Кредитная реформа 1930 г. принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью — история России

Реформы 1930-1960-х гг

Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью - история России

Реформы 1930-х годов (кредитная реформа, реорганизация управления промышленностью, налоговая реформа) озна­чали окончательную ликвидацию нэпа.

Постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. пред­усматривало превращение синдикатов в объединения и передачу им управления промышленностью. Тресты теря­ли хозрасчетную самостоятельность.

Вместе с тем провозглашался перевод предприятий, входящих в тресты, на хозрасчёт, который по существу сводился к учёту себестоимости и стимулированию её снижения. Ни собственных оборотных средств, ни права участвовать в распределении прибыли предприятия не получили.

Кредитная реформа последовала непосредственно за реорганизацией управления промышленностью.

Реформа строилась на следующих теоретических пред­посылках. Предполагалось, что ликвидация многоукладности, отказ от нэпа делают излишними товарно-денежные отношения, реальное функционирование кредитно-денежной системы.

Поэтому купля-продажа между пред­приятиями внутри государственного сектора должна превратиться в плановое распределение, оплата товаров – в простую формальность, кредитование предприятий – в разновид­ность финансирования, всецело подчинённого плановым заданиям. В этих условиях нет места для взаимной задо­лженности предприятий (т. е.

для коммерческого кредита), внепланового перераспределения средств, разделения со­бственных средств предприятий и кредитов банка.

Реформа предусматривала новый порядок кредитования, расчётов и организации оборотных средств предприятий.

Негативные последствия кредитной реформы обнару­жились уже в 1930-1931 гг. Реформа, оторванная от реаль­ности в силу своих идеологических и организационных принципов, создавала ситуацию, в которой хозяйство не могло функционировать нормально.

Резко возросли незаконные, некомплектные поставки, катастрофически нарастала масса кредитов и денег в обращении.

Темп обо­рота общественного «капитала» резко замедлился, приро­сты промышленного производства, полученные ценой жертв и лишений, были заморожены в запасах и не давали реального расширения ресурсов для дальнейшего роста.

В 1931-1932 гг. были внесены «исправления» в кредит­ную реформу. Предприятия стали наделяться собственны­ми оборотными средствами. Для этой цели Госбанк пред­оставлял кредит, который погашался выплатами из гос­бюджета в течение 1932-1938 гг.

Собственные и заёмные средства разграничивались на расчётном и ссудном счетах, открываемых банком каждому хозрасчетному предприятию. Вместо автоматической оплаты поставщиком в качестве основной формы расчётов сводился акцепт (перечисление средств на счёт поставщика после согласия покупателя оплатить отгруженный товар).

Отменялось кредитование «под план», представляющее собой на практике неограниченное предоставление хозяйствам кредитов.

Эти исправления кредитной реформы не озна­чали восстановления кредитно-денежной системы 20-х годов. Они сохраняли основные черты сложившейся на рубеже 20-х и 30-х годов кредитно-денежной системы, но прида­вали ей устойчивость, способность функционировать, не вызывая немедленных разрушительных последствий.

Налоговая реформа 1930 г. установила, что в бюджет должно перечисляться не менее 81% прибыли.

Однако скоро обнаружилось, что автоматическое пере­числение прибыли в бюджет задевает оборотные средства, ухудшает положение предприятий без вины с их стороны.

В годы войны (1941-1945 гг. резко возросла эмиссия на­личных денег: произошло перераспределение денежных до­ходов между городом и деревней в пользу последней, резко возросли рыночные цены, вновь были введены карточки и коммерческая торговля. Последствия войны в денежном обращении ликвидировала денежная реформа 1947 года.

Реформы 50-х годов отличались от урегулирования 30-х годов и денежной реформы 1947 года качественными изме­нениями: происходило постепенное правовое выравнивание городского и сельского населения и соответственно складывалось принципиально новое равновесие в денежном обращении (значительно выросли денежные доходы и в городе и в деревне, была создана система пенсионного обеспечения рабочих и служащих, отменены принудительные займы).

