Кризис рабовладельческой системы в северном причерноморье — история России

Северное причерноморье в античную эпоху — dag.com.ua

Кризис рабовладельческой системы в северном причерноморье - история России

Д. П. Каллистов, МОСКВА — 1952

Книга Д. П. Каллистова, рассчитанная на широкие круги советских учителей, даёт богатый материал (археологический и письменных памятников) по истории Северного Причерноморья античной эпохи.

Автор подробно рассматривает историю взаимоотношений местного населения и греческих колонистов, историю племенных объединений в Причерноморье, историю отдельных греческих городов, под влиянием местной среды всё более и более терявших свои специфические черты греческого рабовладельческого полиса.

Большое место отводится автором борьбе местного племенного мира с греко-римским рабовладельческим обществом.

Под редакцией проф. Н. А. Машкина.

ВВЕДЕНИЕ

Античная эпоха в истории Северного Причерноморья тесно связана с одним из наиболее ранних периодов истории нашей родины. Хронологически она охватывает время, начиная с VII—VI вв. до н. э. и по IV—V вв. уже н. э.

К началу рассматриваемого времени северочерноморский племенной мир уже достиг в своём историческом развитии высшей ступени общинно-родового строя и сформировался в историческую силу со своим собственным экономическим, социальным и культурным лицом.

С появлением у северного побережья Чёрного моря греческих мореплавателей и возникновением на побережье постоянных поселений греческих колонистов местные племена пришли в длительное и в ряде случаев очень тесное соприкосновение с миром античной рабовладельческой цивилизации. Об этом времени благодаря античной письменности мы имеем целый ряд неоценимых сведений, дающих возможность судить о жизни древних обитателей нашей страны.

Общение с представителями более развитой культуры сказалось на дальнейшем развитии местного общества. Родоплеменная знать вступила в оживлённые торговые сношения с греками.

Более широкие круги местного населения, особенно прибрежной полосы, также оказались втянутыми в постоянные взаимоотношения с греческими городами-колониями. На этой почве местные жители многое заимствовали у греков, а последние в свою очередь — у местного населения.

Однако в Северном Причерноморье не произошло слияния двух разных культур, и не возникла новая, третья, не похожая на две предшествующие. На протяжении почти всей античной эпохи наблюдается не слияние, а своеобразная борьба двух различных укладов, которая протекала с переменным успехом.

В первые века античной эпохи преимущества более развитой системы социально-экономических и культурных отношений находились на стороне греков.

Поэтому характерные для Северного Причерноморья явления ассимиляции пришлого населения с местным вылились в это время главным образом не в форму «варваризации» греческих колонистов, но, напротив, — в форму эллинизации местного населения. Было бы, однако, неправильным переоценивать значение этого процесса.

Судя по всему, не только язык, но и весь строй жизни местного общества обнаружил «…большую устойчивость и колоссальную сопротивляемость…» внешнему влиянию.

Влияние греков в основном коснулось лишь верхнего слоя местного общества — родоплеменной знати и тех местных племён, которые находились в непосредственной близости к греческим городам-колониям.

Для более широких слоев местного населения представители более развитой культуры были в то же время и носителями тогда ещё глубоко чуждой им самим социальной системы, построенной на безжалостной эксплуатации рабов. В целом же племенной мир Северного Причерноморья сохранил свою историческую самобытность и после греческой колонизации.

Приблизительно с III—II вв. до н. э. соотношение сил между миром тогдашнего «варварства» и цивилизации начинает постепенно меняться. К этому времени античное общество уже находилось на пороге глубокого экономического и социального кризиса, порождённого неразрешимыми противоречиями рабовладельческого строя.

Жертвой этого кризиса оказались и античные государства Северного Причерноморья: упадок экономической жизни сопровождался обострением социально-политической борьбы и в результате — общим ослаблением этих государств.

В то же время дальнейшее развитие производительных сил приводит мир северочерноморских «варваров» к новому этапу исторического развития, характерной чертой которого было появление государственных форм общественной жизни.

Местное население в результате нового передвижения племён пополняется свежими силами.

В сложном процессе взаимодействия рабовладельческого и «варварского» общества преобладание переходит на сторону последнего, более примитивного, но обладающего целым рядом социальных преимуществ — историческим будущим.

Развивавшийся ранее процесс эллинизации «варваров» сменяется процессом постепенной и прогрессирующей «варваризации» населения греческих прибрежных городов-колоний.

