Культура и архитектура xix века — история России

Культура и Архитектура 19 века

Культура и Архитектура XIX века - история России

В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре, и т.д.

Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры.

Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей.

Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия от передовых стран отставала, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки.

Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был настолько велик, что позволяет назвать эту эпоху золотым веком русской культуры.

На развитие культуры и общественной мысли XIX века огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 г. вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирования культуры золотого века и ее особенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные революции.

Официальным направлением живописи первой половины XIX века был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.

С картины К.П. Брюллова (1799-1852) «Последний день Помпеи», являющейся ярким примером академической школы, начался расцвет русской живописи. Идейное содержание картины сложно. Автор стремился воплотить образ жесткого деспотизма, показать человека перед лицом величайшего испытания, перед лицом смерти.

В замечательных портретах современников художника О.А. Кипренского (1782-1836) отразилось влияние романтизма и в тоже время в них наглядны элементы реализма, взгляд на человека как на независимую личность.

А.Г. Венецианов (1780-1847) — первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты: «Гумно», «Крестьянка, чешущая шерсть», «Крестьянка с грибами », «Помещица занятая хозяйством».

Поэтические, немного идеализированные образы крестьянской жизни неразрывно связаны в картинах Венецианова с передачей неброской красоты среднерусской природы.

Произведения художника были по своему содержанию национальными, русскими, хотя не стали подлинно реалистическими.

Основоположником реализма в живописи стал П.А. Федотов (1815-1852) – создатель картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Анкор еще анкор!», «Игрок» и др.

Над монументальным полотном «Явление Христа народу» А.А. Иванов (1806-1856) работал 20 лет, сделав 600 этюдов.

Художник трактует евангельский сюжет как поворотное событие в истории человечества, начала его освобождения и нравственного возрождения. Действительно кратко смысл картины можно определить – человек в изменяющемся мире.

Художник показал, что происходит с человеком в переломный момент жизни, когда меняются пророки и появляется надежда на избавление от зла.

Русская архитектура первых трех лет десятилетий XIX века связана со стилем ампир (ампир-стиль в архитектуре и декоративном искусстве первоначально сложился во Франции при Наполеоне 1, служил воплощению идей государственного могущества), завершившим развитие классицизма.

Ампир, как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и должен был, как бы олицетворять могущество государства. Этот стиль проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова (1761-1811), А.Н.Воронихина (1750-1814), К.И. Росси (1775-1849), В.П.

Стасова (1769-1848).

Характерная черта зодчества того времени – создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге, многие кварталы которого поражают удивительной гармонией и единством. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство.

На Невском проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по его проектам возведены Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске. По проекту А.А. Монферрана (1786-1858) создан Исаакиевский собор – самое высокое здание того времени в России.

После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва в традициях классицизма и ампира. Возглавлял комиссию для восстановления Москвы О.И. Бове (1784-1834) – представитель ампира.

Так возник крупный архитектурный ансамбль на Манежной площади со зданием университета, перестроенного архитектором Д.И. Жилярди (1785-1845), и зданием манежа (архитектор О.И. Бове). О.И. Бове была создана Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад.

Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности простоты и уюта.

Но затем на смену классицизма и ампира пришли различные электрические течения, в том числе русско – византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К.А. Тона (1794-1881) в 1839 был заложен храм Христа Спасителя в Москве как памятник победы русского народа в войне 1812 г.

По примеру новой и старой столиц преображались и другие города России. Архитектор А.И. Мельников (1784-1854), представитель позднего ампира, создал ансамбль полукруглой площади в Одессе. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю, торговые ряды в Ростове, кафедральный собор в Кишиневе, лицей в Ярославле. По проекту В.П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор.

Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу 18 века. Композиторы А.А. Алябьев (1787-1851), А.Е. Варламов (1801-1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А.

Титов (1800-1875) в первой половине 19 века создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н.

Верстовский (1799-1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующуюся и поныне большой популярностью.

Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804-1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. Основу его стиля составила народная музыка, прежде всего русская. Глинка говорил: «Музыку создает народ, мы, композиторы, ее только аранжируем».

Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра.

Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа.

В опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») главным действующим лицом композитор сделал крестьянина, мужественного и самоотверженного патриота. В опере «Руслан и Людмила» он обратился к сценам из жизни Древней Руси и восточным сказкам.

Его симфонические произведения («Вальс — фантазия», «Камаринская», «Арагонская охота», «Ночь в Мадриде» и др.) демонстрируют высочайшее мастерство композитора добиваться гармонии и синтезировать народные мелодии.

Огромное вокальное наследие М.И. Глинки: он написал около 80 произведений для голоса и фортепиано на слова А.С. Пушкина («Я помню чудное мгновенья», «Не пой, красавица, при мне»), М.Ю. Лермонтова («Слышу ли голос твой»), В. Жуковского («Ночной смотр»), Е. Баратынского, Н. Кукольника и других поэтов.

Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский (1813-1869). В первой его опере «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери») проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества.

Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму – оперу «Русалка» (по одноименной поэме А.С.

Пушкина), в которой в образе мельника отразил сочувствие к «маленькому» человеку.

Композитор обратился к новым приемам в музыкальном искусстве: работая над оперой «Каменный гость», он поставил задачу использовать полный текст литературного произведения и мелодизированный речитатив.