Однако кредитно-финансовая система, сложившаяся в 30-х годах, просуществовала без качественных изменений до реформы 1965 года.

Характерные черты этой системы: сосредоточение в бюджете подавляющей части прибыли; отсутствие твёрдых критериев при распределении прибыли между предприятиями и бюджетом; широкие полномочия вышестоящих инстанций (министерств, совнархозов) перераспределять между подведомственными предприятиями прибыль, оборотные средства; централизация не только основной массы прибыли, но и амортизации (за исклю­чением амортизации на капитальный ремонт); определе­ние норматива оборотных средств предприятию вышесто­ящими инстанциями; постоянное замораживание собственных оборотных средств и восполнение их за счёт кредита.

Несовершенство сложившейся кредитно-финансовой системы было связано с объективными проти­воречиями:

попытки установить единые нормативы распределения прибыли и единый норматив отчислений в стимулирую­щий фонд (фонд директора, позднее – фонд предприятия) наталкивались на огромную дифференциацию рентабель­ности, не зависящую от работы предприятия;

самофинансирование за счёт оставляемой у предпри­ятия части прибыли ограничивалось несовпадением (по отдельным предприятиям и годам) доли оставляемой при­были и плановой потребности в капиталовложениях. Отсю­да – централизация практически всех финансовых источ­ников капитальных вложений и широкое использование бюджетного финансирования;

попытки ограничить безвозмездное финансирование, разви­вать долгосрочный кредит сталкивались с узким ис­пользованием долгосрочного кредита, с большой проблематичностью его возврата. Там же, где долгосрочный кредит применялся широко (в сельском хозяйстве), он фактически превращался в безвозмездное финансирование;

ужесточению условий кредитования (постановление о Госбанке 1954 года) мешали объективные процессы вос­производства, обусловливающие постоянную нехватку оборот­ных средств.

Перед реформой 1965 года стояла задача разрешить эти противоречия. Для этого цены и платежи из прибыли (введение фиксированных рентных платежей) перестраивались так, чтобы рентабельность отражала реальные усло­вия предприятия и могла служить основой для стимулиро­вания и развития производства.

Были расширены возмож­ности финансирования капитальных вложений за счёт прибыли, амортизации, долгосрочного кредита.

Предприятия полу­чили самостоятельность в определении норматива оборот­ных средств и право получать эти средства за счёт сверхплановой прибыли, временного сокращения отчислений в стимулирующие фонды, долгосрочного кредита.

Упорядочивались взаимоотношения предприятий с бюджетом, вво­дились заранее определённые платежи, в частности, плата за фонды. Была расширена доля прибыли, направляемая на материальное стимулирование и социальное развитие, выделены специальные фонды на эти цели, формируемые по определённым нормативам.

В соответствии с реформой 1965 года доля прибыли, оставляемая у предприятий, по-прежнему определялась с помощью индивидуального норматива. На деле самофи­нансирование на основе индивидуальных нормативов ни­чем не отличалось от безвозвратного бюджетного финан­сирования. Экономические последствия те же – раздутый спрос на капиталовложения, неэкономное, неэффективное их использование.

В ходе реформы 1965 года предполагалось, что в резуль­тате роста рентабельности будет исключено авансирование хозяйством бюджета. Однако формы и сроки перечислений в бюджет прибыли и налога с оборота не были изменены, сохранилась возможность изъятия в бюджет оборотных средств хозяйства и формируемых предприятием финан­совых фондов, которая и была вскоре реализована.

Новая экономическая политика с 1985 г. получила название «курс ускорения». Основной целью объявлялась интенсифика­ция общественного производства за счёт приоритетного разви­тия научно-технического прогресса, структурной перестрой­ки, эффективной системы управления, организации и стиму­лирования труда.

