Категория населения по русской правде и правде ярославичей — история России

Категории населения. «Русская Правда»

Категория населения по Русской Правде и Правде Ярославичей - история России

О социальной структуре древнерусского общества нам известно из древнейшего юридического памятника — «Русской Правды» (юридический памятник, основанный на нормах обычного права и прежнем княжеском законодательстве).

«Русская Правда» состоит из «Правды Ярослава» (первые 17 статей) и «Правды Ярославичей», сыновей Ярослава Мудрого, «Устава Владимира Мономаха». «Правда Ярослава» регламентирует отношения между свободными людьми прежде всего в среде княжеской дружины.

«Правда Ярославичей» же уделяет большее внимание отношениям внутри княжеской или боярской вотчины с зависимым населением.

«Русская Правда» дает сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и классовой борьбе, категориях феодально‑зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе, о быте, нравах человека Древней Руси.

Имеется более 100 списков «Русской Правды» и три редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. По Краткой «Правде» можно проследить становление феодальных отношений, в Пространной «Правде» отразилось уже развитое древнерусское феодальное право, третья редакция «Русской Правды», Сокращенная, самая поздняя.

Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI в. (как церковное и монастырское землевладения). В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), княжеская и боярская. Верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

До середины XII в. господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации — взимание дани. При этом полюдье выполняло две функции — взимание дани и кормление дружины.

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники, осевшие на земле, получали земли в управление и собирали в них дань от имени князя, оставляя часть себе.

Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники, давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимых своих общинников. Мужи вольные — это сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники — свободные смерды).

Княжеская и местная аристократии стали известны как боярство, а сила и социальный престиж боярства как класса опирались на обширные земельные владения.

«Русская Правда» дает широкий перечень лиц княжеской администрации, выполнявших государственные функции управления и сбора налогов: княжий тиун (правитель‑наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя); мытник (человек, собиравший торговые пошлины); вирник (человек, собиравший «виру» — деньги, выплачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления); емец (собирал «продажи» — плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу).

Функции управления личным хозяйством князя исполняли: ключник; княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огнище» — дом, управитель личным хозяйством князя); княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей, или «мужей», стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших», или «вятших», то есть зажиточных, и «молодших», или «черных», то есть бедных. По занятиям своим они назывались «купцами» и «ремесленниками».

Все свободное население Руси называлось людьми, отсюда пошел термин «полюдье». Значительная часть населения была лично свободна, но платила дань в пользу государства. Сельское население называлось смердами. Смерды могли жить как в свободных сельских общинах, так и в вотчинах феодалов и князей, являясь при этом лично зависимыми.

«Русская Правда» знает уже несколько категорий лично зависимых крестьян — закупов, холопов, рядовичей. Феодально‑зависимое население пополнялось из рядов свободного, т. е. происходил процесс закрепощения. Другим источником его пополнения были немногочисленные рабы (часто пленники‑иноземцы), лично зависимые от князя или бояр‑дружинников и посаженные на землю в вотчинах.

Смерды — феодально‑зависимое население в княжеской или боярской вотчине. Смерды лично были свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя.

В Новгороде и Пскове высшая власть над смердами принадлежала не князю, а городу. Смерды должны были платить государственные налоги, в особенности так называемую дань.

Другой обязанностью смердов была поставка лошадей для городского ополчения в случае большой войны.

Полусвободные. Связь между полусвободными и их господами была чисто экономической, поскольку это было отношение между кредитором и должником. Как только долг выплачивался с процентом, должник вновь становился полностью свободным.

Особенность отношения состояла в том, что долг должен был выплачиваться не деньгами, а работой, хотя не было возражений на его выплату деньгами, если должник неожиданно обретал достаточную для этого сумму. Такой должник (закуп) был фактически контрактным работником.

Рядовичи заключали «ряд» (договор) и отрабатывали деньги или услугу за определенный срок по этому договору. Вдачи, мужчины или женщины, «отдавались» на временную службу господину. Это делалось в основном во времена отчаяния — в период голода или после опустошительной войны. Еще одна категория полусвободных — изгои.

Источники в качестве феодально‑зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчинных ремесленников.

В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII вв. рабов‑пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались холопами.

Источниками холопства являлись самопродажа, женитьба на рабе «без ряду», вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника.

Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.

Рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как «полное рабство» (холопство обельное). Основным источником временного рабства было пленение на войне. Временное рабство могло закончиться после совершения достаточного объема работ.

