Карта: российская империя в первой половине 19 веке — история России

Geum.ru

Карта: Российская империя в первой половине 19 веке - история России

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Российская империя вступила в XIX в. с блестящим фасадом великодержавного могущества и тяжелым грузом нарастающих социально-экономических и внутриполитических проблем.

Политический курс Александра I (1801-1825) в начале правления характеризовался напряженным поиском путей реформирования доставшегося в наследство неповоротливого и громоздкого чиновничье-государственного аппарата.

Российское самодержавие стремилось лавировать между проведением консервативных и либеральных мероприятий, частично реорганизуя различные звенья государственного управления.

Реформы начала царствования Александра I

Начало правления Александра I Благословенного на первый взгляд оправдывало надежды российского либерального дворянства. В кружке «молодых друзей» императора, так называемом «негласном комитете», были разработаны проекты коренных реформ государственного устройства Российской империи. В 1802 г. проведена реформа высших государственных учреждений империи.

При императоре был образован Комитет министров, а коллегии были заменены министерствами (схема 10). В дальнейшем разработкой планов радикальных преобразований, предполагавших даже возможность введения в стране представительной формы правления, занимался выдающийся государственный деятель М. М. Сперанский. В 1809 г.

по поручению царя им был составлен проект, в соответствии с которым в России должна была быть введена конституционная монархия. План реформ назывался «Введение к Уложению государственных законов».

Фактически речь шла о принятии конституции, которая, по мысли реформатора, должна была «облечь правление самодержавное внешними формами закона, оставив, в сущности, ту же силу и то же пространство самодержавия». Согласно проекту Сперанского в основу государственного устройства должен был быть положен принцип разделения властей.

Предлагалось сконцентрировать законосовещательные полномочия в новом органе — Государственной думе (парламенте), исполнительную власть передать министрам, а судебную — Сенату. Связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный совет как высший законосовещательный орган при государе.

Именно образование последнего в 1810 г. стало единственной нашедшей реальное воплощение идеей выдающегося российского реформатора. Просуществовав вплоть до падения монархии, Государственный совет так и не стал таким, как его задумывал Сперанский, а превратился в своего рода «отстойник» для высшей бюрократии.

Победа над Наполеоном и всенародный подъем в годы Отечественной войны 1812 г. способствовали оживлению надежд дворянской интеллигенции на либерализацию политического режима. Казалось, что эти надежды начинают оправдываться. Так, в 1815 г. император даровал конститу

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

цию вошедшему в состав России Царству Польскому, а в 1818 г. установил автономное управление в Бессарабии. На принципах самоуправления в составе империи существовало и Великое княжество Финляндское. Наконец, в 1818-1820 гг. по поручению Александра I Н. Н.

Новосельцевым был подготовлен и одобрен императором документ под названием «Государственная Уставная грамота Российской империи». Он также предусматривал введение в России конституционной монархии.

Однако либеральные начинания александровского времени к концу правления сменились откровенно реакционным курсом, что было обусловлено активным противодействием основной части дворянства, опасавшегося взрыва крестьянского возмущения в ответ на «прикосновение к основам самодержавия».

Практические итоги реформаторских усилий в царствование Александра I были незначительны. Большую роль в эволюции государственного строя России имели законы 1815-1824 гг., направленные на ужесточение крепостничества и введение системы военных поселений, руководимых «без лести преданным» царю А. А. Аракчеевым.

Политика либерального лавирования, непоследовательность реформаторских попыток и, как завершение, грубый поворот к откровенной реакции — все это послужило толчком к созданию многочисленных тайных (в основном офицерских) обществ, ставивших своей целью проведение радикальных изменений самодержавного строя.

Венцом заговорческой деятельности российского либерального дворянства стало восстание декабристов в 1825 г., потрясшее все здание империи.