Спустя год понятие «ускорение» выходит из употребления и заменяется термином «перестройка».

В 1987 г. была принята программа коренной перестройки управления экономикой. Она предусматривали её социальную пе­реориентацию, структурные преобразования, реформу ценообра­зования, перестройку финансово-кредитной системы при общей направленности к регулируемой рыночной экономике.

Важной особенностью периода до 1989 г. следует считать массированную атаку на, так называемую, «командно-админист­ративную систему». В результате возникла ситуация хозяйственно­го безвластия, приведшая в конечном итоге к распаду СССР.

После августа 1991 года был выбран монетаристский путь ре­формы в шоковом варианте (достижения рыночного равновесия посредством одноразового размораживания цен, сокращения де­фицита бюджета и удорожание кредита). Предполагалось, что бы­стрый переход к свободным рыночным отношениям автоматичес­ки создает стимулы для структурной перестройки и преодоления кризиса.

Развал СССР привел к разрушению налаженных связей. Это усугубилось войной цен и повлекло развал рублевой зоны и гиперинфляцию.

[1] Ретроспективный – посвящённый рассмотрению прошлого, обращённый назад, к прошлому.

[2] См.: Forester T. High-Tech Society. The Story of the Information Technology Revolution. Cambridge (Ma.), 1988. P.2.

[3] См.: Gates B. The Road Ahead. N. Y.-L., 1996. P. 36.

[4] Суперкомп’ютер в Індії // Урядовий кур’єр. –2003. – 14 травня (№ 86). – С. 14.

[5] Деноминация – изменение нарицательной стоимости денежных знаков по определенному соотношению старых денежных знаков на новые де­нежные единицы.

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 825;

Источник: http://poznayka.org/s39722t1.html

Книга Шпаргалка по истории государства и права России. Содержание — 81. Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.

Планы союзного объединения:

1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к конфедерации;

2) Сталин напротив: союзу будет проще противостоять врагам, если государство будет унитарным.

Конституция 1924 г. констатировала факт создания нового союзного Советского государства и включала 2 раздела:

1) Декларация об образовании СССР;

2) Договор об образовании СССР, подписанный вначале РФ, Украиной, Белоруссией, Закавказской республикой, а позднее к нему присоединились Узбекистан и Туркменистан.

Принципы объединения советских республик в единое государство (по Декларации):

1) добровольность;

2) равноправие;

3) сохранение суверенности республик и право их свободного выхода из СССР; право республик на обязательное их согласие в случае изменения их территорий.

Договор содержал основные положения организации власти и устройства СССР, образующие 11 глав: о предметах ведения верховной власти органов власти СССР, о съезде Советов, о Центральном исполнительном комитете, о Верховном Суде СССР и др.

Читайте также:  Индустриализация в ссср - история России

Система высших органов власти по Договору:

1) высший орган власти СССР – съезд Советов СССР (временный; в период между его съездами высший орган власти СССР – ЦИК);

2) ЦИК СССР (формировался из Союзного Совета, избранного съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, формируемого из представителей союзных и автономных республик и представителей автономных областей; Президиум ЦИК в период между съездами обладал полномочиями высшего законодательного и исполнительного органа власти СССР);

3) Совет Народных Комиссаров СССР – исполнительный и распорядительный орган ЦИК СССР (формировался ЦИК СССР, в его состав входили Председатель СНК, его заместители и 10 наркомов; в структуре СНК формировались наркоматы, которые осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями государственного управления);

4) наркоматы (5 из них – общесоюзные: иностранных дел, военных, морских, внешней торговли, путей сообщения, почты и телеграфов; и 5 – объединенные: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ).

Предметы исключительного ведения СССР по Договору об образовании СССР:

1) международные отношения и внешняя торговля;

2) решение вопросов войны и мира;

3) руководство вооруженными силами;

4) общее руководство и планирование экономики и бюджета;

5) разработка основ законодательства для всех республик.