Церковные люди. Русское духовенство может быть разделено на две группы: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). Епископы стояли выше обычного духовенства по власти, престижу и богатству.

Характерные особенности «Русской Правды»:

— была распространена во всех землях Древней Руси как основной источник права;

— являлась основной юридической нормой до конца XV в.;

— являлась кодексом частного права;

— объектами преступлений были личность и имущество;

— являлась памятником феодального права.

Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/kategorii-naseleniya-russkaya-pravda.html

«Русская правда» Развитие Русского общества к XI в

План урока:

План изучения нового материала: 1. Возникновение феодальной собственности. 2. Вотчинное хозяйство. 3. Феодально-зависимое население. 4. Государственное управление. 5. Русское общество: а) армия; б) города, торговля; в) церковь, монастыри. 6. Общественные потрясения. 7. Русская Правда Ярославичей.

Тип урока:Урок обобщения и систематизации знанийСодержимое урока:

РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В XI в.

      Цели урока: характеристика основных тенденций развития феодальной системы на Руси в изучаемый период; сравнительная характеристика системы управления на Руси в IX—X вв.

Урок предполагает работу с текстом русской правды, который расположен под текстом основного урока

      Термины и понятия уроков

      Бояре — вотчинники, знать. Источники пополнения: родоплеменная знать, разбогатевшие общинники-аллодисты, служилая знать (старшая дружина).
      Вира — денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.
      Вотчина — форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах.
      Гривна — весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси.
      Закупы — люди, попавшие в долговую кабалу, отрабатывающие «купу» (ссуду). После выплаты долга могли стать свободными. В случае побега теряли остатки свободы и становились рабами. В случае обращения в раба без законного основания освобождались от долга и получали свободу.
      Изгои — люди, потерявшие связь с общиной, либо выкупившиеся на волю холопы. Занимали промежуточное положение между свободными и несвободными категориями населения.
      Обычное право — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.
      Рядовичи — люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.
      Смерды — социальный слой Древнерусского государства, занимавшийся сельским хозяйством, в положении которого переплетались элементы свободы и несвободы.
      Холопы — категория рабов, которые либо были посажены на землю, либо входили в состав челяди или дружины феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.
      Челядь — домашние рабы.         

  Для начала стоит рассмотреть представленные точки зрения историков об уровне социально-экономического развития Руси. В процессе изучения материала первого пункта параграфа учащиеся заполняют первый и второй столбцы таблицы.

Дискуссия об уровне социально-экономического развития Древней Руси

      
      Вотчинное хозяйство (от слова „отец“) — переданные князем своим вассалам (старшая дружина — бояре) населенные земли на правах наследственной собственности. Право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю.

      Население вотчины за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками и озерами должно было вносить владельцу платежи деньгами и продуктами, исполнять разного рода повинности и работы. Наряду с этим оставались и общегосударственные поборы и повинности.

      Вотчинное хозяйство было, как правило, крупным, в нем появилась возможность лучше организовать и обработку почвы, и расчистку леса, и строительство хозяйственных построек и т. д. Оно было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи.

Феодал был заинтересован в том, чтобы население вотчины не разорялось, потому что это грозило бы разорением и ему.       Вотчинники обладали не только правом владения землей, но и правом суда над населением вотчины».                  Вопрос о хозяйственных занятиях в Древней Руси ученики изучают самостоятельно по учебнику и отвечают на вопросы: 1.

 Каковы характер и роль земледелия в социально-экономическом развитии Древней Руси? 2. Какое место занимало животноводство в хозяйственной жизни Древней Руси? 3. Каково назначение различных видов домашних животных, названных в Русской Правде? Кто и как «обслуживал» животноводство? 4.

Читайте также:  Преемственность: от восточной римской империи к османской империи (1280-1461) - история России

 Какие ремесленные специальности отражены в Русской Правде? Как она характеризует положение ремесленников? 5. Что свидетельствует о развитии торговли на Руси? Что можно сказать о характере торговли и положении купцов? 6.

 Какие промыслы занимали доминирующее положение в хозяйстве?       Вопрос о категориях населения княжеско-боярских вотчин рассматриваем в процессе лабораторной работы по тексту Русской Правды. Для учащихся 10 классов анализ такого сложного документа, как Русская Правда, связан с большими трудностями. Чтобы облегчить им задачу, необходимо разделить класс на группы, которые по итогам работы с текстом документа выделят следующие социальные группы Древнерусского государства: 1) зависимое население; 2) администрация княжеской вотчины; 3) князья и бояре.