Император Николай I (1825-1855), вступив на престол, приложил все силы для укрепления карательного аппарата монархии и консервации государственно-политической системы самодержавия, он был «последним его рыцарем».

Характерной особенностью 30-летнего николаевского правления являлось стремление монарха решать все проблемы путем жесткой политической централизации и милитаризации всех звеньев государственного аппарата.

Ряд ведомств были военизированы (горное, лесное, путей сообщения), а большинство губерний возглавили военные губернаторы. При Николае I особую роль приобретает Собственная Его Императорского Величества канцелярия.

Основную роль в этом учреждении начинает играть третье отделение, созданное в 1826 г. и централизовавшее органы политического сыска и следствия. Под началом главы Третьего отделения графа А. X. Бенкендорфа находился и Отдельный корпус жандармов — политическая полиция.

Одной из задач в рамках укрепления основ неограниченной монархии в первой половине XIX в.

являлась кодификационная деятельность, которая была сосредоточена во Втором отделении Канцелярии, возглавляемом М. М. Сперанским.

Итогом многолетней работы стало Полное собрание законов Российской Империи, а также издание более компактного систематизированного Свода основных государственных законов.

Вместе с тем необходимость изменений в государственном устройстве страны становилась все более очевидной даже для самых ярых сторонников самодержавия и его главной основы — крепостничества. А. X.

Бенкендорф, обращаясь к императору, называл крепостное состояние российского крестьянства «пороховым погребом» под самодержавным строем. Но любые проекты по крестьянскому вопросу упорно отклонялись Николаем I. Он считал, что условия для освобождения крестьян еще не созрели.

Важной уступкой насущным требованиям времени стала реформа управления государственными крестьянами (1837- 1841 гг. — реформа П. Д. Киселева). После прокатившихся но Европе революционных выступлений 1848 г. Николай I окончательно отказался от идеи проведения преобразований.

18 февраля 1855 г. после недолгой болезни, осознавая всю тщетность усилий по сохранению самодержавного режима, Николай I скончался.

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/rossiyskaya_imperiya_pervoy_polovine_xix_veka.php

Российская империя в первой половине XIX века

260 просмотров

Население России делилось на сословия:

   1) дворянство; 2) духовенство; 3) купечество; 4) мещанство; 5) казачество; 6) крестьянство.

   В XIX в. стал увеличиваться слой так называемых разночинцев, которые не вписывались в традиционные сословные категории. К числу разночинцев относились главным образом люди умственного труда, а именно: учителя, мелкие чиновники, врачи.

   Основой экономики страны к началу XIX в. по-прежнему являлась феодально-крепостническая система хозяйства. Но в этот период она становилась все более неэффективной. В результате все отчетливее перед Россией вставал вопрос о необходимости отмены крепостного права.

   Россия в XIX в. продолжала оставаться самодержавной монархией.

В 1801 г. в ходе последнего дворцового переворота на российский престол взошел Александр I.

Направления внутренней политики Александра I в начале XIX в.: 1) новый император восстановил отмененные при Павле статьи Жалованных грамот дворянству и городам; 2) Александр I пытался решить крестьянский вопрос. В частности:

   – он положил конец раздаче государственных крестьян в частные руки, отменил право помещиков отправлять крестьян на каторгу;

   – недворянам было разрешено покупать земли без крестьян, что было важным шагом к формированию буржуазной собственности на землю;

   – в 1803 г. был принят Указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получили право освобождать крестьян за выкуп;

   – примером для русских дворян должна была послужить реформа в Прибалтике, где началась отмена крепостного права. Но эта мера не была поддержана помещиками.

   При Александре I в 1802 г. была изменена административная система страны. Петровские коллегии были заменены теперь министерствами. Главными принципами для них стало единоначалие и четкая субординация, а именно подчинение всех нижестоящих вышестоящим. Для координации деятельности министерств был учрежден Комитет министров.

Экономическая политика: Поддержка отечественной промышленности и частного предпринимательства. 1807г – разрешение на создание акционерных обществ, купеческих собраний и торговых судов.

