Киевская русь после ярослава мудрого — история России

Киевская Русь при Ярославе Мудром

После смерти Владимира в 1015 г. между его сыновьями началась жестокая борьба за власть. старший сын Владимира Святополк, претендуя на престол, коварно убил трех своих братьев — Бориса, Глеба и Святослава, за что летописец назвал его » Окаянным «.

Из трех братьев, которые еще остались, опасным соперником Святополка был князь новгородский Ярослав. Борьба, которая велась между ними с переменным успехом (победа Ярослава под Любечем 1015, поражение на р Буг возле древнего Волыни 1018), завершилась полной победой Ярослава 1019 на р Альта возле Переяслава.

Упорной была также борьба Ярослава с Мстиславом, которая, однако, закончилась мирным соглашением, по которому великокняжеский престол остался за Ярославом, а Мстислав в дополнение к своим владениям в Тмутаракани получил земли Днепровского Левобережья с Черниговом.

Последний из братьев — Судислав был изолирован от междоусобной борьбы и провел 24 года в киевской тюрьме. После смерти Мстислава 1036 Ярослав окончательно объединил Русь.

Времена Ярослава княжение (1019-1054) — период наивысшего расцвета Киевского государства. Он употребил решительные меры для защиты Киевской Руси, упрочение ее границ. В 1030-1031 гг Ярослав отвоевал захваченные Польшей червенские города в Забужье.

Вследствие походов на север присоединил к Руси финские племена чуди, взял город Юрьев (Дорпат — Тарту) над Чудского озера. Много усилий приложил этот князь для защиты южнорусских земель от кочевников. В 1036 г.

Ярослав нанес сокрушительный удар печенегам, осуществил строительство укреплений вдоль южных границ государства, в том числе по г. Роси. В 1043 г.

состоялся последний, правда неудачный, поход военной флотилии, который возглавили его сын Владимир и воевода Вышата, на Константинополь в ответ на антикиевскую политику Византии. Все же во внешней политике Ярослав предпочитал дипломатическим методам налаживания связей с различными странами, подкрепляя их династическими браками.

Киевская Русь при Ярославе Мудром

Сам он был женат на Ингигердой — дочери шведского короля. Дочь Ярослава Анна была женщиной французского короля Генриха I. Вторая дочь Елизавета была замужем за норвежским королем Харальдом Смелым, а третья, Анастасия, стала женщиной венгерского короля Андрея.

Три сына — Изяслав, Святослав и Всеволод были женаты соответствии с сестрой польского князя Казимира, внучкой немецкого императора Генриха II и дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. При дворе Ярослава проживали и воспитывались деятели многих европейских государств.

Сильная Киевская Русь времен Ярослава занимала одно из ведущих мест в системе европейских отношений.

Важные мероприятия осуществил Ярослав в деле внутренней организации своего государства. С его именем связано составление » Русской правды» — кодекса законов, который отражал тогдашние общественные отношения. Большое внимание уделял он церкви, хорошо понимая ее роль в государстве.

Ярослав пытался обеспечить независимость церковной иерархии от Византии. Это удалось ему осуществить 1051, когда вопреки воле константинопольского патриарха митрополитом был избран Иларион.

Во времена княжения Ярослава расширяются церковные привилегии, разворачивается строительство храмов, основываются монастыри.

При Ярославе значительных успехов достигла культура. Разворачивается монументальное строительство в Киеве, сооружается Киево — Печерский монастырь. Западноевропейские источники называют Киев соперником Константинополя. Великий князь заботился развитием образования, науки, искусства.

При Софийском соборе учреждается школа и библиотека.

Благодаря своей мудрой и дальновидной деятельности во всех сферах государственной жизни Ярослав вошел в историю с именем » Мудрый «, а неизвестный автор, сделал запись о смерти этого выдающегося деятеля на стене Софии Киевской, назвал его » царем».

После смерти Ярослава Мудрого ( 1054 ) начинается выделение отдельных земель, что было — вполне закономерным явлением в развитии тогдашней государства и в основе своей мало экономические факторы.

Сначала верховным землевладельцем оставался великий князь киевский. Он раздавал земли своим сподвижникам — вассалам. Непокорный вассал мог немедленно потерять свой надел и поэтому не был заинтересован в бережном хозяйствовании.

Постепенное утверждение частной собственности на землю способствовало

Киевская Русь при Ярославе Мудром

значительному росту производительности труда, делало владельца абсолютным хозяином и его зависимость от великого князя была незначительной. Начались многочисленные междоусобицы за власть и землю.

Ярослав Мудрый перед смертью завещал каждому из пяти сыновей отдельный удел. Старейший Изяслав получил Киев Всеволод — Переяславль, Святослав — Чернигов,. Младшие Ярославичи Игорь и Вячеслав получили соответственно Волынь и Смоленщину.

Внуку Ростиславу было отдано Галицкую землю. В завещании Ярослав призвал сыновей в любви, согласию и понимани, а роль главы государства возложил на старшего Изяслава. Сначала три старших брата, образовав политический союз, совместно управляли государством.

Они внесли изменения и дополнения в кодекс

законов, создав таким образом новый кодекс законов «Правда Ярославичей «. Однако союз трех братьев ни был крепкий. Противоречия обострились после поражения русских войск 1068 на р Альта первую большого нападения половцев на Русь и восстание в Киеве, что вспыхнуло после этого.

Каждый из Ярославичей выступал претендентом на киевский престол. Многочисленные междоусобные войны опустошали, разоряли и ослабляли государство, с чего пользовались внешние враги — половцы, литовцы, поляки, венгры.

Попытки остановить эти негативные процессы на собраниях князей в Любече ( 1097) и под Киевом (1100, 1101, 1111 ) не дали заметных результатов.

Киевская Русь при Ярославе Мудром

Определенная стабилизация наступила после очередного восстания городского люда в Киеве против бояр и ростовщиков.

Чтобы успокоить восставших, великокняжеский престол передали Владимиру Мономаху (1113-1125), который отличился в борьбе с половцами.

Став киевским князем, ‘ Владимир Мономах уменьшил своим уставом ростовщические проценты и пошлины, ограничил права богатых над крестьянами — закупками.

После смерти Владимира Мономах ха киевский престол перешел к его старшего сына Мстислава (1125-1132), который, хотя и очень кратко, но продолжил политику отца, поддерживая единство Руси и защищая ее границы от половецких орд.

Деятельность Мономаха и его сына Мстислава были последними попытками сохранить единство Киевского государства. После них из Киевской Руси выделились отдельные княжества и земли.

В частности, на землях Украины сформировались княжества Киевское, Черниговское, Переяславское, Волынское, Галицкое.