Обращаясь к драматическим формам выражения, Даргомыжский стремился к воплощению конкретного образа, сложных душевных противоречий, постановке социальных проблем русской жизни (романсы «Мне грустно», «Я все же его люблю», «И скучно и грустно», песни «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник» и др.).

К середине XIX в. в канун буржуазных реформ, в России завершился один из внутренних этапов в историко-культурном процессе (XVIII- первая половина XIX вв.). Основным его содержанием было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявились ее характерные черты и особенности: гуманизм и сопричастность общественной жизни, гражданственность и интерес к “маленькому человеку”.

В рассматриваемый период произошло становление современного литературного языка, определилась более тесная связь художественной культуры с идейными исканиями и общественно-политической мыслью.

Одной из особенностей русской национальной культуры была ее открытость, способность к усвоению элементов культуры других народов, но при этом сохранились национальная самобытность и цельность. Этому, несомненно, способствовало длительное, многовековое хозяйственное и культурное общение русского народа с другими народами, входившими в состав Российской империи.

Особенностью России как многонационального государства было отсутствие границ, которые отделяли бы центр от окраин и обособляли отдельные национальные регионы. Хозяйственные и культурные связи русского и других народов существовали длительно и постепенно.

Через взаимные культурные контакты происходил процесс овладения русским языком национальной интеллигенцией, приобщение народов России к духовным богатствам русской культуры. Одновременно обогащался и идейно-художественный мир русских писателей, художников, композиторов благодаря познанию культуры других народов.

В рассматриваемый период культурный потенциал был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство было основным носителем профессиональной культуры.

Высоко оценивая интеллектуальный уровень дворянской культуры 30-50-х годов, Н.А.Бердяев связывал с именами Чаадаева, братьев И. и П.

Киреевских, Хомякова, Грановского, Герцена, Пушкина, Лермонтова, Гоголя развитие русской философии, гуманитарных, исторических знаний, искусства и литературы.

Вместе с тем к концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни России все более отчетливо проявилось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладения культурными ценностями. В обществе были весьма ограничены средства широкого распространения просвещения, народного образования.

В первой половине XIX в. общественно-культурная жизнь наиболее разнообразной и полнокровной была лишь в столицах. Провинция, по мнению одного из современных исследователей, “еще находилась в состоянии глубокой умственной спячки”.

1.Шульгин В.С. Кошман Л.В, Зезина М.Р. Культура России. М. Простор, 1996.

2.Балакина Т.И. История русской культуры. М. Издательский центр АЗ, 1996.

3.Савицкая Л.К. Русское искусство XI-XX веков. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997.

4.Мартюшов Л.Н. История России: вторая половина XIX-XX в. Курс лекций под редакцией проф. Личмана Б.В. Екатеринбург: УрГТУ, 1995.

5. Культурология. Учебное пособие. Под редакцией А.А. Радугина. М. Центр, 1998.

6. Орлов А. С. Полунов А. Ю. «Пособие по истории отечества для поступающих в вузы» Москва «Простор» 2000 г.

7. Мальков В. В. «Пособие по истории СССР» Москва «Высшая школа» 1985 г.

8. Вдовин В. А. Георгиев В. А. Федосов И. Я. «История СССР XIX — начало XX Века» Москва «Высшая школа» 1987 г.

Рекомендуем ознакомится: http://www.bankreferatov.ru

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya-stran/30997-kultura-i-arkhitektura-19-veka

Художественная культура России в первой половине XIX века. Живопись. Музыка. Архитектура

В начале XIX века в России происходила быстрая перемена культурных направлений, частое их смешение. Это коснулось всех сфер культуры.

На уроке вам предстоит познакомиться с живописью, архитектурой и музыкой России.

Начнем с живописи. В XIX веке здесь преобладали направления романтизм и реализм. Начинал происходить отход от классицизма, но создавались отдельные произведения в этом направлении.

Одним из выдающихся мастеров был Карл Павлович Брюллов.  Его отцом был известный скульптор и гравёр,  поэтому Карл Брюллов получил образование в Императорской Академии художеств.

Одной из первых работ, прославивших художника стал «Нарцисс, смотрящий в воду».

Прекраснейшей работой стала «Всадница». На ней изображены воспитанницы возлюбленной Брюллова Юлии Самойловой – Джованина и Амалиция. Многие ошибочно считают, что на картине сама Юлия, но это не так. Брюллов называл картину «Жованин на лошади».  Имя заказчицы можно определить по надписи на ошейнике собаки «Самойлова».

Читайте также:  Московское государство в смутное время - история России

Однако вершиной его творчества стала картина «Последний день Помпеи», написанная в 1830-1833 годах. Брюллов находился в Италии, где посетил раскопки на месте Помпеи и Геркуланума.

Все предметы, которые присутствуют на картине, нарисованы с реальных прототипов, хранящихся в музеях. К тому же в 1828 году произошло очередное извержение Везувия. Все это вдохновило художника на написание картины. Присмотримся к фигурам на полотне.

В центре находится погибшая женщина, а рядом с ней еще живой ребенок.

Брюллов противопоставляет жизнь смерти, изображает гибель старого и зарождение нового в мире и в жизни. Все люди спасают самое дорогое, детей, родителей, любимых.

В толпе Брюллов изобразил себя в образе художника, выносящего ящик с красками и кистями. На заднем плане мы видим жреца, ворующего золото, а на переднем плане христианский священник, который спокойно смотрит на происходящее.

Здесь Брюллов противопоставил религии и людей, их проповедующих. 