1818г –закон о праве крестьян основывать фабрики и заводы. Попытки финансирования по плану Сперанского (1810. разделение властей. Дворянство, среднее состояние и народ рабочий. Гос.

Совет 1810) сокращение выпуска ассигнаций, увеличение налогов.

Военные поселения ( 1810-1857) Аракчеев. Уменьшение  военных расходов посредством совмещения службы и хоз деятельности.

   Николай I Павлович (1825–1855) вступил на престол в 1825 г., во время неудачного восстания декабристов. Новый император правил Россией в течение 30 лет. Характерной чертой николаевского режима стали: централизация; милитаризация всей системы управления.

   При Николае I была создана система всесторонней опеки государства над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, социальной.

Читайте также:  Закавказье в период римских завоеваний - история России

После вступления на престол Николай сформировал секретный комитет, который должен был подготовить проект преобразований в системе государственного управления. К его работе был привлечен М.М. Сперанский.

Комитет, проработав до 1830 г., целостной программы реформ так и не создал.

   Важнейшим органом государственного управления при Николае I стала его личная канцелярия, которая состояла из трех отделений.

   I отделение канцелярии ведало документами, которые поступали к царю, и исполняло царские поручения.

   Во II отделении сосредоточилась работа по упорядочению (кодификации) законов.

   III отделение осуществляло функции полиции, должно было быть всевидящим оком царя, наблюдать за точным исполнением законов.

   Этому отделению поручались также все политические дела и контроль за умонастроениями в обществе.

   Основные направления внутренней политики Николая I:

   1) кодификация законодательства – под руководством М.М. Сперанского были подготовлены и изданы Основные государственные законы Российской империи. Эта работа должна была завершиться созданием нового уложения, но Николай I ограничился существующим законодательством;

   2) крестьянский вопрос – в 1837–1844 гг. под руководством графа П.Д. Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами. В соответствии с ней в поселениях государственных крестьян было введено самоуправление, начали открываться школы и больницы. Малоземельные крестьяне смогли теперь переселяться на свободные земли. В 1841 г.

были приняты меры, которые касались помещичьих крестьян, согласно которым было запрещено продавать крестьян без земли. В 1843 г. права приобретать крепостных были лишены безземельные дворяне. С 1847 г. крепостные крестьяне получили право выкупать свободу, если помещик продавал свое поместье за долги.

Но все же данные меры не отменяли институт крепостного права, он в целом продолжал сохраняться;

   3) денежная реформа – в 1839–1843 гг. под руководством министра финансов Е.Ф. Канкрина была проведена денежная реформа. Главным платежным средством стал серебряный рубль.

Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было обменивать на серебро. В стране поддерживалась пропорция между количеством кредитных билетов и запасом серебра.

Это позволило укрепить финансовое положение в стране;

   4) реакционные меры в сфере образования – в период николаевского царствования ряд реформ был проведен и в сфере образования. В 1835 г. был принят новый университетский устав, который являлся самым реакционным из всех университетских уставов дореволюционной России;

   5) ожесточение цензуры в отношении печати. Но еще больше ожесточились порядки в России после ряда европейских революций 1848 г., которые привели в ужас Николая I.

Источник: https://students-library.com/library/read/17533-rossijskaa-imperia-v-pervoj-polovine-xix-veka

Конспект урока истории России по теме «Россия в начале XIX века»

Конспект урока по теме «Россия в начале XIX века»

Учитель: Зотова Инесса Евгеньевна

Класс: 8

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление осостоянииРоссийской империи к началу XIX века;
  • воспитывать гражданина России, уважающего, любящего и понимающего историю своего Отечества и народов, проживающих в нем;
  • продолжать работу по формированию умений анализировать события, факты и документы через работу с картой, с текстом исторических источников, систематизировать полученные знания путём составления таблиц, схем, способность делать выводы по изученному материалу;
  • применять свои знания на практике.