В середине 30- х годов XII в. отделился Новгород. В те же времена окончательно отошла Полоцкая земля. На крайнем северо-востоке государства в середине XII в. формируются

Киевская Русь при Ярославе Мудром

Суздальская и Ростовская земли, входивших ранее в состав Черниговского и Переяславского княжеств. Все эти процессы имели своим следствием изменения не только политические, но и этнические. }

На территории Полоцкой земли и Псковщины и Смоленщины формируется белорусская этническая общность. Основное население северо — восточной Руси ( Суздальская и Ростовская земли) составляли племена угро — финского происхождения. Вследствие славянской колонизации, энергичной деятельности Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского со второй половины XII в.

здесь выделилось отдельное экономически сильное княжество, которое стало территориальной основой формирования русского народа. Попытки Андрея Боголюбского силой подорвать ведущую роль Киева, среди которых особой жестокостью отличался погром 1169, попытки создать свою отдельную митрополию потерпели поражение.

Киев и в дальнейшем оставался общерусским экономическим, политическим и культурным центром.

Земли южной и юго — западной Руси во главе с Киевом и такими городами, как Галич, Чернигов, Переяслав, Владимир — Волынский, что еще со времен антов царства, Полянского и дулибского племенных объединений играли ведущую роль в истории восточных славян, стали генетической базой формирования украинского народа. Под 1187 г. в летописи впервые употребляется название » Украина » для определения южных пограничных земель, в частности Переяславщины.

Двумя годами позже под этим названием упоминается пограничья Галицкой земли над Днестром, затем Забужье во главе с Холмом. Впоследствии это название стали употреблять для обозначения всех земель, заселенных украинским народом.

Источник: http://bagazhznaniy.ru/history/kievskaya-rus-pri-yaroslave-mudrom

Киевская Русь во время правления Ярослава Мудрого

Ярослав — сын полоцкой княжны Рогнеды и Владимира Святославича. Уже в 987 г. ему в княжение были отданы Ростовские земли. Но, после того как умер старший сын великого князя Вышеслав, началось княжение Ярослава в Новгороде.

Смерть великого киевского князя Владимира спровоцировала жестокую борьбу за власть между его детьми. Киевский престол был захвачен Святополком, получившим в народе прозвище Окаянный.

Он убил своих братьев Бориса и Глеба, княживших соответственно в Ростовских и Смоленских землях и Святослава, посаженного отцом в землях древлян. Победить Святополка смог только Ярослав, ставший после этого великим князем. Но с князем тмутараканским Мстиславом ему справиться не удалось.

Все земли Руси вновь оказались под властью Киева только после смерти Мстислава в 1036 году. Характеристика Ярослава Мудрого и всего периода его правления является неоднозначной, но все историки сходятся на том, что прозвище свое князь полностью оправдал.

Князь был женат на Ингигерде, дочери конунга шведов. Поскольку в летописях упоминается два имени жены Ярослава — Ирина и Анна, историки делают вывод о том, что имя Ирина она получила при крещении, а Анна – после ухода в монастырь.

В годы правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) государство Киевская Русь достигло своего расцвета. Оно стало одним из сильнейших в Европе. Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на то, чтобы укрепить не только стольный город, но и все свои обширные владения. При нем было заложено несколько новых городов.

Благодаря разумной внешней политике Ярослава Мудрого, авторитет государства на международной арене значительно вырос. Удачлив оказался князь и в военных делах. Успешными были совершенные им походы на Польшу, княжество Литовское, в земли, принадлежавшие финским народам. Но одной из наиболее важных для Руси была победа над кочевниками печенегами 1036 г.

В последний раз Киевская Русь при Ярославе Мудром столкнулась с Византией. Конфликт завершился подписанием договора о мире, подкрепленного династическим браком. Сын князя Всеволод женился на византийской принцессе Анне. Ярослав использовал династические браки в качестве средства укрепления мира.

Другие сыновья Ярослава Владимировича Мудрого — Святослав, Вячеслав и Игорь, женились на немецких принцессах. Старшая дочь Елизавета была супругой Гаральда, норвежского принца. Анна, вторая его дочь, вышла замуж за короля Франции Генриха 1, а Анастасия вступила в брак с венгерским королем Андреем 1.

Реформы Ярослава Мудрого охватили практически все сферы жизни общества. Великий князь придавал большое значение просвещению, и внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности и грамотности. Князь построил училище, где мальчиков обучали «церковному делу».

Нельзя не отметить, что при Ярославе впервые на Руси появился русский по происхождению митрополит. Для укрепления позиций церкви во владениях Ярослава была возобновлена выплата «десятины», ранее установленной Владимиром. Бурная деятельность князя заметно изменила Киевскую Русь.

Строились каменные монастыри и храмы, бурно развивалось зодчество и живопись. Огромное значение имеет и издание первого свода законов, названного «Русской правдой». Этим документом регулировался при Ярославе Мудром размер дани (виры) и наказаний за различные нарушения.

Немного позже появился и свод церковных законов «Кормчая книга» («Номоканон»).

Ответ на вопрос, почему Ярослава прозвали Мудрым, кроется не только в любви князя к книгам и церкви, но и его великих деяниях, сделавших Русь одним из сильнейших государств. Правда, появилось это прозвище относительно недавно, во второй половине 19 века. Во времена своего правления князь был известен как «Хромец».

Он действительно был хром, но этот недостаток считался признаком особой силы и ума. И краткая биография князя Ярослава Мудрого подтверждает, что эти качества были присущи ему в полной мере. Князь прожил долгую жизнь и умер в 1054 г. в возрасте 76 лет.

После его смерти наступила очередная кровопролитная усобица.

Русская правда – нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11 веках.

https://www.youtube.com/watch?v=c8372NgDvTs

Русская Правда – первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся самыми разными инстанциями.

Русская Правда является не только важной частью истории права в России, но и важным культурным памятником, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. Русская Правда являлась на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.

Происхождение Русской Правды сегодня вызывает довольно много вопросов у ученых. Создание данного документа связывают, прежде всего, с именемЯрослава Мудрого – князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 годах.

К сожалению, на сегодняшний день не сохранилось ни одной копии оригинала Русской Правды, только более поздние переписи, так что точно говорить об авторе и дате создания Правды трудно. Переписывалась Правда несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

Основные источники Русской Правды

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант Русской Правды входят следующие источники:

Ÿ Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана 1020-е или 1030-е годы);

Ÿ Правда Ярослава (создана в 1016 или 1030-е годы);

Ÿ Правда Ярославичей (не имеет точной даты);

Ÿ Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е годы).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев, в частности, правила кровной мести. Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и прочее.

Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе – сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший.

Также разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант русской Правды дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. Русская Правда в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

Общее содержание Русской Правды

Читайте также:  Византия и крестоносцы. комнины и ангелы. латинские государства и греческая никейская империя - история России

В целом, нормы уголовного права, описанные в Русской Правде, соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода.