      В приведенной ниже таблице указаны статьи Краткой и Пространной редакций Русской Правды, которые содержат сведения о зависимом населении.

      Необходимо увидеть, что в Древнерусском государстве еще сохранялись пережитки родоплеменного строя. Правда Ярослава допускает кровную месть, институт, типичный для эпохи, когда не существовало государства, берущего на себя функцию наказания за преступления.

Следует обратить внимание на то, что в статье о кровной мести уже видна тенденция к ее ограничению: законодатель точно определяет круг близких родственников, имеющих право на месть.

      Рассмотрение вопроса о системе управления Древнерусским государством можно провести в виде анализа схемы государственного управления, сложившегося в XI в.
       Приблизительно схема может выглядеть так, как показано ниже.

Государственное управление в XI в.

      Анализируя схему, учитель обращает внимание учащихся на то, что роль веча оставалась значительной. Вече ведало вопросами войны и мира, распоряжалось финансовыми и земельными ресурсами общины, санкционировало денежные сборы, принимало участие в обсуждении законодательства.

       Войско Древней Руси состояло из дружин киевского великого князя и местных князей, а также ополчения, собираемого на период похода (войны). Войско обычно насчитывало 15—25 тыс., реже 40—50 тыс. человек. В XI в. возрастает роль княжеской дружины, а следовательно, конницы. Вооружение состояло из мечей, копий, боевых ножей, топоров, луков.

С X в. применялись камнеметные машины, вежи, тараны. Защитное вооружение состояло из кольчуги, шлема и щита.       Рассматривая состав и вооружение древнерусского войска, необходимо отметить, что правовые основы военной организации Древней Руси также нашли свое отражение в Русской Правде.

Например, положения о категориях ратных людей, о взаимоотношениях между дружиной и князьями, князьями и ополчением и т. п.

Боевое построение русского войска

      б) Обсуждение вопросов о древнерусском городе и торговых порядках в Древнерусском государстве можно построить в виде дискуссии.

      Можно предложить следующие вопросы для обсуждения: 1) Почему Русь называли страной городов — «Гардарикой»? 2) Какова была роль города в Древней Руси? 3) В чем вы видите основные отличия древнерусского города от города, привычного современному человеку? 4) Какая категория населения составляла большинство жителей города? 5) Чем и с кем торговали русские купцы?       в) Вопрос о церквях и монастырях на Руси может стать предметом изучения отдельной группы учащихся, которая представит свои выводы в виде доклада, иллюстрированного слайд-шоу. Для подготовки доклада учащиеся могут воспользоваться материалами учебника, дополнительной литературой и ресурсами Интернета.       Вопрос об общественных потрясениях в изучаемый период важен с точки зрения обоснования причин изменений в древнерусском законодательстве. Внутриполитические противоречия и внешняя опасность обострили социальную обстановку в государстве, что привело к таким наиболее сильным проявлениям классовой борьбы, как «мятеж великий» в Суздальской земле в 1024 г., киевское восстание в 1068 г., движение смердов в Ростовской земле в 1071 г.       Реакция государства на волнения была однозначной — издание подробного свода законов, так называемой Правды Ярославичей, создателями которой были сыновья Ярослава — Изяслав, Святослав и Всеволод.

       Внесенные в законодательство изменения рекомендуем изучать с помощью составления сравнительной таблицы, фиксирующей основные изменения в законодательстве. Для работы используется материал после § 11.

Изменения в законодательстве XI—XII вв.

     Вывод: основной смысл дополнений заключался в том, чтобы защитить имущество феодала и его вотчину. Выразилось это в первую очередь в отмене кровной мести и увеличении разницы в плате за убийство различных категорий населения, которую можно четко проследить в ходе анализа приведенной ниже таблицы.

Штрафы за убийства 
(Правда Ярославичей)

      Правда Ярославичей подробно описывает устройство вотчины. Центром вотчины был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом).

Кроме него, существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.
      Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь).

Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

 (По Троицкому списку второй половины XV в.)

Суд Ярослава Владимеричь, Правда Руськая

Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. С. 87-112.

Категории населения, упоминаемые в «Русской правде»

Источник: http://eclassed.ru/node/2054/print

Правовое положение населения по «Русской Правде»: особенности, характеристики и интересные факты :

«Русская правда» является важнейшим правовым источником в истории российского государства. В документе можно найти положения об образе жизни и статусе самых разных слоев населения. Помимо того, древнейший источник является сборником уголовных, гражданских и культурных норм. В этой статье будет разобрано правовое положение групп населения по «Русской Правде». Итак, приступим.

