Кино в ссср — история России

Советские (СССР) исторические фильмы смотреть онлайн

Советскому историческому фильму присущи некоторые особенности, которые хорошо знакомы любителям этого жанра отечественного кинематографа.

Во-первых, советские режиссёры имели возможность снимать масштабные сцены с большим количеством статистов из числа местных жителей или солдат советской армии. Батальные сцены знаменитой киноэпопеи Юрия Бондарева о Великой Отечественной войне стали достоянием мирового киноискусства именно благодаря значительным ресурсам и усилиям целой команды декораторов.

Вторая особенность исторического кино СССР – биографичность большинства кинолент. Ведь история российского государства располагает огромнейшим материалом персоналий, создававших эту самую историю.

Развитие идеологического аппарата советского государства предполагало использование «великого немого» как эффективного способа патриотического воспитания граждан страны. Особенно это касалось трудных периодов истории СССР.

В этой связи стоит вспомнить Сергея Михайловича Эйзенштейна – величайшего режиссёра первой половины двадцатого века и пионера кинематографа в советской стране. Благодаря этому мастеру отечественный зритель имел возможность смотреть советские исторические фильмы патриотической направленности.

Его фильмы о революционных событиях начала века были фактически осмысленными художественными хрониками того, что было ещё довольно свежо для зрителя, пережившего описываемое Эйзенштейном.

Фильмы этого режиссёра о великом полководце Александре Невском и царе Иване Грозном отличаются масштабностью и богатством исторически достоверных декораций в кадре, особенно если учесть период времени и условия создания картин — неоконченная трилогия о жизни Ивана Четвёртого снималась во время войны.

Некоторым историческим личностям, оказывавшим значительное влияние на развитие науки и культуры России, посвящалось даже несколько разномасштабных кинолент. Про великого учёного Михаила Ломоносова было снято два фильма.

В 1955 году Александр Иванов создал фильм о коротком периоде жизни тридцатилетнего Ломоносова, в 1986 году Александр Прошкин снял многосерийный фильм об истории российского государства периода жизни Ломоносова, от юности в Архангельской губернии до непростых отношений учёного с императрицей Екатериной. Роль главного героя соответственно взрослению исполняли три актёра.

Любимые зрителем лучшие советские исторические фильмы, несмотря на смену государственного строя страны, всегда будут интересны ценителям качественного кино именно благодаря эпичности при раскрытии описываемых исторических событий.

1985, СССР, Драма, Военный

О бедном гусаре замолвите слово

1980, СССР, Мюзикл, Драма

1982, СССР, Драма, История

Семнадцать мгновений весны

1973, СССР, Драма, Приключения

1970, СССР, Драма, Военный

1978, СССР, Драма, Военный

1975, СССР, Драма, Военный

1972, СССР, Драма, Военный

1966, СССР, Драма, Биография

1965, СССР, Документальный, Военный

1964, СССР, Драма, Мелодрама

1968, СССР, Военный, История

1991, СССР, Драма, История

1991, СССР, Драма, История

1990, СССР, Драма, Военный

1989, СССР, Драма, История

1983, СССР, Драма, История

1981, СССР, Комедия, История

1981, СССР, Драма, Биография

1987, СССР, Драма, Мелодрама

Источник: http://KinoPod.ru/movies/genre/history/country/su/index.html

Интересные факты о российском кинематографе

Сегодня в России отмечается День российского кино. Именно в этот день в 1919 году Владимир Ленин подписал Декрет о национализации кинематографа.

Несмотря на то, что кинематограф был признан в стране «важнейшим из искусств», впервые День кино начал праздноваться только в 1980-м году, и тогда он именовался День советского кино.

В годы перестройки праздник стал называться «День кино России», а свое нынешнее название: «День российского кино» обрел позднее, после распада СССР…

Первый российский фильм датирован 1908 годом.

Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова, премьера которой состоялась 15 октября 1908 года.

Кадр из фильма «Понизовая вольница», 1908

Сюжет создан по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень».

Длится картина всего семь минут.

Первый российский цветной фильм вышел на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Он  лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет.

Кадр из фильма Броненосец «Потёмкин», 1925

Но это, к сожалению, был единственный цветной кадр в фильме. Затем, в 1936 году на экраны вышел еще один цветной фильм «Груня Корнакова».