По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений – убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что Русская Правда описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

Документ также содержал немало сведений о процессе судопроизводства. Русская Правда определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор.

В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания.

Русская Правда предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.

Еще одна сторона, описанная в Русской Правде – социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус.

Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди – крестьяне, смерды, холопы и многие другие – находящиеся во власти феодалов или князя.

Значение Русской Правды

Русская Правда является одним из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития.

Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли.

Кроме того, Русская Правда стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Создание Русской Правды заложило основы будущей нормативно-правовой системы и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, созданиесудебника 1497 года) всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. Русская Правда впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/3689.html

Киевская Русь в XI веке Правление Ярослава Мудрого

  • Размер: 6.1 Mегабайта
  • Количество слайдов: 34

Киевская Русь в XI веке Правление Ярослава Мудрого

1015 -1019 гг. • Ярослав поднял восстание в Новгороде против Владимира (болен) – перестал платить дань Киеву • Святополк Окаянный – захватил власть в Киеве (убил братьев Бориса Ростовского, Глеба Муромского, Святослава Древлянского)

• Ярослав — заключил союз с варягами: Север против Юга – вторая крупная усобица на Руси • От Киева отделилось Тмутараканское княжество ( Мстислав ) • Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом (1016 -1019 гг. ) • 2 раза Ярослав завоевывал Киев (1016 г. , 1019 г. )

Святополк Ярослав печенеги Болеслав Храбрый печенеги • Распад государства • Вторжение иноземцев • Потеря территорий (Польша + червенские города)

• 1019 -1024 гг. – усобица Ярослава и Мстислава Тмутараканского • 1024 -1036 гг. – Русь разделена на 2 части – граница по Днепру • только с 1036 г. Ярослав единоличный правитель Руси

Внутренняя политика • 1016 г.

– создание первого письменного свода законов Руси «Русская правда» : — допускала кровную месть (отец, сын, брат, дядя) — убийство – вира (денежный штраф) если у погибшего нет близких родственников — защищала все слои населения от краж, оскорблений, бесчинств, увечий НО: полностью отражала и закрепляла социальное неравенство • Управление государством – князья-наместники (сыновья)

• 1037 г. – началось строительство Софийского собора в Киеве • основаны города Ярославль и Юрьев • Открыты школы при монастырях • Созданы первые библиотеки, летописные центры, мастерские по переписке и переводу книг

Внешняя политика • Династические браки с правящими домами Швеции, Норвегии, Польши, Венгрии, Франции, грузинскими княжествами • Рост территории: — походы против балтийских племен (ятвяги, литовцы) — отвоевание червенских городов у Польши – мирный договор • 1036 г. – окончательный разгром печенегов – Золотые ворота в Киеве

• 1043 г. – Византийский поход – полный разгром сухопутной рати воеводы Вышаты – все пленники искалечены • 1046 г. — русско-византийский мирный договор (династический брак — Всеволод и Анастасии Мономах) Киевская Русь – великая держава

Удельный период в истории Русь во второй половине XI – первой половине XII века

Очередной порядок наследования • передача власти по горизонтали, по старшинству в роду (великим князем может стать только старший братьев)

Экономическое и социальное развитие • Окончательное оформление феодального землевладения • Княжеский домен – комплекс земель, населенных людьми принадлежащими непосредственно главе государства, династии • Удел – владения детей, жены, братьев великого князя (младших в роду)

• владения бояр, воевод, дружинников • Вотчина – наследственное земельное владение представителей феодальной знати • Поместье – хозяйственный комплекс, земельный надел, получаемый за службу и на время службы

• Великий князь Князья-наместники старшая дружина бояре (воеводы, герои, «нарочитая чадь» ) младшая дружина (гридни, отроки, детские) купцы, ремесленники, «люди» закупы, рядовичи, смерды холопы, рабы

1054 г. – умер Ярослав Мудрый • Киев – Изяслав • Чернигов – Святослав • Переяславль — Всеволод

• 15 лет сыновья жили в мире: — правили согласно заветам отца — составили новый свод законов – Правду Ярославичей

«Русская правда » Ярославичей • с. 91 – основные положения

Половцы • В первой половине XI века на южных рубежах Руси появился новый враг – половцы – набеги и грабежи, разорение сел, захват пленников

1068 г. • Поражение Ярославичей от половцев: — киевское вече требует от Изяслава продолжить войну — Князь отказал – дружина устала – горожане разгромили княжеский двор – Изяслав бежал в Польшу — через некоторое время вернулся с войском и занял престол

Святослав Черниговский • популярен у киевлян – победил половцев • пользуется поддержкой брата Всеволода Переяславского Цель: изгнать Изяслава из Киева (!) началась многолетняя усобица сыновей Ярослава за киевский стол

Святополк Изяславович • 1093 г. – киевский престол по очередному порядку наследования достался Святополку , сыну Изяслава • в борьбу за остальные уделы вступили внуки Ярослава: Олег и Борис Святославичи и Владимир Мономах (Всеволодович) (!) половцы, почти беспрепятственно, совершают набеги на русские земли

1097 г. – Любечский съезд • Владимир Мономах – потомки Ярослава = «Каждый держит отчину свою!» • Отчина – феодальное владение собственность всего княжеского рода НО: договор нарушен почти сразу – новая усобица

1100 г. — съезд в г. Витичев

• 1003, весна – первый совместный поход в степь – дружины сплотил Владимир Мономах – богатая добыча • 1106 г.

– разгром половцев идущих мстить • 1111 – большой (крестовый) поход в степь: — союзники: часть половецких племен (династические браки), есть европейские рыцари — разгром половцев, взята столица – Шарукань (!) весть о победе – Византия, Венгрия, Польша, Чехия, Рим • 1116 г. – поход против половцев (Мстислав)

НО: • Победы над половцами не снижают социальной напряженности: 1. Конец XI- начало XII века – усиление роли удельных князей, бояр, дружинников 2.

Дружинники и бояре – главная сила в борьбе против половцев и междоусобицах — они теряют имущество во время поражения своего князя – поднимают налоги подданным — все больше земель необходимо для поддержания их боеспособности – получают от «своих» князей

3.

Усиливается гнет простых людей: — налоги, разорение земель во время усобиц князей и набегов половцев, — все чаще свободные люди – свободные крестьяне, ремесленники и простые горожане не принимают участия в походах – лишены доли с добычи — все больше – в кабалу к богатым (продают себя, берут в долг) — все выше проценты у ростовщиков — (!) самый жестокий ростовщик – великий князь киевский Святополк Изяславович

1113 г. • смерть Святополка • борьба за власть различных боярских группировок • восстание горожан в Киеве – громят усадьбы бояр, дружинников, купцов Князь — ?