«Русская Правда»: общая характеристика

Первый официальный сборник правовых норм, появившийся в Киевской Руси, датируется 1016 годом. Главным составителем документа историки называют Ярослава Мудрого. Документ впервые был обнаружен исследователем Василием Татищевым, который нашел и проанализировал краткую его редакцию.

«Русская Правда» включает в себя нормы наследственного, процессуального, уголовного и торгового характера. По сути, небольшой по объему документ давал исчерпывающие сведения почти обо всех правилах общественной жизни.

Отдельно стоит выделить категории населения по «Русской Правде», их правовое положение и статус. На данный момент не сохранилось ни одного оригинального экземпляра знаменитого документа.

Есть лишь относительно поздние версии и списки, датированные XIII-XV веками.

Князья и их окружение

Чуть подробнее стоит рассказать о правовом положении населения по «Русской Правде». Начать необходимо с привилегированных слоев. На Руси в начале второго тысячелетия таковыми являлись бояре и князья.

Князьями в документе именуются лица, держащие власть в том или ином регионе. Великим князем выступает киевский правитель, в других русских городах заседают его сыновья или родственники.

Князь обладает двумя основными функциями: вершить суд и собирать налоги.

https://www.youtube.com/watch?v=-6i0jWL3GCo

Несколько раз в документе употребляется выражение «княжьи мужи». Так на Руси называли людей, находящихся в окружении правителя. Это верные князю поданные, можно сказать, его агенты.

Представленных лиц не получится выделить в качестве отдельного сословия.

Хотя в «Русской Правде» правовое положение населения и подразумевает наличие «княжьих мужей», ни в одном другом древнерусском источнике эти лица не указываются.

Наконец, стоит рассказать о боярах. Это привилегированное сословие, обязанное верно служить своему князю. Боярские слуги выполняют различные функции. О них следует рассказать далее.

Бояре и знать

Какое место занимают бояре в населении по «Русской Правде»? Правовое положение феодалов всегда различно, ведь у каждого представителя привилегированного сословия есть свои функции и обязанности.

В «Русской Правде» нередко встречается понятие «тиун». Это боярский или княжеский управляющий, который мог иметь разный правовой статус. Само понятие пришло из Скандинавии, где тиунами именовали феодалов. Они собирали дань, управляли волостями и даже вершили суд.

На Руси положение представленных лиц было различным. Во времена появления «Русской Правды» тиунами чаще всего были приближенные к князю бояре. Занимались они управлением и организацией функций своего правителя.

Однако со временем статус тиуна стали приобретать даже холопы.

Огнищанин также был привилегированным слугой. Занимался он охраной княжеского имущества. По «Русской Правде» жизнь огнищанина оценивалась в 80 гривен. Это вдвое больше, чем цена простого человека. Есть также «конюхи старыи» — княжеские слуги, заведующие конюшнями своего правителя.

Духовенство

Представители православной церкви обладают особым правовым положением по «Русской Правде». Население древнерусского государства имело большой процент священнослужителей, церковников и монахов.

Читайте также:  История ссср в 20-30 годы хх века - история России

Духовенство на Руси делилось на белое и черное. В белую категорию входили иереи (обычные священники — самая многочисленная группа), протоиереи, протопресвитеры, а также разные виды дьяконов.

Особое место в русском православии занимали церковники, принявшие схиму — особый духовный статус. В черную же категорию входит монашество, также классифицирующееся по нескольким видам. Ярослав Мудрый активно способствовал развитию духовенства на Руси.

В «Русской Правде» были зафиксированы отдельные нормы за убийство или причинение вреда представителям церкви.

Свободные люди

Кто входил в категорию так называемых простолюдинов? Каким статусом обладали независимые и свободные жители Руси? Правовое положение населения по краткой «Русской Правде» отражено довольно четко.

Основным действующим лицом в рассматриваемом документе является муж — свободный человек. За убийство мужа полагается штраф в 40 гривен.

Мужьями могли именоваться самые разные представители древнерусского населения.

Независимыми как юридически, так и экономически были так называемые смерды-общинники. Эти люди выполняли отдельные повинности в пользу государства, а также уплачивали налоги. Здесь же стоит выделить посадских людей.

Как смерды, так и посадники обладали имуществом, которое могло передаваться по наследству. За совершаемые преступления и проступки представители данных категорий несли имущественную и личную ответственность.