Первым же цветным фильмом, снятым на многослойную цветную киноплёнку AGFA, стал фильм о Параде Победы 1945 года.

В 1935 году стараниями Эзенштейна состоялся I Международный Московский Кинофестиваль.

На нем первую премию взял фильм братьев Васильевых «Чапаев».

Фильм стал культовым для нескольких поколений зрителей. «Экранный» красный комдив Чапаев и его преданные товарищи обогатили культурное пространство советского человека замечательными высказываниями и анекдотами. 

Фрагменты из кинофильма «Чапаев»

Секрет небывалой популярности «Чапаева» раскрыл командир 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, Иван Семенович Кутяков: «В чём же сила фильма «Чапаев»? Прежде всего, в том, что Васильевы много и честно поработали над материалом, сумев остаться верными исторической правде и воплотить её в высокохудожественные образы. В «Чапаеве» показаны настоящие, живые люди со всеми своими слабостями и недостатками».

Первые игровые фильмы в нашем и зарубежном кинематографе снимались на фоне довольно примитивных театральных декораций, написанных на холсте.

Для сцены это было привычной театральной условностью, на экране те же декорации выглядели безжизненными, резали глаз своей фальшью. И только в конце 1910 года молодой сотрудник Московского художественного театра художник и скульптор Б.

Мухин предложил идею — изготовление декораций из щитов с настоящими дверями и окнами, с объемными деталями.

Сначала режиссеры встретили это новшество неприязненно и даже открыто саботировали его. Но Мухин все же применил свой замысел на практике, и преимущество его декораций оказалось настолько очевидным, что они нашли широкое применение.

Самую престижную кинонаграду планеты — ежегодную премию «Оскар» Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы, как документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году.

Кадр из документального фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Парад Победы 24 июня 1945 года. Советские солдаты бросают фашистские знамена к Мавзолею В.И. Ленина на Красной площади.

Затем «Оскар» получила картина  «Радуга» Марка Донского (1944), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии),  «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) и «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова в 1994 году.

И.Муравьева и В.Алентова в фильме «Москва слезам не верит»

В 2000 году премия «Оскар» была присуждена российскому режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову  за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» — совместный проект с участием России, Канады и Японии.

«Пираты XX века» — популярный советский фильм, снятый в 1979 году режиссёром Борисом Дуровым. Многие кинокритики называют его «первым советским кинобоевиком».

На съемках фильма «Пираты XX века»

Премьера состоялась в кинотеатрах осенью 1979 года. Лидер проката 1980 года — его посмотрели около 90 миллионов человек, а к 1990 году число посмотревших достигло примерно 120 миллионов.

Николай Еременко, Тадеуш Касьянов и Георгий Мартиросян в фильме «Пираты ХХ века»

Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм. Впервые в советском фильме было продемонстрировано искусство боя карате.

Читайте также:  История России xix век - история России

«Экипаж» — первый советский фильм-катастрофа.

Лидер проката в 1980 году — более 70 млн зрителей.

Фильм уникален тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга.

Сцена из фильма «Экипаж»

Экипаж самолета Ту-154, перевозящего грузы и пассажиров, попадает в ситуацию, сравнимую с концом света. В аэропорту, в котором приземлился самолет, землетрясение. Земля уходит из под ног, все вокруг горит и рушится, людей охватывает ужас, возникает паника. После прибытия самолета происходит огромной силы новый толчок.

На аэродром с огромной скоростью мчится селевой поток, вызванный предыдущими толчками. Взлётно-посадочная полоса повреждена. Но благодаря опыту и мужеству экипажа самолёт удается поднять в воздух. Ту-154 взлетает по рулёжной дорожке за несколько секунд до того, как весь аэродром заливает вода, смешанная с горящей нефтью, разлившейся из разрушенных резервуаров.

Кажется, что пришло спасение, что самое страшное осталось на земле. Однако выясняется, что при взлёте самолёт получил массу повреждений, и одно из них слишком опасно, чтобы самолет смог благополучно приземлиться.

Первая серия фильма — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа.

«Война и мир» — советский художественный фильм 1965-1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа.