В сложившихся условиях зарождается то грандиозное наступательное движение «варваров» на мир античного рабовладения, которое завершается полной их победой. В конечном счёте «варвары объединились и с громом опрокинули Рим» (Сталин), олицетворявший в их глазах гнёт рабовладельческой эксплуатации.

Тем самым они вдохнули в гибнущий рабовладельческий мир новую жизнь, способствуя переходу его на новую, уже феодальную стадию развития.

Излагая конкретные исторические события, связанные с этой борьбой двух миров в Северном Причерноморье, мы считали необходимым, прежде всего, специально остановиться на характеристике местного общества, затем обрисовать греческую колонизацию и уже только потом излагать историю трёх главных центров рабовладельческой жизни Северного Причерноморья — Ольвии, Херсонеса и Боспора. Специальная глава отведена бурному периоду, связанному с именем понтийского царя Митридата Евпатора и борьбой с Римом. В последней, итоговой главе излагается история Северного Причерноморья в первые века нашей эры, протекавшие под знаком всё более растущего влияния «варварского» мира.

Источник: http://dag.com.ua/?page_id=2092

Античная колонизация Северного Причерноморья (VII в до не — V в не) — История Украины Библиотека русских учебников

ГлавнаяИсторияИстория УкраиныПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

С VII в до в. Северном. Причерноморье выходцами из. Греции были основаны города-государства:. Ольвия (устье. Южного. Буга), Tipa (около устья. Днестра),. Феодосия,. Херсонес (на месте нынешнего. Севастопо поля),. Пантикапей (на месте современной. Керчи) и др.нші.

Основанные сначала городами малоазийского побережья, эти поселения вскоре стали независимыми государствами (VII-I вв до не), а позже (I в до не — III в не) оказались под протекторатом. Рима. Наибольшее в расцвета государства достигли в VI-IV вв до не. Ведущую роль среди них играли. Ольвия,. Херсонес,. Боспорское царстврське царство.

Главные причины основания греками колоний — дефицит земли и хлеба, перенаселенность греческих городов, военно-политические конфликты. Лидерство в создании колоний принадлежало малоазийском городу.

Ми-лету,»род доначальнику»более 90 городов в бассейне. Черного моря.

Именно из малоазийских греческих городов, которые страдали от постоянных нападений персов и лидийцев, двигался основной поток греческих колонистовх колоністів.

По форме правления города-государства были республиками: демократическими (где решающую роль в политической жизни играл демос) или аристократическими (где власть фактически принадлежала рабовладельческой аристокра атии). Типичными демократическими полисами были. Ольвия и.

Читайте также:  Война 1676 - 1681 гг. между россией и турцией - история России

Херсонес. Как свидетельствуют источники, демократизации общественной жизни городов предшествовала острая внутренняя социальная борьба. Так, переломным моментом в исто рии. Ольвии можно считать осадка города македонским полководцем. Зопириона в 331 г до не.

В этот период в городе вспыхнула острая социальная борьба: было уволено рабов, наделен гражданскими правами иностранцев, смягчен долговые обязательства, увеличены полномочия народного собрания. Социальные реформы успокоили население, в результате. Ольвия смогла дать отпор.

Зопирионпіріону.

Единая монархия -. Боспорское царство — возникла в V в до не в результате объединения более 20 городов во главе с. Пантикапеем. Причем сначала государство представляло собой союз греческих городов, каждое из которых имело электронной крики самоуправления. Но постепенно она трансформировалась в монархию. К.

Боспорского царства входили. Керченский и. Таманский полуострова,. Кубань. Наряду с греками здесь жили скифы, тавры (в. Крыму), мео. ТСК племена (в. Приазовье и на. Кубани). В период своего расцвета (IV-III вв до не). Боспор предпринял попытку распространить свою власть на все побережье. Черного морорного моря.

правящей династии были. Археанактидов (480-438 гг до не) и. Спартокиды, стоявшие у власти до 107 г до не, когда во время восстания рабов и свободного населения под руководством скифа. Савмака был убит ц царя. Перисада V.

Восстание оказалось губительным для. Боспорского государства: сначала она вошла в состав. Понтийского царства, впоследствии попала под власть. Рима, а в 70-х годах IV в не окончательно распалась под ударами гунерами гунів.

Хозяйство античных городов-государств было основано на жестокой эксплуатации рабов

Экономика была многоотраслевой:

-. Торговля велась в двух направлениях — с. Грецией и с северными соседями (скифами и сарматами). В. Грецию вывозили хлеб, скот, кожу, пушнину, рабов. Соседям продавали вино, оружие, ткани, изделия мисте ецтва да иін.