В городах также существовали разные социальные группы: ремесленники, рабочие, мелкие торговцы, купцы и прочие категории людей. Правовое положение свободного населения по «Русской Правде» оговаривалось для каждой отдельной категории.

В основном, устанавливались штрафы и прочие виды наказаний за разные преступления и проступки. Именно по тяжести санкций можно было определить, насколько привилегированным является то или иное сословие.

Закупы и рядовичи

Стоит перейти к группе зависимых людей. В данной отрасли выделяется довольно большое количество категорий населения. Наиболее привилегированной группой среди зависимых людей являются так называемые ратайные старосты и княжьи кормильцы. Это старосты, занимающиеся управленческими делами.

Низшее положение занимали закупы, смерды и рядовичи. При этом зависимого смерда не стоит путать со смердом-общинником, который находился в промежуточном положении на «лестнице зависимости», а потому обладал некоторыми правами и возможностями.

Зависимый же смерд — это простой крестьянин, имущество которого наследовал князь. Закупами называли людей, ставших рабами из-за долговой кабалы. Это зависимые русичи, взявшие «купу» — долг, который впоследствии не смогли отдать.

Рядовичи, в свою очередь, заключали с феодалом «ряд» — специальный договор, по которому получали обязанности по обработке земли.

Холопы

О самой бесправной и наиболее зависимой категории людей стоит рассказать отдельно. Холопы в Киевской Руси были близки по статусу к рабам, однако, по утверждениям многих историков, таковыми не являлись.

По «Русской Правде» правовое положение социальных групп, близких к холопским, имело статус не субъекта, а объекта права. За убийство собственного холопа никаких штрафов не было. За чужого платили 12 гривен.

Здесь же стоит вспомнить цену жизни простолюдина, которая составляла, согласно рассматриваемому документу, 40 гривен. Разница между свободными людьми и холопами очевидна.

Холопство проявлялось во многих видах. Зависят группы холопов от того, как именно тот или иной человек приобрел данный статус.

Например, совершивший тяжкое преступление закуп обращался в обельное (полное) холопство, которое передавалось по наследству. То же касается несостоятельности в уплате долга.

Порой положенная к уплате сумма могла быть настолько велика, что должник сразу же становился не закупом, а холопом.

Не стоит путать холопов с челядинами. Так называемая челядь приобретала полурабский статус в результате пленения, которое часто применялось во время военных походов. Челядинов на Руси было невероятно много. Почти каждая семья, глава которой участвовал в военном походе, имела при себе одного иноземного раба.

Население по «Русской Правде»: таблицы

Правовое положение каждой категории населения можно характеризовать бесконечно долго. Однако наилучшее понимание приходит лишь при взгляде на структуру жителей Киевской Руси, зафиксированную в виде таблицы.

Низшие слои населения по «Русской Правде»
горожане сельские люди холопство
купцы смерды челядь (пленные)
ремесленники рядовичи долговые холопы
мелкие торговцы закупы

В таблице представлены довольно обобщенные данные. Так, до сих пор ходят споры о том, стоит ли причислять челядь к числу холопства. Историки также дискутируют о роли смердов. Далеко не все они были зависимыми.

Высшие слои населения по «Русской Правде»
духовное сословие светское сословие
митрополит (глава церкви) бояре (тиуны, огнищане, княжьи мужи и др.)
епископ (глава прихода или монастыря) великий князь Киевский
белое духовенство (священники, дьяконы, послушники и др.) князья
черное духовенство (монашество)

Таким образом, данные в виде таблицы дают наилучшую характеристику правовому положению населения по «Русской Правде».

Сборник уголовных норм

Положения, регламентирующие наказания за преступления или проступки, наилучшим образом отражают правовое неравенство различных категорий населения. Субъектом преступления в Киевской Руси считался любой человек, кроме холопа. «Русская Правда» не предусматривала возраста уголовной ответственности для людей. Однако в документе уже отражалось понятие соучастия.

Основным преступлением в документе является «татьба», то есть кража. Худшим видом татьбы считалось конокрадство. Не меньшее внимание уделялось убийству. Самым частым видом наказания за убийство или побои был штраф. Сумма его разнилась в зависимости от того, к какой категории населения относится человек.

Гражданско-правовые нормы

Древнерусское законодательство знало обширную и качественную гражданскую систему. Немалое внимание в «Русской Правде» уделяется праву собственности. Феодал обладал полным имущественным правом на производственные средства и неполной собственностью на работника.