Киноэпопею «Война и Мир» Сергей Бондарчук снимал шесть лет

По данным сайта imdb.com, бюджет оценивается в $100 млн в ценах 1967 года, что соответствует приблизительно $500-700 млн (2007 год). Для сравнения, бюджет картины «Андрей Рублёв» (длительность 205 мин.) составил около 1 млн руб.

Первая серия была выпущена в премьерный показ 2805 копиями, что было рекордом для советского кино. Фильм был достаточно успешен во внутреннем прокате, хотя посещаемость падала от первой до четвёртой серии.

В общей сложности четыре серии посмотрели 135 млн зрителей, по оценкам специалистов они собрали в советском прокате около 58 млн рублей.

Самым длинным советским сериалом является эпический телесериал-драма «Вечный зов» по одноименному роману Анатолия Иванова.

Фильм демонстрировался в несколько этапов — с 1973 по 1983 год.

«Ве́чный зов» рассказывает о семье братьев Савельевых — Антоне, Фёдоре и Иване. История Савельевых, выходцев из далёкого сибирского села, разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1902 по 1960 годы.

На их долю выпали три войны, революция, становление нового строя и все драматические события, которые принес двадцатый век. Жизнь постоянно требует от героев «Вечного зова» выбора между любовью и ненавистью.

По своим масштабу, сюжету, времени действия к «Вечному зову» близок другой советский сериал — Тени исчезают в полдень.

Первый российский фильм ужасов

Первым российским фильмом ужасов считается «Вий» (1909), немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова. До наших дней он не сохранился.

Параллельно с «Вием» Гончаровым был снят ещё один фантастический фильм «В полночь на кладбище», вышедший зимой 1910 года. Таким образом, эти два фильма принято считать первыми фильмами, ознаменовавшими собой появление российской кинофантастики.

История “неправильного” фильма

Незаметные секреты “Союзмультфильма”

Гарем товарища Сухова

45 лет фильму «Кавказская пленница, или Новые прик…

По следам Собаки Баскервилей…

55 лет «Карнавальной ночи»

Малоизвестные факты о самом любимом фильме

Не брат ты мне…

Борис Криштул: «Александра Яковлева была редкой су…

Любимые талисманы Мосфильма

Цари и Боги киносказок

Мосфильм 1966

Ляпы в советских фильмах

Тайны новогодних сказок

Ирония судьбы: ляпы и история

«Семнадцать мгновений весны» ошибки и нелепости

Легкое красное кино

“Киношные” танки

Страшно до слез: чем пугали детей в СССР

Источник: http://www.softmixer.com/2012/08/blog-post_7244.html

История российского кинематографа

«Синематограф» братьев Люмьер с триумфом шествовал по всему  миру,  и Россия не осталась от этого в стороне. В 1886 году французы познакомили с кинематографом россиян, а в 1898 году появились на свет первые российские фильмы. История российского кино своеобразна. Суровые  нравы плюс характерные черты определенных политических периодов наложили на российский кинематограф свой отпечаток.

Впрочем, это не помешало появлению в российской киноиндустрии ярких звезд и талантливых кинорежиссеров. В конце 19-го начале 20 века короткометражные фильмы, которые снимались в России, были в основном посвящены жизни монаршей семьи, к тому же подвергались цензуре. В появившихся кинотеатрах транслировались иностранные фильмы, популярные в ту эпоху.

Первым российским фильмом считается картина «Понизовая вольница» («Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Режиссером фильма выступил  Владимир  Ромашков, а сценаристом Василий Гончаров. Руководство и финансирование фильма осуществлялось предпринимателем Александром Дранковым. Как удалось пропустить сквозь цензуру тему про вольного казака Степана Разина, история умалчивает.

Картина, естественно, прошла жесткую «чистку».

Фильм «Стенька Разин» был немым, сцены длились буквально минуту, а сам фильм  имел продолжительность около 6 минут. Но зрелище для того  времени было грандиозным, в «батальных» сценах были заняты около сотни артистов театров, и зрители шли в кинотеатр на премьеру потоком.

К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо. Появилось достаточно много фильмов в различных жанрах –  детектив, мелодрама, историческая и военная тематика. В России появились первые кинозвезды — Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.