Митрополит, богатые горожане – Владимир Мономах • «-» — боязнь междоусобицы – старшие родственники могут не согласиться — нежелание ссориться с восставшими киевлянами • «+» — стремление сохранить порядок в городе, стране, унять чернь

Владимир Мономах (1113 — 1125 гг. ) • 1113 г. — смерть Святополка – восстание против ростовщиков в Киеве • Вече приглашает княжить Владимира Мономаха

«Устав Владимира Всеволодовича» (3 -я редакция Русской Правды – 1113 г. ) • Ужесточение наказания за посягательство на частную собственность: князя, бояр, духовенства НО: — запрещено превращать свободных людей в холопов за долги — закупы – могут уходить от господина, чтобы заработать денег и отдать долг — ростовщик не может взять более 20% от суммы, взятой в долг

Итоги княжения Владимира Мономаха — прекратил внутреннюю борьбу русского общества — укрепилась власть киевского князя и роль Киева в жизни Руси — прекратились усобицы, подавил сепаратистские восстания в Новгороде и Полоцке: потомки Ярослава подчиняются Мономаху как «брату старшему» — уничтожил половецкую угрозу (благодаря своему упорству) — создал свод законов, защищающих простой народ (Устав …. )

Мстислав Великий (1125 -1132 гг. ) • продолжил политику отца • крепко «держал» всех князей не позволяя усобиц • обезопасил северо-западные границы (эсты, литовцы) Но, после его смерти в 1132 году не нашлось князя способного снова объединить Русь

https://www.youtube.com/watch?v=hfwz55XxgwQ

Государственное управление в удельный период • 15 крупных самостоятельных земель – княжеств • Собственное войско, казна, меры длины и веса, самостоятельная политика • Удел – наследственное земельное владение младших членов княжеского рода – вассалов великих князей • Цель усобиц: захватить Киевский стол – укрепить свое княжество Объединяет: Киев – духовный центр Руси – митрополит; законы – Русская Правда

Домашнее задание Параграф 7, 8 Понятия, термины, даты, вопросы и документы после параграфа Обобщающее повторение с 109 —

Источник: http://present5.com/kievskaya-rus-v-xi-veke-pravlenie-yaroslava-mudrogo/

§ 17. Порядок княжеского владения после Ярослава Мудрого

§ 17 — Удельный строй русских княжеств после Ярослава Мудрого

Русь в XI веке

Автор изображения – Koryakov Yuri

Единовластие, восстановленное Ярославом Мудрым после многой смуты, окончательно исчезло на Руси с его кончиною (1054).

При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей, объединенных только тем, что у них была одна церковь и один княжеский род.

Так как члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии, то и волости, управляемые ими, не хранили мира между собою и чем далее, тем более питали взаимное отчуждение. Последствием такого политического беспорядка был общий упадок Киевской Руси — и политический, и экономический.

Только что победившая печенегов Русь не могла собрать достаточно сил для борьбы с новым кочевым народом — половцами, которые появились в южных степях с середины XI в.

Отлично пользуясь неурядицами на Руси, половцы «несли розно» Русскую землю: грабили ее и мешали русской торговле, захватив все пути из Руси на восток и юг. Общее разорение и обеднение было результатом княжеских усобиц и половецкого разбоя, и Киевская Русь понемногу захирела и запустела. Уже к XIII ст., всего лет 150 спустя по смерти Ярослава, Киевское государство можно считать распавшимся на несколько частей, а самый Киев — запустевшим и обедневшим городом.

Одной из причин такого бедствия был порядок княжеского владения, установившийся на Руси после Ярослава. Ярослав, по преданию, сам посадил своих сыновей по городам так, что старшему из них, Изяславу, достались Киев и Новгород, следующему — Святославу — Чернигов, следующему — Всеволоду — Переяславль и т.д.

Старший брат почитался старшим, или «великим», князем, но он не один владел государством. Князья стояли на той мысли, что Русская земля принадлежала всему княжескому роду. Старший князь как родовладыка сидел в старшем городе Киеве, а прочие князья по родовому старшинству размещались в городах, более или менее значительных или богатых.

Все князья самостоятельно управляли своими городами, и каждый из них как сын великого князя надеялся со временем сам стать великим князем, когда умрут его старшие братья, и он станет старшим в роде над своими братьями, сыновьями и племянниками.

По родовому наследованию великому князю наследовал не его сын, а его брат, старший после него, а если не было в живых его братьев, то его старший племянник, то есть сын его старшего брата.

Поэтому, когда в Киеве умирал великий князь, его место по правилу должен был заступить его брат, сидевший в Чернигове, а на его место в Чернигов переходил третий брат из Переяславля и т.д. Со смертью великого князя все князья подвигались на одно место ближе к Киеву, «восходили лествицею» к великому княжению, пока, наконец, его не достигали.

Если же какой-либо князь умирал, не достигнув великого княжения в Киеве, то его дети теряли права свои на наследство в княжеском роде и считались «изгоями», которым уже «не было части в Русской земле». Сыновья же умершего великого князя, не оставаясь в Киеве, получали от нового великого князя особые волости наряду с прочими родичами.

Таковы были правила родового владения, признаваемые всеми членами княжеского рода. Но эти правила очень трудно было соблюдать: уже первые наследники Ярослава Мудрого дошли до ссор и междоусобий, не сумев примирить и согласовать свои притязания.

Читайте также:  Внешняя политика России в первые годы xix века - история России

Киевский князь Изяслав Ярославич был изгнан из Киева сначала киевлянами, а затем, когда ему удалось туда вернуться, его вторично прогнали оттуда родные братья его Святослав и Всеволод. Изяслав ушел в Германию и искал там помощи (у императора Генриха IV и папы Григория VII), однако без успеха. В Киеве укрепился Святослав и княжил там до своей смерти.

Только по кончине Святослава Всеволод уступил Изяславу Киев; Изяслав снова стал (уже в третий раз) Киевским князем и скончался на великокняжеском столе. После него Киев перешел к Всеволоду. Таким образом, сыновья Ярослава Мудрого княжили в Киеве в таком порядке: Изяслав, Святослав, Изяслав, Всеволод.

Если бы Святослав не захватил силою Киева и соблюдал бы обычай родового старшинства, то он не был бы вовсе великим князем, так как умер раньше своего старшего брата Изяслава.

Основываясь на этой мысли, Изяслав и Всеволод после смерти Святослава сочли его сыновей, Олега и Ярослава, изгоями и не пустили их в их «отчину» Чернигов. Началась тяжелая усобица между князьями и шла много лет в княжение Изяслава, Всеволода и сына Изяславова Святополка II (который как старший племянник наследовал в Киеве своему младшему дяде Всеволоду).

В этой усобице приняли участие не только сыновья великих князей (то есть Святополк, сын Изяслава; Олег и Ярослав, дети Святослава; Владимир Мономах, сын Всеволода), но и другие князья-изгои, внуки и правнуки Ярослава, отцы которых умерли, не дождавшись великокняжеского стола.