Оборудование:

  • учебник «История России XIX век»
  • атласы «История России XIX век»
  • карта “Российская империя в начале XIX века”,
  • карточки дополнительного содержания материала,
  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • электронная программа «История России XIX век»
  • диаграммы: “Рост населения России в первой половине XIX века”,
  • схемы: “Сословная структура российского общества в первой половине XIX века”, “Система центральных органов управления в Российской империи в первой половине XIX века”,

Ход урока

  1. Объяснение нового материала

Мы начинаем изучать историю России XIX столетия. Это время славных побед и великих реформ.

Давайте вспомним, чьим правлением закончился для России век XVIII?

1896-1801 гг. – правление Павла I (запись на доске)

Что вы помните о правлении Павла I?

Учащиеся называют основные события правления Павла I (основные вехи правления). Портрет Павла I вывешивается на доске.

Как вы думаете, зачем мы вспоминали ранее изученный материал о России конца 18 века? (Чтобы увидеть, какую страну оставил после себя Павел I своему преемнику)

Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Россия в начале 19 века)

О чем мы должны поговорить, чтобы охарактеризовать страну. Составьте план нашего урока.

(1. Территория 2. Население: а)национальный состав; б)конфессиональный состав; в)сословия 3. Проблемы развития страны, необходимость реформ 4.Характеристика правителя 5. Первые шаги нового царствования)

Давайте попробуем охарактеризовать страну, которая досталась наследнику Павла I.

Территория страны огромна. Она занимает 1/6 часть суши от Балтийского моря до Аляски (на доске вывешивается карта «Россия в начале XIX века).

Вспомните, какие территории были присоединены к России вXVII – XVIII вв?(территории, которые называют учащиеся, ученик удоски показывает на карте)

— побережье Балтийского моря при Петре I

— Правобережная Украина и Белоруссия, Литва, часть Польши в результате русско – польской войны

— Крым при Екатерине II

— происходит освоение Сибири и Дальнего Востока

Хорошо или плохо для страны иметь такую огромную территорию?(учащиеся называют все плюсы и минусы этого факта)

Население России к началу XIX века составляло 44 млн. человек. Я дополню эту информацию следующими цифрами: к 1815 г. – 45 млн. чел, к 1851 г. – 69 млн. чел. (цифры записываются на доске)

Составьте диаграмму роста населения России. (После проверки выполненной работы в тетрадях диаграмма вывешивается на доске).

Попробуйте объяснить тот факт, что за первые 15 лет XIX века население выросло незначительно по сравнению с 1815-51 гг.

Территориальное расширение превратило Россию в многонациональное государство.

Назовите народы, проживавшие на территории Российской империи (с.4 учебника). Ученик на карте показывает места расселения народов, которые называют учащиеся.

Из всего сказанного, сформулируйте проблему развития страны. (многонациональность)

В чем сложность этой проблемы? (отношения между нациями не всегда складываются мирно, может иметь место угнетение, ущемление прав, до сих пор ни одно многонациональное государство не смогло до конца решить эту проблему)

Можете ли вы назвать современные межнациональные конфликты? (чеченский, грузино – осетинский)

Какая проблема всегда идет рядом с национальной? (религиозная, многоконфессиональность)

Какие религии исповедовали народы, населявшие Россию? (с.4 учебника)

В начале XIX века в России господствовал сословный строй. Поясните эту фразу. (население делилось на сословия)

Что такое сословие? (Большая группа людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству)

Составьте схему «Сословная система российского общества в п.п. XIX века). Помните при этом, что сословия в России делились на привилегированные и непривилегированные). После проверки работы в тетрадях схема вывешивается на доске.