 
Вера Холодная
 

Следующий период развития российского кино – это годы революции и гражданской войны. Пролетарское искусство сложно было назвать высокохудожественным, тем не менее, оно вызывало интерес даже за рубежом.

  Одно из ярких  русских имен, которое вошло в историю мирового кинематографа – имя Сергея Эйзенштейна, автора фильмов «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927).

Идеология мировой революции вызывала тогда живой интерес у мировой общественности.
 

Сергей Эйзенштейн
 

Период 30-х – 40-х годов был неоднозначным. С одной стороны жесткая сталинская цензура, героическая и патриотическая тематика, идеологический подтекст. С другой стороны яркие комедии и новые звезды, такие, как актриса Любовь Орлова, режиссер Григорий Александров.

Фильмы, вышедшие в то время, в мире были практически неизвестны. Играл роль «железный занавес» и негативное восприятие жизни в России в западных странах. Сами же жители СССР свое кино очень любили.  Кинотеатры пользовались популярностью и часто были заполнены до отказа.

 

Любовь Орлова
 

Яркие имена в мире российского кинематографа в 60-х  — 80х годах  — это режиссеры Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Кира Муратова. Известные фильмы – «Солярис», «Два бойца», «Летят журавли», «Весна на Заречной улице» и многие другие.
 

Андрей Тарковский
 

Еще один переломный этап в истории русского кинематографа наметился в 90-е годы, в эпоху перестройки. Фильмы того времени отличались провокационностью, порой излишним негативизмом. Многие критики и сегодня склоняются к мысли, что история российского кинематографа далеко не закончена. В русском кино продолжается поиск стиля и самобытности.

Источник: http://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_rossiyskogo_kinematografa.html

История развития русского кинематографа

Вы здесь

Читайте также:  В чем заключается сущность цивилизационного подхода к истории России? - история России

Оглавление:

Российский кинематограф только начинает возвращать себе былую славу, пытаясь составить достойную конкуренцию европейским и американским фильмам, догнать успех великих режиссеров мирового кинематографа.

В современных съемках в полной мере начинают использовать компьютерные эффекты, улучшенный звук и технологии, которые ранее не встречались.

Тем не менее так было не всегда, ведь история русского кинематографа довольно богата и насыщена, а старые мэтры часто почитаются не меньше, чем мировые классики.

Подтвержденным фактом является и то, что саму индустрию кино в Россию привезли именно французы в 1896 году. Многие русские фотографы довольно быстро освоили технологию, потому спустя два года начали появляться уже их собственные труды.

Естественно, поначалу они представляли собой небольшие документальные сюжеты. Лишь через 10 лет российским режиссерам удалось создать первый фильм.

Александр Дранков в 1908 году создал первую кинокартину, которая называлась «Понизовая вольница».

Видео об истории русского кинематографа

Конечно же, это была небольшая немая «документалка», но она стала прародителем русского кинематографа. Уже в 1910-е годы количество фильмов начало расти, как на дрожжах. Опыт Александра Дранкова начали перенимать другие режиссеры, создавая свои шедевры.

Многие из них стали классикой русского кино, а некоторые были известны за пределами России.

Среди первых творцов русского кино выступали такие личности, как Яков Протазанов с лентами «Пиковая дама» и «Отец Сергий», Владимир Гардин с его «Дворянским гнездом», Евгений Бауэр («Преступная страсть» и «Сумерки женской души») и многие другие.

В дореволюционный период также проходил процесс становления таких звезд экрана и талантов, как Вера Холодная, Владимир Максимов, Иван Мозжухин. Эти имена вошли в список первых русских кинематографов, которые стояли у самих истоков. За непродолжительный период их творчества они навсегда успели вписать себя в список самых известных классиков русского кинематографа.

Если дореволюционный период в истории отечественного кинематографа называют «серебряное кино», то после революции ему на смену приходит советский киноавангард. В тот период цензура Кремля еще не распространялась на сферу кинематографа, что позволило многим режиссерам экспериментировать.

Безусловно, самой выдающейся личностью этого периода стал Сергей Эйзенштейн с его лентами «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Довольно интересным является тот факт, что эти ленты стали невероятно популярны на западе, что, безусловно, позволяет утверждать о мировой славе.