За порчу имущества виновник должен был уплатить штраф и возместить ущерб. Была развитой и договорная система. Именно она формировала и закрепляла правовое положение населения Древней Руси. Люди брали долги, попадали в зависимость, после чего заключали ряд или купу. Все это способствовало установлению той общественной системы, которая сохранялась на протяжении многих последующих веков.

Источник: https://www.syl.ru/article/347726/pravovoe-polojenie-naseleniya-po-russkoy-pravde-osobennosti-harakteristiki-i-interesnyie-faktyi

1.2.2. Категории населения. «Русская Правда»

По подсчетам современных демографов, на территории Киевской Руси проживало от 2,5 до 4,5 млн человек. Для средневековой Руси была характерна низкая плотность населения (в 2 раза меньше, чем в Западной Европе) при огромных неосвоенных пространствах и больших расстояниях между населенными пунктами.

К концу XI в. относятся первые сведения о пожаловании князьями своим приближенным (боярам, епископам, монастырям) земельных владений — сел с крестьянами. Первым из известных нам владельцев стал в 70-е гг. XI в. Киево-Печерский монастырь.

Археологические исследования уже четко выделяют в XII столетии десятки феодальных усадеб — укрепленных поселений размером 1000 м2 и более, с хоромами хозяина и ремесленными мастерскими, производившими «городскую» продукцию (например, стеклянные браслеты).

За высокими стенами таких усадеб стояли хоромы боярина, многочисленные служебные помещения, «клети» — кладовые, конюшни, принадлежавшие вотчиннику ремесленные мастерские. Обитатели усадьбы резко различались по своему социальному и имущественному положению.

На первом месте стояли представители администрации вотчины: тиун, конюх, ратайный (пашенный) староста. Их жизнь была защищена штрафом намного более высоким, чем за убийство простого человека; они руководили слугами, среди которых были и ремесленники, и пленная или нанятая челядь.

В княжеских селах жили лично свободные «смерды» — они исполняли воинскую повинность и входили в состав княжеского войска. Основное население боярской или монастырской вотчины составляли лично свободные крестьяне — «люди», чья зависимость выражалась в уплате ежегодного оброка.

Господскую пашню обрабатывали обычно разорившиеся крестьяне или «посаженные» на землю рабы-холопы, не обладавшие никакими правами.

Неустойчивость крестьянского хозяйства (она была связана с неурожаями, эпидемиями, набегами кочевников) заставляла общинника обращаться к владельцу с просьбой о займе — «купе» или о заключении договора — «ряда» на условиях выдачи такому «рядовичу» или «закупу» семян или рабочего скота. Бегство «закупа» или совершенная им кража превращали его в раба. Таким образом, феодальная вотчина не только привязывала к себе крестьян «внеэкономическим» насилием, но и становилась своего рода гарантией стабильности общества.

Вокруг усадьбы находились пахотные земли, луга, охотничьи угодья с бобровыми ловищами.

«Пространная Правда» подробно фиксирует в законодательных нормах кары за нарушение господских межей и всякое покушение на собственность вотчинника, вплоть до веревки из охотничьей ловушки; регулирует его отношения с «рядовичами» и «закупами» (которых, в частности, можно бить «про дело» и нельзя — в пьяном виде); указывает порядок осуществления «свода» — поиска беглого холопа.

Именно XII столетие стало временем интенсивного образования и роста древнерусских городов: на рубеже X-XI вв. насчитывалось всего 20-25 городских центров; в XI в.

летописи упоминают 64 новых центра, а в XII в. — еще 134. Однако настоящим городом можно считать поселение, сочетавшее в себе несколько функций, т.е.

являвшееся и торгово-ремесленным, и административным, и военным, и духовным центром.

В центре города находился укрепленный детинец с гарнизоном, резиденцией князя или его посадника и с городским собором. Детинец окружал торгово-ремесленный посад, делившийся на «концы» (районы) и улицы, часто по профессиональному признаку.

От центра к рубленым деревянным стенам и воротам расходились основные дороги-улицы, вдоль которых в радиусе кольца укреплений и за ними рос и сам город, приобретая радиально-кольцевую планировку. Уже с Х в. улицы стали мостить, и конструкция мостовых сохранялась без изменения около тысячи лет.

Читайте также:  Начало правления александра i - история России

«Средний» древнерусский город занимал от 2,5 до 40 га и насчитывал 3-5 тыс. населения; только в самых крупных центрах было 8-10 тыс. (Старая Рязань) или 20-30 тыс. жителей (Киев и Новгород). Значительная часть горожан — примерно 15 % — вела вполне крестьянский образ жизни.