Сословия

Привилегированные Непривилегированные

1 % 1% 0,6% 84,4% 3,6%

Какие выводы можно сделать из этой схемы? (Большинство населения России составляли крестьяне. Россия – аграрная страна. Дворянство, составлявшее всего 1% населения страны — главный владелец земли и крепостных крестьян)

Какими были страны Европы к началу XIX века? (аграрно – индустриальными, индустриально – аграрными). Россия отстает.

Какие преграды стояли на пути дальнейшего прогрессивного развития России? (работа со с. 5 учебника). Учащиеся перечисляют следующие проблемы:

— ничем не ограниченное самодержавие;

— огромный бюрократический аппарат, численность которого постоянно увеличивалась;

— консерватизм помещиков, не видевших потребности перемен в жизни страны;

Читайте также:  Война в испании - история России

— феодально – крепостническая система, мешавшая успешному экономическому развитию (подневольный труд крестьян был низкопроизводительным);

— наметившееся, пока малозаметное отставание России от передовых западноевропейских стран.

Вывод: России необходимы преобразования. И многое тут зависело от желания центральной власти, лично от императора. Что же за человек оказался на престоле в начале XIX века, с чего начнется для России XIX век?

Запись на доске: 1801-1825 гг. – правление Александра I

Я приведу вам несколько высказываний современников об Александре, а вы назовите основные черты характера этого человека и предположите, можно ли ждать от него глубоких планомерных преобразований?

  • «Он все делает наполовину». (М.М. Сперанский)
  • «Республиканец на словах и самодержец наделе». (А.И. Тургенев)
  • «Умел покорять умы и проникать в души других, утаивая собственные ощущения и помыслы». (М.А. Корф)
  • «В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский дипломат Лагербильке)
  • «Из некоторых его поступков был виден дух неограниченного самовластия, мщения, злопамятности, недоверчивости, непостоянства и обманов». (П.А. Тучков)
  • «Император любил внешние формы свобод, как можно любить представление… но кроме форм и внешности он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность». (А. Чарторыйский)
  • Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда. (А.С. Пушкин)

Сделайте из всего сказанного вывод, можно ли ждать глубоких планомерных реформ от этого правителя? Может быть, мнение этих людей субъективно? О человеке можно судить лишь по его конкретным поступкам. Тот же А.С. Пушкин назвал начало царствования Александра «Дней Александровых прекрасное начало». Что же позволило ему так оценить начало нового царствования?

Самостоятельная работа учащихся с информацией об Александре I. Выводы учащихся о воспитании, уровне образования, качествах личности императора.

Александр был настроен на реформы. Для их осуществления молодому 24-летнему императору нужны были помощники, сподвижники – реформаторы.

Таковыми стали соратники молодого царя, с которыми он когда-то воспитывался и учился. Это граф Строганов, Новосильцев, князь Чарторыйский, граф Кочубей (портреты в учебнике с.

7) Вместе с Александром они составили «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.

Работа с фрагментом «Негласный комитет» программы «История России XIX век». Выполнение заданий после просмотра фрагмента.

Перечислите первые шаги нового царствования. (Работа с текстом учебника с.7)

— амнистия 12 тыс. человек, посаженным при Павле I;

— открыты границы;

— разрешено ввозить западноевропейские книги;

— создан Непременный совет для разработки и обсуждения важнейших законопроектов;

— 2 апреля 1801 г. восстановление Жалованной грамоты дворянству (дала Екатерина II , отменил Павел I);

— Жалованная грамота городам;

— прекращены пожалования дворянам государственных крестьян;

— запрет публиковать в газетах объявления о продаже крестьян без земли (с.8 учебника. Значение указа минимально. Сути проблемы это не меняло)

— сентябрь 1802 г. – реформа высших органов государственной власти

Составьте схему высших органов государственной власти в начале XIX века. (После проверки работы в тетради схема вывешивается на доске)

Император

— 20 февраля 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»

Прочитайте документ на с. 9 учебника. В чем суть указа? Какова, по вашему мнению, практическая значимость указа?