Во многих книгах по истории мирового кино можно найти целую главу о творчестве Эйзенштейна и его современников.

Несмотря на главные направления кино и доминирование кинолент Сергея Эйзенштейна, все же создавалось и развлекательное кино. «Закройщик из Торжка», «Праздник Святого Йоргена» и другие работы Якова Протазанова также способствовали развитию индустрии, добавляя ей определенную легкость и альтернативу.

Естественно, уже тогда было понятно, что славу «Октября» в тот период не сможет переплюнуть ни одна другая кинолента, потому остальное творчество находилось в тени.

Тем не менее в то время также творили и многие мэтры русского кино, которые внесли существенный вклад в развитие не только отечественной, но и мировой кинематографии.

«Соцреализм» довоенных годов

Довольно примечательным стал тот факт, что приход звука в кино совпал с ликвидацией свободы мысли и творчества для всех представителей русского кинематографа. Сталинский режим в полной мере взял на контроль всю сферу, отсеивая все, что было «нежеланным» и противоречило идеологии довоенных лет.

Именно по этой причине Эйзенштейн, который вернулся со своей заграничной поездки, так и не смог добиться постановки своей киноленты «Бежин луг». Как результат, фильм просто уничтожили, оставив о нем лишь упоминание.

Тем не менее зеленый свет для творчества получили те режиссеры, которые сумели не только использовать все преимущества «звукового» кино, но и могли донести саму послереволюционную идеологию в массы.

Так образовалась целая прослойка режиссеров, которые сумели продолжить творчество, подстроившись под реалии режима. Братья Васильевы, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм и прочие стали основными представителями того времени.

Тем не менее несмотря на активную пропаганду, Сталин понимал, что перенасыщение идеологического материала может произвести обратный эффект, потому в довоенные годы на экраны также выходило немало комедий.

Григорий Александров, который был учеником Эйзенштейна, стал настоящим «королем комедий» в 30-е годы. Его ленты «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга» и прочие пользовались огромной популярностью.

Довольно примечательно то, что главной героиней всех фильмов стала супруга Александрова Любовь Орлова.

Видео об истории развития русского кинематографа

История развития русского кинематографа в военные годы отличалась особой идеологической пропагандой. Несмотря на тяжелый период для всего мира, отечественная кинематография получила серьезный скачок в развитии и стала частью сталинской идеологии.

Основной целью почти каждой ленты стал подъем народного духа и усиление культа личности. Именно кинематограф стал главной движущей силой режима.

Тем не менее, огромное количество новых лент создавали немалые сложности в отслеживании, потому цензура перестала справляться со своей основной задачей. Именно поэтому было принято решение сделать основной акцент на качество, а не на количество.

Это оказывало необходимый эффект и укрепляло веру населения, но при этом также способствовало развитию кинематографии, порождая талантливых режиссеров и настоящие шедевры.

После смерти Сталина произошел настоящий бум в индустрии. Не только новые таланты, но и «старые» режиссеры получили второй шанс. Например, именно в 60-е годы Михаил Ромм выпустил свои лучшие киноленты, среди которых небезызвестные «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года». Период оттепели позволил развиться таким талантам, как:

  • Андрей Тарковский.
  • Глеб Панфилов.
  • Леонид Гайдай.
  • Эльдар Рязанов.

Именно этот период можно назвать золотым веком советской кинематографии, когда создавались лучшие советские фильмы. В истории кинематографа также можно встретить упоминания отдельного термина «кинооттепель».

Со временем политика Кремля ужесточалась, что сказывалось на многих кинолентах, которые подвергались запрету еще до момента завершения съемок.

Но, в целом, огромное количество талантливых режиссеров получили возможность творить настоящие шедевры, потому машину кинематографа уже нельзя было остановить никаким прессингом или гонениями.

Это позволило сформироваться целой плеяде известных личностей, которые сейчас являются столпами российской киноиндустрии.

Переломным моментом в сфере российского кинематографа можно считать 1992 год. Из-за резкого обогащения, многие люди начали активно искать потенциальные сферы для вложений, потому именно киноиндустрия стала настоящим лакомым куском.