-. Ремесло достигло высокого уровня развития и славился производством металлических, керамических, ювелирных изделий, ткачеством

-. Земледелие: выращивали пшеницу, ячмень, просо, виноград, яблоки, груши и т.д.

-. Скотоводство и рыболовство

Духовная культура достигла высокого уровня развития: развивались образование, наука, литература, музыка, театр, скульптура, архитектура

Культуру городов-государств определяют как черноморский вариант античной культуры

Причины упадка:

— общий кризис рабовладения, которая началась с III в не и подорвала силы государств;

— напор кочевников. В III в не под напором готов погиб. Ольвия и другие города, в IV в не под натиском гуннов погибли. Боспорское царство. В V веке не античные города-государства прекратили существование -. Культа ура античных колоний значительной мере повлияла на культурное развитие соседних народов, в тч и словьят.ч. і слов'ян.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/istoria/istoriya_ukrayini_-_svitlichna_vv/antichna_kolonizatsiya_pivnichnogo_prichornomorya_vii.htm

Кризис рабовладельческой системы. История экономики

Эксплуатировать чужой труд в античных государствах можно было только захватывая пленных на войне и превращая их в рабов.

Захваченный в плен человек, оказавшись в чужой враждебной ему среде, терял способность к сопротивлению.

Такой способ эксплуатации имел важные особенности. Необходимым условием развития рабовладельческого хозяйства были постоянные победоносные войны. Чтобы вести такие войны, было крайне важно вооружение всего населения. Отметим, что каждый мужчина был воином и изучал военное искусство.

А ϶ᴛᴏ, а ϲʙᴏю очередь, требовало демократического устройства: когда каждый гражданин вооружен, он может постоять за ϲʙᴏи права. Правда, порядки при некᴏᴛᴏᴩых римских императорах не очень ассоциируются с демократией. При этом данные императоры действовали обычно от имени народа.

И еще одно важное обстоятельство: тот классический рабовладельческий строй, кᴏᴛᴏᴩый был в античных государствах, не мог быть сразу у всех народов: не могли все вести победоносные войны. В самом деле, побежденные и покоренные Римом или находились на стадии доклассового общества, или относились к азиатскому способу производства.

Во II-III вв. н.э. наступил кризис рабовладельческой системы — рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства.

Происходило возвращение от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или превращались в пастбища. Завоевательные войны кончались — Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов.

Рабы становились дорогими, но дорогого раба нельзя эксплуатировать методами прямого принуждения, палки. Дорогого раба приходилось беречь и добиваться повышения производительности его труда методами не принуждения, а материальной заинтересованности.

Изменения методов эксплуатации рабов можно проследить по сочинениям агрономов Рима. Агроном II в. до н.э. Като рассматривал раба как «говорящее орудие» традиционно для рабовладельческого способа производства.

Стоит заметить, что он рекомендовал следить, ɥᴛᴏбы раб не оказался без работы, ɥᴛᴏбы он непрерывно приносил хозяину доход.

Стоит заметить, что он заставлял до минимума свести расходы на содержание рабов: кормить самой дешевой пищей, одежду выдавать раз в год, а старую при ϶ᴛᴏм отбирать, ɥᴛᴏбы сделать из нее для тех же рабов новую одежду. Совсем другие методы предлагал агроном Не стоит забывать, что варрон, кᴏᴛᴏᴩый жил в I в. до н.э.

Чтобы привязать раба к имению, он считал, надо разрешать рабу жениться, иметь детей, иметь собственность. Нужно создать условия, ɥᴛᴏбы раб мог накопить некᴏᴛᴏᴩое имущество. Стоит заметить, что он запретил наказания, считал, что с рабами нужно советоваться по всем хозяйственным вопросам и т.д.

Таким образом, данные изменения начались еще до начала кризиса рабовладельческой системы, до начала деградации хозяйства. А далее возникали совсем новые формы эксплуатации.

Чтобы материально заинтересовать раба, ему выделяют пекулий — самостоятельное хозяйство. Это могла быть ремесленная мастерская, участок земли.

Уместно отметить, что определенную часть доходов раб должен был отдавать хозяину, платить ему оброк.

Рабу разрешалось иметь собственность, и эта собственность раба иногда становилась такой, что раб покупал собственных рабов и давал деньги в долг ϲʙᴏему хозяину.

Появились новые законы, по кᴏᴛᴏᴩым раба не только нельзя было убить или разрушить семью раба, т.е. продавать членов семьи в разные руки, но нельзя было даже отобрать у раба пекулии.