Компетенция союзных республик:

1) внутренние дела;

2) сельское хозяйство;

3) образование;

4) юстиция;

5) социальное обеспечение и здравоохранение.

Выделяются 2 редакции декларации и договора:

1) СССР – конфедеративное государство;

2) СССР – федеративное государство.

СССР – федерация суверенных равноправных республик (формально). (Реально) СССР – унитарное государство с центром в Москве.

Сталин внес изменения в Договор об образовании СССР:

1) сохранилось право выхода союзных республик, но согласия других республик теперь не требовалось, т. е. был уничтожен механизм выхода;

2) вопрос о расширении СССР был передан в ведение СССР.

81. Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

1930-е гг. – период окончания НЭПа. Эти годы ознаменовались коренным изменением хозяйственной политики в СССР, проводилась политика коллективизации и индустриализации – это и стало причиной внесения изменений в государственный аппарат управления народным хозяйством.

Главный принцип хозяйства СССР – Госплан.

Система органов управления экономикой страны.

В 1931 г. при СНК СССР образовалась специальная комиссия, которая была наделена правами наркомата и занималась разработкой планов на ближайшие «пятилетки».

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г. был преобразован Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности.

Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. были объединены Наркомат труда Союза ССР с ВЦСПС.

Ликвидировались коллегии наркоматов, которые позднее были восстановлены. При народных комиссариатах формировались специальные советы в количестве 40–70 человек, в их полномочия входило решение текущих вопросов организаций и предприятий (это временные органы).

В связи с изменением хозяйственной политики страны в 1930–1931 гг. была проведена кредитная реформа.

Cущность кредитной реформы: возросла роль Государственного банка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны. Практически только ему принадлежало право кредитования и получения вкладов от населения.

Хозяйственные органы и учреждения не могли осуществлять взаимное кредитование, это было исключительным правом Государственного банка.

В его полномочия входил контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий и организаций.

В 1930-е гг. наметилась общая тенденция к полному контролю государства за экономической сферой страны. XVII съезд ВКП(б) выступил с предложением ликвидировать функциональную систему управления, что и последовало в форме постановления ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г.

Вводилась новая производственная и производственно-территориальная система управления. С этого момента в хозяйственной среде запрещались объединения, тресты, все более расширялась связь центральных хозяйственных органов с крупнейшими подчиненными им предприятиями.

Промышленность СССР расширялась, получала большую специализацию. Руководство этой сферой осуществляли специально сформированные новые комиссариаты.

Промышленность работала в рамках государственных планов всеобщей индустриализации.

Аграрная сфера экономики также претерпела изменения, но сохранился ряд общих принципов социалистической модели общества:

1) собственность на землю, недра, воды и леса могла быть только государственная;

2) запрещение всех видов сделок с землей, кроме «трудовой аренды» земли, т. е. для возделывания ее собственным трудом;

3) запрещение использования наемного труда для обработки земли;

4) виды землепользования: общинный, участковый и товарищеский.

В аграрном хозяйстве страны главное место занимала политика коллективизации. Формировались колхозы повсеместно. 1 марта 1930 г. СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР был утвержден первый «Примерный устав сельскохозяйственной артели», определяющий деятельность колхозов.

82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг

39

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/yurisprudentsiya/book/shpargalka-po-istorii-gosudarstva-i-prava-rossii/content/2562028-81-kreditnaya-reforma-1930-g-printsipyi-rukovodstva-selskim-hozyaystvom-i-promyishlennostyu/

Экономическая реформа 1965 года

Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос – нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям.

Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали – реформы нужны.

Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.

Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР.

Аграрная реформа 1965 года и ее результаты

В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:

  • Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
  • За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
  • Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
  • Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
  • Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
  • Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.

Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств.

В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев.

Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.

Положительные моменты аграрной реформы

Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы  были убыточными. У всех были долги.

Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? Главная причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок.

  Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.