За 25 лет царствования Александра I освободились лишь 47 тыс. человек (0,5 % крестьян)

— 1804 г. – реформа в Прибалтике. Первый шаг к отмене крепостного права. (повинности и платежи крестьян четко определены, крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков).

Вывод: начало царствования обнадеживающее. Видно твердое намерение императора с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.

  1. Закрепление нового материала

  2. Домашнее задание: учить с.4-5, параграф 1 учебника, записи в тетради (схемы, термины, даты)рибалтике. Первый шаг к отмене крепостного права. за?екты преобразований.в учебнике с.7) Вместе с Александром они составили Н

Источник: https://infourok.ru/konspekt_uroka_istorii_rossii_po_teme_rossiya_v_nachale_xix_veka-473035.htm

Россия в начале XIX века.. План урока: 1.Территория, народы, религия. 2.Сословия. — презентация

1 Россия в начале XIX века.<\p>

2 План урока: 1.Территория, народы, религия. 2.Сословия.<\p>

3 Российская империя в начале XIXв. простиралась от Балтийского моря до Тихого океана, от Арктики до Северного Причерноморья и Кавказа. Территория России составляла более 18 млн кв. км. В огромном многонациональном государстве жили славянские, тюркские,фино-угорские народы, которые исповедовали мировые религии- христианство, ислам, буддизм. Государственной религией являлось православие- его придерживалось большинство русских, белорусов, украинцев, всего около 87%.<\p>

4<\p>

5 Историческая математика Определите среднюю плотность населения Российской империи в начале XIX века, если её площадь была 18 млн. кв. км, а население- 43,7 млн. чел.<\p>

6<\p>

7 Используя карту, ответить на вопросы: -Как называлось государство в начале XIX века? -Назовите границы Российской империи. -Вспомните, какие территории были присоединены к Российской империи в XVIII веке? -Охарактеризуйте национальный состав Российской империи. -Представители каких религий проживали на территории России.<\p>

8 Административное деление России. Ответь на вопрос: -Когда и кем было введено административное деление страны на губернии? Российская империя Губернии Уезды Волости<\p>

9 Сословие- группа людей, обладающих одинаковыми правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами и передающимися по наследству.<\p>

10 ДВОРЯНСТВО 1% Права: владение землей и крестьянами, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО 1% Права: владение землей и крестьянами, со- словное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказании КУПЕЧЕСТВО 0,5% Права 1 гильдии: ведение внутренней и внешней торговли, освобождение от некоторых налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний, сословное самоуправление Права 2 гильдии: внутренняя торговля, сословное самоуправление Обязанности 2 гильдии: рекрутская повинность, уплата налогов Права 3 гильдии: городская и уездная торговля, сословное самоуправление Обязанности 3 гильдии: рекрутская повинность, уплата налогов МЕЩАНСТВО 4% Права: занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление Обязанности: рекрутская повинность, уплата налогов КАЗАЧЕСТВО 6% Права: владение землей, освобождение от податей. Обязанности: воинская служба со своим снаряжением ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ 40-45% Права: общинное владение землей, общинное самоуправление Обязанности: рекрутская повинность, уплата налогов КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ 40-45% Обязанности как собственности дворян: барщина, оброк и другие повинности Обязанности как подданных государства: рекрутская повинность, уплата налогов<\p>

11<\p>

12 Вывод: Российская империя являлась многонациональным государством с обширной территорией. Россия была абсолютной монархией. Большая часть населения проживала в деревнях. В России существовали привилегированные (дворянство, духовенство, купечество) и податные (крестьяне, мещане) сословия. Самым бесправным и многочисленным сословием являлось крестьянство, составляющее более 80% всего населения страны, которое платило подати (барщину и оброк).<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/769218

Российская империя в XIX в. (стр. 1 из 5)

Российская империя в XIX в.

XIX в.