Таких князей-изгоев было несколько: великие князья или просто лишали их всякого наследства, или же давали им бедные волости на окраинах государства. В усобице, действуя насилием, изгои искали теперь возможности улучшить свое положение и получить свою часть в Русской земле. После многих лет борьбы князья решили покончить свои счеты на общем съезде и в 1097 г.

собрались в г. Любече. Там общим советом решили, чтобы каждый князь «держал отчину свою», то есть чтобы Святополк остался в Киеве, где сидел его отец Изяслав, а дети Святослава получили Чернигов, некогда принадлежавший их отцу, а Владимир Мономах сел в Переяславле, где сидел его отец Всеволод.

Таким образом, Святославичи, сочтенные ранее за изгоев, были признаны теперь полноправными князьями. Что же касается до прочих князей-изгоев, то их устроили землями на юго-западных границах Руси.

Однако и после съезда смуты не кончились, а потому и постановление съезда не было соблюдено. Когда в Киеве умер великий князь Святополк (1113), киевляне не захотели принять на Киевский стол старейших в роде князей Святославичей из Чернигова, а просили к себе Владимира Мономаха из Переяславля.

Святославичей в Киеве считали виновниками смут, а Мономаха любили как защитника порядка и правды.

Мономах сначала отказался идти в Киев мимо старших князей; но упорство киевлян заставило его согласиться, и, таким образом, народное избрание нарушило правильность родового преемства великокняжеского стола.

Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Картина А. Кившенко

Из сказанного ясно, в чем заключались причины политических неурядиц в Киевской Руси: во-первых, установившийся после Ярослава Мудрого порядок княжеского владения и наследования был вообще очень сложен, а кроме того, и несправедлив по отношению к князьям-изгоям; поэтому всегда бывали князья недовольные, обделенные и обиженные. Во-вторых, сильнейшие князья в отношении слабейших часто допускали прямые обиды и насилия: братья, например, изгнали слабого Изяслава из Киева; дяди обидели своих племянников Святославичей. В-третьих, население, терпевшее от княжеских ссор, не хотело признавать княжеского старейшинства и не всегда повиновалось князьям: киевляне, например, изгнали от себя Изяслава, не пустили к себе Святославичей. Понятно, что при таких условиях правильное наследование столов стало невозможным и родовой порядок преемства власти должен был пасть.

Источник: http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/20-plat-tut-17

Контент / ИСТОРИЯ РОССИИ / Киевская Русь (IX-XII века) — Я знаю!

Киевская Русь (IXXII века)

В IX веке торговля стала иметь большое значение. Появились купцы, которые скупали у соплеменников пушнину, мед, воск и продавали в других местах – в первую очередь в Византии.

На торговом пути «из варяг в греки» от Балтийского до Черного морей появлялись поселения купцов и ремесленников, которые перерастали в города. Для защиты купеческих караванов, судов и складов от пиратов и разбойников создавались дружины. Во главе дружины стоял князь.

Дружины и князья стали играть большую роль в развитии торговли, городов, в жизни славян. Они поддерживали порядок в городах. И постепенно к ним переходило право осуществлять в городах власть. Со временем города подчиняли себе окрестные территории. Стали возникать местные княжения – территории, признающие власть того или иного князя.

Чтобы защититься от печенегов на юге и норманнов на севере, княжения постепенно объединялись. К середине 9 века сложилось 2 крупных государственных объединения: на севере с центром в Новгороде и на юге с центром в Киеве. Ими правили варяжские князья: в Новгороде – Рюрик, в Киеве – Аскольд и Дир.

Сложились предпосылки для появления первого русского государства – Киевской Руси.

882-912 годы: правление князя Олега в Киеве.

Олег стал новгородским князем после смерти Рюрика, которому он был родственником. В 882 году Олег собрал большое войско и двинулся на юг. Он подчинил себе ряд земель и подошел к Киеву.

Выманив хитростью из Киева Аскольда и Дира, он убил их. Затем объявил Киев «матерью городов русских» и столицей своих земель.

Таким образом, Олег объединил два главных центра (северный во главе с Новгородом и южный во главе с Киевом) и создал первое русское государство — Киевскую Русь.

Глава Руси стал именоваться великим киевским князем.

Все славянские племена, признавшие власть Киева, заключали с великим князем договор, по которому обязывались уплачивать дань мехами, хлебом и другими продуктами.

С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань. Такая форма сбора дани называлась полюдьем. Племена также были обязаны в случае войны собирать для князя ополчение.

Общерусским ополчением руководил воевода. Он был вторым лицом после князя.

Согласно преданию, Олег умер от укуса змеи, выползшей из черепа умершего любимого коня князя.

912-945 годы: правление князя Игоря в Киеве.

Игорь – сын Рюрика. В 945 году был убит древлянами, которые были возмущены тем, что Игорь нарушил договор о полюдье и потребовал дани больше положенного. Древляне разгромили небольшую дружину Игоря и жестоко расправились с самим князем.

945-957 годы: правление княгини Ольги.

После смерти Игоря в Киеве остался его малолетний сын Святослав. Ольга стала править от его имени.

— Ольга провела первую на Руси государственную реформу. Она установила точный размер дани – уроки. Кроме того, установила места сбора дани – погосты. И дань теперь собирали не князья, а специально назначенные люди.

— В 957 году Ольга отправилась в Византию и первой на Руси приняла православную веру.

957-972 годы: правление князя Святослава.

По возвращении из Византии Ольга передала княжение Святославу, достигшему совершеннолетия.

— Святослав разгромил Хазарский каганат, который чинил препятствия русским купцам на Волжском торговом пути, ведущем в богатые страны Востока. Благодаря победе над хазарами к Руси был присоединен последний восточно-славянский союз племен – вятичи, которые до этого платили дань Хазарии. При Святославе на Таманском полуострове образовалось Тмутараканское княжество.

— В 968 году захватил ряд болгарских поселений и объявил Переяславец столицей Руси. Долго воевал с из-за этого с Византией, которая была недовольна действиями Святослава.

В 971 году начались ожесточенные бои византийских и русских войск. Они закончились переговорами: в обмен на обещание отступить от Болгарии византийский император согласился пропустить дружинников Святослава домой.

В 972 году по пути домой был убит печенегами у днепровских порогов.

980-1015 годы: правление князя Владимира.

— При нем в 988 году Русь приняла христианство. Причины принятия: единому государству нужна была единая вера. У каждого племени были свои языческие боги, которые не объединяли племена, а разъединяли их.

Владимир выбрал христианство, потому что оно было способно не только объединить народ, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия – самая могущественная страна тогдашней Европы.

Принятие христианства, кроме того, укрепляло международный авторитет Руси, русские купцы больше не подвергались гонениям в Византии и других христианских странах.