Отрицательные моменты аграрной реформы

Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» — фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера).

Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей.  С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.

Результаты экономической реформы в аграрном секторе

Главная ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:

  • Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
  • Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
  • Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
  • Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.

В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.

Читайте также:  Быт крестьянина - история России

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:

  • Совершенствование производства.
  • Стимулирование работников.

Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.

Ключевые аспекты реформы:

  • Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
  • Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
  • Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
  • Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
  • Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.

Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат.

Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может.

Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.

Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.

Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:

  • Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
  • Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
  • Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
  • Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.

Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране.

В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции.

На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было.

Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.

Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг

Причины этого отрыва понятны – в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем.

 Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности.

У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР.

https://www.youtube.com/watch?v=Xi3ASBM4f6U

Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина – увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива.

Косыгина убрали, кризис усилился. Поэтому причины того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов следует искать в решениях ЦК, где си дели люди искренне убежденные, что реформы не нужны, что можно обойтись не реформированием, а небольшим косметическим ремонтом.

Но они очень сильно ошибались…

Источник: http://istoriarusi.ru/cccp/ekonomicheskie-reformi-1965-goda.html

2.7. РЕФОРМЫ 1930 – 1960-х ГОДОВ

Реформы 1930-х годов (кредитная реформа, реорганизация управления промышленностью, налоговая реформа) означали окончательную ликвидацию нэпа. Постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. предусматривало превращение синдикатов в объединения и передачу им управления промышленностью.

Тресты теряли хозрасчетную самостоятельность. Вместе с тем, провозглашался перевод предприятий, входящих в тресты, на хозрасчет, который, по существу, сводился к учету себестоимости и стимулированию ее снижения.

Ни собственных оборотных средств, ни права участвовать в распределении прибыли предприятия не получили.

Кредитная реформа последовала непосредственно за реорганизацией управления промышленностью. Ко времени проведения кредитной реформы кредитно-денежная система нэпа уже была полностью демонтирована. Однако основа этой системы – коммерческий  кредит и вексельное обращение – все еще сохранились.

Коммерческий кредит оставался последним каналом нерегламентированного перераспределения «капиталов» между отраслями и предприятиями. В ликвидации коммерческого кредита, прежде всего, и состояла кредитная реформа 1930 г.

Реформа строилась на следующих теоретических предпосылках. Предполагалось, что ликвидация многоукладности, отказ от нэпа делают излишними товарно-денежные отношения, реальное функционирование кредитно-денежной системы.

Поэтому купля-продажа между предприятиями внутри государственного сектора должна превратиться в плановое распределение, оплата товаров – в простую формальность, кредитование предприятий – в разновидность финансирования, всецело подчиненного плановым заданиям. В этих условиях нет места для взаимной задолженности предприятий (т.е.

для коммерческого кредита), внепланового перераспределения средств, разделения собственных средств предприятий и кредитов банка.

Реформа предусматривала новый порядок кредитования, расчетов и организации оборотных средств предприятий.  Коммерческий кредит перестал существовать.

Речь шла не просто об упразднении векселя как документа, оформляющего задолженность одного хозяйственного органа другому,  а о ликвидации всякой задолженности между этими органами.

Поставляемая продукция должна была оплачиваться немедленно, т.е. автоматически, за счет средств покупателя или кредитов банка.

Автоматизм расчетов был неизбежно связан с автоматизмом кредитования. Расчеты кредитовались немедленно и без ограничений, причем кредит предоставлялся и поставщику и покупателю. Кредиты предприятий на продовольственные нужды формально должны были ограничиваться плановыми заданиями. Но поскольку план постоянно пересматривался и запаздывал, кредит практически превращался в неограниченный.

Формально получателем кредита становилось не объединение, а предприятие, но при этом предприятие не наделялось собственными оборотными средствами. Поступления за реализованную продукцию и банковские кредиты начислялись на единый счет предприятия – контокоррент. Таким образом, сливались и обезличивались собственные и оборотные средства.