Такая ситуация поспособствовала появлению частных инвестиций, на которые снималась большая часть всех фильмов. В это период отмечаются настоящие взлеты и падения для многих режиссеров. Смена предпочтений и аудитории сыграла довольно злую шутку и для многих режиссеров, которые не смогли приспособиться к «культуре девяностых».

В итоге их фильмы проваливались в прокате и не имели даже минимального зрительского успеха.

На дальнейшее развитие индустрии стали оказывать влияние именно экономические факторы.

Если рассмотреть историю русского кинематографа кратко, то в этот период творчество многих режиссеров не всегда находило своего зрителя.

Читайте также:  Внутрипартийная борьба в 20 — 30-х годах сталина - история России

Периоды дефолта, чеченской войны, а после мирового кризиса значительно сокращали количество вышедших на экраны фильмов. Тем не менее уже после 2008 года количество кинолент неуклонно продолжало расти.

Если в 2002-2005 общее число снятых фильмов едва достигало 80-90 штук, то после 2006 это количество увеличивалось почти до 200 единиц за год. Многие из них остались и вовсе неизвестными по причине провальных коммерческих сборов.

В этот же период активно развиваются именно сериалы. С каждым годом их количество на ТВ росло почти в геометрической прогрессии, кардинально меняя направление развития киноиндустрии.

Какие фильмы русского кинематографа Вам больше всего нравятся, и почему? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-istoriya-razvitiya-russkogo-kinematografa-8183.html

Цветное кино в СССР: история, первый фильм, теория цвета

Цвет в российском фильмопроизводстве — первые технологии в кино и художественные эксперименты

С появлением технологий  цветопередачи выразительный инструментарий кинематографа значительно обогатился. В России эксперименты в этой области начали проводиться еще в начале 20 века.

«Ухарь-купец» — немой короткометражный фильм 1909 г. – стал первым образцом раскрашенной вручную картины. В основе лежал метод Ж.

Мельеса, объединявший такие процессы химической обработки кадра как вирирование и тонирование.

Кадр из к/ф «Броненосец Потемкин»

Следующий шаг и следующий успех-картина Эйзенштейна 1925 г. «Броненосец «Потемкин», в которой появился раскрашенный самим режиссером красный флаг – символ революционной борьбы.

Дальнейшему развитию цветного кино способствовало совершенствование систем цветопередачи:

Система доминировала в пространстве европейского кино с 1908 по 1914 гг., но обладала серьезными функциональными недостатками: технологии “Призма” и “Биоколор” стали следующим шагом на пути технологического  развития.

Тем не менее, в начале 1930-х гг. в СССР был разработан трехцветный аналог Кинемаколора «Спектроколор». Именно эта система лежала в основе первого в стране цветного короткометражного фильма «Праздник труда» (1931г.

);

Технология появилась в начале 20 в., но широкое распространение получила только в 20-х гг. 20 столетия, одновременно с «Техниколором».

Афиша к фильму «Дуня Корнакова»

Не требовавшая серьезных финансовых затрат, она просуществовала наравне с трехцветными разработками до конца 1940-х гг., в частности,  была использована в 1935 г. при создании первого отечественного двухцветного игрового кино «Груня Корнакова».

Преобладавшая на международном кинорынке с 1917 по 1955 гг., технология прошла путь от аддитивной двухцветной системы к трехцветной, ознаменовавшей прорыв в качестве цветопередачи.

Постер к фильму «Иван Никулин — русский матрос»

Советским ответом камерам «Техниколора» стала трехпленочная «ЦКС-1», созданная в начале 1930-х гг.

Пилотный проект – документальный фильм «Цветущая юность» — увидел свет в 1939 г., а уже в 1944 г. вышел в прокат первый полнометражный цветной фильм в СССР «Иван Никулин – русский матрос».

Значение цвета в кино. Теория «цветового кино» Эйзенштейна

Таким образом, технический функционал кино совершенствовался быстрыми темпами: в обиход входили многослойные пленки и трехпленочные камеры. Но в эстетике кинематографа изменения происходили медленнее:

 инструмент эмоционального усиления и выразительности: так воспринимался цвет на начальных этапах его творческого освоения.

Это детерминировалось явным как несовершенством цветопередачи, так и особенностями психо-эмоционального восприятия окружающего мира.