1019-1054 годы: правление князя Ярослава Мудрого.

— Ярослав был Новгородским князем – такова была воля отца, киевского князя Владимира. Киевским князем он стал после смерти отца в результате междоусобной борьбы между братьями.

Три брата (Борис, Глеб и Святослав) были убиты Святополком. После смерти самого Святополка в 1019 году Ярослав стал киевским князем, но теперь в борьбу за престол вступил еще один брат – Мстислав.

И лишь в 1036 году, после смерти Мстислава, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

— Ярославу принадлежала высшая власть в стране. Киевский князь издавал законы, был высшим судьей и главным защитником русской земли, определял внешнюю политику. Правил при помощи своих сыновей, которых отправлял в качестве наместников в крупнейшие земли государства. Но в городах еще сохранялись вечевые традиции.

— При Ярославе окончательно сложилась древнерусская народность. То есть люди уже не относили себя к тому или иному племени (например, полянам или древлянам), а начали считать себя единым народом.

— Издана Русская правда — свод древнерусских законов, древнейший памятник славянского права. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. На протяжении  нескольких веков Русская Правда  служила  основным руководством  при судебных разбирательствах.

— Стал зарождаться феодализм. Первыми феодалами стали князья, которые присваивали себе земли общин. Появились первые вотчины – наследственные земли. Но верховным собственником этих земель оставался князь. Он мог подарить вотчину за верную службу, а мог и отобрать. Начало формироваться сословие бояр.

Кто такие были бояре? Княжеская дружина делилась на «старшую» и «младшую». Старшая дружина выполняла важнейшие поручения князя и имела привилегированное положение. Именно старшую дружину и стали называть боярами. Основную часть населения Руси составляли свободные земледельцы.

Но появились и зависимые крестьяне: смерды – те кто выполнял определенные работы для князя; закупы – разорившиеся крестьяне, которые отрабатывали долг трудом. Наиболее бесправными были холопы – рабы, которые работали на земле князей и владельцев вотчин.

Холопами становились военнопленные, но и свободный человек от нужды мог добровольно продать себя в холопы.

— При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Он положил начало русскому письменному законодательству, покончил с набегами печенегов, укрепил границы государства, укрепил международный авторитет Руси.

1113-1125 годы: правление князя Владимира Мономаха.

После смерти Ярослава Мудрого его сыновья и внуки вели междоусобные распри. Русь изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. В 1097 году в Любече собрались все князья.

Съезд был организован по настоянию Владимира Мономаха, который тогда княжил в Переяславле. Было решено сообща бороться с половцами. В 1111 Мономах, возглавивший общерусскую борьбу с половцами, нанес им сокрушительный удар.

После смерти киевского князя Святополка Изяславича бояре под давлением населения пригласили Мономаха править страной.

— Издал свод законов «Устав Владимира Всеволодовича».

— Написал первую светскую проповедь «Поучение детям». Оно адресовано его сыновьям, но князь обращается и к другим слушателям и читателям.

Он призывает их иметь страх Божий в сердце, творить добро, помня о том, что жизнь на земле скоротечна. Будущим правителям Руси он завещает «держать» Русскую землю и заботиться о ее покое и процветании.

Таким образом, «Поучение» представляет собой и отцовское завещание детям, и свод нравственных правил, и политическую программу.

— восстановил единство Руси. Однако после смерти Мономаха и его сына Мстислава Русь тем не менее распалась.

Источник: http://test1.czl23.ru/plugins/content/content.php?content.491

Ярослав мудрый

  ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ (в крещении Георгий) (ок. 978-20.02.1054) — сын Владимира Святославича и Рогнеды; князь киевский с 1019 г.

  После крещения Владимир посадил своих сыновей в крупнейшие древнерусские города. Ярослав был отправлен в Ростов. После смерти самого старшего Владимировича, Вышеслава, сидевшего в Новгороде, княжения были перераспределены. Теперь Новгород получил Ярослав. Однако в 1014 г.

он отказался платить дань в Киев, чем вызвал гнев отца. Тот начал готовиться к войне с непокорным сыном, но скоропостижная смерть киевского князя предотвратила это столкновение. После смерти Владимира Святославича между его сыновьями развернулась жестокая борьба.

«Повесть временных лет» рассказывает, что власть в Киеве сначала захватил Святополк Окаянный. Он убил Бориса и отправил убийц к Ярославу и Глебу. Ярославу об этом сообщила сестра Предслава. Не теряя времени, он предупредил Глеба о грозящей опасности, а сам стал готовиться к войне со Святополком.

Тем временем убийцы Святополка расправились с Глебом, а также со Святославом Владимировичем, пытавшимся найти спасение в Венгрии.

  Осенью 1015 г. Ярослав выступил в поход на Киев. Отряды киевского и новгородского князей сошлись под Любечем. Полки киевского князя были разбиты и рассеяны, а сам он бежал в Польшу к своему тестю и союзнику королю Болеславу Храброму.

Войско Болеслава, состоявшее из поляков, русской дружины Святополка, а также наемных отрядов немцев, венгров и печенегов, в битве на р. Буг разбило рать Ярослава. Киев был захвачен Святополком и Болеславом, а Ярослав бежал в Новгород. Там, собрав многочисленное войско, он вновь двинулся на Киев. В битве на р.

Альта (по легенде, на том самом месте, где был убит Борис) Святополк потерпел сокрушительное поражение.

  Ярослав окончательно занял Киев в 1019 г. Однако это княжение не было спокойным. В 1021 г. ему пришлось сражаться со своим племянником, полоцким князем Брячиславом, захватившим и разграбившим Новгород. В 1024 г.

брат киевского князя Мстислав Владимирович Храбрый (Тмутараканский), победив в битве при Листвене, вынудил Ярослава заключить с ним договор о разделе всей Русской земли по Днепру. Мстислав взял восточную половину и сел править своим уделом в Чернигове, а Ярослав — западную, с Киевом. Лишь в 1036 г.

, после смерти оставшегося без наследников черниговского князя, Русь вновь объединилась под властью Ярослава.

Читайте также:  Восстание черниговского полка - история России

  Ярослав приложил немало усилий, чтобы превратить свою столицу в некое подобие «нового Царьграда». Здесь были возведены Золотые ворота, дорога от которых вела к новому храму — собору Св. Софии. Были основаны монастыри свв. Георгия и Ирины.

  Ярославу удалось прекратить набеги печенегов на Русь. Дружины Ярослава ходили походами на финнов, ятвягов, мазовшан. Его сын Владимир в 1043 г. совершил последний в истории Древней Руси поход на Византию (закончившийся, правда, неудачей). В 1051 г. Ярослав (видимо, без согласия Константинопольского патриарха) впервые поставил в Киеве митрополита из русских — Илариона.