Негативные последствия кредитной реформы обнаружились уже в 1930 – 1931 гг. Реформа, оторванная от реальности в силу своих идеологических и организационных принципов, создавала ситуацию, в которой хозяйство не могло функционировать нормально.

Резко возросли незаконные, некомплектные поставки, катастрофически нарастала масса кредитов и денег в обращении.

Темп оборота общественного «капитала» резко замедлился, приросты промышленного производства, полученные ценой жертв и лишений, были заморожены в запасах и не давали реального расширения ресурсов для дальнейшего роста.

В 1931 – 1932 гг. были внесены «исправления» в кредитную реформу. Предприятия стали наделяться собственными оборотными средствами. Для этой цели Госбанк предоставлял кредит, который погашался выплатами из госбюджета в течение 1932 – 1938 гг.

Собственные и заемные средства разграничивались на расчетном и ссудном счетах, открываемых банком каждому хозрасчетному предприятию. Вместо автоматической оплаты поставщиком в качестве основной формы расчетов сводился акцепт (перечисление средств на счет поставщика после согласия покупателя оплатить отгруженный товар).

Отменялось кредитование «под план», представляющее собой на практике неограниченное накачивание в хозяйство кредитов.

Эти исправления кредитной реформы отнюдь не означали восстановления кредитно-денежной системы 20-х годов. Они сохраняли основные черты сложившейся на рубеже 20-х и 30-х годов кредитно-денежной системы, но придавали ей устойчивость, способность функционировать, не вызывая немедленных разрушительных последствий.

Читайте также:  Деятельность д. и. писарева. полемика между русским словом и современником. - история России

Одновременно с «исправлениями» кредитной реформы разукрупнялись объединения (бывшие синдикаты), из Всесоюзного совета народного хозяйства (ВСНХ) были выделены промышленные наркоматы. Расширялись права предприятий в сфере снабжения и сбыта, восстанавливалась роль хозяйственных договоров. Иными словами, создавались элементарные условия для хозрасчета промышленных предприятий.

В середине 30-х годов была осуществлена санация денежного обращения на основе постепенного расширения производства продуктов сельского хозяйства и промышленности. Были сняты запреты с базарной торговли, расширены возможности для приусадебного хозяйства колхозников, постепенно восстанавливалось сначала полеводство, а затем и животноводство, почти вдвое сократившееся в годы коллективизации.

Налоговая реформа 1930 г. установила, что в бюджет должно перечисляться не менее 81 % прибыли.

Однако скоро обнаружилось, что автоматическое перечисление прибыли в бюджет влияло на оборотные средства, ухудшало положение предприятий. В 1931 г.

пытались отказаться от автоматических перечислений, но уже в 1932 г. вновь к ним вернулись, потому что бюджет не располагал механизмом, гарантирующим устойчивость доходов в бюджет.

Единая норма отчислений прибыли в бюджет была выгодна высокорентабельным отраслям и невыгодна низкорентабельным. Те предприятия, которые осуществляли в соответствии с планом капиталовложения, внеся в бюджет 81 % прибыли, получали затем из бюджета запланированные ассигнования. Поэтому в 1931 г.

был установлен минимальный, общий уровень отчислений от прибыли в бюджет – 10 %, остальная прибыль распределялась в соответствии с планом: целиком оставалась у предприятия, если ему были предусмотрены соответствующие капиталовложения, или практически полностью перечислялась в бюджет. Прибыль перестала быть стимулом производства.

Предприятия были заинтересованы в получении ассигнований, которые могли превышать прибыль.

Как уже говорилось, предприятия были переведены на хозрасчет, наделены оборотными средствами. За ними были закреплены определенные основные фонды. Они стали основными ссудополучателями.

Вместе с тем, хозрасчет предприятий проводился весьма непоследовательно.

С одной стороны, процесс воспроизводства требует систематического перераспределения средств, с другой, – самостоятельность и хозрасчет предполагает их закрепление за предприятием.