Читайте также:  Внутрипартийная борьба в 20 — 30-х годах сталина - история России

Крупные землевладельцы стали сдавать участки ϲʙᴏей земли крестьянам. Крестьянин — арендатор назывался колоном.

Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения, потому что пекулий и колонат были уже формами, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими феодальным отношениям. Но все ϶ᴛᴏ уже не могло спасти Римскую империю.

Стоит сказать, для победы феодальных отношений были нужны крестьяне, а римские крестьяне были разорены и их разорение началось еще при переходе к крупным рабовладельческим хозяйствам. Разоренные крестьяне шли в города, но не для того, ɥᴛᴏбы найти там работу.

Рабовладельческие отношения воспитывали представление, что ϲʙᴏбодному человеку трудиться стыдно, что труд — занятие для рабов. И в городах росло число людей, неработающих и живущих на подачки знати.

Только в одном Риме уже в I в. до н.э. их насчитывалось около полумиллиона.

А с крестьянством исчезла и победоносная римская армия. Отметим, что теперь солдаты набирались преимущественно из тех же варваров-провинциалов, против кᴏᴛᴏᴩых они и должны были воевать. Им нечего было защищать.

Рим приходил в запустение. На римском форуме, где недавно решались судьбы народов, теперь росла густая трава и паслись свиньи. И когда с севера стали надвигаться новые варвары, Рим не мог устоять и пал под их ударами. Это произошло в V в. н.э.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/7594/307264/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B.html

Рабовладельческие государства в Северном Причерноморье и Крыму

Государственные объединения племен киммерийцев и тавров

В начале I тысячелетия до н.э. население Восточной Европы вступило в новую историческую эпоху — железный век.

Научившись добывать железо, изготовлять и применять железные» орудия труда, более крепкие, чем медные и бронзовые, первобытные люди достигли значительного повышения производительности своего труда. У старейшин родов и вождей племен стали накапливаться богатства. Воцарились имущественные неравенство и несправедливость.

Появились богатые и бедные, эксплуатация одних людей другими. Первобытнообщинный строй начал приходить в упадок, отступал в прошлое и давал дорогу классовому обществу. «Рабовладельцы и рабы, — писал В. И. Ленин, — первое крупное деление на классы».

Именно в это время в степях Северного Причерноморья и на Крымском полуострове жили племена киммерийцев и тавров, быт, обычаи и общественное устройство которых описали древнегреческие писатели и ученые. В поэме Гомера «Одиссея» говорится: «Зашло солнце, и покрылись темнотой все пути, а судно наше достигло границ океана. Там народ и город людей киммерийских, окутаны мглою и тучами…

«

Киммерия занимала огромнейшую территорию от Днестра до Дона, Таманский и Керченский полуострова. На Керченском полуострове в Крыму был город Киммерик. Киммерийские племена издавна занимались скотоводством и земледелием, орудия труда и оружие изготавливали из бронзы и железа Киммерийские цари собирали военные отряды и совершал! походы против соседних стран — Урарту, Лидии, Фригии и др.

захватывали и превращали в рабов пленных. Власть в Киммерии принадлежала царям и рабовладельческой знати, а государство киммерийцев, созданное из племенных объединений, было рабовладельческим.В VII в. до н.э. Киммерия распалась под натиском более могучего и многочисленного объединения скифских племен, которые вытеснили киммерийцев из Причерноморья.

Часть их ассимилировалась (смешалась) со скифами.

Почти одновременно с киммерийцами на юге Крыма проживало коренное население — тавры (от греческого слова «таброс» — тур). От тавров происходит и название Крымского полуострова — Таврида, принятое царским правительством после присоединения Крыма к России в 1783 г.

Древнегреческий историк Геродот в своей книге «История» рассказал, что тавры на горных плато занимались скотоводством, в долинах рек — земледелием, а на черноморском побережье — рыболовством. Они занимались также и ремеслами — были искусными гончарами, умели прясть и ткать, обрабатывать камень, дерево, кости, рога, а также металлы.

Со второй половины I тысячелетия до н.э. первобытнообщинный строй у тавров начал приходить в упадок; появилось имущественное неравенство, стала формироваться родовая аристократия. Их государство — Таврика, также развивалось как рабовладельческое. Вокруг своих поселений тавры сооружали укрепления.