В пределах городской черты находились сады и огороды, а сразу за стенами — пашни и выгоны; в амбарах горожан хранились рожь, овес и пшеница.

Дома горожан часто совмещались с мастерскими — кожевенными, ювелирными, литейными, ткацкими. В крупных городах насчитывалось около сотни различных ремесленных специальностей, разделение которых шло по готовому изделию.

Продукция ремесленников поступала к купцам; некоторые изделия — ювелирная «кузнь», «русские» навесные замки — даже шли на экспорт вместе с традиционными для Руси мехами и воском. С купцами и ремесленниками были связаны предоставлявшие им кредит ростовщики; восстание в Киеве в 1113 г.

заставило Владимира Мономаха ограничить ставку займа 20 % годовых.

Новгород и Смоленск заключали торговые договоры с северогерманскими городами, объединенными в торгово-политический союз — Ганзу. В Новгороде имелись Немецкий и Готский дворы, а в Киеве уже в XII-XIII вв. существовал еврейский квартал и наряду с ним «латинский» монастырь, при этом сохранившиеся источники не содержат свидетельств национально-религиозной нетерпимости.

Однако на Западе XII в. стал временем рождения городов-коммун, освобождавшихся из-под власти феодалов. Уже в X-XI вв.

в городах Италии, Англии и Франции появились купеческие гильдии, ремесленные цехи, корпорации юристов, ученых и даже «братства хромых и слепых» со своим судом и другими правами, закрепленными в уставах и хартиях.

Центром такой «коммуны» становились ратуша и рынок; феодальный замок располагался, как правило, за пределами городских стен.

На Руси же ни один город (за исключением Новгорода) не находился вне государственно-княжеской юрисдикции и не добился самоуправления. Города создавались княжеской властью; «сердцем» русского города становился детинец (кремль) с княжеской администрацией и боярскими дворами.

Рядом с княжескими владениями в городах располагались боярские дворы с массой зависимых людей. Их наличие препятствовало консолидации горожан по профессиональному признаку; поэтому на Руси так и не сложились цеховые организации, характерные для западноевропейских городов.

Можно говорить только об элементах «городского строя», которые стали проявляться с XII века. К ним можно отнести органы районного самоуправления — «концы», а позднее — более или менее автономные «слободы», которые могли объединять и людей одной профессии, и структуру городского ополчения.

Начиная с XII в. стали появляться купеческие корпорации: объединение новгородских торговцев воском («Иваньское сто»). Однако даже в эпоху расцвета Руси в XII-XIII вв. университеты в наших городах не возникли; единственной организацией, обеспечивавшей развитие образования, до конца XVII в.

оставалась церковь.

Уже в договорах с Византией упоминались нормы русского обычного права — «закона русского», вошедшие позднее в «Русскую Правду» — первый письменный свод законов.

Ярослав Мудрый создал древнейшую часть «Русской Правды»; эти нормы устанавливали плату за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, за кражу и порчу чужого имущества. «Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого; создана около 1072 г.

) включала в себя «устав о штрафах» в пользу князя за убийство свободных людей и «урок мостникам» — правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах. Дополненное и переработанное в XII в.

законодательство стало называться «Пространной Правдой», оно регулировало отношения землевладельцев и крестьян в княжеском и боярском хозяйствах. С именем Владимира Мономаха связано дополнение к «Русской Правде» 1113 г. — «Устав Владимира Всеволодовича», регулировавшее взимание процентов ростовщиками.

При этом государственное право не противостояло традиции, а сосуществовало с ней, постепенно вытесняя наиболее жестокие формы самосуда. K XII в. исчезла кровная месть. Теперь преступник выплачивал «виру» (штраф) в пользу князя и деньги родным потерпевшего. С конца XI в.

запрещался самосуд в отношении вора, застигнутого на месте преступления,- его полагалось связать и вести на княжеский суд. Если на территории своего «мира» общинники обнаруживали труп знакомого им человека, они должны были помочь властям найти убийцу.

За укрытие «душегубца» общинники выплачивали большой штраф — «дикую виру».

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание «Русская Правда» уделяла краже («татьбе») и поджогу. Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, поскольку конь был основным средством производства и боевым имуществом.

Поджог одного дома в деревянной Руси мог привести к выгоранию целого села или даже города; если пожар случался зимой, это приводило к гибели людей, оставшихся без крова и имущества. При выяснении факта совершения кражи потерпевший криком созывал соседей, и они «гнали след» — по приметам устанавливали и ловили вора — «татя».