В 1931 г. предприятия были наделены оборотными средствами при одновременном ослаблении механизма кредитного перераспределения. Объединениям разрешалось перераспределение оборотных средств предприятий сроком на один месяц с обязательным возвратом. В 1946 г.

перераспределение оборотных средств между предприятиями было запрещено, а в 1954 г. вновь разрешено.

Практически наркоматы, главки, министерства всегда перераспределяли оборотные средства между предприятиями, поскольку последние не могли юридически этому воспрепятствовать.

Затем за предприятиями были закреплены определенные основные фонды, однако амортизационные отчисления до 1938 года централизовывались и использовались в значительной части на новое капитальное строительство.

Результатом явилось включение оборотных средств предприятий в средства на капитальный ремонт, а также невосполняемый износ оборудования. Лишь в 1938 году за предприятиями были закреплены амортизационные отчисления на капитальный ремонт.

Но предприятия по-прежнему не получили в свое распоряжение средств для обновления оборудования. Отсюда – прогрессирующее старение оборудования на действующих предприятиях, разбухание сферы капитального ремонта.

В годы войны (1941 – 1945 гг.) резко возросла эмиссия наличных денег: произошло перераспределение денежных доходов между городом и деревней в пользу последней, резко возросли рыночные цены, вновь были введены карточки и коммерческая торговля. Последствия войны в денежном обращении ликвидировала денежная реформа 1947 года.

Равновесие в денежном обращении базировалось на резком ограничении платежеспособного спроса крестьянства и ограничении денежных доходов рабочих и служащих (низкая заработная плата, принудительные займы, постоянный пересмотр норм выработки).

Реформы 50-х годов отличались от реформ 30-х годов и денежной реформы 1947 года качественными изменениями: происходило постепенное правовое выравнивание городского и сельского населения и соответственно складывалось принципиально новое равновесие в денежном обращении, значительно выросли денежные доходы и в городе и в деревне, была создана система пенсионного обеспечения рабочих и служащих, отменены принудительные займы.

Однако кредитно-финансовая система, сложившаяся в 30-х годах, просуществовала без качественных изменений до реформы 1965 года.

Характерные черты этой системы: сосредоточение в бюджете подавляющей части прибыли; отсутствие твердых критериев при распределении прибыли между предприятиями и бюджетом; широкие полномочия вышестоящих инстанций (министерств, совнархозов) перераспределять между подведомственными предприятиями прибыль, оборотные средства; централизация не только основной массы прибыли, но и амортизации (за исключением амортизации на капитальный ремонт); определение нормативов оборотных средств предприятиям вышестоящими инстанциями; постоянное замораживание собственных оборотных средств и восполнение их за счет кредита.

Очевидное несовершенство сложившейся кредитно-финансовой системы было связано с объективными противоречиями:

· попытки установить единые нормативы распределения прибыли и единый норматив отчислений в стимулирующий фонд (фонд директора, позднее – фонд предприятия) наталкивались на огромную дифференциацию рентабельности, не зависящую от работы предприятия;

· самофинансирование за счет оставляемой у предприятия части прибыли ограничивалось несовпадением (по отдельным предприятиям и годам) доли оставляемой прибыли и плановой потребности в капиталовложениях. Отсюда – централизация практически всех финансовых источников капитальных вложений и широкое использование бюджетного финансирования;

· попытки ограничить безвозмездное финансирование, развивать долгосрочный кредит сталкивались с весьма узким использованием долгосрочного кредита, с большой проблематичностью его возврата. Там же, где долгосрочный кредит применялся широко (в сельском хозяйстве), он фактически превращался в безвозмездное финансирование;

· ужесточению условий кредитования (постановление о Госбанке 1954 года) мешали объективные процессы воспроизводства, обусловливающие постоянную нехватку оборотных средств.

