петра в истории России. Наивысшие достижения в жанре скульптурного портрета связаны с именем Ф.Шубина (портреты Д.Голицина, Павла I, М.Ломоносова, З.Чернышова).

Расцвет русской портретной живописи связан с именами Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Боровиковского. Ярославский купец Ф.Волков стал создателем первого русского публичного постоянного профессионального театра (1756 г.).

Читайте также:  Открытые торгово-ремесленные поселения (о трп) - история России

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria34.html

Культура России во второй половине 18-го века (кратко)

В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г.

согласно Уставу народных училищ учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах — малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий.

Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Главным центром научной деятельности была Академия наук. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения.

В отличие от европейских университетов образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открылось Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет.

Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов — разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18-го в. Академия наук организовала Великую северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера Европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18-го в. наблюдается взлет технической мысли. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русский барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма работали В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко.

Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин — мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/kultura-rossii-vo-2-y-polovine-18-veka/

Учебные материалы по Истории России

В годы, «когда Россия молодая мужала с гением Петра», русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась (приобретала светский, в отличие от религиозного, характер), включалась в плодотворный процесс взаимодействия с культурами других стран.

Петр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи и насильственно внедряющего новые нравы.

Бритье бород, запрет традиционной одежды, введение европейского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу, издание книг, учивших юношество светскому обращению («Юности честное зерцало», 1717), — все это радикально изменило быт придворной знати и дворянства, чиновничества и купечества, вынужденных — нередко вопреки желанию и скрывая раздражение — подчиняться воле монарха, стремившегося одним прыжком преодолеть расстояние, отделявшее Россию от Европы. Петровские преобразования предопределили характер и направления развития русской культуры в XVIII в.

         В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Начало было положено созданием Школы математических и навигацких наук в Москве (1701).

За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. По замыслу Петра I, при Академии наук должны были работать гимназия и университет.

Однако первым в России стал основанный в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет.

         Отличительная особенность системы образования в XVIII в. — ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян (Шляхетский корпус, 1731, Смольный институт благородных девиц, 1764), духовенства (духовные семинарии и академии), купечества (коммерческая школа), солдат (солдатские школы).

Лишь специальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесел и др., не были сословными. Решающим шагом в создании единой системы образования стало учреждение в 80-х гг.

общеобразовательных школ: четырехклассных главных народных училищ в губернских городах и двухклассных малых народных училищ в уездных центрах.

         В XVIII в. были созданы учебники, вошедшие в золотой фонд русской культуры («Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича и др.).

Их распространению способствовали успехи в издательском деле: внедрение гражданского шрифта (1708), создание новых типографий, в том числе при Московском университете, открытие в Петербурге первой государственной библиотеки (в дальнейшем — Библиотека Академии наук, 1714), становление периодической печати (газета «Ведомости», с 1702; журналы второй половины XVIII в.).

         Значительны достижения российской науки, представленной именами М. В. Ломоносова (физика, химия, минералогия, геология, металлургия, филология, история, поэзия), Л. Эйлера (математика), С. П. Крашенинникова (география), К. И. Щепина (медицина), А. Т.

Болотова (агрономия и почвоведение), В. Н. Татищева, М. М. Щербатова, И. Н. Болтина (история), Я. П. Козельского и С. Е. Десницкого (правоведение) и др. Выдающимися изобретателями были А. К. Нартов (токарный станок), И. И. Ползунов (первая в мире паровая машина), И. П.

Кулибин (оптические приборы, часы, проект одноарочного моста через Неву и др.). В 1724 г. Петр I подписал указ об учреждении Петербургской академии наук (открыта в 1725); в 1783 г. была создана Российская академия наук. Ее первым президентом стала графиня Е. Р.

Воронцова-Дашкова.

         В первой половине XVIII в. усилиями Ф. Про-коповича, И. Т. Посошкова, В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира разрабатывалась идея «регулярного государства» — абсолютной монархии, рационально устроенной и подчиненной мудрой воле опирающегося на закон, а не на силу правителя.