Выдающимся мастером портретной живописи был Орест Адамович Кипренский. Был внебрачным сыном помещика. Учился в училище при Академии художеств в Петербурге.

В 34 года уехал в Италию и прожил там до конца жизни.

Орест Кипренский написал около 87 портретов, на которых были изображены такие известные люди как Пушкин, граф Ростопчин, Уваров, принц Ольденбургский, великий князь Николай Павлович и многие другие. 

Еще один известный портретист – Василий Андреевич Тропинин. Он родился в семье крепостных.

В 22 года его собирались отдать на обучение пекарю, однако позже Тропинин стал вольным слушателем курсов в Академии художеств.

Только в 47 лет художник получил вольную и в следующем после этого году получил звание академика. За свою жизнь он написал более 3000 портретов. Стал автором второго прижизненного портрета Пушкина.

Все его картины отличались вниманием к домашнему, повседневному быту. Герои на портретах, словно на минутку отвлеклись от дел и в этот момент художник их нарисовал.

Александр Иванович Иванов был сыном знаменитого художника, учился в Императорской Академии художеств. После ее окончания он путешествовал по Европе, жил в Риме.

Именно там он и приступил к работе над самым известным своим полотном «Явление Христа народу». На картине изображен момент, когда Иоанн Креститель и собравшиеся вокруг него люди видят появившегося перед ними Христа.

Центральной фигурой здесь является Иоанн. Слева от него изображены будущие ученики Христа. Из реки появляются две фигуры, которые с большим интересом пытаются разглядеть Мессию. Обратите внимание на фигуру в голубой одежде справа от Иоанна. Это раб, на его шее надета веревка.

Раб все еще прислуживает своему хозяину, но он весь в предвкушении будущего освобождения. Две обнаженные фигуры справа от Иоанна символизируют собой тех, кто готов внимать новой вере. Они только что совершили обряд омовения, заметно их дрожание.

Люди на холме, это сторонники официальной веры, именно им предстоит в дальнейшем судить Христа. Обратите внимание на фигуру в красном плаще. Здесь Иванов изобразил своего друга Николая Гоголя.

Художник так грамотно выстроил композицию картины, что создается впечатление, что Христос на самом деле приближается к зрителю.

Первым представителем русского критического реализма стал Павел Андреевич Федотов. Учился он в Московском кадетском корпусе. Затем служил в Петербурге в Финдляндском полку.

Открыв в себе способности художника, Федотов начал посещать курсы в Академии художеств. В 29 лет он оставил службу и занялся живописью.

Первые годы Федотов работал в батальном жанре, со временем он занялся жанровой живописью, в этом направлении и написаны его самые известные работы.

«Сватовство майора». Эта картина является шуткой. Когда публика увидела ее впервые, не могли остановить смех в зале. Для современного зрителя может быть непонятным, что же послужило этому причиной. Давайте разберемся.

Присмотритесь к жениху майору. Он стоит, лихо подкручивая усы. Свое дворянское звание майор получил, видимо, за службу.

Если бы он был потомственным дворянином, то был бы знаком с правилами этикета и не пришел свататься без букетов цветов для невесты и ее матери.

Обратите внимание на невесту. На ней вечернее бальное платье. Родители надели его на дочь, несмотря на то, что на улице день и по правилам его можно одеть только в день заключения договора о браке.

Возле ног девушки лежит платок, хотя согласно этикету, должен быть веер. Это говорит о том, что купеческая семья хочет соответствовать жениху-дворянину, но их подводит незнание этикета. Невеста стыдится и пытается убежать в свою комнату.

В данный момент она является товаром, выгодно продав который, родители хотят получить место в обществе. Заметно, что хозяева недавно переехали. Ведь они встречают гостя в проходной комнате, а не в гостиной или столовой.

В углу происходящее обсуждает прислуга.

На картине «Свежий кавалер» изображен бедный чиновник, который получил первую в своей жизни награду – орден. Он бесконечно горд собой, хотя этот орден является самым низшим. В старом халате, босиком он хвастается перед служанкой, которая принесла ему сапоги.

Обратите внимание, с каким нисхождением смотрит на него служанка. Видимо, ему больше не перед кем похвастаться. В комнате совершенный беспорядок, вещи разбросаны, на полу валяется мусор, на стуле сидит кот, который обдирает обивку.

Художник на картине изобразил жизнь простых мелких чиновников.

Алексей Гаврилович Венецианов. Предки художника были родом из Греции, в России родители занимались торговлей. Начинал учиться живописи Венецианов у известного портретиста Владимира Боровиковского. А уже в 30 лет стал академиком. Венецианов является представителем бытового жанра.

Картина «На пашне. Весна». Здесь изображен момент весенних работ. Обратите внимание на крестьянку. Она одета в праздничный костюм, ноги босые. Посмотрите, как легко она ведет лошадей и ступает по земле.

Венецианов изобразил ее в образе античной богини, словно танцующей. При взгляде на картину создается ощущение спокойствия и идиллии. Тематическим продолжением этой картины является «На жатве. Лето».

Таким образом, в живописи происходила смена направлений. Развивался портретный жанр. В картинах присутствовал глубокий символизм, посредством которого художники выражали свое отношение к окружающему миру.

Архитектура. В архитектуре преобладающим стилем остается классицизм. Появляется его направление ампир, который можно охарактеризовать некоторой театральностью в оформлении зданий и интерьеров.