Сообща с соседями — скифами они воевали против греческого города-государства Херсонеса, который захватывал земли Таврики. Судьба Таврики, как и Киммерии, была трагической: вначале во II в. до н.э. ее покорил понтийский царь Митридат VI Евпатор, а во второй половине I в. до н.э. захватили римские войска.

В средние века тавры были истреблены или ассимилированы татарами, завоевавшими Крым после распада в XV в. н.э. монголо-татарского феодального государства Золотой Орды. Самобытная культура тавров была утрачена.

Рабовладельческие государства Скифия и Сарматия

В те далекие времена передвижение целых народов на тысячи верст с востока на запад было обычным явлением. В VII в. до н.э. из центральной Азии в Северное Причерноморье вторглись многочисленные племена скифови господствовали там 400 лет.

Древнегреческий ученый Гиппократ свидетельствовал: «Так называемая «Скифская пустыня» представляет собой равнину, богатую травой, но лишенную деревьев Гидрия — скифский сосуд и умеренно орошенную; по ней текут для воды. Бронза. V в. большие реки, уносящие воду из степей, до н.э.

Там и живут скифы: называются они кочевниками, так как у них нет жилищ, а живут они в кибитках… В таких кибитках находятся женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними идут их стада овец и коров, табуны лошадей».

Значительная часть скифов была земледельцами-пахарями и проживала севернее степей Причерноморья.

В скифском обществе формировалось рабовладельчество: рабами становились покоренные племена или пленные из далеких стран.

Большинство же населения Скифиис оставляли общинники-скотоводы и земледельцы, находившиеся в зависимости от богатой знати, платили им и царям дань, служили в войске.

Скифское государство занимало огромнейшую территорию Северного Причерноморья и часть Крыма, где скифы построили и свою столицу Неаполь (теперь городище на окраине Симферополя). Территория делилась на округа (номы), которыми управляли вожди, назначенные скифскими царями.

Скифы славились как искусные воины. Вооруженные луками и короткими копьями, они были неутомимыми в походах и стойкими в битвах. Когда в 512 г. до н.э.

на Скифию двинулось огромнейшее войско персидского царя Дария I, скифы применили тактику изматывания вражеских сил: вначале беспрерывно отступали, а затем нанесли внезапные удары с флангов и тыла. В крупные сражения, как правило, не вступали. Войско Дария I понесло непоправимые потери и оставило страну.

В небольших, но ожесточенных стычках разгромили скифы и 30-тысячное войско греческого царя Александра Македонского, который в 331 г. до н.э. напал на их страну.

Скифами создана высокая на то время материальная и духовная культура, обогащавшаяся опытом при общении с греческими колонистами, славянами, а также народами Кавказа, Востока, Греции и др. Они плавили железо, занимались кузнечным ремеслом, делали оружие, железные орудия труда.

Читайте также:  История России после правления петра i - история России

В скифских курганах найдено много украшений из золота и серебра (греческого происхождения). Скифы украшали щиты и чаши, на костяных пластинках вырезали фигурки людей и животных, изображали бытовые сцены.

В кургане Толстая Могила на Днепропетровщине археологи нашли много золотых, серебряных и бронзовых предметов высокой художественной ценности, среди них нагрудное золотое украшение — пектораль IV в. до н.э.

Скифы обожествляли солнце, луну, явления природы — дождь, гром и молнию, устраивали праздники в честь животворной земли и скота. На высоких курганах устанавливали каменные статуи («бабы») — символы культа предков.

Обострение внутренних противоречий, постоянные изнурительные войны привели к ослаблению скифского царства. В результате под ударами соседних сарматских племен Скифия распалась (III в. до н. э).

Многочисленные племена сарматов или савроматов (от иранского слова «саоромант» — опоясанный мечом) господствовали там 600 лет (III в. до н.э. — III в. н. э). Их язык, как и скифский, относился к иранским языкам. Быт и обычаи обоих народов были также близкими.

Поэтому-то скифы и сарматы уживались в одном государстве в Причерноморье.

Чем занимались сарматы? В степях Северного Причерноморья они нашли благоприятные условия для скотоводства и кочевого способа жизни: разводили стада крупного рогатого скота, овец, табуны лошадей, занимались охотой на степных зверей и птиц, ловили рыбу в реках и озерах. Жили в кибитках, устроенных на телегах.

Небольшая часть сарматов жила оседло и занималась земледелием на равнинах и в долинах рек Дона, Днепра, Дуная и др. Кроме того, сарматы занимались различными ремеслами: кузнечным, бронзолитейным, обработкой кожи, деревообделочным, ткацким, изготовлением керамики, войлочных изделий, одежды, обуви, украшений, оружия.