Эти представления были близки Екатерине II, сочетавшей их с идеями французских просветителей о короле-философе, реформаторе, врачующем общественные недуги. Абсолютистские теории критиковали и консервативные мыслители, выступавшие за усиление влияния родовитого дворянства (М. М.

Щербатов), и либералы, предлагавшие допустить дворянство и свободные сословия к управлению государством (Н. И. Новиков), и первый представитель революционной идеологии в России А. Н.

Радищев, обосновывавший законность свержения тиранической власти («Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность» со знаменитой характеристикой царя как «злодея, злодеев всех лютейшего»).

         В литературе XVIII в. торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. Его ярчайшими представителями были М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, Г. Р.

Державин, А. Д. Кантемир, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков и др. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» Н. М.

Карамзина).

         Строительство новой столицы — Петербурга — по плану, в соответствии с целостным градостроительным замыслом стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. Его облик определили постройки Д. Трезини (здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор, дворец А. Д. Меншикова и др.). С Б. Ф.

Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.) в Россию пришла архитектура барокко — стиля яркого, блистательного, пышного. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном, математически точном, благородном классицизме. Его вершиной стали постройки Ч.

Камерона (дворцовая резиденция в Павловске, Александровский дворец в Царском Селе), В. И. Баженова (дом Пашкова в Москве), М. Ф. Казакова (здание Московского университета, дом князя Голицына и др.), И. Е. Старо-ва (Таврический дворец в Петербурге). С классицизмом связаны и выдающиеся достижения скульптуры («Медный всадник» Э. М. Фальконе, памятник А. В. Суворову работы М. И.

Козловского, памятник Минину и Пожарскому работы И. П. Мартоса, скульптурные портреты, созданные Ф. И. Шубиным).

         Излюбленный жанр русских живописцев XVIII в. — портрет. В этом жанре работали И. И. Никитин («Петр I на смертном одре»), И.П.Аргунов, Д. Г. Левицкий («Екатериназаконодательница», портреты Н. И. Новикова, воспитанниц Смольного института), Ф. С. Рокотов (портрет В. Майкова), В. Л. Боровиковский (портреты Павла I , Г. Р.

Державина, князя Куракина, М. И. Лопухиной). Вместе с тем развивалась историческая (А. П. Лосенко) и пейзажная (С. Ф. Щедрин) живопись. Отметим, что в 1757 г. по инициативе И. И. Шувалова была образована Академия художеств. Годом раньше в Петербурге открылся первый профессиональный театр. Его основой стала театральная труппа Ф. Г.

Читайте также:  Начало и развитие первого этапа возвышения москвы - история России

Волкова, созданная в 1750 г. в Ярославле.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=497

Развитие культуры во второй половине XVIII века

Развитие культуры России во второй половине XVIII проходило под воздействием петровских реформ начала века. Преобладали следующие тенденции.

— Усиление западного влияния. Подражательство западной культуре.

— Сокращение сферы культурного влияния церкви. Культура все больше приобретала светский характер. Происходило ее дальнейшее обмирщение.

— Углубление рационализма мировоззрения.

— Начало формирования российской интеллигенции, к которой в XVIII в. можно было отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, актеров.

— Сохранение традиционализма народной культуры.

Идейные факторы, оказавшие влияние на развитие культуры данного периода.

— Идеология «просветительства» с ее проповедью естественных прав человека, свободы и равенства.

— Масонство с его поисками путей нравственного совершенствования.

Масоны (от французского – вольные каменщики) – международное религиозно-философское движение, ставившее перед собой цель «нравственно облагораживать людей, объединять их на началах братской любви, равенства и взаимопомощи»[50]. В масонском движении XVIII в. принимали участие многие выдающиеся просветители Запада.

Первые сведения о масонстве в России относятся к 1730-1740 годам. Масонами были известные деятели своего времени граф Р.И. Воронцов, князья Голицыны, Трубецкие, Мещерские, князь М.М. Щербатов, поэт А.П. Сумароков, писатель и историк И.П.