Его отличительными чертами являются колонны, скульптурные композиции. Задачей этого стиля было подчеркивание могущества государства, его военной мощи.

В крупных городах – Москве и Санкт-Петербурге создавались архитектурные ансамбли, которые восхищали своей масштабностью и красотой.

Архитектура Москвы первой половины XIX века

Познакомимся с архитектурой Москвы этого периода. В 1812 году во время пожара сгорело большое количество зданий и памятников архитектуры. Согласно плану новой застройки, центральная часть Москвы для реконструкции была отдана Осипу Ивановичу Бовэ.

Первым делом он занялся увеличением Красной площади. В комплекс площади были включены Спасская и Никольская башни, Покровский собор. Было принято решение связать площадь с Китайгородом.

Архитектор создал облик современной Театральной площади, построив Большой и Малый театры.

В честь победы в Отечественной войне Бовэ построил Триумфальные ворота.  Они должны были стоять на месте въезда в Москву со стороны Петербурга. Однако та Триумфальная арка, которую мы можем видеть сейчас, не является оригиналом. В 1936 году ворота были разобраны и только в 1968 году выстроена их копия.

По проекту Бовэ был создан Кремлевский, или Александровский сад. Здесь же находится грот «Руины», знаменующий победу в Отечественной войне. Он символизирует обновление после разрушений 1812 года. В стены грота вмонтированы остатки московских зданий, которые разрушил Наполеон.

Следующий знаменитый архитектор Москвы – Константин Андреевич Тон. Именно он создал проект Храма Христа Спасителя.

По приказу Николая I архитектор начал строительство Большого Кремлевского дворца. Построен он на месте великокняжеских хором. Рядом с дворцом Тон построил Московскую Оружейную палату.

Сейчас там размещается прекраснейший музей. Константин Андреевич Тон построил два вокзала-близнеца в Москве и Петербурге, названных Николаевскими.

Движение по железной дороге между этими городами началось в 1851 году.

Отправимся в Петербург, чтобы познакомиться с архитектурными памятниками XIX века.

Архитектура Петербурга первой половины XIX века

 Андреян Дмитриевич Захаровв 1823 году построил новое здание Адмиралтейства. От предыдущей постройки сохранилась только башня с корабликом на шпиле, который стал символом города.

В 1811 году в Петербурге появился Казанский собор, архитектором которого стал Андрей Никифорович Воронихин. В этом соборе был похоронен Михаил Кутузов и здесь же хранились ключи от взятых во время Отечественной войны городов.

Самым знаменитым архитектором Петербурга стал Карл Росси. Именно он является автором того, что со временем стало символом Санкт-Петербурга, его неотъемлемой частью.

Карл Росси построил Михайловский дворец, сейчас там располагается Русский музей; Дворцовую площадь и здание Главного штаба, которое располагается на ней.

Два крыла здания соединяются триумфальной аркой, построенной в честь победы в Отечественной войне. Сенатская площадь также является проектом Карла Росси.

Здания Сената и Синода стали последним проектом архитектора.

В первой половине XIX века в архитектуре господствующим стилем был ампир, стали популярны мотивы победы России в Отечественной войне 1812 года. Москва и Петербург приобрели свой современный облик.

Музыка. Самыми популярными направлениями музыки в первой половине XIX века были: «городские» песни, русский романс, водэвиль, в театрах все чаще звучали оперы.

Музыка России первой половины XIX века

Основоположником композиторской школы стал Михаил Иванович Глинка. Одним из самых значимых его произведений стала опера «Жизнь за царя», описывающая подвиг Ивана Сусанина.

Примечательно то, что незадолго до этого появилась опера «Иван Сусанин», автором которой стал Катерино Кавос. Он же потом и помог Глинке поставить на сцене театра его оперу, сняв с репертуара свой вариант.

Глинка, работая над оперой, сначала написал музыку, тем самым усложнив работу авторам текстов либретто. Очень скоро опера завоевала популярность, принеся славу ее автору.

Годом ранее на сцене Большого театра шла опера «Аскольдова могила», ее автором был Алексей Николаевич Верстовский. От последующих опер она отличалась тем, что здесь присутствовало много диалогов, не сопровождавшихся музыкой и пением. В то время существовал запрет на сценическое изображение святых, поэтому действие оперы было перенесено на несколько веков назад.

Начало реалистическому направлению в музыке положил Александр Сергеевич Даргомыжский.

Его опера «Русалка» стала первым произведением, которое написано в жанре бытовой психологической драмы.

Однако сама постановка была сделана в спешке, декорации для нее были взяты с другого спектакля. Поэтому пресыщенная аристократическая публика оперу не приняла. Было показано всего 11 представлений.

Читайте также:  Первые христиане и их учение - история России

Таким образом, в живописи происходила быстрая смена культурных направлений, развивались бытовой и портретный жанры.

В архитектуре преобладали идеи величия русского народа после победы в Отечественной войне 1812 года. Ведущим архитектурным стилем стал ампир.

В музыке сложилась русская композиторская школа, основоположником которой стал Михаил Иванович Глинка.

Источник: https://videouroki.net/video/20-khudozhiestviennaia-kul-tura-rossii-v-piervoi-polovinie-xix-vieka-zhivopis-muzyka-arkhitiektura.html

Архитектура 19 века в России :: Архитектурно-строительное бюро «idCraft»

Архитектура 19 века в нашей стране характеризуется совмещением нескольких стилей. Несмотря на то что во многом она является пережитком европейской эпохи Возрождения, архитектурные ансамбли 19 века представляют собой нечто более новое, индивидуальное, интересное.