Но поступательное развитие технического прогресса постепенно привело к изменению парадигмы восприятия цвета (способ и орудие не только эпатажа,  но и достоверной передачи изображения), а также свело на нет доминирование черно  — белого кино как единственно верного и достоверного оттиска окружающего мира.

В 30-40-е гг. 20 в.  экранная фотография максимально приблизилась к живописному изображению: расширение спектра оттенков позволило придать изображению большую натуралистичность, а игра контрастов – передавать сложную гамму чувств.

Именно в это время Эйзенштейн формулирует концепцию «цветового» кино.

Цвет, в его понимании, – не оболочка воплощения мысли, а форма ее выражения. Отсюда вытекает аксиоматичная фундаментальность цвета как идейной, драматургической характеристики сюжета, его образно-выразительного звучания.

Афиша к фильму «Иван Грозный»

«Цветовое» кино в противовес цветному – и в доказательство тому появляется вторая в СССР серия  «Ивана Грозного», где была продемонстрирована эстетическая природа цвета, фактически проведена параллель между цветом и музыкой.

Цвет стал использоваться не только в качестве способа выражения мысли, а идейного элемента сюжета; его язык стал разнообразней.

Новое понимание «красок» в кинореальности было представлено в картине  Довженко «Мичурин» (1949 г.) и Юткевича  «Отелло» (1955г.).

Технический прогресс в фильмопроизводстве — новшества и достижения

Со 2 половины 60-х гг. началась трансформация цветовидения. Выразительные и этические возможности цвета использоваться кинематографистами для решения широкого спектра задач: от идеологических до стилистических.

Афиша к фильму «Отелло»

Эксперименты с «красочным» наполнением картин внесли серьезные фактурные изменения в их создание, позволяя выделять необходимые элементы, усиливать те или иные смыслы. Экранная жизнь приближалась к жизни реальной. Во многом эту тенденцию определяли новаторские достижения в технической области. Появились

  • новые модели ручных камер и типы объективов,
  • многослойные пленки и уникальные оперативные средства для панорамного обзора и многоканальной записи.

Благодаря развитию способов дистанционного управления камерами кинематографисты смогли получить редкие кадры из мест, ранее недоступных из-за высокой степени риска для жизни. Все эти новшества обозначили широкие перспективы в области творческого переосмысления монтажной природы кино: появилась возможность конструировать собственную экранную  реальность и создавать новый рисунок киноязыка.

Компьютерные технологии в кино: 3D, IMAX и другие

Технические новшества открыли дорогу идейным экспериментам и рискованным сюжетным ходам:

  • одновременное присутствие в кадре двух персонажей в исполнении одного и того же актера,
  • ускорение, замедление и реверсия экранного действия

– далеко не полный перечень новых обусловленных развитием компьютерных технологий возможностей. При этом комбинированные съемки, исчезновение и возникновение предмета уже не представляло собой просто набор трюков для эпатирования аудитории; это был способ донесения заложенного смысла, форма творчества.

Фильмы стали не столько снимать, сколько создавать, вовлекая зрителя в кинодействительности, делая его и соучастником и наблюдателем. Первые шаги по созданию стереоизображений были сделаны еще в середине 19 в.

: трехмерное изображение получалось благодаря цветовому кодированию изображений (анаглиф). Значительно позже появились IMAX и 3D-технологии, формировавшие иллюзию глубины пространства.

Эра информационных технологий, в том числе информационных технологий в кино, отчасти определила будущее кинематографа, открыла новую страницу его истории:

символ современности — цифровое кино технология создания фильмов, не привязанная к пленочному формату.

За 16 лет своего существования цифровое кино и телевидение стали частью современной жизни, а отправной точкой его доминирования на рынке стал 1999 г.

, когда на одной из международных выставок был презентован первый в мире цифровой кинопроектор.

Однако, несмотря на неоспоримые преимущества данного формата  в отношении качества передачи изображения, при производстве картин сейчас используются комбинированные технологии.

Таким образом, достижения интеллектуально-технической мысли стали для кинематографа средством и материалом творчества и во многом повлияли на дальнейшую историю его развития.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkiy-kinematograf/tsvetnoe-kino-v-sssr-istoriya-pervyiy-film-teoriya-tsveta

Ссылка на основную публикацию