Елагин, директор, а затем куратор Московского университета М.М. Херасков, просветитель Н.И. Новиков и др. . В XVIII в.

масонство представляло чрезвычайно узкое и ограниченное по числу участников общественное явление и не могло существенно повлиять на ситуацию в стране.

Растущие потребности государства в квалифицированных специалистах привели к преобразованиям в области образования. В 1731 г. был учрежден Кадетский корпус для дворян – военно-учебное заведение закрытого типа. Он готовил будущих офицеров российской армии и гражданских чиновников. В 1764 г.

в Петербурге было открыто «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт), ставшее первым светским заведением для девушек из дворянских семей. Для детей других сословий также создавались закрытые учебные заведения. Например, в 1779 г.

в Москве для детей купцов и мещан открыто Коммерческое училище. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях. Рекрутские дети – в солдатских школах. Дворяне получали образование с помощью частных учителей, обычной стала и учеба за границей. Образование носило сословный характер.

Для большинства населения оно оставалось недоступным.

Во второй половине XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г.

был утвержден Устав народных училищ, согласно которому в губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах – малые двухклассные.

В училищах обучали чтению, письму, священной истории, основам арифметики и грамматики. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

В XVIII в. было положено начало становлению университетского образования в России. В 1755 г. императрица Елизавета Петровна утвердила представленный И.И.

Шуваловым проект организации Московского университета. Главная роль в разработке плана создания университета принадлежала М.В. Ломоносову.

В соответствии с идеями Ломоносова образование в нем было бессословным. Университет находился под протекцией императрицы,

подчинялся только Сенату, освобождался от всякого рода налогов и иных сборов. В 1757 г. при университете открыта Академия художеств.

Середина, вторая половина XVIII в. были временем географических открытий, успехов в развитии научной и технической мысли.

В 1733-1741 гг. состоялась Вторая камчатская экспедиция под руководством В.И. Беринга (1681-1741), в ходе которой был открыт пролив между Чукоткой и Аляской (Берингов пролив). Исследователь Сибири и Камчатки С.П. Крашенинников (1711-1755) составил «Описание земли Камчатки».

В историю географических открытий вписаны имена отважных русских полярных исследователей С.И. Челюскина (ок.1704-1764), в честь которого названа самая северная точка материка Евразия – мыс Челюскин, двоюродных братьев Д.Я. и Х.П.

Лаптевых, именем которых названо одно из морей Северного Ледовитого океана – море Лаптевых.

Неоценимый вклад в развитие мировой и отечественной науки сделал М.В. Ломоносов (1711-1765) – первый русский академик, человек, обладавший энциклопедическими знаниями. Его гений проявился во всех отраслях знаний того времени: химии, физике, астрономии, минералогии, геологии и почвоведении, географии, картографии.

Наряду с естественными науками он занимался и гуманитарными: грамматикой, стилистикой русского языка, историей. К середине XVIII в. исторические знания превратились в науку, чему во многой степени способствовали труды В.Н. Татищева (1686-1750). М.В. Ломоносов в своих трудах по истории уделял основное внимание древнему периоду русской истории и времени Петра I.

Он первым выступил против норманнской теории происхождения Древнерусского государства.

https://www.youtube.com/watch?v=XyE6v0DAcrI

Важные технические изобретения были сделаны И.И. Ползуновым (1728-1766) и И.П. Кулибиным (1735-1818). И.И. Ползунов первым в мире разработал проект универсального парового двигателя. Однако созданная им паровая машина в условиях крепостного хозяйства оказалась ненужной и забытой. Изобретатель механик-самоучка И.П.

Кулибин изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф, «подъемное кресло» — лифт. Наиболее фундаментальной работой Кулибина был проект одноарочного 300-метрового моста через Неву. Но его изобретения также не нашли применения.

Воистину говорят, что нет пророков в своем отечестве.