Один из основных стилей архитектуры 19 века в России — классицизм. Однако он не присутствовал во всех работах в едином виде, а пересекался с другими не менее популярными стилями, такими как, например, ампир.

Русская архитектура 19 в. также примечательна стилем, который завоевал всю Европу — византийским. Знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга учитывали его при разработке проектов Сенатской и Дворцовой площадей, строительство которых было закончено в первой половине 19 века.

Архитектура 19 века в Москве и Санкт-Петербурге

Для нынешней столицы России 19 век стал судьбоносным в развитии культурного наследия. После пожара в 1812 году началось массовое строительство зданий, которые до сих пор поражают своей красотой как жителей, так и гостей Москвы.

При создании архитектурных шедевров в Санкт-Петербурге, как и в Москве, знаменитые зодчие использовали монументальные элементы греческого градостроительства. Любая презентация архитектуры 19 века в России наглядно покажет, как много стилей использовано во время разработки величайших творений российского зодчества.

Архитекторы 19 века

История архитектуры 19 века насчитывает множеств имен, которые внесли вклад в развитие отечественного зодчества.

Над созданием архитектурного наследия 19 века в Санкт-Петербурге во многом потрудился Андрей Никифорович Воронихин.

В Северной столице он работал в самом начале девятнадцатого столетия, однако успел увековечить память о своих творениях, к примеру, созданием проекта галерей у ковша фонтана «Самсон» в Петергофе.

Воронихин продолжил преобразование старых фонтанов в Санкт-Петербурге и создание новых.

Различные стили архитектуры 19 века в России хорошо подчеркнули Андреян Дмитриевич Захаров, Карл Иванович Росси, Тома де Томон и другие знаменитые архитекторы.

Архитектура первой половины 19 века внесла большой вклад в создание архитектурного наследия России. Спецификой данного периода является влияние архитектуры эпохи Возрождения: власти нашей страны приглашали для развития зодчества архитекторов из других стран, и русские мастера перенимали у них опыт.

Именно архитектура начала 19 века сделала Москву такой, какой мы видим ее сейчас — величественной, красивой и торжественной. Поспособствовал этому пожар 1812 года, который спровоцировал необходимость реконструкции и создания важных государственных зданий.

Для Санкт-Петербурга начало 19 века также стало знаменательным временем: знаменитые русские и европейские архитекторы начали плодотворное сотрудничество и создали множество знаний, которые до сих пор считаются одними из лучших в мире творений архитектуры.

Направления архитектуры первой половины 19 века

В архитектуре первой половины 19 века в России можно было увидеть несколько стилистических направлений: классицизм, ампир, а также элементы византийской культуры — вот основные из них.

Также на российском зодчестве отразились гуманистические идеалы общества, что сыграло огромную роль при создании архитектурных ансамблей в крупных городах страны: классицизм потому был главенствующим стилем у русских архитекторов, что позволял показать монументальность и мощь Российской империи.

Русская архитектура начала 19 века включала в себя множество градостроительных задач, решение которых породило создание многих шедевров российского зодчества.

Именно тогда в Санкт-Петербурге завершается благоустройство Дворцовой и Сенатской площадей, а в Москве начинается массовое строительство общественных зданий.

Основными элементами архитектуры начала 19 века в России являются заимствованные у греков модные в то время античные колоннады, арки, гладкие стены. Применение данных элементов придает архитектурным ансамблям больше монументальности.

Архитекторы первой половины 19 века

Архитекторы начала 19 века заимствовали множество элементов у иностранных коллег, которые также занимались развитием российского зодчества по приглашению властей. Однако знаменитый русский архитектор Ворохин придавал зданиям больше строгости, словно пытаясь показать значимость общественных сооружений.

Из зарубежных архитекторов первой половины 19 века можно отметить швейцарца Тома де Томона, который активно использовал элементы греческой античности, умело совмещая их с присущей русским архитекторам монументальностью.

19 век является принципиально новым временем для развития культурного наследия в России. Вторая половина 19 века архитектурно проявляет себя возведением зданий, историческая важность которых является очень высокой. Именно тогда начинается массовое строительство важных государственных зданий: банков, представительств, образовательных учреждений, храмов и пр.

Половина архитектуры 19 века в позднем периоде представлена храмами и соборами, что, по мнению историков, связано с принятием князем Владимиром православия. В Севастополе за данный период было построено два величайших храма: Владимирский собор и крестово-купольный храм такого масштаба, который русская общественность увидела впервые.

Во второй половине 19 века архитектура продолжает подчиняться правилам мирового классицизма. Данный стиль позволяет воплотить монументальные, а также идейные задумки русских архитекторов.

Классицизм выражал стремление общественности к переменам, которые были необходимы из-за смерти Николая I, отмены крепостного права и неудачного окончания Крымской войны. Именно поэтому художники и архитекторы стремились выражать в своем искусстве основные идеи государственного строя.

Архитектура второй половины 19 века определила облик Москвы и Санкт-Петербурга. Именно тогда были построены важнейшие здания: храм Спас-на-крови в Питере, Исторический и Политехнический музеи в Москве, вокзалы в обоих городах.

Архитектура середины 19 века обрела направленный, неповторимы, «свой» стиль. Русские архитекторы наконец-то перестали повторять приемы европейских коллег и начали создавать неповторимые ансамбли, сочетающие традиционные приемы российского зодчества и современные течения мировой архитектурной моды.