Подозрение могло пасть на любую семью, и тогда ей приходилось «отводить след» — доказывать свою невиновность. Если утраченная вещь или вор не были найдены, потерпевший мог сделать «заклич» — объявление на площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь видел украденное имущество у другого человека.

Если новый владелец вещи заявлял, что купил ее, то он должен был доказать добросовестность ее приобретения с привлечением двух свидетелей или «мытника» — сборщика торговых пошлин.

Суд вершился на княжеском дворе в присутствии общинников. Уже тогда в любой тяжбе принимали участие истец, ответчик, а при необходимости свидетели — «видоки» и «послухи».

Когда явных улик против подозреваемого не было, истец и ответчик (или их представители) начинали судебный поединок — «поле»; победивший выигрывал дело, поскольку считалось, что Бог помогает правому.

Другим видом Божьего суда были испытания участников раскаленным железом и водой: связанного человека опускали в воду; если он начинал тонуть, то считался выигравшим дело.

Высшей мерой являлся «поток и разграбление»: иногда это означало убийство осужденного и хищение его имущества, иногда — изгнание и конфискацию имущества, иногда — продажу в холопы. Следующей по тяжести мерой наказания была «вира» (штраф), назначавшаяся за убийство. Основным же наказанием за большинство преступлений являлся денежный штраф — «продажа».

«Виры» и «продажи» в пользу князя сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье (так называемые «головничество» и «урок»). Взимал штрафы княжеский вирник. Он приезжал в дом осужденного со свитой и ждал уплаты виры, каждый день получая натуральное содержание. Поэтому преступнику выгоднее было как можно быстрее уплатить штраф или долг.

Источник: https://ayratmusin.ru/ege-po-istorii/ege-ist-1-2-2.html

Правда Ярославичей

Суд во времена Русской правды.

Художник Билибин И.(1876-1942)

Ярослав Мудрый принял  в 1016 году «Русскую правду»- первый свод законов  Руси.

Его сыновья – Изяслав, Святослав и Всеволод— дополнили и несколько переработали это сборник в период с 1068-1072 годы. Их сборник стал называться «Правдой Ярославичей». Каковы причины дополнения и переработки сборника? Каково содержание данного правого документа?

Причины дополнений и изменений положений «Русской правды»

 

  • Период правления Ярославичей был довольно сложным, особенно когда власть принадлежала Изяславу. Недовольство, вызванное укреплением  феодальной системы, приводило к выступлениям и народным бунтам.

  • Особенно большие масштабы возмущение народа приняло в 1068-1072 г. (наиболее мощное – в Киеве, в 1068. Повод – поражение Ярославичей в битве с половцами на реке Альте. Изяслав бежал в Польшу и смог снова укрепиться у власти лишь в 1069 г. при поддержке польских феодалов). Были массовые выступления в Новгороде, в Ростово- Суздальской земле.

  • Необходимо было отрегулировать законодательную систему, чтобы были удовлетворены обе стороны — и феодалы, и народ.

  • Необходимость законодательно укрепить складывающиеся феодальные отношения.

  • Стремление защитить  феодалов от выступлений и погромов народных масс путём значительного повышения виры— то есть штрафов.

Таким образом, изменения и дополнения законодательства имели целью укрепление власти феодалов и князя, всех состоятельных людей.

Основное содержание «Правды Ярославичей»

  • Защищала верхушку общества — феодалов, князей и др.

  • Защищала также любого человека Руси, его жизнь и имущество.

  • Закон закреплял сословное деление общества, неравноправное положение людей. Так за убийство тиуна или огнищанина вира была 80 гривен, а княжеского старосты — всего 12. Но по сравнению с Русской правдой Ярослава Мудрого вира была значительно выше.

  • Была отменена кровная месть как пережиток язычества.

  • Определены были виды преступлений: убийство, воровство, изнасилование, порча имущества и другие.

  • Порядок и выплата княжеским служащим жалованья.

Значение «Правды Ярославичей»

  • Укрепляла феодальные отношения на Руси.

  • Способствовала дальнейшему расслоению общества.

  • Регулировала все стороны общественных отношений в обществе.

«Русская правда» Ярослава Мудрого и «Правда Ярославичей» составили редакцию Краткой правды. В 1113 году В.Мономах добавит документ «Уставом» и появится новая редакция — Пространная правда.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Powered by Warp Theme Framework

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/126-terminy-istoriya/695-pravda-yaroslavichej

Ссылка на основную публикацию