Перед реформой 1965 года стояла задача разрешить эти противоречия. Для этого цены и платежи из прибыли (введение фиксированных рентных платежей) перестраивались так, чтобы рентабельность отражала реальные условия предприятия и могла служить основой для стимулирования и развития производства.

Были расширены возможности финансирования капитальных вложений за счет прибыли, амортизации, долгосрочного кредита.

Предприятия получили самостоятельность в определении норматива оборотных средств и право получать эти средства за счет сверхплановой прибыли, временного сокращения отчислений в стимулирующие фонды, долгосрочного кредита.

Упорядочивались взаимоотношения предприятий с бюджетом, вводились заранее определенные платежи, в частности, плата за фонды. Была расширена доля прибыли, направляемая на материальное стимулирование и социальное развитие, выделены специальные фонды на эти цели, формируемые по определенным нормативам.

Но реформа 1965 года проводилась некомплексно, непоследовательно, была растянута во времени, изменения в сфере финансов не были подкреплены соответствующими изменениями в планировании и материально-техническом снабжении – к оптовой торговле средствами производства так и не перешли, хотя и намечали.

В результате, уже в первые годы реформы децентрализованные капиталовложения оказались необеспеченными материальными фондами, а в последующем их просто ограничили в административном порядке.

Насколько же реформа 1965 года разрешила противоречия, присущие кредитно-финансовой системе в 30 – 50-е годы?

Уже с 30-х годов доля оставляемой у предприятий прибыли зависела от утвержденного плана капитальных вложений, а не от эффективности их работы.

Введение единых норм распределения прибыли означало бы, что формирование денежных накоплений у предприятий не зависит от спускаемых им планом капитальных вложений, а это, как полагали, противоречит принципам социализма.

В результате, предприятия были заинтересованы не в том, чтобы рационально и экономно использовать капитальные вложения (и имеющиеся основные фонды), а в том, чтобы  привлекать как можно больше капитальных вложений. Действующий механизм всемерно поощрял спрос на инвестиции, и в результате, капитальное строительство стало трудноуправляемым.

В соответствии с реформой 1965 года доля прибыли, оставляемая у предприятий, по-прежнему определялась с помощью индивидуального норматива. На деле самофинансирование на основе индивидуальных нормативов ничем не отличалось от безвозвратного бюджетного финансирования. Экономические последствия те же – раздутый спрос на капиталовложения, неэкономное, неэффективное их использование.

В ходе реформы 1965 года предполагалось, что в результате роста рентабельности производства будет исключено авансирование хозяйств  из бюджета. Однако формы и сроки перечислений в бюджет прибыли и налога с оборота не были изменены, сохранилась возможность изъятия в бюджет оборотных средств хозяйства и формируемых предприятием финансовых фондов, которая и была вскоре реализована.

Реформа разрешила предприятиям самостоятельно определять норматив оборотных средств, временно использовать в обороте средства фондов стимулирования и развития.

Однако предприятия не получили постоянного и надежного источника пополнения оборотных средств, продолжалось их изъятие за счет платежей в бюджет и формирования капиталовложений, утрата (в результате убытков), замедление оборота. Различные прорывы по-прежнему покрывались с помощью кредита.

Следовательно, комплекс вопросов, связанных с формированием оборотных средств, краткосрочных кредитов и, в частности, с кредитной эмиссией, остался открытым.

В начале 70-х годов стало очевидным, что реформа 1965 года не дала ощутимых результатов.

Продолжался неуправляемый рост запасов и капитальных вложений, разрасталось финансирование оборотных средств за счет кредита, особенно платежного.

В 70-е годы импульс, данный реформой 1965 года, постепенно затухал; замедлялся, а затем и остановился рост производства; нарастала инфляция оборотных средств, всех видов доходов и финансовых фондов.

Источник: http://libraryno.ru/2-7-reformy-1930-1960-h-godov-hist_ekonom/

Ссылка на основную публикацию