Архитектура конца 19 века приняла новый виток развития культуры в России. Зодчие стали отказываться от вопиющей монументальности, которая в начале 19 века еще давала о себе знать.

Русская архитектура конца 19 века обрела свою индивидуальность благодаря таким архитекторам, как А. А. Парланд, В. О. Шервуд, Н. А. Шохин, И. А. Монигетти, Н. А. Померанцев и др.

19 век — время революционных перемен во всех сферах жизни. Исключением не стала и архитектура того времени. Смешение стилей и форм, а также разрушительная сила военного времени по-своему повлияли на архитектурное наследие России.

И, прежде всего, русские архитекторы 19 века восстанавливали городские ансамбли, решая невероятно сложные градостроительные задачи.

В других же странах зодчество развивалось естественным путем, опираясь на исторические перемены в обществе.

Архитекторы 19 века славились своей разноплановостью, создавая архитектурные шедевры в различных стилях, объединяя, казалось бы, невозможные элементы в одном сооружении. Архитекторов 19 века список можно составить довольно внушительный, в России было немало талантливых градостроитей, чьими творениями можно гордиться по сей день.

Список архитекторов 19 века в России включает в себя множество фамилий, как знакомых каждому, так и не очень, впрочем, их творения широко известны. Это и Тон К. А., работами которого мы можем любоваться, глядя на Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец; и А.Н.

Воронихин, спроектировавший колоннады в Петергофе, и свое главное творение — Казанский кафедральный собор; это и А.Д. Захаров, занимавшийся перестройкой здания Адмиралтейства, будучи главным архитектором Морского ведомства.

Список русских архитекторов, творивших в 19 веке, содержит такие знаменитые фамилии, как Росси К. И., Стасов В. П., Залесский И. П., Самарин П. М., Михайлов А. А.

и прочие, поскольку перечислить всех отечественных архитекторов того столетия будет крайне затруднительно, однако их творчество — яркий образец градостроительства 19 века.

Каждый из архитекторов 19 века был, безусловно, наделен талантом, поскольку их творения — прекрасные памятники архитектуры — как вехи истории стоят на земле, возвращая нашу память к прошлому.

И то, что в России список архитекторов 19 века весьма обилен, лишь говорит о том, что наши зодчие внесли колоссальный вклад в развитие архитектуры того времени, поэтому мы должны чтить каждую фамилию архитекторов 19 века в России.

Источник: http://idcraft.ru/o-nas/stati/arxitektura-19-veka-v-rossii

2. Развитие русской архитектуры XIX века

Для архитектуры первой четверти XIX в. наиболее характерен стиль ампир (стиль империи). Этот стиль вместил в себя имперскую мощь архитектурных образов эпохи Александра I.

Большое значение в развитии русской архитектуры начала XIX в. имело создание А. Воронихиным Казанского собора (1801-1811). Со времени Отечественной войны 1812 г. он превратился в здание-памятник.

Погребение в соборе М.И. Кутузова, помещение в нем знамен, отбитых у наполеоновской армии, установка перед собором памятников М.

Кутузову и Барклаю де Толли окончательно закрепили за зданием эту новую роль.

Крупнейшим русским архитектором начала века был А. Захаров. Самое значительное из сохранившихся его сооружений — Адмиралтейство. Зодчему не пришлось заново строить здание. В его задачу входила капитальная реконструкция уже существовавшей постройки, восходившей в некоторых ее частях к началу XVIII в. — к первым годам строительства Петербурга.

В творчестве Захарова проявились наиболее прогрессивные черты русской архитектуры начала XIX в. Широкая постановка вопросов градостроительства сочеталась в его проектах с очень тонким и тактичным отношением ко всем архитектурно значительным сооружениям, находившимся на территории, подлежащей реконструкции и перепланировке.

Большое внимание Захаров уделял вопросам синтеза архитектуры и скульптуры. Во всей практике русской архитектуры конца XVIII- начала XIX вв. именно в Адмиралтействе этот синтез нашел наиболее полное Раскрытие.

Разработанные Захаровым приемы построения орнаментальных композиций, основанных на сочетании рельефных изображений конкретных предметов, располагаемых в определенном ритме, с гладким массивом стены, стали определяющими для ближайших десятилетий.

В начале 1800-х годов ряд крупнейших сооружений создал Тома де Томон. К наиболее значительным творениям относятся здание Биржи на стрелке Васильевского острова, реконструкция здания Большого театра, сооружение дома Лаваль на Английской набережной Невы, мемориальный павильон «Супругу-благодетелю» в Павловском парке.

Одним из самых ярких зодчих Петербурга первой трети XIX в. является К. Росси. По масштабам созданного он превосходит всех современников.

Основной период его творчества открывается постройками на Елагиным острове.

Тема градостроительства была широко представлена Росси. По его замыслу, сооружением здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади в Петербурге должна была быть создана «правильная площадь» перед Зимним дворцом.

Для зданий на Дворцовой площади характерна неразрывная связь построек с планировкой всего участка.

Фасад здания становится здесь не только внешним оформлением сооружения, но одновременно и границей городской площади и проездов, определяя их формы и размеры.

Очень большое значение в облике здания Главного штаба и министерств имеет скульптурная отделка арки, над которой Росси много и упорно работал. Ее выполнили Демут-Малиновский и Пименов.