  В годы правления Ярослава велось интенсивное городское строительство: построены Ярославль-на-Волге, Юрьев (ныне Тарту) в Прибалтике. При нем открывались новые монастыри. Величественный собор Св. Софии был возведен в Новгороде.

Заботился князь и о развитии на Руси «книжного учения». Собрав при своем дворе писцов, он поручил им перевод греческих книг на славянский язык.

При Ярославе зародилось древнерусское летописание и составлен первый свод законов — Русская Правда.

  Ярослав был женат на шведской принцессе Ирине-Ингигерде, дочери короля Олафа Скотконунга. Одна из сестер Ярослава, Мария-Добронега, была выдана замуж за польского короля Казимира I Пяста, другая (Премислава) — за венгерского герцога Ласло Сара, третья — за норманнского маркграфа Бернгарда.

Старшая дочь Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда III Смелого. Венгерский король Андрей I был женат на Анастасии Ярославне. Младшая дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I.

Изяслав Ярославич был женат на дочери польского короля Мешко II, Святослав Ярославич — на дочери немецкого графа Леопольда фон Штаде, а Всеволод — на дочери византийского императора Константина Мономаха.

  Похоронен Ярослав в Софии Киевской.

Для более детального просмотра карты дважды «щелкните» по ней мышкой

https://www.youtube.com/watch?v=T9rMvfP9MKo

автор статьи В. Волков

Источник: http://ruhistor.ru/history_rur_yaroslav.html

Ярослав Мудрый | РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

1016-1018, 1019-1054

Предшественник — Святополк

Наследник — Изяслав

Вероисповедание —  православие

Рождение —  978 год

Смерть — 1054 год Киевская Русь

Род — Рюриковичи

Жена — с 1019 Ингегерда (в крещении — Ирина, в иночестве Анна) , дочь короля Швеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе.

Дети — Сыновья:  Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь.

Дочери — Елизавета, Анастасия, Анна.

            Ярослав был сыном великого Киевского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году, отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославича, Ярослав становится Новгородским князем.

            После смерти князя Владимира началась борьба между братьями за киевский престол.

Сначала Киев захватил Святополк, убив братьев, князя ростовского Бориса, смоленского Глеба и древлянского Святолава.

Победив Святополка, Ярославу пришлось вести борьбу с братом Мстиславом, тмутараканским князем. В этой борьбе победил Мстислав, но в 1036 году он умер, тогда вся Русская земля соединилась в руках Ярослава.

            Ярослав Владимирович Мудрый был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. В древнерусских летописях упоминается два имени жены Ярослава, Ирина и Анна. Видимо, Ингигерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна она приняла при постриге в монахини.

            В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Киевская Русь достигла своего расцвета и стала одним из сильнейших государств в Европе. Для укрепления своих владений Ярослав Мудрый построил несколько новых городов, Киев был обведен каменной стеной, а главные городские ворота названы «Золотыми».

            Внешняя политика Ярослава Мудрого была достойна сильного монарха, направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он совершил несколько удачных военных походов против финских народов, Литовского княжества, Польши. В 1036 году Ярослав одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для отечества. А на месте сражения построил церковь святой Софии.

            Во время правления князя Ярослава состоялось последнее столкновение Руси с Византией, в результате чего был подписан мирный договор, подкрепленный династическим браком. Его сын Всеволод женился на греческой принцессе Анне.

            Династические браки способствовали укреплению мира и дружбы между государствами. Князь Ярослав Мудрый имел трех дочерей и шесть сыновей. Старшая дочь Елизавета была супругой норвежского принца Гаральда.

Вторая дочь Ярослава Мудрого Анна сочеталась браком с французским королем Генрихом I. Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея I.

Трое сыновей Ярослава Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь, были женаты на немецких принцессах.

            Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение грамотности населения. Для этого он построил училище, где обучали мальчиков церковному делу. Ярослав заботился о просвещении, потому поручал монахам переводить и переписывать греческие книги.

Деятельность Ярослава Мудрого была очень продуктивной. Он построил множество храмов, церквей, монастырей. Во главе церковной организации был избран первый митрополит Иларион, русский по происхождению. С постройкой храмов появляются зодчество и живопись, переняты из Греции церковные напевы. Киевская Русь при Ярославе Мудром заметно преобразилась.     

            Для укрепления влияния церкви была возобновлена церковная десятина, введенная ранее князем Владимиром, т.е. десятая часть установленного князьями размера дани отдавалась на нужды церкви.

            Княжение Ярослава Мудрого оставило свой след в истории России еще одним великим делом – изданием «Русской правды», первого сборника законов. Кроме того при нем появился свод церковных законов «Номоканон», или в переводе «Кормчая книга».

            Таким образом, реформы Ярослава Мудрого охватывали широкий круг проблем – политических, религиозных, образовательных.

Ярослав умер в 1054 году в 76 лет.

            Он получил прозвище Мудрый за любовь к книгам, церкви, за свои богоугодные деяния, Ярослав не приобретал оружием новые земли, но возвратил утраченное в междоусобицах, много сделал для укрепления русского государства.

            Но Ярослава прозвали Мудрым только в 60-е годы 19 века. В те времена его называли «Хромцом», т.к. Ярослав хромал. В ту эпоху считалось, что физический недостаток являлся признаком особой силы и ума. Хром – значит мудр. И возможно «Мудрый» — это отголосок прозвища «Хромец», а его деяния только утвердили это.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

            Период княжения Ярослава Мудрого отмечен новым прорывом в истории Киевского государства. В эпоху правления Ярослава Русь «вышла на мировую арену», как одно из самых сильных государств этого периода. В области ведения международных дел Ярослав предпочитал дипломатию войнам. Так, он знаменит своими династическими браками со многими правителями Европы.

Такое положение способствовало поднятию международного авторитета Руси, а также гарантировало военную помощь в случае нестабильности, кроме всего прочего, это также способствовало обретению относительной безопасности со стороны тех стран, с которыми у Руси имелись «родственны» связи.

Русь поддерживала тесные отношения с Византией, Германией, Венгрией, Францией и скандинавскими странами. Династические браки были представлены следующим образом: сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа – Ингигерде, а впоследствии на Анне – дочери византийского императора. Дочь Ярослава Елизавета вышла замуж за норвежского короля Харальда Сурового.

Вторая дочь – Анна, -за французского короля Генриха Второго. Третья дочь — Анастасия – была женой венгерского короля Андрея Первого.

            Однако то, что Ярослав был превосходным дипломатом, не означало, что он вовсе не вел военных дел. Так, в 1030- 1031гг. Войска Ярослава и Мстислава отвоевали Червенские города, которые в 1018г. захватил польский король Болеслав Первый Храбрый.