Дальнейшее развитие получила архитектура. До 1760-х гг. преобладающим стилем оставалось барокко, крупнейшим мастером которого являлся Ф.Б. Растрелли. В этом стиле были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в царском селе и Большой дворец в Петергофе.

На смену барокко пришел классицизм. Отличительные черты классицизма — ясность и простота форм при сохранении монументальности. В основе стиля лежало обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима.

Классицизм предусматривал симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость линий. Основоположниками классицизма в России являются В.И. Баженов (1737-1799) – дом Пашкова в Москве, Инженерный замок в Петербурге, И.Е.

Старов (1745-1808) – здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры. С именем ученика Баженова Ф.М. Казаковым (1738-1812) связано создание большого количества зданий и особняков в Москве.

Это здание Сената в Кремле, старое здание Московского университета, Голицинская больница, дом князей Долгоруких, переданный дворянскому собранию и др. Ярким представителем русского классицизма являлся Д. Кваренги (1744-1817), работавший в России с 1780 г.

, — здание Академии наук, Александровский дворец в Царском Селе, Смольный институт и др. . Замечательный русский архитектор Ю.М. Фельтен (ок.1730-1801) совместно с П.Е. Егоровым (1771-1784) проектировали набережную Невы и решетку Летнего сада.

Во второй половине XVIII в. в живописи складывается система жанров: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись. Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенко (1737-1773). Одна из наиболее известных его картин «Владимир перед Рогнедой». В историческом жанре работал Г.И.

Угрюмов (1764-1823) – «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани». Однако наибольшее развитие в живописи получил портрет. Галерею прекрасных портретов создали А.П. Антропов (1716-1795), И.П. Аргунов (1729-1802), Ф.С. Рокотов (ок.1735-1808), Д.Г. Левицкий (1735-1822), В.Л.

Боровиковский (1757-1825) и др.

В рассматриваемый период были заложены основы светской скульптуры. Ф.И. Шубин (1740-1805) — земляк Ломоносова, выходец из среды поморских крестьян — создал галерею скульптурных портретов – М.В. Ломоносова, А.М. Голицына, Г.А. Потемкина и др.

К шедеврам мировой скульптуры по праву отнесен памятник Петру I («Медный всадник») работы французского мастера Э.М. Фальконе в Петербурге. М.И.Козловский (1753-1802) прославил себя памятником А.В. Суворову на Марсовом поле в Петербурге. Он же автор главной статуи Петергофского каскада фонтанов – «Самсон, раздирающий пасть льва».

Середина XVIII в. – важный рубеж в театральной культуре России. В 1750 г. возник первый профессиональный театр в Ярославле. Его инициатором был купец Ф.Г. Волков (1728-1763). Слухи о нем достигли Петербурга и ярославцев вызвали в столицу. В 1756 г. преобразован в публичный театр «для представления трагедий и комедий»[51].

Культура России XVIII в. подготовила необычайный влет отечественной культуры первой половины XIX в..

Вопросы для обсуждения

1. Каковы причины петровской модернизации и в чем заключались ее

противоречивые последствия?

2. Почему дворцовые перевороты 1725-1762 гг. не могли изменить существа системы?

3. Могла ли Екатерина II отменить крепостное право в России?

4. Какое значение имело присоединение Крыма к России в 1783 г.?

5. В чем заключались особенности территориальных приобретений

России?

Список рекомендуемой литературы

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 331 с.

Брикнер А.Г. История Петра Великого. История Екатерины Второй: полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2015. 1047 с.

История внешней политики России. XVIII в. / Ж.А. Ананян [и др.] М.: Международные отношения, 1998. 302 с.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М.: Новое лит. обозрение, 1999. 326 с.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. 624 с.

Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII в. М.: МГУ, 1994. 215 с.

Мусская И.А. Самые знаменитые предприниматели России. М.: Вече, 2003. 412 с.

Павленко Н.И. Пётр Великий. М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. 829 с.

Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. –М.: КНОРУС, 2012. 544 с.

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2014. 528 с.

Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2231;

Источник: http://poznayka.org/s5089t1.html

Ссылка на основную публикацию