Одновременно с оформлением Дворцовой площади началось строительство ансамбля Михайловского дворца. Ансамбль складывался из трех основных частей: дворец и связанные с ним служебные корпуса; парк с его сооружениями и площадь с улицей, ограниченные кварталами жилых домов,

Читайте также:  Литература в ссср в 20-х 30-х годах - история России

В парке на берегу Мойки был построен павильон с гранитным спуском к воде. Этот павильон явился связующим звеном между ансамблем дворца и просторами Марсова поля.

Во второй половине 20-х годов XIX в. был осуществлен ансамбль Александрийского театра.

Последний большой ансамбль России — здание Сената и Синода в Петербурге. Для осуществления этой постройки были предназначены два участка на Сенатской площади, разделенные Галерной улицей. Объединенные аркой, перекинутой над Галерной, два корпуса здания Сената и Синода отвечают всей своей композицией Адмиралтейству, находящемуся по другую сторону площади.

Своеобразие московского ампира состояло в большей мягкости, интимности форм. В нем отразились все новшества эпохи, но отчетливее проступали национальные черты. Особенностью строительства Москвы после пожара 1812г. было гармоничное соединение новой застройки со средневековой архитектурой. Наиболее ярко здесь проявилось творчество О. Бове и Д. Жилярди.

Во второй трети XIX в. выделяется «николаевский», или поздний, классицизм, — обычно это постройки официального «казенного» назначения. Наиболее ярко это проявилось в творчестве О. Монферрана.

Постройка Исаакиевского собора продолжалась в течение сорока лет — с 1818 по 1858 г. В проектировании собора приняли активное участие крупнейшие русские архитекторы, входившие в состав специально утвержденного комитета, — В. Стасов, К.

Росси, А. Михайлов 2-й, А. Мельников и другие.

Исаакиевский собор — одно из крупнейших для своего времени произведений синтеза искусств. Для его отделки были приглашены самые известные мастера. Живописные работы возглавил В. Шебуев, росписи внутри собора были выполнены художниками К.

Брюлловым, П. Басиным, Ф. Бруни и другими. В скульптурном оформлении собора приняли участие И. Витали, Н. Пименов, А. Логановский, П. Клодт. Значительная, часть скульптур исполнена способом гальванопластики, открытым незадолго до этого академиком Б.

Якоби.

Другой значительной работой Монферрана стала Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге.

В 30-50-е годы XIX в. архитектура классицизма переживала кризис, утрачивалось ансамблиевое мышление, начинался период эклектики.

Решающее воздействие на формирование нового направления оказали идеи романтизма, которому присуще стремление к достоверному воссозданию прошлого. А.

Штакеншнейдер, создавая многочисленные парадные дворцовые сооружения и парковые павильоны, исходил в основном из форм Возрождения, барокко и рококо.

«Русско-византийский» стиль нашел свое выражение в творчестве К. Тона. Наиболее крупной постройкой Тона стал храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883). С 1839 по 1849 г.

он строит Большой Кремлёвский дворец, в убранстве которого умело совмещает мотивы классицистической и отчасти древнерусской архитектуры. В 1851 г. Тон завершает работу над двумя одинаковыми зданиями вокзалов — в Москве и Петербурге.

Оба вокзала выстроены по одному проекту, их архитектура основана на мотивах итальянского Ренессанса. К. Тон широко использовал здесь новые строительные материалы, в частности чугун, который применен им в конструкциях перекрытий; из чугуна выполнены и колонны.

Освоение новых видов архитектурных сооружений будет характерно для русской архитектуры последующего времени — второй половины XIX в.

Промышленный прогресс и совершенствование строительной техники в пореформенный период привели к появлению новых типов сооружений — вокзалов, промышленных и торговых зданий, доходных домов. Одновременно анархия частного предпринимательства предопределила хаотичность городской застройки. Вторая половина XIX в.

— время господства эклектики, распространенной разновидностью которой стал псевдорусский стиль. Отделанные под русскую старину фасады построек контрастировали с современными интерьерами. Кризисное состояние архитектуры привело к утере былого синтеза искусств, чувства ансамбля.

Подобное несоответствие не могло быть долговременным, и в конце века сформировался новый стиль.

Эпоха промышленного прогресса в конце XIX века произвела истинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа — банки, магазины, фабрики, вокзалы.

Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивно-художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. — М.: Юрайт, 1998. — С. 234.

<\p>

Таким образом, русская архитектура XIX века развивалась от стиля ампир в начале века к новому стилю модерн в конце века.

массовый культура русский архитектура

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/15411

Презентация по истории: «Русская культура XIX века: литература, архитектура и скульптура»

Инфоурок › История России › Презентации › Презентация по истории: «Русская культура XIX века: литература, архитектура и скульптура»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок 25. Русская культура XIX века Литература, архитектура и скульптура

2 слайд Описание слайда:

Особенности культуры XIX века Быстрая смена художественных стилей; Взаимосвязь всех областей культуры и искусства; Развитие темы патриотизма, служению государю и Отечеству

3 слайд Описание слайда:

Художественные стили XIX века Классицизм – художественное направление в европейском искусстве в основе которого лежит признание античного искусства высшим образцом, идеалом; Романтизм – художественное направление первой половины XIX века, характеризуется утверждением духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей, характеров; Реализм – художественное направление второй половины XIX века, для которого характерно изображение окружающей действительности в ее наиболее типичных проявлениях;