Ярослав заключил союз с польским королём Казимиром Первым, выдав за него свою сестру Добронигу, и женив своего старшего сына Изяслава на сестре Казимира. В 1031г. он на отвоёванных у Польши землях на реке Сян, основал город Ярослав, что впоследствии стал форпостом Киевского государства на Западе. Ярослав также осуществил ряд походов против эстов (1030г) и ятвягов (1038г).

При нём для защиты границ от нападения кочевников была построена новая оборонная линия вдоль рек Сулы, Стугны, Роси и Трубежа. В 1037г. войска руссов разгромили печенегов близ Киева, и именно в честь этой победы был заложен (в 1037г) Софийский собор. В 1043г великий князь организовал поход под командованием своего сына Владимира и воеводы Вашаты на Византию.

Подводя итоги, можно сказать, что внешнеполитическая деятельность Ярослава Мудрого была весьма успешной, и способствовала поднятию международного статуса Киевской Руси.

Общая характеристика внутренней политики Ярослав Мудрого.

            Период княжения Ярослава Мудрого – это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен свод законов под названием «Правда Ярослава», составляющий наиболее древнюю часть «Русской Правды».

Издание этого документа способствовало организации внутренней жизни страны. В период правления Ярослава христианство окончательно утвердилось в Киевском государстве. В 1039г. была основана Киевская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. В 1051г.

Ярослав, желая освободится из-под «опёки» Византии в церковных делах, вопреки канону, на сборе русских епископов, избрал митрополитом киевского церковного деятеля Иллариона.

             При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри – Св. Ирины, Св. Юрия, Киево- Печерский монастырь, что стали крупными церковными и общественно-культурными центрами. Ярослав также заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были созданы школа и библиотека при Софийском Соборе.

Перед смертью он попытался наладить ещё одну тревожившую его проблему, и усовершенствовать аппарат передачи власти, что бы в дальнейшем избежать кровавых междоусобиц. Но он умер прежде, чем ему удалось решить эту проблему.

В целом можно сказать, что внутренняя политика Ярослава Мудрого была успешной, и направленной на развитие государства

«Русская Правда».

            Общая характеристика «Русской Правды». Кроме всего прочего Ярослав Мудрый также знаменит издание своей «Русской Правды». «Русская Правда» — сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 – 12 вв. Вопрос о её происхождении, а также о времени составления наиболее ранней части «Русской Правды» является спорным.

Некоторые историки относят его даже к 7в. Однако большинство исследователей связывают древнейшую часть «Русской Правды» с именем Ярослав Мудрого, и местом её издания называют Новгород. Начальный текст этого документа до нас не дошел. В ходе истории текст «Русской Правды» неоднократно изменялся и дополнялся.

Так, например, известно, что сыновья Ярослав, (во второй половине 11в.), дополнили и изменили текст «Русской Правды», назвав её «Правдой Ярославичей». На сегодняшний день известно 106 списков «Русской Правды», составленных в 13 – 17 вв.

Преимущественно «Русскую Правду» принято разделять на три редакции – Краткую, Расширенную, и Сокращенную, отображающие определённые этапы развития общественных отношений в Киевском государстве.

Виды преступлений и соответствующих им наказаний по «Русской Правде»:

1. Кровная месть

2. Побои и оскорбление.

3. Членовредительство.

4.Убийство. .

5. Кража или порча имущества.

Хронология военных действий

История правления Ярослава Мудрого содержит многочисленные упоминания о военных действиях.

Вот лишь некоторые из них: 1029 год – поход в помощь Мстиславу против ясов, изгнание их из Тмутаракани (ныне Краснодарский край); 1031 год – поход вместе с Мстиславом на поляков, в результате были завоеваны города Перемышль и Червен; 1036 год – победа над войсками печенегов и освобождение от их набегов Древней Руси; 1040 и 1044 годы – военные действия против Литвы. 

Религиозные последствия

Итоги правления Ярослава Мудрого не ограничиваются только политическими достижениями. Он много сделал для укрепления христианства в государстве. В 1051 году русская церковь окончательно освобождается из-под влияния Константинополя, впервые самостоятельно избрав на Епископском соборе митрополита Иллариона.

На церковнославянский переводится большое количество византийских книг, на их переписку из казны выделяются немалые средства. Правление Ярослава Мудрого ознаменовано основанием множества монастырей и церквей.

Монастыри Киево-Печерский, Святой Ирины, Святого Юрия почитались не только церковными, но и общественно-культурными центрами. В 1037 году началось строительство знаменитого Софийского собора, в котором впоследствии захоронили прах Ярослава. По его приказу в 1036-1037 гг.

возведены знаменитые киевские Золотые ворота, которые по замыслу Ярослава, должны были символизировать перемещение центра православия в Киевскую Русь.

Книги о Ярославе Мудром

Павло Загрепбельный.- Ярослав Мудрый

Елизавета Дворецкая —  Сокровище Харальда.

Замечательный исторический роман о Киевской Руси времен Ярослава Мудрого.

Трое достойных мужчин, представителей знатных европейских родов, добиваются руки и сердца старшей дочери великого князя Киевской Руси.

Кого из них выберет красавица и умница Елисава: немецкого герцога, молодого властителя Норвегии или непредсказуемого в поступках отважного воина Харальда — короля викингов и викинга среди королей? 

Антонин Ладинский — Анна Ярославна — Королева Франции

Добавить МОЯ ОЦЕНКА: Купить Анна Ярославна — королева Франции Антонин Ладинский 3.9 ISBN: 978-5-4453-0226-1 Год издания: 2014 Издательство: «Лениздат», «Команда А» Антонин Ладинский — русский поэт «первой волны» эмиграции, автор популярных исторических романов о Киевской Руси и Римской империи.

Участник Гражданской войны, он оказался сначала в Египте, а поз­же во Франции. В 1955 году вернулся в Россию. Роман «Анна Ярославна — королева Франции» переносит чита­теля в XI век.

Глубокий ум, красота, духовность и обра­зованность киевской княжны, ставшей французской ко­ролевой, производили неизгладимое впечатление на ее современников.

Дочь Ярослава Мудрого достойно пред­ставляла на чужбине свою родину, которая в те далекие времена была значительно более развитой в культурном и экономическом отношении, чем Франция. По мотивам произведения Ладинского известный режиссер Игорь Масленников поставил одноименный фильм.

Этот при­тягательный образ вдохновил также братьев Мищуков, создавших песню «Королева Анна» на стихи Давида Са­мойлова. Анна является и одним из главных персонажей романа Анатолия Черченко «Вещая тропа Бояна», повести Елены Озерецкой «Звенит слава в Киеве», романа «Чудо» Павла Загребельного. Французская писательница Режин Дефорж посвятила ей бестселлер «Анна Киевская». 

Карамзин Н.М.  — Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любимый народ свой.

Источник: http://maxpark.com/community/8238/content/6021829

Ссылка на основную публикацию