Сарматские женщины занимали видное положение в общественной жизни, отличались смелостью и воинственностью.

Сарматы вели значительную торговлю с соседними странами. Важным торговым и политическим центром Сарматиибыл город Танайсв устье Дона.

С распадом первобытнообщинного строя и разделением общества на классы, появлением в нем богатых и бедных у сарматов создается государство — Сарматия, носящее, как и скифское, рабовладельческий характер.

Оно имело значительное влияние в международных отношениях того времени. Сарматские цари вели захватнические войны и держали в повиновении ряд племен. С Сарматией граничили земли славян, которые отстаивали свою независимость.

Сарматские цари и знать во время войн захватывали большое количество рабов, широко использовавшихся в хозяйстве.

Греческие рабовладельческие города-государства и колонии

В истории Северного Причерноморья и Крыма видное место занимала греческая колонизация, которая привела к образованию там рабовладельческих городов-государств. «В древних государствах, в Греции и Риме, — писал К. Маркс, — вынужденная эмиграция, принимавшая форму периодического основания колоний, составляла постоянное звено общественного строя» (Маркс К.

, Энгельс Ф. Соч. — Т.8. — С.567). На территории современной Украины в VII в. до н.э. — V в. н.э. существовали греческие города-государства: Борисфенйда (на о. Березань), Тира (в устье Днестра), бльвия (на правом берегу Бугского лимана), Херсонёс (в пределах современного Севастополя), Боспор (на берегах Керченского пролива), Феодосия (в восточном Крыму) и др.

В рабовладельческих городах-государствах были разнообразные формы правления: монархии, аристократические или даже демократические республики, но классовая сущность их оставалась одна и та же — богатства и власть принадлежали рабовладельцам, а рабы находились в угнетенном положении. В народных собраниях все вопросы решали аристократы.

Как пример, возьмем Ольвию. Главную роль в ее экономике играли ремесленное производство и торговля, второстепенную — земледелие, скотоводство, рыболовство.

В этой рабовладельческой республике власть принадлежала народному собранию, но гражданскими правами пользовались только свободные жители. Фактическая власть сосредоточивалась в руках рабовладельческой знати.

В Ольвии развивались ремесла — кузнечное, плотническое, гончарное, ткацкое, каменотесное и др.

Продукция ремесленников сбывалась скифам, сарматам, славянам и другим соседним племенам. В Ольвии чеканилась золотая, серебряная и медная монета.

На территории города-государства были сооружены здания государственных учреждений, гимнасий (спортивных школ), театра, храмы и святилища, каменные жилые дома, действовал водопровод. Широко использовался труд рабов, находившихся в собственности аристократии.

Ольвия славилась своими богатствами и могуществом, а ее крепость не раз выдерживала осаду вражеских войск.

Среди рабовладельческих государств в Крыму выделялось Боспорское царство, образовавшееся в результате объединения около 20 греческих колоний на Керченском и Таманском полуостровах. Основой его хозяйства было земледелие, садоводство и виноградарство, с применением труда рабов — выходцев из местного населения. Развивались также ремесленное производство и торговля.

Жестокая эксплуатация была причиной крупного восстания рабов-скифов под предводительством Савмака (107 г. до н. э). Центрами восстания стали города Пантикапей (на месте современной Керчи) и Феодосия. Восставшие овладели городами и военным флотом, свергли царя и поставили Савмака правителем Боспора.

Рабовладельцы подавили восстание при помощи войск других греческих городов-государств и понтийского царя.

В греческих городах-государствах Северного Причерноморья и Крыма была развита античная культура. Значительная часть вольных жителей владели грамотой. Дети учились в школах и занимались спортом в гимнасиях, обнаруженных, например, в Ольвии. Распространялась литература, в частности произведения Гомера, музыка (игра на лирах, флейтах, трубах и др.

)» театральные представления (театры археологи обнаружили в Ольвии, Херсонесе и Пантикапее). Из причерноморских античных городов вышло немало известных историков и философов. Там развивались изобразительное искусство, скульптура, графика, архитектура. Эти виды искусства оказались под влиянием местной культуры скифов, сарматов, славян.

В результате культурного общения сформировался новый вариант античной культуры.

Вследствие общего упадка рабовладельческого строя и натиска соседних племен к V в. н.э. греческие города-государства прекратили свое существование.

Источник: http://biofile.ru/his/28124.html

Ссылка на основную публикацию