4 слайд Описание слайда:

Литература XIX века “Золотой век”

5 слайд Описание слайда:

Архитектура и скульптура Сравни два архитектурных памятника разных исторических эпох. Какие общие черты можно выделить? Пантеон 129 г. н.э Большой театр. Альберт Кавос, 1856 г. Автор скульптуры – Пётр Клодт

6 слайд Описание слайда:

Архитектура и скульптура Особенности архитектуры: Господствующий стиль – классицизм; Особенности стиля: -простота и строгость фасадов; -отсутствие пышных украшений; -центральная симметрия; -треугольные фронтоны;

7 слайд Описание слайда:

Петербургский классицизм Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а ансамблей, поражающих своей гармонией и единством Тома де Томон. Ансамбль Стрелки Васильевского острова, XIX век

8 слайд Описание слайда:

Петербургский классицизм А.Н. Воронихин. Казанский собор, 1801-1811

9 слайд Описание слайда:

Памятник М.Кутузову и М. Барклаю де Толли Скульптор Б. Орловский, С. Суханов 1837 г.

10 слайд Описание слайда:

Петербургский классицизм Огюст Монферан. Исакиевский собор, 1819-1858 гг.

11 слайд Описание слайда:

Памятник Николаю I Скульптор Пётр Клодт 1856-1859 гг.

12 слайд Описание слайда:

Московский классицизм Московский классицизм – это архитектура, выраженная в отдельных зданиях А.Г. Григорьев. Дом А.Н. Хрущёва на Пречестинке, 1814-1816

13 слайд Описание слайда:

Эклектика – от греч.

eklektikos — выбирающий Эклектика – сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий Особенности: -возник в рамках европейского подъема интереса к национальной архитектуре и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия -использование традиций древнерусского зодчества и элементов византийской культуры;

14 слайд Описание слайда:

Эклектика – смешение стилей К.А.Тон. Большой Кремлёвский дворец, 1838-1849

15 слайд Описание слайда:

Храм Христа Спасителя Архитектор К.А. Тон XIX век Современный вид

16 слайд Описание слайда:

Памятник Минину и Пожарскому Скульптор И.П. Мартос 1812-1818 гг.

17 слайд Описание слайда:

Архитектура Вятки XIX века А.Л. Витберг. Александро-Невский собор, 1839-1864. Разрушен в 1937 г.

18 слайд Описание слайда:

Ансамбль Александровского сада А.Л. Витберг. Входной портик и чугунная ограда, 1838-1840

19 слайд Описание слайда:

Ансамбль Александровского сада А.Е. Тимофеев. Береговая ротонда, 1835 г.

20 слайд Описание слайда:

Ансамбль Александровского сада А.Е. Тимофеев. Главный павильон Ансамбля Александровского сада, 1835 г.

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-russkaya-kultura-i-veka-literatura-arhitektura-i-skulptura-2082041.html

Презентация на тему «Архитектура России 19 века»

  • Скачать презентацию (9.78 Мб)
  • 331 загрузок
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация «Архитектура России XIX в.» рассказывает о различных стилях русской архитектуры XIX в. (классицизм, русско-византийский стиль, электика). По каждому приведены примеры сооружений, а также описание особенностей и направлений, а также ведущие архитекторы того периода.

Краткое содержание

  • Классицизм и его характеристика;
  • Виды классицизма;
  • Русско-византийский стиль;
  • Электика.
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    21

  • Автор

    Алеуллова Д.

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

    • Для проведения урока учителем

    • Презентация сделана учеником для получения оценки

  • Слайд 2
    • Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
    • В основе классицизма лежат идеи рационализма.
  • Слайд 3
    • Характерные черты: стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.

    • Преобладающие цвета: насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.
    • Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

  • Слайд 4
    • Форма: четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир — выразительные помпезные монументальные формы.
    • Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.

    • Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.
    • Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

    • Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.
  • Слайд 6
  • Слайд 7
    • Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.
    • Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями.

      Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоениями разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки. В палитру этого разностилья классицизм внес свои яркие краски.

  • Слайд 8

    В середине XIX — начале XX веков в дворцовой архитектуре появилось направление, провозгласившее “русско-византийский» стиль. Например, в фасадах Большого Кремлевского дворца в Москве (архитектор К. Тон) механически соединены приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры.

  • Слайд 10

    Третье направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству середины XVII в., но создало сухую, вычурную архитектуру, например в Москве — здание Исторического музея (архитекторы В. Шервуд, А. Семенов) с усложненной композицией фасада, в архитектурные членения которой механически введены мотивы декора XVII в.

  • Слайд 12

    В это время в моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники. Это можно наблюдать на примере таких строений как: Городская дума в Москве(архитектор Д.Н. Чичагов), и Верхних торговых рядов(архитектор А.Н. Померанцев).

  • Слайд 15

    Эклектика — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике.

  • Слайд 16

    Примером господства Эклектики в эти годы могут служить здания архитекторов: М. Месмахера(Архив Государственного совета в Петербурге) и Балтийский вокзал архитектора А.И. Кракау.

  • Слайд 19

    Особая страница в русской архитектуре занимают доходные многоэтажные и многоквартирные дома. Сооружение таких домов не требовало ни больших материальных средств, ни творческих усилий. Они стали прологом к появлению типовой архитектуры 20 века.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/mxk/arhitektura-rossii-19-veka

Ссылка на основную публикацию