Первая половина XIX в. – это время правления двух императоров Александра I и Николая I.

Александр I (1801-1825)

Первый период царствования Александра ознаменован проведением либеральных реформ.

Началом своего правления он подтвердил либеральную настроенность будущих преобразований: была уничтожена «Тайная канцелярия», дарована свобода политическим заключенным и ссыльным, были запрещены пытки, ставшие непременной частью судопроизводства.

Особенно большое внимание император уделял вопросам отмены крепостного права и ограничения самодержавия. Решение этих вопросов и других обсуждалось Александром среди его единомышленников, входящих в «Негласный комитет» (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.Д. Чарторыйский).

Уже в 1802 г. была осуществлена административная реформа, которая заключалась в замене коллегий 8-ю министерствами: военным, морским, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Сенат провозглашался «верховным местом империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора.

Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем.

Но все же Александра не переставало волновать решение крестьянского вопроса, во-первых, он прекратил практику раздачи государственных крестьян в крепостные дворянам, во-вторых, 20 февраля 1803 г.

вышел Указа о свободных (вольных) хлебопашцах, который устанавливал правила освобождения крепостных и наделения их землей, однако предоставление свободы он относил к решению самих владельцев имений. Этот Указ формировал особую социальную категорию свободных хлебопашцев, владеющих землей по праву частной собственности с отличие от государственных крестьян.

Что касается практических результатов этого Указа, то они были невелики. Общее количество крепостных, освобожденных после его публикации, составило около 50 000 человек.

В 1803 г. была проведена еще одна немаловажная реформа – реформа в сфере народного образования. 24 января 1803 г. Александр утвердил новое положение об устройстве учебных заведений.

Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Последние должны были представлять собой высшую ступень образования.

Если до этого времени в России существовал лишь один университет – Московский, основанный в 1755 г., то теперь были восстановлены многие старые университеты и созданы новые.

Хотя образование по-прежнему оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян, новая система образования отвечала потребностям общества в грамотных, квалифицированных специалистах.

Новый этап реформ, начавшийся в 1803 г. требовал новых людей, этими новыми людьми стали А.А. Аракчеев и М.М. Сперанский. Первый занимался преимущественно вопросами, связанными с реорганизацией армии, второй – разработкой планов новых реформ.

Реформы Сперанского.

План реформ, предложенный Сперанским, представлял собой мысли самого императора.

Во-первых, он предлагал реформировать систему государственного управления путем осуществления разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, в плане реформ рассматривался вопрос о гражданских правах, которыми предполагалось наделить все население страны, включая крепостных. К числу таких прав он отнес невозможность наказания кого-либо без решения суда. Правом же участия в выборах предполагалось наделить лишь два первых сословия государства – дворянство и купечество.

Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархи, где власть монарха была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.

Претворение плана Сперанского в жизнь началось в 1809 — 1810 гг. 1 января 1810 г. был создан Государственный совет (законосовещательный орган), который должен был координировать деятельность всех трех отраслей управления. Осуществление следующих этапов реформы затянулось, летом 1810 г.

началось преобразование министерств: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, а также ряд новых Главных управлений. Государственная дума так и не была создана.

Предложенный Сперанским проект реорганизации Сената, суть которого состояла в разделении его на два – правительствующий и судебный, был отвергнут членами Государственного совета. После целого ряда неудач Сперанский попросил об отставке.

Причины неудачи новых реформ:

сама личность Сперанского, который поднялся из низов, вызывала зависть и злобу в придворных кругах.

во-вторых, реформы Сперанского посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок.

Реформы Аракчеева.

Реформы Аракчеева – стали переходом от либерализма к реакции, отличительным признаком которого стало проведение военной реформы, которая заключалась в создании военных поселений.

Осознав, что любая попытка отмены крепостного права вызовет недовольство со стороны помещиков, Александр решил сделать своей главной опорой армию.

Однако армия сама зависела в значительной степени зависела от дворянства: половина рекрутов бралась из крепостных, большинство съестных припасов также шло из дворянских имений. Первоочередной задачей было создание самообеспеченной армии. Отсюда и возникла идея военных поселений.

В военных поселениях военное обучение сочеталось с производительной работой. Ожидалось, что: 1) армия станет самообеспеченной в экономическом и финансовом отношениях; 2) солдаты будут наделены землей и средствами к существованию; 3) военные поселения избавят население от необходимости уплаты налогов, идущих на содержание армии.

Однако благополучных военных поселений было не много, в основном солдаты не одобряли эту идею, поскольку здесь они столкнулись с новыми притеснениями со стороны администрации, что повлекло за собой череду восстаний, жестоко подавляемых помощниками Аракчеева.

К концу своего правления Александр и вовсе забыл о реформах, проводя реакционную политику и действуя в угоду помещикам. Была запрещена деятельность масонских лож, помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на поселение в Сибирь.

Все историки говорят о том, что причиной неудачи проводимых и планируемых реформ стала слабость Александра перед дворянством, не желавшим менять те устои, которые им были удобны.

Кроме того отмечается непоследовательность в проводимых реформах: «император и его сотрудники решили вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы подходящие гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве».

Николай I (1825-1855)

Николай I был полной противоположностью своего брата, в его действиях не было и тени либерализма. Уже первыми мерами он подтвердил реакционную настроенность своей политики: была ограничена печать, университеты поставлены под строгий контроль, было создано Специальное Третье отделение императорской канцелярии, орган секретной полиции.

Начало правления Николая было ознаменовано исторически примечательным событием – восстанием декабристов, предложивших проекты реформ, которые способствовали укреплению России. Идеи декабристов не исчезли бесследно, а были взяты на вооружения Николаем, придерживавшимся их в своих действиях.

Николай предпринимает ряд мер по ограничению крепостного права. Декабристы обращали внимание на необходимость отмены крепостного права. Цель издаваемых законов сводилась к идее регулирования эксплуатации крестьянского труда помещиками. Однако никакого практического значения они не имели.

Прокатившаяся по России череда крестьянских волнений, в ходе которых присутствовало требование вернуть общинное самоуправление. Для удовлетворения этого требования была проведена попечительная реформа.

Суть ее состояла в разделении губерний на округа, а те с свою очередь делились на волости и сельские общества. Управление округами возлагалось на окружных начальников их дворян. А в волостях и сельских обществах вводилось крестьянское самоуправление.

Эта реформа способствовала улучшению благосостоянию государственных крестьян.

Другим злом, на которое указывали декабристы, был беспорядок в финансах. Это стало основой для проведения финансовой реформы, под руководством министра финансов Канкрина.

В результате нее был увеличен золотой запас России, за счет него поддерживался новый курс, по которому введенные в 1839 г. стабилизированные бумажные деньги были в 3,5 раза дороже прежних.

Был введен серебряный рубль как «главная монета», а также выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебро.

Канкрин был инициатором еще одной реформы, которая, по его замыслу, способствовала созданию бездефицитного бюджета. Это торговая, или гильдейская, реформа, которая ограничила возможности монополизации торговли купцами I гильдии и расширила права среднего купечества, что способствовало появлению еще одного источника пополнения бюджета.

Судьбы Александра I и Николая I схожи в том смысле, сто и первый, и второй пытались провести необходимые обществу реформы, но оказались бессильны перед лицом непреодолимых трудностей, связанных с консервативным общественным мнением, отсутствием в обществе тех политических сил, которые могли бы поддержать реформаторские усилия императора.

I и Николая I . Какова роль министерства финансов и его главы Е.Ф. Канкрина в создании бездефицитного бюджета?

Источник: http://MirZnanii.com/a/331713/rossiyskaya-imperiya-v-xix-v

Ссылка на основную публикацию